Рабочая программа по биологии 10 класс – Рабочая программа по биологии (10 класс) по теме: Рабочая программа по биологии 10 класс ( базовый уровень) ( В.В.Пасечник)
№ урока | Название раздела | Тема урока | Количество часов | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Домашнее задание | Дата | |
План. | Факт. | ||||||||
1 | Введение. | Правила техники безопасности на уроках биологии. Краткая история развития биологии. | 1 | Методы и теории биологии, задачи биологии, уровни организации живой материи, критерии живых систем. | Знать: краткую историю развития биологии и ее значение . Уметь: доказать, что современная биология — комплексная наука. | Входной контроль. | § 1. | ||
2 | Методы исследования в биологии. | 1 | Методы и теории биологии, задачи биологии, уровни организации живой материи, критерии живых систем. | Уметь: доказать что живая природа это сложно организованная иерархическая система. Уметь: характеризовать свойства живого организма (на конкретных примерах), уметь сравнивать живую и неживую природу. | Фронтальный опрос. | § 2. | |||
3 | Сущность жизни. | 1 | Сущность жизни и свойства живых организмов. | Знать: отличия живых организмов от неживых. Уметь: давать характеристику живым организмам. | Устный опрос. | § 3. | |||
4 | Свойства живого. | 1 | Сущность жизни и свойства живых организмов. | Знать: отличия живых организмов от неживых. Уметь: давать характеристику живым организмам. | Устный опрос. | § 3. | |||
5-6 | Уровни организации живой материи. | 2 | Уровни организации живой материи. | Знать: основные уровни организации живой материи. Уметь: характеризовать все уровни организации. | Тестирование. | § 4. | |||
7 | Основы цитологии. | Методы цитологии. | 1 | Методы познания природы. | Знать: методы цитологии, основные положения клеточной теории. Уметь: объяснять явление фагоцитоза. | Работа с карточками. | § 5, выучить основные положения. | ||
8 | Клеточная теория. | 1 | Клеточная теория. | Знать: основные положения клеточной теории. Уметь: объяснять клеточную теорию. | Фронтальный опрос. | ||||
9-10 | Особенности химического состава клетки. | 2 | Химический элемент, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы | Знать: химические элементы, входящие в состав клетки. Уметь: соотносить органические и неорганические вещества. | Контрольная работа. | § 6. | |||
11-12 | Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки. | 2 | Роль воды в клетке, свойства воды, гидрофильные и гидрофобные вещества. | Знать: свойства воды, роль воды в клетке. Уметь: отличать гидрофобные вещества от гидрофильных. | Таблица. | § 7, вопр.1-2. | |||
13 | Минеральные вещества. | 1 | Минеральные вещества клетки, буферная система. | Знать: в каком виде представлены минералы. Уметь: объяснять роль минеральных веществ. | Устный опрос. | § 8, стр.32-33. | |||
14 | Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки. | 1 | Сахариды, биополимеры. | Знать: называть вещества, входящие в состав углеводов. Уметь: показать взаимосвязь между строением углеводов и липидов. | Таблица, рисунок. | § 9, вопр.1-3. | |||
15 | Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. | 1 | Липиды и их классификация, функции липидов. | Знать: вещества, относящиеся к липидам. Уметь: различать липидов по функциям. | Контрольная работа. | § 10, подг. рефераты по белкам. | |||
16 | Строение белков. | 1 | Белки, структура белка, аминокислоты. | Знать: уровни организации белковой молекулы, значение белков в организме. Уметь: показать связь строения биополимеров с выполняемыми функциями в организме | Контрольная работа. | § 11, вопр. 1-3. | |||
17 | Функции белков. | 1 | Белки, структура белка, аминокислоты. | Знать: уровни организации белковой молекулы, значение белков в организме. Уметь: показать связь строения биополимеров с выполняемыми функциями в организме | Контрольная работа. | § 11, вопрос 1-3. | |||
18 | Лабораторная работа №1 «Опыты по определению католит. ферментов». | 1 | Белки, структура белка, аминокислоты. | Знать: уровни организации белковой молекулы, значение белков в организме. Уметь: показывать связь строения биополимеров с выполняемыми функциями. | Схема. | § 11, подг. Сообщение л НК. | |||
19-20. | Нуклеиновые кислоты. | 2 | ДНК, РНК, ядро, репликация, ДНК. | Знать: сходство и различие в строении ДНК и РНК, виды и значение РНК в клетке. Уметь: | Тестирование. | § 12, учить термины. | |||
21 | АТФ и другие органические соединения клетки. | 1 | АТФ, строение, функции, витамины. | Знать: строение молекулы АТФ, функции АТФ. Уметь: роль в организме витаминов. | Устный опрос. | § 13, стр.53-55. | |||
22 | Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. | 1 | Клеточная мембрана, ядро, ядрышко. | Знать: основные элементы строения клеточной стенки, ядра. Уметь: объяснять роль и значение хромосом для организма. | Фронтальный опрос. | § 14, учить термины | |||
23 | Лабораторная работа №2 «Изучение плазмолиза и деплазмолиза» | 1 | Понятия: плазмолиз и деплазмолиз. | Знать: определения терминам. Уметь: объяснять роль этих процессов. | Схема. | § 14, оформить лабораторную работу. | |||
24 | Ядро клетки. Лабораторная работа №3 «Хромосом на микропрепарате». | 1 | Ядро клетки, процессы происходящие в них. | Знать: процессы, происходящие в клетке. Уметь: определять хромосомы на микропрепарате. | Таблица. | § 14. | |||
25 | Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Лабораторная работа №4 «Приготовление препарата и описание цитоплазмы». | 1 | Цитоплазма, клеточный центр. | Знать: основные элементы строения цитоплазмы. Уметь: объяснять роль цитоплазмы. | Фронтальный опрос. | § 14-15. | |||
26 | Рибосомы. Эндоплазматическая сеть. | 1 | Рибосомы, эндоплазматическая сеть. | Знать: основные элементы строения ЭПС, рибосом. Уметь: раскрыть связь строения клеточных органелл в связи с функциями. | Контрольная работа. | § 14-15. | |||
27 | Комплекс Гольджи. | 1 | Комплекс Гольджи. | Знать: основные элементы строения Комплекса Гольджи. Уметь: раскрыть связь строения клеточных органелл в связи с выполняемыми функциями. | Биологический диктант. | § 16. | |||
28 | Митохондрии. Пластиды. | 1 | Митохондрии, пластиды. | Знать: основные элементы строения митохондрий и пластид. Уметь: раскрыть связь строения клеточных органелл в связи с выполняемыми функциями. | Устный опрос. | § 17. | |||
29 | Лабораторная работа №5 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах». | Клетки растений и животных. | Знать: строение растительной и животных клеток, а также прокариотических клеток. Уметь: готовить микропрепарат. | Лабораторная работа. | § 18. | ||||
30 | Лабораторная работа №6 «Сходства растительных и животных клеток». | Микроскоп, готовые микропрепараты, виды клеток эукариотические (растительные и животные), прокариотические. | Знать: основные отличительные особенности клеток растений и животных. Уметь: выявить отличительные особенности растительной, животной и клеток грибов. | Лабораторная работа. | § 19, вопр.1-4, сообщения о вирусах. | ||||
31 | Лабораторная работа №7 «Изучение клеток дрожжей». | 1 | Клетки дрожжей. | Знать: особенности строения и размножения дрожжей. Уметь: ориентироваться в многообразии дрожжей и вирусов. | Лабораторная работа. | § 20. | |||
32 | Вирусы и бактериофаги | 1 | Вирус бактериофаг. | Знать: значение вирусов в природе и жизни человека. Уметь: ориентироваться в специфике вызываемых ими заболеваний, мерах профилактики. | Устный опрос. | § 20. | |||
33-34. | Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке. | 2 | Обмен веществ, метаболизм, анаболизм, катаболизм. | Знать: особенности пластического и энергетического обмена в организме. Уметь: показать последовательность протекания энергетического обмена в организме. | Схема, таблица. | § 21-22. | |||
35-36-37. | Питание клетки, автотрофное питание. Фотосинтез. Хемосинтез. Лабораторная работа №8 «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза». | 3 | Автотрофы, гетеротрофы, фототрофы, хемотрофы. | Знать: типы и особенности питания живых организмов. Уметь: показать последовательность протекания процессов. | Схема, рисунок, лабораторная работа. | § 23-25. | |||
38-39-40. | Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке. | 3 | ДНК, трансляция, транскрипция, т-РНК, м-РНК, и-РНК. | Знать: свойства генетического кода, роль ДНК в биосинтезе белка. Уметь: раскрывать роль ДНК, РНК, рибосом и последовательность процессов в биосинтезе белка. | Схема, рисунок, проверочная работа. | § 26, задача 1-3. | |||
41-42. | Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме. | 2 | Промотор, оператор, оперон, РНК-полимераза, репрессор. | Знать: особенности регуляции трансляции и транскрипции в клетке. Уметь: показать строение и работу оперона. | Таблица, тестирование. | § 27, задача 1-4. | |||
43-44. | Решение задач на биосинтез белка. | 2 | Промотор, оператор, оперон, РНК-полимераза, репрессор. | Знать: особенности регуляции трансляции и транскрипции в клетке. Уметь: показать строение и работу оперона. | Таблица, тестирование. | § 27, решить задачи. | |||
45 | Зачет по теме: «Обмен веществ». | 1 | Промотор, оператор, оперон, РНК-полимераза, репрессор. | Знать: особенности регуляции трансляции и транскрипции в клетке. Уметь: показать строение и работу оперона. | Таблица, тестирование. | § 27, учить термины. | |||
46. | Размножение и индивидуальное развитие организмоа | Жизненный цикл. Митоз Амитоз. | 1 | Жизненный цикл клетки, амитоз, митоз, фазы. | Знать: виды и биологическое значение митоза и бесполого размножения. Уметь: показать последовательность протекания процесса деления клетки по фазам. | Таблица. | § 28-29. | ||
47-48. | Мейоз. | 2 | Мейоз, гаметы, гаплоидный набор, диплоидный набор. | Знать: особенности и этапы протекания мейоза в клетке. Уметь: показать последовательность протекания процесса деления клетки по фазам. | Проверочная работа, устный опрос. | § 30, подготовить сообщения о размножении. | |||
49-50-51. | Формы размножения организмов. Половое. Бесполое. | 3 | Размножение: бесполое половое. | Знать: основные формы размножения организмов. Уметь: раскрыть значение полового и бесполого размножения. | Схема, доклады, опорный конспект. | § 31-32. | |||
52-53. | Развитие половых клеток. Оплодотворение. | 2 | Гаметогенез, овогенез, сперматогенез, оплодотворение: наружное и внутреннее. | Знать: основные этапы Уметь: показывать биологическое значение гаметогенеза для живых организмов. | Самостоятельная работа. | § 31-32. | |||
54. | Решение задач. | 1 | Гаметогенез, овогенез, сперматогенез, оплодотворение: наружное и внутреннее. | Знать: основные этапы Уметь: показывать биологическое значение гаметогенеза для живых организмов. | Биологический диктант. | Решить задачу. | |||
55-56. | Зачет по теме «Размножение». | 2 | Гаметогенез, овогенез, сперматогенез, оплодотворение: наружное и внутреннее. | Знать: основные этапы Уметь: показывать биологическое значение гаметогенеза для живых организмов. | Контрольная работа. | § 31-34, повторять записи. | |||
57. | Онтогенез — индивидуальное развитие организма. | 1 | Онтогенез, эмбриональное развитие организма, биогенетический закон, постэмбриональное развитие организма. | Знать: основные этапы эмбриогенеза, особенности протекания эмбриогенеза и типы постэмбрионального развития. Уметь: прогнозировать последствия влияние негативных внешних факторов на организм. | Схема. | § 35, вопр.1-5. | |||
58-59. | Эмбриональный период. Лабораторная работа №9 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих». | 2 | Онтогенез, эмбриональное развитие организма, биогенетический закон, постэмбриональное развитие организма. | Знать: основные этапы эмбриогенеза, особенности протекания эмбриогенеза и типы постэмбрионального развития. Уметь: прогнозировать последствия влияние негативных внешних факторов на организм. | Таблица, биологический диктант. | § 36, вопр.1-2. | |||
60-61. | Постэмбриональный период. | 2 | Онтогенез, эмбриональное развитие организма, биогенетический закон, постэмбриональное развитие организма. | Знать: основные этапы эмбриогенеза, особенности протекания эмбриогенеза и типы постэмбрионального развития. Уметь: прогнозировать последствия влияние негативных внешних факторов на организм. | Схема, таблица. | § 37, табл.заполнить. | |||
62. | Зачет по теме «Онтогенез». | 1 | Онтогенез, эмбриональное развитие организма, биогенетический закон, постэмбриональное развитие организма. | Знать: основные этапы эмбриогенеза, особенности протекания эмбриогенеза и типы постэмбрионального развития. Уметь: прогнозировать последствия влияние негативных внешних факторов на организм. | Семинарское занятие. | § 35-37 повторить. | |||
63-64. | Основы генетики. | История развития генетики. Гибридологический метод. | 2 | Гаметы, гены, генотип, фенотип, гибридологический метод, доминанта, рецессив. | Знать: основные понятия генетики, определение и значение науки генетики для человека, значение работ Г.Менделя в генетике. Уметь: составлять схемы моногибридного скрещивания. | Тестирование, рисунок. | § 38, подготовить сообщение о скрещивании. | ||
65-66. | Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. | 2 | Онтогенез, эмбриональное развитие организма, биогенетический закон, постэмбриональное развитие организма. | Знать: основные этапы эмбриогенеза, особенности протекания эмбриогенеза и типы постэмбрионального развития. Уметь: прогнозировать последствия влияние негативных внешних факторов на организм. | Решение задач. | § 39. | |||
67-68-69. | Решение задач. | 3 | Онтогенез, эмбриональное развитие организма, биогенетический закон, постэмбриональное развитие организма. | Знать: основные этапы эмбриогенеза, особенности протекания эмбриогенеза и типы постэмбрионального развития. Уметь: прогнозировать последствия влияние негативных внешних факторов на организм. | Решение задач. | § 38-39, решить задачу. | |||
70-71-72. | Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Практическая работа «Составление простейших схем скрещивания». | 3 | Родители, гибридное поколение, скрещивание, множественные аллели. | Знать: владеть генетическими терминами и понятиями, знать правила составления схем скрещивания. Уметь: составлять схемы скрещивания. | Рисунок, таблица, решение задач. | § 40, задача 1-2. | |||
73-74. | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования. | 2 | Третий закон Менделя. | Знать: особенности дигибридного скрещивания на примере гороха. Уметь: опираясь на законы Г.Менделя, решать задачи по генетике. | Биологический диктант. | § 41, задача 1-3. | |||
75-76-77. | Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие неаллельных генов. Решение задач. | 3 | Т. Морган, морганида, кроссинговер, комплементарность, эпистаз, полимерия. | Знать: основные типы и особенности взаимодействия генов. Уметь: значение работ Т.Моргана для генетики, значение кроссинговера для живых организмов, решать задачи на сцепленное наследование. | Фронтальный опрос, схема. | § 42-43, задача 1-2. | |||
78-79. | Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола. | 2 | Геном, генетические карты половые хромосомы. | Знать: особенности генетики пола человека, значение цитоплазматической наследственности. Уметь: решать задачи на наследование признаков, сцепленных с полом. | Схема, контрольная работа. | § 44-45. | |||
80-81-82. | Решение элементарных генетических задач. | 3 | Решение элементарных задач. | Знать: теоретические основы генетики. Уметь: решать и составлять разные типы задач, опираясь на изученный теоретический материал. | Решение задач. | Задача 1-4. | |||
83-84. | Изменчивость: модификационная, наследственная. | 2 | Изменчивость: наследственная, ненаследственная, модификации, мутации. | Знать: типы изменчивости, их особенности и значение, виды мутационной изменчивости. Уметь: показать отличия особенности наследственной и ненаследственной изменчивости. | Биологический диктант, доклады. | § 46-47. | |||
85-86. | Виды мутаций. Лабораторная работа №10 «Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационной кривой». | 2 | Изменчивость: наследственная, ненаследственная, модификации, мутации. | Знать: типы изменчивости, их особенности и значение, виды мутационной изменчивости. Уметь: показать отличия особенности наследственной и ненаследственной изменчивости. | Биологический диктант, доклады. | § 48, задача 1-2. | |||
87-88. | Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации. | 2 | Мутагенные факторы. | Знать: отличительные особенности соматических и генеративных мутаций. Уметь: раскрывать причины и последствия мутаций для организма, роль и виды мутагенов, меры профилактики мутационной изменчивости. | Таблица, схема. | § 48, доклады. | |||
89-90. | Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. | 2 | Биотехнология, клонирование, генная инженерия. | Знать: основные направления и перспективы исследований в биотехнологии. Уметь: показать достижения биотехнологии на современном этапе развития общества, проблемы, пути решения. | Доклады. | Стр. 172 вопросы 1-3 отв. | |||
91-92-93. | Генетика человека. | Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Практическая работа «Составление схем родословных». | 3 | Репродуктивный, близнецовый, биохимический, цитогенетический методы, генные заболевания. | Знать: основные методы исследования генетики человека, причины и последствия генных заболеваний. Уметь: прогнозировать влияние негативных факторов на здоровье человека, меры профилактики. | Практическая работа, схема, опорный конспект. | § 48-49. | ||
94-95. | Проблемы генетической безопасности. | 2 | Медико-генетическое консультирование. | Знать: методы и приемы профилактики генетических заболеваний. Уметь: объяснять роль генетического консультирования в профилактике наследственных заболеваний. | Фронтальный опрос. | Доклады | |||
96-97-98. | Обобщение знаний по курсу общей биологии. | 3 | Основные термины и понятия. | Знать: основные понятия. | Семинарское занятие, проверочная работа. | Учить термины. | |||
99. | Итоговая контрольная работа за курс общей биологии. | 1 | Основные термины и понятия. | Знать: основные понятия. | Контрольная /.работа. | Учить термины. | |||
100-101-102. | Решение заданий ЕГЭ. | 3 | Основные термины и понятия. | Знать: основные понятия. | Решение заданий. | Решать ЕЭ. |
nsportal.ru
№ п./п. | Дата | Тема | Цели урока | Основной материал | д/з | ЗУН | Оборудование | Межпредметные связи | контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Раздел 1 Биология как наука. Методы научного познания 2 часа | |||||||||
Тема 1.1 Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии (1 час) | |||||||||
1. | Краткая история развития биологии, методы исследования в биологии. | Дать понятие об истории развития биологии и методах применяемых для изучения живой природы. | Объект изучения биологии – живая природа. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы. | §1,2 | Знать методы изучения живой природы и их характеризовать эксперимент, описание, исторический метод, гипотезы и законы | Учебник. | История, археология. | ||
Тема 1.2 Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи (1 час) | |||||||||
2. | Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой природы. | Дать понятие об уровнях организации жизни: молекулярном, клеточном, организменном, популяционно-видовом и тд; дать представление о науке биологии как комплексе наук. | Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. | §3,4. | Знать и уметь распознавать уровни жизни, царства живого, дифференцированные и интегрированные биологические науки. | Таблицы «Уровни организации живого» CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс. | Ботаника, зоология, геология. | Опрос фронтальный | |
Раздел 2 Клетка (13 часов) | |||||||||
Тема 2.1 Методы цитологии. Клеточная теория. (1 час) | |||||||||
3. | Клеточная теория, особенности химического состава клетки | Расширить понятие об основных положениях клеточной теории, авторах, о значении клеточной теории для развития биологии. | Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении естественнонаучной картины мира. | §5,6 | Знать фамилии великих ученых-микроскопистов, характеризовать основные положения клеточной теории, приводить сравнения про- и эукариотических клеток, животных и растений. | Таблицы, фотографии, микропрепараты. CD — диск CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс. | Физика. история | Лабораторная работа № 1. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание, сравнение клеток растений и животных.» | |
Тема 2.2 Химический состав клетки (5 часов) | |||||||||
4. | Неорганические вещества клетки. | Углубить знания е об элементах, входящих в строение организма животных, их свойствах и значении. | Химический состав клетки. Роль неорганических веществ в клетке и организме человека. | §7,8 | Называть свойства и значение элементов, входящих в состав живого. Обосновывать процессы и механизмы, происходящие в живых организмах. | Таблицы, схемы. CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс. | Химия. | Мини-тест | |
5. | Органические молекулы: углеводы, жиры, липиды. | Углубить знания об углеводах, жирах и липидах их функциях в организме. | Роль органических веществ в клетке и организме человека. | §9,10 | Называть вещества, входящие в состав углеводов, жиров и липидов знать их функции, классификацию, общую формулу, приводить примеры. Обосновывать принадлежность веществ к биополимерам. | Рисунки учебника. | Химия. | Да-нет | |
6. | Органические вещества. Белки – биологические полимеры. Функции белков | Углубить знания о составе и строении белковых молекул, их свойствах и функциях. | Мономеры белковых молекул и его составляющие, уровни организации, функции белков, процесс образования пептидной цепи | §11 | Называть мономеры белковых молекул и его составляющие, уровни организации, перечислять функции белков, объяснять процесс образования пептидной цепи | Демонстрационная модель белка. Оборудование для лабораторной работы. | Химия. | Лабораторная работа №2 «Доказательство белковой природы фермента, расщепляющего перекись водорода в клетках клубня картофеля. | |
7. | Биологические полимеры: нуклеиновые кислоты | Углубить знания о типах нуклеиновых кислот (ДНК, РНК). О функциях ДНК и РНК , типы РНК. | ДНК – носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетке. | §12 | Давать определение терминам. Перечислять типы нуклеиновых кислот, называть составляющие мономеров ДНК и РНК, характеризовать особенности строения нуклеиновых кислот, обосновывать значение НК в организме. | Рисунки. Демонстрационная модель ДНК. С. Мамонтов, В. Захаров Основы биологии. С. 28-31 | Химия. | Фронтальный опрос | |
8. | АТФ и другие органические соединения клетки. | Дать представление о строении молекулы АТФ (схема), ее функции. Дать представление о роли витаминов в организме, классификацию витаминов. | Составляющие нуклеотида АТФ (АДФ, АМФ), различные группы витаминов, особенности строения молекул, роль витаминов в организме. | §13 | Давать определение терминам. Перечислять составляющие нуклеотида АТФ (АДФ, АМФ), различные группы витаминов, характеризовать особенности строения молекул, объяснять роль витаминов в организме. | Рисунки в учебнике. CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс., презентация | Химия. | Индивидуальный опрос | |
Тема 2.3 Строение клетки (3 часа) | |||||||||
9. | Строение клетки: цитоплазма, ядро, клеточный центр, рибосомы. | Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. Строение и функции хромосом. ДНК-носитель наследственной информации. | §14,15 | Таблица «Строение клетки» | Цитология. | Тест | |||
10. | Строение клетки: ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, клеточные включения, митохондрии, пластиды, органоиды движения. | Дать понятие о строении ЭПС, рибосом, и др. органоидов, объяснить наличие большого числа митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами. | Органоиды клетки, характеризовать строение ЭПС и других органоидов, наличие большого числа митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами. | §16,17 | Знать и называть органоиды клетки, характеризовать строение ЭПС и других органоидов, объяснять наличие большого числа митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами. | Таблицы, схемы. | Микробиология. | Работа по карточкам | |
11. | Особенности строения прокариотических и эукариотических клеток. | Дать понятие об особенностях строения клеток прокариот. | Органоиды клетки прокариот. | §18,19 | Уметь распознавать органоиды клетки прокариот, сравнивать со строением клеток эукариот и делать выводы. | Оборудование к лабораторной работе, таблицы, схемы. | Микробиология | Лабораторная работа №3 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом». | |
Тема 2.4 Вирусы (1 час) | |||||||||
12. | Неклеточные формы жизни. Вирусы . | Дать понятие о вирусах, их строении и функционировании вирусов, о способах борьбы со СПИДом. | Элементы, входящие в состав вирусной частицы, способы борьбы со СПИДом, особенности строения и функции вирусов, особенности различных вирусных заболеваний и их профилактики. Принадлежность вирусов к живым организмам. | §20 | Перечислять элементы, входящие в состав вирусной частицы, способы борьбы со СПИДом, характеризовать особенности строения и функции вирусов, особенности различных вирусных заболеваний и их профилактики. Объяснять принадлежность вирусов к живым организмам. | Рисунки в учебнике, сообщения о вирусах гриппа, вирусной мозаики табака, чума и тд. и CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс. | Микробиология. Вирусология. | Опрос. | |
Тема 2.5 Реализация наследственной информации в клетке (3 часа) | |||||||||
13. | Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке. | Дать представление о генетическом коде, объяснить сущность процессов транскрипции и трансляции. | Этапы биосинтеза белка, роль генетического кода, | §26 | Давать определения терминам, называть этапы биосинтеза белка, характеризовать и объяснять роль генетического кода, ферментов, матричную функцию ДНК, смысл избыточности генетического кода. | Таблицы, рисунки, схемы. | Химия. | ||
14. | Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме. | Дать представление об опероне и репрессоре, промоторе. Обобщить знания детей об механизме регуляции синтеза белков. | Оперон. Структурные гены, оператор. Репрессор. | §27, подготовка к | Характеризовать и объяснять роль генетического кода, оперона, репрессора в биосинтезе белков. | Таблицы, рисунки, схемы. | Химия. | Мини-тест | |
15. | Контрольно-обобщающий урок «Клетка» | Повторить знания , умения и навыки по теме « Клетка». |
| Контрольное тестирование | |||||
Раздел 3 Организм (20 часов) | |||||||||
Тема 3.1 Организм – единое целое. Многообразие живых организмов. (1 час) | |||||||||
16. | Организм – единое целое. Многообразие живых организмов | Дать понятие о единстве живого организма, о многообразии живых организмов: одноклеточных, многоклеточных и колониальных. | Одноклеточные организмы, многоклеточные организмы, колониальные организмы; открытая ситема | конспект | Характеризовать единство живого организма, многообразие живых организмов: одноклеточных, многоклеточных и колониальных. | Таблицы, CD-диск Общая биология. 10 класс:1С: | Экология | Беседа | |
Тема 3.2 Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов (2 часа). | |||||||||
17. | Энергетический обмен в клетке. | Дать понятие об энергетическом обмене , дыхание, биологическом окислении. | Вещества – источники энергии, продукты реакций, строение АТФ. | §22 | Знать определение терминов, называть вещества – источники энергии, продукты реакций, описывать строение АТФ. | CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс. | Химия. | Викторина | |
18. | Способы питания клетки. Фотосинтез, хемосинтез | Углубить знания о б гетеротрофных организмах и фотосинтезе. Хемосинтезе – как способах питания живых организмов. | Типы питания, фазы и продукты фотосинтеза, группы гетеротрофов. | §24,25 | Знать определения терминов, называть типы питания, фазы и продукты фотосинтеза, группы гетеротрофов. Приводить примеры автотрофов, гетеротрофов и организмов со смешанным типом питания. | Таблицы, схемы. CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс. | Химия. | Фронтальный опрос | |
Тема 3.3 Размножение (4 часа) | |||||||||
19. | Жизненный цикл клетки. | Дать понятие о клеточном цикле, об апоптозе – как способе размножения прокариот. О периодах деления клеток эукариот. | Жизненные циклы клеток, апоптоз. Пресинтетический период, синтетический период. Постсинтетический период, репликация. | §28 | Уметь определять стадии жизненного цикла клеток. Объяснять механизм апоптоза и митоза. | Таблицы, схемы. презентация | Микробиология. | Да-нет | |
20. | Митоз. Мейоз. | Расширить знания о митозе и мейозе – как особом виде деления клетки.. | Деление клетки – основа роста. Развития и размножения организмов. Мейоз. Конъюгация. Кроссинговер. | §29, 30 | Уметь определять и объяснять стадии митоза и мейоза. | Таблица «Митоз», схемы. CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс. | Микробиология. | ||
21. | Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Половое размножение. | Обобщить и углубить знания о способах размножения | Половое и бесполое размножение. | §31,32,34 | Объяснять способы размножения и приводить примеры. | Таблицы, рисунки. Схемы. | Зоология, ботаника | Индивидуальный опрос | |
22. | Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. | Расширить и углубить знания об оплодотворении, способах искусственного оплодотворения и его значения в деятельности человека | Оплодотворение, его значение. | §33. | Характеризовать стадии процесса оплодотворения. | Схемы. Таблицы. | Ботаника, зоология | Опрос. | |
Тема 3.4 Индивидуальное развитие организма (онтогенез) (2 часа) | |||||||||
23. | Онтогенез. Эмбриональный период | Дать понятие об онтогенезе. Его типах. Способах оплодотворения, метаморфозе, стадиях эмбрионального развития. | Индивидуальное развитие организма. Причины нарушения развития организмов. | §35,36 | Уметь определять стадии эмбрионального развития, приводить примеры различных типов онтогенеза. | Таблицы. Рисунки. | Микробиология | Лабораторная работа № 4. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства». | |
24. | Онтогенез. Постэмбриональный период. | Расширить понятие о постэмбриональном развитии и его периодах, прямом и непрямом развитии. | Периоды постэмбрионального развития: ювенильный, пубертальный, старение. Прямое и непрямое развитие. | §37 | Уметь определять и приводить примеры стадий постэмбрионального развития. | Таблицы, дополнительные материалы. CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс. | Ботаника, зоология | Викторина | |
Тема 3.5 Наследственность и изменчивость (7 часов) | |||||||||
25. | Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание | Расширить знания о предмете генетике, генетических символах и терминах, о сути гибридологического метода, правиле единообразия гибридов первого поколения, законе чистоты гамет, правиле расщепления | Наследственность и изменчивость – свойства организма. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. | §38,39 | Характеризовать предмет изучения генетики, генетические термины, генетические символы и термины, суть гибридологического метода, правиле единообразия гибридов первого поколения, законе чистоты гамет, правиле расщепления, решать задачи на моногибридное скрещивание | Таблицы, схемы, модели. CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс. | Генетика, история. | Лабораторная работа № 5 «Составление простейших схем скрещивания». | |
26. | Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание | Дать понятие о дигибридном скрещивании, представление о независимом наследовании генов, научить решать задачи на дигибридное скрещивание. | Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. | §40,41 | Характеризовать законы наследственности. Раскрывать сущность закона независимого наследования генов. Решать задачи данного типа. Характеризовать виды взаимодействия аллельных генов. | Таблицы, рисунки. CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс. | Генетика. | Лабораторная работа № 6 «Решение элементарных генетических задач». | |
27. | Хромосомная теория наследственности. Цитоплазматическая наследственность. | Расширить знания детей механизме наследования признаков. | Строение и функции хромосом. ДНК-носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Хромосомная теория наследования | §42 | Уметь объяснять строение и функции хромосом. Понимать значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Знать о гене, генетическом коде. | Учебник, таблицы презентация | Генетика. | Решение задач, опрос | |
28. | Генетика определения пола | Дать понятие о признаках сцепленных с полом. Решать задачи на сцепленное с полом. | Репродуктивное здоровье | §45 | Характеризовать группы хромосом, механизм наследования признаков, сцепленных с полом. Решать задачи на сцепленное с полом наследование. | Презентация, таблица | Решение задач, опрос | ||
29. | Виды мутаций. Причины мутаций. | Дать понятие о мутациях, их видах, факторах, вызывающие мутации, проводить сравнительную характеристику мутаций различного вида. | Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. | §47,48. Сообщения «Методы исследования генетики человека» | Характеризовать формы изменчивости, выделять основные различия между модификациями и мутациями, перечислять виды мутаций и факторы. Приводить примеры. | Презентация, сообщения | Лабораторная работа № 7. «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияние на организм.» | ||
30. | Методы исследования генетики человека. | Дать понятие о методах исследования генетики человека: генеалогическом, популяционном, близнецовом, цитогенентическом, биохимическом. | Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. | §49, сообщения « Типы наследования», Заболевания, связанные с генами и хромосомами. | Уметь объяснять основные методы изучения генетики человека. | Сообщения, презентации. | Генетика. | ||
31. | Генетика и здоровье. | Дать понятия о генных заболеваниях. О способах наследования. Хромосомных болезнях. | Генные заболевания, аутосомно-доминантное наследование, аутосомно-рецессивное наследование, наследование, сцепленное с полом. Хромосомные болезни. | §50,51 | Уметь определять и различать способы наследования, знать основные виды заболеваний. Знать приемы генетической безопасности. | Сообщения. Презентации. | Медицина, генетика. | Сообщения. | |
Тема 3.6 Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология (4 часа) | |||||||||
32. | Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов | Дать понятие о истории развития науки селекция, её основных методах | Селекция, гибридологический метод, искусственный отбор | §64 | Знать и применять на практике основные понятия темы | Таблицы. Схемы. Дополнительный материал | История | ||
33. | Методы селекции растений, животных и микроорганизмов | Дать понятие о роли работ Н.И. Вавилова, о центрах происхождения культурных растений. | Центры происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов. Гибридизация. Межлинейное скрещивание. Полиплоидия. Радиационный мутагенез, клеточная инженерия. Полиэмбриония, генетическое клонирование | §65, 66 | Иметь представление о вкладе Вавилова в развитие науки селекция, уметь распознавать центры происхождения культурных растений | Муляжи. Гербарии. Портрет Вавилова, презентация | История | ||
34. | Современное состояние и перспективы биотехнологии. | Дать понятие о современном состоянии и перспективах биотехнологии | Биологические удобрения, биогумус, культура тканей, экологически чистые виды топлива | §68. сообщения | Иметь понятие о современном состоянии биотехнологии о ее значении в производстве и хоз. деятельности человека | Интернет ресурсы | Микробиология | Лабораторная работа. № 8 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека)». | |
35. | Контрольно-обобщающий урок «Основы генетики» | Обобщить знания по теме « Основы генетики». | Контрольное тестирование |
nsportal.ru
Рабочая программа по биологии 10 класс
Рассмотрено и одобрено Согласовано УТВЕРЖДАЮ на заседании естественно-
математической секции Зам.директора по УВР Директор школы:_____
Протокол №_ от ______2015 г ________ Приказ № _от______2015г.
МБОУ Польниковская СОШ
ПРОГРАММА КУРСА биологии
ДЛЯ 10 КЛАССА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Программу разработала
Камкова Татьяна Алексеевна
Учитель биологии и химии
На 2015/2016 учебный год.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся
10 класса, разработана на основе следующих документов:
Закона об образовании в РФ от 29.12.2012г.№273 ФЗ.
Приказа Минобразования РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования».
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).
Приказа департамента образования и науки Брянской области от 26 марта 2015 года №776 «о базисном учебном плане общеобразовательных организаций Брянской области на 2015-2016 учебный год».
Примерная программа основного общего образования по биологии для 10 класса, допущенная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ.
Авторская программа для общеобразовательных школ по предмету биология 10 класс, авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова- Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2010г
Учебного плана МБОУ «Польниковской средней общеобразовательной школы» на 2015-2016 учебный год и годового календарного графика на 2015- 2016 учебный
Главной целью изучения курса биологии в 9 классе является формирование у учащихся целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории.
Данная рабочая программа составлена для изучения биологии в
10 класс по учебнику « А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник Биология Общая биология 10-11класс».
М., Дрофа 2010 год.
На изучение биологии на базовом уровне отводиться 70 часов, в том числе 35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе. В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 1 час в неделю. Данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 1час в неделю.
Программа рассчитана на 35часов из расчета 1 учебного часа в неделю, а исходя из годового календарного плана школы – 35
В процессе разработки учебной рабочей программы в вышеуказанную авторскую программу внесены изменения .
Уменьшено количество часов в теме:
«Биология как наука. Методы научного познания (2ч) — вместо 4 часов 2
Увеличено количество часов в теме:
«Основы цитологии» — вместо 13 часов 16 в связи с тем, что учащиеся 10 класса испытывают затруднения при изучении генетики: основные закономерности передачи наследственной информации и закономерностях изменчивости, а так же при решении генетических задач.
Формы организации учебного процесса:
• Индивидуальное
• Групповые
• Индивидуально-групповые
• Фронтальные
Формы контроля ОУУН:
• Устные ответы
• Тематические сообщения
• Наблюдение
• Беседа
• Фронтальный опрос
• Самостоятельная работа
• Тестирование
Перечень учебно – методических средств обучения:
для учителя:
1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в. вузы. — М.: Дрофа, 2004;
2. Болгова И. В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. — М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
3. Фроси н В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. — М.: Дрофа, 2004. — 216с.;
www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
4http://bio.1september.ru/urok/ -Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете «Биология». Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету «Биология».
5. www.bio.nature.ru – научные новости биологии
6.www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
7. www.km.ru/education — учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
8.http://ebio.ru/ — Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию.
Содержание тем учебного курса .
Биология 10 класс
|
Введение(2ч.) Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы. |
Основы цитологии (16ч.) Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека |
Размножение и индивидуальное развитие( 6ч.) Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз. Мейоз. Половое и бесполое размножение.Оплодотворение, его значение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Организм – единое целое. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. |
Основы генетики (8ч.) Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Составление простейших схем скрещивания и решение элементарных генетических задач. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека |
Генетика человека (3ч.) Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. |
Итого: 35 часов. |
Учебно — тематический план по биологии 10 класс
Наименование темы | Кол-во часов | Лабораторные работы | Практические работы |
1.Введение | 2 | ||
2.Основы цитологии | 16 | Лабораторная работа № 1. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание» Лабораторная работа № 2. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений». Лабораторная работа.№3 «Сравнение строения клеток растений и животных» | |
3.Размножение и индивидуальное развитие организмов | 6 | Лабораторная работа № 4. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства». | |
4.Основы генетики | 8 | Практическая работа № 1. «Составление простейших схем скрещивания». Практическая работа №2 . «Решение элементарных генетических задач». Практическая работа №3 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм». | |
5.Генетика человека | 3 | Практическая работа №4 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии». | |
Итого: | 35 | 4 | 4 |
Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе
В результате изучения предмета учащиеся должны:
знать/понимать
• особенности жизни как формы существования материи;
• роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
• фундаментальные понятия о биологических системах;
• сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
• основные теории биологии — клеточную, хромосомную теорию наследственности.
уметь
• пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
• давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
• работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
• решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
• работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
• владеть языком предмета.
Календарно- тематический план.
10 класс.
Биология ( базовый уровень)
(1ч. в неделю, всего-35 часов)
№ урока | Тема урока | Количество часов | Вид урока | Элементы содержания | Содержание и форма контроля знаний | лабораторная работа практическая работа | Домашнее задание | Дата | |||
план | факт | ||||||||||
Биология как наука. Методы научного познания (2ч) | |||||||||||
1. | Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. | 1 | ИНМ | Предмет и задачи общей биологии, методы исследования в биологии, связь биологии с другими науками. | фронтальный опрос | §1,2 | 04.09 | ||||
2. | Cущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. | 1 | КУ | Биология. Жизнь. Основные свойства живых организмов. Многообразие живого мира. | фронтальный устный опрос | §3,4 | 11.09 | ||||
Основы цитологии (16ч) | |||||||||||
3. | Методы цитологии. Клеточная теория. Особенности химического состава клетки. | 1 | ИНМ | Клетка, цитология, основные положения клеточной теории | фронтальный устный опрос Индивидуальный и фронтальный устный опрос | §5,6 | 18.09 | ||||
4. | Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке. | 1 | ИНМ | Элементарный состав живого вещества. Строение и биологическое значение воды и минеральных солей. | устный фронтальный опрос | §7,8 | 25.09 | ||||
5. | Углеводы, липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. | 1 | КУ | Строение и биологическое значение углеводов, липидов . | проверочная беседа | §9,10 | 02.10 | ||||
6. | Строение и функции белков. | 1 | КУ | Биополимеры, полипептиды, пептидная связь; структуры, свойства и функции белковых молекул; биологические катализаторы — ферменты | устный фрон-тальный опрос | §11 | 09.10 | ||||
7. | Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. | 1 | КУ | ДНК, РНК, генетический код. | устный фрон-тальный опрос | §12 | 16.10 | ||||
8. | АТф и другие соединения клетки. | 1 | КУ | АТФ, АДФ, АМФ, макроэргическая связь | Индивидуальный и фронтальный устный опрос | §13 | 23.10 | ||||
9. | Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. | 1 | Строение и функции оболочки, цитоплазматической мембраны, ядра. | письменный опрос | §14 | 30.10 | |||||
10 | Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. | 1 | Строение и функции цитоплазмы и её органоидов. | Индивидуальный и фронтальный устный опрос | Лабораторная работа № 1. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание» | §15 | 13.11 | ||||
11. | ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения | 1 | Строение и функции органоидов клетки( ЭПС, комплекс Гольджи, Лизосомы, митохондрии, пластиды, органоиды движения), клеточные включения. | Индивидуальный и фронтальный устный опрос | Лабораторная работа № 2. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений». | §16,17 | 20.11 | ||||
12. | Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток. | 1 | ИНМ | Строение бактериальной клетки, спорообразование, размножение и значение бактерий. | Индивидуальный и фронтальный устный опрос | Лабораторная работа.№3 «Сравнение строения клеток растений и животных» | §18,19 | 27.11 | |||
13. | Неклеточные формы жизни. Вирусы и Бактериофаги. | 1 | ИНМ | Вирусы и бактериофаги. | Индивидуальный и фронтальный устный опрос | §20 | 04.12 | ||||
14. | Обмен веществ и энергии в клетке. Питание клетки. | 1 | ИНМ | Гомеостаз, метаболизм. | письменный контроль | §21,23 | 11.12 | ||||
15. | Энергетический обмен в клетке. | 1 | КУ | Три этапа энергетического обмена, гликолиз, КПД дыхания. | поисковая беседа | §22§ | 18.12 | ||||
16. | Пластический обмен в клетке..Фотосинтез. Хемосинтез. | 1 | КУ | Автотрофы, гетеротрофы, фотосинтез, световая и темновая фазы фотосинтеза, хемосинтез. | устный фронтальный опрос | §24,25 | 25.12 | ||||
17. | Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке. | 1 | КУ | Транскрипция и трансляция генетической информации клетки. | устный фронтальный опрос | §26 | 15.01 | ||||
18. | Обобщение и повторение тем: «Клетка» и «Обмен веществ и энергии в клетке». | 1 | КУ | Метаболизм,анаболизм и катаболизм, три этапа энергетического обмена, гликолиз, КПД дыхания Транскрипция и трансляция генетической информации клетки. Автотрофы, гетеротрофы, фотосинтез, световая и темновая фазы фотосинтеза, хемосинтез. | письменный контроль. | §27 | 22.01 | ||||
Размножение и индивидуальное развитие организма (6ч) | |||||||||||
19. | Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз. | 1 | ИНМ | Жизненный цикл клеток. Фазы митоза. | поисковая беседа | §28,29 | 29.01 | ||||
20. | Мейоз. | 1 | ИНМ | Гаметы и гаметогенез, сперматогенез и овогенез, биологическое значение полового процесса. | устный фронтальный опрос. | §30 | 05.02 | ||||
21. | Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. | 1 | КУ | Формы бесполого размножения: митоз, спорообразование, почкование и вегетативное размножение. | Составление сводной таблицы, Устный фронтальный опрос | §31 | 12.02 | ||||
22. | Развитие половых клеток. Оплодотворение. | 1 | КУ | Наружное и внутреннее оплодотворение, двойное оплодотворение у растений, развитие без оплодотворения. | устный фронтальный опрос. | §32,33 | 19.02 | ||||
23. | Онтогенез — индивидуальное развитие организма. Эмбриональный период. | 1 | КУ | Эмбриогенез и постэмбриональное развитие. Вред курения, употребления алкоголя, наркотиков, пищевых добавок, лекарств, излучений, стрессовых ситуаций и др. | устный фронтальный опрос. | Лабораторная работа № 4. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства». | §35,36 | 26.02 | |||
24. | Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период Обобщение тем «Размножение» и «Индивидуальное развитие организма» | 1 | КУ | письменный контроль. | §37 | 04.03 | |||||
Основы генетики (8 ч) | |||||||||||
25. | История развития генетики. Гибридологический метод | 1 | ИНМ | Основные термины и понятия генетики. Гибридологический метод, моногибридное скрещивание, первый и второй законы Менделя. | фронтальный опрос | §38 | 11.03 | ||||
26. | Моногибридное скрещивание Анализирующее скрещивание. | 1 | семинар | Решение задач на моногибридное наследование. Множественный аллелизм, кодоминирование, неполное доминирование | Письменный и устный опрос. | Практическая работа № 1. «Составление простейших схем скрещивания». | §39,40 | 18.03 | |||
27. | Дигибридное скрещивание. | 1 | ИНМ | Дигибридное скрещивание, третий закон Менделя. | устный фронтальный опрос. | §41 | 25.03 | ||||
28. | Хромосомная теория наследственности. | 1 | ИНМ | Закон Моргана, кроссинговер, генетические карты, цитоплазматическая наследственность. Явление сцепленного наследования, закон Моргана, генетика пола. | устный фронтальный опрос. | §42 | 08.04 | ||||
29. | Взаимодействие неаллельных генов. | 1 | ИНМ | Явление сцепленного наследования, закон Моргана, генетика пола. Решение задач на сцепленное с полом наследование. | Устный фронтальный опрос | Практическая работа №2 . «Решение элементарных генетических задач». | §43 | 15.04 | |||
30. | Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола. | 1 | КУ | Устный фронтальный опрос | §44,45 | 22.04 | |||||
31. | Изменчивость. Виды мутаций | 1 | ИНМ | Наследственная изменчивость: комбинативная, мутационная и соотносительная, мутагены, мутации и мутагенез, закон гомологических рядов Вавилова. | Письменный контроль | §46,47 | 29.04 | ||||
32. | Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации. | 1 | ИНМ | Устный фронтальный опрос | Практическая работа №3 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм». | §48 | 06.05 | ||||
Генетика человека (3ч) | |||||||||||
33. | Методы исследования генетики человека. | 1 | КУ | Влияние различных вредных факторов на наследственность человека. | Поисковая беседа | Практическая работа №4 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии». | §49 | 13.05 | |||
34. | Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности. | 1 | Ролевая игра | Медико-генетическое консультирование | Ролевая игра. Работа в группах. | §50,51 | 20.05 | ||||
35 | Обобщение | 1 | Письменный контроль | 27.05 |
kopilkaurokov.ru