cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Формы поверхности земли презентация 3 класс пнш – Презентация по окружающему миру 3 класс «Формы земной поверхности»

Содержание

Конспект + презентация урока окружающий мир по теме «Формы поверхности Земли» для 3 класса — Окружающий мир — Начальные классы


Карлеба Елена Викторовна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия №15 имени Н.Н.Белоусова
Учитель начальных классов

Окружающий мир
Конспект урока для 3 класса
Тема: «Формы поверхности Земли»

Цель:
Продолжить работу над формированием практических умений по использованию глобуса как источника информации.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с формами поверхности — равнинами и горами.
2. Развитие познавательного интереса с помощью поиска дополнительной информации в литературных источниках и справочниках.
3. Воспитание внимательного отношения к окружающему миру.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, цветные
карандаши, школьные глобусы, карта полушарий, физическая карта, мультимедийная презентация.

Ход урока.
1. Организационный момент
(Вначале учебного года дети разделились на группы. Перед началом урока они сели в свои группы).

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «5»!
У вас все получится!
2. Актуализация знаний
Перед фронтальным опросом предлагаю детям карточки с заданиями разного уровня /приложение 3/
Учитель: Что такое глобус?
Ученики: Модель земного шара.
Учитель: Что можно увидеть на глобусе?
Ученики: Моря, реки, океаны, горы, материки, города.
Учитель: Чем покрыта большая часть поверхности Земли?
Ученики: Водой.
Учитель: Что на глобусе изображено голубым цветом?
Ученики: Океаны, моря, озера, реки.
Учитель: Каким цветом на глобусе показаны участки суши? Ученики: Коричневым, зеленым, желтым.
Учитель: Как называются участки суши?
Ученики: Материки.
Учитель: Сколько материков на Земле? Назовите их. Покажите на карте.

Северная Америка Евразия

Южная Америка Африка

Австралия
Антарктида

Учитель: На каком материке находится Россия?
Ученики: Евразия.
Учитель: Назовите самый маленький по величине материк. Ученики: Австралия.
Учитель: Сколько океанов на Земле? Назовите их. Покажите на карте.

Западное полушарие Восточное полушарие
Северный Ледовитый океан
Т
И
Тихий Ат Х
океан ла И
н Индийский океан Й
ти
чес
кий
Южный океан
Учитель: Какие океаны омывают материк Евразию?
Ученики: Индийский, Тихий, Северный Ледовитый, Атлантический.

3.Работа в группах.
Скорей за работу! Скорей за работу!
Сегодня нас ждёт групповая работа!
И группы уже распределены.
Познакомьтесь, вот они!
(Вначале учебного года дети разделились на группы. У каждой группы своё названии).
Ученики: «Природа», «Умники», «Серебристый дракон», «Звезда», «Земля».

Учитель: Задание: прочитайте вопросы и найдите ответы. Рядом с верным ответом буква. Выписывая буквы по порядку, вы составите фразу. Какую? Узнаем позже. Желаю удачи.

Тест (приложение 1)
Тест

Вопросы.
1. Самый большой материк на Земле? (Евразия)
2. Самый маленький материк на Земле? (Австралия)
3. Полушарие, в котором находится самый маленький материк? (Южное)
4. Материк, через который проходят все меридианы? (Антарктида)
5. Океан в южном полушарии, через который проходят все меридианы? (Южный)
6.Полушарие, в котором находится Северный полюс? (Северное)
7. Океан, в котором находится самая северная точка земли? (Северный Ледовитый)
8. Материк, который пересекается экватором почти посередине? (Африка)
9. Самый большой океан? (Тихий)
10. Второй по величине океан Земли?
11. Материк, пересекаемый экватором в Северной части? (Южная Америка)
12. Материк, который расположен севернее Южной Америки? (Северная Америка)
13. Океан, омывающий Евразию, Африку, Австралию? (Индийский)

Ответы
А Северный Ледовитый океан Н
И Тихий Океан Ш
П Южный океан О
Л Атлантический океан Ь
О Индийский океан А
В Африка И
У Евразия В
Ы Антарктида П
Н Северная Америка Р
Ь Южная Америка У
Х Австралия С
(Если учащиеся ответили верно, то получатся фразы:
«Ух ты, правильно!», «Всё помнишь, ура!»).

4. Изучение нового материала. Работа с учебниками.
Учитель: Посмотрите на поверхность материков. Какая она? Ученики: Разнообразная.
Учитель: Что означают зеленые и коричневые цвета?
Ученики: Горы и равнины.
Учитель: Назовите тему сегодняшнего урока?
Ученики: «Формы поверхности Земли».
Учитель: Да, верно! Основными формами поверхности Земли являются горы и равнины.
Учитель: Что вы знаете о равнинах? Что такое равнины?
Учитель: Прочитайте определение в словаре в конце учебника.
Учитель: Какие бывают равнины?
Ученики: Плоская и холмистая.

Учитель: Всем известно, что поверхность Земли неровная. Эти неровности различаются по высоте, по форме, размерам, возрасту и происхождению.
Учитель: Откройте учебник на стр.16-17.
По рисункам расскажите, какая местность там, где стоит Маша, Миша? У кого обзор лучше?
Ученики: Маша стоит на плоской равнине; эта равнина без возвышений и понижений. Поэтому у Маши большой обзор открытого пространства. Она видит далекий лес, село, просё-лочные дороги и тропинки. Миша стоит на холмистой равнине. Эта равнина, где небольшие возвышения округлой формы (холмы) чередуются с понижениями. Обзор пространства у Миши меньше. Он не видит села, его закрывают небольшие возвышенности, на которых растет кустарник. Таких равнин на Земле больше, чем плоских.
Учитель: По высоте равнины подразделяют на низменности, возвышенности, плато, плоскогорье. Низменности — участки суши, имеющие ровную поверхность впадин. Возвышенность — ровный приподнятый участок суши с высотой 200м. Плато — возвышенная равнина с волнистой поверхностью. Плоскогорье — обширный участок суши с высотой выше 500м.
(Различие равнин по высоте (слайд))
Учитель: Найдите на глобусе самые крупные равнины России и скажите, какие реки по ним протекают?
Ученик: Самые крупные равнины на территории России: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская. По слегка волнистой Восточно-Европейской равнине текут реки Волга, Дон, Днепр. Западно-Сибирская равнина очень плоская. По этой равнине течет река Обь.
Учитель: Покажите на карте равнины. (Дети работают с глобусами, показывают на карте).
(Равнины мира (слайд)) Самая Большая равнина — Амазонская низменность в Южной Америке. Ее площадь свыше 5млн км кв.
Физкультурная минутка.
К морю Чёрному спустились
Наклонились и умылись.
1,2,3,4
Вот так славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брас.
Один, другой – это кроль.
Все как один – плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

Изучение нового материала. Работа с учебниками.
(продолжение)
Учитель: Над поверхностью равнин возвышаются горы. Что такое горы? Прочитайте в словаре. Горы имеют разную высоту. Они разделяются на низкие, средние, высокие. (слайд)
Вершины высоких гор вечно покрыты льдом и снегом, у них крупные склоны и глубокие ущелья. Самые высокие горы на Земле — это Гималаи. (показ на карте, глобусе) В Гималаях самая высокая вершина мира — гора Джомолунгма. (Эверест) в Евразии. Ее высота 8848м. Самая протяженная горная система Анды (длина 900км) и Кордильеры в Южной и Северной Америке.
(Высочайшие вершины мира (слайд))
-Килиманджаро (Африка)
-Косцюшко (Австралия)
-Джомолунгма (Евразия, Гималаи)
-Аконгуа (Южная Америка, Анды)
-Мак — Кингли (Северная Америка, Кордильеры)

Учитель: Какая из форм земной поверхности преобладает в Краснодарском крае? У нас в Сочи?
(Рассказ о Кавказских горах учеником (приложение 2),

показ слайдов).
5.Закрепление.
Чтение рассказов из хрестоматии по группам с.25; с.27;
Работа в тетради для самостоятельных работ с.5, № 7

По горизонтали:
2. Большое пространство ровной поверхности. (Равнина)
4. Самая низкая часть холма. (Подошва)
По вертикали:
1. Возвышение, высотой более 200 метров над окружающей местностью. (Гора)
3. Самое высокое место холма (Вершина)
5. Извилистое резкое понижение местности (Овраг)
Учитель: Молодцы! Вы очень хорошо работали на уроке! Мария Климук – 5, Данелян Диана – 4, Петренко Евгений – 4, Демирчян Анна – 5, Мурадян Виктория – 5 (отметки комментируются).
6. Д/з.
Учитель: Найдите, пожалуйста, материал о равнинах и горах, используйте Интернет, энциклопедии, дополнительную литературу; текст в учебнике пересказать.

Приложение 1
Тест
Вопросы.
1. Самый большой материк на Земле?
2. Самый маленький материк на Земле?
3. Полушарие, в котором находится самый маленький материк?

4. Материк, через который проходят все меридианы?
5. Океан в южном полушарии, через который проходят все меридианы?
6.Полушарие, в котором находится Северный полюс?
7. Океан, в котором находится самая северная точка земли?
8. Материк, который пересекается экватором почти посередине?
9. Самый большой океан?
10. Второй по величине океан Земли?
11. Материк, пересекаемый экватором в Северной части?
12. Материк, который расположен севернее Южной Америки?
13. Океан, омывающий Евразию, Африку, Австралию?
Ответы
А Северный Ледовитый океан
И Тихий Океан
П Южный океан
Л Атлантический океан
О Индийский океан
В Африка
У Евразия
Ы Антарктида
Н Северная Америка
Ь Южная Америка
Х Австралия

Тест
Вопросы.
1. Самый большой материк на Земле?
2. Самый маленький материк на Земле?
3. Полушарие, в котором находится самый маленький материк?

4. Материк, через который проходят все меридианы?
5. Океан в южном полушарии, через который проходят все меридианы? 6.Полушарие, в котором находится Северный полюс?
7. Океан, в котором находится самая северная точка земли?
8. Материк, который пересекается экватором почти посередине?
9. Самый большой океан?
10. Второй по величине океан Земли?
11. Материк, пересекаемый экватором в Северной части?
12. Материк, который расположен севернее Южной Америки?
13. Океан, омывающий Евразию, Африку, Австралию?
Ответы
Н Северный Ледовитый океан
Ш Тихий Океан
О Южный океан
Ь Атлантический океан
А Индийский океан
И Африка
В Евразия
П Антарктида
Р Северная Америка
У Южная Америка
С Австралия

Приложение 2
(Материал для рассказа о Кавказских горах.)

Через всю территорию Краснодарского края протянулись Кавказс-
кие горы. Они начинаются у берегов Черного моря, недалеко от Анапы, а заканчиваются возле Каспийского моря. Кавказские горы учёные считают молодыми. Им около 70 миллионов лет. По сравнению с Уральскими горами – это горы дошколята. Кавказские горы и сегодня продолжают расти. За 1год они вырастают на 1 см. Самая высокая гора – это Эльбрус. Её высота 5 642 метра. Самая высокая гора Краснодарского края – это гора Цахвоа. Её высота – 3345м. Многие вершины Кавказских гор покрыты вечными снега-ми и ледниками. Самые высокие из них – это Агепста (3256 м), Чугуш (3238м) и Южный Псеашхо (3251 м). В горах высокие хреб-ты и глубокие ущелья. Высоко в горах рождаются горные реки, быстрые и стремительные, несущие свои воды в Чёрное море. Кавказские горы знамениты своими пещерами. Они очень красивы и таинственны. Город Сочи расположен на Западном Кавказе.

Приложение 3
Разноуровневые карточки

/карточка для среднего ученика/
1. Линии, указывающие направление север-юг, называют…… (меридианами)
2. Самая большая параллель Земли…..(экватор)
3. Линии разной длины, расположенные на глобусе, называют…… (параллелями)
4. Огромные участки суши, со всех сторон омываемые океанами, называют……(материками)
5. Часть земной поверхности, видимую человеком на открытой местности, называют ……(горизонтом)
6. Участки земной поверхности, которые значительно приподняты над равнинами, называют …….(горами)
7. Огромные водные пространства, разделяющие материки, называют ……(океанами)
8. Прибор, с помощью которого можно ориентироваться на местности — …. (компас)

/карточка для сильного ученика/
1. Направление, которое показывает окрашенная в синий цвет стрелка прибора для ориентирования — ..… (север)
2. Сколько основных сторон горизонта ты знаешь……(4)
3. Какой материк имеет только северные берега? (Антарктида)
4.Какой океан омывает Африку с западной стороны?
(Атлантический)
5. Какой океан омывает только два материка? (Северный Ледовитый)
6. На каком материке находятся Уральские горы? (Евразия)
7.Глобус – это…………………………………………
8. Место, где как бы небо сходится с земной поверхностью … это (линия горизонта)

/карточка для сильного ученика/
1. Виден край, да не дойдёшь (горизонт)
2. На Земле живут две точки, обе в беленьких платочках (полюса)
3. Вокруг неё Земля вращается, а утро с ночью не встречается (ось)
4. Он Земли изображение и не любит искажения (глобус)
5. Под стеклом сижу, во все стороны гляжу.
В лес со мной заберёшься — и с пути не собьёшься (компас)
6. Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ездить нельзя,
Земля есть – пахать нельзя. Что это? (карта)

Тема: «Глобус – модель Земли»
Можно ли считать верным высказывание?
1. На глобусе можно увидеть тончайшие
линии, покрывающие поверхность глобуса
а) да; б) нет;
2. Эти линии воображаемые, на самом деле
на земной поверхности их нет
а) да; б) нет;
3.Линии, которые соединяют Северный полюс
и Южный полюс, называют параллелями
а) нет; б) да;
4. Линии, которые соединяют Северный полюс
и Южный полюс, называют меридианами.
а) да; б) нет; в) экватором;
5. Все меридианы пересекаются на Северном и
Южном полюсах
а) да; б) нет;
6. Самый длинный меридиан – это экватор
а) нет; б) да;
7. Экватор – это самая длинная параллель
а) да; б) нет;
8. Экватор делит земной шар на полушария
– Северное и Южное
а) да; б) нет;
9. Экватор – это линия, которая делит все
меридианы пополам
а) да; б) нет;
10. Самые маленькие параллели – это Северный
и Южный полюса Земли
а) да; б) нет;
11. Все меридианы Земли имеют разную длину
а) нет; б) да;
12. . Все меридианы Земли имеют одинаковую длину
а) да; б) нет.

Тема: «Материки и океаны на глобусе»
1. Самый большой материк на Земле?
а) Северная Америка;
б) Евразия;
в) Африка;
2. Самый маленький материк на Земле?
а) Австралия;
б) Антарктида;
в) Африка;
3. Полушарие, в котором находится маленький материк?
а) Западное полушарие;
б) Восточное полушарие;

4. Материк, через который проходят все меридианы?
а) Африка;
б) Антарктида;
в) Евразия;
5. Океан в Южном полушарии, через который проходят все меридианы?
а) Тихий океан;
б) Южный океан;
в) Атлантический океан:
6. Полушарие, в котором находится Северный полюс?
а) Восточное полушарие;
б) Западное полушарие;
в) Южное полушарие;
7. Океан, в котором находится самая северная точка Земли?
а) Южный океан;
б) Индийский океан;
в) Северный Ледовитый океан;
8. Материк, который пересекается экватором почти
посередине
а) Австралия;
б) Северная Америка;
в) Африка;
9. Самый большой океан?
а) Атлантический океан;
б) Тихий океан;
в) Индийский океан
10. Океан, омывающий Евразию, Африку, Австралию?
а) Индийский океан;
б) Южный океан;
в) Тихий океан;

Тема: «Материки, океаны»

/карточка для слабого ученика/
1) Рассмотрите глобус. Найдите самый большой материк, найдите самый маленький материк и запишите их названия.
2) Чего на Земле больше: суши или воды? Какой океан самый маленький, а какой самый большой?

/карточка для сильного ученика/
1) Какой океан, на ваш взгляд, самый теплый, а какой самый холодный?
2) Угадайте материки.
? Я самый маленький материк, с самым сухим климатом, который полностью находится в Южном полушарии.
? И я нахожусь в Южном полушарии, но почему-то люди не спешат заселить меня.
? А я почти весь нахожусь между северными и южными тропиками, меня называют самым жарким материком.
3) Продолжите вопросы. Можете составить кроссворд.

/карточка для среднего ученика/
Глядя на глобус, выберите любой маршрут путешествия. Напишите его, используя географические названия, названия сторон горизонта и транспортные средства.

/карточка для сильного ученика/
1) Что меняется от вращения Земли вокруг своей оси?
2) Что меняется от вращения Земли вокруг Солнца?
3) Как вращается Земля?

/карточка для слабого ученика/
1) Какую форму имеет Земля?
2) Как представляли Землю люди в древности?
3) Как называется модель Земли?

Используемая литература:
1.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Наш мир 3 класс: Учебник. В 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник
2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Наш мир в вопросах и заданиях. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. – М.: Академкнига/Учебник
3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Наш мир знакомый и загадочный. 3 класс: Хрестоматия. В 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник
4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Окружающий мир 3 класс: Методическое пособие: – М.: Академкнига/Учебник


Полный текст материала Конспект + презентация урока окружающий мир по теме «Формы поверхности Земли» для 3 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Оставить комментарий

pedsovet.su

Конспект урока «Формы земной поверхности» 3 класс

Формы земной поверхности

Цели:1)Дать детям понятие основных форм земной поверхности4познакомить со строением холмов и гор;

2)Формировать интерес к познанию окружающего мира

3)Развивать понимание важности бережного отношения к природе.

Оборудование: Таблички со словами для схем: ”Основные формы земной поверхности”,пейзажи равнин, гор, холмов, оврагов, макеты гор.

Ход урока

1)Организационный момент.

Посмотри ,мой милый друг,

Что находиться вокруг?

Небо светло – голубое ,

Солнце светит золотое

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года-

Это всё вокруг…(природа)

Чтобы увидеть красоту природы надо отправиться в путешествие.

2)Проверка домашнего задания.

a) Отгадайте загадку:

На ладонь он ляжет весь.

Не часы — а стрелка есть,

Он в дороге пригодиться-

С ним нигде не заблудиться.

(компас)

Как пользоваться компасом.

б)Он и летом и зимой –

между небом и землей,

хоть всю жизнь к нему идти-

он всё будет впереди.

(горизонт, линия горизонта)

Что такое горизонт? Линия горизонта? Покажите линию горизонта на таблицах.(“Лес”,”Плоская равнина”,”Горы”)

3) Тема урока. Формы земной поверхности.

Продолжаем наше путешествие. Путешествуя люди видят вокруг себя много интересного.

Как велика наша Земля

Как широки просторы

Озера, реки и поля

Леса и степь и горы

На земле есть участки которые называют равнины— Как вы думаете почему их так называют?-…

Равнины- большие участки суши, имеющие ровную или почти ровную поверхность.

Равнины бывают плоские и холмистые

-Объясните почему равнины получили такие названия (Плоская имеет ровную поверхность, а холмистая имеет возвышения)

-Возвышения на равнине до 200м – это холм.

-Давайте рассмотрим схему холма.

Подошва- Это место где начинается холм .

Вершина – самая высокая часть холма.

Склоны- это та часть которая располагается м/ д подошвой и вершиной.

Склоны бывают крутые и пологие.

Но кроме холмов на равнинах имеются углубления с крутыми склонами- овраги.

Что же такое овраг?

Как образуются овраги? 1) картинка .

2)Потоки талой и дождевой водой образуют бурные потоки. Вода по склонам холмов устремляется в низкие места; размывает землю, образуя рытвины. Что такое рытвина? Где я могу узнать значение этого слова?(используем толковый словарь).3)Не скреплённая корнями растений рытвина легко размывается водой, углубляется, расширяется и превращается в овраг.

4)Постепенно вода вымывает все больше и больше земли. Овраг становится шире и глубже — растет.

5)По дну оврага часто бегут временные потоки воды, особенно бурные в весеннее время. Овраг быстро растет.

6)Захватывает новые участки земли, рост оврага приводит к разрушению и размыву земли.

Но люди нашли выход, стали вести борьбу с оврагами.

-Как вы думаете , как? (Сажают деревья и кустарники)

-Для чего? ( Корневая система препятствует разрушению поверхностного слоя земли)

Пашут поперёк склонов, чтобы вода по бороздам не стекала .

Тест.

Надо ли охранять поверхность земли?

Давайте подумаем?

Может быть этот вопрос покажется вам странным Все знают, что надо охранять растения, животных, чистоту воздуха, воды. А поверхность края ? Разве ей что угрожает?

Когда выходим на ровную или холмистую поверхность, мы любуемся красотой, а что ты чувствуешь когда выходишь на открытое место где полно оврагов, заброшенных ям когда в этом месте добывали песок , глину . Это огромная рана на земле.

Строители оставили много рытвин, но дома у них получились красивые и удобные .Люди, забыли, что надо беречь красоту родной земли .

4. Физ. минутка.

5. Горы.

a)Продолжите : Хороши равнин просторы

Но вдали синеют ___(горы)

Путешественников в путь

Красотой они влекут!

И в самом деле, нет ничего впечатляющего, чем грандиозные вершины, увенчанные ледяными коронами , уходящими за облачные выси.

Горы это неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются нал окружающей местностью. Одиночную гору встретить редко, Чаще всего горы расположены рядами -горными хребтами.

б) Работа с учебником стр 77.

1)Работа по таблице. В чём сходство, а в чём различие между холмом и горой?


в) Игра: Соотнесите надпись с нужной картинкой.

г) –А как появляются горы , у вас наверно возник такой вопрос?

Действительно, разве не удивительно где-то расстилаются бескрайние равнины , а где-то возвышаются горы ? Почему так?

Причина всему – земная кора. Она никогда не бывает в покое, то вздрагивает, то опускается, растрескивается, то собирается складками. В результате образуются горы, равнины, холмы, впадины.

Непонятно?

Опыт. Возьмите платок и прикройте им ладонь. Договоримся, что платок – это земная кора. Теперь пошевелите под платком пальцами, а потом согните их- земная кора сразу придет в движение. Земля будет морщится, горбиться, прямо на глазах начнут расти горы. А между ними образуются глубокие ущелья.

Так примерно происходит и в природе, только конечно не так быстро.(Посчитали, что для разрушения гор и образования на их месте равнин нужно около 22млн. лет .)

6) Закрепление изученного.

-Назовите основные формы земной поверхности.

-Что такое равнина, горы, холмы, овраги?

-В чем сходство и различие между холмом и горой?

— Объясните, что такое подошва ,вершина, склон, горы или холма.

7) Домашнее задание!

1.Читать учебник на стр76-83. Уметь пересказывать .

2.Знать изученные термины, уметь объяснять их.

infourok.ru

Холмы и овраги. Видеоурок. Окружающий мир 3 Класс

Тема: Планета, на которой мы живём

Урок: Холмы и овраги

Равнина – ровная земная поверхность.

 

Рис. 1. Равнина (Источник)

Сравним 2 изображения равнин. На первом изображении – плоская равнина, на втором – холмистая.

 

Рис. 2. Плоская равнина (Источник)

 

Рис. 3. Холмистая равнина (Источник)

Плоская равнина имеет ровную поверхность, на холмистой равнине есть возвышения.

 

Холм – небольшая (до 200 м высотой) округлая возвышенность, часто с пологими склонами.

 

Рис. 4. Холм (Источник)

У холма выделяют: вершину – самую высокую часть холма, подошву – место, где холм переходит в равнину, и склоны – это та часть холма, которая располагается между подошвой и вершиной.

 

Рис. 5. Строение холма (Источник)

Склоны бывают крутые (холм резко поднимается над равниной) и пологие (равниной плавно переходит в холм).

 

Рис. 6. Холм с крутыми склонами (Источник)

 

Рис. 7. Холм с пологими склонами (Источник)

С холмами связаны многие известные географические объекты: Дятловы горы, холмы Рима, Шоколадные холмы.

Города часто строили на холмах. В прошлом высокий берег на слиянии двух рек считался выгодным местом для постройки города, который делился на береговую часть и Кремль – центральное укрепление на возвышенности. Ручьи и овраги, сбегающие к реке, делили берег на холмы, вершины которых со временем украшались храмами.

На месте слияния двух рек (Оки и Волги) расположен город Нижний Новгород.

 

Рис. 8. Нижний Новгород (Источник)                          

Ока делит город на 2 части: верхнюю (на высоких лесистых холмах) и нижнюю (на пологом берегу).

 

Рис. 9. Нижний Новгород (Верхняя часть) (Источник)

 

Рис. 10. Нижний Новгород (Нижняя часть) (Источник)

Эти холмы издревле называют Дятловыми горами.

 

Рис. 11. Нижний Новгород. Дятловы горы (Источник)

Возможно, это название связано с цветом береговой глины – красной с черными прожилками, напоминающим оперение дятла;

 

Рис. 12. Дятел (Источник)

а возможно, оно связано с большим количеством дятлов, которые могли обитать в лесах некогда покрывавших берега Оки.

Рим – один из старейших городов мира, современная столица Италии и древняя столица Римской империи.

 

Рис. 13. Рим (Источник)

Рим часто называют «вечным городом» и «городом на семи холмах». Семь холмов Рима – основа города и один из его символов. Все холмы отделяются друг от друга глубокими долинами с крутыми склонами.

Семь холмов Москвы – историческое название возвышенных участков местности, на которых была построена Москва.

 

Рис. 14. Москва (Источник)

Еще с 16 века известна легенда о семи холмах Москвы (по аналогии к Риму), когда город активно разрастался на неровной местности. Кремль и храмы строили на холмах, как бы приподнимая их над городом, что придавало Москве неповторимую красоту, которую отмечали все гости столицы.

На филиппинском острове Бохоль более тысячи холмов, которые выглядят зелеными из-за сочной травы, покрывающей их склоны.

 

Рис. 15. Шоколадные холмы (Источник)

Но во время сухого сезона, когда трава высыхает, холмы приобретают коричневый оттенок, цвет натурального шоколада.

 

Рис. 16. Шоколадные холмы

Потому и называют эту достопримечательность Филиппин Шоколадными холмами. Жители острова сложили множество легенд о происхождении холмов. Одна из них рассказывает о битве двух великанах, которые бросали друг в друга песок и камни, но потом помирились и покинули остров, оставив после себя горы камня и песка.

На равнинах имеются углубления с крутыми склонами – это овраги.

 

Рис. 17. Овраг (Источник)

Дождевые воды в любое время года и талые, появляющиеся весной во время таяния снега, сливаются в ручейки, которые часто прорывают канавки, размеры которых со временем могут увеличиваться и в длину, и в глубину, постепенно образуя овраги. Длина оврагов может достигать нескольких километров, глубина от десяти до 80 метров.

Овраги имеют вершину (место, где овраг начинается), склоны (зачастую крутые и обрывистые), устье (место, где овраг заканчивается), дно (самая низкая часть оврага).

 

Рис. 18. Строение оврага (Источник)

При обильных дождях по дну оврага течет мутный быстрый поток воды, со склонов так же стекает вода, размывая почву. Таким образом, овраг «растет».

 

Рис. 19. Рост оврага (Источник)

Плодородный слой почвы, на котором мог бы вырасти богатый урожай, вымывается с полей в устье оврага, где постепенно, отлагаясь вместе с песком и глиной, зарастает сорняками. В местах, где крупные овраги впадают в небольшие реки, им приходится отклоняться в сторону, ведь из оврага во время дождей выносится много камней, глины и песка. Тогда на реках появляются острова, отмели, косы.

Коса – это идущая от берега низкая и узкая полоса земли.

 

Рис. 20. Коса на реке (Источник)

Глубоко врезаясь в землю, овраги иссушают её, ведь даже болотистые участки можно иссушить, проведя через них глубокие канавы. Там, где оврагов много, подземные воды опускаются столь глубоко, что корни растений не могут их достать. Овраги «разрезают» почву, ветер сушит её и уносит частицы песка и земли, превращая их в пыль, которая переносится на сотни километров. И это ещё не все беды, которые могут принести овраги.

Чтобы бороться с разрастанием оврагов, люди высаживают по их краям деревья и кустарники, сеют травы. Корни растений не дают разрушаться почве.

 

Рис. 21. Овраг, поросший деревьями (Источник)

 

Список рекомендованной литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А.Окружающий мир 3. М.: Просвещение.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Академик (Источник).
  2. Академик (Источник).
  3. Schola.ucoz.ru (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

  1. Составьте короткий тест (4 вопроса с тремя вариантами ответа) на тему «Холмы и овраги».
  2. Подготовьте небольшой доклад о вреде оврагов для сельскохозяйственной деятельности человека и способах борьбы с ними.
  3. * Создайте макет холма с пологим склоном. Подпишите части.

 

interneturok.ru

Урок окружающий мир в 3 классе по теме: «Основные формы поверхности земли: горы, равнины, холмы, овраги»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Основные формы поверхности земли: горы, равнины, холмы, овраги

ФИО (полностью)

Федорцова Наталия Юрьевна

Место работы

МКОУ «Октябрьская СОШ» Киреевского района Тульской области.

Должность

учитель начальных классов.

Предмет

Окружающий мир

Класс

3 класс.

Тема и номер урока в теме

Основные формы поверхности земли: горы, равнины, холмы, овраги. 8 урок

Базовый учебник

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир. 3 класс: Учебник. 1 ч. — М.: Академкнига/

Учебник, 2012.

Федотова О.Н. 3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. – М.: Академкнига/Учебник,

2012.

  1. Цель урока: создание условий для первоначального представления о рельефе Земли.

9. Задачи:

— обучающие: создать условия для развития у учащихся умения определять виды склонов, части холма и оврага, называть их.

— развивающие: способствовать развитию наблюдательности, связной речи,

оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления через постановку проблемных вопросов; умений сравнивать, анализировать и обобщать информацию, переносить информацию на свой «жизненный опыт», делать выводы;

— воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, воспитывать у учащихся чувство товарищества, культуру общения, прилежание, активность, умение работать в паре, воспитание бережного отношения к природе.

  1. Тип урока изучение нового материала

  2. Формы работы учащихся фронтальная, групповая, в парах и индивидуальная

  3. Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карта России.

  4. Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Мотивация к учебной деятельности

Приветствует учеников, организует начало занятия.

2 мин

2

Формулировка темы урока, постановка цели.

ЭОР №1

Организует учащихся на самостоятельное формулирование темы и цели урока.

Организует просмотр иллюстраций разнообразия земной поверхности.

Задаёт проблемный вопрос.

Просматривает иллюстрации разнообразия земной поверхности.

С помощью учителя формулирует тему урока.

5 мин

ЭОР – 2 мин

3

Изучение нового материала.

ЭОР №3

Видеофрагмент

Организует просмотр видеофрагмента.

Задаёт вопросы по просмотренному фрагменту.

Предлагает сравнить плоские и холмистые равнины.

Задаёт вопросы

Предлагает найти равнины на карте России в учебнике.

Предлагает сравнить крутой и пологий склон.

Предлагает рассмотреть рисунок оврага.

Задаёт вопросы.

Просматривает видеофрагмент.

Отвечает на вопросы.

Сравнивает плоские и холмистые равнины.

Отвечает на вопросы учителя.

Работает с картой России в учебнике.

Сравнивает крутой и пологий склон.

Рассматривает рисунок оврага.

Отвечает на вопросы.

ЭОР —

9 мин

4

Физкульми-

нутка для охраны зрения.

ЭОР №4

Презентация

Организует физкультминутку с помощью ЭОР

Выполняет физические упражнения.

5 мин.

ЭОР — 2 мин.

5

Закрепление изученного.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы.

Организует фронтальную проверку.

Выполняет задание в печатной тетради в парах.

Выполняет проверку и исправляет ошибки.

8 мин.

6

Контроль

ЭОР №5

Предлагает выполнить кроссворд.

Решает кроссворд.

10 мин.

ЭОР- 2 мин.

7

Итог урока

Задаёт обобщающие вопросы. Помогает сделать вывод

Делает основные выводы по теме

3 мин

8

Домашнее задание

Объясняет выполнение домашней работы.

Записывает задания

2 мин

Приложение к плану-конспекту урока

Тема урока: «Основные формы поверхности земли: горы, равнины, холмы, овраги»

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Единая коллекция ЦОР

Электронный учебный модуль «Основные формы рельефа» (информационный тип)

иллюстрация

http://www.fcior.edu.ru/card/22701/osnovnye-formy-relefa.html

2

Учительский

портал

информационный тип

презентация

http://narod.ru/disk/8143979001.fea6cec1a6493d8a6e090e3e3fdc7b11/formi zemnoi poverxnosti.zip.html

3

Открытый класс

Сетевые общеобразовательные сообщества

информационный тип

Видеофрагмент

http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/3-klass/undefined/holmy-i-ovragi

4

Учительский

портал

Презентация

физминутки

http://narod.ru/disk/8143979001.fea6cec1a6493d8a6e090e3e3fdc7b11/formi zemnoi poverxnosti.zip.html

5

Фестиваль педагогичес-

ких идей «Открытый урок»

Кроссворд. Текст

http://festival.1september.ru/articles/581600/

infourok.ru

Презентация — Формы поверхности Земли


523
просмотра

Текст этой презентации

Слайд 1

Формы поверхности Земли

Слайд 2

Основные формы земной поверхности
Равнины
Горы

Слайд 3

Равнины
Равнины – это ровные и холмистые обширные участки суши.

Слайд 4

Равнины
Холмистые
Плоские

Слайд 5

Холм —
возвышение на равнине

Слайд 6

Овраги- понижения на равнине

Слайд 7

Равниныпо высоте
Низменности — участки суши, имеющие ровную поверхность впадин. Возвышенность — ровный приподнятый участок суши с высотой 200м. Плато — возвышенная равнина с волнистой поверхностью. Плоскогорье — обширный участок суши с высотой выше 500м.

Слайд 8

Физическая карта России

Слайд 9

Восточно – Европейская равнина

Слайд 10

Западно-Сибирская равнина

Слайд 11

Гора
значительная возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью.

Слайд 12

Частигоры
подошва
склон
вершина

Слайд 13

Слайд 14

Гималаи

Слайд 15

Слайд 16

Горы Кавказа.

Слайд 17

Эльбрус.
Высота 5642 метров

Слайд 18

Кавказ.

Слайд 19

Северный Кавказ. Анапа.

Слайд 20

Кавказские Минеральные воды.

Слайд 21

Молодцы!!!Спасибо за активную работу на уроке.

topslide.ru

Конспект + презентация урока окружающий мир по теме «Формы поверхности Земли» для 3 класса


Карлеба Елена Викторовна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия №15 имени Н.Н.Белоусова
Учитель начальных классов

Окружающий мир
Конспект урока для 3 класса
Тема: «Формы поверхности Земли»

Цель:
Продолжить работу над формированием практических умений по использованию глобуса как источника информации.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с формами поверхности — равнинами и горами.
2. Развитие познавательного интереса с помощью поиска дополнительной информации в литературных источниках и справочниках.
3. Воспитание внимательного отношения к окружающему миру.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, цветные
карандаши, школьные глобусы, карта полушарий, физическая карта, мультимедийная презентация.

Ход урока.
1. Организационный момент
(Вначале учебного года дети разделились на группы. Перед началом урока они сели в свои группы).

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «5»!
У вас все получится!
2. Актуализация знаний
Перед фронтальным опросом предлагаю детям карточки с заданиями разного уровня /приложение 3/
Учитель: Что такое глобус?
Ученики: Модель земного шара.
Учитель: Что можно увидеть на глобусе?
Ученики: Моря, реки, океаны, горы, материки, города.
Учитель: Чем покрыта большая часть поверхности Земли?
Ученики: Водой.
Учитель: Что на глобусе изображено голубым цветом?
Ученики: Океаны, моря, озера, реки.
Учитель: Каким цветом на глобусе показаны участки суши? Ученики: Коричневым, зеленым, желтым.
Учитель: Как называются участки суши?
Ученики: Материки.
Учитель: Сколько материков на Земле? Назовите их. Покажите на карте.

Северная Америка Евразия

Южная Америка Африка

Австралия
Антарктида

Учитель: На каком материке находится Россия?
Ученики: Евразия.
Учитель: Назовите самый маленький по величине материк. Ученики: Австралия.
Учитель: Сколько океанов на Земле? Назовите их. Покажите на карте.

Западное полушарие Восточное полушарие
Северный Ледовитый океан
Т
И
Тихий Ат Х
океан ла И
н Индийский океан Й
ти
чес
кий
Южный океан
Учитель: Какие океаны омывают материк Евразию?
Ученики: Индийский, Тихий, Северный Ледовитый, Атлантический.

3.Работа в группах.
Скорей за работу! Скорей за работу!
Сегодня нас ждёт групповая работа!
И группы уже распределены.
Познакомьтесь, вот они!
(Вначале учебного года дети разделились на группы. У каждой группы своё названии).
Ученики: «Природа», «Умники», «Серебристый дракон», «Звезда», «Земля».

Учитель: Задание: прочитайте вопросы и найдите ответы. Рядом с верным ответом буква. Выписывая буквы по порядку, вы составите фразу. Какую? Узнаем позже. Желаю удачи.
Тест (приложение 1)
Тест

Вопросы.
1. Самый большой материк на Земле? (Евразия)
2. Самый маленький материк на Земле? (Австралия)
3. Полушарие, в котором находится самый маленький материк? (Южное)
4. Материк, через который проходят все меридианы? (Антарктида)
5. Океан в южном полушарии, через который проходят все меридианы? (Южный)
6.Полушарие, в котором находится Северный полюс? (Северное)
7. Океан, в котором находится самая северная точка земли? (Северный Ледовитый)
8. Материк, который пересекается экватором почти посередине? (Африка)
9. Самый большой океан? (Тихий)
10. Второй по величине океан Земли?
11. Материк, пересекаемый экватором в Северной части? (Южная Америка)
12. Материк, который расположен севернее Южной Америки? (Северная Америка)
13. Океан, омывающий Евразию, Африку, Австралию? (Индийский)

Ответы
А Северный Ледовитый океан Н
И Тихий Океан Ш
П Южный океан О
Л Атлантический океан Ь
О Индийский океан А
В Африка И
У Евразия В
Ы Антарктида П
Н Северная Америка Р
Ь Южная Америка У
Х Австралия С
(Если учащиеся ответили верно, то получатся фразы:
«Ух ты, правильно!», «Всё помнишь, ура!»).

4. Изучение нового материала. Работа с учебниками.
Учитель: Посмотрите на поверхность материков. Какая она? Ученики: Разнообразная.
Учитель: Что означают зеленые и коричневые цвета?
Ученики: Горы и равнины.
Учитель: Назовите тему сегодняшнего урока?
Ученики: «Формы поверхности Земли».
Учитель: Да, верно! Основными формами поверхности Земли являются горы и равнины.
Учитель: Что вы знаете о равнинах? Что такое равнины?
Учитель: Прочитайте определение в словаре в конце учебника.
Учитель: Какие бывают равнины?
Ученики: Плоская и холмистая.
Учитель: Всем известно, что поверхность Земли неровная. Эти неровности различаются по высоте, по форме, размерам, возрасту и происхождению.
Учитель: Откройте учебник на стр.16-17.
По рисункам расскажите, какая местность там, где стоит Маша, Миша? У кого обзор лучше?
Ученики: Маша стоит на плоской равнине; эта равнина без возвышений и понижений. Поэтому у Маши большой обзор открытого пространства. Она видит далекий лес, село, просё-лочные дороги и тропинки. Миша стоит на холмистой равнине. Эта равнина, где небольшие возвышения округлой формы (холмы) чередуются с понижениями. Обзор пространства у Миши меньше. Он не видит села, его закрывают небольшие возвышенности, на которых растет кустарник. Таких равнин на Земле больше, чем плоских.
Учитель: По высоте равнины подразделяют на низменности, возвышенности, плато, плоскогорье. Низменности — участки суши, имеющие ровную поверхность впадин. Возвышенность — ровный приподнятый участок суши с высотой 200м. Плато — возвышенная равнина с волнистой поверхностью. Плоскогорье — обширный участок суши с высотой выше 500м.
(Различие равнин по высоте (слайд))
Учитель: Найдите на глобусе самые крупные равнины России и скажите, какие реки по ним протекают?
Ученик: Самые крупные равнины на территории России: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская. По слегка волнистой Восточно-Европейской равнине текут реки Волга, Дон, Днепр. Западно-Сибирская равнина очень плоская. По этой равнине течет река Обь.
Учитель: Покажите на карте равнины. (Дети работают с глобусами, показывают на карте).
(Равнины мира (слайд)) Самая Большая равнина — Амазонская низменность в Южной Америке. Ее площадь свыше 5млн км кв.
Физкультурная минутка.
К морю Чёрному спустились
Наклонились и умылись.
1,2,3,4
Вот так славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брас.
Один, другой – это кроль.
Все как один – плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

Изучение нового материала. Работа с учебниками.
(продолжение)
Учитель: Над поверхностью равнин возвышаются горы. Что такое горы? Прочитайте в словаре. Горы имеют разную высоту. Они разделяются на низкие, средние, высокие. (слайд)
Вершины высоких гор вечно покрыты льдом и снегом, у них крупные склоны и глубокие ущелья. Самые высокие горы на Земле — это Гималаи. (показ на карте, глобусе) В Гималаях самая высокая вершина мира — гора Джомолунгма. (Эверест) в Евразии. Ее высота 8848м. Самая протяженная горная система Анды (длина 900км) и Кордильеры в Южной и Северной Америке.
(Высочайшие вершины мира (слайд))
-Килиманджаро (Африка)
-Косцюшко (Австралия)
-Джомолунгма (Евразия, Гималаи)
-Аконгуа (Южная Америка, Анды)
-Мак — Кингли (Северная Америка, Кордильеры)

Учитель: Какая из форм земной поверхности преобладает в Краснодарском крае? У нас в Сочи?
(Рассказ о Кавказских горах учеником (приложение 2),
показ слайдов).
5.Закрепление.
Чтение рассказов из хрестоматии по группам с.25; с.27;
Работа в тетради для самостоятельных работ с.5, № 7

По горизонтали:
2. Большое пространство ровной поверхности. (Равнина)
4. Самая низкая часть холма. (Подошва)
По вертикали:
1. Возвышение, высотой более 200 метров над окружающей местностью. (Гора)
3. Самое высокое место холма (Вершина)
5. Извилистое резкое понижение местности (Овраг)
Учитель: Молодцы! Вы очень хорошо работали на уроке! Мария Климук – 5, Данелян Диана – 4, Петренко Евгений – 4, Демирчян Анна – 5, Мурадян Виктория – 5 (отметки комментируются).
6. Д/з.
Учитель: Найдите, пожалуйста, материал о равнинах и горах, используйте Интернет, энциклопедии, дополнительную литературу; текст в учебнике пересказать.

Приложение 1
Тест
Вопросы.
1. Самый большой материк на Земле?
2. Самый маленький материк на Земле?
3. Полушарие, в котором находится самый маленький материк?
4. Материк, через который проходят все меридианы?
5. Океан в южном полушарии, через который проходят все меридианы?
6.Полушарие, в котором находится Северный полюс?
7. Океан, в котором находится самая северная точка земли?
8. Материк, который пересекается экватором почти посередине?
9. Самый большой океан?
10. Второй по величине океан Земли?
11. Материк, пересекаемый экватором в Северной части?
12. Материк, который расположен севернее Южной Америки?
13. Океан, омывающий Евразию, Африку, Австралию?
Ответы
А Северный Ледовитый океан
И Тихий Океан
П Южный океан
Л Атлантический океан
О Индийский океан
В Африка
У Евразия
Ы Антарктида
Н Северная Америка
Ь Южная Америка
Х Австралия

Тест
Вопросы.
1. Самый большой материк на Земле?
2. Самый маленький материк на Земле?
3. Полушарие, в котором находится самый маленький материк?
4. Материк, через который проходят все меридианы?
5. Океан в южном полушарии, через который проходят все меридианы? 6.Полушарие, в котором находится Северный полюс?
7. Океан, в котором находится самая северная точка земли?
8. Материк, который пересекается экватором почти посередине?
9. Самый большой океан?
10. Второй по величине океан Земли?
11. Материк, пересекаемый экватором в Северной части?
12. Материк, который расположен севернее Южной Америки?
13. Океан, омывающий Евразию, Африку, Австралию?
Ответы
Н Северный Ледовитый океан
Ш Тихий Океан
О Южный океан
Ь Атлантический океан
А Индийский океан
И Африка
В Евразия
П Антарктида
Р Северная Америка
У Южная Америка
С Австралия

Приложение 2
(Материал для рассказа о Кавказских горах.)

Через всю территорию Краснодарского края протянулись Кавказс-
кие горы. Они начинаются у берегов Черного моря, недалеко от Анапы, а заканчиваются возле Каспийского моря. Кавказские горы учёные считают молодыми. Им около 70 миллионов лет. По сравнению с Уральскими горами – это горы дошколята. Кавказские горы и сегодня продолжают расти. За 1год они вырастают на 1 см. Самая высокая гора – это Эльбрус. Её высота 5 642 метра. Самая высокая гора Краснодарского края – это гора Цахвоа. Её высота – 3345м. Многие вершины Кавказских гор покрыты вечными снега-ми и ледниками. Самые высокие из них – это Агепста (3256 м), Чугуш (3238м) и Южный Псеашхо (3251 м). В горах высокие хреб-ты и глубокие ущелья. Высоко в горах рождаются горные реки, быстрые и стремительные, несущие свои воды в Чёрное море. Кавказские горы знамениты своими пещерами. Они очень красивы и таинственны. Город Сочи расположен на Западном Кавказе.

Приложение 3
Разноуровневые карточки

/карточка для среднего ученика/
1. Линии, указывающие направление север-юг, называют…… (меридианами)
2. Самая большая параллель Земли…..(экватор)
3. Линии разной длины, расположенные на глобусе, называют…… (параллелями)
4. Огромные участки суши, со всех сторон омываемые океанами, называют……(материками)
5. Часть земной поверхности, видимую человеком на открытой местности, называют ……(горизонтом)
6. Участки земной поверхности, которые значительно приподняты над равнинами, называют …….(горами)
7. Огромные водные пространства, разделяющие материки, называют ……(океанами)
8. Прибор, с помощью которого можно ориентироваться на местности — …. (компас)

/карточка для сильного ученика/
1. Направление, которое показывает окрашенная в синий цвет стрелка прибора для ориентирования — ..… (север)
2. Сколько основных сторон горизонта ты знаешь……(4)
3. Какой материк имеет только северные берега? (Антарктида)
4.Какой океан омывает Африку с западной стороны?
(Атлантический)
5. Какой океан омывает только два материка? (Северный Ледовитый)
6. На каком материке находятся Уральские горы? (Евразия)
7.Глобус – это…………………………………………
8. Место, где как бы небо сходится с земной поверхностью … это (линия горизонта)

/карточка для сильного ученика/
1. Виден край, да не дойдёшь (горизонт)
2. На Земле живут две точки, обе в беленьких платочках (полюса)
3. Вокруг неё Земля вращается, а утро с ночью не встречается (ось)
4. Он Земли изображение и не любит искажения (глобус)
5. Под стеклом сижу, во все стороны гляжу.
В лес со мной заберёшься — и с пути не собьёшься (компас)
6. Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ездить нельзя,
Земля есть – пахать нельзя. Что это? (карта)

Тема: «Глобус – модель Земли»
Можно ли считать верным высказывание?
1. На глобусе можно увидеть тончайшие
линии, покрывающие поверхность глобуса
а) да; б) нет;
2. Эти линии воображаемые, на самом деле
на земной поверхности их нет
а) да; б) нет;
3.Линии, которые соединяют Северный полюс
и Южный полюс, называют параллелями
а) нет; б) да;
4. Линии, которые соединяют Северный полюс
и Южный полюс, называют меридианами.
а) да; б) нет; в) экватором;
5. Все меридианы пересекаются на Северном и
Южном полюсах
а) да; б) нет;
6. Самый длинный меридиан – это экватор
а) нет; б) да;
7. Экватор – это самая длинная параллель
а) да; б) нет;
8. Экватор делит земной шар на полушария
– Северное и Южное
а) да; б) нет;
9. Экватор – это линия, которая делит все
меридианы пополам
а) да; б) нет;
10. Самые маленькие параллели – это Северный
и Южный полюса Земли
а) да; б) нет;
11. Все меридианы Земли имеют разную длину
а) нет; б) да;
12. . Все меридианы Земли имеют одинаковую длину
а) да; б) нет.

Тема: «Материки и океаны на глобусе»
1. Самый большой материк на Земле?
а) Северная Америка;
б) Евразия;
в) Африка;
2. Самый маленький материк на Земле?
а) Австралия;
б) Антарктида;
в) Африка;
3. Полушарие, в котором находится маленький материк?
а) Западное полушарие;
б) Восточное полушарие;

4. Материк, через который проходят все меридианы?
а) Африка;
б) Антарктида;
в) Евразия;
5. Океан в Южном полушарии, через который проходят все меридианы?
а) Тихий океан;
б) Южный океан;
в) Атлантический океан:
6. Полушарие, в котором находится Северный полюс?
а) Восточное полушарие;
б) Западное полушарие;
в) Южное полушарие;
7. Океан, в котором находится самая северная точка Земли?
а) Южный океан;
б) Индийский океан;
в) Северный Ледовитый океан;
8. Материк, который пересекается экватором почти
посередине
а) Австралия;
б) Северная Америка;
в) Африка;
9. Самый большой океан?
а) Атлантический океан;
б) Тихий океан;
в) Индийский океан
10. Океан, омывающий Евразию, Африку, Австралию?
а) Индийский океан;
б) Южный океан;
в) Тихий океан;

Тема: «Материки, океаны»

/карточка для слабого ученика/
1) Рассмотрите глобус. Найдите самый большой материк, найдите самый маленький материк и запишите их названия.
2) Чего на Земле больше: суши или воды? Какой океан самый маленький, а какой самый большой?

/карточка для сильного ученика/
1) Какой океан, на ваш взгляд, самый теплый, а какой самый холодный?
2) Угадайте материки.
? Я самый маленький материк, с самым сухим климатом, который полностью находится в Южном полушарии.
? И я нахожусь в Южном полушарии, но почему-то люди не спешат заселить меня.
? А я почти весь нахожусь между северными и южными тропиками, меня называют самым жарким материком.
3) Продолжите вопросы. Можете составить кроссворд.

/карточка для среднего ученика/
Глядя на глобус, выберите любой маршрут путешествия. Напишите его, используя географические названия, названия сторон горизонта и транспортные средства.

/карточка для сильного ученика/
1) Что меняется от вращения Земли вокруг своей оси?
2) Что меняется от вращения Земли вокруг Солнца?
3) Как вращается Земля?

/карточка для слабого ученика/
1) Какую форму имеет Земля?
2) Как представляли Землю люди в древности?
3) Как называется модель Земли?

Используемая литература:
1.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Наш мир 3 класс: Учебник. В 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник
2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Наш мир в вопросах и заданиях. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. – М.: Академкнига/Учебник
3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Наш мир знакомый и загадочный. 3 класс: Хрестоматия. В 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник
4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Окружающий мир 3 класс: Методическое пособие: – М.: Академкнига/Учебник

Формы поверхности земли View more presentations from Ekaterina.

Автор: Карлеба Елена Викторовна

pedportal.net

План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему: Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока окружающий мир «Полезные ископаемые» 3 класс, УМК «ПНШ» + мультимедийная презентация + карточки + тесты)

1. Орг. момент

1 мин.

— Здравствуйте ребята! Меня зовут Екатерина Сергеевна, и сегодня урок окружающего мира буду вести у вас я.

(Слайд 1)

— Можете садиться. Давайте для начала послушаем стихотворение.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку

слушают стихотворение, выдвигают свои предположения

Умение слушать

2. Проверка домашнего задания

10 мин.

— Молодцы, ребята, сейчас мы с вами повторим тему – минералы. Домашним заданием на сегодня у вас был пересказ стр. 12-15. Ребята, я спрошу одного ученика по данной теме. Кто хочет ответить?

— Очень хорошо ребята, ваш ответ был очень четким и выразительным!

— Сейчас, для того чтобы закрепить изученный материал, я раздам карточки с заданиями двум желающим. Вам необходимо заполнить пробелы в карточках и ответить на заданные вопросы по прошлым темам.

— Ребята, подойдите со своими дневниками, я поставлю вам оценку за ответ на уроке.

Проверяет домашнее задание; озвучивает тему урока

Слушают учителя, работают по карточкам; отвечают с помощью схемы

Проверка знаний учащихся.

  1. Подготовка к основному этапу занятий:
  1. Мотивационный этап;
  2. Постановка целей

1 мин.

5 мин.

10 мин.

— Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие — спрятаны глубоко в Земле.

Какие хитрые секреты

Таят обычные предметы:

Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету –

Металл такой же, как в ракетах.

Таит его простая глина,

Сестра сапфира и рубина!

А коль споткнёшься ты о камень,

Не думай, что виной булыжник,

И тут всесильная природа

Тебе подсунула породу!  

— Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь? (ответы детей).

— Правильно ребята, о полезных ископаемых.

(Слайд 2).

— А сейчас, подумайте и составьте схему из чего состоят полезные ископаемые.

— Посмотрите пожалуйста на слайд и проверьте правильно ли вы составили свою схему.

(Слайд 3)

— Молодцы ребята, у вас все правильно!

— Какую цель можно поставить на уроке? (Узнать, что такое ископаемые)

(Слайд 4)

А какую проблему мы можем поставить на уроке?

— Проблема: Если есть полезные ископаемые, есть ли не полезные?

(Слайд 5)

— Открываем учебник на стр. 16. Кто нам прочитает тему урока? («Полезные ископаемые»)

— Давайте мы с вами повторим пройденное: прочитайте 2 вопроса и ответьте на них.

— Правильно, ребята! А теперь, прочитайте 1 абзац на 16 стр., давайте подумаем, что мы называем полезными ископаемыми? (ПИ – это горные породы и минералы, которые человек использует для свои хозяйственных нужд).

(Слайд 6)

—  Хорошо, давайте поработаем в парах. Составьте схему полезных ископаемых по 1 абзац стр. 16.  

— Молодцы ребята, а я составила вот такую схему, посмотрите на экран

(Слайд 7)

— Как вы думаете, почему моя и ваши схемы похожи?

– Правильно, к твердым полезным ископаемым относится торф, песок, каменный уголь, гранит, известняк, алмазы и другие. К жидким полезным ископаемым относится нефть, минеральная вода, к газообразным полезным ископаемым природный газ.

 (Слайды 8, 9, 10)

— Очень хорошо ребята. Перепишите мою схему со слайда в тетрадь.

.

— Кто прочитает нам вопрос на стр. 16?

— Теперь ребята скажите мне, что же такое разведка?

(Разведка – это работы, производимые с целью ближайшего исследования уже отрытого месторождения полезного ископаемого)

(Слайд 11)

— А кто мне скажет, что такое месторождение?

— Посмотрите внимательно в учебник возле слова месторождение стоит звездочка, что нам нужно сделать? (открыть словарик и посмотреть значение).

— Кто нам прочитает?  (Месторождение – это место, где залегают полезные ископаемые).

(Слайд 12)

— Молодцы! Но чтобы нам ответить а этот вопрос, нам нужно изучит следующий абзац.

— Ребята, скажите кто такие геологи и археологи и чем они занимаются?

— Правильно ребята, геолог – это человек, который занимается поиском крупных скоплений и залежей полезных ископаемых.

(Слайд 13)

 А археолог – человек, который занимается раскопками древних вещей.

(Слайд 14)

Уточняет понимание учащимися поставленных;

формулирует задачи урока;

объявляет: цели урока, выдвигает проблему, формулирует задания, контролирует выполнение работы;

Показывает свою схему полезных ископаемых

Спрашивает значение слов

Слушают учителя, отвечают на вопросы, предполагают цели, ставят проблем урока; работают с учебником

Записывают схему полезных ископаемых;

Думают над значением слов; работает со словарем

Проверка знаний учащихся.

Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Осладение базовыми  предметными, межпрдметными понятиями, отражающими существенные связи  и отношение между обектами и процессами

строят рассуждения

Слушают, вступать в диалог участвовать в коллективном обсуждении;

Формулирвать собственную позицию, мнеия, контролировать действие партера.

  1.  Изучение нового материала

3 мин.

7 мин.

10 мин.

5 мин.

— Поработаем в группах. У каждой группы будет свое задание, связанное с полезными ископаемыми. Всего групп 5 по 5 человек. Я назначу ведущего, секретаря, чтеца и двух докладчиков. Ведущий руководит работой и следит за тем, чтобы все говорили только о данной теме. Чтец, читает материал из учебника, задания из карточки, дополнительный материал для работы, а в некоторых читает информацию из хрестоматии. Секретарь записывает на основе текста и выбранного ребятами материала информацию и составляет текст для выступления докладчиков. После окончания работы с текстами и с карточками докладчики выступают по их теме.

Каждой группе я раздам несколько карточек:

1 – инструкция работы с материалом;

2 – как нужно работать в группе;

3 – карточка с заданием.

— В 3 карточке будет написано название темы, с которой будит работать ваша группа, страницы учебника и хрестоматии и дополнительный материал.

(Слайд 15)

Кадой групппе я раздам образцы полезных ископаемых.

-На эту работу вам даётся на работу 7 мин.  

(работа в группах)

— Время работы подошло к концу. Давайте начнем с первой группы. Докладчики выходите отвечать. Все ребята, кто не работал над этой темой записывайте кратко в рабочую тетрадь.

— Постарайтесь каждая группа уложиться в 2 минуты.

(ответы учеников по темам)

(Слайды: 16 – 20)

— Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием! А теперь, давайте проверим ваши знания по всему тому, что вы усвоили за урок. Проведем тест. Я раздам вам карточки с заданиями.

Инструктирует учеников; распределяет роли

Слушают учителя, выполняют групповую работу,

находят в тексте информацию

Определение основной информации; учатся работать в группе.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *