cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Закономерности развития изобразительной деятельности детей с речевой патологией – Значение изобразительной деятельности в коррекционно-воспитательной работе с детьми с речевыми нарушениями

Учебно-методический материал на тему: Развитие изобразительной деятельности детей с речевыми нарушениями (заикание)

Педагог дополнительного образования

    Дети с речевыми нарушениями являются особой категорией детей. Заикание — это достаточно распространенное нарушение речи у детей, проявляющееся в расстройстве координации речевых актов. Существует множество теорий по поводу механизма заикания, но до последнего времени заикание характеризуется  как сложное речевое расстройство, которое требует дальнейшего углубленного изучения. Коррекция заикания требует комплексного подхода: медикаментозное лечение, психологическая и логопедическая коррекция.   Комплексное воздействие дает возможность улучшить коммуникативную функцию речи, положительно воздействовать на личность заикающегося ребенка, научить ребенка приемам саморегуляции в трудных речевых ситуациях. Очень часто заикающееся дети находятся во власти отрицательных эмоций, волнения, излишнего возбуждения, двигательного беспокойства, что мешает сосредоточиться, сформулировать свои мысли и как следствие —  плаксливость, раздражительность и даже агрессия. Как известно, главным условием естественной речи являются спокойное состояние нервной системы и мышечная расслабленность. Поскольку заикание — это расстройство не только речи, но и нервной системы, то при его устранении необходимо научить детей освобождаться от мышечного и нервного напряжения. Преодолеть это поможет  изобразительная, творческая  деятельность, включенная в комплекс коррекционных мероприятий по коррекции заикания.

  Детская изобразительная деятельность, а именно рисование наряду с игровой деятельностью  является ведущей на протяжении всего детства. Помогает координировать зрение и движение, овладеть формами, развивать чувственно-двигательную координацию. Кроме того, определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности, в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. Известный педагог И. Дистерверг считал: «Тот,  кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов смотрит».

   Психомоторные особенности данной категории детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов детской деятельности, в том числе и продуктивной. Очень часто у детей с речевыми нарушениями наблюдаются несовершенства моторики и как следствие несформированность изобразительной деятельности. Это приводит к однообразию изображаемых предметов, наличию шаблонов, которые повторяются из рисунка в рисунок. Отсюда и узость тематики рисунков и схематизм. Таким образом, без целенаправленного обучения изобразительная деятельность заикающихся детей не будет формироваться в должной мере, и не будет иметь развивающего характера. Однако, если не стимулировать развития познавательных процессов мелкой моторики, а именно, интереса к самой изобразительной  деятельности, положительных результатов не будет. Необходимо работать с причиной, а не со следствием. Совместить коррекцию имеющихся нарушений с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования.

  Актуальность данного выбора заключается в том, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятным видом деятельности для детей с речевыми нарушениями

      Традиционные техники и способы рисования подразумевают владение изображения предметов тонкими линиями при помощи кисти и карандаша, что требует от ребенка высокого уровня владения техникой, сформированных графических навыков и умений. Для детей с речевыми нарушениями эти навыки сложны, и в силу специфики развития овладение ими затрудняется.

      Выбор нетрадиционных техник рисования неслучаен, так как дает возможность совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с овладением и совершенствованием изобразительных умений и навыков. Работа в нетрадиционных техниках позволяет развивать сенсорную и эмоциональную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разнообразными изобразительными материалами.

      Нетрадиционные техники рисования выступают и как средство коррекции эмоционально-волевой сферы, позволяющее преодолеть чувство страха, так как позволяют выразить свои эмоции и чувства, вселяют уверенность в своих силах. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, доверия, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат рисования не может быть «плохим» или «хорошим», полученная работа неповторима и уникальна, созданная таким образом ситуация успеха для ребенка, корректирует его эмоционально-волевую сферу. Приобретенный опыт рисования в нетрадиционных техниках, помогает преодолеть страх работы с красками в традиционных техниках.

Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

В процессе реализации данной программы  ожидаемыми результатами являются:

•        Расширение представлений об окружающем мире,  предметах и явлениях.

•        Развитие внимания, памяти, произвольности мыслительных процессов.

•        Обогащение эмоционального спектра, умение выражать свои эмоции.

•        Снижение тревожности.

•        Формирование адекватной самооценки.

•        Обогащение сенсорного опыта.

•        Развитие интереса к изобразительной деятельности, творчеству.

•        Повышение самооценки, уверенности в своих возможностях.

•        Развитие активности и самостоятельности.

•        Формирование графических образов и представлений.

•        Развитие общей ручной умелости, «тонкой» моторики.

   Структурной особенностью программы является принцип последовательности, и строится  на основе знакомого содержания с последующим углублением, детализацией  и расширением темы. Темы в каждом блоке проставлены с учетом общей дидактики и педагог сам определяет последовательность их прохождения, опираясь на возможности выбранной  художественной техники ее выразительных особенностей, времени проведения занятия, а также учитывая  возраст и уровень развития детей.

Виды изобразительной деятельности (нетрадиционные техники рисования):

•        Пластилинография . Создание изображения (объемного ,плоского) с помощью пластилина и дополнительного материала (природного, бросового и пр.)

•        Печать от руки. Прием рисования ладонью: обмакивание всей ладони или ее части в краску и оставление отпечатка.

•        Создание изображений с помощью штампов, клише.

•        Рисование с помощью трафаретов,  шаблонов, природного материала.

•        Кляксография. Игры с кляксой: раздувание краски, растягивание краски наклоном листа, создание клякс с помощи соломинки. Дорисование до узнаваемого образа.

•        Монотипия на стекле, на пленке, бумаге.

•        Рисование сухой  кистью методом тычка.

•        Сырая акварель. Создание изображения на мокром листе бумаги.

•        Изображение восковыми мелками и акварелью.

•        Обрывная  аппликация.

•        Конструирование из бумаги с элементами оригами.

•        Объемная аппликация. Комбинирование с рисованием.

•        Изображение в виде коллажа.

•        Граттаж.  Процарапывание изображения по красочному слою.

•        Техника штриха.

•        Комбинирование техник. Сотворчество.

      На занятиях дети знакомятся с сенсорными качествами предмета, учатся создавать простые графические образы, предметные и сюжетные изображения.

       Учебный материал подбирается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и темой занятия. Постепенно происходит его усложнение. В работе используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, игры, пальчиковая гимнастика, рассматривание иллюстраций, совместная работа.

    На занятиях дети знакомятся с сенсорными качествами предмета, учатся создавать простые графические образы, предметные и сюжетные изображения.

      Занятия проходят в форме совместной деятельности детей и педагога. Педагог показывает, объясняет и трудится вместе с детьми, постепенно добиваясь самостоятельности детей в работе. В процессе рисования или изготовления поделки, в форме диалога обсуждаются и предварительный замысел, и возможность исполнения и достижения наилучшего материала, а также и заключительный этап, обсуждение полученного результата. Решаются и частные задачи развития речи: дыхательная гимнастика  при выдувании краски, (техника «кляксография»),дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, осуществляется своеобразная дыхательная гимнастика. Формируется и активный и пассивный словарь, за счет использования слов, обозначающих свойства и качества предметов, способов действий и т.д.

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости, а также создать благоприятную психофизиологическую базу для развития речи.

nsportal.ru

Использование изобразительной деятельности в работе с детьми с нарушением речи

Разделы: Работа с дошкольниками


Использование изобразительной деятельности с целью развития речи встречалось крайне редко. Между тем любая деятельность, я считаю, в том числе и изобразительная, благоприятна для развития речи. Особенно это касается детей с общим недоразвитием речи, деятельность с бумагой, ножницами, глиной, красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. По-моему этим определяется ее связь с коррекционным обучением.

Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для всестороннего развития и воспитания дошкольника с общим недоразвитием речи велико и многогранно. Изобразительная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.

На занятиях изобразительной деятельностью детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.

Для того чтобы слово-название стало словом-понятием, на него надо выработать большое число различных условных связей, в том числе и двигательных. Все виды изобразительной деятельности способствуют этому. Разнообразный наглядный материал, который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов, действий признаков, ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточняет их лексические, фонетические, грамматические оттенки. Слово помогает ребенку в познании всех сторон изобразительной деятельности, осмыслении процессов изображения.

В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность, имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации сформируют коммуникативную направленность речи.

Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. Как отмечалось ранее, дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются натуральные объекты.

Материал, которым оснащаются занятия, используется на разных этапах коррекционной работы с разными речевыми целями, а его применение варьируется в зависимости от речевого развития детей данной группы. Определенный набор фраз, слов, произносимых взрослыми во всевозможных речевых комбинациях, делает слово мобильным, подвижным. Его структурный облик уточняется. Слово прочно входит сначала в пассивный, а затем в активный словарь ребенка во всем многообразии его форм. С этой целью на занятиях необходимо каждодневно использовать весь наглядный материал: оречевлять демонстрируемые действия, предметы оборудования, их признаки и назначение. Для того чтобы дети лучше усвоили название материала, важно постепенно в течение всего года создавать условия для самостоятельного посильного выполнения поручений воспитателя и логопеда, как до занятий, так и после них. Дети как бы играют с этим материалом. Убирая его со стола или раскладывая, производя разнообразные действия.
Как уже упоминалось, для усвоения слов-названий большое значение имеют действия самих детей с предметами, дети с трудом связывают слово с предметом или действием, воспринятыми только зрительно. Когда детям дают предмет и предлагают действовать с ним, при этом называют также действия и признаки, в таких условиях новые слова усваиваются значительно быстрее и прочно запоминаются.

Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами. Огромное влияние этого фактора на развитие речи ребенка отмечено М. М. Кольцовой. В описанных ею опытах дети раннего возраста почти в два раза быстрее начинали реагировать на слово, обозначающее предмет, если имели возможность этим предметом манипулировать.

В продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия. Обеспечить связь слова с предметом значительно легче, чем связь слова с действием: можно показать сам предмет, игрушку или муляж, наконец, можно использовать картинку. Значительно труднее показать через картину связь слова с движением или состоянием предмета. В изобразительной деятельности это происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия.
Следует заметить, что, например, приставочные глаголы дети начинают усваивать значительно раньше, если во время деятельности логопед часто употребляет их, говоря о том, что ребенок: режет бумагу, отрезает уголок, вырезает круг и т. д.

Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно-следственную взаимосвязь различных действий и явлений.

Как в массовых детских садах, так и в группах для детей с нарушением речи на занятиях изобразительной деятельностью наблюдается тесное вплетение в нее игры и речи детей. Дети «дорисовывают» словами то, что не могут изобразить. Эти факты отмечены в исследованиях Н. П. Саккулиной, В. С. Мухиной. Дети придают нарисованному предмету движения, (машина едет), на основе предметного рисунка с помощью речи создают целый сюжет, оживляют и оречевляют предметы, передавая звуко-подражаниями и доступными словами их диалог.
В группах с общим недоразвитием речи необходимо специально воспитывать у детей умение воспринимать речь в процессе рисования, а затем и совмещать с речью свою деятельность. Словесные обозначения помогают детям выделять в предметах их признаки («Ленточки красные, длинные, красивые»). Слово помогает осмыслению процесса изображения. Ребенок с общим недоразвитием речи неспособен к самостоятельному всестороннему наблюдению изображаемых предметов. Поэтому очень велика роль взрослого (воспитателя, логопеда) в выработке у детей умения прослеживать особенность формы, контур предмета и его частей, цвет и другие признаки (мяч большой, круглый, красный). Таким образом, руководство взрослого должно быть направлено не только на обучение рисованию, но и на развитие восприятия воображения.
У детей нет еще собственного замысла, они не умеют намечать тему. На занятиях следует чаще обращать их внимание на выразительность полученного изображения. Задание по изобразительной деятельности должно строиться так, чтобы ввести ребенка в образную ситуацию, которая поможет ему эмоционально воспринимать созданный вместе с воспитателем (логопедом) рисунок, лепку, аппликацию. Следует также привлекать образные сравнения, стихотворные тексты, которые помогают создать характеристику предмета, развивают у детей образное восприятие, обогащают речь выразительными средствами.
Изобразительная деятельность позволяет решать и коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение вести работу до конца, аккуратность, т.е. те качества, которые слабо выражены у детей с общим недоразвитием речи. Поэтому, как бы ни выполнил ребенок работу, надо оказать должное внимание результатам его усилий.
Таким образом, все перечисленные положительные стороны продуктивной деятельности оказывают большое влияние на формирование различных сторон речи при аномальном ее развитии.

Зная, что структура дефекта речи определяет многоплановость коррекционно-воспитательной работы и требует комплексного воздействия на ребенка. В этом комплексе немалое место занимает формирование чувственного восприятия, т.е. сенсорное воспитание, так оно служит основой всего процесса, знакомство детей с окружающим миром и выработки у них элементарных представлений о явлениях природы и общественной жизни. Чувственное познание лежит в основе формирования конкретного, а затем и логического мышления. Оно служит необходимой основой и для формирования мышления и речи.

Итак, мышление дошкольника очень конкретное, он мыслит образами, картинами. Следовательно, проблема развития мышления и речи ребенка связана с проблемой представлений, т.е. с чувственной основой. Оторванное от конкретной, чувственной основы, слово теряет свой смысл или приобретает новый, сугубо индивидуальный для говорящего, т.е. теряет свою коммуникативную функцию. Язык теснейшим образом связан с логической структурой познания. Но при формировании самых абстрактных понятий сохраняется чувственная основа. Особенно важно это положение учитывать в процессе начального обучения, так как в структуре процесса место чувственного познания изменяется с возрастом. У маленького ребенка оно является основой его умственного и физического развития.
При аномальном развитии задачи несколько изменяются. Появляется необходимость в развитии функции отдельных анализаторов (слухового, зрительного, тактильного). В ряде случаев непосредственно работе предшествует этап, на котором формируются понятия цвета, формы, пространственные и временные представления. Проводятся упражнения, в ходе которых развивается фонематический слух и слуховое внимание. Задачи сенсорного воспитания зависят от уровня речевого развития ребенка.
Грубые сенсорные нарушения особенно характерны для первого и второго уровней речевого развития. В этот период идет формирование представлений о цвете, форме предметов, об их пространственных отношениях.

На втором и третьем уровнях речевого развития начинает формироваться связная речь детей и появляется возможность начать работу по развитию фонематического слуха. На этих уровнях задачи сенсорного воспитания приближаются к задачам, сформулированным для детей с нормальным речевым и психологическим развитием. Следовательно, задачей сенсорного воспитания является знакомство детей с отдельными свойствами предметов и обучение обобщенным приемам обследования предметов окружающей действительности.
На занятиях изобразительной деятельностью можно успешно развивать коммуникативные навыки. Развитие речевого общения предполагает постепенную подготовку всё более сложных речевых моделей для накопления их детьми и употребления в активной речи по мере их усвоения. Ответ на вопрос одним словом или сочетанием сменяется построением предложения разных конструкций: простое нераспространенное предложение, распространенное предложение; из сложных — сложноподчиненное предложение. Предусматривается построение разных конструкций, отвечающих характеру общения: побудительное, повествовательное, вопросительное и восклицательное предложения.
Как и на занятиях, изобразительной деятельностью, в процессе конструирования решаются специальные коррекционные задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи и т.д.

В процессе конструирования дети практически получают конкретные представления о различной объемной форме, величине предметов; учатся понимать слова, обозначающие положение в пространстве: вверху, внизу, сзади, слева, .справа; учатся понимать и правильно выполнять словесные указания: положи, поставь, убери, разбери, принеси.
На занятиях изобразительной деятельностью и конструированием необходимо создавать атмосферу доброжелательности и взаимопонимания, Такие условия способствуют установлению тесного контакта между взрослым и ребенком, вызывают у ребенка желание общаться посредством речи, подражать речи логопеда.

29.01.2008

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

4.4.5. Развитие деятельности детей с нарушениями речи

На первом году жизни у детей с нарушениями речи проявляются недостатки развития моторики; эмоциональное общение со взрослым мало отличается от нормы – дети заинтересованы в социальном контакте, внимательно вслушиваются в речь взрослых, улыбаются, вступают в деловое взаимодействие. Однако, как уже упоминалось выше, у них слабо выражены вокальные реакции – гукание и гуление, которые формируются с большим опозданием.

Предметная деятельность раннего возраста характеризуется тем, что дети испытывают затруднения в обобщении своего опыта (это следствие неразвитости речи), а значит, совершают много ошибок при выполнении проб. Доказательством сохранности интеллекта является то, что в ходе предметной деятельности дети-логопаты могут проводить обобщение на наглядном, визуальном материале.

И предметная, и изобразительная деятельность раннего возраста обнаруживают слабость развития моторики детей с ОНР, на формирование ручной умелости им требуется больше времени, чем обычным детям.

Рис. 11. «Лиса» – рисунок выполнен ребенком 6 лет с ОНР 3 уровня, продолжающим коррекционные занятия. Линии неуверенные, композиция рисунка нарушена. Нарушены пропорции в изображении головы и тела животного

Рис. 12. Свободная тема – рисунок выполнен ребенком 7 лет с компенсированным ОНР 2 уровня. Композиция выдержана, передан сюжет. Штриховка и прорисовка мелких деталей, в целом, соответствует возрасту. Есть нарушения пропорции (самолет ниже птички), однако они не выходят за рамки возрастных особенностей восприятия пространства

Рисунки детей с ОНР отличаются следующими характеристиками:

  • узость, шаблонность тем;

  • отсутствие способов, навыков изображения предметов.

Лепка и конструирование у детей с нарушениями речи бедны, менее совершенны по сравнению с детьми нормы.

И в изобразительной, и в игровой деятельности обращает на себя внимание отсутствие волевой регуляции поведения – утомившись, дети отказываются от продолжения деятельности, что препятствует ее усложнению.

В коллективных играх дети-логопаты быстро утомляются, не умеют выразить свою мысль, стесняются и нуждаются в помощи взрослого для лучшей организации сюжетно-ролевых игр.

В зависимости от типа дефекта также отмечаются частные проблемы развития игровой деятельности. Так, для детей-алаликов характерно «соскальзывание» с сюжетной игры на манипуляцию с игрушками, ребенок избегает сложных взаимоотношений; а дети с заиканием не умеют ставить и удерживать цель игры, соглашаются на подчиненные, зависимые роли, часто отказываются от компании сверстников и играют в одиночку.

В учебной деятельности школьников с нарушениями речи наблюдается зависимость результата от условий деятельности. Если условия деятельности привычные, хорошо известные, то работоспособность детей повышается, и они могут достичь большего успеха.

Перечислим некоторые особенности учебной деятельности детей-логопатов:

— с трудом анализируют образец;

— не ищут своих ошибок – это качество связано с недостатком развития навыков самоконтроля;

— дети не прикладывают волевых усилий для улучшения своих результатов.

Рис. 13.Пример выполнения письменной работы учеником с нарушениями речи. Обратите внимание на почерк, особенности организации текста, большое количество исправлений и помарок. Всё это свидетельствует о нарушении внимания и работоспособности ребенка; большое количество орфографических ошибок говорит о несформированности навыков фонетического анализа слова и самопроверки

Как следует из приведенной ниже схемы, ошибки в письме у детей с ОНР обусловлены, во-первых, недоразвитием устной речи, во-вторых, недостаточностью развития мелкой моторики руки (пальцевого праксиса).

Рис. 14. Функциональная структура формирования навыков письма

К концу школьного обучения у детей с нарушениями речи дефект преодолевается, формируются навыки коммуникации, социального взаимодействия. Поэтому существенных ограничений для выбора профессии у подростков нет; тем не менее, многие подростки стесняются речевого контакта с окружающими и поэтому испытывают трудности на начальном этапе вхождения в профессию.

studfiles.net

Роль изобразительной деятельности в развитии функций речи у детей дошкольного возраста

Полякова А. А. (г. Москва)

В настоящее время внимание многих психологов привлечено к разработке методов коррекции неблагополучных вариантов разви­тия детей. В связи с этим встает вопрос о разработке коррекционных методов, направленных на частные психические процессы с целью их абилитации. Изучению изобразительной деятельности детей уделено достаточно большое внимание, однако функции рисунка в общем психическом развитии ребенка недостаточно хорошо изучены. Рисунок и речь связаны друг с другом в своем развитии. Л.С. Выготский говорит о генетической связи рисования и речи, считая, что у них общие корни. При изучении воображения также идет речь об исключительной роли слова (речи) в становлении воображения (О.М. Дьяченко, А.Л. Венгер).

Опираясь на культурно-историческую теорию Л.С. Выготского, в частности на его идею о генетической связи рисования и речи, было проведено эмпирическое исследование. Основная цель исследования- проанализировать роль изобразительной деятельности в развитии функций речи. В качестве общей гипотезы исследования выступило предположение о том, что изобразительная деятельность и речь оказывают влияние друг на друга: несформированность изобразительной деятельности оказывает влияние на развитие речи, и недоразвитие речи проявляется в особенностях детских рисунков. Испытуемыми выступили дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), и нормально развивающиеся дети. В качестве методов исследования выступили наблюдение, эксперимент. В качестве конкретных методик — анализ свободного рисования детей, «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко), зрительные ассоциации (Т В. Ахутина), вербальные ассоциации (Т.В. Ахутина), субтест «Конструирование картин» П. Торренса. В качестве исследуемых показателей выступили особенности рисунков детей (степень детализации, способность составить рассказ по рисунку, предметность изображаемого), их речи (планирующая, номинативная, обобщающая функции речи, речевая активность, развернутость речи).

На первом, констатирующем этапе, мы установили, что рисунки детей с ОНР качественно отличаются от рисунков нормально развивающихся сверстников: рисунки детей с ОНР схематичны, часто на них отсутствует предметное изображение и рисунок представляет собой набор штрихов, с последующим их узнаванием. Воображение детей с ОНР беднее и ригиднее, чем у нормально развивающихся детей. В развитии функция речи выявилось резкое отставание по таким показателям, как планирующая, обобщающая и номинативная функция. Вторая, коррекционная часть исследования, проводилась с детьми, отстающими по всем исследуемым показателям. В ходе коррекционной части исследования проводилось обучение различным средствам и способам рисования. Дети сначала учились видеть в своих случайных кляксах и каракулях предметные изображения, в случае необходимости дорисовывали их. Называя свои каракули конкретным словом-наименованием, дети соединяли слово и его образ в сознании, тем самым наполняя слово новым содержанием (номинативная и обобщающая функции речи). Постепенно дети стали рисовать предметные изображения, согласуясь с заранее намеченным планом-замыслом (планирующая функция речи). Повысилась также речевая активность детей. Их речь стала более развернутой. Третья, контрольная часть исследования, была направлена на проверку гипотезы о том, что средствами изобразительной деятельности можно вести коррекционную работу, направленную на развитие речи. Результаты контрольной части исследования гипотеза была подтверждена.

Исходя из единства генетических истоков изобразительной деятельности и речи, а также из той роли, которое слово играет в развитии и становлении рисования у детей, было проведено эмпирическое исследование, которое показало, что коррекционная работа, направленная на преодоление речевых проблем у детей может вестись средствами изобразительной деятельности.

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том III.

Проектирование в системе психолого-педагогического

сопровождения дошкольников в учреждении

дополнительного образования

Понеделко Ю. Ф., Абакумова И. В. (г. Ростов-на-Дону)

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года важнейшей задачей является воспитание самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к творческой самореализации в обществе. Решение данной задачи определяет построение целесообразной системы психолого-педагогического сопровождения личности в образо­вательном пространстве на различных этапах ее становления. Дошкольный возраст- важный период становления и развития личности, когда вырабатываются общие свойства личности, не­обходимые для самореализации в любом виде деятельности. В этот период появляется определенный уровень активности, самостоятельности, творчества, накапливается опыт решения определенных умственных и практических задач, развиваются социальные навыки. В системе дополнительного образования, где нет стандартов, психолого-педагогического сопровождение дошкольников наряду с традиционными видами деятельности (диагностикой, коррекцией и развитием) включает в себя проекти­рование образовательных программ и индивидуальных маршрутов развития ребенка. Проектирование выступает с одной стороны как вид управленческой деятельности со стороны педагога процессом развития ребенка, с другой стороны является образовательной технологией, обеспечивающей развитие подлинной активности и самостоятельности в совместном решении практических проблем. С этой целью в образовательной программе детского объединения Города Радости основное внимание уделяется становлению, раз­витию и воспитанию личности в совокупности ее когнитивных, эмоциональных, мотивационно-потребностных характеристик. Это влечет за собой изучение стартовых возможностей и динамики раз­вития дошкольника в пространстве дополнительного образования и, следовательно, предполагает построение качественно новой ориентированной на детей разной творческой и познавательной направленности.

studfiles.net

Методика преподавания изобразительной деятельности

1. Виды изобразительной деятельности в школе для детей с нарушениями речи. Изобразительное искусство и художественный труд. Декоративное тематическое, натурное рисование. Виды художественного труда, лепка, аппликация, конструирование.

2. Развитие способностей к художественной изобразительно-творческой деятельности. Структура способностей. Эстетическое развитие: понятие, особенности, развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы детей в эстетической деятельности. Эстетическая культура, эстетические потребности, предпочтения, чувства, мировоззрение, эстетический вкус. Развитие способностей к художественной изобразительно-творческой деятельности. Структура способностей. Анализ исследований по проблеме развития способностей (Б.М. Теплов, Е.И. Игнатьев, В.И. Киреенко, Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Н.П. Сакулина и др.). Этапы развития изобразительных способностей в дошкольном возрасте.

3. Ознакомление учащихся с нарушениями речи с произведениями изобразительного искусства. Задачи и коррекционно-воспитательное значение работы по ознакомлению детей с нарушениями речи с произведениями изобразительного искусства.

Особенности развития эстетического восприятия у детей. Особенности детского художественного восприятия произведений изобразительного искусства: графики, живописи, скульптуры, декоративных работ. Требования к отбору произведений изобразительного искусства.

Методика проведения бесед по художественным произведениям (игрушка, скульптура малых форм, иллюстрации в книге и т.д.). Сочетание беседы с практической работой. Тематика бесед об изобразительном искусстве. Знакомство с произведениями крупнейших русских художников и произведениями декоративно-прикладного искусства. Использование на уроках изобразительного искусства технических средств обучения.

4. Использование разных видов искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста с ОНР. Музейная педагогика. Разработка методов и педагогических технологий ознакомления с различными жанрами изобразительного искусства в работах Б.М. Неменского, О.А. Куревиной, Л.В. Пантелеевой, Р.М. Чумичевой и т.д. Ознакомление детей с работами якутских художников, с национальными особенностями народного декоративно-прикладного искусства народов, проживающих в Якутии.

Технология обследования и формирования произносительной стороны речи

1. Технология формирования и коррекции речевых звуков. Отбор и составление комплексов упражнений для развития различных параметров движения органов артикуляционного аппарата и лица (упражнения на развитие объема, точности, целенаправленности движений, возможности фиксации артикуляционных и мимических поз, переключаемости, темпа движений и т.д.) Способы постановки конкретных звуков, их описание и демонстрация. Определение примерного порядка работы по коррекции звуков в случае нарушения многих звуков из разных фонетических групп. Разработка перспективных и текущих планов индивидуальных занятий по автоматизации и дифференциации звуков. Соблюдение в процессе планирования программных требований и учет данных онтогенеза в становлении звукопроизношения у детей.

studfiles.net

Коррекционная направленность изобразительной деятельности — МегаЛекции

Особенности познавательного развития детей с нарушениями развития, более позднее, чем у детей нормы, становление предметной и игровой деятельности, речевое недоразвитие и трудности общения обуславливают некоторые особенности развития изобразительной деятельности. У дошкольников ООП отмечаются более позднее становление предметного рисунка, обедненность его содержания, большое количество стереотипных изображений. У большинства детей с ООП к трем годам не наблюдаются попытки тематического рисования или соотнесения каракулей с какими-то реальными предметами или игрушками. Тематическое рисование появляется, как правило, к 4 -5 годам: дети начинают активно рисовать, лепитьу детей с наушением слуха, у детей с У.О значительно позже или не появляется. Сюжетное рисование появляется поздно и развивается в ограниченных пределах. Сюжеты рисунков длительное время остаются очень упрощенными и ограниченными, рисование по замыслу оказывается примитивным. Естественно, взрослым очень трудно руководить рисованием, лепкой, конструированием не владеющего речью ребенка. Успехи в овладении изобразительной деятельностью в определенной степени зависят от состояния речи ребенка и возможностей общения с ним.

Задачи обучения изобразительной деятельности

В ходе целенаправленного развития и обогащения изобразительной и конструктивной деятельности создаются условия для эстетического и познавательного развития дошкольников с ООП. Данные виды деятельности становятся одними из наиболее любимых детьми. Задачи изобразительной деятельности детей с нарушениями слуха определяются с учетом закономерностей ее развития у дошкольников. Учитываются также специфические особенности глухих и слабослышащих детей. Задачи, содержание и методы формирования изобразительной и конструктивной деятельности разработаны А. А. Катаевой (1972).

Основной задачей обучения детей изобразительной и конструктивной деятельности является формирование самой деятельности, в первую очередь ее мотивационно-потребностного плана: формирование интереса и желания рисовать, лепить, конструировать. Интерес к изобразительной деятельности формируется в процессе наблюдений за рисованием взрослых и других детей, рассматривания и обыгрывания рисунков, лепных поделок, соотнесения продуктов изобразительной деятельности с реальными игрушками и предметами. В процессе обучения формируются также другие уровни деятельности: ориентировочно-исследовательский, связанный с определением замысла и тематики изображений, восприятием и обследованием предметов; операционально-технический, предполагающий усвоение детьми приемов и навыков изобразительной деятельности, а также развитие умения подбирать необходимые материалы и средства для создания изображений или лепных поделок. Важное значение придается и оценочной части деятельности: детей учат адекватно оценивать свою и чужую продукцию, соотносить ее выполнение с заданием.



Другой важной задачей, связанной с развитием изобразительной и конструктивной деятельности, является формирование восприятия, сенсорное воспитание детей. Для того чтобы изобразить предмет в рисунке, лепке, необходимо полноценно его воспринять, т. е. вычленить свойства, учет которых важен при изображении. Своеобразие восприятия у детей с нарушениями слуха является одной из основных причин замедленного формирования рисования. Поэтому в процессе обучения проводится планомерное систематическое развитие различных видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, двигательного. Развитие этих видов восприятия происходит в ходе рассматривания, обведения предметов по контуру перед рисованием или ощупывания перед лепкой. Для передачи свойств предмета в продуктивной деятельности важно обучение восприятию величины, формы, цвета, пространственных свойств и отношений, определению направлений пространства, его протяженности. Накопление представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов постепенно, в связи с другими видами деятельности, приводит к формированию сенсорных эталонов: выработанных в истории развития человека стандартов основных свойств и отношений, прежде всего цвета, формы, величины.

Влиять на полноценное формирование представлений можно, соединяя воспринимаемое со словом. Накопление образов и соединение их со словом, умение видеть за словом разнообразные образы предмета или явления очень важно как для обогащения изобразительной деятельности, так и для руководства этой деятельностью со стороны взрослых. Поэтому в процессе изобразительной деятельности работа по формированию представлений оказывается тесно связанной с работой по развитию речи. С одной стороны — чувственный опыт детей закрепляется в слове, уточняются и расширяются значения слов, связанных с воспринимаемыми предметами и объектами; с другой — детей учат за словесными обозначениями видеть конкретные объекты, понимать, что словом обозначается предмет, который может быть различным по цвету, форме, величине. Особое значение представляет этот аспект при обучении рисованию на основе прочитанных детьми текстов, словесных описаний предметов.

Речевое развитие детей в изобразительной и конструктивной деятельности также выступает в качестве одной из задач, так как дети овладевают словарем, связанным с названием материалов и инструментов, действий, восприятием предметов и явлений, характерных для данной деятельности (лепить, рисовать, строить, раскрашивать, штриховать, обводить, ощупывать). Когда ребенок совершает конкретные действия с предметами, он лучше овладевает значениями соответствующих слов. Значения слов, обозначающих цвет, форму, величину, пространственные отношения, получают в рисовании, лепке, конструировании чувственную опору. Дети также знакомятся с названиями новых изображаемых предметов, уточняются знакомые слова и высказывания. Характер выполнения коллективных работ (панно, лепные постройки и др.) требует общения детей между собой и с педагогом, поэтому здесь создаются условия для развития речевой коммуникации.

Изобразительная деятельность, наиболее доступное средство эстетического воспитания. Задача эстетического воспитания детей с нарушенным слухом или другим нарушением решается в процессе ознакомления с произведениями искусства (народные поделки, игрушки, репродукции картин), привлечения внимания детей к предметам интерьера, одежды, в процессе оценки работ детей и взрослых и реализуется в формировании эстетических чувств.

Изобразительной деятельность может быть одним из средств личностного развития детей, так как в процессе деятельности развиваются активность, инициативность, формируются элементы самооценки, развивается эмоциональность восприятия окружающего мира.

Все названные задачи решаются на специальных занятиях, где проводится обучение рисованию (предметному, сюжетному, декоративному), лепке (предметной, сюжетной), аппликации (предметной, сюжетной, декоративной), конструированию. Кроме того, развитие навыков изобразительной и конструктивной деятельности происходит в свободное время, на занятиях по другим разделам, в семье.

Содержание и методы обучения изобразительной деятельности

На всех этапах обучения, особенно на начальном, важно привить интерес к изобразительной деятельности, вызвать желание рисовать, лепить, строить. Поэтому в качестве одного из главных методов используют обыгрывание предметов, игрушек, которые нужно слепить, а также обыгрывание уже готовых изображений, лепных поделок, построек. В играх дети учатся соотносить реально существующие предметы и их изображения.На занятиях по изобразительной деятельности используются дидактические игры, направленные на выделение детьми определенных свойств и отношений предметов. У детей формируют восприятие цвета: сначала основных цветов, а затем и оттеночных, умение различать цвета еще до того, как ребята научатся их называть. В подборе дидактических игр детей учат соотносить и группировать предметы сначала с учетом одного свойства, например цвета, затем отличающиеся по двум признакам (цвету и форме), позднее — по всем признакам. Специальные дидактические игры направлены на развитие восприятия формы, соотнесение плоскостных и объемных предметов, умение использовать при их восприятии различные ощущения: зрительные, двигательные, тактильно-двигательные. В процессе дидактических игр у детей формируется представление о величине предметов и относительности величины, что необходимо в изображении и лепке. Одним из наиболее сложных для детей признаков предметов являются их пространственные отношения и расположение. У детей формируют восприятие различного пространственного расположения двух предметов, понимание относительности положения предметов в пространстве, учат моделировать по подражанию и по образцу. Развитие восприятия свойств и отношений предметов происходит в разнообразных дидактических играх, действиях с предметами, практической деятельности детей.

 

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

«Изобразительная деятельность, как средство развития речи детей».

Консультация для родителей:

«Изобразительная деятельность, как средство развития речи детей».

Воспитатель:

Гвозденко О.А.

Изобразительная деятельность, как средство развития речи детей.

 «Источник способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок», — утверждал В.А.Сухомлинский.

Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию мелкой моторики рук. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка. Речь является важнейшей психической функцией человека. Речь способствует социальному контакту между людьми. Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше познавать окружающую действительность, полноценно строить взаимоотношения с детьми и взрослыми.

У детей, имеющих различные речевые нарушения, как правило, наблюдается нарушение развития ручной моторики, несформированность способности к длительным волевым усилиям, недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли. У ребенка с высоким уровнем развития мелкой моторики хорошо развиты память, внимание и логическое мышление, что особенно важно при поступлении в школу. Таким образом, развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей.

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Одним из способов развития моторики рук, а значит и речи, является изобразительная деятельность в детском саду. Деятельность с красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения. В процессе рисования, манипуляций с материалами идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук. Кроме того, решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.

Таким образом, на занятиях, изобразительной деятельностью решаются задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи и т.д. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация и конструирование.

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. В рисовании можно использовать нетрадиционные техники такие как: рисование пальчиками, рисование ладошками, тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном — нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов или губок, печать пробками, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, отпечатки листьев, оттиск печатками из картофеля, рисование ватными палочками, волшебные веревочки, рисование скомканной бумагой.

Каждая из этих техник — это маленькая игра, а все дети любят играть. Поэтому в своей работе с детьми для преодоления отставания в речевом развитии использую несложные занимательные задания, упражнения и игры с рисованием, направленные на совершенствование движений пальцев. Эти занятия очень нравятся детям и являются весьма эффективными как для улучшения координации движений, так и для развития речи. Их польза еще и в том, что они подготавливают руку ребенка к письму в школе.

Лепка ещё один из видов изобразительной деятельности. Своеобразие лепки заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,— глиной и пластилином. В лепке, как и в рисовании, также можно использовать нетрадиционные техники. Одним из видов такой техники является – пластилинография. Я на занятии с детьми очень часто использую этот метод. Сначала детям очень трудно справиться с работой, но с каждым разом им становиться всё легче и легче. И в подготовительной группе дети оформляют уже большие работы в этой технике.

Аппликация – ещё один видов изобразительной деятельности. В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Таким образом, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.

 

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *