Занятия для дошкольников триз – . , — .
Игры ТРИЗ для дошкольников. ТРИЗ в развитии речи дошкольников
Современные родители и педагоги ставят перед собой задачу развивать ребенка в первую очередь творчески. Огромное внимание уделяется развитию таких способностей. Поэтому нередко можно встретить воспитателей, которые применяют ТРИЗ для дошкольников в своих обучающих программах. Игры и задания, на которых основана эта система, способствуют развитию активного мышления, а также делают процесс творческого становления личности намного увлекательнее как для ребенка, так и для взрослого.
Что такое ТРИЗ?
ТРИЗ – это аббревиатура, которая расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Как и любая другая теория, она имеет свою структуру, функции и алгоритм. Многие родители используют элементы ТРИЗ в своих занятиях с детьми, даже не подозревая об этом.
ТРИЗ для дошкольников – программа, которая не претендует на то, чтобы заменить основную. Она создана для того, чтобы увеличить эффективность уже имеющихся способов обучения.
Многие игры знакомы мамам и воспитателям, но когда обучение и развитие проходят систематически, то ребенку проще приобретать новые умения и навыки. Поэтому тем, кто заинтересован в становлении гармоничной творческой личности малыша, необходимо поближе ознакомиться с ТРИЗ для дошкольников. Это не только полезно, но еще и очень интересно.
У истоков теории
Теория решения изобретательских задач является одной из самых уникальных методик для развития творческих способностей ребенка. Ее основателем в 1956 году стал Г. С. Альтшуллер – советский инженер. Он считает, что любой желающий может научиться изобретать, и для этого не нужно иметь врожденный талант.
Сам Генрих Саулович изобретал с самого детства и уже в 17 лет имел авторское свидетельство. Кроме того, он еще был писателем-фантастом, среди произведений которого известные «Икар и Дедал», «Баллада о звездах», «Легенды о звездных капитанах» и многие другие.
Ситуация сегодня
На сегодняшний день создано несколько развивающих центров, в основе которых лежит классическая методика ТРИЗ для дошкольников. Но постепенно, в процессе работы, они добавляют новые разделы.
Примечательно то, что многие приемы теории решения изобретательских задач постепенно внедряются в систему классического дошкольного образования для того, чтобы развивать у малышей аналитическое мышление.
Суть методики
ТРИЗ для дошкольников – занятия, на которых ребенок радуется своим первым творческим открытиям. Здесь детям некогда скучать, потому что во время обучения используются диалоги, живое общение, дискуссии.
Воспитатели, которые придерживаются развития по ТРИЗ для дошкольников, в первую очередь обращают внимание на любопытные вещи. При этом предлагают посмотреть на интересное событие или предмет с разных сторон. Найти что-то хорошее, потом плохое. Если изучаемый объект позволяет, то можно провести интересные опыты, но при этом не объяснять ребенку, почему получился именно этот результат.
Все это развивает в ребенке любознательность и интерес к новым открытиям. Как говорил сам основатель этой методики: «ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию».
Цель ТРИЗ (игры для дошкольников) – не просто развивать фантазию, а учить ребенка творчески подходить к решению той или иной проблемы.
Основные методы и приемы ТРИЗ
Для организации правильного исследовательского процесса с детьми воспитатель или родитель должен хорошо понимать и использовать различные методы и приемы, которые применяются в ТРИЗ.
Основными из них можно назвать следующие.
- Мозговой штурм. В процессе этого занятия перед детьми ставится изобретательская задача. Учащиеся же, в свою очередь, стараются найти различные способы ее решения при помощи перебора ресурсов. Необходимо приложить все усилия, чтобы найти идеальное решение.
- Каждый предложенный вариант решения оценивается с позиции «что такое хорошо, что такое плохо». Из всего имеющегося выбирается оптимальное.
- Этот метод развивает у ребенка способность анализировать, оказывает стимулирующее воздействие на творческую активность в поиске новых ответов, показывает, что любую проблему можно решить.
- «Да-нет-ка» – своеобразная игра, которая позволяет детям научиться выделять главный признак предмета, классифицировать вещи по общим показателям, а также быть внимательным к высказываниям других ребят, строить на основе их ответов свои предложения. Этот метод ТРИЗ в развитии речи дошкольников играет не последнюю роль.
- Синектика – метод аналогий. Он подразделяется на несколько направлений: эмпатию, прямую аналогию и фантастическую. В первом случае детям предоставляется возможность побыть в качестве объекта проблемной ситуации. В прямой аналогии ребенок ищет сходные процессы в других сферах. Фантастическая аналогия отвечает за все, что находится за гранью реальности, и тут можно предложить самые невероятные выходы из сложной ситуации.
- Морфологический анализ необходим для того, чтобы проверить все варианты решения поставленной задачи, которые могли быть упущены в ходе обычного перечисления.
- Метод фокальных объектов заключается в том, что к определенному явлению или предмету пытаются подставить свойства и характеристики того, что ему совершенно не подходит (на первый взгляд).
- Метод Робинзона научит дошкольников искать применение любым, даже совершенно ненужным, на первый взгляд, предметам.
Какие цели ставятся в процессе занятий?
Технология ТРИЗ для дошкольников имеет еще много различных методов и приемов обучения, которые применяются в развитии детей. Например, агглютинация, гиперболизация, акцентирование и другие. Все это дает возможность проводить обучение в увлекательной форме, отличной от уроков. Такие методы обеспечивают прочное усвоение и систематизацию полученной детьми информации.
Во время таких занятий происходит стимуляция мышления ребенка, а также всестороннее развитие творческой личности при помощи детского воображения и фантазии.
Дело в том, что в современном обществе необходимы люди, которые умеют мыслить нестандартно, находить и предлагать смелые решения, не боящиеся делать что-то не так, как все. Этому посвящена ТРИЗ для дошкольников. Занятия построены таким образом, что дети легко усваивают предложенный материал благодаря четко выстроенной исследовательской деятельности.
Этапы проведения занятий
В каждом занятии выделяется несколько этапов работы. У каждого из них есть своя определенная цель.
- На первом этапе ребенок учится обнаруживать и различать несоответствия и противоречия, окружающие нас в обычной жизни. Что общего у дерева и травы? Что общего у бумаги и коры дерева?
- Второй этап учит ребенка проявлять фантазию и изобретательность при решении поставленных задач. Например, придумать игрушку, в которую хотелось бы играть постоянно, чтобы никогда не было скучно.
- На третьем этапе перед детьми ставятся сказочные задачи и предоставляется возможность сочинить собственные истории. При этом нужно использовать приемы ТРИЗ для дошкольников.
- Четвертый этап дает возможность детям применить новые знания для нестандартного решения задач.
Два главных правила занятий по ТРИЗ
Существуют правила, которые сделают процесс максимально эффективным.
- На каждом этапе занятия детям предлагают предметы, явления из областей, которые понятны: «Я и природа», «Я и Я», «Я и другой человек», «Я и предмет». Это помогает ребенку легче усвоить противоречия окружающего его мира.
- Все занятия по ТРИЗ для дошкольников проводятся в игровой форме. При этом каждая игра, каждое задание должно сопровождаться наглядным материалом.
Взаимодействие между воспитателем и ребенком
Во время проведения ТРИЗ (игры для дошкольников) общение между детьми и взрослым должно строиться по определенным принципам:
- При ответе детей их необходимо слушать внимательно, восхищаться новой идеей.
- Отсутствие отрицательных оценок и критики в адрес ребенка.
- Привычные оценочные слова заменяются и разбавляются синонимами, например, использовать не слово «правильно», а слова «замечательно», «здорово», «интересное решение», «необычный подход».
- Поддерживать ребенка, когда он хочет возразить взрослому, не пресекать этих попыток, наоборот, учить доказывать, возражать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения.
- Не бояться ошибок, а применять их для того, чтобы взглянуть на решение проблемы с другой стороны.
- Общение детей и воспитателя должно сопровождаться только положительными впечатлениями: радостью нового открытия, творчества, осознанием собственной значимости.
- Мотивация ребенка на активное участие в играх и занятиях.
Какие игры бывают в ТРИЗ
Естественно, что на занятиях воспитатель активно использует игры ТРИЗ для дошкольников. Картотека этой методики очень разнообразна. Рассмотрим некоторые примеры характерных игр для теории решения изобретательских задач.
- «Да-нет-ка». Взрослый придумывает слово. От ребенка требуется задавать наводящие вопросы. При этом тому, кто задумывает слово, можно отвечать только односложное «да» или «нет», пока не будет получен правильный ответ.
- «Черно-белое». Взрослый показывает детям карточку с изображением предмета белого цвета. Дети должны назвать все положительные качества этого объекта. Потом демонстрируется карточка с тем же предметом, только черного цвета. В этот раз надо назвать все отрицательные черты.
- «Перевертыши». Для игры нужен мяч. Взрослый бросает малышу мяч и говорит слово, а ребенок придумывает слово, которое противоположно по значению, и кидает мяч обратно.
- «Маша-растеряша». Для игры понадобятся карточки с изображением различных предметов. Выбирается «Маша». Она вытягивает карточку и говорит: «Ой!» Один из игроков задает ей вопрос: «Что с тобой?» Она смотрит на изображение на карточке и отвечает: «Я потеряла то, что изображено (например, ножницы). Как же я теперь буду аппликацию делать?» Остальные должны предложить разные варианты выхода из этой ситуации. «Маша-растеряша» выбирает лучший ответ и дает монетку. В конце игры подсчитывается количество монеток и определяется победитель.
fb.ru
Занятия по технологии ТРИЗ в детском саду
6 0 186Программное содержание: — развивать у старших дошкольников творческие способности, используя технологию ТРИЗ; — используя метод фокальных объектов, развивать у детей гибкость в мышлении и действиях,…
— Читать далее — 14 0 1347Программное содержание: конкретизировать представления детей о дошкольном учреждении, о помещениях детского сада; познакомить с другими учреждениями системы образования в нашей стране. Развивать связную речь и…
— Читать далее — 15 0 1636Цель: создавать условия для сочинения детьми сказок, используя методы технологии ТРИЗ-РТВ: «Мозговой штурм», «Каталог», «Волшебный треугольник», типовые приёмы фантазирования; развивать воображение и…
— Читать далее — 15 0Тема: «Полезные и вредные продукты» Программное содержание: дать представления о полезных и вредных продуктах; углубить знания о предметах личной гигиены. Развивать творческое воображение, мышление, речь, мелкую…
— Читать далее — 10 0 1500Программное содержание: обогащать словарный запас детей на основе углубления знаний о предметах посуды; учить воспитанников подбирать слова с заданным звуком, закреплять правильное произношение звука «ч» в речи,…
— Читать далее — 12 0 1656Задачи: формировать у детей основы здорового образа жизни; закрепить знания о том, что полезно, что вредно для человеческого организма; развивать внимание, мышление, смекалку; воспитывать взаимопомощь и коллективизм…
— Читать далее — 15 0 1495Задачи: упражнять в сужении поля поиска при отгадывании объекта; систематизировать восприятие объектов как совокупность взаимосвязанных частей; развивать умение направлять своё воображение в соответствии с…
— Читать далее — 15 0 1777Тема: «Путешествие в мир транспорта» Программное содержание: уточнять и обогащать представление детей о транспорте, его назначении, упражнять детей в подборе слов антонимов, подборе рифмы к слову «машина»,…
— Читать далее — 13 0 1008Метод маленьких человечков (ММЧ) Окружающая природа является той средой, которая воспитывает и развивает ребёнка. Но сумеют ли наши дети оценить, украсить, сберечь и приумножить нашу природу? Это зависит от их…
— Читать далее — 13 0 2186Суть методики ММЧ состоит в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков развивает у детей внимание, наблюдательность,…
Программное содержание: уточнять знания детей о полезности хлеба для здоровья человека; развивать воображение детей, учить детей определять функции объекта в зависимости от количества и качества данного объекта;…
— Читать далее — 10 0 1567Программное содержание: развивать художественные способности детей, творческое воображение, фантазию, внимание, логическое мышление; учить задумывать сюжет рисунка, самостоятельно выбирать материал для…
— Читать далее — 7 0 1516Тема занятия: «Твёрдое, жидкое и газообразное состояние веществ и предметов Программное содержание: 1. Подвести детей к пониманию разного состояния веществ: твёрдый, жидкий, пар с помощью действий…
— Читать далее — 8 0 2163Задачи: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе; активизировать логику мышления; стимулировать развитие воображения при решении творческих задач; учить видеть в целом его части; подвести к осознанному…
— Читать далее — 10 0 1784Задачи: уточнять представления детей о Чебурашке; закреплять умение описывать внешний вид с опорой на схему; развивать мышление, творческое воображение, умение решать проблемные ситуации; учить создавать в рисунке…
— Читать далее —vscolu.ru
ТРИЗ для дошкольников: игры и секреты технологии
Здравствуйте, дорогие читатели!
Сегодня я открываю новый раздел и решила рассказать о чем он будет.
Я буду делиться ТРИЗ играми и занятиями для дошкольников и младших школьников, а также расскажу о секретах этой технологии. Но сначала надо разобраться, что это за такой метод и как он помогает развивать мышление.
Дословно ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. Вообще, ТРИЗ — это научная теория со своей структурой, функциями и алгоритмом. Но для себя я поняла что заниматься ТРИЗ с ребенком дошкольником или младшим школьником можно и не зная вообще ничего про ТРИЗ.
Суть метода ТРИЗ для дошкольников в общих словах
Самое главное — обращать внимание ребенка на интересные вещи, не пытаться все на свете объяснить и дать в готовом виде, почаще смотреть на ситуацию с разных сторон, находить хорошее в «плохом» и плохое в «хорошем«, размышлять вместе, проводить опыты, но не пытаться полностью объяснить результаты — вообщем воспитывать любознательность у дошкольников во всех проявлениях. Понять о чем я говорю, вы сможете, прочитав например статью о том какие игры на мышление ассоциациями мы придумали.
К примеру, в книге «Математика для малышей» Звонкин очень хорошо описывают идею этого подхода, не говоря вообще ничего о ТРИЗ. Он просто интуитивно сдерживал себя и не давал ответы на вопросы малышей, не пускался в нудные и пространственные объяснения, что верно, а что нет. А просто замолкал и к его удивлению, вопросы без ответов часто давали лучший результат, чем стандартные объяснения. Дети начинали задумываться, искать собственные ответы на непростые вопросы.
Примеры ТРИЗ задач для школьников и дошкольников
В этой же книги можно найти много интересных вопросов и задач, которые можно обсуждать с малышами. Например:
- Кого больше мужчин или пап?
- Чего больше на свете квадратов или четырехугольников?
Многие из тризовских задач можно решать на прогулке или по дороге домой, если невзначай спросить ребенка о том:
- Почему тает снег или какого цвета вод?
- Почему деревья сбрасывают листья?
- Зачем нужны окна домам?
Уверена любой из этих вопросов заставит ребенка рассуждать, а главное мыслить!
ТРИЗ книги
У нас много книг по ТРИЗ для детей. Полный обзор я делала вот в этой статье. Вообще мне очень нравятся книги С.Гин: «ТРИЗ в детском саду» и серия «Мир фантазии», «Мир загадок». Здесь много наработок для занятий с детьми от 4 до 5 лет и от 5 до 6 лет.
Как мы организуем занятия дома
Каждое занятие не обязательно проводить красиво и торжественно, строго по графику. Я просто за 5-10 минут читаю описание, потом быстро рисую или достаю какие нибудь карточки (например от игры «Придумщики«) и начинаем играть. А в ходе наших игр постоянно возникают «странные» ситуации или интересные явления и Глеб вместе с игрушкой ищет решение, предлагает разные варианты (иногда очень неожиданные) и привыкает к тому что у одного вопроса может быть много ответов.
Вообщем, если вам интересно, то присоединяйтесь. По мере накопления игр и опыта, я буду выкладывать материалы в разделе ТРИЗ.
И конечно следите за обновлениями и выкладкой новых проектов и игр.
Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.
ideas4parents.ru
Использование методов и приемов ТРИЗ технологий в воспитательно-образовательном процессе дошкольников
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС – воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей, посещающих детские сады [1].
Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.
В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах [2]. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».
Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.
Целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
ТРИЗ для дошкольников:
– это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность;
– это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер.
При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.
Также ТРИЗ-технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
ТРИЗ-технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ:
– Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту. Темами мозгового штурма могут быть:
- как уберечь продукты от мышей;
- как не намокнуть под дождем;
- как мышам достать сыр из-под носа кота;
- как выгнать лесу из зайкиной избушки;
- как потушить пожар, если в доме нет воды;
- как не дать медведю залезть на теремок и развалить его;
- как оставить кусочек лета в зиму.
Напомним правила мозгового штурма:
- исключение всякой критики;
- поощрение самых невероятных идей;
- большое количество ответов, предложений;
- чужие идеи можно улучшать.
Анализ каждой идеи идет по оценке «хорошо – плохо», т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Результаты мозгового штурма должны быть непременно отражены в продуктивной деятельности: нарисовать свой кусочек лета в зиму; вылепить продукты, которые стали недоступны мышам и т. д.
Воспитатель должен предложить детям свои оригинальные варианты решения задачи, что позволяет стимулировать их воображение и вызывать интерес и желание к творческой деятельности.
В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других и т.п. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.
– Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Не секрет, что творческое рассказывание даётся дошкольникам с трудом в силу небольшого опыта монологической речи и бедности активного словаря. Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э. Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками.
Для работы понадобится любая детская книга с минимальным количеством иллюстраций. Желательно, чтобы текст был прозаическим. Взрослый задаёт детям вопросы, на основе которых будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в книге, произвольно указывая пальце в любое место на странице. Слова попадаются самые разные, никак не связанные между собой. Выбранные методом «тыка» слова связываются в историю, сказку. Воспитатель может преобразовывать одни части речи в другие. Занятие проводится в быстром темпе, используются разные эмоциональные реакции на каждое новое словосочетание.
Главное здесь – грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности. При составлении вопросов следует учитывать некоторые общие особенности построения структуры сказок:
- наличие положительного и отрицательного героев;
- зло, причинённое отрицательным героем;
- борьба положительного героя со злом;
- рисутствие друзей и помощников и у положительного, и у отрицательного героев, присутствие волшебства.
Последовательность вопросов может быть следующей:
- О ком сочиняем сказку?
- Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал?
- С кем он дружил?
- Кто им мешал? Каким образом?
- Как добрый герой боролся со злом?
- Чем всё закончилось?
Предполагаемый ход действия сказки:
Жил-был…
И был он какой?.
Умел делать что?.
Делал он это, потому что…
Но в это время жила-была…
Она была…
Однажды между ними случилось…
Им помогла…
Сделала она это, чтобы… и т. д.
Вопросы можно варьировать в зависимости от развёртывания сюжета. Это требует от воспитателя некоторого навыка работы с данным методом, умения вовремя сориентироваться и сформулировать новые вопросы, не предусмотренные изначально. По ходу составления необходимо фиксировать придуманный сюжет с помощью символов, знаков, схем, рисунков и т.п. Не следует ожидать, что дети с первого раза сочинят интересную, красивую историю. Как показывает практика, первоначально дошкольникам трудно преодолеть психологическую инерцию и стереотипы: они повторяют идеи друг друга, дублируют события знакомых сказок, иногда вообще молчат. Первые истории, придуманные детьми, как правило, примитивны, неинтересны и кратки. Воспитателю следует помогать детям, подсказывать варианты развития событий, поощрять удачные находки. Постепенно рассказы становятся всё более распространёнными, интересными, волшебными, увлекательными.
– Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
Метод фокальных объектов (МФО) предложен американским психологом Ч. Вайтингом. Суть метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ничем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.
Это усовершенствованный метод каталога. Он позволяет найти идеи новых, оригинальных товаров широкого ассортимента: различных сувениров, игр, реклам. Хорошо зарекомендовал себя как способ снятия психологической инерции у взрослых и детей.
Цель МФО – установление ассоциативных с различными случайными объектами.
Изначально нужно выбрать объект, с образом которого будем работать. Можно до поры хранить его втайне от детей. Затем детям предлагается назвать три любых объекта. Хорошо, если один из них будет представителем природного мира, второй – рукотворного, третий – вообще нематериальное понятие. Но это условие необязательно. Затем дети называют как можно больше свойств и качеств названных объектов. Названные свойства и качества приписываются к изначально выбранному объекту, дети объясняют, как это может выглядеть и при каких условиях такое бывает.
Детям предлагаются два-три слова и быстро выделяются свойства каждого из названных предметов или явлений. Например:
стол метеорит
круглый искрящийся
кухонный горячий
пластмассовый стремительный
Затем дается новое слово, к которому применяются уже названные свойства. Например, машина:
стремительная – быстро едет;
горячая – везет горячий хлеб;
искрящаяся – летающая тарелка;
кухонная – с которой продают готовый завтрак, обед, ужин и т. д.
Придуманные детьми идеи также отражаются в рисовании, лепке, аппликации.
Метод фокальных объектов направлен на развитие у детей творческого воображения, фантазии, формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом.
– Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.
Мир системен. Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему), можно мысленно поделить его на части, каждую часть можно поделить на ещё более мелкие части. Все системы существуют во времени. Они сталкиваются, взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга.
Одной из важнейших задач обучения является задача закрепления и систематизации полученных знаний. В теории формирования сильного мышления (одно из направлений ТРИЗ) есть такое понятие: системный оператор. Работа с системным оператором предполагает формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.
Каждый объект материального мира имеет своё прошлое, настоящее и будущее. Кроме того, каждый объект имеет свой набор свойств и качеств, которые могут изменяться с течением времени. Если рассматривать объект материального мира, как систему, состоящую из определённых составляющих, имеющих определённые свойства и качества, то данный объект, в свою очередь, будет являться частью другой системы, более широкой по своему строению.
Так, например, пылесос – это система, состоящая и таких частей, как корпус, шланг, щётка и т. д. В свою очередь, пылесос является частью системы бытовая техника.
Таким образом, рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (транспорт, игрушка, одежда, строение и т. д.). Кроме того, дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться и т. п. Целесообразно предложить детям закрепить полученные результаты схематично или в рисунке (особенно будущее объекта).
Таким образом, дети учатся производить системные раскладки, анализировать и описывать систему связей между объектами окружающей действительности, строить разного рода классификации по выделенному признаку.
– Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.
Метод морфологического анализа появился в середине 30-х годов XX века, благодаря швейцарскому астрофизику Ф. Цвикки, который использовал его исключительно для решения астрофизических задач. Цель этого метода — выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.
Обычно для морфологического анализа строят таблицу (две оси) или ящик (более двух осей). В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. Например, изобретаем новый стул. На одной (вертикальной) оси отложены возможные формы, на другой (горизонтальной) – возможный материал, из которого он может быть сделан.
Затем выбираются различные сочетания элементов разных осей (стеклянный квадратный стул – для принцессы, он красивый, удобный, но может легко разбиться; железный круглый стул – для пианиста, на нем можно легко повернуться, так как он крутится, но тяжело сдвинуть с места и т. д.)
Перебираются все возможные варианты. В продуктивной деятельности дети изображают каждый изобретенный новый стул. Можно предложить детям придумать новую кровать, ковер, игру (в последней по одной оси можно выложить часть тела, с помощью которой можно играть, а по другой – приспособления для игры: мяч, ракетка, скакалка и т. д.).
Приведем пример применения метода с использованием «ящика», т.е. таблицы.
Чтобы создать новый образ какого-либо объекта, нужно выделить как можно большее количество критериев и характеристик этого объекта по каждому из критериев. Как показывает практика, лучше всего начинать работу по методу морфологического анализа со сказочных образов. Например, необходимо создать новый образ Ивана-царевича. Наше воображение рисует нам образ молодого человека, доброго, смелого, сильного, красивого и т. п. Не будем пока отказываться от данного образа. Выделим основные критерии, по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, место жительства, внешний вид, средство передвижения, одежда и т. д. Для удобства можно занести данные характеристики в таблицу.
Возможные варианты характеристик по выделенным критериям:
Возраст Место жительства Средство передвижения Стиль одежды Характер
Ребёнок Дворец Конь Спортивный костюм Добрый
Подросток Многоэтажный дом Автомобиль Праздничный наряд Вредный
Юноша Лес Ролики Строгий костюм Нытик
Старик Детский сад Лыжи Шорты и майка Весельчаки т. д.
Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. В их число можно внести привычки героя, хобби, особенности общения, особенност
open-lesson.net
Вместе растем — ТРИЗ для малышей: играем и изучаем
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанная Генрихом Альтшуллером еще в середине прошлого века, изначально не имела отношения к детям. Сейчас эта теория применяется во многих отраслях, в том числе в педагогике. Уже лет с 3-х отдельные ее элементы можно применять в занятиях с детьми. Эта система хороша тем, что не дает готовых знаний, она заставляет думать.
Цели ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. В конечном итоге развивается ассоциативное мышление, память, внимание, наблюдательность, творческое воображение, формируется навык анализа любой поступающей информации, качественно иное отношение к жизни и окружающему миру.
Занятия для 3-х — 4-х-летних малышей занятия должны проводиться в игровой форме, желательно объединены общим сюжетом, содержать литературно-художественный материал. В этом возрасте важно научить видеть двойственность мира: в плохом уметь находить хорошее и наоборот. Важным условием для успешных занятий является достаточная общая осведомленность малыша.
Для малышей 3-х лет применяют ТРИЗ сказки, т.е. сказки с додумыванием сюжета, постановкой проблемы и решением ее малышом. Очень важно, чтобы сюжет самой сказки был хорошо знаком, а действия героев понятны. При этом желательно не просто дофантазировать сюжет, решая поставленную проблему, но и применять в рамках сказки другие методы-игры, речь о которых пойдет далее.
Какие методы и игры можно использовать в играх с дошкольниками. Собственно, это главный вопрос, ибо про ТРИЗ мало говорить, гораздо важнее действовать. Описанные игры можно проводить отдельно, «на ходу». Но для детей 3-4 лет удачнее вариант, когда в рамках сказки мы играем в такие игры. Например, игру «да-нетки» можно использовать при угадывании названия сказки, в которую предлагается поиграть.
Игра «Да-Нетки» или «угадай загаданное».
Мама загадывает предмет, ребенок пытается угадать путем наводящих вопросов. Главная цель игры — научить ребенка задавать «правильные» вопросы, то есть те, которые отсекают неправильные ответы. Это вопрос времени. Чем младше ребенок, тем больше времени понадобится. Сначала ребенок будет задавать вопрос «в лоб». Например, «это мишка?», «это котик?», «это кубик?». Потом он догадается задавать другие вопросы: «это живое?», «это игрушка?».
Игра «Хорошо-плохо».
А это уже метод. На базе этой игры мы учимся видеть мир с разных точек зрения, в дальнейшем этот навык очень полезен при выборе оптимального решения.
У каждого явления две стороны: хорошая и плохая. Цели игры — назвать каждому предмету хорошие и плохие качества. Пример: «Книга». Хорошо — из книг узнаешь много интересного . . . Плохо — они быстро рвутся.
Игра «Противоположности».
Аналог нашей детской забавы «съедобное-несъедобное». Нужно назвать противоположное явление, обычно проводится с мячом. Мама кидает мяч ребенку и называет предмет, ребенок мяч ловит и называет противоположное. Такая игра учит видеть мир системно.
Игры с открытыми проблемами. Хороши в рамках сказок.
В процессе игры озвучивается проблема, которую надо решить, причем способов решения можно придумать много. Например, как сделать так, чтобы колобка в лесу не съели.
Игра на решение противоречий.
Суть игры можно описать простым вопросом: что будет если голубь и орел поменяются крыльями. Подобные вопросы хорошо находить в окружающей действительности. Например, на прогулке увидев бабочку и голубя спросите, что у них общего (у них есть крылья). А что будет, если они обменяются крыльями.
В примере с голубем и орлом. Самое первое, что приходит в голову — орел не сможет летать, крылья голубя слишком малы для его тела. И наоборот — голубь не сможет управлять такими огромными крыльями, хотя ему бы возможно и понравилось.
Метод фокальных объектов.
Переносим свойства одного объекта на другой и додумываем модель. Развиваем воображение. Например, что будет если соединить льва и орла. Здесь в выдуманном животном мы должны перенести свойства льва и жирафа на общее существо и додумать умения получившегося животного.
Системный анализ.
Смысл в том, чтобы любой объект разложить на систему и подсистему. Например, колобок состоит из теста (подсистема): вода, мука, яйцо. А убежал колобок в лес (это система). Прошлое колобка — его испекла бабка, будущее — его съела лиса.
Лягушонок: подсистема- лапки, жабры и т.д., система — болото.
Игра «Что будет, если..»
Игра на воображение и построение причинно-следственных связей.
Например, что будет если:
— не нужно будет платить в магазине
— птицы не смогут летать
— исчезнет электричество и т.д.
Игра в ассоциации.
Например, ветер-вентилятор
шуба-шкура
певец-птица певчая
духи — цветок
душ- мойка- мочалка-мыло
Для малышей хорошо сделать картинки этих явлений и находить «пару».
Важно научить детей видеть идеальный конечный результат. Например, сказка Сутеева «Яблоко». Яблоко только одно, а желающих его получить — трое. Идеальный конечный результат, чтобы каждый получил яблоко. В сказке Сутеева его делят на три части. В сказке про колобка идеальный конечный результат — звери сами не хотят колобка есть, тогда и защищать его не придется.
А теперь главное — зачем все эти игры нужны? В жизни мы обычно сталкиваемся с проблемами, решив которые мы должны добиться совершенно определенного конечного результата. Решать можно долго, затратив массу сил, средств. Кроме того, решение может быть не идеальным: требовать слишком много ресурсов, быть невыполнимым и т.д. Но у всякой проблемы есть идеальное решение, просто его возможно еще не нашли. Описанные игры — первый шаг в освоении методов и приемов ТРИЗ. Кроме того, методика ломает стереотипы и шаблоны, засевшие в наших головах, и открывает путь к творческому мышлению, что уже немало.
school-baby.ru
План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Конспект занятия с использованием ТРИЗ в старшей группе Тема: «Путешествие по сказкам»
Составила: Шабунина Елена Александровна- воспитатель первой квалификационной категории
Дата проведения: 20.02.2014 года.
Цель: Закрепить знание детьми сказок и их названий. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, закрепить согласование частей речи в словосочетании, развивать умение систематизировать, активизировать в речи детей антонимы-прилагательные. Закреплять умение составлять цепочку-рассказ. Придумывать слова-рифмы. Продолжать учить детей составлять загадку с помощью опорной модели, сочинять сказку методом «каталога», в которой присутствует два героя положительный и отрицательный, имеющие свои цели.
Развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение.
Воспитывать у детей доброту, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается.
Материалы и оборудование: Голубые ленты, макеты деревьев, палочка, ложка, сундучок с шариком и предметными картинками (роза, велосипед, мороженое), игрушка-лягушка, фланелеграф, модель для составления загадки, цветок, книга со сказками, аудиозапись, макет сказочной поляны.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, сказок К.И. Чуковского, рассматривание иллюстраций к сказкам, дидактические игры «Хорошо-плохо», «Придумай рифму, «Сочини сказку»
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся им.
Дети: Здравствуйте.
— Добрый день!- тебе сказали
— Добрый день!- ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Воспитатель.. А сейчас я приглашаю Вас, отправиться в увлекательное путешествие, в страну сказок. Как вы думаете , что такое сказка?
Дети: Сказка- это волшебный мир.
Сказка – это чудо
Сказка – это занимательный рассказ, приключения
Воспитатель: Верно. Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, не реальное реальным. Именно поэтому сказки любят и дети и взрослые.у каждого народа есть свои сказки, с их особенностями, национальными героями, бытом. А вы любите сказки?
Дети: Да.
Воспитатель: В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них
В сказке может всё случиться
Наша сказка впереди
Сказке в дверь мы постучимся
Сказка в гости ты нас жди.
Воспитатель. Ребята, у меня есть волшебные голубые ленты, которые превратятся в облака и перенесут нас в сказочную страну. Путешествовать в страну сказок, я возьму с собой того, кто назовёт мне сказку в названии которых есть число.
Дети:
-Три толстяка
— Волк и семеро козлят
— Белоснежка и семь гномов
— Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
— Три поросёнка
— Два жадных медвежонка
— Двенадцать месяцев
(звучит песня «Облака белогривые лошадки» делаю облака из лент, держу ленты в середине, дети берутся за края лент «карусель», идут по кругу.)
Воспитатель. Ребята лес волшебный перед нами, тишина кругом стоит. А как вы думаете в волшебном лесу какие звери живут?
Ответы детей: медведь, заяц, лиса, волк.
Воспитатель.Загадаю вам загадку
На овчарку он похож, что не зуб — то острый нож,
Он бежит оскалив пасть, на овцу готов напасть. (волк)
— Какой в сказках бывает волк?
Ответы детей: злой, зубастый
— Назовите сказки в которых волк является главным героем?
— Лисичка- сестричка и серый волк
— Иван царевич и серый волк
— Волк и семеро козлят
— Колобок
— Теремок
— Рукавичка
— Красная шапочка
Воспитатель. Мы с вами знаем, что сказочные герои в том числе и волк, обладают разными чертами характера, настроение у них бывает тоже разное. Давайте поиграем в игру которая называется наоборот. Для игры мы возьмём волшебную палочку. Я буду дотрагиваться палочкой до ваших ладошек и называть какое-нибудь слово, а вы должны назвать слово с противоположным значением.
Добрый – злой
Трудолюбивый – ленивый
Вежливый – грубый
Грустный – весёлый
Радостный – печальный
Сытый – голодный
Трусливый – храбрый
Вредный – полезный
Щедрый – скупой
Молодцы ребята, много слов разных знаете
— Посмотрите, на полянку мы попали. Что это за дерево перед нами? Из какой оно сказки?
Ответы детей: Гуси – лебеди
Около яблоньки ложка лежит. Давайте подумаем и составим цепочку- рассказ, про яблоньку и ложку. Я начну, а вы мне помогайте.
— В саду стояла яблонька, на которой
Дети: Висели вкусные и спелые яблочки
— яблочки были спелые и поэтому сами
Дети: Сами падали на землю
— так, как яблочки падали, бабушка
Дети: Бабушка их собирала
— собрав яблоки, чтобы они не испортились бабушка
Дети Варила вкусное варенье
— варенье было вкусное, поэтому
Дети: Внуки ели его прямо ложками
Воспитатель. Молодцы ребята хороший рассказ составили.
А, что там ещё под яблонькой стоит?
Под яблонькой чудесный сундучок
Всем ребятам он дружок
Очень хочется всем нам
Посмотреть, ну что же там?
(сундучок открывается из него вылетает шарик с комариками)
Из какой сказки этот шарик?
Ответы детей: сказка «Тараканище»
Воспитатель.А кто написал эту сказку?
Ответы детей: Корней Иванович Чуковский
Воспитатель. Что-то ещё лежит в нашем сундучке. А тут предметные картинки. Давайте рассмотрим их. (роза, велосипед, мороженое) В какой сказке встречается роза?
Ответы детей: три розы, снежная королева.
Воспитатель.В какой сказке встречается велосипед?
Ответы детей: Тараканище
Воспитатель.. В какой сказке встречается мороженое?
Ответы детей: старик- Хаттабыч
Воспитатель. Я вам предлагаю игру которая называется «хорошо-плохо»
В каждой картинке вы должны найти хорошее и плохое.
(в розе хорошо то, что она красивая, а плохо то, что у неё шипы и можно уколоть руку)
(Морожено вкусное, а плохо то, что можно заболеть)
(в велосипеде хорошо то, что на нём можно кататься, плохо то , что можно упасть) Молодцы ребята.
Воспитатель.Подождите, не спешите, наклонитесь, что – то там в траве блестит. Кто это ребята?
Ответы детей: царевна-лягушка
Воспитатель.. Почему-то лягушка загрустила? Давайте придумаем слова-рифмы к слову лягушка и развеселим её
Ответы детей: лягушка-хлопушка, лягушка-подушка, лягушка-хохотушка, лягушка-попрыгушка, лягушка-толстушка
Воспитатель. Молодцы ребята. Наша царевна-лягушка всё равно грустная. Давайте составим загадку про царевну-лягушку с помощью модели.
Что делает? | Кто или что делает так же? |
Прыгает | Мяч |
Ныряет | Утка |
Плавает | Лодочка |
Что прыгает так же, как лягушка — мяч.
Кто ныряет так же, как лягушка — утка.
Что плавает так же, как лягушка — лодочка.
Загадка: прыгает, но не мяч, ныряет, но не утка, плавает как лодочка?
Воспитатель. Молодцы ребята, хорошую загадку составили. Но, царевна-лягушка всё равно грустная. Чтобы развеселить её давайте сочиним сказку. Сочинять сказку мы с вами будем как настоящие сказочники. (одеваем колпачки). Поможет нам в сочинении сказки, вот эта книга. Я буду задавать вопрос, а ответ вы будете находить указав слово на открытой страничке выбранного текста. Берём умную ромашку и отрываем лепесток.
Вопросы:
- Жил-был кто?
- Какое добро умел делать?
- Встретил кого злого?
- Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?
- Был у нашего героя друг.
- Что стало со злым героем?
- Что стали делать?
Воспитатель. Молодцы ребята хорошую сказку составили. Посмотрите, лягушка улыбнулась, значит ей понравилась наша сказка. Но у лягушки еще одна проблема, она хотела на память о вашей встрече подарить вам рисунки, но у нее они не получились, а вышли только кляксы. Ребята, давайте поможем ей, превратим кляксы в рисунки.
Дети дорисовывают кляксы.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Какие хорошие получились у вас рисунки, лягушке они очень понравились, лягушка оставляет нам на память о нашей встрече.
Наше путешествие подошло к концу. Что вам особенно запомнилось? Теперь вы знаете, что есть чудесная страна сказок. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
-Используемая литература
- С.И. Гии. «Занятия по ТРИЗ в д/саду»
- Нестеренко А.А. Страна загадок. Ростов-на-Дону, 1993г. -32с.
- Русские сказки, сборник в обработке О.А. Богдановой, Ленинград, 1991г.
- Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Изд.2,-Ульяновск,1991г.-92г.
- Сидорчук Т.А. «воображаем, размышляем, творим»
- Конспекты занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/под ред. Б.Б. Финкенштейн-сп6.:Детство- ПРЕСС,2003г.
nsportal.ru
ТРИЗ-игры для дошкольников, часть 3
Сегодня я выбрала такие игры, которые:
- во-первых, учат решать проблемные ситуации (не по-сказочному, с помощью палочки-выручалочки, а взаправду, с помощью умной головы)))
- во-вторых, развивают ресурсное мышление у детей, которое является основой навыков продуктивного творческого мышления и которому совершенно не учат стандартные дошкольные программы
- в-третьих, знакомят ребенка с таким важным понятием из «взрослой» ТРИЗ, как функция предмета.
Игра «Маша-Растеряша» (от 4 лет)
Зачем: тренируем внимание, учимся решать проблемные ситуации, используя ресурсы
Реквизит: Кукла или картинка Маши. Младшим детям можно предложить картинки с изображением бытовых предметов (нож, дверь, стул, карандаш), или просто взять предметы.
Напоминалка: вспомнить историю о Маше-Растеряше. Поговорить о невнимательных людях, которые все путают и теряют. Пригласить детей оказать помощь такой Растеряше.
Материал для игры берется на основе тех предметов окружающего пространства, про которые ребенок может сказать, для чего они нужны (какую функцию выполняют)
Играем!
Ведущий берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается от имени куклы к остальным:
— Ой!
— Что с тобой?
— Я потеряла (называет какой-то предмет, например, ножницы)…. Чем я теперь буду (называет конкретную функцию потерянного предмета, например, резать бумагу)….?
Дети называют варианты, находя ресурсы других предметов для выполнения этой функции: бумагу можно резать ножом, лезвием, можно рукой оторвать.
А затем предложите детям стать Машей-Растеряшей, ведь «растеряшесть», как известно, заразна
Если я хочу…то, что мне поможет… (от 5 лет)
Зачем: расширять представление о назначении (функциях) окружающих предметов.
Реквизит: картинки объектов рукотворного мира, но можно обойтись и без них.
Напоминалка: обсудить действия, которые выполнял ребенок или взрослый, вспомнить, какие предметы помогали выполнять это дело
Играем!
Ребенку предлагается какое-либо дело, например, построить снежную горку, только это дело надо выполнить без очевидного инструмента — без лопаты. Ребенок в ответ называет объекты рукотворного мира, которые помогли бы это сделать. Обязательно поощряются нестандартные ответы детей: например, чтобы построить горку нам поможет крышка от кастрюли, разделочная доска, тазик.
Вот еще примеры заданий для игры:
- Отрезать хлеб без ножа
- Достать ведро из колодца без веревки
- Перейти речку без моста
- Помыть руки без мыла
- Погладить ежика без перчаток
«Если вдруг…» (от 5 лет)
Зачем: учим искать выход из необычной ситуации, развиваем фантазию
Реквизит: неуемное воображение ))
Играем!
Предложим дитю пофантазировать на основе необычной ситуации, из которой надо найти выход, при этом обосновав свою точку зрения (ответ «не знаю» или «потому что гладиолус» засчитываем как проигрыш)
Примеры ситуаций.
Если вдруг на Земле исчезнут:
- Все пуговицы;
- Все ножницы;
- Все спички;
- Все учебники или книги
Что произойдёт?
Чем это можно заменить?
Ребёнок может ответить: «Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д.»
То, не знаю что (от 4,5 лет)
Это моя новая любимая игра Предполагает простор для фантазии, как детской, так и взрослой
Зачем: пробуждаем креативность и развиваем ресурсное мышление
Реквизит: любой незнакомый, необычный предмет
Играем!
Приносим детям некую неизвестную штуку. Они ее рассматривают, крутят в руках и предлагают варианты использования. Чем больше вариантов, тем лучше. Никак не меньше 5.
Варианты «чудо-штук»
Посуда для варки на пару
Бумажная складная шляпка
Кресло-качалка
Кокон для кошки
Как всегда, процесс поиска необычного будет увлекательным и захватывающим. Не отказывайте себе в удовольствии!
Прочитать о других моих любимых ТРИЗ-играх можно здесь и здесь
Вконтакте
Google+
LiveJournal
igra-triz.ru