cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Сочинение по литературе в декабре 11 класс – Итоговое сочинение (изложение) | Федеральный институт педагогических измерений

Итоговое сочинение (изложение) | Федеральный институт педагогических измерений

2018-2019 учебный год

Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год

  • Отцы и дети
  • Мечта и реальность
  • Месть и великодушие
  • Искусство и ремесло
  • Доброта и жестокость

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Итоговое сочинение проводится в первую рабочую среду декабря, февраля и мая. В текущем учебном году это следующие даты:

05.12.2018;   06.02.2019;  08.05.2019.

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

1. Отцы и дети
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

2. Мечта и реальность
Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

3. Месть и великодушие
В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

4. Искусство и ремесло
Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

5. Доброта и жестокость
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.


Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) — 2018-2019 учебный год

Письмо Рособрнадзора от 23.10.2018 г. № 10-875

  1. Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования
  2. Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения)
  3. Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
  4. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)
  5. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)
  6. Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
  7. Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
  8. Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)

Методические материалы в помощь выпускникам и учителям размещены ЗДЕСЬ


Интервью с ученым секретарем ФИПИ Е.А. Зининой об итоговом сочинении на сайте Российской Газеты от 10.09.2018 г.


ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Время написания – 3 часа 55 минут

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. 

Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

 

Итоговое сочинение в 2017-2018 учебном году

Итоговое сочинение в 2016-2017 учебном году

Итоговое сочинение в 2015-2016 учебном году

Итоговое сочинение в 2014-2015 учебном году

www.fipi.ru

Всё о правильном написании итогового сочинения

В первую среду декабря все ученики 11 классов пишут итоговое сочинение. Выпускнику предлагается пять тем сочинений, из которых ему нужно выбрать одну. Как бы то ни было, конкретные темы становятся известны за 15 минут до начала экзамена. Заранее (примерно 1 сентября) публикуются только направления, в рамках которых будут даны темы. В 2018/2019 учебном году даны следующие направления: «Отцы и дети», «Мечта и реальность», «Месть и великодушие», «Искусство и ремесло», «Доброта и жестокость».

Данное сочинение было введено относительно недавно, поэтому многие выпускники задаются вопросом: «Как же писать это сочинение?». В данной статье мы ответим на этот вопрос! С тематическими направлениями, критериями и рекомендациями по итоговому сочинению 2018/2019 гг. мы подробно ознакомились в этой статье. Повторяем, что для получения зачёта по сочинению необходимо, чтобы выпускник раскрыл предложенную тему, написав не менее 250 слов, и привёл хотя бы один литературный аргумент.

Если вы ищете короткую инструкцию по написанию итогового сочинения, то вот она:

1) Написать Введение, в котором нужно плавно подвести читателя к тому, что Вы будете доказывать в Основной части.

2) Написать Основную часть, в которой нужно доказать своё мнение с помощью литературных аргументов.

3) Написать Заключение, которое содержит главный вывод всего сочинения.

Если Вы ищете подробную инструкцию по написанию сочинения, то приступаем:
При подготовке к сочинению учащиеся часто спрашивают: можно ли готовиться только по одному из заявленных тематических направлений? Наш ответ: нет, нет и нет! А если конкретная тема покажется вам сложной? Вы попадёте в затруднительное положение: не сможете перестроиться и подобрать необходимый материал.


1. Алгоритм работы над сочинением

Первым делом необходимо выбрать тему. При выборе темы сочинения главное – иметь ввиду, что СОЧИНЕНИЕ БЕЗ ЛИТЕРАТУРНОГО АРГУМЕНТА ОЦЕНИВАЕТСЯ НУЛЁМ БАЛЛОВ. Поэтому не стоит выбирать тему, в рамках которой вы не сможете сформулировать литературный аргумент, подтверждающий вашу позицию по проблеме. Если вы можете привести аргументы в рамках нескольких тем, то выбирайте самую понятную и простую тему.

Писать сочинение вы можете по следующему алгоритму:


2. Как работать с черновиком и планом сочинения

Черновик — это листы для предварительных, черновых записей. Черновики после экзамена сдают, однако они не учитываются при проверке сочинения.

Существуют различные способы работы с черновиком. Одни выпускники привыкли полностью писать текст на черновике, а затем после правки переносить его в чистовик. Другие предпочитают работать с отдельными частями: сначала написать законченный фрагмент на черновике, а затем, отредактировав его, переносить в чистовик. Некоторые сразу записывают текст в чистовик. Последний способ нежелателен: текст всё равно потребует правки, а исправления в чистовике сделают работу неаккуратной. К тому же, в отличие от ЕГЭ по русскому языку, на всё сочинение даётся почти 4 часа; этого времени хватит, чтобы переписать сочинение даже несколько раз.

На этапе выбора темы вы можете набросать на черновике названия художественных произведений, необходимых для раскрытия темы. После того как определитесь с темой, постарайтесь сформулировать основной тезис — мысль, которую вы будете обосновывать в своём сочинении. Чтобы не отклоняться от темы, следите за тем, чтобы на протяжении всей работы вы придерживались изначально выбранной мысли и отвечали на поставленный вопрос.

Подбирая материал, выделяйте в нём главные и второстепенные сведения. Определите, на какие «смысловые части» можно разделить тезис — это поможет вам выстроить композицию сочинения. Продумайте, какой материал будет вспомогательным — его можно будет использовать для пояснения, конкретизации, аргументации основной мысли.

Структура сочинения должна выглядеть следующим образом (количество тезисов значения не имеет):
Например, раскрывая тему «Для чего людям искусство?», можно нарисовать такую схему:

Работа над сочинением едва ли возможна без построения плана. План сочинения — это концепция и структура вашей работы, кратко сформулированные основные мысли, которые будут развёрнуты в сочинении. План — это последовательность ваших мыслей, это ваши доводы и доказательства в работе — другими словами, всё то, что делает сочинение сочинением. Первые наброски плана могут содержать отдельные мысли. Функцию плана могут выполнять схемы или таблицы, в которых намечена логика развёртывания мысли. Развёрнутый план работы может напоминать конспект, в котором описаны идеи вступительной и заключительной частей, приведены цитаты, достаточно подробно прописаны некоторые фрагменты, продуманы логические переходы между частями.

Приведём два примера составления плана:



3. Работа над композицией сочинения

Критерием оценки сочинения №3 является композиция, т.е. смысловая целостность сочинения, насколько продумано построение работы.

Традиционно выделяют три части сочинения:
1) введение, задача которого — ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой;
2) основная часть, в которой непосредственно раскрывается тема сочинения, приводятся рассуждения, анализируется текст художественного произведения;
3) заключение, в котором подводится итог, обобщается написанное.


Отсутствие в сочинении одного из этих элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении баллов.

Структура сочинения должна выглядеть следующим образом:

ВведениеПодготовка к восприятию основных мыслей работы
Основная частьТезис 1
Доказательства, примеры (один или несколько)
Микровывод (обобщение написанного)
Логический переход к новой мысли

Тезис 2
Доказательства, примеры
Микровывод
Логический переход к новой мысли

Тезис 3
Доказательства, примеры
Микровывод

ЗаключениеОбобщение по всей теме. Выводы (если их несколько, то каждый вывод пишется с новой строки)

3.1 Как писать введение
Варианты введения

Вид введенияОписаниеПример
ИсторическоеПредполагает краткую характеристику определённой эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, политических или культурных особенностей того времени.XX век для России стал эпохой испытаний, гениальных прозрений и фатальных заблуждений, созидательных начинаний и разрушительных войн. Быть писателем — нелёгкое дело в любые времена, а в сложную эпоху общественных и культурных переворотов служить истине особенно трудно. Общество начала XX века отказалось от всех прежних идеалов и ценностей. Дом, семья, быт, любовь — всё это вдруг стало пережитком прошлого. Эпоха давила на человека, требовала, ломала, подчиняла… Куда идти? Каких держаться истин? Все эти вопросы тогда стояли особенно остро и волновали людей.
АналитическоеМожет содержать размышление над центральным понятием темы сочинения (война, совесть, милосердие и т.п.).Что такое великодушие? Это величие человеческой души, которое проявляется в уступчивости, мягкосердечии и способности прощать. Великодушный человек не думает о собственной выгоде, даже в сложных обстоятельствах он в первую очередь заботится о других.
БиографическоеСодержит факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме.Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Л.Н. Толстого — это бесконечный творческий поиск. Пройдя через соблазны большого света, через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске истины и гармонии. Не случайно для ответа на вопрос «Какого человека можно назвать добрым?» мы обращаемся к творчеству Л.Н. Толстого.
ЦитатноеВ своей основе содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения и является «точкой отсчёта» для дальнейшего развёртывания мысли.«Добро – не наука, оно действие». Я думаю, этой фразой французский писатель Ромен Роллан даѐт каждому из нас правильный совет: если хочешь стать добрым человеком, начни действовать, помогать людям, поддерживать окружающих в трудную минуту, часто не дожидаясь просьбы о помощи.
ЛичностноеПредполагает заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения.Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…

Введение должно быть не очень большим. Следите за тем, чтобы оно было органично связано с содержанием основной части по смыслу и стилистически.


3.2 Как писать основную часть

Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема. Основная часть сочинения должна быть посвящена раскрытию конкретной темы, поэтому здесь особенно сложно давать какие-то универсальные рецепты.

Прежде всего необходимо обратить внимание на чёткое членение текста на абзацы. Каждый абзац — это относительно законченное целое. Абзац должен быть посвящён изложению одной идеи. Он не должен начинаться с одной идеи и заканчиваться другой. Предложения должны быть логически связаны так, чтобы каждое последующее было ответом на вопрос, возникающий у читателя после прочтения предыдущего предложения. Если читателю приходится возвращаться и перечитывать абзац два или три раза, это означает, что абзац не согласован, предложения не следуют логически друг за другом. Новый абзац — это новая мысль, так или иначе связанная с предыдущей, поэтому необходимо продумать грамотные логические переходы от одной мысли к другой. Вы можете использовать следующие слова и словосочетания для выражения связи между абзацами:
вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др. (последовательность развития мысли);
однако, между тем, в то время как, тем не менее (отношения противоречия, противопоставления);
следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, кроме того, к тому же (причинно-следственные отношения);
обратимся к…, вспомним также, остановимся на…, перейдём к…,необходимо остановиться на…, необходимо рассмотреть… (переход от одной мысли к другой);
итак, таким образом, значит, в заключение хочу отметить, всё сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать… (итог, вывод).

Использование литературных аргументов

В сочинении необходимо использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции, поэтому от вас потребуется знание содержания художественных произведений и умение правильно включать литературный материал в текст своего сочинения.

При аргументации вашего мнения следует избегать изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме. Также не рекомендуется пересказывать текст литературного произведения.

3.3 Как писать заключение
Варианты заключения

Вид заключенияОписаниеПример
Обобщение написанногоСамая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего в такой концовке мы возвращаемся к основной мысли сочинения, излагая её более широко и эмоционально.Итак, как подсказывает нам история и художественная литература, высокая жизненная цель побуждает человека к совершенствованию мира и самого себя, не даёт остановиться на пути вечного стремления к идеалу.
Риторический вопросВопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения возвращает читателя к основной проблеме, заключённой в теме сочинения, подчёркивая её актуальность.Итак, настоящие друзья действительно познаются в беде. Именно они приходят, когда нам трудно. Приходят, чтобы поддержать, помочь. Приходят, не дожидаясь наших просьб и не требуя благодарности. Не в этом ли высокий смысл дружбы?
Призыв к читателюПризыв, обращение к читателю акцентируют внимание на главной мысли сочинения, побуждают читателя изменить своё отношение к проблеме.Завершая своё сочинение, я хочу обратиться к вам с просьбой: посмотрите вокруг себя, подумайте о том, нет ли рядом людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Подумайте: кем вы хотите быть — равнодушным эгоистом или отзывчивым человеком, который несёт добро окружающим?
ЦитатаСледует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее вашу мысль.«Кто жесток, тот не герой», — метко сказал Пётр Великий. Трудно не согласиться с этой мыслью. Как показывает опыт художественной литературы, жестокость не только не делает человека великим, но и внутренне опустошает его, обрекая на мучительное одиночество.

Заключение должно подводить итог всей вашей работе, логично завершать ваши размышления над темой сочинения. Заключение, как и введение, должно быть органично связано с основным текстом.
Обратите внимание на то, что вывод — это не простое повторение аргументов, как это часто бывает в работах учеников. Это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер.


4. Типичные ошибки в сочинении

Речевое оформление сочинения учитывается в критерии №5 «Грамотность». Самые типичные ошибки, которые часто встречаются в сочинениях, можно сгруппировать следующим образом:

Фактические ошибки

Фактическая ошибка — это искажение информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения.


Вид ошибкиПример
1Искажение жизненных фактов (фактов биографии автора, дат, событий, авторства произведений и т.д.)Живя за границей, Пушкин ни на минуту не забывал о родине. (Пушкин никогда не бывал за границей)
2Искажение информации художественного произведения (названий, имён героев и т.д.)В романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев рассказывает о Никите Кирсанове, который примкнул к нигилистам. (Речь идёт об Аркадии Кирсанове)
3Неверная интерпретация событий, упоминаемых в тексте произведенияКогда вернулся Тихон, Катерина проговорилась ему и свекрови о своих встречах с Борисом. (Катерина прилюдно кается в своём грехе, а слово проговориться означает «нечаянно сказать то, чего не следовало говорить»)

Речевые ошибки

Речевая ошибка — это нарушение норм употребления и сочетаемости слова.


Вид ошибкиПример
1.Употребление слова в несвойственном ему значенииЕсли мы обратимся к творчеству Толстого, то и там можно найти происки патриотизма.
2.Нарушение лексической сочетаемости словКабаниха старается казаться добродетельной и несколько праведной женщиной.
3.Смешение паронимовДетство Максима Горького прошло в бедноте.
4.Неразличение синонимичных словРабочие за свой труд получали жалкую плату, которой не хватало даже на корм.
5.Употребление слов иной стилистической окраскиКулигин поначитался стихов Ломоносова и Державина.
6.Неоправданное употребление просторечных, жаргонных словПлюшкин зациклился на почве жадности.
7.Употребление лишних словИван Денисович привык беречь каждую минуту времени.
8.Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)Писатель подробно описывает своего героя.
9.Неоправданное повторение словаАвтор создаёт образ столичного города. Автор показывает людей, погружённых в будничную суету.
10.Ошибки при употреблении фразеологизмовГлава «Сон Обломова» играет большое значение в художественной структуре романа.
11.Неудачное употребление местоименийЭто произведение написал В. Астафьев. В нём затрагивается множество актуальных проблем.

Грамматические ошибки

Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения. Такие ошибки связаны с нарушением какой-либо грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической.


Вид ошибкиПримеры
1Ошибочное словообразованиеУпрямость вместо упрямство, надсмехаться вместо насмехаться.
2Ошибочное образование формы существительногоЗемные недры вместо недра, опытные шофера вместо шофёры.
3Ошибочное образование формы прилагательногоБолее ярче вместо более яркий, самый важнейший вместо самый важный.
4Ошибочное образование формы числительногоБолее пятиста вместо пятисот.
5Ошибочное образование формы местоименияИхней помощи вместо их помощи.
6Ошибочное образование формы глагола, причастия, деепричастияЗаказует вместо заказывает, ездиют вместо ездят, накормящий вместо кормящий или накормивший.
7Нарушение согласованияЯ благодарен людям, воспитавших в себе «талант доброты» (правильно: людям, воспитавшим в себе…).
8Нарушение управленияЯ хочу привести к примеру Петра I (правильно: привести в пример). Многие люди не имеют своё мнение (правильно: не имеют своего мнения).
9Нарушение связи между подлежащим и сказуемымВсе, кто совершают подвиги, следуют зову сердца (правильно: Все, кто совершает…).
10Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкцияхВсе были рады, счастливы и весёлые (правильно: … и веселы).
11Ошибки в построении предложения с однородными членамиАвтор не только осуждает жестокость, а также призывает нас делать добро (неправильная пара союзов; правильно: не только, но и).
12Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотомВернувшись домой, мне вспомнилась эта история (действие, обозначаемое деепричастием, должно относиться к подлежащему: Вернувшись домой, я вспомнил эту историю).
13Ошибки в построении предложения с причастным оборотомПоставленная проблема автором очень актуальна (правильно: проблема, поставленная автором или поставленная автором проблема).
14Ошибки в построении сложного предложенияРассказ написан Александром Солженицыным, в котором поднимается важная проблема… (правильно: В рассказе Александра Солженицына поднимается важная проблема…)
15Смешение прямой и косвенной речиНе случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами. (правильно: Не случайно герой говорит, что он никогда не прячется за чужими спинами.)

Часто причиной грамматических ошибок, особенно нарушения согласования, является невнимательность при переписывании текста. Необходимо правильно распланировать время, чтобы внимательно перечитать текст сочинения и внести необходимые исправления.

При написании статьи была использована презентация.


xn--80aff1fya.xn--p1ai

Сочинение 11 класс декабрь 2015 год

Объявлены тематические направления итогового сочинения в 2015/2016 году

Совет по вопросам проведения итогового сочинения определил пять тематических направлений для итогового сочинения в 2015-2016 учебном году:«Время», «Дом», «Любовь», «Путь», «Год литературы в России».

Сочинение позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Итоговое изложение вместо сочинения вправе писать только обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды.

Как и в прошлом учебном году, для выпускников написание итогового сочинения (изложения) является обязательным этапом завершения среднего образования и рассматривается как допуск к государственной итоговой аттестации. Результатом итогового сочинения или изложения будет «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ) будут допускаться только выпускники, получившие «зачет». 

По желанию итоговое сочинение (изложение) могут писать и выпускники прошлых лет, чтобы представить его результаты в вузы.

Темы сочинений разрабатываются в закрытом режиме, но в рамках открытых тематических направлений, сформулированных Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына. Направления тем сочинения были опубликованы 29 августа 2014 года на официальном сайте Минобрнауки России.

Экзаменационный комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме на каждое общее тематическое направление).

На сайтах Минобрнауки России и Рособрнадзора размещены Критерии оценивания итогового сочинения для школ.

 

 Они утверждены Рособрнадзором после одобрения Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.

 Критерии прошли все необходимые этапы разработки, экспертизы и обсуждения. Была проведена их апробация в ряде субъектов Российской Федерации. 30 сентября завершилось общественно-профессиональное обсуждение проекта критериев, размещенного на сайте ФГБНУ «ФИПИ». 

Утвержденные критерии позволят оценить сочинение по пяти параметрам:

 

  1.  Соответствие теме;

  2.  Аргументация. Привлечение литературного материала;

  3.  Композиция и логика рассуждения;

  4.  Качество письменной речи;

  5.  Грамотность.

 Время написания сочинения – 3 часа 55 минут.

 Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём.

Тексты худ. произведений  выдаваться не будут!!!

 

 Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке) и выполнить следующие условия: выдержать объем итогового сочинения (не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно (сочинение не должно быть списано из какого-либо источника).

 «Сочинение на литературном материале, которое будут писать выпускники уже в декабре этого года, – важный шаг на пути к возрождению отечественного гуманитарного школьного образования, без которого не мыслится жизнеспособность нашего общества,– подчеркнула Наталия Солженицына. – В сочинении должны проявиться не только итоги обучения в школе, но и личностная зрелость выпускника, способного рассуждать на жизненно важные темы с опорой на самостоятельно выбранные литературные произведения».

 

Критерии оценки сочинения:

Сочинение оценивается по   пяти критериям. Первый критерий (содержательный) является главным. Если при проверке сочинения по первому критерию поставлено 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов.

    При оценке следует учитывать объем написанного сочинения. Если в сочинении менее 200 слов, то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.  

Максимальное количество слов в сочинении не установлено, но обучающийся в определении объема своего сочинения должен исходить из того, что на всю работу отводится 4 часа. Рекомендуемое максимальное количество слов в сочинении 400 слов.

1. Глубина раскрытия темы (содержательный критерий)

Обучающийся раскрывает тему сочинения и /или отвечает на поставленный вопрос, аргументирует свои тезисы в соответствии с формулировкой темы, тезисы аргументированы обращением к тексту литературного произведения и/или фактам истории, культуры, обращение к тексту того или иного литературного произведения и/или к тому или иному факту истории, культуры оправдано логикой и содержанием сочинения

 

 

 

 

2 балла

Обучающийся раскрывает тему сочинения поверхностно и /или отвечает на поставленный вопрос, и/или аргументирует свои тезисы в соответствии с формулировкой темы, но не обращается к тексту литературного произведения или фактам истории, культуры, и/или обращение к тексту литературного произведения и/или фактам истории, культуры не оправдано логикой и содержанием сочинения

 

 

 

1 балл

Обучающийся не раскрывает тему сочинения, не даёт ответа на вопрос, и/или обращение к тексту литературного произведения и/или фактам истории, культуры отсутствует

 

0 баллов

2. Знание текста художественного произведения и/или фактов истории, культуры

Обучающийся показывает знание текста, апеллирует к тексту в своих суждениях (интерпретирует, цитирует, комментирует, пересказывает, анализирует) текст художественного произведения, и/или обнаруживает знания фактов истории и культуры (интерпретирует, анализирует, комментирует их). Фактические ошибки и неточности отсутствуют

 

 

 

 

2 балла

Обучающийся показывает недостаточное знание текста и/или неумение его анализировать и интерпретировать, подменяя анализ и интерпретацию пересказом и/или допускает не более 3 фактических ошибок в знании текста или фонового материала

 

 

 

1 балл

Обучающийся показывает незнание текста, неумение его анализировать и интерпретировать и/или допускает более 3 фактических ошибок

 

0 баллов

3. Культурологическая и/или филологическая компетентность

Обучающийся применяет термины и понятия литературоведения, культурологии, искусствоведения в качестве инструмента интерпретации и анализа

 

 

 

1 балл

Обучающийся не применяет термины и понятия литературоведения, культурологии, искусствоведения

 

0 баллов

4. Композиционная цельность и логичность изложения

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логично связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов

 

2 балла

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается

 

 

 

 

 

1 балл

В сочинении не прослеживается композиционного замысла; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения

 

0 баллов

5. Следование нормам речи

Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 речевых ошибок

2 балла

Допущены 3 – 4 речевые ошибки

1 балл

Допущено 5 и более речевых ошибок

0 баллов

Максимальный балл

9 баллов

— Сами темы никому не будут доступны до экзамена.
— Проходить экзамен будет в декабре. Для не справившихся пересдача в феврале.
— Проверять работы будут школьные учителя.
— Оценка – зачёт/незачёт.
— Работа будет отправляться в федеральную базу, откуда вузы смогут запрашивать копии (чистые, без проверки учителями).
— Вузы имеют право к 1 октября объявить условия учёта результатов написания сочинения и, организовав в рамках работы приёмной комиссии проверку заверенных копий сочинений, добавить к имеющимся у абитуриента баллам ЕГЭ до 10 дополнительных баллов.

infourok.ru

Примеры сочинений по литературе в декабре 2017


Вашему вниманию предлагаются работы, которые были написаны моими учениками в ходе подготовки к сочинению по литературе в декабре в 2017 году. Вы можете научиться писать так же или ещё лучше!

Если Вы хотите научиться писать сочинения на максимальный балл, очно или дистанционно, то звоните 8-903-230-40-54 или пишите по адресу [email protected].


ВСЕ ЛИ СРЕДСТВА ХОРОШИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ?

Все люди ставят перед собой определённые цели. И некоторые считают, что для их достижения хороши любые средства. Но так ли это на самом деле? Если вдуматься, то нет, ведь цель может быть любой, даже высокой, но если человек выбирает для её достижения недостойные средства, такие, как жизни других людей, их судьбы, то и цели становятся низкими. Хороши средства их достижения или плохи, зависит от самой цели и возможности её достижения. Но можно сказать точно, что не все средства хороши. Бывает так, что человек ради своей цели прибегает к нечеловечным методам, но, какими бы благородными ни были намерения, подобные средства их осуществления никак нельзя назвать хорошими. Приведу примеры из литературы.

Обратимся к рассказу Д. Лондона «Мексиканец», главным героем которого является Фелипе Ривера, юноша лет восемнадцати. Он пришёл в Хунту, чтобы «работать на революцию», и был для других революционеров «маленькой загадкой» и «великим патриотом». В Хунте Риверу недолюбливали, потому что юноша был очень скрытным, замкнутым, и они боялись, что он окажется шпионом, поэтому всё, что ему доверили делать «ради революции», — это мыть полы. Но Ривера делал даже это, потому что революция была его главной целью: он хотел принять участие в свержении существующего режима, из-за которого погибли родители юноши. Когда для революции понадобилось оружие, достать на него средства вызвался именно Ривера: он решил принять участие в боксёрском бое на деньги. Вероятность проигрыша юноши была очень большой, потому что его соперником был чемпион, но, несмотря на это, юноша перед боем потребовал для победителя весь призовой фонд. Фелипе решил достать деньги любыми средствами, чтобы революция продолжалась. Этот бой был для Риверы средством достижения его цели, поэтому он вложил в него все свои силы и смог выиграть, несмотря на то что весь зал болел за соперника и судьи были против него. Для достижения поставленной цели Ривера выбрал средство – выиграть вопреки всему – которое можно назвать хорошим, потому что юноша выиграл деньги честно ради великой цели – продолжения революции. На примере этого рассказа я хотела показать, какие средства могут быть хороши для достижения цели.

Теперь рассмотрим произведение А. Алексина «Безумная Евдокия», в котором рассказывается о девочке Оле, которая училась в девятом классе, а Евдокия Савельевна была её классной руководительницей. Учительница любила объединять детей, чтобы все были вместе, поэтому часто проводила всякие собрания и общественные мероприятия. Она хвалила многих даже за маленькие успехи, а Олю, которая в чём-то превосходила своих одноклассников, Евдокия Савельевна никак не признавала. Возможно, именно такое отношение учительницы способствовало тому, что Оля в одном из организованных Евдокией походов поставила перед собой цель получить приз самой первой, чтобы показать себя. Но девочка выбрала плохое средство для достижения этой цели: она ночью накануне соревнования ушла из лагеря, никому не сказав, и все потом беспокоились о ней, переживали, искали её. А мама девочки так переволновалась что сошла с ума, и , когда Оля вернулась домой, женщина никого не узнавала. Конечно, девочка достигла своей цели, раньше всех найдя самую короткую дорогу и выиграв приз, но из-за этого фактически потеряла мать. То, что Оля пришла первой, уже не было важно. Таким образом, в данном произведении показано, что не все средства хороши для достижения цели.

В заключение хочется сказать о том, что на примере двух приведённых мной произведений видно, что средства могут быть как хороши, так и плохи. Поэтому всегда нужно выбирать такие средства, чтобы не причинить никому вреда, особенно близким. Если пытаться добиться чего-то с помощью чужих переживаний, проблем, то цель тогда перестанет быть столь важной, а станет низкой и недостойной – следовательно, средства тоже превратятся в плохие. Таким образом, можно сказать точно, что не все средства хороши для достижения цели.

ЧЕМ ОПАСНО РАВНОДУШИЕ?

Равнодушие, то есть безразличие к чужим бедам и несчастьям, — одно из самых плохих качеств личности, так как оно очень опасно для самого человека и его окружения. Эта опасность заключается в том, что равнодушные люди теряют человечность и духовность, перестают сочувствовать и помогать другим и причиняют своим близким боль.

Пример того, чем опасно равнодушие, показан в произведении «Ионыч» А.П.Чехова. Его главный герой, перспективный доктор Дмитрий Ионыч Старцев, будучи обладателем чуткой и страстной души, влюбился в красивую и молодую девушку из интеллигентной семьи – Екатерину Ивановну. Но она после просьбы о встрече в шутку назначила свидание поздно вечером на кладбище, куда вовсе не явилась, а затем отвергла чувства героя из-за своей мечты уехать в Москву и стать пианисткой, как она и поступила. Равнодушие девушки к чувствам Старцева сильно изменило главного героя. Он ещё перед их несостоявшимся свиданием думал о том, стоит ли его влюблённость душевных волнений и потери комфорта, который у него был, есть ли смысл добиваться Екатерины Ивановны и вести себя несолидно. В его внутренних монологах прослеживается борьба его высоких чувство к Екатерине Ивановне, внутреннего огня с безразличием ко всему духовному, желанием сытой, спокойной жизни. А после отказа любимой герой и вовсе потерял надежду обрести счастье, в нём угасли все благородные стремления, осталась только цель обогатиться. Но в чём же проявляется опасность того равнодушия, которое предпочёл герой?

Человек, который выбирает бездуховную, лишённую страстей и переживаний жизнь, обречён на несчастное существование, наполненное лишь эгоистичными интересами и пустыми заботами. Так произошло и с Ионычем: он обрюзг, разжирел, перестал ходить пешком, его желания сводились только к комфорту и материальной выгоде, а жизнь стала обыденной и наполненной мимолётными и эгоистичными радостями – рассматриванием «бумажек, добытых практикой». Даже после встречи с вернувшейся Екатериной Ивановной его равнодушие заглушило былую любовь. Он проигнорировал предложение девушки видеться, причиняя ей боль, но даже не заботясь об этом. Таким образом, мы видим, что равнодушие опасно прежде всего для самого равнодушного человека, потому что он перестаёт испытывать высокие чувства, становится бездуховным и неспособным понять других.

Помимо того что равнодушие лишает человека возможности счастливой одухотворённой жизни, оно заставляет его своими действиями причинять страдания окружающим и близким людям, что показано в произведении К. Г. Паустовского «Телеграмма». В нём главная героиня Анастасия Семёновна, живущая в Петербурге, три года не навещала свою старую маму, Катерину Петровну, оставшуюся в деревне. Девушка не хотела в полной мере понять всё одиночество матери, её тоску по дочери и любовь к ней, а также непреодолимое желание, возможно, в последний раз увидеть родного человека, являвшегося единственным утешением и радостью в жизни старушки. Анастасия Семёновна оставалась равнодушной к матери и даже не писала ей письма, причиняя тем самым Катерине Петровне сильную боль. Такое отношение привело к тому, что, откладывая поездку к матери из-за загруженности на работе, нежелания преодолевать трудный путь в деревню и проводить там скучные дни, героиня не успела проститься с матерью перед её смертью, не исполнила её последней просьбы, осталась виноватой перед самым родным и близким человеком. Так, из этого произведения становится понятно, что человек, который не умеет сочувствовать и сопереживать, причиняет боль дорогим людям, лишает их любви и заботы, не умеет быть благодарным и отзывчивым.

Подводя итог, хочется отметить, что равнодушие – очень плохая черта человека, которая толкает его на низкие поступки по отношению к себе и другим людям – в этом заключается его главная опасность.

ЧТО ТАКОЕ ИСТИННАЯ ХРАБРОСТЬ НА ВОЙНЕ?

Каждый человек понимает, что война – страшное явление, которое затрагивает практически всех жителей воюющих стран. Во время этого ложного периода многих охватывает страх. Кто-то поддаётся ему и становится трусом, предаёт своих из-за опасений за собственную жизнь. Но есть те, кто, несмотря ни на что, показывает силу характера, ведёт себя мужественно и отважно. Такие люди способны преодолевать страхи и рисковать собой ради достижения цели, спасения других. Я считаю, что это и есть истинная храбрость на войне. Примеры проявления этого качества можно найти в литературе.

В рассказе Л. Кассиля «Линия связи» говорится о связисте, поступившем очень храбро во время войны. Шёл ожесточённый бой, но командный пункт потерял связь с частью, которую окружал враг. Провод, протянутый накануне, оборвался, а нужно было срочно предупредить ту часть, а иначе – гибель людей. Для этого кто-то должен был отправиться чинить провод. И связист, который его и протягивал накануне, вызвался пойти, хотя знал, что это – верная смерть. Но именно этот поступок является примером проявления истинной храбрости на войне, ведь связист, преодолев страх и рискуя собой, пошёл в опасную зону спасать других. Пока герой полз по полю, его тяжело ранило снарядом, но, несмотря на боль, связист продолжил ползти. Найдя оба конца провода, он попытался их соединить, но тут героя обнаружили немцы. Чтобы во что бы то ни стало починить линию, связист зажал концы провода зубами, освободив тем самым руки для винтовки, а затем застрелил немцев. Связист восстановил связь и спас сотни людей. Бой был выигран. Человек погиб, но и после смерти стойко нёс службу – это был истинно храбрый поступок, можно сказать, героический. Только после боя нашедшие его бойцы увидели, какой ценой была восстановлена связь и спасена часть.

В качестве ещё одного примера можно привести случай из рассказа В. Некрасова «Вася Конаков». Главный герой – командир пятой роты. Участок его обороны был очень плохо защищён, отрезан от остального полка, а днём вовсе оставался без снабжения и связи. Рассказчик, полковой инженер, пришёл проверить роту Конакова и увидел, что там осталось только три человека: сам командир, связист и старшина, с которым Вася и отбивал все атаки. Это можно назвать истинной храбростью, ведь нужно мужество, чтобы, преодолев страх, вдвоём отбивать атаки численно превосходящего противника. Как потом рассказывал Конаков, он сам удивлялся, «откуда нервы взялись», ведь было очень страшно оставаться одному на передовой, пока старшина на кухню ходил. Потом, когда прислали подкрепление, стало легче. На примере героев этого рассказа мы видим, что такое настоящая, истинная храбрость на войне. Эти люди смогли продолжить сражаться и не сдаться немцам, несмотря на страх смерти.

Таким образом, истинная храбрость – это преодоление страха, победа над собой, способность рисковать жизнью ради других и не сдаваться, несмотря ни на что. Именно благодаря таким храбрым людям наша страна и победила в войне, ведь именно мужество, упорство и отвага являются залогом любой победы.

ВЕРНАЯ ЛЮБОВЬ ПОМОГАЕТ ПЕРЕНОСИТЬ ВСЕ ТЯГОТЫ.

Встретить человека, который любит тебя всем сердцем и готов пойти на многое ради этого, – настоящая удача, и этому есть много причин. Так, верная любовь, то есть искренние и преданные чувства людей друг к другу, дают человеку силы, чтобы с достоинством проходить жизненные испытания, не падать духом и не сдаваться. Подтверждение моим словам можно найти во многих произведениях художественной литературы.

Пример того, как верная любовь помогает человеку в трудных жизненных ситуациях показан в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Её главного героя Петра Андреевича Гринёва, благородного дворянина и офицера, разлучили с его возлюбленной Марией Мироновой ужасные обстоятельства. Белогорская крепость, в которой они находились, была захвачена самозванным царём Пугачёвым и его разбойниками, Гринёв уехал нести службу в Оренбурге, а Маша из-за болезни была вынуждена остаться, и новый комендант – Швабрин – стал вынуждать её выйти за него замуж. Сможет ли выдержать любовь Петра и Маши подобное испытание?

Гринёв, узнав о том, что Маша в беде, решил спасти её и без колебаний и страха отправился ей на помощь, и именно его верная любовь к девушке придавала ему сил, ободряла его. Пётр даже попросил заступничества у Пугачёва, своего врага, а тот, зная и уважая благородство Гринёва, позволил ему уехать вместе с Машей из крепости. Мы видим, что Гринёв, несмотря на смертельную опасность, остался преданным своим чувствам к героине: не бросил её на произвол судьбы, а всеми силами пытался её освободить. Именно верная любовь героев позволила им бороться за счастье друг с другом , казалось бы, в безвыходной ситуации, дала им шанс преодолеть трудности, сохранив при этом свою честь.

Ещё одним произведением, где показано значение верной любви в жизни человека, является «Из любви к искусству» О. Генри. Его главные герои, художник Джо и пианистка Дилия, сильно любили друг друга, поэтому, когда у них закончились сбережения и стало не на что жить, они пожертвовали своими занятиями искусством и устроились работать в прачечную. При этом каждый из них хотел, чтобы любимый продолжал заниматься своим делом, и из-за этого скрывал, что работает не по специальности. Так продолжалось до того момента, пока Дилия не обожгла руку утюгом, когда гладила бельё, и не смогла больше обманывать Джо, тогда герои признались друг другу. На данном примере мы видим, как люди ради своей любви готовы пожертвовать делом всей жизни. Именно их чувства друг к другу помогают им не унывать в трудной ситуации и радоваться жизни. Я искренне верю, что, пока Джо и Дилии удаётся сохранить свою верную любовь, им не страшно будет никакое горе.

Подводя итог, я хочу сказать, что в сложных ситуациях человеку необходимы любовь и поддержка близких, так как именно они помогают ему совершать достойные поступки, преодолевать несчастье.

rusrepet.ru

Сочинение по литературе в декабре 11 класса


Уже не первый год в декабре проходит сочинение по литературе в 11 классах, которое является допуском к ЕГЭ по русскому языку. Многих родителей и учащихся волнует вопрос: можно ли к нему подготовиться самостоятельно, без помощи репетитора? И да, и нет.


С одной стороны, предлагаемые направления тем ориентированы в первую очередь на школьную программу, поэтому у ученика, прочитавшего программные произведения и принимавшего активное участие в работе на уроках литературы в школе, проблем с написанием сочинения по литературе в декабре быть не должно. К тому же система оценки – «зачёт-незачёт», нужно, чтобы работа соответствовала 3-м критериям из 5-ти заявленных: 1. «Соответствие теме»; 2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»; 3. «Композиция и логика рассуждения»; 4. «Качество письменной речи»; 5. «Грамотность». Параметры критериев, на первый взгляд, достаточно лояльны: «незачёт» по критерию ставится, только если учащийся написал работу, совсем не соответствующую теме, или не привлёк литературный материал и т.д.

С другой стороны, в 10-м классе не во всех школах регулярно задают сочинения по литературе, а если и задают, то, за неимением достаточного количества времени, часть учащихся просто берёт готовый материал из интернета, не придумывая полностью самостоятельно текст работы. Из-за отсутствия нужного количества практики письменной речи к началу 11 класса учащиеся приходят со скудным словарным запасом и неумением логично и связно выстраивать собственную письменную речь. А если учесть, что некоторые ещё и программные произведения по литературе читают не полностью, а в кратком изложении, а вне программы ограничиваются небольшим объёмом книг, то тогда вполне закономерно, что перед ними встаёт проблема того, как написать самостоятельно сочинение по литературе в декабре? ( Напоминаю, что к нему выдвигаются 2 требования – объём сочинения не менее 250 слов и самостоятельность ( полностью или частично списанная работа не засчитывается)).

Таким образом, если составить план подготовки к сочинению по литературе в декабре 11 класса , то он должен включать следующее:

  1. Отбор и тщательная проработка текстов художественной литературы по направлениям тем, опубликованным в сентябре.
  2. Развитие письменной речи – связности, логичности изложения, богатство словарного запаса.
  3. Работа с конкретными темами по каждому направлению: понимание смысла темы и формулировка тезиса сочинения, подбор литературного материала, составление плана по конкретной теме, написание черновика по плану, правка черновика, проверка чистовика.

Под силу ли учащемуся, который имеет мало знаний по литературе и мало практики в написании сочинений, самостоятельно подготовиться по вышеобозначенному плану к сочинению по литературе в декабре 11 класса?

Ко мне приходят учащиеся со следующими проблемами в написании сочинения:
— не понимают смысла заявленной темы,
— не знают, какое произведение лучше взять для раскрытия темы,
— не умеют сформулировать на письме свои мысли по теме и т.д. и т.п.

Я, как репетитор по русскому языку, организую их работу по подготовке к сочинению по литературе в декабре, предложив им следующее:

  1. даю список по литературе подходящих к каждому направлению произведений, задаю прочитать и разбираю не только смысл текстов, но и то, как можно на примере данного произведения раскрыть конкретную тему, также мы учимся подбирать самостоятельно произведения для отдельных тем,
  2. разбираю с каждым примерные темы по направлениям: смысл темы и тезис,
  3. учу составлять подробные планы по темам и объясняю композицию сочинения на конкретных примерах,
  4. разбираю вместе с учеником написанные им по плану сочинения и показываю его недочёты в композиции, в речи и т.д.
  5. проверяю написанные чистовики, тем самым у каждого учащегося накапливается собственный банк написанных им самим сочинений по литературе к декабрю 11 класса.

Вся вышеописанная работа имеет преимущество в том, что знания и навыки, приобретённые учащимся в процессе подготовки к сочинению по литературе являются фактически фундаментом для написания части С в ЕГЭ по русскому языку. Поскольку у них уже прочитаны необходимые произведения по литературе и поставлена письменная речь, остаётся только научиться определять проблему в тексте и писать сочинение в заданном формате.

Если Вы хотите пройти у меня курс подготовки к сочинению по литературе в декабре, звоните : 8-903-230-40-54.

rusrepet.ru

Итоговое сочинение по литературе 11 класс в 2018 году

В 2017–2018 учебном году учащиеся 11 класса должны будут написать итоговое сочинение – своеобразный допуск к ЕГЭ. Пишется эта работа в декабре. Основных тематических направлений будет пять. О том, какие это направления, станет известно в августе – сентябре 2017 года. Поэтому выпускникам и нынешним десятиклассникам большое внимание надо уделить чтению художественной литературы, из которой будут браться аргументы как на итоговом сочинении по литературе в 11 классе в декабре 2017, так и летом 2018 года на ЕГЭ по русскому языку и литературе.


СОДЕРЖАНИЕ


Темы прошлых лет

Конкретные формулировки тем итогового сочинения учащиеся узнают лишь на самом экзамене.

Так, в 2015 году были предложены для написания такие темы:

  • Время.
  • Дом.
  • Любовь.
  • Путь.
  • Год литературы в России.

А в 2016 году разработчики экзамена составили темы, включающие в себя два противоположных понятия:

  • Разум и чувство.
  • Опыт и ошибки.
  • Честь и бесчестие.
  • Победа и поражение.
  • Дружба и вражда.

Зачем понадобилось итоговое сочинение?

Начиная с 2014 года, одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение. Возникает вопрос: зачем ввели данный вид экзамена?

  • Чтобы воспитать личность школьника.
  • Расширить границы выпускника в изучении русского языка и литературы, научить грамотно формулировать и излагать свои мысли.
  • Позволить будущему абитуриенту подать результаты декабрьского сочинения в вуз и получить добавочные баллы к остальным, полученным на ЕГЭ.

Как грамотно написать сочинение?

Необходимо знать порядок написания частей сочинения.
Композиция итогового сочинения:

  • Вступление.
  • Основная часть.
  • Заключение.
  1. Вступление вводит в сочинение. Здесь можно поговорить о теме сочинения, задаться вопросом – почему выбрана именно эта тема, почему хочется писать именно об этом. Можно поговорить о проблеме, которая заложена в теме.
  2. После вступления все, о чем говорилось в первой части, нужно раскрыть во второй, основной части работы. Основная часть – это анализ проблемы или литературного произведения, если текст пишется на тему литературного произведения.

В основной части важно сохранять грамотные переходы между абзацами. Каждый абзац состоит из пары: тезис плюс аргумент. То есть каждое высказывание, каждый факт необходимо аргументировать.

Аргументы в свою очередь должны подтверждаться текстом литературного произведения.
Желательно цитировать, можно приблизительно с использованием косвенной речи.

Важно не перескакивать на пересказ текста. Нужно не пересказывать, а анализировать!

Как можно меньше «лить воды»

Не нужно писать шаблонными фразами, сложными оборотами. Например, не надо говорить: «это имеет большое значение». Если эта тема поднята в сочинении, то и так понятна ее важность. Или похвала писателю: «Пушкин – великий писатель». Естественно, великий. Это знают все, в том числе и экзаменаторы. Соответственно, не нужно об этом говорить.

Третья часть – заключение. Это вывод, обобщение того, о чем было сказано в основной части. Если во вступлении был задан какой-либо вопрос, значит, в заключении должен быть сформулирован ответ на этот вопрос, но уже кратко.

Самая короткая часть – это заключение.

Самая большая – основная часть. Она должна примерно составлять 2/3 от всего сочинения.

Как выбрать тему?

Ученикам 11 класса предлагается 5 тем. Как выбрать нужную? Часто выпускники пугаются и думают, что ничего не знают. В этот момент необходимо собраться и посмотреть:

  • какое художественное произведение запомнилось лучше всего;
  • какую критическую литературу и о каком произведении вы знаете;
  • формулировка темы должна быть понятна;
  • сделать выбор в пользу какой-либо темы.
Порядок работы

Сочинение сначала пишется на черновике. Также необходимо составить план. Это главное в написании данного вида работы. В плане нужно полностью прописать вступление и заключение. Основную часть можно подробно не прописывать – важно написать тезис и доказательства, основные фразы сочинения.

Основная часть времени, заложенная на сочинение, должна быть потрачена на черновик.

После надо переписать набело, избегая ошибок и клише.

Обращать внимание на то, чтобы фразы были простые. Чем проще сочинение, тем его легче читать и тем меньше ошибок будет в работе.

По окончании работы надо несколько раз перечитать сочинение. Написал – сдал. Так не надо делать! Обязательно проверять минимум 2 раза:

  1. Первый раз полностью прочитать и задать себе вопрос: раскрыта ли заданная тема? Когда пишется сочинение, надо постоянно сверяться с темой, задавать себе вопрос: а точно ли я говорю именно об этом, даю ответы на нужные вопросы?
  2. Второй раз проверять на грамотность, пользуясь разрешенным на экзамене орфографическим словарем.

Критерии оценивания итогового сочинения

Итоговое сочинение должно соответствовать пяти критериям:

1Соответствие теме
2Аргументация с привлечением литературного материала
3Композиция и логика
4Качество письменной речи (речь, стиль)
5Грамотность (орфография, пунктуация, грамматика)

Если по первому и второму критерию получено 0 баллов, то далее работа не подлежит проверке.

Также к данному виду творческой работы предъявляются требования к объему (от 250 до 350 и более слов) и к самостоятельности написания работы.

О времени и результатах экзамена

На выпускное сочинение отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Проверяются работы в том же образовательном учреждении, где обучаются и пишут экзамен учащиеся 11 класса, независимыми экспертами (учителями, не ведущими предмет у выпускников текущего года).

Узнать результаты творческого экзамена можно в своей школе по окончании проверки работ. Если ученик получил «неуд» за сочинение, то он может переписать его в феврале и в мае текущего года.

Примеры сочинений можно найти на различных образовательных сайтах в Интернете. А общие рекомендации к написанию итогового сочинения можно посмотреть здесь:

Идя на экзамен, надо верить в себя и помнить, что хорошо подготовленному ученику все по плечу!

god2018.su

Итоговое сочинение по литературе 2018

Итоговое сочинение

Тематические блоки на 2018-2019 гг.

  1. «Отцы и дети»
  2. «Мечта и реальность»
  3. «Месть и великодушие»
  4. «Искусство и ремесло»
  5. «Доброта и жестокость»

Дополнительные материалы

Примерный список литературы (Обновлен 2.09.2018)

Критерии

Дополнительная литература

Часто задаваемые вопросы

Итоговое сочинение VS ЕГЭ по литературе (общее и различное)

Теория к итоговому сочинению

Составляем план к сочинению

Принцип дробления при работе над итоговым сочинением

Методические рекомендации

Пишем итоговое сочинение

Итоговое сочинение примеры + комментарии эксперта.

Как писать итоговое сочинение? Структура

Учимся подбирать аргументы для основной части сочинения

Проверяем сочинение

Отправить сочинение на проверку (Получить развернутый комментарий от эксперта)

Архив

Все темы с итогового сочинения 7 декабря 2016

Все темы с экзамена по итоговому сочинению 2015

Все темы с экзамена по итоговому сочинению 2014

Темы с пробного экзамена по итоговому сочинению 2014

Банк аргументов к итоговому сочинению 2014

«24 часа до итогового сочинения»

Григорий Харин

neznaika.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *