cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Олимпиады по русскому языку 11 класс – Олимпиада по русскому языку 11 класс, задания с ответами

Олимпиада по русскому для 11 класса

Задания для школьной олимпиады по русскому языку в 11 классе разноплановые и интересные. Придётся вспомнить старинные буквы, поработать с устаревшей лексикой и фразеологией.

Олимпиада

РУССКИЙ ЯЗЫК

11 КЛАСС

1 этап

№1. Одно из стихотворений Марины Цветаевой, посвящённое её современнику, великому русскому поэту начала ХХ века, начинается такими строками:

Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке,

Одно-единственное движение губ,

Имя твоё – пять букв…

Кому посвятила М.И. Цветаева это стихотворение? Напишите 5 букв, о которых говорится в стихотворении. Согласны ли вы, что при произнесении этой фамилии происходит лишь одно «движение губ»? Укажите, сколько звуков в этой фамилии, и по возможности опишите движения органов речи при произнесении каждого из них.

 

№2. Прочитайте стихотворение-«азбуку» В.Я. Брюсова «Июльская ночь».

Алый Бархат В

ечереет,                                      Улетели Феи  Холить

Горделиво Дремлют Ели,                                  Царство Чары Шаловливой,      

Жаждет Зелень  - И iюль                                   Щебет Ѣдких Эпиграмм…

Колыбельной  Лаской  Млеет…                         начинаетЪ снЫ неволитЬ,

Нежно Отзвуки  Пропели…                                мVро льёт нетерпеливый

Разостлался Синий Тюль.                                 Юга Ясный θимиам. 

Назовите буквы, которые 1) исключены из состава современного русского алфавита, 2) сохранились в современном алфавите, но утратили первоначальное значение, 3) есть в современном алфавите, но не названы в стихотворении.

 

№3. Перед вами текст, состоящий из непонятных слов, но составленный по законам русского языка. Дайте свой вариант его «перевода». Объясните, что помогло вам при подборе слов.

Бренцало. Хрюбенькие кувычики дрюмко буркотались и зюнзели. Земко кляснула хлявая кумка, дмыхнул морк, и буры закунялись.

 

№4. Внимательно прочтите отрывок из романа А.Н. Толстого «Пётр Первый».

«Над пожарищем  распалось небо, и видима стала твердь стеклянная и престол, стоящий на четырех животных, на престоле сидящий Господь, ошую и одесную – дважды по двунадесят старцев  и  херувимы  окрест его…»

Какой частью речи являются выделенные слова? Замените их современными синонимами.

Ошую - …   . Одесную - …   .

 

№5. Вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте свой выбор.

Леса лысы.

Леса обезлос..ли.

Леса обезлес..ли.

В. Хлебников

 

№6. В слове мороз пять звуков. Сколько раз используется каждый из этих звуков в пословице:

Семь раз примерь, один – отрежь?

 

№7. Подберите к каждому слову русские синонимы.

Апломб, атрофия, инспирировать, корректный, манипулировать, наркотический, санкция, фиксация.

№8. Обозначьте морфемный состав слов дороговизна, дешевизна. Объясните, как образованы эти слова. В чём отличие этих слов от других существительных на –изна?

 

2 этап

 

№1. Каково происхождение слова культура? В одном или разных значениях употребляется это слово в выражениях мировая художественная культура, культура речи, зерновая культура?

 

№2. Укажите источники фразеологизмов, дайте им толкование, придумайте с ними предложения.

Нищие духом, блудный сын, ничтоже сумняшеся, нет пророка в своём отечестве, влить молодое вино в старые мехи.

 

№3. Проведите морфемный анализ и сравните значение, морфемный состав глаголов в парах раздеться – разодеться; раскрасить – разукрасить. Являются ли слова в парах однокоренными? Одинакова ли значение приставки раз- (рас-)?

 

№4. Распределите данные слова на словообразовательные типы, учитывая, что к одному типу в словообразовании относятся слова, образованные от одной и той же части речи, с одним и тем же словообразовательным аффиксом и одинаковым словообразовательным значением.

Стрелок, кипяток, обломок, лоскуток, желток, белок, ездок, моток, ходок, обрезок, пинок, игрок, кивок, дичок, ветерок, отпечаток, язычок, бросок, уголок, брелок.

 

№5. Напишите два мини-сочинения, в научном и художественном стиле, на одну из предложенных тем:

1) Гроза. 2) Море.

 

№6. В описаниях поз и мимики человека в прошлом часто использовались древние названия букв славянской азбуки, например:

У нея ротик фитою. Станет фертом, ноги-то азом распялит. Там я барыней пройдуся, фертом в боки подопруся. У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу.

Названия каких букв встречаются в данных предложениях? Напишите эти буквы. Какие звуки они обозначали? Каких букв нет в современном алфавите и почему?

 

№7. Какую роль играют выделенные слова в следующем фрагменте текста?

Я засыпаю в натопленной жарко детской. Приходят сны, лёгкие, розовые сны. Розовые, как верно, Обрывки их ещё витают в моей душе. И милый Горкин, и царь Соломон – сливаются. Золотая корона, в блеске, и розовая рубаха Горкина, и старческие розовые щёки, и розовенький платок на шее. Вместе они идут куда-то, словно летят по воздуху. Лёгкие сны, из розового детства. (И.С. Шмелёв. «Лето Господне»).

 

Ответы

ruslita.ru

Олимпиада по русскому языку 10-11 класс

РУССКИЙ ЯЗЫК

9 класс

Вопрос № 1.

Укажите строчку историзмов.

1) Синод, Сенат, глас

2) вассал, рантье, рекрут

3) барщина, крепостной, вития

4) боярин, братина, окольничий

Вопрос № 2.

Найдите предложения с неверным словоупотреблением.

1. Сейчас мы используем более современное оборудование.

2. Мы всеми силами боремся с недостатками.

3.Для предприятия экономически ущербно реализовывать товар по сложившимся ценам.

4. Очевидна нетождественность замыслов абитуриентов реальному уровню их подготовки.

Вопрос № 3.

Укажите слово, не являющееся синонимом к остальным. Аргументируйте свой ответ.

1 дымчатый

2 пепельный

3 свинцовый

4 кипенный

Вопрос № 4.

Объясните значения фразеологизмов:

не хлебом единым (жив человек),

предать на поругание,

упасть на добрую почву.

Вопрос № 5.

Ответьте на вопрос: «Можно ли трогать, не трогая?».

Вопрос № 6.

Что вы знаете о русском ударении? Укажите в каждом слове ударный слог.

1 асимметрия

2 мимикрия

3 мускулистый

4 скобленный

Вопрос № 7.

Укажите слова, образованные бессуффиксальным способом.

1) ловля 2)новь 3) ширь 4) неправда

Вопрос № 8.

Определите, какой основой — производной или непроизводной — являются слова финиш, Finisch, finish, finish; котенок, Katzchen, chaton, kitten в русском, немецком, французском и английском языках, чем они различают-ся в структурном плане.

Вопрос № 9.

Употребите данные глаголы в 3-м лице мн. числа.

1) дыш..т 3) скач..т

2) гон..т 4) пол…т

Вопрос № 10.

К мужскому, женскому или среднему роду относятся слова?

1) кольраби

2) салями

3) мацони

4) пони

Вопрос № 11.

Укажите, каким членом предложения является подчеркнутое слово в предложении:

Жители города могли сверять часы с появлением Канта на улице.

1 подлежащим

2 частью подлежащего

3 дополнением

4 определением

Вопрос № 12.

Согласны ли вы с утверждением, что данные предложения являются безличными?

1. Август месяц.

2. Тихо.

3. Сухо.

4. Предвечерний час.

Вопрос № 13.

Почему в четверостишии

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень» (1828) перед (или после) словом поникши нет запятой (запятых)?

Правильно ли это? Аргументируйте свой ответ.

Вопрос № 14.

Творческое задание.

Человек должен быть интеллигентен. А если вдруг у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Что же такое интеллигентность? (По Л и х а ч е в у.)

После записи текста ответьте на вопрос Д.С. Лихачева: «Что же такое интеллигентность?».

Как вы думаете, почему интеллигентность нужна каждому человеку?

Выскажите свое отношение к проблеме, поднятой в тексте.

Напишите сочинение объемом 150 – 200 слов на тему «Что такое интеллигентность?»

РУССКИЙ ЯЗЫК

10 класс

Предлагаемые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку проверяют конкретные знания и умения обучающихся по одному из разделов языкознания.

Последнее задание носит творческий характер и проверяет умение обучающихся создавать собственные речевые высказывания на заданную тему, грамотно аргументировать и обосновывать свою позицию.

Олимпиадные задания рассчитаны на выполнение в течение 4 часов.

Вопрос № 1.

Назовите слова, основы которых состоят из одной морфемы?

Отныне, шоссе, хорошо, нигде, вяз, прочь, думая, земля, нёс, вдруг, графлю, тру, тёр, далее.

Вопрос № 2.

Что обозначают выделенные курсивом слова? Почему А.Т.Твардовский употребил их здесь? В какой степени использование поэтом соответствующих фактов оправдано и соответствует литературным нормам современного русского языка?

Нас отец, за ухватку любя,

Называл не детьми, а с ы н а м и.

Он сажал нас о б а п о л себя

И о жизни беседовал с нами.

(«Братья»)

Вопрос № 3.

Как вы понимаете каламбур «А ты знаешь, кого ценят по весу?» - «А кого-с?» - «Повесу» (Н.Лесков)?

Вопрос № 4.

Подберите русские эквиваленты к следующим фразеологическим оборотам:

1. Спеши медленно (лат.).

2. И в хорошем огороде есть гнилые тыквы (осетин.).

3. Это пока еще написано на звездах (немец.).

Вопрос № 5.

В каких отношениях находятся пары слов. Сгруппируйте их по сходству отношений.

1 добросердечный - душевный 5 дипломат - дипломант

2 расплачусь - расплачусь 6 компания - кампания

3 человечный - человеческий 7 eле - еле - вихрем

4 мгновение - вечность 8 выдохнуться - обессилеть

Вопрос № 6.

Объясните значение устаревших слов, поставьте ударение.

Аврора (денница), артикул, асессор, блонда, булава, вахмистр, вечеря, ветрило, гарус, еже, земщина, индиго, зиждить, каганец, кивер, лабазник.

Вопрос № 7.

Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

1. Мы выждали, пока топот стих, и двинулись дальше.

2. Солнце сползает с вечернего неба, и когда оно почти касается земли, становится багровым.

3. Время словно застыло тяжелой глыбой , от которой медленно отрывались секунды и , падая, разбивались на тысячи мелких брызг.

Вопрос № 8.

Найдите ошибочное толкование слов.

1) комплимент — похвала, лестное выражение

2) диалект — местный говор

3) лапидарный — краткий

4) латентный — заметный

Вопрос № 9.

Какое различие и сходство содержат междометия спасибо и пожалуйста?

Вопрос № 10.

Омонимы обозначьте цифрой 1, слова, употребленные в переносном значении, — цифрой 2.

1) ветка сакуры — ветка железной дороги

2) рукав пиджака — рукав реки

3) берег моря — море знамен

4) клубы дыма — сельские клубы.

Вопрос № 11.

Расставьте предложения так, чтобы получился текст.

1) Верность моей мысли подтверждают памятники искусства всех народов...

2) Но если нет у них игрушки, нет досуга играть и забываться в игре, то и деловая, и умная жизнь утомит и обессилит.

3) Пусть люди добыли хлеб свой, и все у них в порядке.

4) Значит, мы, артисты, призваны дать людям радость игры.

Вопрос № 12.

Творческое задание.

В пословицах и поговорках заключена народная мудрость.

Н.В. Гоголь отмечал: «В них все есть - издевка, насмешка, попрек, словом – все шевелящее и задирающее за живое».

По одной из предложенных пословиц напишите сочинение объемом 200-250 слов.

1. Корень учения горек, а плод его сладок.

2. Правда со дна моря вынырнет, а неправда потонет.

3. Мнениями высок, да делами низок.

Раскройте смысл выбранной пословицы, выскажите аргументы «за» и «против», обоснуйте свою позицию.

infourok.ru

Олимпиада по русскому языку 11 класс с ответами

           Вариант 1                      Вариант 2

Задание 1.

Общеславянское слово пшено, буквально означающее «толченое», образовано от пъхати – «толочь, пихать». Как в современном русском языке называется такой способ словообразования? Приведите примеры слов из современного русского языка с аналогичным историческим чередованием корневых согласных . Назовите существительные, входящие в тематическую группу «наименование кушаний», которые образованы таким же способом. Восстановите весь словообразовательный путь одного из них.

Ответ.

Такой способ образования слов называется субстантивацией, или переходом из класса причастий (прилагательных) в класс существительных.
Дух – душа, сухой – суша (сушить), глухой – оглушить, плохой – оплошать и др.
Холодное, горячее, сладкое, мучное, жаркое, заливное, отбивная, пирожное, мороженое, содовая, а также первое, второе, третье и др.
Определяемое существительное опускается, передавая определительному слову (прилагательному, причастию) свое значение. Или: эллипсис существительного и концентрация семантики именного оборота в целом в прилагательном (причастии).

Задание 2.

Определяя каждый из двух типов характера русского человека («русского люда»), автор приведенного ниже стихотворения дважды употребляет слово предан. Определите его значение в каждом из употреблений и объясните, что позволило вам сделать именно такое заключение. Дайте грамматическую характеристику этому слову.
Насколько категоричен автор в своей характеристике? Почему вы так считаете?
Преданность вечно была в характере русского люда.
Кто же не предан теперь? Ни одного не найдешь.
Каждый, кто глуп или туп, наверное, предан престолу.
Каждый, кто честен, умен, предан, наверно, суду.

Ответ.

В предложении Каждый, кто глуп или туп, наверное, предан престолу предан – это прилагательное, оно употреблено в значении «верен». В предложении Каждый, кто честен, умен, предан, наверно, суду предан – это краткое страдательное причастие, употребленное в значении «отдан под суд, обвиняется, преследуется». На такое толкование указывает контекст и его интерпретация, опирающаяся на фоновые знания: глупые, ограниченные люди, не способные анализировать, критически осмысливать действительность, безоговорочно верят власти и подчиняются ей. Честные же и мыслящие часто находятся в оппозиции к власти, критикуя ее действия, борясь за справедливость, за что преследуются ею, бывают наказаны. Однако поэт не утверждает это категорически, а только высказывает предположение, на что указывает вводное слово наверное (наверно).

Задание 3.

Прочитайте приведенный ниже текст. Как бы вы определили такой тип речи? Дайте стилистические пометы к словам, называющим одежду Петра. Знаете ли вы значение этих слов? Дайте им толкование. Подберите родственные слова к исподнее. Как вы объясните употребление в качестве однородных членов предложения слов с антонимичными корнями (См. предложение Царевич рассматривал…)?
За окном, заваленном бумагами, Петр сидел в старом кожаном кресле с высокою спинкою у жарко натопленной печи. На Петре был голубой полинялый и заношенный халат, который царевич помнил еще до Полтавского сражения, с тою же заплатою более яркого цвета на месте, прожженном трубкою; шерстяная красная фуфайка с белыми костяными пуговицами; от одной из них, сломанной, осталась только половинка; он узнал её и сосчитал, как почему-то всегда это делал во время длинных укоризненных речей отца, - она была шестая снизу; исподнее платье из грубого синего стамеда; серые гарусные штопаные чулки, старые, стоптанные туфли. Царевич рассматривал эти мелочи, такие привычные, родные, чужие. Из окна, за которым белела снежная скатерть Невы, косой луч желтого зимнего солнца падал между ними, тонкий, длинный и острый, как меч.
(По Мережковскому)

Ответ.

1. Тип речи – описание.
2. Халат (без пометы или нейтр.) – одежда, обычно домашняя, запахивающаяся сзади или спереди.
Фуфайка (без пометы или нейтр.) – теплая вязаная рубашка.
Исподнее платье (просторечн.) – нижнее, находящееся под чем-нибудь другим; белье.
Стамед (устар.) – шерстяная ткань с нитями, направленными по косой.
Гарусные (чулки) - из гаруса, мягкой крученой шерстяной пряжи.
Туфли (без пометы или нейтр.) – род обуви, закрывающий ногу не выше щиколотки.
3. Из-под, под (предлог), допустимо также подол, исподница, под, подовый и др.
4. В тексте речь идет о царе Петре 1 и его сыне царевиче Алексее, который был обвинен в государственной измене и арестован. Его по приказу Петра пытали и приговорили к смертной казни. Не выдержав душевных и телесных истязаний, царевич умер в застенках Петропавловской крепости. Соединение в ряду однородных антонимичных прилагательных родные, чужие так же, как и находящиеся в смысловой оппозиции слова, описывающие домашнюю, теплую обстановку, и лексическое наполнение последнего предложения (белела снежная скатерть Невы, косой луч зимнего солнца, тонкий, длинный, острый, как меч) подчеркивает трагизм противостояния и борьбы родных по крови, но чужих (чуждых) по духу людей – отца-императора и сына-царевича, который будет лишен престола и жизни.

Задание 4.

В некоторых русских поговорках упоминаются старинные меры веса или длины. Назовите эти поговорки. Каков смысл каждой из них?

Ответ.

1. Как аршин проглотил; видеть на три аршина в землю; от горшка два вершка; семь верст до небес; коломенская верста; косая сажень; семи пядей во лбу; пуд соли съесть и др.
2. Как аршин проглотил – держаться неестественно прямо.
Видеть на три аршина в землю – отличаться большой проницательностью.
От горшка два вершка – очень низкий, маленький (о человеке).
Семь верст до небес – очень много (наобещать, наговорить и т.д.)
Коломенская верста – человек очень высокого роста, верзила
Косая сажень (плечи) – в плечах – очень широкие; очень широкоплечий, могучего сложения.
Семи пядей во лбу – очень умный, мудрый, выдающийся.
Пуд соли съесть – прожить долгое время вместе, часто общаться.

Задание 5.

Почему в дореволюционном справочнике «Весь Петроград» фамилии Фёдоров,
принадлежащие разным людям, были помещены в двух разных местах?

Ответ.

Эта фамилия, принадлежащая разным людям, могла начинаться как с буквы F («фита»), так и с буквы Ф («фрьтъ»).

Задание 6.

Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом?
Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец. (Лесков).

Ответ.

Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец

Задание 7.

Предложите вариант(ы) раскрытия скобок при написании слова (с, сс)у(ж,жж)е(н,нн)ый.
Обоснуйте свой ответ.

Ответ.

Выбор написания зависит от  значения - происхождения и грамматических признаков слова, а именно:
- образованное от глагола совершенного вида сузить страдательное причастие пишется как суженный;
- образованное от глагола совершенного вида ссудить страдательное причасти пишется как ссуженный;
- существительное, образованное путем перехода отглагольного прилагательного в разряд существительных, в свою очередь образованного от глагола несовершенного вида судить, пишется как суженый.

Задание 8.

«Домострой» - один из известнейших древнерусских памятников письменности середины ХУI века. В полном его названии содержатся ключевые слова всего произведения - «поучение и наказание всякому христианину». В каком значении употреблено в нем слово наказание? Совпадает ли это значение со значением этого слова в современном русском языке? Какие слова ему родственны? Что в древнерусском языке означало слово домострой?

Ответ.

Наказание в данном случае означает «наставление».
Наказание в современном русском языке означает «кара».
Слову наказание в значении «наставление» родственны все слова, восходящие к казати (= говорить, наставляя, приказывая , поручая), - приказать, приказ, сказать и др.
Значение слова домострой выводится из значений многозначных слов дом, строй. Первое включало в себя представление не только о здании, жилище, но и о хозяйстве, семье, домочадцах; под вторым подразумевалось «строительство», «устройство», «управление», «благо», «польза».

Задание 9.

Что общего в происхождении слов ясли, гусли, масло, весло?

Ответ.

Все эти слова образованы от глаголов ( ясти ср. яд, еда, гудеть, мазать, вести).
Во всех этих словах есть общий словообразовательный элемент – суффикс -сл-(-л-).

Задание 10.

Найдите «четвёртое лишнее»: Нефтегорск, Белогорск, Электрогорск, Зеленоградск.
Прокомментируйте свой выбор.

Ответ.

Зеленоградск
Зеленоградск зелёный + град (город) + -ск-
Топонимы, имеющие в своём составе -град-, образованы путём сложения основ без помощи суффикса –ск-: Ленинград, Калининград, Петроград, Сталинград.
Имеющие же в составе основы суффикс –ск- названия образованы при помощи этого суффикса и сложения с производящей основой элемента –гор-, который может быть связан как с город, так и горы.
Модель же, по которой образовано название Зеленоградск ,
включает в себя элементы как модели 3), так и модели 4).

Задание 11.

Каково происхождение слова лилипут в русском языке? Когда оно появилось?

Ответ.

Это слово придумано Джонатаном Свифтом (1667 – 1745), известным английским писателем, автором знаменитого романа «Путешествие Гулливера». Он придумал целую сказочную страну и назвал её Лилипутия, а крошечных человечков, живших в ней, - лилипутами.
Впервые на русский язык это произведение было переведено в 1772 г. - в конце XVIII в. - в XVIII в.


           Вариант 1                      Вариант 2

eruditu.ru

Материал к олимпиаде по русскому языку 11 класс

Олимпиада по русскому языку 11 класс.

1.
Объясните фонетические различия в области согласных в словах, обозначающих фасоль: украинский – квасоля, сербохорватский – пасул, русский – фасоль.

2.
Докажите, что указанные слова являются близкими «родственниками»:
дуть – надменный; горло – ожерелье

3.
Раньше одно из названных слов никак не могло быть женского рода: постель, кровать, дверь, тень.
Определите это слово и поясните ваши аргументы.

4.
Какую художественную роль выполняет ТИРЕ в отрывке из стихотворения М. Цветаевой?
Площадка. – И шпалы. – И крайний куст
В руке. – Отпускаю. – Поздно
Держаться. – Шпалы. – От стольких уст
Устала. – Гляжу на звезды.

5.
Объясните смысл стихотворения В. Маяковского "Исчерпывающая картина весны" (1913г.).
Какие языковые средства использует поэт для создания образа весны?
Листочки.
После строчек лис-
Точки.

6.
Одна из стилистических фигур русского языка называется хиазмом. Эта стилистическая фигура стала одним средств выразительности поэтического синтаксиса в следующем фрагменте стихотворения А. Блока:
Жду я холодного дня,
Сумерек серых я жду.
Замерло сердце звеня:
Ты говорила: «Приду…»
Дайте определение термину хиазм.

7.
Укажите ударение в словах и словосочетаниях. 
Мастерский, облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, сосредоточение, танцовщица, христианин, черпать, щавель, эксперт, тигровая шкура, пломбированный зуб, языковая политика, языковой барьер, языковая колбаса.

8.
Комплексный анализ стихотворного текста.
Тишь двоякая
Высокая стоит луна.
Высокие стоят морозы.
Далекие скрипят обозы.
И кажется, что нам слышна
Архангельская тишина.
Она слышна, она видна:
В ней всхлипы клюквенной трясины.
В ней хрусты снежной парусины,
В ней тихих крыльев белизна - Архангельская тишина.
И. Северянин

9.
Какие черты русского национального самосознания выражены в следующих фразах из песен В. Высоцкого?
1). А когда ты упал со скал, он стонал, но держал.
2). Купола в России кроют золотом, чтобы чаще Господь замечал.
3). Пусть Жираф был не прав, но виновен не Жираф, а тот, кто крикнул из ветвей «Жираф большой - ему видней».
Приведите пример пословицы (поговорки, крылатого выражения), в котором, на ваш взгляд, отразилась основная черта русского национального характера. Кратко поясните свой выбор.

10.
В приводимых ниже фразах дана оценка разных сторон политической жизни страны, отдельных политических событий и политических лидеров, высказанная современными политиками. Что общего в этих высказываниях с языковой точки зрения, что их объединяет?
1.«Призываю сделать ЦК и президиум КПРФ боевыми органами. С тем, чтоб они, если надо, воевали по-настоящему».
2.«Демдвижение: пейзаж после битвы».
3.«Кампанию лидеру «Яблока» пришлось вести под массированным огнем государственных СМИ».
4.«Атаковать Путина в лоб сейчас - все равно, что защищать Басаева и Хаттаба - это самоубийство для российского политика».
5. «Обстановка в Думе типа «затишье перед атакой». Бойцы готовятся к новым походам».
6. «Идет третья мировая война. Мы готовы рисковать собой и идти в штыковую».

Ответы к олимпиаде по русскому языку 11 класс:


1.
Звук Ф в славянских языках первоначально отсутствовал. В заимствованных словах он заменялся на П, Х, ХВ, КВ. Например, др.-греч. faros и парус. Лишь после падения редуцированных в результате оглушения В звук Ф входит в систему русских согласных.


2.
Дуть – надменный. Древнерусская форма глагола дуть, дую – дути, дъму. Древнерусский корень дъм - представлен в современном русском языке в виде: - дм - дым, например, в словах дым, на-дм-енный (т.е. "надутый"). Таким образом, глагол дуть и прилагательное надменный этимологически являются родственными.

Горло – ожерелье. В древнерусском языке в значении "горло" употреблялись два слова: гърло и жерело (реже жерло), которые восходили к одному общеславянскому корню с чередованием г/ж. От слова жерело образовано слово ожерелье – "то, что вокруг горла". Таким образом, горло и ожерелье являются этимологически родственными словами.


3.
Судя по уменьшительно-ласкательным формам этих слов, слово "тень" ранее относилось к мужскому роду. Все слова: "постель", "кровать", "дверь" имеют женский род в уменьшительно-ласкательной форме: постелька, кроватка, дверка. Слово же "тень" в уменьшительной форме будет мужского рода: "тенёк". Очевидно, этот факт указывает на принадлежность слова "тень" к мужскому роду в более раннее время. Вот так: вроде замаскировалась "тень" под остальные слова, а этот предательский суффикс его выдает...

4.
Интерпретация. Сжатие смысла. Тире – смысловой авторский знак, организует пространственно-временную картину.


5.
В тексте Маяковского прежде всего бросается в глаза кажущееся несоответствие заглавия стихотворения и небольшого его объема (четыре слова полнозначных, один предлог). Цель автора - передать замысел максимально скупыми языковыми средствами. Налицо компрессия. Использованы только существительные.

Листочки. Смысл восстанавливается в опоре на заглавие, которому соответствует ситуация весны.. Восстанавливается отсутствующий глагол «появились» Метафоризация отсутствует. Образная функция осуществляется через суффикс.

После - смысл предлога равен его языковому значению "спустя некоторое время, а потом", к которому присоединяется пространственное значение.

Строчек - смысл определяется лишь в опоре на последующее слово.

Лис - множественное число от "лиса" (животное).

После строчек лис. Первое понимание: после того, как пробежали лисы. Глагол пропущен. Наблюдается явление неполноты. Второе понимание - образное, метафорическое. Чтобы определить образный смысл, необходимо учесть последующий контекст: после строчек листочки, а также все семантические признаки, которые ассоциативно связаны с прямым производящим значением существительного "строчка" - по толковым словарям: строчка - ряд слов, букв, иных знаков, написанных в одну линию.

Итак, строчки лис - мелкие, частые ровные следы, которые оставляют животные, как бы расписываясь в приходе весны.

В контексте предшествующей метафоры существительное точки также метафоризируется. Строчка, точка - слова одной тематической группы. Поэтому смысл метафорического существительного осознается через образ прямого значения - знак препинания.

Точка - темные, устойчивые следы от прикосновения маленьких теплых лапок. Все существительные стоят в форме множественного числа, это помогает передать мысль о распространенности весны. В стихотворении применен типичный для раннего творчества Маяковского словесный эксперимент: разложение различных слов на созвучные части, подчеркивающие взаимосвязь описываемых явлений. Наблюдается своеобразный каламбур на основе омофонов, который направляет мысль читателя по руслу, нужному автору: листочки - лис - точки.


6.
Стилистическая фигура – инверсия, перестановка слов на фоне параллелизма, подобия предложений (Например, Поэт – издалека заводит речь, Поэта – далеко заводит речь.). В приведенном фрагменте – несколько хиазмов: инверсия подлежащего и сказуемого (жду я – я жду), инверсия определения и определяемого слова (холодного дня – сумерек серых), инверсия главных и второстепенных членов ( жду …дня – сумерек …жду).


7.
МАстерский, облегчИть, ободрИть, оптОвый, предвосхИтить, о скОльких, сосредотОчение, танцОвщица, христианИн, чЕрпать, щавЕль, экспЕрт, тигрОвая шкУра,

пломбирОванный зуб, языковАя полИтика, языковОй барьЕр, языкОвая колбасА.


10.
Общим, объединяющим все приведенные высказывания, является использование образа войны, военных действий для оценки политических событий, акций, реалий политической жизни и политиков. Круг военной лексики, включающей боевые органы, воевать, битва, массированный огонь, атака, атаковать, поход, война, штыковая, определенным образом настраивает читателя на восприятие политики как войны, укрепляет в его сознании ассоциацию «политика - это война», со всеми вытекающими из такого понимания следствиями.

infourok.ru

Олимпиадные задания по русскому языку (10, 11 класс) на тему: Олимпиада по русскому языку. 10-11 класс

Олимпиада по русскому языку для 10-11 классов (4часа).

  1. Лингвистические тесты
  1.  Определите разряд прилагательных по значению (качественные, относительные, притяжательные).

Серебристый осадок, серебристый смех, пушкинский вечер, пушкинские стихи, пушкинский взгляд на мир, медвежья берлога, медвежья шапка, медвежья походка, шумный согласный, шумный дождь.

Мах – 5 б, за каждое правильное определение разряд по значению – 0,5 б.

  1. Расставьте ударения в выделенных словах.

Спрятать за щеку, ущипнуть за щеку; вставать на голову, обратить внимание на голову; летать по небу, тоска по небу.

Мах – 3б., за каждое правильно поставленное ударение – 0,5 б.

  1.  Составьте со словами по два предложения так, чтобы каждое слово выступало в роли разных частей речи, учитывая их написание (изменять данные слова нельзя).

Вроде, мороженое, в течение, вовремя.

Мах – 8 б., за каждое правильное употребление слова – 1б.

  1.  Выпишите односоставные предложения, определите их вид.

Ночь. Улица. Фонарь.

Аптека. Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века –

Все будет так: исхода нет.

Умрешь – начнешь опять сначала,

И повторится всё, как встарь:

Ночь, золотая рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.                      (А. Блок)

Мах – 7 б., за каждое правильное определение вида односоставного предложения – 0,5 б.

       5.  Составьте слова по схеме.

1) приставка, корень, суффикс, суффикс, суффикс, окончание;

2) приставка, приставка, корень, суффикс, окончание;

3) корень, соединительная гласная, приставка, корень, суффикс, окончание.

Мах – 3 б.

6. В каком предложении вместо слова экономный нужно употребить экономический?

  1.  Моя подруга очень экономная, она знает, где и что можно купить дешевле.
  2.  Чтобы быть рентабельным и давать высокую прибыль, производство должно быть экономным.
  3.  Экономное распределение денег в семье помогает делать крупные покупки.
  4.  Я не люблю экономных – они почти всегда жадные!

Мах – 1 б.

       7. Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами.

Ланиты, десница, длань, очи, зело, пиит, одр.

Мах – 3 б., за каждое правильно подобранное слово – 0,5 б.

       8. Назовите выразительные средства, используемые в каждой из строк четверостишия.

(1)Задремали звезды золотые,

(2)Задрожало зеркало затона,

(3)Брезжит свет на заводи речные

(4)И румянит сетку небосклона.             (С. Есенин)

Мах – 7 б., за каждое правильное определение выразительного средства – 1 б.

  1. Лингвистические задачи
  1. Разберите по составу имя существительное подушка. Каким способом оно образовано с современной и исторической точки зрения? Обоснуйте свое мнение. Какой точке зрения вы отдаете предпочтение и почему?

Мах – 3 б., за каждое правильное объяснение – 1 б.

  1. Подберите к выделенным словам русские слова – описательные обороты или синонимы. Иноязычные и русские синонимы запишите попарно. С какой целью в русском языке используются иноязычные слова?

1)Актуальные задачи. 2) Идти в авангарде отряда. 3) Выполнять директиву. 4) Работать с энтузиазмом.

Мах – 5 б. За каждое правильно составленное словосочетание – 1 б и за аргумент – 1 б.

  1. Составьте сложноподчиненные предложения, в которых союз чтобы присоединяет разные виды придаточных частей.

Мах – 3 б., за каждое правильное приведенное предложение  - 1 б.

  1. Найдите фразеологизмы в предложениях. Какие приемы преобразования фразеологизмов можно отметить в данных примерах? Восстановите их в первоначальном виде.

1)На свою неволю дрозд давно махнул лапкой. 2) С тех пор, как я принял начальство, может быть вам покажется даже невероятным, все, как мухи выздоравливают. 3) Сам глава оптической фирмы «Триггер и Брок», известный проныра и тёртый прокурорами калач, гражданин Брок пришел в полное отчаяние.

Мах – 4 б., за каждый правильный ответ на вопрос – 1 б.

  1. Постройте словообразовательную цепочку от слова новый к слову возобновление. Сколько «шагов» отделяет эти слова?

Мах – 2 б.

  1. Какие задачи выполняют «толковые словари русского языка»? Назовите известные вам словари этого типа и их авторов.

Мах - 5б

  1. Творческие задания

Составьте текст рекламы канцелярских товаров, используйте при этом как можно больше слов с приставками на З и С.

За каждое правильно включенное слово 1 б, за соответствие текста жанру рекламы – 2 б, за каждую орфографическую и пунктуационную ошибку снимается 0,5 б.

 

Ответы

  1. Лингвистические тесты
  1. Серебристый осадок, пушкинский вечер, медвежья шапка, шумный согласный – относительные.

Серебристый смех, пушкинский взгляд на мир, медвежья походка, шумный дождь – качественные.

Пушкинские стихи, медвежья берлога – притяжательные.

Мах – 5 б, за каждое правильное определение разряд по значению – 0,5 б.

                    /                                          /                       /                                                         /                         /  

  1. Спрятать за щеку, ущипнуть за щеку; вставать на голову, обратить внимание на голову; летать по

                              /  

небу, тоска по небу.

Мах – 3б., за каждое правильно поставленное ударение – 0,5 б.

  1. Согласовать в роде (предлог с существительным), числе и падеже существительное с прилагательным. Я вроде (наречие) бы видела эту книгу!? Купить мороженое (существительное) с клубничным джемом. Мороженое (прилагательное) мясо оттаяло. В течение (предлог) часа я ждала его на остановке. В течении (предлог с существительным) реки мелькали мелкие рыбки. Приходить на работу вовремя (наречие). Во время (предлог с существительным) перерыва в школе произошел взрыв.

Мах – 8 б., за каждое правильное употребление слова – 1б.

  1. Ночь (назывное). Улица (назывное). Фонарь (назывное).

Аптека (назывное). Бессмысленный и тусклый свет (назывное).

               Живи ещё хоть четверть века (определенно-личное)  –

               Все будет так: исхода нет (безличное).

               Умрешь (определенно-личное) – начнешь (определенно-личное) опять сначала,

               И повторится всё, как встарь:

               Ночь (назывное), золотая рябь канала (назывное),

               Аптека(назывное), улица (назывное), фонарь (назывное).            

Мах – 7 б., за каждое правильное определение вида односоставного предложения – 0,5 б.

  1. 1) бесхозяйственность; 2) предположительный; 3) мировоззрение.

Мах – 3 б.

  1. 2.

Мах – 1б.

  1. Ланиты - щёки, десница – правая рука, длань - ладонь, очи - глаза, зело - очень, пиит - поэт.

Мах – 3 б., за каждое правильно подобранное слово – 0,5 б.

  1. 1) олицетворение, эпитет

2) олицетворение, метафора

3) метафора

4) олицетворение, метафора

Мах – 7 б., за каждое правильное определение выразительного средства – 1 б.

 

  1. Лингвистические задачи
  1. -подушк- - корень, -а – окончание – разбор слова по составу на современном этапе. Под- - приставка, -уш- - корень, -к- - суффикс, -а – окончание. Раньше обращали на предназначение предмета: подушка – подкладываем под ухо.

Мах – 3 б., за каждое правильное объяснение – 1 б.

  1. Актуальный – важный для настоящего времени; авангард – впереди; энтузиазм – сильная увлеченность; директива – приказ.

Стремление говорящих  к уточнению и разграничению смысловых оттенков при помощи исконного и заимствованного слова; для обозначения того, что в русском языке обозначается не одним словом, а словосочетанием, описательным оборотом.

Мах – 5 б. За каждое правильно составленное словосочетание – 1 б и за аргумент – 1 б.

  1. Левинсон распорядился, чтобы к вечеру собрался для обсуждения Морозкиного поступка сельский сход (придаточное изъяснительное). Машина мчалась так быстро, чтобы успеть к отправлению самолета (придаточное обстоятельственное образа действия и степени). Я строго рассчитал время, чтобы успеть на лекцию (придаточное обстоятельственное цели).

Мах – 3 б., за каждое правильное приведенное предложение  - 1 б.

  1. Замена одного компонента фразеологизма: давно махнул лапкой; все, как мухи, выздоравливают.

Расширение фразеологизма за счет включения в него дополнительных слов: тертый прокурорами калач.

Давно махнул рукой; все, как мухи, дохнут; тертый калач.

Мах – 4 б., за каждый правильный ответ на вопрос – 1 б.

  1. Новый → обновил → возобновил →  возобновление. 3 шага.

Мах – 2 б.

  1. Словарь дает лексическое значение слова. Примеры его употребления в речи, раскрывает его фразеологические и словообразовательные возможности, указывается ударение, в трудных случаях произношение, приводятся грамматические формы, стилистическая характеристика.  «Толковый словарь русского языка» под ред. Д.Н. Ушакова. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова.

Мах - 5б.  

  1. Творческое задание

За каждое правильно включенное слово 1 б, за соответствие текста жанру рекламы – 2 б, за каждую орфографическую и пунктуационную ошибку снимается 0,5 б.

nsportal.ru

Олимпиада по русскому языку и литературе (11 класс)

Задания интегрированной олимпиады

по русскому языку и литературе

Задание 1. Спишите текст, расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.

Как рождаются слова?

Как рождаются слова? Почему дан..ый предмет назван так а (не) иначе? Почему в разных языках одни и те (же) понятия называют..ся разными словами, как и почему с течен..ем времени меняет..ся значение слова? Эти вопросы интересовали человечество еще в глубокой древност.. . В одном старин..ом рас..казе повествовалось о том как некий мастеровой случайно присутствовал на учëн..ом диспут.. астрономов о природе (М, м)лечного (П, п)ути. Мастеровой очень заинтересовался тайной мироздания; когда диспут

был окончен он подошел к одному маститому учëн..ому и сказал «Не откажите мне в любезности ответить на вопрос. Я понимаю как люди научились определять рас..тояние между звездами, как они вычисл..ли их вес, уяснили их физические свойства и познали многое другое но скажите пожалу..ста как люди узнали названия звезд и планет?» В этом рас..казе хорошо подмечен..о что для большинства людей вопрос о том что обозн..чает то или иное слово, почему вещь или понятие называет..ся имен..о так, представляет..ся странным и (не) уловимым. Существовали разные т..ории разъяснявшие дан..ый вопрос.

Одни утверждали что название определяет..ся природой называемого предмета. «Если это не так говорили они почему же мы не можем называть предмет любым словом?» Однако н.. одна т..ория не решила правильно проблемы природы названия. Чаще всего в названиях отражают..ся какие (то) наиболее яркие, бросающиеся в глаза признаки того или иного предмета, явления.

Подснежник (по) видимому поразил когда (то) человека своим ран..им появлением весной когда на полях еще лежит снег. Вот эту особенность дан..ого цветка человек и использовал для наименования самого цветка…

(247 слов. По Р. Будагову).

Задание 2. Какие из данных ниже слов сейчас пишутся с буквой ы? Сформулируйте правило.

До принятия в 1956 году «Правил русской орфографии и пунктуации» приведенные далее слова имели следующее написание: цыган, цыкать, цынга («болезнь, вызванная недостатком витаминов в организме»), цыновка («плотное плетеное изделие из соломы для подстилки на пол»), цыпленок, на цыпочках, цыц (межд.), панцырь, цыбуля (обл. «лук»), цырюльник (устар. «парикмахер, врачеватель»).

Задание 3. Расставьте ударения в словах.

Алфавит, партер, средства, положил, красивее, баловать, блокировать, каталог, квартал, кухонный, (он) позвонит, щавель.

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы. От каких глаголов образованы причастия?

1) Выкач…нная из бака нефть.

2) Выкач…нная из подвала бочка.

3) Выслуш…нные замечания.

4) Высуш…нные грибы.

Задание 5. Проспрягайте глаголы зависеть и гореть.

Почему глагол зависеть относится к исключениям, а глагол гореть нет, хотя и является глаголом II спряжения?

Задание 6. Как называются данные пары слов? Укажите различия в значении следующих однокоренных слов: мелкий – мелочный; геройский - героический;  адресат – адресант.

Задание 7. Исправьте речевые ошибки в предложениях.

1. В этот период сложился и был сформулирован современный русский литературный язык.

2. Преступники были разоблачены и приговорены к ответственности.

3. На конференции обсуждался вопрос о наиболее эффектных методах преподавания.

4.  В образе Манилова Гоголь показал праздного мечтателя, который живет только мечтами и неспособного к практической деятельности.

5. В эти трудные дни я особенно оценил удивительно бережливое отношение ко мне моих друзей.

Задание 8. Расположите в алфавитном порядке имена русских писателей и поэтов, указав полностью их имена и отчества.

Толстой Л. Н., Есенин С. А., Блок А. А., Толстой А. Н., Куприн А. И., Толстой А. К., Островский Н. А., Гоголь Н. В., Некрасов Н. А., Пушкин А. С., Паустовский К. Г., Островский А. Н., Астафьев В. П., Пришвин М. М., Лесков Н. С., Достоевский Ф. М., Грибоедов А.С., Жуковский В. А., Брюсов В. Я., Лермонтов М. Ю.

Задание 9. Определите число частей в составе сложного предложения и выделите их знаком /.

Она побежала в игрушечную лавку, накупила игрушек и продумала план действий: она придет рано утром, будет иметь в руках деньги, которые даст швейцару с тем, чтобы он ее пустил, и, не поднимая вуали, скажет, что она от крестного отца Сережи приехала поздравить его и что ей поручено поставить игрушки у кроватки сына (Л.Н. Толстой).

Задание 10. Прочитайте отрывок из романа И.А. Гончарова «Обломов». Найдите ошибки и исправьте.

Главный герой Илья Ильич Обломов пишет письмо, допуская в нем однотипные ошибки. «Квартира, которую я занимаю во втором этаже дома, в котором вы предположили произвести некоторые перестройки, вполне соответствует моему образу жизни и приобретенной вследствие долгого пребывания в сем доме привычке. Известясь через крепостного моего человека, Захара Трофимова, что вы приказали сообщить мне, что занимаемая мною квартира…» [Ч. I, гл. VIII].

Задание 11. Определите жанры следующих произведений:

1.А. М. Горький «На дне»; 2. А. А. Ахматова «Реквием»; 3. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»; 4. М. Цветаева «Мне нравится, что я больна не вами»; 5. Л. Н. Толстой «Война и мир».

Задание 12. По данному отрывку определите произведение и автора. Назовите имена, отчества и фамилии двух героев в данном фрагменте.  «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках».

Задание 13. Узнайте стихотворение по последним строчкам. Укажите его название и автора.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей.

Задание 14. Какие из представленных в списке литературных имен являются подлинными, а какие псевдонимами? Запишите псевдонимы, расшифровывая их.

Игорь Северянин, Алексей Пешков,  Константин Бальмонт, Велимир Хлебников, Борис Пастернак,  Максим Горький, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Игорь Лотарев.

Задание 15.  Узнайте писателей и их произведения.

а) Отечественный писатель, публицист, общественный деятель, историк,

вернувшийся на родину после вынужденной 20-летней эмиграции. Известность ему принес рассказ, в котором описывается, как провёл день рядовой заключенный. Напишите имя, отчество, фамилию автора и название рассказа.

б) Этот русский писатель-классик в финале своего знаменитого романа описал себя так: «полный, с апатическим лицом, задумчивыми, как будто сонными глазами». Совершил кругосветное путешествие, о котором написал книгу, служил цензором. Названия трёх его романов начинаются с буквы «О». Напишите имя, отчество, фамилию автора и название его самого известного романа.

в) Поэт 20 века написал поэму, названную числительным, после опубликования которой многие перестали с ним здороваться. Перед вами фрагменты стихотворений, посвящённых ему:

У него глаза такие,

Что запомнить каждый должен,

Мне же лучше, осторожной,

В них и вовсе не глядеть.

Анна Ахматова, 1913

Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твоё – пять букв…

Марина Цветаева, 1916

Назовите его имя, отчество и фамилию, а также поэму.

Задание 16. Дайте ответы на вопросы.

Каким стало полное имя собаки Шарик после встречи с профессором Преображенским? В каком произведении произошла эта встреча? Кто автор?

Задание 17. Из каких произведений взяты эти отрывки? Укажите персонажей, автора и название произведения.

А) «И потом он встречал ее в городском саду и на сквере. По нескольку раз в день. Она гуляла одна; все в том же берете, с белым шпицем; никто не знал. Кто она, и называли ее просто так: дама с собачкой».

Б) «Дня через три ко мне пришел Афанасий и спросил, не надо ли послать за доктором, так как-де с барином что-то делается… Он лежал под пологом, укрытый одеялом, и молчал; спросишь его, а он только да или нет – и больше ни звука…Через месяц умер».

Задание 18. Кто о чём? Установите соответствие между именами героев и названиями произведений.

Б. Л. Пастернак - «Один день Ивана Денисовича»;

А. И. Солженицын - «Доктор Живаго»;

М. А. Шолохов - «Гроза»;

А. Н. Островский - «Двенадцать»;

А. А. Блок - «Тихий Дон».

Задание 19. Литературное «трио». Какие три выдающихся писателя носят одну и ту же фамилию? Укажите их имена и отчества.

Задание 20. Напишите сочинение (эссе) по теме:

1) Книга, которая перевернула мои представления о мире (оказалось важной для меня).

2) Я хочу рассказать вам о поэте (писателе)

Эталоны ответов к заданиям олимпиады

Задание 1.

Как рождаются слова?

Как рождаются слова? Почему данный предмет назван так, а не иначе? Почему в разных языках одни и те же понятия называются разными словами, как и почему с течением времени меняется значение слова? Эти вопросы интересовали человечество еще в глубокой древности. В одном старинном рассказе повествовалось о том, как некий мастеровой случайно присутствовал на ученом диспуте астрономов о природе Млечного Пути. Мастеровой очень заинтересовался тайной мироздания; когда диспут был

окончен, он подошел к одному маститому ученому и сказал: «Не откажите мне в любезности ответить на вопрос. Я понимаю, как люди научились определять расстояние между звездами, как они вычисли их вес, уяснили их физические свойства и познали многое другое, но скажите, пожалуйста, как люди узнали названия звезд и планет?» В этом рассказе хорошо подмечено, что для большинства людей вопрос о том, что обозначает то или иное слово, почему вещь или понятие называется именно так, представляется странным и неуловимым. Существовали разные теории, разъяснявшие данный вопрос.

Одни утверждали, что название определяется природой называемого предмета. «Если это не так,- говорили они,- почему же мы не можем называть предмет любым словом?» Однако ни одна теория не решила правильно проблемы природы названия. Чаще всего в названиях отражаются какие-то наиболее яркие, бросающиеся в глаза признаки того или иного предмета, явления.

Подснежник, по-видимому, поразил когда-то человека своим ранним появлением весной, когда на полях еще лежит снег. Вот эту особенность данного цветка человек и использовал для наименования самого цветка…

(229 слов. По Р. Будагову).

Итого: 10б

Задание 2. Цыган, цыкать, цыпленок, на цыпочках, цыц. Данные слова являются исключением, поэтому пишутся с буквой «ы». По правилам современной русской орфографии в корнях слов после ц пишется и. Например: циркуль, цирк, энциклопедия.

Итого: 6б

Задание 3.

АлфавИт, партЕр, срЕдства, положИл, красИвее, баловАть, блокИровать, каталОг, квартАл, кУхонный, (он) позвонИт, щавЕль.

Итого: 6б

Задание4.

1) Выкачать

2) Выкатить

3) Выслушать

4) Высушить

1) Выкачанная из бака нефть.

2) Выкаченная из подвала бочка.

3) Выслушанные замечания.

4) Высушенные грибы.

Итого: 4б

Задание 5. Глагол гореть относится ко II спряжению. В исключения он не входит, так как имеет ударные окончания, и спряжение его определяется по окончаниям.

Завишу

Зависишь

Зависит

Зависим

Зависите

Зависят

Горю

Горишь

Горит

Горим

Горите

Горят

Итого: 3б

Задание 6.

Данные пары слов являются паронимами.

Мелкий – небольшой по величине; мелочный – придающий преувеличенное значение пустякам;

Геройский – свойственный герою; героический – повествующий о подвигах; 

Адресат – лицо, которому адресовано письмо; адресант – лицо, отправляющее письмо;

Итого: 4б

Задание 7.

1. В этот период был создан современный русский литературный язык.

2. Преступники были разоблачены и привлечены к ответственности.

3. На конференции обсуждался вопрос о наиболее эффективных методах преподавания.

4.  В образе Манилова Гоголь показал праздного мечтателя, который живет только иллюзиями и не способен к практической деятельности.

5. В эти трудные дни я особенно оценил удивительно бережное отношение ко мне моих друзей.

Итого: 5б

Задание 8.

Астафьев Виктор Петрович, Блок Александр Александрович, Брюсов Валерий Яковлевич, Гоголь Николай Васильевич, Грибоедов Александр Сергеевич, Достоевский Федор Михайлович, Есенин Сергей Александрович, Жуковский Василий Андреевич, Куприн Александр Николаевич, Лермонтов Михаил Юрьевич, Лесков Николай Семенович, Некрасов Николай Алексеевич, Островский Александр Николаевич, Островский Николай Алексеевич, Паустовский Константин Григорьевич, Пришвин Михаил Михайлович, Пушкин Александр Сергеевич, Толстой Алексей Константинович, Толстой Алексей Николаевич, Толстой Лев Николаевич.

Итого: 10б

Задание 9.

Она побежала в игрушечную лавку, накупила игрушек и продумала план действий / (1): она придет рано утром, будет иметь в руках деньги / (2), которые даст швейцару с тем / (3), чтобы он ее пустил / (4), и, не поднимая вуали, скажет / (5), что она от крестного отца Сережи приехала поздравить его / (6) и что ей поручено поставить игрушки у кроватки сына /(7).

Итого: 7б

Задание 10. Обломов остановился и прочитал написанное.

– Нескладно, – сказал он, – тут два раза сряду что, а там два раза который.

Предложения можно, например, исправить следующим образом:

Квартира, занимаемая мною во втором этаже дома, в котором вы…

Известясь через крепостного моего человека, Захара Трофимова,

будто вы приказали сообщить мне, что занимаемая мною квартира…

Итого: 4б

Задание 11.

1.А.М. Горький «На дне» - пьеса 2. А.А. Ахматова «Реквием» - поэма; 3. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» - роман; 4. М. Цветаева «Мне нравится, что я больна не вами» - стихотворение; 5. Л. Н. Толстой «Война и мир» - роман-эпопея.

Итого: 5б

Задание 12. Булгаков М. А. «Мастер и Маргарита»; Михаил Александрович Берлиоз, литератор; Иван Николаевич Понырев (псевдоним Бездомный), поэт.

Итого: 5б

Задание13.

А) «Письмо матери» - С.А. Есенин

Б) «О, как убийственно мы любим» - Ф. И. Тютчев

Итого: 4б

Задание14.

Псевдонимы и их расшифровка: Игорь Северянин – Игорь Васильевич Лотарев; Максим Горький – Алексей Пешков; Андрей Белый – Борис Николаевич Бугаев; Велимир Хлебников – Виктор Владимирович Хлебников. Подлинные: Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Борис Пастернак.

Итого: 7б

Задание 15. 

а) Александр Исаевич Солженицын рассказ «Один день Ивана Денисовича»;

б) Иван Александрович Гончаров роман «Обломов»;

в) Александр Александрович Блок поэма «Двенадцать».

Итого: 6б

Задание 16. Полиграф Полиграфович Шариков, повесть «Собачье сердце», Михаил Афанасьевич Булгаков.

Итого: 5б

Задание 17. 

а) Анна Сергеевна, Гуров Дмитрий Дмитриевич; А. П. Чехов «Дама с собачкой».

б) Беликов, А. П. Чехов «Человек в футляре».

Итого: 6б

Задание 18. 

Б. Л. Пастернак - «Доктор Живаго»;

А. И. Солженицын - «Один день Ивана Денисовича»;

М. А. Шолохов - «Тихий Дон»;

А. Н. Островский - «Гроза»;

А. А. Блок - «Двенадцать».

Итого: 5б

Задание 19. Толстой Алексей Константинович, Толстой Алексей Николаевич, Толстой Лев Николаевич.

Итого: 3б

Задание 20.  Сочинение (эссе) по выбранной теме

Итого: 10б

Всего - 115 баллов

infourok.ru

Олимпиадные задания по русскому языку с 5 по 11 класс

Олимпиада по русскому языку

( школьный этап)

2015- 2016 учебный год

11класс

1. В Орфоэпическом словаре русского языка под редакцией Р. И. Аванесова (М., 1983г.) отмечены следующие различия в произношении приставки дез-: в одних оба согласных

приставки мягкие, в других – оба твёрдые, в третьих второй согласный твёрдый, а

первый может произноситься как твёрдо, так и мягко.

  • Распределите слова дезинформировать, дезинтегрировать, дезинфицировать по

этим группам:

оба согласных приставки мягкие: ____________________ ,

оба согласных приставки твёрдые: __________________ ,

второй согласный твёрдый, а первый может произноситься как твёрдо, так и мягко:____.

Критерии: За правильный ответ - 3 балла

  1. Какие слова современного русского языка, содержащие иноязычные элементы, скрываются под следующими словообразовательными кальками:

светооборудование, тысячемера, сопроводитель?Критерии: За каждое правильное слово по 1 баллу. Всего за задание: 3 балла

  1. В своей книге «Основы психолингвистики» (М., Лабиринт, 2001 г.,стр. 182) И.Н. Горелов и К.Ф. Седов говорят о таком приёме языковой игры,как переиначивание русского фразеологизма на иностранный лад: баба с возу– кобыле легче – леди с дилижанса – пони легче; не по Сеньке шапка – не поХуану сомбреро.

 Какие фразеологизмы русского языка «переиначены» таким образом? Напишите их и

дайте толкование значения.

Как о бордюр арахис, аннексировать лаваш (у кого-л.), фрагментировать идиота,

абсорбировать (что-л.) с лактозой матери, не в пони фастфуд, выносить утиль из

офиса, куда Джон муфлонов не экстрадировал.

Схема ответа:

«переиначенный» фразеологизм – фразеологизм, существующий в русском

языке и соответствующий «переиначенному» – толкование фразеологизма.

Критерии: по 1 баллу за восстановление фразеологизма и его толкование. Всего за задание: 7 баллов

  1. Как можно объяснить правописание О в слове крыжовник? Предложитеверсию, соответствующую правилам современной русской орфографии.

Критерии: За аргументированное объяснение 5 баллов.

  1. Из букв слова валенки составьте слово(-а)-анаграмму(-ы).

Критерии: За правильный ответ – 1 балл.

  1. Укажите все возможные пути словообразования слова перекупаться.

В каждом случае представьте словообразовательную цепочку и укажите способ

словообразования.

Примечание: исходное слово перекупаться может быть однокоренным как со словом

купать, так и со словом купить.

Критерии: За каждую полную и правильную словообразовательную цепочку – 3 балла. Всего: 9 баллов

7. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил…»:

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

• В 6-й строке стихотворения с помощью лингвистических средстввыражено особое

соотношение двух состояний (робости и ревности). С одной стороны, они

противопоставляются друг другу, с другой –объединяются как разные проявления

одного и того же чувства любви.

Укажите использованные в тексте лингвистические средства, позволяющие как противопоставить, так и объединить эти качества.

Критерии: По 2 балла за каждую позицию в зависимости от полноты и правильностиответа.

Всего: 8 баллов.

8. Даны следующие предложения со словом как:

1. Как ты себя чувствуешь?

2. Мы не знаем, как решать задачу.

3. Катя видела, как Володя перепрыгнул через канаву и скрылся в чаще.

4. Ему как биологу будет интересно послушать доклад химиков.

5. Как хорошо в лесу весной!

6. Ему уже десять лет, а он ведёт себя, как младенец.

функция в высказывании.

Критерии: За правильное определение части речи - 1 балл.

За определение функции в высказывании – 1 балл. Всего – 12 баллов.

  1. Чем отличаются слова: выкачанный и выкаченный? Критерии: 1 балл за каждый правильный пункт ответа. Всего: 2 балла.

  1. Переведите текст на современный русский язык:

Безумных бо ни сеють, ни орють, ни в житницю сбирают, но сами ся родят.

Как в утел мех лити, так безумнагоучити; псом бо исвиниам не надобезлато, ни сребро,

ни безумному драгии словеса; ни мертвеца росмешити, ни безумнагонаказати. Коли

пожретьсиниця орла, коли камениевъсплавлет по воде, и коли иметь свиниа на белку

лаяти, тогды безумный уму научится.

(Слово Данила Заточеника, еже написа своему князю Ярославу Володимеровичю)

 Приведите к слову орютъ однокоренное слово, часто используемое в былинах.

 Почему слово житницю написано с ю, а синиця– ся после ц?

 Выпишите слово(-а) с неполногласием.

Критерии: За правильно переведённый текст и ответ на вопросы – 10 баллов. За каждую ошибку, существенно меняющую смысл предложения, снимается по 1 баллу.

Всего за работу: 60 баллов

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *