Отчего мы иногда болеем 4 класс конспект урока – Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Отчего мы иногда болеем».
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Отчего мы иногда болеем».
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Отчего мы иногда болеем».
Цели и задачи: — формировать у учащихся новые понятия об инфекционных заболеваниях, о предупредительных прививках;
— применять знания о своём организме в жизни – составлять режим дня, правила поведения;
— формировать умения исследовать проблему;
— формировать ключевые компетентности: решение проблемы, коммуникативную, информационную;
— развивать основы мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать,
делать выводы. Развивать речь.
— развивать организационные общеучебные умения, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих
действий.
Оборудование: Вахрушев А.А «Окружающий мир» («Человек и природа») учебник для 4 класса, ИКТ презентация, карточки, фломастеры.
I. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель:
Быть здоровыми хотят
Взрослые и дети.
Как здоровье сохранить?
Попробуем ответить.
Учитель:
Здравствуйте ребята! Скажите, у вас много друзей? А как вы думаете, мы можем подружиться с окружающим миром? Что такое окружающий мир? Да, это всё, что окружает нас: вода, воздух, растения, животные. И сегодня я вам предлагаю побольше узнать, и может быть, подружиться с самыми могущественными, живыми существами, с самыми распространенными на нашей планете, и с самыми, самыми…Апчхи! (Громко чихает, дети желают здоровья). Спасибо, так не хочется заболеть…
II.Формулировка темы и цели урока.
Задумывались ли вы над вопросами:
-Отчего мы иногда болеем?
-Почему одни болеют часто, а другие нет?
Предлагаю сегодня на уроке поговорить об этом.
Кто догадался, какая будет тема нашего урока?
Какие цели урока?
– Давайте составим план работы на основе этих вопросов.
План.Причины болезней
Симптомы заболеваний
Лечение
Профилактика
Учитель: Девиз нашего урока: Наше здоровье в наших руках. А чтобы это было действительно так, разберёмся в вопросе : «Отчего мы иногда болеем»
3. Исследование проблемы
Причины болезней
Слайд 3
Совместное обсуждение причин заболеваний. (Работа в парах)Повернитесь к друг дружке, и покажите что вы работаете в паре (ручки домиком)
— На столах у вас лежат конверты. Откройте их и обсудите с товарищами основные причины болезни. (Приложение 1)
Первая причина – травмы.
– Какие бывают травмы? В чём будет заключаться лечение? (Травмы могу быть самые разные – ушибы, переломы, вывихи, раны, порезы.)
Рассказывают о приёмах первой помощи, уточняя, что в сложных случаях лечение проходит в больнице.
Сравнивают свой ответ с учебником (стр.56)
Вторая причина – микробы.
(Просмотр мультфильма «Азбука Здоровья. Скажи микробам — нет») (Приложение 2)
– Отчего мы можем заболеть? (Оттого что простудились – промокли под дождём и не поменяли мокрую одежду, замёрзли – легко оделись или долго были на холоде без движения; не помыли руки или фрукты и т.д.)– Что является причиной этих заболеваний? (Нарушение правил личной гигиены, возбудители заболеваний.)
— Получили ли мы ответ на первый пункт нашего плана? Что является причиной заболевания? (микробы, простуда, не соблюдение правил личной гигиены, неправильное питание)
Вывод: главная причина – микробы
– Где можно встретить возбудителей заболеваний? (В воде, воздухе, почве, на продуктах и вещах – везде.)
Симптомы болезней
–Но иногда случается, что человек заболел. Как человек чувствует себя при гриппе, ангине, дизентерии? (У него слабость, головная боль, высокая температура, кашель, боль в горле, понос.)
Сравниваем свои ответы с мнением авторов (стр.56-57)
– Почему при многих заболеваниях повышается температура тела? Комфортно ли вы себя чувствуете, когда на улице очень жарко? А как будут чувствовать себя бактерии при высокой температуре? (Высокая температура губительна для микроорганизмов, ускоряет приток крови с белыми кровяными клетками. Таким способом наш организм борется с возбудителями, ведь им неприятно будет жить при высокой температуре.)
– Что при этом произойдёт с возбудителями болезни? (Они будут менее активны: медленнее двигаться, питаться, меньше будут выделять вредных веществ. Могут и погибнуть.)
Получили ли мы ответ на второй пункт нашего плана?Учитель: Сейчас мы разделимся на три команды. Из каждой команды выбирается самый активный ученик, ему загадывается болезнь, а он жестами должен показать, ваша задача отгадать, что это за болезнь, и как вы можете помочь своему товарищу.
Получили ли мы ответ на третий пункт нашего плана?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Приложение 3)
Звучит музыка. Проводит физкультминутку учащаяся класса.
-Ребята, как вы считаете, физкультминутка – это только минутка отдыха? ( Это не только минутка отдыха, но и профилактика заболеваний)
Учитель: Многими болезнями, такими как грипп, ангина, ОРВИ, ОРЗ, человек может болеть снова и снова. Но есть болезни, которые опасны только один раз. Это корь, ветрянка, скарлатина и др.
Почему некоторыми болезнями болеем часто, а другими только один раз?
Найдите ответ в учебнике стр. 58.
Учитель:
Продолжим. Поговорим о профилактике заболеваний.
— На плакате изображена планета. Это планета Здоровья. Какие правила должны соблюдать люди, которые заботятся о своем здоровье. Нарисуйте или напишите их на листочках, которые лежат у вас на столе. Прикрепите листочки на плакат. — Посмотрим, что же у нас получилось. (Два ученика обобщают ответы детей, зачитывая правила записанные и нарисованные на листках) — Хотели бы вы жить на планете, на которой никто не болеет, у всех хорошее настроение? Для этого нужно всем вместе вести здоровый образ жизни.
Вывод: Какие правила необходимо соблюдать, чтобы не заболеть.
Мы получили ответ на последний вопрос нашего плана.
Если все будут следовать этим правилам, то люди реже будут болеть.
Рефлесия: — В завершение нашего занятия давайте вспомним, что значит быть здоровым, что же такое здоровь, ответим на вопрос «Что такое здоровье?» Например, здоровье – это красота.
примеры ответов: Здоровье – это красота. Здоровье – это богатство, которое не покупается. Здоровье – мы и природа. Здоровье – это то, что нужно беречь. Здоровье – это сила и ум. Здоровье – это движение. Здоровье – это хорошее настроение. Здоровье – доброта Здоровье – это счастье и т.
Домашнее задание
По выбору:
1) Составить памятку по
закаливанию.
2)Составить инструкцию по
предупреждению
инфекционных заболеваний.
— Подходит к концу наш урок. Я надеюсь, что каждый из вас сделал шаг к той драгоценности, которую нельзя ни купить, ни продать. Закройте глаза и пожелайте здоровья всем, кому вы захотите. И ваше пожелание обязательно сбудется.
infourok.ru
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему «Отчего мы иногда болеем.»
КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА.
Тема: Отчего мы иногда болеем.
Учитель первой категории: Акимова О.Г.
Цели:
– формировать у учащихся новые понятия об инфекционных заболеваниях,
– применять знания о своём организме в жизни.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, демонстрационный материал.
Организационный момент:
«Здравствуйте» — это волшебное слово
Людям дарите снова и снова!
Ведь здороваясь, мы не только приветствуем друг друга, но ещё и желаем здоровья.
-Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости!
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
-Ребята, давайте посмотрим сценку, которые приготовили для вас ваши одноклассники, и попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
1.1.Сценка.
Лена: Мне приснилось, что маленькие гадкие микробы ползают по мне изнутри и хотят съесть заживо.
Миша: Ну что ты, организм этого не допустит. Только надо ему немножечко помочь.
— Какие мнения представили наши герои? Какой вопрос у вас возникает?
( Почему люди болеют? Что делать, чтобы избежать болезни? Как помочь организму?)
— Кто готов назвать тему сегодняшнего урока? Запишите тему в заголовок вашего маршрутного листа.
Тема на интерактивной доске, ученики записывают в маршрутный лист.
— Новые знания будем открывать, работая в группах.
— Повторим правила работы в группе:
В группе должен быть ответственный.
Работать должны все.
Один говорит, другие слушают.
Свое несогласие высказывай вежливо.
-Давайте составим план работы на уроке.
1.2.План:
— Признаки болезни
— Профилактика
— Причины болезни
— Методы лечения
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
1. Признаки болезни.
Первое задание в маршрутном листе. Выбери признаки заболевания используя жизненный опыт.
(Мы выделили…,мы считаем…,основные признаки..)
— Ребята, вы абсолютно правы, основными признаками заболевания являются:
слабость, сыпь на теле, головная боль, высокая температура, кашель, боль в горле…
– Получили ли мы ответ на первый пункт нашего плана?
2. Профилактика.
— А сейчас мы с вами поговорим о профилактике болезней. Но для начала, я хочу выяснить, всем ли понятно значение этого слова?
Профила́ктика (греч. πρόφύλακτικός «предохранительный») — в медицине, комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболеваний и травм, устранение факторов риска их развития.
2.1.Мультфильм «Азбука здоровья».
— Ребята, герои мультфильма сказали о проветривании и прогулках, как о профилактике заболеваний. Что же ещё можно и нужно делать, чтобы не заболеть?
— Сейчас мы с вами поиграем.
2.2.Игра «Мешочек».
Ученики достают предметы из мешочка и предполагают, как этот предмет может помочь предупредить заболевание.
— Физкультминутка — это не только минутка отдыха, но и профилактика заболеваний. Давайте подвигаемся, а в помощники я вызываю Кирилла и Арсения.
2.3.Физкультминутка.
В жизни главное — здоровье,
Согласитесь, господа.
И к нему с большой любовью
Мы относимся всегда
Вам расскажем по порядку
Как здоровье сохранить.
Нужно день начать с зарядки,
Вслед за нами повторить:
Ноги шире, руки шире —
Три‐четыре, три‐четыре.
Начинаем приседать —
Раз‐два‐три‐четыре‐пять.
И с особым вдохновеньем
Дружно делаем вращенья:
Раз‐два‐три‐четыре.
Не мешает нам порой
Поработать головой,
А еще точнее —
Поработать шеей.
Раз‐два‐три‐четыре.
В заключении все вместе
Ноги в руки дружно взяли —
Побежали, побежали!
На месте стой, раз‐два!!!
— Мы говорили о профилактике инфекционных заболеваний, но есть и такие болезни, которыми человек заболевает только один раз.(с.58)
— Каким образом можно предотвратить такие заболевания? Что такое иммунитет?
Иммунитет (immunity) [лат. immunis — свободный, избавленный от чего-либо] — врожденное или приобретенное состояние невосприимчивости организма к различным инфекционным агентам (вирусам, бактериям, грибкам, простейшим, гельминтам и др.) и продуктам их жизнедеятельности, а также к веществам растительного и животного происхождения.
А все ли такие спортивные у нас? наш социолог Катя собрала такую информацию. Давайте послушаем о результатах.
2.4. Социолог. Результаты анкетирования.
– Получили ли мы ответ на второй пункт нашего плана?
3. Причины болезни
Читаем текст на с.56.
– Какие же причины болезни? Отчего мы можем заболеть?
(Оттого, что простудились – промокли под дождём и не поменяли мокрую одежду, замёрзли – легко оделись или долго были на холоде без движения; не помыли руки или фрукты и т.д.)
– Что является причиной этих заболеваний? (Нарушение правил личной гигиены, возбудители заболеваний.)
– Где можно встретить возбудителей заболеваний? (В воде, воздухе, почве, на продуктах и вещах – везде.)
Возбудителями заболеваний являются: микробы, бактерии и вирусы.
– Получили ли мы ответ на третий пункт нашего плана?
4.Методы лечения
— Ребята, в далёком прошлом люди погибали от самых простых болезней. Они не могли обратиться к врачу и редко доживали даже до 30 лет. Наш информатор Лева собрал интересные факты, как люди пытались лечиться от заболеваний.
1.4 Информатор.
– Получили ли мы ответ на последний пункт нашего плана?
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.
— Мы с вами обсудили все пункты из нашего плана. Давайте проверим, запомнили ли вы информацию, полученную на уроке. Для этого каждой команде нужно будет разгадать кроссворд.
Кроссворд или тест..
ΙV. Рефлексия.
— Надеюсь, те знания, которые вы получили на сегодняшнем уроке, пригодятся вам в жизни. На вашем столе лежит конверт с наклейками, на них изображены: чемодан, мясорубка, корзина. Чемодан – знания, которые пригодятся в дальнейшем. Мясорубка обозначает – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
V. Домашнее задание.
infourok.ru
Сценарий урока окружающего мира в 4 классе на тему «Отчего мы иногда болеем»
Урок окружающего мира в 4-м классе по теме
«Отчего мы иногда болеем»
Урок построен по технологии «Педагогическая мастерская»
Цель: Cоздать условия для формирования у обучаюшихся представления о причинах болезней, мер профилактики.
Планируемые результаты:
Предметные:
Представление детей о здоровом образе жизни, укреплении здоровья, о причинах болезней.
Умение определять причину болезни и понимать, как правильно себя вести, чтобы сохранить здоровье.
Метапредметные:
Осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации,
Умение представлять полученную информацию в выступлении.
Оборудование:
Учебник: Вахрушев А.А. Окружающий мир. 4 класс. (Человек и природа), стр. 54–56;
ватман, таблица с утверждениями, маркеры, клей, наглядный материал.
Ход урока.
1.Организационный момент. Приветствие. Приглашение в Мастерскую. Правила работы в Мастерской и группе.
2.Индукция. На экране Миша и Лена. (иллюстрация из учебника на стр.54)
— Что вы видите на картинке? Что произошло с Леной?
— Поднимите руки те, кто бывал в таком же положении, как Лена?
3.Самоконструкция. — Запишите, что вы чувствовали.
4.Социоконструкция. — Составьте общий список слов на листе бумаги №1. Подумайте, какой заголовок можно дать всем этим словам. ( повышенная температура, вялость, бледность, чихание, рвота, тошнота, кашель, боль в горле, головная боль, расстройство желудка, слабость, насморк, озноб и т.д. – Признаки болезни)
5.Социализация. Выступление групп. Взаимодополнение. Обмен мнениями.
— Почему организм так реагирует на болезнь? (Борется с причиной болезни)
6. Формулирование темы и цели.
Чтение диалога Миши и Лены.
Лена: Мне приснилось, что маленькие микробы ползают по мне изнутри и хотят съесть заживо.
Миша: Ну что ты, организм этого не допустит. Только надо ему немножко помочь.
— Какие вопросы возникают?
Почему…
Как…
Как…
Тема: Отчего мы иногда болеем?
Цели урока:
Узнать, почему мы иногда болеем?
Как помочь организму выздороветь?
Как уберечь себя от болезней?
7.Самоконструкция
— Напишите, какие причины болезней вы знаете.
8.Социоконструкция.
Составьте общий список причин болезней человека.
9.Социализация. Выступление групп. Взаимодополнение. Обмен мнениями.
10.Социоконструкция
Работа в группе.
— Какие правила нужно соблюдать, чтобы не заболеть. Напротив каждой причины напишите, как избежать болезни.
11.Социализация.
Выступление групп. Взаимодополнение. Обмен мнениями.
12.Самоконструкция.
Но что же делать, если всё таки ты заболел?
Составьте список рекомендаций для больного человека, чтобы он побыстрее выздоровел.
13.Социоконструкция
Составьте общий список рекомендаций для больного человека, чтобы он побыстрее выздоровел.
14.Социализация.
Выступление групп. Взаимодополнение. Обмен мнениями.
15.Разрыв.
Отметьте в таблице верные и неверные утверждения:
Что почувствовали? Всё ли понятно?
Хотите ли вы узнать правильные ответы?
16.Соцоконструкция. Работа в группах.
— Теперь каждая группа получит задание выпустить стенгазету-памятку на одну из тем: «Причины болезней», «Как помочь организму победить болезнь?» и «Как уберечь себя от болезней?»
По одному участнику группы выходят и вытягивают конверты с темой, материалом и памяткой по оформлению газеты:
1. Прочитайте название газеты.
2. Прочитайте материал по теме, выделите ключевые слова, фразы или предложения, которые вы ещё не записывали по этой теме.
Выберите картинки, подумайте, как лучше их распределить на листе газеты.
4. Напишите в газете ключевые фразы, приклейте картинки.
5. Подумайте, кто и что будете говорить в своём выступлении.
Группы изучают самостоятельно материал, предложенный по теме, обсуждают и оформляют газету. 17.Афиширование.
Выступление групп. Обмен мнениями.
18.Итог урока.
Вернёмся к нашей таблице. Проверьте свои ответы.
Кроссворд-благодарность.
Их мало, когда мы болеем.Самое надёжное средство профилактики инфекционных болезней.
Инфекционное заболевание, при котором болит горло.
Врач, который наведёт порядок в зубах.
Невосприимчивость организма к болезни.
И ангина, и простуда, и корь.
Его надо укреплять.
20. Рефлексия
Доска объявлений.
Я не понял, как беречь здоровье. Помогите!
Ура! Я понял, как сохранять здоровье, и могу помочь себе, если заболею!
Я понял, как сохранять здоровье, и могу объяснить другим. Обращайтесь ко мне за помощью!
Прикрепите свои имена под той надписью, которая соответствует состоянию ваших знаний после сегодняшнего урока.
infourok.ru
План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему: Урок окружающего мира «Отчего мы иногда болеем»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
имени героя России Ф.Г. Гануса №72
Урок открытия новых знаний
по окружающему миру
в 4 классе
на тему:
«Отчего мы иногда болеем»
Учитель: Плетнева С.А.
Липецк 2013 г.
I. Самоопределение к деятельности.
— Поприветствуйте гостей. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи.
«Здоровье и счастье не живут друг без друга».
— Как вы понимаете смысл этой пословицы?
— О чём мы говорили на прошлом уроке? (о семье: родители и дети)
— Когда семья счастлива? (когда в семье всё хорошо, все здоровы и счастливы)
— Хотите продолжить разговор о счастье, конечно же, о здоровье, без которого счастья, наверное, и не бывает? (да, конечно)
II. Актуализация знаний.
1) Беседа. Проверка домашнего задания.
— В чём сходство и в чём отличие семьи человека от семьи животных?
— Чем отличается роль женщины от роли мужчины в семье?
— Откройте тетрадь с. 21. Что вы нарисовали, выполняя № 1?
2) Выполняя № 2, вы определили, какие черты вы цените в своих друзьях.
— Заполним кроссворд и расшифруем слово.
Какие черты и качества необходимы мужчине и женщине для благополучия и счастья в семье? Поможет нам словарь Ожегова.
1. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Доброта.
2. Мужество и решительность в поступках, отсутствие страха, смелость. Храбрость.
3. Смелое поведение, решимость. Смелость.
4. Храбрость, присутствие духа в опасности. Мужество.
5. Расчётливость, соблюдение во всём экономии, забота о своём хозяйстве.
Хозяйственность.
6. Ласковый, исполненный любви, приятный, тонкий. Нежность.
7. Проникнутый искренностью и прямотой, добросовестный. Честность.
— Слово БОЛЕЗНЬ.
— Что такое болезнь?
— В словаре толкуется так, болезнь – это расстройство здоровья, нарушение деятельности организма.
— Как вы считаете, будут ли счастливы члены семьи, если кто-то из домочадцев болен?
3)
— Что защищает нас от трений, лёгких ударов, уколов, перегрева? (кожа)
— Вспомните, как называли кожу? («пограничник» организма, природная одежда).
— Что составляет внутреннюю среду организма? (кровь)
— Какие, известные нам, живые клетки содержатся в крови? (красные и белые кровяные клетки, кровяные пластины)
— Какие из них защищают организм изнутри? (белые кровяные клетки, сами погибают)
— Зададим себе вопрос: «Почему болеют люди? Что их так несчастных губит?» (кожа, кровь не справляется с болезнями)
— В принципе мы ответили на этот вопрос, но можем ли мы определить точные рамки, границы? (нет)
III. Выявление места и причины затруднения.
— На какой вопрос мы должны были ответить? (почему болеют люди?)
— Что защищает и борется с болезнями в нашем организме? (кожа, кровь)
— Так почему же люди всё таки болеют? ( нам надо более широко рассмотреть этот вопрос)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
— Поставьте перед собой цель ( выяснить причину, признаки болезни, правила, которые необходимо соблюдать, чтобы скорее вылечиться)
— Сформулируйте тему. ( Отчего мы иногда болеем?)
Открыть тему.
— Составим план по опорным словам.
План.
— Что такое болезнь мы выяснили? ( да, это-…)
— А причины её появления? (нет)
1. В чём причина болезни.
— Можем ли мы, не являясь врачами, определить, что человек болен? (да, по признакам)
2. Признаки проявления болезни.
— Нередко, человек испытывает слабое недомогание. О чём необходимо знать каждому?
3. Как помочь организму выздороветь?
— Кто из вас болел ветрянкой? Сколько раз ей можно заболеть? (один)
4. Болезни, которыми болеют один раз.
— Если кто-то серьёзно заболел, что грозит человеку, который находится рядом? (тоже заболеть)
— Что необходимо соблюдать?
5. Правила для того, чтобы реже болеть.
6. Я добавлю вопрос, о котором необходимо поговорить.
Болезни цивилизации. Итак, приступим.
V. Реализация построенного проекта.
Работаем по плану.
1. В чём причина болезни? Чтобы ответить, надо выявить болезнь.
Болезнь
Травма Болезнетворные микроорганизмы
простейшие бактерии вирусы
— Чтение с. 54 1 и 2 абзац
— Чтение с. 55 1 и 2 абзац.
Причина
нападает много микробов организм ослаблен
1) общение с больным 1) из-за переохлаждения
2) слишком много вокруг людей 2) во время или после болезни
(автобусы, массовые мероприятия)
3) вирусные возбудители
2. Работа в группах.
1) Первая группа.
П Р И З Н А К И
сердце бьётся чаще дыхание t озноб боль вялость бледность краснота
сильнее кожи
2) Вторая группа.
П О М О Щ Ь
чай с малиной/лимоном постельный режим врач лекарства
3) Третья группа.
ОДИН РАЗ, НО БОЛЕЮТ
корь ветрянка краснуха дифтерит скарлатина прививка
ИММУНИТЕТ
(невосприимчивость к инфекции)
4) Четвёртая группа.
П Р А В И Л А
Личная гигиена подвижный образ жизни отдых свежий воздух
5) Пятая группа.
БОЛЕЗНИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
эпидемии аллергия, диатез, рак, СПИД, инфаркт
(чума, тиф, холера)
— Итак, мы выяснили, почему люди болеют? (Много микробов, организм ослаблен)
— Что нужно знать, чтобы скорее выздороветь? (причины, правила, помощь)
— Справились? (да)
— Проверим с выводом в учебнике с. 57.
VI. Первичное закрепление.
— Что необходимо сделать, чтобы лучше усвоить новый материал? (закрепить)
— Вопросы — с. 57 (1-5, 7,8, 10)
VII. Самостоятельная работа.
— Полученные знания помогут выполнить самостоятельную работу. Готовы?
Тетрадь с. 22 № 1, 2, 3, 6
— Самопроверка.
— У кого 4 + ? Умницы
— У кого есть ошибки? В чём причина?
VIII. Включение в деятельность.
— Где пригодятся нам полученные знания?
1) Тетрадь с. 22 № 5 по рисункам.
2) Анкета (внизу ставьте + или — )
1. У меня часто болит голова.
2. У меня часто бывает насморк.
3. У меня больные зубы.
4. Иногда у меня болит ухо.
5. У меня нередко болит горло.
6. Каждый год я болею гриппом.
7. Иногда меня тошнит.
8. Некоторые лекарства и продукты вызывают аллергию.
9. Ко мне легко «прилипают» всякие болезни.
— Чего больше + или — ? Сделайте вывод: здоровы ли вы. Необходимо следовать правилам, которые мы определили, чтобы реже болеть.
IX. Рефлексия.
— Какой вопрос нас поставил в трудное положение?
— Почему мы не смогли ответить на него?
— Что вам понравилось на уроке?
— Как оцените работу класса?
— Как оцените свою работу?
— Домашнее задание: с. 54-57 вопросы, тетрадь – по желанию доделать.
Творческая работа: тетрадь с. 66 составить проект «Как помочь младшим членам семьи» или « Помощь другу».
— Вернёмся к пословице. Почему же семья, о которой мы говорили, не может быть счастлива, если кто-то болен. Счастье и здоровье не живут отдельно. Чтобы радости прибавилось, окружим нашу молодую семью цветами, но разными: красными, жёлтыми, зелёными.
nsportal.ru
Разработка урока по окружающему миру «Почему мы иногда болеем»
Причины болезней
Слайд 3
Совместное обсуждение причин заболеваний. (Работа в парах)
— На столах у вас лежат конверты. Откройте их и обсудите с товарищами основные причины болезни. (Приложение 1)
Первая причина – травмы.
– Какие бывают травмы? В чём будет заключаться лечение? (Травмы могу быть самые разные – ушибы, переломы, вывихи, раны, порезы.)
Рассказывают о приёмах первой помощи, уточняя, что в сложных случаях лечение проходит в больнице.
Сравнивают свой ответ с учебником (стр.56)
Вторая причина – микробы.
(Просмотр мультфильма «Азбука Здоровья. Скажи микробам — нет») (Приложение 2)
— Почему мы сталкиваемся с микробами постоянно, а болеем изредка? Если возбудители болезни попали в организм, то какие клетки вступают с ними в борьбу? (В крови есть белые кровяные клетки, способные поедать возбудителей заболеваний.)
Сравнивают свой ответ с учебником (стр.56).
– Отчего мы можем заболеть? (Оттого что простудились – промокли под дождём и не поменяли мокрую одежду, замёрзли – легко оделись или долго были на холоде без движения; не помыли руки или фрукты и т.д.)
– Что является причиной этих заболеваний? (Нарушение правил личной гигиены, возбудители заболеваний.)
— Получили ли мы ответ на первый пункт нашего плана? Что является причиной заболевания? (микробы, простуда, не соблюдение правил личной гигиены, неправильное питание)
Слайд 3(второй щелчок)
Вывод: главная причина – микробы
Слайд 4
– Где можно встретить возбудителей заболеваний? (В воде, воздухе, почве, на продуктах и вещах – везде.)
Слайд 5
Симптомы болезней
Слайд 6
–Но иногда случается, что человек заболел. Как человек чувствует себя при гриппе, ангине, дизентерии? (У него слабость, головная боль, высокая температура, кашель, боль в горле, понос.)
Сравниваем свои ответы с мнением авторов (стр.56-57)
– Почему при многих заболеваниях повышается температура тела? Комфортно ли вы себя чувствуете, когда на улице очень жарко? А как будут чувствовать себя бактерии при высокой температуре? (Высокая температура губительна для микроорганизмов, ускоряет приток крови с белыми кровяными клетками. Таким способом наш организм борется с возбудителями, ведь им неприятно будет жить при высокой температуре.)
– Что при этом произойдёт с возбудителями болезни? (Они будут менее активны: медленнее двигаться, питаться, меньше будут выделять вредных веществ. Могут и погибнуть.)
Получили ли мы ответ на второй пункт нашего плана?
Лечение
– Как ещё можно помочь организму? Какая система органов будет в этом участвовать? (Рис. на с. 57.)
На демонстрационном столе лежат чипсы, кола, лимон, малиновое и смородиновое варенье, упаковка цветов липы, сухарики. Дети обсуждают, что необходимо выбрать для лечения больного.
(Надо больше пить – например, чай с малиновым вареньем или с лимоном. Наша выделительная система поможет справиться с болезнью. С потом через кожу будут удаляться вредные вещества. Витамины будут укреплять наш организм.)
– Куда обратиться за помощью, если мы заболели? (В поликлинику, к врачу. Самому лучше не лечиться, а то можно нанести себе вред.)
Получили ли мы ответ на третий пункт нашего плана?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Приложение 3)
Звучит музыка. Проводит физкультминутку учащаяся класса.
-Ребята, как вы считаете, физкультминутка – это только минутка отдыха? ( Это не только минутка отдыха, но и профилактика заболеваний)
Профилактика
– Как часто мы можем болеть гриппом, ангиной, ветрянкой, корью? Почему? (Гипотезы. Проверка по тексту учебника.) (Ветрянкой и корью – один раз в жизни, а гриппом и ангиной – несколько раз.)
Знакомство учащихся с новыми понятиями: иммунитет и прививка.
Выступление медработника.
Слайд 7
– Как ответим на вопрос урока? (Знание причин болезней поможет нам не заболеть. Также поможет соблюдение правил личной гигиены, режима дня.)
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
kopilkaurokov.ru
План-конспект урока по окружающему миру « Отчего мы иногда болеем». 4-й класс
План-конспект урока по окружающему миру « Отчего мы иногда болеем». 4-й класс
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели и задачи:
– формировать у учащихся новые понятия об инфекционных заболеваниях, о предупредительных прививках;
– применять знания о своём организме в жизни – составлять режим дня, правила поведения.
Форма организации работы детей: на уроке меняются виды и формы работы (фронтальная работа с использованием компьютера и экрана – просмотр слайдов с таблицами и рисунками по теме при изучении нового материала и при закреплении; при повторении ранее изученного материала; при решении проблемных вопросов; индивидуальная – выполнение самостоятельной работы, самопроверка работы, работа в тетрадях.)
Формы организации работы учителя: урок – изучение нового материала.
Технические условия: компьютер, мультимедиа проектор, экран
Используемое оборудование: иллюстрации-слайды здорового образа жизни, учебник, рабочие тетради.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
– Прочитайте диалог на с. 54. Какие мнения представили наши герои? Какой вопрос у вас возникает? Какие у вас будут гипотезы?
– Как помочь организму выздороветь?
– Надо принимать лекарства, соблюдать постельный режим, делать прививки, закаливаться и т.д.
Прежде чем ответить на проблемный вопрос, надо выяснить с учениками, что они уже знают.
– Вспомните, что вам известно о микробах.
– Как наш организм защищается от микробов?
– По каким признакам можно понять, что человек болен?
Отвечают на вопросы.
– Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
«Почему мы иногда болеем?»
– Давайте составим план работы на основе этих вопросов.
II. Работа над новой темой
– Какие бывают травмы? В чём будет заключаться лечение? (Травмы могу быть самые разные – ушибы, переломы, вывихи, раны, порезы.)
Рассказывают о приёмах первой помощи, уточняя, что в сложных случаях лечение проходит в больнице.
– Как человек чувствует себя при гриппе, ангине, дизентерии? (У него слабость, головная боль, высокая температура, кашель, боль в горле, понос.)
– Отчего мы можем заболеть? (Оттого что простудились – промокли под дождём и не поменяли мокрую одежду, замёрзли – легко оделись или долго были на холоде без движения; не помыли руки или фрукты и т.д.)
– Что является причиной этих заболеваний? (Нарушение правил личной гигиены, возбудители заболеваний.)
– Где можно встретить возбудителей заболеваний? (В воде, воздухе, почве, на продуктах и вещах – везде.)
– Какие системы органов участвуют в защите нашего организма от возбудителей различных болезней? (Система кровообращения, кожа, дыхательная система, выделительная.)
– Если возбудители болезни попали в организм, то какие клетки вступают с ними в борьбу? (В крови есть белые кровяные клетки, способные поедать возбудителей заболеваний.)
– Отчего же мы всё-таки иногда заболеваем? (Работа с рис. на с. 54. Гипотезы.)
(Когда возбудителей очень много, когда наш организм ослаблен.)
Задания на с. 55.
Выполняют задания.
– Почему при многих заболеваниях повышается температура тела? (Высокая температура губительна для микроорганизмов, ускоряет приток крови с белыми кровяными клетками.)
– Таким способом наш организм борется с возбудителями, ведь им неприятно будет жить при высокой температуре.
– Что при этом произойдёт с возбудителями болезни? (Они будут менее активны: медленнее двигаться, питаться, меньше будут выделять вредных веществ. Могут и погибнуть.)
– Как ещё можно помочь организму? Какая система органов будет в этом участвовать? (Рис. на с. 55.) (Надо больше пить – например, чай с малиновым вареньем или с лимоном. Наша выделительная система поможет справиться с болезнью. С потом через кожу будут удаляться вредные вещества. Витамины будут укреплять наш организм.)
– Куда обратиться за помощью, если мы заболели? (В поликлинику, к врачу. Самому лучше не лечиться, а то можно нанести себе вред.)
– Как часто мы можем болеть гриппом, ангиной, ветрянкой, корью? Почему? (Гипотезы. Проверка по тексту учебника.) (Ветрянкой и корью – один раз в жизни, а гриппом и ангиной – несколько раз.)
Знакомлю учащихся с новыми понятиями: иммунитет и прививка.
III. Физкультминутка
Мы старались, мы писали и немножечко устали,
Вверх поднимем наши ручки и дотянемся до тучки,
Уходи от нас скорей, не пугай ты нас — детей.
Вот к нам солнышко пришло, стало весело, светло.
IV. Закрепление изученного
Работа в учебнике.
Вопросы на с. 57. Отвечают на вопросы.
Задания в рабочей тетради (два-три на выбор).
Выполняют задания.
V. Подведение итогов урока
– Как ответим на вопрос урока? (Знание причин болезней поможет нам не заболеть. Также поможет соблюдение правил личной гигиены, режима дня.)
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
Выставление оценок.
VI. Домашнее задание
Чтение учебника (тема 13). Вопросы на применение новых знаний. Одно-два задания на выбор из рабочей тетради.
infourok.ru
Конспект урока по окружающему миру на тему «Отчего мы иногда болеем» (4 класс)
Урок окружающего мира, 4 класс, программа «Школа 2100»
Тема урока: «Отчего мы иногда болеем или как справиться с инфекцией»
Цель: ученик получит возможность выяснить способы заражения и предупреждения от инфекций.
Задачи:
формировать представление об инфекционных заболеваниях;
выяснить способы заражения и лечения инфекций;
развивать понятия о здоровом образе жизни;
формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между предупреждением заболевания, заболеванием и лечением;
в целях физического и гигиенического воспитания учить учащихся следить за осанкой и соблюдением правил личной гигиены.
Планируемые результаты изучения темы:
1. Личностные– осознают, что полезно для здоровья, а что – вредно; дают адекватную оценку с опорой на знание о здоровом образе жизни, стремиться сохранять свое здоровье для дальнейшей полноценной жизни.
2. Метапредметные.
Познавательные: умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии) о факторах заболеваний человека и способах их лечения, о способах защиты от инфекций.
Регулятивные: умение определять цель, принимать решение, работать по алгоритму.
Коммуникативные: умение работать в парах и группах, высказывать свое мнение, учиться уважать мнение товарищей.
3.Предметные – применяют знания о своем организме для решения практических задач;
принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; закрепляют умения работать с микроскопом; овладевают навыками установления и выявления причинно- следственных связей между предупреждением заболевания, заболеванием и лечением.
Ход урока:
Орг момент (1-2 мин)
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (4-5 мин ) (слайд №2 — 3)
Мотивирование к учебной деятельности
— Ребята, все ли сегодня присутствуют на уроке? Кого нет? А почему?
— Отчего заболела Дарина? Но ведь там была она не одна, вы тоже были, но почему не все заболели? Отчего это зависит?
— Какая будет тема сегодняшнего урока?
Актуализация знаний
— О чём мы должны поговорить? Почему об этом мы не говорили во втором классе, в третьем классе?
— Что мы узнали уже о человеке?
— Знаем ли мы точно тему нашего урока? На все ли вопросы можем ответить?
— По какому плану будем работать на уроке?
План работы (на доске):
1)Признаки заболеваний
2)Причины болезней
3)Методы лечения
4)Профилактика
Этап усвоения новых знаний или способов действий. (10 мин)
Работать мы сегодня будем по группам. Какие правила работы по группам вы знаете? (Памятка на доске)
А)- По каким признакам мы можем определить, что человек заболел?
(Работа в группах)
Проверка работы в группах. (слайд №4)
— Какие признаки болезни услышали в стихотворении:
Катя сегодня из школы пришла,
С книжками вместе болезнь «принесла.
Кашляет, чихает, слезы вытирает.
У нее несчастный вид — очень голова болит,
Нос припух, температура — видно, ей нужна микстура.
И глотать ей тоже больно — очень Катя недовольна.
Надо ей учить уроки — она мается в дремоте,
Надо маме помогать, а она не может встать,
Пора подруге позвонить — трудно громко говорить.
В общем, встали все дела — так хвороба подвела.
Невзирая на протест, ей поставили компресс,
Хоть не хочется лечиться — с процедурами Катя мирится,
Надо ту болезнь прогнать, чтоб здоровой снова стать:
В школу бегать, песни петь — надо многое успеть.
Б) — А отчего человек заболевает? Какие причины болезней вы знаете?
(Работа в группах)
Проверка работы в группах(слайд №5-7)
Вывод:
В) — Что делать, если человек заболел? Какие методы лечения вы знаете?
(Работа в группах)
Вывод: (слайд №8)
Г) -Какими болезнями мы болеем чаще? А какими болеем только один раз в жизни7 Почему?
— Работа по учебнику с.58(индивидуальная работа)
— Что же мы отнесём к профилактике болезни? Ещё какие меры профилактики вы знаете?
(Работа в группе)
Вывод: (слайд №9-12)
— Может ли человек укрепить своё здоровье? Как?
Этап проверки понимания учащимися нового материала. (15 мин)
Заполнить карточку самостоятельно и проверить по эталону с доски.
Физминутка
Этап закрепления материала. Самостоятельная работа с самопроверкой. Применение знаний и способов действий (10мин)
Работа по тетради на странице 22. Проверочная работа №7 . (слайд №13-16)
Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин)
— Можем ли мы теперь ответить, почему не все ребята заболели, а только некоторые?
— Что мы можем посоветовать тем ребятам, которые часто болеют?
Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (3 мин)
Напишите памятку укрепления своего здоровья.
Нарисовать плакат, как укрепить здоровье осенью.
infourok.ru