Тема для сочинения по литературе 11 класс – Темы сочинений по литературе 11 класс
Темы сочинений по литературе 11 класс
Темы сочинений по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна
Любовь в понимании И.А.Бунина (А.И.Куприна).
Тема любви на страницах произведений И.А.Бунина (А.И.Куприна).
Тема любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет».
Тема любви в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник».
Любовь на страницах рассказа И.А.Бунина «Темные аллеи».
Трагическая тема любви в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет».
Темы сочинений по пьесе А.М.Горького «На дне».
Проблематика пьесы А.М.Горького «На дне».
«Бывшие люди» в пьесе А.М.Горького «На дне».
Пьеса «На дне» как социально – философская драма.
Образ Луки в пьесе «На дне».
Две правды о человеке в пьесе «На дне».
Споры о человеке в пьесе А.М.Горького «На дне».
Темы сочинений по творчеству А.А.Блока.
1. Тема родины в творчестве А.А.Блока.
2. Любовь в лирике А.А.Блока.
3. А.Блок – символист.
4. Образ возлюбленной в лирике А.А.Блока.
5. Тема революции в поэме А.Блока «Двенадцать».
6. Идейно – художественное своеобразие поэмы А.А.Блока «Двенадцать».
Темы сочинений по роману М.А.Булгакова
«Мастер и Маргарита».
Как я понимаю основную идею романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Проблема нравственного выбора в романе «Мастер и Маргарита».
Роман «Мастер и Маргарита» — итоговое произведение М.А.Булгакова.
Силы добра и зла в романе «Мастер и Маргарита».
Тема бессмертия и воскресения души в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Тема свободы в романе «Мастер и Маргарита».
Темы сочинений по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»
1. Роман М.А.Шолохова «Тихий Дон» как произведение о земле, любви и свободе.
2. Путь исканий Григория Мелехова.
3. Женские образы в романе.
infourok.ru
Итоговое сочинение (изложение) | Федеральный институт педагогических измерений
2018-2019 учебный год
Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год
- Отцы и дети
- Мечта и реальность
- Месть и великодушие
- Искусство и ремесло
- Доброта и жестокость
Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
Итоговое сочинение проводится в первую рабочую среду декабря, февраля и мая. В текущем учебном году это следующие даты: 05.12.2018; 06.02.2019; 08.05.2019.
Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
1. Отцы и дети
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.
2. Мечта и реальность
Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.
3. Месть и великодушие
В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
4. Искусство и ремесло
Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.
5. Доброта и жестокость
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.
Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) — 2018-2019 учебный год
Письмо Рособрнадзора от 23.10.2018 г. № 10-875
- Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования
- Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения)
- Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
- Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)
- Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)
- Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
- Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
- Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)
Методические материалы в помощь выпускникам и учителям размещены ЗДЕСЬ
Интервью с ученым секретарем ФИПИ Е.А. Зининой об итоговом сочинении на сайте Российской Газеты от 10.09.2018 г.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.
Изложение вправе писать следующие категории лиц:
- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
- обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
Время написания – 3 часа 55 минут
Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.
Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.
Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.
Итоговое сочинение в 2017-2018 учебном году
Итоговое сочинение в 2016-2017 учебном году
Итоговое сочинение в 2015-2016 учебном году
Итоговое сочинение в 2014-2015 учебном году
fipi.ru
Литература 11 класс Итоговое сочинение
ПРЕДЛАГАЕМЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 11 КЛАССЕ на 2017-2018 год
1. «Верность и измена»
-Л. Н. Толстой «Война и мир»
-Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»
-М.А. Шолохов «Судьба человека»
-А.И.Солженицын «Матрёнин двор»
-А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»
-В.Г.Распутин «Живи и помни»
-И. А. Бунин. Рассказ «Кавказ», «Тёмные аллеи»
-И.С. Тургенев «Отцы и дети»
2. «Равнодушие и отзывчивость»
-А.П. Платонов «Юшка»
-А.И. Куприн «Чудесный доктор»
-Л.Н. Андреев «Кусака»
-М.А.Горький «Легенда о Данко»
-М.А. Шолохов «Судьба человека»
-А.И.Солженицын «Матрёнин двор»
-А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
-В.Г.Распутин «Живи и помни», «Уроки французского»
-Н.С. Лесков. «Старый гений»
-А.С. Грин «Алые паруса»
-А.Н. Островский «Бедность не порок»
-А.П. Чехов «Тоска»
-Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
-В.Г.Короленко. «В дурном обществе»
-К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»
-И.С. Тургенев «Отцы и дети»
3. «Цели и средства»
-М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
-А.Н. Островский «Бесприданница»
-А.И.Солженицын «Матрёнин двор»
-А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»
-В.Г.Распутин «Живи и помни», «Уроки французского»
-Н.С. Лесков. «Старый гений».
-А.С. Пушкин «Дубровский»
-А.С. Грин «Алые паруса»
-А.Н. Островский «Бедность не порок»
-Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
-А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»
-С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»
4. «Смелость и трусость»
-И.С. Тургенев «Муму»
-Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»
-М.А. Шолохов «Судьба человека»
-А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
— В.Г.Распутин «Живи и помни», «Уроки французского»
— Н.С. Лесков. «Старый гений»
-А.С. Пушкин «Дубровский»
-А.Н. Островский «Бедность не порок»
5. «Человек и общество»
-Житие «Повесть о Петре и Февронии»
— М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
-А.С. Пушкин «Станционный смотритель», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Дубровский»
-Г.Р. Державин «Властителям и судиям»
-И.С. Тургенев «Бирюк», «Отцы и дети»
-И.А. Гончаров «Обломов»
-Н.А. Некрасов «Кому нам Руси жить хорошо»
-А.П. Чехов «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Хирургия», «Тоска»
-И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи»
-М.А. Булгаков «Собачье сердце»
-Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Мальчик у Христа на ёлке»
-В.Т. Шаламов «Колымские рассказы»
-А.И.Солженицын «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг Гулаг»
-В.Г.Распутин «Живи и помни», «Уроки французского»
-Н.С. Лесков. «Старый гений».
-Л.Н. Толстой. «После бала».
-Н.С. Лесков «Левша»
-А.С. Грин «Алые паруса»
-В.Г.Короленко. «В дурном обществе»
Пьесы:
-М. Горький пьеса «На дне»
-А.П. Чехов «Вишнёвый сад»
-А.Н. Островский «Бедность не порок», «Гроза», «Бесприданница»
-Н.В. Гоголь «Ревизор»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
-Д.И. Фонвизин «Недоросль»
Дополнительно:
-Д. Лондон «Мартин Иден»
— У. Шекспир «Ромео и Джульетта».
Итоговое сочинение (изложение) 2017-2018 учебный год
Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год. В эфире телеканала «Россия 1» направления тем итогового сочинения сегодня объявили Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева и советник президента РФ В.И. Толстой.
5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:
«Верность и измена»,
«Равнодушие и отзывчивость»,
«Цели и средства»,
«Смелость и трусость»,
«Человек и общество».
Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.
В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
«Верность и измена».
В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
«Равнодушие и отзывчивость»
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.
«Цели и средства»
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
«Смелость и трусость»
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
«Человек и общество»
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.
Изложение вправе писать следующие категории лиц:
обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
Время написания – 3 часа 55 минут.
Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.
Сочинение оценивается по пяти критериям:
-соответствие теме;
-аргументация, привлечение литературного материала;
-композиция;
-качество речи;
— грамотность.
Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.
infourok.ru
Учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему: Примерные темы итогового сочинения по литературе
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ «РАЗУМ И ЧУВСТВА»
- «Ум с сердцем не в ладу»
(А. С. Грибоедов)
- «Учитесь властвовать собой»
(А. С. Пушкин)
- Что важнее: мыслить или чувствовать?
- Могут ли гармонично сочетаться в человеке «ум ума» и «ум сердца»?
- Расчет или веление души? Что мы выбираем?
- «Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями»
(В. Г. Белинский)
Жизнь есть комедия для тех, кто думает, и трагедия для тех, кто чувствует (Мартти Ларни)
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
- «Горе от ума» А. С. Грибоедова
- «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
- «Что делать?» Н. Г. Чернышевского
- «Отцы и дети» И. С. Тургенева
- «Война и мир» Л. Н. Толстого
- «Фома Гордеев» М. Горького
- Пьесы У. Шекспира, повести О. де Бальзака, романы Дж. Голсуорси.
НАПРАВЛЕНИЕ «ЧЕСТЬ И БЕСЧЕСТИЕ»
- «Чести своей никому не отдам»
- «Невольник чести» или заложник предрассудков? Мой выбор.
- Всегда ли можно следовать законам чести или нужно покоряться судьбе?
- «Честь – это бриллиант на руке добродетели» (Вольтер)
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
- «Капитанская дочка», «Выстрел», «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
- «Песня про купца Калашникова», «Герой нашего времени»
М. Ю. Лермонтова
- «Отцы и дети» И. С. Тургенева
- «Война и мир» Л. Н. Толстого
- «Дуэль» А. П. Чехова
- «Поединок» А. И. Куприна
«Белая гвардия» М. А. Булгакова
НАПРАВЛЕНИЕ «ПОБЕДА И ПОРАЖЕНИЕ»
- «Мы за ценой не постоим».
- Согласны ли вы с поговоркой «Победителей не судят»?
- Наша победа не ради войны, а ради мира.
- «Одинаковое счастье — быть победителем или побежденным в битвах любви»
(К. Гельвеций)
- «Величайшая победа — победа над самим собой» (Цицерон)
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
- «Судьба человека» и «Тихий Дон»
М. Шолохова (нравственная победа героев над жизненными обстоятельствами)
- «Сотников», «Обелиск» В. Быкова
- «Звезда» Э. Казакевича
- «Убиты под Москвой» К. Воробьева, «Прокляты и убиты» В. Астафьева
- «Слепой музыкант» В. Короленко
- «Я умею прыгать через лужи»
А. Маршалла
НАПРАВЛЕНИЕ «ОПЫТ И ОШИБКИ»
- «И опыт, сын ошибок трудных…»
(А. С. Пушкин)
- Один добытый опыт важнее семи мудрых поучений
- «Кто на многое отваживается, тот неизбежно во многом и ошибается» (Менандр)
«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением» (М. В. Ломоносов)
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
- «Капитанская дочка», «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
- «Герой нашего времени»
М. Ю. Лермонтова
- «Обломов» А. И. Гончарова
- «Отцы и дети» И. С. Тургенева
- «Война и мир» Л.Н. Толстого
- «Тихий Дон» М. А. Шолохова
nsportal.ru
Сочинение на тему: Что может привести человека к бесчестному поступку | Автор: «ЛвШ» | Просмотров: 43623 |
Сочинение на тему: Все победы начинаются с победы над самим собой | Автор: «ЛвШ» | Просмотров: 38321 |
Сочинение на тему: Опыт учит только тех, кто на нём учится | Автор: «ЛвШ» | Просмотров: 22369 |
Сочинение на тему: «И друзей, и недругов нужно судить равной мерой». Согласны ли вы? | Автор: «ЛвШ» | Просмотров: 15203 |
Итоговое сочинение по литературе блока тем «Честь и бесчестие» (вариант 3) | Автор: «ЛвШ» | Просмотров: 22785 |
Итоговое сочинение по литературе блока тем «Разум и чувство» (вариант 3) | Автор: «ЛвШ» | Просмотров: 34167 |
Итоговое сочинение по литературе блока тем «Победа и поражение» (вариант 2) | Автор: «ЛвШ» | Просмотров: 77865 |
Итоговое сочинение по литературе блока тем «Опыт и ошибки» (вариант 2) | Автор: «ЛвШ» | Просмотров: 73051 |
Итоговое сочинение по литературе на тему «Дружба и вражда» (вариант 2) | Автор: «ЛвШ» | Просмотров: 124474 |
Итоговое сочинение по литературе на тему «Честь и бесчестие» (вариант 2) | Автор: «ЛвШ» | Просмотров: 44754 |
litera.su
Презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему: Презентация итогового сочинения по литературе
Слайд 1
Итоговое сочинение по литературеСлайд 2
Дата проведения: 7 декабря 2016 — основной день.
Слайд 3
Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет». Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.
Слайд 4
Формулировка задания Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4). Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал). Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности. Сочинение пишите чётко и разборчиво.
Слайд 5
Выбор темы сочинения Определите, какая из тем кажется вам наиболее конкретной и понятной. Подумайте, какие из подходящих художественных произведений вы знаете лучше всего, так как, не зная текста, вы вообще не сможете раскрыть тему. Вспомните, по какой из предложенных тем вы знакомы с критической литературой, с интересными интерпретациями текста, современными литературоведческими подходами.
Слайд 8
Композиция сочинения Вступление (тезис) Основная часть (аргументы) Заключение (вывод, связанный с тезисом)
Слайд 9
Варианты вступления Аналитическое (размышление над центральным понятием, входящим в формулировку темы сочинения) Историческое (краткая характеристика эпохи) Сравнительное (упоминание о предшествующей литературной традиции, размышление о новаторстве автора, о том, что нового писатель внес в развитие литературы)
Слайд 10
4. Биографическое (обращение к фактам из биографии писателя, имеющим отношение к произведению или к поднятой в нем проблеме; характеристика ближайшего окружения писателя; рассказ об истории создания литературного произведения). 5. Вступление-характеристика произведения (характеристика произведения в целом, место произведения в , его новизны и значимости).
Слайд 11
Грамматические средства оформления зачинов Назывное предложение или ряд назывных предложений Риторический вопрос Цепочка вопросительных предложений Вопросно-ответное единство Цитата Ряд однородных членов предложения Повествование об авторе текста
Слайд 12
1) « Равнодушие – это паралич души», — писал известный русский писатель А.П.Чехов . Действительно, душевная черствость иногда больнее злости, ненависти, жестокости. 2) Как много написано о любви! Кажется, что можно сказать о ней после Пушкина, Лермонтова, Тургенева? Но проходят годы, века, а мы вновь и вновь обращаемся к теме вечно живой и такой разной. И вновь задумываемся над вопросом: любит ли? 3) Что такое красота? Наверное, это одно из самых загадочных понятий в истории культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей. Художники, скульпторы, поэты стремились постичь тайну красоты, гармонии. 4) Часто ли обращаем внимание на то, что нас окружает? Знаем ли мы на самом деле весь наш мир? Замечаем ли мы прекрасное в шуме, суете повседневной жизни?
Слайд 13
5) Духовность. Духовная жизнь. Духовное стремление. Что же на самом деле кроется за этими понятиями? 6) «Все народы меняются словами и занимают их друг у друга», — так сказал В.Г.Белинский и, безусловно, был прав. Но только ли положительное влияние оказывают заимствованные слова на развитие языка? 7) В.П.Астафьев – знаменитый русский писатель, наш современник. Он известен нам по книгам « Васюткино озеро», «Прокляты и убиты», «Последний поклон», « Людочка », «Печальный детектив» и многим другим. Его произведения о природе, о войне, о деревенских людях.
Слайд 14
Пример аналитического вступления сочинения по теме «Тема чести в русской литературе 19 века» Честь… Это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи, трусости. Это морально-волевой стержень, который укрепляет каждого из нас в выборе поступка, когда судьей является собственная совесть. Вот почему русские писатели-классики неоднократно затрагивали проблему чести в своих произведениях. Так, А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка», Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» стремились всесторонне осмыслить понятие чести и показать, что оно является непреходящим, общечеловеческим и включает в себя умение защищать свои жизненные ценности, чистую совесть, честность, достоинство, благородство, невозможность лгать, совершать подлости по отношению к окружающим.
Слайд 15
Основная часть сочинения 1.Ответы на те вопросы, в которые была переформулирована тема. 2.Каждая новая мысль начинается с новой красной строки. 3. Каждый абзац включает в себя некоторое утверждение (тезис), его аргументацию и ссылку на текст. 4.Основная часть сочинения немыслима без цитат. 5.В основной части сочинения следует избегать : — пересказа литературного произведения; — изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
Слайд 16
Заключение Заключительная часть сочинения обязательно должна перекликаться со вступлением. Но если во вступлении главная мысль сочинения только обозначена, то в заключении она высказана полно и подробно. Используются такие вводные слова: итак, таким образом, в заключение…
Слайд 17
Пример заключения по теме «Философская проблематика романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»» В заключение еще раз подчеркну: философская проблематика романа М.Ю Лермонтова «Герой нашего времени» широка. Спектр поднимаемых писателем проблем (проблема смысла жизни, предопределения человеческой судьбы, свобода выбора, веры и безверия, индивидуализма…) не утратила своей актуальности и по сей день. Но самое главное: без философского аспекта романа нельзя понять ни духа изображенной в произведении исторической эпохи, ни сути характера и противоречивости личности главного героя.
nsportal.ru
Темы пробного итогового сочинения по литературе — 2016 для 11 класса с инструкцией для учащихся
ТРЕНИРОВОЧНОЕ ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 2016-2017 учебный год
Выберите только ОДНУ из предложенных тем итогового сочинения, в бланке записи итогового сочинения перепишите название выбранной темы сочинения. Напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём − от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт».
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые и орфографические нормы (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво.
При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.
Комплект тем тренировочного итогового сочинения
3.Когда победа равносильна поражению?
4.
Всегда ли ошибки, совершенные человеком, дают ему жизненный опыт?
5.
Согласны ли Вы с утверждением А. Моруа: «Нет врага более жестокого, чем прежний друг»?
Примечание: в комплект тем тренировочного итогового сочинения включены по одной теме от каждого общего тематического направления в соответствии с последовательностью направлений.
1. «Разум и чувство».
2. «Честь и бесчестие».
3. «Победа и поражение».
4. «Опыт и ошибки».
5. «Дружба и вражда».
infourok.ru