cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Закончи схему и сообщение суффикс ик – Слова с суффиксом ик — правила, значение

Содержание

Слово с суффиксом ик. Правописание слов с суффиксами ик

Слова с суффиксами –ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далековато не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та либо другая морфема. Вот поэтому представленную статью мы решили предназначить этой теме.

Общие сведения

Назовите 2 слова с суффиксом –ик-. Необходимо подчеркнуть, что сделать это нетрудно, но исключительно в том случае, если вам понятно основное правило российского языка, которое разъясняет правописание буковкы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некая часть людей повсевременно совершает одни и те же ошибки, и заместо «ключик» пишут «ключек», заместо «куст» – «кустек», «мячик» – «мячек» и проч. Вот поэтому в школьной программке этой теме уделяется повышенное внимание.

Когда следует ставить буковку «и»?

А какие слова с суффиксами –ек-/-ик- понимаете вы? К ним относятся последующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, куст, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчишка, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусок, лицо, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождь, орех, садик, котёночек и пр.

Как вы могли увидеть, каждое упомянутое слово с суффиксом –ик- вызывает огромные сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а как следует нереально найти, какую гласную нужно ставить в конце – «и» либо «е» (а, может быть, и «о»?). Вот поэтому советуем ознакомиться с надлежащими правилами российского языка.

Основное правило

Слово с суффиксом –ик- следует писать исключительно в том случае, если при его склонении гласная буковка «и» сохраняется. Для наглядности приведем определенные примеры:

  • карандашик – карандашИка;
  • диванчик – дивана;
  • огурчик – огурчИка;
  • калачик – калачИка;
  • куст – куста;
  • носик – носИка;
  • стульчик – стульчИка;
  • пальчик – пальчИка;
  • лицо – лица;
  • мальчишка – мальчугана;
  • ключик – ключИка;
  • мячик – мячИка;
  • самолётик – самолётИка;
  • листик – листИка;
  • винтик – винтИка;
  • бантик – бантИка;
  • мостик – мостИка;
  • кирпичик – кирпичИка;
  • дождь – дождя;
  • садик – садИка и пр.

Когда следует ставить буковку «е»?

О том, как можно проверить слово с суффиксом –ик-, мы поведали чуток выше. Но необходимо подчеркнуть, что в российском языке часто встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему –ек-. И для того чтоб удостовериться, что в этих словах вправду пишется буковка «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (другими словами выпадает), то следует ставить только суффикс –ек-.

Приведем приятные примеры:

  • звоночек – звоноЧКа;
  • внучек – внуЧКа;
  • огонёчек – огонёЧКа;
  • горошек – гороШКа;
  • ножичек – ножиЧКа;
  • комочек – комоЧКа;
  • свисточек – свистоЧКа;
  • молоточек – молотоЧКа;
  • листочек – листоЧКа;
  • орех – ореха;
  • сыночек – сыноЧКа;
  • стебелёчек – стебелёЧКа;
  • кусок – куска;
  • мешочек – мешоЧКа;
  • цветочек – цветоЧКа;
  • платочек – платоЧКа;
  • пирожочек – пирожоЧКа;
  • котёночек – котеноЧКа и проч.

Видите ли, достаточно просто найти, какое пишется слово с суффиксом –ик-, а какое – с суффиксом –ек-. Кстати, такие морфемы в российском языке именуют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание находится в зависимости от тех либо других ситуаций (в этом случае от сохранности гласной при склонении слова).

Имена существительные с суффиксом –ок-

Выше мы разглядели слова с суффиксом –ик-. –Ок- так же является морфемой имен существительных. Но во время словообразования таковой суффикс не вызывает никаких колебаний. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема фактически всегда занимает ударное положение. В итоге, буковка «о» в суффиксе –ок- слышится очень ясно. Для наглядности приведем несколько примеров:

  • кулачОк;
  • волчОк;
  • сынОк;
  • молотОк;
  • стрелОк;
  • петух;
  • дурачОк;
  • бережОк;
  • мелОк;
  • знатОк;
  • снежОк;
  • крючОк;
  • теремОк и пр.

Суффиксы –ек- и –ок- после щипящих согласных

О том, какие слова с суффиксом –ик-, -ек- и –ок- есть, вы понимаете. Но тут появляется новый вопрос: “В каких случаях в 2-ух последних морфемах после шипящих следует ставить буковку «е», а в каких – «о»?” Ведь достаточно трудно найти, как будет верно: петух либо петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буковка «е», и буковка «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].

Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих

Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему –ок-. Приведем приятный пример:

  • бережОк;
  • петух;
  • кулачОк;
  • волчОк;
  • мужичОк;
  • волчОк;
  • старичОк;
  • червячОк;
  • сапожОк;
  • дурачОк;
  • прыжОк;
  • косячОк;
  • сынОк;
  • снежОк;
  • крючОк и другие.

Что касается суффикса –ек-, то он ставится только в тех словах, в каких на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную буковку во время склонения.

Для наглядности приведем пример:

  • нОжичек
  • орех
  • внУчек;
  • горОшек;
  • звонОчек;
  • комОчек;
  • молотОчек;
  • листОчек;
  • огонЁчек;
  • свистОчек;
  • сынОчек;
  • цветОчек;
  • стебелЁчек;
  • кусок;
  • мешОчек;
  • оврАжек;
  • платОчек;
  • пирожОчек;
  • котЁночек и другие.

Методы образования слов с помощью суффикса –ок-

Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом –ик-/-ек- появляются с помощью прибавления морфемы к базе слова. В конечном итоге мы получаем новейшую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (к примеру, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.). Что касается суффикса –ок-, то он присваивает несколько другие значения:

  • Уменьшительность, сопровождаемая экспрессией ласкательности (приведем пример: чаёк, брато?к, зятёк, грибо?к, листо?к и пр.).
  • Действие (приведем пример: зево?к, бросо?к, пино?к, глото?к, рыво?к, мазо?к, толчо?к, прыжо?к, шлепо?к, скачо?к, щелчо?к, хлопо?к и пр.).
  • Предмет, а поточнее итог деяния (приведем пример: обло?мок, мото?к, обру?бок, набро?сок, сле?пок, отпеча?ток, стежо?к, посёлок, вы?селок и пр.).
  • Предмет, а поточнее орудие деяния (приведем пример: свисто?к, звоно?к, гудо?к и пр.).
  • Предмет, а поточнее субъект деяния (к примеру, поплаво?к, движо?к, росто?к и пр.).
  • Место деяния (като?к).
  • Уменьшительно-ласкательное либо только ласкательное значение (к примеру, Нино?к, Витёк, Лидо?к, Игорёк, Сашо?к и пр.).
  • Лицо, которое производит действие (к примеру, ездо?к, едо?к, стрело?к, игро?к, ходо?к и пр.).
  • Лицо, которое появляется в итоге деяния (к примеру, недоно?сок, вы?родок, переро?сток, недоро?сток, подро?сток и пр.).
  • Лица, характеризуемые качеством, которое заключено в мотивирующем слове (к примеру, пре?док, пото?мок и пр.).
  • Предмет, характеризуемый признаком, который назван мотивирующим именованием прилагательным (к примеру, дичо?к, бело?к, желто?к и пр.).
  • Вещество, которое названо мотивирующим именованием существительным (к примеру, мело?к).
  • Единица, которая выделяется в именах существительных и обозначает группу схожих предметов. При всем этом их ровно столько, сколько именуется мотивирующим именованием числительным (к примеру, пято?к, деся?ток и пр.).

tipsboard.ru

Примеры слов с суффиксом К, ЕК, ИК, ОК

Суффиксы -к-, -ек-, -ик-, -ок- встре­ча­ют­ся в мор­фем­ном соста­ве суще­стви­тель­ных с уменьшительно-ласкательным зна­че­ни­ем.

В мор­фем­ном соста­ве мно­гих суще­стви­тель­ных нет суф­фик­са -к-, напри­мер, не будем его искать в непро­из­вод­ных сло­вах:

  • банка
  • почка
  • марка
  • тарелка
  • вилка
  • ложка
  • шапка
  • маска
  • кружка
  • куртка.

Примеры слов с суффиксом -к-

Суффикс -к- име­ет уменьшительно-ласкательное зна­че­ние и обра­зу­ет от суще­стви­тель­ных новые сло­ва с этим оттен­ком зна­че­ния, напри­мер:

  • бере­за — берёзка;
  • печь — печка;
  • шап­ка — шапочка;
  • под­ко­ва — под­ковка;
  • мар­ка — марочка;
  • курт­ка — кур­точка.

С помо­щью суф­фик­са -к- от гла­го­лов обра­зо­ва­ны суще­стви­тель­ные со зна­че­ни­ем про­цес­са или резуль­та­та дей­ствия, напри­мер:

  • поез­дить — поездка;
  • зана­ве­сить — зана­веска;
  • побе­лить — побелка;
  • про­по­лоть — про­полка;
  • покра­сить — покраска;
  • заго­ро­дить — заго­родка .

Примеры слов с суффиксом -ек-

Суффикс -ек- ана­ло­гич­но обра­зу­ет суще­стви­тель­ные с уменьшительно-ласкательным зна­че­ни­ем. Встречается он после шипя­щих в сло­вах :

  • барашек
  • веничек
  •  ларёчек
  •  боти­ночек
  •  орешек
  •  кар­машек
  •  пла­точек
  • чело­вечек
  •  лепе­сточек
  •  мешочек
  •  горошек

В этом без­удар­ном суф­фик­се пишет­ся бук­ва «е», если в нем выпа­да­ет глас­ная при обра­зо­ва­нии фор­мы роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­но­го:

бара́шек — нет бара́шка.

Примеры слов с суффиксом -ик-

Напротив, в суще­стви­тель­ном муж­ско­го рода пишет­ся суф­фикс -ик-, если в нем не про­ис­хо­дит исчез­но­ве­ния глас­ной в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла, напри­мер:

  • но́лик — нет но́лика;
  • кре́стик — нет кре́стика;
  • ба́нтик — нет ба́нтика.

Приведем при­ме­ры слов, име­ю­щих суф­фикс -ик- в мор­фем­ном соста­ве:

  • листик
  • холмик
  • столик
  • кубик
  • мостик
  • дождик
  • хвостик
  • каран­дашик
  • лучик
  • дворик
  • садик
  • носик
  • шалашик
  • прутик
  • рублик
  • домик
  • столбик
  • коврик
  • ковшик
  • часики.

Примеры слов с суффиксом -ок-

В мор­фем­ном соста­ве суще­стви­тель­ных под уда­ре­ни­ем после шипя­щих  соглас­ных «ж»,  «ч», «ш», «щ» пишет­ся суф­фикс -ок-:

  • прыжок
  • гре­бешок
  • зрачок
  • борщок

При обра­зо­ва­нии новых слов  с помо­щью суф­фик­са -ок- в корне про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние соглас­ных, напри­мер:

  • друг — дружок;
  • круг — кружок;
  • снег — снежок;
  • сапог — сапожок;
  • балык — балычок;
  • каб­лук — каб­лучок;
  • пух — пушок;
  • очаг — очажок;
  • стог — стожок;
  • сун­дук — сун­дучок;
  • род­ник —  род­ничок;
  • баш­мак — баш­мачок;
  • жук — жучок;
  • бар­сук — бар­сучок;
  • волк — волчок

russkiiyazyk.ru

Слово с суффиксом «ик». Правописание слов с суффиксами «ик»

Слова с суффиксами –ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далеко не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та или иная морфема. Именно поэтому представленную статью мы решили посвятить данной теме.

Общие сведения

Назовите 2 слова с суффиксом –ик-. Следует отметить, что сделать это несложно, но только в том случае, если вам известно основное правило русского языка, которое объясняет правописание буквы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некоторая часть людей постоянно совершает одни и те же ошибки, и вместо «ключик» пишут «ключек», вместо «кустик» — «кустек», «мячик» — «мячек» и проч. Именно поэтому в школьной программе данной теме уделяется особое внимание.

Когда следует ставить букву «и»?

А какие слова с суффиксами –ек-/-ик- знаете вы? К ним относятся следующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, кустик, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчик, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусочек, личико, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождик, орешек, садик, котёночек и пр.

Как вы могли заметить, каждое упомянутое слово с суффиксом –ик- вызывает большие сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а следовательно невозможно определить, какую гласную необходимо ставить в конце — «и» или «е» (а, может быть, и «о»?). Именно поэтому рекомендуем ознакомиться с соответствующими правилами русского языка.

Основное правило

Слово с суффиксом –ик- следует писать только в том случае, если при его склонении гласная буква «и» сохраняется. Для наглядности приведем конкретные примеры:

  • карандашик – карандашИка;
  • диванчик – диванчИка;
  • огурчик – огурчИка;
  • калачик – калачИка;
  • кустик – кустИка;
  • носик – носИка;
  • стульчик – стульчИка;
  • пальчик – пальчИка;
  • личико – личИка;
  • мальчик – мальчИка;
  • ключик – ключИка;
  • мячик – мячИка;
  • самолётик – самолётИка;
  • листик – листИка;
  • винтик – винтИка;
  • бантик – бантИка;
  • мостик – мостИка;
  • кирпичик – кирпичИка;
  • дождик – дождИка;
  • садик – садИка и пр.

Когда следует ставить букву «е»?

О том, как можно проверить слово с суффиксом –ик-, мы рассказали чуть выше. Однако следует отметить, что в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему –ек-. И для того чтобы удостовериться, что в этих словах действительно пишется буква «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (то есть выпадает), то следует ставить только суффикс –ек-.

Приведем наглядные примеры:

  • звоночек – звоноЧКа;
  • внучек – внуЧКа;
  • огонёчек – огонёЧКа;
  • горошек – гороШКа;
  • ножичек – ножиЧКа;
  • комочек – комоЧКа;
  • свисточек – свистоЧКа;
  • молоточек – молотоЧКа;
  • листочек – листоЧКа;
  • орешек – ореШКа;
  • сыночек – сыноЧКа;
  • стебелёчек – стебелёЧКа;
  • кусочек – кусоЧКа;
  • мешочек – мешоЧКа;
  • цветочек – цветоЧКа;
  • платочек – платоЧКа;
  • пирожочек – пирожоЧКа;
  • котёночек – котеноЧКа и проч.

Как видите, довольно легко определить, какое пишется слово с суффиксом –ик-, а какое – с суффиксом –ек-. Кстати, такие морфемы в русском языке называют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание зависит от тех или иных ситуаций (в данном случае от сохранности гласной при склонении слова).

Выше мы рассмотрели слова с суффиксом –ик-. –Ок- так же является морфемой имен существительных. Однако во время словообразования такой суффикс не вызывает никаких сомнений. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема практически всегда занимает ударное положение. В результате, буква «о» в суффиксе –ок- слышится максимально отчетливо. Для наглядности приведем несколько примеров:

  • кулачОк;
  • волчОк;
  • сынОк;
  • молотОк;
  • стрелОк;
  • петушОк;
  • дурачОк;
  • бережОк;
  • мелОк;
  • знатОк;
  • снежОк;
  • крючОк;
  • теремОк и пр.

Суффиксы –ек- и –ок- после щипящих согласных

О том, какие слова с суффиксом –ик-, -ек- и –ок- существуют, вы знаете. Однако здесь возникает новый вопрос: «В каких случаях в двух последних морфемах после шипящих следует ставить букву «е», а в каких – «о»?» Ведь довольно сложно определить, как будет правильно: петушОк или петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буква «е», и буква «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].

Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих

Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему –ок-. Приведем наглядный пример:

  • бережОк;
  • петушОк;
  • кулачОк;
  • волчОк;
  • мужичОк;
  • волчОк;
  • старичОк;
  • червячОк;
  • сапожОк;
  • дурачОк;
  • прыжОк;
  • косячОк;
  • сынОк;
  • снежОк;
  • крючОк и другие.

Что касается суффикса –ек-, то он ставится лишь в тех словах, в которых на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную букву во время склонения.

Для наглядности приведем пример:

  • нОжичек
  • орЕшек
  • внУчек;
  • горОшек;
  • звонОчек;
  • комОчек;
  • молотОчек;
  • листОчек;
  • огонЁчек;
  • свистОчек;
  • сынОчек;
  • цветОчек;
  • стебелЁчек;
  • кусОчек;
  • мешОчек;
  • оврАжек;
  • платОчек;
  • пирожОчек;
  • котЁночек и другие.

Способы образования слов при помощи суффикса –ок-

Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом –ик-/-ек- возникают при помощи добавления морфемы к основе слова. В итоге мы получаем новую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (например, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.).

Что касается суффикса –ок-, то он придает несколько другие значения:
  • Уменьшительность, сопровождаемая экспрессией ласкательности (приведем пример: чаёк, брато́к, зятёк, грибо́к, листо́к и пр.).
  • Действие (приведем пример: зево́к, бросо́к, пино́к, глото́к, рыво́к, мазо́к, толчо́к, прыжо́к, шлепо́к, скачо́к, щелчо́к, хлопо́к и пр.).
  • Предмет, а точнее результат действия (приведем пример: обло́мок, мото́к, обру́бок, набро́сок, сле́пок, отпеча́ток, стежо́к, посёлок, вы́селок и пр.).
  • Предмет, а точнее орудие действия (приведем пример: свисто́к, звоно́к, гудо́к и пр.).
  • Предмет, а точнее субъект действия (например, поплаво́к, движо́к, росто́к и пр.).
  • Место действия (като́к).
  • Уменьшительно-ласкательное или только ласкательное значение (например, Нино́к, Витёк, Лидо́к, Игорёк, Сашо́к и пр.).
  • Лицо, которое производит действие (например, ездо́к, едо́к, стрело́к, игро́к, ходо́к и пр.).
  • Лицо, которое возникает в результате действия (например, недоно́сок, вы́родок, переро́сток, недоро́сток, подро́сток и пр.).
  • Лица, характеризуемые качеством, которое заключено в мотивирующем слове (например, пре́док, пото́мок и пр.).
  • Предмет, характеризуемый признаком, который назван мотивирующим именем прилагательным (например, дичо́к, бело́к, желто́к и пр.).
  • Вещество, которое названо мотивирующим именем существительным (например, мело́к).
  • Единица, которая выделяется в именах существительных и обозначает группу одинаковых предметов. При этом их ровно столько, сколько называется мотивирующим именем числительным (например, пято́к, деся́ток и пр.).

fb.ru

Урок по русскому языку » Правописание суффиксов ЕК, ИК»

Тема: правописание суффиксов –ИК, -ЕК

Цель: -создать условия для открытия детьми способа проверки суффиксов –ик, -ек;

Задачи:

-организовать наблюдение за написанием имён существительных с суффиксами –ик, -ек;

-развивать умение работать по эталону, доказывая выдвинутую гипотезу;

-способствовать развитию орфографической зоркости, логики;

-совершенствовать навык работы в ситуации сотрудничества.

Ожидаемый результат:

самостоятельно составить алгоритм проверки гласной в суффиксах ЕК,ИК

— уметь правильно подбирать гласную в суффиксах ЕК, ИК, пользуясь правилом и алгоритмом;

Орг момент. (2 мин)

1.Разминка. (Плюс-минус) согласны ли вы, что

1.Основа часть слова без окончания? (+)

2. Безударную гласную проверяй ударением (+)

3. Звук [ч’] – всегда мягкий. (+)

4. Приставка — часть слова, которая стоит после корня и служит для связи слов в предложении? (-)

5. Корень – неизменяемая часть слова. (+)

6. Чтобы найти корень, нужно изменить форму слова. (-)

7. Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. (+)

Возьмите сигнальные карточки. Проверяем (красный +, зеленый -). Оцените свою работу:

Красный( 5) – без ошибок

Зеленый (4) – 1-2 ошибки

Желтый (3) – 3 и более ошибок

2. Словарная работа. Игра « Кто быстрее?» по рядам. (3 мин)

(на листах записаны слова с пропуском букв)

С…бака

уч…ник

ф…мил…я

ф…враль

ин..й

к…ртина

с…рока

— Прочитайте слова. Что их объединяет?

• слова из словаря;

Выполните словарную работу.

• орфограмма «безударная гласная, непроверяемая ударением»;

Проверка: (три ученика – проверяют работу учащихся, исправляют ошибки, если затрудняются, сверяются с бланком-ответом)

Бланк ответов: собака, ученик, фамилия, февраль, иней, картина, сорока

Оценивание: (красный-5, зеленый-4, желтый-3)

 Ещё раз посмотрите на данные слова. Здесь спряталось название темы нашего урока. (Суффикс)

Сформулируйте тему нашего урока.

Стадия вызова

Работа в группах (10 мин)

Идет составление кластера (корзины идей) при ответе на вопрос: «Что вы знаете о…?». — Что вы знаете о суффиксе?

Суффикс — часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов. Придают словам разные смысловые оттенки: уменьшительные, увеличительные, ласкательные и др.

Защита работ. Проверка по аналогу. Оценивание работы в группе.

Оценивание: (красный-5, зеленый-4, желтый-3)

Подфедение итога первой части урока: Знаю…………….

Игра « Чудесный мешочек» (Мозговой штурм) (3-5 мин)

В мешочке: ключ, замок, карандаш, знак суффикс, слова — много, нет

Посмотрите что в мешочке. Как это нам пригодится на уроке?

Попробуйте определить тему нашего урока. (Ответы учащихся)

Просмотр фрагмента мультфильма: « В стране невыученных уроков»

Чему будем учиться на уроке?

Решение проблемного вопроса. Работа в группах. (10 мин)

Уровень А

Прочитайте стихотворение. Составьте программу (алгоритм) проверки написания суффиксов -ЕК, -ИК

уровень Б

Пользуясь правилом в учебнике (стр 50), исправьте ошибки. Выделите суффикс.

Денёчик, сыночик, подарочик, волосик, перчик, платочик, хвостик

уровень С

Разделите слова на две группы, выдели суффикс.

Ключик, кораблик, сыночек, кармашек, столик, ножичек

Проверка по бланку ответов.

Оценивание: (красный-5, зеленый-4, желтый-3)

Закрепление. Игра « Найди бабочку» (5 мин)

Помогут слова помощники: много, нет

Резерв: упражнение 144, стр.51 (на листочках)

Итог урока (5 мин)

Урок подходит к завершению.

Рефлексия:

Что нового сегодня узнали на уроке?

— Где можно применить новые знания?

Рефлексия: (лестница успеха) стикеры

Понял и могу научить другого (красный)

Понял, но есть вопросы (желтый)

Понял, но не смогу объяснить (зеленый)

Д/задание: стр 51 упр 144

infourok.ru

Слова с суффиксом «ик» — примеры с разными окончаниями

Слова с суффиксом «ик» — примеры с разными окончаниями

Мы собрали для вас полный список слов руского языка с суффиксом «ик» , которые посетители нашего сервиса разбирали по составу. Всего таких слов — 1417.

  • авиатехник
  • авиатика
  • автоматика
  • автомеханик
  • автопластика
  • автохарактеристика
  • агроботаника
  • агрозоотехника
  • агротехник
  • агротехника
  • агрофизик
  • агрофизика
  • агрохимик
  • академик
  • акробатика
  • аксиоматика
  • акустика
  • акустико-пневматический
  • алкоголик
  • аллопластика
  • алхимик
  • американистика
  • анакреонтика
  • аналитик
  • аналитика
  • аналитико-синтетический
  • анальгетик
  • анестетик
  • антибиотик
  • антибиотики
  • антибиотиков
  • антибиотикоустойчивость
  • антибиотикоустойчивый
  • антисептик
  • антисептика
  • антистатик
  • антропогенетика
  • антропонимика
  • апологетика
  • апоплектик
  • аппаратик
  • арабистика
  • арбузик
  • арифметика
  • арифметике
  • арифметико-логический
  • арменистика
  • архаика
  • архаистика
  • асептика
  • астматик
  • астроботаника
  • астродинамика
  • астронавтика
  • астрофизика
  • атлетика
  • атомистика
  • атрибутика
  • аутоинтоксикация
  • африканистика

© 2019 морфемный словарь — разбора слова по составу онлайн

sostavslova.ru

Откр.урок рус.язправописание суффиксов -ек -ик. 3 кл

Открытый урок

Русский язык

Тема:
Открываем ещё два секрета письма (правописание суффиксов –ик, -ек)

Дата: 16.09.2010г.

Класс: 3 «В»

Программа: «Русский язык.3 класс» М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Смоленнск. «Ассоциация 21 век», 2006 г.

Учебник: Русский язык «К тайнам нашего языка. 3 класс » М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Смоленнск. «Ассоциация 21 век», 2007г.

Тема раздела: Знаем — повторим, не знаем – узнаем.

Тема урока: Открываем ещё два секрета письма (правописание суффиксов –ик, -ек)

Вид урока: Урок изучения нового материала.

Тип урока: Урок – игра.

Цель урока: формировать у детей представления о правописании суффиксов -ик, -ек,

Задачи урока: формировать у детей представления о правописании суффиксов -ик, -ек, развивать умение разбирать слова по составу, создавать положительную мотивацию учения.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения:
— по источнику знаний: словесные, практические, наглядные
-по уровню познавательной активности: исследовательский, объяснительно – иллюстративный

Оборудование: учебник, тетрадь-задачник, карточки, медиа-проектор.

Ход урока
— Оргмомент
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
Я, друзья ,от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.

I. Словарная работа
Запишите слова- отгадки:
Палочка волшебная есть у меня друзья.
Палочкою этой могу построить я
Башню, дом и самолёт,
И огромный пароход. (карандаш)

Как на грядке под листок
Закатился чурбачок —
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький.(огурец)

— поставьте над словами ударение и подчеркните безударные гласные. Подберите к словам однокоренные слова, обозначающие маленький предмет и запишите: огурчик , карандашик. Обозначьте орфограммы.

Задумывались ли вы, какую написать гласную в суффиксе — е или и? Скажите, совпадает или расходится произношение суффикса в слове с его обозначением на письме?

— упр. 51 выполняется по задачнику : сделать предметы маленькими и записать слова, которые получатся. Какие орфографические задачи встретились при записи слов?

II. Введение в тему
Цель нашего урока — в том, чтобы вы научились, какую гласную следует писать в словах с суффиксами -ик, -ек. А в этом нам поможет волшебный клубок, вместе с которым мы совершим путешествие по сказкам. А отправимся в путешествие закончив схему и сообщение по задачнику (упр.52).

III. 1) Ознакомление справописанием суффиксов — ик, — ек

Катится клубок из одной сказки в другую. И вот мы в сказке «Вовка в тридев

educontest.net

Урок Русский язык

Открытый урок

Русский язык

Тема:

Открываем ещё два секрета письма (правописание суффиксов –ик, -ек)

Дата: 16.09.2010г.

Класс: 3 «В»

Программа: «Русский язык.3 класс» М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Смоленнск. «Ассоциация 21 век», 2006 г.

Учебник: Русский язык «К тайнам нашего языка. 3 класс » М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Смоленнск. «Ассоциация 21 век», 2007г.

Тема раздела: Знаем — повторим, не знаем – узнаем.

Тема урока: Открываем ещё два секрета письма (правописание суффиксов –ик, -ек)

Вид урока: Урок изучения нового материала.

Тип урока: Урок – игра.

Цель урока: формировать у детей представления о правописании суффиксов -ик, -ек,

^ формировать у детей представления о правописании суффиксов -ик, -ек, развивать умение разбирать слова по составу, создавать положительную мотивацию учения.

^ индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения:

— по источнику знаний: словесные, практические, наглядные

-по уровню познавательной активности: исследовательский, объяснительно – иллюстративный

Оборудование: учебник, тетрадь-задачник, карточки, медиа-проектор.

Ход урока

— Оргмомент

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу

Я, друзья ,от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

^ Словарная работа

Запишите слова- отгадки:

Палочка волшебная есть у меня друзья.

Палочкою этой могу построить я

^

И огромный пароход. (карандаш)

Как на грядке под листок

Закатился чурбачок —

Зеленец удаленький,

Вкусный овощ маленький.(огурец)

— поставьте над словами ударение и подчеркните безударные гласные. Подберите к словам однокоренные слова, обозначающие маленький предмет и запишите: огурчик , карандашик. Обозначьте орфограммы.

— Задумывались ли вы, какую написать гласную в суффиксе — е или — и? Скажите, совпадает или расходится произношение суффикса в слове с его обозначением на письме?

— упр. 51 выполняется по задачнику : сделать предметы маленькими и записать слова, которые получатся. Какие орфографические задачи встретились при записи слов?

^ Введение в тему

Цель нашего урока — в том, чтобы вы научились, какую гласную следует писать в словах с суффиксами -ик, -ек. А в этом нам поможет волшебный клубок, вместе с которым мы совершим путешествие по сказкам. А отправимся в путешествие закончив схему и сообщение по задачнику (упр.52).

^ 1) Ознакомление справописанием суффиксов — ик, — ек

— Катится клубок из одной сказки в другую. И вот мы в сказке «Вовка в тридевятом царстве», а нас встречают двое из ларца, одинаковы с лица. В руках у них таблица:


^

Множественное число

Надо писать

Кузнеч…к

Кузнечики

Кузнечик

Сыноч…к

Сыночки

Сыночек

Шалаш…к

Шалашики

Шалашик

Клубоч…к

Клубочки

Клубочек

— Нам надо внимательно рассмотреть таблицу и сформулировать правило, когда пишется суффикс — ек, а когда — ик.

(Учитель выслушивает ответы детей и подводит итог)

— Суффикс — ик сохраняет гласную при изменении формы слова: кузнечик -кузнечике — кузнечики.

В суффиксе — ек при изменении формы слова гласная убегает: орешек -орешка –орешки

— чтение правила (упр.54)

Физминутка.

2) Упражнения в написании слов с суффиксами — ек, — ик

а) А сейчас клубок привел нас в сказку «Красная Шапочка».

Здесь нас ждёт такое задание: запишите предложение, вставьте пропущенные буквы. Пон … сла Красная Шапо..ка бабушке пир…жок и горшоч..к масла.


  • Объясните написание пропущенных букв. В каком слове пропущена гласная в суффиксе? Как проверить его написание? Слово пирожок разберите по составу.

б) А сейчас мы оказались в сказке «Про двух жадных медве­жат».

Они нашли головку сыра и никак не могут разделить пополам. Всё время говорят:


  • Твой кусоч…к больше.

  • Запишите это предложение. Вставьте пропущенную гласную. Какой суффикс в этом слове?

  • А как лисичка помогла им разделить сыр? (Всё съела сама). За что наказаны медвежата?

в) Посмотрите на этот предмет и скажите, в какой сказке мы оказались?

— По сказке составьте предложение со словом ключик. Разберите слово по составу. Объясните написание суффикса.

^ Физкультминутка

V. Закрепление нового материала

Работа с карточками. Наш клубочек устал и остался в сказке «Золотой ключик». А нам с вами надо продолжать урок.

— Достаньте карточки с суффиксами — ик, — ек. Я буду диктовать слова, а вы показывайте, какой суффикс напишите: Ротик, ножик, узелочек, котик, веночек, горшочек, кирпичик, горошек, кузнечик, сыночек.

выполнение упражнения 56 по задачнику .

VI.Самостоятельная работа

— От основ данных слов образуйте новые однокоренные слова с суффиксами -ек, — ик.

Рот, клубок, нож, шалаш, дождь, огурец, кот.

В образованных словах проверьте правописание суффиксов — ек,-ик. Запишите однокоренные слова вместе с проверочными.

Образец: рот — ротики — ротик.

VIII. Итог урока

Чему учились на уроке?

— Когда нужно писать суффикс — ик? А когда — ек?

Дом.задание:упр.57.

fs.nashaucheba.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *