Предпринимательская фирма технология 10 класс – Урок в 10 классе «Предпринимательская фирма»
Разработка урока по предмету технология 10 класс «Предпринимательская фирма»
Предпринимательская фирма
Урок технологии 10 класс
Разработал учитель технологии
Огнёва С.А.
Предприятие – это самостоятельный хозяйственный субъект, предназначенный для производства продукции, выполнения работы и оказания услуг.
Основы создания предприятия
- Владение имуществом
- Самостоятельность
- Прибыльность
Основные признаки юридического лица
- Организационное единство
- Обособленное имущество
- Имущественная ответственность
- Выступление в гражданских делах от своего имени
Предпринимательская деятельность
— это инициативная деятельность граждан и организаций, направленная на систематическое получение прибыли и основанная на их самостоятельности, ответственности и риске
Виды предпринимательства
Производственное предпринимательство
Действует в промышленности (горнодобывающая, металлургическая, машиностроительная и др.), строительстве, сельском хозяйстве
Производственное
предприятие –
самый трудный вид деятельности
Обратные средства производства
сырье, материал, полуфабрикаты и т.д.
Основные средства производства
здания, сооружения, оборудование, станки, машины, транспортные средства и т.д.
Предпринимательство в сфере услуг
Торговое (оптовое, розничная), финансовое (банковская, страховая деятельность и др.), консультационное ( в области юриспруденции, финансов, психологии, социологии)
Формы предпринимательства
- Индивидуальное предпринимательство
- Коллективное предпринимательство
Индивидуально-трудовая деятельность
- осуществляется без применения наемного труда (единоличное предприятие, семейное предприятие)
Коллективное предпринимательство
- осуществляется группой граждан на основе собственного имущества и различных форм привлечения имущества других физических и юридических лиц
Партнерское (товарищество, общество с ограниченной ответственностью и др)
Корпоративное (корпорация, акционерное общество и др)
Индивидуальное предпринимательство
—
- Ограниченные финансовые возможности
- Неопределенность сроков деятельности
- Ограниченность предпринимательских способностей
- Полная ответственность владельца за результаты своей деятельности.
+
- Полная самостоятельность и свобода
- Оперативность управления и принятия решений
- Сравнительно небольшие налоги ( не более 35%)
- Наименьшее регулирование со стороны государства
Партнерское предпринимательство
+
1. Легко организовать
2. Экономические возможности многократно возрастают
3. Возникает возможность привлекать к работе квалифицированных специалистов
5. Регулирование со стороны государства существует но не особенно жесткое.
—
1. Неограниченная ответственность партнеров
2. Конфликты между
участниками товарищества
3. Смерть или выход из товарищества одного из партнеров ведет за собой прекращение деятельности предприятия
Корпоративное предпринимательство
—
- Сильный надзор со стороны государства т.к. корпорации основные поставщики налогов и предоставляют работу сотням, а порой и тысячам людей.
- Высокие налоги.
+
- Большие финансовые возможности
- Максимальная стабильность фирмы
- Возможность найма профессиональных управленцев
- Ограниченная ответственность ( в пределах вложенного капитала)
- Преимущества на рынке сбыта
Нормативная база предприятия
- Устав предприятия
- Учредительный договор
- Юридический адрес предприятия
- Расчетный счет в банке
- Печать и угловой штамп предприятия
- Товарный знак
- свод правил и положений, устанавливающих порядок деятельности предприятия
Учредительный договор
- определяет отношения между членами коллектива внутри предприятия
Домашнее задание
- Разработайте товарный знак продукции вашей предполагаемой фирмы
kopilkaurokov.ru
Технология 10-11 классы
Согласно Закону о предпринимательской деятельности, субъектами предпринимательской деятельности являются как физические, так и юридические лица.
Основной формой организации предпринимательской деятельности в сфере производства выступает предприятие. Предприятие — это самостоятельный хозяйственный субъект, предназначенный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг. Основами создания предприятия являются:
-владение имуществом;
-самостоятельность;
-прибыльность.
Самостоятельность предприятия заключается в его статусе, то есть оно должно быть юридическим лицом, иметь Устав, расчетный счет в банке, печать, юридический адрес, вести бухгалтерский учет.
Основные признаки юридического лица:
- Организационное единство. Это коллектив с его структурой и порядком управления, которые отражены в документах предприятия.
- Обособленное имущество. Это имущество предприятия — основные и оборотные средства, которые предприя- 1ис может самостоятельно приобретать, учитывать, использовать, продавать, списывать, платить налог на имущество.
- Имущественная ответственность. Предприятие несет ответственность по своим обязательствам.
- Выступление в гражданских делах от своего имени. Предприятие имеет право выступать от своего имени в суде н качестве истца или ответчика.
Сфера деятельности предприятия согласно Закону Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности» осуществляется во всех отраслях экономики. В Законе (ст. 21, п. 3) указывается, что только государственным предприятиям разрешается: производство оружия, боевых припасов; изготовление и реализация наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ; переработка руд и драгоценных металлов, радиоактивных элементов; изготовление орденов и медалей.
Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется правительством, могут осуществляться предприятием на основании специальных разрешений (лицензий). Порядок их получения также определяется правительством Российской Федерации или уполномоченными им органами. Предприятие самостоятельно осуществляет свое планирование (текущее и перспективное) исходя из изучения спроса на продукцию, работы и услуги. При разработке плана учитываются производственные и социальные интересы предприятия, а также договоры, заключенные с государственными предприятиями, организациями и поставщиками ресурсов.
Виды предпринимательской деятельности
Существует несколько видов предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая (торговая), финансовая, страховая, посредничество.
Производственное предпринимательство — самый трудный вид деятельности.
Почему этот вид предпринимательства считается сложным? Да потому, что для производства любого товара или услуги нужны основные и оборотные средства.
Основные средства производства: здания, сооружения, оборудование, станки, машины, транспортные средства и т.д. Они используются длительное время. Если у предпринимателя основных средств нет, то их надо приобрести или арендовать на время. Для этого ему нужны деньги. Сколько — зависит от вида и количества необходимых для производства основных средств и цен на них.
Оборотные средства: сырье, материалы, полуфабрикаты (то есть готовые составные части, которые будут использоваться при изготовлении товара, например шурупы, гайки, пуговицы и так далее). Сумма денег на материалы определяется их количеством, необходимым для производства продукции, и ценами, по которым они приобретаются.
Поэтому предприниматель должен организовать свое производство так, чтобы доход, получаемый от продажи товара, покрывал затраты на содержание основных средств, расходы на покупку материалов и приносил прибыль.
Коммерческое (торговое) предпринимательство — это деятельность, связанная с куплей-продажей товаров. Коммерция — торговля, коммерсант — человек, занятый торговлей. Предприниматель-коммерсант закупает товар у обладателя товаров, чаще всего у производителя. Товар для коммерсантов является основным фактором бизнеса. Доход он получает от продажи товара, купленного или взятого у производителя для реализации под проценты.
Финансовое предпринимательство — особый вид деятельности, объектом купли-продажи являются деньги, иностранная валюта, ценные бумаги (акции, облигации, сертификаты). Суть финансовой предпринимательской деятельности состоит в том. что предприниматель приобретает основной фактор (деньги, валюту, ценные бумаги) за определенную сумму у обладателя денежных средств. Чатем приобретенные средства продает покупателям за плату, превышающую первоначальную, в результате чего Образуется доход. При кредитном предпринимательстве предприниматель привлекает денежные вклады, выплачивая обладателям вкладов вознаграждение в виде депозитного процента вместе с последующим возвратом вклада.
Посредничество — специфический вид предпринимательской деятельности, тесно примыкающий к другим видам, он является составной частью производственного, финансового и коммерческого предпринимательства. 11оередничество характеризуется тем, что посредник сам не производит, не торгует товарами, валютой и др. Он стоит между производителем или продавцом с одной стороны и покупателем — с друтой, соединяя их в одну цепь предпринимательской сделки. Объектом купли-продажи является информация, которую посредник получает от производителя (продавца) и передает покупателю. За так называемую услугу он получает вознаграждение по договоренности или установленным нормам. Этот вид деятельности чаще относят к услугам.
Страховое предпринимательство.
В советской экономике существовало только государственное страхование. С переходом к рыночным отношениям возник страховой рынок, на котором находит себе место страховое предпринимательство, включающее добровольные формы имущественного страхования, личного страхования здоровья и жизни, риска, ответственности. Здесь предприниматель выступает в качестве продавца страховых услуг, предлагает лично или через посредников — страховых агентов — приобрести услуги потенциальному покупателю. Объектом предпринимательской деятельности становится страховая услуга, которая продается за определенную плату. Страховщик выдает страхователю документ, страховое свидетельство в виде договора о страховании, то есть страховку. Документ удостоверяет право покупателя страховой услуги или его наследников в случае потери страхователем здоровья, имущества, жизни получать от страховщика денежную компенсацию потерь. Предоставление страхового документа, гарантирующего компенсацию потерь, и есть страховая услуга, которую оказывает предприниматель покупателю.
Следует отметить, что все виды предпринимательской деятельности связаны между собой, так что, занимаясь одним видом, поневоле приходится сталкиваться и с другими видами. Например, занимаясь производством товаров, предприниматель может заниматься и коммерческим предпринимательством, реализуя свою продукцию. Производство также связано и с финансовыми операция¬ми при взятии кредита, при расчетах с банками. Здесь производственное предпринимательство переплетается с финансовым.
Поэтому независимо от того, каким видом предпринимательской деятельности занимается предприниматель, он должен содержать в себе элементы творчества, новаторства, индивидуальности и такие способы действия, которые призваны дать наилучший результат.
Но предпринимательство может иметь и отрицательные последствия. При несовершенстве законодательной балл оно способствует формированию отрицательных качеств человека: жадности, эгоизма, агрессивности, а также усилению криминогенной обстановки. Особо опасно предпринимательство, которое ведут различные мошенники, воры, люди с низкой нравственностью. Предпринимательство — что стремительный поток. Он может врашать турбины, давать свет и тепло, а может разрывать берега, сносить плотины, принося миллионам людей страдания и убытки.
Практическая работа
1. Приведите примеры каждого вида предпринимательской деятельности, заполнив в тетради таблицу по образцу (таблица 4):
Таблица 4производственное | финансовое | коммерческое | посредничество | страхование |
---|---|---|---|---|
1. | ||||
2. | ||||
3. |
2. Два друга-школьника решили заработать. Они купили в киоске 150 газет по 80 копеек за одну газету и стали продавать их на автостоянках по 1 рублю 20 копеек за штуку. Каким видом предпринимательской деятельности решили заниматься школьники и какой доход они получат, если продадут все газеты?
Основные понятия
Предпринимательство, предприниматель, предпринимательская деятельность, предприимчивость, бизнес, конкуренция, собственность
berezaklim.ru
Этап учебного занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | 1. Организационный этап | Приветствие, проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. На рабочем месте у каждого учащегося : тетрадь, карточки с цифрами, бочонки для игры Ознакомление с целями урока. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, устраняют недостатки, слушают и осмысливают поставленные цели и задачи. Организуют свое рабочее место. | 2. Изучение материала | Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела – «Производство, труд и технологии» Предпринимательство возникло очень давно. Еще во времена Киевской Руси оно существовало в виде торговли и промыслов — звероловства и бортничества. Учитель: Русские купцы были первыми массовыми представителями российского предпринимательства, которые прославили его не только внутри страны, но и далеко за ее пределами. Они торговали и в Византии, и на Кавказе, и в Багдаде. Учитель: Кто сможет сказать, что в нем было написано? С XVI века в Московской Руси начинается расцвет торговли и промышленности. Зарождается поколение промышленников, первыми представителями которого были Строгановы. Мощный импульс своего развития предпринимательство получило в период правления Петра I. Число мануфактур при нем увеличилось с 10 до 230. Учитель: А какая форма предпринимательских отношении бытует сегодня в нашей стране? В современном деловом мире часто употребляются слова «бизнес», «предпринимательство», «предприниматель», «менеджер», «собственник». Все эти понятия связаны с предпринимательской деятельностью. Слово «бизнес» — «business» переводится с английского как «занятие». Предпринимательство — это инициативная, в рамках действующего законодательства деятельность по созданию, ведению и развитию предприятия, имеющего своей целью производство и сбыт продукции, получение прибыли. «Предпринимательство» занятие, дело ,которое приносит прибыль. /Закон Р.Ф. «О предприятиях и предпринимательской деятельности», введённый 1 января 1991г. закрепляет основные признаки этой деятельности и утверждает, что предприниматель ведёт своё дело: во-первых, от своего имени, во-вторых, на свой риск, в-третьих, под свою имущественную ответственность. Все 3 условия говорят, как о свободе предпринимателя заниматься собственным делом и извлекать из него личную выгоду, прибыль, так и о его свободе либо выиграть, либо разориться, потеряв даже собственное имущество./ Закон разъясняет, что заниматься предпринимательством может, как юридическое, так и физическое лицо. Физическое лицо — это любой свободный человек, гражданин данной страны, иностранец, даже лицо без гражданства, которое действует в экономике самостоятельно, обладает правом осуществлять хозяйственные мероприятия, вступать в хозяйственные отношения с другими физическими лицами, так же как и с юридическими. Юридическое лицо — это уже организация, предприятие, фирма. Выступает как единый самостоятельный носитель прав и обязанностей, имеет своё название, устав, юридический адрес, печать, расчётный счёт а банке. Юридическое лицо проходит государственную регистрацию и заноситься в государственный реестр. Ключевые слова свободного предпринимательства — самостоятельность и инициативность. Они означают, что вмешательство в предпринимательскую деятельность органов власти и управления возложено лишь в установленных законом пределах. Предпринимательская деятельность требует от предпринимателя коммерческой инициативы, деловой хватки, способности принимать решения с учётом риска. Виды предпринимательской деятельности Производственная Финансовая Страховая Аграрная Сфера услуг Коммерческая Предприниматель находиться в свободном поиске новых идей, технологий, нового более экономичного и выгодного сырья, новых рынков сбыта, всего, что может сделать эффективнее работу его предприятия, его торговой фирмы или сельскохозяйственной фермы; он постоянно должен следить за тем, что пользуется спросом на рынке именно сегодня и предвидеть, что потребуется людям завтра, он должен следить за всем новым, что появляется у его конкурентов, таких же, как он, предпринимателей. Возможность самореализации — самое драгоценное для человеческой личности возможность — была чрезвычайно затруднена. Возможность самореализации, в том числе в предпринимательстве, осуществляется при экономической системе основанной на частной собственности. В сфере конкурентного соперничества включились и идеи экологии: экологически чистые продукты, экологичная машина быстрее находят покупателей даже при более высокой цене. Свободное предпринимательство является структурным элементом рыночной экономики. Оно обеспечивает непрерывное развитие совершенствование экономической системы страны, её постоянное обновление, создаёт инновационную среду. Рыночной называют экономику, при которой производители, опираясь на спрос потребителей, сами решают, «что, как и для кого производить». Как предприниматель отвечает на эти вопросы?
Ответ: по свободной рыночной цене., которая зависит от спроса и предложения на рынке, а кроме того включает в себя затраты на производство и реализацию, а также ожидаемую прибыль Успеха в бизнесе обычно добиваются те, кто одержим идеей, уверен в себе, способен подобрать нужную команду, коммуникабелен. Помните, что современному предпринимателю присущи следующие черты: — целеустремлённость — безграничная вера в свой продукт или вид услуг — постоянное стремление к реальным делам — изобретательность — упорство и настойчивость в достижении поставленной цели — нацеленность на успех и получение прибыли — понимание своих сильных и слабых сторон — готовность начать всё с самого начала — аналитический склад ума — полная уверенность своим бизнесом — способность своим примером увлечь за собой других — желание всё сделать самому — практичность — внимание к деталям и незначительным нюансам в бизнесе — стремление постоянно развивать своё дело — понимание того, что главная роль в бизнесе всегда принадлежит потребителю — готовность пойти на риск — отсутствие страха перед трудностями — желание хоть в чём-то быть впереди других. | Отвечают на вопросы учителя Записывают тему урока в тетрадь Ведут беседу с учителем , делают записи в тетради основных понятий и определений. Учащиеся по очереди читают с экрана ( развивает внимание, приучает следить за ходом урока) | 3. Психогимнастика «Птенец» (с элементами дыхательной гимнастики). | Кроме перечисленных качеств предприниматель должен обладать устойчивой психикой, крепкой выдержкой умением держать себя в любой ситуации не показывать своих эмоций. Для этого нужно заниматься психогимнастикой. Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно по одному пальцу сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, своим ровным спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту сердца и дыхание. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он ещё прилетит к вам! | Повторяют за учителем движения гимнастики | 4. Закрепление знаний Игра «Не зарывай свои таланты» | А сейчас мы подведём итоги усвоения нового материала и повторим материал по теме «Конструирование и пошив детской одежды» в виде игры Цель: 1. Закрепить знания учащихся по разделу «Производство, труд и технологии» и «Конструирование и пошив детской одежды» 2. Воспитывать предприимчивость, развивать навыки предпринимательской деятельности, системное мышление и коммуникативные способности. На доске эпиграф: Только про того можно сказать, что он добился успеха, кто сумел воспользоваться его плодами. Правила игры 1. В игре участвуют не менее 10 человек ( это необходимо для создания конкуренции, как в условиях рыночной экономики) 2. Во время игры участники – предприниматели сидят за большим общим столом. 3. Все участники игры (учащиеся) выступают в роли предпринимателя. 4. Перед тем как прозвучит вопрос игроки делают ставки (бочонки), далее они выбирают вариант ответа на вопрос (поднимают карточку). Если ответ правильный игрок получает ту же сумму, которой он рисковал (бочонок), если ответ неверный ставка пропадает. Отвечает на вопрос только тот, кто сделал ставку. Ход игры Итак. Кто не боится – тот делает ставки! Сделали ставки? Молодцы! ( Звучит гонг).Итак, господа вопрос первый: 1. Самостоятельная инициативная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск, под собственную имущественную ответственность с целью получения прибыли, называется: 1– коммерция; 2. Как называется финансовая несостоятельность, сопровождающаяся прекращением хозяйственной деятельности и выплатами по долговым обязательствам, а также последующее объявление судом несостоятельности? 1– коммерция; 2– убыточность; 3 Кто является физическим лицом 1- любой свободный человек 2- только гражданин страны, в которой он ведёт предпринимательскую деятельность 3- Хозяин фирмы 4. Кто из маркетологов был прав? Заспорили как-то три маркетолога. 1 утверждал, что согласие покупателя заплатить запрашиваемую за товар цену зависит от покупательской способности клиента; 2 считал, что определяющим является потребность покупателя в данном товаре; 3 считал главным состояние рынка. 5. Средний шов спинки платья обрабатывается швом 1 – стачным в заутюжку 2 – стачным вразутюдку 3 — Швом в подгибку с закрытым срезом 6. Как называется величина, учитываемая при конструировании изделия, для свободы движения, дыхания и кровообращения 1 – припуск 2 – прибавка 3 – поправка | Все ученики являются активными участниками игры, делают ставки, отвечают на вопросы. правильный ответ под номером 3, получай талант. Правильный ответ под номером 3, получай талант Правильный ответ под номером 1 Правильный ответ номер 1,2,3. В общем случае необходимо учитывать все три фактора Правильный ответ 2 Правильный ответ 2 | 5.Подведение итогов урока | Пересчитайте свои таланты. У кого самая большая прибыль, тот является успешным предпринимателем. Со средней величиной прибыли – ваш предпринимательский потенциал требует совершенствования. Кто остался без прибыли – ваши шансы стать предпринимателем не велики. Реализуйте себя в другой деятельности. У кого итоговый капитал меньше первоначального – вы банкрот. Выставляются оценки в журнал Спасибо за внимание. Урок окончен. | Анализируют итоги игры и своих возможностей. Приводят в порядок рабочие места |
nsportal.ru
Рабочая программа технология 10 класс «Технология предпринимательства»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
Технология предпринимательства
возраст обучающихся 16-17 лет,
срок реализации — 1 год
Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии с требованиями проекта ФГОС средней школы, где подчеркивается, что стандарты направлены на обеспечение формирования ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде. Изменения, произошедшие в обществе и экономике России, переход к рыночным отношениям и связанные с ним объективные процессы, обусловили повышенный интерес к прикладным экономическим наукам и возросшую потребность в их изучении. Этот интерес подкреплён необходимостью социальной адаптации выпускников к условиям реальной экономической среды. Одной из важнейшей задач современной школы является подготовка социально адаптированной личности, в условиях рыночной экономики. В рыночной экономике способность к предпринимательству рассматривается как один из факторов производства и является главным условием эффективного функционирования рынка.
Настоящая программа актуальна, так как в настоящее время, в период перехода от сырьевой экономики к экономике знаний признается важность ознакомления всех обучающихся старшего подросткового возраста с основами предпринимательства. Это объясняет появление в образовательной области «Технология» раздела «Основы предпринимательства» нашедшего отражение и в «Образовательном минимуме содержания основного общего образования».
Необходимость изучения основ предпринимательской деятельности в школе подтверждается и тем, что в экономически развитых странах первичные знания и умения о бизнесе, в основном формируются именно в рамках трудовой и технологической подготовки в старшем подростковом периоде.
Новизна программы в использовании местного материала и интерактивных методов обучения.
Основная цель данной программы – развитие экономического мышления и инновационной творческой деятельности обучающихся..
При этом необходимо решать следующие задачи:
развивать способности личности к удовлетворению познавательных интересов;
создать условия для формирования ключевых компетенций, составляющих основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;
создать условия для включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды населенного пункта, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности;
продолжить формирование у обучающихся экономической грамотности.
Ожидаемые результаты учебной деятельности включают в себя:
Формирование:
ответственного отношения к учению, способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития и общественной практики, учитывая социальное, культурное, экономическое разнообразие современного мира;
коммуникативной компетентности в отношении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияние на качество жизни человека и качество окружающей среды.
Требования к образовательному результату
Характеристика результата
Способы оценки результата
Личностные
Сформированность навыков образовательной, общественно-полезной деятельности, уверенности в собственных силах и возможностях по осуществлению несложной, доступной возрасту предпринимательской деятельности как важном способе социальной защиты в условиях нестабильности рынка труда.
Мониторинг и наблюдение
Метапредметные
Владение навыками проектной деятельности, умение самостоятельно определять цели и составлять планы, вооружать некоторыми методиками выбора своего дела, принятия решений, самоконтроля и самооценки; оценивать потребительские качества товаров и услуг
Творческая работа, реферат, ролевая игра, самопрезентация, защита проекта.
Предметная
Получение новых знаний в рамках модульного курса, преобразование знаний и их применение в учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, обучить составлению резюме и способам самопрезентации.
Тест, опрос,
проверочная работа, групповая работа,
практикум.
В программу заложено использование разнообразных традиционных и инновационных форм проведения занятий — индивидуальные и фронтальные, тестирование, подготовка рефератов, самоконтроль и взаимный контроль семинарские занятия и встречи с интересными людьми, подготовка и публичное выступление, разработка бизнес-проектов и т.д. Изучение нового материала проводится в форме лекций и практических занятий. Часть материала выносится на самостоятельное изучение. Обучающиеся готовят сообщения по выбранным ранее темам.
Программа рассчитана на 1 год теоретических и практических занятий в количестве 35 часов.
Содержание учебного материала
10 класс
1. Основы предпринимательства (26ч.)
Понятие о предпринимательской деятельности, история её развития. Малое предпринимательство. Виды о формы организации бизнеса. Проведение ролевой игры. Спрос и предложение. Представление о производстве: сферы производства, отрасли объединения и предприятия. Разделение и кооперация труда, нормирование и оплата труда. Налогообложение. Менеджмент и маркетинг на предприятии. Трудовой коллектив. Беседы по теме.
2. Имидж и этикет современного человека (4ч.)
Условия создания имиджа фирмы и работников фирмы. Служебно-деловой этикет.
3.Информационные технологии (3ч.)
Роль информационных технологий в развитии предпринимательства. Развернутый ответ по теме.
Поурочное тематическое планирование учебного материала
10 класс (35 ч)
№ п/п
Наименование разделов и тем уроков
Количество часов
Вид занятия
Внеаудиторная самостоятельная работа
Всего
В том числе практических
Вид контроля
1
2
3
4
5
8
1.
Основы предпринимательства
26
Предпринимательство в России.
1
Предпринимательство и бизнес.
1
Урок-беседа
Виды предпринимательской деятельности.
1
Организационно-правовые формы предприятия.
2
1
Сообщение по теме
Ресурсы и факторы производства.
1
Предпринимательская идея. Структура бизнес-плана
3
2
Мозговой штурм
Предпринимательская фирма.
1
Нормативная база предприятия.
1
Устав. Учредительный договор.
2
Маркетинг в деятельности предприятия. Себестоимость продукта.
2
Математическая модель оценки потребительского спроса. Способы изучения. Спроса.
1
Урок-практикум
Закончить работу
Прайс-лист фирмы. Выбор ассортимента.
1
Менеджмент. Организация и уровни управления на предприятии.
2
Составить схему работы фирмы
Организация управления и кадровая структура.
2
Налогообложение. Налоговая политика.
1
Трудовой коллектив. Производительность и система оплаты труда.
1
Условия заключения трудового договора.
1
1
Урок-ролевая игра
Презентация законченного проекта
2
Имидж и этикет современного человека.
4
1.
Имидж и дизайн офиса.
1
2.
Имидж современного делового человека
1
3.
Служебно-деловой этикет.
2
Реферат по выбранной теме.
Информационные технологии.
3
1.
Мобильные средства связи. Офисная оргтехника.
1
2.
Компьютерная поддержка предпринимательства.
1
1
3.
Сетевые коммуникации на основе компьютерной техники.
1
Публичное выступление по выбранной теме.
Итоговый урок
1
ВСЕГО
35
Литература:
Технология. Учебник для общеобразовательных учреждений.-2-е изд., переработанное./ под ред.В.Д.Симоненко.-М.: Вентана-Графт, 2005.
Основы потребительской культуры, учебник для старших классов общеобразавательных учреждений./ Симоненко В.Д., Степченко Т.А.-М.: Вита-Пресс, 2004.
Школьникам о предпринимательстве: пособие для 10-11 кл. общеобр. учрежд./Е.Н. Соболева, А.В. Бусыгин.- М.: Просвещение, 2005г
Введение в предпринимательство: учебник для 10,11 классов общеобразовательных учреждений, Черняк В.З. – М.: Вита-Пресс, 2003.
Технология предпринимательства. 9кл.:учебник для общеобразовательных школ, Леонтьев А.В. – 2-е изд., испр.-М.: Дрофа, 2001г. – 192с.:ил.
infourok.ru
Урок-конкурс «Предпринимательская идея» (10 класс)
МАОУ СОШ № 67 с углубленным изучением отдельных предметов г.Екатеринбурга
Свердловская область
Урок-конкурс
«Предпринимательская идея»
(10 класс)
Подготовили
Брашко Евгения Владимировна,
зам.директора по НМР,
учитель технологии СОШ № 67
с углубленным изучением
отдельных предметов;
Павлов Павел Сергеевич,
студент института психологии
российского государственного
профессионально-педагогического
университета
г.Екатеринбург, 2014
Урок соответствует программе «Технология. 10-11 классы. Базовый уровень» под редакцией Н.Матяш, В.Симоненко (изд-во Вентана-Граф).
Цель:
образовательная — формирование представления о предпринимательской деятельности;
развивающая – развитие положительной мотивации к созданию собственного предприятия; развитие креативности, умения работать в команде;
воспитательная – воспитание уважительного отношения к профессиональной деятельности, чужому мнению.
Задачи: закрепить на практике полученные знания; развить положительную мотивацию к процессу предпринимательской деятельности; научить учащихся аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Ожидаемые результаты:
Личностные – готовность и способность к саморазвитию, к профессиональной деятельности; личностное и профессиональное самоопределение.
Метапредметные — освоение требований, предъявляемых профессиями, связанными с предпринимательством.
Формирование УУД
Личностные – ориентация в мире профессий, жизненное и профессиональное самоопределение.
Регулятивные — организация работы в команде, планирование совместной работы.
Познавательные — решение поставленных задач, расширение кругозора о специфике предпринимательской деятельности.
Коммуникативные — умение участвовать в коллективном обсуждении, умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками в ходе урока-конкурса; умение высказать свою точку зрения.
Тип урока – комбинированный.
Дидактические средства обучения: учебник, методические рекомендации.
Ресурсы: доска, пишущие средства для наглядного отображения баллов, карточки-задания, можно использовать протокол соревнования, учащимся также понадобятся листы бумаги и цветные карандаши, которые лучше приготовить заранее и положить на парты для каждой команды.
Обучение строится на основе учебных ситуаций. Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
ХОД УРОКА:
Этап 1. Организационный (до 3-х минут) –проверка посещаемости; разделение на команды (ориентировочно по 3-4 чел., но можно разделить класс на 4 команды). Учащиеся занимают места так, чтобы члены команды могли видеть друг друга, сообща принимать решение. Команда выбирает капитана, разыгрывается очередность ответов.
Этап 2. Мотивирование к учебной деятельности (до 4 минут).
Учитель (или ведущий):
У нас сегодня не простой урок. Мы проверим, как усвоены знания по темам, затрагивающим вопросы предпринимательской деятельности. Команда-победитель получит сегодня пятерки! (Можно усложнить задачу. «Сегодня разыгрывается комплект оценок: 5, 4, 3, 2. Каждая команда в итоге соревнования получает то, что заработала».)
Вы все – представители фирм. Одни – выпускают продукцию, другие – оказывают услуги населению. Подумайте и ответьте на вопрос: какой товар выпускает ваше фирма (или какую услугу оказывает), какая у нее миссия (рекламный девиз). Через 2 минуты я оценю ваши ответы.
Данное задание оценивается максимально в 5 баллов (1 балл – за название, до 4 баллов – за миссию, учитывается отражение интересов, как производителя, так и потребителя, яркость, лаконичность, запоминаемость).
Этап 3. Повторение, закрепление, проверка знаний (до 15 минут).
Вы уже получили первые баллы. Но соревнование только начинается. Следующее задание называется «Викторина «Что вы знаете о деньгах?».
Говорят, что предприниматель хорошо разбирается в деньгах, знает про них всё или почти всё. А что про деньги знаете вы? Сейчас я буду задавать каждой команде вопрос, на раздумье – не более 30 секунд. Если команда отвечает правильно, она получает 1 балл. Если команда допускает ошибку, то ответить может любая команда, в случае правильного ответа она получает 1 балл.
Загадки про деньги
(можно использовать не все, а только часть,
в зависимости от скорости ответов учащихся).
Маленькая, кругленькая из кармана в карман скачет (монета).
Кто меня сделал — не сказывает,
Кто меня не знает — принимает,
А кто знает — на двор не пускает (фальшивая деньга).
Назовите, что первоначально выполняло роль денег у древних славян? (живой скот, мех пушных зверей).
В каком веке отчеканили первую русскую монету? Кто? (в X веке; князь Владимир)
Из какого металла делали первые русские монеты? (золото, серебро)
Когда и где встречается первое упоминание о рубле? (в XIII веке в новгородских берестяных грамотах)
Когда появились первые копейки? (в XYI веке — в правление Елены Глинской, матери Ивана Грозного)
Как называлась самая мелкая монета? (полушка — четверть копейки)
В каких городах на Руси чеканили монеты? (в Москве, Новгороде, Пскове, Твери)
В каком веке была проведена денежная реформа? (в XVI веке)
Как на Руси наказывали за порчу денег? (заливали горло расплавленным оловом или отрубали ноги и руки)
Усложним задание.
Какая команда ответит первой и правильно? (правильный ответ – 1 балл)
На столе лежат две монеты, в сумме они дают 3 рубля. Одна из них — не 1 рубль. Какие это монеты? (Так как одна из монет не является одним рублём, им является вторая монета. Первая же монета составляет два рубля.)
Что использовали некоторые индейцы в Северной Америке в качестве денег? (Они использовали чешую моллюсков, которую называли «вампум«.)
Когда и кто ввел на Руси бумажные деньги? (Для облегчения денежного оборота Екатерина II в 1769 году издала манифест о выпуске бумажных ассигнаций. Фактически это были платежные расписки – их можно было обменять в специальных банках на медную монету (в том количестве, которое значилось в ассигнации.)
В каком веке впервые в России используется металлография, благодаря которой на деньгах появляются портреты русских князей? (В 1866 году при печати бумажных денег впервые в России используется металлография. На деньгах появляются портреты русских князей: на 5-рублевой банкноте – портрет Дмитрия Донского, на 10-рублевой – Михаила Федоровича, на 25-рублевой – Алексея Михайловича, а на 100-рублевой – Петра I.)
Где находится самый старый банке в мире? (Самый старый банк в мире — BancaMontedeiPaschidiSiena, был основан в 1472 году и находится в Италии).
В какой стране появились первые денежные купюры на основе бумаги? (Китай).
Каким номиналом была выпущена самая крупная банкнота США, находившаяся в свободном обращении? (10000$)
Кто та, единственная женщина, удостоенная портрета на денежных знаках США? (Марта Вашингтон).
Русская монета – полу-деньга признана самой маленькой по весу и номиналу в мире. Она приравнивалась к ¼ копейки, и весила 0,17 г. Назовите ее. (Полушка)
Во время викторины учитель (ведущий) фиксировал правильные ответы учащихся на доске, таким образом, команды видят свои результаты.
Учитель: ну, что ж, вы неплохо разбираетесь в деньгах. Посмотрим, какие же вы предприниматели, как учитываете запросы потребителей. Вы еще помните название и миссию вашей фирмы? Следующее задание – нарисовать товарный знак своей фирмы, поэтому это задание так и называется «Товарный знак» (он же логотип, фирменный знак). Время – не более 1 минуты. За нарисованный знак команда получает 1 балл, при этом в знаке должно угадываться название или направление деятельности. Еще до 3 баллов команда получает за обоснование своего рисунка. На ответ команде дается не более 1 минуты. Учитель называет полученные баллы и записывает их на доске.
Учитель: молодцы! Результаты – на доске. Переходим к последнему заданию, которое называется – «Лучший маркетолог». Назовите способы продвижения вашего товара/услуги на рынок. Время на обсуждение – не более 1 минуты. За каждый вариант ответа команда получает 1 балл. Время на ответ каждой команде – не более 1 минуты. Не засчитываются ответы, не соответствующие теме, например, путевка за границу, поездка на море, подарок за покупку, не соответствующий цене предлагаемого товара/услуги и т.п. Выставляются баллы командам, даются комментарии к ответам учащихся, что они назвали правильно, а где ошиблись.
Подведем итоги. Кто у нас победил? Выставляются оценки командам. Можно только 5 победителям или от 5 до 2.
Этап 4. Постановка домашнего задания (до 2 минут).
Победители ликуют, но кто-то остался недовольным. Если вас не устраивает оценка, полученная на уроке, вы можете взять домашнее задание на количество баллов, которое вам не хватило до интересующей вас отметки. Желательно написать на доске (в презентации) заранее необходимое домашнее задание. Например, на оценку 3 найти интересные факты про деньги, на оценку 4 – проанализировать ошибки, которые допустила команда, оформить рекламу товара/услуги команды, на оценку 5 – подготовить сообщение «Где и как научиться предпринимательству», с которым выступить перед классом на следующем уроке (сообщение – не более чем 2-3 минуты).
Этап 5. Рефлексия урока (до 3 минут).
Капитаны команд оценивают работу своих команд – за что бы они похвалили свою команду, а за что – нет. Члены команды оценивают работу капитанов (за чтобы они им сказали спасибо).
Этап 6. Подведение итогов, выставление оценок (3 минуты).
Выставить пятерки, выставить желающим 4 и 3, остальным дать домашнее задание. Желающие из тех, кто получил оценку на уроке, тоже могут выполнить домашнее задание.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Методические рекомендации. 10-11 класс. Базовый уровень. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Симоненко В.Д. Технология. Базовый уровень. 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-граф, 2009.
http://www.bibliotekar.ru/dengi9.htm
http://uucyc.ru/riddles
http://www.money-gain.ru/moneyhistory.htm
Елена Кравчук http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-3122/
http://kratko-po-faktu.ru/biznes-i-finansy/411-interesnye-fakty-o-dengah.html
doc4web.ru
Урок экономики «Предпринимательство» (10 класс)
ТЕМА. Предпринимательство
Цели: Формулировать основные понятия предпринимательства; выделяет значимость предпринимательства для экономики в целом, развитие логического мышления, расширение кругозора, систематизация знаний, формирование умения работы с дополнительными источниками информации, развить навыки общения, формирование умения работы в парах и группах.
1. Организационный момент.
Предпринимательство стало естественной составной частью российской экономики. Изучая основы предпринимательства, вы должны не только разобраться в том, как устроен мир предпринимательства, но и научиться, успешно действовать в этом мире. Успех в области бизнеса зависит от множества факторов. Одним из непременных условий достижения высокой результативности в бизнесе является получение необходимых знаний о формах и методах ведения предпринимательского дела. Эпиграфом к нашему уроку стали слова незнакомого автора: «Заниматься бизнесом – то же самое, что ехать на велосипеде: либо вы движетесь, либо падаете». Итак, тема урока «Бизнес и предпринимательство»
2.Мотивация
(подготовка к восприятию, актуализация прежних знаний).
1.Что такое предпринимательство?
2. Какие пути и средства обогащения предпринимателя являются нелегальными?
3. Вы хотели бы стать предпринимателем?
4. Каким видом деятельности вы хотели бы заняться?
5. Зачем люди занимаются бизнесом?
Это лишь часть вопросов, на которые мы попытаемся сегодня и в дальнейшем дать ответ.
Бизнес и предпринимательство – это реалии современной экономики, которые окружают нас повсюду, являясь частью нашей жизни. И поэтому совершенно очевидна актуальность данной темы, её значимость для нас с вами. Для многих из вас это будет делом вашей жизни. Многие, кто сидел за этими партами за 6 — 7 лет до вас открыли свои магазины, строительные фирмы, адвокатские конторы, парикмахерские. И мы не имели тогда возможности обсуждать эти вопросы, их учила сама жизнь. Вы находитесь в более выгодных условиях, ещё на школьной скамье вы можете готовить себя к столь непростому делу.
3.Восприятие нового материала.
В обширной зарубежной, да и отечественной литературе существует множество определений, характеризующих предпринимательство и бизнес. Попробуйте самостоятельно сформулировать определение этим терминам (на доске зафиксированы термины).
Учащиеся высказывают свое мнения и пытаются сформулировать определение:
Среди предложенных словарей и справочников попытайтесь найти определения следующим терминам.
(делятся на группы (пары) и пытаются подобрать определения представленным терминам с помощью специализированной литературы.)
Итак, сформулируйте определения заданным терминам.
Группа 1: Гражданский кодекс РФ: «Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнении работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве или в установленном законом порядке…»
Группа 2: Словарь В. Даля: «Предприниматель – предприимчивый торговец, способный к предприятиям, крупным оборотам, смелый и решительный, отважный на дела этого рода человека»
Группа 3: Современный экономический словарь: «Бизнесмен – это человек, который затрачивает необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение от достигнутого».
Группа 4: Учебник: «Бизнес – это деятельность, связанная с производством товаров и услуг и осуществляемая собственниками капитала с целью получения прибыли или других форм доходов»
Группа 5: Экономический словарь: «Предпринимательство – это инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Предпринимательство преследует также цель повышения имиджа, статуса предпринимателя».
Все определения данных терминов верные, попробуйте найти в них общие черты понятия «предпринимательство».
Таким образом, под предпринимательством мы будем понимать:
Предпринимательство – это инициативная, самостоятельная, связанная с риском, ответственностью и новаторством деятельность по производству товаров и услуг, осуществляемую собственниками капитала, получателями кредита и арендаторами с целью создания прибыли.
Бизнес – это деятельность, связанная с производством товаров и услуг и осуществляемая собственниками капитала с целью получения прибыли;
Учитель: Легко понять, что бизнес можно успешно делать, только обладая предприимчивостью, а предприимчивость проявляет себя только через бизнес. Предприимчивость как особый талант и бизнес как дело составляют содержание предпринимательства. Однако одной предприимчивости мало для того, чтобы предприниматель функционировал успешно. Какие, на ваш взгляд, условия необходимы для развития предпринимательства.
Учащиеся высказывают мнения:
Совершенно верно, и все ваши высказывания можно представить в виде схемы
( фиксируют схему в тетрадь.)
Каковы задачи предпринимательства на сегодняшний момент? (учитель ответы учащихся фиксирует на доске в виде схемы)
В бизнес стремятся многие, но удержаться удается не всем предпринимателям. Статистические данные печальны. Ежегодно в РФ образуется около 1 млн. новых фирм и примерно столько же объявляют себя банкротами. Удерживаются и имеют шансы на дальнейшее развитие, лишь две-три тысячи. Но эта статистика не останавливает новых предпринимателей. Как вы думаете, почему люди стремятся стать предпринимателями, почему многих не страшит неизвестность и какие причины могут толкнуть людей стать предпринимателями?
4. Закрепление материала.
Используя полученные знания, ответить на тестовые задания
Учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы. ( взаимопроверка)
5. Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов).
Итак, подводя итоги, можем ли мы ответить на вопросы, поставленные в начале нашего урока? Появилось ли у Вас желание стать предпринимателем? Что Вам не хватает для занятия предпринимательской деятельностью? С какими новыми понятиями Вы познакомились? В каких вопросах расширили знания?
6. Домашнее задание.
Вопрос: Знаете ли вы фамилии современных российских предпринимателей, чья деятельность способствует улучшению экономики России? (подготовить о них сообщение).
infourok.ru
Конспект урока + презентация по основам предпринимательства в 10 классе «Качества личности предпринимателя»
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
села Свищёвки Белинского района Пензенской области
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОСНОВАМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В 10 КЛАССЕ
Учитель ОП Павлова О.В.
Качества личности предпринимательства
Цель: исследовать качества личности предпринимательства
Задачи:
Образовательные — совместно найти ответы на проблемные вопросы: кто такие предприниматели, какие качества личности необходимы предпринимателю; зачем создаются фирмы, каковы основные формы организации бизнеса.
Развивающие — развивать познавательные и творческие способности учащихся, совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся при сопоставлении фактов, анализе и обобщении данных. Путём организации групповой деятельности научить учащихся доказывать собственные и опровергать ошибочные мнения оппонентов, ставить и разрешать проблемы. Способствовать созданию собственных образовательных исследовательских продуктов.
Воспитательные — продолжить формирование коммуникативных и организаторских умений учащихся, умений работать в коллективе, взаимодействовать как с учителем, так и со сверстниками; воспитывать культуру диалога и обмена мнениями; воспитывать культуру эмоций.
Тип урока:
Класс: 10 класс
Оборудование: презентация, кейс, карточки с заданием.
Ход урока
Эпиграф урока:
«Бизнес – это игра, величайшая игра в мире – если вы
знаете, как в неё играть».
Дж. Уотсон
Организационный момент
Психологический настрой «Все в твоих руках».
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
2. Мотивационный этап
Дж. Уотсон когда-то сказал: «Бизнес – это игра, величайшая игра в мире – если вы
знаете, как в неё играть».
— А кто же участники этой игры? (Предприниматели)
— Бесспорно, главная роль здесь отводится предпринимателям.
Предпринимательская деятельность была и остается привлекательной для молодежи, поскольку ассоциируется с экономической свободой, возможностью самостоятельно принимать деловые решения, достичь личностного успеха и материального благосостояния. Однако на предпринимателя нельзя выучиться в вузе, и нет такой специальности – «успешный бизнесмен». Любой ли человек может достичь успеха в предпринимательской деятельности? (Нет)
-Почему? (Человек должен обладать определёнными качествами)
— Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока… (формулировка темы)
— Какие цели мы поставим перед собой? (формулировка целей)
— Давайте все вместе попробуем дать ответы на эти вопросы. Тем более что это цель
нашего урока.
3. Проверка домашнего задания.
— Ребята, назовите предпринимателей нашего села и проживающих на территории Балкашинской администрации.
— Что вы можете рассказать о их деятельности?
— Как вы думаете, стали ли они успешными?
— Что помогло добиться успеха?
4. Информационно-деятельностный этап.
— Мы с вами имели возможность познакомиться с хозяйственной деятельностью предпринимателей нашего села. Мы видим, что любой бизнес начинается с идеи. Люди выбирают вид деятельности, который нужен, будет востребован и только тогда он принесёт прибыль и хозяйственная деятельность будет успешна. Но совершенно очевидно, что одной идеи недостаточно. Люди должны обладать определёнными качествами. Что же это за качества?
— Кого называют предпринимателем? Дайте определение. (Предприниматель – экономический субъект, деятельность которого придаёт рыночной экономике динамичность; человек, пытающийся на свой страх и риск, стремясь к собственной выгоде, удовлетворить новые платёжеспособные общественные потребности.)
а) Работа с новым определением:
«Предприниматель — это руководитель, занимающийся хозяйственной деятельностью, ориентированной на рынок, имеющий право и возможность принимать решения и стремящийся максимизировать свой доход, идущий на удовлетворение его личных потребностей и позволяющий развивать хозяйственную деятельность».
Задание 1. Из данного определения выделите черты личности предпринимателя.
Успеха в бизнесе обычно добиваются те, кто одержим идеей, уверен в себе, способен подобрать нужную команду, коммуникабелен.
Современному предпринимателю присущи следующие черты:
— целеустремлённость
— безграничная вера в свой продукт или вид услуг
— постоянное стремление к реальным делам
— изобретательность
— упорство и настойчивость в достижении поставленной цели
— нацеленность на успех и получение прибыли
— понимание своих сильных и слабых сторон
— готовность начать всё с самого начала
— аналитический склад ума
— полная уверенность своим бизнесом
— способность своим примером увлечь за собой других
— желание всё сделать самому
— практичность
— внимание к деталям и незначительным нюансам в бизнесе
— стремление постоянно развивать своё дело
— понимание того, что главная роль в бизнесе всегда принадлежит потребителю
— готовность пойти на риск
— отсутствие страха перед трудностями
— желание хоть в чём-то быть впереди других.
Среди разнообразных личностных качеств можно выделить пять наиболее важных:
Самостоятельность
Амбициозность
Настойчивость
Трудолюбие
Стойкость
б) Психогимнастика «Птенец» (с элементами дыхательной гимнастики)
Чтобы обладать устойчивой психикой, крепкой выдержкой умением держать себя в любой ситуации не показывать своих эмоций, предприниматель должен заниматься психогимнастикой.
Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно по одному пальцу сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, своим ровным спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту сердца и дыхание.
А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он ещё прилетит к вам!
в) Решение проблемы. Первичное закрепление. Практическое задание (работа с кейсом).
Вам предлагается отрывок из произведения де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Прочитайте его и ответьте на вопросы. Выстраивайте логику ответа. Не забывайте, ответ должен быть аргументированным. Используйте текст.
КЕЙС. Отрывок из произведения А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Во время своего путешествия Маленький принц попал на планету, которая принадлежала «деловому человеку».
Деловой человек был очень занят. Он считал звезды. С неохотой, оторвавшись от этого занятия, он ответил на вопросы Маленького принца. Вот какой разговор состоялся между ними:
— Пятьсот миллионов звезд? И что же ты с ними делаешь?
— Пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать одна. Я человек серьезный, я люблю точность.
— Так что же ты делаешь со всеми этими звездами?
— Что делаю? — Да.
— Ничего не делаю. Я ими владею.
— Владеешь звездами? — Да.
— Но я уже видел короля, который…
— Короли ничем не владеют. Они только царствуют. Это совсем другое дело.
— А для чего тебе владеть звездами?
— Чтобы быть богатым.
— А для чего быть богатым?
— Чтобы покупать новые звезды, если их кто-нибудь откроет.
«Он рассуждает почти как тот пьяница», — подумал Маленький принц.
И стал спрашивать дальше:
— А как можно владеть звездами?
— Звезды чьи? — ворчливо спросил делец.
— Не знаю. Ничьи.
— Значит, мои, потому что я первый до этого додумался.
— И этого довольно?
— Ну конечно. Если ты найдешь алмаз, у которого нет хозяина, он твой. Если тебе первому придет в голову какая-нибудь идея, ты берешь на нее патент: она твоя. Я владею звездами, потому что до меня никто не догадался ими владеть.
— Вот это верно, — сказал Маленький принц. — И что же ты с ними делаешь?
— Распоряжаюсь ими, — ответил делец. — Считаю их и пересчитываю. Это очень трудно. Но я человек серьезный.
Однако Маленькому принцу этого было мало.
— Если у меня есть шелковый платок, я могу повязать его вокруг шеи и унести с собой, — сказал он. — Если у меня есть цветок, я могу его сорвать и унести с собой. А ты ведь не можешь забрать звезды!
— Нет, но я могу положить их в банк.
— Как это?
— А так: пишу на бумажке, сколько у меня звезд. Потом кладу эту бумажку в ящик и запираю его на ключ.
— И все?
— Этого довольно.
«Забавно», — подумал Маленький принц. — И даже поэтично. Но не так уж это серьезно».
Что серьезно, а что несерьезно, — это Маленький принц понимал по-своему, совсем не так, как взрослые.
— У меня есть цветок, — сказал он, — и я каждое утро его поливаю. У меня есть три вулкана, я каждую неделю их прочищаю. Все три прочищаю, и потухший тоже. Мало ли что может случиться. И моим вулканам, и моему цветку полезно, что я ими владею. А звездам от тебя нет никакой пользы…
Деловой человек открыл, было, рот, но так и не нашелся, что ответить, и Маленький принц отправился дальше.
Вопросы (общие для всех групп):
• Можно ли делового человека — героя произведения назвать работником; предпринимателем? Приведите аргументы из текста.
• Составьте портрет современного предпринимателя.
Вывод: Набор определённых качеств, которыми обладает предприниматель, относят к предпринимательской способности.
Предпринимательская способность – это способность рисковать, принимать решения и зарабатывать деньги.
г) Без веры в успех и готовности ради своей цели поставить на карту всё и идти до конца, нечего и думать о создании своего дела. Успеха добиваются те, кто одержим идеей, уверен в себе, настойчив, трудолюбив, самостоятелен.
Давайте проверим, а вы можете быть предпринимателем, обладаете ли вы набором таких качеств, которые в сумме дают предпринимательскую способность.
Тест «На определение способностей к предпринимательской деятельности»
Цель: развитие личностного интереса к предпринимательству.
1. Умеете ли вы доводить начатое дело до конца, несмотря на возникающие трудности?
2. Умеете ли вы настоять на принятом решении, или вас можно легко переубедить?
3. Любите ли вы брать на себя ответственность, руководить?
4. Пользуетесь ли вы уважением, доверием товарищей?
5. Вы вполне здоровы?
6. Готовы ли вы трудиться от зари до зари, не получая немедленной отдачи?
7. Любите ли вы общаться и работать с людьми?
8. Умеете ли вы убеждать других в правильности избранного пути?
9. Есть ли у вас хоть малейший опыт работы в той области, в которой вы хотите начать собственное дело?
10. Знакомы ли вы хоть немного с действующими правилами налогообложения, калькуляции заработной платы, ведения бухгалтерского учета?
11. Можете ли вы заговорить на улице с незнакомым человеком?
12. Считаете ли вы хитрость полезным качеством?
13. Завидуете ли вы успеху ваших знакомых?
14. Есть ли у вас на примете помещение, которое можно арендовать?
15. Обращаетесь ли вы на «Вы» к вашим старшим по возрасту родственникам?
16. Переживаете ли вы, если вас обсчитали в магазине?
17. Есть ли у вас возможность привлечь родных и знакомых к финансированию создаваемого вами предприятия?
18. Способны ли вы, например, на вокзале доверить на время чемодан совершенно незнакомому человеку?
19. Есть ли у вас на примете толковые специалисты, обладающие опытом и знаниями, которых вам не хватает?
20. Уверены ли вы в том, что иметь собственное дело – это главная ваша мечта?
— Каждый положительный ответ дает вам одно очко. Подсчитайте сумму очков.
Результат: если сумма набранных вами очков равна 17 и более, вы имеете все необходимые качества, чтобы стать предпринимателем. Ваши целеустремленность, энергия и вера в успех помогут реализовать любую стоящую идею — главное, чтобы идея действительно того заслуживала.
Вы набрали от 13 до 17 очков. Ваши шансы на успех в качестве предпринимателя не столь очевидны. Тем не менее, вы можете стать удачливым предпринимателем.
Если у вас менее 13 очков, из вас вряд ли выйдет хороший предприниматель. Постарайтесь набраться опыта и, прежде чем встать на путь свободного предпринимательства, еще и еще раз сопоставьте свои интересы, желания и возможности.
— Будем надеяться, что исходя из полученных результатов анкетирования, примера родителей кто-нибудь из вас в будущем выберет для себя эту сложную и благодарную работу.
5. Задание на дом.
Составить таблицу. Обязательные качества предпринимателя и нежелательные качества предпринимателя.
цель: развитие логики, с опорой на аналог.
Обязательные качества предпринимателя
Нежелательные качества предпринимателя
1
2
3
4
1
2
3
4
6. Рефлексия «Все в твоих руках».
Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
— Большой – для меня было важным и интересным…
— Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
— Средний – мне было трудно (мне не понравилось).
— Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
— Мизинец – для меня было недостаточно…
Продолжите фразу «Уходя с урока, я хочу сказать …………..»
www.metod-kopilka.ru