Электив по литературе 11 класс по подготовке к сочинениям – Элективный курс по литературе 11 класс «Пишем сочинение».
Программа элективного курса по литературе в 11 классе «Подготовка к Е Г Э»
Одобрено | УТВЕРЖДАЮ | |
Решением педсовета | Директор МОУ «Звениговский лицей» | |
Протокол № 1 | ______________/Чернова Л.В. | |
от « 30 » августа 2017 г. | Приказ №53 от 31 августа 2017 г |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Звениговский лицей»
г. Звенигово
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: элективный курс по литературе «Подготовка к ЕГЭ»
Класс 11
Уровень общего образования: среднее общее
Учитель: Земскова Валентина Андреевна
Срок реализации программы, учебный год:
Количество часов по учебному плану: всего 33 часа в год; в неделю 1час
Планирование составлено на основе типовой программы Т.Ф.Курдюмовой
Учебник: Русская Литература XX века в двух частях под редакцией В. П. Журавлева. – М.: Просвещение, 2009 г.
(название, автор, год издания)
Рабочую программу составил (а) ______________________________/ Земскова В.А../
подпись расшифровка подписи
Рассмотрено на заседании МО учителей гуманитарных наук
Протокол № 1
От « 30 » августа 2017 г.
Руководитель МО _________________________/ Рукавишникова Л.И./
подпись расшифровка подписи
2017-2018 уч.год
Содержание учебного предмета
1. Сведения по теории и истории литературы ( 5 часов)
Художественная литература как искусство слова.
Фольклор. Жанры фольклора Художественный образ. Художественное время и пространство. Содержание и форма. Поэтика. Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика. Историко-литературный процесс.
Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм.
Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма .
Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ. Деталь. Символ. Подтекст. Психологизм. Народность. Историзм.
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск. Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс. Стиль.
Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.
2. Из древнерусской литературы. (2 часа) «Слово о полку Игореве». Из литературы XVIII в. Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль». Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник».
3. Из литературы первой половины XIX в. (5 часов)
В.А. Жуковский. Стихотворение «Море» В.А. Жуковский. Баллада «Светлана».
А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума».
А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», « К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», « К***» (« Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», « Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», « Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. « И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…». А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник». А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин».
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» (« В минуту жизни трудную…»), « И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» (« В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…». М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова». М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени».
Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор». Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель». Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души».
4. Из литературы второй половины
XIX в.(6 часов)А.Н. Островский. Пьеса «Гроза».
И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».
Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», « С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», « О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», « К. Б.» (« Я встретил вас – и все былое…»), «Природа – сфинкс. И тем она верней…».
А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».
И.А. Гончаров. Роман «Обломов».
Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», « Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», « В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…». Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир».
Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».
Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого).
5. Из литературы конца XIX – начала XX в. (2 часа)
А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон». А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад».
6. Из литературы первой половины XX в. (8часов)
А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», « В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь»,
« О доблестях, о подвигах, о славе…», « О, я хочу безумно жить…». А.А. Блок. Поэма «Двенадцать».
В.В. Маяковский. Стихотворения: « А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах».
С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», « О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», « Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».
О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие пару С.А. Есенин. Стихотворения са…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», « Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».
А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество». А.А. Ахматова. Поэма «Реквием».
М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон». М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».
М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор). М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор).
А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» (« В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…». А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»).
Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль».
Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов).
А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»
7. Из литературы второй половины ХХ в.– начала XXI в. (6часов)
Проза второй половины XX в. (2 часа)
Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору)
Поэзия второй половины XX в. (2 часа)
Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору).
Драматургия второй половины ХХ в. (2 часа)
А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору)
Календарно-тематическое планирование элективного курса
для 11 класса, из расчета 1 час в неделю
1 этап (1 сентября — 9 октября) | ||
1 | Художественная литература как искусство слова. . Фольклор. Художественный образ. Фантастика. | |
2 | Литературные направления и течения. Литературные роды. | |
3 | Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжетные элементы. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов | |
4 | Литературоведческие термины. Деталь. Символ. Подтекст. Психологизм. Народность. Историзмвека». | |
5 | Язык художественного произведения. Стиль. Проза и поэзия. Системы стихосложения. Контрольная работа по данной теме. | |
2 этап (13 октября-15 ноября) | ||
6 | «Слово о полку Игореве». | |
7. | . Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль». Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник». | |
8 | В.А. Жуковский. Стихотворение «Море» В.А. Жуковский. Баллада «Светлана». | |
9 | А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума». | |
10. | Зачетная работа по темам: «Термины и литература 18 века» | |
3 этап (27 ноября-31декабря) | ||
11 | А.С. Пушкин. Стихотворения | |
12 | А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник». А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин». | |
13 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения. М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». | |
14 | Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор». Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель». Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». | |
15 | А.П. Чехов. Рассказы. Контрольная робота. Решение теста ЕГЭ. | |
4 этап (9 января-19 февраля) | ||
16 | Ф.И. Тютчев. Стихотворения Н.А. Некрасов. Ф.И. Тютчев. Стихотворения. А. А. Фет. Стихотворения | |
17 | И.А. Гончаров. Роман «Обломов». Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир». Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». | |
18 | А.А. Блок. Стихотворения: В.В. Маяковский. Стихотворения: | |
19 | С.А. Есенин. Стихотворения | |
20 | М.И. Цветаева. Стихотворения: О.Э. Мандельштам. Стихотворения: | |
21 | Зачетная работа | |
5 этап (26 февраля-9 апреля) | ||
22 | А.А. Ахматова. Стихотворения | |
23 | М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон». М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». | |
24 | М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор). | |
25 | А.Т. Твардовский. Стихотворения: | |
26 | Контрольная работа. Решение теста ЕГЭ. | |
6 этап (16 апреля-25 мая) | ||
27 | Б.Л. Пастернак. Стихотворения | |
28 | А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича» | |
29 | Проза второй половины XX в. В.В. Быков, В.Г. Распутин, Ч.Т. Айтматов. | |
30 | Поэзия второй половины XX в. В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий. | |
31 | Драматургия второй половины ХХ. А.В. Вампилов. | |
32-33 | Зачетная работа по теме «Проза второй половины ХХ века» |
multiurok.ru
Репетиционный курс по литературе в 11 классе по подготовке к итоговому сочинению «Современная литература»
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
_______ Калиева Ж.А.
«__» ___________2014г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_______ Кострова Т.В.
«__» ____________2014г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАРАГАЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Программа
репетиционного курса по подготовке к сочинению по литературе
“Современная литература”
Учитель: Кострова Татьяна Васильевна
Класс: 11
Общее количество часов по плану: 34
Количество часов в неделю: 1
Рабочая программа составлена в соответствии программы под редакцией В.Я. Коровиной «Литература 5-11 классы» – М.: Просвещение, 2010г.
«_____» __________ 2014 г. ____________
(подпись учителя)
Рассмотрена на заседании ОМО учителей русского языка и литературы
«__» ________________2014г.
Протокол №______
Руководитель ОМО__________Г.Н. Жилина
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.
Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без продолжения этой работы за рамками школьного урока.
Цель элективного курса “Современная литература” — становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.
Элективный курс по литературе предполагает систематическое чтение художественных произведений и знакомство с новинками современной литературы. Задача курса – воспитать читателя, научить школьника размышлять над прочитанным, извлекая из него уроки, в том числе и нравственные, а в конечном итоге – помочь становлению и формированию личности.
В соответствии в этим, целью элективного курса становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений; формированию личности, умеющей думать, сопереживать, способной за строкой литературного произведения видеть современную действительность, пропускать художественные произведения через свою душу.
Задача курса – заинтересовать ученика новейшей литературой, дать современному писателю современного читателя.
Разнообразие форм подачи материала повышает эффективность учебно-воспитательного процесса и его результативность, позволяет вывести ученика из состояния пассивности в состояние активного действия, когда резко возрастает познавательный интерес к предмету, растут качественные показатели, т.е результативность обучения.
Данная программа помогает решать задачи литературного образования, связанные как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:
— формирование представлений о литературе как
культурном феномене, занимающем специфическое
место в жизни человека;
— формирование эстетического вкуса как ориентира
самостоятельной читательской деятельности;
— формирование эмоциональной культуры личности;
— развитие воображения творческих способностей,
инициативы;
— формирование положительных нравственных качеств
и высокой гражданской ответственности за
судьбу Отечества;
— развитие навыков устной и письменной речи,
умение четко и грамотно выступать перед аудиторией;
— развитие коммуникативных навыков:
Данная программа направлена на совместную работу ученика и учителя, совместную работу ума, чувств, воли, на воспитание читающего, грамотного гражданина.
Отбор произведений современной литературы подчинен этим задачам. Программа представляет собой цикл занятий, посвященных творчеству современных авторов, и опирается как на книжные, так и журнальные публикации последних десятилетий.
Особенностью текстов, включенных в программу, является то, что по своей жанровой природе это, как правило, рассказы и небольшие повести. Такие произведения удобны для текстуального анализа и позволяют сосредоточиться не только на осмыслении содержания, но и на выявлении художественного своеобразия текста.
Представленные в программе произведения принадлежат перу как совсем молодых, так и уже получивших читательское признание авторов.
Программа содержит ряд тематических разделов, каждый из которых посвящен нескольким произведениям, изучаемым текстуально.
Программа направлена на выработку следующих основных умений:
— владение техникой грамотного и осмысленного чтения;
— владение умением выразительного чтения;
— умение самостоятельно анализировать произведение и
давать ему оценку;
— умение грамотно отроить свое монологическое высказывание
и слушать мнение товарищей;
— умение выполнять письменные работы различных жанров.
В связи с тем, что в современной литературе появляются новые и
возвращаются забытые имена, учитель вместе с учащимися может вносить в программу необходимые изменения. Программа допускает сокращение или увеличение материала.
В программе указано примерное распределение учебного времени по блокам, однако на занятиях возможно варьирование материала: углубление, сокращение некоторых тем ( и их замена ), использование освободившегося времени на различного рода практические литературные работы.
Данный курс рассчитан на 34 часа (11 кл.).
Содержание курса “Современная литература”
(34ч.)
ВВЕДЕНИЕ
Развитие художественных и идейно – нравственных традиций современной литературы. Основные направления и тенденции развития. Многоплановость, жанровое многообразие.
Блок 1. “ЭТИ НЕПРОСТЫЕ ЗО-е ГОДЫ”
Всенародная трагедия народа. Широта художественной панорамы. Глубина постижения исторических процессов.
В.Белов «Кануны», С.Залыгин «На Иртыше», Б.Можаев «Мужики и бабы», С.Антонов «Овраги», В.Тендряков «Хлеб для собаки». Крушение мечты о “всеобщем счастье”. Тема раскрестьянивания в литературе.
Блок 2. ГОДЫ РЕПРЕССИЙ
В.Дудинцев «Белые одежды», Д.Гранин «Зубр», В.Шаламов» Колымские рассказы»
О.Волков «Погружение во тьму», С.Довлатов “Зона”, Г.Владимиров “Верный Руслан”.
Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Отражение эпохи 30 -40-х годов. Судьба российской интеллигенции. Ответственность народа и его руководителей за настоящее и будущее страны. Тема памяти живых и погибших. Органическое единство художественного и публицистического в произведениях современных авторов.
Блок 3. ВОПРОСЫ, ЗАДАННЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ ВОЙНОЙ. «ОСТАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ В ПЛАМЕНИ ВОЙНЫ»
К.Воробьев “Это мы, Господи”, В.Кондратьев «Сашка», Г.Бакланов «Навеки — девятнадцатилетние», Е. Носов “Костер на ветру”, В.Астафьев «Прокляты и убиты» “Так хочется жить», М.Карим “Помилование”, В.Быков «Медовый месяц», «Полюби меня, солдатик”, С.Алексиевич «У войны не женское лицо».
О.Ермаков “Последний рассказ о войне”, К. Таривердиев “Ловушка”, ”Перебежчик”, Н.Иванов “Спецназ, который не вернулся”, “Вход в плен бесплатный”, А. Проханов “Чеченский блюз”, В. Маканин “Кавказский пленный”.
Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
Углубление темы Великой Отечественной войны в современной литературе. Художественное исследование духовных истоков массового героизма народа в защите Отечества. Образ молодого бойца. Суровая правда войны. Героика военных будней.
Осмысление подвига и трагедии народа. Психологическая проза, нравственные основы личности человека в трагических коллизиях войны. “Афганская” и “чеченская” проза. Художественно – документальный жанр.
Блок 4. «БЕРЕГИ В СЕБЕ ЧЕЛОВЕКА». Чем люди живы?
Нравственная красота нашего современника. Проблема отношений личности и коллектива. Пристальный интерес к сложному духовному миру человека, нравственным основам его характера. Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).
Е. Носов «Яблочный Спас», «Карманный фонарик», В.Распутин «В ту землю”, ”Женский разговор», «Нужная профессия», “Изба”. Связь рассказа с житийной литературой. Вера в силы народного духа, золотые сердца русских крестьян. С.Бабаян «Моя вина», «Кучук — Ламбат», С.Залыгин «Ирунчик», «Уроки правнука Вовки», Б. Екимов “Пиночет”.
Современная поэзия о нравственности.
Блок 5. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
Философское осмысление проблемы – отношение человека к природе. Утверждение нравственных законов отношения человека к миру. Значение образов природы. Роль автора – рассказчика. Публицистичность и лиризм произведений. Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.
В.Распутин «Прощание в Матерой», В. Астафьев «Царь-рыба», П.Краснов «Шатохи»,
С.Алексиевич «Чернобыльская молитва», Г. Медведев “Чернобыльская тетрадь”, “След инверсии”, Ю. Щербак “Чернобыль”. Боль за родную землю. Органическое единство художественного и публицистического жанра. А.Варламов «Гора», «Байкал». Экологические и нравственные проблемы современности.
Блок 6. ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ
Изображение духовной и физической мощи человека. Трудный быт простого человека. Отношение к труду как к главному делу жизни. Проблема ответственности человек за свое жизненное поведение (проблема жизненного выбора), понятие гражданского долга, высота нравственных требований к человеку.
Ф.Абрамов «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька», Б. Екимов “Пиночет”,”Фетисыч”, “Пастушья звезда”, В. Астафьев “Людочка”, Г.Бакланов “Кондратий”, Д.Бакин “Сын дерева”, “Страна происхождения”, А. Цветков“ Герой рабочего класса”, В. Золотуха “Последний коммунист”, С. Довлатов“Чемодан”, Ю. Трифонов “ Обмен”. Образ молодого героя на страницах произведений последних десятилетий. Поиски героя времени.
Блок 7. СПОР ПОКОЛЕНИЙ: ВМЕСТЕ И ВРОЗЬ.
Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
А. Цветков “Герой рабочего класса”, В. Золотуха “Последний коммунист”. Проблема поиска героя времени. Судьба “растерянного” поколения 90-х годов. Проблема “отцов” и “детей”. С. Довлатов “Чемодан”, Ю. Трифонов “Обмен”. Русская интеллигенция в испытаниях времени. В.Распутин «В ту землю”, ”Женский разговор»
Блок 8. МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА.
В. Акунин “Азазель”. Жанр детектива. М. Успенский “Там, где нас нет”. Жанр фэнтези. Сага о похождениях русского богатыря Жихаря. Поэтика романа. М. Веллер
“Приключение майора Звягина”. Плутовской роман. Похождение ловкого авантюриста.
Тематическое планирование курса “Современная литература” (34ч)
№ п/п
Тема заняти я(34 часа)
Форма урока.
Дата по плану
По факту
1
Введение. Основные направления и тенденции развития современной литературы.
лекция
2
“Эти непростые 30-е годы”(4ч)
“Так это было на Земле”. (Обзор произведений, посвященных теме коллективизации
лекция с элементами беседы
3
Крушение мечты о “всеобщем счастье”. Тема “раскрестьянивания” в романах Б.Можаева “Мужики и бабы”, С.Антонова “Овраги”, С.Залыгина “На Иртыше”.
семинар
4,5,6,7
Годы репрессий (4ч)
Отражение эпохи 30-40-х годов в современной литературе. В. Дудинцев “Белые одежды”, Д. Гранин “Зубр”. “…Сильней надежд мои воспоминанья”. Жизнь и творчество В.Т. Шаламова. “Колымские рассказы”.
деловая игра
читательская конференция
семинар
беседа
Вопросы, заданные человечеством войной.
“Остаться человеком в пламени войны”
8
Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды в рассказе Е. Носова “Костер на ветру”.
урок — исследование
9
10
Образ молодого солдата. Г. Бакланов “Навеки – девятнадцатилетние”. В. Кондратьев “Сашка”. М. Карим “Помилование”
семинар
семинар
11
12
Написанная кровью сердца… Повесть К. Воробьева “Это мы, Господи”.
В. Астафьев “Прокляты и убиты”. Правда о войне.
читательская конференция
13
Женщина и война. С. Алексиевич “У войны не женское лицо”. В. Быков ‘Полюби меня, солдатик”. В. Астафьев “Пастух и пастушка”.
Литературный анонс
14
Стихи Ю. Друниной.
презентация книги
15
Афганская проза. С. Дышев “Да воздастся”.
О. Ермаков “Последний рассказ о войне”, “Сапогами не вытоптать душу”.
К. Таривердиев “Ловушка”
практикум
16
Чеченская проза. А. Иванов “Вход в плен бесплатный”, “Спецназ, который не вернется”.
В. Маканин “Кавказский пленный”.
А. Проханов “Чеченский блюз”.
Сочинение – рецензия на прочитанную книгу
практикум
17
Чем люди живы? Береги в себе человека
В. Распутин “Прощание с Матерой” и “В ту землю”. Связь с историей, с родовыми корнями.
урок – размышление
18
В. Распутин “Женский разговор”, “Нужная профессия”
В. Распутин “Изба’. Связь рассказа с житийной литературой.
Образ русского человека в произведениях В.Распутина.
исследование
19
Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение. С.Залыгин “Уроки правнука Вовки”,“Ирунчик”. Б. Екимов “Пиночет”.
практикум
20
Е. Носов “Яблочный спас”, “Карманный фонарик”. Нравственная красота простого человека.
урок – размышление
21
О нравственности языком поэзии. Э.Асадов,
А. Дементьев, Н. Рыленков, Н. Палагута, Е. Шварц,
Н. Жданов, Ю.Левитанский.
практикум
Человек и природа
22
Тема “Человек и природа” в современной прозе. Обзор произведений.В.Распутин “Прощание с Матерой”. Ч. Айтматов “Белый пароход”, “Плаха”. В Астафьев “Царь – рыба”. Обобщение. Образы – символы, их роль в произведениях.
исследование
23
С. Алексиевич “Чернобыльская молитва”,
Г. Медведев “Чернобыльская тетрадь”, Ю. Щербак
“Чернобыль”.
урок – размышление
24
Боль за родную землю.А. Варламов “Гора”, “ Байкал”. Экологические и нравственные проблемы.
беседа
Человек на Земле
25
Ф. Абрамов “Деревянные кони”, “Пелагея”, “Алька”.
Вопросы смысла жизни.
семинар
26
«Что там, в душе человеческой?» Б. Екимов «Фетисыч», “На благословенной и такой неуютной земле…”Б. Екимов “Пиночет”.
27
“Без Бога, без природы, без человека – ужас”.
В. Астафьев “Людочка”.
урок – размышление
Спор поколений: вместе и врозь
28
А. Цветков “Герой рабочего класса”, В. Золотуха “Последний коммунист”. Проблема поиска героя времени. Судьба “растерянного” поколения 90-х годов. Проблема “отцов” и “детей”.
беседа
29
В.Распутин «В ту землю”, ”Женский разговор»
семинар
30
С. Довлатов “Чемодан”, Ю. Трифонов “Обмен”. Русская интеллигенция в испытаниях времени.
Обзор
Массовая литература (детектив, фантастика, авантюрный роман) (3ч)
31
“Игра с историей”. По детективу Б. Акунина “Азазель”.
практикум
32
“Филологическая фантастика”. По роману М. Успенского “Там, где нас нет”. Жанр фэнтэзи.“Игра в героя”.
33
По роману М. Веллера “Приключения майора Звягина”. Плутовской роман.
34
Подведение итогов за год.
Основные виды устных и письменных работ
Устно: выразительное чтение текста художественного произведения, комментированное чтение.
Устный пересказ всех видов – подробный, выборочный, краткий – главы, нескольких глав.
Подготовка характеристики героя или героев.
Рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя, стилистических особенностях его произведения, анализ отрывка, целого произведения, устный комментарий прочитанного.
Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение большого объема.
Подготовка сообщения, доклада на литературные и свободные темы, связанные с изучаемыми произведениями.
Свободное владение монологической и диалогической речью.
Письменно : составление планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге.
Создание сочинений проблемного характера, рассуждений.
Подготовка доклада, лекции для будущего прочтения вслух на уроке или литературном вечере.
Создание рецензии на прочитанную книгу.
Литература для учащихся
Русская литература XX века. Хрестоматия для 11 кл. в 2 ч. /Сост. А.В.Баранников, Т.А. Калганова, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2002./
Русские писатели ХХ века. Библиографический словарь.В 2 ч. /Под ред. Н.Н. Скатова. – М.: Просвещение, 1998/
Русская литература ХХ века. Учебник для 11 кл. В 2 ч. /Под ред. В.П, Журавлева. – М.: Просвещение 2002/
Русская литература ХХ века. Учебник для 11 кл. В 2 ч. /Под ред. В.В. Агеносова
М. – Дрофа,1998/
Тексты художественной литературы.
Журнальные публикации:
Владимиров Г. Верный Руслан //Знамя. 1989 №2
Довлатов С. Зона. Компромисс. Заповедник. М., 1991.
Довлатов С. Чемодан. Л., 1991.
Носов Е. Костер на ветру. М., 1993.
Иванов Н. Вход в плен бесплатный //Роман – газета. 1998 №4
Иванов Н. Спецназ, который не вернется //Роман – газета. 1998 №23 – 24
Распутин В. Изба // Современник . 1999 №1
Распутин В. В ту землю. //Роман – газета. 1997 №9
Залыгин С. Уроки правнука Вовки. //Новый мир. 1996 №6
Залыгин С. Ирунчик. //Роман – газета. 1998 №19
Екимов Б. Пиночет //Роман – газета. 1999 №22
Носов Е. Яблочный Спас. // Роман – газета. 1997 №21-22
Носов Е. Карманный фонарик. //Роман – газета. 1998 №19
Алексиевич С. Чернобыльская молитва. //Юность.1997 №1
Медведев Г. Чернобыльская тетрадь. //Новый мир. 1997 №3
Варламов А. Гора. Байкал. //Роман – газета. 1998 №19
Екимов Б. Фетисыч. //Новый мир. 1996 №2
Екимов Б. Пастушья звезда. //Новый мир. 1989 №2
Бакланов Г. Кондратий. //Знамя.1996 №5
Бакин Д. Сын дерева. //Знамя.1998 №1
Цветков А. Герой рабочего класса. //Октябрь. 1998 №8
Золотуха В. Последний коммунист. //Новый мир. 2000 №1-2
Трифонов Ю. Обмен. //Новый мир. 1969 №12
Акунин Б. Азазель. М., 2000
Успенский М. Там, где нас нет. М., 1995
Веллер М. Приключения майора Звягина. СПб., 1995
7.Шнейберг А.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына. Пособие для поступающих в вузы. М.,1995.
Литература для учителя
Изучение литературы ХIХ – ХХ веков по новым программам. Сб. научно – методических статей. Отв. редактор Бодрова Н.А. Самара.
Произведения о Великой Отечественной войне на уроках литературы и внеклассной работе. Книга для учителя. / Сост. Е.П. Пронина.-М.: Просвещение,1998 /
Тексты художественной литературы
Журнал « Литература в школе»
Русская литература. Конец ХХ века. Уроки современной русской литературы. Учебно – методическое пособие. – СПб.: Паритет,2001.
Сухих И. Сергей Довлатов: время, место, судьба. СПб., 1996
Шнейберг А.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына. Пособие по литературе для поступающих в вузы. М., 1995.
infourok.ru
Элективный курс по литературе (11 класс) на тему: Кружок «Теория и практика сочинений разных жанров».11 класс
Пояснительная записка.
Программа кружка «Теория и практика сочинений разных жанров» рассчитана на формирование умений правильно и хорошо выражать свои мысли в устной и письменной форме. Кроме того, данный курс способствует развитию интереса к литературному творчеству.
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и ученика.
Цель данной программы: помочь обобщить знания по русскому языку и литературе; завершить формирование умений работать с текстом, совершенствовать умения оперировать теоретико – литературными понятиями, и создавать тексты различных жанров.
Задачи курса:
1. Научить хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Развивать умение убедительно, ярко говорить и писать, совершенствовать речь учащихся.
3.Развивать умение оперировать при анализе художественных произведений различными теоретико – литературными понятиями.
4. Формировать умения самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный текс в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определённой модели. Продумывать план и композицию. Отбирать фактический материал.
Реализация программы предусматривает использование различных методов и приёмов: Проектная деятельность, проблемное изложение теоретического материала. Исследовательская работа. Самостоятельное наблюдение над текстом с целью решения поставленных задач. Совершенствование рукописей. Рецензирование, выполнение творческих работ.
Содержание программы.
1. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике.
2. Работа над художественным текстом при подготовке к сочинению.
Отбор материала, систематизация фактического материала, планирование будущего текста.
3. Теоретико-литературные понятия.
4. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Зависимость структуры от его типа.
5. Структура сочинения. Вступительная часть. Виды вступлений. Заключительная часть сочинения.
6. Стилистика сочинения. Редактирование и рецензирование, анализ сочинения.
Учебно-тематический план курса
|
|
|
|
|
|
| Анализ формулировки темы сочинения , её конкретизаторы и языковая единица, её выражающая. |
|
| Анализ темы сочинения: тип темы по степени полноты отражения в ней суждения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Типология сочинений. |
|
| Проблема и идея. Типология проблематик литературных произведений. Сочинение по проблеме и идее литературного произведения. |
|
| Тип сочинения – сравнительная характеристика. Составление плана характеристики. Написание вступления. Подбор фактического материала. |
|
| |
|
|
|
|
14 | Эссе как жанр сочинения. Особенности построения, языка, стиля. | 2 |
15 | Эссе (продолжение). Практическая работа (написание эссе) | 2 |
16 | Сочинение – анализ эпизода. | 2 |
17 | Анализ поэтического текста. | 2 |
18 | Практическая работа с конкретными сочинениями. | 5 |
Итого 34 часа
Используемая литература для учителя и учащихся
- Алексеева Т.В. Как научиться писать сочинение на «отлично»: В помощь школьникам и абитуриентам. – СПб. – Паритет, 2000.
- Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. – М.: «Просвещение», 1982.
- Журавлев А.П. Звук и смысл. – М., 1981.
- Ладыженская Т.А., Зеналова Т.С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». – 3-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 1986.
- Кохтев Н. Н. Сочинение: работа над содержанием и языком.- М: Издательство МГУ, 1994.
- Лимонад Т. В. С сочинением на «ты»: Пособие для старшеклассников и абитуриентов.
- Подгорная В.С. Сочинение…? Это интересно! Теория и практика написания сочинений в традиционных жанрах.- ООО ИПЦ « КАРО» 2000г.
- Карнаух Н.Л. Письменные работы по литературе 9-11 кл. – Москва «Дрофа», 2003 г.
- Морозова Н.П. Учимся писать сочинения. Книга для учащихся. – Москва, Просвещение, 1987 г.
nsportal.ru
Программа элективного курса литература 11 класс
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель директора Директор школы
учителей по УВР _____ /Бутикова Р.С./
____ /Ильяшова М.Ф./ _____ /Юрченко И.М./
Протокол №__ от Приказ №_____ от
«_____ « ________ «_______» ____________
2015г. 2015г.
Программа
элективного курса по литературе
«Русская классика» 11 класс
Подготовка к ЕГЭ .
учителя русского языка и литературы
Ильяшовой Марии Федосовны
2015 – 2016 учебный год
МБОУ «Осколковская СОШ»
Пояснительная записка
Элективный курс Русская классика» задуман как подготовительно – тренировочный и адресован учащимся 11 класса, планирующих сдавать экзамен по литературе в формате ЕГЭ.
Основной целью изучения курса является подготовка к выполнению тестовых заданий по литературе, с одной стороны, и формирование умений и навыков в построении текста мини – сочинения – с другой.
Задачи:
— систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории литературы, их актуализация, уточнение понимания отдельных терминов и понятий;
— формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение в диапазоне допустимых интерпретаций;
— дальнейшее формирование навыка создания собственного литературоведческого текста, развитие интеллектуальных умений, речевой культуры учащихся, их творческих способностей;
— обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения.
Элективный курс рассчитан на 17 часов в расчете 0,5 часа в неделю
Календарно – тематическое планирование элективного курса
№
Тема занятия
часы
1.
Знакомство с содержанием экзаменационной работы по литературе. Образцы бланков ответов.
1
2.
Демоверсия 2016 года. Диагностический тест.
1
3.
Древнерусская литература и фольклор как источник художественных принципов русской литературы.
1
4.
Литература русского Просвещения 18 века. Ломоносов, Державин, Фонвизин. Принципы классической комедии.
1
5.
Жуковский – начало романтизма. Жанры элегии и баллады.
1
6.
Грибоедов «Горе от ума». Драматургическое новаторство автора. Конфликт и образы комедии.
1
7.
Творчество Пушкина. Основные темы лирики. Понятие исторического романа. Зарождение реализма как стиля.
1
8.
Творчество Лермонтова. Традиции романтизма в лирике поэта. «Герой нашего времени». Особенности композиции.
1
9.
«Смех сквозь слезы» в сатире Н.В.Гоголя. Понятие лирического отступления как средства выразительности.
1
10.
Ф.Тютчев и А.Фет. Традиции и новаторство в поэзии. Философская лирика.
1
11.
Традиции и новаторство гражданской лирики Н.А.Некрасова. Двусложные и трехсложные размеры стиха.
1
12.
М.Е.Салтыков – Щедрин. Понятие сатиры как творческого принципа в литературе.
1
13.
Ф.Достоевский. Понятие психологизма в русской литературе. Диалог и монолог как средство выразительности.
1
14.
Л.Н.Толстой. Жанр романа – эпопеи. Духовные искания героев.
1
15.
Чехов – драматург. Новаторство русской драматургии. Ремарка как средство художественной выразительности.
1
16.
Репетиционный экзамен.
1
17.
Анализ экзаменационной работы.
1
Литература
Е.А.Самойлова. ЕГЭ 2016. Литература. Сборник заданий. Москва: Эксмо, 2015 год.
Н.А.Сенина. Литература. Подготовка к ЕГЭ – 2016. Издательство «Легион», 2015 год.
Е.А.Ерохина. Литература ЕГЭ. Типовые тестовые задания. Издательство «Интеллект – Центр», Москва, 2015 год.
ФИПИ. Демоверсия ЕГЭ 2016 по литературе.
Е.А.Ерохина. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ по литературе. Издательство «Экзамен»,2015 год.
А.Л.Скубачевская. Универсальный справочник по литературе к ЕГЭ. Издательство:Эксмо, 2015 год
Е.А.Самойлова. Репетитор по литературе. Издательство: Эксмо,2010 год
О.Б.Марьина. Решение сложных заданий по литературе. Издательство «Экзамен», 2010 год.
infourok.ru
Элективный курс по литературе»Сочинение разных жанров»11 класс
Рассмотрено на заседании | Составлена на основе государственной программы |
Принято на заседании
педагогического совета
« __» _________
Утверждено руководителем
образовательного учреждения
«__»___________
Рабочая программа
по элективному курсу
в11а классе
«За страницами учебника литературы»
Составитель:
Псарёва Т.А.,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной
категории
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа элективного курса «Сочинение разных жанров по литературе» составлена с учетом требований нового Государственного образовательного стандарта 2004 года на основе авторской программы «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы» (Программы элективных курсов. Литература. 10-11 классы. Профильное обучение. – 2-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2009.) и ориентирована на учащихся 11 классов.
Основная цель спецкурса – развитие коммуникативно-речевой культуры старшеклассников.
В процессе работы над эссе решаются следующие учебные задачи:
— раскрытие творческих способностей учащихся;
— развивается ассоциативное мышление старшеклассников;
-формируется коммуникативное умение создавать собственные речевые произведения, используя возможности разных стилей и типов;
-формируются представления школьников о разных способах восприятия действительности;
-демонстрируются творческие способности художников слова, уже известных учащимся, и открываются новые имена писателей русской и зарубежной литературы, что положительно сказывается на общей подготовке по предмету.
Отбор предложенных для анализа текстов-эссе осуществлен с точки зрения нравственного и эстетического воспитания старшеклассников.
В процессе обучения по программе спецкурса учащиеся должны:
-знать определение эссе, его признаки, формы и разновидности;
-определять «решающую идею» эссе;
-анализировать предложенный пример по вопросам и заданиям;
-находить средства художественной выразительности, используемые автором;
-создавать творческую работу в одной из жанровых форм: письма, страницы из дневника, слова, этюда, эссе (по выбору учащихся).
Элективный курс рассчитан на 36 часов.
Итогом работы по данной программе становится самостоятельно созданная творческая работа в определенном жанре или защита исследовательского проекта.
Календарно-тематическое планирование
Последовательность тем в предмете | № урока | Последовательность уроков в теме | Минимум содержания образования на урок | Виды контроля за уровнем усвоения | Дата |
Введение. Теоретические сведения. | 2 | Эссе как жанр словесной культуры, его признаки, история развития. Разновидности и формы эссе. Интегративное свойство жанра. | Вычленение признаков эссе. Разновидности формы, художественные приемы. | ||
Работа с текстом. | 4 | Объекты внимания эссеистов. Стили речи. Типы речи. Средства художественной выразительности. | Сравнение, сопоставление, анализ, наблюдение над языком произведений. Е. Чернов «Берёзка». И. Ермаков «Дама в голубом». | Творческая работа «Моя первая встреча с эссеистами» | |
Эссе разных авторов на одну тему. | 1 | Тема, идея, признаки жанра, средства художественной выразительности. | Сравнение, сопоставление, наблюдение над языком произведений. К. Победин «Музыка» и Е. Шварц «Музыка». | Заполнение таблицы. | |
Слово и эссе в форме слова. | 4 | Стили речи, типы речи, структура ораторского высказывания, адресат жанра, позиция писателя. | Анализ структуры речевого высказывания, анализ языковых средств, определение адресата жанра. И. Шмелёв «Слово на чествовании И. Бунина» и Ф. Искандер «Слово о Пушкине». | Создание слова или эссе (адресат определяется учащимися). | |
Эссе и очерк. | 2 | Определение очерка и эссе, эссеистический стиль, речевая задача. | Сравнение, сопоставление, наблюдение над языком произведений, формулирование выводов. В. Набоков «Кембридж» и Л.Бежин «Отсвет волшебного фонаря» или К. Паустовский «Предательская осень». | Создание вступления к воспоминанию о путешествии (на основе личных впечатлений). | |
Письмо и эссе в форме письма. | 2 | Признаки эпистолярного стиля, языковые средства, речевая задача, позиция писателя, адресат жанра. | Сопоставление, выявление отличий, определение адресата жанра анализ языковых средств. И. Тургенев «Письмо к Полине Виардо» и Г. Гессе «Неотправленное письмо к певице». | Написание письма или эссе в форме письма. | |
Форма эссе и его языковое воплощение. | 1 | Адресат жанра, речевая задача. | Выявление взаимосвязи, предположение и формулирование выводов. | ||
Эссе и беседа. | 1 | Структура беседы и интервью. | Ф. Искандер «Беседа с Виктором Максимовичем» (фрагмент) | Составление вопросов для интервью. | |
Воплощение одной темы в эссеистической и стихотворной форме. | 3 | Тема. Эссеистическая и стихотворная форма, средства художественной выразительности. | Выявление взаимосвязи, сопоставление. Ф. Искандер стихотворение «Душа и ум» и одноименное эссе. Ф. Г. Лорка стихи из книги «Сюиты» и эссе «Предисловие к множеству книг» | Создание сочинения на основе сопоставления. | |
Стихотворение в прозе и эссе. | 2 | Признаки каждого жанра, типы речи. | Выявление отличий и взаимосвязи, поиск средств выразительности. Д. Симонова. Отрывок из сочинения и эссе «Как есть». | ||
Японские даны – древнейшая форма эссе. | 1 | Сравнение как композиционный прием. | Анализ текста. Главки из книги Сей Сёнагон «Записки у изголовья» | Создание эссеистической спорады. | |
Текст, построенный на сравнении. | 1 | Сравнение как композиционный прием. | Анализ текста. Г.Гессе «Два голоса мелодии жизни». | Создание эссеистической миниатюры. | |
Зарисовка. | 1 | Тема, идея произведения, типы и стили речи, средства художественной выразительности. | Анализ текста. В. Астафьев «Свеча над Енисеем» (из книги «Затеси»). | Создание зарисовки, этюда, миниатюры. | |
Литературно-критическое эссе и школьное сочинение. | 2 | Разновидности жанра, особенности литературно-критического эссе. | Сравнение, сопоставление. П. Вайль, А. Генис «хартия вольностей» (отрыврок) и пример школьного сочинения. | Рецензия. | |
Анализ литературно-критического эссе. | 2 | Особенности литературно-критического эссе. | С. Залыгин «Мой поэт»т(глава из эссе об А.П. Чехове) | Рассказ о любимом писателе. | |
Анализ сочинений-эссе. | 1 | План анализа. Композиция сочинения – эссе. | Пример школьного сочинения-эссе «Грамматика любви в произведения И, Бунина». | Рецензирование по вопросам. | |
1 | Композиция сочинения – эссе. | Пример школьного сочинения-эссе «Вечный Достоевский». Рецензирование. | Написание комментария к сочинению. | ||
1 | Композиция сочинения – эссе. | Пример школьного сочинения-эссе на тему «Золото убило больше душ, чем железо тел». | Рецензирование по вопросам. | ||
1 | Анализ эссе. | Анализ эссе. Эссеистический стиль. «Компьютерная болезнь» | Устная рецензия. | ||
Анализ исторического эссе. | 2 | Разновидности эссе, особенности научно-исследовательского эссе. | Анализ исторического эссе. | Рецензирование учащихся. | |
Тематика творческих заданий. | 1 | Комментарий учителя. | Обсуждение. | Творческая работа учащихся. |
Литература
1.Антонова Л.Г., Ухова Л.В. Жанровые опыты (Урок по стилистике в 11 классе) // Русский язык в школе. 2010. № 3.
2. Калганова Т.А. Сочинения разных жанров в старших классах. М., 2007.
3.Карнаух Н.Л. На пути к эссе // Русская словесность. 2002. № 3.
4.Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе. К.Г. Паустовский. Предательская осень // Русский язык в школе. 2001.№ 2.
5.Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе: пособие для учащихся и абитуриентов. М., 2009.
6. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9 – 11 классы. М., 2009.
7. Карнаух Н.Л. Программа элективного курса «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы». М.,2009
8.Котельникова С.А. Аннотация – отзыв – рецензия – эссе // Русский язык в школе. 1998. №1.
9.Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания: учебное пособие для студентов и учителей-словесников. М., 2011.
10.Никитина Е.И. Эссе-воспоминание // Русский язык в школе. 2011.№3.
11.Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовскойи П.А. Леканта. М., 20015.
kopilkaurokov.ru
Рабочая программа элективного курса по литературе в 11 классе «Обучение сочинению»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
пос. Мизур Алагирского района РСО-Алания
Рабочая программа элективного курса по литературе
«Обучение сочинению»
11класс
Составитель: учитель русского языка и
литературы
Кочиева З.А..
2014г.
Пояснительная записка
Цель данной программы: помочь обучающимся 11 класса обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей, совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь подготовиться к итоговому сочинению по литературе.
Программа рассчитана на 17 часов.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся
Обучающиеся должны:
— понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;
— знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
— уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;
— хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
— воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания, при анализе конкретных художественных произведений знать тему, художественное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, несюжетные элементы и конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приёмы психологического изображения, особенности художественной речи, особенности жанра;
— уметь оперировать при анализе следующими понятиями и терминами: роды художественной литературы, их основные жанры, литературные направления и течения, стихотворные размеры;
— самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с данной темой.
Календарно — тематическое планирование
№
Тема занятия
Количество часов
Дата проведения
1
Введение. Цели и задачи курса
1
2
Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений
1
3
Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Знакомствос положением об итоговом сочинении,(особенности формулировок тем, критерии оценивания и т. д)
1
4
Выбор темы сочинения.Сочинения направления «Недаром помнит вся Россия»
1
5
Сочинение –рассуждение. Рассуждение- доказательство. Работа с сочинениями по направлению «Человек и природа»
1
6
Сочинение- рассуждение. Рассуждение- опровержение. Работа над сочинениями по тематическому направлению: «Спор поколений: вместе и врозь», «Вопросы, заданные человечеству войной»
1
7
Вступительная часть сочинения. Работа над сочинениями по направлению « Чем люди живы»
1
8
Заключительная часть сочинения
1
9
Сочинение «Характеристика героя»( герой, образ, персонаж, повествователь, лирический герой)
1
10
Сравнительная характеристика двух литературных героев
1
11
Групповая характеристика литературных героев
1
12
Характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя
1
13
Обобщающее сочинение по нескольким произведениям разных писателей
1
14
Сочинение на свободную тему
1
15
Выбор эпиграфа к сочинению
1
16
Стилистика сочинения
11
17
Зачетная работа. Сочинение.
Литература
1. Коган И. И., Козловская Н. В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении, С.-П.,2003.
2. Козловская Н. В. Искусство написания сочинений, С.-П.., 2000.
3.Озеров Ю. А. Раздумья над сочинением. М., 1998.
4. Материалы по ЕГЭ.
5.Т.В.Лимонад. С Сочинением на «ТЫ».М. Школьная Пресса, 2001
6. Т.А. Ладыженская, Т.С.Зепалова Развивайте дар слова. М.»Просвещение», 1990
Интернетресурсы
Газета «Русский язык и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка»
http://rus.1september.ru
Коллекция «Диктанты – русский язык» Российского общеобразовательного портала
http://language.edu.ru
Культура письменной речи
http://www.gramma.ru
Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений
http//www.philolog/ru/dahl/
Икусство слова: авторская методика преподавания русского языка
http://www.gimn13.tl.ru/rus/
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ)
http://www.mapryal.org
Мир слова русского
http://www/rusword.org
Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка
http://yamal.org/ook
Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово»
http://www.ropryal.ru
Словесник: сайт для учителей Е. В. Архиповой
http://slovesnik-oka.narod.ru
Справочная служба русского языка
http://spravka.gramota.ru
Тесты по русскому языку
http://likbez.spb.ru
Центр развития русского языка
http://www.ruscenter/ru
Электронные пособия по русскому языку для школьников
http://learning-russian.gramota.ru
Собрание словарей портала «ГРАМОТА.РУ»
http://slovari.gramota/ru
Еженедельная газета «Русский язык» Издательского дома «Первое сентября»
http://rus1september.ru
ЕГЭ по русскому языку: электронный репетитор
http://www/rus-ege.com
Кабинет русского языка и литературы
http://ruslit.ioso.ru
infourok.ru
Рабочая программа элективного курса для 11 класса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса по русскому языку«Русский язык в формате ЕГЭ» в 11 классе разработана на основе Программы
Н. Г. Гольцовой «Русский язык» 10-11 классы Москва «Русское слово» 2014 года к учебнику «Русский язык 10-11 классы (Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина, 2014 г., базовый уровень ч. I-II).
ЕГЭ – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу. ЕГЭ основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса.
Программа построена на расширении и углублении базового образования, содержит теоретический и практический материал, который включает в себя отработку правил русского языка в системе и служит для подготовки обучающихся к ЕГЭ.
Программа предназначена для учащихся 11-х классов и рассчитана на 34 часа.
Место курса в образовательном процессе.
Курс «Русский язык в формате ЕГЭ» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста, и итоговое сочинение.
Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии, пунктуации и стилистики.
Цели и задачи курса:
— обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку за курс 5 -11 классов согласно новым требованиям экзаменационных тестов;
скорректировать умения каждого ученика при работе с КИМами;
подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ;
развивать познавательную деятельность в работе над незнакомым материалом или трудным заданием;
— выработать навыки объективно обосновывать свои суждения, опираясь на жизненный опыт или литературный материал;
целенаправленно развивать диалогическую и монологическую речь учащихся;
формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать вывод;
— учить любой диалог вести этически корректно.
Ученики должны
иметь представление
— о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскомуязыку;
знать
— сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;
— содержание заданий ЕГЭ;
уметь
— применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
понимать и интерпретировать текст;
создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
-аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт;
— проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
— проводить лингвистический анализ деловых, публицистических, разговорных и художественных тестов;
— использовать в собственной речи разнообразные грамматические и лексические средстваязыка,
— создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
формулировать и комментировать проблему, поставленную автором текста;
формулировать позицию автора, объясняя, почему согласны или не согласны с автором
прочитанного текста.
Содержание программы
Введение — 1 час.
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Подготовка к итоговому сочинению в декабре – 12 часов.
Знакомство с направлениями тем итогового сочинения, анализ предложенных направлений.
Тема и проблема текста. Основная мысль, Аргумент. Способы аргументирования.
Сочинение по одному из направлений.
Подготовка к заданиям 1-24 – 11 часов.
Текст. Понимание текста.Способы и средства связи предложений в тексте. Стили и типы речи. (Задания 1-3, 20, 21,23)
Орфоэпия. Орфоэпические нормы. (Задание 4)
Лексика и фразеология. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Паронимы, синонимы, антонимы. Тропы. Фразеологические обороты. (Задания 5, 22, 24)
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Задания 6,7)
Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций.
Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. (Задания 7, 24)
Орфография. Орфографические нормы. (Задания 8 — 14) Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Задания 15 – 19)
Подготовка к сочинению уровня С – 9 часов.
Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.
Комплексная подготовка к ЕГЭ – 2 часа.
Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.
Учебно – тематический план.
№ п/п. | Название темы. | Количество часов. | Уроков развития речи. | Контрольные работы. | |||
Введение | 1 | ||||||
1. | Подготовка к итоговому сочинению в декабре | 12 | |||||
2. | Подготовка к заданиям 1-24 | 11 | 3 | ||||
3. | Подготовка к сочинению (Задание 25) | 9 | 9 | ||||
4. | Комплексная подготовка к ЕГЭ. | 2 | 2 | ||||
Итого | 35 | 8 | 2 |
Календарно — тематическое планирование.
№ п/п. | Название темы. | Требования к уровню знаний. | Вид работы |
1. | Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. | Знать: ДВ ЕГЭ. Уметь: заполнять бланки. | |
2. | Знакомство с направлениями тем итогового сочинения, анализ предложенных направлений. | ||
3. | Тема и проблема текста. Основная мысль, аргумент. Способы аргументирования. | ||
4. | Сочинение по направлению «Верность и измена». Темы и проблемы. Аргументы к данному направлению. | ||
5. | Проба пера. Написание сочинения по данному направлению. | сочинение | |
6. | Сочинение по направлению «Равнодушие и отзывчивость». Темы и проблемы. Аргументы к данному направлению. | ||
7 | Проба пера. Написание сочинения по данному направлению. | сочинение | |
8. | Сочинение по направлению «Цели и средства». Темы и проблемы. Аргументы к данному направлению. | ||
9. | Проба пера. Написание сочинения по данному направлению. | сочинение | |
10. | Сочинение по направлению «Смелость и трусость». Темы и проблемы. Аргументы к данному направлению. | ||
11. | Проба пера. Написание сочинения по данному направлению. | сочинение | |
12. | Сочинение по направлению «Человек и общество». Темы и проблемы. Аргументы к данному направлению. | ||
13. | Проба пера. Написание сочинения по данному направлению. | сочинение | |
14. | Орфоэпия. Орфоэпические нормы. | Знать: орфоэпия, орфоэпические нормы. Уметь: ставить ударение в словах. | Выполнение задания 4 |
15-16. | Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы. Синонимы, антонимы. Лексические выразительные средства. | Знать: лексика, лексические нормы, паронимы, виды тропов. Уметь: работать со словом, находить лексические выразительные средства в текстах. | Выполнение заданий 5,22,24 |
17. | Фразеология. | Знать: фразеологизм. Уметь: находить фразеологизмы. | Выполнение задания 6 |
18. | Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. | Знать: морфологические, грамматические нормы. Уметь: исправлять ошибки, связанные с нарушением норм. | Выполнение заданий 16-18 |
19. | Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. | Знать: предложение простое, осложнённое, сложное. Уметь: находить обособленные члены предложения и вводные конструкции. | |
20-21. | Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. | Знать: синтаксические, грамматические нормы, стилистические фигуры. Уметь: исправлять ошибки, связанные с нарушением норм, находить фигуры в тексте. | Выполнение задания 7 |
22-23 | Орфография. Орфографические нормы. | Знать: орфографические нормы. Уметь: применять орфографические правила на практике. | |
24. | Пунктуация. Пунктуационные нормы. | Знать: пунктуация, пунктуационные нормы. Уметь: применять пунктуационные правила на практике. | Выполнение задания 24 |
25. | РР. Текст. Способы и средства связи предложений в тексте. Стили и типы речи. | Знать: способы и средства связи предложений в тексте, текст, стили и типы речи. Уметь: определять способы и средства связи предложений в тексте, определять типы и стили речи. | Выполнение заданий 8-14 |
26. | РР. Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. | Знать: тема, проблема, идея текста. Уметь: определять тему, проблему, идею текста, формулировать проблемы текста. | Выполнение заданий 15-19 |
27. | РР. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). | Знать: комментарий, виды комментариев. Уметь: давать разные виды комментариев к проблеме. | Выполнение заданий 2,23 |
28. | РР. Выявление и формулировка авторской позиции. | Знать: авторская позиция. Уметь: выявлять и формулировать авторскую позицию. | Выполнение задания 21 |
29. | РР. Способы аргументации собственного мнения. | Знать: аргументация собственного мнения, способы аргументации. Уметь: аргументировать собственное мнение. | Работа с текстом. |
30. | РР. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения. | Знать: композицию сочинения -рассуждения по данному тексту. Уметь: правильно оформлять композиционные части сочинения. | Работа с комментариями. |
31. | РР. Практикум по написанию сочинения. | Уметь: писать сочинение по данному тексту. | Работа с текстом. |
32. | Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. | Уметь: выполнять ДВ ЕГЭ. | Работа с текстом. |
33. | Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. | Уметь: выполнять ДВ ЕГЭ. | Работа с текстом. |
34-35. | Диагностическая работа в формате ЕГЭ. | Сочинение. | |
Тренинг. | |||
Тренинг. | |||
Диагностическая работа. |
Учебно-методическое обеспечение.
Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.: Единый государственный экзамен: Русский язык: Учебное пособие (под ред. Гольцовой Н.Г.) – М.: Русское слово, 2007.
Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий: методическое пособие для подготовки к экзамену/. Л.И. Пучкова. – 2-е издперераб. и доп. – М.: «Экзамен», 2013. (Серия «ЕГЭ».Сборник заданий»).
Единый государственный экзамен 2013 Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2012.
ЕГЭ-2014. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2014.
Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2013.
С.В.Драбкина, Д.И.Субботин : Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. ЕГЭ 2014. Русский язык.
Материально-техническая база.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
ФИПИ. Открытый банк заданий.
http://www.ctege.info
http://uchimcauchitca.blogspot.se/2013/05/2013_6481.html (По уши в ЕГЭ и ГИА)
и другие.
14
multiurok.ru