cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Производство и окружающая среда технология 10 класс – Открытый урок по технологии для 10 класса на тему «Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду»

Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду.

23.10.2017 10кл. Технология

Урок № Тема: Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду.

Цель:

Образовательные цели:

Сформировать представления о способах снижения негативного влияния производства на окружающую среду в нашей стране и за рубежом.

Выяснить последствия негативного влияния производства на

окружающую среду.

Способствовать пониманию зависимости между деятельностью человека

и природой.

Сформировать у обучающихся убеждение, что решение экологических

проблем может быть осуществлено не с помощью отдельных способов

защиты окружающей среды, а только благодаря комплексному подходу и

усилиями всего человечества.

Развивающие цели:

Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности обучающихся: учить анализировать, выделять главное, сравнивать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы.

Способствовать формированию и развитию познавательного интереса обучающихся к предмету.

Способствовать формированию и развитию самостоятельности обучающихся, их творческой активности, мышления.

Воспитательные цели:

Способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических, экологических, экономических и других качеств личности.

Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

Способствовать формированию умений работать в коллективе.

Тип урока: комбинированный.

План урока

1. 0рганизацонный момент:

— приветствие;

— проверка явки учащихся;

— проверка готовности учащихся к уроку;

— настрой учащихся на работу;

Эпиграфы к уроку:

«Природа – это не то, что мы получили в наследство от предков, а то, что мы взяли в долг у потомков» (древняя индейская сентенция)

Аэродромы, пирсы и перроны

Леса без птиц и земли без воды…

Всё меньше – окружающей природы,

Всё больше – окружающей среды.

Р.Рождественский

Актуализация знаний учащихся

Повторение:

Основные источники загрязнения — энергетические установки, промышленные производства, транспорт (особенно автомобильный), коммунально-бытовой сектор, сельское хозяйство. Значимость тех или других источников загрязнения воздуха различна в разных странах и городах, она меняется от уровня научно-технического прогресса, стратегии взаимодействия техники и природы, уровня благоустройства населенных мест и многих других социально-экономических факторов. К числу основных промышленных источников загрязнения относятся предприятия черной и цветной металлургии, комплексы химических, нефте — и сланцеперерабатывающих предприятий по производству строительных материалов. Определяющая роль основного градообразующего фактора, проблема загрязнения атмосферы — одна из основных проблем охраны окружающей среды.

Исходя из пройденного материала и опираясь на тему, подумайте и скажите, какие цели мы поставим перед собой сегодня на уроке?

Новый материал

Охрана природы — задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасностях, грозящих окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями.

Разрыв между человеком и окружающей его естественной средой существует давно. Во второй половине XX в. произошла своего рода экологизация современной науки. Человечество осознало то, что деятельность людей тесно связана с биосферой и от этого взаимодействия зависит равновесие состава биосферы.

В условиях, когда планета Земля становится единым домом человечества, многие противоречия, конфликты, проблемы могут перерасти локальные рамки и приобрести глобальный общемировой характер.

Вот эти проблемы:

-предотвращение угрозы новой мировой войны,

-сокращение разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира»,

-стабилизация демографической ситуации на планете,

-охрана здоровья людей и предотвращение распространения СПИДа, наркомании.

И во взаимосвязи со всем этим — экология.
Сегодня важно сознавать неразрывную связь природы и общества, которая носит взаимный характер. Здесь уместно вспомнить слова А. И. Герцена о том, что» природа не может перечить человеку, если человек не перечит её законам».

Вспомним известные слова тургеневского героя Базарова: «Природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник». К чему ведёт и уже привела эта установка сегодня, хорошо известно на конкретных фактах.

Запишите, какой вред экологии наносит или способен нанести обычный человек в быту.(быстро слушаем ответы)

Подлинная перспектива выхода из экологического кризиса — в изменении производственной деятельности человека, его образа жизни, его сознания. Научно-технический прогресс создаёт не только «перегрузки» для природы; в наиболее прогрессивных технологиях он даёт средства предотвращения негативных воздействий, создаёт возможности экологически чистого производства.

Возникла не только острая необходимость, но и возможность изменить суть технологической цивилизации, придать ей природоохранительный характер.
Одно из направлений такого развития — создание безопасных производств.

Используя достижения науки, технологический прогресс может быть организован таким образом, чтобы отходы производства не загрязняли окружающую среду, а вновь поступали в производственный цикл как вторичное сырьё. Пример даёт сама природа: углекислый газ, выделяемый животными, поглощается растениями, которые выделяют кислород, необходимый для дыхания животных.


Безотходным является такое производство, в котором всё исходное сырье, в конечном счете, превращается в ту или иную продукцию. Если учесть, что 98% исходного сырья современная промышленность переводит в отходы, то станет понятной необходимость задачи создания безотходного производства.

Переход на создание и использование собственных экологически чистых способов получения энергии, прежде всего с помощью ГЭС, позволяет на 20% уменьшить вредные выбросы в атмосферу. С точки зрения экологии более безопасны заводы, потребляющие гидроэнергию. Обеспечивая практически 80 % энергетических потребностей производства, гидроэнергетика является самым экологически чистым источником энергии. В результате использования энергии воды отсутствуют выбросы вредных веществ, не загрязняются поверхностные или подземные воды.

Рециклинг – это процесс переработки

отходов в новые материалы.

Увеличение доли рециклингового производства позволяет снизить количество вредных выбросов на 95%. Убедимся в этом на примере производства алюминия. Алюминий легко поддается переработке и может использоваться вторично неограниченное число раз.

В то время как для производства 1 тонны первичного алюминия требуется около 14 тыс. кВтч электроэнергии, всего 5 % от этого — 700 кВтч — идет на переплавку металла и производство 1 тонны вторичного алюминия. Разницы в качестве между первичным и вторичным алюминием нет. Переработка 1 килограмма алюминия экономит 8 килограммов бокситов, 4 килограмма химикатов и 14 кВтч электроэнергии.

Если продолжить рассматривать предприятия по производству алюминия, то картина такова: объем выбросов алюминиевых предприятий в атмосферу значительно снизится благодаря установке новых сухих газоочистных сооружений, способных поглотить почти 99% фтороводорода и не менее 97% смолистых веществ и бензапирена.

При принятии по стране вышеизложенных мер наступит резкое уменьшение количества прямых выбросов парниковых газов в атмосферу существующими заводами, а в дальнейшем полный переход на безвредное для окружающей среды производство.

В крупных городах для снижения вредного влияния загрязнения воздуха на человека применяют специальные градостроительные мероприятия: зональную застройку жилых массивов, когда близко к дороге располагают низкие здания, затем — высокие и под их защитой — детские и лечебные учреждения, используют транспортные развязки без пересечений и озеленение.

Чтобы уменьшить негативные последствия работы тепловых двигателей, действуют в двух направлениях: с одной стороны, совершенствуют эти двигатели, повышая их КПД и уменьшая выброс вредных веществ, с другой стороны — используют энергосберегающие технологии.

Ежегодно на предприятиях Российской Федерации образуется около 90 млн. тонн токсичных промышленных отходов (ПО), из которых 87 млн. тонн относятся к III и IV классам опасности.

Сейчас, как никогда необходим быстрейший поиск способов практического использования энергии солнца, ветра, приливов, геотермальных источников.


Экологическая ситуация вызывает необходимость оценивать последствия любой деятельности, связанной вмешательством в природную среду. Время не ждёт. Каждый человек, житель нашей планеты, должен быть элементарно экологически образован.

Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, которая воздействует на биосферу и нарушает ход ее естественной эволюции. Выход из экологического кризиса только техническими средствами невозможен.

Исходя из вышесказанного, задача нашего государства — 1. всеми доступными методами стимулировать всякую инициативу и предприимчивость, направленную на создание и внедрение новейших технологий, способствующих решению любых экологических проблем. 2. Постоянно доносить информацию до всех государств и народов по экологии посредством радио, телевидения и прессы.

Защита природной среды от вредного воздействия техногенных факторов – задача государственной политики.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В Российской Федерации действуют Основы земельного, водного, лесного законодательства, законы о недрах, об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира; принят ряд правительственных постановлений по дальнейшему улучшению охраны окружающей природной среды; заведена Красная книга, в которую заносятся редкие и исчезающие виды растительного и животного мира.

Законы существуют для общества, для всех людей, живущих в нашей стране. А что такое общество? Но вы должны прекрасно понимать, что работать этот закон будет только тогда, когда его основные принципы дойдут до каждой отдельно взятой личности, когда каждый из нас будет соблюдать нормы технологической этики и эстетики.

В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около одной тонны мусора в год, и это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за ГОД мусор не уничтожать и не перерабатывать, а сыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус — высочайшую горную вершину Европы.

Можно называть несколько причин увеличения количества мусора:

— рост производства товаров массового потребления одноразового использования;

— увеличение количества упаковки;

— повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменить новыми.

Твердые бытовые отходы.

Есть три основных варианта обращения с ТБО:

— захоронение;

— сжигание;

— сортировка и переработка.

Захоронение. Это самый антиэкологический вариант. При обычной свалке из нее вытекают токсичные инфильтрационные воды, а в атмосферу попадает метан, который способствует усилению парникового эффекта (сегодня метан «берет на себя» 20% эффекта потепления климата).

Сжигание. При сжигании ТБО на мусоросжигающих заводах удается уменьшить их объем и получить некоторое количество энергии. Одна тонна мусора может дать 400 КВт/час. Однако даже при самой совершенной технологии сжигания эти заводы загрязняют атмосферу.

Сортировка и переработка. Это самый экологичный вариант обращения с ТБО, при котором не увеличивается их объем и снижается выход первичных ресурсов.

Возвращаясь к вышесказанному, хочу ещё раз подчеркнуть, что каждый из нас ответственен за судьбу нашей планеты. Это в глобальном масшабе. Но, я сегодня призываю всех вас верно оценить, а может и переоценить свои действия. Названные цифры, надеюсь, заставят вас задуматься.

Итак, отчеркните свои записи и ответьте письменно на следующий вопрос:

Вопрос: Что обычный, отдельно взятый человек может сделать для снижения негативного влияния на окружающую среду?

(обсуждение ответов)

Практическая работа: Социальный информационно-исследовательский проект 

Цель проекта: найти конкретное решение или способ продления существования ТБО или возможность применения одной из фракций ТБО пусть даже в другом качестве.

Работа в группах.

Свой проект вы построите по плану:

Цель проекта и его актуальность

Банк возможных идей (не менее 3)

Обоснование выбранного изделия

Краткая технология изготовления

Краткая экономическая оценка

Реклама изделия и агитация

Самооценка проекта

Самостоятельная работа учащихся.

Итог.

— объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;

— задание учащимся на подготовку к следующему уроку.

Работа

Коленко С.

Работа

Мартыновой Д.

Работа

Мудесирова М.

Работа

Коленко С.

Работа

Мартыновой Д.

Работа

Сейталиевой А.

Работа

Мустапаевой М.

Работа

Меленчук К.

Работа

Сейталиевой А.

Работа

Старосельцевой А.

Работа

Гром А.

Работа

Саламатина В.

Работа

Раздобурченко А.

Работа

Сидоровой А.

infourok.ru

Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду.


Технология 10 класс Производство и окружающая среда Автор

Технология, 10 класс Производство и окружающая среда Автор: Верес Екатерина Владимировна Место работы, должность: ГБОУ № 569 г. Санкт Петербурга, учитель технологии

Эпиграф: Аэродромы, пирсы и перроны, Леса без птиц и земли без воды. . . Всё меньше – окружающей природы, Всё больше – окружающей среды. Р. Рождественский

Основные источники загрязнения окружающей среды Промышленные производства Сельское хозяйство Энергетические установки Транспорт Коммунально-бытовой сектор

Во всем мире обычные энергетические установки выбрасывают в атмосферу ежегодно более 200 млн. тонн золы и более 60 млн. тонн оксида серы.

Количество отходов потребления, или твердых бытовых отходов (ТБО), ежегодно возрастает в России на 30 млн. тонн.

Ежегодно на предприятиях России образуется около 90 млн. тонн токсичных промышленных отходов (ПО), из которых 87 млн. тонн относятся к III и IV классам опасности.

Охрана природы – задача нашего века

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 10 января 2002 г. № 7 -ФЗ ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года q В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. q Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. q Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую с оставляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Безопасные производства Чистый воздух, вода, почва, экономия природных ресурсов, современные технологии.

Безотходные производства

Рециклинговые производства Рециклинг – это процесс переработки отходов в новые материалы

Переработка промышленных токсичных отходов в Санкт-Петербурге

Записать в тетрадь ответы на вопросы 1. Токсичные отходы – это… 2. Напишите две задачи предприятия «Полигон «Красный Бор» . 3. Напишите три этапа переработки вновь поступающих органических отходов. 4. Какие технологические стадии переработки проходят отходы, содержащие нефтепродукты? 5. Какой метод обработки применяют для переработки жидких отходов из открытых карт полигона?

Вопрос: Какой вред экологии наносит или способен нанести обычный человек в быту?

Причины увеличения количества мусора: 1. 2. 3. • рост производства товаров массового потребления одноразового использования; • увеличение количества упаковки; • повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменить новыми.

Время для естественного разложения различных материалов: бумага – от 2 до 10 лет, консервная банка 90 лет, фильтр от сигареты 100 лет, полиэтиленовый пакет 200 лет, пластмасса 500 лет, стекло 1000 лет.

Три варианта обращения с ТБО: — захоронение; — сжигание; — сортировка и переработка.

Современный полигон для хранения ТБО это «ванна» с дном и бортами из глины и полиэтиленовой пленки, в которой уплотненные слои ТБО пересыпают слоями почвы

При сжигании ТБО на мусоросжигающих заводах удается уменьшить их объем и получить некоторое количество энергии. Одна тонна мусора может дать 400 КВт/час.

Сортировка и переработка это самый экологичный вариант обращения с ТБО.

Выполнение изделия с применением бытовых отходов

Практическая работа «Изготовление брелка «Ловец снов» » Материалы: • • • Кольцо от крышки пластиковой бутылки Шерстяные нитки разных цветов Бусины Нитки Заготовка для крепления ключей с цепочкой и кольцом Инструменты: • Ножницы • Игла

10i5.ru

Урок- коференция 10 класс. «Промышленность и окружающая среда»

Форма урока: конференция.

10 класс.

Эксперты – экологи.

Специалисты по электроэнергетике.

Специалисты по нефтепользованию.

Эксперты по загрязнению окружающей среды.

Специалист по лесопользованию.

Специалист по международным договорам.

Эксперт по экологии Российской Федерации.

Эксперты по загрязнению окружающей среды.

Эксперт по проблемам транспорта.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Вводная часть.

До планеты сегодняшних дней, Древо жизни листвой шелестит,

До его снегов и метелей Ветвь – направо и ветвь – налево.

Бронтозавры не доползли, Человек разумный сидит

Птеродактили не долетели. На вершине этого древа.

Это личная их беда, А под ним проноситься век:

За неё никто не в ответе; Повороты, круговороты…

Заблудились, пошли не туда, Да не уж то и человек

Смерть нашли в тупиковой ветви… Тупиковая ветвь природы?!

Учитель:

Это стихотворение, несмотря на его шутливость формы, как нельзя лучше отражает положение человека в развитии планеты. Да, человечество находиться на вершине всей нашей экологической системы, мы научились создавать многие продукты заменившие природные компоненты или использовать их по максимуму, синтезировали белки, создали уникальные лекарства от многих болезней, даже клонируем животных, задавая им определенные качества, и в недалеком будущем возможно создания клонированного человека. Но мы не заметили что, создавая и усовершенствуя

свои знания, расширяя различные отрасли промышленности, мы с большой скоростью уничтожаем природу планеты.

Цели сегодняшнего урока:

* Выявить основные этапы развития человечества и его взаимодействие с природой;

* получить обобщение знаний о воздействии отдельных отраслей промышленности на окружающую среду,

*Составить картосхему экологических проблем мира.

И для осуществления всех наших целей сегодня на уроке присутствуют эксперты и специалисты различных областей, а также их оппоненты, которые попробуют оспорить некоторые моменты. По ходу урока заполнить протокол нашего заседания в тетрадях. Слово экспертам-экологам.

3. СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Эксперты – экологи. Во взаимоотношении общества и природы можно выделить 3 этапа, определяемыми тремя технологиями производства.

1-ый этап. Господство ручного труда.

В этот исторический период люди воспринимали природу как нечто враждебное, обожествляли ее, поклонялись ей, но понимали, что природу надо беречь и охранять. Стратегия человека в это время была такова: не бери у природы больше, чем надо.

2-ой этап. Машинное производство.

В это время основная концепция общества гласит: человек – господин для природы. Которая должна отдать все для блага человека. В этот период появляются проблема Аральского моря, из-за большого количества использования вод рек Амударья и Сырдарья, вырублен лес Европы и наполовину уничтожены тропические, которые в отличие от северных невозможны в восстановлении, 20 млн. км2 выведены из использования (больше чем площадь России), содержание кислорода уменьшилось на 1,5 % и повысилось количество СО2, над Антарктидойпоявилась и расширяется озоновая дыра, пленки нефтепродуктов покрывают океан, и каждый день мы не досчитываемся одного из видов живых организмов, потребности человечества возрастают, как и возрастает само население. Из-за такого хищнического отношения к природе в 60-е гг. ХХ в. появляется третья, вынужденная, концепция общества, характеризующая как стратегия выживания.

3-ий этап. Дальнейшее выживание человечества.

Этап предполагает обеспечение потребностей человечества, а также сохранение при этом природы, гибель которой равносильна уничтожению жизни.

Глобальные последствия нарушения среды обитания затронули все страны, так как экологических проблемы не признают государственных границ. Поэтому и решены, они могут быть, только при широком международном сотрудничестве.

7 м и н у т.

Учитель: Человечество развивалось и, как уже говорилось выше, научилось использовать ресурсы природы, создавая огромное множество отраслей промышленности. Слово представляется специалистам в области электроэнергетики

Специалисты по электроэнергетики (2-3 минуты).

Отразить положительные стороны и отрицательные последствия электроэнергии её влияние на окружающую среду.

Специалисты по нефтепользованию (2 минуты).

Специалисты по проблемам землепользования (2-4 минуты).

Эксперт по проблемам транспорта (1 минута).

Эксперты по загрязнению окружающей среды:

Промышленные отходы (1минута).

Озоновые дыры (2 минуты).

Кислотные дожди(1 минута).

Экология Российской Федерации(2 минуты).

По ходу сообщения нанесения знаков на карту мира и заполнение протоколов.

20 м и н у т .

4.АНАЛИЗ СОСТАВЛЕННОЙ КАРТЫ. ОФОРМЛЕНИЕ ВЫВОДОВ.

  • Какие районы наиболее загрязнены?

  • В чем причина наибольшего загрязнения?

  • Какие последствия ожидают эти регионы, в случае если не произойдет изменение в обстановке?

  • Если все страны прекратят производство и создадут условия для быстрого восстановления природы?

  • Что на ваш взгляд наиболее приемлемо на сегодняшний момент?

  • Какой вывод мы можем сделать из всего сказанного?

5 м и н у т.

5. ИТОГ УРОКА.

Если остается время. Перед вами яблоко. Представим себе, что это Земля. Разделим на 4 части: 3 из них – это вода, 1 – суша. Эту часть разделим ещё на две части. Получаем кусочек. Где живут люди. Это 1/8. разделим её ещё на 3 части. 2 из них это города, дороги леса, а одна это земли которые мы используем для сельского хозяйства.

И вывод, который напрашивается вы, видите в этой композиции. (На столе чаша с водой, а в ней кораблик с разными флагами). Чтобы сохранить нашу планету пригодной для жизни, всей мировой общественности нужно действовать сообща.

Поэтому, сейчас наиболее остро встает вопрос о создании единого договора о сохранении планеты.

СООБЩЕНИЕ О КИОТСКОМ ПРОТОКОЛЕ (2 минуты).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Программа конференции «Промышленность и окружающая среда».

Цели:* Выявить основные этапы развития человечества и его взаимодействие с природой;

* получить обобщение знаний о воздействии отдельных отраслей промышленности на окружающую среду

*Составить картосхему экологических проблем мира.

  1. Эксперт-эколог. Колмакова Даша. Этапы взаимоотношений человека и природы.

  2. Специалисты по электроэнергетики. Трескин Артем, Молоков Дима. Положительные и отрицательные стороны развития электроэнергетики мира. «Опасные районы мира».

  3. Специалист по нефтепользованию. Шелковников Андрей. Экологические последствия добычи и использования нефтепродуктов. Территории, где прослеживается наибольшее загрязнение нефтепродуктами.

  4. Специалисты по проблемам землепользования:

Филимонова Наташа. Проблема опустынивания и его распространение по территории суши планеты.

Демонова Наташа. Пищевая проблема человечества.

  1. Специалист по лесопользованию: Шитикова Таня. Уничтожение лесных массивов.

  2. Эксперты по загрязнению окружающей среды:

Безбородова Марина. Ибрагимова Анна. Урбанизация и утилизация промышленных и бытовых отходов.

Козюкова Таня. Разрушение озонового слоя и его последствия.

Безбородова Марина. Кислотные дожди.

  1. Эксперт по проблемам транспорта. Таркина Валя. Проблемы возникающие в результате использования транспорта.

  2. Эксперт по экологии Российской Федерации. Цыбенова Сурена. Основные проблемы России и пути их преодоления.

  3. Анализ составленной картосхемы. Формулировка основных выводов.

10. Специалист по международным договорам. Цыремпилов Андрей. Киотский договор.

Протокол конференции «Промышленность и окружающая среда».

Отрасль промышленности.

Экологические проблемы

Пути решения экологических проблем.

Вопросы, возникающие в ходе конференции

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Радиоактивное загрязнение, включая захоронение радиоактивных отходов.

Нефтяное загрязнение Мирового океана.

Комплексное нарушение земель.

Негативное влияние электроэнергетики на окружающую среду.

Почвенная эрозия. Нарушение плодородия почв.

Промышленно-городское загрязнение атмосферы.

Фамилия Имя……………………………………………

infourok.ru

Конспекты уроков по технологии (1 полугодие). 10 класс

Цель уроков:

Обучающая: сформировать у учащихся представление о технологической культуре, технологии ее видах; ознакомить с технологическими  укладами, обозначить связи технологии с наукой, техникой и производством;

Развивающая: развивать познавательный интерес  к наукоемким технологиям; способствовать формированию технологической культуры. 

Воспитывающая: продолжить формирование творческого начала у учащихся.

Методы обучения: рассказ, беседа, показ наглядных пособий.

Тип уроков: приобретения учащимися новых знаний.

Опорные понятия: технологическая культура, технология, технологический уклад, научно-техническая революция (НТР), технологическая революция,

Ход уроков

1.Организационная часть урока.

Приветствие. Тема урока. Цели и задачи предмета.

2. Первичный инструктаж. ИОТ №39-21/1.

3. Изложение нового материала

Культурный человек:

Дисциплинированный Воспитанный Вежливый Корректный Сдержанный

Терпеливый Ответственный

Культура – древнее слово.

Впервые появилось в Древнем Риме. Означало «обработанное», «искусственное» .

Первоначально применялось для обозначения растений, выращиваемых людьми.

Со временем значение слово изменилось и значение его стало связано с человеческим происхождением.

Культура труда –

— уровень организации производства.

— часть культуры.

        Обычно выделяют материальную и духовную культуру. К первой относят совокупность материальных благ, предметов и средств их производства. Вторая включает совокупность знаний, форм общественного сознания и духовных ценностей.

Все элементы культуры неразрывно связаны между собой (схема 2).

          

Схема 2. Взаимосвязь материальной и духовной культуры

     Одной из сторон общей культуры является технологическая культура. Чтобы определить ее сущность, нужно выяснить содержание понятия «технология».

       Слово технология происходит от древнегреческого techne — искусство, мастерство, умение и logos — учение, наука. Следовательно, технологию, с одной стороны, можно рассматривать как науку, а с другой стороны — как практическую деятельность человека.

       Технология — многозначное понятие.

       Во-первых, это наука о преобразовании материалов, сырья, энергии и информации в нужный для человека продукт, т.е. наука о способах преобразовательной деятельности человека.        Во-вторых, это интегрированная область знаний о способах преобразования материи, энергии и информации в интересах человека. Она синтезирует знания физики, химии, биологии и других наук и показывает их практическое применение.        В-третьих, это наука о способах производства в конкретных сферах и видах человеческой деятельности (таблица 1).

Таким образом, в основе технологической культуры лежит преобразовательная деятельность человека, в которой проявляются его знания, умения и творческие способности.

Технологическая культура — уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства.

Преобразовательная деятельность сегодня проникает во все сферы человеческой жизни и труда — от промышленности и сельского хозяйства до медицины и педагогики, досуга и управления.

Технологическую культуру можно рассматривать в социальном и личностном плане.

В социальном плане это уровень развития общества на основе целесообразной и эффективной преобразовательной деятельности людей, совокупность достигнутых технологий в материальном производстве и духовной жизни.

В личностном плане это уровень овладения человеком современными способами познания и совершенствования себя и окружающего мира.

Технологическая культура является фундаментальным компонентом общей культуры.

Несмотря на разнообразие видов культуры, на каждом этапе развития общества господствовала та или иная универсальная культура. Исторически сложилось четыре типа универсальной культуры (схема 3).

Схема 3. Типы универсальной культуры

Мифологическая культура присуща древним цивилизациям. Люди этой культуры объясняли явления природы, опираясь на непосредственные наблюдения. Они пользовались натуральными продуктами и материалами.

       Ведущий мотив мифологической культуры — наличие неких скрытых тайных сил, свойственных всем объектам окружающей действительности. Само существование человека при таком подходе обуславливалось судьбой. Космологическая культура формировалась на основе учения об астрономических закономерностях всей Вселенной как единого целого. Люди этой культуры, жившие в Средневековье, считали, что во всяком явлении проявляется действие сил природы в соответствии с присущими им закономерностями. Отдельные элементы, компоненты, живые организмы создают равновесие природного порядка. Это продолжение мифологической культуры на более высоком уровне, но также не доступном пониманию человека.

Антропологическая культура (греч. anthropos — человек) характер­на для развитой цивилизации. Люди этой культуры постигали суть явлений и закономерностей окружающего мира из наблюдений, своего опыта. Мир человека постепенно становился центром его внимания и сферой достижений. Расширились познания человека об окружающей среде, начали формироваться научные направления, усилилось вмешательство человека в естественные процессы.                                                                                                                                 Технологическая культура стала формироваться как результат современных научно-технических и социально-экономических достижений.

Для начального этапа развития технологической культуры характерно интенсивное вмешательство человека в ход естественных процессов: поворот течения рек, мелиорация и ирригация земель, генная инженерия, освоение космоса и др. Используя новейшие технические системы, человек стал варварски истощать ресурсы природы, что привело к нарушению природного равновесия. Эти разрушительные действия человека угрожают существованию самой жизни на Земле. При этом не надо забывать, что еще в полной мере не изучено влияние современных технологических средств (компьютеров, промышленных роботов, управляемых биологических реакций и др.) на еще не известные людям силы природы.

Таким образом, под технологической культурой следует понимать такую преобразовательную деятельность людей в материальной и духовной сферах производства, когда главным критерием оценки и применения новых технологий и технологи­ческих процессов становится их способность обеспечивать гармоничное взаимодействие человека, природы и технологической среды.

Технологическая культура является основой и условием развития современного общества и производства.

Научно-техническая революция (НТР) — коренное качественное преобразование производительных сил, качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил.                                                         

Научно-техническая революция в узком смысле — коренная перестройка технических основ материального производства, начавшаяся в середине XX в., на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.

——————————————————————————————————————————————————————

Понятие «технология»

1. Какие достижения техники и технологий 20 века вы считаете самыми значительными для человечества?

Наиболее значимые технологии и изобретения

Генная инженерия. Атомная энергетика. Телевидение. Термоядерный синтез.
Ускорители элементарных частиц. Высадка человека на Луну. Создание и испытание в СССР самой мощной водородной бомбы (50 мегатонн). Космическая орбитальная станция «Мир».
Пересадка человеческого сердца. Первый искусственный спутник Земли. Ледокол-атомоход «Ленин».
Беспилотный полет советского космического челнока «Буран». Туннель под Ла-Маншем.
Радиовещание, начало регулярных радиопередач. Первая посадка на Венеру советского космического аппарата «Венера-3» и т.д.

ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЙ

Виды промышленных технологий

-Получение и обработка материалов;

-Производство и передача энергии;

-Сбор и обработка информации;

-Машиностроение;

-Сельское хозяйство;

-Строительство;

-Самолётостроение;

Технологии производственных отраслей

-Энергетическая; -Металлургическая; -Машиностроительная;

-Строительная; -Легкой промышленности; -Сельскохозяйственного производства;

-Перевозки грузов; -Связи и др.

Технологии непроизводственных отраслей

-Педагогическая; -Научных исследований; -Художественная; -Медицинская;

-Торговли; -Бытового, художественного и информационного обслуживания;

-Перевозки пассажиров; -Управления (менеджмента) и др.

Универсальные технологии

-Познавательной деятельности; -Трудовой деятельности и предпринимательства;

-Художественного и технического творчества; -Общения; -Игровой деятельности;

-Досуговой деятельности; -Информационные и др.;

Технологические уклады – способы производства

  • Уровень ручных технологий

  • Уровень первых технических устройств

  • Ступень машинных технологий

  • Ступень индустриально-механизированных технологий

  • Уровень машинно-компьютерных и информационных технологий

 5. Подведение итогов урока

Идет обсуждение результатов выполненной практической работы, обобщаются сведения по пройденной теме, разбираются типичные ошибки, а также отмечаются  лучшие ответы.

Результаты работы учащиеся могут занести в тетрадь.

6. Рефлексия

А, теперь поделитесь мнениями об уроке. Попрошу желающих вытянуть карточку и высказать своё мнение — …..

  • было интересно…

  • было трудно…

  • теперь я могу…

  • я научилась…

  • меня удивило…

  • мне захотелось…

infourok.ru

Конспект урока по технологии Производство и окружающая среда. Источники загрязнения атмосферы, почвы, воды 10 класс


10 класс
Тема урока «Производство и окружающая среда. Источники загрязнения атмосферы, почвы, воды»
Раздел «Производство и окружающая среда»Цели урока:1. Образовательная:Способствовать формированию понятий: экологический мониторинг, природоохранные технологии.2. Развивающая:Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся: учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать знания по теме. Расширение экологического кругозора. Развитие экологической культуры обучающихся.3. Воспитательная:
Воспитание ответственного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.Тип урока: урок изучения новых знаний.           
Ход урока:
I.  Организационный момент:
приветствие;
проверка явки учащихся;
заполнение учителем классного журнала;
проверка готовности учащихся к уроку;
настрой учащихся на работу;
доведение до учащихся темы и плана урока.Мы продолжаем изучение раздела «Производство и окружающая среда» II. Актуализация знаний учащихся:Цель: определить степень подготовки к уроку и уровень знаний по данной теме для восприятия нового материала.Задача: провести опрос обучающихся по изученной ранее теме: «Человек и окружающая среда».Метод: устный опрос.Подумать и дать ответ на вопрос: Какой вид энергии станет, по-вашему, энергией будущего? Подготовить сообщение. III. Изучение нового материала.
На доске записана народная пословица: «Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо» 
Основные источники загрязнения окружающей среды городов
Промышленные предприятия
Автомобильный транспорт
Энергетика
Промышленные предприятия.
В ходе изложения программного материала заполнить таблицу
Проблема загрязнения Источники загрязнения Пути решения проблемы загрязнения Последствия
Загрязнение атмосферы ТЭС, металлургия, химическая, неф-техимическая, цел-люлозно-бумажная отрасли промыш-ленности, автомо-бильный транс-порт, радиоактив-ное загрязнение. Аэрозольное заг-рязнение – туман и смог. Газы серы и азота – кислотные дожди. Соедине-ния углерода – парниковый эф-фект. Повышение радиоактивного фона планеты. 1. Сокращение са-мых вредных выб-росов, т.е. повыше-ние требований к топливу, запрет на использование сер-нистых угля и неф-ти.
2. Внедрение но-вых технологий: использование солнечной, ветро-вой, водной энер-гии. ТЭС, металлургия, химическая, неф-техимическая, цел-люлозно-бумажная отрасли промыш-ленности, автомо-бильный транс-порт, радиоактив-ное загрязнение.
Загрязнение питосферы Твердые отходы, грязные отрасли промышленности- энергетика, метал-лургия, химичес-кая, целлюлозно-бум

univerfiles.com

Урок технологии 10 класс по теме Методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды


План-конспект урока технологии
10А класс
Тема урока: Методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды.
Раздел «Производство и окружающая среда»Цели урока:1.Образовательная:Способствовать формированию понятий: экологический мониторинг, природоохранные технологии.2.Развивающая:Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся: учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать знания по теме. Расширение экологического кругозора. Развитие экологической культуры обучающихся.3. Воспитательная:
Воспитание ответственного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний учащихсяМетод: устный опрос-   Какие виды промышленного производства находятся на территории нашего района?-   Какой вред наносит промышленное производство на экологию поселка и в целом района?- Считаете ли вы, что необходим контроль общества за развитием природоохранных технологий? III. Изучение нового материала
Конституция Российской Федерации гарантирует-  Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду- Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду и бережно относится к природным богатствам.За последнее десятилетие проблемы загрязнения окружающей среды приняли глобальный характер! Бурный научно-технический прогресс,
безнравственное отношение к природным богатствам, нерациональное их использование привели к нарушению экологического равновесия, которое повлекло за собой последствия катастрофического характера в виде экологических кризисов и природных катастроф.Загрязнение окружающей среды вызвано производственной деятельностью человека,связано с отравлением воды, воздуха, земли, которое может влиять на здоровье и самочувствие человека.Наиболее серьёзными проблемами нашего времени  являются:
Загрязнение окружающей природной среды отходами;
Загрязнение мирового океана;
Загрязнение атмосферы.
Особое значение в современных условиях приобретает использование научно-технического прогресса для решения природоохранных задач. Требуется надежная оценка состояния окружающей среды.Определение. Экологический мониторинг – информационная система наблюдения и анализа окружающей среды загрязнений и эффектов, вызываемых ими в биосфере.Мониторинг: наблюдение, оценка состояния, прогноз состояния природной среды.Главным источником загрязнения окружающей среды являются отходы, которые образуются в процессе человеческой деятельности. Огромные территории земли загрязнены отходами человеческой жизнедеятельности. В России на санкционированных и несанкционированных свалках скопилось около 86 млрд т. твердых отходов производства, что составляет 600 т на каждого жителя страны.
 «Мусорная цивилизация» В связи с ростом численности населения Земли, ростом промышленн

weburok.com

Рабочая программа по технологии 10 класс

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение г. Шахты Ростовской области

«Средняя общеобразовательная школа №27 имени Д.И. Донского»
МБОУ СОШ №27 г. Шахты

346516 Россия, г. Шахты, Ростовской области, ул. Азовская, 46, тел./факс (8636)26-87-41, email:russchool27@rambler.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по

Уровень общего образования (класс)

Количество часов

Учитель

Программа разработана на основе

1.Примерной программы основного общего образования по технологии (Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. №03-1263)

2.«Примерной программы среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень). Сайт МО РФ: www.mon.gov.ru.

3.Учебника «Технология» базовый уровень 10-11 класс для обучающихся общеобразовательной школы под редакцией В.Д. Симоненко М. «Вентана-Граф» 2011г.

г. Шахты

2016

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Планируемые результаты обучения по технологии в 10 классе.

Результаты обучения

Ожидаемые результаты обучения по данной программе могут быть сформулированы как овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда; трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению; развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

В результате изучения предмета технология обучающийся должен усвоить: влияние технологий на общественное развитие; составляющие современного производства товаров или услуг; способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы; основные этапы проектной деятельности; источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства.

Научиться оценивать потребительские качества товаров и услуг; составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда; использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач; проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности; выбирать средства и методы реализации проекта; выполнять изученные технологические операции; планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг; уточнять и корректировать профессиональные намерения.

Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности для проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда; решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки; самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности; рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг; составления резюме и проведения само презентации.

Обще учебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами обще учебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе среднего полного общего образования являются:

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

1.2 Содержание учебного предмета

Программа учебного предмета «Технология» в 10-м классе включает в себя следующие разделы: «Производство, труд и технологии», «Технология проектирования и создания материальных объектов», «Профессиональное самоопределение и карьера», «Творческая проектная деятельность». Обучение старшеклассников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Изучение материала программы, связанного с практическими работами предваряется необходимым минимумом теоретических сведений.

В программе нашли отражение современные требования к уровню подготовки обучающихся в технологическом образовании, которые предполагают переход от простой суммы знаний к интегративным результатам, включающим межпредметные связи. Обучение ставит своей целью не просто передачу обучающимся некоего запаса знаний, но формирование мотивированной к самообразованию личности, обладающей навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Настоящая программа и поурочно-тематический план отражают актуальные подходы к образовательному процессу — компетентностный, личностно ориентированный и деятельностный. В процессе обучения у старшеклассников должно быть сформировано умение осознавать и формулировать свои взгляды и мнения. Особое место отводится решению проблемы подготовки обучающихся к профессиональному самоопределению, трудовой деятельности в условиях рыночной экономики,

Обучение направлено на формирование умения самостоятельно действовать и принимать решения, защищать свою позицию, планировать и осуществлять личные планы, находить нужную информацию, используя различные источники (справочную литературу, интернет-ресурсы, СМИ, научные тексты, таблицы, графики, диаграммы, символы), осмысливать полученные сведения и использовать их на практике.

Метод творческого проекта, принятый за основу обучения, предусматривает получение важнейшего результата учебной деятельности в виде самостоятельно спроектированного продукта труда — изделия или услуги. Этот метод способствует развитию инициативы, физических и умственных способностей обучающихся, выработке у них творческого подхода к решению задач.

В целом программа направлена на освоение обучающимися социально-трудовой, ценностно-смысловой, личностно-развивающей, коммуникативной и культурно-эстетической компетенций. Система учебных занятий планируется с учётом возрастной специфики старших классов. В развёрнутом поурочно-тематическом плане отражены цели, задачи и планируемые результаты обучения.

Содержание программы сохраняет преемственность по отношению к основным программам образовательной области «Технология» для основной школы. Программа предполагает обучение в 10 классе в объёме 34 часа, из расчёта 1 час в неделю.

10 класс

Производство, труд и технологии (34 ч)

Технологии и труд как части общечеловеческой культуры (16 ч)

Влияние технологий на общественное развитие (2 ч)

Основные теоретические сведения.

Технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения. Понятие о технологической культуре. Взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда в различные исторические периоды. Взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда для организаций различных сфер хозяйственной деятельности.

Практические работы

Ознакомление с деятельностью производственного предприятия. Анализ технологий, структуры и организации производства.

Варианты объектов труда

Промышленные предприятия, предприятия сферы обслуживания, информационные материалы.

Современные технологии материального производства,

сервиса и социальной сферы (4 ч)

Основные теоретические сведения.

Взаимовлияние уровня развития науки, техники и технологии и рынка товаров и услуг. Научные открытия, оказавшие значительное влияние на развитие технологий. Современные технологии машиностроения, обработки конструкционных материалов, пластмасс. Современные технологии электротехнического и радиоэлектронного производства. Современные технологии строительства. Современные технологии легкой промышленности и пищевых производств. Современные технологии производства сельскохозяйственной продукции. Автоматизация и роботизация производственных процессов.

Современные технологии сферы бытового обслуживания. Характеристика технологий в здравоохранении, образовании и массовом искусстве и культуре. Сущность социальных и политических технологий.

Возрастание роли информационных технологий.

Практические работы

Ознакомление с современными технологиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Подготовка рекомендаций по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве, на конкретном рабочем месте или производственном участке.

Варианты объектов труда

Описания новых технологий, оборудования, материалов, процессов.

Технологическая культура и культура труда (2 ч)

Основные теоретические сведения.

Технологическая культура в структуре общей культуры. Технологическая культура общества и технологическая культура производства. Формы проявления технологической культуры в обществе и на производстве.

Основные составляющие культуры труда работника. Научная организация как основа культуры труда. Основные направления научной организации труда: разделение и кооперация труда, нормирование туда, совершенствование методов и приемов труда, обеспечение условий труда, рациональная организация рабочего места. Эстетика труда.

Практические работы.

Оценка уровня технологической культуры на предприятии или в организации ближайшего окружения.

Характеристика основных составляющих научной организации труда учащегося.

Варианты объектов труда

Деятельность на рабочем месте представителей различных профессий. Рабочее место учащегося.

Производство и окружающая среда (4 ч)

Основные теоретические сведения.

Хозяйственная деятельность человека как основная причина загрязнения окружающей среды. Основные источники загрязнения атмосферы, почвы и воды. Рациональное размещение производства для снижения экологических последствий хозяйственной деятельности.

Методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды.

Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов.

Практические работы.

Выявление источников экологического загрязнения окружающей среды. Оценка радиоактивного загрязнения местности и продуктов. Изучение вопросов утилизации отходов. Разработка проектов по использованию или утилизации отходов.

Варианты объектов труда

Окружающая среда в классе, школе, поселке. Измерительные приборы и лабораторное оборудование. Изделия с применением отходов производства или бытовых отходов.

Рынок потребительских товаров и услуг (4 ч)

Основные теоретические сведения

Особенности рынка потребительских товаров и услуг. Субъекты рынка товаров и услуг. Законодательные и нормативные акты, регулирующие отношения продавца и покупателя. Основные положения законодательства о правах потребителя и производителя.

Сертификация изделий и услуг. Маркировка продовольственных и промышленных товаров. Потребительские качества продовольственных и промышленных товаров. Методы оценки потребительских качеств товаров и услуг. Правила приобретения и возврата товаров.

Электронная коммерция в системе Интернет.

Значение страхования в современном обществе. Виды страхования. Обязательное страхование. Развитие системы страхования в России. Страхование при выезде за пределы России. Страхование жизни и имущества. Выбор страховой компании.

Практические работы.

Ознакомление с основными положениями закона об охране прав потребителей. Чтение маркировки различных товаров. Изучение рынка товаров и услуг в Интернет.

Варианты объектов труда

Этикетки различных товаров. Информация в сети Интернет.

Технологии проектирования и создания материальных объектов или услуг (18 ч)

Проектирование в профессиональной деятельности (4 ч)

Основные теоретические сведения

Значение инновационной деятельности предприятия в условиях конкуренции. Инновационные продукты и технологии. Основные стадии проектирования технических объектов: техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, технический проект, рабочая документация. Роль экспериментальных исследований в проектировании.

Практические работы

Определение возможных направлений инновационной деятельности в рамках образовательного учреждения или для удовлетворения собственных потребностей.

Варианты объектов труда

Объекты инновационной деятельности: оборудование, инструменты, интерьер, одежда и др.

Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда (4 ч)

Основные теоретические сведения

Определение цели проектирования. Источники информации для разработки: специальная и учебная литература, электронные источники информации, экспериментальные данные, результаты моделирования. Методы сбора и систематизации информации. Источники научной и технической информации. Оценка достоверности информации. Эксперимент как способ получения новой информации. Способы хранения информации. Проблемы хранения информации на электронных носителях.

Использование опросов для определения потребительских качеств инновационных продуктов. Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта.

Технические требования и экономические показатели. Стадии и этапы разработки. Порядок контроля и приемки.

Практические работы

Проведение опросов и анкетирования. Моделирование объектов. Определение требований и ограничений к объекту проектирования.

Варианты объектов труда

Объекты проектной деятельности школьников, отвечающие профилю обучения.

Нормативные документы и их роль в проектировании.

Проектная документация (2 ч)

Основные теоретические сведения

Виды нормативной документации, используемой при проектировании. Унификация и стандартизация как средство снижения затрат на проектирование и производство. Учет требований безопасности при проектировании. Состав проектной документации. Согласование проектной документации (на примере перепланировки квартиры).

Практические работы

Определение ограничений, накладываемых на предлагаемое решение нормативными документами.

Варианты объектов труда

Эскизные проекты школьников в рамках выполняемого проекта и отвечающие профилю обучения. Учебные задачи.

Введение в психологию творческой деятельности (2 ч)

Основные теоретические сведения

Виды творческой деятельности. Влияние творческой деятельности на развитие качеств личности. Понятие о психологии творческой деятельности. Роль подсознания. «Психолого-познавательный барьер». Пути преодоления психолого-познавательного барьера. Раскрепощение мышления. Этапы решения творческой задачи. Виды упражнений для развития творческих способностей и повышения эффективности творческой деятельности.

Практические работы

Выполнение упражнений на развитие ассоциативного мышления, поиск аналогий.

Варианты объектов труда

Творческие задания, связанные с проектной деятельностью школьников и отвечающие профилю обучения. Сборники учебных заданий и упражнений.

Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений (4 ч)

Основные теоретические сведения

Выбор целей в поисковой деятельности. Значение этапа постановки задачи. Метод «Букета проблем». Способы повышения творческой активности личности. Преодоление стереотипов. Ассоциативное мышление. Цели и правила проведения мозгового штурма (атаки). Эвристические приемы решения практических задач. Метод фокальных объектов. Алгоритмические методы поиска решений. Морфологический анализ.

Практические работы

Применение интуитивных и алгоритмических методов поиска решений для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов.

Варианты объектов труда

Проектные задания школьников. Сборники учебных заданий и упражнений.

Анализ результатов проектной деятельности (2 ч)

Основные теоретические сведения

Методы оценки качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. Экспертная оценка. Проведение испытаний модели или объекта. Оценка достоверности полученных результатов.

Практические работы

Анализ учебных заданий. Подготовка плана анализа собственной проектной деятельности.

Варианты объектов труда

Объекты проектирования школьников. Сборники учебных заданий и упражнений.

Перечень проектных и практических работ

Проектные работы

п/п

Кол-во часов

Тема творческих проектов

1

Экологические аспекты озеленения.

1

Оценка воздействия человека на окружающую среду.

1

Актуальное интервью.

1

Экологическое значение зелёных насаждений.

1

Экогенный характер респираторных заболеваний.

1

Система канализации и очистные сооружения г. Шахты.

1

Системы водоснабжения жилого одноэтажного дома.

1

Разработка конструкции системы капельного полива.

1

Утилизация отходов металлов и пластмасс.

1

Сборка модулей механизмов и передач из деталей наборов типа «Конструктор».

1

Самооценка возможностей индивидуальной трудовой деятельности.

1

Выполнение эскиза детской комнаты.

1

Санитарно-гигиенические требования к предметам и средствам ухода за кожей и волосами.

1

Оформление интерьера декоративными растениями.

1

Эскизы карнавальных костюмов на темы русских народных сказок.

1

Изготовление сувенира.

1

Блюда национальной кухни для традиционных праздников.

1

Эскиз интерьера кухни.

1

Экологические аспекты озеленения.

1

Оценка воздействия человека на окружающую среду.

1

Актуальное интервью.

1

Экологическое значение зелёных насаждений.

1

Экогенный характер респираторных заболеваний.

1

Система канализации и очистные сооружения г. Шахты.

1

Системы водоснабжения жилого одноэтажного дома.

1

Разработка конструкции системы капельного полива.

1

Утилизация отходов металлов и пластмасс.

28.

1

Сборка модулей механизмов и передач из деталей наборов типа «Конструктор».

Практические работы

п/п

Кол. часов

Тема практических работ

    infourok.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *