Подготовка к олимпиаде по русскому 11 класс – Задания олимпиад по русскому 11 класс
РусОлимп — РусОлимп — погружение в волшебный мир русского языка
Здравствуйте! Вы зашли на сайт подготовки учащихся к олимпиаде по русскому языку.Язык — одно из самых сложных явлений жизни человеческого общества. Возможно, материалы нашего сайта помогут вам проникнуть в его тайны, постичь законы его развития, усвоить нормы, осознать его богатство, красоту и неповторимость и … подготовиться к лингвистическим олимпиадам, творческим конкурсам, соревнованиям. Нет сухих, скучных правил, есть только жизнь языка, его законы, отражающие эту жизнь.
1. Сайт состоит из 10 разделов: «История Русского Языка», «Фонетика», «Орфоэпия», «Орфография», «Лексика», «Морфемика», «Словообразование», «Морфология», «Синтаксис», «Пунктуация». Работа с данными разделами предполагает поэтапную подготовку учащихся по всем разделам языкознания.
2. Каждый из разделов включает в себя 4 вкладки: теоретические сведения по разделу лингвистики, словарь лингвистических терминов, «проверь себя» (вопросы с ответами для самопроверки), контрольное тестирование.
4. При составлении вопросов по русскому языку для тренировочного блока и олимпиады мы будем руководствоваться следующими основными принципами:
— обязательность обращения к разнообразным языковым уровням, от фонетического до синтаксического;
— нацеленность на развитие умения участника олимпиады абстрактно мыслить, увидеть причины тех или иных языковых изменений, вычленить языковые модели с опорой на конкретный языковой материал, провести семантический, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический и т.д. анализ предложенных примеров;
-включение в материал для анализа языковых явлений, рассмотрение которых требует использования культурологической информации;
-использование текстов и заданий, способствующих духовно-нравственному воспитанию личности учащегося. Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.
rusolimp.kopeisk.ru
Материал для подготовки учащихся 9-11 классов к олимпиаде по русскому языку
Подготовка к олимпиаде по русскому языку
Вопросы общего языкознания 1.Перечислите восточнославянские языки.
2.Перечислите южнославянские языки.
3.Перечислите западнославянские языки.
4.Общий язык для всех древних славян, «отец» всех славянских языков.
5.»Дети» древнерусского языка.
6.Общий предок славянских, литовских и латвийских языков.
7.В какую группу языков входят немецкий, голландский, шведский, норвежский, датский, исландский языки?
8.Какие языки входят в кельтскую группу языков.
9.Какие языки входят в романскую группу?
10.Верно ли утверждать, что индийский и цыганский языки родственники?
11.Назовите языки, у которых нет родственников
12.Какие из перечисленных языков являются родственными русскому?
Армянский,азербайджанский,белорусский,итальянский,литовский,сербский,шведский, румынский, болгарский, эстонский, латвийский. Подчеркните.
13.В газете был опубликован анекдот.
— Владеете ли вы английским языком?
-Да, владею.
-А немецким?
-Свободно на нём говорю.— А на эсперанто?
-О, да! Я там жила несколько лет.
Что за язык эсперанто? Кто его создал, где и когда?
14.На каких языках говорят в
Бразилии
Финляндии
Швейцарии
США
15. Назови балтийские языки. Какие два из них являются родственными славянским языкам, в частности русскому?
16.В радиорекламе прозвучала фраза «В Доме книги продаются книги на французском, немецком, английском, чехословацком языках». Какая ошибка допущена автором рекламы
ВОПРОСЫ ПО РАЗДЕЛУ «ФОНЕТИКА»
1.Как называется раздел, изучающий звуки русского языка?
2.На какие группы по образованию делятся звуки русского языка.
3.Сколько гласных звуков в русском языке? Назови их.
4.Назовите согласные звуки ,парные по звонкости-глухости. Сколько пар?
5.Назови буквы, которые всегда являются звонкими?
6.Какие звуки являются всегда глухими?
7.Какие звуки называются сонорными. Назови их.
8. Назови всегда мягкие звуки.
9.Назови всегда твёрдые звуки.
10.Что обозначает слово «фонема»? Назовите имя учёного, который ввёл термин «фонема».
11.Какие буквы не обозначают звуков?
ВОПРОСЫ ПО РАЗДЕЛУ «ФОНЕТИКА» ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ
1.С разделом «Фонетика» связаны следующие лингвистические явления
1)озвучение
2)оглушение
3)смягчение
4)слияние двух или более звуков в один
5)звукопись
Проанализируйте слова и определите, какие лингвистические явления, о которых упоминалось раньше, в них наблюдаются.
Счастье
Сшить
Смеяться
Косьба
Стена
Ложка
Сказка
Мягкие
2.В каком малом жанре фольклора наблюдается звукопись? Какую практическую пользу приносит этот жанр? Приведите пример таких текстов.
3.С помощью какого звука М. Лермонтов передаёт образ текущей воды, плавные движения плывущей русалки
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
4.С помощью какого звука поэт Ф.И. Тютчев передаёт красоту такого природного явления, как гроза.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые…
5.Попробуйте сочинить небольшой прозаический или поэтический текст на тему «Колокола
6.С помощью каких звуков можно передать
1)шорох, шуршание, свист ветра
2)вой ветра
3)раскаты грома
4)необъятные просторы
5)движение волны
ВОПРОСЫ ПО РАЗДЕЛУ « ГРАФИКА»
1.Какой раздел лингвистики называется «Графика»? Что изучается в этом разделе? С каким другим разделом лингвистики более тесно связан раздел «Графика»?
2.Сколько согласных букв в современном русском алфавите? А гласных?
3.Какие буквы звуков не обозначают? Как они назывались до реформы алфавита в 1918 году?
4.Что обозначают эти слова: аз, буки, веди, глаголь, добро, есть, животное, земля, люди, мыслить?
5.Назови синоним слову алфавит.
6.Какая буква является последней в русском алфавите? А какая буква была последней в славянском алфавите?
6.Сколько букв, обозначающих звук ф ,было в славянском алфавите? Назовите их.
7.В дореволюционной России в справочнике «Весь Петербург» люди с фамилией Фёдоров могли быть помечены в различных местах . Почему?
8.До реформы 1918 года слово «мир» писалось в трёх вариантах. Отчего зависело написание этих омонимов?
9.В «Российской грамматике» ( 1757 г.) М.В. Ломоносов выделял буквы «согласные», «самогласные» и «безгласные». Как вы думаете, с какими звуками они соотносятся?
10.Объясните, почему в «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даль слово «лысина» предшествовало слову «левый»?
11.Какую букву до реформы 1918 г. называли самой бесполезной, бездельником, дармоедом, лодырем, кровососом, кровососом? Какой букой она стала после реформы?
В каком месте слова писалась эта буква?
12.Что обозначает выражение «ходить фертом»?
13.Как до революции называлась буква «ъ» ?
14.Назовите имена двух великих учёных Византии, которые создали славянскую азбуку.
15.Где, когда и кем был создан первый русский букварь?
16. «Если бы от меня зависело, я упразднил бы и…, и …., и …, и … Эти буквы мешают только школьному делу и составляют совершенное излишнее украшение нашей грамматике», – писал А.П.Чехов. О каких буквах идёт речь? Кстати, мечта А. П. Чехова сбылась. Когда это произошло?
17.Этих двух букв не было в славянской азбуке. Одна из них была изобретена в 1755 году, а другая в 1797.Какой писатель и в каком произведении впервые использовал одну из них?
18. Какие общие языки имеют собственные алфавиты
ВОПРОСЫ ПО РАЗДЕЛУ «ФОНЕТИКА»
1.Как называется раздел, изучающий звуки русского языка?
2.На какие группы по образованию делятся звуки русского языка.
3.Сколько гласных звуков в русском языке? Назови их.
4.Назовите согласные звуки ,парные по звонкости-глухости. Сколько пар?
5.Назови буквы, которые всегда являются звонкими?
6.Какие звуки являются всегда глухими?
7.Какие звуки называются сонорными. Назови их.
8. Назови всегда мягкие звуки.
9.Назови всегда твёрдые звуки.
10.Что обозначает слово «фонема»? Назовите имя учёного, который ввёл термин «фонема».
11.Какие буквы не обозначают звуков?
ВОПРОСЫ ПО РАЗДЕЛУ «ФОНЕТИКА» ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ
1.С разделом «Фонетика» связаны следующие лингвистические явления
1)озвучение
2)оглушение
3)смягчение
4)слияние двух или более звуков в один
5)звукопись
Проанализируйте слова и определите, какие лингвистические явления, о которых упоминалось раньше, в них наблюдаются.
Счастье
Сшить
Смеяться
Косьба
Стена
Ложка
Сказка
Мягкие
2.В каком малом жанре фольклора наблюдается звукопись? Какую практическую пользу приносит этот жанр? Приведите пример таких текстов.
3.С помощью какого звука М. Лермонтов передаёт образ текущей воды, плавные движения плывущей русалки
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
4.С помощью какого звука поэт Ф.И. Тютчев передаёт красоту такого природного явления, как гроза.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые…
5.Попробуйте сочинить небольшой прозаический или поэтический текст на тему «Колокола
6.С помощью каких звуков можно передать
1)шорох, шуршание, свист ветра
2) вой ветра
3) раскаты грома
4) необъятные просторы
5) движение волны
ВОПРОСЫ ПО РАЗДЕЛУ « ГРАФИКА»
1.Какой раздел лингвистики называется «Графика»? Что изучается в этом разделе? С каким другим разделом лингвистики более тесно связан раздел «Графика»?
2.Сколько согласных букв в современном русском алфавите? А гласных?
3.Какие буквы звуков не обозначают? Как они назывались до реформы алфавита в 1918 году?
4.Что обозначают эти слова: аз, буки, веди, глаголь, добро, есть, животное, земля, люди, мыслить?
5.Назови синоним слову алфавит.
6.Какая буква является последней в русском алфавите? А какая буква была последней в славянском алфавите?
6.Сколько букв, обозначающих звук ф ,было в славянском алфавите? Назовите их.
7.В дореволюционной России в справочнике «Весь Петербург» люди с фамилией Фёдоров могли быть помечены в различных местах . Почему?
8.До реформы 1918 года слово «мир» писалось в трёх вариантах. Отчего зависело написание этих омонимов?
9.В «Российской грамматике» ( 1757 г.) М.В. Ломоносов выделял буквы «согласные», «самогласные» и «безгласные». Как вы думаете, с какими звуками они соотносятся?
10.Объясните, почему в «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даль слово «лысина» предшествовало слову «левый»?
11.Какую букву до реформы 1918 г. называли самой бесполезной, бездельником, дармоедом, лодырем, кровососом, кровососом? Какой букой она стала после реформы?
В каком месте слова писалась эта буква?
12.Что обозначает выражение «ходить фертом»?
13.Как до революции называлась буква «ъ» ?
14.Назовите имена двух великих учёных Византии, которые создали славянскую азбуку.
15.Где, когда и кем был создан первый русский букварь?
16. «Если бы от меня зависело, я упразднил бы и…, и …., и …, и … Эти буквы мешают только школьному делу и составляют совершенное излишнее украшение нашей грамматике», – писал А.П.Чехов. О каких буквах идёт речь? Кстати, мечта А. П. Чехова сбылась. Когда это произошло?
17.Этих двух букв не было в славянской азбуке. Одна из них была изобретена в 1755 году, а другая в 1797.Какой писатель и в каком произведении впервые использовал одну из них?
18. Какие общие языки имеют собственные алфавиты
multiurok.ru
Олимпиада по русскому языку в 10
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку.
Школьный этап.
10 класс, 2017-2018 уч.г.
Максимальное количество 100 баллов.
Ответы к заданиям
Знание фонетической системы русского языка
Фонетика и графика.
Соотношение букв и звуков.
1. В каком слове 3 согласных звонких звука, укажите эти звуки. (Верно указал слово — 1 балл, верно указал все звуки – 1 балл. Максимальное количество 2 балла).
Б) большая, [б], [л᾽], [j᾽]
2. Запишите слова, указанные в транскрипции. (За каждый верный ответ учащийся получает по 1 баллу). Максимальное количество 10 баллов.
[баиъ] — боится, [jэл᾽н᾽ик] — ельник, [рацтво] — родство, [игзамин] — экзамен, [jизык] — язык, [поjист] — поезд, [л᾽ох᾽к᾽иj] — лёгкий, [м᾽эснъс᾽т᾽] — местность, [па] — подчеркни, [б᾽э- без жизни
Орфоэпия. Нормы ударения в словах
3. В каких словах ударение нужно ставить на последний слог? (За каждый верный ответ учащийся получает по 1 баллу). Максимальное количество 4 балла.
А) КровоточИть, В) сабО, Д) жалюзИ, Е) облегчИть
Знание истории русского алфавита и его истории.
4. Какой буквы в настоящее время нет в русском алфавите? Объясните, кем и с какой целью была удалена из алфавита данная буква. (За верный ответ — 1 балл, за верное разъяснение + 2 балла). Максимальное количество баллов 3 балла.
Г. омега
Примерное разъяснение: буква омега была удалена из алфавита в период петровской реформы кириллического алфавита. Пётр I собственноручно изменил и утвердил новую азбуку и шрифт с целью упрощения состава русского алфавита за счет исключения из него некоторых букв, одна из которых омега.
Орфография
5. Выберите фразу, где нет орфографических ошибок: (за верный ответ 3 балла)
Б) Импресарио посчитал условия неприемлемыми и остался за рубежом.
Лексика
6. Прочитайте строки из стихотворения И. Лиснянской. Дайте объяснение слову «татьба» (лексический комментарий) (За верный ответ 3 балла).
Тать – устаревшее слово, когда-то употреблялось в значении — борьба, беспокойство, мятеж.
7. Найдите в списке заимствованные слова. Из каких языков они заимствованы? (За каждое верно названное заимствованное слово по 1 баллу, + по 1 баллу за верное разъяснение, из какого языка заимствовано слово). Максимальное количество 14 баллов.
блуза, ботинки, жилет, комбинезон, пальто – из франц.;
галстук – из немецк.;
шорты – из англ.
8. Город Санкт-Петербург мог называться Петербургом, Петроградом, Петрополем. Эти слова передают одно и то же значение (город Петра) на трех разных языках. Каких? (за верный ответ 3 балла)
В) Петербург – по-немецки, Петроград – по-церковнославянски, Петрополь – по-гречески.
9. Дайте толкование лингвистическому термину пароним. Приведите 3 примера.
(1 балл за толкование слова, за каждый правильный пример по 1 баллу) Максимально 4 балла.
Пароним – от греч. para – возле, мимо и onyma – имя. Слова, сходные по звучанию, но разные по значению и строению. Абонемент – абонент, костный – костлявый — косный, праздный – праздничный.
10. Укажите фразеологизм, значение которого определено неверно (за верный ответ 1 балл)
Г) сизифов труд – очень хлопотное дело.
Морфемика и словообразование
11. Какое слово неправильно разбито на морфемы? ((1 балл за верный ответ, за комментарий +1 балл).
Б) быстр-е-е
Данное слово представляет собой форму сравнительной степени имени прилагательного или наречия и образуется при помощи суффикса -ЕЕ-
12. Каких слов не хватает в этой словообразовательной цепочке? Восстановите словообразовательную цепочку (2 балла за верный ответ)
Вода — … водянистость
Не хватает двух звеньев: водяной — водянистый. Полная цепочка выглядит так: вода – водяной – водянистый – водянистость
13. Какое из ряда слов является «лишним»? Свой ответ аргументируйте. (За верный ответ 1 балл, за разъяснение 3 балла. Максимальное количество 4 балла)
«Лишним» является слово говядина. Во всех словах, за исключением слова говядина, есть суффикс -ин-, имеющий значение мясо животного, называемого корнем слова.
Морфология
14. Укажите, какой частью речи является слово «тепло»? Подберите к предложениям из первой колонки соответствия из второй колонки. (за каждый верный ответ по 1 баллу) Максимальное количество 4 балла.
А. – 3 Б. – 4 В. – 2 Г. – 1
Синтаксис.
15. Определи синтаксическую функцию инфинитива в предложениях.
Подберите к предложениям из первой колонки соответствия из второй колонки. (за каждый верный ответ по 1 баллу) Максимальное количество 5 баллов.
А. – 1 Б. – 4 В. – 2 Г. – 3 Д. – 5
16. В каком предложении представлен союз что? Какой частью речи является слово «что» в остальных предложениях? Какую синтаксическую роль слово «что» выполняет в остальных предложениях? (за каждый верный ответ по 1 баллу) Максимальное количество 7 баллов.
В предложении В) «что» является союзом (1балл). В остальных предложениях – относительным местоимением (3балла), в предложениях А и Г – подлежащее (2балла), во 2 предложении – дополнение (1балл).
17. Сколько частей (простых предложений) входит в состав данного сложного предложения? (за верный ответ 1 балл + 2 балла за комментарий)
5 частей.
5 простых предложений (на это указывают 5 грамматических основ) входит в состав данного сложного предложения
Литературоведческие и лингвистические термины
18. Установите соответствие. (За каждый верный ответ учащийся получает по 1 баллу). Максимальное количество 5 баллов.
А. – 5 Б. – 1 В. – 4 Г. – 3 Д. – 2
19. Укажите фамилии учёных-лингвистов (за каждый верный ответ по 1 баллу). Максимальное количество 5 баллов.
Бархударов, Виноградов, Даль, Розенталь, Щерба.
20. Творческая работа
Напишите сочинение-миниатюру в художественном стиле в жанре эссе на тему «Роль книги в нашей жизни».
Оценивается
1. Качество связного текста: полнота и глубина содержания, логика изложения; оригинальность суждений;
2. Языковое и речевое оформление работы: ясность, точность, простота выражения мысли в речевых конструкциях, стилевое единство, эмоциональность стиля, грамотность;
3. Эстетический вкус: построение текста в единстве содержания и формы, отсутствие социологизации и вульгаризации в суждениях, бережное отношение к стилю автора при выборочном цитировании художественного текста.
Критерии оценивания сочинения
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
— в работе нет нарушений абзацного членения текста.
2
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
НО допущена 1 логическая ошибка,
И/ИЛИ в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.
1
В работе просматривается коммуникативный замысел, НО допущено более 1 логической ошибки,
И/ИЛИ имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.
0
К 2
Точность и выразительность речи
Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.
2
Работа характеризуется точностью выражения мысли, НО прослеживается однообразие грамматического строя речи,
ИЛИ
работа характеризуется разнообразием грамматического строя речи, НО есть нарушения точности выражения мысли.
1
Работа отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.
0
ГРАМОТНОСТЬ
К 3
Соблюдение орфографических норм
орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)
3
допущено 1-2 ошибки
2
допущено более 2-3 ошибки
1
допущено более 3 ошибок
0
К 4
Соблюдение пунктуационных норм
пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)
3
допущены 1-2 ошибки
2
допущено 2-3 ошибки
1
более 3 ошибок
0
К5
Соблюдение языковых норм
грамматических ошибок нет
2
допущены 1-2 ошибки
1
допущено более 2 ошибок
0
К6
Соблюдение речевых норм
допущено не более 1 речевой ошибки
2
допущены 2-3 ошибки
1
допущено более 3 ошибок
0
К7
Соблюдение этических норм
этические ошибки в работе отсутствуют
1
допущены этические ошибки (1 и более)
0
К8
Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют
1
допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале
0
Максимальное количество баллов за сочинение
16
infourok.ru
дата | тема |
06.10.16 | Особенности подготовки к Олимпиаде (ВОШ) по русскому языку. Обзор сайтов Интернета |
13.10.16 | История письма. Типы письма. Русский алфавит и его история. Характеристика кирилловского письма. Палеография. Изменения графики: устав, полуустав, скоропись. Вязь |
20.10.16 | Лексика. Стилистика. Лексические нормы. Лексическая сочетаемость. Многозначность. Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. Стилистическая окраска слов. Диалектизмы. Жаргонизмы. Устаревшие слова. Неологизмы. Заимствования в русском языке. Плеоназм. Речевая недостаточность. Тавтология. |
27.10.16 | Фразеология . Стилистика. Фразеологизмы. Особенности строения фразеологизмов. Загадки фразеологии. Фразеологизмы книжные, разговорные и просторечные. Синонимия фразеологизмов. Антонимия фразеологизмов. Многозначность фразеологизмов. Омонимия фразеологизмов. Контаминация фразеологизмов. |
03.11.16 | «Хитрости мадам Морфологии» |
10.11.16 | Синтаксис. Стилистика. Синтаксис. Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого. Согласование определения. Согласование приложения. Управление. Отглагольные существительные. Однородные члены предложения. Фигуры речи. Анафора. Антитеза. Бессоюзие. Градация. Инверсия. Многосоюзие. Параллелизм. Риторический вопрос. Риторическое обращение. Умолчание. Эллипсис. Эпифора. |
17.11.16 | Задания по исторической и сравнительной грамматике |
06.12.16 | Фонетика.Транскрипция слова. Задания повышенной сложности» |
19.12.16 | «Синтаксис.Задания повышенной сложности» |
17.01.17 | «Лексика и фразеология. Задания повышенной сложности |
24.01.17 | «Трудные вопросы словообразования» |
31.01.17 | «История языка. Олимпиадные задания регионального тура» |
nsportal.ru
№ п/п | Содержание урока | Кол-во часов | Дата | Дополнительный материал |
1 | Знакомство с программой подготовки | 1 | ||
2 | Лексика. | 1 | ||
3 | Синонимы. антонимы, омонимы. | 1 | ||
4 | Фразеологизмы. | 2 | ||
5 | ||||
6 | Устаревшие слова и неологизмы | 1 | ||
7 | Ударение и орфоэпия. | 1 | ||
8 | Словари русского языка. | 1 | ||
9 | Словообразование. | 1 | ||
10 | Способы образования слов. | 1 | ||
11 | Состав слова | 1 | ||
12 | Морфемный анализ слова. Повторение правописания орфограмм | 2 | ||
13 | ||||
14 | Части речи | 1 | ||
15 | Имя существительное | 1 | ||
16 | Имя прилагательное. | 1 | ||
17 | Имя числительное. | 1 | ||
18 | Местоимение. | 1 | ||
19 | Глагол. | 1 | ||
20 | Причастие. | 1 | ||
21 | Деепричастие. | 1 | ||
22 | Наречие. | 1 | ||
23 | Предлоги, союзы, частицы. | 1 | ||
24 | Простое предложение | 1 | ||
25 | Виды обособлений в простом предложении . | 1 | ||
26 | Предложения с однородными членами. | 1 | ||
27 | Сложносочиненное предложение. | 1 | ||
28 | Сложноподчиненное предложение | 2 | ||
29 | ||||
30 | Бессоюзное предложение. | 1 | ||
31 | Неполное предложение | 1 | ||
32 | Сложные предложения с различными видами связи. | |||
33 | Решение олимпиадных заданий. | |||
34 |
novogimn.narod.ru
План подготовки к олимпиаде по русскому языку (10 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Толстая Дубрава
Становлянского муниципального района Липецкой области
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
_______/Окорокова О.В./
Протокол №___
от «___»______ 2014 г
«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР МБОУ СОШ
с. Толстая Дубрава
________/Ханина Т.Н./
от «___» _____ 2014г
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ
с. Толстая Дубрава
_____/Симаков Н.И./
Приказ № __
от «___» _____ 2014г
План
подготовки обучающихся к олимпиаде
педагога Окороковой О. В.
первой квалификационной категории
по русскому языку в 11 классе
2014 — 2015
Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к родному языку и словесности, а также раскрытия их способностей. Подготовка к олимпиаде — прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления, это возможность своего маленького открытия.
Цель настоящего курса: подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку.
Задачи:
подготовить ребят к различным видам заданий, дать рекомендации по работе над ними;
сориентировать учащихся в темах предлагаемых заданий;
научить пользоваться справочной литературой и словарями;
потренировать в решении наиболее часто встречающихся лингвистических задач.
В настоящем курсе, кроме традиционных разделов, изучаемых в основном курсе русского языка, которые даются более углублённо, предлагаются занятия по социолингвистике, истории языка, сравнительному языкознанию.
Формы работы: индивидуальная, групповая (в малых группах), самостоятельная, практические занятия тренировочного характера.
Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.
Контрольно-измерительные материалы: олимпиадные задания, тесты, тексты для различных видов разбора, творческие задания.
Основные принципы:
-обязательность обращения к разнообразным языковым уровням, от фонетического до синтаксического;
-нацеленность на развитие умения участника олимпиады абстрактно мыслить, увидеть причины тех или иных языковых изменений, вычленить языковые модели с опорой на конкретный языковой материал, провести семантический, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический и т.д. анализ предложенных примеров;
-включение в материал для анализа языковых явлений, рассмотрение которых требует использования культурологической информации;
-использование текстов и заданий, способствующих духовно-нравственному воспитанию личности учащегося.
Темы для подготовки.
I. Решение задач опознавательно-объяснительного (репродуктивного) типа
1. Фонетика. Орфоэпия
Классификация гласных и согласных звуков
Транскрипция
Понятие нормы и кодификации. Норма и варианты
2. История письма
Типы письма. Русский алфавит и его история
Характеристика кирилловского письма. Буквенная цифирь
Палеография. Изменения графики: устав, полуустав, скоропись. Вязь
3. Историческая грамматика
Признаки старославянизмов
Позиционные и исторические чередования звуков
Редуцированные ер и ерь. Образование беглых гласных
Носовые гласные, история буквы ять
Строение слога в древнерусском и современном русском языках
4. Языки мира
Национальный язык. Мировые языки. Пуризм
Генеалогическая классификация языков
Лингвистическая карта мира
Искусственные языки: воляпюк, интерлингва, оксиденталь, эсперанто. Интерлингвистика
5. Ученые-лингвисты
Лингвисты XIX в.: А. Х. Востоков, В. И. Даль,
Я. К. Грот, Ф. И. Буслаев, И. И. Срезневский и др.
Лингвисты XX в.: В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Л. В. Щерба, Р. И. Аванесов и др.
6. Морфемика. Словообразование
Типы аффиксов: формообразующие, словообразовательные
Способы словообразования
Морфонология
7. Лексика. Фразеология
Антонимия, синонимия, омонимия. Паронимы
Устаревшая лексика
Приметы исконно русских и заимствованных слов
8. Морфология
Основные грамматические категории
9. Синтаксис
Структурные типы предложений
Синтаксические синонимы
Типы односоставных предложений
10. Орфография
Основные принципы русской орфографии. Нарушения морфологического принципа
Повторение сложных орфографических правил
11. Нормы грамматики
Сочетаемость единиц. Грамматические ошибки
12. Лексикография
Основные типы словарей
Содержание словарной статьи
II. Чтение и перевод древнерусского текста
Классификация древнерусских памятников
Основные памятники древнерусской письменности
Особенности древнерусских текстов. Сложности перевода
III. Основы ораторского искусства
Принципы построения устного выступления
IV. Решение задач сопоставительного типа
1. Фонетика
Фонетические пропорции
Диалектные особенности северных и южных русских говоров
2. Историческая грамматика
Упрощение групп согласных
Этимологический анализ слов. Народная этимология. Деэтимологизация
Исторические изменения структуры слова: опрощение, переразложение, усложнение
3. Языки мира
Типологическая классификация языков
4. Морфемика. Словообразование
Словообразовательное значение
Однокоренные слова и формы слова
5. Лексика. Фразеология
Типы фразеологических единиц: фразеологические сращения, единства, сочетания, выражения
Семантическая структура многозначного слова. Разграничение омонимии и полисемии
6. Морфология
Части речи. Их основные грамматические категории
Супплетивизм
7. Синтаксис
Синтаксическая функция слова
Неполные предложения. Типы неполных предложений
8. Орфография. Пунктуация
9. Нормы грамматики
V. Чтение и перевод древнерусского текста
«Слово о полку Игореве». Перевод фрагментов
«Моление Даниила Заточника». Перевод фрагментов
VI. Основы ораторского искусства
VII. Решение задач исследовательского типа
1. Фонетика
Звук, буква, фонема. Их соотношение
2. Историческая грамматика
Утрата и появление морфологических категорий в истории русского языка
Особенности в употреблении падежей в древнерусском языке
Особенности древнерусских синтаксических конструкций
3. Морфемика. Словообразование
Разбор слова по составу
Значения словообразовательных аффиксов
Синонимия, антонимия, омонимия морфем
Морфонологические явления на стыке морфем
Чересступенчатое словообразование
4. Лексика. Фразеология
Понятие лексико-семантической группы
Понятие о компонентном анализе слова
5. Морфология
Части речи. Их основные грамматические категории
Средства выражения грамматического значения слова
6. Синтаксис
Особенности структуры и семантики сложного предложения
Сложные синтаксические конструкции
VIII. Чтение и перевод древнерусского текста
Перевод фрагментов древнерусских текстов
IX. Основы ораторского искусства
Подготовка и представление докладов
X. Решение задач комбинированного типа
XI. Подготовка к выполнению творческих заданий
Типы и стили речи
Жанры
Список необходимых тем для подготовки к олимпиаде:
«История Русского Языка»
01. Русский язык. Откуда он родом?
02. Где же, на какой территории жили наши общие предки?
03. Славянские языки по степени их близости друг к другу принято делить на три группы:
04. Начало славянской письменности
05. Деятельность Кирилла и Мефодия
06. Какие же книги первыми были переведены на славянский язык?
07. Судьба Кирилла (Константина Философа) и Мефодия
08. Подробнее о старославянском языке
09. О фонетических приметах старославянизмов
10. О словообразовательных приметах старославянизмов
11. Лексические приметы старославянизмов
12. История взаимодействия старославянизмов и русизмов
13. Попытка стилистической дифференциации старославянизмов и русизмов
14. Язык Пушкина и использование в нем старославянизмов и русизмов
15. Современный русский язык и использование в нем старославянизмов и русизмов
16. Наступил 988 год. Древняя Русь приняла крещение…
17. А была ли письменность в дохристианской Руси?
18. Бытовая письменность Древней Руси
19. Становление и развитие великорусского языка
20. Фонетическая и морфологическая система великорусского языка
21. Церковно-книжное произношение в Древней Руси
22. Берестяные грамоты
23. Устав — торжественное кириллическое письмо
24. Скоропись
25. Историко-культурные условия и книжные центры
26. Реформа книжного языка
27. Южно-русские и северно-русские диалектные черты в языке XV-XVI вв. Палатализация и веляризация согласных, судьба ъ и ь
28. Язык великорусской нации
29. Русские диалекты
«Фонетика»
01. Что такое фонетика?
02. Звук и буква
03. Фонетическая транскрипция
04. Органы речи. Образование гласных и согласных звуков
05. Ударные гласные: классификационные признаки
06. Безударные гласные: классификационные признаки
07. Особенности произношения гласных в безударных позициях
08. Фонетические чередования гласных. Обозначение безударных гласных на письме
09. Согласные звуки: классификационные признаки
10. Шумные и сонорные, глухие и звонкие согласные звуки
11. Фонетические чередования согласных по глухости / звонкости. Обозначение глухости / звонкости согласных на письме
12. Твердые и мягкие согласные звуки
13. Фонетические чередования согласных по твердости / мягкости. Обозначение твердости / мягкости согласных на письме
14. Буквы Ь и Ъ
15. Место и способ образования согласных
16. Фонетические чередования согласных по месту и способу образования. Фонетические чередования согласных с нулем звука
17. Слог
18. Ударение. Фонетическое слово. Характеристики русского словесного ударения
19. Орфоэпия
20. Схема фонетического разбора
21. Ученые-лингвисты, занимавшиеся исследованием фонетики
«Орфоэпия»
«Орфография»
01. Гласные после шипящих и ц
02. Гласные ы и и после приставок
03. Буква э
04. Буква ё
05. Общие правила правописания неударяемых гласных
06. Неударяемые гласные в корнях слов
07. Неударяемые гласные в приставках
08. Неударяемые гласные в суффиксах
09. Неударяемые соединительные гласные
10. Гласные в некоторых неударяемых падежных окончаниях
11. Неударяемые гласные в личных глагольных окончаниях
12. Неударяемые конечные гласные в наречиях и предлогах
13. Неударяемые частицы не и ни
14. Общие правила правописания согласных
15. Двойные согласные
16. Буквы ъ и ь
17. Общие правила
18. Имена существительные
19. Имена прилагательные
20. Имена числительные
21. Наречия
22. Предлоги, союзы, частицы, междометия
23. Правописание не и ни
24. Прописные буквы
25. Правила переносов
26. Русская дореформенная орфография
27. Произношение упразднённых букв и правила употребления упразднённых букв
28. Орфография отдельных морфем (приставок, падежных окончаний)
29. «Тонкости орфографии»
30. Изменения в дореволюционной орфографии на протяжении ХVIII-ХХ веков
31. Выход из употребления «Тонкости орфографии» «Орфография»
«Лексика»
01. Понятие о лексике, лексикологии, семасиологии и этимологии
02. Слово как основная единица языка
03. Лексическое и грамматическое значения слова
04. Основные типы лексических значений
05. Многозначность слова
06. Прямые и переносные значения слов
infourok.ru
Олимпиада по русскому 11 класс
Для успешной подготовки к олимпиаде по русскому языку, рекомендую ознакомиться и попробовать ответить на реальные варианты олимпиадных заданий по русскому языку.
На моем сайте размещены наиболее реалистичные варианты заданий и ответы на большинство из этих заданий. Все варианты заданий взяты с реальных олимпиад по русскому.
Представленные примеры ответов на задания, позволят Вам хорошо подготовиться к олимпиадам и даже стать их призерами, а это очень серьезный шаг к поступлению в ВУЗ, ведь победителям олимпиад льготы при поступлении никто не отменял.
Правильность ответов на выполненные задания можно проверить на страницах с ответами. Удачи.
Олимпиада по русскому языку 11 класс с ответами.
Задание 1.
Объясните фонетические различия в области согласных в словах, обозначающих фасоль: украинский – квасоля, сербохорватский – пасул, русский – фасоль.
Задание 2.
Докажите, что указанные слова являются близкими «родственниками»:
дуть – надменный; горло – ожерелье
Задание 3.
Раньше одно из названных слов никак не могло быть женского рода: постель, кровать, дверь, тень. Определите это слово и поясните ваши аргументы.
Задание 4.
4. Какую художественную роль выполняет ТИРЕ в отрывке из стихотворения М. Цветаевой?
Площадка. – И шпалы. – И крайний куст
В руке. – Отпускаю. – Поздно
Держаться. – Шпалы. – От стольких уст
Устала. – Гляжу на звезды.
Задание 5.
Объясните смысл стихотворения В. Маяковского «Исчерпывающая картина весны» (1913г.). Какие языковые средства использует поэт для создания образа весны?
Листочки.
После строчек лис-
Точки.
Задание 6.
Одна из стилистических фигур русского языка называется хиазмом. Эта стилистическая фигура стала одним средств выразительности поэтического синтаксиса в следующем фрагменте стихотворения А. Блока:
Жду я холодного дня,
Сумерек серых я жду.
Замерло сердце звеня:
Ты говорила: «Приду…»
Дайте определение термину хиазм.
Задание 7.
Укажите ударение в словах и словосочетаниях.
Мастерский, облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, сосредоточение, танцовщица, христианин, черпать, щавель, эксперт, тигровая шкура, пломбированный зуб, языковая политика, языковой барьер, языковая колбаса.
Задание 8.
Комплексный анализ стихотворного текста.
Тишь двоякая.
Высокая стоит луна.
Высокие стоят морозы.
Далекие скрипят обозы.
И кажется, что нам слышна Архангельская тишина.
Она слышна, она видна:
В ней всхлипы клюквенной трясины.
В ней хрусты снежной парусины,
В ней тихих крыльев белизна — Архангельская тишина.
Задание 9.
Какие черты русского национального самосознания выражены в следующих фразах из песен В. Высоцкого?
1. А когда ты упал со скал, он стонал, но держал.
2. Купола в России кроют золотом, чтобы чаще Господь замечал.
3. Пусть Жираф был не прав, но виновен не Жираф, а тот, кто крикнул из ветвей «Жираф большой — ему видней».
Приведите пример пословицы (поговорки, крылатого выражения), в котором, на ваш взгляд, отразилась основная черта русского национального характера.
Задание 10.
В приводимых ниже фразах дана оценка разных сторон политической жизни страны, отдельных политических событий и политических лидеров, высказанная современными политиками. Что общего в этих высказываниях с языковой точки зрения, что их объединяет?
1.«Призываю сделать ЦК и президиум КПРФ боевыми органами. С тем, чтоб они, если надо, воевали по-настоящему».
2.«Демдвижение: пейзаж после битвы».
3.«Кампанию лидеру «Яблока» пришлось вести под массированным огнем государственных СМИ».
4.«Атаковать Путина в лоб сейчас — все равно, что защищать Басаева и Хаттаба — это самоубийство для российского политика».
5. «Обстановка в Думе типа «затишье перед атакой». Бойцы готовятся к новым походам».
6. «Идет третья мировая война. Мы готовы рисковать собой и идти в штыковую».
Ответы на задания олимпиады по русскому языку 11 класс
1.
Звук Ф в славянских языках первоначально отсутствовал. В заимствованных словах он заменялся на П, Х, ХВ, КВ. Например, др.-греч. faros и парус. Лишь после падения редуцированных в результате оглушения В звук Ф входит в систему русских согласных.
2.
Дуть – надменный. Древнерусская форма глагола дуть, дую – дути, дъму. Древнерусский корень дъм- представлен в современном русском языке в виде: -дм-/дым, например, в словах дым, на-дм-енный (т.е. ‘надутый’). Таким образом, глагол дуть и прилагательное надменный этимологически являются родственными.
Горло – ожерелье. В древнерусском языке в значении ‘горло’ употреблялись два слова: гърло и жерело (реже жерло), которые восходили к одному общеславянскому корню с чередованием г/ж. От слова жерело образовано слово ожерелье – ‘то, что вокруг горла’. Таким образом, горло и ожерелье являются этимологически родственными словами.
3.
Судя по уменьшительно-ласкательным формам этих слов, слово «тень» ранее относилось к мужскому роду. Все слова: «постель», «кровать», «дверь» имеют женский род в уменьшительно-ласкательной форме: постелька, кроватка, дверка. Слово же «тень» в уменьшительной форме будет мужского рода: «тенёк». Очевидно, этот факт указывает на принадлежность слова «тень» к мужскому роду в более раннее время. Вот так: вроде замаскировалась «тень» под остальные слова, а этот предательский суффикс его выдает.
4.
Интерпретация. Сжатие смысла. Тире – смысловой авторский знак, организует пространственно-временную картину.
5.
В тексте Маяковского прежде всего бросается в глаза кажущееся несоответствие заглавия стихотворения и небольшого его объема (четыре слова полнозначных, один предлог). Цель автора — передать замысел максимально скупыми языковыми средствами. Налицо компрессия. Использованы только существительные.
Листочки. Смысл восстанавливается в опоре на заглавие, которому соответствует ситуация весны.. Восстанавливается отсутствующий глагол «появились» Метафоризация отсутствует. Образная функция осуществляется через суффикс.
После — смысл предлога равен его языковому значению «спустя некоторое время, а потом», к которому присоединяется пространственное значение.
Строчек — смысл определяется лишь в опоре на последующее слово.
Лис — множественное число от «лиса» (животное).
После строчек лис. Первое понимание: после того, как пробежали лисы. Глагол пропущен. Наблюдается явление неполноты. Второе понимание — образное, метафорическое. Чтобы определить образный смысл, необходимо учесть последующий контекст: после строчек листочки, а также все семантические признаки, которые ассоциативно связаны с прямым производящим значением существительного «строчка» — по толковым словарям: строчка — ряд слов, букв, иных знаков, написанных в одну линию.
Итак, строчки лис — мелкие, частые ровные следы, которые оставляют животные, как бы расписываясь в приходе весны.
В контексте предшествующей метафоры существительное точки также метафоризируется. Строчка, точка — слова одной тематической группы. Поэтому смысл метафорического существительного осознается через образ прямого значения — знак препинания.
Точка — темные, устойчивые следы от прикосновения маленьких теплых лапок. Все существительные стоят в форме множественного числа, это помогает передать мысль о распространенности весны. В стихотворении применен типичный для раннего творчества Маяковского словесный эксперимент: разложение различных слов на созвучные части, подчеркивающие взаимосвязь описываемых явлений. Наблюдается своеобразный каламбур на основе омофонов, который направляет мысль читателя по руслу, нужному автору: листочки/ лис/ точки.
6.
Стилистическая фигура – инверсия, перестановка слов на фоне параллелизма, подобия предложений (Например, Поэт – издалека заводит речь, Поэта – далеко заводит речь.). В приведенном фрагменте – несколько хиазмов: инверсия подлежащего и сказуемого (жду я – я жду), инверсия определения и определяемого слова (холодного дня – сумерек серых), инверсия главных и второстепенных членов ( жду …дня – сумерек …жду).
7.
МАстерский, облегчИть, ободрИть, оптОвый, предвосхИтить, о скОльких, сосредотОчение, танцОвщица, христианИн, чЕрпать, щавЕль, экспЕрт, тигрОвая шкУра, пломбирОванный зуб, языковАя полИтика, языковОй барьЕр, языкОвая колбасА.
10.
Общим, объединяющим все приведенные высказывания, является использование образа войны, военных действий для оценки политических событий, акций, реалий политической жизни и политиков. Круг военной лексики, включающей боевые органы, воевать, битва, массированный огонь, атака, атаковать, поход, война, штыковая, определенным образом настраивает читателя на восприятие политики как войны, укрепляет в его сознании ассоциацию «политика — это война», со всеми вытекающими из такого понимания следствиями.
Вопросы олимпиады по русскому языку 11 класс
1.
Каким писателям принадлежат следующие высказывания о русском языке?
а) Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтенно с этим могущественным орудием.
б).. нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
в) Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятельми, италианским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно Ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка.
2.
Какие звуки повторяются в приведенном тексте? Какого эффекта добивается поэт? Как называется такой художественный прием?
Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожали,
Паркет трещал под каблуком,
Трясяся, дребезжали рамы.
А. С. Пушкин
Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром кружат, шуршат.
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром сухие листья,
Кружась, что шепчут, что говорят?
В.Ю. Брюсов
3.
Объясните, как образованы авторские неологизмы. Приведите примеры общенародных слов, образованных по тем же моделям.
Там, где жили свиристели,
Где качались тихо ели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей.
Где шумели тихо ели,
Где погоны крик пропели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей.
В. Хлебников
4.
В стихотворении Е.А. Баратынского есть строки:
Величествен и грустен был позор
Пустынных вод, лесов, долин и гор.
По-прежнему животворя природу,
На небосклон светило дня взошло,
Но на земле ничто его восходу Произнести привета не могло.
Что означает слово позор? Найдите слова, помогающие установить первоначальное значение этого слова. В каком словаре можно подчерпнуть сведения о происхождении слов?
5.
Определите вид придаточных предложений. Обоснуйте ответ. Какой частью речи является слово что в каждом из предложений?
Татьяна Васильевна написала, что приедет в двадцатых числах июня. (К.Г. Паустовский). Предметы на письменном столе были расставлены так, что самые необходимые были под рукой. Она не сводит глаз с дороги, что идет через рощу. (И.А. Гончаров). Я поместил в этой книге только то, что относилось к пребыванию Печорина на Кавказе. (М.Ю. Лермонтов).
6.
Переведите на современный русский язык отрывок из «Слова о полку Игореве». Приведите примеры устаревших слов и грамматических форм.
7.
Перед вами отрывок из произведения Льюиса Кэррола.
Выркалось. Хливкие шорьки
Пыркались по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
По каким признакам можно отнести выдуманные слова к той или иной части речи? Какими морфологическими признаками они обладают?
8.
Можно ли считать местоимения мы и я формами одного слова, как являются формами одного слова дом и дома?
9.
Какие художественные приемы использовал поэт в данном стихотворении?
На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, немой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.
Земля, как смутный сон немая, Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.
Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись? Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.
И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину
В которой с каждым я мгновеньем
Все невозвратнее тону.
А. А. Фет
10.
Прочитайте отрывок из стихотворения А. Кушнера.
Русский язык, как латынь, постепенно сойдет на нет.
Те, кто писал на нем, промахнулись с заветной лирой …
Горе нам, бедным, теряющим речь, увы;
Скоро мы на верлибр перейдем и забудем рифму;
Учатся сторожевые рычать по-английски львы;
Битва при Гастингсе в школе Полтавскую сменит битву.
Какую проблему поднимает автор? Что вы думаете о будущем русского языка? Напишите сочинение-миниатюру. К какому стилю относится созданный вами текст?
www.rus.fizolimpiada.ru