cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Мейоз презентация 9 класс – Презентация к уроку (биология, 9 класс) на тему: Презентация по теме «Мейоз» | скачать бесплатно

Презентация к уроку по биологии (9 класс) на тему: Презентация к уроку Мейоз 9 класс

Слайд 1

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение Подготовила учитель биологии Балькина Кристина Анатольевна

Слайд 2

Проверка домашнего задания По рисунку определи способ бесполого размножения. 1. 1. 2 .

Слайд 3

4. 3. 5. 6 .

Слайд 4

1. Какая форма бесполого размножения наиболее характерна для мхов, папоротников? А. спорообразование Б. прививка В. клубнями Г. почкование 2. Какая форма бесполого размножения наиболее характерна для некоторых кольчатых червей? А. участками тела Б. спорами В . побегами Г.почкование 3 . Назовите форму размножения, когда происходит формирование выроста у материнской клетки или организма, который затем отделяется и превращается в самостоятельный организм? А. спорообразование Б. почкование В. партеногенез Г. клонирование 4 . Что характерно для бесполого размножения? А. потомство имеет гены только одного материнского организма Б. потомство генетически отличается от родительских организмов В. в образовании потомства участвует одна особь Г. в образовании потомства обычно участвуют две особи

Слайд 5

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение

Слайд 6

Понятийный словарь Мейоз – это особый вид деления, при котором число хромосом в дочерних клетках уменьшается в два раза. Оплодотворение – процесс слияния женской и мужских гамет. Зигота – оплодотворенная яйцеклетка. Гаметогенез – процесс образование половых клеток (сперматогенез, овогенез). Конъюгация – процесс кратковременного соединения гомологичных хромосом. Кроссинговер — (другое название в биологии перекрёст) явление обмена участками гомологичных хромосом во время конъюгации.

Слайд 7

ПРОФАЗА I МЕТАФАЗА I АНАФАЗА I ТЕЛОФАЗА I ИНТЕРФАЗА ПРОФАЗА II МЕТАФАЗА II АНАФАЗА II ТЕЛОФАЗА II интеркинез Мейоз I Мейоз II + АТФ Особенности мейоза

Слайд 8

Материнская клетка в интерфазе Механизм мейоза 1. Удвоение молекул ДНК 2. Синтез белков 3. Накопление АТФ

Слайд 9

ПРОФАЗА I Спирализация хромосом Механизм мейоза

Слайд 10

Механизм мейоза ПРОФАЗА I Спирализация хромосом Коньюгация

Слайд 11

Механизм мейоза ПРОФАЗА I Спирализация хромосом Коньюгация Кроссинговер Растворение ядерной оболочки Образование веретена деления

Слайд 12

Механизм мейоза МЕТАФАЗА I Расположение гомологичных хромосом в плоскости экватора

Слайд 13

Механизм мейоза АНАФАЗА I Расхождение гомологичных хромосом к полюсам клетки

Слайд 14

Механизм мейоза ТЕЛОФАЗА I 1. Исчезновение веретена деления, 2. Образование дочерних ядер.

Слайд 15

Механизм мейоза ТЕЛОФАЗА I 1. Исчезновение веретена деления, 2. Образование дочерних ядер, 3. Деление цитоплазмы клетки.

Слайд 16

ИНТЕРКИНЕЗ Накопление АТФ Механизм мейоза

Слайд 17

Механизм мейоза ПРОФАЗА II Растворение ядерной оболочки Образование веретена деления

Слайд 18

Механизм мейоза МЕТАФАЗА II Расположение хромосом в плоскости экватора

Слайд 19

Механизм мейоза АНАФАЗА II Расхождение дочерних хроматид к полюсам клетки

Слайд 20

Механизм мейоза ТЕЛОФАЗА I 1. Исчезновение веретена деления, 2. Образование дочерних ядер, 3. Деспирализация хромосом, 4. Деление цитоплазмы клетки.

Слайд 21

Сравним материнскую и дочерние клетки. 2 n n n n n

Слайд 25

Домашнее задание Изучить § 3.2 – 3.3, ответить на вопросы в конце параграфа. Повторить термины.

nsportal.ru

Презентация мейоз — Биология — 9 класс

МЕЙОЗ

Каждую секунду на Земле гибнет от

старости, болезней и хищников

астрономическое количество живых

существ, и только благодаря размножению,

этому универсальному свойству организмов,

жизнь на Земле не прекращается .

В основе размножения и индивидуального развития организмов

лежит процесс деления клеток.

Особый вид деления клеток, в результате которого образуются половые клетки, называют мейозом .

Особенности мейоза

В отличие от митоза, при котором

сохраняется число хромосом,

получаемых дочерними клетками,

при мейозе число хромосом в

дочерних клетках уменьшается вдвое.

Процесс мейоза состоит из двух

последовательных клеточных делений –

мейоза I (первое деление)

мейоза II (второе деление).

Удвоение ДНК и хромосом происходит только

перед мейозом I .

В результате первого деления мейоза,

называемого редукционным , образуются клетки

с уменьшенным вдвое числом хромосом.

Второе деление мейоза заканчивается

образованием половых клеток

Первое деление мейоза

Фазы

Процессы

Профаза I

Спаривание гомологичных хромосом (одна из них материнская, другая — отцовская) Образование веретена деления.

Метафаза I

Расположение гомологичных хромосом по экватору

Анафаза I

Разделение пар хромосом (состоящих из двух хроматид) и перемещение их к полюсам.

Телофаза I

Образование дочерних клеток.

Исходная клетка имеет диплоидный набор хромосом, которые затем удваиваются. Но, если при митозе в каждой хромосоме хроматиды просто расходятся, то при мейозе хромосома (состоящая из двух хроматид) тесно 

переплетается своими частями с другой, гомологичной ей хромосомой (также состоящей из двух хроматид), и происходит кроссинговер.

Затем уже новые хромосомы

с перемешанными «мамиными» и «папиными» генами расходятся

и образуются клетки с диплоидным набором хромосом, но состав этих хромосом уже отличается от исходного, в них произошла

рекомбинация .

Второе деление мейоза

Фазы

Процессы

Профаза II

Возникшие в телофазе I дочерние клетки проходят митотическое деление. Центромеры делятся, хроматиды хромосом обеих дочерних клеток расходятся к их полюсам .

Метафаза II

Анафаза II

Телофаза II

Образование четырех гаплоидных ядер или клеток.

Второе деление мейоза происходит без синтеза ДНК, поэтому при этом делении количество ДНК уменьшается вдвое. Из исходных клеток с диплоидным набором хромосом  возникают гаметы с гаплоидным набором.

В результате мейоза из одной диплоидной клетки образуются четыре гаплоидных клетки .

Гаметогенез – это процесс

образования мужских

или женских гамет (половых

клеток).

Краткий обзор этапов гаметогенеза   

Гаметогенез подразделяется на сперматогенез (процесс образования сперматозоидов у самцов) и оогенез (процесс образования яйцеклетки). По тому, что происходит с ДНК, эти процессы практически не отличаются: одна исходная диплоидная клетка дает четыре гаплоидные. Однако, по тому, что происходит с цитоплазмой, эти процессы кардинально различаются.

Овогенез

Исходная клетка, из которой в последствии образуется зрелая яйцеклетка, называется ооцитом первого порядка. После деления из него образуется ооцит второго порядка и первое полярное тельце. Затем происходит второе деление мейоза, в результате образуется гаплоидный оотид и второе полярное тельце. Первое полярное тельце за это время тоже успевает поделиться, таким образом всего получается три гаплоидных полярных тельца. В оотиде происходят некоторые процессы созревания и он превращается в яйцеклетку. Она содержащая почти всю цитоплазму исходного ооцита, но гаплоидный набор хромосом. Эти хромосомы уже прошли рекомбинацию, т.е. если исходно клетки содержат одну хромосому от мамы, одну от папы, то в зрелой яйцеклетке в каждой хромосоме чередуются куски, полученные от одного и второго родителя.

Сперматогенез

При сперматогенезе цитоплазма исходного

сперматоцита первого порядка делится (первое

деление мейоза) поровну между клетками, давая

сперматоциты второго порядка. Второе деление

мейоза приводит к образованию гаплоидных

сперматоцитов второго порядка. Затем

происходит созревание без деления клетки,

большая часть цитоплазмы отбрасывается, и

получаются сперматозоиды, содержащие

гаплоидный набор хромосом очень мало

цитоплазмы.

Биологическое значение мейоза

1. Обеспечивается постоянный для каждого вида полный диплоидный набор хромосом и постоянное количество ДНК.

2. Возникает большое количество качественно различных половых клеток, что способствует наследственной изменчивости.

3. Нарушение процесса мейоза приводит к тяжелым нарушениям в развитии организма или к его гибели.

multiurok.ru

Презентация по биологии «Мейоз — способ деления клетки»

М Е Й О З

Полушкина В.А.

В чем значение процесса обычного клеточного деления — митоза?

  • Клеток становится больше. При этом все образующиеся клетки генетически однородны !
  • Одноклеточные организмы размножаются посредством митоза
  • Многоклеточные организмы развиваются из зиготы именно благодаря митозу
  • Регенерация и заживление ран происходит засчет митоза

МЕЙОЗ– (от греч. Meiosis – уменьшение)– форма ядерного деления, сопровождающаяся уменьшением числа хромосом с диплойдного ( 2 n ) до гаплойдного ( n ).

Мейоз происходит при образовании сперматозойдов и яйцеклеток у животных (гаметогенез) и при образовании спор у большинства растений (у которых имеет место чередование поколения). У некоторых низших растений (например, водорослей) чередования поколений нет, и мейоз происходит при образовании гамет.

ЗНАЧЕНИЕ МЕЙОЗА— у организмов, размножающихся половым путем, образуется четыре половые клетки, каждая из которых гаплойдна. При оплодотворении ядра гамет сливаются, образуя зиготу, которая содержит постоянное для каждого вида число хромосом. Кроме того, в результате мейоза создаются множество генных комбинаций, что ведет к изменениям в генотипе и фенотипе потомства.

СТАДИИ МЕЙОЗА:

интерфаза I

профаза I интерфаза II профаза II

метафаза I метафаза II

анафаза I анафаза II

телофаза I телофаза II

ИНТЕРФАЗА

Продолжительность интерфазы различна у разных видов. Происходит репликация органелл, клетка увеличивается в размерах. К концу синтетического периода интерфазы каждая хромосома представлена теперь парой хроматид, соединенных центромерой. Хромосомный материал окрашивается, но из всех структур четко видны только ядрышки.

НАЧАЛО ПРОФАЗЫ I

В эту стадию хромосомы представлены еще как тонкие нити, но к концу профазы 1 начинается спирализация хромосом.

Хромосомы укорачиваются и становятся хорошо видимыми .

ПРОФАЗА I Гомологичные хромосомы, происходящие из материнской и отцовской гамет, приближаются одна к другой и коньюгируют . Эти хромосомы одинаковой длины, их центромеры занимают одинаковое положение, и они обычно содержат одинаковое количество генов, расположенных в одинаковой линейной последовательности .

Пара гомологичных

хромосом– бивалент

Процесс коньюгации может начинаться в нескольких точках хромосом, которые потом соединяются по всей длине (как бы застегиваются на молнию). Происходит дальнейшая спирализация, а хромосомы превращаются в биваленты .

Центромеры

ПРОФАЗЫА I

Гомологичные хромосомы, составляющие бивалент, отделяются, как будто отталкиваются друг от друга. Теперь видно, что каждая хромосома состоит из двух хроматид. В каждой хроматиде происходит обмен участками

В результате гены из одной хромосомы оказываются связанными с генами из другой хромосомы, что приводит к новым генным комбинациям в образующихся хроматидах. Этот процесс называется кроссинговером.

КОНЕЦ ПРОФАЗЫ I

Заканчивается процесс кроссинговера, образуются гибридные хромосомы, а так же происходят:

  • миграция центриолей
  • образования веретена деления,
  • разрушение ядрышек и ядерной мембраны,
  • образование нитей веретена деления.

МЕТАФАЗА I

Биваленты выстраиваются в экваториальной плоскости, образуя метафазную пластинку.

АНАФАЗА I

Нити веретена тянут центромеры, каждая из которых связана с двумя хроматидами, к противоположным полюсам веретена.

Расхождение гомологичных хромосом к противоположным полюсам клетки означает завершение первого деления мейоза. Число хромосом в одном наборе стало меньше, но находящиеся на каждом полюсе хромосомы состоят из двух хроматид. Благодаря кроссинговеру эти хроматиды генетически неидентичны.

У животных и некоторых растений: — хроматиды деспирализуются,

— на каждом полюсе формируется ядерная мембрана,

— начинается цитокинез.

ТЕЛОФАЗА I

ИНТЕРФАЗА II

Эта стадия обычно наблюдается только в животных клетках. РЕПЛИКАЦИИ ДНК НЕ ПРОИСХОДИТ, остальные процессы, характерные для интерфазы, идут.

2

ПРОФАЗА II

  • Ядрышки и ядерные мембраны разрушаются
  • хроматиды укорачиваются и утолщаются.
  • центриоли образуют нити веретена деления.
  • хроматиды располагаются перпендикулярно оси веретена первого деления мейоза.

МЕТАФАЗА II

При втором делении центромеры организуют нити веретена, направленные к обоим полюсам, выстраиваются по экватору веретена.

АНАФАЗА II

2

  • Центромеры делятся,
  • нити веретена деления растаскивают их к противоположным полюсам.
  • центромеры тянут за собой отделившиеся друг от друга хроматиды, которые теперь называют хромосомами.

ТЕЛОФАЗА II

  • Хромосомы деспирализуются,
  • растягиваются и будут не различимы.
  • нити веретена исчезают,
  • центриоли реплицируются.
  • вокруг каждого гаплойдного набора хромосом образуется ядерная мембрана.
  • в результате дальнейшего цитокинеза образуются четыре гаплойдных клетки.

2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

n

(c)

n

(2c)

n

(c)

2 n

( 4 c)

n

(c)

2n

(2c)

n

(2c)

n

(c)

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ

Мейоз тасует карты и сдает их

1. Уменьшение числа хромосом от диплоидного до гаплоидного.

  • Расположение бивалентов в экваториальной пластинке веретена в метафазе I и хромосом в метафазе II определяется случайным образом. Последующее их разделение в анафазах I и II соответственно создает новые комбинации аллелей в гаметах.
  • НЕЗАВИСИМОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ приводит к случайному распределению материнских и отцовских хромосом между дочерними ядрами.

4. В результате образования сцеплений в профазе I между гомологичными хромосомами часто происходит кроссинговер , ведущий к образованию новых комбинаций генов в половых клетках.

Самостоятельная работа

Выпишите в строгой последовательности стадии митоза и мейоза в две колонки, а также характерные особенности этих процессов

1 -хромосомы не видны перед делением

2 -пары хроматид располагаются на экваторе веретена деления только во втором делении

3 — может иметь место кроссинговер

4 -идет при спорогенезе и гаметогенезе

5 -хроматиды расходятся

6 -расходящиеся хроматиды идентичны

7 -центромеры делятся только во втором делении

8 -хромосомы видны перед делением

9 -кроссиговера не происходит

10 -сцепления хромосом не образуются

11 -расходящиеся хромосомы могут быть неидентичными из-за кроссиговера

12 -происходит при образовании соматических клеток

13 -дочерние клетки содержат только по одной хроматиде из каждой пары гомологичных хромосом

14 -число хромосом в дочерних клетках то же, что и в родительских

15 -пары хроматид располагаются на экваторе веретена деления

16 -число хромосом в дочерних клетках вдвое меньше, чем в родительских

videouroki.net

Презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме: Урок биологии в 9 классе «Половое размножение. Мейоз»

Слайд 1

Половое размножение организмов. Мейоз. 9 класс МБОУ «Самусьский лицей» П.Самусь Томская область Учитель Борзунова Ольга Анатольевна

Слайд 2

Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости. Другие из-за болезней, третьих съедают хищники…. Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась. Смертность одних особей компенсируется рождением других. 1. Что такое размножение? Какое значение имеет? 2. Что лежит в основе размножения организмов? 3. Какие основные типы размножения свойственны всем живым организмам, обитающим на Земле? 4. В чем принципиальное отличие этих двух типов?

Слайд 3

Особенности полового размножения В половом размножении принимают участие, как правило, две родительские особи, каждая из которых участвует в образовании нового организма, внося лишь одну половую клетку – гамету (яйцеклетку или сперматозоид) гаметы имеют одинарный, гаплоидный (n) набор хромосом, где все хромосомы уникальны и не имеют пар – гомологов. В результате слияния гамет образуется оплодотворенная яйцеклетка – зигота , несущая наследственные задатки обоих родителей; благодаря чему резко увеличивается наследственная изменчивость потомков. В этом заключается преимущество полового размножения.

Слайд 4

Сущность полового размножения у животных Половозрелые Животные самец самка 2n сперматозоид яйцеклетка _ n _n оплодотворение Зигота _ n Эмбрион _n Личинка, птенец, детеныш

Слайд 5

Сколько хромосом содержится в каждой гамете и зиготе? Соматическая клетка Соматическая клетка самки мухи самца мухи 12 12 ? Зигота мухи ? ? яйцеклетка сперматозоид

Слайд 6

Особый тип деления клеток, в результате которого образуются половые клетки, называют мейозом . В отличие от митоза, при котором сохраняется число хромосом, получаемых дочерними клетками, при мейозе число хромосом в дочерних клетках уменьшается вдвое.

Слайд 7

Образование половых клеток Образование половых клеток у животных и человека осуществляется в половых железах (гонадах).

Слайд 8

Сперматогенез . Овогенез

Слайд 9

Мейоз Интерфаза – подготовка клетки к делению I деление мейоза Профаза 1 Растворение ядерной оболочки Спирализация хромосом Расхождение центриолей к разным полюсам клетки Образование нитей веретена деления Сближение парных (гомологичных) хромосом – конъюгация Обмен участками гомологичных хромосом — кроссинговер

Слайд 10

2. Метафаза 1 расположение гомологичных хромосом по экватору клетки попарно К каждой хромосоме присоединяется одна нить веретена деления

Слайд 11

3. Анафаза 1 Растаскивание хромосом к полюсам – одна хромосома из пары к одному полюсу, другая – к другому, т.е. к полюсам разошлись удвоенные хромосомы, а не хроматиды, как при митозе.

Слайд 12

4. Телофаза1 Деление цитоплазмы Образование двух дочерних клеток с диплоидным набором хромосом

Слайд 13

II деление мейоза Возникшие в телофазе I две дочерние клетки проходят митотическое деление ( без кроссинговера и при гаплоидном наборе) Центромеры делятся, хроматиды хромосом обеих дочерних клеток расходятся к их полюсам

Слайд 15

Виды и строение гамет (половых клеток)

Слайд 16

Сперматозоиды (в отличие от яйцеклеток) неоднородны по виду половой хромосомы, содержащейся в их ядре: у 50 % имеется Х-хромосома , а у других 50 % — Y-хромосома . 2. Пол ребёнка определяется «полом» сперматозоида:

Слайд 17

Признаки Женские гаметы Мужские гаметы Формы и размеры Округлая форма, гамета большая, неподвижная. Маленькие и подвижные. Особенности строения Цитоплазма, в ней – рибосомы митохондрии, питательные вещества в виде зерен и белка. В процессе овогенеза образуется 1 яйцеклетка с гаплоидным набором хромосом (n). Большинство гамет имеют головку, в которой находится ядро и комплекс Гольджи, а также хвостик, в основании которого есть митохондрии (поставляют энергию). В процессе сперматогенеза образуется 4 клетки с гаплоидным набором хромосом (n). Основные функции Биосинтез белка. Оплодотворение женских гамет. Особенности строение половых клеток

Слайд 18

Отличительные признаки митоза и мейоза Происходит в соматических клетках животных и человека, в клетках половых органов растений При делении одной исходной клетки образуются две дочерние клетки В процессе деления количество хромосом в клетках не изменяется Происходит в клетках половых желез животных и человека, спорангиях растений При делении одной исходной клетки образуются четыре дочерние клетки В первом делении мейоза количество хромосом Уменьшается в два раза, во втором остается прежним. Митоз Мейоз

Слайд 19

Биологический смысл мейоза состоит в перекомбинации генетического материала, уменьшении числа хромосом вдвое и образовании гаплоидных гамет

nsportal.ru

Презентация к уроку по биологии (9 класс) на тему: Презентация к уроку на тему «Деление клетки.Митоз и мейоз» 9 класс

Слайд 1

Деление клетки Митоз и мейоз

Слайд 2

Почему у нас растут ногти и волосы, а у ящерицы отрастает новый хвост?

Слайд 3

Проверка домашнего задания. Какие утверждения верны: Все органические вещества хорошо растворяются в воде Жиры – источник энергии и воды Химические элементы в клетке совсем другие, чем в неживой природе Железо накапливается в яблоках, а йод в морской капусте. Одни и те же химические элементы входят в состав живой и неживой природы, что свидетельствует об их единстве. Самое распространённое неорганическое вещество — вода Чем активнее работает орган, тем меньше в его клетках воды Гемоглобин – это белок нашей крови, придающей ей красный цвет Чтобы быть здоровым, человек должен в сутки получать с едой около 700 г белка. Углеводы нужны только растениям. Нуклеиновые кислоты нужны для хранения и передачи наследственных признаков. В состав клетки входят органические и неорганические вещества.

Слайд 4

Проверка задания: Нет Да Нет Да Да Да Нет Да Да Нет Да Да Критерии оценки: Если вы правильно ответили на: 12 – 11 вопросов, то получаете оценку – 5; 10 – 9 вопросов, то получаете оценку – 4; 8 – 6 вопросов, то получаете оценку – 3; 5 вопросов или меньше, то вы не готовы к уроку, необходимо выучить это материал

Слайд 5

Деление клетки Вспомните что вы знаете о хромосомах: Где они находятся? Какую роль играют в клетке?

Слайд 6

хромосомы Хромосомы находятся в ядре и играют важную роль в процессе деления, именно они отвечают за передачу наследствен- ной информации из поколения в поколение. Они становятся хорошо заметными во время деления клетки.

Слайд 7

Деление клетки – это важнейшее свойство всех живых организмов.

Слайд 8

Виды деления клеток: Профаза Метафаза Анафаза Телофаза митоз мейоз

Слайд 9

Митоз В результате митоза из одной материнской клетки образуются две дочерние клетки абсолютно похожие на материнскую. В каждой клетке такое же количество хромосом, что и в материнской. 2 n 2n 2n

Слайд 10

Значение митоза или его биологическая роль в природе Митоз обеспечивает постоянное количество хромосом в клетках организма. Процесс лежит в основе роста и развития организма.

Слайд 11

мейоз В результате мейоза из одной материнской клетки образуется четыре дочерние клетки, в каждой из которых в два раза меньше хромосом, чем в материнской клетке. 2 деление 1 деление n n 2 n n n

Слайд 12

Значение мейоза. Биологическая роль мейоза. Мейоз связан с размножением организма. В результате мейоза количество хромосом уменьшается вдвое.

Слайд 13

Задание на «5» Сможете ли вы теперь ответить на вопрос? Почему у нас растут ногти и волосы, а у ящерицы отрастает новых хвост?

Слайд 14

Домашнее задание Параграф №4, с. 25 – 28. 1 вариант – сделать таблицу в тетради Фазы митоза. 2 вариант – сделать таблицу в тетради Фазы мейоза. Фазы митоза Что происходит Фазы мейоза Что происходит

nsportal.ru

Урок по биологии «Деление клетки.Мейоз» (9 класс)

Урок «Деление клетки. Мейоз» 9класс, УМК Сонин Н.И.

Цель урока: Формирование понятия о мейозе как способе образования половых клеток, его фазах и особенностях.

Развитие представлений о способах деления клетки.

Развитие умения сравнения биологических процессов.

Оборудование:

  • диск «Лабораторный практикум. Биология 6 – 11 класс»;

  • микропрепарат «митоз клеток корешка лука»;

  • проектор, микроскоп;

  • документ – камера;

  • презентация.

Ход урока

I. Активизация мыслительной деятельности учащихся.

Сегодня мы с вами продолжим изучение темы «Деление клетки». Цель нашего урока — знакомство с процессом мейоза. Вначале вспомним изученное ранее. Рассмотрите микропрепарат корешка лука. Обратите внимание, что клетки выглядят по-разному. Как вы думаете почему? (Клетки находятся на разных стадиях жизненного цикла (митотического цикла).

  1. Что такое жизненный цикл клетки?

  2. Что такое митотический цикл?

  3. Что такое митоз?

  4. Перечислите фазы митоза.

  5. В чем заключается его биологическая сущность?

  6. Значение митоза?

  7. Чтоб вспомнить, как происходит митоз, обратимся к схеме.

Задание № 1 Просмотреть схему и рассказать о митотическом способе деление.

Задание № 2 Назвать фазы митоза на микропрепарате.

Вы знаете, что кроме митоза существуют ещё, такие способы деления, как амитоз и мейоз.

Запишем определение: Мейоз – это способ деления при образовании половых клеток.

II. Изучение нового материала.

Рассказ учителя Половые клетки образуются в половых железах. Мы знаем 2 типа половых клеток: мужские (сперматозоиды) и женские (яйцеклетки). Все они имеют одну особенность – гаплоидный набор хромосом.

Стадии развития половых клеток

1) деление

2) рост

3) созревание (мейоз)

4) формирование

Рассмотрим, как происходит деление, которое приводит к образованию половых клеток.

Фазы мейоза

Рисунок

I деление

Профаза I

Коньюгация – тесное сближение гомологичных хромосом.

Кроссинговер – обмен участками между хроматидами гомологичных хромосом.

Метафаза I

Анафаза I

Телофаза I

II деление

Профаза II

Метафаза II

Анафаза II

Телофаза II

Вывод: Биологическая сущность мейоза заключается в уменьшение хромосомного набора клетки в 2 раза и образовании гаплоидных клеток.

Значение: Перекомбинация наследственного материала.

III. Закрепление.

А теперь сравним эти 2 способа деления и определим их сходство и отличие.

2n2c

2n2c

2n2c

2n2c

2n4c

n2c

n2c

nc

nc

nc

nc

Материнская клетка

Дочерние клетки

Половые клетки

?

?

?

?

?

Диплоидная клетка

2n4c

Сходство? Отличие?

Тест:

  1. Выберите универсальный способ деления соматических клеток:

а) митоз б) амитоз в) мейоз г) почкование

2. Выберите органоид, не принимающий участие в митотическом делении:

а) хромосомы б) центриоли в) ахроматиновое веретено г) ядрышко

3. Какие структуры расходятся к полюсам во время анафазы митоза?

а) хроматиды б) хромосомы в) центромеры г) центриоли

4. В мейотическое деление вступает:

а) половая клетка б) диплоидная клетка в) гаплоидная клетка г) триплоидная клетка

5. Митоз не обеспечивает:

а) образование клеток кожи человека

б) сохранение постоянного для вида числа хромосом

в) генетического разнообразия видов

г) бесполого размножения

IV. Домашнее задание:

§ 30, 31 пересказ, вопросы устно, рисунок в тетради.

infourok.ru

Урок биологии на тему «Мейоз» 9 класс

Сабақтың тықырыбы/Тема урока: Мейоз. Сперматогенез и овогенез.

Сабақтың мақсаты/Цель урока: углубить знания о половом размножении; сформировать знания о мейозе и его значении, дать учащимся понятия о сперматогенезе и овогенезе.

Міндеттер/Задачи: 1) білімділік/образовательная – дать учащимся необходимые знания по данной теме;

2) тәрбиелік/воспитательная – воспитание самостоятельности мышления, культуры труда и общения;

3) дамытушылық/развивающая – развитие навыков самостоятельной работы, формирование умений обрабатывать и анализировать полученные данные.

Өткізу/Методы: рассказ с элементами беседы, зарисовка опорных схем на доске, запись основных понятий в тетради, самостоятельная работа учащихся, работа с таблицами, демонстрация.

Құрал жабдық/Оборудование: учебник, презентация, карточки с заданиями.

Сабақтың түрі/Тип урока: комбинированный.

Сабақ жоспары/План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Опрос домашнего задания.

  3. Изучение нового материала.

  4. Закрепление нового материала.

  5. Задание на дом.

  6. Подведение итогов урока.

Сабақтың барысы/Ход урока:

1. Ұйымдастыру бастамасы/Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Постановка целей урока.

2. Үй тапсырмасын сұрау/Опрос домашнего задания.

Какие формы бесполого размножения существуют?

Что такое бесполое размножение? Для каких организмов оно характерно?

Какие способы бесполого размножения вы знаете? Приведите примеры.

Какие виды вегетативного размножения вызнаете?

Индивидуальная карточка. Укажите соответствующие характеристики бесполого и полового размножения:

1.Начало новому организму (организмам) дает соматическая клетка (клетки).

2. Начало новому организму (организмам) дает зигота, возникшая в результате слияния женской и мужской половых клеток.

3. В процессе размножения участвует одна особь.

4. В процессе размножения участвуют две особи разного пола.

5. Размножение может проявляться в форме спорообразования и почкования.

6. Развитие происходит с оплодотворением или без оплодотворения яйцеклетки.

А) Бесполое Б) Половое

Тест: «Половое и бесполое размножение». Вариант 1.

1. Как называется явление, при котором мужские и женские половые клетки развиваются в одном организме:

А) хромосомный механизм определения пола; Г) половой диморфизм

Б) гетерогаметность; Д) гомозиготность;

В) гаметогенез; Е) гермафродитизм.

2. Назовите форму размножения, при которой происходит формирование выроста у материнской клетки или организма, который затем отделяется и превращается в самостоятельный организм:

А) фрагментация; Г) копуляция;

Б) шизогония; Д) почкование.

В) партеногенез;

3. Если организм способен к обоим способам размножения, то какой из них он будет использовать при неблагоприятных для него условиях:

А) бесполое размножение;

Б) половое размножение.

4. Укажите организмы, для которых характерно почкование, как форма размножения:

А) пчелы, тли, дафнии, скальные ящерицы;

Б) дрожжевые грибы, сосущие инфузории, губки, кишечнополостные;

В) амебы, жгутиковые, инфузории;

Г) плоские черви, кольчатые черви, иглокожие.

5. Корневищем размножается:

А) тюльпан Б) ландыш В) чеснок Г) георгин

3. Жаңа деректерді танып білу/Изучение нового материала.

Мейоз – процесс деления созревающих половых клеток (гамет), в результате, которого происходит уменьшение (редукция) числа хромосом

ХОД МЕЙОЗА

I деление (редукционное)

Профаза I

Удвоение хромосом. Каждая хромосома состоит из двух сестринских хроматид. Спаривание гомологичных хромосом и обмен гомологичными участками (конъюгация). Образование аппарата деления

Метафаза I

Расположение гомологичных хромосом по экватору

Разделение пар хромосом и перемещение их к полюсам клетки

Анафаза I

Телофаза I

Образование дочерних клеток

II деление (митотическое)

Профаза II

В каждой дочерней клетке образуется новое веретено деления (каждая хромосома состоит 
из двух хроматид)

Метафаза II

Хромосомы располагаются по экватору клеток, образуются нити веретена деления

Анафаза II

Центромеры делятся, и хроматиды (дочерние хромосомы) расходятся к полюсам клеток 
с помощью нитей веретена деления

Телофаза II

В каждой из двух клеток хромосомы, собравшиеся у полюсов, деспирализуются, формируется ядерная мембрана. Исчезает веретено деления, происходит деление цитоплазмы (цитокинез), образуются четыре гаплоидные клетки

Значение мейоза:

1. Происходит при образовании половых клеток и сохраняет число хромосом в каждом новом поколении.

2. Гомологичные хромосомы в первом делении расходятся независимо, что ведет к появлению в гаметах новых генных комбинаций.

3. Образование в результате мейоза половых клеток с перекомбинированным набором наследственной информации способствует дальнейшему процветанию вида и его приспособленности к изменяющимся условиям среды.

Сперматогенез и овогенез.

Половые клетки развиваются у животных в семенниках и яичниках. Процесс образования сперматозоидов называется сперматогенезом, а образования яйцеклеток – овогенезом.

В половых железах различают три разных участка (или зоны): зоны размножения, роста, созревания половых клеток.

Зона размножения располагается в самом начале половой железы: здесь находятся первичные половые клетки, которые размножаются путем митоза, и число их увеличивается. Первичные половые клетки затем попадают в зону роста,где деления клеток уже не происходит: клетки растут, достигая тех размеров, которые свойственны половым клеткам каждого вида животных.

После завершения периода роста клетки переходят в зону созревания. Здесь уже формируются яйцеклетки и сперматозоиды. В зоне созревания в результате мейоза у мужских особей образуются 4 гаплоидные клетки, которые превращаются в зрелые сперматозоиды, у женских особей также образуются четыре гаплоидные клетки: одна большая (превращается в яйцеклетку) и три маленькие (направительные тельца), которые погибают.

Оплодотворение – процесс слияния половых клеток и образования зиготы.

Биологическое значение мейоза. (Беседа о биологической роли мейоза)

4. Жаңа деректерді ұғып білу/Закрепление нового материала.

Фронтальная беседа по вопросам: сравните между собой процессы митоза и мейоза. В чём их сходство и в чём различия? Приведите примеры обоеполых и раздельнополых видов животных.

5. Үйге тапсырма/Задание на дом

§ 18 учить, ответить на вопросы в конце параграфа (устно).

  1. Сабаққа қорытынды жасау/Подведение итогов урока.

Выставление оценок. Урок окончен, можете быть свободны.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *