cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок 10 класс гончаров обломов: И. А. Гончаров. «Обломов». Уроки в 10 классе. | План-конспект занятия по литературе (10 класс) по теме:

Урок литературы в 10 классе по роману И.А. Гончарова «Обломов»

ТЕМА урока «Образ Обломова» по 1 ч романа И.А. Гончарова «Обломов».

ЦЕЛЬ: Проведение анализа концепции художественного произведения; рассмотрение центрального образа романа: Обломова.

ЗАДАЧИ:

Образовательная:

1.                  Сформировать у обучающихся первичное представление о главном герое при анализе 1-4 главы 1 ч.

2.                  Раскрыть роль интерьера и портрета в характеристике персонажа.

Развивающая:

1.             Развивать умения анализа эпизода, работать и общаться в группах.

Воспитательная:

1.                  Воспитывать культуру монологической речи, письменного и устного ответа. Мотивировать к ответственному отношению выполняемой работы.

ФОРМИРУЕМЫЕ ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем.

 3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

 6. Работать в коллективе и команде.

В результате  обучающиеся должны показать и улучшить навыки ориентирования в тексте, анализировать эпизоды произведения, работать в группах, знать содержание романа, схему анализа произведения.

 

 

На доске:

1.Главный герой романа.

2.Роль интерьера и портрета в характеристике персонажа.

3.Парад гостей.

4.Обломовка.—?

5. Что выше: созерцание или действие?

  1.  Организационный момент:

Учитель:  Здравствуйте, ребята! Я уверена, что сегодняшний наш урок будет проходить в  теплой, дружеской атмосфере.

А собрались мы по поводу… Какой повод?

Каков же предмет сегодняшнего разговора? Да, это роман Гончарова «Обломов (беру в руки) Обломов-это роман о…( о самом романе)

Обломов – это герой…

И тема сегодняшнего урока: «Роман И. Гончарова «Обломов». Образ главного героя» (запись на доске и в тетрадях)

 

Проведем пятиминутку честности.

— Кто прочитал 1 часть романа?

-Какое время года открывает роман Гончарова «Обломов»?

-К какому литературному направлению относится роман?

— Где происходит действие?

— Назовите три романа на «Об…», написанных Гончаровым.

— Кто прочитал весь роман?

Кому он был интересен?

 

Это произведение можно считать романом наглой дерзости, т. к. первые 200 стр. герой не вставал с дивана. Автор держит внимание читателя на неподвижности героя. К главному герою стягиваются все сюжетные линии, к нему обращены характеристики других персонажей. Илья Ильич Обломов- средоточие идеи романа, в нем душа книги. Понять душу- значит разгадать лучшее создание.   

  1. Актуализация знаний.

Любители журнала «Отечественные записки» прочитали роман в первых четырех номерах за 1859 год.  И тогда же появились первые отзывы. Давайте послушаем их.

Слово для выступления предоставляется группе литературных критиков.

 

1 задание    Отзывы в напечатанном виде

         Скажите Гончарову, что я в восторге от «Обломова» и перечитываю еще раз…  «Обломов» имеет успех  не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике.

Л. Толстой

 

         Пока останется хоть один русский – до тех пор будут помнить «Обломова».

И.С. Тургенев

 

         Если бы Гончаров написал лишь одного «Обломова», то и этого было бы достаточно, чтобы признать за ним непререкаемое право на одно из самых выдающихся  мест в первом ряду русских писателей.

А. Ф. Кони

 

2 задание Задание группе литературных критиков: Изучите материалы статей Н.А. Добролюбова,А.В. Дружинина,Б Бурсова ,Я. И, Кулешова, посвященные роману «Обломов» и его героям и подготовьте ответ на вопрос, указанный в вашем задании.

 

Раздаточный материал

Как Н.А. Добролюбов объясняет причины бездействия Обломова?

<…>В чем заключаются главные черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного раз­вития. По внешнему своему положению — он барин; «у не­го есть Захар и еще триста Захаров», по выражению ав­тора.

<…>.Ясно, что Обломов не тупая, статическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собствен­ных усилий,  а от других, — развила в нем  апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравст­венного рабства. Рабство это так переплетается с барст­вом Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обусловливаются, что, кажется, нет ни малей­шей возможности провести между ними какую-нибудь гра­ницу. Это нравственное рабство Обломова составляет ед­ва ли не самую любопытную сторону его личности и всей его истории…

Н.А. Добролюбов. Что такое обломовщина? 1859

 

Как Б. Бурсов объясняет причины бездействия Обломова?

Обломов угасает и потому, что он как помещик может ничего не де­лать, и потому, что как человек он не желает ничем заниматься в ущерб сво­ему человеческому достоинству <…> Человек сознательно идет на то, чтобы совсем угаснуть, но не стать чиновником или дельцом, не вступить в сделку со своей совестью <…> В обрисовке Гончарова Обломов предстает как чело­век, хотя и безнадежно отставший от требований времени, все же не идущий на компромиссы.

Б. Бурсов. Национальное своеобразие русской литературы. 1964

 

Каким видит Обломова-человека  критик А.В. Дружинин?

Не за комические стороны, не за жалостную жизнь, не за проявления общих всем нам слабостей любим мы Илью Ильича Обломова. Он дорог нам как человек своего края  и  своего времени,  как  незлобный  и  нежный ребе­нок, способный, при иных обстоятельствах жизни и ином развитии, на дела истинной любви и милосердия. Он до­рог нам как самостоятельная и чистая натура, вполне не­зависимая от той    схоластико-моральной   истасканности, что пятнает собою огромное большинство людей, его пре­зирающих. Он дорог нам по истине, какой проникнуто все его создание, по тысяче корней, которыми поэт-художник связал его с нашей родной почвой. И, наконец, он любе­зен нам, как чудак, который в нашу эпоху себялюбия и неправды мирно покончил свой век, не обидевши ни од­ного человека, не обманувши ни одного человека к не на­учивши ни одного человека  чему-нибудь скверному.

(Русская критика эпохи Чернышевского и Добролюбова, — М., 1989.)

 

Как А.В. Дружинин говорит о причинах бездействия Обломова?

(…) Заспанный    Обломов, уроженец    заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен    от нравственных болезней, какими страдает не один из практических лю­дей, кидающих в    него камнями.

    Он   не имеет    ничего общего с бесчисленной массой грешников нашего време­ни, самонадеянно берущихся за дела, к которым не имеют призвания.

 

Учитель: Это было вчера. Это взгляды из прошлого. Взгляды тех, кто жил рядом с Гончаровым. Что вам кажется сегодня актуальным в этих оценках, с чем вы согласитесь, с чем – нет? Ответим на эти вопросы после изучения всего произведения.

роман намного пережил своего создателя И.А. Гончарова, тихо «проспав» на стеллажах библиотек, в шкафах и на полках вот уже сколько… (ответ учеников— около 200 лет  ), не давая спать многим поколениям читателей. Как думаете почему? Ведь есть книги, живущие год, два, десять лет, а тут 1 … В чем дело?

 И цель нашего сегодняшнего урока –  раскрыть секрет романа, исследовать его критическим взглядом с позиции прошлого и настоящего и найти в нем то, что является актуальным для сегодняшнего дня.

А какие бы цели урока определили вы?

Мы должны выяснить: кто такой Обломов?

Определить смысл жизни главного героя

Решить: лень- это добро или зло?

Узнать истоки зарождения лени

 

Идейную направленность романа определил сам писатель. « Я старался показать в «Обломове» как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в …кисель».

Давайте внимательно присмотримся к тексту очень сложного и многослойного содержания гончаровского романа. Слово предоставляется группе  читателей-аналитиков. У всех на столах есть план анализа образа гл. героя. Пожалуйста, присоединяйтесь к работе!

 

Найти в тексте романа (зачитать по тексту)

Обломов

Возраст

Это был человек тридцати двух-трёх лет от роду.

 

Портрет

Человек среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица.

Костюм

Послушный, не по размеру халат. Преданные туфли, мягкие, широкие.

 

Интерьер

Видимость проживания. Паутина. Запылённые зеркала. Разбросанные вещи. Грязная тарелка.

 

Происхождение

Из богатого дворянского рода с патриархальными традициями.

.

Воспитание

Родители приучали к праздности и покою. Труд – наказание. Культ еды и сна.

Характеристика

Добрый, ленивый барин, которого больше всего беспокоит собственный покой.

Испытание любовью

Ему нужна любовь материнская.

 

Привлекательные черты

Мягкость, простота, великодушие, доброта.

Слабости

Апатия, лень, отсутствие цели жизни и интереса к жизни, равнодушие к себе, дорожит только своим спокойствием, не подготовлен и не приспособлен к жизни.

 

Сила

Стремление к личной независимости.

Символы

Большой диван, удобный халат, мягкие туфли.

Роль предметных деталей в создании образа велика. Слово предоставляется группе исследователей.

 Имя главного героя. Илья Ильич Обломов. Каковы ваши представления о фамилии Обломов? Какие ассоциации она вызывает?

Предполагаемый ответ: Облом, обломать. 1. Ломая, отделить концы, крайние части чего-либо; отломать кругом, по краю. 2. перен. прост. Заставить кого-либо вести себя определенным образом, подчинив

себе его волю, сломив упрямство // С трудом уговорить, убедить, заставить согласиться с чем-либо; уломать (Словарь русского языка в 4 т., 1986.)

в современном жаргоне – неудача, крушение планов, тяжелое душевное состояние, депрессия; отрицательные эмоции, переживания; апатия, нежелание делать чего-л. (Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русского жаргона, 2001.)

Обломок. Остаток чего-либо прежде существовавшего, исчезнувшего.

Как вы думаете, что обозначает имя Илья?

Предполагаемый ответ: Илья. Древнееврейское «божья помощь»

Илья – пророк, взятый живым на небо. Илья жил в царстве Аахава. В то время когда язычество стало распространяться в еврейском народе, Илья смело выступил против этого, обличая царя и народ, за что подвергся преследованию.

Илья Ильич «Илья в квадрате»- достойный продолжатель родовых традиции. Настоящее и прошлое слились и перемешались.

Илья Муромец – богатырь.

Преподобного Илью Печерского (1188 г.) народ отождествлял с былинным героем (Муромцем).

Илья – Илиада. Многолетняя борьба древних//борьба человека с самим собой.

Как вы думаете, давая своему персонажу имя Илья, соотносил ли его Гончаров с этими толкованиями? Определите роль имени и фамилии в создании образа главного героя.

Т.о. противоречия проявляются уже в имени и фамилии персонажа. В имени – большие задатки, задатки в квадрате, сила, божественность. А фамилия сводит на нет все начинания, ломает, крушит личность.

Продолжим знакомство с главным героем

 

Гончаров в первой главе создает целую поэму халату Обломова. Эта деталь затем последовательно используется Гончаровым.

В гардеробе мужчины 19 века имелось несколько халатов, они служили домашними одеяниями на утро и в вечернее время. Были халаты атласные, которые одевались поверх одежды, и шелковые, одеваемые поверх ночной сорочки.

 

Предполагаемый ответ: автор намеренно остановился на подробном описании халата, потому что через милые хозяину вещи мы узнаем основные его пристрастия. В данном случае халат является любимой вещью Обломова, потому что большую часть дня он проводит дома , а поскольку халат шелковый, следовательно, он предпочитает и вовсе не переодеваться в течение дня за ненадобностью.

Восходит эта тема к стихотворению Вяземского П.А. «Ода халату»

Слово предоставляется группе литераторов.

. Поэт Вяземский, получив назначение в варшавскую канцелярию, расставаясь со своей беспечной московской жизнью, написал прощальную оду своему халату. Халат для Вяземского олицетворяет личную независимость, столь ценимую вольнолюбивым поэтом, является противопоставлением придворной ливрее – символу лицемерия и бездуховности придворной жизни, и становится тем дороже, что обстоятельства вынуждают его покинуть это одеяние.

Прослушайте стихотворение Вяземского П.А.

(чтение подготовленным обучающимся)

 

Жизнь наша в старости — изношенный халат:

И совестно носить его, и жаль оставить;

Мы с ним давно сжились, давно, как с братом брат;

Нельзя нас починить и заново исправить.

 

Как мы состарились, состарился и он;

В лохмотьях наша жизнь, и он в лохмотьях тоже,

Чернилами он весь расписан, окроплен,

Но эти пятна нам узоров всех дороже;

 

В них отпрыски пера, которому во дни

Мы светлой радости иль облачной печали

Свои все помыслы, все таинства свои,

Всю исповедь, всю быль свою передавали.

 

На жизни также есть минувшего следы:

Записаны на ней и жалобы, и пени,

И на нее легла тень скорби и беды,

Но прелесть грустная таится в этой тени.

 

В ней есть предания, в ней отзыв наш родной

Сердечной памятью еще живет в утрате,

И утро свежее, и полдня блеск и зной

Припоминаем мы и при дневном закате.

 

Еще люблю подчас жизнь старую свою

С ее ущербами и грустным поворотом,

И, как боец свой плащ, простреленный в бою,

Я холю свой халат с любовью и почетом

Значит,халат- это –Символ покоя, лени, но и символ свободы от фальшивых условностей, противопоставление несвободе окружающей действительности.

Господин де Лень  — так называли друзья Гончарова за его медлительность и малоподвижность. В этом сходстве давайте составим  ассоциативный ряд слов к понятию лень  апатия, пассивность, инертность, малоподвижность, вялость, сонливость, тунеядство, бездействие. Какое слово является самым страшным? К чему это может привести?

сценка

 

Комментарий после сценки аналитиков

 «В данном комическом эпизоде изображается «возлежание» Обломова. Показывается, как барин лежит на диване, как он пытается вставать, как нога не попадает в туфлю; вяло ищет письмо, пришедшее из деревни, но уже несколько дней затерявшееся в складах одеяла. Диван, туфли, халат – символы образа жизни Обломова.

Ученик 2: . А что читает Обломов? «Лежали 2-3 развернутые книги, валялась газета, но страницы покрылись пылью, пожелтели…». Обломов привык к такому убранству своей комнаты. Иногда зовет Захара, чтобы тот убрал, но тот перепирается с ним. И все это лишь подчеркивает полное бездействие барина.

Ученик- 3:  Лицо, вызывающее у нас симпатию, добродушное, большие глаза, мягкий овал лица, сидит, полулежа на диване в расслабленной позе.

Обломов первоначально полностью раскрывается через быт, печальные ассоциации, наблюдения автора «Все запылилось…». Обширная сюжетная экспозиция рисует картину духовного запустения героя. Таков он в перебранке с Захаром. Здесь Захар и Обломов равны в своей бездуховности, поглощенности мелочами, они ссорятся из-за денег. «Пошлость пошлого человека» Гончаров обнажает с беспощадностью. Мелочи быта вырастают до мировых масштабов. Завершается экспозиция 1 части романа словами Обломова «Ах, боже мой, трогает жизнь, везде достает

4. Аналитическая работа:

— Каким мы видим героя в отношении к другим героям( Добрый)

— Как живет Обломов? (стремиться к гармонии, к комфорту)

— Почему его все обманывают? (несамостоятельный)

— Почему он лежит и ни с кем не общается (протест против жизненной суеты)

(зачитываются слова Обломова: «я устал от вашего Петербурга»)

Проблемный диалог.

-Сегодня ли он стал таким? Кто или что виновато в этом? (Во-первых, Обломов бездействует, т.к. он барин. Во-вторых, он не берется за дело, если видит в нем бессмысленность. У Штольца он спашивает  «Зачем тебе столько денег?», в –третьих на становление Обломова сыграло воспитание и влияние общества. Обломов- чуткий, понимающий искусство человек, понимающий гармонию природы, не такой как все. И Ольга Ильинская увидела это « Вы нежный и добрый». Обломов умеет ценить прекрасное и тянется к гармонии, но действительность противоречит миру его души. Он осознанно отстраняется от участия в ней, а не только из-за чувства апатии и лени.)

А сейчас скажите мне, пожалуйста, как называется место, где проходило детство Обломова

Каким вы увидели детство Обломова?

Сообщение обучающегося «Сон Обломова».

Характер героя сформирован средой Обломовки, семейным воспитанием! Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы. Его не научили трудиться, действовать самостоятельно. И в результате неглупый человек превратился в пародию на человека.

— Семья семьёй, но неужели Илья Ильич не смог сам побороть лень, не смог найти дело по душе?

По мере взросления Обломов уже не сумел противостоять лени, не смог побороть её, хотя от воли человека многое зависит, а его черты характера – нерешительность, пассивность и нежелание работать!

 

Лень и нерешительность, отсутствие силы воли приводят героя к полному краху, он уже не совершает поступков, не принимает решений, а опускается на дно лежачей жизни. Обломов выбрал философию покоя, умиротворения.

Мы больше критикуем персонажа, но в нём помимо отрицательных качеств, есть положительные!

Каждый по очереди называет какую-либо черту характера.


заполнение таблицы в тетрадях

Положительные качества Обломова

Отрицательные качества Обломова

Доброта , мечтательность, мягкость, гостеприимство, способность любить, честность, терпимость, благородство, простодушие, спокойствие.

Лень, отсутствие силы воли, вялость, равнодушие, не принятие труда, нерешительность, неаккуратность, неумение жить, непрактичность, безразличие, нежелание развиваться.

Какие качества из правой колонки вам приятны? Таких нет. К чему приводят отрицательные черты? (к разрушению, деградации, безнравственности; а хорошие качества всегда приводят личность к развитию, к самореализации.

№2  Чтение эпизода «Сна»

Анализ: «Сон Обломова» является смысловым ключом к пониманию всего произведения «Сонное царство» Обломовки графически можно изобразить в виде замкнутого круга. Круг имеет отношение к фамилии Ильи Ильича и к названию деревни, где прошло его детство. Слово обло – круг, окружность (отсюда облако) Но автор, видимо, имел значение другое. Это значение обломка. В самом деле, ведь обломовское существование – это обломок некогда полноценной и всеохватывающей жизни. Обломовка – это всеми забытый, чудом уцелевший «блаженный уголок» — обломок Эдема? Основной фольклорный прообраз Обломова в романе – даже не былинный Илья, а мудрый сказочный дурак Емеля. Это мудрый дурак. Он – тот самый лежачий камень, под который вопреки пословице, вода, в конце концов, течёт.

№3 Чтение эпизода «Сна»  Анализ

Вынесенное из глубины детства и отрочества чувство внутренней свободы Обломов пытается сохранить в окружающей действительности. Именно поэтому служба, лишённая человеческого взаимоотношения, друзья, мечтающие только о карьере, женщины, не способные любить, отталкиваются Ильей, как чуждые его отторгаются нравственными идеалами.

Он ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа человеку».

Гости заменяют собой необходимое описание среды, в которой живет Обломов. Каждый из их напоминание о 3-х этапах жизни Обломова. Светская жизнь, чиновничья служба, литературная деятельность. Гости олицетворяют столичное общество.

Волков- франт, светское тщеславие- смысл его жизни.

Пенкин- сочинитель в модном духе.

 Алексеев- человек без поступков, без характера и имени.

Тарантьев- грубиян, хам, шельма. Все они ведут бездуховную жизнь.

В основе обломовского порядка жизни лежит упование на может быть, авось, как-нибудь.

Учитель: Не смог Илья Ильич реализовать то хорошее, светлое начало, лежащее, «как золото», в недрах его чуткой и доброй души. Обломов не понял себя, не осознал в себе человека. Он так и остался обломком того несовершенного мира, который пытался подчинить его себе.

Со страниц романа звучит вопрос:

«Сколько людей не смогли сбросить с себя халат обломовщины, заглушили в себе волю, силу духа ради успокоенности, собственного благополучия? Этот вопрос будоражит не одно поколение читателей.

Дискуссия.

— Частичная обломовщина выражается у русских людей в небрежности, неточности, неряшливости, опоздании на уроки, на мероприятия, на условленные встречи.

— Часто люди ограничиваются планом какой-нибудь работы, не доведя ее до осуществления.

— Человек, живущий в мечтах и видящий недостатки в нашей жизни и свои недостатки, разочаровывается и в людях, и в себе. Он берётся то за одно, то за другое дело и ничего не доводит до конца и наконец, перестает бороться за жизнь, погружается в лень, апатию. Таков именно Обломов. Такие люди есть и среди нас..

Обломов: «Отчего я … такой?»

Исследовательская деятельность. . Работа с критическими статьями.

Итог. Закончите фразу: Обломов бездействует, потому что…

Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть— иначе будет не жизнь, а прозябание. Надо иметь и принципы в жизни. Хорошо их даже изложить в дневнике, но чтобы дневник был «настоящим», его никому нельзя показывать – писать для себя только, Однако правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим»

Подведение итогов .


Никита Михалков — Народный артист России (1984 г.), лауреат Государственных премий России.
Михалков удостоен также специальных почетных призов за вклад в киноискусство и развитие культуры.

 

Несколько дней из жизни И.И. Обломова

Художественный фильм (Мосфильм, 1979). 2 серии

В ролях: Олег Табаков, Андрей Разумовский, Юрий Богатырев, Елена Соловей, Авангард Леонтьев, Олег Козлов, Елена Клещевская, Галина Шостко, Глеб Стриженов, Евгений Стеблов, Евгения Глушенко, Николай Пастухов. 

Приз «Золотой щит Оксфорда» режиссеру, оператору (П. Лебешеву), актеру (О. Табакову), актрисе (Е. Соловей) на МКФ в Оксфорде (1980 г.)

Первый приз на Международной неделе авторских фильмов в Бенальмадене (1982 г.)

Признан Национальным советом кинокритиков США лучшим иностранным фильмом 1981 года.

 

Что  выше и необходимее? Созерцание или действие?

Почему Обломов созерцает, а Штольц  действует? Что их побуждает к этому?

Ответы учащихся

 

Давайте изменим ситуацию и глубже исследуем мотивы действий героев. Не изменится ли ваша позиция? Для этого мы обратимся к литературной критике.

 

Ответ группы « Литературные критики»

Каково мнение Добролюбова по поводу бездействия Обломова?(Обломов – барин)

Каково мнение Б. Бурсова по поводу бездействия Обломова?(не идет на компромиссы, не вступает в сделку с совестью)

Каково мнение Дружинина А.В. по поводу бездействия Обломова?(не хочет браться за дело, к которому не имеет призвания, понимая его бессмысленность)

 

Учитель: Чье мнение по поводу бездействия главного героя вам ближе? Чем? Может быть, у вас сложился свой взгляд на Обломова, на его бездействие? Сформулируйте и обоснуйте,  докажите текстом, используйте речевой образец: Обломов бездействует, потому что…

Антиподом Обломову выступает Штольц. Он действует, трудится, почему?

Как об этом говорит литературная критика?

Каково мнение Добролюбова по этому вопросу?

 

Ответ  учащихся (жить – значит трудиться)

Каково мнение  критика Кулешова по этому вопросу? (трудиться ради самого труда)

Чье мнение по поводу действия Штольца вам ближе?

Чем? Может быть, у вас сложился свой взгляд на это. Сформулируйте и обоснуйте, докажите текстом,  используйте речевой образец: Штольц действует, потому что…

 

Учитель: Мы исследовали мотивы. Попробуем ответить на вопрос: что же необходимее? Созерцание или действие уже с позиции новых фактов, с  позиции исследования мотивов. Изменилось ли ваше мнение?

Ответы учащихся

 

А что же выше: созерцание или действие. Как вы понимаете этот вопрос?

Учитель: А что критика говорит о нравственном облике героев?

Каким Обломов показан у Дружинина? Каково отношение критика к герою и почему? (он дорог критику, никого не обидел и не обманул, не научил скверному)

А как критика говорит о нравственном облике Штольца? Мнение Кулешова. (это машина, методически работающая)

Что выше: созерцание или действие? (ответы)

Мы с вами выслушали мнение литературных критиков, а теперь слово предоставляется кинокритикам. Как на этот вопрос отвечает наш современник Н. Михалков, но прежде сообщение о нем и его фильме, посвященном роману «Обломов».

 

Кому же отдает нравственное предпочтение режиссер Михалков? Кто выше: Обломов или Штольц? Что  выше:  созерцание или действие?

А вот как думает об этом Михалков. Слова Михалкова: «Есть ли смысл сегодня возвращаться к разговору об обломовщине, которая давно и справедливо осуждена, и все, что можно было сказать о ней, уже сказано. Потому-то нам хотелось подойти к существу романа с несколько иной стороны, повести разговор не об опасности обломовщины, а об опасности, если можно так выразиться, штольцевщины, о прагматизме, вытесняющем, пожирающем в человеческой душе духовность.»

Словарная работа: прагматизм – это… направление в философии, признающее истиной лишь то, что дает практические полезные результаты.

 

Учитель: является ли проблема штольцевщины актуальной? На столько ли она опасна ,как считает режиссер и актер Михалков?

В чем видит главную опасность штольцевщины наш современник, режиссер и актер Н. Михалков. Согласны ли вы с ним?

 

Что ближе нашему национальному характеру, нашему менталитету: созерцание или деятельность?

 Словарная работа: менталитет – это…

Учитель: ТРИ черты отличают нашу нацию: соборность, патриотизм, духовность.

Умом Россию не понять… А можно понять только сердцем и душой!

 

                             Обобщение.

Так в чем же актуальность романа и проблемы, поднятой в нем?

Что же выше и необходимее: созерцание или действие?

 

Урок литературы в 10-ом классе по роману И.А. Гончарова «Обломов»

Ольга жила со своей тетушкой.

– отношение к Штольцу:
«Называла его другом, любила за то, что он всегда смешил её и не давал скучать, но немного и боялась, потому что чувствовала себя слишком ребенком перед ним». (стр. 170)

– любила она музыку, но пела чаще втихомолку.

– с удвоенным любопытством переносила глаза на Обломова, а Обломову от этих взглядов – хоть сквозь землю провалиться. (стр. 171)

– Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня, ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миниатюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда…

– Ольга заставила своим знакомством, своим присутствием, своим пением «оживить» Обломова.

Илья был с Ольгой с утра до вечера, он читал с ней, посылал цветы, гулял по озеру, по горам … он, Обломов, «Чего только не бывает на свете!»

До Ольги:
глагол – лежал.

После знакомства с Ольгой:
глаголы – читал, посылал (цветы), скучал, гулял, отвечал, вздыхал, готовился, переживал, слушал…

«По ночам Обломову не спалось, напрасно он во весь рост лег на спину, напрасно брал самые ленивые и самые покойные позы – не спится, да и только». (стр. 172)

«– Нет, я чувствую… не музыку… а… любовь! – тихо сказал Обломов. Проходили дни за днями: он там и обеими ногами, и руками , и головой».

После переезда на Выборгскую сторону (перевёз Тарантьев к своей куме) Обломов дня три провел, как давно не проводил: без постели, без дивана, обедал у Ольгиной тетки.

Обломову среди ленивого лежанья в ленивых позах, среди тупой дремоты и среди вдохновенных порывов, на первом плане всегда грезилась женщина как жена и никогда – как любовница (стр. 182).

Обломов проживает жизнь во снах.

Ветка сирени. Запах любви (стр. 195).

«Сиреневая (ветка) – цвет жизни и …» (стр. 208).

«Опять жизнь, опять надежда!»

Встреча в парке! Признание в любви. Обломов предлагает Ольге встречаться тайно, а значит быть любовницей (стр. 215).

Ольга не соглашается, уходит. Обломов переживает. Ольга – не уходит. Обломов предлагает ей своё сердце.

«Жизнь есть жизнь, долг, – говорит Ольга, – обязанность, а обязанность бывает тяжела. Исполним же долг…»

Он (Обломов) вздохнул. «Не увидимся с Ольгой… Боже мой! Ты открыл мне глаза и указал на долг…» (стр. 219).

стр. 252 – конец II части.

После переезда Обломов и Ольга не перестают общаться. 
Обломов становится всё более ленивым, действие его покидает.
«Ольга требовала ответа о здоровье». Обломов написал «клевету». 
Он обрадовался предложению Ольги поберечься и не приходить в воскресенье.
Он написал ей, что действительно, для совершенного выздоровления нужно просидеть ещё несколько дней дома» (стр. 295).

«В воскресенье он был с визитом у хозяйки (Пшеницыной), пил кофе, ел горячий пирог и к обеду посылал Захара на ту сторону за мороженным и за конфетами для детей».

«Мосты сняли, и Нева собралась уже замерзнуть. Обломову нельзя было думать … ехать к Ольге».
«… жестокая судьба лишает его счастья ещё на несколько дней видеть ненаглядную Ольгу».
Ольга ждала, надеялась, что мосты будут наведены и они встретятся.

Встреча с Ольгой, объяснение. (стр. 302)

Ольга требует конкретного решения, ответа от Обломова.

Ольга плакала.
– Отчего погибла все?
– Кто проклял тебя, Илья?
– Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден… и… гибнешь! Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…
– Есть, – сказал он чуть слышно.
– Обломовщина! – прошептал он. Не поднимая головы, не показывая ей лица, он обернулся и пошёл.

Ольга вышла замуж за Штольца, родила ему ребенка.

«Дом вдовы коллежского секретаря Пшеницына», прочитал Обломов на воротах и велел въехать на двор.

Обломов – новый жилец.

Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у ней почти  не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с     выступившими наружу крупными узлами синих жил» (стр. 260).

 

«Она вошла робко и остановилась, глядя застенчиво на Обломова.»

«Она тупо выслушала и тупо задумалась».

«У ней простое, но приятное лицо, – снисходительно решил Обломов, – должно быть, добрая женщина!» (стр. 262)

«– Нет, двое детей со мной, от покойного мужа: мальчик по восьмому году да девочка по шестому, – довольно словоохотливо начала хозяйка, и лицо у ней стало поживее, – ещё бабушка наша, больная, еле ходит, и то в церковь только; … Вот и только» (стр. 262)

«Какая ещё свежая, здоровая женщина и какая хозяйка! Право бы замуж бы ей … – говорил он сам себе и погружался в мысль … об Ольге».

«Приходили хозяйские дети к нему: он проверил сложение и вычитание у Вани и нашел две ошибки. Маше налиновал тетрадь и написал большие азы, потом слушал, как трещали канарейки, и смотрел в полуотворенную дверь, как мелькали и двигались локти хозяйки». (стр. 292)

Мосты развели на Неве.

Проблема с Ольгой развелась сама по себе

=>

Зато он чаще занимается с детьми хозяйки. (стр. 296)

=>

С хозяйкой он беседовал беспрестанно, лишь только завидит её локти в полуотворенную дверь. Он уже, по движению локтей, привык распознавать, что делает хозяйка, сеет, мелет или гладит.

«Однажды, лишь только беззаботно проснулся и принялся за кофе, вдруг Захар донес, что мосты наведены. У Обломова стукнуло сердце.» (стр. 297)

 

 

После возвращения от Ольги: 
(стр. 322)

Илья Ильич – Захар раздел его, стащил сапоги и накинул на него халат»!

(Хозяйка вымыла и почистила)

Обломов как сел, так и остался в кресле. Все погрузилось в сон и мрак около него.

=>

Часть IV.

Год прошел со времени болезни Ильи Ильича.

В доме вдовы Пшеницыной дни и ночи текут смирно. Агафья была образцовая хозяйка. (стр. 326-327)

Чувство Пшеницыной, такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружающих ее и для нее самой.

Отношение Обломова к Агафье:

«Его отношения к ней были гораздо проще: для него в Агафье Матвеевне, в ее вечно движущихся локтях, в заботливо останавливающихся на всем глазах, в вечном хождении из шкафа в кухню, из кухни в кладовую, оттуда в погреб …» (стр. 332)

«Он сближался с Агафьей Матвеевной – как будто подвигался к огню, от которого становится все теплее и теплее, но которого любить нельзя…»

«Но ему не было скучно…»

«И главное, все это делалось покойно. ..»

«Тоски, бессонных ночей – ничего не испытывал он».

«Никаких понуканий, никаких требований не предъявляет Агафья Матвеевна».

Жизнь у Агафьи напоминала ему жизнь в родной Обломовке.

Было тепло, покойно и сытно.

Она родила ему сына Андрея (назвали как и Штольца, в память). (стр. 416)

Урок 10 Американский язык жестов (ASL)


Уроки английского языка | Книжный магазин | Библиотека | АСЛ университет Главная ►


 Уроки: |1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|12|13|14|15|16|17|18|19|20|21|22| 23|24|25|26|27|28|29|30| Более…

Цели:
Изучите варианты знаков в словарном списке. Например, после нажатия и изучения «ЗНАТЬ» страницу, которую вы должны были выучить: не знаю, знаю-это, знакомо, знаю и случайный вариант знака «ЗНАТЬ».

___ Кардинальные и порядковые числительные
___ Заем Знаки-(определить)
___ Лексикализованная дактилоскопия
___ Урок 10 Практический тест
___  Дополнительно: ПРАКТИЧЕСКИЕ ВИКТОРЫ

Словарный запас: 
ПТИЦА
КНИГА
ЖУК
КОШКА
КОРОВА
СОБАКА
РЫБА
ПОЛУЧИТЬ
ЛОШАДЬ
ЗНАТЬ
ПОХОЖЕ
ПЭТ
ПРОЧИТАЙТЕ
ЖЕ
НЕКОТОРЫЕ
ВЗЯТЬ-[взять, усыновить, испариться]
СКАЖИТЕ
ВРЕМЯ-[часы]
ИСТИНА / уверен, действительно, действительно…


Важное примечание:
Вы думали, что я шучу или разговариваю с каким-то другим учеником, когда сказал вам кликайте по ссылкам и изучайте варианты?!? Не будь ленивым болваном. Изучение языка требует времени и усилий! Откройте словарные страницы и на самом деле прокрутите вниз и изучите варианты! Некоторые из них могут явиться на выпускной экзамен (если вы изучаете его в рамках класса). я люблю вас всех, но займитесь делом. — Доктор Билл

Примечания для подписи:
КУРИЦА: Знак ПТИЦА в контексте может означать «курица».
TWEET: версия знака с одним движением В контексте BIRD может означать «твит» (социальные сети).
open-BOOK: вариант книга. См. Запись BOOK
close-BOOK: вариант книги. См. запись BOOK
BOOKSTORE: это соединение слов BOOK и STORE. Видеть КНИЖНЫЙ МАГАЗИН
ПОЛУЧИТЬ на ASL означает «приобретать» или «получать». ПОЛУЧИТЬ не означает «СТАНЬ»
me-SAME-YOU — это версия ЖЕ и может означать «я тоже». Сравнить с ТАКЖЕ
ЧАСТЬ: Знак НЕКОТОРЫХ может использоваться для обозначения «части» или «частичного».

Предложений:
Практический лист 10. A
01. КОШКА НРАВИТСЯ ЕСТЬ ПТИЦ? (Любят ли кошки есть птиц?)
02. КНИГА ВАМ НРАВИТСЯ ЧИТАТЬ, КАКАЯ? (Какие книги вам нравятся? читали?)
03. РЫБА ЛЮБИТ ЖУКА? (Любят ли рыбы есть жуков?)
04. МОЛОКО, ОТКУДА, КАК ПОЛУЧИТЬ? (Как и/или где мы получаем молоко?) [МАГАЗИН / КОРОВА]
05. НАЗВАЙТЕ ЧТО-ТО СОБАКА. (За чем любят гоняться собаки?) [CAR / CAT / BIKE]

Практический лист 10.B
06. A-S-L КЛАСС, ТЫ ПРОШЛОЕ ПРИНИМАЕШЬ? (Вы когда-нибудь посещали уроки английского языка?)
07. УЧИТЕЛЬ ЕГО/ЕЕ ЖЕНЫ/МУЖА, ВЫ ЗНАЕТЕ ИМЯ? (Вы знаете имя жены/мужа учителя?)
08. ТЕБЯ ЛЮБИЛИ? [если да] ИМЯ? (У вас есть домашнее животное? Каково его имя?)
09. НЕКОТОРЫЕ КОШКИ ЛЮБЯТ ВОДУ? (Любят ли некоторые кошки воду?) [Примечание: некоторым нравится в нем плавают: пантеры. Все любят его пить.]
10. ЛОШАДЬ, ТЫ ХОЧЕШЬ? (Хочешь лошадь?)

Практический лист 10. C
11. ТЫ ПОХОЖ НА ОТПА? (Ты похож на своего отца?)
12. ПРОЧИТАЙТЕ [bodyshift] ПОСМОТРИТЕ обычное ТВ, ЧТО ВЫ ПРЕДПОЧИТАЕТЕ? (Который ты предпочитаешь делать, читать или смотреть телевизор?)
13. КЛАСС ПОВАРКА, ВЫ ПРОШЛОЕ ПРИНИМАЕТЕ? (Вы когда-нибудь готовили класс?)
14. ВЫ ИДИТЕ КЛАСС ASL, В какое ВРЕМЯ? (Во сколько вы идете на уроки английского языка?)
15. ПТИЦА КАК ЕСТЬ РЫБУ? (Любят ли птицы есть рыбу?)

Практический лист 10.D
16. ЛОШАДИ НРАВИТСЯ ЕСТЬ РЫБУ? (Любят ли лошади есть рыбу?)
17. ВАША СПАЛЬНЯ НАВЕРХУ? (Ваша спальня наверху?)
18. СКАЖИ-МНЕ, КАК ТЫ ЧУВСТВУЕШЬ. (Расскажите, как вы себя чувствуете.)
19. ВЫ ДУМАЕТЕ КОРОВУ ХОРОШИМ ПИТОМЦОМ? (Как вы думаете, корова будет хорошей домашнее животное?)
20. ВАША ЛЮБИМАЯ КНИГА, ИМЯ? (Какая ваша любимая книга?)

Дополнительные примеры:
ГДЕ ВЗЯТЬ ЗНАК? (Где ты взять язык жестов?)
ЗАБРОНИРОВАТЬ НРАВИТСЯ?-[«WH»-выражение лица]  (Какая книга вам нравится?)

История:
Я ЛЮБЛЮ ЖИВОТНЫХ. МНЕ НРАВИТЬСЯ ПРОЧИТАЙТЕ КНИГУ О ЖИВОТНЫХ. ДОМАШНИЕ ПИТОМЦЫ? У МЕНЯ ЕСТЬ 4. КОШКА, СОБАКА, ПТИЦА, РЫБА. Я ХОЧУ ЛОШАДЬ. ПАПА СКАЗАЛ МНЕ МОГУ Сесть НА ЛОШАДЬ, МНЕ 18. У МОЕГО ДЯДЯ МНОГО ЛОШАДЕЙ. МНОГИЕ КОРОВЫ. САМ В-Е-Т. Я ВЗРОСЛЫЙ ХОЧУ ТАКОЙ-КАК-ОН. МНЕ НРАВИТСЯ УЧИТЬСЯ КЛАСС УЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ ЗНАТЬ ЖИВОТНЫХ. ОДНО ЖИВОТНОЕ, ЧТО МНЕ НЕ НРАВИТСЯ, ЖУК.

Для практического теста, посещать: Урок 10 Практический тест
Необязательно: Для другой версии обучающего видео урока 10, см.: https://youtu.be/h8JiHOV8V8I

 




* Хотите помочь поддержать университет ASL? Это просто ПОЖЕРТВОВАТЬ  ( Спасибо! )

* Еще один способ помочь – купить что-нибудь в книжном магазине доктора Билла .


* Хотите еще больше ресурсов ASL? Посетите учебный центр ASL! »  (Подписка Расширение ASLU)  

*  Также посетите канал доктора Билла: www. youtube.com/billvicars
 


Вы можете изучать американский язык жестов (ASL) онлайн в Американском университете языка жестов.
Ресурсы ASL от Lifeprint.com    Dr. William Vicars     




 


Конец урока. Пожалуйста, перейдите к следующий урок.


Заметки об изменениях в учебной программе и архив уроков:
В результате постоянных усилий по улучшению этот веб-сайт находится под постоянная конструкция . Ниже приведены предложения и / или знаки, которые постепенно упраздняются. этого урока, а также другой материал, который может быть поэтапно включен в урок.

Переместит эти знаки: ВВЕРХ-[наверху] ВНИЗ-[«это», вариант: внизу]

Классификаторы:
Некоторые формы рук могут указывать на общую категорию или класс понятий, которому принадлежит референт. Эти формы рук известны как классификаторы.
Слово «сказуемое» может означать «говорит что-то о».
Когда вы подписываете классификатор таким образом, который «говорит что-то о» референт, вы используете «предикат классификатора».
Предикаты классификатора могут включать информацию о размере референта, форму, движение, скорость, ориентацию или местоположение.
Когда мы пишем о классификаторах, мы обычно используем буквы «CL». За Например, CL:3 относится к классификатору, который использует форму руки «3».
Классификатор CL:3 представляет категорию ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, которая может включать такие вещи, как автомобили, грузовики, велосипеды, мотоциклы.

Несколько образцов классификаторов:
CL:A Объекты, которые не двигаются, такие как дом или другое здание, статуя.
CL:V Человек, стоящий прямо, или животное, стоящее прямо (при использовании 2 В)
CL:1 Прямоходящий человек или животное, такое как медведь или примат, идущий Задние ноги.
CL:V (согнутый) Присевший или сидящий человек или животное.
CL:Y Самолет с крыльями.

Практика классификатора:
Грузовик только что пронесся мимо.
Автомобиль врезался в дерево
он съехал на велосипеде со скалы и выжил.
Эвел Книвел проехал на своем велосипеде более 10 велосипедов подряд.

Используйте предикат классификатора, чтобы показать следующее:
Женщина поскользнулась на льду и упала на голову
Мужчина, неторопливо проходящий мимо
Просто стоящее здание
Мальчик стоит и смотрит на вас
Присевшая кошка
Три самолета сидят сбоку рядом на дороге
Автобус проносится мимо вас, пока вы едете
Автомобиль едет по ухабистой дороге
Бегущий мужчина
Статуя в саду
Автомобиль резко останавливается
Несколько домов подряд

Двуязычное/двухкультурное образование для глухих:
Двуязычное/двухкультурное образование – это философия обучения глухих/дч (слабослышащие) дети, в которых вы используете родной/предпочтительный язык учащегося язык (ASL), а также целевой язык (ENGLISH). Вы также делаете учебный выбор, который уважает культуру глухого учащегося и коммуникативные потребности , а также основная культура.
Двумя основными подходами к двуязычному обучению являются «переходный» и «техническое обслуживание.»

Глаголы направления: глаголы, которые изменяют направление своего движения на указать предмет и объект (ПОМОГИТЕ, ДАЙТЕ, ОТПРАВЬТЕ, РАССКАЖИТЕ, ПОКАЖИТЕ, ПОСМОТРИ, ЗАПЛАТИТЕ, ЗАНИМАЙТЕ, БЕРИТЕ, ПРИЗЫВАЙТЕ, ВЫБИРАЙТЕ).

Спросите или скажите своему другу: Выбрать книгу
Чтобы помочь вам готовить
Что вы заплатите человеку рядом с вами завтра
Чтобы показать вам ее новый дом
Если вы можете одолжить ее машину
Чтобы выбрать розовые туфли
Если человек перед вами может взять его книгу
вызвать вашу маму
Чтобы она могла взять ваш журнал

 

Урок 10 • 10 января • Круг Искупления

 

Урок 10

Практические инструкции

Цель: Показать вам, что все ваши текущие мысли реальны, бессмысленны и не имеют смысла. все. Признание того, что вы были заняты несуществующими мыслями, проложит путь к раскрытию ваших настоящих мыслей.

Упражнение: Пять раз по одной минуте или около того (не больше; если вам неудобно, урежьте пополам).

  • Закройте глаза и очень медленно повторите мысль. Затем добавьте «Эта идея поможет мне освободиться от всего, во что я сейчас верю».
  • Затем поищите в уме все доступные мысли. Избегайте отбора или классификации, рассматривая свои мысли как странное шествие, не имеющее для вас смысла. Когда каждый из них придет вам в голову, скажите: « Мои мысли о _____ ничего не значат ».

Примечания: Важно отстраниться от своих мыслей и наблюдать за ними отстраненно. Не думайте, что они реально отличаются друг от друга. Возможно, вам захочется представить, что вы наблюдаете за странным шествием неорганизованных, бессмысленных объектов. Другой полезной метафорой (не упомянутой в Курсе) может быть представление о том, что вы наблюдаете, как листья плывут по ручью.

Ответ на искушение: Необязательно, когда у вас возникают неприятные мысли.

Не стесняйтесь применять эту идею к любым расстраивающим мыслям, которые возникают у вас в течение дня, используя форму: « Мои мысли о _____ ничего не значат ».

Комментарий

В уроке 4 говорилось: «Эти мысли ничего не значат», и обещалось, что упражнение будет «повторяться время от времени в несколько иной форме» (W-4.3:1). Этот урок является первым повторением. Это объясняет, что причина, по которой эта идея верна, заключается в том, что

все мысли, которые вы осознаете… не являются вашими настоящими мыслями. (1:1-2)

Поначалу это особенно трудно принять. Как мои мысли могут не быть моими настоящими мыслями? Это объясняет, что у нас нет никаких оснований для сравнения с , но когда мы это сделаем, «у вас не будет сомнений, что то, что вы когда-то считали своими мыслями, ничего не значило» (1:5). Итак, еще раз Рабочая тетрадь просит нас, в определенной степени, пока принять эту идею на веру.

Основа для сравнения подразумевает, что вскоре мы испытаем наши настоящие мысли, и когда мы это сделаем, мы узнаем, что то, что мы считали нашими мыслями, не было нашими настоящими. Как будто мы всю жизнь ели рожковое дерево, думая, что это шоколад. Как только мы попробуем настоящий шоколад, мы поймем, что рожковое дерево не было шоколадом; но пока у нас нет основы для сравнения, мы можем только верить учителю на слово.

Разница между Уроком 10 и Уроком 4 заключается в первом слове: « Мои мыслей» вместо « Эти мыслей». Кроме того, урок не продолжает связывать мысли с вещами вокруг нас, как это было сделано в уроке 4: «Они похожи на то, что я вижу в этой комнате». Поэтому в этом уроке акцент делается на самих мыслях: «Теперь акцент делается на нереальности того, что вы думаете, что думаете» (2:4).

Третий абзац указывает на различные аспекты наших мыслей, на которые мы обращали внимание до сих пор:

  • они бессмысленны
  • они снаружи, а не внутри
  • они касаются скорее прошлого, чем настоящего

«Теперь мы подчеркиваем, что наличие этих мыслей означает, что ты не думаешь» (3:2). Это перефразирует более раннее представление о том, что наш разум просто пуст. Прежде чем мы сможем обрести зрение, мы должны научиться распознавать ничто, когда нам кажется, что мы его видим.

Приведенные упражнения ясно показывают, что то, о чем идет речь в Курсе, очень похоже на многие восточные учения по медитации. Культивируется своего рода отстранение от наших «мыслей», становление «свидетелем» или занятие позиции наблюдателя по отношению к нашим мыслям. Мы наблюдаем за мыслями так, как будто «вы наблюдаете за проходящей мимо странной процессией, которая не имеет для вас никакого личного значения» (4:6).

В одной книге о медитации ( Постепенное пробуждение Стивена Левина, 1 , замечательная маленькая книга) использовалась аналогия наблюдения за проходящим поездом, в каждом вагоне которого была мысль или набор мыслей. «О, это мысль о ненависти! Некоторое беспокойство. Там вагон печали». В нем также использовалась картина наблюдения за облаками, плывущими по небу, где пространство неба было самим разумом. Левин подчеркивает, что мы не позволяем себе цепляться за какие-либо мысли или позволять им тянуть нас за собой, но также мы не отталкиваем их и не сопротивляемся им. Если они «бессмысленны», как говорится в уроке, нам вообще не нужно на них реагировать.

Выполняя такого рода умственные упражнения, вы начинаете осознавать свой разум как нечто независимое от мыслей, которые, кажется, пересекают его. Вы разотождествляетесь с мыслями. Они теряют свой эмоциональный заряд для вас. Мысли становятся для вас все менее и менее важными. Вы начинаете распознавать необъятное пространство ума, в котором эти мысли приходят и уходят, и понимаете, что они не оказывают никакого влияния на то «небо ума», в котором они витают. Обратите внимание на практические инструкции, что темп немного увеличивается. «Рекомендуется пять периодов практики» (5:2) в дополнение к использованию этой идеи в течение дня для любой беспокоящей нас мысли.

Заключительная добавленная мысль может помочь укрепить нашу веру в то, что то, что мы делаем, действительно стоит того.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *