Древняя греция от первых государств до расцвета полиса 10 класс конспект – Конспект по истории » Древняя Греция»
Конспект урока по истории 10 класс Древняя Греция. От первых государств до расцвета полиса.
Конспект урока по истории для 10 класса
Подготовила Османова Леся Петровна
Тема: Древняя Греция. От первых государств до расцвета полиса.
Цель: Расширить представление детей о истории развития Древней Греции.
Задачи: Изучить исторический период развития Древней Греции от раннего критско-микенского периода до классического.
Оборудование: учебник, тетрадь, мифы Древней Греции.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Рассказ учителя.
Древняя Греция, колыбель Европейской цивилизации, всегда вызывала интерес у любого образованного человека. Здесь был заложен фундамент многих наук и созданы шедевры мирового искусства.
В древности Греция включала в себя часть Балканского п-ва, около 600 островов Ионического и Эгейского морей (Крупнейший из которых Крит), а также западное побережье Малой Азии. В конце III тысячелетия до н.э. на Балканы с севера вторглись индоевропейские племена греков-ахейцев. Они расселились, частью уничтожив догреческое население (о которых почти ничего не известно), частично смешавшись с ним. В последствии все греки именовали себя эллинами, а свою страну – Элладой.
— царь Минос. В 30-е годы ХХ века археологом Эвансом при раскопках обнаружен дворец Миноса (водопровод, кладовые, лабиринт). Была открыта критская цивилизация – названная минойской.
— особая форма монархии-теократия при которой царю принадлежала высшая светская и религиозная власть.
— была письменность (еще не расшифрована)
— торговля с Египтом, Финикией,Сицилией.
— мощный флот, господство над Эгейским морем, искоренил пиратство, властитель моря.
Около XV в, до н. э. критская культура, яркая и оригинальная, трагически быстро погибает (после извержения вулкана на острове Фера).
В 1400 г. до н.э. опустевший остров захватили и разграбили греки-ахейцы.
Доклады учащихся.
Микенская (Ахейская) Греция.
На смену Критской цивилизации пришла новая культура — Микенская (ахейская). Племена ахейцев распространились на большую часть Греции и острова Эгейского моря.
-XV – XIIIвв. до н.э. возникникли города Афины, Таринф, Пилос, Фивы и самого крупного Микены. В каждом городе в центре стоял дворец Акрополь- огромный, укрепленный, полный оружия. Найдены захоронения царей, содержимое которых свидетельствует об их колоссальном богатстве.
Пережив в XV— XIII вв. до н. э. расцвет, уже в XIII—XII вв. до н. э. ахейская культура погибла так же неожиданно и трагично, как и ее предшественница. Она была уничтожена во время нашествия северных народов, среди которых, были и греки-дорийцы.
1240 г. до н.э. крупнейший поход на Трою царем Микен Агамемноном
Эпохи критской и ахейской культур можно считать своего рода предварительным этапом, после которого начинается история собственно греческой цивилизации.
Ранняя Греция
Темные века-После завоевания дорийцами Грецию
profhelp.net
Конспект урока Древняя Греция. От первых государств до расцвета полиса (10 класс)
Конспект урока по истории для 10 класса
Подготовила Османова Леся Петровна
Тема: Древняя Греция. От первых государств до расцвета полиса.
Цель: Расширить представление детей о истории развития Древней Греции.
Задачи: Изучить исторический период развития Древней Греции от раннего критско-микенского периода до классического.
Оборудование: учебник, тетрадь, мифы Древней Греции.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Рассказ учителя.
Древняя Греция, колыбель Европейской цивилизации, всегда вызывала интерес у любого образованного человека. Здесь был заложен фундамент многих наук и созданы шедевры мирового искусства.
В древности Греция включала в себя часть Балканского п-ва, около 600 островов Ионического и Эгейского морей (Крупнейший из которых Крит), а также западное побережье Малой Азии. В конце III тысячелетия до н.э. на Балканы с севера вторглись индоевропейские племена греков-ахейцев. Они расселились, частью уничтожив догреческое население (о которых почти ничего не известно), частично смешавшись с ним. В последствии все греки именовали себя эллинами, а свою страну – Элладой.
Первый очаг цивилизации зародился на острове Крит на рубеже III—II тысячелетий до н. э. — Крит не затронут Ахейцами.
— особая форма монархии-теократия при которой царю принадлежала высшая светская и религиозная власть.
— была письменность (еще не расшифрована)
— торговля с Египтом, Финикией,Сицилией.
— мощный флот, господство над Эгейским морем, искоренил пиратство, властитель моря.
Около XV в, до н. э. критская культура, яркая и оригинальная, трагически быстро погибает (после извержения вулкана на острове Фера).
В 1400 г. до н.э. опустевший остров захватили и разграбили греки-ахейцы.
Доклады учащихся.
Микенская (Ахейская) Греция.
На смену Критской цивилизации пришла новая культура — Микенская (ахейская). Племена ахейцев распространились на большую часть Греции и острова Эгейского моря.
-XV – XIIIвв. до н.э. возникникли города Афины, Таринф, Пилос, Фивы и самого крупного Микены. В каждом городе в центре стоял дворец Акрополь- огромный, укрепленный, полный оружия. Найдены захоронения царей, содержимое которых свидетельствует об их колоссальном богатстве.
Пережив в XV— XIII вв. до н. э. расцвет, уже в XIII—XII вв. до н. э. ахейская культура погибла так же неожиданно и трагично, как и ее предшественница. Она была уничтожена во время нашествия северных народов, среди которых, были и греки-дорийцы.
Этот период спустя века прославил Гомер (живший предположительно в VIII веке до н.э.) в своих произведениях «Илиада» и «Одиссея».
1240 г. до н.э. крупнейший поход на Трою царем Микен Агамемноном
Эпохи критской и ахейской культур можно считать своего рода предварительным этапом, после которого начинается история собственно греческой цивилизации.
Ранняя Греция
На смену централизованной монархии пришла самоуправляющаяся община свободных земледельцев, из которых выросли первые греческие города –государства, или полюсы.
Архаический период- это три века самый интенсивный период развития в истории Греции.Определяющими процессами в это время стали распространение железных ору
weburok.com
Древняя Греция. От первых государств до расцвета полиса
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Испанский язык
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Основы здоровья
resheba.me
Trojden | Древняя Греция. От первых государств до расцвета полиса: Уколова В. И.
1. Понятие «Античность» происходит от латинского слова antiquus — древний, но означает оно не любую древность, а греко-римскую, имевшую особый характер экономической жизни и политических структур. Важнейшими их чертами являлись неразрывная связь частной собственности и гражданского статуса человека и роль гражданской общины, как основы и формы государства (полиса). Существует даже краткая, но очень ёмкая формула: «Античность — это полис».
Античность создала богатейшую культуру, в которой человек представал «мерой всех вещей». Политическое, правовое, культурное наследие Античности жило во всех последующих исторических эпохах, включая и современность. Античность — это фундамент европейской цивилизации и арсенал средств её развития.
Хронологически Античность охватывает период с рубежа III— II тыс. до н. э., когда на острове Крит образуются первые государства, до конца V в. н. э. — падения Западной Римской империи. Она включает историю Древней Греции, эллинизма, Древнего Рима. Все они имеют собственную периодизацию. Своеобразным центром античной цивилизации является Средиземное море, заключённое между Европой, Азией и Африкой, имеющее множество островов, удобных для жизни. Море не разделяло, а соединяло народы Античности. Через него пролегали торговые пути, колонизационные потоки, распространялись культурные достижения. Любимыми героями мифов были мореплаватели.
2. Периодизация истории Древней Греции. Древнегреческая цивилизация в отличие от многих цивилизаций Древнего Востока, возникших в результате взаимодействия разных народов, была создана одним этносом — греками, или эллинами (самоназвание Греции — Эллада). Этот этнос включал четыре племенные группы индоевропейского происхождения — ахейцев, ионян, этолийцев, дорийцев. Наиболее древней группой были ахейцы, появившиеся в южной части Балканского полуострова на рубеже III—II тыс. до н. э.
Хронология истории Древней Греции выглядит следующим образом:
I. Крито-микенская эпоха: рубеж III—II тыс. до н. э. — XII в. до н. э.
II. «Тёмные века»: XI—IX вв. до н. э.
III. Архаическая Греция: VIII—VI вв. до н. э.
IV. Классическая Греция: V в. — 338 г. до н. э. (начало македонского завоевания).
V. Эллинизм: последняя треть IV—II в. до н. э. (завоевание Греции Римом).
3. Крито-микенская эпоха. На рубеже III—II тыс. до н. э. на острове Крит возникли первые очаги государственности, цивилизации бронзового века. Около 1700 г. до н. э. они погибли в результате природного катаклизма. Новый подъём цивилизации на Крите приходится на XVI — первую половину XV в. до н. э. Города Крита были объединены под властью правителей Кносса; этот период называется минойским (по имени царя Миноса). Критяне господствовали на Средиземном море, совершали военные высадки на его южном и восточном побережьях.
Центрами экономической, социальной и культурной жизни Крита были города-дворцы. Дворцовое хозяйство доминировало в экономике, оно включало ремесленные мастерские. Здесь же перерабатывались продукты сельскохозяйственного производства. Во главе ранних государственных образований стояли цари, они являлись верховными владельцами земли. Система землевладения во многом напоминала древневосточную.
Критяне создали изысканную культуру. Они построили великолепные дворцы, украшенные замечательными фресками, высокого уровня достигло искусство мелкой пластики. На Крите существовала своя письменность, до конца не расшифрованная до сих пор. Память о Крите многие века хранили греки. Об этом свидетельствует древнейшая греческая мифология. Греки считали Крит островом Зевса.
В середине XV в. до н. э. вторая критская цивилизация погибла. Центр развития древнейшей греческой культуры переместился на Пелопоннес. Здесь греками-ахейцами были возведены города-крепости Микены, Тиринф, Пилос и др. Гомер называл Микены «златообильными», а Тиринф — «крепкостенным». События микенской эпохи, поход греков во главе с микенским царём Агамемноном против Трои, составили основу гомеровского повествования в «Илиаде».
В конце XIII в. до н. э. ахейская Греция подверглась нашествию дорийцев. Они разрушили города, население уничтожили (остатки его сохранились в Аттике), частично ахейцы рассредоточились по островам Эгейского моря. В XII в. до н. э. дорийцы повсеместно утвердились на территории Греции.
Дорийцы находились на более низкой стадии развития материальной культуры и общества, чем ахейцы. В XI в. до н. э. древнегреческая цивилизация вступила в полосу «тёмных веков», продолжавшуюся три столетия. XI—IX вв. до н. э. также называют гомеровским периодом. К концу его Греция представляла собой мир мелких полисов-общин, объединявших крестьян-землевладельцев.
4. Архаическая Греция. VIII—VI века до н. э. — время динамичного развития древнегреческого общества. В начале VIII в. до н. э. греки занимали небольшую территорию юга Балканского полуострова, островов Эгейского моря и отдельных участков Западного побережья Малой Азии (см. карту на с. 38). В результате бурно развивавшейся греческой колонизации к V в. до н. э. греки расселились по всему Средиземноморью — от Испании до Ближнего Востока и от Африки до Северного Причерноморья. Греция превратилась в страну городов. Греческая торговля распространилась на всё Средиземноморье, был совершён резкий скачок от простого обмена к товарно-денежным отношениям.
В начале архаического периода в Греции существовала довольно примитивная социальная структура. Основной массой населения были крестьяне, аристократия уже выделилась, но вела образ жизни, мало чем отличавшийся от образа жизни основной массы населения. Рабство носило патриархальный характер, рабов было очень мало. И только к V в. до н. э. аристократия стала особым, узким слоем, занимавшим высшее положение в обществе. Аристократия выработала систему ценностей, отражающую особый, состязательный дух греческой цивилизации, побуждавший аристократов во всём стремиться к первенству. В социальной сфере это выразилось в стремлении аристократов поставить под контроль остальных членов общности. Главной формой общественного устройства становится полис — город-государство.
Боксирующие дети. Фреска с острова Тира. XVI в. до н. э.
Кора. Древнегреческая скульптура. Около 540 г. до н. э.
5. Культура архаической Греции. Греки упростили слоговое финикийское письмо и создали новый, более простой в употреблении алфавит. Алфавитное письмо привело к демократизации образования; к VI в. до н. э. распространение грамотности среди свободных греков стало повсеместным. В VIII в. до н. э. были созданы и, возможно, впервые записаны эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» великого Гомера, положившие начало не только древнегреческой, но и всей европейской литературе. В 776 г. до н. э. впервые были проведены Олимпийские игры, воплотившие состязательные начала греческой культуры.
К концу архаической эпохи окрепло ощущение единства греческого мира. Это выразилось в трансформации греческого язычества, совершившего переход от местных культов к оформлению единого греческого пантеона. Мифология приобрела более стройный, систематизированный характер. Вместе с тем из-за полисной разобщённости и отсутствия в Греции самостоятельного жречества каждый полис связывал себя со своим божественным покровителем из числа богов-олимпийцев. Например, в Афинах особо почитали богиню мудрости Афину; в Олимпии — Зевса, царя богов; в Дельфах — бога покровителя муз Аполлона. В представлении греков боги не были всемогущими. Над миром богов и людей царила Ананке — судьба, рок, неизбежность, уйти от неё не мог никто. Духом Ананке были пронизаны греческие трагедии; в конце VI в. до н. э. в Греции получил распространение театр.
На исходе архаической эпохи закладываются основы классической греческой архитектуры, развивается монументальное зодчество. В центре городов воздвигаются храмы богам-покровителям. Храм стал основным типом общественного здания.
В VI в. до н. э. древнегреческие архитекторы создали строго продуманную систему соотношений между несущими и несомыми частями сооружения, между колоннами и перекрытием, покоящимся на них. Эта система получила название «ордер». Первый греческий ордер возник в Спарте. Он назывался дорическим. Затем появился ионический ордер, распространившийся на малоазийском побережье. Самым поздним типом ордера был коринфский.
VII—VI века до н. э. — время появления монументальной скульптуры, в которой господствуют два типа изображений: обнажённая фигура юноши (курос) и задрапированная — девушки (кора).
В VI в. до н. э. в Древней Греции был осуществлён грандиозный интеллектуальный прорыв — произошло рождение философии. Само слово «философия» древнегреческое, оно означает «любовь к мудрости». Первые греческие философы сделали успешную попытку преодолеть религиозное сознание, одушевлявшее космос, отойти от преимущественно эмоционально-эстетического восприятия, связи с культовой практикой.
Появление философии обусловлено целым рядом причин, среди которых важнейшими являются накопление позитивных знаний, сформировавшееся признание разума основой познания в отличие от чувственного восприятия, открытие логических методов поиска истины.
Возникновению философии способствовало и накопление социального опыта гражданина, порождавшего всеобщность сознания при понимании законов, возможность установления объективных причин и следствий. Это подтверждается и тем фактом, что философия возникла в наиболее развитых полисах Ионии. Философы из Милета стали основоположниками древнегреческой натурфилософии — умозрительного толкования мира, природы в их самой общей форме. Они искали ответ на вопрос, что является первоосновой всего существующего, из которой всё рождается и в которую всё возвращается.
Фалес полагал, что первоосновой является вода, Анаксимандр видел её в беспредельной первоматерии (апейрон), а Анаксимен — в стихии воздуха. Анаксимандр открыл закон сохранения энергии. Наивно-материалистическим воззрениям ионийских философов противостояло учение Пифагора, тоже выходца из Ионии. На юге Италии он основал замкнутое религиозно-философское братство. Пифагор создал мистическое ритуализированное учение, он говорил о родстве всех живых существ, о переселении душ, особое значение придавал числу как началу мира.
Возникновение философии, развитие рационального мышления привело к зарождению начальных форм науки как особой сферы познания и человеческой деятельности, главной задачей которой является целенаправленное исследование природы, мира и человека, открытие закономерностей явлений, систематизация знаний о действительности, их теоретическое обобщение.
6. Греческий полис. Греция никогда не имела единого государства. Греков объединяла языковая общность. У них сформировался общий пантеон богов и единый свод древних мифов. Для них характерны общий строй мировосприятия, сходство образа жизни в различных частях страны. Гористая, изрезанная долинами территория Пелопоннеса, разделённость морских островов способствовали тому, что ещё в гомеровский период начала складываться не имевшая аналогов греческая система государственного устройства — система полисов (городов-государств).
На развалинах микенской монархии возникла примитивная сельская община — демос, занимавшая небольшую территорию и отделённая от других общин. Центром её было компактное поселение, представлявшее собой переходную форму от деревни к городу. Жители города и округи, члены общины, имели в собственности наделы земли. Все вместе они образовывали коллектив собственников земли, первоначально обладавших равными правами. Это создало предпосылки для развития полиса как особой формы социально-государственного устройства.
Полис, как правило, представлял собой небольшой город-государство, включавший город и округу. В социальном отношении он являлся коллективом полноправных граждан, которыми считались только свободнорождённые мужчины, коренные жители полиса. Все прибывавшие из других мест составляли особую социальную группу метеков — неграждан.
Каждый полноправный гражданин имел в собственности участок земли. Этот участок выделялся первоначально из общественного земельного фонда, но затем становился частной собственностью гражданина. Наличие в собственности участка земли было обязательным и главным условием гражданства в полисе. Потеря земельного участка могла привести к утрате гражданского статуса и к исключению человека из полисного коллектива. Наличие в собственности земельного участка было гарантией выполнения греком своих гражданских обязанностей.
Полис, как коллектив граждан, обладал правом верховной собственности на землю. Взаимообусловленность права собственности на землю и гражданского статуса, совпадение в принципе социальной и политической структур приводили к тому, что граждане обладали, в идеале, равными политическими правами. В полисе действовали различные органы управления (совет, магистратуры), но верховным органом (даже в полисах с явно олигархическими тенденциями) всегда было народное собрание, которому принадлежало право решения всех важнейших вопросов. Этим определяется демократическая тенденция в развитии древнегреческого общества. Ещё одной важнейшей особенностью полиса было совпадение политической и военной организации. Вооружённые силы гражданской общины — ополчение граждан. Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивавшим неприкосновенность полиса и тем самым своей личной собственности.
Экономика полиса базировалась прежде всего на сельском хозяйстве, представлявшем основную сферу занятий гражданина.
Г. А. Кошеленко
Как вы думаете, что имеет в виду учёный, говоря о совпадении в полисе экономической, социальной, политической и военной организаций?
Принципиальное отличие греческого общества от всех древневосточных обществ заключалось в существовании частной собственности на землю и неразрывной связи с ней гражданского (социального) статуса человека. Здесь обозначилась первоначальная граница между историческим развитием Запада и Востока. В будущем это предопределило различия в понимании положения человека в мире и в обществе, характера и перспектив самого общества на Западе и на Востоке.
Гражданин полиса имел право принимать участие в управлении и решении всех дел полиса. Он имел право избирать и быть избранным в органы управления, защищать свой полис от врага, участвовать в религиозных церемониях. Полис обеспечивал гражданину возможность вести жизнь, достойную свободного человека. Но быть гражданином полиса означало не только пользоваться правами, но и неукоснительно выполнять свои обязанности: принимать участие в управлении и решении всех дел полиса, участвовать в выборах, защищать полис от врага, т. е. нести военную службу со своим вооружением. Права и обязанности гражданина полиса были неразрывно связаны.
Основным хозяйственным занятием граждан полиса было земледелие, однако процветало и ремесло. В классическую эпоху широко распространились занятия философией, науками, искусством.
Каждый полис стремился обеспечить свою экономическую независимость, иметь всё необходимое для жизни граждан. Лишь такая самодостаточность обеспечивала свободу полиса и его граждан.
Свобода входила в число главных полисных ценностей так же, как убеждённость в том, что полис является высшим благом, вне которого невозможно достойное человека существование. Греки считали, что прежде всего свобода и достоинство гражданина определили победу объединённых греческих полисов в греко-персидских войнах (500—449 гг. до н. э.), позволили им отстоять свою независимость в борьбе с самой мощной восточной деспотией — державой Ахеменидов.
Однако не следует забывать, что полисная система с её в целом демократическими традициями и высокими гуманистическими идеалами имела своим подножием рабство. Рабство классического типа зиждилось на убеждении, что раб является «говорящим орудием» и не имеет права ни на орудия производства (ибо сам таковым является), ни на семью, ни даже на жизнь. Право рабовладельца на раба было ничем не ограничено. Такое рабство существовало в наиболее развитых экономически частях Греции. В Спарте и в некоторых других областях Греции имело место рабство в форме илотии. Илоты были государственными рабами, им давали участки земли для обработки, а получаемый продукт они должны были отдавать гражданам полиса.
7. Афины и Спарта. Самыми крупными и представлявшими крайние типы полисного развития были Афины и Спарта. Во время греко-персидских войн Афины играли роль лидера освободительной борьбы греков. Во второй половине V в. до н. э. Афины достигли наивысшего государственного и культурного расцвета. Спарта была главным соперником Афин в борьбе за гегемонию в Греции.
Спарту традиционно рассматривают как военизированное государство, полис олигархического типа. Ею управляли два царя, избиравшиеся из рода Гераклидов. Они были высшими военачальниками и судьями, а также выполняли функции жрецов. Власть царей ограничивали совет старейшин и народное собрание.
Контролировал власть и каждого спартиата особый орган — эфорат. Никто не имел права отступать от принципов спартанского строя, установленных легендарным законодателем Ликургом. Для Спарты характерно тотальное проникновение власти во все стороны жизни спартиатов, постоянный контроль за их поведением и даже строем мысли. Жили спартиаты, как в военном лагере, их главным занятием было совершенствование в военном искусстве.
Иной путь развития избрали Афины. В результате реформ Солона (начало VI в. до н. э.) и Клисфена (конец VI в. до н. э.) в Афинах установилась демократия. Это была полисная система, базировавшаяся на прогрессивных хозяйственных и социальных отношениях.
Власть в афинском полисе принадлежала гражданам в возрасте старше 30 лет. Раз в месяц они собирались в народном собрании и решали дела полиса голосованием. Для управления полисом ежегодно избиралось девять высших должностных лиц, из которых наибольшими полномочиями были наделены архонты. Архонты следили за проведением в жизнь решений народного собрания. Ведение важнейших государственных дел поручалось особому совету — булэ.
Для командования армией и флотом избиралась коллегия стратегов из 10 человек. В годы наивысшего расцвета Афин (вторая половина V в. до н. э.) стратег Перикл стал фактически несменяемым главой афинского полиса. Блестящий оратор, талантливый военачальник, образованный человек, преданный демократическим идеалам полиса, Перикл пользовался огромным авторитетом у сограждан, любовью афинского народа.
Высшей судебной инстанцией полиса был суд присяжных. Граждане, чьё политическое влияние хотел ограничить коллектив полиса, могли быть подвергнуты процедуре остракизма (суда черепков), за которым следовало изгнание.
Древнегреческая афинская демократия в целом имеет огромное историческое значение. Впервые в истории возникло государственное устройство, основанное на власти народа, последовательно проводившее в жизнь принципы гражданственности, законности и политической свободы. Древнегреческая демократия положила начало демократической традиции современного мира.
Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: античность, ордер. Философия, полис, классическое рабство, демократия, олигархия.
1. Как географич
trojden.com
Древняя Греция. От первых государств до расцвета полиса
«Наше государство – центр просвещения Эллады». Так Перикл сказал об Афинском полисе.
В ходе урока вам предстоит узнать о понятии «Античность», периодизации истории Древней Греции, Крито-Микенском периоде, архаической Греции, греческом полисе, полисном устройстве Афин и Спарты.
Понятие «Античность».
Античностью называют древний период греко-римской истории, который имел особый характер экономической жизни и политического строя.
Её важными чертами стали тесная связь частной собственности и гражданского статуса человека; основой государства была гражданская община.
Эпоха Античности стала фундаментом европейской цивилизации, заложив основы культуры, политики и экономики.
Начинается период Античности в III–II тысячелетиях до нашей эры, а заканчивается V веком нашей эры. Это время от зарождения Критской цивилизации до падения Западной Римской империи.
Изучение античности включает в себя историю Древней Греции, эллинизма и Древнего Рима.
Периодизация истории Древней Греции.
Отличие древнегреческой цивилизации от других в том, что она была создана представителями одного этноса – греками, или как они сами себя называли – эллинами.
К этносу относились четыре группы – ахейцы, ионяне, этолийцы, дорийцы. Самые древние из них ахейцы.
Древнегреческая история включает в себя пять периодов:
Крито-Микенский.
«Тёмные века».
Архаическая Греция.
Классическая Греция.
Эллинизм.
В уроке вам предстоит вспомнить первые четыре периода.
Крито-Микенский период.
В III-II тысячелетиях до нашей эры на острове Крит стали зарождаться первые очаги государственности. Однако они в скором времени были уничтожены, предположительно природным катаклизмом. Расцвет новой цивилизации на острове пришелся на XVI век до нашей эры.
Критская цивилизация была достаточно развитой и могущественной. Все города были объединены под властью одного правителя, жившего в Кноссе. Он являлся и главным землевладельцем. Одним из самых известных царей стал Минос. С его именем связаны древнегреческие легенды и мифы.
Культурными и экономическими центрами Крита были города-дворцы. Они включали в себя ремесленные мастерские, здесь велась переработка сельскохозяйственной продукции. Реконструировать жизнь древних критян учёным удаётся благодаря фрескам в Кносском дворце.
Критская цивилизация имела очень богатую культуру. Здесь существовала письменность.
Однако извержение вулкана погубило Крит в середине XV века до нашей эры. И центр древнегреческой культуры переместился на Пелопонесс.
Ахейцы строили красивые укреплённые города. Наиболее известны – Микены, Тиринф, Пилос. В Микенах было развито сельское хозяйство, ремесленное производство. Велась активная торговля с другими городами. Источником для изучения Микенского периода стала «Илиада» Гомера, описывающая события Троянской войны, в которой принимал участие Микенский правитель Агамемнон.
В конце XIII века на Балканскую территорию вторглись племена дорийцев. Они разрушали города, в корне уничтожая греческую культуру. В течение двухсот лет длился период «тёмных веков», когда греки создавали свою новую культуру, полностью лишившись прошлой. Помимо колоссального ущерба дорийцы привнесли новшество – они научили греков изготавливать изделия из железа. Это способствовало строительству новых городов и улучшению предметов быта, оружия.
Архаическая Греция.
В VIII–VI веках до нашей эры начался расцвет греческого общества. Уже к V веку до нашей эры греческие колонии существовали по всему побережью Средиземного моря. Они были центрами торговли. В этот период в Древней Греции активно развивались товарно-денежные отношения. Основной формой общественного устройства стал полис.
В начале архаического периода социальная структура была ещё достаточно простой. Основную массу населения составляли земледельцы. Выделялась прослойка аристократии, однако её образ жизни пока мало отличался от остального населения. Но уже к V веку аристократия окрепла и выделилась в отдельный слой общества, который имел свои ценности и нормы жизни. Это отражалось в одежде, правилах поведения. Среди греческой аристократии всегда присутствовал дух соперничества.
Культура архаической Греции.
Большое количество культурных достижений связано с этим периодом истории.
На основе финикийской письменности греки создали свой алфавит. Самая ранняя надпись на нём датирована VIII веком до нашей эры.
Позднее из древнегреческого алфавита были созданы латинский и славянский.
VIII веком до нашей эры датируются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», положившие начало европейской литературе.
В 776 году до нашей эры были проведены первые в истории Олимпийские игры.
В архаический период окрепло ощущение общности греческого мира. В первую очередь это отразилось на религии. Сформировался общий пантеон богов. Была систематизирована мифология. В мифах нашла отражение и проблема разобщённости полисов. Каждый город имел своего бога-покровителя, воздвигались храмы в его честь. Так, например, покровительницей Афин стала богиня Афина. Один из известнейших памятников архитектуры Парфенон, посвящён именно ей.
В VI веке до нашей эры в Древней Греции стал развиваться театр. Наиболее известные поэты – Эсхил, Софокл, Еврипид.
В Древней Греции были заложены основы архитектуры. Возникло такое понятие как ордер – это система соотношений между несущими и несомыми частями здания, между колоннами и перекрытиями. Нам известны дорический, ионический и коринфский ордеры.
С VII–VI веков до нашей эры развивалась монументальная скульптура.
В VI веке до нашей эры стала зарождаться философия. Причинами этого можно назвать следующее:
Накопление знаний;
Признание разума основой познания;
Открытие логических методов поиска истины.
Основоположниками натурфилософии стали выходцы из Милета. Их волновал вопрос о первооснове всего сущего. И каждый предлагал свой вариант. Так, например, Анаксимандр считал, что это первоматерия. А Анаксимен видел основу в воздухе.
Замкнутое философское братство основал Пифагор. Он придавал особое значение числу, как началу мира.
Таким образом, развитие рационального мышления и философии привело к зарождению науки. Её задачей стало исследование природы, человека и мира.
Греческий полис.
У всех жителей Греции были общими язык, боги, мифы, мировосприятие. Однако географический ландшафт местности, её гористость привели к возникновению полисов – самостоятельных городов-государств, нередко соперничавших друг с другом.
Предпосылкой к их появлению стало развитие сельских общин, отделённых друг от друга. Здесь земля находилась в собственности тех, кто её обрабатывал. Все имели равные права. Постепенно эти общины разрастались и формировался полис. В состав которого входила не только территория города, но и округа.
Полис – это коллектив полноправных граждан. Ими могли стать только свободные мужчины, рождённые в этом полисе. Всех пришлых называли метеками и они не имели прав.
Обязательным условием гражданства было наличие земельного участка. Если человек его лишался, то он также лишался и права называться гражданином. Вообще, существование частной собственности на землю стало главным отличием от восточных цивилизаций.
Гражданин полиса имел следующие права:
участие в управлении полисом;
право избирать и быть избранным;
право защищать полис от нападения врага;
участие в религиозных церемониях.
Свою свободу полисы обеспечивали экономической независимостью. Здесь развивались сельское хозяйство, ремёсла. Как утверждали еще древние греки именно свободолюбие и достоинство помогли им одержать победу над персами.
Однако не стоит забывать, что в полисах процветало рабство. Рабы были говорящими орудиями труда, не имеющими абсолютно никаких прав. Владелец раба имел неограниченную власть над ним.
Афины и Спарта.
Рассмотрим особенности развития двух крупнейших полисов Греции. На протяжении веков они боролись за гегемонию в Греции.
Спарта – это военизированное государство. Здесь существовал олигархический тип власти. В Спарте правили сразу два царя. В их обязанности входило:
командование войском;
проведение жертвоприношений;
участие в совете старейшин.
Власть царей была ограничена советом старейшин и народным собранием. В совет старейшин, или герусию, выбирали до конца жизни из тех, кому больше 60 лет. Народное собрание состояло из всех полноправных мужчин старше 30 лет. На нём
принимались важные для государства решения или законы;
проводились выборы в совет старейшин;
рассматривались вопросы объявления войны или заключения мира.
Жизнь каждого спартиата находилась под контролем специального органа – эфората. Таким образом власть вмешивалась во все сферы жизни граждан, ограничивая их свободу. Главным занятием жителей Спарты было совершенствование военного искусства.
Другой путь развития выбрали в Афинах. Реформы Солона и Клисфена способствовали установлению там демократического строя. В Афинах были самые прогрессивные экономические и социальные отношения.
Власть в Афинах принадлежала всем гражданам, которые входили в состав Народного собрания. Оно
принимало новые законы и постановления;
решало, какие ввести меры для защиты города;
перед собранием выступали иностранные и афинские послы с докладами;
здесь подписывали решения о заключении мира или объявлении войны.
Также полисом управляли специальные должностные лица – архонты. Все важнейшие государственные дела велись особым советом – булэ. Суд осуществляла гелиэя. Судей избирали из числа всех желающих, старше 30 лет. Все, кто становился судьёй, приносили клятву быть неподкупными и честными.
Армией и флотом в Афинах командовали стратеги. Одним из самых известных стратегов стал Перикл, пользовавшийся популярностью у народа.
Таким образом, всё управление Афинами было распределено между гражданами и не сосредотачивалось в одних руках. Древнегреческая демократия заложила основы современного управления большинством государств мира.
Давайте подведем итоги.
Эпоха античности это период с III–II тысячелетия до нашей эры до V века нашей эры.
В III–II тысячелетиях до нашей эры на острове Крит стали зарождаться первые очаги государственности.
В VIII–VI веках до нашей эры начался расцвет греческого общества.
Древняя Греция состояла из городов-государств – полисов.
В Спарте развивался олигархический тип государства.
В Афинах существовал демократический строй.
videouroki.net
Конспект урока Древняя Греция. От первых государств до расцвета полиса (10 класс)
Конспект урока по истории для 10 класса
Подготовила Османова Леся Петровна
Тема: Древняя Греция. От первых государств до расцвета полиса.
Цель: Расширить представление детей о истории развития Древней Греции.
Задачи: Изучить исторический период развития Древней Греции от раннего критско-микенского периода до классического.
Оборудование: учебник, тетрадь, мифы Древней Греции.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Рассказ учителя.
Древняя Греция, колыбель Европейской цивилизации, всегда вызывала интерес у любого образованного человека. Здесь был заложен фундамент многих наук и созданы шедевры мирового искусства.
В древности Греция включала в себя часть Балканского п-ва, около 600 островов Ионического и Эгейского морей (Крупнейший из которых Крит), а также западное побережье Малой Азии. В конце III тысячелетия до н.э. на Балканы с севера вторглись индоевропейские племена греков-ахейцев. Они расселились, частью уничтожив догреческое население (о которых почти ничего не известно), частично смешавшись с ним. В последствии все греки именовали себя эллинами, а свою страну – Элладой.
Первый очаг цивилизации зародился на острове Крит на рубеже III—II тысячелетий до н. э. — Крит не затронут Ахейцами.
— царь Минос. В 30-е годы ХХ века археологом Эвансом при раскопках обнаружен дворец Миноса (водопровод, кладовые, лабиринт). Была открыта критская цивилизация – названная минойской.
— особая форма монархии-теократия при которой царю принадлежала высшая светская и религиозная власть.
— была письменность (еще не расшифрована)
— торговля с Египтом, Финикией,Сицилией.
— мощный флот, господство над Эгейским морем, искоренил пиратство, властитель моря.
Около XV в, до н. э. критская культура, яркая и оригинальная, трагически быстро погибает (после извержения вулкана на острове Фера).
В 1400 г. до н.э. опустевший остров захватили и разграбили греки-ахейцы.
Доклады учащихся.
Микенская (Ахейская) Греция.
На смену Критской цивилизации пришла новая культура — Микенская (ахейская). Племена ахейцев распространились на большую часть Греции и острова Эгейского моря.
-XV – XIIIвв. до н.э. возникникли города Афины, Таринф, Пилос, Фивы и самого крупного Микены. В каждом городе в центре стоял дворец Акрополь- огромный, укрепленный, полный оружия. Найдены захоронения царей, содержимое которых свидетельствует об их колоссальном богатстве.
Пережив в XV— XIII вв. до н. э. расцвет, уже в XIII—XII вв. до н. э. ахейская культура погибла так же неожиданно и трагично, как и ее предшественница. Она была уничтожена во время нашествия северных народов, среди которых, были и греки-дорийцы.
Этот период спустя века прославил Гомер (живший предположительно в VIII веке до н.э.) в своих произведениях «Илиада» и «Одиссея».
1240 г. до н.э. крупнейший поход на Трою царем Микен Агамемноном
Эпохи критской и ахейской культур можно считать своего рода предварительным этапом, после которого начинается история собственно греческой цивилизации.
Ранняя Греция
Темные века-После завоевания дорийцами Грецию отбросило в «домикенское» состояние: была забыта письменность, исчезли развитые ремесла. Однако крушение микенской цивилизации оказалось не просто «шагом назад», а способствовала возрождению Греции уже в другой форме.
На смену централизованной монархии пришла самоуправляющаяся община свободных земледельцев, из которых выросли первые греческие города –государства, или полюсы.
Архаический период- это три века самый интенсивный период развития в истории Греции.Определяющими процессами в это время стали распространение железных орудий, возникновение полюсов и Великая греческая колонизация VII-VIвв. до н.э. (основано около 300 колоний по берегам Средиземного и Черного морей.
Итогом этого периода было интенсивное развитие товарно-денежных отношений, рабовладения как базы производства, резкое расслоение общества.
Два главных греческих полиса Спарта и Афины.
Спарта и Афины представляли два типа государственного устройства во многом противоположном друг другу. На всем протяжении древнегреческой истории Афины и Спарта оставались главными соперниками за господство в Греции.
Полисы достигли своего расцвета на рубеже VI— V вв. до н. э. К этому времени Греция представляла собой множество отдельных небольших городов-государств, которые то воевали между собой, то заключали союзы. Государство, выраставшее из общины, ею же ограничивалось, т. е. имело довольно узкие рамки. На протяжении всего своего существования Древняя Греция не знала единой централизованной власти, хотя попытки установить ее были. Относительно устойчивые и крупные объединения полисов возникли во время войн с Персией. Их возглавили два самых могущественных полиса — Афины и Спарта, образовавшие два центра древнегреческой цивилизации, причем каждый из них развивался особым путем. История Афин — это прежде всего история становления и победы античной демократии, в то время как Спарту принято считать милитаристским, даже «полицейским», крайне консервативным государством. Соперничество этих двух полисов привело к многолетним гражданским войнам, разрушавшимизнутри древнегреческую цивилизацию.
Силы Афин и Спарты особенно окрепли в эпоху войн с Персией. В то время как многие города-государства Греции покорялись завоевателям, эти два полиса возглавили борьбу с казавшейся непобедимой армией царя Ксеркса и отстояли независимость страны.
В 478 г. Афины образовали Делосский морской союз равноправных полисов, который вскоре превратился в Афинскую морскую державу. Афины, нарушая принципы автаркии, стали вмешиваться во внутренние дела своих союзников, распоряжались их финансами, пытались устанавливать на территории других полисов свои законы, т. е. вели настоящую великодержавную политику. Афинская держава в пору ее расцвета представляла собой весьма значительную силу: в нее входило около 250 полисов.
«Я не восстану против афинского народа ни делом, ни помыслом, ни словом. Я не буду повиноваться тому, кто восстанет, а если кто-нибудь восстанет, сообщу о нем афинянам. Я буду платить форос афинянам по соглашению с ними. Я буду столь честным и преданным союзником, как только смогу быть, и буду помогать и защищать афинский народ, если кто-нибудь нанесет ему обиду, и буду повиноваться афинскому пароду».
Возвышение Афин, их претензии на роль центра древнегреческой цивилизации были восприняты Спартой как вызов. В результате к Пелопоннесскому союзу, возникшему в середине VI в. до н. э. и возглавляемому Спартой, присоединились и мелкие бедные полисы, и богатые, передовые в экономическом отношении Коринф и Мегары, которые тоже были обеспокоены растущим влиянием Афин.
Противостояние Афин и Спарты не раз приводило к вооруженным конфликтам. В 431 г. до н. э. между двумя союзами началась жестокая, длительная война, охватившая всю Грецию и получившая название Пелопоннесской войны (431—403гг. до н.э.). Сначала перевес оказался на стороне Спарты, и решающую роль здесь сыграло не только то, что в ее распоряжении была прекрасно обученная, дисциплинированная армия; Спарта заключила договор со своими недавними противниками — персами — и получила от них большую денежную помощь, пообещав взамен отдать греческие города в Малой Азии. На персидское золото спартанцы построили свой флот и разгромили морские силы Афин. В 404 г. до н. э. Афины, осажденные войсками спартанцев, вынуждены были сдаться.
Победа Спарты над Афинами означала, в сущности, победу олигархии над демократией, которая установилась к тому времени в большинстве полисов. Правда, успех Спарты оказался недолговременным. Афины создали второй морской союз. Против спартанцев вели борьбу и Фивы — богатый и могущественный полис. В 371 г. до н. э. фиванская армия наголову разбила спартанскую. Пелопоннесский союз распался, от Спарты отделилось несколько давно принадлежавших ей областей, и теперь ее владения вновь ограничивались пределами Лаконики.
Спарта, таким образом, была выведена из игры за гегемонию, но и попытки Фив, а потом Афин реализовать их великодержавные планы не привели ни к каким результатам. Вчерашние союзники по борьбе со Спартой превращались в противников, отстаивая свою самостоятельность.
Попытки объединить Грецию под властью одного полиса не удались. Союзы возникали лишь на время войн, когда опасность потерять самостоятельность была слишком велика. Распад союзов объясняется многими причинами, в том числе и неравноправным положением их участников. Но, главное, таким объединениям противоречил принцип автаркии, на котором строилась жизнь полисов.
Греко-персидские войны
Войны с персами, длившиеся с большими перерывами свыше полувека (500-449 гг. до н.э.).
Поводом к войне послужило восстание греческих городов Малой Азии против персидского владычества. Афины оказали им помощь. Это побудило Дария I к войне против всей Греции.
Следует отметить несколько самых значимых битв в Греческой истории.
— Битва при Марафоне 490 г. до н.э.
— Битва при Фермопилах 480 г. до н.э.
— Битва при Саламине 480 г. до н.э.
— Битва при Платеях и Микале 470г. до н.э.
Итоги войн:
— был заключен Каллиев мир, который закрепил господство греков в Эгейском море.гарантировал независимость греческим полисам в Малой Азии. Греки отстояли страну ,цивилизацию, свой путь развития.
Классическая Греция.
Классический период V-IVвв. до н.э. Это период расцвета Афин как передового демократического полиса, как крупнейшего в Греции рабовладельческого государства, как морской державы занявшей господствующее положение в Восточном Средиземноморье.
на этот период приходится расцвет греческой культуры и искусства.
Это время творчества гениальных скульпторов (Мирона, Праксителя. Фидия), великих трагиков (Софокла, Эсхила. Еврипида), выдающихся философов (Сократа,Платона, Аристотеля), первых историков (Геродота,Фукидида).
Перикл Vвек до н.э. выдающийся государственный деятель.
Плутарх о Перикле ….
-Афины – морская держава порт Пирей.
-важные изменения в законы
— строительство храмов укреплений
— расцвет афинской демократии
Классический период отмечен широким распространением рабского труда в сельском хозяйстве. в ремесленных мастерских. на кораблях , рудниках и домах граждан.
Закрепление изученного.
Проводим с помощью вопросов в учебнике.
Домашнее задание.
lib-5.ru
от ранних цивилизаций к классовому обществу. Видеоурок. Всеобщая история 10 Класс
Данный урок посвящен знакомству с историей и культурой Древней Греции. Древнегреческое общество играло особую роль в истории древности, именно в этом регионе возникло такое явление, как демократия (происходит от греческих слов «демос» – народ и «кратос» – власть, т. е. «власть народа»). Традиции современной демократии во многом перекликаются с традициями древнегреческого политического устройства. Именно там человек впервые перестал быть подданным и стал гражданином – участником политической жизни.
Древняя Греция часто представляется единой цивилизацией с единой культурой и политическим строем, но на самом деле это было далеко не так. Единой Греция становится лишь в VI–V вв. до н.э. и то только в культурном смысле. Само понятия Греция возникло в римские времена, так называлось одно из племен, с которым познакомились римляне на территории запада от Балканского полуострова. Сами греки называли свою страну Эллада, а себя эллинами.
На территории Греции проживало много различных народностей и племен. Считается, что в Греции было так называемое догреческое население, это были племена, которые населяли Балканский полуостров до прихода туда индоевропейцев. До классических греков эти племена не дошли, сохранились лишь их названия:
- Пеласги
- Лелеги
- Корийцы
Собственно греческих племен было несколько, и они переселялись на территорию юга Балканского полуострова в разное время. В III – начале II тыс. до н. э. пришли первые греческие племена – ахейцы. Они населили районы центральной Греции и острова Эгейского моря. В XII–XI вв. до н. э. на территорию Греции пришли дорийцы, которые завоевали Балканский полуостров и осели в определенных районах: в классическую эпоху дорийцы населяли юг полуострова Пелопоннес, а также острова Кипр и Крит. В VIII–VII вв. до н. э. на территорию Греции переселилось 2 крупных союза племен: ионийцы и эолийцы.
1. Эпоха древнейших (ранних) цивилизаций (XXII–XII вв. до н. э.):
- Минойская цивилизация (XXII–XII вв. до н. э.), располагалась на острове Крит.
- Микенская цивилизация (XVI–XII вв. до н.э.), располагалась в материковой Греции.
2. Полисный этап – самый большой и самый важный в истории Древней Греции (XI–IV вв. до н. э.). Основной формой государственного образования Греции этой эпохи становится полис – город-государство. В полисный этап входит:
- Гомеровский период (XI–IX вв. до н. э.). В это время в Греции практически не было письменных источников, поэтому гомеровский период также нередко называют «Период темных веков».
- Архаический период (VIII–VI вв. до н. э.).
- Классический период (V–IV вв. до н.э.). В это время жили величайшие умы того времени: Платон и Аристотель, именно поэтому он получил такое название.
3) Эпоха эллинизма (конец IV–I вв. до н. э.). Эллинизм – это время греко-восточного синтеза. Эта эпоха начинается после эпохи завоеваний Александра Македонского, которые проходили в 334–324 гг. до н. э. В конце I века до н. э. заканчивается история независимой Греции, в это время она входит в состав Римского государства.
Первой ранней цивилизацией на территории Древней Греции была Минойская. Она находилась на территории острова Крит. Свое название она получила от легендарного царя Миноса, который якобы объединил весь остров под своим началом. На территории Крита до 1700 года существовало множество независимых государств. Такие государства сохранились в виде городов, которые были их столицами: Кносс, Фест (рис. 1), Маллия. В каждом из таких поселений располагался царский дворец, который служил доказательством политической самостоятельности и независимости этих территорий вплоть до 1700 года до н. э. Каждое из этих государств было небольшим, однако довольно крепким как с политической, так и с экономической точки зрения.
Рис. 1. Город Фест (Источник)
Около 1700 года до н. э. в Восточном Средиземноморье произошло мощное землетрясение. Оно привело к тому, что прежние города оказались разрушены. Землетрясение означало невероятный культурный упадок. Но после землетрясения Крит начинает постепенно объединяться. Центром объединения стал город Кносс, который располагался в центральной части острова Крит. Именно в городе Кноссе жил царь Минос, с именем которого греческая традиция связывает возникновение единого Критского государства. В Кноссе был обнаружен огромный дворец, его площадь составляла около 16 тысяч кв. метров. Это было многоэтажное здание и в то время казалось чудом инженерной техники: широкие дворы, огромные световые колодцы, храмы, помещения для стражи, огромное количество комнат, коридоров (рис. 2). Единого проекта строительства этого дворца не было. Видимо, изначально это было небольшое сооружение, к которому постепенно пристраивали комнаты, коридоры, дополнительные этажи, террасы и сопутствующие сооружения. Древние греки назвали этот Дворец критских царей лабиринтом (рис. 3). Символом власти на острове Крит был обоюдоострый топор, который по-гречески называется лабрис. Слово «лабиринт» означало «дом того, кто лабрисом владеет». Впоследствии лабиринтом стали называть любое запутанное сооружение. Характерной чертой Кносского дворца были водопровод и канализация, огромные терракотовые ванные, расписанные дельфинами. К сожалению, до наших дней дворец дошел лишь в руинах, но даже по остаткам этого сооружения можно составить себе представление об этой великой цивилизации.
Рис. 2. Кносский дворец (Источник)
Рис. 3. Кносский дворец (лабиринт Минотавра) (Источник)
На территории Крита было создано единое государство, которое построило единую сеть дорог. Согласно легенде, в лабиринте жил Минотавр (рис. 4) – чудовище, человек с головой быка, которое обитало в Кносском дворце и которому якобы привозили на растерзание пленников с территории материковой Греции. Современные историки версию о минотавре подтверждают, но речь не шла о человеке с головой быка. Бык был тотемным животным в Минойской цивилизации, ритуальные бои с быками проводились в центральном дворе Кносского дворца. В Кносском дворце присутствовали фрески, изображавшие такие бои с быками (рис. 5).
Рис. 4 Минотавр (Источник) (Источник)
Рис. 5. Фреска Кносского дворца (Источник)
Военного флота на Крите не было, торговый флот был настолько мощным, что противники боялись входить в воды Крита. Известно, что на своих кораблях критяне возили зерно и ремесленные изделия на территорию Древнего Египта. В Египте сохранились росписи, на которых изображены критские торговцы.
Как же могла погибнуть столь мощная и сильная цивилизация? В 1480 году до н. э. произошло извержение вулкана Сантарин. С природной стихией справиться невозможно, и в результате извержения вулкана Критская цивилизация серьезно ослабла. С экономической точки зрения потери были колоссальными. Поэтому когда в XII веке на территории Крита появились дорийцы, критяне очень быстро сдались.
На территории материковой Греции существовала Микенская цивилизация. Политического единства здесь не было никогда. Существовало несколько десятков городов: Микены, Тиринф, Пилос, Аргос. Археологи свидетельствуют о том, что еще в микенские времена, а это середина II тыс. до н. э., существовала Микенская крепость (рис. 6). Микенские города представляли собой крепости, историки их называли цитаделями. Одна из самых мощных крепостей была у города Тиринф, в толщину насчитывающая до 17 метров. Война была основным занятием для обитателей Микенской цивилизации. Конечно, там существовали земледелие, скотоводство, развитое ремесло, но большую часть времени микенцы проводили в различных походах.
Нельзя недооценить культурный вклад микенцев. До наших дней дошли памятники культуры, в частности «Львиные ворота» в Микенах (рис. 7). В 1939 году археологи раскопали огромный царский дворец в Пилосе, который скорее напоминал роскошные минойские дворцы, чем микенские постройки, наподобие крепости. В Пилосском дворце обнаружен архив из царских табличек, благодаря которому стала доступной информация о том, как жили люди в Микенах того времени.
Рис. 6. Микенская крепость (Источник)
Рис. 7. «Львиные ворота» в Микенах (Источник)
О войнах, которые вели в то время, мы можем говорить благодаря знаменитым поэмам Гомера. В «Илиаде» описывается один из последних крупных военных конфликтов между городами этой цивилизации. Известно, что было создано объединение микенских городов под руководством царя Агамемнона (рис. 8), и именно это объединение отправилось воевать под стены Трои. Исторический характер Троянской войны у современных историков сомнения не вызывает. Однако историки до сих пор спорят о том, когда имела место Троянская война. Называются самые разные даты, но большинство историков сходятся на том, что этот конфликт имел место во второй половине XIII века до н. э. (примерно 1240–1200 годы до н. э.).
Рис. 8. Маска Агамемнона (Источник)
Почему именно эта война вошла в историю и так подробно рассматривалась Гомером? Это была последняя крупная война в истории Микенской цивилизации. В ней принимали участие воины из самых разных микенских городов.
Примерно в то же время, когда ахейцы сражались у стен Трои, на севере возникла новая угроза. К границам греческих городов придвинулись новые племена – дорийцы. Историки спорят о степени их родства с ахейцами. Приходят к мнению, что и ахейцы, и дорийцы были индоевропейцами и имели много сходных черт в языке и в культуре. В XIII–XII вв. до н. э. дорийцы завоевали практически всю территорию Греции, и это событие вошло в историю как «дорийское нашествие».
Именно дорийское вторжение было тем событием, которое отделяло эпоху ранних цивилизаций от полисного этапа истории Греции. Разрыв между дорийцами и ахейцами был серьезным, ведь у дорийцев не было ни письменности, ни земледелия, уровень развития ремесла был на более низком уровне, чем у ахейцев.
Греки, которые имели до этого письменность, в XII–XI вв. до н. э. ее потеряли. Грекам вновь понадобилась письменность в VIII–VII вв. до н.э., и они стали использовать финикийское письмо. Важно отметить, что письмо, которым пользовались древние греки до XII века до н. э., было иероглифическим, а благодаря дорийцам в Древней Греции появился заимствованный из Финикии алфавит.
Что касается культурного разрыва, то он проявился в том, что Греция переживала период упадка. Отсутствие письменных источников проявилось в названии «Темные века», которое точно характеризует эту эпоху.
С археологической точки зрения в Греции практически не осталось свидетельств этой эпохи. Возможно, города в это время пропали, люди жили в небольших деревушках, а следов от этих поселений не осталось.
Такая деградация касалась Греции еще и в политическом, а также в социальном плане. Исчезла мощная царская власть, прежние цари стали не более чем военными вождями. В поэме Гомера «Одиссея» можно увидеть, что образы царей серьезно отличаются от тех, к которым мы привыкли.
Из достижений дорийцев можно выделить то, что они были этносом, который обладал техникой выплавки железа. Этой техники у предшественников дорийцев не было. До сегодняшнего дня является загадкой то, откуда же взялась такая совершенная техника у столь отсталых племен. Прежняя версия о том, что дорийцы, возможно, принесли эту технику из Альп, сейчас историками пересматривается. Многие утверждают то, что эта техника была заимствована с территории Малой Азии.
Развитие техники выплавки железа приводит к тому, что в Греции снова появляется высокоспециализированное ремесло. Это происходит в конце гомеровского периода, а расцвета ремесло достигает в архаическую и классическую эпоху. Ремесленников в это время называли демиургами – работающими на народ. Вновь возникла совершенная техника вазописи, техника изготовления гончарных сосудов, а также техника изготовления металлических предметов и строительство каменных зданий. Многие виды ремесла в Греции возрождаются на стыке гомеровского и архаического периодов.
Развитие ремесла приводит к развитию торговли. Именно в Греции впервые появляется такая форма расчета, как деньги (рис. 9). В середине VII в. до н. э. первые монеты были отчеканены в государстве Лидия, которое находилось на западе полуострова Малая Азия. Через несколько лет монеты начали чеканиться на греческом острове Эгина. Именно отсюда техника чеканки монет распространяется по всему миру.
Рис. 9. Первые греческие деньги (Источник)
Проявлением экономического и политического развития цивилизации является рост населения. Именно в это время количество жителей в Древней Греции растет. Это приводит к тому, что перестраиваются греческие армии. Вместо армий, которые состояли из всадников и колесничих, возникают массовые армии. Они состояли из тяжеловооруженных воинов – гоплитов (рис. 10). То государство, которое обладало лучшей армией, могло претендовать на влияние и политику других городов.
Уже в самом начале эпохи архаики греческие города начинают разделяться на те, которые обладали таким влиянием, и на города, которые не имели никакого влияния. Военный момент был далеко не единственным. Многие города прославились благодаря храмовым центрам, которые располагались на их территории, или источниками сырья. Два главных греческих полиса – это Афины и Спарта, возникли именно благодаря той военной силе, которую они могли представлять собой. Афины и Спарта возникли примерно одновременно, в IX–VIII вв. до н. э. Легенды говорят о том, что их возникновение относится к еще более раннему времени. Противостояние между Афинами и Спартой продолжалось почти всю архаическую и классическую эпоху. Они имели слишком много различий в общественном, политическом, экономическом и даже культурном устройстве.
Рис. 10. Гоплиты (Источник)
Список литературы
- Бартонек А. Златообильные Микены. – М. Наука. 1991
- Блаватская Т.В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура. – М., 1976.
- Волобуев О.В., Пономарев М.В. Всеобщая история для 10 класса. – М.: Дрофа, 2012.
- Златковская Т.Д. У истоков европейской культуры (Троя, Крит, Микены). – М.: Изд-во АН СССР, 1961.
- Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.В., Мясникова В.С. Всеобщая история для 10 класса. – М.:Вентана-Граф, 2013.
- Лурье С.Я. Язык и культура микенской Греции. – М.-Л., 1957.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет
- Интернет портал «Barabass.ru» (Источник)
- Интернет портал «Chuchotezvous.ru» (Источник)
- Интернет портал «Istorii-x.ru (Источник)
- Интернет портал «Telenir.net» (Источник)
- Интернет портал «Historie.ru»(Источник)
- Интернет портал «Awesomeworld.ru» (Источник)
Домашнее задание
- Какие догреческие племена жили на территории Балканского полуострова до прихода эллинов?
- Расскажите о Минойской цивилизации. Как был устроен Кносский дворец?
- Расскажите о Микенской цивилизации. Чем она отличалась от Минойской?
- Расскажите о периоде «Темных веков». Почему он так называется и какие важнейшие события произошли в это время?
interneturok.ru