cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Зимнее утро история создания стихотворения – История создания стихотворения Пушкина «Зимнее утро»

Содержание

История создания стихотворения Пушкина «Зимнее утро»

Дата написания стихотворения «Зимнее утро» сохранилась в пушкинских черновиках. В них значится 3 ноября 1829 года. В этот период поэт гостил в Тверской губернии в имении Вульфов – в Павловском. Анненков отмечает душевное спокойствие, склонность к веселию Пушкина, в отличие от весны того же года. Это спокойствие отразилось в строках стихотворения – светлых, восторженных.

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись:

Открой, сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Кому посвящено произведение, биографы умалчивают. Но есть одно сообщение, точнее упоминание имени девушки, которой Пушкин по своему обыкновению увлекся, находясь в Павловском. Это имя встречается и в бумагах поэта: Мария Васильевна Борисова – дочь небогатого помещика, жившая в доме Петра Ивановича Вульфа.

В письме Алексею Вульфу Пушкин писал: «Доношу вам, что Марья Васильевна Борисова есть цветок в пустыне, соловей в дичи лесной, перло (жемчужина) в море, и что я намерен на днях в неё влюбиться». Литературные критики полагают, что Мария Борисова послужила прототипом Маши Мироновой в «Капитанской дочке».

Провинциальная барышня могла вдохновить поэта на создание столь красивого лирического стихотворения, каким является «Зимнее утро». И оно может быть обращено к Марии Борисовне. В этот же период Пушкин написал стихотворение «Зима. Что делать мне в деревне? Я скучаю». Хотя если быть честными, Пушкину у Вульфов скучать не приходилось. Поскольку соседи, узнав, что в имении Вульфов гостит известный поэт, приезжали в Павловское под любыми предлогами. Молодежь была в восторге от поэта.

Дельвигу он писал о пребывании в Павловском:

Хорошенькие девчонки – это конечно дочери Прасковьи Александровны, барышня Борисова,

Е.Е. Синицына – воспитанница Павла Ивановича. В доме Вульфов ему легко работалось. Сохранилось воспоминание Синицыной:

Существует предание, что сюжет для «Русалки» Пушкин почерпнул здесь же. Ему рассказали историю любви мельниковой дочери к камердинеру. Барин за какую-то провинность отдал камердинера в солдаты. В те времена было принято служить по 25 лет, и девушка не вынесла разлуки, утопилась. Местные жители показали Пушкину омут, где утопилась несчастная девушка.

Усадьба в Малинниках была разрушена в начале ХХ века. Дом в Павловском – еще раньше – в 1880 году. Дом в Берново пострадал во время Великой отечественной, но после войны его восстановили. Этот дом изображен на картинке. Берново – самое большое село из владений Вульфов, и сюда Пушкин тоже наведывался во время пребывания в Павловском. Сейчас здесь Музей А.С. Пушкина.

 

poetpushkin.ru

Краткий анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро» по плану

 

История создания стихотворения

Александр Сергеевич Пушкин написал стихотворение «Зимнее утро» всего за один день 3 ноября 1829 года.

В это время он находился в очень живописном месте в имении Вульфов в Павловском селе Тверской губернии. Считается, что именно красота этих мест вдохновила поэта на создание этого произведения.

Подробнее здесь

 

Кому посвящено

В произведении автор обращается к «красавице». Кто она — остается загадкой по сей день.

Литературоведы сходятся во мнении, что речь идет о Наталье Гончаровой, с которой поэт познакомился за год до написания стихотворения, и даже успел сделать ей предложение.

Подробнее здесь

 

Тема

Главной темой стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» является красота русской зимней природы. Именно ей уделено наибольшее внимание.

 

Тематика

Тематикой произведения является тема жизни, а в данном случае жизни радостной и счастливой.

 

Жанр

Жанр произведения — пейзажная лирика.

Большую часть произведения Пушкин посвятил описанию природы и своих чувств.

 

Композиция

В стихотворении используется линейная композиция (художественное построение), то есть события разворачиваются перед нами друг за другом.

Композиция состоит из следующих последовательных частей:

  • в начале стихотворения автор восхищается красотой зимы и спешит разбудить свою возлюбленную, чтобы она присоединилась к созерцанию;
  • далее поэт противопоставляет жестокую зимнюю природу, которая бушевала прошлым вечером, и солнечное зимнее утро;
  • в третьей строфе поэт углубляется в описание прекрасной зимней природы;
  • далее он описывает теплый уютный дом, в котором очень здорово проводить время в такие морозные дни;
  • и в завершении автор предлагает покинуть теплый дом и совершить прогулку в этот прекрасный зимний день.

 

Лирический герой

Лирическим героем является сам автор.

Его настроение можно охарактеризовать как радостное и восторженное. На протяжении всего стихотворения он восхищается красотой зимнего пейзажа.

В конце произведения в его настроении появляется легкая грусть, которая связана с посещением родных для него мест.

Подробнее здесь

 

Настроение произведения

В стихотворении преобладают настроения радости и восторга.

Только дважды они меняются:

  • во второй строфе, когда автор вспоминает о вчерашней суровой буре, настроение становится более мрачным,
  • и в последней строфе, когда поэт предлагает прокатиться по знакомым местам, в строчках появляется легкая грусть.

 

Лексика

Лексику произведения можно охарактеризовать как богатую и разнообразную.

Ключевыми словами являются: солнце, снег, блестит, веселый — чтобы передать яркую картину дня и радостное настроение.

Большинство слов в этом произведении просты для понимания. Исключение составляют устаревшие и редко употребляемые слова:

  • нега — нежиться, наслаждаться;
  • нынче — сегодня, сейчас.

Подробнее здесь

 

Средства художественной выразительности

В стихотворении «Зимнее утро» для усиления визуального образа используется множество средств выразительности.

Все средства выразительности здесь

Метафоры

В произведении используются сложные метафоры: навстречу северной Авроры — навстречу зимнему утру, звездою севера — так автор называет свою подругу самой прекрасной девушкой.

Все метафоры

 

Олицетворения

Текст богат олицетворениями. Вьюга может «злиться», а мгла «носиться» — так автор описывает снежную бурю, которая была прошлым вечером.

 

Эпитеты

Для более глубокого образа автор активно использует различные эпитеты:

  • чудесный день
  • прелестный друг
  • на мутном небе
  • тучи мрачные
  • голубыми небесами

Все эпитеты здесь

 

Сравнения

В произведении приводятся сравнения:

  • звездою севера — автор сравнивает свою возлюбленную со звездой, то есть самой яркой и красивой из всех.
  • луна, как бледное пятно.

 

Звуковые приемы

В стихотворении очень активно используются звуковые приемы.

Аллитерация, повторение согласной буквы «т»:

«…Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит зат

опленная печь…»

Это помогает передать треск горящих в печи дров.

 

Ассонанс, повторение буквы «о«:

«…Открой сомкнуты негой взоры…»

Все приемы звукописи здесь

 

Рифма

В стихотворении рифма приходится на четные слоги.

«Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный…»

Используются мужская рифма (ударение на последний слог) и женская рифмы (ударение на предпоследний слог).

Подробнее здесь

 

Стихотворный размер

Стихотворение выполнено четырехстопным ямбом.

Подробности

 

Рифмовка

В стихотворении используется смешанная рифмовка по схеме: ААВССВ.

Подробности здесь

 

Место в творчестве

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» — это одно из самых значимых произведений его жизни, написанных в жанре пейзажной лирики.

Гениальность стихотворения заключена в простоте лексики, с помощью которой автор создает яркие и убедительные образы.

Оно отображает трепетное отношение поэта к русской зимней природе. Кроме того, оно передает его настроение на тот момент. Пушкин молод, свободен от ссылок, ведет яркую и насыщенную жизнь. Неудивительно, что стихотворение пронизано настроениями радости и свободы.

Поэт написал это произведение всего за 1 день. Вероятно, он и не подозревал, что оно станет одним из самых известных и любимых его стихотворений.

 

Личное мнение

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» произвело на меня сильное впечатление.

Читая его, я сразу погружаюсь в события, описываемые автором. Будто вокруг меня прекрасные снежные равнины, которые блестят на солнце, темнеющий вдалеке лес, покрытые инеем ели и замерзшая река.

Я не просто представляю эту красоту, а ощущаю ее. Кажется, что щеки начинает щипать от мороза, а глаза щурятся от снежного блеска.

В стихотворении присутствует описание суровой зимы. Я думаю, так автор хочет показать, что после ненастья всегда бывает ясный день.

В произведении преобладают радостные настроения, которые невольно передаются каждому, кто прочтет эти строки.

Прогулка в санях, которую описывает Пушкин в самом конце стихотворения, является символом свободы, радости и раздолья. Эти ощущения очень заразительны, и они передаются каждому читателю.

Может быть, именно поэтому стихотворение «Зимнее утро» так нравится читателям.

hronika.su

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро», история создания

Если провести анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро», не останется сомнений в приподнятом настроении поэта в тот момент, когда написаны эти строки. Благодаря метафорам, отчётливо угадываются неприятные события недалёкого прошлого, которые пришлось пережить поэту.

История создания стихотворения «Зимнее утро»

Стихотворение «Зимнее утро» написано 3 ноября 1829 года, в то время, как поэт гостил в имении своего приятеля В. И. Вульфа. К приятелю поэт заехал после своей поездки на Кавказ и уже возвращался в Москву.

Предыдущий год для Пушкина был неудачным. Его поэма «Полтава» была принята очень плохо, и подверглась критике, хотя сам поэт считал её лучшей, что он писал. Читатели не приняли более зрелого поэта и считали, что поэт исписался.

Весной 1829 года поэт влюбился в юную красавицу Наталью Гончарову и сделал ей предложение руки и сердца, на что получил отказ.

Терзаясь своими неудачами в личной жизни и работе, поэт отправился на Кавказ развеяться. Это путешествие наполнило его новыми впечатлениями, и набравшись свежих сил, он решил вернуться в Москву, по дороге заезжая к приятелям, которых он не видел так долго.

Идея стихотворения «Зимнее утро» родилась внезапно, под влиянием восторга от скорой встречи с Натальей Гончаровой, и прекрасного пейзажа, внезапно раскинувшегося за окном. Ещё вчера вокруг была серая осенняя слякоть и морось, а наутро всё оказалось укрыто снегом, блестящим на ярком солнце.

Анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро» 6-й класс

Краткий анализ стихотворения «Зимнее утро» раскрывает романтическое настроение поэта, и желание слиться с природой. Несмотря на все неприятности, опалу царя, заговоры, титулы и балы, поэт видит больше радости в простых вещах. Тёплая лежанка с затопленной печкой, лошадка, запряжённая в сани, всё это воодушевляет поэта, а не столичная суета.

В первых же строчках поэт будит неизвестную красавицу, чтобы поделиться с ней радостью и восторгом от прекрасного утра. Вместе с ней он хочет отправиться навстречу Северной Авроре, которая символизирует новый этап в жизни поэта.

Свои прошлые неприятности Пушкин описывает как «вчерашний день». Вьюга, тучи, луна – это символы холода и одиночество души, которые внезапно развеялись.

В стихотворении «Зимнее утро» Пушкин одушевляет предметы и природные явления. «Вьюга злилась», «печь весело трещит» и т. д. Этим самым подчёркивается гармоничность и единение с природой. Смысл стихотворения в том, чтобы показать простые вещи, найти прелесть в мелочах. Всё в мире проходит и за каждым ненастным днём придёт светлый день, нужно только верить.

«Взоры», «сомкнуты», «вечор» – неправильные и устаревшие даже на то время речевые обороты поэт использовал намеренно, для создания атмосферы деревенской простоты.

Стихотворение построено на антитезах (контрастах), для большей выразительности. Четырёхстопный шести строчный ямб со смешанной рифмовкой, читается легко, на одном дыхании.

Чередование рифмованных строк придаёт стихотворению динамику и воодушевление. От него веет силой, движением и уверенностью, что вчерашние горести ушли и нужно смотреть вперёд, и двигаться в чудесный день. Поэт верит, что его путешествие в Москву закончится удачно, и он сможет вернуться в родные места, уже вместе со своей невестой.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро», история создания

Оцените пожалуйста этот пост
На этой странице искали :
  • Идею стихотворения Утро

Сохрани к себе на стену!

vsesochineniya.ru

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» («Мороз и солнце, день чудесный»)

3 ноября 1829 года из-под пера мастера вышло стихотворение, которые позже получит название «Зимнее утро». Оно стало своеобразной визитной карточкой пейзажной лирики поэта и получило немало положительных откликов от читателей и литературных критиков.

История создания касается периода, когда Александр Сергеевич Пушкин находился в Михайловском по причине ссылки за свою творчество и гражданскую деятельность. Несмотря на то, что год написания выдался для автора тревожным и депрессивным, он смог отыскать долю вдохновения, что подтолкнуло на создание многих всемирно известных поэтических строк.

Краткий анализ стихотворения поможет ближе познакомиться с творчеством великого русского поэта, отыскав основные особенности идейной наполненности и стихосложения представленного текста.

Произведение написано в стиле классического русского романтизма, что было характерным для творчества Александра Сергеевича. Размер для стиха автор тоже выбрал привычный – четырехстопный ямб. Это позволяет сделать текст мелодичным и легким для чтения. Усиливается такой эффект с помощью смешанной рифмовки. Женская рифма (первая и вторая, четвертая и пятая строки) разбавляется мужской (третья и шестая строчки). Одно предложение плавно перетекает в другое, создавая гибкую текстовую канву.

Ведущая тема раскрывается Пушкиным сразу в первом же предложении: «Мороз и солнце; день чудесный!». Красота природы выносится на передний план, а зимнее утро становится символическим лейтмотивом, который пронизывает все пять строф стихотворения. Таким образом раскрывается взаимосвязь между человеком и окружающим его миром. Идея душевной близости с природой была актуальна для писателя на протяжении всего творческого пути.

Анализируя поэтику произведения важно обратить внимание на выразительные средства. Прослеживается огромное количество эпитетов как положительной («друг прелестный», «великолепными коврами», «прозрачный лес»), так и отрицательной («тучи мрачные», «поля пустые») окраски. Положительные тропы в тексте встречаются чаще, что позволяет наполнить произведение дополнительным оптимизмом и радостными эмоциями.

Жанр пейзажной лирики характеризуется тем, что в стихах природные явления оживают и уподобляются человеку. Для этого А.С.Пушкин использует олицетворения («вьюга злилась», «на мутном небе мгла носилась») и метафорические обороты («луна желтела», «лес чернеет», «комната блеском озарена»). Сравнения («луна, как бледное пятно») помогают полноценно понять и ощутить описанное.

Стихотворение написано в виде обращения. Об этом свидетельствует наличие риторических обращений: «Еще ты дремлешь, друг прелестный…», «Пора, красавица, проснись…».

Анализ стиха «Зимнее утро» не обойдется без упоминания фонетической окраски текста. Первая строфа насыщена звуками «с» и «з».

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Они являются символом зимнего утра. В то время как вторая строфа наполняет восприятие морозными, ледяными образами с помощью звуков «л» и «м».

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела…

Пушкинское творение базируется на постоянных контрастах – один образ резко заменяется другим, еще более символичным. Плавное и спокойное повествование переходит в бурные восклицания. Использованный прием создает дополнительную эмоциональную окраску поэзии.

Таким образом, мастерство автора возводит перед читателем литературного героя тонкой натуры – эстета, умеющего чувствовать и понимать природу.

 

poetpushkin.ru

Урок литературного чтения. А.С. Пушкин. «Зимнее утро»

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить учащихся с приёмом противопоставления картин в стихотворении А.С.Пушкина “Зимнее утро”.

Задачи:

  1. Знакомство учащихся с поэзией А.С. Пушкина.
  2. Формирование осознанного чтения целыми словами.
  3. Развитие речевых умений и творческих способностей детей.
  4. Воспитание любви к своей Родине, природе.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Дети показывают рисунки, нарисованные к понравившимся стихотворениям о зиме и сопровождают их чтением отрывков наизусть.

III. Объявление темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся ещё с одним стихотворением А.С.Пушкина и научимся выразительно его читать.

IV. История создания стихотворения.

Стихотворение «Зимнее утро» написано Пушкиным в годы ссылки в Михайловском. Эти годы были наполнены не только горестным чувством одиночества, но и счастливыми переживаниями дружбы, любви, творческого вдохновения.

Стихотворение написано очень быстро, в один день — 3 ноября 1829 г. В селе Павловском Старицкого уезда тверской губернии в семье друзей.

V. Чтение стихотворения учителем.

Вам понравилось стихотворение? Чем?

Каким настроением проникнуто оно? (Весёлым, радостным, бодрым).

Какие картины, вы хотели бы нарисовать и какие чувства, передать, прослушав это стихотворение?

А какие картины нарисовал Пушкин в этом стихотворении? (Яркое зимнее утро, вьюжный ветер).

VI. Словарная работа.

(Интерактивная доска). Значения появляются после того, как даётся объяснение детьми значений слов.

Нега — с.218 учебника, блаженство, наслаждение.

Аврора — с.218- богиня утренней зари.

Мгла — непрозрачный воздух от тумана, пыли, дыма, сгущающихся сумерек.

Мрачный — тёмный, погружённый во мрак.

Великолепный — роскошный, превосходный.

Озарить — ярко осветить.

Кобылка — лошадь.

Бурый — серовато-коричневый или серо-рыжий.

Предаться — целиком подчиниться, отдать себя во власть кому-нибудь или чему-нибудь.

Вечор (устар.)- вчера вечером.

Янтарный — прозрачно-жёлтый.

Янтарь — ископаемое драгоценное вещество, идущее на изготовление украшений и мелких вещей.

VII. Речевая разминка (интерактивная доска).

Читайте целыми словами.
Чудо – чудеса — чудесный
Лесть – прелесть — прелестный.
Дадим – предадим — предадимся.

Читайте плавно, по слогам, затем целыми словами.

Ве-ли-ко-леп-ны-ми — великолепными.
За-топ-лен-на-я — затопленная.
Не-тер-пе-ли-во-го — нетерпеливого.

Читайте внимательно.

Вечор — вчера.
Блеском — треском.
Пустые — густые.

VIII. Анализ стихотворения.

Чтение стихотворения детьми.

Давайте ещё раз вслушаемся в звучание каждой строфы и подумаем, какие мысли и чувства рождаются у человека при виде чудесного зимнего утра. (Ответы детей).

Сколько картин поэт нарисовал в этом стихотворении?

Перечитайте отрывки из стихотворения, соответствующие частям.

Как меняется настроение в этом стихотворении?

Резкая смена настроения или картин в произведении, замена на противоположности называется АНТИТЕЗОЙ или ПРОТИТВОПОСТАВЛЕНИЕМ (запись слова в словарик).

* С какой целью описывает поэт контрастное состояние природы? (Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно).

Чтение стихотворения по строфам и работа над ними.

Чтение первой строфы.

Какая картина встаёт перед нами? (Яркое зимнее утро, в морозный солнечный день лирический герой увидел как прекрасен мир и ему захотелось поделиться своими чувствами с близким человеком). Доказывают своими словосочетаниями из текста. («Друг прелестный», «красавица».) Свою возлюбленную он сравнивает с самой яркой звездой.

Чтение второй строфы (читается иначе).

Закрадывается тревога; вся строфа звучит как воспоминание о чём-то мрачном неприятном.

Почему Пушкин говорит «вьюга злилась»? (Сильный ветер, снег бьёт в лицо, ничего не видно, ветер воет, как живой).

Какой художественный приём использует автор во второй строфе (приём олицетворения).

Чтение третьей строфы.

Что видит поэт? (Картину солнечного утра).

Какие краски он использует, чтобы описать это утро? (Яркие, светлые). Докажите это. (Под голубыми небесами, блестя на солнце, прозрачный лес один чернее, ель сквозь иней зеленеет, речка подо льдом блестит).

Учитель обобщает знания детей и делает вывод:

Вот какое прекрасное было утро! Ведь главное не в том, что выпал снег, а в том, что мир прекрасен, великолепен, блестящ.

Чтение четвертой строфы.

Дети читают её самостоятельно.

Прокомментируйте эту строфу.

Дети говорят, а учитель из выше сказанного делает и обобщает ответ.

Яркое солнце не только преобразило всё в природе, но и в комнате, здесь стало по-особенному уютно и радостно. Поэтому, кажется, что трещат дрова в печке. Для этого поэт находит такие слова, сочетание звуков, что мы действительно слышим, что «весёлым треском трещит затопленная печь». (Повторяются звуки «тр», «т», «ч».)

Поэт не может долго находиться в комнате, у него появляется мысль: пригласить в путь своего «милого друга». В речь входит простая разговорная лексика: «запрячь», «кобылка», «санки». Вот эти слова, фразы переносят нас в русскую деревню, занесённую глубоким снегом.

Чтение пятой строфы.

Чтение учащимися вслух.

Рисование словесных картин к пятой строфе. Герой размышляет, мечтает о том, что ждёт их в пути, приятно вырваться на простор, у них весёлое, озорное настроение, настроение приятной, светлой мечты.

Вывод делает учитель: настроение на протяжении всего стихотворения меняется. Сначала утреннее, доброе, радостно- солнечное. Потом воспоминание «про вчера»- печальное, тоскливое, мрачное.

А «нынче» — радостное любование великолепным солнечным утром и ощущение домашнего тепла и уюта. И всё это сменяется мечтой о том, что будет потом.

IX. Выразительное чтение.

Подготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения.

Найдите слова, наиболее важные в смысловом отношении и подчеркните их карандашом.

Как вы прочитаете эти слова?

Какие художественные приёмы использовал поэт?

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Обсуждение выступлений.

  • На доске три репродукции картин. Дети должны подобрать к каждой части соответствующую.
  • Самооценка учащихся. Поставьте себе оценку в тетрадь. Оцените свою работу адекватно.

X. Итог урока.

Что нового, интересного вы узнали на уроке?

Что особенно понравилось?

Что осталось непонятным?

XI. Домашнее задание: страница 88-89 наизусть.

8.05.2010

urok.1sept.ru

Анализ стихотворения «Зимнее утро» Пушкина А. С. :: SYL.ru

Среди всех произведений великого русского поэта особую роль играют те, в которых он описывает природные картины. Известно, что с самых ранних лет Александру Сергеевичу была свойственна любовь к родной природе. С течением времени она лишь усиливалась, и была отражена в многочисленных произведениях поэта, например, в «Евгении Онегине». «Зимнее утро» — одно из самых светлых стихотворений А. С. Пушкина. Оно было написано в 1829 году, еще в самом начале его литературной деятельности.

История создания

В анализе стихотворения «Зимнее утро» школьник может упомянуть, что оно было написано не в самый лучший период жизни поэта. В то время А. С. Пушкин находился в ссылке в Михайловском. Однако эти годы были полны не только ощущением одиночества, но и счастливыми чувствами, связанными с искренней дружбой и любовью, приливом творческого вдохновения. Стихотворение стало приятной неожиданностью для друзей великого поэта и критиков. «Зимнее утро» было написано Пушкиным очень быстро, за один день. Произведение можно назвать одним из наиболее удачных стихотворений поэта в жанре пейзажной лирики.

Структура

Стихотворение «Зимнее утро» — одно из самых популярных поэтических произведений великого русского поэта. Начать анализ стихотворения «Зимнее утро» можно с описания его первой строки. Стихотворение начинается с полного восхищения восклицания: «Мороз и солнце; день чудесный!». И после этого лирический герой сразу же использует приятные и теплые слова, чтобы обратиться к своей возлюбленной: «красавица», «друг прелестный». Лексика хорошо передает настроение рассказчика, и поэтому стихотворение можно по праву назвать лирическим. Яркие, вдохновенные образы утра тесно переплетены с темой любви. Природную картину можно сравнить с чувствами влюбленного лирического героя.

В анализе стихотворения «Зимнее утро» учащийся также может рассказать, что по своему строению оно разделяется на пять строф. Каждая из них является шестистишием. В начале произведения поэт передает свой восторг русской зимой и нежно призывает свою возлюбленную проснуться. Во второй строфе настроение меняется – лирический герой вспоминает хмурый вчерашний день, который был полон негодования природной стихии, буйства ненастья. В лирическом анализе стихотворения «Зимнее утро» можно упомянуть, что такой контраст придает еще больше восхищения красотой природы наутро. После того как была описана красота зимнего пейзажа, читатель возвращается в теплую комнату, слышит треск поленьев в печи.

Основная информация о стихотворении

В своем стихотворении великий русский поэт описывает красоту родной природы, зимнего утра, которое пришло на смену зимней ночи. Это и есть тема произведения, которую требуется упомянуть в анализе стихотворения «Зимнее утро». Идея же заключается в том, что поэт хочет показать необыкновенную прелесть зимних пейзажей, выразить свою любовь и восхищение родиной и ее природой. Что касается размера, поэт использовал для создания своего произведения четырехстопный ямб. Рифмовка в стихотворении – смешанная. Лирический сюжет в произведении выражен слабо. В его основе лежит созерцание рассказчиком красот природы, которое и стало для него импульсом к действию. Произведение относится к жанру пейзажной лирики и принадлежит к литературному течению под названием романтизм.

Анализ стихотворения «Зимнее утро» по плану

Иногда требуется не просто написать сочинение, а подготовить структурированный анализ произведения. Приблизительный план, согласно которому школьник проанализирует произведение, может быть таким:

  • История создания стихотворения.
  • Тема и основная мысль.
  • Композиция.
  • Каким представляет поэт лирического героя.
  • Художественные средства.
  • Размер, рифма.
  • Мое мнение о стихотворении «Зимнее утро».

Это приблизительный алгоритм для анализа стихотворения «Зимнее утро» Пушкина по плану. Школьник может добавлять в него свои пункты.

Языковые средства выразительности

В стихотворении можно найти немало положительно окрашенных эпитетов. Это выражения «прозрачный лес», «янтарным блеском», «милый друг» и многие другие. Есть и эпитеты с негативной эмоциональной окраской: «мутном небе», «тучи мрачные», «поля пустые». Используется поэтом также и прием метафоры: «луна желтела». Читатель встречает олицетворение: «вьюга злилась». Сравнение в стихотворении: «Луна, как бледное пятно…».

Синтаксические средства

В начале стихотворения читатель обнаруживает повествовательные предложения. Именно с их помощью поэт выражает спокойную интонацию своего произведения. Но постепенно голос лирического героя становится все более беспокойным и взволнованным. Несмотря на то, что в стихотворении практически нет восклицательных предложений, за внешним спокойствием рассказчика скрывается глубина его эмоциональных переживаний. Есть в стихотворении и вопросительное предложение – это риторический вопрос.

Фонетика произведения

Великий русский поэт использует и прием аллитерации, что также нелишне упомянуть школьнику при анализе стихотворения Пушкина «Зимнее утро». Это проявляется в нагнетании шипящих ж, ч, ш, з. Также используются и звонкие согласные – б, в, р, л, н. Используется в стихотворении и прием ассонанса – нагнетаются гласные звуки а, о, и, е. При помощи данных звуковых средств поэт стремится передать топот лошади, скрип снега на морозе, звон льда.

Лексические особенности первых двух строф

В первой строфе стоит обратить внимание на 4-ю и 6-ю строки. В них читатель может увидеть два примера употребления устаревшей грамматики. Проводя анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро», можно рассказать и об этих особенностях. Во-первых, это словосочетание «открой… взоры». В настоящее время последнее слово используется совершенно иначе. Взор можно потупить, отвести или же устремить, однако никак не открывать. Дело в том, что стихотворении оно имеет устаревшее значение – «глаза». И именно в этом смысле оно употребляется во многих стихотворениях поэтов первой половины XIX века.

Также интерес представляет и другое слово – «сомкнуты». Оно является усеченным причастием – его использование представляет собой одну из самых любимых вольностей многих поэтов того времени.

Строчкой ниже также читателя поджидают интересные факты, которые требуют дополнительного объяснения. Во-первых, поэт упоминает слово «Аврора». Оно написано с большой буквы, однако здесь является не именем собственным, а нарицательным. А. С. Пушкин использует имя богини зари, чтобы обозначить сам рассвет. С другой стороны, по правилам русского языка оно должно быть в дательном падеже: «Навстречу северной Авроре». Однако здесь нет опечатки или ошибки – это устаревшая форма. Когда-то предлог навстречу по правилам грамматики требовал родительного падежа, и для Александра Сергеевича и его современников это была норма.

Также стоит упомянуть и о том, что словосочетание «звезда севера» здесь употребляется не в прямом своем значении – «небесное светило», а значит «самая красивая и достойная дама Петербурга». Во второй строфе упомянуты слова «вечор» и «мгла». Первое обозначает «вчера вечером». Слово «мгла» в своем обычном значении обозначает тьму или мрак. А. С. Пушкин использует это слово для обозначения снега, который скрывает в своем тумане все вокруг, словно пелена.

Третья и четвертая строфы

Здесь описывается зимний пейзаж. И та картина, которую описывает поэт, во многом создается при помощи описания цветов: «под голубыми небесами», «лес один чернеет». В третьей строфе стихотворения нет никаких устаревших форм, она не нуждается в дополнительных пояснениях. В последней строфе встречается необычная словоформа «запречь» вместо привычного «запрячь». Это – поэтическая вольность, которая допускается поэтом для рифмовки, что также можно упомянуть, проводя анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро». Кратко описать все устаревшие грамматические средства усердный школьник вряд ли сможет, поэтому, если нужно предоставить сжатый анализ, можно упомянуть одно или два.

Последние две строфы связаны словом «блеск», с помощью которого читатель еще более ясно представляет себе как природный пейзаж, так и уют теплой комнаты. Если в третьей строфе блеск зимний, то в последней – теплый, янтарный. Пушкин использует и тавтологию, однако в данном случае она вполне оправдана. Слыша выражение «треском трещит», читатель будто бы слышит звук затопленной печи.

Итак, мы рассмотрели краткий анализ стихотворения «Зимнее утро». Ощущение радости поэта возрастает к концу произведения. Ему все больше хочется навестить «поля», «леса» и «берег». Под последним не стоит понимать буквально речной берег – скорее, поэт хотел рассказать о тех местах, что являются для него близкими и родными.

www.syl.ru

анализ стихотворения, тема :: SYL.ru

В стихотворении Пушкина «Зимнее утро», анализ которого рассматривается в данной статье, динамика изображается главным образом посредством временных деталей. Вечером вчерашнего дня кружила метель, носились облака, месяц был похож на «бледное пятно», все омрачало и расстраивало, не было желания смотреть в окно. Минула ночь — и вьюга стихла. Стих берет свое начало с приближением прекрасного утра, когда мысли о ненастье представляются просто сновидением, от которого «пора» прийти в себя.

Художественные средства

Очередным художественны приемом, усиливающим лирическое произведение, считается беседа. У Пушкина в этом стихотворении такой прием проявляется в диалоге с любимой, которую поэт называет красавицей, милым другом. Она все еще дремлет, однако близится их встреча, по важности равная встрече с богиней. Лирический персонаж взывает к ней, нарекая сон негой, а глаза взорами.

Анализ «Зимнего утра» дает нам понять, что и высокий, и обыденный планы эквивалентны, они до последней строки произведения присутствуют в тексте. Хоромы богини — это комната с нагретой печкой, кровать неги — лежанка, быстрый конь, бегу которого готовятся «отдаться» герои,— это кобылка бурая. А беседа с северной Авророй, возможно, всего лишь выдумка героя. Несмотря на это, его фантазия способна делать удивительные вещи: в обыденном фрагменте открыть красоту и разнообразие, осветить простую комнату сиянием священного пламени, сельскую кобылку обратить в мифического коня, перемещающего героев на далекий берег.

Анализ стихотворения

В контексте анализа «Зимнего утра» прилагательное «чудесный» приобретает обширную интерпретацию. С заурядного комплимента ясному дню завязывается стихотворение, однако позже возникает свидетельство того, что среди привычной для поэта русской природы зимой (снег, река, покрытая льдом, изморозь) начинаются фантастические явления. С самого начала появляется возможность соединения диаметральностей, полюсов: «Мороз и солнце! День чудесный!».

В стихотворении «Зимнее утро» Александра Сергеевича Пушкина есть и прочие противоположности (месяц — солнце, туманность — ясность, тьма — свет, тусклость — яркость, грусть — радость), однако они не становятся антиподами. Единство природы вызвано нескончаемой чередой закатов и восходов, сезонов года. Лейтмотив бега коня является третьим из художественных приемов, помогающих добавить динамичность картине. Зимний ландшафт определенен, виден «в окно» и вместе с тем в нем присутствует собирательность.

Значение цветов

Предлагая всмотреться в то, как ровно лег снег, как обмерзли ветки деревьев, как переливается лед на реке на фоне силуэтов деревьев, герой собирает данные элементы в картину, подобную замысловатому орнаменту. В нем сконцентрирована обильная цветовая гамма: черный («тучи мрачные»), кремовый («мутная» смесь, свойственная вечеру). А в дневное время используются светлые оттенки, образовывающие ощущение красоты — лазурный, белый, зеленый. Все они возникают в комбинации пейзажа, что позволяет рассмотреть его великолепие в деталях. Мотив неясного вечера, когда все путалось в злом урагане, разворачивается в стихотворении «Бесы», где метель перерастает в дьявольский хоровод. Антитеза привносит дополнительный оттенок в оценку прекрасного дня, поскольку он означает торжество доблестных, светлых сил.

Использование контраста

Крайние слова первой и второй строк четвертого четверостишия бросаются в глаза из-за переноса (расхождения окончания предложения и стиха, что подчеркивает очутившееся на границе строчек слово). Это придумано поэтом не просто так, поскольку вызывает интерес к следующей строке стихотворения «Зимнее утро», анализ которого довольно любопытен. Не только оттенки образуют «чудесный ковер» текста — многочисленные контрасты помогают передать гармонию, как слаженность разнообразных мыслей и чувств. В звуках нет преобладающей аллитерации, все согласные звуки перемежаются. Их совмещение в группах слов, к примеру, в сочетаниях существительного и прилагательного, содействует выражению, укреплению эффекта.

Символика названия

В самом названии «Зимнее утро» Александра Сергеевича Пушкина, помимо насыщенного оксюморона, заключающегося в комбинации слов, выражающих зимнее увядание природы и рождение нового дня, существует и фонетический контраст: «зимнее утро». Похожее ощущение вызывают сочетания «л» и «р» во фразах: «великолепными коврами», «янтарным блеском» и других.

Антитеза в «Зимнем утре» Пушкина, как и метафорический, фонетический, зрительный уровни, занимает не последнее место в выполнении поставленной художественной задачи. В стихотворении пять четверостиший, из которых первое аналогично по смыслу с экспозицией, описывая место и участников действия (герой, природа). Во втором рассказывается недавнее событие, в третьем и четвертом описываются чудеса наставшего дня, которых для лирического персонажа оказывается мало. Не только из закрытой теплой комнаты, но даже из живописной картины зимней природы он спешит выйти.

В пятом четверостишии глубоко раскрывается душа героя, поскольку в нем обозначены заветные мечты («предадимся бегу», «навестим»), в заключительной строке определяется эмоциональный эффект, соединенный с пейзажем.

Идея

Если мы обратимся к идее «Зимнего утра» Пушкина, то бег в связанном отрывке стиха означает движение в пространстве и течение времени. От мыслей о милом бреге, о минувшем ненастье лирический персонаж устремляется к рассматриванию великолепия природы, осознавая и ее бесконечный смысл, и краткую прелесть, созерцая изображения одно через другое, отворяя тайники («речка подо льдом блестит»), желая победить ограниченность, недостаточность времени и ощущений. Изучая тему стихотворения «Зимнее утро» Пушкина, можно сказать, что в картине пейзажа, походящей на символ гармонии восприятия героя, имеет место и идеологический аспект. Его олицетворением является образ «поля пустые», которые герой планирует посетить. Помимо всего прочего, имеет большое значение не то, что природа неповторима, а свойственный отзывчивому и приветливому «другу» интерес к отличительным свойствам, среди которых ключевым является умение всмотреться в окружающее, обнаружив в обыкновенном явлении красоту, разнообразие, полноту жизни.

Ее непостоянство, в сравнении с устойчивым романтическим совершенством, открывается не только признаком реальности, но и философским рассуждением, вселяющим веру в изменения и будущую победу света и добра. В ней тоже нет оттенка завершенности, динамика продолжается.

Тематика

Тема стихотворения «Зимнее утро» Пушкина отчетливо передается через лирического персонажа, с нетерпением желающего избавиться от всего, что он переживал «недавно», что было «приятно» вчера. Для него ценно, что одновременно с движением в жизни существует незыблемость. Если в природе времена года то и дело сменяются, в душе эмоции остаются, постепенно получая новый смысл, являясь предметом раздумий и выводов. Многих интересует, кому посвящено «Зимнее утро» Пушкина. Ответ такой: собирательному образу девиц, находившихся рядом с поэтом в годы его ссылки.

Душевный мир — это не только отображение наружного, но и все мироздание, они сочетаются между собой, в самом деле синхронны, размещаются рядом, воздействуя, завися друг от друга. Концепция всемирной гармонии приобретает развитие, проявляясь не в абстрактных философствованиях, а в выразительной, фонической специфике стихотворения «Зимнее утро» Пушкина, анализ которого мы рассмотрели.

История создания стихотворения «Зимнее утро» Пушкина

Автор написал данное произведение в Михайловском во время ссылки. Этот период был полон не только тяжелого чувства покинутости и подневольности, но и приятных переживаний любви и, что самое важное, творческого порыва. Это ощущение, присущее автору, воплощается в произведении в переливах различных чувств, настроений: восхищенное созерцание великолепия природы и подруги, задорная игривая любезность, устремленная к ней, и чувство тепла и порядка, и короткая мысль о минувшей вечерней метели, и грустный вздох о прошедшем лете и сердечных встречах под сенью дремучих лесов, и ожидание мгновения творческого подъема. Такова история создания стихотворения «Зимнее утро» Пушкина.

www.syl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *