cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Рабочая программа по биологии 10 класс – Рабочая программа по биологии (10 класс) по теме: Рабочая программа по биологии 10 класс ( базовый уровень) ( В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии (10 класс) на тему: Рабочая программа 10 класс по биологии

№ урока

Название раздела

Тема урока

Количество часов

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Домашнее задание

Дата

План.

Факт.

1

Введение.

Правила техники безопасности на уроках биологии. Краткая история развития биологии.

1

Методы и теории биологии, задачи биологии, уровни организации живой материи, критерии живых систем.

Знать: краткую историю развития биологии и ее значение . Уметь: доказать, что современная биология — комплексная наука.

Входной контроль.

§ 1.

2

Методы исследования в биологии.

1

Методы и теории биологии, задачи биологии, уровни организации живой материи, критерии живых систем.

Уметь:  доказать что 

живая природа это сложно организованная иерархическая система. Уметь: характеризовать 

свойства живого организма (на конкретных примерах), уметь сравнивать живую и неживую природу.

Фронтальный опрос.

§ 2.

3

Сущность жизни.

1

Сущность жизни и свойства живых организмов.

Знать: отличия живых организмов от неживых. Уметь: давать характеристику живым организмам.

Устный опрос.

§ 3.

4

Свойства живого.

1

Сущность жизни и свойства живых организмов.

Знать: отличия живых организмов от неживых. Уметь: давать характеристику живым организмам.

Устный опрос.

§ 3.

5-6

Уровни организации живой материи.

2

Уровни организации живой материи.

Знать: основные уровни организации живой материи. Уметь: характеризовать все уровни организации.

Тестирование.

§ 4.

7

Основы цитологии.

Методы цитологии.

1

Методы познания природы.

Знать: методы цитологии, основные положения клеточной теории. Уметь: объяснять явление фагоцитоза.

Работа с карточками.

§ 5, выучить основные положения.

8

Клеточная теория.

1

Клеточная теория.

Знать: основные положения клеточной теории. Уметь: объяснять клеточную теорию.

Фронтальный опрос.

9-10

Особенности химического состава клетки.

2

Химический элемент, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы

Знать: химические элементы, входящие в состав клетки. Уметь: соотносить органические и неорганические вещества.

Контрольная работа.

§ 6.

11-12

Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки.

2

Роль воды в клетке, свойства воды, гидрофильные и гидрофобные вещества.

Знать: свойства воды, роль воды в клетке. Уметь: отличать гидрофобные вещества от гидрофильных.

Таблица.

§ 7, вопр.1-2.

13

Минеральные вещества.

1

Минеральные вещества клетки, буферная система.

Знать: в каком виде представлены минералы. Уметь: объяснять роль минеральных веществ.

Устный опрос.

§ 8, стр.32-33.

14

Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

Сахариды, биополимеры.

Знать: называть вещества, входящие в состав углеводов. Уметь: показать взаимосвязь между строением углеводов и липидов. 

Таблица, рисунок.

§ 9, вопр.1-3.

15

Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

Липиды и их классификация, функции липидов.

Знать: вещества, относящиеся к липидам. Уметь: различать липидов по функциям.

Контрольная работа.

§ 10, подг. рефераты по белкам.

16

Строение белков.

1

Белки, структура белка, аминокислоты.

Знать: уровни организации белковой молекулы, значение белков в организме. Уметь: показать связь строения биополимеров с выполняемыми функциями в организме 

Контрольная работа.

§ 11, вопр. 1-3.

17

Функции белков.

1

Белки, структура белка, аминокислоты.

Знать: уровни организации белковой молекулы, значение белков в организме. Уметь: показать связь строения биополимеров с выполняемыми функциями в организме 

Контрольная работа.

§ 11, вопрос 1-3.

18

Лабораторная работа №1 «Опыты по определению католит. ферментов».

1

Белки, структура белка, аминокислоты.

Знать: уровни организации белковой молекулы, значение белков в организме. Уметь: показывать связь строения биополимеров с выполняемыми функциями.

Схема.

§ 11, подг. Сообщение л НК.

19-20.

Нуклеиновые кислоты.

2

ДНК, РНК, ядро, репликация, ДНК.

Знать: сходство и различие в строении ДНК и РНК, виды и значение РНК в клетке. Уметь:  

Тестирование.

§ 12, учить термины.

21

АТФ и другие органические соединения клетки.

1

АТФ, строение, функции, витамины.

Знать: строение молекулы АТФ, функции АТФ. Уметь: роль в организме витаминов.

Устный опрос.

§ 13, стр.53-55.

22

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.

1

Клеточная мембрана, ядро, ядрышко.

Знать: основные элементы строения клеточной стенки, ядра. Уметь: объяснять роль и значение хромосом для организма.

Фронтальный опрос.

§ 14, учить термины

23

Лабораторная работа №2 «Изучение плазмолиза и деплазмолиза»

1

Понятия: плазмолиз и деплазмолиз.

Знать: определения терминам. Уметь: объяснять роль этих процессов.

Схема.

§ 14, оформить лабораторную работу.

24

Ядро клетки. Лабораторная работа №3 «Хромосом на микропрепарате».

1

Ядро клетки, процессы происходящие в них.

Знать: процессы, происходящие в клетке. Уметь: определять хромосомы на микропрепарате.

Таблица.

§ 14.

25

Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Лабораторная работа №4 «Приготовление препарата и описание цитоплазмы».

1

Цитоплазма, клеточный центр.

Знать: основные элементы строения цитоплазмы. Уметь: объяснять роль цитоплазмы.

Фронтальный опрос.

§ 14-15.

26

Рибосомы. Эндоплазматическая сеть.

1

Рибосомы, эндоплазматическая сеть.

Знать: основные элементы строения ЭПС, рибосом. Уметь: раскрыть связь строения клеточных органелл в связи с функциями.

Контрольная работа.

§ 14-15.

27

Комплекс Гольджи.

1

Комплекс Гольджи.

Знать: основные элементы строения Комплекса Гольджи. Уметь: раскрыть связь строения клеточных органелл в связи с выполняемыми функциями.

Биологический диктант.

§ 16.

28

Митохондрии. Пластиды.

1

Митохондрии, пластиды.

Знать: основные элементы строения митохондрий и пластид. Уметь: раскрыть связь строения клеточных органелл в связи с выполняемыми функциями.

Устный опрос.

§ 17.

29

Лабораторная работа №5 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах».

Клетки растений и животных.

Знать: строение растительной и животных клеток, а также прокариотических клеток. Уметь: готовить микропрепарат.

Лабораторная работа.

§ 18.

30

Лабораторная работа №6 «Сходства растительных и животных клеток».

Микроскоп, готовые микропрепараты, виды клеток эукариотические (растительные и животные), прокариотические.

Знать: основные отличительные особенности клеток растений и животных. Уметь: выявить отличительные особенности растительной, животной и клеток грибов.

Лабораторная работа.

§ 19, вопр.1-4, сообщения о вирусах.

31

Лабораторная работа №7 «Изучение клеток дрожжей».

1

Клетки дрожжей.

Знать: особенности строения и размножения дрожжей.

Уметь: ориентироваться в многообразии дрожжей и вирусов.

Лабораторная работа.

§ 20.

32

Вирусы и бактериофаги

1

Вирус бактериофаг.

Знать: значение вирусов в природе и жизни человека. Уметь: ориентироваться в специфике вызываемых ими заболеваний, мерах профилактики.

Устный опрос.

§ 20.

33-34.

Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке.

2

Обмен веществ, метаболизм, анаболизм, катаболизм.

Знать: особенности пластического и энергетического обмена в организме. Уметь: показать последовательность протекания энергетического обмена в организме.

Схема, таблица.

§ 21-22.

35-36-37.

Питание клетки, автотрофное питание. Фотосинтез. Хемосинтез. Лабораторная работа №8 «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза».

3

Автотрофы, гетеротрофы, фототрофы, хемотрофы.

Знать: типы и особенности питания живых организмов. Уметь: показать последовательность протекания процессов.

Схема, рисунок, лабораторная работа.

§ 23-25.

38-39-40.

Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке.

3

ДНК, трансляция, транскрипция, т-РНК, м-РНК, и-РНК.

Знать: свойства генетического кода, роль ДНК в биосинтезе белка. Уметь: раскрывать роль ДНК, РНК, рибосом и последовательность процессов в биосинтезе белка.

Схема, рисунок, проверочная работа.

§ 26, задача 1-3.

41-42.

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.

2

Промотор, оператор, оперон, РНК-полимераза, репрессор.

Знать: особенности регуляции трансляции и транскрипции в клетке. Уметь: показать строение и работу оперона.

Таблица, тестирование.

§ 27, задача 1-4.

43-44.

Решение задач на биосинтез белка.

2

Промотор, оператор, оперон, РНК-полимераза, репрессор.

Знать: особенности регуляции трансляции и транскрипции в клетке. Уметь: показать строение и работу оперона.

Таблица, тестирование.

§ 27, решить задачи.

45

Зачет по теме: «Обмен веществ».

1

Промотор, оператор, оперон, РНК-полимераза, репрессор.

Знать: особенности регуляции трансляции и транскрипции в клетке. Уметь: показать строение и работу оперона.

Таблица, тестирование.

§ 27, учить термины.

46.

Размножение и индивидуальное развитие организмоа

Жизненный цикл. Митоз Амитоз.

1

Жизненный цикл клетки, амитоз, митоз, фазы.

Знать: виды и биологическое значение митоза и бесполого размножения. Уметь: показать последовательность протекания процесса деления клетки по фазам.

Таблица.

§ 28-29.

47-48.

Мейоз.

2

Мейоз, гаметы, гаплоидный набор, диплоидный набор.

Знать: особенности и этапы протекания мейоза в клетке. Уметь: показать последовательность протекания процесса деления клетки по фазам.

Проверочная работа, устный опрос.

§ 30, подготовить сообщения о размножении.

49-50-51.

Формы размножения организмов. Половое. Бесполое.

3

Размножение: бесполое половое.

Знать: основные формы размножения организмов. Уметь: раскрыть значение полового и бесполого размножения.

Схема, доклады, опорный конспект.

§ 31-32.

52-53.

Развитие половых клеток. Оплодотворение.

2

Гаметогенез, овогенез, сперматогенез, оплодотворение: наружное и внутреннее.

Знать: основные этапы

Уметь: показывать биологическое значение гаметогенеза для живых организмов.

Самостоятельная работа.

§ 31-32.

54.

Решение задач.

1

Гаметогенез, овогенез, сперматогенез, оплодотворение: наружное и внутреннее.

Знать: основные этапы

Уметь: показывать биологическое значение гаметогенеза для живых организмов.

Биологический диктант.

Решить задачу.

55-56.

Зачет по теме «Размножение».

2

Гаметогенез, овогенез, сперматогенез, оплодотворение: наружное и внутреннее.

Знать: основные этапы

Уметь: показывать биологическое значение гаметогенеза для живых организмов.

Контрольная работа.

§ 31-34, повторять записи.

57.

Онтогенез — индивидуальное развитие организма.

1

Онтогенез, эмбриональное развитие организма, биогенетический закон, постэмбриональное развитие организма.

Знать: основные этапы эмбриогенеза, особенности протекания эмбриогенеза и типы постэмбрионального развития. Уметь: прогнозировать последствия влияние негативных внешних факторов на организм.

Схема.

§ 35, вопр.1-5.

58-59.

Эмбриональный период. Лабораторная работа №9 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих».

2

Онтогенез, эмбриональное развитие организма, биогенетический закон, постэмбриональное развитие организма.

Знать: основные этапы эмбриогенеза, особенности протекания эмбриогенеза и типы постэмбрионального развития. Уметь: прогнозировать последствия влияние негативных внешних факторов на организм.

Таблица, биологический диктант.

§ 36, вопр.1-2.

60-61.

Постэмбриональный период.

2

Онтогенез, эмбриональное развитие организма, биогенетический закон, постэмбриональное развитие организма.

Знать: основные этапы эмбриогенеза, особенности протекания эмбриогенеза и типы постэмбрионального развития. Уметь: прогнозировать последствия влияние негативных внешних факторов на организм.

Схема, таблица.

§ 37, табл.заполнить.

62.

Зачет по теме «Онтогенез».

1

Онтогенез, эмбриональное развитие организма, биогенетический закон, постэмбриональное развитие организма.

Знать: основные этапы эмбриогенеза, особенности протекания эмбриогенеза и типы постэмбрионального развития. Уметь: прогнозировать последствия влияние негативных внешних факторов на организм.

Семинарское занятие.

§ 35-37 повторить.

63-64.

Основы генетики.

История развития генетики. Гибридологический метод.

2

Гаметы, гены, генотип, фенотип, гибридологический метод, доминанта, рецессив.

Знать: основные понятия генетики, определение и значение науки генетики для человека, значение работ Г.Менделя в генетике. Уметь: составлять схемы моногибридного скрещивания.

Тестирование, рисунок.

§ 38, подготовить сообщение о скрещивании.

65-66.

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

2

Онтогенез, эмбриональное развитие организма, биогенетический закон, постэмбриональное развитие организма.

Знать: основные этапы эмбриогенеза, особенности протекания эмбриогенеза и типы постэмбрионального развития. Уметь: прогнозировать последствия влияние негативных внешних факторов на организм.

Решение задач.

§ 39.

67-68-69.

Решение задач.

3

Онтогенез, эмбриональное развитие организма, биогенетический закон, постэмбриональное развитие организма.

Знать: основные этапы эмбриогенеза, особенности протекания эмбриогенеза и типы постэмбрионального развития. Уметь: прогнозировать последствия влияние негативных внешних факторов на организм.

Решение задач.

§ 38-39, решить задачу.

70-71-72.

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Практическая работа «Составление простейших схем скрещивания».

3

Родители, гибридное поколение, скрещивание, множественные аллели.

Знать: владеть генетическими терминами и понятиями, знать правила составления схем скрещивания. Уметь: составлять схемы скрещивания.

Рисунок, таблица, решение задач.

§ 40, задача 1-2.

73-74.

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования.

2

Третий закон Менделя.

Знать: особенности дигибридного скрещивания на примере гороха. Уметь: опираясь на законы Г.Менделя, решать задачи по генетике.

Биологический диктант.

§ 41, задача 1-3.

75-76-77.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие неаллельных генов. Решение задач.

3

Т. Морган, морганида, кроссинговер, комплементарность, эпистаз, полимерия.

Знать: основные типы и особенности взаимодействия генов. Уметь: значение работ Т.Моргана для генетики, значение кроссинговера для живых организмов, решать задачи на сцепленное наследование.

Фронтальный опрос, схема.

§ 42-43, задача 1-2.

78-79.

Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола.

2

Геном, генетические карты половые хромосомы.

Знать: особенности генетики пола человека, значение цитоплазматической наследственности. Уметь: решать задачи на наследование признаков, сцепленных с полом.

Схема, контрольная работа.

§ 44-45.

80-81-82.

Решение элементарных генетических задач.

3

Решение элементарных задач.

Знать: теоретические основы генетики. Уметь: решать и составлять разные типы задач, опираясь на изученный теоретический материал.

Решение задач.

Задача 1-4.

83-84.

Изменчивость: модификационная, наследственная.

2

Изменчивость: наследственная, ненаследственная, модификации, мутации.

Знать: типы изменчивости, их особенности и значение, виды мутационной изменчивости. Уметь: показать отличия особенности наследственной и ненаследственной изменчивости.

Биологический диктант, доклады.

§ 46-47.

85-86.

Виды мутаций. Лабораторная работа №10 «Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационной кривой».

2

Изменчивость: наследственная, ненаследственная, модификации, мутации.

Знать: типы изменчивости, их особенности и значение, виды мутационной изменчивости. Уметь: показать отличия особенности наследственной и ненаследственной изменчивости.

Биологический диктант, доклады.

§ 48, задача 1-2.

87-88.

Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации.

2

Мутагенные факторы.

Знать: отличительные особенности соматических и генеративных мутаций. Уметь: раскрывать причины и последствия мутаций для организма, роль и виды мутагенов, меры профилактики мутационной изменчивости.

Таблица, схема.

§ 48, доклады.

89-90.

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

2

Биотехнология, клонирование, генная инженерия.

Знать: основные направления и перспективы исследований в биотехнологии. Уметь: показать достижения биотехнологии на современном этапе развития общества, проблемы, пути решения.

Доклады.

Стр. 172 вопросы 1-3 отв.

91-92-93.

Генетика человека.

Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Практическая работа «Составление схем родословных».

3

Репродуктивный, близнецовый, биохимический, цитогенетический методы, генные заболевания.

Знать: основные методы исследования генетики человека, причины и последствия генных заболеваний. Уметь: прогнозировать влияние негативных факторов на здоровье человека, меры профилактики.

Практическая работа, схема, опорный конспект.

§ 48-49.

94-95.

Проблемы генетической безопасности.

2

Медико-генетическое консультирование.

Знать: методы и приемы профилактики генетических заболеваний. Уметь: объяснять роль генетического консультирования в профилактике наследственных заболеваний.

Фронтальный опрос.

Доклады

96-97-98.

Обобщение знаний по курсу общей биологии.

3

Основные термины и понятия.

Знать: основные понятия.

Семинарское занятие, проверочная работа.

Учить термины.

99.

Итоговая контрольная работа за курс общей биологии.

1

Основные термины и понятия.

Знать: основные понятия.

Контрольная /.работа.

Учить термины.

100-101-102.

Решение заданий ЕГЭ.

3

Основные термины и понятия.

Знать: основные понятия.

Решение заданий.

Решать ЕЭ.

nsportal.ru

Календарно-тематическое планирование по биологии (10 класс) по теме: Рабочая программа по биологии. 10 класс. Программа В.В. Пасечник.

 № п./п.

Дата

Тема

Цели урока

Основной материал

д/з

ЗУН

Оборудование

Межпредметные связи

контроль

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 1  Биология как наука. Методы научного познания 2 часа

Тема 1.1 Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии (1 час)

1.

Краткая история развития биологии, методы исследования  в биологии.

Дать понятие об истории развития биологии и методах применяемых для изучения живой природы.

Объект изучения биологии – живая природа. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

§1,2

Знать методы изучения живой природы и их характеризовать эксперимент, описание, исторический метод, гипотезы и законы

Учебник.

История, археология.

Тема 1.2 Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи (1 час)

2.

Сущность жизни  и свойства живого. Уровни организации живой природы.

Дать понятие об уровнях организации жизни: молекулярном, клеточном, организменном, популяционно-видовом и тд; дать представление о науке биологии как комплексе наук.

  Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы.

§3,4.

Знать и уметь распознавать уровни жизни, царства живого, дифференцированные и интегрированные биологические науки.

Таблицы «Уровни организации живого»

CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс.

Ботаника, зоология, геология.

Опрос фронтальный

Раздел 2 Клетка (13 часов)

Тема 2.1 Методы цитологии. Клеточная теория. (1 час)

3.

Клеточная теория, особенности химического состава клетки

Расширить  понятие об основных положениях клеточной теории, авторах, о значении клеточной теории для развития биологии.

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении  естественнонаучной картины мира.

§5,6

Знать фамилии великих ученых-микроскопистов, характеризовать основные положения клеточной теории, приводить сравнения про- и эукариотических клеток, животных и растений.

Таблицы, фотографии, микропрепараты.

CD —  диск CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс.

Физика. история

Лабораторная работа № 1. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание, сравнение клеток растений и животных.»

Тема 2.2 Химический  состав клетки (5 часов)

4.

Неорганические вещества клетки.

Углубить знания е об элементах, входящих в строение организма животных, их свойствах и значении.

Химический состав клетки. Роль неорганических веществ в клетке и организме человека.

§7,8

Называть  свойства и значение элементов, входящих в состав живого. Обосновывать процессы и механизмы, происходящие в живых организмах.

Таблицы, схемы.

CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс.

Химия.

Мини-тест

5.

Органические молекулы: углеводы, жиры, липиды.

Углубить знания  об углеводах, жирах и липидах их функциях в организме.

Роль органических веществ в клетке и организме человека.

§9,10

Называть вещества, входящие в состав углеводов, жиров и липидов знать их функции, классификацию, общую формулу, приводить примеры. Обосновывать принадлежность веществ к биополимерам.

Рисунки учебника.

Химия.

Да-нет

6.

Органические вещества. Белки – биологические полимеры. Функции белков

Углубить знания о составе и строении белковых молекул, их свойствах и функциях.

Мономеры белковых молекул и его составляющие, уровни организации, функции белков, процесс образования пептидной цепи

§11

Называть мономеры белковых молекул и его составляющие, уровни организации, перечислять функции белков, объяснять процесс образования пептидной цепи

Демонстрационная модель белка. Оборудование для лабораторной работы.

Химия.

Лабораторная работа №2 «Доказательство белковой природы фермента, расщепляющего перекись водорода в клетках клубня картофеля.

7.

Биологические полимеры: нуклеиновые кислоты

Углубить знания о типах нуклеиновых кислот (ДНК, РНК). О функциях ДНК и РНК , типы РНК.

ДНК – носитель наследственной информации. Значение постоянства числа  и формы хромосом в клетке.

§12

Давать определение терминам. Перечислять типы нуклеиновых кислот, называть составляющие мономеров ДНК и РНК, характеризовать особенности строения нуклеиновых кислот, обосновывать значение НК в организме.

Рисунки. Демонстрационная модель ДНК. С. Мамонтов, В. Захаров Основы биологии. С. 28-31

Химия.

Фронтальный опрос

8.

АТФ и другие органические соединения клетки.

Дать представление о строении молекулы АТФ (схема), ее функции. Дать представление о роли витаминов в организме, классификацию витаминов.

Составляющие нуклеотида АТФ (АДФ, АМФ),  различные группы витаминов, особенности строения молекул, роль витаминов в организме.

§13

Давать определение терминам. Перечислять составляющие нуклеотида АТФ (АДФ, АМФ),  различные группы витаминов, характеризовать особенности строения молекул, объяснять роль витаминов в организме.

Рисунки в учебнике.

CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс., презентация

Химия.

Индивидуальный опрос

Тема 2.3 Строение клетки (3 часа)

9.

Строение клетки:  цитоплазма, ядро, клеточный центр, рибосомы.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. Строение и функции хромосом. ДНК-носитель наследственной информации.

§14,15

Таблица «Строение клетки»

Цитология.

Тест

10.

Строение клетки: ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, клеточные включения, митохондрии, пластиды, органоиды движения.

Дать понятие о строении ЭПС, рибосом, и др. органоидов, объяснить наличие большого числа митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами.

Органоиды клетки, характеризовать строение ЭПС и других органоидов, наличие большого числа митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами.

§16,17

Знать и называть органоиды клетки, характеризовать строение ЭПС и других органоидов, объяснять наличие большого числа митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами.

Таблицы, схемы.

Микробиология.

Работа по карточкам

11.

 Особенности строения прокариотических и эукариотических клеток.

Дать понятие об особенностях строения клеток прокариот.

Органоиды клетки прокариот.

§18,19

Уметь распознавать органоиды клетки прокариот, сравнивать со строением клеток эукариот и делать выводы.

Оборудование к лабораторной работе, таблицы, схемы.

Микробиология

Лабораторная работа №3 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом».

Тема 2.4 Вирусы (1 час)

12.

Неклеточные формы жизни. Вирусы .

Дать понятие о вирусах, их строении и функционировании вирусов, о способах борьбы со СПИДом.

Элементы, входящие в состав вирусной частицы, способы борьбы со СПИДом, особенности строения и функции вирусов, особенности различных вирусных заболеваний и их профилактики. Принадлежность вирусов к живым организмам.

§20

Перечислять элементы, входящие в состав вирусной частицы, способы борьбы со СПИДом, характеризовать особенности строения и функции вирусов, особенности различных вирусных заболеваний и их профилактики. Объяснять принадлежность вирусов к живым организмам.

Рисунки в учебнике, сообщения о вирусах гриппа, вирусной мозаики табака, чума и тд. и CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс.

Микробиология. Вирусология.

Опрос.

Тема 2.5 Реализация наследственной информации в клетке (3 часа)

13.

Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке.

Дать представление о генетическом коде, объяснить сущность процессов транскрипции и трансляции.

Этапы биосинтеза белка, роль генетического кода,

§26

Давать определения терминам, называть этапы биосинтеза белка, характеризовать  и  объяснять роль генетического кода, ферментов, матричную функцию ДНК, смысл избыточности генетического кода.

Таблицы, рисунки, схемы.

Химия.

14.

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.

Дать представление об опероне и репрессоре, промоторе. Обобщить знания детей об механизме регуляции синтеза белков.

Оперон. Структурные гены, оператор. Репрессор.

§27, подготовка к
/р.

Характеризовать  и  объяснять роль генетического кода, оперона, репрессора в биосинтезе белков.

Таблицы, рисунки, схемы.

Химия.

Мини-тест

15.

Контрольно-обобщающий урок «Клетка»

Повторить знания , умения и навыки по теме « Клетка».

 

Контрольное тестирование

Раздел 3 Организм (20 часов)

Тема 3.1 Организм – единое целое. Многообразие живых организмов. (1 час)

16.

Организм – единое целое. Многообразие живых организмов

Дать понятие о единстве живого организма, о многообразии живых организмов: одноклеточных, многоклеточных и колониальных.

Одноклеточные организмы, многоклеточные организмы, колониальные организмы; открытая ситема

конспект

Характеризовать единство живого организма, многообразие живых организмов: одноклеточных, многоклеточных и колониальных.

Таблицы, CD-диск Общая биология. 10 класс:1С:

Экология

Беседа

Тема 3.2 Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов (2 часа).

17.

Энергетический обмен в клетке.

Дать понятие об энергетическом обмене , дыхание, биологическом окислении.

Вещества – источники энергии, продукты реакций, строение АТФ.

§22

Знать определение терминов, называть вещества – источники энергии, продукты реакций, описывать строение АТФ.

CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс.

Химия.

Викторина

18.

Способы питания клетки. Фотосинтез, хемосинтез

Углубить знания  о б гетеротрофных организмах и фотосинтезе. Хемосинтезе – как способах питания живых организмов.

Типы питания, фазы и продукты фотосинтеза, группы гетеротрофов.

§24,25

Знать определения терминов, называть типы питания, фазы и продукты фотосинтеза, группы гетеротрофов. Приводить примеры автотрофов, гетеротрофов и организмов со смешанным типом питания.

Таблицы, схемы.

CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс.

Химия.

Фронтальный опрос

Тема 3.3 Размножение (4 часа)

19.

    Жизненный цикл клетки.

Дать понятие о клеточном цикле, об апоптозе – как способе размножения прокариот. О периодах деления клеток эукариот.

Жизненные циклы клеток, апоптоз. Пресинтетический период, синтетический период. Постсинтетический период, репликация.

§28

Уметь определять стадии жизненного цикла клеток. Объяснять механизм апоптоза и митоза.

Таблицы, схемы.

презентация

Микробиология.

Да-нет

20.

Митоз. Мейоз.

Расширить знания о митозе и мейозе – как особом виде деления клетки..

Деление клетки – основа роста. Развития и размножения организмов. Мейоз. Конъюгация. Кроссинговер.

§29, 30

Уметь определять и объяснять стадии митоза и мейоза.

Таблица «Митоз», схемы.  CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс.

Микробиология.

21.

Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Половое размножение.

Обобщить  и углубить знания о способах размножения

Половое и бесполое размножение.

§31,32,34

Объяснять способы размножения и приводить примеры.

Таблицы, рисунки. Схемы.

Зоология, ботаника

Индивидуальный опрос

22.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Расширить и углубить знания об оплодотворении, способах искусственного оплодотворения и его значения в деятельности человека

Оплодотворение, его значение.

§33.

Характеризовать стадии процесса оплодотворения.

Схемы. Таблицы.

Ботаника, зоология

Опрос.

Тема 3.4 Индивидуальное развитие организма (онтогенез) (2 часа)

23.

Онтогенез. Эмбриональный период

Дать понятие об онтогенезе. Его типах. Способах оплодотворения, метаморфозе, стадиях эмбрионального развития.

Индивидуальное развитие организма. Причины нарушения развития организмов.

§35,36

Уметь определять стадии эмбрионального развития, приводить примеры различных типов онтогенеза.

Таблицы. Рисунки.

Микробиология

Лабораторная работа № 4. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».

24.

Онтогенез. Постэмбриональный период.

Расширить понятие о постэмбриональном развитии и его периодах, прямом и непрямом развитии.

Периоды постэмбрионального развития: ювенильный, пубертальный, старение. Прямое и непрямое развитие.

§37

Уметь определять и приводить примеры стадий постэмбрионального развития.

Таблицы, дополнительные материалы.

CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс.

Ботаника, зоология

Викторина

Тема 3.5 Наследственность и изменчивость (7 часов)

25.

Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание

Расширить знания  о предмете генетике, генетических символах и терминах, о сути гибридологического метода, правиле единообразия гибридов первого поколения, законе чистоты гамет, правиле расщепления

Наследственность и изменчивость – свойства организма. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

§38,39

Характеризовать предмет изучения генетики, генетические термины, генетические символы и термины, суть гибридологического метода, правиле единообразия гибридов первого поколения, законе чистоты гамет, правиле расщепления, решать задачи на моногибридное скрещивание

Таблицы, схемы, модели.

CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс.

Генетика, история.

Лабораторная работа №  5 «Составление простейших схем скрещивания».

26.

Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание

Дать понятие о дигибридном скрещивании, представление о независимом наследовании генов, научить решать задачи на дигибридное скрещивание.

Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

§40,41

Характеризовать законы наследственности. Раскрывать сущность закона независимого наследования генов. Решать задачи данного типа. Характеризовать виды взаимодействия аллельных генов.

Таблицы, рисунки.

CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс.

Генетика.

Лабораторная работа №  6 «Решение элементарных генетических задач».

27.

Хромосомная теория наследственности. Цитоплазматическая наследственность.

Расширить знания детей механизме наследования признаков.

Строение и функции хромосом. ДНК-носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Хромосомная теория наследования

§42

Уметь объяснять строение и функции хромосом. Понимать значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Знать о гене, генетическом коде.

Учебник, таблицы

презентация

Генетика.

Решение задач, опрос

28.

Генетика определения пола

Дать понятие о признаках сцепленных с полом. Решать задачи на сцепленное с полом.

Репродуктивное здоровье

§45

Характеризовать группы хромосом, механизм наследования признаков, сцепленных с полом. Решать задачи на сцепленное с полом наследование.

Презентация, таблица

Решение задач, опрос

29.

Виды мутаций. Причины мутаций.

Дать понятие о мутациях, их видах, факторах, вызывающие мутации, проводить сравнительную характеристику мутаций различного вида.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции.

§47,48. Сообщения «Методы исследования генетики человека»

Характеризовать формы изменчивости, выделять основные различия между модификациями и мутациями, перечислять виды мутаций и факторы. Приводить примеры.

Презентация, сообщения

Лабораторная работа № 7. «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияние на организм.»

30.

Методы исследования генетики человека.

Дать понятие о методах исследования генетики человека: генеалогическом, популяционном,  близнецовом, цитогенентическом, биохимическом.

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

§49, сообщения « Типы наследования», Заболевания, связанные с генами и хромосомами.

Уметь объяснять основные методы изучения генетики человека.

Сообщения, презентации.

Генетика.

31.

Генетика и здоровье.

Дать понятия о генных заболеваниях. О способах наследования. Хромосомных болезнях.

Генные заболевания, аутосомно-доминантное наследование, аутосомно-рецессивное наследование, наследование, сцепленное с полом. Хромосомные болезни.

§50,51

Уметь определять и различать способы наследования, знать основные виды заболеваний. Знать приемы генетической безопасности.

Сообщения. Презентации.

Медицина, генетика.

Сообщения.

Тема 3.6 Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология (4 часа)

32.

Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов

Дать понятие о истории развития науки селекция, её основных методах

Селекция, гибридологический метод, искусственный отбор

§64

Знать и применять на практике основные понятия темы

Таблицы. Схемы. Дополнительный материал

История

33.

Методы селекции растений, животных и микроорганизмов

Дать понятие о роли работ Н.И. Вавилова, о центрах происхождения культурных растений.

Центры происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов. Гибридизация. Межлинейное скрещивание. Полиплоидия. Радиационный мутагенез, клеточная инженерия. Полиэмбриония, генетическое клонирование

§65, 66

Иметь представление о вкладе Вавилова в развитие науки селекция, уметь распознавать центры происхождения культурных растений

Муляжи. Гербарии. Портрет Вавилова, презентация

История

34.

Современное состояние и перспективы биотехнологии.

Дать понятие о  современном состоянии и перспективах биотехнологии

Биологические удобрения, биогумус, культура тканей, экологически чистые виды топлива

§68. сообщения

Иметь понятие о современном состоянии биотехнологии о ее значении в производстве и хоз. деятельности человека

Интернет ресурсы

Микробиология

Лабораторная работа.  № 8 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека)».

35.

Контрольно-обобщающий урок «Основы генетики»

Обобщить знания по теме « Основы генетики».

Контрольное тестирование

nsportal.ru

Рабочая программа по биологии 10 класс

Рассмотрено и одобрено Согласовано УТВЕРЖДАЮ на заседании естественно-

математической секции Зам.директора по УВР Директор школы:_____

Протокол №_ от ______2015 г ________ Приказ № _от______2015г.

МБОУ Польниковская СОШ

ПРОГРАММА КУРСА биологии

ДЛЯ 10 КЛАССА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Программу разработала

Камкова Татьяна Алексеевна

Учитель биологии и химии

На 2015/2016 учебный год.

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся

10 класса, разработана на основе следующих документов:

  • Закона об образовании в РФ от 29.12.2012г.№273 ФЗ.

  • Приказа Минобразования РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования».

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).

  • Приказа департамента образования и науки Брянской области от 26 марта 2015 года №776 «о базисном учебном плане общеобразовательных организаций Брянской области на 2015-2016 учебный год».

  • Примерная программа основного общего образования по биологии для 10 класса, допущенная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ.

  • Авторская программа для общеобразовательных школ по предмету биология 10 класс, авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова- Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2010г

  • Учебного плана МБОУ «Польниковской средней общеобразовательной школы» на 2015-2016 учебный год и годового календарного графика на 2015- 2016 учебный

Главной целью изучения курса биологии в 9 классе является формирование у учащихся целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории.

Данная рабочая программа составлена для изучения биологии в

10 класс по учебнику « А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник Биология Общая биология 10-11класс».

М., Дрофа 2010 год.

На изучение биологии на базовом уровне отводиться 70 часов, в том числе 35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе. В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 1 час в неделю. Данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 1час в неделю.

Программа рассчитана на 35часов из расчета 1 учебного часа в неделю, а исходя из годового календарного плана школы – 35

В процессе разработки учебной рабочей программы в вышеуказанную авторскую программу внесены изменения .

Уменьшено количество часов в теме:

«Биология как наука. Методы научного познания (2ч) — вместо 4 часов 2

Увеличено количество часов в теме:

«Основы цитологии» — вместо 13 часов 16 в связи с тем, что учащиеся 10 класса испытывают затруднения при изучении генетики: основные закономерности передачи наследственной информации и закономерностях изменчивости, а так же при решении генетических задач.

Формы организации учебного процесса:

• Индивидуальное

• Групповые

• Индивидуально-групповые

• Фронтальные

Формы контроля ОУУН:

• Устные ответы

• Тематические сообщения

• Наблюдение

• Беседа

• Фронтальный опрос

• Самостоятельная работа

• Тестирование

Перечень учебно – методических средств обучения:

для учителя:

1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьни­ков и поступающих в. вузы. — М.: Дрофа, 2004;

2. Болгова И. В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. — М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

3. Фроси н В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. — М.: Дрофа, 2004. — 216с.;

www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».

4http://bio.1september.ru/urok/ -Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете «Биология». Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету «Биология».

5. www.bio.nature.ru – научные новости биологии

6.www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

7. www.km.ru/education — учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

8.http://ebio.ru/ — Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию.

Содержание тем учебного курса .

Биология 10 класс


Введение(2ч.)

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Основы цитологии (16ч.)

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Строение и функции хромосом. Вирусы — неклеточные формы. ДНК — носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов.

Размножение и индивидуальное развитие( 6ч.)

Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз. Мейоз. Половое и бесполое размножение.Оплодотворение, его значение.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье.

Организм – единое целое. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Основы генетики (8ч.)

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Составление простейших схем скрещивания и решение элементарных генетических задач. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека

Генетика человека (3ч.)

Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Итого: 35 часов.

Учебно — тематический план по биологии 10 класс

1 час в неделю, всего 35 часов.

Наименование темы

Кол-во часов

Лабораторные работы

Практические работы

1.Введение

2

2.Основы цитологии

16

Лабораторная работа № 1. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»

Лабораторная работа № 2. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».

Лабораторная работа.№3 «Сравнение строения клеток растений и животных»

3.Размножение и индивидуальное развитие организмов

6

Лабораторная работа № 4.

«Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».

4.Основы генетики

8

Практическая работа № 1. «Составление простейших схем скрещивания».

Практическая работа №2 . «Решение элементарных генетических задач».

Практическая работа №3 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм».

5.Генетика человека

3

Практическая работа №4 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии».

Итого:

35

4

4

Требования к уровню подготовки учащихся,

обучающихся по данной программе

В результате изучения предмета учащиеся должны:

знать/понимать

• особенности жизни как формы существования материи;

• роль физических и химических процессов в живых системах раз­личного иерархического уровня организации;

• фундаментальные понятия о биологических системах;

• сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственнос­ти и изменчивости;

• основные теории биологии — клеточную, хромосомную теорию наследственности.

уметь

• пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхожде­ния и развития жизни на Земле, а также различных групп расте­ний, животных, в том числе и человека;

• давать аргументированную оценку новой информации по биоло­гическим вопросам;

• работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

• решать генетические задачи, составлять родословные, строить ва­риационные кривые на растительном и животном материале;

• работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

• владеть языком предмета.

Календарно- тематический план.

10 класс.

Биология ( базовый уровень)

(1ч. в неделю, всего-35 часов)

урока

Тема урока

Количество часов

Вид урока

Элементы содержания

Содержание и форма контроля знаний

лабораторная работа

практическая работа

Домашнее

задание

Дата

план

факт

Биология как наука. Методы научного познания (2ч)

1.

Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии.

1

ИНМ

Предмет и задачи об­щей биологии, методы исследования в биологии, связь биологии с другими науками.

фрон­тальный опрос

§1,2

04.09

2.

Cущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи.

1

КУ

Биология. Жизнь. Основ­ные свойства живых организмов. Многообра­зие живого мира.

фрон­тальный устный опрос

§3,4

11.09

Основы цитологии (16ч)

3.

Методы цитологии. Клеточная теория. Особенности химического состава клетки.

1

ИНМ

Клетка, цитология, основные положения клеточной теории

фрон­тальный устный опрос

Индивидуальный и фрон­тальный устный опрос

§5,6

18.09

4.

Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке.

1

ИНМ

Элементарный состав живого вещества. Строение и биологиче­ское значение воды и минеральных солей.

устный

фрон­тальный опрос

§7,8

25.09

5.

Углеводы, липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

КУ

Строение и биологиче­ское значение углеводов, липидов .

прове­рочная беседа

§9,10

02.10

6.

Строение и функции белков.

1

КУ

Биополимеры, полипептиды, пептидная связь; структуры, свойства и функции белковых мо­лекул; биологические катализаторы — фермен­ты

устный фрон-тальный опрос

§11

09.10

7.

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

КУ

ДНК, РНК, генети­ческий код.

устный фрон-тальный опрос

§12

16.10

8.

АТф и другие соединения клетки.

1

КУ

АТФ, АДФ, АМФ, макроэргическая связь

Индивидуальный и фрон­тальный устный опрос

§13

23.10

9.

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.

1

Строение и функции оболочки, цитоплазматической мембраны, ядра.

письмен­ный оп­рос

§14

30.10

10

Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

1

Строение и функции цито­плазмы и её органои­дов.

Индивидуальный и фрон­тальный устный опрос

Лабораторная работа № 1. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»

§15

13.11

11.

ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения

1

Строение и функции органои­дов клетки( ЭПС, комплекс Гольджи, Лизосомы, митохондрии, пластиды, органоиды движения), клеточные включения.

Индивидуальный и фрон­тальный устный опрос

Лабораторная работа № 2. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».

§16,17

20.11

12.

Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток.

1

ИНМ

Строение бактериальной клетки, спорообразование, размножение и значение бактерий.

Индивидуальный и фрон­тальный устный опрос

Лабораторная работа.№3 «Сравнение строения клеток растений и животных»

§18,19

27.11

13.

Неклеточные формы жизни. Вирусы и Бактериофаги.

1

ИНМ

Ви­русы и бактериофаги.

Индивидуальный и фрон­тальный устный опрос

§20

04.12

14.

Обмен веществ и энергии в клетке. Питание клетки.

1

ИНМ

Гомеостаз, метаболизм.

письмен­ный контроль

§21,23

11.12

15.

Энергетический обмен в клетке.

1

КУ

Три этапа энергетического обмена, гликолиз, КПД дыхания.

поиско­вая бесе­да

§22§

18.12

16.

Пластический обмен в клетке..Фотосинтез.

Хемосинтез.

1

КУ

Автотрофы, гетеротрофы, фотосинтез, световая и темновая фазы фото­синтеза, хемосинтез.

устный фрон­тальный опрос

§24,25

25.12

17.

Генетический код. Транскрипция.

Синтез белков в клетке.

1

КУ

Транскрипция и транс­ляция генетической ин­формации клетки.

устный фрон­тальный опрос

§26

15.01

18.

Обобщение и повторение тем: «Клетка» и «Обмен веществ и энергии в клетке».

1

КУ

Метаболизм,анаболизм и катаболизм, три этапа энергетического обмена, гликолиз, КПД дыхания Транскрипция и транс­ляция генетической ин­формации клетки.

Автотрофы, гетеротрофы, фотосинтез, световая и темновая фазы фото­синтеза, хемосинтез.

письмен­ный кон­троль.

§27

22.01

Размножение и индивидуальное развитие организма (6ч)

19.

Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз.

1

ИНМ

Жизненный цикл клеток. Фазы митоза.

поиско­вая бесе­да

§28,29

29.01

20.

Мейоз.

1

ИНМ

Гаметы и гаметогенез, сперматогенез и овоге­нез, биологическое значение полового про­цесса.

устный фрон­тальный опрос.

§30

05.02

21.

Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение.

1

КУ

Формы бесполого раз­множения: митоз, спорообразование, почкование и вегетативное размно­жение.

Составление сводной таблицы,

Устный фронтальный опрос

§31

12.02

22.

Развитие половых клеток.

Оплодотворение.

1

КУ

Наружное и внутреннее оплодотворение, двойное оплодотворение у рас­тений, развитие без оп­лодотворения.

устный фрон­тальный опрос.

§32,33

19.02

23.

Онтогенез — индивидуальное развитие организма. Эмбриональный период.

1

КУ

Эмбриоге­нез и постэмбриональ­ное развитие. Вред курения, употребления алкоголя, наркотиков, пищевых добавок, лекарств, излучений, стрессовых ситуаций и др.

устный фрон­тальный опрос.

Лабораторная работа № 4. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».

§35,36

26.02

24.

Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период

Обобщение тем «Размножение» и «Индивидуальное развитие организма»

1

КУ

письмен­ный кон­троль.

§37

04.03

Основы генетики (8 ч)

25.

История развития генетики. Гибридологический метод

1

ИНМ

Основные термины и понятия генетики. Гибридологический ме­тод, моногибридное скрещивание, первый и второй законы Менделя.

фронтальный опрос

§38

11.03

26.

Моногибридное скрещивание Анализирующее скрещивание.

1

семинар

Решение задач на моногибридное наследование. Множественный аллелизм, кодоминирование, неполное доминирование

Письмен­ный и устный опрос.

Практическая работа № 1. «Составление простейших схем скрещивания».

§39,40

18.03

27.

Дигибридное скрещивание.

1

ИНМ

Дигибридное скрещива­ние, третий закон Мен­деля.

устный фронтальный опрос.

§41

25.03

28.

Хромосомная теория наследственности.

1

ИНМ

Закон Моргана, кроссинговер, генетические карты, цитоплазматическая наследственность. Явление сцепленного наследования, закон Моргана, генетика пола.

устный фронтальный опрос.

§42

08.04

29.

Взаимодействие неаллельных генов.

1

ИНМ

Явление сцепленного наследования, закон Моргана, генетика пола.

Решение задач на сцепленное с полом наследование.

Устный фрон­тальный опрос

Практическая работа №2 . «Решение элементарных генетических задач».

§43

15.04

30.

Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола.

1

КУ

Устный фрон­тальный опрос

§44,45

22.04

31.

Изменчивость. Виды мутаций

1

ИНМ

Наследственная измен­чивость: комбинативная, мутационная и соотно­сительная, мутагены, му­тации и мутагенез, за­кон гомологических ря­дов Вавилова.

Письменный контроль

§46,47

29.04

32.

Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации.

1

ИНМ

Устный фрон­тальный опрос

Практическая работа №3 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм».

§48

06.05

Генетика человека (3ч)

33.

Методы исследования генетики человека.

1

КУ

Влияние различных вредных факторов на наследственность человека.

Поиско­вая бесе­да

Практическая работа №4 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии».

§49

13.05

34.

Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности.

1

Ролевая игра

Медико-генетическое консультирование

Ролевая

игра. Работа в группах.

§50,51

20.05

35

Обобщение

1

Письменный контроль

27.05

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *