Таблица по географии 11 класс население зарубежной европы – Население зарубежной Европы презентация 11 класс
Население Зарубежной Европы — География
Население Зарубежной Европы
Цели: сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы.
Оборудование: карта «Народы мира» или «Народы Европы», «Плотность населения Европы».
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Изучение нового материала
Комментарии для учителя. Работу по изучению демографических показателей населения Европы можно выполнить в группах. Каждая группа получает задание найти черты сходства и черты отличия по одному из показателей населения в разных регионах Европы.
Можно предложить на этом этапе урока изучение нового материала в виде самостоятельной работы. В любом варианте изучение населения Европы очень удобной для систематизации новых знаний на уроке будет данная таблица. Сначала строки таблицы: «численность», «плотность», «форма правления» и «административно-территориальное деление» заполняется учащимися самостоятельно с помощью различных источников информации (учебник, атлас). Затем эти строки таблицы проверяется.
Сравниваемые черты | Северная Европа | Южная Европа | Западная Европа | Восточная Европа | Черты сходства |
1. Численность |
|
|
|
|
|
2. Тип правления |
|
|
|
| |
3. Форма административно-территориального деления |
|
|
|
|
|
4. Тип воспроизводства |
|
|
|
|
|
5. Возрастная структура |
|
|
|
|
|
6. Демографическая политика |
|
|
|
|
|
7. Плотность населения |
|
|
|
|
|
8. Уровень урбанизации |
|
|
|
|
|
9. Национальный состав |
|
|
|
| |
10. Религиозный состав |
|
|
|
|
|
Оставшиеся разделы таблицы заполняются на основе докладов учащихся, рассказа учителя, совместной работы учителя и учеников, практикумов и т. д.
Учитель. Зарубежная Европа — регион с весьма сложной и не очень благоприятной демографической ситуацией. На мировом фоне он выделяется низкой рождаемостью и низким естественным приростом, такое явление демографы называют демографической зимой. После второй мировой войны рождаемость в регионе повысилась, но в 50-е годы отчетливо наметилась тенденция к снижению рождаемости. В результате она упала до 13 человек на 1000 жителей (в сравнении с мировым показателем 26 промилле). В среднем европейская женщина производит 2,1 ребенка, при таком уровне рождаемости воспроизводство населения не обеспечивается.
Причины такой низкой рождаемости разнообразны. Главной среди них считается увеличение средней продолжительности жизни, что приводит к постепенному старению населения, а также резкое возрастание «цены» ребенка, влияние городского образа жизни, непрочность семьи, слабое влияние религии.
Задание: Проанализируйте таблицу «Воспроизводство населения в Зарубежной Европе». Найдите страны, являющиеся лидерами по показателям рождаемости, смертности, естественного прироста. Проанализируйте причины такого распределения. (В Албании самый высокий уровень рождаемости и естественного прироста, это связано с влиянием мусульманства. Сравнительно высокий уровень рождаемости в Ирландии, Исландии, Македонии. Но вместе с этим в Европе есть страны с очень низким рождаемости — Болгария, Греция, Испания, Италия, ФРГ.)
В каких странах особенно остро стоит демографическая проблема? {В странах с низкой рождаемостью и низким и естественным приростом.)
Какой вывод о типе воспроизводства населения можно сделать? (Все страны Европы, кроме Албании, имеют первый тип воспроизводства населения: низкую рождаемость, низкий естественный прирост.)
Воспроизводство населения в Зарубежной Европе
Страны | Рождаемость | Смертность | Естественный прирост |
Австрия | 12 | 10,6 | 1,4 |
Албания | 26 | 6,0 | 20,0 |
Бельгия | 12,6 | 10,6 | 2,0 |
Босния | 15,7 | 6,2 | 9,5 |
Герцеговина | 10,7 | 12,2 | -1,5 |
Болгария | 13,9 | 11,2 | 2,7 |
Великобритания | 12,2 | 13,7 | -1,5 |
Венгрия | 10,1 | 9,3 | 0,8 |
Греция | 12,4 | 11,9 | 0,5 |
Дания | 19,0 | 9,0 | 10,0 |
Ирландия | 9,8 | 9,4 | 0,4 |
Италия | 19,0 | 7,0 | 12,0 |
Исландия | 10,4 | 8,3 | 2,1 |
Испания | 14,1 | 1,1 | |
Латвия | 15,3 | 10,7 | 4,6 |
Литва | 19,0 | 7,2 | 11,8 |
Македония | 13,2 | 8,6 | 4,6 |
Нидерланды | 14,3 | 10,7 | 3,6 |
Норвегия | 14,0 | 11,0 | 3,0 |
Польша | 16,0 | 10,0 | 6,0 |
Португалия | 13,6 | 10,7 | 2,9 |
Румыния | 17,1 | 10,3 | 6,8 |
Словакия | 13,8 | 10,4 | 3,4 |
Словения | 13,2 | 10,1 | 3,1 |
Финляндия | 13,5 | 9,3 | 4,2 |
Франция | 10,1 | 11,1 | -1,0 |
ФРГ | 13,0 | 11,1 | 1,9 |
Хорватия | 13,6 | 13,1 | 0,5 |
Чехия | 12,3 | 9,3 | 3,0 |
Швейцария | 14,5 | 11,1 | 3,4 |
Швеция | 14,1 | 12,3 | 1,8 |
Эстония | 15,0 | 8,0 | 6,0 |
Сравним регионы Европы по данным показателям. Самая неблагоприятная ситуация в странах Восточной Европы. Это связано с тем, что долгое время в условиях административного правления этими странами проводилась жесткая демографическая политика. Так, например, в Болгарии и Венгрии право на аборты и использование контрацептивов было ограничено. В Румынии до 1989 года аборт разрешался только женщинам, имеющим пять и более детей, а за незаконный аборт врачам грозило тюремное заключение. Ввоз и продажа контрацептивов были запрещены. Но после снятия таких ограничений рождаемость в этих странах резко упала, что привело к отрицательному естественному приросту.
В Западной Европе ситуация также неблагоприятная. Правительство этих стран вынуждено проводить демографическую политику, направленную на повышение рождаемости, причем без ограничений на аборты и использование контрацептивов. Но, тем не менее, расширенное воспроизводство населения наблюдается не во многих странах, а в некоторых, таких как ФРГ, наоборот, проявляется естественная убыль.
В Южной Европе до 80-х годов ситуация была благоприятной, но сейчас также наблюдается низкий уровень рождаемости.
В северной Европе благоприятная демографическая ситуация наблюдается только в Ирландии и Исландии.
Миграции
На этом же этапе урока учитель предлагает проанализировать направления, динамику трудовых миграций. Для этого следует использовать рисунок в учебнике на с. 164. Учитель обращает внимание учащихся, что существует закономерность между странами эмиграции и иммиграции. В чем она заключается? (Страны эмиграции — страны бывшие колонии, страны иммиграции — страны метрополии.)
Урбанизация
Задание: С помощью карт атласа разделить страны Европы на сильно-, средне -, и слабоурбанизированные, результаты оформить в виде схемы.
Проанализируйте полученные результаты. (В группе слабоурбанизированных стран преобладают страны Южной Европы. Это связано с тем, что в этом регионе благоприятные условия для развития сельского хозяйства, сохраняются традиции многодетных семей и т. д.).
Задание: Пользуясь картой городских агломераций в учебнике, выделите крупнейшие агломерации. Проанализируйте причины появления городов-миллионеров именно в тех районах, где они находятся. Результаты оформите в виде схемы.
Классификация городов — миллионеров по их географическому положению:
Сравните страны по числу городов-миллионеров. Какой вывод можно сделать? (Самое большое количество городов миллионеров находится в Великобритании — 7, ФРГ — 6, Италия — 5, Франция — 3, Польша — 3, крупнейшие города Европы размещаются вдоль европейского коридора — центральная ось развития.)
Вопрос: Пользуясь текстом учебника, определите основные этапы урбанизации в Европе. {Долгое время для Европы была характерна высокая степень урбанизации. Большая часть населения жила в крупных городах, однако в 70-е годы XX века начался отток населения в пригороды и в сельскую местность. Такое явление называется субурбанизацией. Субурбанизация объясняется многими причинами: изношенностью жилого фонда, скученностью населения в центральных районах городов, ухудшением состояния окружающей среды, переносом в пригороды предприятий, дороговизной земли и жилья в центре города, желанием жить в собственном доме. В тоже время субурбанизация характеризуется растеканием городского образа жизни и формирования обширных урбанизированных зон)
Национальный состав населения Европы
Вопрос: Вспомните, какие страны называются однонациональными, какие двунациональными, а какие — многонациональными? Какие из Европейских государств относятся к каждой из этих групп? Результаты работы можно оформить в виде таблицы.
Однонациональные страны Европы | Двунациональные страны Европы | Многонациональные страны Европы |
Норвегия | Бельгия | Швейцария, Великобритания, Испания |
Языковой состав населения Европы
Задание: Пользуясь картами атласа, приведите примеры народов Европы, относящихся к различным языковым группам. Заполните таблицу:
Индоевропейская семья | Уральская семья | ||||||
Славянская группа | Балтийская группа | Германская группа | Кельтская группа | Романская группа | Греческая группа | Албанская группа | Финно-угорская группа |
|
|
|
|
|
|
|
|
При изучении национального состава региона, можно заслушать доклады учащихся на тему «Межнациональные конфликты в Европе».
Проблема межнациональных конфликтов в Европе
Половина стран Европы считаются однонациональными. Но остальные являются многонациональными и двунациональными. Именно в этих странах возникают национальные конфликты.
Примером страны, в которых существуют межнациональные конфликты, является Бельгия. На государственном гербе начертан девиз: «В единении наша сила». Но достичь такого единения не удалось со времени образования этого государства, а именно с 1830 года. В этой стране живет два народа: фламандцы и валлоны. Фламандцы живут на севере страны, валлоны — на юге, их родным языком является французский. Причиной межнационального конфликта является то, что долгое время экономическим ядром страны считался юг, то есть Валлония. Здесь добывался уголь, была развита черная металлургия, ремесла, населения было богаче, жили здесь и аристократы. Государственным языком считался валлонский, он же был и литературным языком. Фландрия же выполняла функцию сельскохозяйственного придатка. Ее население подвергалось экономической и национальной дискредитации. Но после второй мировой войны ситуация коренным образом поменялась. Районы юга стали старопромышленными, а север стал развивать наукоемкие отрасли. Выросло и значение Антверпена. Благодаря более благополучной демографической ситуации, численность населения Фландрии выросло. Все это резко обострило межнациональные отношения между фламандцами и валлонами. Для выхода из кризиса правительство постановило осуществить переход к федеративному устройству страны. Теперь в страны два государственных языка, все вывески и документы производятся сразу на двух языках.
Непростые национальные проблемы есть и в Испании. К коренным народам относятся испанцы (71%), каталонцы (18%), галисийцы (8%) и баски (2,4%). При этом каталонцы сходны в культурном отношении с французами, галисийцы с португальцами, а баски вообще своеобразный народ, не схожий ни с одним из народов Пиренейского полуострова. Национальная проблема возникла после того, как каталонцы и галисийцы были лишены некоторых привилегий. Во времена правления Франко любое проявление их национальных чувств преследовалось. Например, нельзя было исполнять национальные песни и танцы. В 1978 году была принята новая конституция, которая признала автономии Каталонии, Галисии и страну Басков, но радикально настроенные баскские националисты ведут бессмысленную террористическую борьбу. Поэтому национальный вопрос в Испании нельзя признать полностью решенным.
Особой остротой отличаются национальные проблемы в Восточной Европе. Так, в Румынии в конце 80 гг. началась кампания по ликвидации тысяч деревень под предлогом создания крупных агропромышленных центров городского типа. Это привело к эмиграции венгров и ухудшению румыно-венгерских отношений.
В Болгарии туркам было запрещено пользоваться родным языком, носить национальную одежду, совершать мусульманские обряды. В результате тысячи турков эмигрировали из страны.
В конце 80-х гг. ухудшились и национальные проблемы в Югославии (СФРЮ). Федерация распалась на пять государств. Но и в новых странах национальные проблемы не решены, так как вновь образованные государства — многонациональные, кроме Словении. В Сербии есть проблема автономного края Косово, населенного албанцами, требующими присоединения к Албании. Для Хорватии основной национальной проблемой является проблема с Сербской Краиной, провозгласившей в 1991 году выход из Хорватии. Для Македонии это проблема албанского меньшинства. Для Боснии и Герцеговины эта проблема заключается в том, что в стране живут сербы, хорваты и хорваты — мусульмане. Недовольными в стране являются мусульмане, что привело к войне, в которой погибло более 200 тыс. человек. Кроме перечисленных национальных проблем, Югославия является районом компактного проживания приверженцев нескольких религий: сербы, черногорцы и македонцы — православные, словенцы, хорваты — католики, часть хорватов, сербов в результате долго Османского владычества приняли мусульманскую веру.
Дополнительные материалы
Страна Басков, Баскония — автономная историческая область на севере Испании, на Пиренейском полуострове. В I в. до н. э. — середине V в. н. э. территория, заселенная басками, номинально подвластна Риму. В XI-XV вв. государства басков — под властью Наварры, Кастилии; в конце XV — начале XVI вв. вошли в состав единого испанского государства, сохраняя до 1876 года некоторую автономию. После победы Народного фронта в 1936 году был создан автономный район, названный Страной Басков. С падением республики в 1939 году Страна Басков была лишена самоуправления. В соответствии с конституцией 1978 года Страна Басков получила сначала временную, а с января 1980 года — постоянную автономию.
В Стране Басков существует сильное движение за полное отделение от Испании. Эти интересы представляет политическая партия «Батасуна», крайне националистические взгляды отражают боевики.
Территория Галисии завоевана римлянами во II-I вв. до н. э. Современное название «Галисия» встречается в исторических источниках VI в. В начале V в. территория Галисии была завоевана свевами и явилась основным ядром их государства (V-VI вв.). После победы над арабами в 718 году Галисию подчинили короли Астурии. В 1065-72 гг. Галисия — независимое королевство, в 1072 году была присоединена к Кастилии. В объединенной Испании Галисия до XIX в. сохраняла ряд автономных прав.
После провозглашения Испанской республики (1931 г.) республиканцы Галисии выработали проект галисийской автономии, который был одобрен проведенным в Галисии референдумом (28 июня 1936 г.). Однако созданию автономии галисийского района помешал начавшийся 17-18 июля 1936 гола франкистский мятеж.
Религиозный состав населения Европы
На основе текста учебника и карт атласа, составить схему «Религиозный состав населения стран Европы».
Следует обратить внимание учеников на наличие многих течений протестанства в Европе. Можно заслушать доклады.
Протестантизм — одно из основных направлений в христианстве. Откололся от католицизма и холе Реформации XVI в. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.). Для протестантизма характерны отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества; в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крошению и причащению). Основной источник вероучения — Священное писание. В XIX-XX вв. для некоторых направлений протестантизма характерно стремление дать рационалистическое толкование Библии, проповедь «религии без бога» (то есть только как нравственного учения). Протестантизм распространен главным образом в США, Великобритании. Германии, Скандинавских странах и Финляндии, Нидерландах. Швейцарии, Австралии, Канаде, Латвии, Эстонии.
Лютеранство, крупнейшее направление протестантизма. Основано Мартином Лютером в XVI в. В лютеранстве впервые сформулированы главные положения протестантизма, но лютеранство воплотило их в жизнь менее последовательно, чем кальвинизм. Распространено в скандинавских странах. Германии, США, странах Прибалтики.
Кальвинизм — направление протестантизма, основано Жаком Кальвином. Из Женевы распространился на Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландская (XVI в.) и английская (XVII в.) революции. Для кальвинизма особенно характерны: признание только Священного Писания, исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека, его спасения или осуждения; успех и профессиональной деятельности служит подтверждением его избранности), отрицание роли духовенства в спасении людей, упрощение церковных обрядов (во время богослужения не звучит протяжная духовная музыка, не возжигаются свечи, в церквах отсутствуют настенные изображения). Современные приверженцы кальвинизма — кальвинисты, реформаты, пресвитериане, конгрегационалисты.
Пресвитериане — умеренное крыло английских и шотландских пуритан. Пресвитерианство основано в Шотландии Джоном Ноксом, учеником Жана Кальвина. Требования строгого единообразия, упрощения и удешевления церковных обрядов, замены епископов выборными пресвитерами, отделения церкви от светской власти получили в Шотландии широкую поддержку и в 1592 году пресвитерианство было признано государственной религией.
III. Закрепление изученного материала
Для закрепления знаний, полученных на уроке, можно использовать вопросы и задания учебника (блок контроля и самоконтроля):
1) Ответьте на вопрос № 1.
2) Используйте карты для ответа на вопрос № 1, 2, 3.
«Можете ли вы», вопрос № 4.
IV. Домашнее задание
1. Отметить на контурных картах страны Европы и их столицы, выделить крупнейшие агломерации.
2. Для тех учащихся, кто не справился с изучением темы урока или испытывал трудности: читать текст учебника, отвечать на вопросы закрепления.
multiurok.ru
Урок 31. Население Зарубежной Европы | Поурочные планы по географии 10 класс
Урок 31. Население Зарубежной Европы
08.07.2015 11584 0Цели: сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы.
Оборудование: карта «Народы мира» или «Народы Европы», «Плотность населения Европы».
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Изучение нового материала
Комментарии для учителя. Работу по изучению демографических показателей населения Европы можно выполнить в группах. Каждая
группа получает задание найти черты сходства и черты отличия по одному из показателей населения в разных регионах Европы.
Можно предложить на этом этапе урока изучение нового материала в виде самостоятельной работы. В любом варианте изучение населения Европы очень удобной для систематизации новых знаний на уроке будет данная таблица. Сначала строки таблицы: «численность», «плотность», «форма правления» и «административно-территориальное деление» заполняется учащимися самостоятельно с помощью различных источников информации (учебник, атлас). Затем эти строки таблицы проверяется.
Сравниваемые черты | Северная Европа | Южная Европа | Западная Европа | Восточная Европа | Черты сходства |
1. Численность |
|
|
|
|
|
2. Тип правления |
|
|
|
|
|
3. Форма административно-территориального деления |
|
|
|
|
|
4. Тип воспроизводства |
|
|
|
|
|
5. Возрастная структура |
|
|
|
|
|
6. Демографическая политика |
|
|
|
|
|
7. Плотность населения |
|
|
|
|
|
8. Уровень урбанизации |
|
|
|
|
|
9. Национальный состав |
|
|
|
|
|
10. Религиозный состав |
|
|
|
|
|
Оставшиеся разделы таблицы заполняются на основе докладов учащихся, рассказа учителя, совместной работы учителя и учеников, практикумов и т. д.
Учитель. Зарубежная Европа — регион с весьма сложной и не очень благоприятной демографической ситуацией. На мировом фоне он выделяется низкой рождаемостью и низким естественным приростом, такое явление демографы называют демографической зимой. После второй мировой войны рождаемость в регионе повысилась, но в 50-е годы отчетливо наметилась тенденция к снижению рождаемости. В результате она упала до 13 человек на 1000 жителей (в сравнении с мировым показателем 26 промилле). В среднем европейская женщина производит 2,1 ребенка, при таком уровне рождаемости воспроизводство населения не обеспечивается.
Причины такой низкой рождаемости разнообразны. Главной среди них считается увеличение средней продолжительности жизни, что приводит к постепенному старению населения, а также резкое возрастание «цены» ребенка, влияние городского образа жизни, непрочность семьи, слабое влияние религии.
Задание: Проанализируйте таблицу «Воспроизводство населения в Зарубежной Европе». Найдите страны, являющиеся лидерами по показателям рождаемости, смертности, естественного прироста. Проанализируйте причины такого распределения. (В Албании самый высокий уровень рождаемости и естественного прироста, это связано с влиянием мусульманства. Сравнительно высокий уровень рождаемости в Ирландии, Исландии, Македонии. Но вместе с этим в Европе есть страны с очень низким рождаемости — Болгария, Греция, Испания, Италия, ФРГ.)
В каких странах особенно остро стоит демографическая проблема? {В странах с низкой рождаемостью и низким и естественным приростом.)
Какой вывод о типе воспроизводства населения можно сделать? (Все страны Европы, кроме Албании, имеют первый тип воспроизводства населения: низкую рождаемость, низкий естественный прирост.)
Воспроизводство населения в Зарубежной Европе
Страны | Рождаемость | Смертность | Естественный прирост |
Австрия | 12 | 10,6 | 1,4 |
Албания | 26 | 6,0 | 20,0 |
Бельгия | 12,6 | 10,6 | 2,0 |
Босния | 15,7 | 6,2 | 9,5 |
Герцеговина | 10,7 | 12,2 | -1,5 |
Болгария | 13,9 | 11,2 | 2,7 |
Великобритания | 12,2 | 13,7 | -1,5 |
Венгрия | 10,1 | 9,3 | 0,8 |
Греция | 12,4 | 11,9 | 0,5 |
Дания | 19,0 | 9,0 | 10,0 |
Ирландия | 9,8 | 9,4 | 0,4 |
Италия | 19,0 | 7,0 | 12,0 |
Исландия | 10,4 | 8,3 | 2,1 |
Испания | 14,1 | 13,0 | 1,1 |
Латвия | 15,3 | 10,7 | 4,6 |
Литва | 19,0 | 7,2 | 11,8 |
Македония | 13,2 | 8,6 | 4,6 |
Нидерланды | 14,3 | 10,7 | 3,6 |
Норвегия | 14,0 | 11,0 | 3,0 |
Польша | 16,0 | 10,0 | 6,0 |
Португалия | 13,6 | 10,7 | 2,9 |
Румыния | 17,1 | 10,3 | 6,8 |
Словакия | 13,8 | 10,4 | 3,4 |
Словения | 13,2 | 10,1 | 3,1 |
Финляндия | 13,5 | 9,3 | 4,2 |
Франция | 10,1 | 11,1 | -1,0 |
ФРГ | 13,0 | 11,1 | 1,9 |
Хорватия | 13,6 | 13,1 | 0,5 |
Чехия | 12,3 | 9,3 | 3,0 |
Швейцария | 14,5 | 11,1 | 3,4 |
Швеция | 14,1 | 12,3 | 1,8 |
Эстония | 15,0 | 8,0 | 6,0 |
Сравним регионы Европы по данным показателям. Самая неблагоприятная ситуация в странах Восточной Европы. Это связано с тем, что долгое время в условиях административного правления этими странами проводилась жесткая демографическая политика. Так, например, в Болгарии и Венгрии право на аборты и использование контрацептивов было ограничено. В Румынии до 1989 года аборт разрешался только женщинам, имеющим пять и более детей, а за незаконный аборт врачам грозило тюремное заключение. Ввоз и продажа контрацептивов были запрещены. Но после снятия таких ограничений рождаемость в этих странах резко упала, что привело к отрицательному естественному приросту.
В Западной Европе ситуация также неблагоприятная. Правительство этих стран вынуждено проводить демографическую политику, направленную на повышение рождаемости, причем без ограничений на аборты и использование контрацептивов. Но, тем не менее, расширенное воспроизводство населения наблюдается не во многих странах, а в некоторых, таких как ФРГ, наоборот, проявляется естественная убыль.
В Южной Европе до 80-х годов ситуация была благоприятной, но сейчас также наблюдается низкий уровень рождаемости.
В северной Европе благоприятная демографическая ситуация наблюдается только в Ирландии и Исландии.
Миграции
На этом же этапе урока учитель предлагает проанализировать направления, динамику трудовых миграций. Для этого следует использовать рисунок в учебнике на с. 164. Учитель обращает внимание учащихся, что существует закономерность между странами эмиграции и иммиграции. В чем она заключается? (Страны эмиграции — страны бывшие колонии, страны иммиграции — страны метрополии.)
Урбанизация
Задание: С помощью карт атласа разделить страны Европы на сильно-, средне -, и слабоурбанизированные, результаты оформить в виде схемы.
Проанализируйте полученные результаты. (В группе слабоурбанизированных стран преобладают страны Южной Европы. Это связано с тем, что в этом регионе благоприятные условия для развития сельского хозяйства, сохраняются традиции многодетных семей и т. д.).
Задание: Пользуясь картой городских агломераций в учебнике, выделите крупнейшие агломерации. Проанализируйте причины появления городов-миллионеров именно в тех районах, где они находятся. Результаты оформите в виде схемы.
Классификация городов — миллионеров по их географическому положению:
Сравните страны по числу городов-миллионеров. Какой вывод можно сделать? (Самое большое количество городов миллионеров находится в Великобритании — 7, ФРГ — 6, Италия — 5, Франция — 3, Польша — 3, крупнейшие города Европы размещаются вдоль европейского коридора — центральная ось развития.)
Вопрос: Пользуясь текстом учебника, определите основные этапы урбанизации в Европе. {Долгое время для Европы была характерна высокая степень урбанизации. Большая часть населения жила в крупных городах, однако в 70-е годы XX века начался отток населения в пригороды и в сельскую местность. Такое явление называется субурбанизацией. Субурбанизация объясняется многими причинами: изношенностью жилого фонда, скученностью населения в центральных районах городов, ухудшением состояния окружающей среды, переносом в пригороды предприятий, дороговизной земли и жилья в центре города, желанием жить в собственном доме. В тоже время субурбанизация характеризуется растеканием городского образа жизни и формирования обширных урбанизированных зон)
Национальный состав населения Европы
Вопрос: Вспомните, какие страны называются однонациональными, какие двунациональными, а какие — многонациональными? Какие из Европейских государств относятся к каждой из этих групп? Результаты работы можно оформить в виде таблицы.
Однонациональные страны Европы | Двунациональные страны Европы | Многонациональные страны Европы |
Норвегия | Бельгия | Швейцария, Великобритания, Испания |
Языковой состав населения Европы
Задание: Пользуясь картами атласа, приведите примеры народов Европы, относящихся к различным языковым группам. Заполните таблицу:
Индоевропейская семья | Уральская семья | ||||||
Славянская группа | Балтийская группа | Германская группа | Кельтская группа | Романская группа | Греческая группа | Албанская группа | Финно-угорская группа |
|
|
|
|
|
|
|
|
При изучении национального состава региона, можно заслушать доклады учащихся на тему «Межнациональные конфликты в Европе».
Проблема межнациональных конфликтов в Европе
Половина стран Европы считаются однонациональными. Но остальные являются многонациональными и двунациональными. Именно в этих странах возникают национальные конфликты.
Примером страны, в которых существуют межнациональные конфликты, является Бельгия. На государственном гербе начертан девиз: «В единении наша сила». Но достичь такого единения не удалось со времени образования этого государства, а именно с 1830 года. В этой стране живет два народа: фламандцы и валлоны. Фламандцы живут на севере страны, валлоны — на юге, их родным языком является французский. Причиной межнационального конфликта является то, что долгое время экономическим ядром страны считался юг, то есть Валлония. Здесь добывался уголь, была развита черная металлургия, ремесла, населения было богаче, жили здесь и аристократы. Государственным языком считался валлонский, он же был и литературным языком. Фландрия же выполняла функцию сельскохозяйственного придатка. Ее население подвергалось экономической и национальной дискредитации. Но после второй мировой войны ситуация коренным образом поменялась. Районы юга стали старопромышленными, а север стал развивать наукоемкие отрасли. Выросло и значение Антверпена. Благодаря более благополучной демографической ситуации, численность населения Фландрии выросло. Все это резко обострило межнациональные отношения между фламандцами и валлонами. Для выхода из кризиса правительство постановило осуществить переход к федеративному устройству страны. Теперь в страны два государственных языка, все вывески и документы производятся сразу на двух языках.
Непростые национальные проблемы есть и в Испании. К коренным народам относятся испанцы (71%), каталонцы (18%), галисийцы (8%) и баски (2,4%). При этом каталонцы сходны в культурном отношении с французами, галисийцы с португальцами, а баски вообще своеобразный народ, не схожий ни с одним из народов Пиренейского полуострова. Национальная проблема возникла после того, как каталонцы и галисийцы были лишены некоторых привилегий. Во времена правления Франко любое проявление их национальных чувств преследовалось. Например, нельзя было исполнять национальные песни и танцы. В 1978 году была принята новая конституция, которая признала автономии Каталонии, Галисии и страну Басков, но радикально настроенные баскские националисты ведут бессмысленную террористическую борьбу. Поэтому национальный вопрос в Испании нельзя признать полностью решенным.
Особой остротой отличаются национальные проблемы в Восточной Европе. Так, в Румынии в конце 80 гг. началась кампания по ликвидации тысяч деревень под предлогом создания крупных агропромышленных центров городского типа. Это привело к эмиграции венгров и ухудшению румыно-венгерских отношений.
В Болгарии туркам было запрещено пользоваться родным языком, носить национальную одежду, совершать мусульманские обряды. В результате тысячи турков эмигрировали из страны.
В конце 80-х гг. ухудшились и национальные проблемы в Югославии (СФРЮ). Федерация распалась на пять государств. Но и в новых странах национальные проблемы не решены, так как вновь образованные государства — многонациональные, кроме Словении. В Сербии есть проблема автономного края Косово, населенного албанцами, требующими присоединения к Албании. Для Хорватии основной национальной проблемой является проблема с Сербской Краиной, провозгласившей в 1991 году выход из Хорватии. Для Македонии это проблема албанского меньшинства. Для Боснии и Герцеговины эта проблема заключается в том, что в стране живут сербы, хорваты и хорваты — мусульмане. Недовольными в стране являются мусульмане, что привело к войне, в которой погибло более 200 тыс. человек. Кроме перечисленных национальных проблем, Югославия является районом компактного проживания приверженцев нескольких религий: сербы, черногорцы и македонцы — православные, словенцы, хорваты — католики, часть хорватов, сербов в результате долго Османского владычества приняли мусульманскую веру.
Дополнительные материалы
Страна Басков, Баскония — автономная историческая область на севере Испании, на Пиренейском полуострове. В I в. до н. э. — середине V в. н. э. территория, заселенная басками, номинально подвластна Риму. В XI-XV вв. государства басков — под властью Наварры, Кастилии; в конце XV — начале XVI вв. вошли в состав единого испанского государства, сохраняя до 1876 года некоторую автономию. После победы Народного фронта в 1936 году был создан автономный район, названный Страной Басков. С падением республики в 1939 году Страна Басков была лишена самоуправления. В соответствии с конституцией 1978 года Страна Басков получила сначала временную, а с января 1980 года — постоянную автономию.
В Стране Басков существует сильное движение за полное отделение от Испании. Эти интересы представляет политическая партия «Батасуна», крайне националистические взгляды отражают боевики.
Территория Галисии завоевана римлянами во II-I вв. до н. э. Современное название «Галисия» встречается в исторических источниках VI в. В начале V в. территория Галисии была завоевана свевами и явилась основным ядром их государства (V-VI вв.). После победы над арабами в 718 году Галисию подчинили короли Астурии. В 1065-72 гг. Галисия — независимое королевство, в 1072 году была присоединена к Кастилии. В объединенной Испании Галисия до XIX в. сохраняла ряд автономных прав.
После провозглашения Испанской республики (1931 г.) республиканцы Галисии выработали проект галисийской автономии, который был одобрен проведенным в Галисии референдумом (28 июня 1936 г.). Однако созданию автономии галисийского района помешал начавшийся 17-18 июля 1936 гола франкистский мятеж.
Религиозный состав населения Европы
На основе текста учебника и карт атласа, составить схему «Религиозный состав населения стран Европы».
Следует обратить внимание учеников на наличие многих течений протестанства в Европе. Можно заслушать доклады.
Протестантизм — одно из основных направлений в христианстве. Откололся от католицизма и холе Реформации XVI в. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.). Для протестантизма характерны отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества; в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крошению и причащению). Основной источник вероучения — Священное писание. В XIX-XX вв. для некоторых направлений протестантизма характерно стремление дать рационалистическое толкование Библии, проповедь «религии без бога» (то есть только как нравственного учения). Протестантизм распространен главным образом в США, Великобритании. Германии, Скандинавских странах и Финляндии, Нидерландах. Швейцарии, Австралии, Канаде, Латвии, Эстонии.
Лютеранство, крупнейшее направление протестантизма. Основано Мартином Лютером в XVI в. В лютеранстве впервые сформулированы главные положения протестантизма, но лютеранство воплотило их в жизнь менее последовательно, чем кальвинизм. Распространено в скандинавских странах. Германии, США, странах Прибалтики.
Кальвинизм — направление протестантизма, основано Жаком Кальвином. Из Женевы распространился на Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландская (XVI в.) и английская (XVII в.) революции. Для кальвинизма особенно характерны: признание только Священного Писания, исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека, его спасения или осуждения; успех и профессиональной деятельности служит подтверждением его избранности), отрицание роли духовенства в спасении людей, упрощение церковных обрядов (во время богослужения не звучит протяжная духовная музыка, не возжигаются свечи, в церквах отсутствуют настенные изображения). Современные приверженцы кальвинизма — кальвинисты, реформаты, пресвитериане, конгрегационалисты.
Пресвитериане — умеренное крыло английских и шотландских пуритан. Пресвитерианство основано в Шотландии Джоном Ноксом, учеником Жана Кальвина. Требования строгого единообразия, упрощения и удешевления церковных обрядов, замены епископов выборными пресвитерами, отделения церкви от светской власти получили в Шотландии широкую поддержку и в 1592 году пресвитерианство было признано государственной религией.
III. Закрепление изученного материала
Для закрепления знаний, полученных на уроке, можно использовать вопросы и задания учебника (блок контроля и самоконтроля):
1) Ответьте на вопрос № 1.
2) Используйте карты для ответа на вопрос № 1, 2, 3.
«Можете ли вы», вопрос № 4.
IV. Домашнее задание
1. Отметить на контурных картах страны Европы и их столицы, выделить крупнейшие агломерации.
2. Для тех учащихся, кто не справился с изучением темы урока или испытывал трудности: читать текст учебника, отвечать на вопросы закрепления.
tak-to-ent.net
Население Зарубежной Европы — География
Урок 2. Население Зарубежной Европы
Цели: сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы.
Оборудование: карта «Народы мира» или «Народы Европы», «Плотность населения Европы».
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Изучение нового материала
Комментарии для учителя. Работу по изучению демографических показателей населения Европы можно выполнить в группах. Каждая
группа получает задание найти черты сходства и черты отличия по одному из показателей населения в разных регионах Европы.
Можно предложить на этом этапе урока изучение нового материала в виде самостоятельной работы. В любом варианте изучение населения Европы очень удобной для систематизации новых знаний на уроке будет данная таблица. Сначала строки таблицы: «численность», «плотность», «форма правления» и «административно-территориальное деление» заполняется учащимися самостоятельно с помощью различных источников информации (учебник, атлас). Затем эти строки таблицы проверяется.
Оставшиеся разделы таблицы заполняются на основе докладов учащихся, рассказа учителя, совместной работы учителя и учеников, практикумов и т. д.
Учитель. Зарубежная Европа — регион с весьма сложной и не очень благоприятной демографической ситуацией. На мировом фоне он выделяется низкой рождаемостью и низким естественным приростом, такое явление демографы называют демографической зимой. После второй мировой войны рождаемость в регионе повысилась, но в 50-е годы отчетливо наметилась тенденция к снижению рождаемости. В результате она упала до 13 человек на 1000 жителей (в сравнении с мировым показателем 26 промилле). В среднем европейская женщина производит 2,1 ребенка, при таком уровне рождаемости воспроизводство населения не обеспечивается.
Причины такой низкой рождаемости разнообразны. Главной среди них считается увеличение средней продолжительности жизни, что приводит к постепенному старению населения, а также резкое возрастание «цены» ребенка, влияние городского образа жизни, непрочность семьи, слабое влияние религии.
Задание: Проанализируйте таблицу «Воспроизводство населения в Зарубежной Европе». Найдите страны, являющиеся лидерами по показателям рождаемости, смертности, естественного прироста. Проанализируйте причины такого распределения. (В Албании самый высокий уровень рождаемости и естественного прироста, это связано с влиянием мусульманства. Сравнительно высокий уровень рождаемости в Ирландии, Исландии, Македонии. Но вместе с этим в Европе есть страны с очень низким рождаемости — Болгария, Греция, Испания, Италия, ФРГ.)
В каких странах особенно остро стоит демографическая проблема? {В странах с низкой рождаемостью и низким и естественным приростом.)
Какой вывод о типе воспроизводства населения можно сделать? (Все страны Европы, кроме Албании, имеют первый тип воспроизводства населения: низкую рождаемость, низкий естественный прирост.)
Воспроизводство населения в Зарубежной Европе
Сравним регионы Европы по данным показателям. Самая неблагоприятная ситуация в странах Восточной Европы. Это связано с тем, что долгое время в условиях административного правления этими странами проводилась жесткая демографическая политика. Так, например, в Болгарии и Венгрии право на аборты и использование контрацептивов было ограничено. В Румынии до 1989 года аборт разрешался только женщинам, имеющим пять и более детей, а за незаконный аборт врачам грозило тюремное заключение. Ввоз и продажа контрацептивов были запрещены. Но после снятия таких ограничений рождаемость в этих странах резко упала, что привело к отрицательному естественному приросту.
В Западной Европе ситуация также неблагоприятная. Правительство этих стран вынуждено проводить демографическую политику, направленную на повышение рождаемости, причем без ограничений на аборты и использование контрацептивов. Но, тем не менее, расширенное воспроизводство населения наблюдается не во многих странах, а в некоторых, таких как ФРГ, наоборот, проявляется естественная убыль.
В Южной Европе до 80-х годов ситуация была благоприятной, но сейчас также наблюдается низкий уровень рождаемости.
В северной Европе благоприятная демографическая ситуация наблюдается только в Ирландии и Исландии.
Миграции
На этом же этапе урока учитель предлагает проанализировать направления, динамику трудовых миграций. Для этого следует использовать рисунок в учебнике на с. 164. Учитель обращает внимание учащихся, что существует закономерность между странами эмиграции и иммиграции. В чем она заключается? (Страны эмиграции — страны бывшие колонии, страны иммиграции — страны метрополии.)
Урбанизация
Задание: С помощью карт атласа разделить страны Европы на сильно-, средне -, и слабоурбанизированные, результаты оформить в виде схемы.
Проанализируйте полученные результаты. (В группе слабоурбанизированных стран преобладают страны Южной Европы. Это связано с тем, что в этом регионе благоприятные условия для развития сельского хозяйства, сохраняются традиции многодетных семей и т. д.).
Задание: Пользуясь картой городских агломераций в учебнике, выделите крупнейшие агломерации. Проанализируйте причины появления городов-миллионеров именно в тех районах, где они находятся. Результаты оформите в виде схемы.
Классификация городов — миллионеров по их географическому положению:
Сравните страны по числу городов-миллионеров. Какой вывод можно сделать? (Самое большое количество городов миллионеров находится в Великобритании — 7, ФРГ — 6, Италия — 5, Франция — 3, Польша — 3, крупнейшие города Европы размещаются вдоль европейского коридора — центральная ось развития.)
Вопрос: Пользуясь текстом учебника, определите основные этапы урбанизации в Европе. {Долгое время для Европы была характерна высокая степень урбанизации. Большая часть населения жила в крупных городах, однако в 70-е годы XX века начался отток населения в пригороды и в сельскую местность. Такое явление называется субурбанизацией. Субурбанизация объясняется многими причинами: изношенностью жилого фонда, скученностью населения в центральных районах городов, ухудшением состояния окружающей среды, переносом в пригороды предприятий, дороговизной земли и жилья в центре города, желанием жить в собственном доме. В тоже время субурбанизация характеризуется растеканием городского образа жизни и формирования обширных урбанизированных зон)
Национальный состав населения Европы
Вопрос: Вспомните, какие страны называются однонациональными, какие двунациональными, а какие — многонациональными? Какие из Европейских государств относятся к каждой из этих групп? Результаты работы можно оформить в виде таблицы.
Однонациональные страны Европы | Двунациональные страны Европы | Многонациональные страны Европы |
Норвегия | Бельгия | Швейцария, Великобритания, Испания |
Языковой состав населения Европы
Задание: Пользуясь картами атласа, приведите примеры народов Европы, относящихся к различным языковым группам. Заполните таблицу:
Индоевропейская семья | Уральская семья | |||||||
Славянская группа | Балтийская группа | Германская группа | Кельтская группа | Романская группа | Греческая группа | Албанская группа | Финно-угорская группа | |
|
|
|
|
|
|
|
|
При изучении национального состава региона, можно заслушать доклады учащихся на тему «Межнациональные конфликты в Европе».
Проблема межнациональных конфликтов в Европе
Половина стран Европы считаются однонациональными. Но остальные являются многонациональными и двунациональными. Именно в этих странах возникают национальные конфликты.
Примером страны, в которых существуют межнациональные конфликты, является Бельгия. На государственном гербе начертан девиз: «В единении наша сила». Но достичь такого единения не удалось со времени образования этого государства, а именно с 1830 года. В этой стране живет два народа: фламандцы и валлоны. Фламандцы живут на севере страны, валлоны — на юге, их родным языком является французский. Причиной межнационального конфликта является то, что долгое время экономическим ядром страны считался юг, то есть Валлония. Здесь добывался уголь, была развита черная металлургия, ремесла, населения было богаче, жили здесь и аристократы. Государственным языком считался валлонский, он же был и литературным языком. Фландрия же выполняла функцию сельскохозяйственного придатка. Ее население подвергалось экономической и национальной дискредитации. Но после второй мировой войны ситуация коренным образом поменялась. Районы юга стали старопромышленными, а север стал развивать наукоемкие отрасли. Выросло и значение Антверпена. Благодаря более благополучной демографической ситуации, численность населения Фландрии выросло. Все это резко обострило межнациональные отношения между фламандцами и валлонами. Для выхода из кризиса правительство постановило осуществить переход к федеративному устройству страны. Теперь в страны два государственных языка, все вывески и документы производятся сразу на двух языках.
Непростые национальные проблемы есть и в Испании. К коренным народам относятся испанцы (71%), каталонцы (18%), галисийцы (8%) и баски (2,4%). При этом каталонцы сходны в культурном отношении с французами, галисийцы с португальцами, а баски вообще своеобразный народ, не схожий ни с одним из народов Пиренейского полуострова. Национальная проблема возникла после того, как каталонцы и галисийцы были лишены некоторых привилегий. Во времена правления Франко любое проявление их национальных чувств преследовалось. Например, нельзя было исполнять национальные песни и танцы. В 1978 году была принята новая конституция, которая признала автономии Каталонии, Галисии и страну Басков, но радикально настроенные баскские националисты ведут бессмысленную террористическую борьбу. Поэтому национальный вопрос в Испании нельзя признать полностью решенным.
Особой остротой отличаются национальные проблемы в Восточной Европе. Так, в Румынии в конце 80 гг. началась кампания по ликвидации тысяч деревень под предлогом создания крупных агропромышленных центров городского типа. Это привело к эмиграции венгров и ухудшению румыно-венгерских отношений.
В Болгарии туркам было запрещено пользоваться родным языком, носить национальную одежду, совершать мусульманские обряды. В результате тысячи турков эмигрировали из страны.
В конце 80-х гг. ухудшились и национальные проблемы в Югославии (СФРЮ). Федерация распалась на пять государств. Но и в новых странах национальные проблемы не решены, так как вновь образованные государства — многонациональные, кроме Словении. В Сербии есть проблема автономного края Косово, населенного албанцами, требующими присоединения к Албании. Для Хорватии основной национальной проблемой является проблема с Сербской Краиной, провозгласившей в 1991 году выход из Хорватии. Для Македонии это проблема албанского меньшинства. Для Боснии и Герцеговины эта проблема заключается в том, что в стране живут сербы, хорваты и хорваты — мусульмане. Недовольными в стране являются мусульмане, что привело к войне, в которой погибло более 200 тыс. человек. Кроме перечисленных национальных проблем, Югославия является районом компактного проживания приверженцев нескольких религий: сербы, черногорцы и македонцы — православные, словенцы, хорваты — католики, часть хорватов, сербов в результате долго Османского владычества приняли мусульманскую веру.
Дополнительные материалы
Страна Басков, Баскония — автономная историческая область на севере Испании, на Пиренейском полуострове. В I в. до н. э. — середине V в. н. э. территория, заселенная басками, номинально подвластна Риму. В XI-XV вв. государства басков — под властью Наварры, Кастилии; в конце XV — начале XVI вв. вошли в состав единого испанского государства, сохраняя до 1876 года некоторую автономию. После победы Народного фронта в 1936 году был создан автономный район, названный Страной Басков. С падением республики в 1939 году Страна Басков была лишена самоуправления. В соответствии с конституцией 1978 года Страна Басков получила сначала временную, а с января 1980 года — постоянную автономию.
В Стране Басков существует сильное движение за полное отделение от Испании. Эти интересы представляет политическая партия «Батасуна», крайне националистические взгляды отражают боевики.
Территория Галисии завоевана римлянами во II-I вв. до н. э. Современное название «Галисия» встречается в исторических источниках VI в. В начале V в. территория Галисии была завоевана свевами и явилась основным ядром их государства (V-VI вв.). После победы над арабами в 718 году Галисию подчинили короли Астурии. В 1065-72 гг. Галисия — независимое королевство, в 1072 году была присоединена к Кастилии. В объединенной Испании Галисия до XIX в. сохраняла ряд автономных прав.
После провозглашения Испанской республики (1931 г.) республиканцы Галисии выработали проект галисийской автономии, который был одобрен проведенным в Галисии референдумом (28 июня 1936 г.). Однако созданию автономии галисийского района помешал начавшийся 17-18 июля 1936 гола франкистский мятеж.
Религиозный состав населения Европы
На основе текста учебника и карт атласа, составить схему «Религиозный состав населения стран Европы».
Следует обратить внимание учеников на наличие многих течений протестанства в Европе. Можно заслушать доклады.
Протестантизм — одно из основных направлений в христианстве. Откололся от католицизма и холе Реформации XVI в. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.). Для протестантизма характерны отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества; в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крошению и причащению). Основной источник вероучения — Священное писание. В XIX-XX вв. для некоторых направлений протестантизма характерно стремление дать рационалистическое толкование Библии, проповедь «религии без бога» (то есть только как нравственного учения). Протестантизм распространен главным образом в США, Великобритании. Германии, Скандинавских странах и Финляндии, Нидерландах. Швейцарии, Австралии, Канаде, Латвии, Эстонии.
Лютеранство, крупнейшее направление протестантизма. Основано Мартином Лютером в XVI в. В лютеранстве впервые сформулированы главные положения протестантизма, но лютеранство воплотило их в жизнь менее последовательно, чем кальвинизм. Распространено в скандинавских странах. Германии, США, странах Прибалтики.
Кальвинизм — направление протестантизма, основано Жаком Кальвином. Из Женевы распространился на Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландская (XVI в.) и английская (XVII в.) революции. Для кальвинизма особенно характерны: признание только Священного Писания, исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека, его спасения или осуждения; успех и профессиональной деятельности служит подтверждением его избранности), отрицание роли духовенства в спасении людей, упрощение церковных обрядов (во время богослужения не звучит протяжная духовная музыка, не возжигаются свечи, в церквах отсутствуют настенные изображения). Современные приверженцы кальвинизма — кальвинисты, реформаты, пресвитериане, конгрегационалисты.
Пресвитериане — умеренное крыло английских и шотландских пуритан. Пресвитерианство основано в Шотландии Джоном Ноксом, учеником Жана Кальвина. Требования строгого единообразия, упрощения и удешевления церковных обрядов, замены епископов выборными пресвитерами, отделения церкви от светской власти получили в Шотландии широкую поддержку и в 1592 году пресвитерианство было признано государственной религией.
III. Закрепление изученного материала
Для закрепления знаний, полученных на уроке, можно использовать вопросы и задания учебника (блок контроля и самоконтроля):
1) Ответьте на вопрос № 1.
2) Используйте карты для ответа на вопрос № 1, 2, 3.
«Можете ли вы», вопрос № 4.
IV. Домашнее задание
1. Отметить на контурных картах страны Европы и их столицы, выделить крупнейшие агломерации.
2. Для тех учащихся, кто не справился с изучением темы урока или испытывал трудности: читать текст учебника, отвечать на вопросы закрепления.
multiurok.ru
Открытый урок по географии «Население Европы» в 11 классе.
Цели: сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы.
рассмотреть вопросы воспроизводства населения Зарубежной Европы, миграций населения, национального и религиозного состава, степень урбанизации стран Зарубежной Европы; развивать навыки работы с картами, учебником, дополнительной информацией, формировать умение анализировать, выделять главное и делать выводы.
Тип урока: Изучения нового материала
Методы: Информационно-рецептивный, наглядно – иллюстративный, практический.
Методические приёмы: лекция учителя, коллективная, самостоятельная работа учащихся, работа в группах, доклад.
Оборудование: атласы, учебник географии, раздаточный материал, Политическая карта мира,
проектор, слайды
Ход урока
I. Оргмомент. Психологический настрой. (Сл 1)
Здравствуйте, ребята. На предыдущем уроке мы начали знакомство со странами Европы.
Тема нашего сегодняшнего урока «Население Зарубежной Европы».
Более 40 государств на карте Европы таких разных как сама Европа: древняя и юная, (Сл 2) со старыми замками и(Сл 3) современными городами, (Сл 4)с бушующем морем и (Сл 5) спокойной гладью озёр, (Сл 6)с цветниками и (Сл 7) пастбищами, (Сл 8) с населением, говорящем на десятках языков.
Население… За этим простым словом таятся судьбы миллионов людей, которые жили сотни, тысячи лет назад. Живут сейчас и будут жить в будущем.
Многие понятия, связанные с населением, вам знакомы: это рождаемость, смертность, плотность, национальный, половой и возрастной состав, миграция, занятость. Всё это облегчит нашу задачу – охарактеризовать население Европы. Сегодня мы должны продемонстрировать свои знания, творческие способности, умение аргументировано высказывать свою точку зрения.
II. Проверка д/з. Фронтальный опрос.
Давайте вспомним, что мы знаем о Европе. (Сл 9)
— Какую площадь занимает Европа? (5, 4 млн км 2)
— Каковы особенности ЭГП европейских стран? (расположены компактно, большинство стран имеет выход к океану, сильная изрезанность береговой линии, дающая возможность для развития морского транспорта)
— Политическая карта Европы за всю историю своего формирования претерпела множество изменений. Как изменилась ПК Европы в XX веке? (3 раза: после 1 мировой войны, после 2 мировой войны, в 90 –е годы).
— Сколько государств насчитывается на ПК Европы сегодня? (свыше 40)
— Каковы природные условия Европы? (Большая часть – равнины (60 %) и возвышенности (24%), Высокие горы только на юге (6 %) рельеф и климат позволяют развивать многие отрасли хозяйства)
— Какими природными ресурсами она обладает? (Балтийский щит – рудные, уголь — бассейны Рура, Саара, Йоркшира, Уэльса, Верхней Силезии, бурый уголь – Восточно – Европейская равнина, нефть и газ – на шельфах Северного и Каспийского морей, в предгорьях Пиренеев, юг Польши – сера, железная руда – Лотарингский бассейн во Франции и Кирунавара — Швеции, гидроэнергетические и лесные ресурсы)
Вывод: Зарубежная Европа – один из очагов мировой цивилизации, родина Великих географических открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, богатого природно – ресурсного потенциала. Этот регион занимает одно из ведущих мест в мировой политике и экономике. В частности, по размерам промышленности и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по развитию международного туризма.
— Назовите и покажите на карте мира страны Зарубежной Европы, которые определяют экономическую мощь региона. (страны «большой семёрки») (Сл 10)
III. Изучение нового материала
1) Население Зарубежной Европы составляет 741 млн. человек. Этот регион имеет весьма сложную и не очень благоприятную демографическую ситуацию. На мировом фоне он имеет самые низкие показатели рождаемости и естественного прироста. Такое явление демографы называют демографической зимой. В большинстве стран региона появилась тенденция к снижению рождаемости. (Сл 11) В результате по данным 2014 года показатель рождаемости упал до 11 человек на 1000 жителей. Причины такого низкого показателя рождаемости разнообразны. Но главными среди них следует считать общие демографические процессы. Это увеличение средней продолжительности жизни (76 лет), резкое возрастание «цены» ребенка, влияние городского образа жизни, непрочность семьи, слабое влияние религии. Кроме этого политические, социальные и другие проблемы, которые потрясают современную Европу. Уровень смертности, который в среднем для всего региона составляет 11 человек на 1000 жителей, превышает среднемировой. (Сл 12) Результат этого старение населения, нарушение полового состава. Но нельзя не учитывать и такие факторы, как производственный травматизм, профессиональные заболевания, несчастные случаи, алкоголизм, наркомания и т. д. На дорогах Европы ежегодно гибнут более 100000 человек и более 2 млн получают увечья. (Сл 13) Поскольку в большей мере это относится к мужчинам, то численность мужчин в Европе значительно ниже численности женщин.
Задание 1. Перед вами лежит таблица «Воспроизводство населения Зарубежной Европы». Проанализируйте таблицу. В маршрутной карте укажите страны, являющиеся лидерами по показателям рождаемости, смертности, естественного прироста (1 гр). 2 гр. – укажите страны, имеющие самые низкие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста. Постарайтесь сделать вывод. (5 мин.)
— В каких странах особенно остро стоит демографическая проблема? (В странах с низкой рождаемостью и низким и естественным приростом.)
— Какой вывод о типе воспроизводства населения можно сделать? (Все страны Европы, кроме Албании, имеют первый тип воспроизводства населения: низкую рождаемость, низкий естественный прирост.)
Вывод(Сл 14) Все страны Зарубежной Европы относятся к I типу воспроизводства населения. В наши дни только в 11 государствах региона Албания, Ирландия, Исландия, Норвегия, Македония, Великобритания, Франция, Швейцария и Швеция имеется небольшой естественный прирост населения. Большинство же стран- с отрицательным естественным приростом населения, такие как Австрия, Болгария, Венгрия, Италия, Латвия, Литва, Румыния, ФРГ, Хорватия, Чехия, Эстония, фактически уже вступившие в стадию депопуляции. Большинство стран региона стремится проводить демографическую политику, направленную на повышение рождаемости и естественного прироста населения. Но результаты её не существенны. Так, в Германии возраст вступления в брак даже вырос у женщин до 28 лет, у мужчин до 30 лет.
В Албании самый высокий уровень рождаемости и естественного прироста, это связано с влиянием мусульманства.
2) (Сл 15) По национальному составу население Европы сравнительно однородно. На территории Европы проживают представители 80 этносов. (карта в конце учебника) Большинство населения относится к индоевропейской языковой семье. (Сл 16) Наиболее многочисленные группы – это Славянская (поляки, чехи, сербы, болгары, русские, украинцы, хорваты..), германская (шведы, немцы, англичане, голландцы, исландцы…), романская (французы, итальянцы, испанцы, румыны, португальцы..). В Европе присутствуют языки уральской семьи, на которых говорят финны, эстонцы, венгры и др.
— Вспомните, какие страны называются однонациональными, а какие – многонациональными?
(Однонациональные – государства, в этнической структуре которых основная народность составляет более 90%; многонациональные – государства с разнородным этническим составом)
Задание 2.
— Какие из европейских государств относятся к каждой из этих групп? Проанализируйте карту атласа, дополнительную информацию, результаты оформите в виде таблицы в маршрутной карте.
Однонациональные страны Европы | Двунациональные страны Европы | Многонациональные страны Европы |
Норвегия | Бельгия | Швейцария, Испания |
В Европе немало государств со сложным национальным составом, в которых наблюдается обострение межнациональных отношений. Давайте заслушаем доклад, который приготовил для вас Глушко Андрей
«Проблема межнациональных конфликтов в Европе»
Половина стран Европы считаются однонациональными. Но остальные являются многонациональными и двунациональными. Именно в этих странах возникают национальные конфликты.
Примером страны, в которых существуют межнациональные конфликты, является Бельгия. На государственном гербе начертан девиз: «В единении наша сила». Но достичь такого единения не удалось со времени образования этого государства, а именно с 1830 года. В этой стране живет два народа: фламандцы и валлоны. Фламандцы живут на севере страны, валлоны — на юге, их родным языком является французский. Причиной межнационального конфликта является то, что долгое время экономическим ядром страны считался юг, то есть Валлония. Здесь добывался уголь, была развита черная металлургия, ремесла, населения было богаче, жили здесь и аристократы. Государственным языком считался валлонский, он же был и литературным языком. Фландрия же выполняла функцию сельскохозяйственного придатка. Ее население подвергалось экономической и национальной дискредитации. Но после второй мировой войны ситуация коренным образом поменялась. Районы юга стали старопромышленными, а север стал развивать наукоемкие отрасли. Выросло и значение Антверпена. Благодаря более благополучной демографической ситуации, численность населения Фландрии выросло. Все это резко обострило межнациональные отношения между фламандцами и валлонами. Для выхода из кризиса правительство постановило осуществить переход к федеративному устройству страны. Теперь в страны два государственных языка, все вывески и документы производятся сразу на двух языках.
Непростые национальные проблемы есть и в Испании. К коренным народам относятся испанцы (71%), каталонцы (18%), галисийцы (8%) и баски (2,4%). При этом каталонцы сходны в культурном отношении с французами, галисийцы с португальцами, а баски вообще своеобразный народ, не схожий ни с одним из народов Пиренейского полуострова. Национальная проблема возникла после того, как каталонцы и галисийцы были лишены некоторых привилегий. Во времена правления Франко любое проявление их национальных чувств преследовалось. Например, нельзя было исполнять национальные песни и танцы. В 1978 году была принята новая конституция, которая признала автономии Каталонии, Галисии и страну Басков, но радикально настроенные баскские националисты ведут бессмысленную террористическую борьбу. Поэтому национальный вопрос в Испании нельзя признать полностью решенным.
Особой остротой отличаются национальные проблемы в Восточной Европе. Так, в Румынии в конце 80 гг. началась кампания по ликвидации тысяч деревень под предлогом создания крупных агропромышленных центров городского типа. Это привело к эмиграции венгров и ухудшению румыно-венгерских отношений.
В Болгарии туркам было запрещено пользоваться родным языком, носить национальную одежду, совершать мусульманские обряды. В результате тысячи турков эмигрировали из страны.
В конце 80-х гг. ухудшились и национальные проблемы в Югославии (СФРЮ). Федерация распалась на пять государств. Но и в новых странах национальные проблемы не решены, так как вновь образованные государства — многонациональные, кроме Словении. В Сербии есть проблема автономного края Косово, населенного албанцами, требующими присоединения к Албании. Для Хорватии основной национальной проблемой является проблема с Сербской Краиной, провозгласившей в 1991 году выход из Хорватии. Для Македонии это проблема албанского меньшинства. Для Боснии и Герцеговины эта проблема заключается в том, что в стране живут сербы, хорваты и хорваты — мусульмане. Недовольными в стране являются мусульмане, что привело к войне, в которой погибло более 200 тыс. человек. Кроме перечисленных национальных проблем, Югославия является районом компактного проживания приверженцев нескольких религий: сербы, черногорцы и македонцы — православные, словенцы, хорваты — католики, часть хорватов, сербов в результате долго Османского владычества приняли мусульманскую веру.
3) (Сл 17) В Зарубежной Европе господствующая религия – христианство. В Южной Европе преобладает католицизм, центр которого находится в Ватикане. В Северной Европе – протестантизм, а в Средней Европе эти конфессии представлены практически поровну. Православие исповедует население Восточной и Юго- Восточной Европы. Это население таких стран, как Болгария, Сербия, Румыния, Греция, Черногория.
Ислам исповедуют в Боснии и Герцеговине, Албании и частично признанной республике Косово. В последнее время происходит усиление исламского фактора за счет притока мигрантов из исламских стран.
4) (Сл 18) Зарубежная Европа – один из густонаселённых регионов мира. Средняя плотность населения – 100 человек на 1 км2. Но население распределено неравномерно (Сл 19) от 3 чел. на 1 км 2 в Исландии до 406 чел – в Нидерландах. Размещение населения определяется в первую очередь географией городов. (Сл 20) Уровень урбанизации в Европе один из самых высоких в мире. В Бельгии он составляет 99 %, в Дании – 87%, во Франции – 78%. (Сл 21) Общее количество городов достигает несколько тысяч, они размещены компактно и образуют агломерации.
— С помощью карты атласа, дополнительной информации распределите страны Европы на сильно -, средне – и сильноурбанизированные. Результаты оформите в виде схемы в маршрутной карте. (индивидуально) (5 мин).
Проанализируйте полученные результаты. (Довольно невысокий уровень урбанизации в странах Южной Европы. Это связано с тем, что в этом регионе благоприятные условия для развития сельского хозяйства, сохраняются традиции многодетных семей и т. д.).
5) (Сл 22) Зарубежная Европа со времён Великих географических открытий была главным поставщиком мигрантов за океан. В настоящее время Европа является основным центром притяжения рабочей силы. В конце 90 –х годов количество мигрантов только в странах Европейского Союза по некоторым данным превысило 20 млн человек, а доля Европы в общем объёме мировых миграций увеличилась до 20 %. В это число входят мигранты по разным причинам, Но основную массу пришлых людей составляют трудовые мигранты, так называемые гастарбайтеры. Приток мигрантов привёл к обострению многих социальных противоречий, как на рынке рабочей силы, так и в общем демографическом плане, что связано с гораздо большим естественным приростом в семьях мигрантов и увеличением их доли в общем населении.
— Проследите направления миграций, результаты отразите в виде таблицы в маршрутной карте.
Страны с массовой иммиграцией | Страны с массовой эмиграцией |
|
|
|
|
Обратите внимание на то, что существует закономерность между странами эмиграции и иммиграции. В чем она заключается? (Страны эмиграции — страны бывшие колонии, страны иммиграции — страны метрополии.)
IV. Закрепление. (Пока решают тест – оценки в маршрутных листах)
1. Численность населения Европы в млн. человек по данным 2014 года?
A) 390 B) 620 C) 540 D) 741 E) 850
2. Основное население Северной и Центральной Европы составляют народы языковой группы:
A) кельтской B) романской C) балтийской D) германской E) финно-угорской
3. Средняя плотность населения Европы (не включая Россию) составляет (на 1 км2):
А) 86 чел; В) 366 чел; С) 100 чел; D) 406 чел; Е) 230 чел.
4. Сколько % составляет уровень урбанизации во Франции?
A) 69 B) 89 C) 93 D) 58 E) 78.
5. Европа – главный центр распространения:
А) христианства; В) буддизма; С) иудаизма; D) ислама.
V. Итог урока. Рефлексия. С помощью «яблок», лежащих перед вами, покажите насколько оказался доступным и усвоенным материал сегодняшнего урока. Прикрепите их к корзине. (Проколоть шилом тесты, пока рефлексия)
Оценки за урок.
VI. (Сл 23) Д/З: Параграф 17, на контурной карте показать страны Европы и их столицы, крупнейшие агломерации Зарубежной Европы, миграционные потоки. По желанию: составьте кроссворд «Города Зарубежной Европы», либо подготовьте слайд – шоу.
Спасибо за урок.
multiurok.ru
Презентация по географии «Зарубежная Европа» (11 класс)
Инструкция к интерактивному пособию «Зарубежная Европа»
Учитель географии высшей категории
МОУ средняя школа №36 г.Мурманск
Пономаренко Галина Николаевна
Технологии: Интерактивное пособие к уроку с применением приёмов: работа с анимацией (Вход-появление с увеличением, увеличение, возникновение; Выход – проявление с увеличением, исчезновение; Выделение – мигание), полилинии, работа с триггерами, гиперссылками, управляющими кнопками, работа с картами. Интернет-ресурсы размещены на двух последних слайдах пособия.
Навигация: слайды — по управляющим кнопкам;
План урока представлен основными изучаемыми вопросами. Все картинки – гиперссылки, по которым осуществляется переход к соответствующему вопросу.— гиперссылки
3
Состав региона. Управление по триггеру
4
Субрегионы Европы. Триггером является надпись
, нажимать один раз, все последующие действия на слайде выполнены с помощью эффекта анимации «после предыдущего».
5
Изменения на политической карте Европы. Управление по триггеру
после его «исчезновения» — появление управляющей кнопки «переход на следующий слайд».
6
ЭГП Европы. Управление по триггеру «Подсказка», после его «исчезновения» — появление управляющей кнопки «переход на первый сла
infourok.ru
«Конспект урока географии»Население Зарубежной Европы»(11 класс)»
Гацаева Лиана Саидовна, учитель географии (высшая категория)
МБОУ «СОШ № 60»г. Грозного, Чеченская Республика
Тема: «Население Зарубежной Европы»
Цели: сформировать представление об особенностях населения зарубежной Европы.
Задачи урока:
Обеспечить условия для усвоения учащимися знаний о населении Зарубежной Европы;
Способствовать развитию умений учащихся выявлять закономерности формирования населения Зарубежной Европы;
Способствовать формированию у учащихся навыков работы с картой.
Оборудование: тематические карты Зарубежной Европы, карты атласа, учебник В.П. Максаковского, статистический материал по Зарубежной Европе.
Тип урока: изучение нового материала.
.
Ход урока
Изучение нового материала
Вводное слово учителя:
В Зарубежной Европе проживает более 520 млн. чел. Это регион с весьма сложной и не очень благоприятной демографической ситуацией. Для Зарубежной Европы характерны низкая рождаемость и низкий естественный прирост населения. В среднем европейская женщина производит 2,1 ребенка и при таком уровне рождаемости воспроизводство населения не обеспечивается. Причины такой низкой рождаемости: увеличение средней продолжительности жизни, что приводит к постепенному старению населения; резкое возрастание «цены» ребенка; влияние городского образа жизни; эмансипация, слабое влияние религии и т.д.
Работа по изучению демографических показателей населения региона выполняется в группах из 2-х человек (т.е. каждая парта – группа, удобно в плане контроля). Для систематизации знаний на уроке дается таблица:
Сравниваемые черты Северная Европа Южная Европа Западная Европа Восточная Европа Черты сходства
1. Численность
2. Тип правления
3. Форма административно-территориального деления
4. Тип воспроизводства
5. Возрастная структура
6. Демографическая политика
7. Плотность населения
8. Уровень урбанизации
9. Национальный состав
10. Религиозный состав Строки таблицы 1,2, 3, 7 учащимися заполняется самостоятельно, используя различные источники информации (учебник, атлас). Затем эти строки таблицы проверяются. Оставшиеся разделы таблицы заполняются по мере накопления информации на основе выступлений учащихся, рассказа учителя.
Задание. Проанализируйте таблицу «Воспроизводство населения в Зарубежной Европе». Приведите доказательства неблагополучной демографической ситуации в отдельных странах Европы. Выделите государства с нулевым и отрицательным естественным приростом. (В Албании самый высокий уровень рождаемости и естественного прироста, это связано с влиянием религии (Ислам) Сравнительно высокий уровень рождаемости в Ирландии, Исландии, Македонии. Но вместе с этим в Европе есть страны с очень низким уровнем рождаем
schoolfiles.net
Население Зарубежной Европы — География
Население Зарубежной Европы
Цели: сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы.
Оборудование: карта «Народы мира» или «Народы Европы», «Плотность населения Европы».
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Изучение нового материала
Комментарии для учителя. Работу по изучению демографических показателей населения Европы можно выполнить в группах. Каждая группа получает задание найти черты сходства и черты отличия по одному из показателей населения в разных регионах Европы.
Можно предложить на этом этапе урока изучение нового материала в виде самостоятельной работы. В любом варианте изучение населения Европы очень удобной для систематизации новых знаний на уроке будет данная таблица. Сначала строки таблицы: «численность», «плотность», «форма правления» и «административно-территориальное деление» заполняется учащимися самостоятельно с помощью различных источников информации (учебник, атлас). Затем эти строки таблицы проверяется.
Сравниваемые черты | Северная Европа | Южная Европа | Западная Европа | Восточная Европа | Черты сходства |
1. Численность |
|
|
|
|
|
2. Тип правления |
|
|
|
|
|
3. Форма административно-территориального деления |
|
|
|
|
|
4. Тип воспроизводства |
|
|
|
multiurok.ru