Закончи схему и сообщение суффикс ик – Слова с суффиксом ик — правила, значение
Слово с суффиксом ик. Правописание слов с суффиксами ик
Слова с суффиксами –ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далековато не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та либо другая морфема. Вот поэтому представленную статью мы решили предназначить этой теме.
Общие сведения
Назовите 2 слова с суффиксом –ик-. Необходимо подчеркнуть, что сделать это нетрудно, но исключительно в том случае, если вам понятно основное правило российского языка, которое разъясняет правописание буковкы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некая часть людей повсевременно совершает одни и те же ошибки, и заместо «ключик» пишут «ключек», заместо «куст» – «кустек», «мячик» – «мячек» и проч. Вот поэтому в школьной программке этой теме уделяется повышенное внимание.
Когда следует ставить буковку «и»?
А какие слова с суффиксами –ек-/-ик- понимаете вы? К ним относятся последующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, куст, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчишка, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусок, лицо, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождь, орех, садик, котёночек и пр.
Как вы могли увидеть, каждое упомянутое слово с суффиксом –ик- вызывает огромные сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а как следует нереально найти, какую гласную нужно ставить в конце – «и» либо «е» (а, может быть, и «о»?). Вот поэтому советуем ознакомиться с надлежащими правилами российского языка.
Основное правило
Слово с суффиксом –ик- следует писать исключительно в том случае, если при его склонении гласная буковка «и» сохраняется. Для наглядности приведем определенные примеры:
- карандашик – карандашИка;
- диванчик – дивана;
- огурчик – огурчИка;
- калачик – калачИка;
- куст – куста;
- носик – носИка;
- стульчик – стульчИка;
- пальчик – пальчИка;
- лицо – лица;
- мальчишка – мальчугана;
- ключик – ключИка;
- мячик – мячИка;
- самолётик – самолётИка;
- листик – листИка;
- винтик – винтИка;
- бантик – бантИка;
- мостик – мостИка;
- кирпичик – кирпичИка;
- дождь – дождя;
- садик – садИка и пр.
Когда следует ставить буковку «е»?
О том, как можно проверить слово с суффиксом –ик-, мы поведали чуток выше. Но необходимо подчеркнуть, что в российском языке часто встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему –ек-. И для того чтоб удостовериться, что в этих словах вправду пишется буковка «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (другими словами выпадает), то следует ставить только суффикс –ек-.
- звоночек – звоноЧКа;
- внучек – внуЧКа;
- огонёчек – огонёЧКа;
- горошек – гороШКа;
- ножичек – ножиЧКа;
- комочек – комоЧКа;
- свисточек – свистоЧКа;
- молоточек – молотоЧКа;
- листочек – листоЧКа;
- орех – ореха;
- сыночек – сыноЧКа;
- стебелёчек – стебелёЧКа;
- кусок – куска;
- мешочек – мешоЧКа;
- цветочек – цветоЧКа;
- платочек – платоЧКа;
- пирожочек – пирожоЧКа;
- котёночек – котеноЧКа и проч.
Видите ли, достаточно просто найти, какое пишется слово с суффиксом –ик-, а какое – с суффиксом –ек-. Кстати, такие морфемы в российском языке именуют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание находится в зависимости от тех либо других ситуаций (в этом случае от сохранности гласной при склонении слова).
Имена существительные с суффиксом –ок-
Выше мы разглядели слова с суффиксом –ик-. –Ок- так же является морфемой имен существительных. Но во время словообразования таковой суффикс не вызывает никаких колебаний. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема фактически всегда занимает ударное положение. В итоге, буковка «о» в суффиксе –ок- слышится очень ясно. Для наглядности приведем несколько примеров:
- кулачОк;
- волчОк;
- сынОк;
- молотОк;
- стрелОк;
- петух;
- дурачОк;
- бережОк;
- мелОк;
- знатОк;
- снежОк;
- крючОк;
- теремОк и пр.
Суффиксы –ек- и –ок- после щипящих согласных
О том, какие слова с суффиксом –ик-, -ек- и –ок- есть, вы понимаете. Но тут появляется новый вопрос: “В каких случаях в 2-ух последних морфемах после шипящих следует ставить буковку «е», а в каких – «о»?” Ведь достаточно трудно найти, как будет верно: петух либо петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буковка «е», и буковка «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].
Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих
Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему –ок-. Приведем приятный пример:
- бережОк;
- петух;
- кулачОк;
- волчОк;
- мужичОк;
- волчОк;
- старичОк;
- червячОк;
- сапожОк;
- дурачОк;
- прыжОк;
- косячОк;
- сынОк;
- снежОк;
- крючОк и другие.
Что касается суффикса –ек-, то он ставится только в тех словах, в каких на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную буковку во время склонения.
Для наглядности приведем пример:
- нОжичек
- орех
- внУчек;
- горОшек;
- звонОчек;
- комОчек;
- молотОчек;
- листОчек;
- огонЁчек;
- свистОчек;
- сынОчек;
- цветОчек;
- стебелЁчек;
- кусок;
- мешОчек;
- оврАжек;
- платОчек;
- пирожОчек;
- котЁночек и другие.
Методы образования слов с помощью суффикса –ок-
Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом –ик-/-ек- появляются с помощью прибавления морфемы к базе слова. В конечном итоге мы получаем новейшую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (к примеру, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.). Что касается суффикса –ок-, то он присваивает несколько другие значения:
- Уменьшительность, сопровождаемая экспрессией ласкательности (приведем пример: чаёк, брато?к, зятёк, грибо?к, листо?к и пр.).
- Действие (приведем пример: зево?к, бросо?к, пино?к, глото?к, рыво?к, мазо?к, толчо?к, прыжо?к, шлепо?к, скачо?к, щелчо?к, хлопо?к и пр.).
- Предмет, а поточнее итог деяния (приведем пример: обло?мок, мото?к, обру?бок, набро?сок, сле?пок, отпеча?ток, стежо?к, посёлок, вы?селок и пр.).
- Предмет, а поточнее орудие деяния (приведем пример: свисто?к, звоно?к, гудо?к и пр.).
- Предмет, а поточнее субъект деяния (к примеру, поплаво?к, движо?к, росто?к и пр.).
- Место деяния (като?к).
- Уменьшительно-ласкательное либо только ласкательное значение (к примеру, Нино?к, Витёк, Лидо?к, Игорёк, Сашо?к и пр.).
- Лицо, которое производит действие (к примеру, ездо?к, едо?к, стрело?к, игро?к, ходо?к и пр.).
- Лицо, которое появляется в итоге деяния (к примеру, недоно?сок, вы?родок, переро?сток, недоро?сток, подро?сток и пр.).
- Лица, характеризуемые качеством, которое заключено в мотивирующем слове (к примеру, пре?док, пото?мок и пр.).
- Предмет, характеризуемый признаком, который назван мотивирующим именованием прилагательным (к примеру, дичо?к, бело?к, желто?к и пр.).
- Вещество, которое названо мотивирующим именованием существительным (к примеру, мело?к).
- Единица, которая выделяется в именах существительных и обозначает группу схожих предметов. При всем этом их ровно столько, сколько именуется мотивирующим именованием числительным (к примеру, пято?к, деся?ток и пр.).
tipsboard.ru
Примеры слов с суффиксом К, ЕК, ИК, ОК
Суффиксы -к-, -ек-, -ик-, -ок- встречаются в морфемном составе существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
В морфемном составе многих существительных нет суффикса -к-, например, не будем его искать в непроизводных словах:
- банка
- почка
- марка
- тарелка
- вилка
- ложка
- шапка
- маска
- кружка
- куртка.
Примеры слов с суффиксом -к-
Суффикс -к- имеет уменьшительно-ласкательное значение и образует от существительных новые слова с этим оттенком значения, например:
- береза — берёзка;
- печь — печка;
- шапка — шапочка;
- подкова — подковка;
- марка — марочка;
- куртка — курточка.
С помощью суффикса -к- от глаголов образованы существительные со значением процесса или результата действия, например:
- поездить — поездка;
- занавесить — занавеска;
- побелить — побелка;
- прополоть — прополка;
- покрасить — покраска;
- загородить — загородка .
Примеры слов с суффиксом -ек-
Суффикс -ек- аналогично образует существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Встречается он после шипящих в словах :
- барашек
- веничек
- ларёчек
- ботиночек
- орешек
- кармашек
- платочек
- человечек
- лепесточек
- мешочек
- горошек
В этом безударном суффиксе пишется буква «е», если в нем выпадает гласная при образовании формы родительного падежа единственного числа существительного:
бара́шек — нет бара́шка.
Примеры слов с суффиксом -ик-
Напротив, в существительном мужского рода пишется суффикс -ик-, если в нем не происходит исчезновения гласной в форме родительного падежа единственного числа, например:
- но́лик — нет но́лика;
- кре́стик — нет кре́стика;
- ба́нтик — нет ба́нтика.
Приведем примеры слов, имеющих суффикс -ик- в морфемном составе:
- листик
- холмик
- столик
- кубик
- мостик
- дождик
- хвостик
- карандашик
- лучик
- дворик
- садик
- носик
- шалашик
- прутик
- рублик
- домик
- столбик
- коврик
- ковшик
- часики.
Примеры слов с суффиксом -ок-
В морфемном составе существительных под ударением после шипящих согласных «ж», «ч», «ш», «щ» пишется суффикс -ок-:
- прыжок
- гребешок
- зрачок
- борщок
При образовании новых слов с помощью суффикса -ок- в корне происходит чередование согласных, например:
- друг — дружок;
- круг — кружок;
- снег — снежок;
- сапог — сапожок;
- балык — балычок;
- каблук — каблучок;
- пух — пушок;
- очаг — очажок;
- стог — стожок;
- сундук — сундучок;
- родник — родничок;
- башмак — башмачок;
- жук — жучок;
- барсук — барсучок;
- волк — волчок
russkiiyazyk.ru
Слово с суффиксом «ик». Правописание слов с суффиксами «ик»
Слова с суффиксами –ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далеко не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та или иная морфема. Именно поэтому представленную статью мы решили посвятить данной теме.
Общие сведения
Назовите 2 слова с суффиксом –ик-. Следует отметить, что сделать это несложно, но только в том случае, если вам известно основное правило русского языка, которое объясняет правописание буквы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некоторая часть людей постоянно совершает одни и те же ошибки, и вместо «ключик» пишут «ключек», вместо «кустик» — «кустек», «мячик» — «мячек» и проч. Именно поэтому в школьной программе данной теме уделяется особое внимание.
Когда следует ставить букву «и»?
А какие слова с суффиксами –ек-/-ик- знаете вы? К ним относятся следующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, кустик, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчик, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусочек, личико, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождик, орешек, садик, котёночек и пр.
Как вы могли заметить, каждое упомянутое слово с суффиксом –ик- вызывает большие сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а следовательно невозможно определить, какую гласную необходимо ставить в конце — «и» или «е» (а, может быть, и «о»?). Именно поэтому рекомендуем ознакомиться с соответствующими правилами русского языка.
Основное правило
Слово с суффиксом –ик- следует писать только в том случае, если при его склонении гласная буква «и» сохраняется. Для наглядности приведем конкретные примеры:
- карандашик – карандашИка;
- диванчик – диванчИка;
- огурчик – огурчИка;
- калачик – калачИка;
- кустик – кустИка;
- носик – носИка;
- стульчик – стульчИка;
- пальчик – пальчИка;
- личико – личИка;
- мальчик – мальчИка;
- ключик – ключИка;
- мячик – мячИка;
- самолётик – самолётИка;
- листик – листИка;
- винтик – винтИка;
- бантик – бантИка;
- мостик – мостИка;
- кирпичик – кирпичИка;
- дождик – дождИка;
- садик – садИка и пр.
Когда следует ставить букву «е»?
О том, как можно проверить слово с суффиксом –ик-, мы рассказали чуть выше. Однако следует отметить, что в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему –ек-. И для того чтобы удостовериться, что в этих словах действительно пишется буква «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (то есть выпадает), то следует ставить только суффикс –ек-.
Приведем наглядные примеры:
- звоночек – звоноЧКа;
- внучек – внуЧКа;
- огонёчек – огонёЧКа;
- горошек – гороШКа;
- ножичек – ножиЧКа;
- комочек – комоЧКа;
- свисточек – свистоЧКа;
- молоточек – молотоЧКа;
- листочек – листоЧКа;
- орешек – ореШКа;
- сыночек – сыноЧКа;
- стебелёчек – стебелёЧКа;
- кусочек – кусоЧКа;
- мешочек – мешоЧКа;
- цветочек – цветоЧКа;
- платочек – платоЧКа;
- пирожочек – пирожоЧКа;
- котёночек – котеноЧКа и проч.
Как видите, довольно легко определить, какое пишется слово с суффиксом –ик-, а какое – с суффиксом –ек-. Кстати, такие морфемы в русском языке называют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание зависит от тех или иных ситуаций (в данном случае от сохранности гласной при склонении слова).
Выше мы рассмотрели слова с суффиксом –ик-. –Ок- так же является морфемой имен существительных. Однако во время словообразования такой суффикс не вызывает никаких сомнений. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема практически всегда занимает ударное положение. В результате, буква «о» в суффиксе –ок- слышится максимально отчетливо. Для наглядности приведем несколько примеров:
- кулачОк;
- волчОк;
- сынОк;
- молотОк;
- стрелОк;
- петушОк;
- дурачОк;
- бережОк;
- мелОк;
- знатОк;
- снежОк;
- крючОк;
- теремОк и пр.
Суффиксы –ек- и –ок- после щипящих согласных
О том, какие слова с суффиксом –ик-, -ек- и –ок- существуют, вы знаете. Однако здесь возникает новый вопрос: «В каких случаях в двух последних морфемах после шипящих следует ставить букву «е», а в каких – «о»?» Ведь довольно сложно определить, как будет правильно: петушОк или петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буква «е», и буква «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].
Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих
Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему –ок-. Приведем наглядный пример:
- бережОк;
- петушОк;
- кулачОк;
- волчОк;
- мужичОк;
- волчОк;
- старичОк;
- червячОк;
- сапожОк;
- дурачОк;
- прыжОк;
- косячОк;
- сынОк;
- снежОк;
- крючОк и другие.
Что касается суффикса –ек-, то он ставится лишь в тех словах, в которых на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную букву во время склонения.
Для наглядности приведем пример:
- нОжичек
- орЕшек
- внУчек;
- горОшек;
- звонОчек;
- комОчек;
- молотОчек;
- листОчек;
- огонЁчек;
- свистОчек;
- сынОчек;
- цветОчек;
- стебелЁчек;
- кусОчек;
- мешОчек;
- оврАжек;
- платОчек;
- пирожОчек;
- котЁночек и другие.
Способы образования слов при помощи суффикса –ок-
Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом –ик-/-ек- возникают при помощи добавления морфемы к основе слова. В итоге мы получаем новую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (например, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.).
Что касается суффикса –ок-, то он придает несколько другие значения:- Уменьшительность, сопровождаемая экспрессией ласкательности (приведем пример: чаёк, брато́к, зятёк, грибо́к, листо́к и пр.).
- Действие (приведем пример: зево́к, бросо́к, пино́к, глото́к, рыво́к, мазо́к, толчо́к, прыжо́к, шлепо́к, скачо́к, щелчо́к, хлопо́к и пр.).
- Предмет, а точнее результат действия (приведем пример: обло́мок, мото́к, обру́бок, набро́сок, сле́пок, отпеча́ток, стежо́к, посёлок, вы́селок и пр.).
- Предмет, а точнее орудие действия (приведем пример: свисто́к, звоно́к, гудо́к и пр.).
- Предмет, а точнее субъект действия (например, поплаво́к, движо́к, росто́к и пр.).
- Место действия (като́к).
- Уменьшительно-ласкательное или только ласкательное значение (например, Нино́к, Витёк, Лидо́к, Игорёк, Сашо́к и пр.).
- Лицо, которое производит действие (например, ездо́к, едо́к, стрело́к, игро́к, ходо́к и пр.).
- Лицо, которое возникает в результате действия (например, недоно́сок, вы́родок, переро́сток, недоро́сток, подро́сток и пр.).
- Лица, характеризуемые качеством, которое заключено в мотивирующем слове (например, пре́док, пото́мок и пр.).
- Предмет, характеризуемый признаком, который назван мотивирующим именем прилагательным (например, дичо́к, бело́к, желто́к и пр.).
- Вещество, которое названо мотивирующим именем существительным (например, мело́к).
- Единица, которая выделяется в именах существительных и обозначает группу одинаковых предметов. При этом их ровно столько, сколько называется мотивирующим именем числительным (например, пято́к, деся́ток и пр.).
fb.ru
Урок по русскому языку » Правописание суффиксов ЕК, ИК»
Тема: правописание суффиксов –ИК, -ЕК
Цель: -создать условия для открытия детьми способа проверки суффиксов –ик, -ек;
Задачи:
-организовать наблюдение за написанием имён существительных с суффиксами –ик, -ек;
-развивать умение работать по эталону, доказывая выдвинутую гипотезу;
-способствовать развитию орфографической зоркости, логики;
-совершенствовать навык работы в ситуации сотрудничества.
Ожидаемый результат:
— самостоятельно составить алгоритм проверки гласной в суффиксах ЕК,ИК
— уметь правильно подбирать гласную в суффиксах ЕК, ИК, пользуясь правилом и алгоритмом;
Орг момент. (2 мин)
1.Разминка. (Плюс-минус) согласны ли вы, что
1.Основа часть слова без окончания? (+)
2. Безударную гласную проверяй ударением (+)
3. Звук [ч’] – всегда мягкий. (+)
4. Приставка — часть слова, которая стоит после корня и служит для связи слов в предложении? (-)
5. Корень – неизменяемая часть слова. (+)
6. Чтобы найти корень, нужно изменить форму слова. (-)
7. Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. (+)
Возьмите сигнальные карточки. Проверяем (красный +, зеленый -). Оцените свою работу:
Красный( 5) – без ошибок
Зеленый (4) – 1-2 ошибки
Желтый (3) – 3 и более ошибок
2. Словарная работа. Игра « Кто быстрее?» по рядам. (3 мин)
(на листах записаны слова с пропуском букв)
С…бака
уч…ник
ф…мил…я
ф…враль
ин..й
к…ртина
с…рока
— Прочитайте слова. Что их объединяет?
• слова из словаря;
Выполните словарную работу.
• орфограмма «безударная гласная, непроверяемая ударением»;
Проверка: (три ученика – проверяют работу учащихся, исправляют ошибки, если затрудняются, сверяются с бланком-ответом)
Бланк ответов: собака, ученик, фамилия, февраль, иней, картина, сорока
Оценивание: (красный-5, зеленый-4, желтый-3)
— Ещё раз посмотрите на данные слова. Здесь спряталось название темы нашего урока. (Суффикс)
Сформулируйте тему нашего урока.
Стадия вызова
Работа в группах (10 мин)
Идет составление кластера (корзины идей) при ответе на вопрос: «Что вы знаете о…?». — Что вы знаете о суффиксе?
Суффикс — часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов. Придают словам разные смысловые оттенки: уменьшительные, увеличительные, ласкательные и др.
Защита работ. Проверка по аналогу. Оценивание работы в группе.
Оценивание: (красный-5, зеленый-4, желтый-3)
Подфедение итога первой части урока: Знаю…………….
Игра « Чудесный мешочек» (Мозговой штурм) (3-5 мин)
В мешочке: ключ, замок, карандаш, знак суффикс, слова — много, нет
Посмотрите что в мешочке. Как это нам пригодится на уроке?
Попробуйте определить тему нашего урока. (Ответы учащихся)
Просмотр фрагмента мультфильма: « В стране невыученных уроков»
Чему будем учиться на уроке?
Решение проблемного вопроса. Работа в группах. (10 мин)
Уровень А
Прочитайте стихотворение. Составьте программу (алгоритм) проверки написания суффиксов -ЕК, -ИК
уровень Б
Пользуясь правилом в учебнике (стр 50), исправьте ошибки. Выделите суффикс.
Денёчик, сыночик, подарочик, волосик, перчик, платочик, хвостик
уровень С
Разделите слова на две группы, выдели суффикс.
Ключик, кораблик, сыночек, кармашек, столик, ножичек
Проверка по бланку ответов.
Оценивание: (красный-5, зеленый-4, желтый-3)
Закрепление. Игра « Найди бабочку» (5 мин)
Помогут слова помощники: много, нет
Резерв: упражнение 144, стр.51 (на листочках)
Итог урока (5 мин)
Урок подходит к завершению.
Рефлексия:
Что нового сегодня узнали на уроке?
— Где можно применить новые знания?
Рефлексия: (лестница успеха) стикеры
Понял и могу научить другого (красный)
Понял, но есть вопросы (желтый)
Понял, но не смогу объяснить (зеленый)
Д/задание: стр 51 упр 144
infourok.ru
Слова с суффиксом «ик» — примеры с разными окончаниями
Слова с суффиксом «ик» — примеры с разными окончаниямиМы собрали для вас полный список слов руского языка с суффиксом «ик» , которые посетители нашего сервиса разбирали по составу. Всего таких слов — 1417.
- авиатехник
- авиатика
- автоматика
- автомеханик
- автопластика
- автохарактеристика
- агроботаника
- агрозоотехника
- агротехник
- агротехника
- агрофизик
- агрофизика
- агрохимик
- академик
- акробатика
- аксиоматика
- акустика
- акустико-пневматический
- алкоголик
- аллопластика
- алхимик
- американистика
- анакреонтика
- аналитик
- аналитика
- аналитико-синтетический
- анальгетик
- анестетик
- антибиотик
- антибиотики
- антибиотиков
- антибиотикоустойчивость
- антибиотикоустойчивый
- антисептик
- антисептика
- антистатик
- антропогенетика
- антропонимика
- апологетика
- апоплектик
- аппаратик
- арабистика
- арбузик
- арифметика
- арифметике
- арифметико-логический
- арменистика
- архаика
- архаистика
- асептика
- астматик
- астроботаника
- астродинамика
- астронавтика
- астрофизика
- атлетика
- атомистика
- атрибутика
- аутоинтоксикация
- африканистика
© 2019 морфемный словарь — разбора слова по составу онлайн
sostavslova.ru
Откр.урок рус.язправописание суффиксов -ек -ик. 3 кл
Открытый урок
Русский язык
Тема:
Открываем ещё два секрета письма (правописание суффиксов –ик, -ек)
Дата: 16.09.2010г.
Класс: 3 «В»
Программа: «Русский язык.3 класс» М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Смоленнск. «Ассоциация 21 век», 2006 г.
Учебник: Русский язык «К тайнам нашего языка. 3 класс » М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Смоленнск. «Ассоциация 21 век», 2007г.
Тема раздела: Знаем — повторим, не знаем – узнаем.
Тема урока: Открываем ещё два секрета письма (правописание суффиксов –ик, -ек)
Вид урока: Урок изучения нового материала.
Тип урока: Урок – игра.
Цель урока: формировать у детей представления о правописании суффиксов -ик, -ек,
Задачи урока: формировать у детей представления о правописании суффиксов -ик, -ек, развивать умение разбирать слова по составу, создавать положительную мотивацию учения.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения:
— по источнику знаний: словесные, практические, наглядные
-по уровню познавательной активности: исследовательский, объяснительно – иллюстративный
Оборудование: учебник, тетрадь-задачник, карточки, медиа-проектор.
Ход урока
— Оргмомент
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
Я, друзья ,от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
I. Словарная работа
Запишите слова- отгадки:
Палочка волшебная есть у меня друзья.
Палочкою этой могу построить я
Башню, дом и самолёт,
И огромный пароход. (карандаш)
Как на грядке под листок
Закатился чурбачок —
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький.(огурец)
— поставьте над словами ударение и подчеркните безударные гласные. Подберите к словам однокоренные слова, обозначающие маленький предмет и запишите: огурчик , карандашик. Обозначьте орфограммы.
Задумывались ли вы, какую написать гласную в суффиксе — е или и? Скажите, совпадает или расходится произношение суффикса в слове с его обозначением на письме?
— упр. 51 выполняется по задачнику : сделать предметы маленькими и записать слова, которые получатся. Какие орфографические задачи встретились при записи слов?
II. Введение в тему
Цель нашего урока — в том, чтобы вы научились, какую гласную следует писать в словах с суффиксами -ик, -ек. А в этом нам поможет волшебный клубок, вместе с которым мы совершим путешествие по сказкам. А отправимся в путешествие закончив схему и сообщение по задачнику (упр.52).
III. 1) Ознакомление справописанием суффиксов — ик, — ек
Катится клубок из одной сказки в другую. И вот мы в сказке «Вовка в тридев
educontest.net
Урок Русский язык
Открытый урок
Русский язык
Тема:
Открываем ещё два секрета письма (правописание суффиксов –ик, -ек)
Дата: 16.09.2010г.
Класс: 3 «В»
Программа: «Русский язык.3 класс» М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Смоленнск. «Ассоциация 21 век», 2006 г.
Учебник: Русский язык «К тайнам нашего языка. 3 класс » М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Смоленнск. «Ассоциация 21 век», 2007г.
Тема раздела: Знаем — повторим, не знаем – узнаем.
Тема урока: Открываем ещё два секрета письма (правописание суффиксов –ик, -ек)
Вид урока: Урок изучения нового материала.
Тип урока: Урок – игра.
Цель урока: формировать у детей представления о правописании суффиксов -ик, -ек,
^ формировать у детей представления о правописании суффиксов -ик, -ек, развивать умение разбирать слова по составу, создавать положительную мотивацию учения.
^ индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения:
— по источнику знаний: словесные, практические, наглядные
-по уровню познавательной активности: исследовательский, объяснительно – иллюстративный
Оборудование: учебник, тетрадь-задачник, карточки, медиа-проектор.
Ход урока
— Оргмомент
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
Я, друзья ,от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
^ Словарная работа
Запишите слова- отгадки:
Палочка волшебная есть у меня друзья.
Палочкою этой могу построить я
^
И огромный пароход. (карандаш)
Как на грядке под листок
Закатился чурбачок —
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький.(огурец)
— поставьте над словами ударение и подчеркните безударные гласные. Подберите к словам однокоренные слова, обозначающие маленький предмет и запишите: огурчик , карандашик. Обозначьте орфограммы.
— Задумывались ли вы, какую написать гласную в суффиксе — е или — и? Скажите, совпадает или расходится произношение суффикса в слове с его обозначением на письме?
— упр. 51 выполняется по задачнику : сделать предметы маленькими и записать слова, которые получатся. Какие орфографические задачи встретились при записи слов?
^ Введение в тему
Цель нашего урока — в том, чтобы вы научились, какую гласную следует писать в словах с суффиксами -ик, -ек. А в этом нам поможет волшебный клубок, вместе с которым мы совершим путешествие по сказкам. А отправимся в путешествие закончив схему и сообщение по задачнику (упр.52).
^ 1) Ознакомление справописанием суффиксов — ик, — ек
— Катится клубок из одной сказки в другую. И вот мы в сказке «Вовка в тридевятом царстве», а нас встречают двое из ларца, одинаковы с лица. В руках у них таблица:
^ | Множественное число | Надо писать |
Кузнеч…к | Кузнечики | Кузнечик |
Сыноч…к | Сыночки | Сыночек |
Шалаш…к | Шалашики | Шалашик |
Клубоч…к | Клубочки | Клубочек |
— Нам надо внимательно рассмотреть таблицу и сформулировать правило, когда пишется суффикс — ек, а когда — ик.
(Учитель выслушивает ответы детей и подводит итог)
— Суффикс — ик сохраняет гласную при изменении формы слова: кузнечик -кузнечике — кузнечики.
В суффиксе — ек при изменении формы слова гласная убегает: орешек -орешка –орешки
— чтение правила (упр.54)
Физминутка.
2) Упражнения в написании слов с суффиксами — ек, — ик
а) А сейчас клубок привел нас в сказку «Красная Шапочка».
Здесь нас ждёт такое задание: запишите предложение, вставьте пропущенные буквы. Пон … сла Красная Шапо..ка бабушке пир…жок и горшоч..к масла.
Объясните написание пропущенных букв. В каком слове пропущена гласная в суффиксе? Как проверить его написание? Слово пирожок разберите по составу.
б) А сейчас мы оказались в сказке «Про двух жадных медвежат».
Они нашли головку сыра и никак не могут разделить пополам. Всё время говорят:
Твой кусоч…к больше.
Запишите это предложение. Вставьте пропущенную гласную. Какой суффикс в этом слове?
А как лисичка помогла им разделить сыр? (Всё съела сама). За что наказаны медвежата?
в) Посмотрите на этот предмет и скажите, в какой сказке мы оказались?
— По сказке составьте предложение со словом ключик. Разберите слово по составу. Объясните написание суффикса.
^ Физкультминутка
V. Закрепление нового материала
Работа с карточками. Наш клубочек устал и остался в сказке «Золотой ключик». А нам с вами надо продолжать урок.
— Достаньте карточки с суффиксами — ик, — ек. Я буду диктовать слова, а вы показывайте, какой суффикс напишите: Ротик, ножик, узелочек, котик, веночек, горшочек, кирпичик, горошек, кузнечик, сыночек.
— выполнение упражнения 56 по задачнику .
VI.Самостоятельная работа
— От основ данных слов образуйте новые однокоренные слова с суффиксами -ек, — ик.
Рот, клубок, нож, шалаш, дождь, огурец, кот.
— В образованных словах проверьте правописание суффиксов — ек,-ик. Запишите однокоренные слова вместе с проверочными.
Образец: рот — ротики — ротик.
VIII. Итог урока
— Чему учились на уроке?
— Когда нужно писать суффикс — ик? А когда — ек?
— Дом.задание:упр.57.
fs.nashaucheba.ru