cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Рабочая программа по русскому языку в 10 классе по учебнику гольцовой – Рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему: Рабочая программа по русскому языку 10 класс Гольцова

Рабочая программа по русскому языку, 10 класс, учебник Гольцовой Н.Г.

РУССКИЙ ЯЗЫК. 10 КЛАСС.

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Основные термины и понятия

Внутрипредметные связи

Практические навыки

Правописные навыки

1

Слово о русском языке.

1

РЛЯ, государственный язык, язык межнационального общения. Функциональные стили, норма литературного языка, русский язык среди языков мира.

Слово. Лексическое значение. Толковый словарь.

Лексическое богатство русского языка, культура речи, стилистика

Составление плана текста, виды планов, эпиграфы

Работа с толковым словарём

Попутное повторение орфографии

2

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов

1

Однозначные слова. Многозначные слова.

Лексическое и грамматическое значение

Работа с толковым словарём

Попутное повторение орфографии

3

Изобразительно-выразительные средства

1

Тропы, метафора, сравнение.

Лексика: прямое и переносное значение слова, многозначность.

Анализ лексических средств выразительности в тексте.

Попутное повторение орфографии и пунктуации.

4

Р/Р Лингвистический анализ текста.

1

Тема, главная мысль, выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста, звукописи.

5

Омонимы и их употребление. Работа со словарём омонимов.

Паронимы, их употребление. Словари паронимов.

1

Омонимы: омографы, омофоны, омоформы.

Паронимы.

Морфология: части речи.

Морфемика: грамматическая форма слова.

Предупреждение речевых ошибок, связанных с неверным употреблением паронимов.

Работа со словарём.

Повторение орфографии и пунктуации.

6

Синонимы. Их употребление. Словари синонимов.

Антонимы. Их употребление

1

Синонимы лексические, стилистические, контекстуальные, синонимический ряд.

Антонимы. Типы антонимов. Антитеза.

Употребление синонимов в речи. Изобразительные возможности синонимов.

Употребление антонимов в речи. Изобразительные возможности речи.

Работа со словарями синонимов. Анализ текста.

Повторение орфографии и пунктуации.

7

Происхождение лексики СРЯ

Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.

1

Исконно-русская лексика, старославянизмы, заимствованная лексика.

Диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы.

Устаревшая лексика: историзмы, архаизмы. Неологизмы. Индивидуально-авторские неологизмы.

Роль старославянизмов в создании текста высокого стиля

Стилистические особенности употребления лексики, имеющей ограниченную сферу употребления.

Употребление устаревшей лексики и неологизмов в языке художественной литературы.

Работа со словарём иностранных слов и этимологическим словарём.

Определение лексических особенностей текста.

Анализ художественного текста (Н.В.Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин)

Попутное повторение орфографии и пунктуации.

8

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

1

Фразеологизм, источники появления фразеологизмов.

Употребление фразеологизмов в речи.

Работа со словарём фразеологизмов

Попутное повторение орфографии и пунктуации.

9

Контрольная работа. Лексический анализ текста с решением тестовых задач.

1

Энциклопедические и лингвистические словари. Толковые словари и словари аспектные (специальные).

Сообщения учащихся о В. И. Дале, С.И. Ожегове, Д.Н. Ушакове.

Работа с вопросами и заданиями для повторения.

Попутное повторение орфографии и пунктуации.

10

Р/Р Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.

1

Тема, главная мысль, выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста, звукописи.

11-12

Р/Р Сочинение. Подготовка к ЕГЭ

2

Тема, главная мысль, микротема, ключевые слова.

Стилистика: стиль речи, тип речи.

Составление плана текста.

Соблюдение правописных норм при создании связного высказывания.

13

Звуки и буквы.

1

Фонетика. Графика. Орфоэпия. Звук. Буква. Звуки гласные и согласные. Согласные звуки: сонорные, звонкие, глухие; твёрдые, мягкие; парные, непарные. Гласные: ударные. Безударные.

Ударение. Орфоэпические нормы.

Из истории славянской письменности и алфавита (сообщения учащихся)

Выразительное чтение произведений художественной литературы.

Фонетический анализ слова.

Знакомство с орфоэпическими вариантами.

Повторение написаний, опирающихся на фонетические принципы орфографии.

14

Орфоэпия.

1

15

Состав слова. Морфемы. Морфемный анализ слова.

1

Корневая морфема, аффиксальные морфемы. Основа слова. Производная – непроизводная основа; простые, сложные, производящие основы.

Синонимия и антонимия аффиксов.

Морфемный анализ слов.

Правописание морфем.

16

Словообразование. Словообразовательные модели. Словообразовательный разбор слова.

1

Словообразование. Однокоренные слова. Морфологические и неморфологические способы словообразования.

Стилистические возможности частей слова.

Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.

Морфологический принцип правописания.

17

Формообразование. Понятие парадигмы.

1

Формообразующий аффикс. Супплетивизм основы.

Нормы формообразования.

Работа с грамматико-орфографическим словарём.

Правописание окончаний различных частей речи.

18

Контрольное тестирование по теме «Морфемика и словообразование».

1

Орфограмма.

Морфемика: части слова. Фонетика: ударение.

Закрепление навыков решения орфографических задач.

19

Принципы русской орфографии.

1

Морфология. Орфография. Орфограмма.

Работа с учебно-научным текстом («Из истории русского языкознания. Я.К.Грот»).

Соотнесение конкретного правописного затруднения с принципами орфографии.

Типы орфограмм.

20

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

1

Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением.

Фонетика: безударные гласные. Ударение. Повторение: морфемный анализ слова.

Закрепление навыков решения орфографических задач. Работа по алгоритму.

Безударные гласные в корне слова.

21

Чередующиеся гласные в корне слова.

1

Безударные чередующиеся гласные в слове.

Фонетика: безударные гласные. Ударение.

Морфемный анализ слова.

Безударные гласные в корне слова.

22

Употребление гласных после шипящих.

1

Безударные гласные, ударение.

Морфемика: части слова. Морфемный анализ слова. Фонетика: шипящие согласные, ударение.

Работа по алгоритму. Фонетический разбор слова. Морфемный анализ слова.

Правописание гласных после шипящих и Ц в разных частях слова.

23

Употребление гласных после Ц.

1

Орфограмма. Гласные и согласные звуки, звук и буква.

Морфемика: части слова.

Морфемный анализ слова. Решение орфографических задач по алгоритму.

24

Контрольный диктант по теме «Орфография»

1

Проверка усвоения основных знаний по русскому языку.

25

Р/Р Функционально – смысловые типы речи.

1

Попутное повторение орфографии

26

Р/Р Особенности рассуждения как типа речи.

1

Попутное повторение орфографии

27

Правописание двойных согласных.

1

Орфограмма, правила правописания.

Фонетика: звуки речи, фонетическая транскрипция.

Орфографический анализ слова.

Правописание двойных согласных.

28-29

Р/Р Сочинение — рассуждение. Подготовка к ЕГЭ

2

Тема. Главная мысль. Выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста.

30

Правописание гласных и согласных в приставках.

1

Орфограмма, правила правописания, приставка.

Принципы орфографии.

Морфемика: части слова – приставка, корень. Фонетика: гласные и согласные звуки, безударные гласные.

Орфографический разбор слова.

Значение приставок, связь с правописанием.

Орфографический

анализ слова.

Правописание приставок.

Фонетические написания.

31

Употребление Ъ и Ь. прописных букв, правила переноса.

1

Орфограмма, роль букв Ъ и Ь в слове.

Графика и орфография, строчная и приписная буква.

Слог, деление слова на слоги.

Морфемика: части слова. Фонетика и графика: буквы, не обозначающие звуки.

Лексика: слово и его значение.

Фонетика: слог, слогоделение.

Роль Ъ и Ь.

Орфографический анализ слова.

Морфемный разбор, фонетический разбор слова.

Правописание Ъ и Ь.

Написание строчных и прописных букв.

Правила переноса слов.

32

Контрольный диктант по теме «Принципы русской орфографии».

1

Проверка теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся

33

Имя существительное как часть речи.

1

Морфология: часть речи, имя существительное, лексико-грамматические разряды имён существительных.

Культура речи: лексико-грамматические разряды имён существительных и нормы формообразования.

Морфологический разбор имён существительных.

Обобщение и повторение орфографии.

34

Правописание падежных окончаний имён существительных.

1

Имя существительное, падеж, число, окончание, склонение.

Падеж, тип склонения.

Варианты падежных окончаний. Морфемика: части слова – окончание. Фонетика: безударные гласные.

Морфемика: части слова – суффикс. Фонетика: безударные гласные.

Определение типа склонения, числа и падежа существительных.

Решение орфографических задач по алгоритму.

Падежные окончания существительных.

Гласные в суффиксах имён существительных.

35

Гласные в суффиксах имён существительных.

1

36-37

Р/Р Сочинение. Подготовка к ЕГЭ.

2

Тема. Главная мысль. Ключевые слова.

Стилистика: стиль речи, тип речи.

38

Правописание сложных имён существительных.

1

Имя существительное. Слитные и дефисные написания.

Состав слова.

Орфографический анализ слов.

Слитные и дефисные написания.

39

Имя прилагательное как часть речи.

1

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды прилагательных.

Стилистические особенности употребления полных и кратких форм имён прилагательных.

Морфологический разбор имён прилагательных.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

40-41

Правописание окончаний и суффиксов имён прилагательных.

Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

2

Имя прилагательное. Суффиксы. Окончание.

Орфограмма. Имя прилагательное, суффикс.

Морфемный и словообразовательный разбор.

Морфемный анализ слова.

Написание суффиксов:

-к-/-ск-; -ев-/-ив-; -чив-/-лив-; -ов-/-оват-/-овит-; -инск-; -оньк-/-еньк-.

Морфемный анализ слова. Словообразование имён прилагательных.

Правописание окончаний и суффиксов имён прилагательных.

Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

42

Правописание сложных имён прилагательных.

1

Орфограмма. Сложное прилагательное, слитное и дефисное написание.

Правописание сложных имён существительных. Сочинительная, подчинительная связь.

Образование сложных имён прилагательных.

Правописание сложных имён прилагательных.

43

Контрольный диктант по теме «Морфология и орфография».

1

Проверка теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся

44

Имя числительное как часть речи

1

Имя числительное, количественные, порядковые, собирательные числительные; простые, сложные числительные.

Употребление имён числительных в речи. Морфемика: части слова – окончания. Сочетание числительных оба/обе с существительными.

Морфологический разбор числительных.

Правописание числительных; слитные, дефисные и раздельные написания; падежные окончания числительных.

45

Правописание имен числительных.

1

46

Употребление имен числительных в речи.

1

47-48

Р/Р Сочинение. Подготовка к ЕГЭ.

2

Проверка правописных, орфографических и грамматических навыков.

49

Местоимение как часть речи.

1

Местоимения. Разряды местоимений.

Употребление местоимений в речи

Морфологический разбор местоимений.

Правописание местоимений.

50

Правописание местоимений

1

Проверка знаний, умений и навыков.

51

Глагол как часть речи.

1

Глагол, морфологические признаки глагола, две основы глаголов.

Употребление глаголов в речи. Формообразование. Синонимия глагольных форм.

Морфологический разбор глагола, образование разных форм глагола.

Правописание глаголов.

52

Правописание глаголов.

1

53

Причастие как часть речи.

1

Причастие. Морфологические признаки причастия, категория времени.

Функционирование причастий в речи.

Морфологический разбор причастий, образование причастий.

Правописание суффиксов причастий.

54

Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

1

Правописание Н и НН в прилагатель-ных, образованных от имён существи-тельных.

Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях.

55

Р/Р Речеведческий анализ текста.

1

Тема, главная мысль. Выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста. Стиль речи. Тип речи.

56

Деепричастие как часть речи.

1

Деепричастие: признаки глагола и наречия. Категория вида.

Употребление деепричастий в речи.

Морфологический разбор деепричастий, образование деепричастий.

Правописание деепричастий.

57

Синтаксические нормы употребления деепричастий.

58-59

Р/Р Сочинение. Подготовка к ЕГЭ.

2

Тема, главная мысль. Проблема. Ключевые слова. Микротема. Авторская позиция.

60

Наречие как часть речи.

1

Наречия, разряды наречий по значению, степени сравнения наречий.

Употребление наречий в речи, образование наречий.

Морфологический разбор наречий.

Правописание наречий.

61

Правописание наречий.

1

62

Слова категории состояния

1

Слова категории состояния.

Омонимичность слов категории состояния наречиям и кратким прилагательным.

Морфологический разбор слов категории состояния.

Попутное повторение орфографии.

63

Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов.

1

Служебные части речи. Предлог. Производные и непроизводные предлоги. Простые и сложные.

Особенности употребления предлогов в речи.

Морфологический разбор предлогов.

Правописание предлогов.

64

Союз как служебная часть речи.

1

Союз как служебная часть речи. Простые и составные, сочинительные и подчинительные союзы. Союзы и союзные слова.

Употребление союзов в речи. Выразительные возможности союзов.

Морфологический разбор союзов.

Правописание союзов.

65

Частицы.

Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление.

1

Служебные части речи. Частицы. Разряды частиц.

Употребление частиц в речи. Стилистические особенности употребления частиц.

Отрицательные частицы и их значение.

Морфологический разбор частиц.

Определение значения частицы НЕ, значения частицы НИ.

Правописание частиц.

66

Слитное и раздельное написание частиц с разными частями речи.

1

Служебные части речи. Частицы. Отрицательные частицы. Морфемика: приставки.

Повторение: морфология – самостоятельные и служебные части речи.

Определение значения частицы НЕ, значения частицы НИ.

НЕ и НИ с различными частями речи.

67

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.

1

Междометия. Звукоподражательные слова.

Особенности употребления в речи междометий и звукоподражательных слов.

Морфологический разбор междометий.

Правописание междометий и звукоподражательных слов.

68-69

Итоговое тестирование.

2

Повторение и обобщение основных тем и разделов курса.

70

Анализ контрольной работы.

1

infourok.ru

Рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме: рабочая программа по русскому языку для 10 класса к учебнику Гольцовой


Пояснительная записка

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы Н.Г. Гольцовой

(учебник:  Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин.  Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2007)

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она

-рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов

— соответствует  стандарту основного общего образования по литературе, социальному заказу родителей;

— построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

 — способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

— обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Структура документа

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения, календарно-тематическое планирование.

Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. Перераспределение часов проведено по причине того, что в соответствии с учебным планом школы на изучение русского языка выделено 2 часа в неделю вместо 1 часа, предусмотренного программой Н.Г.Гольцовой.

     Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической  и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, морфологии «малых частей речи», трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся.

      Изучаемый в 10 классе материал  рассматривается на текстовой основе, в тесной связи с синтаксисом и пунктуацией, комплексным анализом текста. С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и  контрольных работ, включающих задания части А и В в 10 классе, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа. Особое место отводится фонетическому разбору, показывающему изменение качества звука в потоке речи, трудностям орфоэпии, видам морфемного и словообразовательного разбора.

Основная цель курса — повторение, обобщение и систематизация знаний по фонетике, грамматике, орфографии и пунктуации.

      Таким образом, рабочая программа даёт возможность не только повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, но и расширить лингвистический кругозор выпускников средней школы, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентности учащихся.

    Содержание учебного материала

 Рабочая программа –68 часов:

  Количество тем: -8  Контр.диктантов -5,Р.р.- 4 .сочинений -2,изложений -2.

10 класс

  1. Введение (2 часа)

Слово о русском языке. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и   как язык межнационального общения народов России.

 Международное значение русского языка.

 Литературный язык и диалекты.

 Основные функциональные стили.

 

2.Лексика. Фразеология. Лексикография (9 часов)

Понятие о лексике, фразеологии, лексикографии. Слово и его значение (номинативное и эмоционально окрашенное).

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и другие разновидности омонимии. Их употребление.

Паронимы, синонимы, антонимы и их употребление в речи.

Происхождение лексики современного русского языка (исконно-русские и заимствованные слова).

Общеупотребительная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины)

Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и неологизмы.

Понятие о фразеологической единице. Источники фразеологии. Употребление фразеологизмов.

Лексикография. Виды лингвистических словарей.

3. Фонетика. Графика. Орфоэпия (6 часов)

Понятие о фонетике, графике, орфоэпии.

Звуки и буквы. Звуко-буквенный анализ. Чередование звуков. Фонетический разбор.

Орфоэпия и орфоэпические нормы.

4. Морфемика и словообразование (4 часа)

Понятие морфемы. Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы. Основа слова. Морфемный разбор.

Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.

Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.

5.Морфология и орфография – 42 часа, в том числе:

Принципы русской орфографии (10 часов)

Понятие о морфологии и орфографии. Основные принципы русской орфографии.

Правописание проверяемых , непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова.

Употребление гласных после шипящих и Ц

Правописание проверяемых, непроизносимых и двойных согласных в корне слова.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Правописание гласных И и Ы после приставок.

Правописание Ъ и Ь.

Употребление строчных и прописных букв.

Правила переноса.

Имя существительное (5 часов)

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды, род, число, падеж и склонение имён существительных.

Несклоняемые имена существительные.

Морфологический разбор.

Правописание падежных окончаний.

 Правописание гласных в суффиксах имён существительных.

Правописание сложных имён существительных.

Имя прилагательное (4 часа)

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Степень сравнения. Полная и краткая формы. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор.

Правописание окончаний.

Правописание суффиксов имён прилагательных.

Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

Правописание сложных имён прилагательных.

Имя числительное (3 часа)

Имя числительное как часть речи.

Морфологический разбор.

Склонение имён числительных.

Правописание и употребление числительных.

Местоимение (2 часа)

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Морфологический разбор.

Правописание местоимений.

Глагол и его формы (9 часов)

Глагол как часть речи. Инфинитив, вид, переходность-непереходность, возвратность, наклонение, время, спряжение. Морфологический разбор.

Причастие и деепричастие как глагольные формы.

Действительные и страдательные причастия. Образование причастий.

Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Наречие, слова категории состояния (3часа)

Наречие как часть речи. Морфологический разбор.

Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

Слова категории состояния. Морфологический разбор.

Служебные части речи (6 часов)

Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи.

Предлог как служебная  часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Правописание предлогов

Союз. Основные группы союзов, их правописание.

Частицы, их разряды

Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление, слитное и раздельное написание с различными частями речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Итоговое повторение (5 часов)

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Введение

2

2

Лексика. Фразеология. Лексикография

9

3

Фонетика. Графика. Орфоэпия

6

4

Морфемика и словообразование

4

5

Морфология и орфография

42

Требования к уровню подготовки выпускников

Учащиеся должны знать:

  1. Взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов;
  2. Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  3. Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  4. Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Учащиеся должны уметь:

  1. . Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста
  2. Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач;
  3. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  4. Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  5. Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  6. Извлекать необходимую информацию из различных источников;
  7. Применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка.
  8. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
  9. Осознания русского языка как духовной, нравственной  и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  10. Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
  11. Увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  12. Совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  13. Самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Литература и средства обучения

  1. Гольцова  Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для     общеобразовательных учреждений. 4-е издание. М., «Русское слово», 2007  
  2. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя. М., 2006
  3. Гольцова  Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык в таблицах. 10-11 классы. М., 2006
  4. Львова С.И. и Цыбулько И.П. Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы. М., 2007
  5. Компакт-диски «Уроки русского языка КиМ» (5 – 9 классы)
  6. Компакт-диск «Репетитор по русскому языку КиМ, 2009»

nsportal.ru

Рабочая программа по русскому языку 10 класс (Гольцова, 102 часа)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новоивановская средняя общеобразовательная школа»

С. Новоивановка

РАССМОТРЕНА

Руководитель МО_______/

____________________

Протокол №____от_________2017г.

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по УВР______/____________.

_______________2017г.

УТВЕРЖДЕНА

Директор школы______/.

Приказ №_______ от________________2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку для 10 класса

(программа Н.Г. Гольцовой, 102 часа)

на __________ учебный год

Составила учитель высшей квалификационной категории

Чан-ван-ю Наталья Сергеевна

II. АННОТАЦИЯ.

Сведения об УМК

  1. Авторская программа:

Программа курса «Русский язык» для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. М., «Русское слово», 2007 г., авторы Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А.Мищерина.

  1. Учебное пособие:

Учебник: авторы Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А.Мищерина. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2015 г.

  1. Методическое пособие:

Н.В. Егорова «Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс». М., ВАКО, 2013г.

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(102 часа)


Введение (1 час)

Слово о русском языке.

Лексика. Фразеология. (13 часов)

Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова.

Изобразительно-выразительные средства русского языка.

Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы и их употребление. Работа со словарями.

Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Лексический анализ текста с решением тестовых задач.

Фонетика. Орфоэпия. Орфография (2 час.)

Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со словарями

Морфемика и словообразование.

Состав слова (5 часов)

Состав слова. Система морфем русского языка.

Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования

Словообразовательный разбор слова. Формообразование

Морфология и орфография (80 час)

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний имен существительных. Морфологические нормы имен существительных.

Гласные в суффиксах имен существительных.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи.

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных и существительных.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи.

Правописание и употребление числительных.

Местоимение

Местоимение как часть речи..

Правописание местоимений.

Глагол и его формы

Глагол как часть речи. Правописание личных окончаний глагола.

Причастие как глагольная форма. Правописание суффиксов причастий

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Деепричастие как глагольная форма.

Наречие

Наречие как часть речи.

Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

Слова категории состояния.

Служебные части речи

Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи.

Предлог. Правописание производных предлогов.

Союз. Правописание союзов.

Частицы. Правописание частиц.

Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. Правописание частицы НЕ с разными частями речи.

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы

Количество часов

Формы контроля усвоения

Диктанты

КСД

Тесты

1

Слово о русском языке

1

2

Лексика. Фразеология. Лексикография.

13

1

2

3

Фонетика. Орфоэпия. Орфография.

2

1

4

Морфемика и словообразование

5

1

1

1

5

Морфология и орфография

80

5

13

13

6

Заключительный урок. Итоги года

1

Итого

102

7

16

15

Условные обозначения:

КСД-контрольный словарный диктант

V. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Учащиеся 10 класса

должны знать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

должны уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
    текста;

должны владеть: коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями; использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной жизни.

Приложение к рабочей программе по русскому языку для 10 класса

(Н.Г. Гольцова, профильный уровень – 102 часа)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дата проведения

план

факт

1

Введение. Слово о русском языке

Русский язык среди языков мира. Русский язык – один из славянских языков. Русский язык – язык великого русского народа. Писатели о богатстве русского языка. Понятие нормированности РЛЯ.

Лексика. Фразеология. Лексикография (13 ч)

2

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов.

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимия в системе русского языка. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.

Лексикография1.

3-4

Изобразительно-выразительные средства русского языка

5

Омонимы и их употребление

6

Паронимы и их употребление. КСД-1

7

Синонимы и их употребление

8

Антонимы и их употребление

9

Происхождение лексики современного русского языка

10

Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления

11

Употребление устаревшей лексики и неологизмов

12-13

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография КСД-2

14

Диктант №1

Фонетика. Графика. Орфоэпия (2ч)

15

Звуки и буквы. Фонетический разбор слова

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения.

16

Орфоэпия. Готовимся к ЕГЭ: тест №1

Морфемика и словообразование (5ч)

17

Состав слова. Морфемный разбор слова. Готовимся к ЕГЭ

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.

Морфемный разбор слова.

Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования.

Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.

Основные способы формообразования в современном русском языке.

18

Словообразование. Морфологические способы словообразования КСД-3

19

неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор

20

Формообразование. Готовимся к ЕГЭ: тест №2

21

Диктант №2

Морфология и орфография (80ч)

22

Принципы русской орфографии.

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.

Разделы и принципы русской орфографии. Основные орфографические нормы русского языка.

Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания. Трудные случаи орфографии.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Чередующиеся гласные в корне слова.

Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.

Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах.

Правописание звонких и глухих согласных.

Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

Правописание двойных согласных.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

Гласные И и Ы после приставок.

Употребление Ъ и Ь.

Употребление прописных букв.

Правила переноса слов.

23

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова

24-25

Чередующиеся гласные в корне слова КСД-4

26-27

Употребление гласных после шипящих и Ц

28

Правописание звонких и глухих согласных

29

Правописание двойных согласных

30

Диктант №3

31-32

Правописание гласных и согласных в приставках КСД-5

33-34

Приставки ПРЕ- и ПРИ

35

Гласные И и Ы после приставок

36-37

Употребление Ъ и Ь

КСД-6

38

Употребление прописных букв.

39

Готовимся к ЕГЭ: тест №3

Самостоятельные части речи

40

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды существительных

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.

Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода.

Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатуры.

Число имен существительных.

Падеж и склонение имен существительных.

Морфологический разбор имен существительных.

Правописание падежных окончаний имен существительных.

Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.

41

Род имён существительных. Число имён существительных.

42-43

Склонение существительных. Падежные окончания существительных

КСД-7

44-45

Гласные в суффиксах существительных

46-47

Правописание сложных существительных

48

Диктант №4

49

Готовимся к ЕГЭ: тест №4

50

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды прилагательных. Степени сравнения прилагательных КСД-8

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные.

Качественные прилагательные.

Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения.

Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном русском языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.

Прилагательные относительные и притяжательные.

Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.

Переход прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор имен прилагательных.

Правописание окончаний имен прилагательных.

Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий.

Правописание суффиксов имен прилагательных.

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.

51

Переход прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор прилагательного

52

Правописание окончаний имён прилагательных

53

Правописание суффиксов прилагательных (в том числе Н и НН)

54

Правописание сложных прилагательных КСД-9

55

Готовимся к ЕГЭ: тест №5

56

Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор числительного

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов.

Морфологический разбор числительных.

Склонение имен числительных.

Правописание имен числительных.

Употребление имен числительных в речи.

Особенности употребления собирательных числительных

57

Склонение имён числительных

58

Правописание имён числительных

59

Употребление числительных в речи

60

Диктант №5

61

Готовимся к ЕГЭ: тест №6

62

Местоимение как часть речи. Морфологический разбор местоимения

КСД-10

Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений.

Морфологический разбор местоимений.

Правописание местоимений. Значение и особенности употребления местоимений ты и вы. Особенности употребления возвратного, притяжательных и определительных местоимений

63

Правописание местоимений

64

Готовимся к ЕГЭ: тест №7

65

Глагол как часть речи. Морфологические характеристики глагола

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.

Инфинитив как начальная форма глагола.

Категория вида русского глагола.

Переходность/непереходность глагола.

Возвратные глаголы.

Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Особенности образования и функционирования.

Категория времени глагола.

Спряжение глаголов.

Две основы глаголов. Формообразование глагола.

66-67

Правописание глаголов

КСД-11

68

Готовимся к ЕГЭ: тест №8

69

Причастие как глагольная форма. Морфологический разбор причастия

Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий.

Морфологический разбор причастий.

Образование причастий.

Правописание суффиксов причастий,

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Переход причастий в прилагательные и существительные.

70

Образование причастий

71-72

Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

КСД-12

73

Готовимся к ЕГЭ: тест №9

74

Диктант №6

75-76

Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастия

Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.

77

Готовимся к ЕГЭ: тест №10

78

Наречие как часть речи. Морфологический разбор наречия КСД-13

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую.

Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий

79

80

81

Правописание наречий

82

Готовимся к ЕГЭ: тест №11

83

Слова категории состояния. Морфологический разбор слов категории состояния

Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния.

Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед.ч.

84

Готовимся к ЕГЭ: тест №12

Служебные части речи

85

Предлог как служебная часть речи. Морфологический разбор предлога КСД-14

Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.

86-87

Правописание предлогов

88

Готовимся к ЕГЭ: тест №13

89

Диктант №7

90

Союз как служебная часть речи. Морфологический разбор союза

Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова.

Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.

91-92

Правописание союзов

КСД-15

93

Готовимся к ЕГЭ: тест №14

94-95

Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация): тест в формате ЕГЭ

96

Частица как служебная часть речи. Морфологический разбор частицы.

Разряды частиц.

Морфологический разбор частиц.

Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи

97

Правописание частиц

КСД-16

98

Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление.

99-

100

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи

101

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометий

Междометие и звукоподражательные слова.

Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления

междометий.

102

Заключительный урок: итоги года

infourok.ru

Рабочая программа по русскому языку, 10класс, по учебнику Гольцовой Н.Г. — Планирование — Русский язык и литература

Титульный лист
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа№6

Рабочая программа по русскому языку 10-11 классы,
разработанная на основе примерной учебной программы, применительно к МОУ СОШ №6
с учётом национально-регионального компонента стандарта,
с учётом учебного плана образовательного учреждения МОУ СОШ .

Составитель рабочей программы :

Учитель русского языка и литературы:
Хабибуллина Чулпан Шамиловна

Утверждена на МО учителей русского языка и литературы
«Соответствует программным требованиям».

г.АЗНАКАЕВО
2010год

Структура документа:

1. Титульный лист стр.1
2. Пояснительная записка. Стр2.
3. Цель программы. стр.3
4. Содержание знаний, навыков и умений. стр.3
5. Тематическое планирование. стр.4
6. Литература и средства обучения, образовательные ресурсы. стр.28

2. Пояснительная записка.

Программа составлена на основе авторской программы Н.Г. Гольцовой для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений «Русский язык, 10 -11 классы» (см. – «Программа курса «Русский язык» для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. М., «Русское слово», 2007 г., с. 5 – 11) и федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, 


Учебник: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. «Русский язык. 10-11 классы». М.: «Русское слово», 2006,2007г. (куплен преподавателем и всеми учащимися).
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она

-рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов
— соответствует стандарту основного общего образования по литературе, социальному заказу родителей;
— построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
— способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
— обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. Перераспределение часов проведено по причине того, что в соответствии с учебным планом школы на изучение русского языка выделено 2 часа в неделю вместо 1 часа, предусмотренного программой Н.Г.Гольцовой.
Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, морфологии «малых частей речи», трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся.

С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, включающих задания части А и В в 10 классе, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа. Особое место отводится фонетическому разбору, показывающему изменение качества звука в потоке речи, трудностям орфоэпии, видам морфемного и словообразовательного разбора.
Учебным планом школы предусмотрено на изучение курса 68часов(2часа в неделю) – профильный уровень.

3. Цель рабочей программы: практическая реализация основной образовательной программы..
Цель и задача изучения курса учебного предмета— повторение, обобщение и систематизация знаний по фонетике, грамматике, орфографии и пунктуации и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе.
.
Рабочая программа даёт возможность повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, расширить лингвистический кругозор выпускников средней школы, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентности учащихся. Основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему. 


Методологической основой данной программы и курса «Русский язык» в 10 классе являются Образовательные стандарты среднего (полного) общего образования по русскому языку. 

4. Содержание знаний, навыков и умений.
ЗУН, которыми должны овладеть учащиеся10кл. в течение учебного года в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся основной и средней ступени образования.

Учащиеся должны знать:

• Взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов;
• Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Учащиеся должны уметь:

• Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста
• Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач;
• Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
• Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
• Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
• Извлекать необходимую информацию из различных источников;
• Применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка.
• Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
• Осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
• Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
• Увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• Совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
• Самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.


Полный текст материала Рабочая программа по русскому языку, 10класс, по учебнику Гольцовой Н.Г. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Оставить комментарий

pedsovet.su

Рабочая программа по русскому языку по учебнику Гольцовой (10 класс)

Рабочая программа по русскому языку в 10 классе для среднего (полного) общего образования (базовый уровень)

1. Пояснительная записка

Исходными документами для составления рабочей программы по русскому языку в 10 классе являются:

-Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»;

-Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 №1312 (ред. от 01.02.2012) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений

Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

— Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования;

— Примерная программа для среднего (полного) общего образования по русскому языку, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

-Авторская программа Н.Г.Гольцовой. Программа курса. Русский язык 10 – 11 классы. Москва, «Русское слово», 2012 г.;

-Учебный план МБОУ «_____________ СОШ» на 2017-2018 уч. год.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникатив-ного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, примерная программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах.

Курс русского языка в 10 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

Задачей обучения русского языка в 10 классе является

В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

1. 4. Место предмета в базисном плане

На преподавание курса русского языка в 10 классе выделено 35 часов из Федерального компонента (1 часа в неделю). 70 часов выделено из школьного компонента (2 часа в неделю) для расширения и углубленного изучения орфографических и пунктуационных навыков, развития орфографической и пунктуационной зоркости, удовлетворения познавательных интересов. Всего на изучения русского языка в 10 классе отводится 105 часов (3 часа в неделю).

1. 5 Специфические особенности изучаемого предмета.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

В результате изучения русского языка ученик должен знать /понимать:

В результате изучения русского языка ученик должен уметь:

Информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:

Создание устного и письменного речевого высказывания:

Соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

Учебная программа рассчитана на 2017 – 2018 учебный год

2. Учебно-тематический план

Количество часов на 1 полугодие –48, всего часов – 105; в неделю – 3 часа.

в 1 полугодии – 2 : вводный диктант, контрольный диктант по теме «Фонетика, Морфемика, Словообразование»

во 2 полугодии – 4: 1) контрольный диктант по теме «Имя существительное, 4) контрольный диктант по теме «Глагол. Причастие. Деепричастие» 5) контрольный диктант по теме «Служебные части речи»

в 1 полугодии — 3: 1) контрольное тестирование по теме «Лексика», 2) контрольное тестирование по теме «Орфоэпия», 3) контрольный диктант по теме «Орфография» — административная контрольная работа, », 3) контрольный тестирование по теме «Местоимение»

во 2 полугодии – 1: итоговое контрольное тестирование — административная контрольная работа

в 1 полугодии — 0 , во 2 полугодии – 2: 1) сочинение – рассуждение по тексту из ФИПИ

3. Список используемой литературы

1. Методические и учебные пособия

2. Литература, рекомендуемая для учащихся

«ЕГЭ 2017. Русский язык. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена. Задания и алгоритмы их выполнения» Москва «Интеллект-Центр», 2017 год, С.В. Драбкина, Д. И. Субботин.

3. Образовательные диски и Интернет ресурсы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся

или виды учебной деятельности

Виды контроля

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт.

1

Русский язык в современном мире.

1

комбинированный

Диалог с учит.

Чтение и анализ эпиграфа.

Анализ текста.

Ответ на уроке

Знать: основные функции языка, мировой язык, мёртвые языки

Подготовить выступление о лингвистах (по выбору) упр.3

2

Стили литературного языка

1

комбинированный

Работа с таблицей, ответы на вопросы, выполнение упражнений

Домашняя работа

Ответ на уроке

Знать отличительные особенности стилей речи, определять стиль речи текста.

Выполнить упр. 7:раскрыть скобки,расставить знаки препинания,определить стиль текстов и типы речи.

3

Вводный диктант

1

Контроль ЗУН

Проверочная работа

Диктант

Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

Повторить особенности стилей и типов речи.

4

Анализ ошибок, допущенных в диктанте

1

Систематизация ЗУН

Работа над ошибками

Работа над ошибками

Уметь производить работу над своими ошибками

Повторить правила постановки знаков препинания в простом и сложном предложении.

5

О едином государственном экзамене.

1

урок лекция

Лекция,

Ответы на вопросы. Выполнение тестовых заданий

Ответ на уроке

Знать, что такое ЕГЭ, как он проводится, оценивается.

Выполнить тест .

6

Как проводится ЕГЭ

1

урок лекция

Лекция.Выполнение тестовых заданий

Ответ на уроке

Продолжить работу по тестовым заданиям демо — 2018

7

Понятие о норме литературного языка.Типы норм.

1

урок – практикум

Работа с таблицей,ответы на вопросы.

Ответ на уроке

Знать что такое норма, типы норм

Подготовить небольшое выступление о правилах речевого этикета упр.26.

8

Лексика.

Русская лексика с точки зрения сферы её употребления.

1

Комбинированный

Работа со схемами.,словарями.Беседа.Анализ упражнений учебника, составление предложений с примерами из текста.

Ответ на уроке

Знать, что изучает лексика: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, диалектные и профессиональные слова, жаргонизмы, устаревшие слова

неологизмы.

Знать, то такое фразеологизмы.

Уметь различать эти группы слов по значению, уметь подбирать к словам и фразеологизмам синонимы и антонимы.

Повторить правила п.п.2-8 (на выбор).выполнить задания карточки.

9

Омонимы,синонимы,антонимы.

1

урок – практикум

Работа со словарями, практическая работа.

Практическая работа

Знать правила п.6,7,подобрать синонимы, антонимы к словам упр.22,28

10

Паронимы

1

Комбинированный

Работа со словарями, практическая работа

Практическая работа

Выучить правила п.5.Выполнить упр.23,28.

11

Употребление устаревшей лексики и неологизмов

1

Комбинированный

Работа со словарями, составление таблицы, подбор примеров.

Домашняя работа

Выписать из поэзии серебряного века 5-10 авторских неологизмов

Упр.42.с.29

12

Фразеология.Фразеологические единицы и их употребление.

1

Комбинированный

Практическая работа над культурой речи.ответы на вопросы.

Ответ на уроке Домашняя работа

Объяснитьлексическое значение фразеологизмов в упр.45 в упр.46.

13

Происхождение лексики современного русского языка.

1

Комбинированный

Составление схем,работа со словарями, презентация

Самостоятельная работа

Ответ на уроке

П.8 (повторить правило).

Выполнить упр. 34,35,36 (на выбор)

14

Изобразительно-выразительные средства языка.

1

Лекция с элементами беседы

Презентация, работа с текстами,выполнение тестовых заданий.

Ответ на уроке

Знать тропы,фигуры речи, уметь их определять.

Знать правила п.3, выполнить условия упражнения 11,карточки.

15

Лексикография

1

урок — практикум

Ответы на вопросы, работа со словарями.

Презентация.

Практическая работа

Уметь применять на практике знания по лексике.

Прочитать п.12.повторить материал по теме «Лексика»

16

Анализ средств выразительности русской речи.

Анализ текста

1

урок — практикум

Анализ стихотворений, практическая работа,выполнение тестов ЕГЭ

Практическая работа

Уметь определять средства выразительности,их роль в тексте, выполнять лингвистический анализ текста

Выполнить задания ЕГЭ.

17

Контрольное тестирование «Лексика»

1

Контроль ЗУН

Выполнение тестовых заданий.

Тестирование

Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

Выполнить задание ЕГЭ

Повторить правила п 1-12.

18

Анализ ошибок

1

Систематизация ЗУН

Работа над ошибками,пр.работа

Работа над ошибками

Уметь производить работу

над своими ошибками

Выполнить задания ЕГЭ

19

Звуки и буквы

1

Комбинированный

Анализ статьи учебника, упражнений, подбор своих примеров , решение КИМов,фонетический разбор

Ответ на уроке

Знать и соблюдать на практике орфоэпические нормы

п. 13, учить слова из орфоэпического словника,выполнить фонетический разбор слова орфоэпия

20

Орфоэпические нормы произношения

Комбинированный

Работа со словарями. Тест.

Самостоятельная работа

П.14.Записать транскрипцию слов в упр. 53

21

.

«Орфоэпические нормы языка».Ударение.

1

комбинированный

Решение КИМов.

Ответ на уроке

Подготовиться к контрольному тестированию по теме «Орфоэпические нормы языка».

22

Контрольное тестирование «Орфоэпия»

1

Контроль ЗУН

Выполнение теста.

Тестирование

Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

Выполнить задание ЕГЭ

23

Анализ ошибок, допущенных в тестировании

1

Систематизация ЗУН

Работа над ошибками.

Работа над ошибками

Уметь производить работу

над своими ошибками

П.13 – 14

(повторить правило).

24

Состав слова. Однокоренные слова.

1

Комбинированный

Ответы на вопросы, морфемный анализ слов,, выполнение практических заданий. Тест.

Самостоятельная работа

Знать состав слова, уметь разбирать слово по составу. Уметь подбирать к слову однокоренные слова.

Знать правила п.15.Выполнить условия уп.69.

25

Словообразование.Морфологические способы образования слов.

1

Комбинированный

Анализ справочного материала, запись основных положений. Составление предложений с правильными грамматическими формами слов.

Ответ на уроке

Знать основные способы образования слов.

Уметь определять способ образования слов.

Знать место морфемики и словообразования в системе основных разделов лингвистики; состав слова; морфемы корневые и аффиксальные; основа слова; основы производные и непроизводные; морфологические и неморфологические способы словообразования; понятие словообразовательной цепочки; основные способы формообразования в современном русском языке.

Уметь выполнять

морфемный и словообразовательный разбор слов.

Выучить п.16,объяснить образование и правописание слов в упр.77

26

Неморфологические способы образования слов.

1

Комбинированный

Работа с текстами,разборы слов по составу, словообразовательный разбор.

Самостоятельная работа

Указать способы образования слов в упр.78.

27

Формообразование

1

Комбинированный

Работа с текстами,

Домашняя работа Ответ на уроке

Знать правила п.17.

28

Морфемный и словообразовательный разбор слов.

1

урок — практикум

Практическая работа по выполнению

разборов

Самостоятельная работа

сделать словообразовательный разбор слов указанных слов в карточке

29

Принципы русской орфографии.

1

Комбинированный

Лекция.работа с текстом, со словарями.

Ответ на уроке

Самостоятельная работа

Знать основные нормы русского литературного языка.

Соблюдать на практике основные правила письма.

Выучить правила п.18,вставить буквы в слова упр.93

30

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

1

Комбинированный

Повторение изученного по теме:составление таблицы,тест, объяснительный диктант.

Домашняя работа.срез знаний

Знать правила о правописании гласных и согласных в корне слова,

Уметь применять эти знания на практике

Знать правила п.22,выполнить упр.95,тест.

31

Чередующиеся гласные в корне слова

1

Комбинированный

Составление таблицы,объяснительный диктант,тест

Домашняя работа.срез знаний

Знать правила о правописании чередующихся гласных в корне слова,

Уметь применять эти знания на практике

Выучить правила п.20,вставить буквы в словах и объяснить их правописание (карточки)

32

Правописание гласных после шипящих.

1

Комбинированный

Сообщения учащихся, обобщение материала,выполнение практических заданий,объяснительный диктант.

Ответ на уроке.

Знать правила правописания гласных после шипящих и Ц. Уметь применять эти знания на практике.

Повторить правила п.21.Выполнить условия упр.112

33

Употребление гласных после Ц.

1

Комбинированный

Выполнение практических заданий,объяснительный диктант

Срез знаний

Знать правила п.22.Выполнить условия упр.115.

34

Правописание звонких и глухих согласных

1

Комбинированный

Беседа, выполнение практических заданий, предупредительный диктант,тест

Срез знаний

Знать правила о правописании согласных в корне слова,

Уметь применять эти знания на практике

Повторить правила п.23.Вставить пропущенные буквы в слова упр.120,объяснить написание.

35

Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ,ЗЧ,ШЧ,ЖЧ,СТЧ,ЗДЧ

1

Комбинированный

Выполнение практических заданий

Ответ на уроке

Знать теоретический материал п.24.Составить предложения с 3 парами слов из упр.124.

36

Правописание двойных согласных

1

Комбинированный

Работа с теоретическим материалом

Самостоятельная работа

Знать правила правописание двойных согласных и уметь их применять на практике

Выучит правила п.25.Выполнить задания 5 ЕГЭ (тест)

37

Правописание гласных и согласных в приставках.

1

Комбинированный

Объяснительный диктант,практическая работа,словарный диктант.

Ответ на уроке

Знать правила о правописании гласных и согласных в приставках,

Уметь применять эти знания на практике.

Знать п.26 ,объяснить орфограммы в карточках.

38

Правописание

приставок пре- и при-.

1

Комбинированный

Предупредительный диктант,тест

Домашняя работа

Выучить правила п.27.,подгот.сообщ. о правописании приставок пре- и при-. Выполнить упр.144.

39

Гласные И и Ы после приставок.

1

Комбинированный

Беседа,выполнение практических заданий

Ответ на уроке ,тест

Знать правила п.28, выполнить задание в карточке,

подобрать родственные слова в в упр.149.

40

Употребление Ь и Ъ.

1

Комбинированный

Ответы на вопросы, объяснительный диктант, выполнение практических заданий, теста

Ответ на уроке

Домашняя работа

Знать различия в употреблении разделительных Ь и Ъ и уметь применять их на практике.

Повторить правила п.29, выполнить условия упр. 157.

41

Употребление прописных букв.

1

Комбинированный

Беседа, работа с теоретическим материалом, составление ОК по теме

Ответ на уроке,словарный диктант

Знать правила правописание прописных и строчных букв и уметь их применять при выполнении практических заданий

Выучить правила п.30.Выполнить условия упр.163. 159 (по выбору)

42

Правила переноса слов.

1

Комбинированный

Ответы на вопросы,выполнение практических заданий.

Ответ на уроке

Знать правила переноса слов.

Уметь применять эти знания на практике.

Знать п.31. разделить слова для переноса упр.164.

43

Административная контрольная работа

Диктант («Орфография»)

1

Контроль ЗУН

Выполнение работы

Диктант

Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

Повторить правила по пунктуации и орфографии.

44

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

1

Систематизация ЗУН

Выполнение работы над ошибками

Работа над ошибками

Уметь производить работу над своими ошибками

Повторить правила пунктуации в предложениях с обособленными членами.

45

Р. р. Как писать сочинение?

(часть С)

1

Урок развития речи

Знакомство со структурой сочинения-рассуждения, ответы на вопросы,

Ответ на уроке

Знать структурные элементы сочинения-рассуждения, критерии оценивания сочинения – рассуждения. Уметь применять эти знания на практике..

Уметь корректировать текст,научиться оценивать сочинение.

Выучить элементы структуры сочинения-рассуждения.

46

Р.Р.Как работать над структурными элементами сочинения-рассуждения?

1

Урок развития речи

Работа с презентацией,беседа

Ответ на уроке

Найти в тексте(распечатка) элементы структуры сочинения-рассуждения.

47

Р. р. Критерии оценивания сочинения-рассуждения.

1

урок –лекция

Знакомство с критериями,

самостоятельная работа по написанию сочинения-рассуждения

Самостоятельная работа

Написать сочинение по тексту К.Г. Паустовского «Телеграмма»

48

Р. р. Оцениваем сочинение — рассуждение

1

урок — практикум

Самостоятельная работа по оцениванию работы по критериям, ответы на вопросы.

Самостоятельная работа

Разделить текст на абзацы в соответствии с планом.(распечатки).,повторить тему «Имя числительное»

49

Части речи.

1

Систематизация ЗУН

Беседа, практические задания

Ответ на уроке

Знать части речи, уметь их определять.

Повторить тему «Имя существительное»,

подготовить вопросы и сообщения, подобрать примеры.

50

Имя существительное как часть речи.

1

Систематизация ЗУН

Беседа,выполнение практических заданий, морфологический разбор ,синтаксический разбор предложений

Ответ на уроке

Знать лексико-грамматические разряды существительных.

уметь их определять на практике.

Повторить тему «Правописание суффиксов и окончаний имен существительных», подготовить вопросы, презентацию.

(по выбору)Выполнить условия упр.169 (1-6 предложений).

51

Правописание падежных окончаний имен существительных

1

Систематизация ЗУН

Беседа, презентация, выполнение практических заданий,тест

Ответ на уроке

Знать условия выбора гласных в окончании существительных,

уметь их применять на практике.

Выучить правила п.33,выполнить условия упр.177 (1-6)

52

Гласные в суффиксах имен существительных

1

Систематизация ЗУН

Работа с текстом, выполнение практических заданий,тест

Самостоятельная работа

Знать условия выбора гласных в суффиксах существительных, уметь их применять на практике.

Повторить правила п.34.

Образовать существительные с суффиксом в упр.190.

53

Правописание суффиксов и окончаний имен существительных во множественном числе.Орфоэпические и морфологические нормы.

1

Систематизация ЗУН

Беседа,выполнение практических заданий

Тест

Знать особенности склонения существительных во множественном числе,уметь применять их на практике

Подобрать вопросы и сообщения по теме «Правописание сложных существительных»,

выполнить задание ЕГЭ.

54

Правила правописания сложных существительных.

1

Комбинированный

Презентация,ответы на вопросы,выполнение практических заданий, объяснительный диктант.

Домашняя работа

Знать правила правописания сложных существительных,

уметь применять их на практике

Ответить на вопросы на стр.126.; написать сочинение «Рождение слова»,подготовить сообщения о прилагательных.

55

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

Комбинированный

Самостоятельная письменная проверочная работа

Диктант

Умение применить полученные знания на практике.

Выполнить задания ЕГЭ

56

Анализ ошибок, допущенных в диктанте

1

Комбинированный

Выполнение работы над ошибками, ответы на вопросы

Работа над

ошибками

Уметь производить работу над своими ошибками

Выполнить комплексный анализ текста № 2

57

Имя прилагательное как часть речи.

1

Систематизация ЗУН

Семинар,морфологический разбор прилагательного

Ответ на уроке

Знать разряды прилагательных,

степени сравнения прилагательных ,их образование,знать синтаксическую роль прилагательных в предложении,уметь

образовать степени сравнения прилагательных, краткую форму, производить морфологический разбор прилагательных.

Знать правила п.36.Выполнить условия упр.204.

58

Правописание окончаний имён прилагательных.

1

Комбинированный

Ответы на вопрсы,орфоэпическая работа, выполнение практических заданий,объяснительный диктант, тест

Тест

Знать условия выбора гласных в окончаниях прилагательных,уметь применять на практике.

Выполнить условия упр.206.

59

Правописание суффиксов имён прилагательных

1

Комбинированный

Чтение материала п.43,ответы на вопросы выполнение практических заданий.

Ответ на уроке

Знать условия выбора гласных и согласных в суффиксах прилагательных,уметь применять на практике.

Знать правила п.38.Выполнить задание ЕГЭ.

60

Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных

1

Комбинированный

Мини-тест,

презентация,ответы на вопросы,

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *