Программа русский язык гармония 1 класс – Рабочая программа по русскому языку 1 класс Программа Гармония
Рабочая программа по русскому языку 1 класс Программа Гармония
Содержание № п\п | Разделы | Стр. | ||
I. | Пояснительная записка. | 2-3 | ||
II. | Общая характеристика учебного предмета. | 3-4 | ||
III. | Описание места учебного предмета в учебном плане. | 4 | ||
IV. | Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета | 5-6 | ||
V. | Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета. | 6-10 | ||
VI. VII. | Содержание учебного предмета Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. | 10-12 12-17 | ||
VIII. | Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности. | 17-18 | ||
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая 2015 г.) на основе требований к результатам освоения Основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Надыма» (утверждена с изменениями приказом от 31.08.2015г. № 262), и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы: личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по литературному чтению (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. — 5-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2011.) с учетом специфики авторской программы Соловейчик М.С. («Русский язык»: программа 1–4 классы. / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.). .
Рабочая программа по литературному чтению адресована учащимся 1 классов общеобразовательных школ.
Программа рассчитана на 1 год.
Цели начального курса русского языка:
– создать условия для осознания ребёнком себя как языковой̆ личности, как носителя русского языка и тем самым способствовать формированию его гражданской̆ идентичности; для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей̆ речи;
– заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной̆ картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
– сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
– средствами предмета «Русский̆ язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование комплекса универсальных учебных действий и в целом умения учиться;
– обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.
Задачи:
2. Совершенствование языковой интуиции, становление лингвистического мышления, учебной самостоятельности (в т.ч. умения работать с книгой, словарями, справочниками).
3. Обеспечение интереса к изучению русского языка, привитие уважения к языку и себе как его носителю, внимания к качеству своей устной и письменной речи.
Курс русского языка для 1 класса в данной программе представлен следующими содержательными линиями:
– формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование всех видов речевой деятельности на основе речеведческих знаний;
– формирование языковых умений (в области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики) на основе соответствующих лингвистических знаний;
– формирование орфографических и элементарных пунктуационных умений на основе знаний по орфографии и пунктуации.
Центральная задача курса русского языка 1-го класса – обобщить и систематизировать знания детей по фонетике и графике, приобретённые в период обучения грамоте, закрепить фонетические и графические умения.
II. Общая характеристика учебного предмета.
Предлагаемый курс русского языка, реализованный в авторском УМК под названием «К тайнам нашего языка», построен на основе деятельностного подхода к организации лингвистического образования учащихся. Это проявляется в следующем: освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты. курсе русского языка первого класса, как и в период обучения грамоте, в центре внимания находятся понятия: родной язык, устная и письменная речь, слово, звук, буква.
В связи с работой над словом осуществляется первоначальная группировка по частям речи (без использования терминов). Наряду со «словами-названиями» (в том числе и словами со значением количества, поскольку они широко используются на уроках математики), первоклассникам представляются «слова-указатели» (преимущественно местоимения) и «слова-помощники», к которым отнесены не только предлоги, но и союзы, частицы (частица не) – пока без их разграничения. В основу проведенного деления положен функциональный признак. Ядро орфографической работы на данном этапе обучения составляет формирование умения обнаруживать орфограммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных. Термин «орфограмма» в 1-м классе не вводится – до 2-го класса он заменяется выражением «опасное при письме место». В процессе изучения всех тем курса ведётся последовательное формирование знаково-символического, логического мышления (наряду с конкретно-образным), регулятивных и познавательных УУД, формируются предусмотренные программой личностные качества.
Содержание обучения направлено на целенаправленное развитие мышления всех учащихся в процессе усвоения программного содержания.
Методы обучения опираются на исследование самим ребенком в сотр
infourok.ru
Рабочая программа по русскому языку , 1 класс, УМК «Гармония»
Программа «Русский язык»
(для четырёхлетней начальной школы)
Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 классов (авторы: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н. М. Бетенькова, О. Е. Курлыгина).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.
Цели начального курса русского языка:
– создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
– заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
– сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
– средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться;
– обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.
Для достижения курсом русского языка поставленных целей необходима особая организация работы по освоению его предметного содержания – необходима реализация деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников.
Общая характеристика учебного предмета (курса)
Предлагаемый курс русского языка, реализованный в авторском УМК под названием «К тайнам нашего языка», построен на основе деятельностного подхода
Именно через реализацию деятельностного подхода к освоению предметного содержания в данном курсе осуществляется заложенная в ФГОС идея органичного слияния процессов обучения, развития и воспитания школьников в одно целое. При этом под обучением русскому языку понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием учащихся, во-первых – формирование их лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых – совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции. Необходимый компонент развития школьников – формирование у них универсальных учебных действий, обеспечивающих как более качественное освоение предметного содержания, так и становление в целом основ учебной самостоятельности, в том числе – потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать свою познавательную (учебную) деятельность. Воспитание средствами предмета «Русский язык» связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.
Для построения курса на деятельностной основе принципиально важно учесть тот факт, что на практическом уровне языком, подлежащим изучению, дети уже давно владеют. Этот факт подсказывает путь изучения русского языка в школе: от практики его использования – к осмыслению – и снова к практике, теперь уже на новом уровне. Именно такой путь изучения русского языка и предусмотрен данной программой, чем объясняется название реализующего её комплекта учебников: «К тайнам нашего языка».
В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку: а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность; б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также полноценно понимать чужие; в) освоить комплекс универсальных учебных действий.
Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность. Определяя такой подход, авторы исходили из того, что язык – это основное средство общения людей, а значит, изучение языка должно быть подчинено обучению общению с помощью этого средства. Вот почему рассмотрение большей части разделов и тем курса, в соответствии с программой, направляется коммуникативным мотивом. Так, обучение орфографии, построению предложений и текстов, становление умения проверять написанное проходят на фоне обсуждения различных ошибок и недочётов, порождающих неясность речи, и последующих вопросов : «Ты хочешь, чтобы тебя понимали? Хочешь как можно лучше донести свою мысль? Хочешь не испортить своё поздравление ошибками?…». Изучение состава слова, частей речи сопровождается пристальным вниманием к значению языковых единиц и их функции в речи, к проблеме выбора более удачного слова, формы слова, суффикса, приставки и т.п. Коммуникативная направленность курса проявляется и в том, что организуется последовательное обучение всем видам речевой деятельности – не только созданию устных и письменных высказываний, но и их восприятию: чтению учебных текстов и слушанию собеседника, общению с ним. Среди других методических решений: обучение созданию не сочинений «вообще», а текстов определённых жанров, востребованных в коммуникативной практике: записок, поздравлений, писем, этюдов, загадок, кулинарных рецептов, дневниковых записей и т.д.; общение авторов с ребёнком через письменный текст, систематическое создание ситуаций для общения детей с персонажами учебника, друг с другом, в семье; организация партнёрства, делового сотрудничества учащихся при выполнении различных заданий.
Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиная с 1-го класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников. Работа строится на основе фонемного принципа русской орфографии.
Более конкретно специфика обучения орфографии, а также особенности содержания, структуры и способов освоения других разделов курса будет представлена в связи с общей характеристикой программы каждого класса.
Введение ребёнка в предметную область «Филология» начинается с периода обучения грамоте, когда делаются первые шаги на пути формирования у детей всех видов универсальных учебных действий: закладываются основы положительного отношения к учению, познавательного интереса, умения спрашивать, слушать, читать, понимать информацию, представленную в словесной, изобразительной, модельной форме; точно выполнять инструкции учителя, под его руководством вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свои мысли и т.д. В этот период, наряду с освоением техники чтения и каллиграфии, начинают формироваться и более общие предметные умения – читательские, языковые, речевые.
Особенностью курса обучения грамоте, соответствующего этой программе и реализованного в букваре и прописях авторов М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко и др., является его глубокая внутренняя связь с систематическим курсом русского языка. Так, именно на основе букваря и прописей с позиций фонемного принципа русской орфографии и, соответственно, серьёзного внимания к освоению фонетики начинается последовательное формирование у младших школьников орфографической зоркости. Курс обучения грамоте также создаёт предпосылки для осознанного освоения детьми норм русской графики, позволяет расширить языковой и речевой опыт ребёнка, чем обеспечивает готовность первоклассника к дальнейшему изучению систематического курса русского языка.
В курсе русского языка первого класса, как и в период обучения грамоте, в центре внимания находятся понятия: родной язык, устная и письменная речь, слово, звук, буква.
В связи с работой над словом осуществляется первоначальная группировка по частям речи (без использования терминов). Наряду со «словами-названиями» (в том числе и словами со значением количества, поскольку они широко используются на уроках математики), первоклассникам представляются «слова-указатели» (преимущественно местоимения) и «слова-помощники», к которым отнесены не только предлоги, но и союзы, частицы (частица не) – пока без их разграничения. В основу проведенного деления положен функциональный признак.
Центральная задача курса русского языка 1-го класса – обобщить и систематизировать знания детей по фонетике и графике, приобретённые в период обучения грамоте, закрепить фонетические и графические умения. Для практического использования вводится простейшая фонетическая транскрипция. При повторении вопросов графики большое внимание уделяется освоению алфавита, что важно для формирования умения пользоваться словарями и справочниками.
Ядро орфографической работы на данном этапе обучения составляет формирование умения обнаруживать орфограммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных. Термин «орфограмма» в 1-м классе не вводится – до 2-го класса он заменяется выражением «опасное при письме место».
Особенности в решении вопросов развития речи.
1. Внимание учащихся привлекается к тому, что у говорящего всегда есть собеседник, с ориентировкой на которого человек обычно и строит свою речь. Выведенные с детьми два главных требования к речи – быть понятной и вежливой по отношению к собеседнику – стержень работы над культурой речи и речевым поведением, над правильностью и эстетикой письма. С опорой на эти требования начинается последовательное формирование коммуникативных УУД.
2. Обучаясь созданию речевых произведений, школьники осваивают жанры: устное воспоминание, записка, телеграмма, поздравление, письмо.
4. В связи с работой над нормами произношения, над лексическим значением слов и частично над правописанием учащиеся приобретают первый опыт использования различных видов словарей, имеющихся в учебнике.
5. Важнейшим лексическим умением, формируемым в 1-м классе, является умение ребенка самостоятельно замечать незнакомые слова и стараться выяснять их значения.
В процессе изучения всех тем курса ведётся последовательное формирование знаково-символического, логического мышления (наряду с конкретно-образным), регулятивных и познавательных УУД.
Во втором классе вся начатая работа углубляется и расширяется. Так, в связи с повторением основных проблем русской графики рассматриваются вопросы: а) обозначение мягкости согласных звуков, стоящих перед другими согласными; б) использование ь и ъ разделительных знаков при обозначении звука [й’].
Особенностью знакомства с разделительными знаками является то, что они предъявляются сразу, в одной теме, поскольку выполняют одну функцию. Осознанному выбору знака из двух возможных второклассники научатся в конце учебного года – после изучения состава слова.
Работа над словом как морфологической единицей продолжается на том же уровне, что и в 1-м классе. Отличие состоит лишь в том, что при повторении классификации слов вводится понятие «предмет», за которым скрывается категориальное значение всех имён существительных. До этого момента понятие не использовалось. Его освоение на данном этапе обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка (его абстрактного мышления, способности к построению рассуждения, к установлению причинно-следственных связей, регулятивных учебных действий).
Особенностью работы над предложением является отказ от знакомства на данном этапе с главными и второстепенными членами предложения – этот компонент формальной грамматики перенесён в 3-й класс. Здесь же учащиеся овладевают понятием «предложение», знакомятся с видами предложений по цели и интонации, учатся их построению.
Введение понятия «текст» предусматривает появление и двух других, с ним связанных, – «тема» и «основная мысль». Все понятия служат базой для формирования умения понимать текст, обдумывать его (при пересказе и создании собственного) и после записи совершенствовать.
Центральным направлением работы во 2-м классе является обучение орфографии.
1. Орфографические темы сгруппированы в два блока, которые разведены во времени: первый – «Главные опасности письма. Как пи
infourok.ru
Рабочая программа » Русский язык 1 класс УМК Гармония»
Ростовская область
Белокалитвинский район, р.п. Шолоховский
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №7
Приказ от__________№____
_____________/Войнова Н.А./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному предмету «Русский язык»
Уровень общего образования (класс)
Начальное общее образование1 класс
Количество часов:40
Учитель: Неграмотнова Юлия Юрьевна
Программа разработана на основе:
Примерной программы начального общего образования по курсу «Русский язык» с учётом
требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования. (Стандарты второго поколения. М.; Просвещение 2011 г.)
Авторской программы Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Смоленск «Ассоциация XXI век» 2013 год УМК «Гармония»
Программа
«Русский язык»
(для четырёхлетней начальной школы)
Программа разработана на основе:
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Москва «Просвещение» 2010 год;
Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальные классы. / Москва «Просвещение» 2010год
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №7
Примерных программ начального общего образования, Москва «Просвещение» 2011год
авторской программы М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко «Русский язык», /Москва «Просвещение», 2013 год.
Для реализации программы использованы учебники:
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 1 класса. / Смоленск: «Ассоциация XXI век»
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 2 класса. / Смоленск: «Ассоциация XXI век»
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 3 класса. / Смоленск: «Ассоциация XXI век»
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 4 класса. / Смоленск: «Ассоциация XXI век»
I. Пояснительная записка
Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.
Цели начального курса русского языка:
создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться;
обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.
Для достижения курсом русского языка поставленных целей необходима особая организация работы по освоению его предметного содержания – необходима реализация деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников.
II. Общая характеристика учебного предмета (курса)
Предлагаемый курс русского языка, реализованный в авторском УМК под названием «К тайнам нашего языка», построен на основе деятельностного подхода к организации лингвистического образования учащихся. Это проявляется в следующем: освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты.
Именно через реализацию деятельностного подхода к освоению предметного содержания в данном курсе осуществляется заложенная в ФГОС идея органичного слияния процессов обучения, развития и воспитания школьников в одно целое. При этом под обучением русскому языку понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием учащихся, во-первых – формирование их лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых – совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции. Необходимый компонент развития школьников – формирование у них универсальных учебных действий, обеспечивающих как более качественное освоение предметного содержания, так и становление в целом основ учебной самостоятельности, в том числе – потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать свою познавательную (учебную) деятельность. Воспитание средствами предмета «Русский язык» связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.
Для построения курса на деятельностной основе принципиально важно учесть тот факт, что на практическом уровне языком, подлежащим изучению, дети уже давно владеют. Этот факт подсказывает путь изучения русского языка в школе: от практики его использования – к осмыслению – и снова к практике, теперь уже на новом уровне. Именно такой путь изучения русского языка и предусмотрен данной программой, чем объясняется название реализующего её комплекта учебников: «К тайнам нашего языка».
В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку: а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность; б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также полноценно понимать чужие; в) освоить комплекс универсальных учебных действий.
Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность. Определяя такой подход, авторы исходили из того, что язык – это основное средство общения людей, а значит, изучение языка должно быть подчинено обучению общению с помощью этого средства. Вот почему рассмотрение большей части разделов и тем курса, в соответствии с программой, направляется коммуникативным мотивом. Так, обучение орфографии, построению предложений и текстов, становление умения проверять написанное проходят на фоне обсуждения различных ошибок и недочётов, порождающих неясность речи, и последующих вопросов : «Ты хочешь, чтобы тебя понимали? Хочешь как можно лучше донести свою мысль? Хочешь не испортить своё поздравление ошибками?…». Изучение состава слова, частей речи сопровождается пристальным вниманием к значению языковых единиц и их функции в речи, к проблеме выбора более удачного слова, формы слова, суффикса, приставки и т.п. Коммуникативная направленность курса проявляется и в том, что организуется последовательное обучение всем видам речевой деятельности – не только созданию устных и письменных высказываний, но и их восприятию: чтению учебных текстов и слушанию собеседника, общению с ним. Среди других методических решений: обучение созданию не сочинений «вообще», а текстов определённых жанров, востребованных в коммуникативной практике: записок, поздравлений, писем, этюдов, загадок, кулинарных рецептов, дневниковых записей и т.д.; общение авторов с ребёнком через письменный текст, систематическое создание ситуаций для общения детей с персонажами учебника, друг с другом, в семье; организация партнёрства, делового сотрудничества учащихся при выполнении различных заданий.
Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиная с 1-го класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников. Работа строится на основе фонемного принципа русской орфографии.
Более конкретно специфика обучения орфографии, а также особенности содержания, структуры и способов освоения других разделов курса будет представлена в связи с общей характеристикой программы каждого класса.
Введение ребёнка в предметную область «Филология» начинается с периода обучения грамоте, когда делаются первые шаги на пути формирования у детей всех видов универсальных учебных действий: закладываются основы положительного отношения к учению, познавательного интереса, умения спрашивать, слушать, читать, понимать информацию, представленную в словесной, изобразительной, модельной форме; точно выполнять инструкции учителя, под его руководством вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свои мысли и т.д. В этот период, наряду с освоением техники чтения и каллиграфии, начинают формироваться и более общие предметные умения – читательские, языковые, речевые.
Особенностью курса обучения грамоте, соответствующего этой программе и реализованного в букваре и прописях авторов М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко и др., является его глубокая внутренняя связь с систематическим курсом русского языка. Так, именно на основе букваря и прописей с позиций фонемного принципа русской орфографии и, соответственно, серьёзного внимания к освоению фонетики начинается последовательное формирование у младших школьников орфографической зоркости. Курс обучения грамоте также создаёт предпосылки для осознанного освоения детьми норм русской графики, позволяет расширить языковой и речевой опыт ребёнка, чем обеспечивает готовность первоклассника к дальнейшему изучению систематического курса русского языка.
В курсе русского языка первого класса, как и в период обучения грамоте, в центре внимания находятся понятия: родной язык, устная и письменная речь, слово, звук, буква.
В связи с работой над словом осуществляется первоначальная группировка по частям речи (без использования терминов). Наряду со «словами-названиями» (в том числе и словами со значением количества, поскольку они широко используются на уроках математики), первоклассникам представляются «слова-указатели» (преимущественно местоимения) и «слова-помощники», к которым отнесены не только предлоги, но и союзы, частицы (частица не) – пока без их разграничения. В основу проведенного деления положен функциональный признак.
Центральная задача курса русского языка 1-го класса – обобщить и систематизировать знания детей по фонетике и графике, приобретённые в период обучения грамоте, закрепить фонетические и графические умения. Для практического использования вводится простейшая фонетическая транскрипция. При повторении вопросов графики большое внимание уделяется освоению алфавита, что важно для формирования умения пользоваться словарями и справочниками.
Ядро орфографической работы на данном этапе обучения составляет формирование умения обнаруживать орфограммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных. Термин «орфограмма» в 1-м классе не вводится – до 2-го класса он заменяется выражением «опасное при письме место».
Особенности в решении вопросов развития речи.
Внимание учащихся привлекается к тому, что у говорящего всегда есть собеседник, с ориентировкой на которого человек обычно и строит свою речь. Выведенные с детьми два главных требования к речи – быть понятной и вежливой по отношению к собеседнику – стержень работы над культурой речи и речевым поведением, над правильностью и эстетикой письма. С опорой на эти требования начинается последовательное формирование коммуникативных УУД.
Обучаясь созданию речевых произведений, школьники осваивают жанры: устное воспоминание, записка, телеграмма, поздравление, письмо.
В связи с работой над нормами произношения, над лексическим значением слов и частично над правописанием учащиеся приобретают первый опыт использования различных видов словарей, имеющихся в учебнике.
Важнейшим лексическим умением, формируемым в 1-м классе, является умение ребенка самостоятельно замечать незнакомые слова и стараться выяснять их значения.
В процессе изучения всех тем курса ведётся последовательное формирование знаково-символического, логического мышления (наряду с конкретно-образным), регулятивных и познавательных УУД.
Во втором классе вся начатая работа углубляется и расширяется. Так, в связи с повторением основных проблем русской графики рассматриваются вопросы: а) обозначение мягкости согласных звуков, стоящих перед другими согласными; б) использование ь и ъ разделительных знаков при обозначении звука [й’].
Особенностью знакомства с разделительными знаками является то, что они предъявляются сразу, в одной теме, поскольку выполняют одну функцию. Осознанному выбору знака из двух возможных второклассники научатся в конце учебного года – после изучения состава слова.
Работа над словом как морфологической единицей продолжается на том же уровне, что и в 1-м классе. Отличие состоит лишь в том, что при повторении классификации слов вводится понятие «предмет», за которым скрывается категориальное значение всех имён существительных. До этого момента понятие не использовалось. Его освоение на данном этапе обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка (его абстрактного мышления, способности к построению рассуждения, к установлению причинно-следственных связей, регулятивных учебных действий).
Особенностью работы над предложением является отказ от знакомства на данном этапе с главными и второстепенными членами предложения – этот компонент формальной грамматики перенесён в 3-й класс. Здесь же учащиеся овладевают понятием «предложение», знакомятся с видами предложений по цели и интонации, учатся их построению.
Введение понятия «текст» предусматривает появление и двух других, с ним связанных, – «тема» и «основная мысль». Все понятия служат базой для формирования умения понимать текст, обдумывать его (при пересказе и создании собственного) и после записи совершенствовать.
Центральным направлением работы во 2-м классе является обучение орфографии.
Орфографические темы сгруппированы в два блока, которые разведены во времени: первый – «Главные опасности письма. Как писать без ошибок?» – изучается сразу после повторения в 1-й четверти, а второй – «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова» – охватывает всю 3-ю четверть. Сущность их различий отражена в названии разделов.
В рамках первого раздела учащиеся знакомятся с понятием «орфограмма» и уточняют признаки сильных и слабых позиций фонем (последние термины не вводятся). Для лучшего осмысления сущности понятия («орфограмма» есть там, где есть выбор написания при одном и том же произношении) широко используется приём моделирования.
Для объединения орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в одну группу, которую они составляют как орфограммы слабых позиций, используется выражение «главные опасности письма». «Главными» они признаются в силу их частотности, в чём учащиеся могут убедиться, проведя подсчеты всех известных орфограмм в двух-трёх текстах.
На том же этапе вводится особый вид письма – с «окошками», при котором, чтобы не допустить орфографической ошибки, букву на месте орфограммы пропускают1. Короткое время учащиеся тренируются в пропуске всех замеченных орфограмм, а потом переходят на пропуск только тех, на месте которых затрудняются в выборе буквы.
Использование этого приёма направляется социальным мотивом: «На родном языке… писать с ошибками стыдно! «Окошко» лучше ошибки!». Применение приёма одновременно обеспечивает: становление у младших школьников, во-первых, орфографической зоркости, во-вторых, рефлексии, самоконтроля как личностного качества, при этом самого трудного его вида – по ходу осуществления действия; в-третьих, постепенное появление у ребёнка сознательного, ответственного отношения к качеству своей речи; в-четвёртых, психологическую разгрузку ученика, снятие у него страха перед ошибкой, так как буква может быть вписана в «окошко» после спокойного обдумывания поставленной задачи и её решения на этапе проверки; в-пятых, формирование у школьника способности регулировать свои действия, выполняя на разных этапах различные умственные операции.
Этап изучения правил и обучения решению главных орфографических задач сознательно отсрочен – отведено время на практическое освоение письма «с окошками», на становление орфографической зоркости учащихся и формирование основ орфографического самоконтроля, на возникновение у них потребности узнать правила, чтобы освоить «взрослое» письмо.
Изучение основных орфографических правил написания корней отличается двумя особенностями.
1) Правила правописания безударных гласных корня и парных по глухости-звонкости согласных рассматриваются не изолированно, а вместе, так как в их основе лежит одинаковый способ действия: слабую позицию проверяй сильной («опасное место» делай «безопасным»). Так формируется общий способ решения орфографических задач пока в корне, а позднее – и в других частях слова. Реализуемый подход помогает становлению у учащихся различных познавательных УУД.
2) С учениками целенаправленно обсуждается вопрос: как искать проверочные слова. Отвечая на него, второклассники осваивают конкретные способы изменения слов различных частей речи и подбора родственных слов. При этом особо выделяется один: объяснение значения слова (сИлач – это тот, кто сИльный и т.п.). Пристальное внимание к этому возможному способу выяснения нужной буквы позволяет органично соединить орфографическую работу с лексической, что повышает эффективность той и другой и в целом способствует повышению осознанности письма. Освоение различных способов подбора проверочных слов происходит на основе их модельной фиксации, наблюдения, сравнения, обобщения. При построении рассуждений, связанных с выбором буквы, учащиеся осваивают способы формулирования причинно-следственных связей, умозаключений, выводов. Накопление опыта подбора проверочных слов разными способами, в том числе путём различных изменений слов, обеспечивает детям как предметную предварительную подготовку к изучению морфологии, так и развитие их лингвистического мышления.
Обучение решению «главных» орфографических задач происходит с опорой на понятия: «корень слова», «однокоренные (родственные) слова», «изменения слов», «окончание». Для их введения второму из орфографических разделов предпосылается тема «Размышляем о словах». Другие понятия морфемики («приставка» и «суффикс») вводятся в 4-й четверти, когда на рассмотрение выносится раздел «Состав слова». После накомства с приставками завершается работа над темой «Разделительные ь и ъ». Учащиеся оказываются в состоянии объяснить, почему в начале года они не могли вывести соответствующее правило, каких знаний им недоставало – так происходит становление способности к рефлексии.
Таким образом, во 2-м классе заканчивается освоение вопросов графики, изучаются разделы: «Орфография», «Предложение», «Текст», «Состав слова».
В третьем классе центральным языковым разделом является «Морфология». От знакомства с функцией слов, относящихся к разным частям речи, учащиеся переходят к их детальному изучению; узнают названия частей речи. В центре внимания – единство функции, значения и формальных признаков имени существительного, имени прилагательного, глагола. В ознакомительном плане представляется имя числительное и, несколько подробнее, личные место
infourok.ru
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ФГОС УМК «Гармония»
Программа
«Русский язык»
(для четырёхлетней начальной школы)
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 классов (авторы: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н. М. Бетенькова, О. Е. Курлыгина).
Пояснительная записка
Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.
Цели начального курса русского языка:
– создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
– заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
– сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
– средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться;
– обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.
Для достижения курсом русского языка поставленных целей необходима особая организация работы по освоению его предметного содержания – необходима реализация деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников.
Общая характеристика учебного предмета (курса)
Предлагаемый курс русского языка, реализованный в авторском УМК под названием «К тайнам нашего языка», построен на основе деятельностного подхода к организации лингвистического образования учащихся. Это проявляется в следующем: освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты.
Именно через реализацию деятельностного подхода к освоению предметного содержания в данном курсе осуществляется заложенная в ФГОС идея органичного слияния процессов обучения, развития и воспитания школьников в одно целое. При этом под обучением русскому языку понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием учащихся, во-первых – формирование их лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых – совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции. Необходимый компонент развития школьников – формирование у них универсальных учебных действий, обеспечивающих как более качественное освоение предметного содержания, так и становление в целом основ учебной самостоятельности, в том числе – потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать свою познавательную (учебную) деятельность. Воспитание средствами предмета «Русский язык» связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.
Для построения курса на деятельностной основе принципиально важно учесть тот факт, что на практическом уровне языком, подлежащим изучению, дети уже давно владеют. Этот факт подсказывает путь изучения русского языка в школе: от практики его использования – к осмыслению – и снова к практике, теперь уже на новом уровне. Именно такой путь изучения русского языка и предусмотрен данной программой, чем объясняется название реализующего её комплекта учебников: «К тайнам нашего языка».
В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку: а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность; б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также полноценно понимать чужие; в) освоить комплекс универсальных учебных действий.
Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность. Определяя такой подход, авторы исходили из того, что язык – это основное средство общения людей, а значит, изучение языка должно быть подчинено обучению общению с помощью этого средства. Вот почему рассмотрение большей части разделов и тем курса, в соответствии с программой, направляется коммуникативным мотивом. Так, обучение орфографии, построению предложений и текстов, становление умения проверять написанное проходят на фоне обсуждения различных ошибок и недочётов, порождающих неясность речи, и последующих вопросов : «Ты хочешь, чтобы тебя понимали? Хочешь как можно лучше донести свою мысль? Хочешь не испортить своё поздравление ошибками?…». Изучение состава слова, частей речи сопровождается пристальным вниманием к значению языковых единиц и их функции в речи, к проблеме выбора более удачного слова, формы слова, суффикса, приставки и т.п. Коммуникативная направленность курса проявляется и в том, что организуется последовательное обучение всем видам речевой деятельности – не только созданию устных и письменных высказываний, но и их восприятию: чтению учебных текстов и слушанию собеседника, общению с ним. Среди других методических решений: обучение созданию не сочинений «вообще», а текстов определённых жанров, востребованных в коммуникативной практике: записок, поздравлений, писем, этюдов, загадок, кулинарных рецептов, дневниковых записей и т.д.; общение авторов с ребёнком через письменный текст, систематическое создание ситуаций для общения детей с персонажами учебника, друг с другом, в семье; организация партнёрства, делового сотрудничества учащихся при выполнении различных заданий.
Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиная с 1-го класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников. Работа строится на основе фонемного принципа русской орфографии.
Более конкретно специфика обучения орфографии, а также особенности содержания, структуры и способов освоения других разделов курса будет представлена в связи с общей характеристикой программы каждого класса.
Введение ребёнка в предметную область «Филология» начинается с периода обучения грамоте, когда делаются первые шаги на пути формирования у детей всех видов универсальных учебных действий: закладываются основы положительного отношения к учению, познавательного интереса, умения спрашивать, слушать, читать, понимать информацию, представленную в словесной, изобразительной, модельной форме; точно выполнять инструкции учителя, под его руководством вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свои мысли и т.д. В этот период, наряду с освоением техники чтения и каллиграфии, начинают формироваться и более общие предметные умения – читательские, языковые, речевые.
Особенностью курса обучения грамоте, соответствующего этой программе и реализованного в букваре и прописях авторов М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко и др., является его глубокая внутренняя связь с систематическим курсом русского языка. Так, именно на основе букваря и прописей с позиций фонемного принципа русской орфографии и, соответственно, серьёзного внимания к освоению фонетики начинается последовательное формирование у младших школьников орфографической зоркости. Курс обучения грамоте также создаёт предпосылки для осознанного освоения детьми норм русской графики, позволяет расширить языковой и речевой опыт ребёнка, чем обеспечивает готовность первоклассника к дальнейшему изучению систематического курса русского языка.
В курсе русского языка первого класса, как и в период обучения грамоте, в центре внимания находятся понятия: родной язык, устная и письменная речь, слово, звук, буква.
В связи с работой над словом осуществляется первоначальная группировка по частям речи (без использования терминов). Наряду со «словами-названиями» (в том числе и словами со значением количества, поскольку они широко используются на уроках математики), первоклассникам представляются «слова-указатели» (преимущественно местоимения) и «слова-помощники», к которым отнесены не только предлоги, но и союзы, частицы (частица не) – пока без их разграничения. В основу проведенного деления положен функциональный признак.
Центральная задача курса русского языка 1-го класса – обобщить и систематизировать знания детей по фонетике и графике, приобретённые в период обучения грамоте, закрепить фонетические и графические умения. Для практического использования вво
infourok.ru
Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Формируемые | Формы работы | Вид контроля, методы оценки достижений учащихся | Дата | |
понятия | УУД | ||||||
О нашей речи (2ч) | |||||||
Знакомство с учебником. Повторение изученного о речи. | 1 | Накапливают опыт собственного использования речевых средств. Находят и исправляют ошибки. | ориентироваться на странице учебника. Понимать условные обозначения. «Речь», «деловая речь», «картинная речь», «воспоминания». Восприятие и понимание звучащей речи. Употребление прописной буквы в именах собственных. | Учебно-познавательный интерес, желание учиться. Осуществлять поиск информации в учебнике. Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Принимать и сохранять учебную задачу. Учатся строить речевые высказывания в устной речи. Задают вопросы. контролируют действия партнёра. | Фронтальная. Работают в паре . Коллективная работа. | Текущий. Правила списывания. Правила переноса. | |
Роль слов в речи. | 1 | ||||||
Какие бывают слова? (6ч) | |||||||
Знакомство с тремя группами слов: названия, указатели, помощники. | 1 | Накапливают опыт собственного использования речевых средств. Находят сходные по классификации слова. | Группы слов: «названия», «указатели», «помощники», назначение слов; классификация слов по функции. | Принимать и сохранять учебную задачу. Задают вопросы. контролируют свои действия и действия партнёра. Читать и извлекать необходимую информацию. | Коллективная работа. Самостоятельная работа (тестирование). Фронтальная. Работа в паре. | Текущий. | |
Слова- названия, отвечающие на вопросы кто? Что? | 1 | Текущий. | |||||
Знакомство с собственными именами. Расширение сведений о собственных именах. | 2 | Накапливают опыт собственного использования речевых средств. Находят сходные по классификации слова. Объясняют написание слов. Моделируют в ходе коллективной работы алгоритм применения имён собственных. Составляют словарь слов, в которых были допущены ошибки. Анализируют предложения. Моделируют диктуемое предложение и пишут его под самодиктовку с опорой на модель. Конструируют предложения, находят «опасные места», списывают, действуя по алгоритму. | «Собственные имена». Разграничение слов, обозначающих одушевлённые и неодушевлённые предметы. | Принимать и сохранять учебную задачу. Задают вопросы. Контролируют свои действия и действия партнёра. Последовательно выполнять задания учителя, точно следовать инструкции, фиксировать результаты. Читать и извлекать необходимую информацию, выделять новые сведения. Участвовать в коллективной беседе, отвечать на вопросы, выражать свою точку зрения. | Коллективная работа. Самостоятельная работа (тестирование). Фронтальная. Работа в паре. | Текущий. | |
Упражнение в выявлении и написании собственных имен. | 1 | Текущий | |||||
Обобщение по теме. Обучающий диктант. | 1 | Фронтальная. Самостоятельная. | Текущий | ||||
Разные языки: родной и иностранные (2ч) | |||||||
Какие бывают языки? | 1 | Классифицируют слова по признакам. Обосновывают написание слов с непроверяемыми орфограммами. Объясняют написание слов. Сравнивают слова, произносимые на разных языках. Анализируют урок с точки зрения приобретения новых сведений, обобщают их. | Употребление пробела между словами, знака переноса. Понятие «родной язык»; происхождение названия языка (русский). | Принимать и сохранять учебную задачу. Задают вопросы. контролируют свои действия и действия партнёра. Производить поиск информации. | Коллективная. Фронтальная. Работа в паре. | Текущий. | |
Кто такие переводчики? | 1 | Текущий. | |||||
Речь устная и письменная (5ч) | |||||||
Устная и письменная речь. Оформление границ предложения. | 1 | Определяют границы предложений. выбирают знак в конце предложений. Классифицируют предложения по интонации. моделируют предложения. Придумывают предложения к схемам. Учатся писать слова с предлогами и с приставками, употреблять запятую при перечислении. | Употребление прописной буквы в начале предложения. Различение слова, предложения. Звуки гласные и согласные, буквы, их обозначающие. | Принимать и сохранять учебную задачу. Задают вопросы. Контролируют свои действия и действия партнёра. Познавательный интерес к предмету. Понимать информацию, представленную в различной форме, соотносить ее, выражать в словесной форме. Осознавать учебные затруднения, стараться преодолевать их. Анализировать, сравнивать, моделировать, делать умозаключения, выводы. Рассказывать и слушать собеседника, Участвовать в диалоге. | Коллективная работа. Самостоятельная работа (тестирование). Фронтальная. Работа в паре. | Текущий. | |
Выразительность устной и письменной речи. | 1 | Текущий. | |||||
Раздельное написание слов в предложении. Запятая при перечислении. | 1 | Текущий. | |||||
Разграничение предлогов и приставок (без терминов). | 1 | Текущий. | |||||
Закрепление умения определять границы слов и предложений, оформлять их при письме. | 1 | Текущий. | |||||
Фонетика. Графика. Орфография. Звуки русского языка (5ч) | |||||||
Звуки речи (повторение). Новый способ обозначения звуков. | 1 | Различают звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Определяют звук по его характеристике. Характеризуют (устно) звук. Читают звуковые записи и пишут слова значками звуков. Осознают противоречие: звуковые схемы одинаковые, а слова и звуки в них разные. Применяют полученные знания. | Русский алфавит. Использование словарей русского языка. | Принимать и сохранять учебную задачу. Задают вопросы. контролируют свои действия и действия партнёра. Находить необходимую информацию в учебнике и практически использовать ее. Анализировать, сравнивать, моделировать, делать умозаключения, выводы. Отвечать на вопросы, задавать их. Рассказывать и слушать собеседника, участвовать в диалоге. | Коллективная. Фронтальная. | Текущий. | |
Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости, глухости-звонкости. | 1 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме. | Коллективная. Фронтальная. | Текущий. | |||
Освоение нового способа обозначения звукового состава слов. | 1 | Понятие «рифма». Ударные и безударные слоги. | Коллективная. Фронтальная. | Текущий. | |||
Звуковой анализ слов . | 1 | Коллективная. Фронтальная. Самостоятельная (тестирование). | Текущий. | ||||
Упражнение в записи под диктовку, в соотнесении звуков и букв. | 1 | Коллективная. Фронтальная. | Текущий. | ||||
Буквы русского языка. Алфавит. (4ч) | |||||||
Знакомство с алфавитом. | 1 | Находят в учебнике в процессе работы с толковым словариком значение слова, выписывают его. Определяют значение новых слов по толковому словарю. Заучивают алфавит, располагают слова в алфавитном порядке. Работа над орфографической зоркостью. | «Алфавит», «толковый словарь». | Принимать и сохранять учебную задачу. Задают вопросы. контролируют свои действия и действия партнёра. Находить необходимую информацию в учебнике и практически использовать ее. Анализировать, сравнивать, моделировать, делать умозаключения, выводы | Коллективная. Фронтальная. Самостоятельная (тестирование). Работа в парах. Групповая работа. | Текущий. | |
Освоение алфавита. | 1 | Текущий. | |||||
Продолжение освоения алфавита. | 1 | Текущий. | |||||
Тренировка в расположении слов по алфавиту. | 1 | Текущий. | |||||
Звуки и буквы (Как работают буквы?) (9ч) | |||||||
Обозначение мягкости согласных звуков буквами гласных. | 1 | Различают звуки. Объясняют особенности гласных в сочетаниях жи – ши, ча – ща, чу – щу (под ударением), работу букв е, ё, ю, я и ь. Соотнося звук и его качественную характеристику. Характеризуют (устно) звуки гласных букв е, ё, ю, я. Группируют слова по заданному правилу. Определяют наличие изученных орфограмм в словах. Соотносят звучание и написание слова, объясняют случаи расхождения звучания и написания. | Буквы как средства графики. Осмысление операций «перевода» звуковой записи в буквенную. Буквы для обозначения твёрдости-мягкости согласных. | Принимать и сохранять учебную задачу. Задают вопросы. контролируют свои действия и действия партнёра. Строить речевые высказывания в устной письменной речи. Анализировать, сравнивать, моделировать, делать умозаключения, выводы Читать, выделяя нужную информацию, объяснять смысл прочитанного, выделять новые сведения, применять их в практике. | Коллективная. Фронтальная. | Текущий. | |
Обозначение мягкости согласных с помощью ь. | 1 | Коллективная. Фронтальная. Самостоятельная (тестирование). | Текущий. | ||||
Обозначение мягкости согласных разными способами. | 1 | Лексическая работа. Тренировка в объяснении правилом написания слов с жи-ши, ча-ща, чу-щу. | Коллективная. Фронтальная. | Текущий. | |||
Применение изученных правил письма. | 1 | Способ обозначения звука [й’]. Упражнение в обозначении звука [й’] двумя способами. Употребление пробела между словами, знака переноса. | Коллективная. Фронтальная. | Текущий. | |||
Буквы е, ё, ю, я как способ обозначения звука «й». | 1 | Коллективная. Фронтальная. | Текущий. | ||||
Два способа обозначения звука [й’] (закрепление). | 1 | Коллективная. Фронтальная. Самостоятельная (тестирование). Работа в парах. Групповая работа. | Текущий. | ||||
Обозначение звука [й’] буквами. | 1 | Текущий. | |||||
Обозначение мягкости согласных и звука[й’]. (Обобщение). | 1 | ||||||
Упражнение в письме под диктовку и соотнесении звуков и букв. | 1 | ||||||
Что значит писать правильно. (7ч) | |||||||
Правильное письмо – письмо без описок. | 1 | Определяют наличие изученных орфограмм в словах. Прогнозируют наличие орфограмм: пишут с пропуском орфограмм. Доказывают написание слов, используя орфографический словарик учебника. контролируют правильность записи текста, находят неправильно записанные слова и исправляют ошибки. Объясняют написание слов в ходе предварительного анализа текста диктанта. | Понятия «опечатка», «описка». Приёмы, помогающие писать без ошибок. Упражнение в исправлении описок. | Принимать и сохранять учебную задачу. Задают вопросы. контролируют свои действия и действия партнёра. Анализировать, сравнивать, моделировать, делать умозаключения, выводы Читать, выделяя нужную информацию | Коллективная. Фронтальная. Самостоятельная (тестирование). Работа в парах. Групповая работа. | Текущий. | |
Правильное письмо – письмо без ошибок. | 1 | Текущий. | |||||
Обучение проверке написанного. | 1 | Текущий. | |||||
Повторение изученных правил письма. Работа со словарем. | 1 | Тематический. | |||||
Проверочная фонетико-графическая работа и тренировочный диктант. Письмо под диктовку. Обучение самопроверке. | 1 1 | Тематический. тематический | |||||
Контрольный диктант с дополнительными заданиями. | 1 | Написание контрольного диктанта. Применение правил в свободном письме (под диктовку), проверяют собственные записи. | Действовать самостоятельно. Обеспечивать самоконтроль. | Самостоятельная работа. | Тематический (контрольный диктант). | ||
Язык. Речь. Практика речевой деятельности. Учимся писать записки. (2ч) | |||||||
Записка: её назначение и строение. | 1 | Обосновывают целесообразность выбора жанра общения. Сочиняют записки. Анализируют записи. Получают информацию из учебника о названии записей. | Знакомство с малыми жанрами письменной речи. Оформление записки. | Принимать и сохранять учебную задачу. Задают вопросы. Контролируют свои действия и действия партнёра. Социальная мотивация учебных действий, ориентация на соблюдение морально-этических норм. | Коллективная. | Текущий. | |
Конструирование и самостоятельное написание записок разных видов. | 1 | Самостоятельная работа. | Тематический. | ||||
Как пишут письма и телеграммы. (5ч) | |||||||
Письмо, его содержание, по строение и оформление. | 1 | Обосновывают целесообразность выбора жанра общения. Сочиняют письмо учителю, телеграммы. | Знакомство с жанрами письма и телеграммы. Чтение адресов на конвертах. Анализ их написания. Предлоги и знаки в конце предложения. | Принимать и сохранять учебную задачу. Задают вопросы. контролируют свои действия и действия партнёра. Анализировать, сравнивать, моделировать, делать умозаключения, выводы Читать, выделяя нужную информацию | Коллективная. Фронтальная. | Текущий | |
Написание письма учителю. | 1 | самостоятельная. Работа в группах (парах). | Текущий | ||||
Телеграмма и её особенности. | 1 | Коллективная. Фронтальная. | Текущий | ||||
Составление телеграмм. | 1 | Самостоятельная. Работа в группах (парах). | Текущий | ||||
Итоговая контрольная работа (тестирование). | 1 | Написание итогового теста. | Действовать самостоятельно. Обеспечивать самоконтроль. | Самостоятельная работа. | Итоговый за 1 класс. | ||
Поздравим друг друга! Перелистаем учебник. (3ч) | |||||||
Как пишут поздравления. Написание поздравлений друзьям, близким, учителю. | 2 | Обосновывают целесообразность выбора жанра общения. Сочиняют поздравление с Днём Победы, с окончанием учебного года. Повторяют и обобщают изученное, анализируют и оценивают свои достижения и трудности; осознают и высказывают своё отношение к урокам русского языка. | Особенности поздравления как жанра. | Принимать и сохранять учебную задачу. Задают вопросы. контролируют свои действия и действия партнёра. Участвовать в коллективной беседе, соблюдать правила общения, проявлять ко всем доброжелательность. | Коллективная. Фронтальная. Самостоятельная. Работа в группах (парах). | Текущий | |
Перелистаем учебник. | 1 | Текущий |
nsportal.ru
Рабочие программы 1 класс «Гармония»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Светловская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
____________ /Е.Н. Мирхайдарова/
Ф.И.О.
Протокол № ___ от «_____» ________20___г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УР
МБОУ Светловская СОШ
_____________ /Л.И. Есина/
Ф.И.О.
«____»____________20___г.
«Утверждено»
Директор МБОУ Светловская СОШ
_____________ /Л.А. Коломыцева/
Ф.И.О.
Приказ № _____ от «_____»_______20___г.
Рабочая программа
по русскому языку
для 1 класса
Уровень: общеобразовательный
Составитель рабочей программы:
учитель начальных классов
Романова Т. А.
2013
2014-2015 учебный год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Тип программы: программа начального общего образования
Статус программы: рабочая программа учебного курса – русский язык
Назначение программы:
Для обучающихся (обеспечивает реализацию права учащихся на получение качественных образовательных услуг).
Для учителей начальных классов (определяет приоритеты в содержании образования).
Для администрации ОУ (является основанием для определения качества реализации начального общего образования).
Категория обучающихся: учащиеся 1 класса.
Сроки освоения программы: 1 год.
Объём учебного времени: во 2–4 классах – 510 часов (170 ч в год). Общее количество часов на предмет «Русский язык» (1-4 классы) – 560 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 5 часов в неделю
Формы контроля: стартовый диктант, контрольный диктант за 1 полугодие, итоговый диктант.
Итоговый документ: протокол решения педагогического совета о переводе учащихся в следующий класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральный уровень
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и
науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
О рассмотрении обращений граждан / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.03.2014 г.
Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)
Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).
О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.01.2011 г. № 19739).
О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).
Региональный уровень
Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
Школьный уровень
Учебный план МБОУ Светловская СОШ 2014 – 2015 учебный год.
Цели и задачи:
создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, как носителя русского языка и тем самым способствовать формированию его гражданской идентичности; для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование комплекса универсальных учебных действий и в целом умения учиться;
обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.
Для достижения курсом русского языка поставленных целей необходима особая организация работы по освоению его предметного содержания – необходима реализация системно — деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников.
Предлагаемый курс русского языка, реализованный в авторском УМК под названием «К тайнам нашего языка», построен на основе системно — деятельностного подхода к организации лингвистического образования учащихся. Это проявляется в следующем: освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты. Именно через реализацию системно — деятельностного подхода к освоению предметного содержания в данном курсе осуществляется заложенная в ФГОС идея органичного слияния процессов обучения, развития и воспитания школьников в одно целое. При этом под обучением русскому языку понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием учащихся, во-первых – формирование их лингвистического мышления, т. е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых – совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции. Необходимый компонент развития школьников – формирование у них универсальных учебных действий, обеспечивающих как более качественное освоение предметного содержания, так и становление в целом основ учебной самостоятельности, в том числе – потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать свою познавательную (учебную) деятельность. Воспитание средствами предмета «Русский язык» связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.
Для построения курса на деятельностной основе принципиально важно учесть тот факт, что на практическом уровне языком, подлежащим изучению, дети уже давно владеют.
Этот факт подсказывает путь изучения русского языка в школе: от практики его использования – к осмыслению – и снова к практике, теперь уже на новом уровне. Именно такой путь изучения русского языка и предусмотрен данной программой, чем объясняется название реализующего её комплекта учебников: «К тайнам нашего языка».
Общая характеристика учебного предмета
В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку:
а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность;
б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также полноценно понимать чужие;
в) освоить комплекс универсальных учебных действий.
Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность. Определяя такой подход, авторы исходили из того, что язык – это основное средство общения людей, а значит, изучение языка должно быть подчинено обучению общению с помощью этого средства. Вот почему рассмотрение большей части разделов и тем курса в соответствии с программой направляется коммуникативным мотивом. Так, обучение орфографии, построению предложений и текстов, становление умения проверять написанное проходят на фоне обсуждения различных ошибок и недочётов, порождающих неясность речи, и последующих вопросов: «Ты хочешь, чтобы тебя понимали? Хочешь как можно лучше донести свою мысль, свои чувства? Хочешь не испортить своё поздравление ошибками?..». Изучение состава слова, частей речи сопровождается пристальным вниманием к значению языковых единиц и их функции в речи, к проблеме выбора более удачного слова, формы слова, суффикса, приставки и т. п. Коммуникативная направленность курса проявляется и в том, что организуется последовательное обучение всем видам речевой деятельности – не только созданию устных и письменных высказываний, но и их восприятию: чтению учебных текстов и слушанию собеседника, общению с ним. Среди других методических решений – обучение созданию не сочинений «вообще», а текстов определённых жанров, востребованных в коммуникативной практике: записок, поздравлений, писем, этюдов, загадок, кулинарных рецептов, дневниковых записей и т. д.; общение авторов с ребёнком через письменный текст, систематическое создание ситуаций для общения детей с персонажами учебника, друг с другом, в семье; организация партнёрства, делового сотрудничества учащихся при выполнении различных заданий.
Ещё одна принципиальная особенность курса связана с содержанием и организацией обучения орфографии: прежде всего, углублена мотивационная основа обучения, в частности, усилена роль коммуникативного мотива. Кроме того, предусмотрено системное (начиная с 1-го класса) формирование орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников. Работа строится на основе фонемного принципа русской орфографии. Более конкретно специфика обучения орфографии, а также особенности содержания, структуры и способов освоения других разделов курса будут представлены в связи с общей характеристикой программы каждого класса.
Введение ребёнка в предметную область «Филология» начинается с периода обучения грамоте, когда делаются первые шаги на пути формирования у детей всех видов универсальных учебных действий: зак
infourok.ru
Обучение грамоте | |
Букварь. 1 класс. В 2-х частях Соловейчик М.С., Бетенькова Н.М., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е. | |
Букварь. Мой первый учебник. 1 класс. В 2-х частях Соловейчик М.С., Бетенькова Н.М., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е. | |
Пропись. Хочу хорошо писать. 1 класс. В 4-х частях Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М. | |
Учусь быть читателем. Книга для чтения в период обучения грамоте. 1 класс Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е., Самедова А.И. | |
Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать». 1 класс Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.,Бетенькова Н.М., Курлыгина О.Е. | |
Наверх | |
Русский язык | |
Русский язык. Учебник. 1 класс Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. | |
Русский язык. К тайнам нашего языка. Учебник. 1 класс Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. | |
Русский язык. К тайнам нашего языка. Тетрадь. 1 класс Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. | |
Русский язык. Тестовые задания. 1 класс Сычева М.В., Мали Л.Д. | |
Русский язык. Итоговая проверочная работа. 1 класс Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. | |
Русский язык. Оценка достижения планируемых результатов освоения предмета «Русский язык» в рамках образовательной системы «Гармония». 1, 2 классы. Пособие для учителя Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. | |
Русский язык. К тайнам нашего языка. Методические рекомендации. 1 класс Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. | |
Русский язык. Методические рекомендации. 1 класс Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. | |
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. Программа. 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1-2 классы Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. | |
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. Программа. 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1 класс Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. | |
Играю и учусь. Тетрадь по русскому языку для внеурочной работы. 1 класс Соловейчик М.С. | |
Наверх | |
Литературное чтение | |
Литературное чтение. Учебник. 1 класс Кубасова О.В. | |
Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс Кубасова О.В. | |
Я хочу читать. Книга для чтения. 1 класс Кубасова О.В. | |
Литературное чтение. Тестовые задания. 1 класс Кубасова О.В. | |
Литературное чтение. Итоговая проверочная работа. 1 класс Кубасова О.В. | |
Литературное чтение. Методические рекомендации. 1 класс Кубасова О.В. | |
Литературное чтение. Оценка достижения планируемых результатов. 1-4 класс Кубасова О.В. | |
Литературное чтение. Методические рекомендации к тестовым заданиям для 1-4 классов. Кубасова О.В. | |
Программы общеобразовательных учреждений. Литературное чтение. Программа 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование 1 класс Кубасова О.В. | |
Наверх | |
Математика | |
Математика. Учебник. 1 класс. В 2-х частях Истомина Н.Б. не включен в федеральный перечень | |
Тетрадь по математике. 1 класс. В 2-х частях Истомина Н.Б., Редько З.Б. | |
Математика. Мои учебные достижения (контрольные работы). 1 класс Истомина Н.Б., Шмырёва Г.Г. | |
Математика. Итоговая проверочная работа. 1 класс Истомина Н.Б. | |
Уроки математики. Содержание курса. Планирование уроков. Методические рекомендации. 1 класс Истомина Н.Б., Редько З.Б. | |
Математика. Оценка достижения планируемых результатов по математике в начальной школе. 1-4 классы. Пособие для учителя Истомина Н.Б., Смолеусова Т.В. | |
Программы общеобразовательных учреждений. Математика. Программа 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование 1 класс Истомина Н.Б. | |
Наверх | |
Математика (внеурочная деятельность) | |
Математика и информатика. Внеурочная деятельность. Общеинтеллектуальное напрвление. Пособие для учителя. 1-4 классы Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б., Редько З.Б. | |
Математика и информатика. Учимся решать комбинаторные задачи. Рабочая тетрадь. 1-2 классы Истомина Н.Б., Виноградова Е.П. | |
Математика и информатика. Учимся решать логические задачи. Рабочая тетрадь. 1-2 классы. Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б. | |
Информатика. Рабочая тетрадь. 1-2 классы Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б., Немкина Е.С. | |
Учимся решать задачи. Тетрадь по математике. 1 класс (1-4) Истомина Н.Б. (Издательство «Линка-Пресс») | |
Наглядная геометрия. Тетрадь по математике. 1 класс Истомина Н.Б., Редько З.Б. (Издательство «Линка-Пресс») | |
Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия для 1-4 классов» (автор Н.Б.Истомина и др.). 1 класс Истомина Н.Б., Редько З.Б. (Издательство «Линка-Пресс») | |
Наглядная геометрия. Разрезные дидактические материалы. 1 класс. В 2-х частях Истомина Н.Б., Редько З.Б. (Издательство «Линка-Пресс») | |
Наверх | |
Окружающий мир | |
Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2-х частях Поглазова О.Т. | |
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2-х частях Поглазова О.Т. | |
Окружающий мир. Методические рекомендации. 1 класс Поглазова О.Т. | |
Окружающий мир. Итоговая проверочная работа. 1-4 классы Поглазова О.Т. | |
Программы общеобразовательных учреждений. Окружающий мир. Программа. 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1 класс Поглазова О.Т. | |
Наверх |
schoolguide.ru