Журова педагогическая диагностика 1 класс – Педагогическая диагностика ( 1 класс)
Методическая разработка (1 класс) по теме: Педагогическая диагностика учащихся 1 класса
Диагностическое обследование первоклассников за 1 полугодие
Русский язык
Задание 1
Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.
Инструкция: «Посмотрите на эти картинки. (Это ящик, пила, лист, лампа, гиря). Назовите каждую картинку и , если в её названии есть звук [а], поставьте около неё галочку». Например, нарисован шар. Я медленно произношу слово «шар» и слушаю, есть ли там звук «а», значит около этого рисунка я ставлю галочку (показ)».
Оценка выполнения:
0 баллов – задание не выполнено.
1 балл – наличие ошибок (более одной).
2 балла – звук [а] выделен в разных позициях, но в одном случае (в слове «ящик» или «гиря») звук не был указан.
3 балла – правильное выполнение задания (отмечены все рисунки, кроме листа)
Задание 2
Цель: выявить умение проводить звуковой анализ слова с определением качества звуков в слове (гласные, твёрдые и мягкие согласные).
Инструкция: «Проведите звуковой анализ слова «вишня». Покажите, какие в нём звуки: гласные отметьте красным цветом, твёрдые согласные – синим, а мягкие согласные – зелёным».
Оценка выполнения:
0 баллов – задание не выполнено.
1 балл – наличие двух ошибок.
2 балла – наличие одной ошибки.
3 балла – правильное выполнение задания.
Задание 3
Цель: умение найти в слове заданный звук.
Инструкция: «Найдите и отметьте галочкой (крестиком) среди своих рисунков те, в названиях которых есть звук, с которого начинается слово «вишня». Сначала подумайте, какой это звук, назовите его, потом начинайте работать.
Оценка выполнения:
0 баллов – задание не выполнено.
1 балл – наличие двух ошибок.
2 балла – наличие одной ошибки.
3 балла – правильное выполнение задания.
Задание 4
Цель: выявить умение сопоставлять слова по звуковому составу.
Инструкция: «Рассмотрите внимательно пары картинок: кит-кот, стол-стул, палка-полка, белка-булка. Самостоятельно назовите каждую из картинок и отметьте на схеме только те звуки, которыми эти слова различаются»
Оценка выполнения:
0 баллов – задание не выполнено.
1 балл – допущено более одной ошибки.
2 балла – наличие одной ошибки (не отмечены первые звуки в первой или в четвёртой паре)
3 балла – правильное выполнение задания.
Задание 5
Цель: выявить умение соотносить слово с его слогоударной схемой.
Инструкция: «Посмотрите на эти картинки, между ними изображены слоговые схемы. Назовите каждую картинку, определите, сколько слогов в каждом слове, какой слог ударный, и соедините картинку с соответствующёй слоговой схемой. Будьте внимательны, проверяйте не только количество слогов, но и ударный слог».
Оценка выполнения:
0 баллов – задание не выполнено.
1 балл – наличие двух ошибок.
2 балла – наличие одной ошибки.
3 балла – правильное выполнение задания.
Задание 6
Цель: выяснить значение позиционного принципа русского письма – умение поставить гласную букву после твёрдого или мягкого согласного.
Инструкция: «Вы видите схемы, в которых записаны только гласные буквы. Какие же согласные звуки могут стоять перед этими буквами – твёрдые или мягкие? Подумайте и ту клеточку, где стоит знак вопроса, закрасьте синим или зелёным карандашом».
Оценка выполнения:
0 баллов – задание не выполнено.
1 балл – допущено более одной ошибки.
2 балла – допущена одна ошибка.
3 балла – правильное выполнение задания.
Математика
Задание 1
Цель: выявить пространственные представления учащихся; умение изобразить «точно такую же фигуру».
Инструкция: «Задание будете выполнять на клетчатой части листа. Найдите на своих листах рисунок бабочки. Справа от него расположена точка. Начните с этой точки и нарисуйте точно такую же бабочку».
Оценка выполнения:
0 баллов – задание не выполнено или изображена какая-то замкнутая линия.
1 балл – нарисована бабочка, но её размеры существенно отличаются от заданных, допущены ошибки в изображении отдельных элементов.
2 балла – нарисована бабочка, допущены неточности в изображении, есть ошибки в подсчёте клеток.
3 балла – задание выполнено верно.
Задание 2
Цель: выявить умение находить заданную фигуру в фигурах сложной конфигурации.
Инструкция: «Найдите на своих листах этот рисунок (учитель показывает место для выполнения задания). Рассмотрите многоугольник. Справа на рисунке раскрасьте красным карандашом такие же по форме и по расположению многоугольники, как и многоугольник слева».
Оценка выполнения:
0 баллов – не приступил к выполнению задания.
1 балл – задание выполнено частично (найдён только один многоугольник) или ребёнок не нашёл данный многоугольник, увидел какую-то другую фигуру и закрасил или обозначил её контур.
2 балла – найдены и закрашены не все многоугольники.
3 балла – задание выполнено верно.
Задание 3
Цель: выявить умение выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания в соответствии с правильным пониманием текста задачи; умение перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, треугольников).
Инструкция: «Здесь вы будете выполнять задание 3 (учитель показывает место выполнения задания). Посмотрите на свои листы. Послушайте задание.
- Было 7 чашек. В две налили сок, а в остальные — молоко. Сколько чашек с молоком? Нарисуйте столько кругов, сколько чашек с молоком. (Текс задачи можно повторить).
- В вазе 3 яблока и столько же груш. Сколько фруктов в вазе? Нарисуйте столько треугольников, сколько фруктов в вазе.
Оценка выполнения:
0 баллов – есть попытка решить одну задачу, но число кругов или треугольников неверно.
2 балла – одна задача выполнена верно, есть попытка решить вторую задачу, но число кругов или треугольников неверно.
3 балла – задание выполнено верно.
Задание 4
Цель: выявить умение проводить классификацию множества предметов и выделять признак, по которому произведена классификация.
Инструкция: «Рассмотрите рисунок (указывается рисунок к заданию). Эти игрушки нужно разложить на две полочки. Как бы вы это сделали? Подчеркните красным карандашом игрушки, которые вы положили бы на одну полочку, а синим – игрушки, которые вы положили бы на другую полочку».
Оценка выполнения:
0 баллов – не приступил к выполнению задания.
1 балл – не все предметы подчёркнуты, но есть попытки провести классификацию.
2 балла – классификация проведена, но признак связан с местоположением или количеством предметов.
3 балла – задание выполнено верно.
Задание 5
Цель: выявить умение сравнивать множества по числу элементов, используя способ сравнения двух множеств (умение составлять пары «круг-треугольник»).
Инструкция: «Найдите на листке рисунок, на котором изображены круги и треугольники. Чего больше: кругов или треугольников? Если кругов, то нарисуйте рядом ещё один круг. Если треугольников, то нарисуйте ещё один треугольник».
Оценка выполнения:
0 баллов – не приступил к выполнению задания.
1 балл – сравнение проведено неверно.
2 балла – пары «круг-треугольник» составлены, но не дорисованы ни круг, ни треугольник.
3 балла – задание выполнено верно.
Задание 6
Цель: выявить умение анализировать условие предложенной задачи, кроме того, выясняется умение ориентироваться на заданной плоскости (левый верхний угол, правый нижний и т.п.)
Инструкция: «Здесь вы будете выполнять следующие задания (указывается рамочка – место для выполнения заданий). Послушайте первое задание: «В семье четверо детей. Сестёр в этой семье столько же, сколько братьев. Сколько сестёр? Нарисуйте в левом верхнем углу рамочки столько кругов, сколько сестёр в этой семье»
Послушайте следующее задание «У Юры 3 кубика, а у Серёжи 2 кубика. На столе есть коробка, в которую умещается 4 кубика. Смогут ли мальчики уложить в эту коробку все свои кубики? Если смогут – поставь «+», если не смогут – поставь «-» в правом нижнем углу».
Оценка выполнения:
0 баллов – не приступил к выполнению задания.
1 балл – есть попытка решить одну задачу.
2 балла – есть попытка решить обе задачи, но число кругов или знаки в одной из задач поставлены неверно.
3 балла – задание выполнено верно.
nsportal.ru
Русский язык. Математика. 1 класс. Педагогическая диагностика, Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова, Е. Э. Кочурова
Автор: Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова, Е. Э. Кочурова
Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2
Страниц:
Год издания: 2016
Язык: Русский
Предлагаемая система диагностических работ позволит определить уровень сформированности предметных знаний и умений по русскому языку и математике, а также универсальных учебных действий; отследить динамику индивидуального продвижения учащегося. Результаты диагностики послужат основой для принятия обоснованных педагогических решений о дальнейшем ходе обучения.Комплект бланков позволяет в течение учебного года провести три диагностические работы в классе из 28 учащихся.
Отзывы
Марина, Барнаул, 19.07.2017Искала сайт с хорошими для чтения книгами, чтобы при этом можно было их бесплатно скачать. В поисковике одним из первых был именно этот сайт. По-моему очень удобный сайт и большой выбор литературы на любой вкус))) Буду и дальше им пользоваться.
Те, кто смотрел эту страницу, также интересовались:
Часто задаваемые вопросы
1. Какой формат книги выбрать: PDF, EPUB или FB2?
Тут все зависит от ваших личных предпочтений. На сегодняшний день, каждый из этих типов книг можно открыть как
на компьютере, так и на смартфоне или планшете. Все скачанные с нашего сайта книги будут одинаково открываться
и выглядеть в любом из этих форматов. Если не знаете что выбрать, то для чтения на компьютере выбирайте PDF,
а для смартфона — EPUB.
2. Можно ли книги с вашего сайта читать на смартфоне?
Да. Как для iOS, так и для Android есть много удобных программ для чтения книг.
3. В какой программе открыть файл PDF?
Для открытия файла PDF Вы можете воспользоваться бесплатной программой Acrobat Reader. Она доступна для скачивания на сайте adobe.com
craterbook.xyz
Учебно-методический материал (1 класс) по теме: Бланки и инструкции диагностического обследования учащихся 1 класса
Третье диагностическое обследование
(в конце учебного года)
Содержание инструкций и заданий, предлагаемых для групповой работы
Математика.
Задание 1
Цель: Выявить умение анализировать условие предложенной задачи, включающей отрицание; умение найти оба способа решения.
Инструкция: «Здесь вы будете выполнять первое задание. (Учитель держит в руках лист с заданиями и показывает всему классу верхнюю часть листа, где надо будет выполнять первое задание). Посмотрите на свои листы. Найдите имена девочек. Послушайте задание».
В вазе лежат яблоко, груша и апельсин. (Учитель схематически изображает на доске яблоко, грушу и апельсин). Катя, Маша и Наташа могут взять из вазы только по одному фрукту. Катя выбрала не яблоко и не апельсин. Какие фрукты могут оказаться у других девочек? Дорисуйте их. Попробуйте выполнить задание двумя способами.
Оценка выполнения задания:
0 баллов – нет ответа.
1 балл — определено, какой фрукт у Кати: рядом с именем «Катя» нарисована груша.
2 балла – верно указан один из способов решения (например, у Кати – груша, у Маши – апельсин, у Наташи – яблоко), есть попытка выполнить вторым способом, (у Кати – груша, у Маши – яблоко, у Наташи – апельсин), но работа не завершена.
3 балла – найдены правильно два способа решения задачи.
Задание 2
Цель: Выявить умение находить заданную фигуру в фигурах сложной конфигурации.
Инструкция: «Найдите на своих листах этот рисунок. (Учитель показывает место для выполнения задания №2). Рассмотрите многоугольник. Справа на рисунке раскрасьте синим карандашом такие же по форме и по расположению многоугольники, как и многоугольник слева»
Оценка выполнения задания:
0 баллов – не приступил к выполнению задания.
1 балл – задание выполнено частично (найден только один многоугольник) или ребёнок не нашёл нужный многоугольник, увидел какую-то другую фигуру и закрасил или обозначил её контур.
2 балла — найдены и закрашены не все многоугольники.
3 балла — правильно найдены и закрашены все 6 многоугольников (или выделены их контуры).
Задание 3
Цель: Выявить умение ориентироваться на плоскости.
Инструкция: «Это задание будете выполнять на клетчатой части листа бумаги» (указывается место для выполнения задания). «Найдите на своих листах клеточку, закрашенную в чёрный цвет.
1) Возьмите зелёный карандаш, отсчитайте от чёрной клеточки влево 4 клеточки и пятую закрасьте зелёным карандашом.
2) Возьмите красный карандаш, от зелёной клеточки отступите вниз 6 клеток и седьмую закрасьте красным карандашом.
3) Возьмите синий карандаш и клеточку, расположенную рядом с красной, но правее её закрасьте синим карандашом.
4) Возьмите жёлтый карандаш, отсчитайте от синей клеточки вверх 3 клеточки и четвёртую закрасьте жёлтым карандашом.
Оценка выполнения задания:
0 баллов – не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствуют условию.
1 балл – выполнен верно только один пункт задания, допущены ошибки в направлении. пересчёте клеток, начале отсчёта.
2 балла – выполнено верно два или три пункта задания.
3 балла – все пункты задания выполнены верно.
Задание 4.
Цель: выявить уровень развития геометрической наблюдательности (зоркости).
Инструкция: «Здесь вы будете выполнять следующее задание (указывается рамочка – место для выполнения задания № 4). «Найдите на своих листах рамочку с цифрой 4. Здесь нарисован многоугольник. Сколько треугольников вы видите на этом рисунке? Запишите в кружке свой ответ.»
Оценка выполнения задания:
0 баллов – нет ответа.
1 балл – найден один, два или три треугольника.
2 балла – найдено четыре треугольника.
3 балла – найдены все пять треугольников.
Задание 5
Цель: выявить умение анализировать условие предложенной задачи.
Инструкция: «Здесь вы будете выполнять следующее задание (указывается рамочка с цифрой 5 для выполнения задания). Запишите в рамочке с цифрой 5 ответ на вопрос задачи: «Я старше сестры на 5 лет. Мне 7 лет. Сколько лет сестре?»
Оценка выполнения задания:
0 баллов – нет ответа.
1 балл – дан ответ «12 лет», недостаточно сформировано представление об отношении, обратном отношению «старше», допущена ошибка в выборе действия.
2 балла – даны ответы «3» или «4 года», допущены ошибки в подсчёте.
3 балла – задача решена верно : 2 года.
Задание 6
Цель: выявить умение правильно представить условие задачи и перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов.
Инструкция: «Найдите на своих листах рамочку с цифрой 6. Здесь вы будете выполнять следующее задание. Послушайте задачу: «На уроке физкультуры друг за другом бегут 10 учеников. Саша бежит третьим. А Дима – девятым. Сколько ребят бегут между ними?».
Оценка выполнения задания:
0 баллов – задание выполнено неверно: ответ не связан с условием задачи или получен с помощью вычитания: 9 — 3 = 6.
1 балл – есть попытка найти решение задачи, используя способ моделирования условия, но ответ не найден.
2 балла – решение выполнено с использованием моделирования условия задачи: нарисованы 10 кругов, отмечены третий и девятый круги, а круги, расположенные между ними, закрашены или обведены замкнутой линией, но числового ответа нет.
3 балла – задача решена верно: дан ответ « 5 ребят». Решение задачи может быть получено с использованием способа моделирования.
Задание 7
Цель: Выявить пространственные представления учащихся; выяснить умение ребёнка намечать план действия до начала выполнения задания, а также умение изобразить точно такую же фигуру при изменении её пространственного расположения.
Инструкция: «Посмотрите на вазочку у меня в руках. (Учитель показывает детям перевёрнутую вверх дном вазу для цветов (для демонстрации Вы можете использовать стакан для карандашей, чашку и т.п.)) В эту вазу сейчас я не могу поставить цветы. Что надо сделать с вазой, чтобы в неё можно было поставить цветы?» Найдите на своих листах рисунок к заданию № 7. ( Учитель показывает место для выполнения задания). В эту вазу нельзя положить конфеты. Справа по клеточкам нарисуйте вазу так, чтобы в неё можно было положить конфеты».
Для демонстрации Вы можете использовать стакан для карандашей, чашку и т.п.
Оценка выполнения задания:
0 баллов – есть попытка изобразить фигуру, но не схвачена общая форма фигуры.
1 балл –допущены ошибки в изображении нескольких элементов фигуры или изображена точно такая же ваза, как и слева, не изменено её пространственное расположение.
2 балла – допущена ошибка в изображении одного из элементов фигуры (верхняя часть, основание или средняя часть). Есть ошибки в подсчёте клеток.
3 балла – фигура изображена верно.
Задание 8
Цель: выявление способности правильно понимать высказывание, а также понимание терминов «внутри»и «вне».
Инструкция: «Посмотрите на этот чертёж» (указывается чертёж к заданию № 8). Найдите на своих листах треугольник, круг, квадрат.
1) Возьмите красный карандаш и отметьте точку, которая расположена внутри квадрата, но вне треугольника и круга.
2) Возьмите синий карандаш и отметьте точку, которая расположена внутри треугольника, но вне круга и квадрата.
3) Возьмите жёлтый карандаш и отметьте точку так, чтобы она была расположена внутри круга и квадрата, но вне треугольника.
4) Возьмите зелёный карандаш и отметьте точку, которая расположена внутри всех фигур.
Оценка выполнения задания:
0 баллов – поставлены две точки по одному и тому же пункту задания.
1 балл – выполнен верно только один пункт задания.
2 балла- выполнено верно два или три пункта задания.
3 балла – всё выполнено верно.
Задание 9
Цель: выявить умение анализировать условие задачи.
Инструкция: «Здесь вы будете выполнять следующее задание ( указывается место для выполнения задания № 9). «Из кубиков построили башню. Красный кубик поставили выше зелёного, но ниже синего. Раскрасьте соответствующими карандашами кубики на своём листе».
Оценка выполнения задания:
0 баллов – есть попытка выполнить задание, но все кубики закрашены неверно.
1 балл – условие задания выполнено частично: красный кубик расположен выше зелёного и выше синего.
2 балла – указано верно только расположение красного кубика (в центре «башни»).
3 балла – задание выполнено верно.
Задание 10
Цель: Выявить умение классифицировать, самостоятельно находить основание для классификации.
Инструкция: «Найдите на своих листах рамочку с числом 10. Здесь вы будете выполнять следующее задание (указывается место для выполнения задания № 10). Рассмотрите на своих листах буквы. Это множество букв надо разбить на части. Подумайте, как бы вы это сделали? Попробуйте сделать это двумя способами»
Оценка выполнения задания:
0 баллов – есть попытка выполнить задание, но буквы распределены неверно.
1 балл – в одном из способов верно записаны буквы одной части множества, например, ученик планировал записать гласные и согласные буквы, а написал на своём листе только гласные : а, у, е.
2 балла – выполнен верно один способ классификации.
3 балла – классификация произведена верно. Задание выполнено двумя способами.
Первый способ — гласные : а, у, е и согласные: В, с К, в.
Второй способ — заглавные : В, К и строчные : а, у, с, в, е.
При выполнении могут быть допущены ошибки в написании букв (в варианте: гласные – согласные вместо заглавной, написана строчная буква; буквы записаны печатным шрифтом и т.п.). Эти ошибки не влияют на общую оценку выполнения задания.
Русский язык
Задание 1
Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.
Инструкция: «Прочитайте слова в первом задании. Нужно отметить те слова, в которых все согласные звуки — мягкие. Например, если бы здесь было слово «день». Я медленно его произношу: «дееньнь». И слышу: первый звук — [дь] — мягкий согласный, второй звук — гласный, третий звук — [нь] — тоже мягкий согласный. Значит, около слова «день» нужно было бы поставить галочку — в этом слове все согласные звуки — мягкие. Так же тихонько читайте каждое слово, слушайте звуки и отмечайте только те слова, в которых все согласные звуки — мягкие».
Оценка выполнения:
0 баллов — допущены 3 ошибки.
1 балл — допущены 2 ошибки.
2 балла — допущена 1 ошибка.
3 балла — правильное выполнение задания.
Задание 2
Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.
Инструкция: «Прочитайте слова к заданию 2. Вы должны отметить те слова, в которых все согласные звуки — твердые». Например, в слове «дом» все согласные звуки — [д], [м] — твердые, значит, это слово нужно было бы отметить, поставить «+». (Учитель может дать эту инструкцию так же развернуто, как в задании 1.)
Оценка выполнения:
0 баллов — допущены 3 ошибки.
1 балл — допущены 2 ошибки.
2 балла — допущена 1 ошибка.
3 балла — правильное выполнение задания.
Задание 3
Цель: выявить степень овладения звуко-буквенным анализом и умение правильно воспринимать учебную задачу.
Инструкция: «Вам нужно отметить слова, в которых букв больше, чем звуков. (Учитель пишет на доске слово «конь».) Например, если бы здесь было слово «конь», я бы делала так: первый звук в слове «конь» — [к], второй звук — [о], третий — [нь]. В этом слове 3 звука, но 4 буквы, т. е. букв больше, чем звуков. Я ставлю «+» в квадратике около слова «конь». Так же разберите все слова и посчитайте, в каких словах букв больше, чем звуков».
Оценка выполнения:
0 баллов — задание не выполнено.
1 балл — одно слово отмечено правильно, а другое — ошибочно.
2 балла — отмечено одно слово.
3 балла — отмечены слова «день», «медведь».
Задание 4
Цель: выявить степень овладения звуко — буквенным анализом и умение правильно воспринимать учебную задачу.
Инструкция: «Вам нужно отметить слова, в которых звуков больше, чем букв. Давайте разберем слово «яма». (Учитель пишет на доске слово «яма».) В слове «яма» первый звук — [й], второй — [а], третий — [м], четвертый — [а]. Вы видите, в слове «яма» — 3 буквы, но 4 звука, т. е. звуков больше, чем букв, я ставлю «+» в квадратике около этого слова. Так же разберите все слова и посчитайте, в каких словах звуков больше, чем букв».
Оценка выполнения:
0 баллов — задание не выполнено.
1 балл — отмечено правильно одно слово, а другое — ошибочно.
2 балла — отмечены два слова.
3 балла — отмечены слова «юла», «ёжик», «змея».
Задание 5
Цель: выявить умение найти пару согласного звука по звонкости — глухости.
Инструкция: «Рассмотрите внимательно буквы верхнего и нижнего рядов. Подумайте, по какому признаку объединены эти буквы в пары, и в пустые клетки допишите пропущенные буквы. Будьте внимательны при выполнении задания».
Оценка выполнения:
0 баллов — задание не выполнено.
1 балл — допущено две и более ошибки.
2 балла — допущена одна ошибка.
3 балла — установлена закономерность и записаны все буквы.
Задание 6
Цель: выявить знание написания сочетаний «жи» — «ши».
Инструкция: «Прочитайте слова. Запишите рядом с каждым словом такое слово, которое обозначает много этих предметов».
Оценка выполнения:
0 баллов — задание не выполнено.
1 балл — допущено две и более ошибки в написании сочетаний «жи» — «ши».
2 балла — допущена одна ошибка.
3 балла — все слова записаны правильно.
Задание 7
Цель: выявить умение составлять предложение из слов и правильно его записывать.
Инструкция: «У каждого из вас на листочке написаны слова. Из них нужно составить предложение и записать его на пустой строке».
Оценка выполнения:
0 баллов — задание не выполнено.
1 балл — предложение составлено верно, но в записи допущены ошибки (не обозначена большая буква и точка в конце предложения).
2 балла — предложение составлено верно, но в записи допущена ошибка (например, предлог записан вместе со словом).
3 балла — предложение составлено и записано правильно.
nsportal.ru
1 класс. Диагностическое обследование
Третье диагностическое обследование
(в конце учебного года)
Содержание инструкций и заданий, предлагаемых для групповой работы
Математика.
Цель: Выявить умение анализировать условие предложенной задачи, включающей отрицание; умение найти оба способа решения.
Инструкция: «Здесь вы будете выполнять первое задание. (Учитель держит в руках лист с заданиями и показывает всему классу верхнюю часть листа, где надо будет выполнять первое задание). Посмотрите на свои листы. Найдите имена девочек. Послушайте задание».
В вазе лежат яблоко, груша и апельсин. (Учитель схематически изображает на доске яблоко, грушу и апельсин). Катя, Маша и Наташа могут взять из вазы только по одному фрукту. Катя выбрала не яблоко и не апельсин. Какие фрукты могут оказаться у других девочек? Дорисуйте их. Попробуйте выполнить задание двумя способами.
Оценка выполнения задания:
0 баллов – нет ответа.
1 балл — определено, какой фрукт у Кати: рядом с именем «Катя» нарисована груша.
2 балла – верно указан один из способов решения (например, у Кати – груша, у Маши – апельсин, у Наташи – яблоко), есть попытка выполнить вторым способом, (у Кати – груша, у Маши – яблоко, у Наташи – апельсин), но работа не завершена.
3 балла – найдены правильно два способа решения задачи.
Задание 2
Цель: Выявить умение находить заданную фигуру в фигурах сложной конфигурации.
Инструкция: «Найдите на своих листах этот рисунок. (Учитель показывает место для выполнения задания №2). Рассмотрите многоугольник. Справа на рисунке раскрасьте синим карандашом такие же по форме и по расположению многоугольники, как и многоугольник слева»
Оценка выполнения задания:
0 баллов – не приступил к выполнению задания.
1 балл – задание выполнено частично (найден только один многоугольник) или ребёнок не нашёл нужный многоугольник, увидел какую-то другую фигуру и закрасил или обозначил её контур.
2 балла — найдены и закрашены не все многоугольники.
3 балла — правильно найдены и закрашены все 6 многоугольников (или выделены их контуры).
Задание 3
Цель: Выявить умение ориентироваться на плоскости.
Инструкция: «Это задание будете выполнять на клетчатой части листа бумаги» (указывается место для выполнения задания). «Найдите на своих листах клеточку, закрашенную в чёрный цвет.
1) Возьмите зелёный карандаш, отсчитайте от чёрной клеточки влево 4 клеточки и пятую закрасьте зелёным карандашом.
2) Возьмите красный карандаш, от зелёной клеточки отступите вниз 6 клеток и седьмую закрасьте красным карандашом.
3) Возьмите синий карандаш и клеточку, расположенную рядом с красной, но правее её закрасьте синим карандашом.
4) Возьмите жёлтый карандаш, отсчитайте от синей клеточки вверх 3 клеточки и четвёртую закрасьте жёлтым карандашом.
Оценка выполнения задания:
0 баллов – не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствуют условию.
1 балл – выполнен верно только один пункт задания, допущены ошибки в направлении. пересчёте клеток, начале отсчёта.
2 балла – выполнено верно два или три пункта задания.
3 балла – все пункты задания выполнены верно.
Задание 4.
Цель: выявить уровень развития геометрической наблюдательности (зоркости).
Инструкция: «Здесь вы будете выполнять следующее задание (указывается рамочка – место для выполнения задания № 4). «Найдите на своих листах рамочку с цифрой 4. Здесь нарисован многоугольник. Сколько треугольников вы видите на этом рисунке? Запишите в кружке свой ответ.»
Оценка выполнения задания:
0 баллов – нет ответа.
1 балл – найден один, два или три треугольника.
2 балла – найдено четыре треугольника.
3 балла – найдены все пять треугольников.
Задание 5
Цель: выявить умение анализировать условие предложенной задачи.
Инструкция: «Здесь вы будете выполнять следующее задание (указывается рамочка с цифрой 5 для выполнения задания). Запишите в рамочке с цифрой 5 ответ на вопрос задачи: «Я старше сестры на 5 лет. Мне 7 лет. Сколько лет сестре?»
Оценка выполнения задания:
0 баллов – нет ответа.
1 балл – дан ответ «12 лет», недостаточно сформировано представление об отношении, обратном отношению «старше», допущена ошибка в выборе действия.
2 балла – даны ответы «3» или «4 года», допущены ошибки в подсчёте.
3 балла – задача решена верно : 2 года.
Задание 6
Цель: выявить умение правильно представить условие задачи и перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов.
Инструкция: «Найдите на своих листах рамочку с цифрой 6. Здесь вы будете выполнять следующее задание. Послушайте задачу: «На уроке физкультуры друг за другом бегут 10 учеников. Саша бежит третьим. А Дима – девятым. Сколько ребят бегут между ними?».
Оценка выполнения задания:
0 баллов – задание выполнено неверно: ответ не связан с условием задачи или получен с помощью вычитания: 9 — 3 = 6.
1 балл – есть попытка найти решение задачи, используя способ моделирования условия, но ответ не найден.
2 балла – решение выполнено с использованием моделирования условия задачи: нарисованы 10 кругов, отмечены третий и девятый круги, а круги, расположенные между ними, закрашены или обведены замкнутой линией, но числового ответа нет.
3 балла – задача решена верно: дан ответ « 5 ребят». Решение задачи может быть получено с использованием способа моделирования.
Задание 7
Цель: Выявить пространственные представления учащихся; выяснить умение ребёнка намечать план действия до начала выполнения задания, а также умение изобразить точно такую же фигуру при изменении её пространственного расположения.
Инструкция: «Посмотрите на вазочку у меня в руках. (Учитель показывает детям перевёрнутую вверх дном вазу для цветов (для демонстрации Вы можете использовать стакан для карандашей, чашку и т.п.)) В эту вазу сейчас я не могу поставить цветы. Что надо сделать с вазой, чтобы в неё можно было поставить цветы?» Найдите на своих листах рисунок к заданию № 7. ( Учитель показывает место для выполнения задания). В эту вазу нельзя положить конфеты. Справа по клеточкам нарисуйте вазу так, чтобы в неё можно было положить конфеты».
Для демонстрации Вы можете использовать стакан для карандашей, чашку и т.п.
Оценка выполнения задания:
0 баллов – есть попытка изобразить фигуру, но не схвачена общая форма фигуры.
1 балл –допущены ошибки в изображении нескольких элементов фигуры или изображена точно такая же ваза, как и слева, не изменено её пространственное расположение.
2 балла – допущена ошибка в изображении одного из элементов фигуры (верхняя часть, основание или средняя часть). Есть ошибки в подсчёте клеток.
3 балла – фигура изображена верно.
Задание 8
Цель: выявление способности правильно понимать высказывание, а также понимание терминов «внутри»и «вне».
Инструкция: «Посмотрите на этот чертёж» (указывается чертёж к заданию № 8). Найдите на своих листах треугольник, круг, квадрат.
1) Возьмите красный карандаш и отметьте точку, которая расположена внутри квадрата, но вне треугольника и круга.
2) Возьмите синий карандаш и отметьте точку, которая расположена внутри треугольника, но вне круга и квадрата.
3) Возьмите жёлтый карандаш и отметьте точку так, чтобы она была расположена внутри круга и квадрата, но вне треугольника.
4) Возьмите зелёный карандаш и отметьте точку, которая расположена внутри всех фигур.
Оценка выполнения задания:
0 баллов – поставлены две точки по одному и тому же пункту задания.
1 балл – выполнен верно только один пункт задания.
2 балла- выполнено верно два или три пункта задания.
3 балла – всё выполнено верно.
Задание 9
Цель: выявить умение анализировать условие задачи.
Инструкция: «Здесь вы будете выполнять следующее задание ( указывается место для выполнения задания № 9). «Из кубиков построили башню. Красный кубик поставили выше зелёного, но ниже синего. Раскрасьте соответствующими карандашами кубики на своём листе».
Оценка выполнения задания:
0 баллов – есть попытка выполнить задание, но все кубики закрашены неверно.
1 балл – условие задания выполнено частично: красный кубик расположен выше зелёного и выше синего.
2 балла – указано верно только расположение красного кубика (в центре «башни»).
3 балла – задание выполнено верно.
Задание 10
Цель: Выявить умение классифицировать, самостоятельно находить основание для классификации.
Инструкция: «Найдите на своих листах рамочку с числом 10. Здесь вы будете выполнять следующее задание (указывается место для выполнения задания № 10). Рассмотрите на своих листах буквы. Это множество букв надо разбить на части. Подумайте, как бы вы это сделали? Попробуйте сделать это двумя способами»
Оценка выполнения задания:
0 баллов – есть попытка выполнить задание, но буквы распределены неверно.
1 балл – в одном из способов верно записаны буквы одной части множества, например, ученик планировал записать гласные и согласные буквы, а написал на своём листе только гласные : а, у, е.
2 балла – выполнен верно один способ классификации.
3 балла – классификация произведена верно. Задание выполнено двумя способами.
Первый способ — гласные : а, у, е и согласные: В, с К, в.
Второй способ — заглавные : В, К и строчные : а, у, с, в, е.
При выполнении могут быть допущены ошибки в написании букв (в варианте: гласные – согласные вместо заглавной, написана строчная буква; буквы записаны печатным шрифтом и т.п.). Эти ошибки не влияют на общую оценку выполнения задания.
Русский язык
Задание 1
Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.
Инструкция: «Прочитайте слова в первом задании. Нужно отметить те слова, в которых все согласные звуки — мягкие. Например, если бы здесь было слово «день». Я медленно его произношу: «дееньнь». И слышу: первый звук — [дь] — мягкий согласный, второй звук — гласный, третий звук — [нь] — тоже мягкий согласный. Значит, около слова «день» нужно было бы поставить галочку — в этом слове все согласные звуки — мягкие. Так же тихонько читайте каждое слово, слушайте звуки и отмечайте только те слова, в которых все согласные звуки — мягкие».
Оценка выполнения:
0 баллов — допущены 3 ошибки.
1 балл — допущены 2 ошибки.
2 балла — допущена 1 ошибка.
3 балла — правильное выполнение задания.
Задание 2
Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.
Инструкция: «Прочитайте слова к заданию 2. Вы должны отметить те слова, в которых все согласные звуки — твердые». Например, в слове «дом» все согласные звуки — [д], [м] — твердые, значит, это слово нужно было бы отметить, поставить «+». (Учитель может дать эту инструкцию так же развернуто, как в задании 1.)
Оценка выполнения:
0 баллов — допущены 3 ошибки.
1 балл — допущены 2 ошибки.
2 балла — допущена 1 ошибка.
3 балла — правильное выполнение задания.
Задание 3
Цель: выявить степень овладения звуко-буквенным анализом и умение правильно воспринимать учебную задачу.
Инструкция: «Вам нужно отметить слова, в которых букв больше, чем звуков. (Учитель пишет на доске слово «конь».) Например, если бы здесь было слово «конь», я бы делала так: первый звук в слове «конь» — [к], второй звук — [о], третий — [нь]. В этом слове 3 звука, но 4 буквы, т. е. букв больше, чем звуков. Я ставлю «+» в квадратике около слова «конь». Так же разберите все слова и посчитайте, в каких словах букв больше, чем звуков».
Оценка выполнения:
0 баллов — задание не выполнено.
1 балл — одно слово отмечено правильно, а другое — ошибочно.
2 балла — отмечено одно слово.
3 балла — отмечены слова «день», «медведь».
Задание 4
Цель: выявить степень овладения звуко — буквенным анализом и умение правильно воспринимать учебную задачу.
Инструкция: «Вам нужно отметить слова, в которых звуков больше, чем букв. Давайте разберем слово «яма». (Учитель пишет на доске слово «яма».) В слове «яма» первый звук — [й], второй — [а], третий — [м], четвертый — [а]. Вы видите, в слове «яма» — 3 буквы, но 4 звука, т. е. звуков больше, чем букв, я ставлю «+» в квадратике около этого слова. Так же разберите все слова и посчитайте, в каких словах звуков больше, чем букв».
Оценка выполнения:
0 баллов — задание не выполнено.
1 балл — отмечено правильно одно слово, а другое — ошибочно.
2 балла — отмечены два слова.
3 балла — отмечены слова «юла», «ёжик», «змея».
Задание 5
Цель: выявить умение найти пару согласного звука по звонкости — глухости.
Инструкция: «Рассмотрите внимательно буквы верхнего и нижнего рядов. Подумайте, по какому признаку объединены эти буквы в пары, и в пустые клетки допишите пропущенные буквы. Будьте внимательны при выполнении задания».
Оценка выполнения:
0 баллов — задание не выполнено.
1 балл — допущено две и более ошибки.
2 балла — допущена одна ошибка.
3 балла — установлена закономерность и записаны все буквы.
Задание 6
Цель: выявить знание написания сочетаний «жи» — «ши».
Инструкция: «Прочитайте слова. Запишите рядом с каждым словом такое слово, которое обозначает много этих предметов».
Оценка выполнения:
0 баллов — задание не выполнено.
1 балл — допущено две и более ошибки в написании сочетаний «жи» — «ши».
2 балла — допущена одна ошибка.
3 балла — все слова записаны правильно.
Задание 7
Цель: выявить умение составлять предложение из слов и правильно его записывать.
Инструкция: «У каждого из вас на листочке написаны слова. Из них нужно составить предложение и записать его на пустой строке».
Оценка выполнения:
0 баллов — задание не выполнено.
1 балл — предложение составлено верно, но в записи допущены ошибки (не обозначена большая буква и точка в конце предложения).
2 балла — предложение составлено верно, но в записи допущена ошибка (например, предлог записан вместе со словом).
3 балла — предложение составлено и записано правильно.
infourok.ru
Учебно-методический материал (1 класс) на тему: Входная диагностика учащихся 1 класса.
Педагогическая диагностика учащихся 1 «В» класса была проведена 23.11.2015г. классным руководителем Ивченко Н.Н.
Диагностическая работа составлена в соответствии с ФГОС дошкольного образования (Приказ МО РФ № 655 от 23 ноября 2009 года).
Цель работы:
- Определить уровень стартовых возможностей учащихся 1 «В» класса.
- Выявить общие положительные и отрицательные тенденции готовности учащихся к обучению в 1 классе.
- Скорректировать методику преподавания учителя в соответствии с полученными результатами диагностической работы.
Содержание работы. Работа состоит из 10 заданий, которые выявляют уровень сформированности общих представлений об окружающем мире, математических представлений, развития фонематического слуха, содержания круга детского чтения, владения мелкой моторикой.
Задание № 1.
Цель выполнения задания: определить развитие мелкой моторики руки.
Задание № 2.
Цель: проверить уровень сформированности умения ориентироваться на листе бумаги; пространственных представлений «вправо», «влево», «вверх», «вниз».
Задание № 3.
Цель: определить сформированность умения считать, количественный и порядковый счет, отношений времени и пространства.
Задание № 4.
Цель: определить сформированность понятий «больше», «меньше», «ниже»; пространственных представлений; умение соотносить число и цифру.
Задание № 5.
Цель: определить сформированность умения слышать и слушать текст с голоса учителя; отбирать нужную информацию для выполнения задания.
Задание № 6.
Цель: определить круг чтения учащихся.
Задание № 7.
Цель: определить сформированность фонематического слуха на основе выделения нужного звука в словах.
Задание № 8.
Цель: выявить сформированность умения определять количество звуков в слове и соотносить с предметными картинками.
Задание № 9.
Цель: определить сформированность общих представлений об окружающем мире; соотносить животных и растения и продукты питания.
Задание № 10.
Цель: определить сформированность общих знаний об окружающем мире; соотносить название дерева с формой листа.
Результаты диагностики.
- Средний (максимальный) балл по классу.
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Итого |
Средний балл | 1,58 | 1,27 | 3,17 | 2,24 | 1,44 | 1,82 | 1,75 | 1,51 | 1,68 | 2,75 | 19,13 |
Максим. балл | 3 | 2 | 4 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 4 | 28 |
- Процент выполнения задания по классу.
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Итого |
% | 52,66 | 63,5 | 79,25 | 74,66 | 72 | 91 | 58,33 | 50,33 | 84 | 68,75 | 68,32 |
Вывод.
- Плохо развита мелкая моторика рук.
- Плохо сформировано умение ориентироваться на листе бумаги.
- Слабо сформирован фонематический слух.
- Не сформировано умение определять количество звуков в слове и соотносить с предметными картинками.
Данные выводы подтверждаются на практике в ежедневной работе с учащимися. Так как обследование проводилось не в начале учебного года как рекомендовано, а в ноябре существует определенная погрешность. Учащиеся уже получили определенные знания по учебным предметам.
Рекомендовано: увеличить количество упражнений, устраняющих недостатки, выявленные в ходе тестирования.
nsportal.ru
Книга «Педагогическая диагностика: 1 класс. Русский язык, математика. Комплект материалов. ФГОС» из жанра Дидактические материалы, практикумы
Педагогическая диагностика: 1 класс. Русский язык, математика. Комплект материалов. ФГОС
Автор: Журова Л.Е.
Жанр: Дидактические материалы, практикумы
Издательство: Вентана-Граф
Год: 2012
Формат:
PDF (5.60 МБ) Дата загрузки: 7 декабря 20142013-12-07 Скачать с нашего сайта
| |||
Аннотация Предлагаемая система диагностических работ позволит определить уровень сформированности предметных знаний и умений по русскому языку и математике, а также универсальных учебных действий; отследить динамику индивидуального продвижения учащегося. Результаты диагностики послужат основой для принятия обоснованных педагогических решений о дальнейшем ходе обучения. | |||
Комментарии
|
www.chitalkino.ru
Педагогическая диагностика в 1 классе.
Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В 1 классе
Учитель: Кияйкина Анжелика Викторовна
В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования. На первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достижения при этом высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация этих целей невозможна без точного знания учителем интеллектуальных и личностных особенностей каждого ученика. Введение новых образовательных стандартов позволяет ввести новые формы педагогической диагностики, которая контролирует ход и темп психологического развития каждого школьника, выявляет его индивидуальные особенности и потенциальные возможности, устанавливает особенности учащихся и тем самым научно-обоснованно и эффективно управляет учебно-воспитательным процессом. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого–педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности первоклассников к обучению в школе приобретает особое значение. От ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Процесс адаптации первоклассников имеет очень большую динамику, возникающие затруднения становятся факторами, влияющими на характер дальнейшего протекания процесса адаптации. Без своевременной помощи проблема разрастается, как снежный ком. Диагностика позволяет быстро сориентироваться в ситуации нового класса, выявить зоны адаптационного напряжения, на которых необходимо сосредоточить внимание психолога и педагогов для углубленного исследования. Таким образом, возможна коррекция имеющихся проблем до того, как они приобретают хронический характер. Эти задачи решаются с помощью педагогической диагностики.
Методика проведения диагностики охватывает все задачи, возникающие в процессе образования. Она ориентируется на следующие цели:
определение результатов обучения;
планирование последующих этапов учебного процесса;
мотивация с помощью поощрения за успехи в учебе и регулирования сложности последующих шагов;
оптимизация процесса обучения.
Задачами диагностики являются:
— выявление относительного уровня развития учащихся;
— анализ изменения уровня развития под влиянием определённых воздействий;
— выявление потенциальных возможностей развития.
В педагогической диагностике первостепенное значение отводится прежде всего мониторингу, осуществляемому в несколько этапов:
сбор данных, на основе которых делаются все выводы;
сравнение наблюдаемого нами поведения с прежним поведением того же лица, с поведением других лиц, с описанием стандартного поведения;
интерпретация, дающая возможность после обработки имеющейся информации оценить то или иное поведение и проанализировать с целью определения причин отклонения в поведении.
Не менее важную роль играет прогнозирование, позволяющее предвидеть поведение в других ситуациях или в будущем.
Наконец, требуется сообщать другим (чаще всего учащимся и их родителям) оценку их поведения, ибо с помощью обратной связи можно оказать влияние на поведение в будущем. Необходимо контролировать воздействие этих сообщений на учащихся для того, чтобы знать, удалось ли достичь желаемого результата.
Согласно такой программе диагностической деятельности можно выделить следующие аспекты педагогической диагностики:
Мониторинг:
а) сбор данных;
б) сравнение;
в) интерпретация;
г) анализ.
Прогнозирование (проектирование).
Доведение до сведения учащихся, их родителей и учителей-предметников результатов диагностической деятельности.
Поступление в школу и начальный период обучения — особый период в жизни ребенка. Готовность ребенка к школе, являясь сложным целостным феноменом, рассматривается с различных точек зрения педагогами, психологами, врачами, гигиенистами, физиологами. При этом в каждой из дисциплин рассматривается довольно много одних и тех же параметров готовности. Особенно сильно совпадение в оценке готовности ребенка к школе в области психологии и педагогики. Например, оценка познавательного развития ребенка в психологии может сильно пересекаться с оценкой знаний и умений ребенка в педагогике и т.д. Качество, которое физиологи и врачи назовут «зрелостью», в психологии будет описываться рядом характеристик (обладает хорошей памятью, обладает произвольностью внимания и др.).
Измерять множество характеристик ребенка слишком расточительно – по времени и затраченным ресурсам, поэтому система выбора показателей оценки готовности ребенка к школе должна строиться на основе целостной концепции того, что происходит с ребенком в процессе его вхождения в учебную жизнь, системно используя достижения из смежных областей.
В психологии активно проводятся исследования в области психологической готовности к школьному обучению, под которой обычно понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Оценку готовности ребенка к школе обычно проводят на основании концепции школьной зрелости (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова, А.Л. Венгер, Р.В.Овчарова и др.).
Помимо задач изучения личности учеников, у учителей возникает необходимость проверки усвоения предметных знаний. Предметная диагностика проводится с целью:
выяснения общего уровня готовности класса к изучению того или иного раздела или темы курса;
выяснения уровня готовности данного ребенка к изучению того или иного раздела или темы курса и выявления его индивидуальных особенностей.
Следует, однако, помнить, что частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных знаний и/или навыков не является основанием для любых дискриминационных решений, а всего лишь указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с данным ребенком в течение всей работы.
Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению заключается в проверке сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой. При этом не проверяются умения читать, писать, считать, т.е. те предметные знания и умения, обучение которым предусмотрено в 1 классе. В ходе педагогической диагностики проверяются состояние пространственного и зрительного восприятия; состояние моторики и зрительно-моторных координаций; умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена; наличие интуитивных дочисловых представлений; овладение представлениями, лежащими в основе счета; самим счетом (в пределах 6), представлениями об операциях сложения и вычитания; умение сравнивать два множества по числу элементов; развитие фонематического слуха и восприятия; сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом (Н.Ф.Виноградова, Л.Е.Журова и др).
В психологии активно проводятся исследования в области психологической готовности к школьному обучению, под которой обычно понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Оценку готовности ребенка к школе обычно проводят на основании концепции школьной зрелости (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова, А.Л. Венгер, Р.В.Овчарова и др.).
Следует, однако, помнить, что частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных знаний и/или навыков не является основанием для любых дискриминационных решений, а всего лишь указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с данным ребенком в течение всей работы.
Приведу примеры предметной диагностики готовности ребёнка к школе.
Дети могут
Примеры
устанавливать и моделировать числовое соответствие в пределах 5-10, подбирая заданное устно учителем количество предметов
Накройте на стол для четырех друзей
подсчитывать количество объектов с помощью натуральных чисел в пределах 10, ведя подсчет единицами и называя цифры от 1 до 10
например, объединяясь вместе так, как того требуют считалочки/ песенки, предполагающие прямой и обратный счет в пределах 10;
например, называя «чемпионов», тех, кто первый вошел в класс и т.п.
например, отвечая на вопрос учителя: «Где предметов больше?«
например, отвечая на прямую просьбу учителя
к печатному тексту, знакам, словам, символам
к книгам, рассказам, схемам, стихам, песням
к продуктам визуального ряда
Экспериментируют и играют с написанием и “чтением” букв, слов, символов
Ежедневно рисуют и делают“записи“ в своих альбомах
Выбирают тексты для совместного чтения вслух или самостоятельного “перечитывания”
Рассматривают и создают иллюстрации, цитируют любимых героев детских телепередач
Звуки и Буквы
Дети могут
Примеры
выделять звуки речи среди других звуков (музыкальных, природных, шумов и т.д.)
например, во время прогулки по ближайшим окрестностям, или при прослушивании аудиозаписей
например, в собственных именах или сортируя карточки с рисунками или фотографиями знакомых детей
стараться говорить ясно, чтобы быть понятым, экспериментировать с произношением слов
например, меняя ударение
Сортировка карточек: Отложи карточки
-с картинками;
— с буквами;
— со словами;
-со значками;
— с цифрами; (см. рис. 3)
например, в игре с песком, осязаемыми буквами и т.п.
“читать” знакомые печатные знаки (например, дорожные знаки, этикетки, вывески и т.п.)
Что означает этот знак? (см. рис. 3)
Где твоя буква?
Подбери картинки к знакомым буквам
АРИФМЕТИКА. Числа и вычисления: Числа
Дети могут
Примеры
например, на часах или на клавиатуре компьютера
записывать (часто, каракулями) некоторые числа, которые получаются при счете предметов
например, отвечая на прямую просьбу учителя
— Покажи карточку с цифрой, на один больше, чем 3
— Отними от этих кубиков два
АРИФМЕТИКА. Величины
Дети могут
Примеры
выявлять, описывать и сравнивать реальные объекты по признакам, их характеризующим, в форме высказываний или действий с предметами
“Мой карандаш длиннее”, ”Ее мешок тяжелее”, используя слова: длиннее, короче, больше, меньше, такой же, тяжелее; легче, пустой, полный, теплее, холоднее;
Отдели пустые коробочки от полных,
Расположи их по порядку и покажи, какой у тебя порядок!
устанавливать временные отношения: сначала, потом, до, после, раньше, позже, во время (сна, обеда, занятий) в устной форме или в форме рисунка
Изобрази то, что было вчера, и что может случиться завтра;
Объясни, что было сначала, а что потом
ГЕОМЕТРИЯ. Геометрические фигуры: Тела и формы
Дети могут
Примеры
Покатятся ли объекты/ формы или же загромоздят дорогу?
На что это больше похоже – на шкаф или мячик?
не называя геометрические формы (кубы, параллелепипеды, многогранники, шары, цилиндры), группировать их по ряду признаков
например, по размерам и объему (большой/ маленький, высокий/ низенький, занимает много/ мало места и т.п.)
и форме (круглый – с углами, “острый”)
ГЕОМЕТРИЯ. Пространственные отношения
Дети могут
Примеры
устанавливать и моделировать пространственные отношения: выше, ниже, сбоку, справа, слева, рядом с, перед, за/сзади, между и т.п. в устной форме при описании положения какого-либо объекта относительно заданного или в виде практических действий
Встань рядом с Петей
Встань сбоку от Коли.
Маша, встань пред Олей и слева от Ани.
описывать направления движения: вверх/вниз, сверху вниз, снизу вверх, слева-направо, справа-налево и выполнять указания учителя и/или простой схемы
Дойди до домика лисички: сначала найди грибочек, затем иди на солнышко.
Проводи кошку (см. рисунок 1)
узнавать написанные слова из базового списка общеупотребительных слов, узнавать собственные имена и другие знакомые имена
например, я, и, большой, собака, любит
они могут “читать” наиболее простые и часто встречающиеся надписи и слова (например, стоп), подписи, сопровождающие иллюстрации в книге и т.п.
группировать имена и объяснять, как они их сгруппировали
продемонстрировать достаточный словарный запас и опыт речевой деятельности для того, чтобы адекватно откликнуться на приветствия, просьбы, вопросы, простые инструкции и объяснения
“Здравствуйте, дети! Садитесь.“
“Передай, мне, пожалуйста, книгу“,
”Ты умеешь читать?“,
“Возьмите карандаши“,
“Сейчас мы будем читать вот эту книжку. Откройте ее. Видите, как много здесь картинок, а слов почти совсем нет. Как вы думаете, если рядом с картинкой что-то написано, что это может быть? Правильно, это название предмета, который изображен на картинке. Давайте вместе прочитаем первое слово.”
Словосочетания и предложения:
Дети могут
Примеры
использовать в устной речи простые, распространенные и нераспространенные, предложения с правильным порядком слов, строить предложения, в целом соблюдая грамматические нормы
Высказывания и тексты (устная речь)
Дети могут
Примеры
говорить о своих собственных рассказах, сочинениях, картинах и моделях
например, пересказать личный жизненный опыт (случай из жизни, опыт проживания трудного дня или такого дня, когда они были огорчены) и т.п.
Кто продолжит рассказывать нам историю
(по иллюстрированной книге)
Таким образом, диагностика позволяет проследить не только, как ребёнок усвоил учебный материал, но и то, как дети могут применять полученные знания, умения и навыки в нестандартных ситуациях, т.е. самостоятельно находить способы решения новых учебных задач, выполнять мыслительные операции, анализировать, сравнивать, обобщать и видеть, есть ли продвижения или затруднения у детей, на что обратить внимание.
Набирая первый класс, психологическая служба школы и я, как учитель, проводим диагностику готовности детей к школе. Результаты этой диагностики мы вносим в таблицы и диаграммы (См. раздел «Адаптация и мотивация учащихся»). По результатам данной диагностики определяются уровни готовности детей к школе.
Результаты этой диагностики позволили спрогнозировать успешность детей при дальнейшем обучении.
Словарь:
Мониторинг — изучение развития ребёнка на основе проведённых исследований.
Мотивация — динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.
Интерпретация — процесс, который позволяет оценить то или иное поведение и проанализировать результаты информации с целью определения причин отклонения в поведении.
Мониторинг готовности ребенка к обучению в школе — целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления школой, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования и некоторых индивидуально-психологических особенностей ребенка.
Экспертиза – всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности.
Измерение – оценка уровня готовности ребенка к школе с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
Литература:
1. Асмолов А.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: « Просвещение», 2008.
2. Безруких М.М., Ефимова СП. Знаете ли вы своего ученика. М., 1991 г.
3. Беседы с учителем. 1-4 классы. Под редакцией Журовой Л.Е. М., 1991 – 2003.
4. Богданов Т.Г., Корнилов В.Г. Диагностика познавательной сферы ребёнка. М.: « Просвещение», 1994.
5. Бурманская Г.В., Слуцкий В.М. Одарённые дети. М., «Прогресс», 1991.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: «Просвещение», 1991.
Журова Л.Е., Кочурова Е.Э. Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе «Начальная школа», 1999, №1,8.
«Одарённый ребёнок». Научно — практический журнал. М, 2004, №5.
Эльконин Д.Б., Венгер Л.А. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития. М.: «Просвещение», 1981.
10. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. С-Пб.: « Иматон», 2002.
приложение
Адаптация и мотивация учащихся.
Усвоение учебной программы по математике и письму.
(первое полугодие)
Цель диагностики: выявить степень адаптации и мотивации учащихся к учебной деятельности и степень усвоения учебной программы (по математике и письму)
№
Ф.И. учащегося
Психолог
Математика
Письмо
мотивация
адапта
ция
Входная диагн-ка
Тест
№ 1
Тест
№ 2
Входн диагн-ка
Тест
№ 1
Тест
№ 2
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
приложение
Итоги входной педагогической диагностики в 1 классе.
Цель обследования:
— выявить уровень подготовки детей по математике;
— определить пути дальнейшей работы по позитивной динамике успешности обучения;
— выделить группы учащихся, требующих индивидуального подхода в процессе обучения.
В ходе педагогической диагностики было обследовано … учащихся и выявлены следующие результаты:
Уровень
Высокий
Выше среднего
Средний
Низкий
По итогам педагогической диагностики условно можно выделить следующие группы:
Высокий уровень готовности –
Уровень выше среднего –
Средний уровень –
Низкий уровень –
По результатам педагогической диагностики обратить внимание на следующие проблемы: например, в звуковом анализе слов, или умении составлять предложения, или в умении ориентироваться в пространстве…
infourok.ru