cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Задания звук а буква а – Обучение грамоте «Звук [а] и буква А»

Обучение грамоте «Звук [а] и буква А»

На нашем первом интернет уроке обучения грамоте мы с вами отправимся в страну звуков и букв, где каждый, кто захочет, может научиться читать и писать.

В мире много разных звуков: шум дождя, стук по дереву дятла, шелест листвы, шум моря, сигнал автомобиля, лай собаки, речь человека.

Все звуки можно разделить на речевые и неречевые. К неречевым звукам относятся звуки окружающего мира, а звуки, которые мы слышим, когда говорит человек, называется речевыми. Первый звук, с которым мы познакомимся — это звук [а]

 

Назовите, что изображено на рисунке. Найдите одинаковый звук в словах:

 

 

Верно, арбуз, аист, аквариум, апельсин. У всех этих слов первый звук [а].

Давайте все вместе глубоко вдохнем через нос, а выдыхая произнесем звук [а] широко открыв рот, сначала тихо, ааа…, затем громко, ааа…. Повторить 2 раза.

Какой это звук? Гласный или согласный? Докажите…

1.

  • Назовите слова, в которых звук [а] был бы в начале….
  • Назовите слова в которых звук [а] был бы в середине….
  • в которых звук [а] был бы в конце слова….
  • Назовите имена людей, названия городов, рек, стран, которые начинаются на звук [а]
  • Подберите слова с одним звуком [а] …..  с двумя звуками [а] …… с тремя звуками [а]

2. «Узнайте звук». Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук

[a].

Арбуз, аист, стол, банка, Валя, стул, парта, дом, зима, горка, карандаш, ручка, нож, роща, оса, роза, окунь, парта, солнце, небо, дерево, ручка, карандаш, портфель, оценка, хлеб, альбом, береза, друг, иней, заяц, петух, класс, мороз.

3. Игра «Любопытный». На любой вопрос отвечайте только слова, которые начинаются со звука [а] 

  1. Как тебя зовут?….
  2. А фамилия твоя?….
  3. Откуда ты приехал?…
  4. Что ты видел по дороге?
  5. Что ты сегодня ел на завтрак?
  6. Как зовут твою маму?….
  7. Какой подарок привезешь ты маме?….

4. Игра «Четвёртый лишний»

Посмотри на картинки, назови «лишний» предмет, объясни почему ты так думаешь…

 

 

Ответ: Это зонт, так как все остальные слова начинаются со звука [а].

5. Доскажи словечко

Чтоб тебя я повёз,Мне не нужен овёс.Накорми меня бензином,

На копытца дай резины,

И тогда, поднявши пыль,

Побежит…   (автомобиль)

***

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит.

Это доктор…   (Айболит)

***

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называются все…   (алфавит)

6. Найдите на рисунке слова на звук [а]

 

А откуда же к нам пришел звук [а]? У него есть домик, он там живет, и домик этот называется – буква А.

«А» шалашик, посмотри, и скамеечка внутри.

А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко…

 

Учимся красиво писать

Распечатайте и выполните задание…

1.

 

2. Найди спрятанные буквы А

 

 

3. Определи букву в неправильном положении.

 

 

4. Определи букву в неправильном положении.

 

5. Распечатайте и раскрасьте…

А вы знаете почему буква А стоит первая в алфавите? Послушайте сказку…

В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и страшно спорили: почему это А самая первая буква алфавита?
— Долой самозванку А!-кричали гласные буквы.
-Да здравствует «Абракадабра»! ( то есть неразбериха ).
-Что же это делается, а?-шипели шипящие.
-Букву, с которой начинается «ангина»и «акула», ставить во главе азбуки!
Ничего себе ш-шуточки…
-Всё правильно,-молча думали согласные буквы,-ведь недаром самые вкусные вещи-арбуз, абрикос, ананас-начинаются на А.
Но громче всех кричала буква Я.
-Я не понимаю, почему всё же первая А, а не Я?

-А потому,- сказала молчавшая до сих пор А, -что самое первое слово каждого малыша начинается на А.
-Это какое же такое слово?-не унималась Я.
-Агу, -сказала А.-И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!
-Так!-сказал твёрдый знак. (Г.Юдин).

 

6.

 

Посмотрите, как пишется буква «А». Буква «А» начинают писать с нижнего левого угла, поднимаются вверх к середине квадрата, а затем опускаются в правый нижний угол. После этого в середине квадрата соединяют линией две наклонные палочки.

Игра «Буква потерялась» 

  • … кула
  • ..кв…риум
  • …стр…
  • …ист
  • б…р…б…н
  • ст…к…н
  • н…гр…д…
  • ст…рт

Игра «Буква рассыпалась»

  • АРСТА
  • АЗУБР
  • ААРМ
  • ААММ

Игра «Шторм». Помогите поставить слова на своё место. 

Разыгралась буря. Волны обрушились на палубу корабля. Всё перепуталось, книги рассыпались.

Из одного стихотворения исчезли слова: август, аппетит, астры, апельсины. Попробуйте вернуть их на место.

….выпал жаркий- жаркий.
Ах, как душно в зоопарке!
… пропал у пони.
…. вянут на газоне,
А мартышка не страдает —
…. уплетает!

Игра «Шарады»

Роли я играл на сцене,
Выступал я на арене,
Буквы, видно, подшутили —
В утварь взяли превратили,
И теперь на кухне ловко
Натираю я морковку

*Утварь — предметы интерьера, кухонная и столовая посуда. 

Я — сборник карт; от ударения
Зависят два моих значения:
Захочешь — превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани я.

Ответы на шарады: актёр-тёрка, Атлас — атлАс

Словарь
  • абажур — это колпак для лампы, светильника. 
  • абонемент — это право пользования чем-либо на определённый срок (например, абонемент на каток, в бассейн и т. д.),
  • абсурд — это бессмыслица, нелепость
  • авантюра — это приключение
  • автобиография — это описание человеком событий собственной жизни. 
  • авторитет -это качество человека, когда его очень уважают окружающие люди за его дела, познания, жизненный опыт, это заслуженное доверие.
  • аксессуар — это вещи, хорошо дополняющие внешний вид чего-либо. Например, у телефона брелок
  • акцент — это приём подчеркивания цветом, светом, линией или расположением в пространстве той детали, на которую нужно обратить внимание зрителя. Например, в одежде акцент на украшения.
  • аномалия — это отклонение от нормы. Например, в этом году была аномальное лето, то есть не такое как всегда.
  • аншлаг — это ситуация, когда все билеты на спектакль, представление и т. п. распроданы, а места в зале заполнены до отказа.
  • аргумент -это довод, доказательство. Например, приведи мне аргументы, то есть доказательства. 
  • афиша — это  реклама, анонс о предстоящем событии, которое расклеивается на улицах.
Крылатые выражения или фразеологизмы
  • Авось — действовать полагаясь на случайность. Например, не буду учить стихотворение. Авось повезёт, не спросят.
  • Америку открывать — говорить о том, что уже давно всем известно. Например, «А ты знаешь, что кит самое большое млекопитающее на Земле.

www.klass39.ru

Конспект урока «Звук [а] буква А»

Тема: Звук [а]. Буква А.

Тип урока: комбинированный.

Цель: познакомить учащихся со звуком [а] и буквой А.

Задачи:

  • Образовательная: познакомить детей с употреблением в речи звука [а] и буквы А, учить выделять из слов на слух гласный звук [а], узнавать графический   образ этих букв.

  • Развивающая: развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей.

  • Воспитательная: воспитывать культуру поведения, желание помочь тем, кто попал в беду.

Оборудование: Касса букв, изображение Айболита, рисунок с изображением (арбуза, апельсина, ананаса, астры), ручка, тетрадь, учебник, доска, раздаточный материал для рефлексии.

Литература: Горецкий, В.Г. Азбука. 1 класс. Учебник / В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская. — М.: Просвещение/Учебник, 2013. -2 ч.- 128 с.: ил. – (Школа России)

       Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Формулирование темы урока.

  3. Изучение нового материала.

  4. Физминутка.

  5. Закрепление изученного.

  6. Итог занятия. Рефлексия.

Оформление доски:

Число.

Классная работа.

                           
 

Ход урока.
I. Организационный момент.

Учись читать!

Учись читать!

Важнее нет науки!

Тот, кто сумеет сам читать,

Совсем не знает скуки.

II. Формулирование темы урока.

— Отгадайте загадку:

 Всех на свете он добрей,

 Лечит он больных зверей,

 И однажды бегемота

  Вытащил он из болота,

 Он известен, знаменит

  Это доктор…… (Айболит).

-Правильно!

-У нас сегодня в гостях Доктор Айболит. Кто такой доктор Айболит? (Доктор, который лечит зверей)

-Молодцы, правильно! Он лечит больных зверей.

-Скажите ребята, какой звук слышится в начале слова Айболит?  (А)

-Что надо говорить, когда доктор осматривает ваше горло?  (А-а-а!)

— А как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа…)

— С каким новым звуком мы с вами сегодня познакомимся на уроке?  (звуком А)

— Молодцы! Мы сегодня с вами познакомимся со звуком [а] .

-Ребята, доктор Айболит спрашивает, почему его называют Айболитом? (Когда что-то болит, говорят: «Ай болит!»)

-А каких зверей он лечил? Назовите только тех из них, в название которых слышится звук [а]. (обезьяна, лиса, белка, заяц, жираф)

-Очень хорошо!

— Скажите, какие фрукты , имеющие в названии звук [а], растут в Африке? (Мандарин, апельсин, айва, абрикос, авокадо).

-Правильно!

-Айболит очень любит лечить зверей лекарственными травами. А какие лекарственные травы знакомы вам? (Малина, ромашка, липа, мята  и т.д.)  

-Молодцы!

-Сколько звуков [а] слышится в словах : малина, ромашка, липа, мята?

-Молодцы!

-Ребята, звук  [а] обозначают буквой А . А теперь познакомимся с этой буквой.

-Первая-заглавная буква-А, вторая-строчная буква а. Заглавные буквы нужны для того, чтобы показать на письме начало предложения, кроме того, некоторые слова принято писать с большой буквы. Например, имена людей, название рек, городов и т.д. Постепенно вы узнаете об этих правилах русского языка.

-А сейчас я Вам прочту стихотворение про букву А.

А- начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко,

Ноги ставит широко.

III. Изучение нового материала.

– Найдите в своих кассах печатную букву А и покажите.

– Какой звук обозначен этой буквой, произносим хором (а- а- а- а.)

–Какой он гласный или согласный? (гласный)

Звук [А] – гласный.  Его можно спеть. Попробуйте(Аааааа)

Мы используем голос, чтобы произнести звук [А]. Струя воздуха выходит изо рта свободно, ей ничто не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык. Раньше вместо слова «голос» говорили «глас», поэтому звуки, которые произносятся только при помощи голоса, назвали гласными.

-А теперь вместе со мной повторяем:

Астра, азбука, айва

Начинается на А,

И кончаются на А

Астра, азбука, айва.

-Очень хорошо!

3.Ребята, назовите что изображено на рисунке? (Арбуз, апельсин, ананас, астра)

— С какого звука они начинаются? (все слова начинаются со звука [а]).

— Какая картинка лишняя? (Лишняя — астра. Это цветок. Его нельзя есть. Он не съедобный.)

_Молодцы!  А теперь продолжим урок, поиграем в такую игру:

Игра «Доскажи словечки».

-Я начинаю стихотворение, а вы должны закончить:

     Он большой, как мяч футбольный,

     Если спелый все довольны.

     Так приятен он на вкус,

     И зовут его….(арбуз)

-Правильно, арбуз. Следующее стихотворение:

     Чтоб тебя я повез,

     Мне не нужен овес.

     Накорми меня бензином,

     На копытца дай резины.

     И тогда, поднявший пыль,

     Побежит …(автомобиль)

 -Правильно, автомобиль.

     Вот два столба наискосок,

     Между ними поясок.

     Ты эту букву знаешь? А?

     Перед тобою буква…  (А)

-Молодцы! Вы очень хорошо справились с этим заданием. 

 -Ребята! Звук [А] на письме обозначается буквой А. Раскрасьте букву А в красный цвет. Буква А, как и звук [а], называется гласной.

-А теперь придумайте слова со звукам [а] (Азбука, мама, рама, папа, чаша, Маша, таракан, капкан, канат, лапа, стакан, арба, панда, радуга, айва, гамак).

-Молодцы!

— Как вы думаете. Из чего можно сделать буквы? (листики, прутики, карандаши)

— Буквы можно сделать из чего угодно, попробуйте сейчас сделать букву А из карандашей, счетных палочек и прочего.

— Напишите букву в воздухе, на столе;( выложить печатную букву из выбранных материалов).

— Молодцы! А теперь давайте прочитаем нашу букву А. Сначала шепотом, затем вполголоса, потом погромче. А после так громко, чтоб тебя услышали во всем мире.

IV. Физминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветерок все тише-тише

Деревцо все выше-выше!

V. Закрепление изученного.

-Мы с вами отдохнули. А теперь давайте поиграем в игру.

Игра «Кто внимательный?»

– Я называю слова, если звук [а] в начале – встаём, в середине — топаем ногами, в конце – хлопаем в ладоши.

1-й раз – арбуз- встали, тетради –топаем, дома –хлопаем,

2-й раз – апельсин – встать, лекарство — топаем, доска- хлопаем.

3-й раз-Амур-встали,  лошади-топаем,  лягушка-хлопаем.

-Ребята, вы любите сказки? Сейчас я прочитаю вам сказку, но сказка с заданием. Вы должны запомнить слова со звуком  [а] , которые встретятся вам в сказке.

     «Почему А первая?»

      В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезли из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?

— Долой самозванку А! – кричали гласные буквы. -Да здравствует «Абракадабра»! (то есть неразбериха).

— Что же это делается, а?- шипели шипящие. –Букву, с которой начинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-шуточки…

— Все правильно,- молча думали гласные буквы,-ведь недаром самые вкусные вещи- арбуз , апельсин, абрикос, ананас-начинаются на А.

       Но громче всех кричала буква Я.

-Я не понимаю, почему все же первая  А, а не Я?!

— А потому, -сказала молчавшая до сих пор А, -что самое первое слово каждого малыша начинается на А.

— Это какое же такое слово?-неунималась Я.

— Агу, -сказала А. –И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике . А всем известно , что адмирал должен быть всегда впереди!

-Так!-сказал твердый знак.

-Вот такая история случилась с буквой А. После того случая буквы жили дружно и никогда не ссорились.

-Какие слова вы запомнили?( дети называют слова)

-Молодцы! Много слов вы запомнили.

      

VI. Итог занятия. Рефлексия.

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Что особенно запомнилось на уроке? Почему?

— Что вызвало затруднение? Почему?

infourok.ru

Урок обучения грамоте. Буква А. Звук А.

Программа «Перспектива»

Учебник «Азбука» Автор: Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.

Тема урока: Звук [а ], буквы А, а.

Учитель начальных классов

Дьяченко Виктория Юрьевна

Цели урока: 1. Познакомить учащихся со звуком [а]; формировать умение выделять звук [а] из речи; познакомить детей с буквами А, а; формировать навык чтения;

2. Развивать фонематический слух, внимание, логическое и

ассоциативное мышление, речь детей; развивать мелкие мышцы пальцев.

3. Прививать интерес к чтению; воспитывать любовь и бережное

отношение к цветам.

Ход урока:

1. Организация начала урока.

2. Повторение изученного материала.

Мы начинаем урок.

— Что я сейчас произнесла? (предложение)

— Как догадались, что это предложение? (Предложение имеет законченную мысль, в предложении несколько слов).

— Сколько слов в этом предложении? (Три слова).

— Какое первое слово? (Мы).

— Второе слово? (начинаем).

-Третье? (урок).

— Даша, пойдёт к доске и запишет это предложение схемой. А все остальные ребята начертят схему в тетради.

(Проверка учителем схем) I .

— Из чего состоит предложение? (из слов).

— А слова состоят из? (звуков)

3. Подготовка к новой теме.

— Что можете сказать о звуках? (Звуки слышим и произносим).

— На какие две группы можно разделить все звуки? (На гласные и согласные).

— Что узнали про гласные звуки? (При произношении гласных звуков не встречаются преграды; их можно пропеть; они бывают ударными и безударными; гласные звуки обозначают красным цветом).

— Что узнали про согласные звуки? (При произношении согласных звуков встречаются преграды; их нельзя пропеть; они бывают мягкими и твёрдыми; глухими и звонкими; парными и непарными; твёрдые согласные обозначают синим цветом, а мягкие согласные – зелёным цветом).

4. Сообщение темы и цели урока.

— Ребята, сегодня у вас необычный день. Сегодня мы начинаем путешествие в «Мир Азбуки», где мы будем каждый день знакомиться с новым звуком. Сегодня День Первой буквы. Кто подскажет какая буква в Азбуке первая? (А).

— На уроке вы познакомитесь с гласным звуком [а], узнаете, какими буквами обозначается этот звук. Научитесь выделять в речи звук [а].

5. Изучение нового материала.

1).Занимательный материал о букве «А».

Загадки:

1) Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит,

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Автобус)

— Назовите еще один транспорт, название которого начинается со звука А. (автомобиль)

2) Листья клёна пожелтели.

В страны юга улетели

Быстрокрылые стрижи.

Что за месяц, подскажи. (Август)

— Какой еще месяц начинается со звука А? (апрель).

3) Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор …. (Айболит)

— Из какой сказки пришёл доктор Айболит?

— Кто её автор?

— С какого звука начинались все наши отгадки? (А)

2) Физминутка. «АИСТ»

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

(Машем руками,  будто крыльями)

Топай правою ногой, (топаем)

Снова  — правою ногой, (топаем)

Снова левою ногой,

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придёшь домой.

(Ходьба на месте, высоко поднимая ноги)

3) Фонетическая зарядка.

— Какой звук издаёт человек, когда врач просит открыть рот, чтобы осмотреть горло? (Звук [а]).

— Какой звук издаёт мама, когда укачивает ребёнка? (Звук [а]).

4) Упражнение в нахождении звука [а].

— Звук [а] можно услышать в начале слова, в середине слова, в конце слова.

— Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в начале слова. (Дети приводят примеры: арбуз, аист, …).

— Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в середине слова. (Дети приводят примеры: палка, парта, …).

— Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в конце слова. (Дети приводят примеры: ученица, азбука, …).

5) А теперь поиграем в игру «Услышь звук»

— Я буду называть слова. Если в этом слове есть звук А в любом месте – вы хлопаете, если нет – тишина.

Слова: мост, веснА, Абрикос, вАзА, стул, весло, бАня, МишА, стекло, Артист, сумкА, сАнки.

5) Знакомство с буквами Аа.

— Звук [а] обозначается буквой Аа (показ карточки с буквами Аа).

— Эти буквы печатные. Буква А – заглавная, большая; буква а – строчная, маленькая. Постепенно вы узнаете, какие слова принято печатать с заглавной большой буквы, а какие — с маленькой, строчной буквы. Печатные буквы встречаются в книгах, журналах, газетах.

Вот два столба наискосок,

А между ними — поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

— На что похожа буква А? (На ракету, на столбы, …).

6) Работа по учебнику «Азбука» стр 68

— Какая птица изображена вверху? (Аист)

— Какой звук в этом слове стоит первым? (Звук [а]).

— Расшифруйте ребус:

Рука зажата в …кулак. Отбросьте последнюю букву, получилось …кула.., добавьте вперед А. Что получилось? (Акула)

-Давайте разберем звуко-буквенную схему слова акула

Первый звук А – гласный, второй звук К – согласный твердый, третий звук У- гласный, четвертый звук Л -согласный твердый, последний звук А-гласный.

Аналогично идет звуко-буквенный разбор слова лиса.

— Какой доктор лечит больных зверей? (Айболит)

— Кто пришел к Айболиту? (лиса)

— Что с ней случилось? (укусила оса)

— Где стоит звук А в слове оса? (в конце)

— Прочтите предложение по схеме и вы узнаете что делает Айболит.

(Айболит лечит лису)

— Сделайте схему этого предложения в тетради.

— Каких еще животных лечил Айболит?

Составьте о них предложения по схеме. (ответы детей)

Физминутка «Антилопа»

Антилопе каждый день
Поразмяться уж не лень.
Встанет рано поутру,
Скачет быстро по двору.
Головой своей качает,
Повороты выполняет.

6. Закрепление изученного материала.

— Откройте Пропись «Мой Алфавит» стр 6.

— Внизу даны схемы слов, в которых есть буква А. Давайте вместе найдем место букве А в этих словах и впишем ее туда.

бАнАн, грушА, репА. А в слове лук есть буква а? (Нет)

— А теперь отгадайте загадку.

Далеко на юге где-то

Он растет зимой и летом.

Удивит собою нас

Толстокожий … (ананас)

— Сколько букв А в слове ананас? (3). Впишите их в нужные места схемы на стр.7

— А теперь раскрасьте ананас, как показано в схеме.

— Какой звук изучили? (Звук [а]).

— Какими буквами обозначается звук [а]? (Буквами Аа).

— А теперь послушайте стишок.

Астра, азбука, айва

Начинаются на А,

И кончаются на А

Астра, азбука, айва.

— Кто может повторить стишок? (2-3 ученика читают по памяти)

Заучивание стихотворения.

А в Д

Д а В

О Я а

Игра на внимание «Найди букву Аа».

— Сколько букв А а нашли в квадрате? (3).

7. Подведение итогов.

— Что нового узнали на уроке?

— Какие задания были самыми интересными?

— Что вызывало затруднение? Почему?

— Какие новые слова узнали?

— Что общего у этих слов? (Звук [a], буквы А а).

— Найдите в алфавите букву Аа. (Ученик выходит к доске и показывает в алфавите букву Аа).

— С сегодняшнего дня изученные буквы будем помещать на «ленту букв». (Учитель вставляет букву «а»).

а

8. Организация на перемену.

— Спасибо за урок! Молодцы!

infourok.ru

Знакомство со звуком (а) и буквой А. — «Дошколенок.ру»

Знакомство со звуком (а) и буквой А.

Цель: познакомить детей с гласным звуком а и буквой А. Учить подбирать слова со звуком а в начале, середине и конце слова. Дать первое понятие о гласном звуке. Развивать мелкую моторику, ориентировки на листе с наклонными линиями при печатании буквы А.

Оборудование: кукла, картинки: арбуз, Айболит, автобус; картинка с изображением буквы А, карандаши красного цвета, простые карандаши, счетные палочки, мяч.

                                         Ход занятия

Оргмомент

— Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задания.

— Что называют звуком? (это то, что мы произносим и слышим)

— Что называют буквой? (это то, что мы пишем и видим)

Отгадайте загадки.

Что за чудо — синий дом!

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды из болота

Вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит.

Это доктор …. (Айболит)

    Он большой, как мяч футбольный,

    Если спеет, все довольны,

    Так приятен он на вкус.

    А зовут его …(арбуз)

— Какой звук вы слышите в этих словах?

— Правильно, слышится звук «А».

Артикуляция звука.

— Давайте вместе произнесем звук «А».

Широко рот открываем

Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

Рот широко открыт .

Губы спокойны (не напряжены и не округлены) .

Кончик языка находится у нижних зубов, язык плоский.

— Когда мы произносим звук, как выходит из ротика воздух? (легко, свободно)

— Есть ли преграда? (воздух не встречает преграды)

Если при произношении звука воздух из ротика выходит легко и свободно, не встречает преград, то такой звук называется гласным.

— Каким цветом он обозначается?

Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»:

а, у, о, а, ы, и, а, э, у, а.

ом, уф, ам, ур, ат, ит, ык, ар, ау, ок

сом, кот, рак, азбука, ананас, ангел, индюк, Англия, умный, овощ, туфли, тапки, бант, бинт, бунт.

Игра «Где звук?» (в начале, в середине или в конце слова)

Аист, туча, астра, автобус, вата, рама, ракета, глина, река, камень, танк, труба, тайна, мышка, зима, рак, клад, луна, парк?

Игра «Придумай слово со звуком А» игра с мячом

(- в начале слова, в середине слова, в конце слова)

                                      Игра «Придумай предложение»

(придумайте предложение со словом Аня)

Физкультминутка. Аист.

— Аист, аист длинноногий

Покажи домой дорогу.

— Топай правою ногой,

Снова – правою ногой.

Снова – левою ногой

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

На зарядку солнышко

Поднимает нас.

Поднимаем руки мы.

По команде – раз!

А над нами весело

Шелестит листва

Опускаем руки мы.

По команде – два.

Знакомство с буквой «А». Показ буквы «А».

— Вот буква вроде шалаша.

Не правда, ль буква хороша!

И хоть она проста на вид,

А начинает Алфавит.

— Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А!

— На что похожа буква А?

— Из скольких элементов состоит буква?

Игра «Найди букву А»

Выкладывание буквы из палочек.

— Постройте букву А из пальчиков. Кто догадался, как это можно сделать?

Прорисовывание буквы в воздухе.

Печатание буквы.

 – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

(Рука сжата в кулачок) Мы делили апельсин.

 (Крутим кулачком вправо-влево) Много нас, а он один!

(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого) Эта долька для ежа, (Разгибаем указательный пальчик) Эта долька для чижа,

 (Разгибаем средний пальчик) Эта долька для утят,

 (Разгибаем безымянный пальчик) Эта долька для котят,

(Разгибаем мизинчик) Эта долька для бобра,

(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево) Ну, а волку — кожура.

(Двумя руками показываем волчью пасть) Он сердит на нас — беда!

(Складываем руки домиком) В домик прячемся — сюда!

— Кукле Ане пора возвращаться домой. Давайте ей скажем до свидания!

Итог:

— Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

— С какой буквой?

— Каким цветом обозначаем?

 

 

 

 

 

blog.dohcolonoc.ru

Изучаем буквы в действии!: Буква А

1. Найти слова на букву А

2. Занятие: буква А («Игры на развитие речи»), формат А5

3. Разукрашивание буквы А


4. Найти спрятанную букву А и разукрасить её
5. Найти стилизованную букву А (источник)
7. Развитие фонематического восприятия (источник)

а) присесть на звук “А” из ряда гласных звуков;
=> А  О  У  А  И  М  А  А  У б) подпрыгнуть на слог со звуком “А”;
=> НО   МУ   МА   АМ  ТУ   ИА   НИ   БА

в) повторить только слова со звуком “А”:

=> арбуз, ананас, утюг, индюк, окна……

=> Аня, Оля, Антон, Ася, Алина, Уля……


8. Образование относительных прилагательных

сок из ананаса – ананасовый;

сок из апельсин –

сок из айвы –

сок из арбуз –

сок из абрикос –


9. Развитие мелкой моторики «Акула» (отсюда)

Приплывали две севрюги,

Двумя ладонями дети изображают, как плывут севрюги.

У них спины словно дуги.

Выгибают ладони тыльной стороной вверх.

Налетели с двух сторон.

Изображают, как севрюги плывут навстречу друг другу.

Ты, акула , выйди вон.

Делают  ладонями  отталкивающее движение.

10. Найти продукты на букву А

12. «Уроки логопеда. Учим буквы» (здесь) 13. «Звуки и буквы» (взято здесь) 14. В аленьком цветочке спрятались буквы А. Давай их найдём и обведём! (здесь)

16. «Найди букву А»

Я высыпала на стол все гласные буковки (из магнитного набора) и попросила на доску прикрепить только буквы А — мой сынишка, которому только что исполнилось 3 годика без проблем справился с этим!

М 3 годика

17. Из карандашей собрать букву А

М 3 годика

alfavit-v-podelkah.blogspot.com

Сайт учителя-логопеда Поповой Раисы Георгиевны для детей, родителей и педагогов: Звук и буква «А»

Звук [А] обозначают на письме буквой «А». 

Это гласный звук.

Гласные звуки можно произносить протяжно, петь.

Когда мы произносим звук [А] — рот широко открыт. 
Во рту нет преграды.






Звук [А] мы обозначаем следующими символами:


Звук А

Рассмотрите картинки со звуком А. 

Назовите слово, интонационно выделяя первый гласный звук, например: а-а-а-а-а-автобус. 

Попросите ребенка повторить слово, выделяя звук А в начале слова.
Спросите у ребенка, какой звук он долго пел (тянул, выделял)? 




Парные картинки «Звук А»

Предложите ребенку собрать парные картинки. 

Попросите его назвать первый звук в этих словах.

Закрепите знания, что звук А — гласный, он тянется, поется. 

Когда мы произносим звук А — рот широко открыт, во рту нет преграды.

Предложите по памяти назвать картинки со звуком А в начале слова.

  

Видеоролик «Буква А»


-Какие слова со звуком А ты запомнил?

— Сколько палочек надо взять, чтобы сложить букву А?

— На что похожа буква А? 

Предложите ребенку сложить букву А из палочек.

Задания и картинки взяты из источника: Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями / Н.М. Миронова,— М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008. — 32 с.
Картинка

almet1.blogspot.com

Звук [ а ]. Буква А, а.

1.Мотивационно-целевой этап (7 минут)

Орг. момент

Дыхательная гимнастика

Артикуляционная разминка

Работа над дикцией

Актуализация знаний

Ориентировоч-ный этап (2 минуты)

Самоопределение к деятельности

Физкультминутка.

Поисково-исследователь-ский этап (16 минут)

Работа по теме урока:

Проблемный вопрос

а) знакомство со звуком [ а ];

б) знакомство с буквами А, а

Практический этап (8 минут)

Закрепление

Физкультминутка

Работа по «Азбуке»

(стр. 20-23)

Рефлексивно-оценочный этап (2 минуты)

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Учитель читает стихотворение:

— Мы начинаем новый день,

Прогоняй скорее лень!

Почаще улыбайся,

Прилежным быть старайся!

— Ребята, скажите, чем мы занимались на предыдущих уроках?

— Правильно.

— А что мы называем азбукой?

— Как вы думаете, ребята, что такое буква?

— Да, правильно.

— А для чего же людям необходимо уметь читать и писать?

— А сейчас, ребята, давайте мы с вами разучим очень интересное упражнение под названием «Именинный пирог».

Для данного упражнения давайте представим, что на столе перед нами стоит именинный пирог, и мы с вами, сделав глубокий вдох носом, постараемся задуть короткими отрывистыми выдохами как можно больше свечек на воображаемом именинном пироге ( необходимо следить за тем, чтобы дети в процессе выдоха не добирали воздух; количество порций выдохов может быть разным ).

— Ребята, еще одно упражнение, которое мы с вами сегодня разучим, называется «Маятник». Представьте, что язык – это маятник. Губы сомкнуты. Перемещаем язык по верхнему ряду зубов слева направо и обратно. Те же движения выполняем по нижнему ряду зубов.

— Ребята вам понравились новые упражнения?

— А сейчас, ребята, мы с вами разучим скороговорку. Повторяйте за мной.

Ехал грека через реку,

Видит грека в реке рак,

Сунул грека руку в реку,

рак за руку греку цап.

(Учитель проговаривает скороговорку медленно, четко произнося каждый звук. Отрабатывает с детьми произношение скороговорки. Добивается осмысления и запоминания ими текста.)

— Ребята, у вас получается произнести скороговорку? Тогда попробуйте произнести скороговорку поочередно в парах друг другу.

(Учитель контролирует произношение детьми скороговорки.)

— Мы много говорили о звуках, а с сегодняшнего дня мы будем знакомиться с буквами. Вы узнаете, сколько букв в русском алфавите, на какие группы они делятся. Много секретов откроет вам «Азбука».

( При знакомстве с новой буквой учитель вывешивает на доске предметный рисунок с изображением буквы. Например, аист, астра, арбуз, азбука и т. д. также вывешиваются образцы правильного написания буквы.)

— Ребята, вы знаете, какой бывает речь?

— А что мы произносим, когда говорим?

— Как же мы обозначаем звуки при письме?

— Ребята, а вы знаете, на какие две группы делятся все звуки?

— Правильно. А вы знаете, какие звуки называются гласными, согласными?

Гласные звуки поются и  тянутся. А согласные произносятся резко и не тянутся, встречают преграду при произношении.

— Ребята, откройте учебник на странице 20. Что вы видите на иллюстрации?

— Кто же пришел учиться в лесную школу?

— Правильно, ребята. А кто же их учит?

— Какую букву показывает Сова?

— Правильно .

— Сформулируйте тему урока.

Учитель открывает тему на доске.

— А теперь, ребята, для всего этого, каждый из вас должен определиться, а «Что я хочу узнать» и «Чему я хочу научиться» на этом уроке.

— Ребята, сегодня вы познакомитесь еще с одним знаком-помощником. Вверху страницы в кружке изображена сова. Этот знак- помощник подсказывает вам: «Обратите внимание!»

— Прочитаем в рамочке, на что нужно обратить внимание.

— А сейчас давайте начнем знакомиться с буквами и звуками.

— Скажите мне, ребята, что просит произнести врач, когда осматривает горло больного человека?

— Какой цветок у меня в руках?

(Учитель выделяет звук [ а ] в слове «астра»)

— С какого звука мы начинаем произносить слово «астра»?

— Посмотрите на страницу 21 «Азбуки», какого цвета астры?

— А сейчас, ребята, давайте мы с вами проведем звуковой анализ слова «аист».

[аист ]

а- гласная, ударная;

и- гласная, безударная;

с- согласный, твердый;

т- согласный, твердый.

Гласные звуки в слове мы всегда будем обозначать красным цветом.

— Где мы слышим звук [ а ] в словах: арбуз, вода, барабан, аист, аквариум, ветер, кошка, мята. (Работа в парах.)

— Ребята, а сейчас я прочитаю вам текст Л. Яхнина, а вы постарайтесь запомнить как можно больше слов со звуком [ а ].

Август. Алые астры. Аромат акаций.

— Ах, алыча! Ай, айва!

Арба абрикосов! Амбары астраханских арбузов! Африканские ананасы!

— Антоновка! Анисовка! Апорт!

Аппетитный август.

— Кто может перечислить слова с звуком [ а ], которые запомнил?

( При знакомстве с новой буквой учитель вывешивает на доске предметный рисунок с изображением буквы, которая обозначат тот звук, с которого начинаем произносить слово. Например, аист, барабан, астра и т. д. также вывешиваются образцы правильного написания буквы.)

— Ребята, кто знает эти буквы А, а ?

— Посмотрите на изображение этих букв в «Азбуке» на странице 21. Они изображены на красном фоне. Кто помнит, почему?

— Правильно. Они обозначают гласный звук [ а ], который может быть ударным или безударным.

(Проводится звуко-буквенный анализ слов «астра», «арбуз». Необходимо довести до сознания детей, что все гласные звуки образуют слоги, учить выделять слияния согласного звука с гласным – это, прямой слог . Гласные звуки в слове мы всегда будем обозначать красным цветом. )

[ ] [ ]

— Ребята, а кто из вас знает, какой буквой обозначаем звук [ а ]?

(Учитель выставляет на наборное полотно буквы А, а.)

— А сейчас, ребята, давайте поработаем над дикцией. Прочитайте хором с доски.

А. А. А. А! А! А! А? А? А?

— Пропойте гласный звук [ а ], используя музыкальный ряд.

— Определите место звука [ а ] в словах «кошка», «шар».

— Ребята, сегодня мы начинаем работать с частью 2 Прописей. Откройте страницу 3.

— Что девочка говорит врачу?

(Проводится анализ начертания строчной буквы а. Сравнивается письменная буква а с печатной. Трудность заключается в том, что она состоит из двух элементов.

При работе с Прописями «Вако»: страницы 4-5 тетради 2)

— Ребята, обратите внимание на округлость формы буквы.

(Написания элементов буквы по контуру.)

— Писать букву а начинаем немного ниже верхней линии рабочей строки, ведем вверх влево округлую линию к верхней линии. Без отрыва ведем вниз черту с закруглением внизу.

— А теперь самостоятельно напишите 2 строки буквы а.

— А теперь самостоятельно напишите 2 строки буквы а а.

(Учитель контролирует правильность написания.)

— Ребята, что нового вы узнали на уроке?

— А сейчас мы научимся писать заглавную букву А.

(Сначала пишутся элементы буквы)

— Откройте Прописи на странице 4 и начните писать букву А снизу чуть выше нижней линии рабочей строки слегка закруглите вправо и ведите наклонно вверх. Не доводя до следующей строки, опустите черту на себя. Не отрывая руки, начните писать петлю. Ведем немного вверх по написанному, а затем отводим кончик стержня ручки влево, закругляем и пересекаем первую часть буквы петлю загибаем вправо, пересекая написанное, ведем в сторону за буквой.

(При работе с Прописями «Вако»продолжить выполнение заданий стр.4-5 тетради 2)

-А сейчас, ребята, давайте прочитаем пословицу внизу страницы 20.

(Пословицы могут прочитать хорошо читающие дети.)

— Как вы понимаете смысл этих пословиц?

— Ребята, давайте прочитаем стихотворение Н. Костарева на странице 21. Возьмите в руки простые карандаши и подчеркните букву А во всех словах стихотворения.

Астра, азбука, айва

Начинается на А,

И кончается на А

Астра, азбука, айва.

— Посмотрите на ленте букв на странице 23 буква А занимает самый первый прямоугольник.

— Ребята, откройте «Азбуку» на странице 22. Рассмотрите внизу цветы и схемы слов. Найдите ошибку и исправьте ее.

— Ребята, скажите, почему все любят цветы?

— А можно ли дарить цветы не в праздники, а только для того, чтобы доставить близким удовольствие и радость?

— Правильно, нельзя. К примеру, ландышей в природе остается все меньше и меньше, поэтому они подлежат охране. И те, кто целыми букетами в одних и тех же местах срывают ландыши, поступают очень плохо.

— Ребята, с какой буквой русского алфавита вы познакомились?

— Какой звук она обозначает?

— Понравился ли вам урок!

Домашнее задание прочитать с родителями сказку «Лиса и волк».

Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе.

Садятся на свои места.

— Мы изучали устную речь, предложения, слова, звуки.

— Азбука – это книга для изучения алфавита.

— Буква – это значок для обозначения звука при письме.

— Люди должны уметь читать и писать для того, чтобы быть грамотными, чтобы красиво говорить, чтобы общаться с другими людьми.

Выполняют данные упражнения.

— Да!

Дети произносят скороговорку несколько раз.

— Да.

Дети произносят скороговорку поочередно в парах друг другу.

— Да. Речь бывает письменной и устной. — Мы произносим звуки. — Используем буквы – значки для записи звуков. — Звуки могут быть гласными и согласными. — Гласные звуки поются и  тянутся. А согласные произносятся резко и не тянутся, встречают преграду при произношении.

На рисунке изображена лесная школа.

— Ёж, Лисенок, Зайчонок и Бельчонок. — Учитель – мудрая Сова. – Учитель показывает букву А.

— Звук [ а ]. Буква А а.

— Я хочу узнать з вук [ а]. Научиться писать букву А а .

— Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы читаем и пишем.

А в лесу растёт черника 
А в лесу растёт черника, 
Земляника, голубика. 
Чтобы ягоду сорвать, 
Надо глубже приседать. (Приседания.) 
Нагулялся я в лесу. 
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.) 

— Врач просит произнести: «А-а-а.»

— Астра.

— Мы начинаем со звука [ а ].

— Одна астра – синего цвета, другая – фиолетового, а третья – розового цвета.

— В словах арбуз, вода, барабан, аист, аквариум, ветер, кошка, мята.

— Август. Алые астры. Аромат акаций.

— Ах, алыча! Ай, айва!

Арба абрикосов! Амбары астраханских арбузов! Африканские ананасы!

— Антоновка! Анисовка! Апорт!

Аппетитный август.

— Гласные звуки обозначаем на схеме слова красным цветом. Эта буква обозначает гласный звук.

— Звук [ а ] обозначают буквой А, а.

— А. А. А. А! А! А! А? А? А?

А-а-а-а-а-а-а-а-а.

— В слове «кошка» звук [ а ] занимает место во втором слоге, а в слове «шар» — в первом слоге.

— А-а-а.

На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шевелит листва,

Опускаем руки мы по команде «два».

— Мы узнали, что гласный звук [ а ] может быть ударным или безударным.

— Аккуратность человека красит.

Чтение – вот лучшее учение.

— Аккуратные люди- красивые люди; лучшее учение для человека – чтение.

Астра, азбука, айва

Начинается на А,

И кончается на А

Астра, азбука, айва.

— Схемы слов «роза» и «ландыш» перепутаны, их нужно переставить местами.

— Цветы – очень красивые.

— Нельзя.

— Сегодня мы познакомились с буквой А, а. – Она обозначает звук [ а ]. – Да, нам очень понравился урок.

Включить детей в деятельность.

Уметь применять знания, умения и навыки изученные ранее.

Коммуникативные:

осознанно строить речевое высказывание.

Познавательные:

уметь анализировать.

делать выводы.

Уметь читать слова

Коммуникативные:

согласованность действий с партнером.

Уметь правильно и выразительно читать

Познавательные:

отвечать на вопросы.

Регулятивные:

определять тему урока под руководством учителя.

Производить звуковой анализ слова.

Давать характеристику звуку.

Коммуникативные:

осознанно строить речевые высказывания, слушать и понимать речь других, работать в паре, уметь сформулировать свои мысли в устной форме.

Познавательные:

отвечать на вопросы.

Уметь воспринимать задание; сравнивать, оценивать результат своей деятельности.

Познавательные:

Уметь применять новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник.

Понимать прочитанный текст,

проявлять интерес к новому содержанию урока.

Расширение кругозора.

Регулятивные:

обнаруживать и исправлять ошибки.

Уметь оценивать результат своей работы

Познавательные:

делать выводы.

Фронтальная работа.

Фронтальная работа.

Работа в парах.

Простой вопрос.

Фронтальная работа.

Индивидуальный опрос.

Фронтальная работа.

Фронтальная работа.

Работа в парах.

Работа с текстом по учебнику.

Индивидуальный опрос.

Фронтальная работа.

Работа с иллюстрацией.

Фронтальная работа.

Работа с текстом по учебнику.

Индивидуальный опрос.

Фронтальная работа.

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *