Окружающий мир 2 класс что такое ось вращения земли – Окружающий мир 2 класс что такое ось вращения земли
Окружающий мир 2 класс что такое ось вращения земли
|
Наше планета пребывает в постоянном движении, она вращается вокруг Солнца и собственной оси. Земная ось — воображаемая линия, проведенная от Северного к Южному полюсу(они при вращении остаются без движения) под углом в 66033ꞌ по отношению к плоскости Земли. Люди не могут заметить момент вращения, потому что все предметы движутся параллельно, их скорость такая же. Это выглядело бы точно также, как если бы мы плыли на корабле и не замечали движение предметов и объектов на нем находящихся.
Полный оборот вокруг оси завершается в течении одних звездных суток, состоящих из 23 часов 56 минут и 4 секунд. За этот промежуток то одна, то другая сторона планеты поворачивается к Солнцу, получая от него различное количество тепла и света. Помимо этого вращение Земли вокруг оси влияет на её форму (приплюснутые полюса – результат вращения планеты вокруг оси) и на отклонение при движении тел в горизонтальной плоскости (реки, течения и ветра Южного полушария отклоняются влево, Северного – вправо).
Линейная и угловая скорость вращения
(Вращение Земли)
Линейная скорость вращения Земли вокруг оси — 465 м/с или 1674 км/час в зоне экватора, по мере отдаления от него скорость постепенно замедляется, на Северном и Южном полюсах она равна нулю. Например, для граждан экваториального города Кито (столица Эквадора в Южной Америке) скорость вращения как раз 465 м/с, а для москвичей, живущих на 55-ой параллели к северу от экватора, — 260 м/с (почти в два раза меньше).
Ежегодно скорость вращения вокруг оси снижается на 4 миллисекунды, что связано с влиянием Луны на силу морских и океанических отливов и приливов. Притяжение Луны «тянет» воду в направлении, противоположном к осевому вращению Земли, образуя незначительную силу трения, замедляющую скорость вращения на 4 миллисекунды. Скорость углового вращения остается везде одинаковой, её значение — 15 градусов в час.
Почему день сменяется ночью
(Смена дня и ночи)
Время полного оборота Земли вокруг оси — одни звездные сутки (23 часа 56 минут 4 секунды), за этот временной промежуток освещенная Солнцем сторона сначала находится «во власти» дня, теневая — ночи, а затем наоборот.
Если Земля вращалась бы по другому и одна её сторона была постоянно повернута к Солнцу, то там бы была высокая температура (до 100 градусов Цельсия) и вся вода бы испарилась, на другой бы стороне – наоборот свирепствовали морозы и вода находилась под толстым слоем льда. И первые, и вторые условия были бы неприемлемы для развития жизни и существования человеческого вида.
Почему сменяются времена года
(Смена времен года на Земле)
Вследствие того что ось наклонена по отношению к земной поверхности под определенным углом, её участки получают в разное время различное количество тепла и света, что обуславливает смену времен года. По астрономическим параметрам, необходимым для определения времени года, за точки отсчета берут некоторые моменты времени: для лета и зимы это Дни солнцестояния (21 июня и 22 декабря), для весны и осени — Равноденствия (20 марта и 23 сентября). С сентября по март Северное полушарие повернуто к Солнцу меньшее количество времени и соответственно получает меньше тепла и света, здравствуй зимушка-зима, Южное полушарие в это время получает много тепла и света, да здравствует лето! Проходит 6 месяцев и Земля переходит на противоположную точку своей орбиты и уже Северное полушарие получает больше тепла и света, дни становятся длиннее, Солнце поднимается выше – наступает лето.
Если бы Земля располагалась по отношению к Солнцу исключительно в вертикальном положении, то времен года вообще бы не существовало, ведь все точки на освещенной Солнцем половине получали бы одинаковое и равномерное количество тепла и света.
Source: xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai
По мнению сайта, эти статьи так же могут быть вам интересны
Нравится Добавить комментарий
travelel.ru
Урок окружающего мира во 2 классе «Земля. Модель Земли»
Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.
Представление о результатах:
Личностные результаты:
— формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу: планете Земля.
Метапредметные результаты:
коммуникативные:
— формирование умения работать в парах;
— строить понятные для партнера высказывания, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
регулятивные:
— принимать и сохранять учебную задачу в совместной с учителем деятельности;
— умение определять, сохранять цель;
— осуществлять итоговый контроль по результату;
познавательные:
— строить речевые высказывания в устной форме;
— использовать знаково-символические средства при работе с глобусом;
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
Предметные результаты:
— характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солнца и Земли;
-находить на глобусе ось, экватор, Северный полюс и Южный полюс
Цель: формирование учебно-познавательного интереса к планете Земля через поиск необходимой информации в учебнике и хрестоматии с использованием глобуса в ходе парной работы под руководством учителя.
Оборудование: О. Н.Федотова, Г.В.Трафимова, учебник Окружающий мир, 1 часть; Тетрадь для самостоятельных работ № 1; Хрестоматия Наш мир знакомый и загадочный; глобусы; компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Ход занятия:
№ п/п
Этап урока
Цель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результат
1
Организационный момент
Мотивация учащихся к учебной деятельности
Создание ситуации для самооценки готовности к уроку.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
— Проверьте свою готовность к уроку.
Включение в работу
Проверяют наличие необходимых школьных принадлежностей на данный урок.
— Для успешной работы на уроке окружающего мира я приготовил учебник, тетрадь на печатной основе, ручку и карандаши.
Выполнение самооценки готовности к уроку по критериям:
— правильность выбора учебных принадлежностей;
— правильность и аккуратность расположения предметов на парте;
— настрой на урок.
2
Опрос учащихся по домашнему заданию
Проверка усвоения изученного материала
— На одном из прошлых уроков мы познакомились с новыми понятиями. Прочитайте их на доске: Солнце, Земля, Атмосфера Земли, экватор, звезды, планеты
Среди данных слов выберите верный ответ. Все остальные ребята показывают свой сигнал, согласен или не согласен с ответом товарища.
1. Огромная раскаленная светящаяся звезда, во много раз больше земного шара (Солнце)
2.Слой воздуха, который окутывает нашу землю, создавая на ней условия для жизни. (Атмосфера)
3.Раскаленные светящиеся газовые космические тела (звезды)
4.Космические тела с остывшей поверхностью, светят отраженным от Солнца светом. (планеты)
5.Планета, на которой мы с вами живем (Земля)
6.Линия на глобусе, которая делит «шар» на два полушария: Северное полушарие и Южное полушарие (экватор)
-Давайте сравним наши ответы с правильными (слайд 1) Молодцы!
Выбирают карточку с понятием, выстраивают в столбец и проверяют по эталону на экране
Умение применять ранее полученные знания.
Взаимопроверка усвоенного материала
3
Актуализация знаний
Воспроизведение знаний, необходимых и достаточных для получения новых знаний
— Отгадайте загадки:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад, и стар,
Что она – большущий шар. (Земля)
— Что вы знаете о Земле?
— Чем вам нравится наша планета?
— Хотелось бы вам изменить нашу планету?
— Что вам нравится на нашей планете?
— Что обозначает слово «земля», когда оно написано с большой буквы (Земля)? А с маленькой (земля)?
— Хотите вы знать о нашей планете еще больше?
Учащиеся отгадывают загадки и отвечают на вопросы
Воспроизведенные знания и способы действий. Осознание необходимости получения новых знаний
4
Постановка цели урока
Формирование и развитие ценностного отношения к умению определять и формулировать цель урока
— Как вы думаете, какова тема нашего урока?
— Прочитайте тему урока в учебнике на странице 17 и на слайде (слайд 2)
— Какую цель мы поставим на урок?
(слайд 3)
— А с помощью чего мы будем узнавать о Земле?
— Исследуйте страницы 17 – 20 учебника и скажите, что нам нужно сделать сегодня на уроке, чтобы добиться цели урока?
Учащиеся высказывают свои предположения
Учащиеся читают тему урока
— Узнать больше о планете Земля
— С помощью глобуса
— Мы будем работать в паре, работать в словарике, рассматривать глобус и иллюстрации в учебнике, отвечать на вопросы
С помощью учителя и учебника формулируют цель урока, прогнозируют результат своих действий
5
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (понятий, условных обозначений)
Формирование и развитие ценностного отношения к умению задавать вопросы и отвечать на них.
Представьте, что мы ученые. Сегодня мы будем делать открытия.
-Какая звезда самая близкая к Земле? (Солнце)
— Попробуйте задать вопросы про Солнце.
— Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?
— Каким вы видите Солнце?
Земля от Солнца очень далеко, около 150 млн. км. Свет солнца преодолевает это расстояние за 8 минут, он летит со скоростью 300 000 км в секунду.
— Посмотрите, какой видят нашу Землю космонавты из космоса (слайд 4)
(слайд 5)
Иногда, чтобы изучить какой либо предмет, учёные делают его уменьшенное или увеличенное изображение – модель.
— Рассмотрите в учебнике на с.18 пожарную машину и ее модель. Какие еще модели есть на рисунке?
— А на экране? (слайд 7)
-Глобус – это модель Земли (слайд 8)
— Что такое модель? Где можно узнать про это слово?
(слайд 8, 9, 10)
Учащиеся задают вопросы:
— Что такое Солнце?
— А почему оно маленькое?
Учащиеся отвечают на вопросы
Сообщение подготовленного ученика из хрестоматии о том, что Земля имеет форму шара
— На рисунке модель Земли – глобус
— В словаре в конце учебника
Зачитывают значение слова МОДЕЛЬ
Сообщение подготовленного ученика из хрестоматии о том, какие бывают глобусы
Умение задавать вопросы и отвечать на них.
6
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач
Формирование и развитие ценностного отношения к умению анализировать и обобщать полученные знания
Работа по учебнику, с.19 и по слайду11
— Какие цвета вы видите на нашей планете?
— Что обозначает каждый цвет?
— Чего на земле больше: суши или воды?
— Почему на снимке из космоса Земля голубого цвета?
— Как нам увидеть Землю поближе? Что нам поможет?
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)
Учащиеся отвечают на вопросы, используя слайды и иллюстрацию учебника
Нам поможет глобус
Умение анализировать и обобщать полученные знания.
Умение строить понятные для партнера высказывания,
7
Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков
Формирование и развитие ценностного отношения к закреплению знаний и способов действий при работе в паре
Парная практическая работа.
Рассмотрите глобус:
— Почему глобус наклонили?
— Что это за стержень торчит на Северном полюсе?
— Можно ли потрогать или увидеть земную ось?
— Найдите и покажите на глобусе экватор, Северное и Южное полушарие, Северный и Южный полюс, нашу страну.
— В каком полушарии находится Россия?
В таком положении Земля летит по орбите вокруг Солнца
Стержень воспроизводит земную ось, вокруг которой вращается Земля
Земную ось нельзя потрогать, потому что на самой Земле нет никакой оси
Умение анализировать, договариваться и приходить к общему решению.
Осуществлять самоконтроль и самооценку.
8
Динамическая пауза
Формирование ценностного отношения к своему здоровью.
Мы много нового узнали о нашей планете, а сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Встаньте. Посмотрите на бабочку, порхающую над цветами. Ощутите их аромат глубоко вдохнув – резко выдохните. Улыбнитесь солнышку, встаньте и протяните к нему свои ладошки. Поморгайте вместе с солнцем.
Выполняют дыхательную гимнастику.
Выполняют гимнастику для глаз.
Обучающиеся встают у своих столов, выполняют движения.
Ценностное отношение к здоровому образу жизни.
9
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений и навыков
Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний о моделях и оси вращения
Работа в тетради на печатной основе (с.5, 6)
— Назовите предметы, которые здесь нарисованы. Есть ли здесь модели? Соедините линиями предметы и их модели.
— Назовите предметы, где ось вращения настоящая, а где воображаемая. Нарисуйте воображаемую ось красным карандашом, а настоящую синим
Коррекционная работа: Вылепить глобус из пластилина, учитывая цвета настоящего глобуса
— Проверьте работы друг друга и поставьте оценку
Отвечают на вопросы и выполняют задания в тетради для самостоятельных работ
Выполняют работу с пластилином
Умение обобщать, делать выводы
10
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности в парной работе
Формирование и развитие ЦО к умению определять уровень овладения новыми знаниями
А сейчас мы пригласим наши пары к доске и ответить на вопросы своих товарищей. Все остальные ребята будут их оценивать.
— Как будем оценивать, какие критерии оценивания вы знаете?
— Давайте повторим и покажем на глобусе:
-Экватор
— Северное полушарие
— Южное полушарие
— Северный полюс
— Южный полюс
— Покажите воду,
— Покажите сушу,
— Где находится Россия?
— Покажите Москву
Проверка полученных знаний.
Если все ответы были правильными, и на глобусе показано все правильно, ставим оценку «пять», если были ошибки, то «четыре» или «три»
Показывают на глобусе
Пары у доски находят на глобусе и показывают предложенные понятия
Умение определять уровень овладения новыми знаниями, осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку.
11
Рефлексия деятельности
Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения
— Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?
— Посмотрите, какие глобусы из пластилина сделали девочки. Расскажите, что вы сделали?
Повторим, что вы узнали сегодня на уроке:
— Какие полушария вы знаете? (Северное и Южное.)
— Каким цветом на глобусе изображена суша? (Коричневым, желтым, зеленым.)
— Каким цветом на глобусе изображена вода? (Синим, голубым.)
— В каком полушарии находится наша страна? (Северном.)
— Вы узнали больше о Земле?
— Покажите смайлик настроения: кто сегодня доволен уроком, кто узнал больше о Земле?
Ответы детей
Демонстрация изготовленных из пластилина моделей.
Ответы учащихся
Самооценка и взаимооценка с помощью знаков «+», «-» или «?»
Ответы учащихся
Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Умение соотнести полученный результат с поставленной целью
12
Домашнее задание
Запись домашнего задания
Дома: нарисовать рисунок
Записывают задание в дневник
Понимание выполнения домашнего задания
Литература:
1.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир, 2 кл.: учебник, 1 часть. М.: Академкнига/Учебник, 2012
2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир, 2 кл.: тетрадь для самостоятельной работы № 1. М.: Академкнига/Учебник, 2012
3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Методическое пособие для учителя. 1,2 класс. М.: Академкнига/Учебник, 2010
4. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.
Интернет-ресурсы:
http://www.proshkolu.ru/
http://festival.1september.ru/articles/subjects/33
infourok.ru
План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему: Земля. Модель Земли
Урок окружающего мира во 2 классе
( по УМК «Перспективная начальная школа)
Тема: Земля. Модель Земли.
Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающий мир»
Задачи урока:
- Определить уровень знаний о планете Земля и ее модели.
- Уточнить представления о модели Земли – глобусе.
- Познакомить с новыми понятиями: «воображаемая ось», «экватор», «Северное и Южное полушария», «Северный и Южный полюс».
- Формировать умение работать с глобусом и навыка устного составления рассказа.
- Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности.
- Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к окружающему миру.
Планируемые результаты
Предметные: уметь объяснять значение терминов «экватор», «полюса», «полушария», находить на глобусе Северный и Южный полюса, Северное и Южное полушария.
Метапредметные:
Коммуникативные: навыки делового партнёрского общения; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.
Регулятивные:
Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.
Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Познавательные:
Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста
Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений
Личностные: формирование позитивной самооценки.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками
Форма проведения урока: индивидуально-групповая
Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, демонстративный глобус, глобусы для каждой группы, ИКТ, яблоко, карточки с опорными словами (экватор, Северный полюс, Южный полюс, Северное полушарие, Южное полушарие, воображаемая ось), красный и синий карандаши, маленькие магниты, солнышко с лучиками для самооценки.
Ход урока
I. Организационный момент
(Цель: Создание рабочей атмосферы, эмоционального настроя.)
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать.
II. Актуализация знаний.
— Ребята, чему мы учились на прошлом уроке окружающего мира? (Учились находить информацию, ответы на вопросы.)
— Отгадайте загадку и определите тему сегодняшнего урока:
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется…. Земля.
— Как вы думаете, что обозначает слово «земля», когда оно написано с большой буквы? А с маленькой?
— Что вы знаете о Земле? (Это наша планета. Она похожа на шар.)
— Почему можно утверждать, что Земля имеет форму шара?
— Как вы думаете, всегда ли люди знали об этом? Какой они считали форму Земли? (Плоская, как блин. Стоит на трех слонах, китах.)
— Но люди наблюдательны, в ходе наблюдений, когда в космос полетели первые спутники, они определили, что Земля – шар. (Слайд 2)
— Вот и вы будете сегодня на уроке разгадывать для себя тайны мира и делать открытия.
— Ребята, как вы думаете, вы готовы?
— Тогда начнем свою работу с работы в группах.
Работа в группах. (Раздать карточки с заданиями для групп)
1 группа.
– Какими источниками информации надо пользоваться, чтобы разгадать тайны окружающего мира. Назовите их. (Учебники, словари, взрослые, интернет, иллюстрации, опыт, наблюдение).
2 группа (работает на интерактивной доске): К изображениям предметов подберите соответствующие модели. (Машина, самолёт, парусник.)
(Слайд 3)
-Что же такое модель? (предмет, сделанный человеком и похожий на оригинал)
3 группа:- Найдите оси вращения
(пробка на зубочистке, клубок на спице, шарик пластилиновый на спичке, мяч)
-Что такое ось вращения? (неподвижный стержень, вокруг которого вращается предмет). А как же быть с мячом?
Опыт с мячом: учитель вращает мяч между пальцев.
— Есть ли ось? Почему так считаете? Что вы можете о ней сказать? Сегодня нам предстоит доказать или опровергнуть эту мысль.
4 группа. В словаре найдите значение слова модель, прочитайте (учебник, стр.125)
— Сравните с нашим выводом? Уточните определение учебника.… Мы молодцы!
— А теперь посмотрите, какие результаты дала работа в наших группах. Попробуйте ответить, какие же тайны окружающего мира и загадки мы должны разгадать сегодня на уроке?
II. Сообщение темы и цели урока:
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
(глобус) (Слайд 4)
— Что такое глобус?
— Сформулируйте тему урока. (Модель Земли).
— Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой?
Цель: Расширить представления о глобусе как модели Земли.
— Как вы думаете, почему модель Земли назвали глобусом? (в переводе с латинского — шар)
III. Работа над новым материалом.
- Знакомство с глобусом.
а) Наблюдение и опыт.
— Давайте понаблюдаем за глобусом.
Покрутим его. Почему глобус вращается? (Земля вращается. Поэтому вращается и глобус.)
-Что заметили? (он вращается, разноцветный) Сравните глобус с предметами 2 группы. (Это модель Земли.)
б) Работа в тетради на печатной основе, зад. 8, стр. 6
— Назовите предметы. На каждый предмет по направлению оси вращения положите спичку. ( Работа в парах)
— Назовите те предметы, у которых мы не видим ось вращения.
— Давайте сделаем вывод:
— Какая ось у планеты Земля — настоящая или воображаемая? (Ось, которую представляем, воображаемая, она наклонена.) На доске выставляется термин «воображаемая ось»)
Физминутка
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, лёгкий ветерок,
Здравствуй, крепенький дубок.
Я живу в родном краю,
Я вас всех благодарю.
в) Работа с окраской глобуса.
— Рассмотрите окраску глобуса. Догадались, что означают цвета на глобусе?
— Голубой, синий цвета – обозначают воду. Жёлтый, коричневый, зеленый – обозначают сушу. Белый – снег или лёд.
— Чего на земле больше – суши или воды?
Демонстрация соотношения суши и воды с помощью яблока.
— Предположим, что яблоко – это модель Земли. Я отделяю небольшую часть– это суша, остальное – вода.
— Найдите в центре глобуса жирную синюю линию.
Покажите её. Это экватор, она опоясывает глобус. Экватор – это линия,
Кривая, ярко – синяя.
Делит глобус пополам –
Чтобы нам не спутать вдруг,
где там Север, а где Юг.
— На сколько частей она разделяет глобус?
На две — Северное и Южное полушария (Слайд 5), выставляются карточки Северное полушарие и Южное полушарие, экватор).
Посмотрите на глобус сверху, там вы увидите самую верхнюю точку глобуса – Северный полюс. В противоположной стороне – Южный.
Через Северный и Южный полюс проходит ось вращения Земли. (На доске выставляются термины «Северный полюс, Южный полюс»)
— Как вы думаете, ребята, в каком полушарии мы живем?
— Россия, наша Родина, находится в Северном полушарии.
— На глобусе есть еще горизонтальные и вертикальные линии.
— Линии, которые идут с севера на юг, называются меридианы.
— Линии, которые идут с запада на восток, называются параллели.
— Поэтому иногда глобус называют «мяч в сетке».
г) Работа в группах.
— Найдите и покажите экватор, Северное полушарие, Южное полушарие, Северный полюс, Южный полюс.
е) Первые глобусы. Работа с хрестоматией, стр. 10-11.
— Мы с вами пользуемся моделью школьного глобуса. А как вы думаете, есть ли другие модели?
Работа со статьёй из хрестоматии «Можно ли побывать внутри глобуса?»
— Название глобусов подчеркните простым карандашом. (Слайды 6-7)
— Что означает слово глобус?
— Кому нужны глобусы — мореходы?
— Как выглядели глобусы — придворные?
— Чем вас поразил глобус, который находится в Кунсткамере в Санкт – Петербурге?
IV. Итог урока: Игра «ДА –НЕТ».
-Я читаю высказывание, если оно верно, то вы хлопаете в ладоши, нет – молчите (вопросы по теме урока)
1. На глобусе можно увидеть тончайшие линии, покрывающие поверхность глобуса. (да)
2. Эти линии воображаемые, на самом деле на земной поверхности их нет. (да)
3. До края Земли можно добраться за три года. (нет)
3. Линии, которые соединяют Северный и Южный полюса, называют параллелями. (нет)
4. Линия, которая делит земной шар пополам, называется экватором. (да)
5. Россия находится в Северном полушарии. (да)
V.Самооценка: «Солнышко».
— Если вам на уроке было трудно и скучно, прикрепите красный лучик;
— если вы испытывали затруднения – желтый;
— если всё было легко – зелёный. (Слайд 8)
VI. Домашнее задание: прочитать материал учебника на с. 17 — 19
Используемая литература:
- Федотова О.Н. Окружающий мир [Текст]: 3 кл.: Учебник: В 2 ч. / О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царёва. – 2-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.- Ч.1 : 128 с : цв. ил.
- Федотова О.Н. Окружающий мир [Текст]: 3 кл.: Хрестоматия. / О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. – 2-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.- 160 с: ил.
- Федотова О.Н. Окружающий мир [Текст]: 3 кл.: Тетрадь для самостоятельной работы № 1 / О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царёва. – 3-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.- Ч.1 : 48 с.: ил.
- Федотова О.Н. Окружающий мир: Методическое пособие [Текст]: 3 кл. / О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царёва. – 2-е изд., испр. – М.: Академкнига/Учебник, 2009.- 185 с.
nsportal.ru
Окружающий мир (2-й класс) Урок 8. Тема: Глобус – модель Земли (практическая работа).
Окружающий мир (2-й класс)Урок 8.
Тема: Глобус – модель Земли (практическая работа).
Цели:
1) Закрепить понимание детьми шарообразности Земли.
2) Научить их демонстрировать вращение Земли вокруг своей оси на глобусе.
Оборудование: глобус, мяч, плакат «Форма Земли» и «Глобус и карта» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса», клейкие метки для каждой группы.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов
·. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
3
– Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. (Мы ознакомились с доказательствами шарообразности Земли и проводили наблюдения.)
– Для одного из этих доказательств мы использовали мяч. Удобно ли вам было работать с мячом в виде модели? Почему? (Мяч всё время падает, его неудобно держать.)
– Как вы думаете, придумали ли люди модель Земли? (Мы думаем, что модель Земли существует. Это глобус. Мы его уже видели в классе.)
Учитель даёт каждой группе рассмотреть глобус и рассказать о своих наблюдениях.
(Глобус – это небольшой шар. Он окрашен разными цветами. Большую часть занимает голубой цвет. Встречается ещё жёлтый, зелёный, коричневый цвет. Глобус стоит на ножке, и его можно вращать.)
– Я хочу напомнить вам, какой увидели нашу Землю космонавты. Похож ли глобус на Землю?
Показать плакат или видеофрагмент.
(Раскраска похожа, но видно, что на глобусе какая-то сеточка нарисована.)
– Какие вопросы у вас возникают? (Чем модель Земли – глобус – отличается от планеты Земля?)
– Попробуйте вращать глобус.
– Что помогает совершать это движение?
– А как при этом расположен глобус?
Вопрос урока: Что люди обозначают на глобусе?
План (примерный) 3 3
1. Глобус – модель Земли.
2. На глобусе два полюса.
3. Глобус вращается вокруг оси.
4. Что обозначают на глобусе линии?
5. Что обозначают на глобусе цветом?
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
– Какое умение формировали?
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
·
·. Совместное открытие знаний.
1 4 3 3 4 3
Работа в группах.
Каждая группа получает своё задание.
Задание 1-й группе:
– Посмотрите, как вращаются мяч, глобус. Сравните с изображением планеты Земля. Понаблюдайте:
– есть ли ось вращения;
– наклонна ли ось вращения.
– Подготовьте ответ. (Мяч может вращаться в
schoolfiles.net
описание и характеристика с фото
Графическое изображение оси вращения Земли
Вращение Земли вокруг оси: описание движения планеты, угол осевого наклона, схема вращения относительно плоскости орбиты, смена времен года и прецессия.
Ось вращения Земли наклонена под углом в 23,5° относительно плоскости эклиптики. Именно из-за этого наклона у нас на планете Земля происходит смена сезонов.
Чтобы лучше разобраться в том, как происходит вращение Земли вокруг своей оси, сначала необходимо поговорить о Солнце. Представьте себе линию, которая проходит через Северный и Южный полюса Солнца. Это и есть ось вращения Солнца. Затем вообразите себе диск, выходящий из солнечного экватора во всех направлениях. Этот диск называется плоскостью эклиптики. Астрономы уже давно измерили оси вращения, проходящие через каждую из планет Солнечной системы. Затем измерили угол осевого наклона относительно оси вращения Солнца.
У нашей планеты этот угол наклона оси равен примерно 23,5°. Это угол относительно оси вращения Солнца. Из-за такого наклона земной оси, на нашей планете происходит регулярная смена времен года. В летний сезон ось Земли наклонена таким образом, что Северный полюс Земли наклоняется к Солнцу. Регионы северного полушария получают больше солнечных лучей и поэтому там теплее, чем в Южном полушарии. Осенью, как Северное полушарие, так и Южное получают равную долю солнечного света. В зимний период Северный полюс наклоняется в сторону от Солнца, и поэтому там холоднее, а в Южном полушарии теплее.
Точный градус наклона земной оси составляет 23,439281°.
Угол наклона Земли является практически стабильным в течение длительного периода времени, но Земля слегка покачивается на своей оси, как волчок – это называется прецессией. В связи с этим время смены сезонов медленно меняется. Цикл смены составляет примерно 25 800 лет. Таким образом, лето и зима поменяются местами, и лето будет приходить в северное полушарие в декабре, а зима в июне. Теперь вы знаете, что собою представляет ось вращения планеты Земля.
v-kosmose.com
Урок окружающего мира во 2-м классе по теме «Солнце и Земля. Модель Земли. Почему на Земле день сменяется ночью»
Разделы: Начальная школа
Цель урока: уточнить детские представления о Солнце и Земле.
Задачи урока:
Обучающие:
- познакомить школьников с новым термином “модель”;
- обсудить, что представляет собой глобус (уменьшенная модель Земли);
- учить находить на глобусе Северный полюс, Южный полюс, Северное полушарие, Южное полушарие;
- выяснить причины смены дня и ночи.
Развивающие:
- развивать связную речь;
- формировать умение рассуждать, доказывать и обосновывать свое высказывание;
- расширять словарный запас;
- развивать внимание, наблюдательность, память;
- формировать умение работать в группах.
Воспитывающие:
- воспитывать позитивное отношение к учению, устойчивый познавательный интерес;
- воспитывать культуру учебного труда;
- воспитывать любовь к природе.
Оборудование и наглядные пособия: видеосюжет, демонстрационный глобус, карманный фонарик, маленький резиновый мячик, спички с отрезанными серными головками, цветные карандаши, учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы.
ХОД УРОКА
I. Организация класса.
Если очень постараться,
Если очень захотеть,
Можно на небо подняться
И до солнца долететь.
И всерьез, не понарошку
Познакомиться с луной,
Погулять на ней немножко
И вернуться вновь домой.
С. Баруздин.
II. Сообщение темы и целей урока.
— Сегодня мы с вами отправляемся в полет на
космическом корабле. Как вы думаете, для чего?
— Чтобы ответить на вопросы: “Что мы с вами знаем
о Планете Земля и о Солнце?”, “Что такое модель
Земли?”, “Почему на Земле день сменяется
ночью?”.
— Наш корабль готов к полету. Закройте глаза.
Представьте, что ракета несет нас в космос.
Теперь откройте глаза и посмотрите, как красиво! (Видеосюжет,
любой с изображением Солнца, Земли в движении).
III. Изучение нового.
1. Уточнение знаний учащихся о Земле и о Солнце.
— Что вы знаете о предметах, которые являются отгадками к этим двум загадкам?
Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце и зовут тебя все … (Солнце).
Рисунок 1
— Что такое солнце?
(Солнце – ближайшая к Земле звезда. Солнце – огромный раскаленный шар. Оно кажется нам маленьким кружочком на небе, потому что находится очень далеко от земли).
— Что бы еще более точные сведения получить о Солнце нам нужно обратиться к словарику, который находится в конце учебника. Откройте учебник на стр. 126 и прочтите статью о Солнце.
— Что же такое солнце?
— Следующая загадка.
Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица.
Знают все и млад, и стар, что она большущий шар. (Земля).
Рисунок 2
Что вы знаете о Земле?
(Земля – планета, на которой есть жизнь. Земля имеет форму шара. Земля освещается Солнцем. И т.д.).
Чтение статьи из хрестоматии “Наша Земля – шар”, стр. 7-9. (Опора на таблицу).
— Обратимся к словарику. Откройте учебник на стр. 124, прочтите статью “Земля”.
2. Закрепление изученного. Чтение текста в учебнике стр. 17- 18.
ДИНАМИЧЕСКИЙ МОМЕНТ. (Игра “День – ночь”).
3. Уточнение понятий “модель”, “модель Земли”.
— Работа по иллюстрации на стр. 18. Уточнение понятия “модель”. Демонстрация предметов-моделей.
Вывод: модель по внешнему виду похожа на изображаемый предмет, а по величине может быть и больше его, и меньше. Глобус – уменьшенная модель Земли.
Рисунок 3
Чтение статьи из словарика стр. 125.
4. Закрепление знаний учащихся. Выполнение задания № 7 в Тетради для самостоятельной работы. Учащиеся самостоятельно рассматривают рисунки и отмечают галочкой, нарисованные модели, а затем соединяют линиями рисунки предметов и соответствующие модели.
5. Работа в группах. (Ученики могут по желанию не только сидеть, но и стоять около своих рабочих мест).
Учащиеся читают статью в учебнике и словарике – изучают модель Земли – глобус.
— Чтобы представить себе внешний вид Земли, Люди создали её маленькую модель – глобус.
Демонстрация глобуса.
— Эта модель по форме похожа на настоящую Землю. На поверхности глобуса с помощью условных обозначений изображены океаны, моря, крупные озера и реки, горы и равнины. Глобус закреплен на оси. Ось проходит через полюса изображаемой Земли: Северный и Южный.
— Если посмотреть на глобус сверху, то будут видны Северный полюс и Северное полушарие. Россия, наша Родина, находится в Северном полушарии.
— Покажите на глобусе Северный полюс, Южный полюс, Северное полушарие, Южное полушарие.
— Обратите внимание, на то, что глобус вращается вокруг своей оси. Создавая модель Земли, ученые постарались не только как можно точнее передать форму (не размер) Земли, но и её “поведение”. Земля вращается, поэтому и глобус вращается. Но у глобуса есть настоящая ось вращения. А у Земли?
6. Закрепление изученного. Работа в Тетради для самостоятельной работы. (Упр. № 8). Учитель предлагает учащимся положить сверху на каждый рисунок спички по направлению оси вращения каждого из нарисованных предметов. На основе иллюстрации рисунков разводятся понятия “воображаемая” и “настоящая “оси” вращения. (Взаимопроверка и сравнение результатов выполненной работы).
7. Поиск ответа на вопрос “Почему на Земле день сменяется ночью?
— Помните на первом уроке мы с вами читали, как
Маша рассказывала брату об оси вращения?
— Покажите на глобусе ось вращения.
(Опыт с мячиком).
— Посмотрите на глобус. Сейчас вы видите ту половину, которая обращена к тебе. Если вы хотите рассмотреть глобус со всех сторон? Медленно повернём его вокруг оси.
Вот так же “смотрит” и Солнце на вращающуюся вокруг своей оси Землю. Но только ось эта – воображаемая.
Земля вращается. Обращенная к солнцу сторона Земли освещена – здесь день. В это время другая сторона Земли повернута от Солнца и не освещена. Там ночь.
Земля продолжает вращаться. На смену ночи приходит день.
Рисунок 4
Земля совершает полный оборот вокруг своей оси за 24 часа. Это время называют земными сутками. В народе говорят: “день и ночь – сутки прочь”.
8. Проведение опыта с глобусом и фонариком.
9. Закрепление нового материала.
Работа в тетради стр.7, № 10.
IV. Домашнее задание. Х. стр. 10-14, т. стр.5-8., у. Стр. 17-21
V. Итог урока.
В заключительной части урока учитель предлагает учащимся ответить на вопросы, которые были поставлены в начале урока.
— Что такое глобус?
— Почему на Земле день сменяется ночью?
— А можно ли сделать так, чтобы у нас в станице
Ленинградской всегда был день, и не наступала
зима?
16.02.2010
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
| — Прозвенел звонок, Начинаем урок! — Я рада вас видеть на уроке . Улыбнемся друг другу и пожелаем удачи!
– Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. – Для одного из этих доказательств мы использовали мяч. Удобно ли вам было работать с мячом в виде модели? Почему? – Как вы думаете, придумали ли люди модель Земли? Учитель даёт каждой группе рассмотреть глобус и рассказать о своих наблюдениях. – Я хочу напомнить вам, какой увидели нашу Землю космонавты. Похож ли глобус на Землю? Показать плакат или видеофрагмент. – Какие вопросы у вас возникают? – Попробуйте вращать глобус. – Что помогает совершать это движение? – А как при этом расположен глобус? Вопрос урока: Что люди обозначают на глобусе?
План (примерный) 1. Глобус – модель Земли. 2. На глобусе два полюса. 3. Глобус вращается вокруг оси. 4. Что обозначают на глобусе линии? 5. Что обозначают на глобусе цветом? – Что мы сейчас с вами делали? – Какое умение формировали?
| Учащиеся предлагают свою версию этого явления, но подтвердить её фактами и аргументами не могут. В результате дискуссии подводим детей к выводу, что им не хватает знаний и умений, чтобы не только предложить версию этого явления, но и обосновать её. -Мы говорили о том, что Земля шарообразная и попытались это доказать. -Мяч всё время падает, его неудобно держать. -Мы думаем, что модель Земли существует. Это глобус. -Глобус – это небольшой шар. Он окрашен разными цветами. Большую часть занимает голубой цвет. Встречается ещё жёлтый, зелёный, коричневый цвет. Глобус стоит на ножке, и его можно вращать. -Раскраска похожа, но видно, что на глобусе какая-то сеточка нарисована. -Чем модель Земли – глобус – отличается от планеты Земля? -Планировали нашу деятельность. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. | ΙΙ. Совместное открытие знаний.
| Работа в группах. Каждая группа получает своё задание. Задание 1-й группе: – Посмотрите, как вращаются мяч, глобус. Сравните с изображением планеты Земля. Понаблюдайте: – есть ли ось вращения; – наклонна ли ось вращения. – Подготовьте ответ. Задание всему классу: – Найдите на глобусе точки, которые при вращении остаются на месте – Кто знает их названия Задание 2-й группе: – Найдите на глобусе Москву. Наклейте метку. Вращайте глобус вместе с меткой. – Наклейте другие метки выше и ниже Москвы. Понаблюдайте их путь вращения. Сравните. – Найдите такое место на глобусе, где метка совершает самый большой путь вращения. Найдите на глобусе название этой линии. .Подготовьте ответ. – Как вы думаете, почему модель Земли – глобус – сделали вращающимся? – Но на глобусе есть и другие линии. Есть ли они на Земле? – Какие же это линии? – А кто знает, как они называются и что обозначают? – Давайте найдём в учебнике их название на с. ….. – На какие части делит экватор глобус? – И у Земли есть Северное и Южное полушарие. Задание 3-й группе. – Рассмотрите раскраску глобуса и Земли. Попробуйте объяснить, что обозначает каждый цвет. Подготовьте ответ. – А теперь попробуйте объяснить, почему на глобусе есть синий цвет и голубой? Есть коричневый цвет бледный и тёмно-коричневый? Есть даже белый цвет. Какая поверхность Земли может быть белого цвета Если этот ответ не могут дать дети – учитель может сам рассказать об этом либо дать задание самым любознательным. – Молодцы, вы помогли ответить на очень трудные вопросы. И помогли нам в этом самые любознательные. – А сейчас попробуйте применить полученные знания. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? | -Мяч может вращаться во всех направлениях вокруг воображаемой оси. Для глобуса штырь – это ось вращения. Она наклонна. Мы думаем, что и Земля вращается вокруг воображаемой оси. Она также наклонна. Ведь глобус – это уменьшенная копия Земли. -Это самая верхняя и самая нижняя точки. -Они называются полюса. Вверху Северный полюс, а внизу Южный полюс. А ещё они называются Антарктида и Арктика. -Красной меткой отмечена Москва. При вращении она совершает вот такой путь. А белыми метками на глобусе отмечены точки, которые при вращении совершают самый большой путь. Мы прочитали, что эта линия на глобусе называется экватор. Предположение детей. – Нам кажется, что вращаются Солнце, звёзды, Луна. А на самом деле Земля вращается очень плавно, равномерно, а вместе с ней и мы. Вы наверняка тоже замечали, медленно отъезжая от станции на поезде, что это не вы едете, а деревья, дома и люди проносятся мимо вас за окном Ответы детей. -На полушария. -Мы думаем, что тёмно-синим цветом показаны самые глубокие места океанов и морей. А тёмно-коричневым – самые высокие горы. Белый цвет есть ближе к полюсам. Это снег или лёд. Ответы детей. | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируеммотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | ΙV. Самостоятельное применение знаний. | – Глобус показывает нам вращение Земли вокруг своей оси. Поставьте, пожалуйста, человечка на него. Что происходит с человечком во время вращения? – А чувствует ли он это вращение? Вы ощущаете вращение Земли? Почему? Выслушиваются мнения детей, их предположения. – Подумайте, как коротко сказать о том, что мы сегодня узнали.
— А теперь я даю вам задание: Используя глобус, придумайте маршрут кругосветного путешествия. Какие средства транспорта вам понадобятся? | — Человечек тоже вращается вместе с Землёй. -Мы почему-то не чувствуем этого вращения. ответы детей |
|
multiurok.ru