Мир в начале 20 века 11 класс – Урок всеобщей истории на тему «Мир в начале XX века» (11 класс)
Тест по истории 11 класс «Мир в начале 20 века»
Контрольная работа по Теме Россия в начале XX века.
Вариант I
I Задание. Тест (1-19 вопросов)
1. Идея «маленькой победоносной войны» принадлежала:
А. Зубатову; Б.Ермолову. В. Куропаткину. Г. Плеве.
2. Предложение об организации встречи обиженного царем народа в январе 1905 г. выдвинул:
A. Милюков. Б. Гучков. B. Гапон. Г. Чернов.
3. По Портсмутскому мирному договору Россия:
A. Приобрела Крым. Б. Потеряла Южный Сахалин.
B. Потеряла Финляндию. Г. Потеряла Каре.
4. В Манифесте 17 октября 1905 г. было обещано:
А. Созвать Госдуму. Б. Наделить крестьян землей.
В. Принять Конституцию. Г. Установить в России демократию.
5. Центр Декабрьского 1905 г. вооруженного восстания в Москве:
A. Китай-город. Б. Бутырский вал.
B. Пресня. Г. Садовое кольцо.
6. Политика форсированного разрушения общины связана:
A. С попыткой создать класс мелких и средних собственников.
Б. С остротой аграрного вопроса.
B. С форсированием освоения малозаселенных земель.
Г. С тем, что совместная жизнь крестьян облегчает работу революционеров.
7. Столыпинская аграрная реформа фактически предусматривала:
А. Сохранение помещичьего землевладения. Б. Отмену помещичьего землевладения.
В. Укрепление общинного землевладения. Г. Передачу пахотных земель в аренду.
8. Серебряный век русской культуры приходится:
A. На 60-90-е гг. XIX в. Б. На 40-60-е гг. XIX в.
B. На начало XX в. Г. На 1-ю четверть XIX в.
9. Сословием в России считали:
A. Кулачество. Б. Духовенство. B. Крестьян. Г. Рабочих.
10. Создатель первого в России самолета:
A. Можайский. Б. Циолковский. B. Жуковский. Г. Нестеров.
11. Главным препятствием на пути к российскому преобладанию на Дальнем Востоке был (была):
А. Корея. Б. Китай. В. США. Г. Япония.
12. Российские рабочие в начале XX в. были лишены гражданских прав. За участие в стачках, забастовках полагалось следующее:
A. Тюремное заключение. Б. Штраф. B. Ссылка. Г. Отработка.
13. Портсмутский мир между Россией и Японией был подписан при посредничестве:
A. Германии. Б. Италии. B. Франции. Г. США.
14. В петиции рабочих, которую они несли 9 января 1905 г., содержались требования:
A. Как экономические, так и политические. Б. Экономические.
B. Политические. Г. Бытового плана.
15. Проект Манифеста 17 октября 1905 г. разработал:
A. Столыпин. Б. Витте. B. Булыгин. Г. Плеве.
16. Первым актом правительства Столыпина стал указ от 9 ноября 1906 г., главная идея которого:
A. Разрушение крестьянской общины. Б. Ограничение помещичьего землевладения.
B. Ликвидация общинной собственности. Г. Введение частной собственности.
17. Указ 9 ноября 1906 г. положил в России начало:
A. Демократизации. Б. Либерализации.
B. Ограничению помещичьего землевладения. Г. Разрушению общины.
18. Сословием в России считали:
А. Купечество. Б. Буржуазию. В. Кулачество. Г. Крестьянство.
19. Телесные наказания в России сохранились до … года:
А.1905. Б. 1861. В.1881. Г. 1917.
II Задание. Ответь на вопросы:
1 Что такое индустриальное общество? Какие признаки для него характерны?
2. Назовите причины русско-японской войны, какая является главной на ваш взгляд?
III Задание. Работа с документом.
ОБ ИНОСТРАННЫХ КАПИТАЛАХ. ИЗ ДОКЛАДА МИНИСТРА ФИНАНСОВ С. Ю. ВИТТЕ
…В последнее время раздаются голоса против прилива капиталов из-за границы, настаивающие на том, что он причиняет ущерб основным народным интересам, что он стремится поглотить все доходы растущей русской промышленности, что он, в сущности, приводит к распродаже наших производительных богатств… Машина, привезенная в Россию и здесь изготавливающая изделия, хотя она и принадлежит иностранцу, работать будет все-таки в русской среде. И работать она будет не одна. Она потребует сырья, топлива, осветительных и прочих вспомогательных материалов, она потребует на помощь себе человеческого труда, и все это ее владелец должен будет купить в России… Из рубля, уплачиваемого за изделия предприятия, учрежденного хотя бы и при посредстве иностранного капитала, приблизительно от 25 до 40 коп. должны достаться русскому рабочему, затем значительная часть пойдет на оплату сырья и вспомогательных материалов, и только от 3 до 10 коп. придутся на прибыль самого предпринимателя; при уплате же за товар, привозимый из-за границы, весь рубль уйдет из России, и ни производитель сырья, ни производитель топлива, ни, наконец, рабочий не получит ни копейки.
ВОПРОСЫ :
1. Назовите особенности российской экономики в начале XX в. Какими обстоятельствами они были обусловлены? 2. Охарактеризуйте роль государства в экономической жизни России начала XX в В чем состояли положительные и отрицательные стороны активного вмешательства государства в экономику страны?
Контрольная работа по Теме Россия в начале XX века.
Вариант II
I Задание. Тест (1-19 вопросов)
1. Российскую делегацию на переговорах с Японией о заключении Портсмутского мира возглавлял:
A. Столыпин. Б. Булыгин. B. Плеве. Г. Витте.
2. Свободу слова, печати, уличных шествий россияне впервые получили:
A. 19 февраля 1861 г. Б. После свержения царя.
B. После октябрьской революции 1917 г. Г. 17 октября 1905 г.
3. В социально-классовых отношениях самым острым противоречием в России начала XX в. было противоречие между:
A. Помещиками и крестьянами. Б. Предпринимателями и рабочими.
B. Русскими и инородцами. Г. Дворянами и боярами.
4. Социальный смысл аграрной реформы Столыпина состоял в том, чтобы:
A. Рассредоточить крестьян по хуторам. Б. Создать широкий слой мелких и средних собственников.
B. Отвлечь крестьян от революции. Г. Освоить и заселить малоосвоенные территории.
5. Широкую известность Столыпину принесла деятельность на посту губернатора в городе:
A. Ярославле. Б. Воронеже. B. Саратове. Г. Петербурге.
6. Использовала террор партия:
A. Меньшевиков. Б. Большевиков. B. Эсеров. Г. Анархистов.
7. Картина «Боярыня Морозова» написана:
A. Суриковым. Б. Перовым. B. Васнецовым. Г. Саврасовым.
8. Исходной датой возникновения легальных политических партий принято считать:
A. 19 февраля 1861 г. Б. 3 июня 1907 г. B. 1 марта 1907 г. Г. 17 октября 1905 г.
9. Формула «Сначала успокоение, а потом реформа» принадлежала:
A. Николаю II. Б. Витте. B. Плеве. Г. Столыпину.
10. Идея «политического социализма» принадлежала:
A. Столыпину. Б. Бенкендорфу. B. Плеве. Г. Зубатову.
11. Закон о неприкосновенности общины был отменен по инициативе:
А. Столыпина. Б. Витте. В. Кадетов. Г. Трудовиков.
12. В начале XX века возникло объединение художников, отстаивавших идею «чистого искусства» и издававших журнал «Мир искусства». Идеологом этого течения был:
А. Бенуа. Б. Серов. В. Малевич. Г. Суриков.
13. Выдающиеся мыслители России в большинстве своем были:
А.Западниками. Б. Славянофилами. В. Народниками. Г. Марксистами.
14. Великий русский ученый-химик:
A. Павлов. Б. Сеченов. B. Менделеев. Г. Попов.
15. Прозвище «Граф Полусахалинский» имел:
A. Безобразов. Б. Плеве. B. Витте. Г. Алексеев.
16. Какими были темпы развития промышленного производства после реформы Столыпина:
A. Самыми высокими. Б. Низкими. B. Средними. Г. Вторыми после США.
17. Автор теории ракетного движения:
A. Циолковский. Б. Можайский. B. Жуковский. Г. Вернадский.
18. Под термином «социализация земли» эсеры понимали:
A. Введение частной собственности на землю.
Б. Передачу ее только крестьянам.
B. Продажу земли любому желающему.
Г. Изъятие ее из товарного обращения и превращение всех земель в общенародное достояние.
19. Первая для России война в XX веке началась с события:
А. Нападения японской эскадры на Порт-Артур. Б. Битвы под Ляодуном.
В. Сражения на реке Шахэ. Г. Цусимской битвы.
II Задание. Ответь на вопросы:
1. Какие цели преследовала аграрная реформа, провозглашенная П. А. Столыпиным?
2. Назовите причины революции 1905 года, какая является главной на ваш взгляд?
III Задание. Работа с документом.
ДОКУМЕНТ
Л. Н. ТОЛСТОЙ О ПОЛИТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА XX в. ИЗ ПИСЬМА Л. Н. ТОЛСТОГО НИКОЛАЮ II (1902 г.)
Треть России находится в положении усиленной охраны, то есть вне закона. Армия полицейских — явных и тайных — все увеличивается. Тюрьмы, места ссылки и каторги переполнены, сверх сотен тысяч уголовных, политических, к которым причисляют теперь и рабочих. Цензура дошла до нелепостей в запрещении, до которых она не доходила в худшие времена 40-х годов. Религиозные гонения никогда не были столь часты и жестоки, как теперь, и становятся все жесточе и жесточе. Везде в городах и фабричных центрах сосредоточены войска и высылаются с боевыми патронами против народа. Во многих местах уже были братоубийственные кровопролития и везде готовятся и неизбежно будут новые и еще более жестокие.
И как результат всей этой напряженной и жестокой деятельности правительства, земледельческий народ — те 100 миллионов, на которых зиждется могущество России, — несмотря на непомерно возрастающий государственный бюджет, или, скорее, вследствие этого возрастания, нищает с каждым годом, так что голод стал нормальным явлением. И таким же явлением стало всеобщее недовольство правительством всех сословий и враждебное отношение к нему. И причина всего этого, до очевидности ясная, одна: та, что помощники ваши уверяют вас, что, останавливая всякое движение жизни в народе, они обеспечивают благоденствие этого народа и ваше спокойствие и безопасность. Но ведь скорее можно остановить течение реки, чем установленное Богом всегдашнее движение вперед человечества.
ВОПРОСЫ:
1. Охарактеризуйте личные качества и политические взгляды Николая II. Почему личность монарха имела в России огромное значение?
2. Какие точки зрения на перспективы развития страны существовали в этот период в русском обществе и правительстве? (При ответе используйте документ )
Контрольная работа по Теме Россия в начале XX века.
Вариант III
I Задание. Тест (1-19 вопросов)
1. Договор, получивший название «сердечное согласие», заключен был между странами:
A. Францией и Англией. Б. Россией и Францией.
B. Германией и Италией. Г. Россией и Болгарией.
2. После заключения Портсмутского мира центр внешней политики России переключился:
A. На Китай. Б. На Корею. B. На Балканы. Г. На Европу.
3. После русско-японской войны территориальные потери России выразились в передаче Японии:
A. Южного Сахалина. Б. Курильских островов.
B. Сахалина. Г. Сахалина с прилегающими островами.
4. Русская художественная культура серебряного века испытала влияние зародившегося на Западе:
A. Символизма. Б. Эклектизма. B. Реализма. Г. Модернизма.
5. В мае 1905 г. в Цусимском проливе японцы разгромили посланную на помощь с Балтики эскадру под командованием:
A. Макарова. Б. Алексеева. B. Рожественского. Г. Старка.
6. В сентябре 1905 г. в Севастополе вспыхнуло восстание матросов, которое возглавил:
А. Фрунзе. Б. Бауман. В. Шмидт. Г. Шанцер.
7. В I Госдуме большинство мест получили:
A. Кадеты. Б. Эсеры. B. Большевики. Г. Черносотенцы.
8. Программа реформ Столыпина предусматривала принятие ряда законов, способствующих превращению России:
A. В конституционную монархию. Б. В правовое государство.
B. В президентскую республику. Г. В республику.
9. В ответ на отказ II Госдумы обсудить указ от 09.11.1906 г. правительство решило:
A. Отменить указ. Б. Принять указ в предложенном виде.
B. Разогнать Госдуму. Г. Вступить в переговоры.
10. Какие страны входили в Антанту:
A. Россия, Англия, Австрия. Б. Германия, Австрия, Италия.
B. Россия, Англия, США. Г. Россия, Англия, Франция.
11. Командующим сухопутной армией на Дальнем Востоке накануне войны с Японией был:
A. Врангель. Б. Макаров. B. Куропаткин. Г. Рожественский.
12. Избирательный закон от 3 июня 1907 г. перераспределял число выборщиков в пользу:
A. Помещиков и буржуазии. Б. Крестьян.
B. Монархических партий. Г. Зажиточных крестьян.
13. Выдающиеся певцы эпохи серебряного века:
A. Шаляпин, Нежданова, Собинов. Б. Дягилев, Нежданова.
B. Собинов, Лифарь. Г. Ершов, Дягилев.
14. В период русско-японской войны щедрую помощь Японии оказывали:
A. США и Англия. Б. Германия и Франция.
B. Франция и Австро-Венгрия. Г. Германия и Австро-Венгрия.
15. В России 1-й легальной партией стали:
A. Кадеты. Б. Большевики. B. Эсеры. Г. Октябристы.
16. Классикой мировой хореографии стали постановки выдающегося балетмейстера:
A. Лифаря. Б. Лиепы. B. Петипа. Г. Дягилева.
17. Организатором обороны Порт-Артура был:
A. Ушаков. Б. Врангель. B. Куропаткин. Г. Кондратенко.
18. Главной причиной поражения России в русско-японской войне стало следующее:
A. Происки союзников, не желавших усиления России.
Б. Предательство генералов.
B. Помощь Англии и США.
Г. Экономическая и военная отсталость и кризис самодержавия.
19. В августе 1904 г. русские войска проиграли сражение:
A. Под Ляояном. Б. На реке Шахэ. B. Под Мукденом. Г. В Порт-Артуре.
II Задание. Ответь на вопросы:
1 Какие слои населения приняли участие в революции? Какие требования к власти предъявляла каждая из них?
2. Назовите причины и последствия русско-японской войны для дальнейшего развития России. Выскажите собственное мнение об этой проблеме?
III Задание. Работа с документом.
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РОССИЙСКОЙ БУРЖУАЗИИ НАЧАЛА XX в. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ КРУПНЕЙШЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ВЛАДИМИРА РЯБУШИНСКОГО
Московский промышленник сидел у себя в амбаре или на фабрике, как удельный князь в своем княжестве, фыркал на Петербург и обходился без него. Между тем петербургские банки все более и более связывались с денежно более могущественной, чем Россия, заграницей и, как ни странно, иногда через нее со своими собственными русскими правительственными кругами. Дальновидные провинциальные банкиры перебирались в Петербург (Каменка, Азовско-Донской). Близкие отношения, установившиеся между многими столичными банками и чиновничьими кругами, чрезвычайно усилили значение первых. Петербург явно стал безусловным центром всей финансово-экономической жизни России, и банкир уже в конце XIX века стал преобладать над промышленником, и это преобладание в XX веке все увеличивалось.
ВОПРОСЫ:
1. Назовите основные особенности социальной структуры российского общества в начале XX в. 2. Что отличало российскую буржуазию в начале XX в.? (При ответе используйте документ.)
Ответы:
вариант 1 1-г 2-в 3-б 4-а 5-в 6-а 7-г 8-в 9-б 10-а 11-г 12-а 13-г 14-а 15-в 16-в 17-г 18-г 19-г
infourok.ru
Презентация по истории «Россия и мир в начале 20 века»
Россия и мир в начале ХХ в.
11 класс
Учитель: Красноплахтова Н.Б.
Цель урока
- Выяснить характерные черты развития стран мира и, в частности, России в начале 20 в.
- Показать влияние политического и экономического развития России в начале 20 в. на социальное положение
Домашнее задание
- Параграф 1-2
- Термины: модернизация, индустриализация, урбанизация, милитаризация, монополия, картель, синдикат, концерн, трест, самодержавие, инвестиции, крестьянская община, зубатовский социализм
Периодизация новейшей истории
- Новейшая история – к ХХ – н ХХI в.
- 1890-1960гг. – завершение развития индустриального общества
- 1970- 2016 гг. – становление постиндустриального информационного общества
Характерные черты мира в н. ХХ в.
- Государства делятся на национальные и империи (многонациональные, традиционные, колониальные)
- Одни государства являются метрополиями, другие – колониями
- Рост городов и городского населения (урбанизация)
Характерные черты мира в н. ХХ в.
- Научно-технический прогресс
- Массовое производство промышленных товаров
- Концентрация производства и капитала, образование монополий
- Неравномерность развития государств
Характерные черты мира в н. ХХ в.
- Борьба за передел мира и рынки сбыта
- Милитаризация некоторых государств
- Формы правления: республики и монархии
- Появление или развитие различных общественно-политических движений
Россия в начале ХХ в. Территория
- 15 западных губерний
- 29 центральных губерний
- 12 восточных губерний
- 3 северокавказских губернии
- Около 100 народов
Россия в начале ХХ в. Население
- 86 % — жители деревни (Россия – аграрная страна)
- Этнический состав:
- 43 % — русские
- 18 % — украинцы
- 4 % — белорусы
- 35 % — остальные народы
- Разные традиции, религия, язык
Россия в начале ХХ в. Социальная структура
- Помещики (дворяне)
- Крестьяне (зажиточные, безлошадники, бедняки)
- Буржуазия (новая: банкиры, финансовые олигархи; традиционная: владельцы предприятий)
- Пролетариат
- Духовенство
- Чиновники
- Интеллигенция
Крестьяне начала ХХ века
Россия в начале ХХ в. Форма правления
- Форма правления в России – абсолютная монархия (самодержавие)
- 1894-1917 гг. – правление Николая II
- «Охранять основы самодержавия так же твердо и неуклонно, как это делал мой незабвенный покойный родитель» , — Николай II
Экономика России в н. ХХ в. Характерные черты
- Капиталистические отношения появились позже, чем в других государствах
- Многоукладная экономика
- Низкая производительность труда и слабая техническая оснащенность
- Привлечение иностранного капитала (инвестиций)
- Наличие крупного государственного сектора экономики (металлургия, железные дороги, почта и телеграф, винная монополия, земли)
- Появление монополий
Иностранный капитал в России (к 1914 г.)
Экономика России в н. ХХ в.
- Характерные черты монополистического капитализма
- Концентрация производства и капитала.
- Образование монополий.
- Слияние промышленного и банковского капиталов.
- Образование финансовой олигархии.
- Широкий экспорт капитала.
- Экономическая и политическая экспансия (борьба за раздел/передел мира).
Основные формы монополий
- Картель – простейшая форма монополистического объединения, участники которого заключают соглашение о регулировании объёмов производства, условий сбыта продукции, найма рабочей силы и т.п. Участники картеля сохраняют коммерческую (финансовую) и производственную самостоятельность.
- Синдикат – форма экономического объединения предприятий, осуществляющих общую коммерческую деятельность (сбыт товаров) при сохранении производственной и юридической самостоятельности.
Производство паровозов
Основные формы монополий
- Концерн – форма монополистического объединения предприятий, формально сохраняющих самостоятель-ность, но фактически подчинённых централизованному финансовому контролю и руководству.
- Трест – форма монополистического объединения, при которой объединяющиеся предприятия теряют свою коммерческую и производственную самостоятельность и подчиняются единому управлению.
- В России концерны и тресты стали появляться в связи с экономическим подъёмом 1909 – 1913 гг., хотя и тогда наиболее распространённой формой монополистичес-ких объединений продолжали оставаться синдикаты
Экономика России в н. ХХ в. Сельское хозяйство
- Положительные черты (способствовали развитию капитализма)
- Применение наемного труда
- Использование машин, удобрений
- Улучшение севооборота
- Специализация районов
- Выделение зажиточных крестьян, ведущих хозяйство по-новому
Экономика России в н. ХХ в. Сельское хозяйство
- Отрицательные черты (сдерживали развитие капитализма)
- Отработки
- Отсталость техники
- Малоземелье
- Отрезки и чересполосица
- Низкая урожайность
- Аграрное перенаселение
- Сохранение общины, которая тормозит развитие крепких хозяйств.
Развитие сельского хозяйства
- Россия оставалась аграрной страной
- 87,1% составляло сельское население
- 77,7% общей стоимости экспорта составляли сель-хозпродукты
- При этом сельское хозяйство было отсталым
- среднегодовые урожаи составляли в России 8,5 ц/га, а в США – 10,2 ц/га, в Германии – 24,1 ц/га
- среднедушевое потребление хлеба было в 1,5 раза ниже, чем в высокоразвитых странах
- вывоз зерна из России составлял 3-5 пудов на душу, а из Аргентины – 40-50 пудов, из Канады – 7-9 пудов
Положение рабочих в России
- Самый угнетенный и нищий класс в Европе
- Низкая зарплата
- 12-14 часовой рабочий день
- Система штрафов
- Антисанитарные условия на предприятиях и в быту
- Отсутствие прав на забастовки и создание профсоюзов
Рабочие-поденщики в Москве
на Хитровке (начало ХХ в.)
Зубатовский социализм
- Создание легальных рабочих организаций по профессиональному признаку, действующих под надзором полиции
- С.В. Зубатов – начальник московского охранного отделения
Главные противоречия политической системы
- Формирующееся гражданское общество
- Неограниченная власть монарха
Консерваторы:
Либералы:
Ничего не менять
Реформирование политической системы
Неизбежный социальный взрыв
Путь модернизации
Реформы С. Ю. Витте (министр финансов)
— укрепление экономики страны: провести экономические реформы, чтобы накопить средства для социальных реформ
— сохранение и укрепление абсолютной монархии
Политика финансовой стабилизации Витте
- Развитие банковского дела.
- Ужесточение налоговой политики.
- Увеличение косвенных налогов.
- Усиление государственного регулирования экономики.
- Введение государственной винной монополии (1894).
- Привлечение иностранного капитала.
- Денежная реформа (1897) – введение золотого стандарта и свободной конвертируемости рубля.
Проект аграрной реформы Витте
- Разработан в 1902 – 1904 гг.
- Предусматривал:
— установление свободного выхода крестьян из общины;
— укрепление крестьянских наделов в собственность;
— вовлечение крестьянских надельных земель в рыноч-ный оборот и внутрикрестьянский передел земли;
— отчуждение помещичьих земель за вознаграждение;
— переселение крестьян на свободные земли при госу-дарственной поддержке;
— развитие льготного кредита для крестьянских хозяйств.
Взгляды В.К. Плеве (министр внутренних дел)
- Реформы должны быть постепенными и не должны менять строй
- Всеобщее усмирение, контроль над земствами
- Сохранить общину и строго контролировать ее
- Провести маленькую победоносную войну
Образование политических организаций
- 1898 — РСДРП
- 1902 – ПСР
- 1904 – Союз освобождения
videouroki.net
§ 1. Мир в начале XX в.
§ 1. Мир в начале XX в.
Изменения в государственном и общественном строе стран Запада
К началу XX столетия западноевропейская цивилизация распространила своё влияние далеко за пределы Европы. Начал складываться особый западный мир, или Запад, включивший не только Западную Европу, но и Северную Америку (США, Канаду), а также страны в других регионах планеты (Австралию, Новую Зеландию). Характерными чертами этого мира являлись индустриальная рыночная экономика, уважение к частной собственности, наличие гражданского общества. Жителям стран Запада были присущи индивидуализм, рационализм и вера в научно-технический прогресс.
В прошлом остались феодальные монархии. В большинстве стран Запада были приняты либеральные конституции, появились избираемые на демократической основе парламенты. Возросло число избирателей. Так, в результате борьбы за свои права к 1920 г. женщины получили возможность участвовать в выборах в большинстве стран Западной Европы и Северной Америки.
В западном мире получили признание принципы правового государства – демократия, соблюдение основных гражданских прав, плюрализм мнений, равенство всех людей перед законом. Атмосфера свободной конкуренции стала характерна не только для рыночной экономики, но и для политической жизни. Государство всё больше устранялось от вмешательства в частную жизнь граждан, признавало и поддерживало права и свободы личности, которые теперь считались более важными, чем интересы государства. Утверждались принципы либеральной демократии.
Изменения, произошедшие в результате промышленного переворота, коснулись не только производства. Улучшилась жизнь людей. Сельское хозяйство уже не являлось преобладающей отраслью экономики. Казалось, навсегда исчезла угроза неурожаев и голода. Европейские государства стали активнее проводить социальную политику: повысился жизненный уровень населения, улучшились условия работы и быта трудящихся – выросла зарплата, продолжительность рабочего дня сократилась до 9—11 ч, в некоторых странах Европы появились законы о пенсионном и медицинском страховании рабочих. Значительных успехов в защите интересов наёмных работников достигли профсоюзы. В Великобритании они стали влиятельной политической силой. Позитивные изменения в социальной сфере и стремительное развитие техники, на глазах менявшее повседневную жизнь, внушали людям надежду на благополучное будущее.
Промышленный переворот привёл к значительным изменениям в составе народов и их расселении. Люди из сельской местности и небольших городов перемещались в крупные города, ставшие центрами промышленного производства. Ускорился рост нового социального слоя – среднего класса, включавшего служащих, мелкую буржуазию, офицеров, лиц творческих профессий с высоким уровнем образования, обладавших социальной активностью, престижем в обществе, но в то же время не имевших значительной собственности. Именно представители среднего класса стали опорой либеральной демократии, поскольку были заинтересованы в стабильности государства и проведении постепенных реформ.
Париж в начале XX в.
Индустриальный пролетариат в начале XX в. стал образованнее, он обладал более высокими профессиональными навыками, чем рабочий класс предшествующего века. Наиболее квалифицированные его представители по уровню жизни приближались к среднему классу. Они также были больше заинтересованы в эволюционном, реформистском развитии общества, чем в революционных потрясениях. Их интересы в Западной Европе представляли крупные отраслевые профсоюзы.
Вместе с тем утверждение демократических принципов в жизни западного общества не было окончательным. Во многих странах сохранялись пережитки традиционных отношений, не теряли своей остроты социальные проблемы.
Новые тенденции экономического развития Запада
Конец XIX – начало XX в. – время важных перемен в мировой экономике. Страны Запада динамично развивались. Лидерами в промышленном развитии, в отличие от XIX в. – периода господства Великобритании, стали Германия и США.
Открытый угольный карьер. 1906 г.
Завершился длительный этап развития «классического» капитализма, когда главную роль играли принадлежавшие отдельным капиталистам мелкие и средние фирмы, конкурировавшие друг с другом. Им на смену пришли крупные компании, которые контролировали производство в целых отраслях. Такие компании, возникавшие, как правило, в результате объединения промышленников и банкиров, получили название монополий. Они устанавливали цены на продукцию, определяли уровень производства и заработной платы наёмных рабочих. Сила монополий была такова, что они могли оказывать влияние на государственные решения, подчиняя государственную власть своим интересам. Монополистические объединения перешагивали национальные границы, деля мир на сферы влияния. Первыми транснациональными корпорациями, созданными в начале XX в., были американская «Дженерал электрик» и немецкая АЭГ. Возникновение международных монополий привело к обострению противоречий между ними, борьбе за передел мирового рынка. В новых экономических условиях возросло значение колоний, ставших важнейшими источниками сырья, рабочей силы и рынками сбыта для транснациональных компаний.
Возникновение корпораций, занимавших монопольное положение в важнейших отраслях, негативно отражалось на развитии экономики. Под угрозой оказалась основа свободного рынка – конкуренция. Возникла необходимость защиты свободного предпринимательства со стороны государства. Правительства западных стран были вынуждены обеспечить доступ частных лиц в любые отрасли хозяйственной деятельности. Борьбе с монополиями было посвящено антитрестовское законодательство, принятое в США в конце XIX – начале XX в. Согласно ему, вне закона оказались объединения предпринимателей, если они ограничивали торговлю между штатами или с другими государствами. Запрещалась дискриминация в ценах, слияние компаний и другие формы объединения, ведущие к «существенному ослаблению конкуренции». В результате применения антитрестовского законодательства были разделены две могущественные монополии – «Стандард ойл», контролировавшая 90 % мощности нефтеперегонных заводов, и «Америкэн тобэкко», на долю которой приходилось 3/4 рынка табачных изделий.
Однако борьба с монополиями не всегда была успешной и последовательной. Антитрестовское законодательство в США и аналогичные акты в других западных странах стали примером вмешательства государства в экономику. Оно отошло от позиции стороннего наблюдателя и с начала XX в. активно участвовало в экономических процессах в качестве собственника, заказчика и регулятора.
Характерной особенностью экономики индустриальных стран оставался циклический характер развития. Причиной периодически возникавших в XIX – начале XX в. кризисов стало перепроизводство товаров, не находивших достаточного спроса. Это приводило к банкротству предпринимателей, безработице и соответственно снижению уровня жизни людей. Особенно мощным был кризис 1900–1903 гг., давший толчок процессу концентрации производства и капитала, возникновению монополий. В то же время кризисы способствовали развитию передовых сфер производства и финансовых структур.
Военный корабль проходит Панамский канал. 1915 г.
Быстрое развитие науки привело к новому этапу промышленной революции, который характеризовался переходом от каменного угля и пара к электричеству и жидкому топливу. Революционные изменения произошли в транспортной системе и коммуникациях: в жизнь вошли телефон, радио, автомобиль, метрополитен, трамвай, бурно развивалось железнодорожное строительство, первые шаги делала авиация, прокладывались автомобильные дороги. Суэцкий канал, строительство которого завершилось в 1869 г., и Панамский канал, пропустивший первое судно в 1914 г., значительно ускорили и упростили морское сообщение между континентами. Строительство этих каналов, потребовавшее огромных усилий и средств, осуществлялось Францией и США. Запад получил в свои руки не только новые морские пути, но и установил контроль над теми регионами, где они пролегали.
Идейные течения и политические партии
Идейной основой общественно-политической жизни западных стран оставались консерватизм, либерализм и социализм. Однако по мере ослабления влияния аристократии консерватизм всё больше терял позиции. Обновили свою идеологию либералы – они отошли от идеи невмешательства государства в экономику. Представители «нового либерализма» выступили за активную социальную политику, призванную сгладить социальное неравенство путём проведения реформ. Тем самым они пытались сделать жизнь общества более стабильной и оградить его от экстремистских посягательств как правых, так и левых сил. Видными деятелями среди либералов были британский политик Дэвид Ллойд Джордж и итальянский премьер-министр Джованни Джолитти. В США проводниками реформистской политики являлись президенты Теодор Рузвельт и Вудро Вильсон.
Прочное место в общественно-политической жизни западных стран заняло социалистическое движение. Его представители одерживали победы на парламентских и муниципальных выборах, формировали фракции в органах власти. К 1914 г. за социал-демократов голосовало уже 10,5 млн избирателей, а число их представителей в парламентах достигало 646 человек. Наиболее значительные фракции социал-демократов были созданы в германском рейхстаге и французской палате депутатов.
Современный невольничий рынок. Карикатура начала XX в.
Представители рабочих в парламенте стремились к принятию социального законодательства, которое сократило бы продолжительность рабочего дня, дало трудящимся право на отдых, защитило от безработицы и обеспечило достойную старость. Эти преобразования, по мнению социалистов, разделявших либеральные и демократические ценности, должны были привести к мирному преобразованию капитализма в социализм. В отличие от революционных социалистов, они считали возможным действовать в рамках законности, посредством реформ, осуществляемых государством, без революционного насилия. Сторонники реформ в Германии, Франции, Великобритании отказывались от идеи революции, «встраиваясь» в сложившуюся политическую систему.
В то же время происходила радикализация революционного направления социализма. Левое крыло социалистического движения составляло меньшинство, но было чрезвычайно активным. В странах с консервативными и деспотическими политическими режимами, например в России, сторонникам крайних, революционных методов борьбы (большевикам) удалось добиться решающего влияния в социалистическом движении.
В конце XIX в. в рабочем движении возникли два течения. Наряду с революционным социализмом сформировался либеральный социализм – реформизм.
Сотрясавшие Европу национальные конфликты, амбиции национальных лидеров, запутанность границ между европейскими народами привели к тому, что национализм стал государственной идеологией, составной частью тоталитарных идеологий, расовых теорий, которые вели к насилию и войнам, оправдывающей территориальную экспансию, а шовинизм – флагом внешней политики. Национальные движения подтачивали единство многонациональных империй – Австро-Венгерской, Османской, Российской. Усилилось стремление народов к созданию собственных национальных государств. Основой идеологии освободительного движения в странах Востока также стал национализм, нередко принимавший форму антиевропейских выступлений.
Наиболее запутанный клубок межнациональных конфликтов в Европе существовал на Балканском полуострове, где интересы великих держав переплетались со стремлением проживавших здесь народов – албанцев, греков, болгар, сербов и других – избавиться от иноземной власти или расширить границы национальных государств за счёт соседей.
Процесс модернизации за пределами Европы
Цивилизационные процессы приобретали глобальный масштаб, исчезали национальная замкнутость и возможность для обособленного развития даже отсталых стран. Западноевропейский и североамериканский империализм установил политическое и экономическое господство над остальным миром. Африка и часть Азии оказались разделёнными между колониальными державами. На Африканском континенте политически независимыми остались две страны – Эфиопия (Абиссиния) и Либерия. В Азии лишь Японии удалось не только сохранить свою независимость, но и в результате реформ второй половины XIX в. превратиться в индустриальную державу, вставшую на путь внешней экспансии. Ряд латиноамериканских государств, даже тех, которые формально считались независимыми, входили в сферу интересов США.
Многие страны в конце XIX – начале XX в. охватил процесс модернизации, в первую очередь предполагавший создание современной промышленности (индустриализацию) и изменения в других областях жизни общества. Для стран Востока модернизация означала вестернизацию (или европеизацию) отношений в экономике, духовной сфере и политике. Зачастую европейское влияние вступало в конфликт с традиционными ценностями, резкие перемены приводили к росту национально-освободительного движения, поэтому модернизация сопровождалась не только реформами, но и революциями. Нередко модернизацию осуществляли авторитарные правительства, пренебрегавшие принципами демократии.
Жена вождя африканского племени ашанти с приближёнными. Конец XIX в.
Шовинистски настроенные европейцы считали порядки, существовавшие в странах Востока, отсталыми, архаичными, иногда даже дикарскими. В начале XX в. в Европе было принято смотреть на народы Востока свысока, рассуждая о «миссии белого человека», призванного нести им «свет цивилизации». При этом забывалось, что на Востоке существовали самобытные древние цивилизации со своими приоритетами и ценностями. Для людей Востока особое значение всегда имели духовность, принципы морали, коллективизма, приверженность традициям. Их «отсталость» была относительной – достаточно вспомнить великие достижения древних и средневековых учёных Индии, Китая, исламских стран.
Солдат конвоирует группу рабов в Африке. Начало XX в.
Рост экономики, раскрепощение общества, увеличение числа образованных людей в среде местной элиты создали условия для развития стран Востока. Включение колониальных стран в орбиту мирового капиталистического рынка делало неизбежным постепенное формирование новых социальных слоев. Нарождавшаяся национальная буржуазия, а также интеллигенция, как правило, возглавляли борьбу за перемены в странах Востока. Правительства ряда независимых и полузависимых государств Востока использовали модернизацию для противостояния экспансии Запада, сохранения и упрочения национальной независимости. Это было характерно для Японии, Китая, Османской империи, Ирана.
Начинавшийся XX век стал временем формирования новой планетарной цивилизации, охватившей весь мир. Во многих странах проходили процессы модернизации, выводившие их на новый уровень развития. Существенной чертой мирового развития этого периода стали революции и конфликты.
Вопросы и задания
1. Какие черты характерны для социально-экономического развития стран Запада в начале XX в.?
2. Чем можно объяснить господствующее положение западных держав в начале XX столетия?
3. Расскажите об эволюции основных идеологических течений в конце XIX – начале XX в.
4. Что такое модернизация? Каковы особенности модернизации в странах Запада и Востока?
5. Прочитайте фрагмент парламентского доклада канцлера казначейства Великобритании Д. Ллойд Джорджа, с которым он выступил в 1909 г.:
«Первый принцип… состоит в том, что предлагаемые мною налоги… дадут в следующем году достаточную сумму доходов для покрытия новых расходов; доходы должны быть увеличены в связи с ростом расходов на социальную программу, намеченную мной… Второй принцип… состоит в ненанесении ущерба производству и торговле, являющимся источником нашего богатства. Мой третий принцип состоит в том, чтобы в условиях нынешней неотложной необходимости все классы нашего общества несли положенное бремя… Производящие классы, по моему мнению и как показывают обследования, платят в виде общегосударственных и местных налогов относительно большую долю своих доходов, чем более обеспеченные классы».
Какой идеологии придерживался докладчик и каковы должны были быть последствия предлагавшихся им шагов?
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Тест «Россия и мир в начале XX века» для 11 класса
Тест «Россия и мир в начале 20 века» 11 класс
1 вариант
1. К причинам научно-технического прогресса в начале 20 века относится:
A. научно-технический прогресс стал результатам всего предыдущего развития цивилизации
B. развитие городов
C. великие географические открытия
D. нет правильного ответа
2.Особенностью российской экономики начала 20 века было:
а) многоукладность
б) высокий уровень развития тяжелой промышленности
г) отсутствие государственного регулирования экономики
3. Какие виды монополий появились в России в начале XX века?
а) синдикаты
б) тресты
в) концерны
4. В 1890году в США был принят антитрестовскй закон, по которому:
A. разрешались любые действия, нарушавшие принцип свободы торговли и конкуренции
B. запрещались любые действия, нарушавшие принцип свободы торговли и конкуренции
C. суды обязаны были не опротестовывать решения о слиянии компаний
D. судам запрещалось расследовать обоснованность установления цен на производственные товары
5. В начале 20 века главным источником пополнения казны Российской империи было:
А. налоги с завоеванных территорий
B. косвенные налоги
C. иностранные инвестиции
D. средства от импорта продовольственных товаров
6.В ходе революции 1905-1907 годов царь:
а) издал Манифест
б) отрекся от престола
в) объявил Россию республикой
в) отменил помещичье землевладение
7. Каковы итоги аграрной реформы Столыпина?
а) интенсифицировалось развитие рыночных отношений в деревне
б) начался процесс социального расслоения крестьянства
в) сгладились главные социальные проблемы в деревне
Тест «Россия и мир в начале 20 века» 11 класс
2 вариант
1. 1. К началу XX века территория Российской империи занимала:
а) первое место в мире
б) второе место в мире
в) третье место в мире
2. Крупное капиталистическое предприятие, контролирующее производство и сбыт одного или нескольких видов продукции — это
A. картель
B. синдикат
C. трест
Д. монополия
3. Наивысшей точкой революции 1905-1907 гг. было:
а) Всероссийская Октябрьская политическая стачка
б) «Кровавое воскресенье»
в) Восстание иваново-Вознесенских ткачей
г) Московское вооруженное восстание.
4. Одним из итогов первой российской революции было:
а) уничтожение самодержавия
б) ликвидация общины
в) создание российского парламента
г) предоставление независимости Польше и Финляндии
5. К Столыпинским реформам не относится:
А. послабление карательных мер против революционных организаций
B. крестьянскому банку была передана часть государственных земель
C. в общинах была отменена подушная подать
Д. были отменены все ограничения личных прав крестьян
6. Во многих странах в первое десятилетие 20 века государство перешло к активному проведению социальной политики. Что из перечисленного не относится к итогам реформ:
A. средняя продолжительность рабочего дня в России составляла около 10 часов
B. средняя продолжительность рабочего дня во Франции составляла от 10,5 до 12 часов
C. в Италии вводился ночной труд для женщин
Д. в Англии вводились пенсии по старости
7. Мировые экономические кризисы были в
А. 1866, 1873, 1882, 1890, 1900, 1907, 1913 гг
B. 1866, 1890, 1900, 1907, 1915 гг
C. 1866, 1873, 1882, 1899 гг
Д. 1866, 1873, 1882, 1890, 1905, 1907, 1915 гг
kopilkaurokov.ru
Мир в начале XX века Всеобщая история 11 класс
Мир в начале XX века Всеобщая история 11 классПохожие:
Учебник по истории 5 класс «Всеобщая история. Древний мир» автора Д. Д. Данилова Срок реализации 2008 2009г Тема муниципального эксперимента «Апробация и внедрение умк нового поколения» муниципальная экспериментальная площадка (учебник по… | Тематическое планирование курса истории 9 класс Сороко-Цюпа О. С. Всеобщая история. Новейшая история. Учеб. Для 9 класса. Просвещение, 2007. Данилов А. А. История России,XX начало XXI века. Москва, Просвещение,2003 Сороко-Цюпа О. С. Всеобщая история. Новейшая история. Учеб. Для 9 класса. Просвещение, 2007 | ||
Учебник: В. И. Уколова, А. В. Ревякин. Всеобщая история. С древнейших времён до конца ХIХ века. М., «Просвещение» В. И. Уколова, А. В. Ревякин, М. Л. Несмелова. Всеобщая история. С древнейших времён до конца ХIХ века. Профильный уровень (58 ч)…. | Книга для учителя. 5 класс. «Русское слово» 5б, 5к Программа курса Всеобщая история «История древнего мира» Рабочая тетрадь к учебнику Ф. А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира» С. А. Жукова., «Русское слово» | ||
Каталог цифровых образовательных ресурсов мбоу «рсош №2» Английский язык Загладин Н. В. Всеобщая история с древнейших времён до конца 19 века: аудиоучебник 10 класс | Проект урока: «Мир в начале Нового времени» (история 7класс) Данный урок является повторительно-обобщающим по теме «Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение…. | ||
Календарно-тематическое планирование по истории россии и историческому краеведению (интегрированный курс) 9 класс Территориальная структура Российской империи в начале XX века, количественная и этническая характеристика ее населения. Политическая… | Календарно-тематическое планирование. «История». 5 класс История народов, государств и цивилизаций. Всемирная, всеобщая и отечественная история. Социально-экономическая, политическая, культурная… | ||
Рабочая программа по предмету история России (основное общее образование) Учитель: Трошина О. В. Рассмотрена на заседании Хvi века. 6 класс; Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. Конец ХVI – ХVIII век. 7 класс; Данилов А. А., Косулина Л. Г. История… | Документи 1. /сафронова/доработанная/история/Всеобщая история 11 класс.docx 2. /сафронова/доработанная/история/Всеобщая… |
Документы Документы
База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
lib2.podelise.ru