Рост и развитие организма презентация 11 класс – Презентация по биологии «Свойства жизни» 10-11 класс
Презентация к уроку по биологии (11 класс) на тему: Презентация по биологии «Онтогенез»
Слайд 1
Онтогенез ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово Выполнила : Павлова Ж. ученица 11 класса Проверила : учитель биологии Сафонова О. В.Слайд 2
Онтогене́з ( genesis — зарождение ) — индивидуальное развитие организма , совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом от оплодотворения (при половом размножении ) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении ) до конца жизни . У многоклеточных животных в составе онтогенеза принято различать фазы эмбрионального (под покровом яйцевых оболочек) и постэмбрионального (за пределами яйца) развития, а у живородящих животных пренатальный (до рождения) и постнатальный (после рождения) онтогенез. У семенных растений к эмбриональному развитию относят процессы развития зародыша, происходящие в семени . Термин «онтогенез» впервые был введён Э. Геккелем в 1866 году . В ходе онтогенеза происходит процесс реализации генетической информации, полученной от родителей. Раздел современной биологии, изучающий онтогенез, называется биологией развития ; начальные этапы онтогенеза — эмбриогенез — изучаются также эмбриологией .
Слайд 3
Онтогенез делится на два периода: эмбриональный — от образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек; постэмбриональный — от выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти организма. Онтогенез животных
Слайд 4
Эмбриональный период В эмбриональном периоде, как правило, выделяют следующие этапы: дробление , гаструляцию и органогенез . Эмбриональный, или зародышевый, период онтогенеза начинается с момента оплодотворения и продолжается до выхода зародыша из яйцевых оболочек. У большинства позвоночных он включает стадии (фазы): дробления , гаструляции , гисто — и органогенеза .
Слайд 5
Сравнение зародышей позвоночных на разных стадиях эмбрионального развития. Иллюстрация из работы Эрнста Геккеля , на которой демонстрируется теория рекапитуляции (повторения филогенеза в онтогенезе). Зародыши обычно действительно представляются более сходными между собой, чем взрослые организмы, что было отмечено эмбриологами ещё до возникновения теории эволюции.
Слайд 6
Дробление (эмбриология) Дробление — ряд последовательных митотических делений оплодотворенного или инициированного к развитию яйца. Дробление представляет собой первый период эмбрионального развития, который присутствует в онтогенезе всех многоклеточных животных и приводит к образованию зародыша , называемого бластулой (зародыш однослойный). При этом масса зародыша и его объём не меняются, то есть они остаются такими же, как у зиготы, а яйцо разделяется на все более мелкие клетки — бластомеры . После каждого деления дробления клетки зародыша становятся все более мелкими, то есть меняются ядерно-плазменные отношения: ядро остается таким же, а объём цитоплазмы уменьшается. Процесс протекает до тех пор, пока эти показатели не достигнут значений, характерных для соматических клеток. Тип дробления зависит от количества желтка и его расположения в яйце. Если желтка мало и он равномерно распределен в цитоплазме ( изолецитальные яйца: иглокожие , плоские черви , млекопитающие ), то дробление протекает по типу полного равномерного : бластомеры одинаковы по размерам, дробится все яйцо. Если желток распределен неравномерно ( телолецитальные яйца : амфибии ), то дробление протекает по типу полного неравномерного : бластомеры — разной величины, те, которые содержат желток — крупнее, яйцо дробится целиком. При неполном дроблении желтка в яйцах настолько много, что борозды дробления не могут разделить его целиком. Дробление яйца, у которого дробится только сконцентрированная на анимальном полюсе «шапочка» цитоплазмы, где находится ядро зиготы, называется неполным дискоидальным (телолецитальные яйца: пресмыкающиеся , птицы ). При неполном поверхностном дроблении в глубине желтка происходят первые синхронные ядерные деления, не сопровождающиеся образованием межклеточных границ. Ядра, окруженные небольшим количеством цитоплазмы, равномерно распределяются в желтке. Когда их становится достаточно много, они мигрируют в цитоплазму, где затем после образования межклеточных границ возникает бластодерма (центролецитальные яйца: насекомые ).
Слайд 7
Гаструляция — гаструла формируется в результате инвагинации клеток. В ходе гаструляции клетки зародыша практически не делятся и не растут. Происходит активное передвижение клеточных масс ( морфогенетические движения). В результате гаструляции формируются зародышевые листки (пласты клеток). Гаструляция приводит к образованию зародыша, называемого гаструлой . Типы гаструляции: инвагинация, иммиграция, эпиболия , деляминация . Один из механизмов гаструляции — инвагинация ( впячивание части стенки бластулы внутрь зародыша). 1 — бластула, 2 — гаструла
Слайд 8
Инвагинация — Наблюдается у животных с изолецитальным типом яиц(голотурия, ланцентник ). Вегетативный полюс бластулы впячивается внутрь. В результате противоположные полюса бластодермы практически смыкаются, так что бластоцель либо исчезает, либо от него остаётся небольшая щель. В результате возникает двухслойный зародыш, наружной стенкой которого является первичная эктодерма , а внутренней-первичная энтодерма .Впячивание образует первичный кишечник-архентерон , или гастроцель .Отверстие , при помощи которого он сообщается с наружной средой. называется первичным ртом, или бластопором . Иммиграция — Была описана Мечниковым И. И. у зародышей медуз. Отдельные клетки бластодермы мигрируют в бластоцель, и из них формируется внутренний слой. Возникает двухслойный зародыш. Его наружный слой-эктодерма, и внутренний-энтодерма окружают полость первичной кишки-гастроцель . Эпиболия — Наблюдается у животных, имеющих телолецитальные яйца, богатые желтком(пресмыкающиеся, птицы). При этом способе гаструляции, мелкие клетки анимального полюса, размножаясь быстрее, обрастают и покрывают снаружи крупные, богатые желтком клетки вегетативного полюса, которые становятся внутренним слоем Деламинация — Наблюдается у кишечнополостных. При деляминации бластомеры зародыша делятся параллельно его поверхности, образуя наружный и внутренний зародышевые листки. Этот тип образования гаструлы впервые был описан И. И. Мечниковым у кишечнополостных( сцифомедузы )
Слайд 9
Первичный органогенез [ править | править вики-текст ] Первичный органогенез — процесс образования комплекса осевых органов. В разных группах животных этот процесс характеризуется своими особенностями. Например, у хордовых на этом этапе происходит закладка нервной трубки , хорды и кишечной трубки . В ходе дальнейшего развития формирование зародыша осуществляется за счет процессов роста, дифференцировки и морфогенеза . Рост обеспечивает накопление клеточной массы зародыша. В ходе процесса дифференцировки возникают различно специализированные клетки, формирующие различные ткани и органы. Процесс морфогенеза обеспечивает приобретение зародышем специфической формы.
Слайд 10
Постэмбриональное развитие [ править | править вики-текст ] Постэмбриональное развитие бывает прямым и непрямым. Прямое развитие — развитие , при котором появившийся организм идентичен по строению взрослому организму, но имеет меньшие размеры и не обладает половой зрелостью. Дальнейшее развитие связано с увеличением размеров и приобретением половой зрелости. Например: развитие рептилий , птиц , млекопитающих . Непрямое развитие (личиночное развитие, развитие с метаморфозом) — появившийся организм отличается по строению от взрослого организма, обычно устроен проще, может иметь специфические органы, такой зародыш называется личинкой. Личинка питается, растет и со временем личиночные органы заменяются органами, свойственными взрослому организму ( имаго ). Например: развитие лягушки , некоторых насекомых , червей . Постэмбриональное развитие сопровождается ростом.
Слайд 11
Онтогенез человека Разви́тие челове́ка — биологический процесс роста и созревания от одноклеточной зиготы до взрослого человека Эмбриональное развитие В случае успешного проникновения сперматозоида сквозь мембрану яйцеклетки происходит оплодотворение : генетический материал сперматозоида и яйцеклетки, слившись воедино, образуют единый одноклеточный организм, который называется зигота. Так начинается зародышевая стадия внутриутробного развития [1] . Зародышевый этап внутриутробного развития человека продолжается 7—8 суток: от момента оплодотворения до имплантации зародыша в стенку матки и сопровождается делением зиготы.
Слайд 12
Оплодотворение сперматозоидом яйцеклетки Эмбрион человека ( возраст 8 — 9 недель)
Слайд 13
Использованные сайты (Ссылки) https://ru.wikipedia.org/wiki/% D0%9E%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B7 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0
nsportal.ru
Презентация по биологии на тему: «Рост и развитие организмов».
Дополнительный текст к презентации.
1. Повторение изученного материала.
Итак, мы с вами прошли уже два основных вида размножения организмов.
Назовите их. (Слайд 2)
— Бесполое и половое.
А какие виды Бесполого размножения вы уже знаете? Какой самый простой из них?
— Самый простой — деление клетки. Далее: почкование, спорообразование и вегетативное размножение.
Отлично. Давайте проверим, как вы усвоили материал. На следующих слайдах (Слайд 3-8) вы увидите изображения различных организмов. Вам необходимо определить каким способом они размножаются.
2. Организационный момент.
Посмотрите на экран (СЛАЙД 9)! Что вы видите?
— Растущее растение и растущую лягушку.
А теперь подумайте, что мы с вами будем изучать сегодня на уроке?
— Рост и развитие организмов.
Правильно! К концу урока мы с вами узнаем, что такое рост и развитие, как эти понятия отличаются друг от друга и как же растут живые организмы.
Итак, у нас есть два основных понятия сегодняшнего урока — это рост и развитие. Как вы думает, это одно и тоже? Можем ли мы назвать эти два слова синонимами?
Давайте разбираться. (СЛАЙД 10)
* Слово «растение» происходит от глагола «расти».
* Рост — увеличение размера живого организма в ходе его развития.
Мы видим, что понятие «рост» включает в себя понятие «развитие». Так что же такое развитие?
* Развитие — действие , приводящее к росту объекта, его усилению или усложнению его устройства
Получается, что и «развитие» включает в себя понятие «рост». Что бы окончательно разобраться в этих понятиях посмотрим на картинки (СЛАЙД 10).
ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОЙ РОСТА ВСЕХ ОРГАНИЗМОВ?
* Деление и рост клеток! (СЛАЙД 11)
В росте растения участвует образовательная ткань – группа одинаковых по строению клеток, интенсивно делящихся и обеспечивающих непрерывный рост растения. (СЛАЙД 12).
Посмотрите на экран. На картинке вы можете увидеть где находится образовательная ткань.
Существует несколько типов роста растений. Я назову вам основные.
1) Верхушечный рост. (СЛАЙД 13). Образовательная ткань находится в верхушечных почках побегов и на кончиках корней. Посмотрите на экран. Это выглядит именно вот так.
Если верхушечная почка погибнет, рост в длину прекратится. Следовательно, они начнут расти из боковых почек. Именно это свойство растений используют люди для того, что бы придать кустарникам и деревьям определенную форму (СЛАЙД 14).
2. Боковой рост — это утолщение органов растений за счет боковой образовательной ткани – КАМБИЯ.
Посмотрите на слайд (СЛАЙД 15). Каждый из вас видел пенёк. На нем есть кольца, которые показывают возраст растения. Они образуются с помощью камбия. А сам камбий находится между корой и древесиной.
А теперь внимательно посмотрите на следующую фотографию (СЛАЙД 16). Что вы на ней видите?
— Картофель в разрезе.
Посмотрите, картофель в точности повторяет те слои, что есть в дереве.
Мы с вами поговорили о росте растений. Теперь поговорим об их развитии. (СЛАЙД 17)
Развитие = качественное изменение. Т.е. при развитии происходит прорастание, цветение, образование семян и плодов. На странице 158 посмотрите, как происходит прорастание дуба.
Жизнь организма от его появления до смерти называется — ОНТОГЕНЕЗ. (СЛАЙД 18)
Жизнь растения может длиться различное время.
Теперь, интересно узнать, сколько же может жить растение. (СЛАЙД 19-21).
Как развиваются растения мы узнали. А как же развиваются животные? (СЛАЙД 22)
* На стр. 158 найдите, в чем отличие роста растений и роста животных.
— Животные растут благодаря делению клеток разных тканей.
Развитие животных имеет свои особенности. Оно может проходить двумя способами. (СЛАЙД 23)
* Стр. 158. – найдите особенности прямого развития. (СЛАЙД 24)
* Стр. 160 – найдите особенности непрямого развития. (СЛАЙД 25)
Все животные достигают зрелого возраста за разное количество лет. Взрослое животное способно давать потомство. Итак, на картинке мы можем увидеть, как взрослеют различные животные.(СЛАЙД 26)
И продолжительность жизни, конечно, тоже отличается. (СЛАЙД 27-32).
А теперь скажите, сколько вам лет? А вы знаете в каком возрастном периоде вы сейчас находитесь? Давайте же узнаем точно! (Слайд 39-44).
Закрепление.
infourok.ru
Презентация урока «Рост и развитие организмов»
Рост и развитие – свойство живых организмов
Цель урока: познакомиться с процессами роста и развития организмов.
Рост-это увеличение массы и размеров организма.
- Лабораторная работа «Определение возраста спила ветки дерева
Цель: определить возраст веток дерева по годичным кольцам »
Причина роста растений- деление и рост клеток
Зародышевый период
Начинается с образования зиготы и завершается созревание семени
Период молодости
Начинается с момента прорастания семени и образования проростка,
Спасибо за внимание !
multiurok.ru
Презентация урока «Рост и развитие организмов»
Рост и развитие – свойство живых организмов
Цель урока: познакомиться с процессами роста и развития организмов.
Рост-это увеличение массы и размеров организма.
- Лабораторная работа «Определение возраста спила ветки дерева
Цель: определить возраст веток дерева по годичным кольцам »
Причина роста растений- деление и рост клеток
Зародышевый период
Начинается с образования зиготы и завершается созревание семени
Период молодости
Начинается с момента прорастания семени и образования проростка,
Спасибо за внимание !
multiurok.ru
Рост и развитие человека (презентация)
Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды индивидуального развития или онтогенеза. В понятие онтогенеза включают все стадии развития организма от момента оплодотворения яйцеклетки до конца жизни человека, выделяя пренатальный этап и постнатальный.
Под развитием понимают 3 основных процесса:
1) рост — увеличение числа клеток или увеличение размеров клеток, т. е. количественный процесс;
2) дифференцирование органов и тканей;
3) формообразование, т.е. качественные изменения. Эти процессы тесно взаимосвязаны. Например, ускоренный рост тела замедляет процессы формообразования, дифференцирования тканей, развитие вторичных половых признаков, а усиленные процессы полового развития замедляют рост тела, нарастание мышечной массы.
Весь жизненный цикл делится на отдельные возрастные периоды, т. е. отрезки времени онтогенеза, каждый из которых характеризуется своими специфическими особенностями организма — функциональными, биохимическими, морфологическими и психологическими.
Возрастная периодизация основана на комплексе признаков: размеры тела и отдельных органов, их масса, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, развитие мышечной силы и пр.
С учетом количественных и качественных изменений в организме различают следующие возрастные периоды:
1-10дней — новорожденный;
10 дней-1 год — грудной возраст;
1-3 года — раннее детство;
4-7 лет — первое детство,
8-12 лет — мальчики и 8-11 лет девочки—второе детство;
13-16 лет — мальчики и 12-15лет—девочки—подростки;
17-21 год — юношии 16-20 лет — девушки — юношеский;
22-35 лет — первый зрелый;
35-60 лет — мужчины и 35-55 лет — женщины — второй зрелый;
60-74 года — пожилой;
75-90 лет — старческий;
90 лет и более — долгожители.
В связи со школьным обучением выделяют дошкольный возраст до 6-7 лет, младший школьный, средний и старший школьный возраст.
Особо отмечают период полового созревания, выделяя препубертатный период, 1 фазу пубертата — мальчики 13-15 лет и девочки 11-13 лет, 2 фазу пубертата— мальчики 15-17 лет и девочки 13-15 лет. В этот период происходит существенная гормональная перестройка в организме, развитие вторичных половых признаков, заметное ухудшение условно-рефлекторной деятельности, двигательных навыков, увеличиваются вегетативные изменения при нагрузках, возрастаетутомление, затрудняется речь, отмечается неуравновешенность эмоциональных реакций и поведения. Заметным является пубертатный скачок роста — значительный годовой прирост длины тела — у девочек около 1З лет, у мальчиков — около 14 лет.
infourok.ru
Презентация по биологии к уроку обобщения по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов».
ГБПОУ Самарский медицинский колледж им. н. Ляпиной филиал «Борский»
Размножение. Индивидуальное
развитие организмов.
Подготовила
Преподаватель биологии первой квалификационной категории
Иванова О. В.
«Можно знания человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности…»
А.Дистервег
Зарождение и рождение
Рост и развитие
Старение
Объясните смысл цитаты: «Размножение – это процесс, с помощью которого жизнь умудряется обвести вокруг пальца время»
Терминологическая перекличка
За каждый правильный ответ получаете один балл.
- Назовите свойства живых организмов
(питание, рост, развитие, движение, размножение …..)
2.Что за процесс — размножение
воспроизведение себе подобных)
3.Какие вы знаете способы размножения организмов
Половое и бесполое.
4.Перечислите формы бесполого размножения
вегетативное размножение, почкование, спорообразование).
5.Каково преимущество бесполого размножения?
1. ( Оно надежно т.к. любая особь вида способна оставить потомство.) 2. (Потомство будет многочисленным т.к. его оставляет каждая особь.)
6.Каковы недостатки бесполого размножения?
Пониженная изменчивость, и нет возможности унаследовать полезные качества других особей )
7.Отличительная черта полового размножения от бесполого
Формирование гамет
8.Каковы преимущества полового размножения?
Все потомки индивидуальны, у них появляются новые неповторимые сочетания признаков
9.Явление, при котором яйцеклетки и сперматозоиды формируются в теле одного организма
гермафродитизм
10.Процесс развития половых клеток
гаметогенез
11.Процесс слияния сперматозоида и яйцеклетки, сопровождающийся объединением их генетического материала
оплодотворение
12.Виды, у которых есть и мужские, и женские особи
радельнополые
Что лежит в основе бесполого размножения
митоз
Как называется деление половых клеток?
мейоз
В детстве сказку про лягушку,
Что царевной стала вдруг,
вы читали и не знали,
что подобное в природе
происходит там и тут.
И такие превращенья
В цирке только и в кино
Можно видеть,
Но в природе происходит то давно.
Вот прекрасное созданье
На цветок пархнуло вмиг.
Бабочек то очертанья
Красотой пленили лик.
И кто б мог подумать
раньше
гусеницей был их вид.
Вот таких загадок много
нам природа припасла.
Удивляет нас она.
И ещё загадок много
Разгадать придёт пора.
Онтогенез — индивидуальное развитие организма («онтос»-существо, «генезис»-развитие)
Онтогенез
Эмбриональное развитие
Постэмбриональное развитие
Период развития от
образования зиготы
до выхода зародыша из яйца
или рождения
Период развития
с момента рождения
до смерти
ЭМБРИОГЕНЕЗ-период зародышевого развития
К. Бэр – основатель эмбриологии в 1828 г. на основе фундаментальных наблюдений над развитием зародышей некоторых животных положил начало научной эмбриологии
Наука, изучающая законы индивидуального развития организмов на стадии зародыша называется эмбриологией (от греч. эмбрион – зародыш).
Основные стадии эмбриогенеза
Стадия дробления (бластула)
Стадия гаструляции
(гаструла)
Стадия нейрулы (нервная трубка)
Стадия гистогенеза органогенеза (органы)
Онтогенез . . . есть краткое и быстрое повторение филогенеза данного вида. Биогенетический закон (Мюллер, Геккель)
Постэмбриональное развитие организма состоит из трех периодов:
1) Дорепродуктивный – рост организма, развитие и половое созревание.
2) Репродуктивный – активное функционирование взрослого организма, размножение.
3) Пострепродуктивный – старение, постепенное угасание процессов жизнедеятельности.
Постэмбриональное развитие животных бывает двух типов – прямое и непрямое.
№ 1. Соотнести понятия:
(к термину из первого столбца подобрать определение из второго столбца)
Термин
Определение термина
1.Метаморфоз
2. Партеногенез
1.Однослойный шарообразный зародыш с полостью внутри
3. Конъюгация
2.Процесс слияния женских и мужских гамет
3.Способ размножения, в котором участвуют гаметы.
4.Гаметогенез
5. Половое размножение
4.Непрямое постэмбриональное развитие организмов.
5.Форма размножения, присущая покрытосеменным растениям
6.Онтогенез
6.Наружный зародышевый листок.
7. Двойное оплодотворение
8.Эктодерма
7.Форма размножения, при которой происходит обмен генетическим материалом.
8.Развитие организма из неоплодотворенной яйцеклетки.
9.Бластула
9.Индивидуальное развитие организма.
10. Оплодотворение
10.Процесс образования половых клеток.
2. «Четвертый лишний» Исключите лишнее понятие:
1.Анафаза 2. коньюгация 3.овогенез 4.дробление 5.лягушка
Интерфаза кроссинговер онтогенез зигота комар
Телофоза метафаза эмбриогенез бластула собака
Профоаза хромосома гаструла мейоз бабочка
№ 3.Распределите признаки, относящиеся к разным формам размножения в две колонки (бесполое половое )
1. Более молодой способ размножения
2. Дочерние особи идентичны родительской
3. 2 родительские особи
4. Без участия половых клеток
5. Скорость размножения невелика
6. Более древний способ размножения
7. Эффективен в постоянно меняющихся условиях
8. Дочерние особи не идентичны родительской
9. Генетический материал не обновляется
10. Эффективен в стабильных, неменяющихся условиях
№ .4Выберите утверждения, касающиеся митоза и мейоза
Вопросы и утверждения
1) Этот процесс имеет место при созревании гамет.
2) Перед началом деления удваивается ДНК.
3) Ядро клетки делится один раз.
4) Образуются соматические клетки.
5) Имеет место кроссинговер.
6) В результате процесса образуются гаметы.
7) Гомологичные хроматиды конъюгируют.
8) Ядро делится два раза.
9) Образующиеся клетки имеют диплоидный набор хромосом.
10) Конъюгация гомологичных хромосом отсутствует.
11) Имеет место редукционное деление.
12) Образуются биваленты.
13) Создаётся возможность для возникновения в гаметах новых генных комбинаций.
14) Образуются две дочерние клетки.
№ 5. Определить, из какого зародышевого листка образуются органы (эктодерма, энтодерма, мезодерма)
1. кишечник 2. ногти 3. легкие 4. сердце 5. семенники 6. поджелудочная железа 7. кожа 8. хорда 9. скелетные мышцы 10. желудок 11. нервы 12. головной мозг 13. почки 14. мочевой пузырь 15. печень
Прозвенит сейчас звонок и окончится урок.
Поработали на славу вы сегодня все, друзья.
Может чуточку устали, но ведь знанья показали.
Это радует меня.
И осталось мне одно — оценить вас хорошо.
Ответы:
№ 1. 1-4, 2 – 8, 3 – 7, 4 — 10, 5 – 3, 6 – 9, 7 – 5, 8 – 6, 9 – 1, 10 – 2
№ 2. 1. Интерфаза 2. Метафаза 3. Овогенез 4. Мейоз 5. Собака
№ 3 Бесполое 2, 4, 6, 9, 10 Половое 1, 3, 5, 7, 8,
№ 4. МИТОЗ – 2, 3, 4, 9, 10,14
МЕЙОЗ – 1, 2, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 13, 14
№ 5. 1 Энтодерма 2. Эктодерма 3. Энтодерма 4. Мезодерма 5. Мезодерма 6. Энтодерма 7 Эктодерма 8. Мезодерма 9. Мезодерма 10. Энтодерма 11. Эктодерма 12. Эктодерма 13. Мезодерма 14. Мезодерма 15. Энтодерма
ЛИСТ САМООЦЕНКИ работы на уроке
ТЕМА: Размножение и индивидуальное развитие живых организмов.
Ученика (цы)________ класса Дата:_____________________
ФИ_______________________________________________________________________
Критерии
Работа на уроке
Самооценка
Выполнял всю работу – «5»
1
10-9 – «5»
2
Старался быть активным – «4»
5 — «5»
Делал кое-что – «3»
7-8 – «4»
3
В стороне – «2»
4
4 — «4»
5-6 – «3»
10-9 – «5»
13-14 – «5»
3 – «3»
5
Менее 5 – «2»
7-8 – «4»
10-12 – «4»
Оценка учителя
Менее 3 – «2»
5-6 – «3»
15-14 – «5»
7-9 – «3»
Менее 5 – «2»
13-12 – «4»
Менее 7 – «2»
11-10 – «3»
Менее 10 – «2»
Мне показалось интересным__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вызвало затруднения__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что надо изменить_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
kopilkaurokov.ru
Закономерности роста и развития презентация — физинструктор.ру
Презентация «Закономерности роста и развития» состоит из 10 слайдов
Слайд 1
Закономерности роста и развития
Слайд 2
Неравномерность темпа роста и развития
Процессы роста и развития протекают непрерывно и носят поступательный характер, но их темп имеет нелинейную зависимость от возраста. Наиболее интенсивны эти процессы в первые годы.
Это можно рассмотреть на примере длины тела: наибольший темп увеличения длины тела отмечается в раннем детстве (к концу 1 года на 47%). В возрасте 4—7 лет ежегодное увеличение длины тела составляет 5—7%.
Рост и развитие отдельных органов и систем также происходит неравномерно. Например, формирование опорно-двигательного аппарата продолжается на протяжении всего этапа созревания, но наиболее интенсивно — в первые годы жизни.
Следовательно, процесс роста и развития детей идет неравномерно, он имеет поступательный, но неравномерный характер.
Данная закономерность является основанием для правильной группировки детей разного возраста в целях создания научных основ возрастной периодизации.
Слайд 3
Неодновременность (гетерохронность) роста и развития отдельных органов и систем
Следует отметить, что, хотя организм ребенка рассматривается как единое целое, его отдельные органы и системы растут и развиваются неодновременно.
Изучая данную закономерность, известный отечественный физиолог П.К. Анохин выдвинул теорию, суть которой заключается в том, что избирательное и ускоренное созревание на разных этапах развития определенных структурных образований и функций обеспечивает выживаемость организма.
Возьмем в качестве примера развитие отдельных органов во внутриутробном периоде. Мозг плода интенсивно развивается на 2—10 неделях беременности, сердце — на 3—7 неделях, пищеварительные органы — на 4—12 неделях. Если избирательность отсутствует, то плод становится нежизнеспособным.
Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем наблюдается и после рождения ребенка. В первые годы его жизни происходит интенсивное нарастание массы головного мозга. У новорожденного масса мозга равна 360—390 г; к концу первого года жизни она увеличивается в 2—2,5 раза, к концу третьего года — в 3 раза и составляет в среднем 1100 г. Мозг ребенка 7 лет весит 1250 г; в дальнейшем рост его массы происходит очень медленно, достигая примерно 1400 г у взрослого.
Оказывается, что такое избирательное развитие необходимо именно в первые годы жизни, так как только при участии структур головного мозга идет формирование условнорефлекторной деятельности и приспособление организма к окружающей среде. А это обеспечивает выживание в первые годы жизни.
! ОСТАЛЬНЫЕ СЛАЙДЫ ВЫПОЛНЕНЫ В ТОМ ЖЕ СТИЛЕ
Слайд 4
Научные исследования (Н.М. Щелованов, М.Ю. Кистяковская и другие) показали, что формирование двигательных навыков и развитие основных физических качеств (ловкости, быстроты, силы и выносливости) также происходит неодновременно. Ребенок вначале осваивает ходьбу и другие двигательные акты, нужные для самообслуживания, затем — бег и другие движения, необходимые для дальнейшей жизни.
Знание этой закономерности помогает педагогам правильно строить свою работу. Так, в период формирования речедвигательной функции ребенку необходимо речевое общение, для развития моторики — двигательная активность.
Учитывая очередность развития той или иной функциональной системы в онтогенезе, необходимо обеспечить такую же последовательность и при воспитании ребенка.
Последовательность ведущих видов деятельности, обеспечивающая нормальное развитие, следующая:
1) непосредственное эмоциональное общение с младенцем;
2) предметно-манипулятивная деятельность в раннем возрасте;
3) ролевая игра дошкольника;
4) учебная деятельность;
5) общественно-полезная деятельность;
6) учебно-продуктивная деятельность.
Слайд 5
Особенности роста и развития в зависимости от пола
Известно, что мальчики и девочки развиваются по-разному. Увеличение длины тела и его массы у мальчиков и девочек также происходит неодинаково. Мальчики при рождении имеют более высокие морфологические показатели, и это сохраняется до начала периода полового созревания. Затем в 12—14 лет соотношение меняется: девочки обгоняют своих сверстников в показателях роста, массы тела и окружности грудной клетки. В 15 лет интенсивность роста у мальчиков увеличивается, и они по своим морфологическим показателям вновь превосходят девочек.
Развитие некоторых функциональных систем (мышечная сила, жизненная емкость легких) у мальчиков происходит более интенсивно.
Закономерности роста и развития детского организма в зависимости от пола позволили некоторым ученым сделать ряд практических выводов о том, что воспитание мальчиков и девочек (трудовые, физические) должно быть дифференцированным (подгруппами).
Слайд 6
Обеспечение надежности биологических систем организма
Концепция о надежности биологических систем выдвинута профессором А.А. Маркосяном. Суть ее состоит в том, что в процессе роста и развития организма создается избыточность структур, дублирование функций, большой запас резервных возможностей. Этим обеспечивается надежность в работе любой биологической системы. Проиллюстрируем сказанное несколькими примерами: стенка сонной артерии способна выдержать давление в 20 атм., что в 60—70 раз превышает возможное. Передача зрительной информации происходит через 1 млн нервных волокон, а в сетчатке глаза содержится около 100 млн воспринимающих клеток, т. е. в 100 раз больше.
Дублирование структур и функций характерно для многих внутренних органов; два легких, две почки, два полушария головного мозга. Оно рассматривается как биологическая целесообразность, обеспечивающая надежность функционирования систем, т. е организм ребенка обладает огромными потенциальными возможностями.
Правильно организованное физическое воспитание, спортивные занятия, раскрывая колоссальные потенциальные возможности растущего организма, обеспечивают высокий запас его прочности.
Слайд 7
Обусловленность роста и развития генетическими и средовыми факторами
Рост и развитие следует рассматривать как реализацию организмом генетической программы в условиях постоянного его взаимодействия с окружающей средой. Как считают многие ученые, существующая генетическая программа предопределяет темп роста, порядок созревания отдельных органов и систем, их биологическую надежность.
Очень велика роль генетической программы в формировании морфологического типа человека. Именно поэтому у высоких родителей обычно рослые дети, и наоборот, у невысоких — дети низкого роста.
Как считают некоторые ученые, роль наследственности для роста велика, но не фатальна. При неблагоприятных условиях (белковый дефицит в питании, недостаток некоторых микроэлементов и др.) наблюдается задержка роста и генетическая программа реализуется не полностью. Антропологам хорошо известен тот факт, что в период мировых войн антропометрические показатели бывают хуже, чем в мирное время.
Слайд 8
При особенно неблагоприятных, экстремальных условиях окружающей среды генетическая программа роста и развития может быть не реализована (дети растут в неадекватных человеческой жизни условиях). Дело в том, что воспитанию должна предшествовать определенная морфофункциональная зрелость организма. И если этой основы нет, то педагогическое воздействие будет неэффективно.
В то же время воспитательный процесс стимулирует рост и развитие отдельных органов и систем. И хотя у ребенка имеется генетически закодированная программа их развития, она может не реализовываться, если нет стимулирующего влияния среды. Для развития речи, например, или сложнокоординированного движения (эти функции чисто человеческие) ребенку необходимы общение и тренировки в социальной среде.
Таким образом, рост и развитие организма обусловлены генетическими и средовыми факторами. Важно знание возрастных периодов наибольшей зависимости от средовых факторов. Например, масса тела зависит от средового фактора. Тип высшей нервной деятельности от генетического фактора. Как показали исследования А.В. Запорожца развитие моторики (сила, быстрота и др.) всецело зависит от целенаправленного воздействия на организм ребенка.
Слайд 9
Периодичность в изменении ростовых процессов (акселерация, децелерация)
Это еще одна закономерность, оказывающая серьезное влияние на процессы роста и развития детей в последние десятилетия XX столетия.
Акселерация — это ускорение темпов роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями.
У детей и подростков 50—80-х гг. процесс биологического созревания наступал несколько раньше, чем в предшествующий период. Так, масса тела новорожденных в среднем увеличилась на 100—130 г, а длина тела на 12—15 см. Возросло число случаев преждевременных родов, при которых рождались вполне зрелые дети. На год раньше, чем в начале XX в., у детей молочные зубы сменялись на постоянные. Наиболее ярко акселерация проявлялась в подростковом возрасте. В связи с более ранним половым созреванием, окончательное окостенение скелета и прекращение роста тела завершалось у девочек к 16— 17 годам, а юношей — к 18—19 годам (раньше это происходило к 21—23 годам).
Слайд 10
Однако к концу XX столетия отечественные и зарубежные специалисты отмечали снижение темпов акселерации. Более того, ряд ученых (Р.Я. Тонкова-Ямпольская) стали говорить о децелерации. По данным Р.Я. Ямпольской, уже в начале 90-х гг. показатели физического развития детей стали уменьшаться, особенно масса тела. В 1991 г. 9% родителей замечали у своих детей отставание массы тела от нормативных данных; в 1996 г. — 15% и в 1997 г. — 16,9%. Среди школьников дефицит массы тела в 1991 г. наблюдался у 12,4% мальчиков и 13,5% девочек в возрасте 17 лет, в 1997 г. — соответственно 18,8% и 19,8%.
За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых. Таким образом, к концу 90-х гг. появилась тенденция к децелерации, т. е. замедлению темпов роста и развития подрастающего поколения.
Процессы акселерации и децелерации многие физиологи связывают с теорией А.Л. Чижевского о взаимосвязи всех процессов, протекающих в организме, в том числе ростовых, с влиянием на эти процессы космических излучений, которые могут быть более или менее интенсивными.
Презентация «Закономерности роста и развития» подготовлена по материалу авторов
Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Борисова М. М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
fizinstruktor.ru