Вводный урок обществознание 11 класс боголюбов – Конспекты уроков по обществознанию 11 класс УМК: Л.Н.Боголюбов
РАЗРАБОТКИ | 11 классСтраница 2 В категории разработок: 62 Фильтр по целевой аудитории — Целевая аудитория -для 1 классадля 2 классадля 3 классадля 4 классадля 5 классадля 6 классадля 7 классадля 8 классадля 9 классадля 10 классадля 11 классадля учителядля классного руководителядля дошкольниковдля директорадля завучейдля логопедадля психологадля соц.педагогадля воспитателя В презентации освещены понятия: «мировая экономика», «разделение труда», «международная торговля», дана характеристика форм международных экономических отношений. Освещены вопросы экономической интеграции и экономической глобализации
Целевая аудитория: для 11 класса Презентация к уроку по теме:»Политическая система и политический режим» в 11 классе. Позволяет представить структуру, признаки политической системы общества. Раскрывает основные виды политических режимов и из признаки. Предназначена для проведения урока в 11 профильном классе. Может также использоваться для повторения материала по данной теме при подготовке к ЕГЭ.Работа может быть использована как на уроке изучения нового материала, так и для закрепления знаний. Понятийный аппарат урока используется при выполнений части А в КИМах ЕГЭ. Структура работы предусматривает новые понятия, сравнительные таблицы, описание элементов человеческой психики. Работа направлена на формирование у учащихся активной жизненной позиции, способности к самопознанию и самосовершенствованию.
Целевая аудитория: для 11 класса В презентации рассматриваются вопросы: понятие и виды финансовых институтов, структура банковской системы, банковские операции, современное состояние банковской системы РФ. Презентация может быть использована на уроках обществознания в 11 классе или при подготовке к ЕГЭ (повторение и обобщение материала по данной теме)Целевая аудитория: для 11 класса В презентации рассматриваются вопросы: международное гуманитарное право, ООН и защита прав человека, Европейская система защиты прав человека.
Целевая аудитория: для 11 класса Презентация содержит материал по теме «Экономический рост и развитие» (базовый курс обществознания 11 класс, учебник под ред.Л.Н.Боголюбова). В презентации раскрываются основные понятия темы: экономический рост, факторы экономического роста, пути его достижения, особенности интенсивного и экстенсивного развития экономики.
Целевая аудитория: для 11 класса В данной презентации рассматриваются такие вопросы, как: факторы, влияющие на формирование политического лидера, функции и характерные черты политического лидера. Приводятся типологии политического лидерства в зависимости от основания классификации: по типу авторитета, по силе влияния, по стилю руководства, по форме влияния, по имиджу.
Целевая аудитория: для 11 класса Презентация содержит материал по вопросам «Духовная сфера», которые включены в блок вопросов кодификатора «Человек и общество» Материал структурирован в схемы, таблицы, понятия. Удобно использовать данную презентацию на консультациях по подготовке к экзамену-в ней отражен основной теоретический материал темы. Учащиеся могут записывать материал с экрана, учитель комментирует, либо можно скопировать на флешку.Целевая аудитория: для 11 класса Данная презентация содержит структурированный материал по блоку вопросов кодификатора «Человек и общество». Схемы, таблицы, понятия по всем вопросам блока.Может быть использована на консультациях по подготовке к экзаменам, либо как вводная лекция к темам программы «Человек» и «Общество». Размер шрифта в презентации соответствует требованиям, поэтому можно работать с аудиторией, используя проектор.Целевая аудитория: для 11 класса Презентация содержит материал по блоку вопросов кодификатора «Политика» Материал структурирован в схемы, таблицы, понятия. Удобно использовать данную презентацию на консультациях по подготовке к экзамену-в ней отражен основной теоретический материал темы. Учащиеся могут записывать материал с экрана, учитель комментирует, либо можно скопировать на флешку.Целевая аудитория: для 11 класса | Конкурсы Диплом и справка о публикации каждому участнику! |
www.uchportal.ru
Обществознание 11 класс Профессиональный уровень — Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.
Тематическое планирование
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Уроки 1-3. Социальная структура и социальные отношения
Уроки 4-6. Социальные институты
Уроки 7-9. Роль экономики в жизни общества
Уроки 10-12. Социальные статусы и роли
Уроки 13-15. Социальные ценности и нормы
Уроки 16-18. Отклоняющееся поведение и социальный контроль
Уроки 19-21. Социальные интересы и формы социального взаимодействия
Уроки 22-24. Этнос и нация
Уроки 25-27. Межэтнические отношения и национальная политика
Уроки 28-29. Демография современной России
Уроки 30-32. Институт семьи и брака
Уроки 33-35. Быт и бытовые отношения
Уроки 36-38. Молодежь в современном обществе
Уроки 39-41. Социальная структура российского общества
ГЛАВА II. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Уроки 42-44. Политическая система и политический режим
Уроки 45-47. Демократия
Уроки 48-50. Государство в политической системе
Уроки 51-53. Правовое государство и гражданское общество
Уроки 54-55. Роль СМИ в политической жизни
Уроки 56-59. Политическое сознание и политическое поведение
Уроки 60-63. Политические партии и движения
Уроки 64-66. Лидеры и элиты в политической жизни
Уроки 67-70. Выборы в демократическом обществе
Уроки 71-73. Человек в политической жизни
Уроки 74-75. Политический конфликт
Уроки 76-77. Политический процесс
ГЛАВА III. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
Уроки 78-80. Духовное развитие общества
Уроки 81-83. Духовный мир личности
Уроки 84-86. Мораль и нравственность
Уроки 87-88. Наука
Уроки 89-90. Образование
Уроки 91-92. Роль религии в жизни общества
Уроки 93-94. Место искусства в духовной культуре
Уроки 95-96. Массовая культура
ГЛАВА IV. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП МИРОВОГО РАЗВИТИЯ
Уроки 97-98. Многообразие современного мира
Уроки 99-100. Глобализация и ее последствия
Урок 101. Сетевые структуры в современной мировой политике
Урок 102. Целостность и противоречивость современного мира
Литература
compendium.su
Вводный урок по обществознанию в 11 классе профиль
Вводный урок по обществознанию в 11 классе (профиль)
Деление наук происходит на: Ø Фундаментальные – выясняют объективные законы окружающего мира Ø Прикладные – решают проблемы применения законов для решения практических задач в производственной и социальной областях.
Классификация общественных наук: Социология — наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым. Психология — наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы с целью объяснить поведение человека и животных, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов. Дополняем список
Проблемы современного общества: ü алкоголизм и наркомания ü преступность ü расовые предрассудки ü проституция
Утопия (с греч. «благое место» ) — представления, описывающие модель идеального общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели. Томас Мор 1478 -1535 английский юрист Томмазо Кампанелла 1568 – 1639 итал. философ Анри Сен-Симон 1760 -1825 фр. философ Шарль Фурье 1772 -1837 фр. философ, социолог
Выделяют утопии: Технократические то есть такие, где социальные проблемы решаются путём ускорения научнотехнического прогресса. Социальные которые предполагают возможность изменения людьми собственного общества.
Характерные черты утопий: ü Общество застыло в неподвижности; ü Полное единомыслие ü Нет индивидуализации характеров. ü Нет каких-либо внутренних конфликтов. Утопия не располагает к конфликту. ü Все процессы, происходящие в обществах, протекают по заранее установленному образцу. ü Полная отгороженность от внешнего мира.
Что для вас утопия? ? ?
Урок обществознания в 11 классе по теме «Свобода в деятельности человека»
“Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и пусть криво, но сами”. Критик 18 века Г.Лессинг
Цель:
1. Ознакомление учащихся с различными смыслами и аспектами понятия “свобода”; выявление сущностных характеристик этого понятия.
2. Способствовать пониманию связи между свободой и ответственностью, свободой и самоограничением как важнейших условий достижения свободы.
Задачи:
раскрыть различные смыслы и аспекты понятия «свобода», показать практическую связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность» на основе личностного уровня применения этого понятия.
развивать логическое мышление, умение систематизировать социальную информацию по теме, умение сравнивать, анализировать делать выводы.
формирование системы жизненных ценностей, основанных на нормах морали, социально значимого общественного мнения.
Цели урока:
1. В процессе овладения учащимися в ходе проблемного разговора комплексным понятием свобода и её ценностями убедить их в важности формирования себя личностью свободной, деятельной и самостоятельной.
2. Считать показателями осмысления учащимися ценностей свободного человека успешное выполнение ими следующих заданий:
— выделение ценностей свободного человека;
— применение выделенных ценностей свободного человека в новых ситуациях, самостоятельно смоделированных, спроектированных на основе опыта семейного воспитания и выдержек из правовых документов;
— овладение комплексным понятием «свобода».
Тип урока: Проблемная дискуссия.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация урока (Приложение ), рабочие листы.
Учебник:
Учебник для общеобразовательных учреждений 11 класс (базовый уровень) под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева. М., «Просвещение» — 2010г.
Организация учебного процесса:
Исследование проблем, связанных с пониманием смысла категории «свобода», ее ценности и путей достижения
Методы и формы деятельности учащихся: проблемно-поисковая, дискуссионная и рефлексивная деятельность.
Методы и формы работы учителя: совместная с учениками деятельность в области целеполагания, планирования, анализа; участие в дискуссии.
Урок состоит из нескольких блоков – этапов, в ходе прохождения которых ученики решают задачи индивидуально, в группах, подводя итоги в форме обсуждения, оценивая работу на каждом этапе.
Блок I. Вводный: знакомство с понятием, актуализация, формулировка задач
Цель: дать возможность учащимся определить важность темы и те аспекты, которые лично им интересны.
Учитель. 1. Определите тему. | Ученики. Работа с заданием №1 (групповая работа № 1)
|
Комментарий к блоку № 1: на этом этапе урока учащиеся, работая индивидуально, определяют основные задачи, которые им предстоит решить. Поле мотивации расширяется, так как высок познавательный интерес к решению важнейших для каждого мировоззренческих проблем, тем более они самостоятельно определяют объем задач. В итоге, отвечая на вопросы учителя, они, как правило, единодушны в формулировке вопросов, которые учитель записывает на доске.
Блок II. Многообразие понятий
Цель: определить Различные аспекты трактовки понятия, способствовать осмыслению общих черт в ее толковании: категория определяется в отношениях с внешними обстоятельствами.
Учитель предлагает обсудить в группах отрывки из текстов документов и определить, в каком контексте упоминается термин «свобода» | Группа работает с заданиями рабочего листа Работа с заданием № 2 (групповая работа № 2) |
Комментарий к блоку № 2: в ходе групповой работы ребята знакомятся с многообразными трактовками понятия «свобода», а затем решают проблему, поставленную учителем: «Что общего в разнообразных проявлениях свободы?» Учащиеся уже могут объяснить, что свобода определяется собственным, независимым от внешних обстоятельств выбором.
Блок III. Пространство свободы
Цель: способствовать осознанию учащимися понимания внутреннего и внешнего пространства свободы, внутренних и внешних ограничителей, в ходе работы учащиеся осознают ответственность каждого за выбор модели поведения в отношениях с окружающим миром.
Учитель предлагает посмотреть на рисунок № 3 (групповая работа № 2) и предлагает подумать над вопросом:
|
Отвечая на вопросы и размышляя, ученики приходят к выводам о различных пространствах свободы. |
Комментарий к блоку № 3: рассматривая рисунки, ребята понимают, что цепи раба могут быть одеты не только извне, но и самим человеком. Отвечая на вопросы учителя, осознают, что внутренняя свобода не зависит от внешних обстоятельств и является результатом нравственной работы личности. Разнообразит учебную деятельность выполнение задания 3 (р.л. № 2) Подбирая комментарии к схемам задания 3 (р.л. № 2), учащиеся образно представляют пространство внешней и внутренней свободы.
Блок IV. Абсолютная свобода
Цель: осознание опасности стремления к абсолютной свободе, которая превращает человека в раба своих желаний и разрушает его связь с обществом.
Учитель предлагает работу по схеме № 4 (рабочий лист №) и предлагает вопросы для обсуждения:
Учитель предлагает обсудить эти вопросы в групповой работе. Учитель, возвращает учеников к схеме: | Учащиеся в ходе беседы объясняют свой выбор, он очевиден, высказывая свое мнение, приводят примеры из истории, рассматривают типичные жизненные ситуации, обосновывая суждения. Групповая работа № 2 и обсуждение. Выводы: 1. Абсолютная свобода так же опасна для личности и общества, как и рабство (1-я группа). |
Комментарий к блоку № 4: Дублируя схему 4 (р. л. № 4), учитель активизирует деятельность учащихся проблемными вопросами, вовлекая учащихся в беседу, в ходе которой они самостоятельно приходят к выводу: направление вектора к абсолютной свободе ошибочно, т. к. это стремление превращает человека в раба (ребята могут процитировать мудрость Менандра из задания 3 (р.л. № 1) ), а в обществе создает анархию и хаос. Закрепление материала происходит в ходе групповой работы № 2. Затем, вовлекая ребят в дискуссию, учитель возвращает ребят к схеме и дает слово двум ученикам, которые работали с философским словарем, заполняя пропуски в схемах (задание 5 р. л. № 4), их краткие комментарии позволяют вовлечь всех ребят в обсуждение проблемы соотношения понятий «свобода» и «необходимость», а также прийти к выводу, что полное игнорирование внешних обстоятельств ведет к волюнтаризму, а абсолютизация формирует фатализм, делая человека игрушкой в руках внешних сил. На этом этапе ребята уже готовы перейти к следующему этапу урока, который требует от ученика переноса информации из области «знания» в область «умения», а из области оценочных суждений в область выбора поведенческой позиции.
Блок V. Проект «Свободное общество»?
Цель: способствовать осознанию учащимися связи между самоограничением, признанием за каждым права на свободу, уважением к иному мнению и достижением собственной свободы.
Учитель предлагает используя знания прошлого урока по теме «Политические идеологии» разработать проект создания свободного общества? | Работая в группе, на ватманах пишут тезисно проект свободного общества и представляют его. |
Комментарий к блоку № 5: Учащиеся работают в группах, выражающих точку зрения представителей различных идеологий. Каждая группа должна подготовить и представить свой проект свободного общества, затем мы выслушаем мнения оппонентов, а результатом нашей работы должна стать выработка совместного проекта “Свободное общество”. В качестве пожелания хочу привести слова немецкого писателя и критика 18 века Г.Лессинга: “Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и пусть криво, но сами”
Блок VI. Свобода как ценность (итоги урока)
Учитель возвращается к записям на доске: Учитель предлагает вернуться к началу урока к высказыванию «Моя хата с краю» Можно поставить восклицательный знак, а может вопросительный. |
В ходе беседы учащихся вновь возвращаются к вопросу важности темы и дописывают тему, ставя знак препинания: «Свобода – неоспоримая ценность!» Учащиеся возвращаются к отрывкам задания № 5 (рабочий лист № 1), анализируют, приводят примеры из исторического прошлого, современной политической жизни об ответственности каждого за груз свободы, которым он наделен. |
Комментарий к блоку № 6: подводя итоги урока, учитель обсуждает с ребятами ситуации из реальной жизни, стимулируя их на принятие собственных решений одного из самых сложных мировоззренческих уравнений, в котором в одной части – личное благополучие, комфорт, спокойное сытое существование, а на другом – осознание ответственности за мир, где много проблем, требующих твоего участия, несправедливости и зла, с которыми человек не может не сталкиваться. Твоя свобода – это свобода выбирать будущее и нести ответственность за свой выбор перед самим собой.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИСИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Открытый урок
в 11 классе
по теме
«Свобода в деятельности человека»
Подготовила
учитель обществознания Курбанова Е.Е.
05.02.2015г.
multiurok.ru
План-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему: Технологическая карта урока-тренинга по обществознанию в 11 классе (вводный урок к разделу «Культура и нравственность»)
Семенова Елена Владимировна, учитель истории и обществознания
МОУ СОШ № 18 города Ярославля
Технологическая карта урока-тренинга по обществознанию в 11 классе (вводный урок к разделу «Культура и нравственность»)
Анотация к методической разработке (цели урока).
- Тренинг должен стать своеобразным «мостом» к изучению блока «Культура», важнейшим понятием которого являются представления о морали, нравственном выборе, толерантности.
- Старшеклассники, в результате участия в тренинге, получают возможность серьезнее настроится, замотивироваться на изучение последующей темы.
- Тренинг позволяет актуализировать знания по теме «Общение».
Тема урока – Урок тренинг «Катастрофа»
План урока:
- индивидуальное решение поставленной проблемы
- работа в парах
- работа в малых группах
- коллективное обсуждение
- принятие решения
Возможная личностно-значимая проблема:
Каким нужно стать, чтобы шагнуть в будущее?
Методы обучения и формы организации учебной деятельности:
Создание проблемной ситуации.
Проблемное задание: выбрать из списка (10 человек) четверых, кто достоин продолжить жизнь на Земле. Задание усложнено ограниченностью информации (только то, что зафиксировано на листе – приложение 1)
Форма урока:
Урок – тренинг
Приемы деятельности учителя:
Сюжетный рассказ, создание проблемной ситуации, организация работы учащихся индивидуально и в группах, консультативная помощь.
Компетенции учащихся, на развитие которых направлена предлагаемая деятельность:
Старшеклассники должны попробовать себя в роли «переговорщиков», применить качества компетентной личности в рамках возможного спора с оппонентами; закрепить умения убеждать, достойно доказывать и аргументировано отстаивать свою т очку зрения; учиться правильно вести диалог.
Основные понятия и термины:
Понятийный аппарат на данном уроке отсутствует.
Источники информации (школьные и внешкольные):
Применительно к данному уроку материал предоставляется учителем.
Комментарии к технологической карте
Урок начинается с создания учителем проблемной ситуации
…Мы живем в непростое время… Время все более ускоряющегося процесса развития цивилизации. Этот, идущий семимильными шагами прогресс несомненно имеет две стороны. Мы, по сути, являемся заложниками цивилизации, ее достижений. Не можем представить себе существования без многих ее «прелестей».
Но, к сожалению, часто забываем о самом человеке, его душе, его ценности…
Предлагаю вам представить следующую ситуацию (гипотетически). Произошла катастрофа (химическое загрязнение, атомный взрыв, что угодно), в живых осталось 10 человек. Существует бункер, в котором всё предусмотрено для выживания, но в нём лишь 4 места…
Перед вами стоит важнейшая задача выбора: Кто из 10 останется в живых, кто достоин продолжить жизнь на планете.
У вас есть списки этих десяти человек. Кроме того, что там написано более ничего не известно…
Этапы
1. Индивидуальный.
Решите каждый кого вы оставите в живых, кого «спасаете» и почему ваш выбор пал на этих людей.
Индивидульная работа – 3 – 5 минут.
2. Парный.
Теперь объединитесь в пары ( с «соседом») и создайте совместный список «спасенных»
Работа в парах – 5 – 7 минут.
3. Групповой.
Теперь список составляют группы (возможно ещё до начала разбить класс на 4 – 5 групп, например путем вытаскивания номерков)
Работа в группах – 7 – 10 минут
Группе необходимо выбрать представителя, который будет защищать предложенную группой четверку «спасенных».
4. Коллективное обсуждение.
Выступают по одному представителю от группы, они представляют список, предлагаемый группой, и его обоснование. Сами группы ТОЛЬКО НАБЛЮДАЮТ за своими представителями.
В итоге должен быть составлен общий список из четырех «спасенных»
5. Рефлексия.
Предварительно на доске учитель записывает всю «десятку» и в результате обсуждения выделяет «спасенных».
Вопросы для обсуждения: В чем состояла сложность выбора?
С какими трудностями вы столкнулись в процессе отстаивания своей позиции?
По какому принцыпу вы осуществляли отбор?
Как определяли более достойных?
6. «ПИК» ТРЕНИНГА: А теперь, пожалуйста, представте, что в ваш список добавился ещё один человек… Этот человек ВЫ… (учитель дописывает в списке – 11. Я)
Вычеркните ли Вы кого-то из спасенных ради себя, считаете ли Вы себя достойным спасения?
Обсуждение (в ходе обсуждения можно спросить лишь тех, кто пожелает обозначить свою позицию)
Спасибо за урок!
Домашнее задание: написать эссе на тему «Что значит быть достойным?»
Приложение – 1
Список десяти
- Женщина – врач, убежденная расистка
- Инструктор по строевой подготовке морской пехоты
- Военнослужащий, по образованию биолог-исследователь, темнокожий
- Биохимик
- Олимпийский чемпион, весь в спорте
- Актриса Голливуда
- Третьекурсник мединститута, гомосексуалист
- Шестнадцатилетняя девица, бросившая школу, умственные способности под вопросом, беременна
- Священник католической церкви, 30 лет
- Плотник, 38 лет, мастер на все руки, 7 месяцев как вышел из тюрьмы.
Список литературы
1. Лунев, П.А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг/В.А. Соснин, П.А. Лунев. М.: Институт психологии РАН, 1993. – 156 с.
2. Орридж М. как провести тренинг/М. Орридж. М.: Профессиональные психологи, 2002. – 130с.
nsportal.ru
План-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему: открытый урок по обществознанию
Ход урока
- Приветствие
- Проверка присутствующих.
- Давайте вспомним:
Что такое норма?
Дайте понятие социальной нормы?
Как воздействуют социальные нормы?
Перечислите виды социальных норм и дайте им объяснение.
А сейчас мы с вами вместе определим тему нашего сегоднешного урока:
Представьте, что за окном не снежная зима, а солнечное лето. И самая обычная черная ворона отложила в своём гнезде самые обычные яйца. Через несколько недель из них вылупились самые обычные птенцы. Они ничем не отличались друг от друга и от птенцов других ворон. Но вдруг, уже после того как птенцы оперились, один из них не захотел жить так, как все.
Как вы думаете, почему это произошло?
(Толи ему было скучно, то ли он вообразил себя необыкновенным и решил выделиться среди других…)
Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. В чем причины и сущность данного отклонения? Является ли оно естественным условием развития отдельного человека или жизни всего общества? В чём «+» и «-» девиантного поведения?
На эти и другие вопросы мы ответим в ходе сегодняшнего урока, тема которого «Отклоняющееся (девиантное) поведение».
Объяснение новой темы по конспекту и презентации.
После показа видеоролика:
Человеческие ценности. Что это такое? Это все хорошее, полезное, нужное, чем можно гордиться, что можно передать из поколения в поколение. Это и хорошие привычки. А вот от вредных надо избавляться. И, в назидание, вам, я хочу привести одну притчу:
У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести . Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал возле дома столб и после каждого проступка сына стал вбивать гвоздь в этот столб. Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места — весь он утыкан гвоздями. Эта картина так подействовала на сына, что он стал исправляться. Тогда за каждый его проступок, отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление. Он горько заплакал. Отец его спрашивает: Что ты плачешь? Сын : — Гвоздей-то нет, а дырки остались.
Вы должны помнить: хорошие , а особенно плохие привычки имеют долгую память. Делайте из этого правильный вывод.
Закрепление пройденного материала: последний слайд.
Вывод; В данной теме были использованы определенные термины . Давайте их вспомним:
Как вы понимаете слова:
« Пусть нам не дано
Изменить все немедля,
Как хочется,-
Когда изменяемся мы,
Изменяется мир».
Можем ли мы сказать, что если каждый из нас задумается над своими поступками , мир станет лучше.
Рефлексия: перед вами листы бумаги. Изобразите на листе бумаги те эмоции, какие произвел на вас этот урок.
nsportal.ru
Урок 1. Вводное занятие | Поурочные планы по обществознанию 10 класс
Урок 1. Вводное занятие
28.10.2013 15306 0Многознание не научает мудрости. Знание основ и причин — вот истинная мудрость.
Гераклит
Цели: определить место учебной дисциплины в образовательном процессе; ознакомить учащихся со справочным и методическим аппаратом учебника, задачами и структурой курса; вызвать интерес к новому учебному предмету.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Г. Организационный момент
(Учитель сообщает тему и цели урока.)
Мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Задачи, структура и содержание курса «Обществознание».
2. Основные источники знаний.
П. Изучение нового материала
1. Задачи, структура и содержание курса «Обществознание»
— Название учебного предмета «Обществознание» — сложное слово. Что оно означает по правилам русского языка? (Знания об обществе.)
— Что такое общество? (Совокупность людей.)
— Вы уже давно в рамках различных школьных предметов изучаете человеческое общество. Назовите эти учебные дисциплины и определите, какие аспекты жизни человека они затрагивают. (История — это наука о том, как жили люди в далеком прошлом, как живут в настоящее время и как будут жить в будущем. География изучает ареал расселения людей и влияние природно-климатического, геополитического факторов, географических условий на жизнь и деятельность человека. Биология объясняет анатомию и физиологию человека, выясняет механизм функционирования высшей нервной деятельности человека. Физическая культура развивает и закрепляет навыки двигательной активности и здорового образа жизни. ИЗО и музыка создают эстетическое представление об окружающей человека реальности.)
Итак, на различных уроках вы изучали разные стороны жизни человеческого общества. Отличие обществознания от других учебных дисциплин в том, что на его уроках происходит обобщение полученных ранее знаний, они приводятся в систему.
— Нужны ли нам систематизированные знания об обществе? (Да, ведь только обладая целостным представлением об окружающем нас мире, можно адекватно на него реагировать и принимать правильные решения.)
— Приведите примеры, когда неполнота знаний приводит к ошибкам.
(Учитель выслушивает несколько ответов и делает вывод, что неполнота информации, незнание законов развития общества и социальной коммуникации, в частности, привели к ошибочным решениям. При этом учитель может сослаться, например, на Закон № 122-ФЗ и социальную реакцию на него в 2006 г.
Далее учитель знакомит учащихся с программой и программными требованиями.)
Главными целями курса являются:
1. Развитие навыков самостоятельного принятия решений и чувства ответственности за них. На миру и смерть красна, но каждый умирает в одиночку (народная мудрость).
2. Формирование навыков и умений социальной адаптации, ответственного поведения человека свободного общества. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя (Ленин).
3. Необходимость навыков социальной мобильности и активной жизненной позиции. У черепахи твердая походка, но стоит ли из-за этого подрезать крылья орлу (восточная мудрость).
4. Необходимость личного выбора и личной ответственности за сделанный выбор. Боишься — не делай, сделал — не бойся (Чингисхан).
2. Основные источники знаний
К основным источникам знаний мы относим прежде всего учебники, различные словари и справочники, а также средства массовой информации.
(Нужно выделить 2-3 минуты на то, чтобы учащиеся просто полистали учебник. Опыт показывает, что в дальнейшем они не будут отвлекаться на это бездумное перелистывание страниц.)
Изучение курса «Обществознание» основано на нашем учебнике, состоящем из двух частей. Откройте учебники.
ВАРИАНТ 1 (Учебник «Человек и общество», часть 1,
под редакцией Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой
(М.: Просвещение))
— Какую цель ставит перед собой авторский коллектив? (с. 2, мелкий шрифт: Дать стройную систему знаний о человеке и его взаимодействии с природой, о современном обществе.)
— Какие темы предлагаются для изучения? (Что такое деятельность, познание как деятельность, духовный мир человека, материально-производственная и социально-политическая деятельность (названия глав), т. е. деятельность как главное понятие в знаниях о человеке и обществе.)
(Далее учитель знакомит со структурой глав (на примере одной из них). Например, глава 3 «Духовный мир человека и деятельность». В каждой главе несколько параграфов. Обращает внимание, что тема урока не всегда будет совпадать с названием параграфа. Каждый параграф разбит на отдельные тематические блоки.)
Обратите внимание, что название блока помогает определить главную мысль или идею всего теоретического материала. Например, «Что такое мировоззрение» (с. 174).
(Учащиеся находят определение: «Мировоззрение — это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества».)
А по материалу следующего блока «Каким бывает мировоззрение» можно составить простейшую схему, оперируя терминами «мировоззрение», «обыденное», «религиозное», «научное».
Все термины, понятия выделены в тексте курсивом или жирным шрифтом. В конце каждого параграфа перечисляются основные понятия и термины, определения которых даны в тексте параграфа. Как правило, это краткие определения. Более подробно значение терминов можно найти в соответствующих словарях.
Проверить степень усвоения материала помогают вопросы для самопроверки. Они рассчитаны на репродуктивное воспроизведение изученного текста.
На развитие логического мышления, формирование коммуникативной компетенции направлены «Задания»: они связаны с определением и аргументацией собственной позиции ученика по заявленной проблеме; с нахождением оценочного суждения или сравнением различных позиций по какому-либо вопросу. Кроме того, «Задания» помогут лучше подготовиться ко всем группам заданий ЕГЭ. Например, «Говорят мудрые» — это не только расширение информационного поля, но и обучение навыкам написания обществоведческого эссе (задание С8 ЕГЭ).
— При написании эссе очень важно найти главное, ключевое слово в цитате. И затем строить свои размышления именно в этом аспекте. Например, на с. 148 приведено следующее высказывание В.Г. Белинского: «Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека…» Как вы прокомментируете слова классика? (Человек как биосоциальное существо находится в постоянном развитии, его невозможно изучить никогда. Один и тот же человек даже в одинаковых ситуациях ведет себя по-разному. «Любопытнейшее явление» петому, что человека невозможно никогда понять, объяснить как объект окружающего мира.)
Дополнительный материал Легко ли быть вундеркиндом?
В Мексике 6-летний Максимилиано Ареллано де ла Ноэ из г. Ме-тепек поступил на медицинский факультет университета. Малыш запоминает наизусть любые книги. Он предпочитает труды по медицине и даже уже проводит ученые конференции. В конце апреля Максимилиано прочитал первую лекцию для старшекурсников — об особенностях и симптоматике таких заболеваний, как остеопороз и диабет. При этом Максимилиано считает себя самым обычным мальчишкой, у которого «просто хорошая память» и интерес к учебе.
В России в алтайском г. Рубцовске 11 -летний Эрнесто Евгений Санчес Шайда (необычным именем мальчик обязан папе-кубинцу) изобрел телевизор с трехмерным изображением и холодильник, работающий без электричества.
В телешоу «Минута славы» принял участие малыш, который свободно оперирует многозначными числами. Вундеркинды поражают окружающих сверхранним развитием и недетскими достижениями. Авиценна, Моцарт, Бетховен, Шопен — только несколько имен тех вундеркиндов, гений которых с годами раскрылся в полную силу. Большинство же юных дарований во взрослой жизни «гаснут». Почему это происходит? Легко ли быть одаренным сверх меры? И как помочь юным талантам вырасти в незаурядных взрослых?
Магические волны
Теорий масса. Врачи, например, предполагают, что сверхраннее проявление одаренности — результат высокого уровня гормонов в гипофизе, надпочечниках и некоторых других железах.
А биофизики считают, что вундеркиндов «делают» геомагнитные волны, влияющие на плод. Геомагнитное поле Земли бывает очень разным, его интенсивность зависит от Солнца и других планет. В общем, если звезды правильно сойдутся, то родится потенциальный гений…
Уфологи объясняют появление вундеркиндов вмешательством инопланетян. Как видите, теории самые различные, но ни одна из них не имеет строгой научной основы.
Между тем таланты могут быть самые разные, например лидерские или преступные. Например, вундеркинд бандитского мира Шреко к 12 годам успел совершить 163 уголовных преступления.
К счастью, обычно маленькие гении проявляют себя более позитивно. Чаще всего в области математики, музыки и физики — считается, что в этих сферах не нужен жизненный опыт.
— Приведите факты, пока не изученные или не имеющие доказательного объяснения.
ВАРИАНТ 2 (Учебник А.И. Кравченко «Обществознание»
(М.: Просвещение))
— Какую цель ставит автор учебника? (с. 2, мелкий шрифт: Глубоко и всесторонне изложить основы экономики и политологии, а также рассмотреть основные явления развития общества.)
— Какие темы предлагаются для изучения? (Научное познание общества, развитие общества, рыночная экономика, сфера производства, политическая система и политическая жизнь общества.)
(Далее учитель на примере любой главы объясняет структуру учебника.)
Наиболее важные понятия и термины выделены жирным шрифтом и курсивом. В конце параграфа дан список основных терминов, вопросы и задания разного уровня сложности. Более сложные задания выделены «звездочкой», а предлагаемые проблемы требуют аргументированного ответа.
Различные словари и справочные пособия — следующий источник знаний.
(В зависимости от того, какие словари есть в школьной библиотеке, учитель организует беседу для актуализации умений получать информацию из справочной литературы.)
На современном этапе развития общества происходит не только так называемый информационный бум, но и обновление абсолютного объема информации каждые три года. Периодическая печать оперативно отзывается на самые разные общественные события, как правило, предваряя свою информацию экскурсом в историю проблемы. Чтобы иметь представление о динамике развития того или иного события, крайне важно подбирать и систематизировать газетный и журнальный материал к определенной проблеме или теме.
Кроме того, по этому предмету нужно завести тетрадь, где мы будем производить записи, отмечать важные моменты курса, выполнять самостоятельные работы, рисовать схемы, позволяющие успешному усвоению материала.
(Учитель рассказывает о своих требованиях к ведению тетрадей и дает некоторые советы. Например, поля лучше оставлять у сгиба тетради. Так выделяется достаточно места для дополнительных записей, уточнения уже пройденного материала и тому подобных пометок.
На этом же уроке можно объявить перечень тем рефератов, семинарских занятий.)
III. Закрепление изученного материала
Самостоятельно выполните следующие задания:
1. Напишите, какие проблемы человековедения и обществозна-ния вызывают у вас интерес. Аргументируйте свой выбор.
2. Человек — единственное животное, для которого его собственное существование является проблемой, которую он должен решать и от которой он не может убежать (Э. Фромм). Согласны ли вы с мнением Э. Фромма?
(Учитель подводит итог урока.)
Домашнее задание
1. Прочитайте введение к учебнику.
2. Составьте список наук, занимающихся изучением общества и человека, объяснив предмет их научного интереса.
3. Определитесь с темой реферата, доклада, семинара и запишите ее на отдельном листе, обязательно указав свою фамилию. Также укажите, связан ли учебный предмет с необходимостью сдавать экзамен в вуз и будете ли заниматься дополнительно (факультативные занятия и т. п.)
4. Выберете свой любимый афоризм, изречение мудрецов и напишите сочинение-размышление (по желанию учащихся).
tak-to-ent.net