cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Цели посещения уроков – В копилку заместителя директора:Цели посещения уроков

Примерные цели посещения уроков

Просмотр содержимого документа
«Примерные цели посещения уроков»

Примерные цели посещения уроков

Цель: проанализировать эффективность методических приёмов учителя, формирующих прочность знаний учащихся.

  1. Выяснить, учит ли учитель отбирать из суммы фактов главное, основное.

  2. посмотреть, прививает ли учитель у учащихся навыки запоминания основных положений курса, необходимых для дальнейшего продвижения вперёд.

  3. Проверить, обучает ли учитель анализу и синтезу учебного материала.

  4. Просмотреть, обучает ли учитель отвлечённому мышлению и обобщению единичных предметов и явлений в пределах школьной программы.

Цель: определить результативность организации методов и приёмов контроля за усвоением знаний учащимися.

  1. Определяет ли учитель цель контроля, т.е. ЗУН и другие результаты обучения, которые планировались к достижению при изучении темы, курса, раздела.

  2. Узнать, определяет ли учебную деятельность учитель (вопросы, задания, ответы, которые отражают усвоение отдельных понятий по данной теме).

  3. Посмотреть, составляет ли учитель задания на проверку этой деятельности.

Цель: проанализировать эффективность использования межпредметных связей для достижения глубины знаний.

  1. Проверить, обеспечивает ли учитель смежные предметы, согласовано ли выделяет межпредметные проблемы, задания.

  2. Выявить, систематически ли использует учитель межпредметные связи.

  3. Проверить, знает ли учитель смежные предметы, согласовано ли выделяет межпредметные проблемы, задания.

  4. Просмотреть, ставит ли учитель перед учащимися конкретные познавательные цели и задачи межпредметного урока, что обеспечивает направление мысли и активное использование знаний.

Цель: определить, какие приёмы использует учитель для поддержания активного внимания учащихся на протяжении всего урока.

  1. Выяснить, чётко ли учитель формирует цель и задачи предстоящих занятий, добиваясь их применения каждым учеником.

  2. Посмотреть, использует ли учитель объекты, на которых должно быть сосредоточено внимание, устраняя по возможности все посторонние раздражители.

  3. Определить, использует ли учитель разнообразие методов обучения и видов учебной деятельности.

  4. Узнать, использует ли учитель разнообразные способы повышения интереса учащихся к изучаемой проблеме (новизна, актуальность содержания, эффект занятий).

  5. Посмотреть, применяются ли разнообразные приёмы, обеспечивающие устойчивость и продуктивность внимания (эмоции, разрядка, выразительность речи).

Цель: проверить на сколько целесообразно использует дидактический и раздаточный материал, с какой целью.

  1. Выяснить, на каких этапах урока учитель использует дидактический и раздаточный материал, и с какой целью.

  2. Определить, способствовал ли дидактический материал углублению знаний их порочности, а так же повышению творческой активности учащихся.

Цель: проанализировать эффективность использования на уроке форм и методов обучения.

  1. Просмотреть, правильно ли видит учитель место урока в системе других по теме

  2. Проанализировать, обоснованно ли, целесообразны ли те приёмы, которые учитель использует на уроке.

  3. Посмотреть, носит ли материал научный характер.

  4. Сочетается ли индивидуальная и фронтальная работа с групповой формой работы.

Цель: выявить и оценить эффективность педагогического поиска учителя по совершенствованию урока.

  1. Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя, способствующих успешному решению задач школы.

  2. Выяснить, как учит учащихся учитель отбирать из суммы фактов главное, основное и как это влияет на прочность усвоения их знаний.

  3. Проверить, способствует ли учитель выработке общеучебных умений и навыков.

  4. Просмотреть, учитывает ли учитель индивидуальные особенности учащихся, а так же подготовки и развития в процессе формирования у них ЗУН.

Цель: Проверить эффективность использования на уроке ТСО, ИКТ.

  1. Выявить, способствуют ли ТСО, ИКТ повышению интереса учащихся к изучаемой цели.

  2. Определить, приучает ли ТСО и ИКТ к рациональности и самостоятельности приобретения знаний.

  3. Способствует ли ТСО и ИКТ привитию навыков самоконтроля.

  4. Проверить, позволяет ли ТСО и ИКТ существенно активизировать самостоятельную деятельность учащихся.

Цель: проанализировать деятельность учителя по привитию навыков культуры умственного труда.

  1. Просмотреть, приучает ли учитель планировать вид работы, ставить цели, выбирать для их осуществления наиболее рациональные пути и средства.

  2. Проверить, умеют ли учащиеся распределить работу по времени.

  3. Выяснить, обучает ли учитель учащихся организовать своё рабочее место.

  4. Узнать, обучает ли учитель учащихся навыкам контроля и самоконтроля.

Цель: определить результативность работы учителя по развитию устной речи учащихся.

  1. Познакомиться с работой учителя по усложнению смысловой функциональной речи.

  2. познакомиться с работой учителя по обучению усвоению словарного состава речи.

  3. Познакомиться с работой учителя по усилению коммуникационных средств речи.

  4. Познакомиться с работой учителя над овладением учащимися художественными образами, выразительными средствами языка.

Цель: определить эффективность методического приёма мыслительной деятельности учащихся, использование при опросе и учёте знаний.

  1. Выявить, требует ли учитель от учащихся осознанности, последовательности изложения.

  2. Посмотреть, как учитель реагирует на затруднения при ответе.

  3. Выяснить, вовлекаются ли все учащиеся в рецензирование ответа.

  4. Проверить, комментирует ли учитель ответы учащихся.

Цель: проанализировать работу по предупреждению неуспеваемости.

  1. Просмотреть, разделяет ли учитель сложные задачи для слабоуспевающих на отдельные дозы, подзадачи, этапы и т.д.

  2. Выяснить, наблюдает ли учитель за деятельностью школьников, отмечает ли положительные моменты в их работе.

  3. Узнать, выявляет ли учитель типичные затруднения и ошибки в работе со слабоуспевающими и акцентирует на них внимание тех учащихся, чтобы предупредить их повторения другими.

Цель: выявить оптимальные сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся.

  1. Определить соответствие использования. Индивидуальной формы работы характеру изучаемого материала.

  2. Определить эффективность помощи учителя во время индивидуальной работы учащихся.

  3. Определить рациональность использования групповых форм учебной работы:

— сделать заключение об использовании групповых форм при дифференциации учебного материала по сложности и по характеру,

— сделать заключение о применении групповых форм за время выполнения трудных заданий, — сделать заключение об использовании фронтальных форм при изучении теоретического материала.

multiurok.ru

Методические рекомендации о целях посещения учебных занятий в техникуме

Примерные цели посещения занятий/уроков

Цель: проанализировать эффективность методических приёмов преподавателя, формирующих прочность знаний обучающихся.

  1. Выяснить, учит ли преподаватель отбирать из суммы фактов главное, основное.

  2. посмотреть, прививает ли преподаватель у обучающихся навыки запоминания основных положений курса, необходимых для дальнейшего продвижения вперёд.

  3. Проверить, обучает ли преподаватель анализу и синтезу учебного материала.

  4. Просмотреть, обучает ли преподаватель отвлечённому мышлению и обобщению единичных предметов и явлений в пределах программы дисциплины.

Цель: определить результативность организации методов и приёмов контроля за усвоением знаний обучающихся.

  1. Определяет ли преподаватель цель контроля, т.е. ЗУН и другие результаты обучения, которые планировались к достижению при изучении темы, курса, раздела.

  2. Узнать, определяет ли учебную деятельность преподаватель (вопросы, задания, ответы, которые отражают усвоение отдельных понятий по данной теме).

  3. Посмотреть, составляет ли преподаватель задания на проверку этой деятельности.

Цель: проанализировать эффективность использования межпредметных связей для достижения глубины знаний.

  1. Проверить, обеспечивает ли преподаватель смежные предметы, согласовано ли выделяет межпредметные проблемы, задания.

  2. Выявить, систематически ли использует преподаватель межпредметные связи.

  3. Проверить, знает ли преподаватель смежные предметы, согласовано ли выделяет межпредметные проблемы, задания.

  4. Просмотреть, ставит ли преподаватель перед студентами конкретные познавательные цели и задачи межпредметного занятия, что обеспечивает направление мысли и активное использование знаний.

Цель: определить, какие приёмы использует преподаватель для поддержания активного внимания обучающихся на протяжении всего занятия.

  1. Выяснить, чётко ли преподаватель формирует цель и задачи предстоящих занятий, добиваясь их применения каждым студентом.

  2. Посмотреть, использует ли преподаватель объекты, на которых должно быть сосредоточено внимание, устраняя по возможности все посторонние раздражители.

  3. Определить, использует ли преподаватель разнообразие методов обучения и видов учебной деятельности.

  4. Узнать, использует ли преподаватель разнообразные способы повышения интереса обучающихся к изучаемой проблеме (новизна, актуальность содержания, эффект занятий).

  5. Посмотреть, применяются ли разнообразные приёмы, обеспечивающие устойчивость и продуктивность внимания (эмоции, разрядка, выразительность речи).

Цель: проверить, на сколько целесообразно использует дидактический и раздаточный материал, с какой целью.

  1. Выяснить, на каких этапах занятия преподаватель использует дидактический и раздаточный материал, и с какой целью.

  2. Определить, способствовал ли дидактический материал углублению знаний их порочности, а так же повышению творческой активности обучающихся.

Цель: проанализировать эффективность использования на занятии форм и методов обучения.

  1. Просмотреть, правильно ли видит преподаватель место занятия в системе других по данной теме

  2. Проанализировать, обоснованно ли, целесообразны ли те приёмы, которые преподаватель использует на занятии.

  3. Посмотреть, носит ли материал научный характер.

  4. Сочетается ли индивидуальная и фронтальная работа с групповой формой работы.

Цель: выявить и оценить эффективность педагогического поиска преподавателя по совершенствованию занятия.

  1. Наличие элементов нового в педагогической деятельности преподавателя, способствующих успешному решению задач техникума.

  2. Выяснить, как учит обучающихся преподаватель отбирать из суммы фактов главное, основное и как это влияет на прочность усвоения их знаний.

  3. Проверить, способствует ли преподаватель выработке умений и навыков, общих и профессиональных компетенций.

  4. Просмотреть, учитывает ли преподаватель индивидуальные особенности обучающихся, а также подготовки и развития в процессе формирования у них ЗУН.

Цель: Проверить эффективность использования на занятии ТСО, ИКТ.

  1. Выявить, способствуют ли ТСО, ИКТ повышению интереса обучающихся к изучаемой цели.

  2. Определить, приучает ли ТСО и ИКТ к рациональности и самостоятельности приобретения знаний.

  3. Способствует ли ТСО и ИКТ привитию навыков самоконтроля.

  4. Проверить, позволяет ли ТСО и ИКТ существенно активизировать самостоятельную деятельность обучающихся.

Цель: проанализировать деятельность преподавателя по привитию навыков культуры умственного труда.

  1. Просмотреть, приучает ли преподаватель планировать вид работы, ставить цели, выбирать для их осуществления наиболее рациональные пути и средства.

  2. Проверить, умеют ли студенты распределить работу по времени.

  3. Выяснить, обучает ли преподаватель студентов организовать своё рабочее место.

  4. Узнать, обучает ли преподаватель студентов навыкам контроля и самоконтроля.

Цель: определить результативность работы преподавателя по развитию устной речи обучающихся.

  1. Познакомиться с работой преподавателя по усложнению смысловой функциональной речи.

  2. познакомиться с работой преподавателя по обучению усвоению словарного состава речи.

  3. Познакомиться с работой преподавателя по усилению коммуникационных средств речи.

  4. Познакомиться с работой преподавателя над овладением студентами художественными образами, выразительными средствами языка, технических воображением, технической терминологией и т.п.

Цель: определить эффективность методического приёма мыслительной деятельности обучающихся, использование при опросе и учёте знаний.

  1. Выявить, требует ли преподаватель от обучающихся осознанности, последовательности изложения.

  2. Посмотреть, как преподаватель реагирует на затруднения при ответе.

  3. Выяснить, вовлекаются ли все обучающиеся в рецензирование ответа.

  4. Проверить, комментирует ли преподаватель ответы обучающихся.

Цель: проанализировать работу по предупреждению неуспеваемости.

  1. Просмотреть, разделяет ли преподаватель сложные задачи для слабоуспевающих на отдельные дозы, подзадачи, этапы и т.д.

  2. Выяснить, наблюдает ли преподаватель за деятельностью студентов, отмечает ли положительные моменты в их работе.

  3. Узнать, выявляет ли преподаватель типичные затруднения и ошибки в работе со слабоуспевающими и акцентирует на них внимание тех обучающихся, чтобы предупредить их повторения другими.

Цель: выявить оптимальные сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации учебной деятельности обучающихся.

  1. Определить соответствие использования. Индивидуальной формы работы характеру изучаемого материала.

  2. Определить эффективность помощи преподавателя во время индивидуальной работы обучающихся.

  3. Определить рациональность использования групповых форм учебной работы:

— сделать заключение об использовании групповых форм при дифференциации учебного материала по сложности и по характеру,

— сделать заключение о применении групповых форм за время выполнения трудных заданий, — сделать заключение об использовании фронтальных форм при изучении теоретического материала.

Методическая служба ГПОУ «Снежнянский горный техникум»

infourok.ru

Психологические цели посещения уроков

  • Определить и оценить состояние преподавания, уровня знаний, умений и навыков, развития и воспитанности учащихся.

  • Оказать методическую помощь учителю в овладении им педагогическим мастерством, инновациями в области обучения, воспитания и умственного развития учащихся.

  • Проверить, как учитель реализует на уроке принцип доступности и научности обучения, полнота и эффективность их реализации.

  • Выявить уровень работы учителя по систематизации повторения ранее изученного материала.

  • Изучить систему работы учителя по дифференциации процесса обучения на уроке.

  • Проверить, как учитель осуществляет на уроке индивидуальный подход к слабым и неуспевающим учащимся, а также и сильным и проявляющим интерес к предмету.

  • Изучить систему работы учителя по совершенствованию урока на основе применения опыта учителей-новаторов и творчески работающих.

  • Проанализировать эффективность методических приемов учителя, формирующих прочность знаний учащихся.

  • Провести наблюдение за работой учителя по формированию на уроке сознательной дисциплины.

  • Проверить, как учитель вырабатывает у первоклассников навык звукобуквенного анализа.

  • Изучить систему работы по развитию устной речи на уроках чтения и письма в период обучения грамоте.

  • Провести наблюдение за использованием дидактических игр на уроке обучения грамоте.

  • Проанализировать эффективность использования межпредметных связей для достижения глубины знаний.

  • Проанализировать эффективность использования на уроке форм и методов обучения.

  • Выявить и оценить эффективность педагогического поиска учителя по совершенствованию урока.

  • Определить результативность работы учителя по развитию устной речи учащихся.

  • Выявить оптимальные сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся.

  • Соблюдение преемственности в преподавании предметов на этапе перехода из начального в среднее звено.. Адаптация пятиклассников к работе в новых условиях обучения.

  • Соблюдение требований нормативно – правовых актов по охране прав детей на здоровье.

  • Проверить правильность выбора дозировки физических нагрузок в соответствии с физическим здоровьем обучающихся.

  • Соблюдение санитарно – гигиенических норм, воздушного, светового, теплового режимов.

  • infourok.ru

    Цели и программы посещения уроков администрацией

    Цели посещения уроков и программы их посещения

    Цель: проверить, насколько целесообразно используется дидактический и раздаточный материал.

    Программа:

    1. Выяснить, на каких этапах урока учитель использует дидактический и раздаточный материал, с какой целью.

    2. Определить, способствовал ли дидактический материал углублению знаний, их прочности, а также повышению творческой активности учащихся.

    Цель: проанализировать эффективность методических приемов учителя, формирующих прочность знаний учащихся.

    Программа:

    1. Выяснить, учит ли учитель отбирать из суммы фактов главное, основное.

    2. Посмотреть, прививает ли учитель учащимся навыки запоминания

    основных положений курса, необходимых для дальнейшего продвижения вперед.

    1. Проверить, обучает ли учитель анализу и синтезу учебного материала.

    2. Посмотреть, обучает ли учитель отвлеченному мышлению и обобщению единичных предметов и явлений в пределах школьной программы.

    Цель: проанализировать эффективность использования межпредметных связей (МПС) для достижения глубины знаний.

    Программа:

    1. Проверить, обеспечивает ли учитель смежные предметы, согласованно ли выделяет межпредметные проблемы, задания.

    2. Выявить, систематически ли использует учитель МПС.

    3. Проверить, знает ли учитель смежные предметы, согласованно ли выделяет межпредметные проблемы, задания.

    4. Посмотреть, ставит ли учитель перед учащимися конкретные познавательные цели и задачи межпредметного урока, что обеспечивает направление мысли и активное использование знаний.

    Цель: выявить оптимальные сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся.

    Программа:

    1. Определить соответствие использования индивидуальной формы ра-

    боты характеру изучаемого материала.

    1. Определить эффективность помощи учителя во время индивидуальной работы учащихся.

    2. Определить рациональность использования групповых форм учебной работы: сделать заключение об использовании групповых форм при дифференциации учебного материала по сложности и по характеру, сделать заключение о применении групповых форм за время выполнения трудных заданий, сделать заключение об использовании фронтальных форм при изучении теоретического материала.

    Цель: определить, какие приемы использует учитель для поддержания активного внимания учащихся на протяжении всего урока.

    Программа:

    1. Выяснить, четко ли учитель формирует цель и задачи предстоящих занятий, добиваясь их понимания каждым учеником.

    2. Посмотреть, использует ли учитель объекты, на которых должно быть сосредоточено внимание учащихся, устраняя по возможности все посторонние раздражители.

    3. Определить, использует ли учитель разнообразие методов обучения и видов учебной деятельности.

    4. Выяснить, использует ли учитель разнообразные способы повышения интереса учащихся к изучаемой проблеме (новизна, актуальность содержания, эффект занятий).

    5. Посмотреть, применяются ли учителем разнообразные приемы, обеспечивающие устойчивость и продуктивность внимания (эмоции, разрядка, выразительность речи).

    Цель: проанализировать деятельность учителя по привитию навыков культуры умственного труда.

    Программа:

    1. Посмотреть, приучает ли учитель учащихся планировать вид работы, ставить цели, выбирать для их достижения наиболее рациональные пути и средства.

    2. Проверить, умеют ли учащиеся распределять работу по времени.

    3. Выяснить, обучает ли учитель учащихся организации своего рабочего места.

    4. Узнать, обучает ли учитель учащихся навыкам контроля и самоконтроля.

    Цель: проанализировать работу по предупреждению неуспеваемости.

    Программа:

    1. Посмотреть, разделяет ли учитель сложные задачи для слабоуспевающих на отдельные дозы, подзадачи, этапы и т.д.

    2. Выяснить, наблюдает ли учитель за деятельностью школьников, отмечает ли положительные моменты в их работе.

    3. Узнать, выявляет ли учитель типичные затруднения и ошибки в работе со слабоуспевающими и акцентирует ли на них внимание этих учащихся, чтобы предупредить их повторение другими учениками.

    Цель: определить результативность организации методов и приемов контроля за усвоением знаний учащимися.

    Программа:

    1. Выяснить, определяет ли учитель цель контроля, т.е. ЗУН и другие результаты обучения, которые планировалось достичь при изучении темы, курса, раздела.

    2. Узнать, определяет ли учебную деятельность учитель (вопросы, задания, ответы, которые отражают усвоение отдельных понятий по данной теме).

    3. Посмотреть, составляет ли учитель задания на проверку этой деятельности.

    Цель: определить результативность работы учителя по развитию устной речи учащихся.

    Программа:

    1. Познакомиться с работой учителя по усложнению смысловой функциональной речи.

    2. Познакомиться с работой учителя по обучению усвоению словарного состава речи.

    3. Познакомиться с работой учителя по усилению коммуникативных средств речи.

    4. Познакомиться с работой учителя над овладением учащимися художественными образами, выразительными средствами языка.

    Цель: выявить и оценить эффективность педагогического поиска учителя по совершенствованию урока.

    Программа:

    1. Определить наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя, способствующих успешному решению задач реформирования школы.

    2. Выяснить, как учит учитель учащихся отбирать из суммы фактов главное, основное и как это влияет на прочность усвоения ими знаний.

    3. Проверить, способствует ли учитель выработке у учеников общеучебных и общетрудовых умений и навыков.

    4. Просмотреть, учитывает ли учитель индивидуальные особенности учащихся, а также подготовки и развития в процессе формирования у них ЗУН.

    Цель: проверить эффективность использования на уроке ТСО.

    Программа:

    1. Выявить, способствует ли ТСО повышению интереса учащихся к изучаемой цели.

    2. Определить, приучает ли ТСО учащихся к рациональности и самостоятельности приобретения знаний.

    3. Выяснить, способствует ли ТСО привитию навыков самоконтроля.

    4. Проверить, позволяют ли ТСО существенно активизировать самостоятельную деятельность учащихся.

    Цель: проанализировать эффективность использования на уроке форм и методов обучения.

    Программа:

    1. Посмотреть, правильно ли видит учитель место урока в системе других уроков по теме.

    2. Проанализировать, обоснованны ли, целесообразны ли те приемы, которые учитель использует на уроке.

    3. Посмотреть, носит ли материал научный характер.

    4. Выяснить, сочетается ли индивидуальная и фронтальная работа с групповой формой работы.

    Цель: определить эффективность методического приема мыслительной деятельности учащихся, использование при опросе и учете знаний.

    Программа:

    1. Выявить, требует ли учитель от учащихся осознанности, последовательности изложения.

    2. Посмотреть, как учитель реагирует на затруднения при ответе.

    3. Выяснить, вовлекаются ли все учащиеся в рецензирование ответа.

    4. Проверить, комментирует ли учитель ответы учащихся.

    infourok.ru

    Основные цели посещения уроков. — Дидактика — Каталог статей

    Основными целями посещения уроков является:

    ·        Помощь в выполнении профессиональных задач;

    ·        Контроль за деятельностью учителей по вопросу усвоения учащимися государственного образовательного стандарта по предметам;

    ·        Инспектирование деятельности учителей, педагогов дополнительного образования;

    ·        Контроль за соблюдением законодательства в сфере воспитания и обучения;

    ·        Повышение эффективности результатов работы школы.

     

    Цель: проанализировать эффективность методических приемов учителя, которые формируют высокий уровень учебных достижений учеников.

    Программа:

    1. Выяснить, учит ли учитель отбирать из массива учебной информации главное, основное.

    2. Проанализировать, прививает ли учитель ученикам привычки запоминания основных положений курса, необходимых для дальнейшего продвижения вперед.

    3. Проверить, учит ли учитель учеников логическим навыкам (анализа, синтеза, сравнения, систематизации и т.п.) учебного материала.

    4. Посмотреть, учит ли учитель конкретному и абстрактному мышлению и обобщению единичных предметов и явлений в пределах школьной программы.

    Цель: определить результативность организации методов и приемов оценивания учебных достижений учеников.

    Программа:

    1. Выяснить, определяет ли учитель цель контроля и оценивания, то есть конкретные результаты обучения, которых планировалось достичь при изучении темы, курса, раздела.

    2. Узнать, определяет ли учебную деятельность учитель (вопрос, задача, ответы, которые отображают усвоение отдельных понятий по данной теме).

    3. Проанализировать, составляет ли учитель задачи на проверку этой деятельности.

    Цель: проанализировать эффективность использования внутри предметных и межпредметных связей для достижения глубины усвоения учебной информации и способов учебной деятельности.

    Программа:

    1. Проверить, или обеспечивает учитель сопредельные предметы, или согласованно выделяет внутри предметные и межпредметные проблемы, задачи.

    2. Проявить, систематически ли использует учитель сопредельные предметы на такие связи.

    3. Проверить, или знает учитель сопредельные предметы, или согласованно выделяет межпредметные проблемы, задачи.

    4. Отследить, ставит ли учитель перед учениками конкретные познавательные цели и задачи межпредметного урока, который обеспечивает направление мысли и активное использование учебной информации.

     

    Цель: определить, какие приемы использует учитель для поддержки активного внимания учеников на протяжении всего урока.

    Программа:

    1. Выяснить, четко ли учитель формирует цели и задачи будущих занятий, добиваясь их понимания каждым учеником.

    2. Посмотреть, использует ли учитель объекты, на которые должна быть сосредоточено внимание учеников, отстраняя по возможности все посторонние раздражители.

    3. Определить, использует ли учитель разнообразие методов обучения и по видам учебной деятельности.

    4. Выяснить, использует ли учитель разнообразные способы повышения интереса учеников к исследуемой проблеме (новизна, актуальность содержания, эффект знаний).

    5. Посмотреть, применяются ли учителем разнообразные приемы, которые обеспечивают стойкость и производительность внимания (эмоции, разрядка, выразительность языка).

    Цель: проверить, насколько целесообразно используется дидактический и раздаточный материал.

    Программа:

    1. Выяснить, на каких этапах урока учитель использует дидактический и раздаточный материал, с которой целью.

    2. Определить, содействовал ли дидактический материал углублению знаний, их прочности, а также повышению творческой активности учеников.

    Цель: проанализировать эффективность использования на уроке форм и методов обучения.

    Программа:

    1. Посмотреть, правильно ли видит учитель место урока в системе других уроков из темы.

    2. Проанализировать, или обоснованные, или целесообразные те приемы, которые учитель использует на уроке.

    3. Посмотреть, имеет ли материал научный характер.

    4. Выяснить, соединится ли индивидуальная та фронтальная работа с групповой формой работы.

    Цель: проявить и оценить эффективность педагогического поиска учителя по совершенствованию урока.

    Программа:

    1. Определить наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя, которые оказывают содействие успешному решению задач реформирования школы.

    2. Выяснить, как учит учитель учеников отбирать из суммы фактов главное, основное и как это влияет на прочность усвоения ими знаний.

    3. Проверить, содействует ли учитель подготовке, учеников в получении обще-учебных и обще-трудовых умений и навыков.

    4. Посмотреть, учитывает ли учитель индивидуальные особенности учеников, а также подготовку и развитие в процессе формирования у них ЗУН.

    Цель: проверить эффективность использования на уроке ТСО.

    Программа:

    1. Проявить, содействует ли ТСО повышению интереса учеников к исследуемой цели.

    2. Определить, приучает ли ТСО учеников к рациональности и самостоятельности получения знаний

    .

    3. Выяснить, содействует ли ТСО прививанию привычек самоконтроля.

    4. Проверить, разрешают ли ТСО существенным образом активизировать самостоятельную деятельность учеников.

    Цель: проанализировать деятельность учителя по прививанию навыков культуры умственного труда.

    Программа:

    1. Посмотреть, приучает ли учитель учеников планировать вид работы, ставить цели, выбирать для их достижение наиболее рациональных путей и средств.

    2. Проверить, умеют ли ученики распределять работу по времени.

    3. Выяснить, учит ли учитель учеников организации своего рабочего места.

    4. Узнать, учит ли учитель учеников навыкам контроля и самоконтроля.

    Цель: определить результативность работы учителя по развития устной речи учеников.

    Программа:

    1. Познакомиться с работой учителя по осложнению смыслового функционального языка.

    2. Познакомиться с работой учителя по обучению усвоению словарного состава языка.

    3. Познакомиться с работой учителя по усилению коммуникативных средств языка.

    4. Познакомиться с работой учителя над овладением учениками художественными образами, выразительными средствами языка.

    Цель: определить эффективность методического приема умственной деятельности учеников, использование при опрашивании и учете знаний.

    Программа:

    1. Проявить, требует ли учитель от учеников осознанности, последовательности изложения.

    2. Посмотреть, как учитель реагирует на осложнение при ответе.

    3. Выяснить, втягиваются ли все ученики в рецензирование ответа.

    4. Проверить, комментирует ли учитель ответы учеников.

    Цель: проанализировать работу по предупреждению неуспеваемости.

    Программа:

    1. Посмотреть, разделяет ли учитель сложные задачи для слабо-постигающих на отдельные дозы, подзадачи, этапы и т.п.

    2. Выяснить, наблюдает ли учитель за деятельностью школьников, или отмечает положительные моменты в их работе.

    3. Узнать, обнаруживает ли учитель типичные осложнения и ошибки в работе со слабо-постигающими и или акцентирует на них внимание этих учеников, чтобы предупредить их повторение другими учениками.

    Цель: проявить оптимальные соединения фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации учебной деятельности учеников.

    Программа:

    1. Определить соответствие использования, индивидуальной формы работы характера исследуемого материала.

    2. Определить эффективность помощи учителя во время индивидуальной работы учеников.

    3. Определить рациональность использования групповых форм учебной работы: сделать вывод об использовании групповых форм при дифференциации учебного материала по сложности и характеру, сделать вывод о применении групповых форм за время выполнения трудных задач, сделать вывод об использовании фронтальных форм при изучении теоретического материала.

     

    metodkabinet62.ucoz.ru

    Регламент и правила посещения уроков

    Регламент и правила посещения уроков

    Аннотация.

    Сколько напрасных треволнений и негативных переживаний связано с посещением урока. А нельзя ли организовать эту процедуру так, чтобы она не предвещала неприятных сюрпризов? Именно такое решение и предлагают авторы статьи.

    Позитивные оценки — вначале, критика — потом

    На урок ходят с разными целями. К примеру, родители — за тем, чтобы увидеть, как учится их ребенок, а методисты — для знакомства с педагогической новацией. В любом случае учитель нуждается в том, чтобы его обязательно и заранее извещали о цели посещения. Обычно посещение регулируют специальными планами-графиками, которые доводят до сведения каждого педагога. Заметим: извещая учителя об этом, недопустимо даже интонационно выражать ему недоверие или неприязнь. Опытный методист сопроводит свое сообщение фразами «если не возражаете», «с вашего позволения».

    Содержание учебного материала влияет на методы и приемы преподавания. Поэтому для посещения отбираются уроки, на которых ярче и полнее реализуются опыт и новации учителя. Выбор определяется и тем, какое педагогическое явление планируется наблюдать. Так, об организации познавательной деятельности можно судить только по нескольким урокам с разным составом знаний, а о методах формирования системного знания — по урокам освоения теоретического материала. Обобщая инновационный опыт или интересуясь конкретным методом, необходимо иметь представление о сути изучаемых педагогических явлений. Пусть даже интуитивное ощущение этого, но оно обязательно должно быть. Наблюдение без определенной цели — непродуктивный путь. Нужно знать и те новые подходы к проблеме, которые используют другие педагоги.

    Право ознакомиться с планом урока действует исключительно в день посещения. Недолжностному лицу документы (в том числе планы) учитель показывает по своему усмотрению. Информацию об уроке посещающий записывает на бумаге, а на диктофон или видео — только с согласия учителя. Целесообразно использовать таблицы, карты, другие трафареты: они облегчают и запись, и обобщение результатов.

    В зависимости от целей фиксируется весь ход урока (например, при изучении формирования системности знаний), его фрагменты (скажем, в связи с методикой актуализации изученного) или одна из сторон учебного процесса (к примеру, учебная деятельность учащихся). Записи делаются в специальных журналах или тетрадях, что особенно важно соблюдать в период аттестации. Записывается название предмета, темы, фамилия, имя и отчество учителя, дата проведения (посещения) урока. В некоторых случаях — порядковый номер урока (первый… пятый…), количество учащихся, время, затраченное на тот или иной вид работы. Оценочные суждения, не связанные с запланированными целями, подлежат обязательному уточнению и подтверждению. Отмечаются и педагогически грамотные, и слабые моменты урока. Шум, отсутствие внимания и интереса к рассказу учителя обязательно фиксируются. При изучении позитивного опыта учитываются только методические недостатки.

    Анализ урока, если он дается на конференции или семинаре, начинается с самоанализа учителя. Потом урок оценивают посещавшие его. Должностные лица (методисты, завуч) имеют право рекомендовать, все остальные только советуют — или по своему усмотрению, или по просьбе учителя. После этого педагог может высказать свое согласие или несогласие с критикой и замечаниями. Неукоснительно соблюдается и такое правило анализа: позитивные оценки — вначале, а критика — потом. Негативную информацию о своем уроке учитель имеет право получать в частной беседе. Замалчивание недостатков наносит существенный урон учебно-воспитательному процессу.

    Все эти правила — только рекомендации, неписаные законы. А для гарантированной защиты учебно-воспитательного процесса и его субъектов требуются правила, принятые компетентным органом (педсовет, совет директоров и т.д.). Предлагаем примерный регламент посещения и анализа уроков и внеклассных мероприятий, который может быть положен в основу этого документа.

    Примерный регламент посещения и анализа уроков и внеклассных мероприятий

    1. Должностные лица и работники, обладающие правом посещать уроки.

    1.1. Без разрешения (согласия) учителя его уроки и внеклассные мероприятия могут посещать руководители школы и управления образования, работники методических кабинетов (центров).

    1.2. Другие работники (ученые, журналисты, педагоги) посещают уроки и внеклассные мероприятия с разрешения директора школы и учителя.

    1.3. Родителям для посещения урока в классе, где обучаются их дети, согласия и разрешения учителя и руководства не требуется.

    1.4. Не допускается посещение урока и внеклассного мероприятия лицами, не имеющими отношения к учебно-воспитательному процессу и его субъектам.

    1.5. Не допускается посещение уроков учащимися других классов.

    1.6. Посещать открытые уроки и внеклассные мероприятия в рамках научно-практических конференций, методических семинаров и т.д. разрешается всем участникам.

    1.7. По уважительным причинам (болезнь учителя, отсутствие на уроке большого количества учащихся из-за эпидемии и т.д.) учитель имеет право просить перенести посещение урока должностными лицами на другое время.

    2. Посещение урока или внеклассного мероприятия.

    2.1. Посещение уроков и внеклассных мероприятий должностными лицами регулируется специальным планом, утвержденным компетентным органом (педсовет) или должностным лицом (директор или его заместитель).

    2.2. График посещения уроков и внеклассных мероприятий в рамках плановых проверок доводится до сведения учителей в начале учебного года (сентябрь).

    2.3. Учителя дополнительно информируют о посещении накануне урока или в более ранние сроки (за неделю, за несколько дней).

    2.4. Посещающие обязаны убедиться в отсутствии обстоятельств, препятствующих посещению (болезнь учителя, низкая температура в классе и т.д.).

    2.5. Учителя обязательно заранее знакомят с целями посещения урока или внеклассного мероприятия.

    2.6. Учитель вправе знать имя и место работы посещающего, если тот является работником другой организации, и требовать от него предъявления служебного удостоверения.

    2.7. Должностное лицо, обладающее правом контроля, может предварительно ознакомиться с тематическим и поурочным планами учителя, с учебной программой.

    2.8. Другие работники к ознакомлению с этими документами допускаются только с разрешения учителя.

    3. Ограничения для процесса наблюдения на уроке.

    3.1. Запрещается появляться на уроке (внеклассном мероприятии) после его начала.

    3.2. Запрещается покидать урок до его завершения.

    3.3. Руководство школы может прервать свое посещение только в исключительных ситуациях (несчастный случай и т.п.).

    3.4. Запрещается вмешиваться в ход урока или внеклассного мероприятия.

    3.5. Во время урока запрещается беседовать с учащимися, задавать им вопросы и т.д.

    3.6. Запрещается выражать свое отношение к учителю, учащимся и к уроку выражением лица, мимикой и т.п.

    3.7. Посещающий обязан выключить свой мобильный телефон.

    3.8. Во время письменных работ (самостоятельных, контрольных) посещающий по предварительному соглашению с учителем может наблюдать за ходом их выполнения, прохаживаясь по классу.

    3.9. В исключительных случаях – для эвакуации детей при возникновении угрозы их жизни и здоровью – должностное лицо может прервать урок.

    3.10. Фотосъемки, аудио-, видеозаписи на уроке разрешаются только с согласия учителя и руководства школы.

    4. Наблюдение учебного процесса на уроке.

    4.1. Посещающий ведет запись своего наблюдения; должностные контролирующие лица делают записи в специальных журналах (тетрадях).

    4.2. Аудио-, видеозаписи и фотосъемки не должны нарушать ход урока и создавать помехи для восприятия учебного материала учащимися.

    4.3. Ученикам запрещается вести аудио- и видеозапись урока.

    4.4. В конце урока (но не в перемену) посещающий по согласованию с учителем и руководством школы может задать вопросы учащимся или предложить им выполнить мини-задания.

    4.5. Запрещается изменять ход и структуру урока по просьбе (требованию) посещающего.

    4.6. Посещающему отводится отдельный стол позади ученических парт; сидеть за одной партой с учеником запрещается.

    4.7. Посещающий имеет право использовать таблицы, карты для занесения результатов наблюдения.

    4.8. Посещающему запрещается задерживать учащихся после звонка на перемену.

    5. Статус информации, полученной при посещении урока.

    5.1. Информация, полученная должностным лицом школы, обладает статусом внутренней информации в рамках школы; информация, полученная работниками управления образования — внутренняя информация этого органа.

    5.2. Информация посещающего об уроке открыта для членов педагогического коллектива и управления образования.

    5.3. Члены педагогического коллектива и работники управления образования вправе ознакомиться с информацией об уроке, на котором был посещающий.

    5.4. Руководство школы и управления образования может ограничить распространение этой информации из соображений педагогической целесообразности и такта.

    5.5. Информацию посещающего об уроке категорически запрещается доводить до сведения учащихся и родителей.

    5.6. Фото, аудио- и видеоматериалы с информацией об уроке могут использоваться в средствах массовой информации с разрешения учителя, руководства школы, управления образования и посещающего.

    5.7. При использовании фото, аудио-, видеоматериалов в СМИ обеспечивается соблюдение авторских прав учителя.

    6. Анализ посещенного урока.

    6.1. Должностные лица, посетившие урок, обязаны дать анализ урока.

    6.2. Работники других организаций дают анализ лишь по просьбе учителя.

    6.3. Родители в интересах своего ребенка имеют право доводить свое мнение об уроке до сведения учителя и руководителей школы.

    6.4. Педагогам школы, посетившим урок, дается время на подготовку анализа и своего выступления по нему.

    6.5. Посетившим урок запрещается давать его анализ на перемене.

    6.6. Анализ дается в день урока (единственного или завершающего серию посещений) по окончании всех учебных занятий; отодвигать срок не рекомендуется.

    6.7. В ходе анализа не разрешается выступать работникам, не посещавшим урок; руководители школы, не посещавшие урок, могут участвовать в анализе в качестве ведущих.

    6.8. Педагог имеет право слушать анализ и оценку своего урока посещавшими этот урок.

    6.9. Учитель имеет право на самоанализ своего урока перед выступлениями посещавших его урок и на заключительное слово о своем согласии или несогласии с выступавшими.

    6.10. Учитель обязан реализовать рекомендации и замечания, высказанные должностными лицами.

    6.11. Учитель сам решает, участвовать ли ему в обсуждении его урока, проходившего в рамках научно-практической конференции, семинара, обмена опытом.

    6.12. Посещающий, который изучает позитивный или инновационный опыт учителя, обязан довести до сведения учителя свое мнение об этих сторонах его урока.

    6.13. Посетившие урок недолжностные лица могут по своему усмотрению дать рекомендации по улучшению учебно-воспитательного процесса.

    6.14. Посещение уроков в период аттестации завершается составлением заключения о соответствии педагогической деятельности учителя квалификационным требованиям той или иной категории.

    7. Документы, отражающие посещение уроков.

    7.1. Записи, сделанные должностными лицами при посещении уроков, обладают статусом документа и должны иметь признаки документа.

    7.2. Сроки хранения таких документов – 5 лет, т.е. продолжительность межаттестационного периода.

    7.3. Посещение уроков в рамках аттестации и других плановых проверок завершается составлением справки, имеющей статус и признаки документа.

    7.4. Учитель имеет право ознакомиться с содержанием записей посетивших его урок в рамках аттестации или плановых проверок.

    7.5. Учитель обязательно и под роспись должен быть ознакомлен со всеми документами, составленными после посещения его уроков.

    7.6. Решение вопроса об ознакомлении с этими документами других членов коллектива находится в компетенции руководства школы.

    7.7. Запрещается знакомить родителей и учащихся с документами, характеризующими урок учителя.

    8. Сроки действия регламента и порядок его изменения.

    8.1. Регламент утверждается педагогическим советом школы.

    8.2. Изменения (дополнения) в регламент вносятся педагогическим советом школы.

    8.3. Срок действия настоящего регламента не ограничен.

    Правила посещения и анализа уроков

    Отсутствие документа, регламентирующего посещение урока, — это источник конфликтных ситуаций и субъективных оценок работы учителя. Наблюдатель на уроке — ситуация стрессовая, она наносит неоспоримый вред здоровью учащихся и учителя, негативно отражается на знаниях, умениях и навыках учеников. Конечно, настроение, психическое состояние учителя, урок которого наблюдают, зависит не только от наличия и выполнения регламента. Регламент не устранит ханжество. Нужны здоровые взаимоотношения педагогов и руководителей школы. Предлагаем примерный свод правил, способствующих этому и распространяющихся на посещение уроков.

    • Не возлагать функции контроля на педагога, находящегося в конфликте с коллегами.

    • Начинать анализ урока с позитивных оценок.

    • Не сравнивать одного учителя с другим.

    • Не использовать суждения типа «мне этот методический прием понравился», вызывающие сомнение в объективности оценки.

    • Не перечислять использованные учителем методические, технические, наглядные приемы и средства обучения, не описывать структуру урока. Вкладывать эту информацию в содержание оценочных суждений.

    • Оценивать педагогические явления только с точки зрения грамотности применения.

    • Строить оценочные суждения на основе научно-методической терминологии.

    • Давать конкретные и вежливые оценки.

    • Наблюдатель, преподающий другой предмет, не вправе анализировать урок; по просьбе учителя он может только дать оценку с общепедагогических позиций.

    • Директор и его заместители, преподающие другой предмет, обязаны давать квалифицированный анализ урока.

    • Посещающий педагог должен знать школьные основы науки, заложенной в учебный предмет.

    • Должностное лицо высказывает свое мнение последним, после других выступающих.

    • Анализ проходит под руководством «ведущего» — руководителя методобъединения, кафедры или замдиректора, курирующего предмет.

    • Анализ урока протоколируется; учитель, урок которого анализировался, должен быть обязательно ознакомлен с протоколом.

    • С протоколом обсуждения урока имеют право ознакомиться посещавшие урок педагоги.

    • Выступающий не повторяет оценки других выступавших, высказывает лишь согласие или несогласие с ними. В случае несогласия с мнением других обязательно обосновывает и доказывает свою позицию.

    • Каждый выступающий может высказывать свою точку зрения, принимать участие в возникающих спорах.

    • Перед или в процессе анализа каждый может обратиться к учителю с просьбой уточнить тот или иной аспект урока.

    © Журнал «Директор школы» № 3, 2008

    infourok.ru

    Основные цели посещения уроков завучем

    В ходе работы в школе учителям то и дело приходится сталкиваться с различного рода проверками. Мы разберем с вами, каковы цели посещения уроков завучем и как зачастую проходит данная форма проверки, на какие моменты обращает внимание проверяющий.

    Основные цели

    Посещение и анализ уроков учителей — одна из должностных обязанностей администрации школы. Зачастую завуч должен оповестить учителя о проверке заранее, в письменном виде. Лучше всего, если это будет хотя бы за день до проведения урока. Правда, далеко не во всех учебных заведениях администрация придерживается данного правила. В уведомлении должны быть указаны время и цель посещения урока.

    Основные цели посещения уроков завучем — это:

    1. Контроль качества обучения, знаний и навыков, умений учащихся.

    2. Проверка состояния учебно-воспитательного процесса.

    3. Помощь начинающим учителям в овладении педагогическим мастерством, методикой преподавания.

    4. Выяснение причин неудач и успехов учителя.

    5. Проверка дисциплины учащихся, посещаемости, соблюдений правил школы.

    Моменты, на которые обращают внимание при проверке

    Какова основная задача, которую преследует посещение уроков завучем? Анализ урока и составление замечаний и рекомендаций. В ходе проверки завуч делает пометки, составляет опросник, список замечаний и пожеланий, отмечает понравившиеся моменты.

    В ходе урока обращается внимание на следующие моменты:

    1. Правильность постановки цели урока и доведение ее до учащихся.

    2. Достижение поставленной цели в ходе урока.

    3. Структура урока, ее продуманность, выбор форм обучения.

    4. Наличие плана урока, личная подготовка учителя также относится к основной цели посещения уроков завучем.

    5. Соответствие содержания урока современным государственным стандартам.

    6. Организация самостоятельной работы учащихся.

    7. Анализ работы учащихся на уроке, их поведения, активности.

    8. Культура общения учителя с учащимися, соблюдение норм этики и такта.

    9. Оценка домашнего задания – его объем и цель.

    Это далеко не весь перечень моментов, на которые обращает внимание проверяющий. Их перечень во многом зависит от цели посещения уроков завучем.

    Беседа по итогам проверки

    После проверки завуч приглашает педагога для анализа проведенного урока. Зачастую руководство предпочитает обсудить с педагогом занятие сразу же после его проведения, что в корне неправильно. Анализ урока лучше всего проводить по окончании всех уроков, в спокойной, тихой обстановке, без лишней спешки.

    Во время анализа урока завуч может попросить педагога провести самоанализ урока, рассказать о том, какие моменты, по мнению учителя, были удачны, какие ошибки он допустил во время урока.

    Учитывая то, что проверка профессионализма начинающих преподавателей одна из частых причин, которую преследует посещение уроков завучем, анализ урока поможет не только выявить слабые места в методике преподавания, но и найти пути устранения проблем.

    Так, выслушав мнение учителя об уроке, завуч может дополнить рассказ педагога, внести свои предложения и рекомендации по устранению наиболее частых, типичных ошибок преподавателя. Все это поможет повысить профессиональный уровень педагога.

    Выводы

    Посещение уроков завучем школы – одна из наиболее частых проверок, к которым следует относиться как к рабочим моментам. В ходе проверки анализируются не столько личностные, сколько профессиональные качества педагога, проверяется его умение правильно и интересно преподать свой предмет. В результате анализа урока завуч может дать учителю ряд советов и рекомендаций по исправлению ошибок, порекомендовать использовать новые методы и формы обучения, посетить коллег, почитать дополнительную литературу по методике преподавания своего предмета.

    fb.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *