cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Здоровьесберегающие технологии в детском саду для аттестации – λ. , — .

Методическая разработка на тему: СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

  1. приобщение детей к физической культуре
  2. использование развивающих форм оздоровительной работы.

Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности, необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.

Стремление к комплексности понятно и оправдано, т.к. здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма, требующего индивидуально-дифференцированного подхода. Результат должен заключаться в том, что эффект одной оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого, константно-целостного психосоматического состояния, которое дает начало воспроизведения в режиме саморазвития.

С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.

Принципы, лежащие в формировании единства:

  1. принцип развития творческого воображения – внутреннее условие оздоровительной работы, здесь ребенок условно предстает объектом тех или иных педагогических  и медицинских воздействий. И, как показала статистика, благодаря включению ребенком воображения, можно добиться существенных результатов в профилактике и лечении ряда заболеваний: ОРЗ, диатеза, ануреза, отдельных нарушений сердечнососудистой системы и ЖКТ;
  2. принцип формирования осмысленной моторики – движение может стать произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет осмысленным и ощущаемым. Ребенку предстоит научиться слушать, понимать, уважать и любить свое тело;
  3. принцип создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при  различных видах деятельности, который реализуется благодаря многофункциональным развивающим формам здоровьесберегающей работы;
  4. принцип формирования у детей способности к сопереживанию и содействию.

Формы организации здоровьесберегающей работы:

  1. физкультурные занятия
  2. самостоятельная деятельность детей
  3. подвижные игры
  4. утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
  5. двигательно-оздоровительные физкультминутки
  6. физические упражнения после дневного сна
  7. физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
  8. физкультурные прогулки (в парк, на стадион)
  9. физкультурные досуги
  10. спортивные праздники
  11. оздоровительные процедуры в водной среде.

Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:

  1. Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
  2. Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;
  3. Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.

Здоровьсберегаюшие технологии,

технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. В нашем детском саду создан специальный релаксационный кабинет.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст — в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротералия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Занятия из серии «Здоровье» -1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.

В утренние часы проведение точечного самомассажа. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).

Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:

  1. закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;
  2. проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;
  3. проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;
  4. сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.

Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ. Необходимо составить программу закаливания по каждой группе с учетом возраста, группы здоровья детей, разработать схему индивидуальных программ заливания на год, где отражается перечень закаливающих мероприятий, проводимых в течение дня. Программа согласовывается с врачом дошкольного учреждения и утверждается заведующим ДОУ.

Из всего богатого выбора существующих форм закаливания можно выделить наиболее доступные:

  1. нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня;
  2. проведение утренней гимнастики на свежем воздухе в течение года;
  3. прогулки на свежем воздухе. При правильной организации прогулка является одним из важных моментов закаливания. Летом, когда температура воздуха достигает в тени 18 -20 градусов, вся жизнь детей переносится на участок. В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе 3.5-4 часа в любую погоду в одежде, не стесняющей   активную деятельность ребенка;

Солевое закаливание с младшего возраста (после динамической гимнастики на дорожки выкладываются мокрые одеяла и дети проходят притопывая по дорожке. В яслях проходят по 3 круга, в младшей группе — 3-4 круга, в средней 4-5 кругов. Первые 5-6 закаливаний воспитатель проходит вместе с детьми по дорожке, показывая каким шагом идти).

В среднем возрасте дополнительно включается применение воздушного душирования – это эффективный способ выработки устойчивости к сквознякам (разработал врач В.Л.Лебедь). В процессе душирования происходит повышение работоспособности всех систем, обеспечивающих терморегуляцию. Благодаря воздушным процедурам ребенок становится более уравновешенным, спокойным, незаметно исчезает повышенная возбудимость, улучшается сон.

В старшем возрасте использование горячего обтирания проводимое при температуре воздуха в помещении не ниже 23 градусов мягкой варежкой, смоченной водой определенной температуры.

При карантинном режиме применение полоскания горла: водой комнатной температуры 3 раза в день температура воды снижается постепенно с 36 градусов до 27.

В подготовительной группе введение «рижского метода» — топтание на гальке в солевом растворе.

В повседневной работе использование начиная с младшей группы схемы индивидуальных программ закаливания, в которых чётко расписывается в какую закаливающую процедуру должны проводить в определённый отрезок времени (утром, днём, вечером).

Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий с применением развивающей программы оздоровления, приводит не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Словарь терминов по здоровьесберегающим технологиям

(по Деркунской В А.)

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным-педагогическим.

Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

Педагогическую технологию отличают:

  1. конкретность и четкость цели и задач;
  2. наличие этапов: первичной диагностики;
  3. отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации;
  4. использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели;
  5. итоговой диагностики достижения цели,
  6. критериальной оценки результатов.

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ):

1) системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;

2) качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;

3) технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.

Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании- технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

  1. медико-профилактические;
  2. физкультурно-оздоровительные;
  3. технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
  5. валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

Здоровье сберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий- учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка –технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ

Технологии здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий-обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

nsportal.ru

«Здоровьесберегающие технологии в детском саду»

 

«Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное

описание счастливого состояния в этом мире».

Джон Локк

Актуальность.

Почему нужно сохранять, укреплять и развивать здоровье с детских лет?

Как правильно оздоравливать детей дошкольного возраста?

Тема здоровья детей на современном этапе считается не только чрезвычайно актуальной, но и глобальной, общечеловеческой и даже планетарной. Здоровье детей, его охрана и обогащение является приоритетным направлением не только образовательных и медицинских учреждений, но и всего общества в целом, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом заниматься разными видами деятельности, обучаться, развиваться. Только полноценное здоровье способствует становлению гармонически развитой личности.

Однако год от года в последние десятилетия в сфере здоровья людей выявляется всё больше и больше негативных факторов. По научным медицинским исследованиям отмечено, что уже при рождении большинство детей имеют отклонения в здоровье, абсолютно здоровых детей практически нет. В последнее время идёт стремительный рост функциональных нарушений и отклонений, хронических заболеваний (патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, функций внутренних органов).

Растёт число отклонений в нервно — психическом здоровье. Количество детей, страдающих ожирением, стремительно возрастает, а это потенциальные больные сердечно — сосудистыми заболеваниями, что сокращает жизнь на 10 — 20 лет. 50% детей нуждаются в психокоррекции, характеризуются серьёзным психологическим неблагополучием. Количество инфекционных и простудных заболеваний приобретает характер стихийного бедствия, с которым не справляются ни родители, ни педагоги. В подавляющем большинстве дети уже с дошкольного возраста страдают дефицитом движения и слабым иммунитетом. От поколения к поколению опускается порог жизненной устойчивости, выносливости и защитных механизмов человеческой жизни.

Исследования социологов выявили следующие факты:

1. Если лечить заболевание (временное, приобретённое), то здоровье сохранится на 8-10%

2. Идеальные условия проживания сохраняют и улучшают здоровье на 20-25%

3. 50% здоровья целиком и полностью зависит от образа жизни, его правильном воспитании с детства, стремления беречь и умножать своё здоровье, активно заниматься оздоровительными видами деятельности.

Актуальность многочисленных, острых проблем сферы здоровья людей диктует необходимость самых неотложных мер по здоровьесбережению, оздоравливанию детей, по профилактике и коррекции различных отклонений в здоровье. В связи с этим особо востребованным на сегодня является создание специальных педагогических методик, программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья, которые в современной терминологии называются здоровьесберегающими образовательными технологиями — ЗОТ.

ЗОТ в дошкольном образовании — это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей.

Цель ЗОТ в ДОУ применительно к ребёнку — обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику и воспитание валеологической.

(Валеология — это наука о здоровом образе жизни, в широком понимании просто наука о здоровье) культуры как совокупности осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым — содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей. Важнейшей характеристикой педагогических ЗОТ является воспроизводимость, целенаправленность, тесная взаимодополняющая связь между участниками работы в ДОУ. Использование ЗОТ в дошкольном образовании имеет огромную ценность для здоровья детей, т.к. от рождения до 7-и лет идёт процесс становления всех функций и систем организма, закладываются основы физического, умственного, психического, нравственного, духовного здоровья человека, формируется фундамент будущего здоровья, человеческой жизни во всех её сферах. Наиболее современными ЗОТ по научным исследованиям, по мнению педагогов — практиков признаны методы эстетотерапии, к которым относятся: спорт, хореография, аэробика, музыка и др. виды искусства. Методы эстетотерапии обладают огромным оздоравливающим и психотерапевтическим потенциалом, они отличаются высокой эффективностью, экономичностью, лояльностью по отношению к ребёнку по сравнению с другими методами оздоровления и здоровьесбережения (например, медицинскими). Так, можно лечить искривления позвоночника (или травму) на больничной койке с применением лекарств, медицинских процедур, а можно проводить коррекцию лечения в танце — красивыми движениями под приятную музыку, занимаясь любимым занятием, при котором происходит не только быстрое выздоровление, но и обучение, воспитание, развитие. ЗОТ с использованием эстетотерапии воздействуют на все сферы здоровья, укрепляют и развивают не только физическое тело, но и оздоравливают человека в целом. Оздоровление детей посредством физических упражнений называется кинезотерапией. Активное движение, тренировка выносливости и силы со времён древней Эллады и Спарты до наших дней являются одним из самых эффективных методов полноценного физического развития и воспитания. Особенно этот метод близок, доступен и необходим детям дошкольного возраста. Подвижность, присущая ребёнку — дошкольнику обусловлена тем,

что моторная деятельность, вызывая усиленное дыхание, кровообращение, обмен веществ является источником приятных ощущений, радостных эмоций, т.е. то, что называется хорошим самочувствием ребёнка, психофизическим благополучием. Физиологи объективно доказали, что при любом двигательном тренинге упражняются не только части тела, но и развивается мозг, умственные способности — одна из главных основ дошкольного периода. Академик Амосов назвал движение «первичным стимулом для ума ребёнка». По мнению Е.А.Аркина — движения развивают интеллект, чувства, эмоции. Ж.Ж.Руссо писал о движении как о средстве познания окружающего мира и самого себя.

Таким образом, использование ЗОТ имеет огромное значение в здоровьесбережении, оздоровлении, укреплении здоровья детей, активно помогает ДОУ в решении приоритетных задач: повышает качество дошкольного образования, играет огромную роль в воспитании детей, формировании здорового образа жизни, развитии общей культуры здоровья.

Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду.

Степ-аэробика является одной из разновидностей аэробики, получившая в последние десятилетия огромную популярность в мире. Её основное отличие в том, что танцевальные и общеразвивающие упражнения выполняются со специальными платформами — «степами».

«Степ» — в переводе с английского буквально означает «шаг», отсюда и само определение степ — аэробики — «шаговая аэробика». Внешне аэробика представляет собой комплекс общеразвивающих и танцевальных ритмических движений, выполняемых под музыку, а так же различных циклических движений невысокой интенсивности, рассчитанных на длительное выполнение.

Однако, главное в аэробике, разумеется не внешний эффект. Термин «аэробный» не нов. В переводе с греческого — aero — это воздух, bios — жизнь. Термин «аэробный» означает — «живущий в воздухе» или «использующий кислород». Высокая двигательная активность обеспечивает повышенное содержание кислорода, проникающего в кровь и через сердечно — сосудистую систему в мышечные ткани, что и даёт оздоровительный эффект, подготавливает мышцы к высоким физическим нагрузкам, снимает усталость и возвращает хорошее настроение.

Известно, что при возбуждении мышц в них интенсифицируется обмен веществ в виде сложной системы химических реакций. Сложные молекулы расщепляются на более простые, при этом происходит восстановление (синтез) богатых энергией веществ. Один из этих процессов может идти только в присутствии кислорода, то есть в аэробных условиях. Доказано, что при аэробных процессах вырабатывается большое количество энергии, причем основными продуктами распада являются углекислый газ и вода, которые выводятся из организма через дыхание и выделения пота. Термин «аэробика» применительно к различным видам физической активности, имеющим оздоровительную направленность, предложил известный американский врач Кеннет Купер. Сегодня аэробика представлена как составляющая часть здорового образа жизни, физической культуры и фитнеса в историческом разрезе, она устанавливает взаимосвязь таких понятий, как «физическая форма», «фитнес» и «аэробика».

Для дошкольного возраста в основном используется оздоровительная степ-аэробика. Само название подсказывает смысл и цели — общее оздоровление организма, профилактика и коррекция нарушений, укрепление систем и функций организма человека, развитие физических качеств до смешного проста, не требует излишнего сосредоточения и концентрации мыслей на правильном усвоении движений. Всё что нужно — это умение правильно и красиво ходить. Характерным признаком степ- аэробики является наличие аэробной части занятия, на протяжении которой поддерживается на определенном уровне работа кардиореспираторной системы. Степ-аэробика даёт большие благоприятные физиологические и биомеханические эффекты. Исследования показали, что регулярные занятия степ — аэробикой улучшают эффективную работу сердца и лёгких, снижают опасность сердечно — сосудистых заболеваний.

Биохимический эффект степ — аэробики в том, что во время занятий возникают силы, которые растягивают, сжимают, сгибают, скручивают, подвергают вибрации кости, мышцы, суставы, сухожилия и связки. Регулярное воздействие такой силы в конечном итоге благотворно влияет на организм, поскольку механический стресс вызывает изменения, которые повышают прочность важных анатомических структур.

Например, в определённый промежуток времени силы, воздействующие на организм при выполнении упражнений со средней степенью ударного воздействия, могут увеличить плотность кости, а, следовательно, и её устойчивость к трещинам и переломам. Упражнения могут так же усилить прочность связок и сухожилий на разрыв. Степ — аэробика удивительно интересна и разнообразна, доступна для любого возраста, экономична, возможна в любых условиях (необязателен специально оборудованный физкультурный зал). Простейшие тренировки на ступеньках дают замечательные оздоровительные результаты. Степ — аэробика уникальна в своём роде, поскольку развивает и укрепляет все функции и системы организма, развивает выносливость и работоспособность, гармонично вырабатывает красивые, выразительные и точные движения, эффективно выполняя оздоровительные функции в воспитании детей.

Базовые упражнения.

1. Ходьба на степе.

2. Приставной шаг со степа вперед на пол и обратно \с правой, левой ноги\.

3. Приставной шаг со степа назад на пол и обратно.

4. Приставной шаг со степа вперёд, на степ, назад, на степ.

5. Приставные шаги со степа влево, вправо на пол, на степ.

6. Крест: приставные шаги поочерёдно со степа вперёд, на степ, влево, на степ, назад, на степ, вправо, на степ.

7. То же, но с упражнениями для рук.

8. Приставной шаг со степа вперёд \ назад \ на пол, широко расставляя ноги, обратно на степ, соединяя ноги.

9. Шаг одной ногой с пола на степ, вторую поднять прямую или согнутую над полом с движениями рук.

10. Поочерёдные шаги со степа в стороны на пол, обратно на степ.

11. То же с упражнениями для рук, поворотом головы.

12. Повороты влево, вправо с опусканием соответствующей ноги со степа на пол, упражнениями для рук.

13. Поочерёдно опускать ногу со степа на пол с упражнений для рук.

14. То же выполнять влево, вправо.

15. Крест: предыдущие упражнения соединить поочерёдно.

16. Выпады вперёд со степа на пол \назад, влево, вправо\.

17. Крест: соединить предыдущие упражнения поочерёдно.

18. Выпады с покачиванием с одной ноги на другую на счёт: 1, 2, 3, 4.

19. Бег на степе.

20. Предыдущие шаговые упражнения, но беговым способом.

21. Прыжки на степе.

22. Прыжки со степа на пол — ноги врозь, на степ — ноги вместе.

23. Поочерёдно опускать правую \левую\ ногу со степа на пол в прыжковом темпе.

24. Чередование шаговых упражнений с прыжками.

Оздоровительные подвижные игры — один из видов игровых здоровьесберегающих технологий.

Исследованиями учёных доказано, что целенаправленные физические нагрузки, оказывая особое стимулирующее воздействие на организм, могут обеспечить восстановление ранее утраченного здоровья, увеличить жизненные силы, повысить иммунитет, эффективно укреплять и развивать здоровье детей. Это воздействие наиболее полно можно осуществить через подвижные игры, при активной помощи самого ребёнка. Игры с моментами весёлой неожиданности, когда обыденное становится необычным, а потому особенно привлекательным для детей, дают им радость, эмоциональный подъём.

Благодаря этому прекрасному свойству игры, особенно с элементами соревнования, больше, чем любые другие средства воздействия, соответствуют потребностям растущего организма, способствуют гармоничному развитию детей, воспитанию у них морально волевых качеств и прикладных навыков.

Естественная потребность в движении у детей дошкольного возраста, педагогически целенаправленная, ведёт к увеличению двигательной активности вообще. Последнее неукоснительно ведёт к увеличению потока раздражений, возникающих во время движений ребёнка, в воспринимающих нервных приборах кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре головного мозга. В результате активно и правильно развивается центральная нервная система и внутренние органы: повышается эмоциональный тонус детей, усиливается нервно — мышечный аппарат, улучшаются показатели сердечно — сосудистой, дыхательной и опорно-двигательной систем, формируется правильная осанка. Поэтому в педагогический процесс считается обязательным включение подвижных игр как наиболее доступный и эффективный метод воздействия на укрепление, оздоровление, закаливание детей дошкольного возраста, развитие физических качеств, психических процессов.

Преимущества подвижных игр перед дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной, ненавязчивой форме.

Игра — естественный спутник жизни ребёнка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребёнка — неуёмной потребности его в жизнерадостных движениях.

Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр — одно из проявлений воли к жизни — усиливают мозговые импульсы, которые в свою очередь стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы.

Как показали фундаментальные исследования A.M. Фонарёва (1969г.), двигательная активность, развитие речевой функции теснейшим образом связаны с функциональным состоянием мозга, с общей жизнедеятельностью ребёнка. У детей существует врождённая функциональная связь между мышечной системой и мозговыми структурами, с деятельностью органов чувств и висцеральных органов, между мышечной системой и эмоциональной сферой ребёнка. Благодаря указанным связям, через подвижные игры достигается наиболее гармоничная координация деятельности всех органов и систем ребёнка. Неоценима роль игры в эффективности интеллектуального развития, приобретения новых знаний. Подвижные игры, часто сопровождающиеся неожиданными, смешными ситуациями, вызывают искренний смех у детей — незаменимый фактор оздоровления. Замечательный врач В.В. Динейка (1986г.), который создал стройную систему психофизической тренировки, убедительно доказывает целительность радости, смеха, настроя психики на жизнеутверждающий лад. Учёные доказали, что смех является мощным терапевтическим средством, способным успешно лечить многие хронические заболевания. Подвижными играми можно предупредить и лечить такие заболевания, как: ОРЗ, ОРВИ, плоскостопие, нарушения осанки, гипогенезия, ожирение, и т.д. Музыкальное сопровождение подвижных игр ведёт к ещё большему эффекту в развитии психических процессов, воспитывает чувство ритма, уравновешивает нервную систему, способствует регуляции мышечных усилий.

Игры под музыку являются одним из методов эстетотерапии — одной из здоровьесберегающих технологий.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что оздоровление детей через подвижную игру осуществляется по 5 основным направлениям:

Физиологическое — укрепление, рост, развитие внутренних органов, функций и систем организма, физических качеств.

— Психоэмоциональныйэффект оздоровления — развитие положительных эмоций, психических процессов, качественное развитие центральной нервной системы.

Интеллектуальное развитие — связь движений с развитием мозга, развитие двигательной памяти, приобретение новых знаний и умений.

Естественная потребность детей в движении — активное участие самих детей в педагогическом процессе, игровой деятельности, обусловленное постоянным стремлением к движению, что в итоге приводит к тому, что ребёнок сам себе помогает быть здоровым, развиваться.

Влияние подвижной игры на нравственное здоровье. Подвижная игра воспитывает инициативность, решительность, дисциплину, организаторские способности, творчество, формирует такие волевые качества: выдержка, целенаправленность, ответственность, умение преодолевать трудности, критичность мысли, настойчивость.

Развивает такие качества как наблюдательность, активность мысли, увлечённость, умение осуществлять творческие замыслы практически, сочувствие, умение радовать других и радоваться за других. Все перечисленные качества формируют личность ребёнка и нужны в будущей жизни.

Результат подвижной игры — это радость, эмоциональный подъём, развитие и увеличение физических сил ребёнка, эффективное оздоровительное воздействие на детский организм в целом.

 

Дыхательная гимнастика

«Дыхание есть проводник всей активной энергии и движущий импульс жизненных манифестаций. Дыхание относится не только к воздуху, который мы вдыхаем и выдыхаем через ноздри, но также и к космической энергии, сияющей внутри этого воздушного потока, который, входя и покидая наши физические структуры, фактически вычерчивает цепь, снабжающую энергией наши физические, ментальные и эмоциональные составляющие и без которой не было бы жизни в общепринятом смысле этого слова…» (Инаят Хан Хидаят.)

Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Ещё древние восточные мудрецы придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.

Известно немало методик дыхательной гимнастики (по К. П. Бутейко, А.Н. Стрельниковой, по системе йоги и др.).

От дыхания во многом зависят здоровье человека: его физическая и умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать и ощущать одышку из-за слабого развития дыхательных мышц, У тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки. Процесс дыхательных движений осуществляется диафрагмой и межреберными мышцами. Диафрагма — мышечно-сухожильная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной. Главная ее функция — создать отрицательное давление в грудной полости и положительное в брюшной.

Как отмечает Соловьёва Н., дыхание — важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т. д. Процесс дыхания, который осуществляется дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые рефлекторно, непрерывно и ритмично следуют одна за другой.

Начальная фаза дыхания — выдох. Чтобы получить новую порцию кислорода, необходимого для нормального функционирования организма, надо освободить для него место в воздухоносных путях, что и достигается благодаря выдоху.

Дыхательная пауза следует за выдохом. Она является переходной фазой и характеризуется завершением выдоха, а также ожиданием импульса к вдоху. Пауза не менее важна, чем «активные» фазы дыхания, ведь она повышает работоспособность организма. Именно благодаря паузе обеспечиваются эффективный газообмен, вентиляция легких, что влияет на организм в целом. Продолжительность пауз зависит от интенсивности физической нагрузки, состояния нервной системы и других факторов. Нормальным считается дыхание, в котором участвует весь дыхательный аппарат. Оно называется гармонично — полным.

При обучении ребёнка правильному дыханию, прежде всего надо научить его глубокому выдоху для хорошей очистки лёгких и улучшения их снабжения кислородом.

Насколько легкие наполнились воздухом, определяется глубиной вдоха и выдоха: при поверхностном дыхании используется только дыхательный объем воздуха: при глубоком — помимо дыхательного, дополнительный и резервный. В зависимости от этого меняется частота дыхания. Легкие являются органом не только дыхания, но и выделения, регуляции температуры тела. Они также принимают участие в выработке физиологически активных веществ, участвующих в процессе свёртывания крови, обмена белков, жиров и углеводов.

Одной из задач физического развития детей дошкольного возраста является формирование носового дыхания. Дыхание носом способствует координированию воздуха, поступающего в лёгкие. Воздух в носовых ходах очищается, увлажняется, согревается. Выдыхаемый через нос воздух несёт с собой тепло и влагу для слизистой оболочки носовых ходов, предохраняет её от переохлаждения, сухости, инфицирования. У детей дышащих ртом, очень слабые мышцы носа, крылья носа напоминают вялые лепестки, а носовые ходы сужены. Дыхание через нос способствует улучшению местного кровообращения, разрастанию аденоидной вегетации. Носовое дыхание, особенно с ритмичным и полным выдохом расслабляет дыхательные мышцы и рефлекторно укрепляет гладкую мускулатуру бронхов, помогает регуляции мозгового кровообращения.

Жизненная емкость легких или, другими словами, их объём тем меньше, чем меньше ребенок. Но потребность в кислороде велика, поэтому дыхание ребёнка характеризуется высокой частотой и поверхностностью. Вот почему в комплекс физкультурно-оздоровительных упражнений обязательно включение дыхательной гимнастики.

Дыхательная система детей несовершенна: дыхательные пути узкие, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под действием частиц пыли. При воздействии негативных факторов и без того узкие ходы становятся еще уже, ребенку становится трудно дышать. Именно поэтому помещение, в котором находится ребенок, всегда должно быть хорошо проветрено: в чистом воздухе меньше микробов, а, следовательно, уменьшается риск заболевания.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, какую огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей и как важно к решению этой задачи подойти обдуманно и ответственно.

 

Стопотерапия считается одним из нетрадиционных методов сохранения и укрепления здоровья, закаливания, профилактики и коррекции плоскостопия.

Она включает в себя несколько видов:

  • Массаж и самомассаж стоп;
  • Игры и упражнения для профилактики и лечения, лечебная гимнастика

для стоп;

  • Вибрационный массаж;
  • Водные профилактические процедуры;
  • Босохождение /игры, упражнения, разные виды деятельности на улице,

желательно на природе, и в помещении на физкультурных занятиях, утренней зарядке и др./

  • Ортопедическая обувь, коррегирующие стельки, супинаторы.

Одним из перечисленных видов стопотерапии является массаж и самомассаж. Преимущество этого метода в том, что он очень прост в применении, доступен для любого возраста, экономичен, лоялен, не требует особых условий, а самое главное он обладает огромным оздоровительным потенциалом и имеет широкий спектр профилактики и коррекции различных отклонений в здоровье, его сохранения и укрепления. Сегодня уже многие педагоги активно применяют этот метод в работе с дошкольниками. Массаж и самомассаж стоп заключается в активном воздействии на мышцы, суставы и связочный аппарат стопы, активные точки подошвы, кожные покровы. В результате происходит укрепление стопы в целом, увеличивается свод, развивается сила мышц и решается одна из важных педагогических задач на современном этапе — профилактика и коррекция плоскостопия. На сегодняшний день этот вид заболевания у детей дошкольного возраста наиболее распространён и считается одним из самых актуальных вопросов здоровья. Плоскостопие — это статическая деформация стопы, характеризующаяся уплощением её сводов. Плоскостопие бывает продольным и поперечным, но чаще смешанным. Несмотря на то, что на первый взгляд это заболевание не заметно, кажется простым и не имеет каких-либо особых симптомов, а на начальных стадиях и вовсе не выражено, в медицине оно считается серьёзным заболеванием, которое существенно влияет на здоровье. В действительности плоскостопие в детстве без соответствующей профилактики и лечения у взрослого человека усиливается, вызывает серьёзные нарушения здоровья, ведёт к различным патологиям, а нередко приводит к полной потере трудоспособности.

Последствиями плоскостопия являются болевые ощущения (иногда сильные боли) в ступнях, ногах, тазобедренном отделе, разных отделах позвоночника. Плоскостопие непременно ведёт к нарушению работы опорно-двигательного аппарата, кровообращения, к нарушению осанки, и главное к сотрясению внутренних органов и мозга, что ведёт к различным хроническим заболеваниям.

На подошвы ног, как и на ладони рук, проецируется всё тело, и они отражают состояние органов, систем и их функций.

Стопы, по воззрениям традиционной медицины, представляют органы, расположенные в средней части тела, включая печень, желчный пузырь, селезёнку, желудок, почки и мочевой пузырь, в отличие от кистей, представляющих в большей степени верхнюю и нижнюю области тела, включая лёгкие, сердце, тонкий и толстый кишечник. Подошвы, как и всё тело человека, имеют огромное количество нервных рецепторов, скопление которых в определённых местах образуют так называемые биологически активные точки, которые в медицинской практике известны как рефлекторные, имеющие первичную связь с определёнными органами и частями тела.

Массаж определённых участков и точек на подошвах ступней обеспечивает благоприятный доступ жизненной энергии в любой участок тела. Такой массаж можно обеспечить путём хождения по дорожкам — массажёрам или так называемым «дорожкам здоровья».

 

Эти дорожки представляют собой коврики разной длины и ширины, плоские с различными следами и со специальным покрытием /игольчатым, ребристым, с жёстким ворсом и т.д./, а также коврики с различными предметами. К дорожкам здоровья так же относятся дорожки с мягким набивным материалом /вата, поролон, синтепон/. Хождение по дорожкам здоровья вызывает у детей большой интерес и радостные эмоции. Не прилагая особых усилий, ребёнок в непринуждённой, свободной форме выполняет самомассаж стоп, получая приятные ощущения, удовольствие, а его организм наполняется энергией, здоровьем.

 

Физкультурно-оздоровительное занятие

(С использованием степ-аэробики, дыхательных упражнений, подвижных игр и стопотерапии.)

Старшая группа

I. Вводная часть

– Ходьба на месте у степа,

– Ходьба на внешней стороне стоп вокруг степа, руки согнуты перед грудью, локтями выполнять круговые движения.

– Ходьба на месте, взять мяч, поднять вверх над головой, встать на носки, выполнить поворот на носках на 180°, положить мяч на степ (4 раза).

– Прыжки с мячом вверх на 2-х ногах вокруг степа, ходьба (4 раза).

– Лёгкий бег по кругу, с чередованием прокатывания мяча по полу.

– Дыхательное упражнение:

  • «К нам залетел теплый ветерок»;
  • Исходное положение — основная стойка. Глубокий вдох, вы­дох — удлиненный с мягким звуком «ха»;
  • «На нас подул холодный зимний ветер»;
  • Исходное положение — основная стойка. Глубокий вдох но­сом, выдох со звуком «у-у-у»
  • «К нам в окно влетела пчела»;
  • Исходное положение — основная стойка. Глубокий вдох, вы­дох через плотно сжатые зубы со звуком «з-з-з»;
  • «Щенок хочет с нами поиграть». Вдох одной половиной носа, выдох- громко «р-р-р», шею вытянуть вперёд.

– Построение у степов, ходьба.

II — Основная часть

1. Носок правой ноги на степ, мяч поднять вверх, шаг назад.

2. То же левой, /упражнение 1, 2 повторить 4 раза/

3. Приставные шаги: П — на степ, руки с мячом вытянуть вперёд, Л – на степ, мяч вверх /4 раза/, то же выполнить с левой ноги.

5. Шаг П – на степ, Л – касание носком на степе, Л – шаг назад, П – шаг назад (во время точки перекладывать мяч из одной руки в другую, голову поворачивать в сторону мяча)-по 4 раза с каждой ноги;

6. Шаг П — на степ (мяч в правой руке), Л — поднять вперёд — вверх, мяч переложить под левой ногой в левую руку, Л — шаг на пол, П — шаг со степа на пол, по 4 раза с каждой ноги;

7. П – шаг на степ (мяч за головой), Л – колено, мяч вытянуть вперёд, Л – шаг назад, П – шаг назад (мяч в и.п.), по 4 с каждой ноги;

8. П – шаг на степ (мяч внизу в 2 руках), Л – захлёст, мяч отвести влево, Л – шаг на пол, П – на пол (мяч в и.п.), с каждой ноги по 4 раза;

9. П – шаг на степ (мяч в вытянутой правой руке), Л – мах вверх-влево, мяч переложить в левую руку, Л – шаг на пол, П – шаг на пол, (мяч в и.п.) /по 4 раза/

10. П – шаг на степ (мяч внизу), Л – касание степа (мяч вперёд), Л – шаг влево со степа (мяч вниз), П – приставить на пол к левой ноге (мяч вперёд), П – шаг на степ (мяч вниз), Л – касание степа (мяч вперёд), Л – шаг на пол назад, П – приставить к левой ноге (мяч вниз) ; то же с левой ноги, по 4 раза;

11. Приставные шаги вправо — влево, выполнить захлёст ногой, (мяч вытягивать вперёд, обратно к себе в двух рука, /по раз в каждую сторону/

12. Дыхательное упражнение:

«Ветер наполняет паруса» — очистительное дыхание

Исходное положение — стоя, через плотно сжатые губы дела­ется ступенчатый выдох с сопротивлением.

13. Повторить упражнения №5,6,7,8,9,10 – по 2 раза с каждой ноги.

14. Мяч на степе, поочерёдно выполнять круговые движения ступнями на мяче (ступни должны быть плотно прижаты к мячу).

15. Сидя на степе, ноги выпрямлены вперёд. Перенести правую ногу над левой влево, носок вытянуть, мяч протянуть в противоположную сторону.

16. Лёжа на степе на животе, мяч на полу в вытянутых вперёд руках. По сигналу поднять мяч вверх, ноги вверх, плавно покачаться на животе, упражнение «Лодочка» / 6 раз/.

17. Лёжа на спине на степе, руками держаться за край степа, мяч зажат между ступнями, ноги выпрямлены. Поднять ноги вверх, согнуть в коленях, вернуться в исходное положение. /8 раз/

16. Исходное положение: одна нога на степе, другая на полу, сбоку от степа. Выполнять прыжок со сменой ног, мяч резко во время прыжка вытягивать вперёд. /10×2 раз, в чередовании с ходьбой/

17. Дыхательное упражнение:

«Трясучка» — сильный вдох через нос, выдох вверх с легким движением рук, кистей.

18. Подвижная игра «Лиса в курятнике» (дети-куры перебегают со степа на степ, лиса ловит тех, кто на полу, степы выкладывают в форме квадрата-курятника, пойманные выходят из игры).

19. Упражнение на растяжку.

20. Креативная подвижная игра «Нарисуем картину» (ходьба врассыпную, под музыку дети лёжа на полу все вместе выстраивают общую фигуру, например: озеро, буква Х, снежинка и т.д.)

III. Ходьба по «дорожке здоровья» (6-8 дорожек с разным покрытием):

– 1 круг обычная ходьба,

– 2 круг: ходьба с упражнением «Бабочки» (плавные движения руками вверх вниз)

– 3 круг: ходьба с упражнением «Замок» (руки сзади в замке).

– 4 круг: ходьба с дыхательным упражнением «Мыльные пузыри» (имитация движений).

Примечание: Степы расположены в шахматном порядке (60-70 см друг от друга)

П – правая нога, Л – левая нога.

 

Список литературы:

  1. М. В. Васильева »Программа воспитания и обучения в детском саду».
  2. «Программа Степ — Рибок» Д. Миллер, Л. Френсис, П. Френсис www. infanata.org/2007/03/17/step_rbok_vvodnyjj _kurs.html.
  3. И. Кузина «Мастер — класс с элементами практических занятий по степ — аэробике для детей».
  4. Видеозапись 6-го Московского педагогического марафона учебных предметов 2007.
  5. И. Кузина «Степ — аэробика для дошкольников» Периодическое издание: журнал «Обруч» №1 — 2005г. Газета «Дошкольное образование» №12 — 2007г.
  6. Павлова М.А., Лысогорская М.В. «Здоровьесберегающая система ДОУ» Волгоград: Учитель 2009.
  7. Широкова Г.А. «Оздоровительная работа в ДОУ» Ростов на Дону: Феникс, 2009.
  8. Крючек Е.С. «Аэробика. Содержание и методы проведения оздоровительных занятий». Учебно-методическое пособие — М., 2001.
  9. Моргунова О.Н. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ». Воронеж: ЧП Лакоценин С.С, 2007.
  10. Вареник Е.Н. «Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет». М.:ТЦ Сфера 2009.
  11. Страковская В.Л. «300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет».

dohcolonoc.ru

Методическая разработка ( группа) по теме: Консультация для воспитателей: Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

  • приобщение детей к физической культуре
  • использование развивающих форм оздоровительной работы.

Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности, необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.

Стремление к комплексности понятно и оправдано, т.к. здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма, требующего индивидуально-дифференцированного подхода. Результат должен заключаться в том, что эффект одной оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого, константно-целостного психосоматического состояния, которое дает начало воспроизведения в режиме саморазвития.

С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.

Принципы, лежащие в формировании единства:

  • принцип развития творческого воображения – внутреннее условие оздоровительной работы, здесь ребенок условно предстает объектом тех или иных педагогических  и медицинских воздействий. И, как показала статистика, благодаря включению ребенком воображения, можно добиться существенных результатов в профилактике и лечении ряда заболеваний: ОРЗ, диатеза, ануреза, отдельных нарушений сердечнососудистой системы и ЖКТ;
  • принцип формирования осмысленной моторики – движение может стать произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет осмысленным и ощущаемым. Ребенку предстоит научиться слушать, понимать, уважать и любить свое тело;
  • принцип создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при  различных видах деятельности, который реализуется благодаря многофункциональным развивающим формам здоровьесберегающей работы;
  • принцип формирования у детей способности к сопереживанию и содействию.

Формы организации здоровьесберегающей работы:

  • физкультурные занятия
  • самостоятельная деятельность детей
  • подвижные игры
  • утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
  • двигательно-оздоровительные физкультминутки
  • физические упражнения после дневного сна
  • физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
  • физкультурные прогулки (в парк, на стадион)
  • физкультурные досуги
  • спортивные праздники
  • оздоровительные процедуры в водной среде.

Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:

  • Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
  • Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;
  • Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.

Здоровьсберегаюшие технологии,

технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. В нашем детском саду создан специальный релаксационный кабинет.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст — в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротералия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Занятия из серии «Здоровье» -1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.

В утренние часы проведение точечного самомассажа. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).

Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:

  • закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;
  • проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;
  • проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;
  • сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.

Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ. Необходимо составить программу закаливания по каждой группе с учетом возраста, группы здоровья детей, разработать схему индивидуальных программ заливания на год, где отражается перечень закаливающих мероприятий, проводимых в течение дня. Программа согласовывается с врачом дошкольного учреждения и утверждается заведующим ДОУ.

Из всего богатого выбора существующих форм закаливания можно выделить наиболее доступные:

  • нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня;
  • проведение утренней гимнастики на свежем воздухе в течение года;
  • прогулки на свежем воздухе. При правильной организации прогулка является одним из важных моментов закаливания. Летом, когда температура воздуха достигает в тени 18 -20 градусов, вся жизнь детей переносится на участок. В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе 3.5-4 часа в любую погоду в одежде, не стесняющей   активную деятельность ребенка;

Солевое закаливание с младшего возраста (после динамической гимнастики на дорожки выкладываются мокрые одеяла и дети проходят притопывая по дорожке. В яслях проходят по 3 круга, в младшей группе — 3-4 круга, в средней 4-5 кругов. Первые 5-6 закаливаний воспитатель проходит вместе с детьми по дорожке, показывая каким шагом идти).

В среднем возрасте дополнительно включается применение воздушного душирования – это эффективный способ выработки устойчивости к сквознякам (разработал врач В.Л.Лебедь). В процессе душирования происходит повышение работоспособности всех систем, обеспечивающих терморегуляцию. Благодаря воздушным процедурам ребенок становится более уравновешенным, спокойным, незаметно исчезает повышенная возбудимость, улучшается сон.

В старшем возрасте использование горячего обтирания проводимое при температуре воздуха в помещении не ниже 23 градусов мягкой варежкой, смоченной водой определенной температуры.

При карантинном режиме применение полоскания горла: водой комнатной температуры 3 раза в день температура воды снижается постепенно с 36 градусов до 27.

В подготовительной группе введение «рижского метода» — топтание на гальке в солевом растворе.

В повседневной работе использование начиная с младшей группы схемы индивидуальных программ закаливания, в которых чётко расписывается в какую закаливающую процедуру должны проводить в определённый отрезок времени (утром, днём, вечером).

Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий с применением развивающей программы оздоровления, приводит не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Словарь терминов по здоровьесберегающим технологиям

(по Деркунской В А.)

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным-педагогическим.

Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

Педагогическую технологию отличают:

  • конкретность и четкость цели и задач;
  • наличие этапов: первичной диагностики;
  • отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации;
  • использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели;
  • итоговой диагностики достижения цели,
  • критериальной оценки результатов.

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ):

1) системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;

2) качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;

3) технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.

Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании- технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

  • медико-профилактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
  • валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

Здоровье сберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий- учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка –технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ

Технологии здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий-обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

nsportal.ru

Статья на тему: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

МАДОУ «Детский сад №63» г.Перми

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Работа в данном направлении ложится на плечи педагогов. На сколько современные педагоги готовы реализовывать в образовательном процессе принципы здоровьесберегающих технологий? Способны ли вести диалог с родителями и предпринимать совместные действия по сохранению и укреплению здоровья детей? Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Их можно выделить в три подгруппы:

организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса) ;

учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья участников образовательного процесса.

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает наш детский сад, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

В своей работе я использую следующие формы организации:

физкультурные занятия

самостоятельная деятельность детей

подвижные игры

утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, артикуляционная)

двигательно-оздоровительные физкультминутки

физические упражнения после дневного сна

физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами

физкультурные прогулки (в парк, на стадион)

физкультурные досуги и развлечения

спортивные праздники

оздоровительные процедуры в водной среде.

Все здоровьесберегающие технологии я разделяю на три группы:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Стретчинг – это растяжка, специальная поза, предназначенная для увеличения и сохранения длины мышц. В игровом стретчинге я использую специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Занятия я провожу в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, в которую входят 10 упражнений на различные группы мышц. Дети изображают различных животных и выполняют упражнения в сопровождении определенных отрывков музыкальных произведений из классической и народной музыки.

Динамические паузы – это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки. Массаж лица, кистей рук (пшеном, рисом, массаж пальцев. Ритмические упражнения, игры в уголке валеологии (ходьба по ребристым дорожкам, пробкам, пуговицам, «классики» и т. д.) . Паузы я использую во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления.

Ритмопластика — это движения, выполняемые под музыку, приносящие физическое и духовное здоровье, радость. Это работа над осанкой, крупной моторикой, над чувством ритма. Развивает изящество, грациозность движений, гибкость и физическую выносливость, тренируют вестибулярный аппарат, помогает слушать и понимать музыку, любить ее и запоминать.

Подвижные и спортивные игры – как часть занятий физической культурой, на прогулке, в групповой комнате. Игры я подбираю в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация – это снятие напряжения, расслабление, отдых. За основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению. Упражнения по релаксации я провожу для детей, начиная с 4-х лет, но при этом они должны быть в доступной игровой форме, в зависимости от состояния детей и целей. Использую спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.

Гимнастика пальчиковая – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе «пальчиковых игр» ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз – профилактика зрительных нарушений актуальная тема. Около 90% информации ребенок получает через органы зрения. Вот почему для качественного восприятия окружающего мира так важно правильное формирование здорового зрения и постоянный контроль состояния зрения детей. Гимнастика для глаз так же важна, как и общие физические упражнения. Под влиянием систематических упражнений глаза меньше устают, зрительная работоспособность повышается, улучшается кровообращение, а это способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний. Гимнастику для глаз я использую ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.

Гимнастика дыхательная – используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Я обеспечиваю проветривание помещения, контролирую обязательную гигиену полости носа перед проведением процедуры.

Динамическая гимнастика – основной целью гимнастики является поднятие настроения и мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Комплекс гимнастики после дневного сна длится 10-15 минут, после чего дети переходят к водным процедурам.

Гимнастика, корригирующая и ортопедическая – в нашем детском саду используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни:

Занятия физической культурой – согласно программе проводятся 2-3 раза в неделю в физкультурном  зале. Перед занятием я обеспечиваю хорошую проветриваемость помещения. Длительность занятия соответствует возрасту детей.

Игротреннинги и игротерапия – методика основана на системе игровых упражнений, которые тренируют способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание и память, зрительное внимание и память, осязание, воображение и творческую фантазию. Занятия с детьми я провожу в виде сюжетно-ролевой игры или в форме тематической игры, в которую включены игры и упражнения на развитие у ребёнка сенсорных каналов. Занятие организую не заметно для ребенка, посредством включения в процесс игровой деятельности.

Занятия из серии «Здоровье» — в нашем детском саду проходят 1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста и включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.

Самомассаж – используется в зависимости от поставленных целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

В утренние часы провожу точечный массаж строго по специальной методике. Использую наглядный материал (специальные модули). Объясняю детям о серьезности процедуры и как не нанести вред своему организму.

Коммуникативные игры – занятия выстраиваю по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

3. Коррекционные технологии:

Сказкотерапия – используется в нашем детском саду 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия проводят для психологической терапевтической и развивающей работы. Психогимнастика используется 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Занятия проводятся по специальным методикам.

Фонетическую ритмику я использую 2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий — фонетическая грамотная речь без движений

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *