cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Решение задач 10 класс законы ньютона – Решение задач по теме Законы Ньютона (10 класс)

Содержание

Решение задач по теме Законы Ньютона (10 класс)

План урока:

  1. Орг момент. – 2 минуты

Поприветствовать учеников, отметить отсутствующих.

  1. Проверка домашнего задания – 7 минут

Задача №1.

Радиус орбиты Нептуна в 30 раз больше радиуса орбиты Земли. Какова продолжительность года на Нептуне?

Пусть масса Солнца равна M, масса планеты m и радиус планетной орбиты равен r. Тогда.

Период вращения равен

.

Последнее равенство показывает, что период обращения планеты пропорционален . Так как , то продолжительность года на Нептуне составляет 165 земных лет.

Задача №2.

Вагонетка массой 500 кг движется под действием силы 125 Н. Определите ее ускорение.

F = 125 Н;

a⃗  a→ – ?

Направим ось  по направлению силы (рис. 1). Ускорение и сила связаны соотношением  ax=Fxm ax=Fxm , где 

Fx = F. Тогда  ax=Fm ax=Fm ; ax = 125 Н / 500 кг = 0,25 м/с2. Так как ax > 0, то ускорение вагонетки направлено вдоль выбранной оси.

Рис. 1

3. Актуализация знаний – 3 минуты

Вспомнить формулы:

— закон Всемирного тяготения

— Законы Ньютона

— закон Гука

— формула силы тяжести

4. Решение задач

1. Что более инертно и почему:

а) каменная глыба массой 1000 кг или деревянная балка массой 100 кг;

б) ружье или пуля, вылетевшая из ружья?

Решение

а) Более инертна каменная глыба массой 1000 кг, т.к. у неё бóльшая масса;

б) более инертно ружье, т.к. у него бóльшая масса.

2. Определите величину силы, которую надо приложить к телу массой 200 г, чтобы оно двигалось с ускорением 1,5 м/с

2?

Решение

а = 1,5 м/с2;

F – ?

Направим ось  по направлению ускорения. Сила, сообщающая это ускорение, будет направлена в ту же сторону, что и ускорение (рис. 1). Ускорение и сила связаны соотношением  ax=Fxm ax=Fxm , где Fx = Fax = a. Тогда F = m·aF = 0,2 кг·1,5 м/с2 = 0,3 Н.

  1. Определите массу мяча, который под действием силы 0,05 Н получает ускорение 10 см/с2.

Решение

Направим ось  по направлению ускорения. Сила, сообщающая это ускорение, будет направлена в ту же сторону, что и ускорение (рис. 1). Ускорение и сила связаны соотношением  ax=Fxm ax=Fxm , где Fx = F = 0,05 Н, ax = a = 10 см/с2 = 0,10 м/с2. Тогда  m=Fa m=Fa ; m = 0,05 Н / 0,10 м/с2 = 0,5 кг.

  1. Какова жесткость пружины , если груз массой 10 кг растягивает пружину на 0,1 м.

Решение:

mg = k∆l
mg : ∆l = k

После подстановки получаем ответ: 1000Н/м

Теперь зная жесткость пружины, разберем ситуацию каким образом мы можем узнать массу тела, рассмотрим задачу №2:

  1. Используя полученный ответ из предыдущей задачи определите какой груз нужно подвесить к пружине, чтобы растянуть ее на 20 см.

Решение:

mg = k ∆l 
m = k ∆l:g

После подстановки получаем ответ: 20 кг

А теперь используем наши умения и навыки для решения более сложной задачи:

  1. Груз массой 3 кг растягивает пружину на 5 см. Каким должен быть груз, который растянет пружину на 8см.

Решение:

М1 g = k L1 
М1 g : L1 = k =600 Н/м

Нашли жесткость, теперь можем написать условие равновесия груза на пружине и найти массу груза:

М2 g = k∆l , М2=k L2: g=4,8 кг,

Ответ: 4,8 кг

5. Подведение итогов – 1 минута

6. Домашнее задание – 2 минуты

Повторить записи в тетради

infourok.ru

ФИЗИКА: Задачи на Законы Ньютона с решениями 

Задачи на Законы Ньютона с решениями

Формулы, используемые на уроках «Задачи на Законы Ньютона с решениями».

Название величины
Обозначение
Единица измерения
Формула
Масса
m
кг
m = Fx / ax
Ускорение (проекция на ось х)
ax
м/с2
Сила (проекция на ось х)
Fx
Н
Fx = m ax

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ


Задача № 1.  Какое ускорение приобретет тело массой 500 г под действием силы 0,2 Н?


Задача № 2.  Сила 30 Н сообщает телу ускорение 0,4 м/с. Какая сила сообщит тому же телу ускорение 2 м/с?


Задача № 3.  Какую скорость приобретает тело массой 3 кг под действием силы, равной 9 Н, по истечении 5 с?


Задача № 4.  Сколько времени потребуется автомобилю массой 700 кг, чтобы разогнаться из состояния покоя до скорости 72 км/ч, если сила тяги двигателя 1,4 кН?

 


Задача № 5.  Поезд массой 500 т, трогаясь с места, через 25 с набрал скорость 18 км/ч. Определите силу тяги.


Задача № 6.  Под действием постоянной силы, равной 10 Н, тело движется прямолинейно так, что зависимость координаты тела от времени описывается уравнением х = 3 — 2t + t2. Определите массу тела.


Задача № 7.  Скорость тела массой 2 кг изменяется со временем так, как представлено на графике рисунка.

Найдите силу, действующую на каждом этапе этого движения. Определите по графику, на каком этапе движения тело прошло наибольший путь.


Задача № 8. (повышенной сложности)  Начальная скорость тела, находящегося в точке А, равна нулю. В течение 8 с на тело действует постоянная сила. Затем направление силы изменяется на противоположное, а модуль остается прежним. Через какое время от начала движения тело вернется в точку А?


Ответ: через 27 с.


Задача № 9. (повышенной сложности)  Самолет массой 15 т, пройдя по взлетной полосе путь 600 м, приобретает необходимую для отрыва от поверхности Земли скорость 144 км/ч. Считая движение равноускоренным, определите время разгона, ускорение и силу, сообщающую самолету это ускорение.


Задача № 10.   ОГЭ  Вагон массой m = 20 т движется равнозамедленно с ускорением а = 0,3 м/с2 и начальной скоростью v= 54 км/ч. Найти силу торможения, действующую на вагон, время его движения до полной остановки и путь, пройденный за это время.


Задача № 11.    ЕГЭ  Два тела массами m1 = 1 кг и m2 = 2 кг, находящиеся на гладкой горизонтальной поверхности, связаны нерастяжимой нитью. Ко второму телу в горизонтальном направлении приложена сила F = 10 Н. Найти ускорение а, с которым движутся оба тела, и силу Т натяжения нити.


Пояснения для решения задачи на Законы Ньютона с решениями.

Раздел механики, изучающий законы Ньютона, называется динамикой. Если при изучении кинематики рассматривается вопрос: как тело движется (равномерно, равноускоренно и т. д.), то динамика дает ответ: почему тело движется так, а не иначе.

I закон Ньютона говорит о состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения.

Если . Существуют такие системы отсчета, относительно которых тело сохраняет свою скорость неизменной, если на него не действуют другие тела (или их действие скомпенсировано), (или равнодействующая всех сил, действующих на тело, равна нулю).

II закон Ньютона говорит о движении тела с ускорением.

Если Если на тело действует постоянная сила (или несколько сил), то тело движется с постоянным ускорением. Причем ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к телу, и обратно пропорционально его массе. Вектор ускорения сонаправлен с вектором равнодействующей сил.

При решении простых задач, где на тело действует только одна сила, можно применять формулу сразу. Если же на тело действует несколько сил, то нужно делать чертеж и геометрическим путем определять направление равнодействующей сил.

III закон Ньютона говорит о взаимодействии тел.

Силы, с которыми два тела действуют друг на друга, равны по модулю и противоположны по направлению.

Особенности сил:
  1. Силы появляются парами.
  2. Силы одной природы.
  3. Силы приложены к разным телам, поэтому не могут уравновешивать друг друга.

Например, Земля притягивает к себе тело массой 1 кг с силой 9,8 Н. Камень точно с такой же силой притягивает к себе Землю. Однако ускорения эти тела приобретают различные, так как у них разные массы. Камень получает большое ускорение вследствие своей малой массы, а Земля получает мизерное ускорение вследствие своей огромной массы.

Задачи на Законы Ньютона повышенной сложности — это задачи на движение тела под действием нескольких сил: по наклонной плоскости, движение связанных тел и т. д.


Это конспект по теме «ЗАДАЧИ на Законы Ньютона с решениями». Выберите дальнейшие действия:

 

ЗАДАЧИ на Законы Ньютона с решениями

4.7 (94.67%) 15 vote[s]

uchitel.pro

Урок физики в 10-м классе по теме «Решение задач на применение законов Ньютона»

Разделы: Физика


Цель урока: систематизация знаний о законах Ньютона.

Задачи урока:

Познавательные: объединить изученные законы в систему представлений о причине механического движения.

Развивающие: углубить знания, полученные на базовом уровне, освоить методику решения задач для системы тел, связанных невесомой нерастяжимой нитью.

Воспитательные: подчеркнуть познавательное и мировоззренческое, практическое и воспитательное значение законов Ньютона.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Повторение и обобщение пройденного материала – 7 мин. (тест, слайды презентации)
  3. Решение задач на системы тел, связанных невесомой и нерастяжимой нитью – 35 мин.
  4. Подведение итогов урока – 1 мин.
  5. Задание на дом – 1 мин.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение:

Учитель. И.Ньютон является гением в истории науки, поэтому целесообразно кратко вспомнить его основные открытия.

Учащийся. И.Ньютон (4.01. 1643 г – 31.03. 1727г.) (Презентация, слайд №2)

английский физик и математик, создавший теоретические основы механики и астрономии, открывший закон всемирного тяготения, разработавший дифференциальное и интегральное исчисления, изобретатель зеркального телескопа и автор важнейших экспериментальных работ по оптике.

Вершиной научного творчества Ньютона является «начала», в которых он обобщил результаты, полученные его предшественниками и свои собственные исследования и впервые создал единую стройную систему земной и небесной механики, которая легла в основу всей классической физики.

Оформлена выставка сообщений и рефератов об И.Ньютоне.

Учитель.Он сформулировал три знаменитые законы движения, которые необходимо вспомнить и сформулировать.

Учащийся. I закон Ньютона (закон инерции): Материальная точка (тело) сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения до тех пор, пока воздействие со стороны других тел не заставит её (его) изменить это состояние.

II закон Ньютона: В ИСО ускорение тела проп-но векторной сумме всех действующих на тело сил и обратно пропорционально массе тела:

III закон Ньютона: Тела действуют друг на друга с силами, равными по модулю и противоположными по направлению:

Учитель. Пройденный материал повторим с помощью решения тестовых заданий заданий. (слайды с 3 по 13)

1. Равнодействующая всех сил, действующих на тело, равна нулю. Движется это тело или находится в состоянии покоя?

А. Тело обязательно находится в состоянии покоя.
Б. Тело движется равномерно прямолинейно или находится в состоянии покоя.
В. Тело обязательно движется равномерно прямолинейно.
Г. Тело движется равноускоренно.

2. Какие из величин (скорость, сила, ускорение, перемещение) при механическом движении всегда совпадают по направлению?

  • сила и ускорение
  • сила и скорость
  •  сила и перемещение
  • ускорение и перемещение

3. На рис. А показаны направления скорости и ускорения тела в данный момент времени. Какая из стрелок (1-4) на рисунке Б соответствует направлению результирующей всех сил, действующих на тело?

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4

4. Человек тянет за один крючок динамометр с силой 60 Н, другой крючок динамометра прикреплен к стене. Каковы показания динамометра?

А. 0
Б. 30 Н
В. 60 Н
Г. 120 Н

5. Две силы F1 = 4 H и F2 = 3 Н приложены к одной точке тела. Угол между векторами и равен 900. Чему равен модуль равнодействующей этих сил?

А. 1Н
Б. 5Н
В. 7 Н
Г. 12 Н

6. Координата тела меняется по закону х = — 5 + 12 ∙ t. Определите модуль равнодействующих сил, действующих на тело, если его масса 15 кг.

А. 147 Н.
Б. 73,5 Н
В. 60 Н.
Г. 0
Д. 90 Н.

7. На рисунке представлен график зависимости силы F, действующей на тело, от времени t. Какой из участков графика соответствует равномерному движению?

А. 0-1
Б. 1-2
В. 2-3
Г. 3-4
Д. на графике такого участка нет.

8. На рисунке представлен график зависимости силы F, действующей на тело, от времени t, какой из участков графика соответствует равноускоренному движению?

А. 0-1
Б. 1- 2
В. 2- 3
Г. 3- 4
Д. 4- 5

9. Модуль скорости автомобиля массой 500 кг изменяется в соответствии с графиком, приведённым на рисунке. Определите модуль равнодействующей силы в момент времени t =3 c.

1) 0Н
2) 500Н
3) 1000Н
4) 2000Н

10. При столкновении двух тележек массами m1 = 2 кг и m2 = 8 кг первая получила ускорение, равное a1=4 м/с2. Определите модуль ускорения второй тележки.

А. 0,5 м/с2.
Б. 1 м/с2.
В. 4 м/с2.
Г. 2 м/с2.
Д. 1,5 м/с2.

11. Брусок лежит на шероховатой наклонной опоре (см. рисунок). На него действуют 3 силы: сила тяжести , сила упругости опоры и сила трения . Если брусок покоится, то модуль равнодействующей сил и равен:

1) mg + N
2) Fтр.cosα
3) Fтр sinα
4) Fтр

Учитель. Для того, чтобы вы овладели алгоритмом решения задач на системы тел, связанных невесомой и нерастяжимой нитью, повторим методику решения задач динамики.

Учащийся устно рассказывает методику решения задач динамики (материал заимствован из учебника физики 10-го класса В.А. Касьянова):

  • Решение любой задачи следует начинать с анализа условия задачи с целью выбора инерциальной системы отсчёта, наиболее удобный для решения конкретной задачи.
  • Выполнить схематический рисунок, изображающий расположение тел в текущий момент времени. На рисунке указать направления векторов сил, действующих на тело со стороны других тел системы, направления скоростей и ускорений. Если в условии данной задачи тело можно считать материальной точкой, силы, действующие на тело, следует прикладывать к одной точке.
  • Записать для каждого тела второй закон Ньютона в векторной форме.
  • Выбрать координатные оси. Целесообразно направить одну из осей вдоль ускорения, а вторую (если она требуется) перпендикулярно ему.
  • Проецировать второй закон Ньютона на координатные оси, получить систему уравнений для нахождения неизвестных величин.
  • Решить полученную систему уравнений, используя аналитические выражения для всех сил и дополнительные условия.

Учитель: Если в движении находится не одно, а несколько связанных между собой тел, то необходимо для каждого тела отдельно выполнить все вышесказанные действия и решить полученную систему уравнений.

На экране вы видите три рисунка:

1) тела, связанные невесомой нерастяжимой нитью, движущиеся по горизонтали;

2) эти же тела, поднимающиеся вверх;

3) нить, связывающая грузы, переброшена через неподвижный блок.

(слайд №14)

Если по условию задачи будет рассматриваться движение характерное этим рисункам, то необходимо запомнить, что алгоритм решения у них одинаковый.

III. Решение задач

Задача № 1: Два тела, связанные невесомой нерастяжимой нитью (см. рис.) тянут с силой 15 Н вправо по столу. Массы брусков m1 = 1 кг и m2 = 4 кг, μ = 0,1.

С каким ускорением движутся бруски? Чему равна сила натяжения нити?

(слайд №15)

Учитель: Условие невесомости и нерастяжимости нити позволяет считать, что сила натяжения нити на всех участках одинакова и все тела движутся с одним и тем же ускорением, т.е. Т1 = Т2 = Т, .

Для того, чтобы решить задачу надо её проанализировать.

Рассмотрим все силы, действующие на каждое тело отдельно. Оба тела взаимодействуют с землёй, столом и нитью.

На первое тело действуют: m1g, Т1, Fтр1, N1

На второе тело действуют: m2g, N2, T2, Fтр2 и сила F

Системы отсчета свяжем со столом.

Учитель: Анализ провели, теперь приступаем к решению задачи.

Дано:

Равноускоренное движение связанных тел

F= 15 Н
m1= 1 кг
m2 = 4 кг
μ = 0,1
_____________________
— ? (м/с2)
Т — ? (Н)

1. Изобразим все силы, действующие на тела.

Ускорение тела направлено вправо:

Из условия задачи => Т1 = Т2 = Т;

(слайд №16)

2. Запишем II закон Ньютона в общем виде ∑ = m и для каждого тела в векторной форме, для этого страницу разделим пополам:

 

3. Выберем координатные оси: ось ОУ направим по направлению, а ось ОХ по направлению системы тел.

4. Проецируем векторные уравнения II закона Ньютона для I и II тела на координатные оси:

OX:   T – Fтр1 = m1 (1)
OУ1:  N1– m1g = 0 (2)
Поскольку из уравнения 2 => что
N1 = m1g; то Fтр1= μ * N

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Методическая разработка по физике (10 класс) по теме: 10 кл — урок по теме «Решение задач на применение законов Ньютона»

Урок физики в 10 классе по теме: (слайд №1)

«Решение задач на применение

законов Ньютона»

Цель урока: Систематизация знаний о законах Ньютона.

Задачи урока:

  1. Познавательные: Объединить изученные законы в систему представлений о причине механического движения.
  2. Развивающие: Углубить знания, полученные на базовом уровне, освоить методику решения задач для системы тел, связанных невесомой нерастяжимой нитью.
  3. Воспитательные: Подчеркнуть познавательное и мировоззренческое, практическое и воспитательное значение законов Ньютона.

Тип урока: Комбинированный с использованием ИКТ.

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Повторение и обобщение пройденного материала –7 мин. (тест, слайды презентации)
  3. Решение задач на системы тел, связанных невесомой и нерастяжимой нитью – 35 мин.
  4. Подведение итогов урока – 1 мин.
  5. Задание на дом – 1 мин.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение:

Учитель. И.Ньютон является гением в истории науки, поэтому целесообразно кратко вспомнить его основные открытия.
Учащийся.  И.Ньютон (4.01. 1643 г – 31.03. 1727г.) (слайд №2)

английский физик и математик, создавший теоретические основы механики и астрономии, открывший закон всемирного тяготения, разработавший дифференциальное и интегральное исчисления, изобретатель зеркального телескопа и автор важнейших экспериментальных работ по оптике.

Вершиной научного творчества Ньютона является «начала», в которых он обобщил результаты, полученные его предшественниками и свои собственные исследования и впервые создал единую стройную систему земной и небесной механики, которая легла в основу всей классической физики.

Оформлена выставка сообщений и рефератов об И.Ньютоне.

Учитель. Он сформулировал три знаменитые законы движения, которые необходимо вспомнить и сформулировать.

Учащийся.   I закон Ньютона (закон инерции): Материальная точка (тело) сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения до тех пор, пока воздействие со стороны других тел не заставит её (его) изменить это состояние.

II закон Ньютона: В ИСО ускорение тела пропорционально векторной сумме всех действующих на тело сил и обратно пропорционально массе тела:

III закон Ньютона:   Тела действуют друг на друга с силами, равными по модулю и противоположными по направлению:  

                                                                 

Учитель. Пройденный материал повторим с помощью решения тестовых  

                  заданий (слайды с 3 по 13)

  1. Равнодействующая всех сил, действующих на тело, равна нулю. Движется это тело или находится в состоянии покоя?

      А. Тело обязательно находится в состоянии покоя.

           Б. Тело движется равномерно прямолинейно или находится в

             состоянии покоя.  

           В. Тело обязательно движется равномерно прямолинейно.

           Г. Тело движется равноускоренно.

  1. Какие из величин (скорость, сила, ускорение, перемещение) при механическом движении всегда совпадают по направлению?
  1. сила и ускорение
  2. сила и скорость
  3.  сила и перемещение
  4. ускорение и перемещение
  1. На рис. А показаны направления скорости и ускорения тела в данный момент времени. Какая из стрелок (1-4) на рисунке Б соответствует направлению результирующей всех сил, действующих на тело?

       

       1) 1                     2) 2                     3) 3                           4) 4

  1. Человек тянет за один крючок динамометр с силой 60 Н, другой крючок динамометра прикреплен к стене. Каковы показания динамометра?

        А. 0               Б. 30 Н          В. 60 Н                    Г. 120 Н

  1. Две силы F1 = 4 H и  F2 = 3 Н приложены к одной точке тела. Угол между векторами  и   равен 900. Чему равен модуль равнодействующей этих сил?

                                            →

                                            F2

 →

                                                                                                             F1

        

            А. 1Н           Б. 5Н         В. 7 Н                   Г. 12 Н

  1. Координата тела меняется по закону х = — 5 + 12 ∙ t. Определите модуль равнодействующих сил, действующих на тело, если его масса 15 кг.

             А. 147 Н.        Б. 73,5 Н            В. 60 Н.         Г. 0        Д. 90 Н.

  1. На рисунке представлен график зависимости силы F, действующей на тело, от времени t. Какой из участков графика соответствует равномерному движению?

А. 0-1

Б. 1-2

В. 2-3

Г. 3-4

Д. на графике такого участка нет.  

 

   

8. На рисунке представлен график зависимости силы F, действующей на тело, от времени t, какой из участков графика соответствует равноускоренному  движению?

 

А. 0-1     Б. 1- 2      В. 2- 3        Г. 3- 4         Д. 4- 5

 

  1. Модуль скорости автомобиля массой 500 кг изменяется в соответствии с графиком, приведённым на рисунке. Определите модуль равнодействующей силы в момент времени

      t =3 c.

         1) 0Н         2) 500Н          3) 1000Н            4) 2000Н

  1. При столкновении двух тележек массами m1 = 2 кг и m2 =  8 кг первая получила ускорение, равное a1=4 м/с2. Определите модуль ускорения второй тележки.

А. 0,5 м/с2.        Б. 1 м/с2.         В. 4 м/с2.      Г. 2 м/с2.        Д. 1,5 м/с2.

11.Брусок лежит на шероховатой наклонной опоре (см. рисунок). На него действуют 3 силы: сила тяжести , сила упругости опоры  и сила трения . Если брусок покоится, то модуль равнодействующей сил и  равен.

             1) mg + N              2) Fтр.cosα          3) Fтр sinα          4) Fтр

Учитель. Для того, чтобы вы овладели алгоритмом решения задач на системы тел, связанных невесомой и нерастяжимой нитью, повторим методику решения задач динамики.

Учащийся устно рассказывает методику решения задач динамики (материал заимствован из учебника физики 10 класса В.А. Касьянова):

  • Решение любой задачи следует начинать с анализа условия задачи с целью выбора инерциальной системы отсчёта, наиболее удобный для решения конкретной задачи.
  • Выполнить схематический рисунок, изображающий расположение тел в текущий момент времени. На рисунке указать направления векторов сил, действующих на тело со стороны других тел системы, направления скоростей и ускорений. Если в условии данной задачи тело можно считать материальной точкой, силы, действующие на тело, следует прикладывать к одной точке.
  • Записать для каждого тела второй закон Ньютона в векторной форме.
  • Выбрать координатные оси. Целесообразно направить одну из осей вдоль ускорения, а вторую (если она требуется) перпендикулярно ему.
  • Проецировать второй закон Ньютона на координатные оси, получить систему уравнений для нахождения неизвестных величин.
  • Решить полученную систему уравнений, используя аналитические выражения для всех сил и дополнительные условия.

Учитель: Если в движении находится не одно, а несколько связанных между собой тел, то необходимо для каждого тела отдельно выполнить все вышесказанные действия и решить полученную систему уравнений.

 На экране вы видите три рисунка:

1)  тела, связанные невесомой нерастяжимой нитью, движущиеся по горизонтали;

2) эти же тела, поднимающиеся  вверх;

3) нить, связывающая грузы, переброшена через неподвижный блок.

                                           (слайд №14)

            1.                                    2.                                       3.

   Если по условию задачи будет рассматриваться движение характерное этим рисункам, то необходимо запомнить, что алгоритм решения у них одинаковый.

III. Решение задач

Задача № 1: Два тела, связанные невесомой нерастяжимой нитью (см. рис.) тянут с силой 15 Н вправо по столу. Массы брусков m1= 1 кг и m2 = 4 кг,         μ = 0,1.

С каким ускорением движутся бруски?  Чему равна сила натяжения нити?

                                                 (слайд №15)

 

Учитель: Условие невесомости и нерастяжимости нити позволяет считать, что сила натяжения нити на всех участках одинакова и все тела движутся с одним и тем же ускорением, т.е. Т1 = Т2 = Т,  .

Для того, чтобы решить задачу надо её проанализировать.

Рассмотрим все силы, действующие на каждое тело отдельно. Оба тела взаимодействуют с землёй, столом и нитью.

На первое тело действуют: m1g,  Т1,   Fтр1,  N1 

На второе тело действуют: m2g,  N2,  T2, Fтр2 и сила F

Системы отсчета свяжем со столом.

Учитель: Анализ провели, теперь приступаем к решению задачи.

Дано:

Равноускоренное                           1. Изобразим все силы, дей-ющие на тела.

движение связанных тел                     Ускорение тела направлено вправо:

F= 15 Н                                                 Из условия задачи  => Т1 = Т2 = Т;

m1= 1 кг                                                   .  (слайд №16)

m2 = 4 кг

μ = 0,1

_____________________

 — ? (м/с2)

Т — ? (Н)

                                           

                                                          2. Запишем II-ой закон Ньютона в общем виде ∑ = m и для каждого тела в векторной форме, для этого страницу   разделим     пополам:

                                                      

3. Выберем координатные оси:  ось ОУ направим по направлению , а ось ОХ по направлению  системы тел.

4. Проецируем векторные уравнения  II закона Ньютона для I-го и II-го тела на координатные оси:

OX:   T – Fтр1 = m1       (1)                            OX:  F – T – Fтр2 = m2 ∙        (1/)

OУ1:  N1– m1g = 0   (2)                                    ОУ2:  N2 – m2g = 0             (2/)

Поскольку из уравнения 2 => что                    Аналогично:

                                                                          N2 = m2 ∙ g; то Fтр2 = μ · N2 = μ ∙ m · g

N1 = m1g; то Fтр1= μ · N1 = μ ∙ m1g,                 тогда уравнение (1/) II- го  тела примет вид

тогда ур-ние (1) примет вид                          F – T – μ ∙ m2  ∙ g = m2         (31)

Т – μ · m1g = m1            (3)

Мы получили два уравнения для 2-х тел, где учтены все силы, действующие на тело в отдельности.

Далее решаем совместно систему уравнений (3) и (31) методом почленного сложения уравнений, получаем:

T – μ ∙ m1 · g = m1  

+

 F – T – μ · m2 ∙ g = m2 

________________________

F – μg (m1+ m2) =  (m1+ m2) (4), в этом уравнении учтены все силы, действующие на систему 2-х тел, связанных невесомой нерастяжимой нитью.

Откуда  =             

    Силу натяжения нити находим из уравнения (3) или (31)

Т= μ ∙ m1 · g + m1 = m1 (μ · g + ) = 1 (0,1 · 10 + 2) = 3Н

или  Т = F – m2 – μ · m2 g = F – m2 ( + μ ∙ g) = 15 — 4∙ (2 + 0,1· 10) = 3Н

Ответ: 2 м/с2, 3Н.

Учитель: Аналогично решают задачи, которые были под номером 1, 2, 3.

    Для закрепления решим следующую задачу. (слайд №17) 

Задача №2. К концам невесомой нерастяжимой нити, перекинутой через невесомый неподвижный блок без трения в оси, подвешены грузы с массами m1= 1кг и m2= 2 кг. Каково ускорение, с которым движется второй груз?

Учитель: Снова анализируем задачу.

Из условия невесомости и нерастяжимости нити следует, что сила натяжения нити на всех участках одинакова: T1 = T2 = T и система тел движется как единое целое с одинаковым по модулю ускорением: .  

Рассмотрим  все силы действующие на каждый груз отдельно:

на I-ый груз действуют:  m1g и T1,

на II-ой груз действуют: m2 g и T2

Систему отсчёта свяжем с Землёй.

Учитель: Задачу решаем по алгоритму:

Дано:

равноуск-ное                      1.  Изобразим рисунок и расставим все силы,              

дв-ние связ-х                        действующие на тело. Ускорение тела направим

грузов                                      в сторону большого тела. (слайд №18) 

m1 = 1 кг

m2 = 2 кг

 — ? (м/с2 )

                                               

    1. Запишем II закон Ньютона в векторной форме для  каждого тела  

                                                                                       

 2. Выберем координатные оси, ось ОУ направлена по направлению ускорения, на рисунке  

      изображаем ОУ1, ОУ2.

 3. Проецируем векторные уравнения II закона Ньютона для I и II тела на координатные оси ОУ1 и  

      ОУ2,  учитывая, что T1 = T2 = T,   .  

                               

 ОУ1 : T- m1g = m1  ∙      (1)             ОУ2: m2 g – T = m2      ( 11 )  

                              Складываем почленно уравнения (1) и (11 ), получаем:

                               T – m1 g = m1  

                               +
                              m2 g – T = m2  

                              ____________________  

                             m2 g – m1 g =  (m1 + m2)

                             g (m2- m1) =  (m1 + m2)

                            =                    Ответ: 3,3 м/с2 

Задача № 3. ( Слайд № 19) Брусок массой 2 кг скользит по горизонтальной поверхности под действием груза массой 0,5 кг, прикрепленного к концу нерастяжимой нити, перекинутой через неподвижный блок. Коэффициент трения бруска о поверхность 0,1. Найти ускорение движения тела и силу натяжения нити. Массами блока и нити, а также трением в блоке пренебречь.

Дано                                          Решение:

m1= 2 кг            

m2 = 0,5 кг                    

µ = 0,1                                          

 — ?

Т — ? (H)            

                                     

                       

 

  1. Изобразим рисунок и расставим все силы, действующие на тела. Ускорение первого тела направим вправо, второго — вниз. ( Слайд № 20)
  2.  Запишем II закон Ньютона в векторной форме для каждого тела, поделив страницу пополам

                         для I тела:                                              для II тела:  

                                  

  1. Спроецируем полученные уравнения на выбранные направления осей X и Y, учитывая условие невесомости и не растяжимости:   .              

                      OX:     (1)                                 OY:    (31)

                       OY:        (2)

                     Из (2) следует, что N = m1∙ g, то

                       Fтр= µ∙ N =µ ∙ m1∙ g.

                     Тогда уравнение (1)   примет вид  

                            (3)

Решаем совместно систему уравнений (3) и (31) методом почленного сложения уравнений, получаем:

Т — µ ∙ m1g + m2g – T = (m1+m2) ∙

откуда ,              =  =  =

Силу натяжения нити Т находим из уравнения (31).

Т = m2g – m2 =m2 (g — )

Т = 0,5 (10 – 1,2) = — 4,4 H. (знак « — » указывает, что сила натяжения направлена в противоположную сторону оси OY).    Т = 4,4 Н.                              Ответ: 1,2 ; 4,4 Н.

Задача № 4. ( Слайд № 21) Груз массой 5 кг, связанный нерастяжимой нитью, перекинутой через неподвижный блок, с другим грузом массой 2 кг движется вниз по наклонной плоскости. Найти натяжение нити и ускорение грузов, если коэффициент трения между первым грузом и плоскостью 0,1, угол наклона плоскости к горизонту 450. Массами нитей и блока, а также трением в блоке пренебречь.

Дано:                          Решение:

m1 = 5 кг       1. Изобразим рисунок и расставим все силы.

m2 = 2 кг               ( Слайд № 22)                                                                                                                                

µ = 0,1              

α = 450                                           

              

Т–? ( Н)                                

                        2. Запишем II закон Ньютона в векторной форме.

                           для I тела                                 для II тела

                                 

                        3. Спроецируем полученные уравнения на выбранные  направления осей X1 , Y1 , Y2, учитывая условие невесомости  и нерастяжимости: Т1 = Т2 = Т, .  

                    OX1: m1g ∙ sin α – T- Fтр= m1∙ (1)                          OY2: – m2 ∙ g +T = m2 ∙(11)

                  OY1: N – m1∙g∙ cos α = 0            (2)

                  Из (2) уравнения находим,

                     что    N = m1 ∙g ∙ cos α,

                 поэтому Fтр = µ ∙ N = µ∙m1∙g∙cos α  (3)

                 Подставляем (3) в (1) , получаем:

               m1∙g∙ sin α – T– µ ∙m1∙g∙cos α = m1∙ (4)

               складываем почленно (11) и (4), получаем                                

               m1∙g∙sin α – T – µ∙m1∙g∙cos α – m2∙g + T=(m1+m2)

               

             = 

               

           Силу натяжения нити Т находим из уравнения (11).

              T = m2g + m2 = m2 (g+ )

              T = 2∙ (10+1,7) = 2 ∙ 11,7= 23,4 Н.                              Ответ: 1,7 ; 23,4 Н.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 кл. – М.: Дрофа, 2004.

№ 308. Вертолёт, масса которого 27,2 т, поднимает на тросах вертикально вверх груз массой 15,3 т с ускорением 0,6 м/с2. Найти силу тяги вертолёта и силу, действующую со стороны груза на прицепной механизм вертолёта.

№ 312. С каким ускорением  движется система, изображенная на рисунке 43, если m = 1 кг и коэффициент трения μ = 0,2? Какова сила натяжения Fн1, связывающей тела I и II, и сила натяжения нити Fн2, связывающей тела II и III?

nsportal.ru

Примеры решения задач по теме «Второй закон Ньютона»

Примеры решения задач по теме «Второй закон Ньютона»

«Физика — 10 класс»

Познакомимся с задачами, для решения которых не нужно знать, как зависят силы от расстояний между взаимодействующими телами (или частями одного тела) и от их скоростей. Единственное, что нам потребуется, — это выражение для силы тяжести вблизи поверхности Земли: τ = m.

Задача 1.

К центру однородного шарика массой m = 0,2 кг приложена сила F = 1,5 Н. Определите модуль и направление силы 1, которую необходимо приложить к центру шарика помимо силы , чтобы шарик двигался с ускорением а = 5 м/с2, направленным так же, как и сила (рис. 2.17).

Р е ш е н и е.

На шарик действуют две силы: сила и искомая сила 1.
Поскольку модуль и направление силы неизвестны, можно изобразить на рисунке сначала только силу (см. рис. 2.17).
Согласно второму закону Ньютона m = + 1.
Отсюда 1 = m — .
Так как векторы m и в любой момент времени должны быть расположены на одной прямой, то и сила 1, являясь их разностью, расположена на той же прямой.

Таким образом, искомая сила может быть направлена либо так же, как сила , либо противоположно ей.
Чтобы определить модуль и направление силы 1, найдём её проекцию на ось X, направление которой совпадает с силой .
Учитывая, что Fx = F и аx = а, выражение для силы 1 в проекциях на ось X можно записать в виде F1x = mа — F.

Проанализируем последнее выражение.
Если mа > F, то F1x > 0, т. е. сила 1 направлена так же, как и ось X.
Если же mа < F, то F1x < 0, т. е. сила F1 направлена противоположно направлению оси X. Для рассматриваемого случая

F1x — 0,2 • 5Н — 1,5 Н = -0,5 Н.

Следовательно, сила F1 направлена противоположно оси X (рис. 2.18).

Задача 2.

В результате полученного толчка брусок начал скользить вверх по наклонной плоскости из точки О с начальной скоростью υ0 = 4,4 м/с. Определите положение бруска относительно точки О через промежуток времени t1 — 2 с после начала его движения, если угол наклона плоскости к горизонту α = 30°. Трение не учитывайте.

Р е ш е н и е.

Поскольку требуется найти положение бруска относительно точки О, начало координат возьмём в этой точке. Ось X направим вдоль наклонной плоскости вниз, а ось Y — перпендикулярно этой плоскости вверх (рис. 2.19). При движении бруска на него действуют две силы: сила тяжести m и сила реакции опоры наклонной плоскости, перпендикулярная последней. Эту силу иногда называют силой нормальной реакции. Она всегда перпендикулярна поверхности, на которой находится тело.

Согласно второму закону Ньютона m = m + . Так как на брусок действуют постоянные силы, то вдоль оси X он будет двигаться с постоянным ускорением. Следовательно, чтобы определить положение бруска относительно точки О, можно воспользоваться кинематическим уравнением

При сделанном выборе направления оси X и начала координат имеем х0 = 0 и υ0x = -υ0. Проекцию ускорения ах на ось X найдём по второму закону Ньютона. Для рассматриваемого случая mах = mgx + Nx. Учитывая, что gx = g sinα и Nx = 0, получим ах = g sinα. Таким образом,

Задача 3.

Два тела массами m1 = 10 г и m2 = 15 г связаны нерастяжимой и невесомой нитью, перекинутой через невесомый блок, установленный на наклонной плоскости (рис. 2.20). Плоскость образует с горизонтом угол α = 30°. Определите ускорение, с которым будут двигаться эти тела. Трение не учитывайте.

Р е ш е н и е.

Предположим, что тело массой m1 перетягивает.
Выберем оси координат так, как показано на рисунке 2.21.
В проекциях на оси Х1 и X уравнения движения тел запишем в виде:

m1ax1 = m1g — Т1,

m2ах = Т2 — m2g sinα,

х| =|ax1|, так как нить нерастяжима.

Силы натяжения нити равны, так как нить и блок невесомы.
Сложив левые и правые части уравнении, получим
Так как ах > 0, то движение тел происходит в выбранном направлении.

Задача 4.

Автомобиль массой т = 1000 кг движется со скоростью v = 36 км/ч по выпуклому мосту, имеющему радиус кривизны R = 50 м. С какой силой F давит автомобиль на мост в его середине? С какой минимальной скоростью umin должен двигаться автомобиль для того, чтобы в верхней точке он перестал оказывать давление на мост?

Р е ш е н и е.

Силы, действующие на автомобиль вдоль радиуса моста, изображены на рисунке 2.22:
m — сила тяжести;
— сила нормальной реакции моста.
По третьему закону Ньютона искомая сила давления равна по модулю силе реакции моста .
При движении тела по окружности всегда направляем одну из осей координат от тела к центру окружности.
Согласно второму закону Ньютона центростремительное ускорение автомобиля определяется суммой сил, действующих на него вдоль радиуса окружности, по которой он движется:

2/R = mg — N.

Отсюда

F = N = m(g — υ2/R) = 7,8 кН.

Сила давления на мост станет равной нулю при mυ2min/R = mg, так что υmin = 80 км/ч.
При скорости, превышающей υmin, автомобиль оторвётся от поверхности моста.

Источник: «Физика — 10 класс», 2014, учебник Мякишев, Буховцев, Сотский



Динамика — Физика, учебник для 10 класса — Класс!ная физика

Основное утверждение механики — Сила — Инертность тела. Масса. Единица массы — Первый закон Ньютона — Второй закон Ньютона — Принцип суперпозиции сил — Примеры решения задач по теме «Второй закон Ньютона» — Третий закон Ньютона — Геоцентрическая система отсчёта — Принцип относительности Галилея. Инвариантные и относительные величины — Силы в природе — Сила тяжести и сила всемирного тяготения — Сила тяжести на других планетах — Примеры решения задач по теме «Закон всемирного тяготения» — Первая космическая скорость — Примеры решения задач по теме «Первая космическая скорость» — Вес. Невесомость — Деформация и силы упругости. Закон Гука — Примеры решения задач по теме «Силы упругости. Закон Гука» — Силы трения — Примеры решения задач по теме «Силы трения» — Примеры решения задач по теме «Силы трения» (продолжение) —

class-fizika.ru

Презентация к уроку Решение задач на применение Законов Ньютона 10 класс

Урок физики на тему: «Решение задач на применение законов Ньютона»

1.Равнодействующая всех сил, действующих на тело, равна нулю. Движется это тело или находится в состоянии покоя? А. Тело обязательно находится в состоянии покоя. Б. Тело движется равномерно прямолинейно или находится в состоянии покоя. В. Тело обязательно движется равномерно прямолинейно. Г. Тело движется равноускоренно.

2. Какие из величин (скорость, сила, ускорение, перемещение) при механическом движении всегда совпадают по направлению? 1.сила и ускорение 2.сила и скорость 3.сила и перемещение 4.ускорение и перемещение

3. На рис. А показаны направления скорости и ускорения тела в данный момент времени. Какая из стрелок (1-4) на рисунке Б соответствует направлению результирующей всех сил, действующих на тело?

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

4.Человек тянет за один крючок динамометр с силой 60 Н, другой крючок динамометра прикреплен к стене. Каковы показания динамометра?

А. 0 Б. 30 Н В. 60 Н Г. 120 Н

5. Две силы F 1 = 4 H и F 2 = 3 Н приложены к одной точке тела. Угол

между векторами F 1 и F 2 равен 90 0 . Чему равен модуль равнодействующей этих сил?

F 2

F

F 1

А.1Н Б. 5Н В. 7Н Г.12Н

6.Координата тела меняется по закону

х = — 5 + 12 ∙ t. Определите модуль равнодействующих сил, действующих на тело, если его масса 15 кг.

А. 147 Н. Б. 73,5 Н В. 60 Н. Г. 0 Д. 90 Н.

7. На рисунке представлен график зависимости силы F, действующей на тело, от времени t. Какой из участков графика соответствует равномерному движению?

А. 0-1

Б. 1-2

В. 2-3

Г. 3-4

Д. на графике такого

участка нет.

8 . На рисунке представлен график зависимости силы F, действующей на тело, от времени t, какой из участков графика соответствует равноускоренному движению?

А. 0-1 Б. 1- 2 В. 2- 3 Г. 3- 4 Д. 4- 5

9. Модуль скорости автомобиля массой 500 кг изменяется в соответствии с графиком, приведённым на рисунке. Определите модуль равнодействующей силы в момент времени t =3 c.

1) 0Н 2) 500Н 3) 1000Н 4) 2000Н

10. При столкновении двух тележек массами m 1 = 2 кг и m 2 = 8 кг первая получила ускорение, равное a 1 =4 м/с 2 . Определите модуль ускорения второй тележки.

А. 0,5 м/с 2 . Б. 1 м/с 2 . В. 4 м/с 2 . Г. 2 м/с 2 . Д. 1,5 м/с 2 .

F 1 = F 2

m 1 . a 1 = m 2 . a 2

a 2 =

11 . Брусок лежит на шероховатой наклонной опоре (см. рисунок). На него действуют 3 силы : сила тяжести

, сила упругости опоры

и сила трения

Если брусок покоится, то модуль равнодействующей сил

равен

и

1) mg + N

2) F тр. cosα

3) F тр sinα

4) F тр

1

2

3

1: Два тела, связанные невесомой нерастяжимой нитью (см. рис.) тянут с силой 15 Н вправо по столу. Массы брусков m 1 = 1 кг и m 2 = 4 кг, μ = 0,1.

С каким ускорением движутся бруски? Чему равна сила натяжения нити?

2. К концам невесомой нерастяжимой нити, перекинутой через невесомый неподвижный блок без трения в оси, подвешены грузы с массами m 1 = 1кг и m 2 = 2 кг. Каково ускорение, с которым движется второй груз?

№ 3. Брусок массой 2 кг скользит по горизонтальной поверхности под действием груза массой 0,5 кг, прикрепленного к концу нерастяжимой нити, перекинутой через неподвижный блок. Коэффициент трения бруска о поверхность 0,1. Найти ускорение движения тела и силу натяжения нити. Массами блока и нити, а также трением в блоке пренебречь.

№ 4. Груз массой 5 кг, связанный нерастяжимой нитью, перекинутой через неподвижный блок, с другим грузом массой 2 кг движется вниз по наклонной плоскости. Найти натяжение нити и ускорение грузов, если коэффициент трения между первым грузом и плоскостью 0,1, угол наклона плоскости к горизонту 30°. Массами нитей и блока, а также трением в блоке пренебречь.

Домашнее задание

№ 308. Вертолёт, масса которого 27,2 т, поднимает на тросах вертикально вверх груз массой 15,3 т с ускорением 0,6 м/с2. Найти силу тяги вертолёта и силу, действующую со стороны груза на прицепной механизм вертолёта.

№ 312. С каким ускорением движется система, изображенная на рисунке 43, если m = 1 кг и коэффициент трения μ = 0,2? Какова сила натяжения Fн1, связывающей тела I и II, и сила натяжения нити Fн2, связывающей тела II и III?

multiurok.ru

Урок физики для 10 класса на тему «Решение задач на применение законов Ньютона»

Урок физики в 10 классе по теме: (слайд №1)

«Решение задач на применение

законов Ньютона»

Цель урока: Систематизация знаний о законах Ньютона.

Задачи урока:

  1. Познавательные: Объединить изученные законы в систему представлений о причине механического движения.

  2. Развивающие: Углубить знания, полученные на базовом уровне, освоить методику решения задач для системы тел, связанных невесомой нерастяжимой нитью.

  3. Воспитательные: Подчеркнуть познавательное и мировоззренческое, практическое и воспитательное значение законов Ньютона.

Тип урока: Комбинированный с использованием ИКТ.

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.

  2. Повторение и обобщение пройденного материала –7 мин. (тест, слайды презентации)

  3. Решение задач на системы тел, связанных невесомой и нерастяжимой нитью – 35 мин.

  4. Подведение итогов урока – 1 мин.

  5. Задание на дом – 1 мин.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение:

Учитель. И.Ньютон является гением в истории науки, поэтому целесообразно кратко вспомнить его основные открытия.
Учащийся. И.Ньютон (4.01. 1643 г – 31.03. 1727г.) (слайд №2)

английский физик и математик, создавший теоретические основы механики и астрономии, открывший закон всемирного тяготения, разработавший дифференциальное и интегральное исчисления, изобретатель зеркального телескопа и автор важнейших экспериментальных работ по оптике.

Вершиной научного творчества Ньютона является «начала», в которых он обобщил результаты, полученные его предшественниками и свои собственные исследования и впервые создал единую стройную систему земной и небесной механики, которая легла в основу всей классической физики.

Оформлена выставка сообщений и рефератов об И.Ньютоне.

Учитель.Он сформулировал три знаменитые законы движения, которые необходимо вспомнить и сформулировать.

Учащийся. I закон Ньютона (закон инерции): Материальная точка (тело) сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения до тех пор, пока воздействие со стороны других тел не заставит её (его) изменить это состояние.

II закон Ньютона: В ИСО ускорение тела проп-но векторной сумме всех действующих на тело сил и обратно пропорционально массе тела:

III закон Ньютона: Тела действуют друг на друга с силами, равными по модулю и противоположными по направлению:

Учитель.Пройденный материал повторим с помощью решения тестовых

заданий заданий. (слайды с 3 по 13)

  1. Равнодействующая всех сил, действующих на тело, равна нулю. Движется это тело или находится в состоянии покоя?

А. Тело обязательно находится в состоянии покоя.

Б. Тело движется равномерно прямолинейно или находится в

состоянии покоя.

В. Тело обязательно движется равномерно прямолинейно.

Г. Тело движется равноускоренно.

  1. Какие из величин (скорость, сила, ускорение, перемещение) при механическом движении всегда совпадают по направлению?

    1. сила и ускорение

    2. сила и скорость

    3. сила и перемещение

    4. ускорение и перемещение

  1. На рис. А показаны направления скорости и ускорения тела в данный момент времени. Какая из стрелок (1-4) на рисунке Б соответствует направлению результирующей всех сил, действующих на тело?

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

  1. Человек тянет за один крючок динамометр с силой 60 Н, другой крючок динамометра прикреплен к стене. Каковы показания динамометра?

А. 0 Б. 30 Н В. 60 Н Г. 120 Н

  1. Две силы F1 = 4 H и F2 = 3 Н приложены к одной точке тела. Угол между векторами F1 и F2 равен 900. Чему равен модуль равнодействующей этих сил?

F2

F1

А. 1Н Б. 5Н В. 7 Н Г. 12 Н

  1. Координата тела меняется по закону х = — 5 + 12 ∙ t. Определите модуль равнодействующих сил, действующих на тело, если его масса 15 кг.

А. 147 Н. Б. 73,5 Н В. 60 Н. Г. 0 Д. 90 Н.

  1. На рисунке представлен график зависимости силы F, действующей на тело, от времени t. Какой из участков графика соответствует равномерному движению?

А. 0-1

Б. 1-2

В. 2-3

Г. 3-4

Д. на графике такого участка нет.

8. На рисунке представлен график зависимости силы F, действующей на тело, от времени t, какой из участков графика соответствует равноускоренному движению?

А. 0-1 Б. 1- 2 В. 2- 3 Г. 3- 4 Д. 4- 5

  1. Модуль скорости автомобиля массой 500 кг изменяется в соответствии с графиком, приведённым на рисунке. Определите модуль равнодействующей силы в момент времени t =3 c.

1) 0Н 2) 500Н 3) 1000Н 4) 2000Н

  1. При столкновении двух тележек массами m1 = 2 кг и m2 = 8 кг первая получила ускорение, равное a1=4 м/с2. Определите модуль ускорения второй тележки.

А. 0,5 м/с2. Б. 1 м/с2. В. 4 м/с2. Г. 2 м/с2. Д. 1,5 м/с2.

11.Брусок лежит на шероховатой наклонной опоре (см. рисунок). На него действуют 3 силы: сила тяжести , сила упругости опоры и сила трения . Если брусок покоится, то модуль равнодействующей сил и равен.

1) mg + N 2) Fтр.cosα 3) Fтр sinα 4) Fтр

Учитель. Для того, чтобы вы овладели алгоритмом решения задач на системы тел, связанных невесомой и нерастяжимой нитью, повторим методику решения задач динамики.

Учащийся устно рассказывает методику решения задач динамики (материал заимствован из учебника физики 10 класса В.А. Касьянова):

  • Решение любой задачи следует начинать с анализа условия задачи с целью выбора инерциальной системы отсчёта, наиболее удобный для решения конкретной задачи.

  • Выполнить схематический рисунок, изображающий расположение тел в текущий момент времени. На рисунке указать направления векторов сил, действующих на тело со стороны других тел системы, направления скоростей и ускорений. Если в условии данной задачи тело можно считать материальной точкой, силы, действующие на тело, следует прикладывать к одной точке.

  • Записать для каждого тела второй закон Ньютона в векторной форме.

  • Выбрать координатные оси. Целесообразно направить одну из осей вдоль ускорения, а вторую (если она требуется) перпендикулярно ему.

  • Проецировать второй закон Ньютона на координатные оси, получить систему уравнений для нахождения неизвестных величин.

  • Решить полученную систему уравнений, используя аналитические выражения для всех сил и дополнительные условия.

Учитель: Если в движении находится не одно, а несколько связанных между собой тел, то необходимо для каждого тела отдельно выполнить все вышесказанные действия и решить полученную систему уравнений.

На экране вы видите три рисунка:

1) тела, связанные невесомой нерастяжимой нитью, движущиеся по горизонтали;

2) эти же тела, поднимающиеся вверх;

3) нить, связывающая грузы, переброшена через неподвижный блок.

(слайд №14)

1. 2. 3.

Если по условию задачи будет рассматриваться движение характерное этим рисункам, то необходимо запомнить, что алгоритм решения у них одинаковый.

III. Решение задач

Задача № 1: Два тела, связанные невесомой нерастяжимой нитью (см. рис.) тянут с силой 15 Н вправо по столу. Массы брусков m1= 1 кг и m2 = 4 кг, μ = 0,1.

С каким ускорением движутся бруски? Чему равна сила натяжения нити?

(слайд №15)

Учитель: Условие невесомости и нерастяжимости нити позволяет считать, что сила натяжения нити на всех участках одинакова и все тела движутся с одним и тем же ускорением, т.е. Т1 = Т2 = Т, .

Для того, чтобы решить задачу надо её проанализировать.

Рассмотрим все силы, действующие на каждое тело отдельно. Оба тела взаимодействуют с землёй, столом и нитью.

На первое тело действуют: m1g, Т1, Fтр1, N1

На второе тело действуют: m2g, N2, T2, Fтр2 и сила F

Системы отсчета свяжем со столом.

Учитель: Анализ провели, теперь приступаем к решению задачи.

Дано:

Равноускоренное 1. Изобразим все силы, дей-ющие на тела.

движение связанных тел Ускорение тела направлено вправо:

F= 15 Н Из усл. задачи => Т1 = Т2 = Т;

m1= 1 кг ɑ1 = ɑ2 = ɑ (слайд №16)

m2 = 4 кг

μ = 0,1

_____________________

ɑ — ? (м/с2)

Т — ? (Н)

2. Запишем II-ой закон Ньютона в общем

виде ∑F = mɑ и для каждого тела в

векторной форме, для этого страницу
разделим пополам:

T + Fтр1 + N1+ m1g = mɑ F+ T2 + Fтр2 + N2 + m2g= mɑ

3. Выберем координатные оси: ось ОУ направим по направлению N,

а ось ОХ по направлению ɑ системы тел.

4. Проецируем векторные уравнения II закона Ньютона для I-го и II-го тела на координатные оси:

OX: T – Fтр1 = m1ɑ (1) OX: F – T – Fтр2 = m2 ɑ (1/)

1: N1– m1g = 0 (2) ОУ2: N2 – m2g = 0 (2/) Поскольку из уравнения 2 => что Аналогично:

N2 = m2 ∙ g; то Fтр2 = μ · N2 = μ ∙ m · g N1 = m1g; то Fтр1= μ · N1 = μ ∙ m1g, тогда ур-е (1/) II- го тела примет вид

тогда ур-ние (1) примет вид F – T – μ ∙ m2 ∙ g = m2ɑ (31)

Т – μ · m1g = m1ɑ (3)

Мы получили два уравнения для 2-х тел, где учтены все силы, действующие на тело в отдельности.

Далее решаем совместно систему уравнений (3) и (31) методом почленного сложения уравнений, получаем:

T – μ ∙ m1 · g = m1 ɑ

+

F – T – μ · m2 ∙ g = m2ɑ

________________________

F – μg (m1+ m2) = ɑ (m1+ m2) (4), в этом уравнении учтены все силы, действующие на систему 2-х тел, связанных невесомой нерастяжимой нитью.

Откуда ɑ = Fμ · g(m1+ m2) = F — μ ∙ g = 15 = 0,1 ∙ 10 = 2 м/с2

m1 + m2 m1+ m2 1+4

Силу натяжения нити находим из уравнения (3) или (31)

Т= μ ∙ m1 · g + m1ɑ = m1 (μ · g + ɑ) = 1 (0,1 · 10 + 2 ) =

или Т = F – m2ɑ – μ · m2 g = F – m2 (ɑ + μ ∙ g) = 15 — 4∙ (2 + 0,1· 10) =

Ответ: 2 м/с2, 3Н.

Учитель: Аналогично решают задачи, которые были под номером 1, 2, 3.

Для закрепления решим следующую задачу. (слайд №17)

Задача № 2. К концам невесомой нерастяжимой нити, перекинутой через невесомый неподвижный блок без трения в оси, подвешены грузы с массами m1= 1кг и m2= 2 кг. Каково ускорение, с которым движется второй груз?

Учитель: Снова анализируем задачу.

Из условия невесомости и нерастяжимости нити следует, что сила натяжения нити на всех участках одинакова: T1 = T2 = T и система тел движется как единое целое с одинаковым по модулю ускорением: ɑ1 = ɑ2 = ɑ

Рассмотрим все силы действующие на каждый груз отдельно:

на I-ый груз действуют: m1g и T1,

на II-ой груз действуют: m2 g и T2

Систему отсчёта свяжем с Землёй.

Учитель: Задачу решаем по алгоритму:

Дано:

равноуск-ное 1. Изобразим рисунок и расставим все силы,

дв-ние связ-х действующие на тело. Ускорение тела направим

грузов в сторону большого тела. (слайд №18)

m1 = 1 кг

m2 = 2 кг

ɑ — ? (м/с2 )

  1. Запишем II закон Ньютона в векторной форме для

каждого тела

Т1 + m1g = m1 ɑ1 T2 + m2g = m2ɑ2

  1. Выберем координатные оси, ось ОУ направлена по направлению ускорения, на рисунке изображаем ОУ1, ОУ2.

  2. Проецируем векторные уравнения II закона Ньютона для I и II тела на координатные оси ОУ1 и ОУ2, учитывая, что T1= T, ɑ1 = ɑ2 = ɑ

ОУ1 : T- m1g = m1 ɑ (1) ОУ2: m2 g – T = m2 ɑ ( 11 )

Складываем почленно уравнения (1) и (11 ), получаем:

T – m1 g = m1 ɑ

+
m2 g – T = m2ɑ

____________________

m2 g – m1 g = ɑ (m1 + m2)

g (m2— m1) = ɑ (m1 + m2)

ɑ= g(m2 m1) = 10 (2-1) = 10 ≈ 3,3 м/с2

m1 + m2 1+2 3

Ответ: 3,3 м/с2

Задача № 3. Брусок массой 2 кг скользит по горизонтальной поверхности под действием груза массой 0,5 кг, прикрепленного к концу нерастяжимой нити, перекинутой через неподвижный блок. Коэффициент трения бруска о поверхность 0,1. Найти ускорение движения тела и силу натяжения нити. Массами блока и нити, а также трением в блоке пренебречь.

Дано Решение:

m1= 2 кг

m2 = 0,5 кг

µ = 0,1

— ?

Т — ? (H)

1. Изобразим рисунок и расставим все силы, действующие

на тела. Ускорение первого тела направим вправо, второго —

вниз.

2. Запишем II закон Ньютона в векторной форме для

каждого тела, поделив страницу пополам

для I тела: для II тела:

3. Спроецируем полученные уравнения на выбранные

направления осей X и Y, учитывая условие невесомости и

нерастяжимости: .

OX: (1) OY: (31)

OY: (2)

Из (2) следует, что N = m1∙ g, то

Fтр= µ∙ N =µ ∙ m1∙ g.

Тогда уравнение (1) примет вид

(3)

Решаем совместно систему уравнений (3) и (31) методом почленного сложения уравнений, получаем:

Задача № 4. Груз массой 5 кг, связанный нерастяжимой нитью, перекинутой через неподвижный блок, с другим грузом массой 2 кг движется вниз по наклонной плоскости. Найти натяжение нити и ускорение грузов, если коэффициент трения между первым грузом и плоскостью 0,1, угол наклона плоскости к горизонту 450. Массами нитей и блока, а также трением в блоке пренебречь.

Дано: Решение:

m1 = 5 кг 1. Изобразим рисунок и расставим все силы.

m2 = 2 кг

µ = 0,1

α = 450

Т–? ( Н)

2. Запишем II закон Ньютона в векторной форме.

для I тела для II тела

3. Спроецируем полученные уравнения на выбранные

направления осей X1 , Y1 , Y2, учитывая условие невесомости

и нерастяжимости: Т1 = Т2 = Т, .

OX1: m1g ∙ sin α – T- Fтр= m1 (1) OY2: – m2 ∙ g +T = m2 (11)

OY1: N – m1∙g∙ cos α = 0 (2)

Из (2) уравнения находим,

что N = m1 ∙g ∙ cos α,

поэтому Fтр = µ ∙ N = µ∙m1∙g∙cos α (3)

Подставляем (3) в (1) , получаем:

m1∙g∙ sin α – T– µ ∙m1∙g∙cos α = m1 (4)

складываем почленно (11) и (4), получаем

m1∙g∙sin α – T – µ∙m1∙g∙cos α – m2∙g + T=(m1+m2)

=

Силу натяжение нити Т находим из уравнения (11).

T = m2g + m2 = m2 (g+ )

T = 2∙ (10+1,7) = 2 ∙ 11,7= 23,4 Н.

Ответ: 1,7 ; 23,4 Н.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 кл. – М.: Дрофа, 2004.

№ 308. Вертолёт, масса которого 27,2 т, поднимает на тросах вертикально вверх груз массой 15,3 т с ускорением 0,6 м/с2. Найти силу тяги вертолёта и силу, действующую со стороны груза на прицепной механизм вертолёта.

№ 312. С каким ускорением ɑ движется система, изображенная на рисунке 43, если m = 1 кг и коэффициент трения μ = 0,2? Какова сила натяжения Fн1, связывающей тела I и II, и сила натяжения нити Fн2, связывающей тела II и III?

Тезисы

Сложность решения задач динамики на применение законов Ньютона в значительной степени зависит от освоения методики решения задач динамики.

На этом уроке учащиеся ещё раз формулируют законы Ньютона, кратко вспоминают об основных открытиях И.Ньютона. Повторение и обобщение пройденного материала провожу с помощью тестовых заданий (сопровождается слайдами презентации). Решение тестовых заданий применяю на каждом уроке по 5 – 7 мин для подготовки к ЕГЭ по физике.

Затем перехожу к рассмотрению основной цели урока.

Методику решения задач на применение законов Ньютона повторяем и применяем алгоритм решения задач динамики для системы тел, связанных невесомой и нерастяжимой нитью.

От решения простых задач переходим к более сложным. Самые трудные задачи рассматриваем индивидуально только с теми учащимися, которые проявляют интерес к физике и принимают участие в олимпиадах. Для контроля знаний, умений, навыков по этой теме запланирована самостоятельная работа.

doc4web.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *