Я концепция эссе – —
Я концепция — Эссе
Эссе «Я Концепция»
Я концепция – осмысление собственного мировоззрения, долгосрочных целей и принципов, достоинств и недостатков, особенностей характера и темперамента в процессе социализации личности, в процессе самопознания.
В структуре Я концепции можно выделить:
1) Внутреннее «Я» — представление, какой я в собственных глазах;
2) Идеальное «Я» — каким я хочу быть с учетом целей;
3) Зеркальное «Я» — каким меня видят другие.
Внутреннее «Я»
Какой я ? Кто я?
- Умный;
- Хозяйственный;
- Заботливый;
- Быстрый;
- Целеустремленный;
- Смешной;
- Спортивный;
- Улыбчивый;
- Странный;
- Деятельный;
- Успешный;
- Любящий;
- Семейный;
- Музыкальный;
- Скромный;
- Карьерист;
- Справедливый;
- Умелый;
- Задумчивый.
16 — личные качества,
4 — суждение о внешности,
10 — социальная роль,
10 — деловая сфера.
Зеркальное «Я».
В основном окружающие люди меня видят:
- в университетской группе — скромный, тихий, спокойный парень, добрый, скрытный, интересный собеседник, отзывчивый, остроумный, застенчивый.
- в семье, в кругу родственников — ответственный, семейный, трудолюбивый, заботливый, умный, быстрый, добрый.
- в кругу друзей — застенчивый, верный, заботливый, необщительный, смешной.
Идеальное «Я»
Идеальное «я» — это представление о себе в будущем, с учетом целей, задач и т.д. Это такие свойства и качества, как успешность, целеустремленность, достаточность, счастье, обретение новых верных друзей, крепкая семейная жизнь.
Удача нужна человеку как воздух. Ведь вы помните те потрясающие ощущения, когда вы — победитель?!
Да, успех -это прежде всего победа. Победа над самим собой. На эту победу надо работать. Работать настойчиво и от души. И не бояться, не бояться поражения. Даже разгромного. Ведь это все равно опыт. Пусть горький, но опыт.
ru.essays.club
Эссе «Я-концепция «саморазвития учителя
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №143 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново — Савиновского района города Казани.
Чугунова Т.Б. учитель биологии и географии высшей категории
Эссе «Я — концепция» творческого саморазвития.
«Лучше зажечь одну маленькую свечу , чем клясть темноту»
Конфуций Кун-цзы .
Свет знаний звал за собой людей еще тысячу лет назад , но и сейчас стремление человека к познанию является мерилом его жизненного пути.
Насколько себя помню, у меня всегда был интерес к учению . Возможно , в детстве мои учителя своим профессионализмом и примером смогли зажечь огонек знаний .До сих пор вспоминаю их уроки ,внеклассные мероприятия и ту любовь и тепло, с которым они относились к своим ученикам, таким разным и непредсказуемым. Мне тогда казалось, что они знают обо всем на свете и я стремилась быть похожей на них. До сих пор их имена в моем сердце.
«Не могут люди вечно быть живыми ,
Но счастлив тот , чье будут помнить имя»
Навои Алишер.
Какую профессию выбрать я решила в 12 лет . Годы учебы в школе, в институте и постоянное стремление узнать и познать … Тридцать два года работаю учителем и ни на минуту не пожалела о выбранном пути .Главным девизом своей работы считаю высказывания Яна Амоса Каменского: «Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле».
Время изменяет взгляд на жизнь, на тех, кто с тобой рядом — наши ученики. Двадцать лет назад дети ценили знание учителя в предметной области. Современное образование требует от учителя больших знаний не только в предметной области, но и в других сферах. Помимо профессиональных качеств учителя , учеников привлекают примеры из других предметов, областей, хобби учителя умение работать с интерактивными средствами обучения. Если учитель не останавливается на достигнутом , то он всегда остается учителем. Ученье без назидания , а с увлечением – вот один из принципов работы учителя в период перехода на новые стандарты.
Учение с увлечением бывает тогда, когда ребенок может получить знания не только на уроке , но и пополнить свой «багаж знаний» и после уроков.
Вот почему я выбрала методическую тему : «Современное образование и его реализация на примере организации исследовательской деятельности учащихся по биологии , экологии и внеурочное время».
Направления моей деятельности по реализации
1-Преодоление проблемы нехватки времени на свое самообразование путем распределения времени по принципу
— выбора наиболее главного дела на данный день
-умения выслушать того, что хочет рассказать и показать ученик, или собеседник
-новости в стране и в мире по утрам
-чтение электронной книги в очереди в поликлинике, или в транспорте
-чтение журнала ,или книги по предмету
проблемы и приоритетные стратегии своего, творческого саморазвития
2. Научиться ставить здоровье и самочувствие свое и окружающих на первое место .
-Нужно научиться воспринимать желания окружающих, если они не воспринимают моих рекомендаций. На ошибках учатся.
-Оказать помощь, если тебя об этом попросят
3. Мне хотелось бы еще полноценнее использовать современные компьютерные технологии в профессиональной сфере
4. Сейчас я читаю книгу
В. Веденеева «Сто великих курьезов истории». Моя настольная книга — энциклопедия мудрости ,с высказываниями и афоризмами великих философов ,политических деятелей и ученых.Планирую перечитать заново книгу Дейл Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить
5. C удовольствием посещаю уроки и мероприятия молодых учителей района и города ,участников конкурсов « Учитель года» , «Учительский калейдоскоп». Достойная смена!
6. Я планируете выступить на методическом или научно-методологическом семинаре с презентацией по обобщению опыта работы по методической теме.
7.Изучаю методическую литературу по проектированию современного урока с требованиями новых стандартов.
8. Очень понравилась программа предстоящих курсов . Спасибо!
Планирую подготовить группу учеников к научно-практической конференции и написать ряд статей по методической теме.
9. У меня две внучки и в 24 мая 2016 года родился внук! Буду летом их воспитывать и проводить с ними прекрасные часы в свободное время.
Посетила в конце мая несколько музеев-геологический и этнографический при Казанском Поволжском Федеральном Университете! Хочется сходить в музей «Игрушки моего детства» с подругой и в скором времени встретиться с моими первыми выпускниками, которым уже 40 лет! Эти встречи часты! Планируем сходить в « Театр на Булаке».
Лето — пора моего хобби — цветоводство!
Жизнь современного учителя на мой взгляд-постоянное развитие ,саморазвитие и стремление к переменам ,если того требует время и как говорил Альберт Эйнштейн «…имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее. Жизнь священна: это так сказать , верховная ценность ,которой подчинены все прочие ценности».
Закончить свое эссе мне хочется пожеланием коллегам
-не бояться признавать свои ошибки и того , что чего-то еще не знаете и не впадать в панику от перемен как в личной жизнь, так и в сфере образования!
« Tempora mutantur et nos mutamur in ilis»
— « Времена меняются , и мы меняемся вместе с ними».
Назон Публий Овидий (43 г. до н.э.-18 г. до н.э.)
infourok.ru
Эссе Концепция.doc — Эссе, концепция
нравственность, широкая эрудиция, как общая, так и профессиональная, виртуозное владение
всеми современными методами, формами и средствами обучения, глубокое знание психологии,
а также артистизм, общительность, толерантность, личное обаяние.
Мне очень близки слова известного писателя и талантливого педагога Вигдоровой:
«Настоящий учитель должен быть человеком эпохи Возрождения: играть в шахматы,
танцевать, петь, владеть всеми музыкальными инструментами…» Ведь не стоит забывать, что
сегодня наш главный «Соперник» интернет, который предлагает юным самый широкий выбор
Одна из самых главных задач – создание благоприятной обстановки для наиболее полного и
всестороннего раскрытия потенциала каждого ребёнка (проникновение в его внутренний мир),
признание ребёнка (право быть самим собой), принятие ребёнка (положительное к нему
отношение). Каждый ребёнок должен приходить на мой урок с верой и надеждой, что его
примут и полюбят таким, какой он есть, поймут его ошибки, помогут преодолеть возможные
трудности. Я для каждого моего воспитанника, прежде всего, старший друг и советчик,
уважаемый и мудрый наставник, интересный человек, способный дать ответы на все вопросы
или подсказать пути самостоятельного поиска таковых.
Для меня очень актуально высказывание одного из старшеклассников в фильме Станислава
Ростоцкого «Доживём до понедельника»: «Счастье – это когда тебя понимают». В наше
довольно жёсткое время, когда родители обременены решением материальных проблем своей
семьи, очень важно, чтобы у каждой юной души был человек, к которому ему можно было
прийти как с радостью, так и с бедой и найти понимание в самых щепетильных ситуациях.
Таким образом, главное в моей педагогике – создание условий для возможно раннего
духовного и профессионального самоопределения ребёнка, для раскрытия его индивидуальных
способностей, для самореализации как в учёбе, так и в иной социально значимой деятельности.
А также формировать умение разбираться в себе и в окружающем мире. На это я направляю
весь свой профессиональный и человеческий опыт, весь потенциал своей личности, весь
методический арсенал и психологические знания.
Я убеждена, что учитель – это не профессия, не служба, а призвание и образ жизни. Для
меня быть учителем – значит, каждый час и день своей жизни посвящать детям, любимому
делу. Книги, которые я читаю, публикации, которые заинтересовали меня, фильмы,
современной политики, холодная прелесть весеннего снегопада, буйство майского цветения,
первый лепет моих внуков – всё переплавляю я в учительское слово, дающее моим
znanio.ru
Я – концепция личности подростка
Как уже говорилось выше, центральным фактором психологического развития подросткового возраста, его важнейшим новообразованием является становление нового уровня самосознания, изменение Я-концепции.
Я-концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или, как еще говорят психологи, Я-концепция – это «теория самого себя». Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и становление Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность) оказывают сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Фундаментальное влияние на формирование Я-концепции в процессе социализации оказывает семья. Причем это влияние сильно не только в период ранней социализации, когда семья является единственной (или абсолютно доминирующей) социальной средой ребенка, но и в дальнейшем. С возрастом все более весомым в развитии Я-концепции становится значение опыта социального взаимодействия в школе и в неформальных группах. Однако вместе с тем семья как институт социализации личности продолжает играть важнейшую роль в подростковом и юношеском возрасте.
В самом общем виде в психологии принять выделять две формы Я-концепции – реальную и идеальную. Однако возможны и более частные ее виды, например, профессиональная Я-концепция личности или Я-процессиональное. В свою очередь, профессиональная Я-концепция личности также может быть реальной или идеальной.
Понятие «реальная» отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь – представление личности о себе, о том «какой я есть». Идеальная же Я-концепция (идеальное «Я») – это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»).
Конечно, реальная и идеальная Я-концепция не только могут не совпадать, но и в большинстве случаев обязательно различаются. Расхождение между реальной и идеальной Я-концепцией может приводить к различным, как к негативным, так и к позитивным, следствиям. С одной стороны рассогласование между реальным и идеальным «Я» может стать источником серьезным внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной Я-концепции является источником самосовершенствования личности и стремления к развитию. Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассогласования, а также интерпретацией его личностью. В любом случае ожидание совпадения Я-реального и Я-идеального, особенно в подростковом возрасте, является мало на чем основанной иллюзией. По существу, на представлении о том, что реальная и идеальная Я-концепция в большинстве случаев (статистическая норма) в той или иной мере закономерно не совпадают, построены на некоторые методики измерения адекватности самооценки.
Несмотря на очевидную близость, психологические понятия самооценки и Я-концепции имеют различия. Я-концепция представляет собой набор скорее описательных, чем оценочных, представлений о себе. Хотя, конечно, та или иная часть Я-концепции может быть окрашена положительно или отрицательно. Понятие самооценки, наоборот, непосредственно связано с тем, как человек оценивает себя, свои собственные качества.
Самооценка относиться к центральным образованиям личности, ее ядру. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе социализации, в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности подростка. Отношение подростка к самому себе является более поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре отношений личности самооценке принадлежит особое важное место.
Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности. Несмотря на всю противоречивость современных данных о самооценке несовершеннолетних правонарушителей, практически общепризнанным являются представления о связи самооценки с асоциальным и делинквентным поведением подростка. Споры же в основном сводятся к выяснению того, какой характер носит самооценка правонарушителя – завышенный или заниженный. Наиболее распространенной позицией, основанной на эмпирических исследованиях, является позиция о завышенной самооценке подростков-делинквентов. Отмечается в связи с этим, что неадекватная, завышенная самооценка, связанная с социальной дезадаптацией личности, создает достаточно широкую зону конфликтных ситуаций и при определенных условиях способствует проявлению делинквентного поведения.
Вместе с тем имеется и другая точка зрения, также основанная на эмпирических данных. По мнению сторонников этой точки зрения, уровень самооценки у несовершеннолетних правонарушителей ниже, чем у правопослушных подростков. Большинство же исследований, в которых получены противоположные результаты, так считают сторонники данной концепции, являются методически некорректными. В ряде исследований показано, что у молодых преступников и тех, кто попал в сферу внимания общественгных организаций, занимающихся «трудными» подростками, Я-концепция отрицательная. В работах этого направления указывается, что неблагоприятная Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка), возникнув, приводит в дальнейшем к нарушениям поведения. При этом выделяют (Х. Ремшмидт) следующие воздействия неблагоприятной Я-концепции:
1. Снижение самоуважения и часто как следствие – социальная деградация, агрессивность и преступность.
2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Такие молодые люди легко поддаются влиянию группы.
Таким образом, развитие и становление Я-концепции личности подростка напрямую зависит от социальных изменений общества, в котором растет и воспитывается современный подросток.
www.testsoch.info
Сочинение — Я- концепция — Психология
Я-концепция — система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного Я. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознанны и обладают относительной устойчивостью.
Несмотря на устойчивость, Я-концепция — не статическое, а динамическое образование. На формирование Я-концепции влияет целый комплекс факторов, из которых особенно важны контакты со «значимыми другими», в сущности определяющие представления о самом себе.
Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. На основе Я-концепции индивид строит взаимодействие с другими людьми и с самим собой. Поэтому формирование адекватной Я-концепции, как и самосознания в целом, является важным условием воспитания сознательного члена общества.
Термин
Понятие «Я-концепция» родилось в 1950-е годы в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности.
Часто термин используют в качестве синонима к «самосознанию», но в отличие от последнего «Я-концепция» менее нейтральна, включая в себя оценочный аспект самосознания.
Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.
Составляющие Я-концепции
Выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие Я-концепции. Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает.
Когнитивная
Обычно человек считает, что обладает определёнными характеристиками. Эти характеристики нельзя вывести или свести к одному текущему моменту его жизни — если человек считает что он «сильный», это не значит, что он в данный момент поднимает тяжесть. Более того, на самом деле этот человек объективно может и не быть сильным. А может и быть. Набор убеждений о самом себе и есть когнитивная составляющая я-концепции.
Эти убеждения могут иметь разную значимость для индивида. Он может считать, например, что он в первую очередь смелый, а сильный только в десятую очередь. Эта иерархия не постоянна и может меняться в зависимости от контекста или с течением времени. Сочетание и значимость характеристик на тот или иной момент в значительной степени обуславливают установки индивида, его ожидания относительно себя.
Наряду с прочим, когнитивная компонента Я-концепции представлена в сознании индивида в виде социальных ролей и статусов.
Оценочная
Индивид не только полагает, что обладает определёнными характеристиками, но и определённым образом оценивает их, относится к ним. Ему может нравиться или не нравиться что он, к примеру, сильный. Важную роль в формировании этой оценки играют:
- Cоотнесение представлений о себе с «Идеальным я».
- Соотнесение представлений о себе с социальными ожиданиями.
- Оценка эффективности своей деятельности с позиции своей идентичности.
Поведенческая
Кем бы мы себя не считали или не хотели считать, мы не можем игнорировать то, как мы на самом деле себя ведём, что нам на самом деле удаётся. Эта «объективная» часть и есть поведенческая составляющая я-концепции.
Развитие Я-концепции
Младенцы поначалу не разграничивают себя и окружающий мир. По мере роста начинает развиваться телесное Я, с осознанием которого приходит понимание неидентичности внутреннего и внешнего миров. Позже маленькие дети начинают сравнивать себя со своими родителями, сверстниками и родственниками, находя те или иные различия. К среднему детству их знания о себе расширяются настолько, что уже включают целую систему оценок собственных качеств.
В отрочестве и юности самооценка принимает более отвлеченный характер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспринимают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится для юношей и девушек первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть.
Можно сказать, что заложено в Я-концепции, то подросток и пытается развить. Например, у физически больного ребёнка в Я-концепции заложено — здоров. Такой ребёнок будет пытаться физически себя подтянуть. Если уровень притязаний высокий, а собственные возможности осознаются недостаточными, может возникнуть невротизация (обидчивость, упрямство).
На протяжении всего взрослого периода жизни Я-концепция человека одновременно стремится сохранить преемственность и претерпевает изменения. Важные события жизни: смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии — заставляют нас пересматривать отношение к себе.
ronl.org
Эссе «Я — концепции»
Основная общеобразовательная школа при ФГАУЗ РКПД
«Детский туберкулезный санаторий»
Эссе
«Я –концепции» творческого саморазвития
учителя биологии
Хисматуллиной Гузял Рауфовны
Основная общеобразовательная школа филиала ГАУЗ РКПД «Детский туберкулезный санаторий»
Хисматуллина Г.Р. учитель биологии претендент на высшую категорию
Эссе «Я — концепции» творческого саморазвития.
«На земле дорого так много
Улиц разных и аллей
Для меня одна дорога
Вечный путь к сердцам детей»
Главным девизом своей работы считаю высказывания К.Д.Ушинского: «Учитель живет до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться , в нем умирает учитель»
Тридцать три года работаю учителем и ни на минуту не пожалела о выбранном пути. Из них 21 год посвятила детям больным и контактируемым туберкулезом. Основное направление лечения — это предупреждение туберкулеза легких и костей у детей, которые находились в семьях, где выявлены больные с открытой формой туберкулеза. Большая часть детей из не благополучных семей и детских приютов. Само собой напрашивается вывод, что мировоззрение и социальное мышление у многих из них соответствует тому образу жизни, который они вели до прибытия в санаторий. Дети, прибывшие из более менее благополучных семей сильно отличаются уровнем знаний и пониманием окружающего мира.
Привить чувство понимания прекрасного и эстетики приходится по крупицам. Только каждодневная работа дает возможность достучатся до их непростых характеров и нравов.
Восприятие детей красоты природы и окружающего, ограниченных некоторыми физиологическими возможностями, безусловно в некотором плане отличается от восприятия совершенно здоровых детей.
Многолетние наблюдения показывают, что, ребенок хотя и временно прикованный недугом к постели совсем по другому воспринимает совершенство и красоту простого цветка одуванчика или пахнущей специфический, веточки сосны с недозрелыми шишками.
Роль природных ресурсов материальной жизни общества не возможно переоценить. Все, чем пользуется человек, сделано из них, без них человек не просуществует и нескольких суток. Не менее важны и так называемые ресурсы среды, которые не потребляются непосредственно человеком, но необходимы для его здоровья, работоспособности и хорошего самочувствия — сюда относятся: чистый воздух, умеренные температуры, солнечный свет с достаточным количеством ультрафиолетовых лучей, рассеянные в воздухе фитонциды — выделяемые растениями вещества, убивающие болезнетворных микробов, и даже такой «нематериальный» ресурс, как тишина. Наконец, людям нужны — и это отнюдь не блажь — красота и величие природы, гармоничные звуки, например плеск волн, журчание ручья, пение птиц, а так же благоуханные запахи леса, луга, реки…
Стороны природы, воздействующие на эстетическую восприимчивость человека, мы назовем духовными ресурсами природы, так как они поднимают дух человека, благотворно воздействуют на его психику, придают бодрость, жизнерадостность, усиливают творческие способности. Ведь недаром в медицине появился такой термин, как «ландшафтотерапия».
Детский туберкулезный санаторий расположен на живописнейшем участке нашей республики (Зеленодольский район РТ). В двух шагах от санатория протекает река Волга, с многочисленными заливами и затонами. Прекрасные сосновые и смешанные леса нашего региона являются неоценимыми духовными ресурсами и чистейшим воздухом.
Дети, которые прибывают сюда на восстановление своего здоровья из разных суетливых городов и поселков нашей республики, уже с первых минут своего пребывания ощущают эту неоценимую красоту природы.
Отдых детей организован круглосуточно. По своей структуре распределен на младшие и старшие группы. Младшую группу составляют дети с первого по четвертые классы обучения, а старшие группы с пятого по девятые классы. Организованы лечение и обучение. Так же опытные воспитатели по режиму организовывают досуг детей.
Естественно в наш научно технического прогресса интенсивного развития цивилизаций только рассказами и демонстрацией величавых сосен у детей одномоментно развивать сокровенные чувства невозможно, учитывая и социальную среду, где они каждодневно получали воспитание.
И вот тут мы видим непочатый край работы для учителя биологии и воспитателей.
…Красоту ландшафта надо считать эстетическим ресурсом природы, богатством государства и общества, подлежащим охране и любви. Здесь открывается широкая область для биологических исследований, связанных не только с изучением растительного покрова и влиянием на него колебаний уровня воды грунтовой и в водоемах, но и исследованием эстетики ландшафта с тщательным учетом духовного наследия, выявленного при краеведческом подходе к природе.
В современном мире все больше внимания уделяется охране красоты ландшафта, красоты дикой природы в целом.
Республика Татарстан в свою очередь не малые шаги делает в этом плане, особенно в последние годы. Как мы знаем, созданные уже десятилетия тому назад природные заказники, заповедники и другие охраняемые природные территории (Волжско-Камский заповедник, Раифский заказник и другие) и сегодня дает нам возможность любоваться красотой самобытных ландшафтов.
Одним из основных направлений воспитания эстетических чувств и любви к окружающий красоте, конечно является хорошо подготовленный и демонстративный рассказ учителя , непосредственно на экскурсионной тропе. Ребенку , который приехал из глубинки, соприкоснувшемуся с недугом, как «контакт» с больным туберкулезом, рассказывая о выделяемых соснами веществах- фитонцидах убивающих болезнетворные микробы, добиваются определенные впечатления. Тем более любуясь и прогуливаясь среди этих прекраснейших деревьев, определенные понятия закладываются у ребенка в памяти и они бурно делятся своими впечатлениями с родителями, которые приезжают их навещать.
Регулярные не длительные походы и экскурсии в младших классах( между лечебными процедурами) стараюсь использовать и для более подробного изучения природных ландшафтов, с обязательным составлением гербариев, составляя их по определенной систематике(например, форма и тип листа). При этом рассказывая детям о многоликости и величин природы нашего края.
Многообразии растений к которым мы так привыкли, оказывается тает в себе столько интересного и полезного. Тот же щавель, растущий под ногами в диком виде, содержит очень много витаминов, одуванчик, репейник, крапива, подорожник, пустырник и очень многие другие растения, растущие вокруг нас, начинает интересовать детей по-другому, когда мы о каждом из них составляем подробные характеристики во время летних каникул, закрепляя полученные знания в виде простых рефератов.
Учитывая длительное пребывание детей в санатории применяем методы мониторинга окружающей среды. На определенном участке ландшафта ведется наблюдение с занесением в журнал результатов сезонных изменений (времена года), что дает возможность видеть им своими глазами физиологические изменения в жизни растительного мира.
В старших классах, кроме учебного материала, безусловно необходимым является более углубленные восприятия составляющих окружающей нас природы. Здесь уместным считаю более осмысленное рассуждение над выражением «красота природы в опасности!»
Сейчас, когда человечество перешагнуло порог третьего тысячелетия, назрела необходимость осмысления и преодоления многих проблем, которые накопились за весь период своего существования. Некоторые из проблем имеют локальный характер и решаются каждым по отдельности, но есть и глобальные проблемы, без решения которых человечество обречено на гибель. К таким проблемам смело можно отнести социально-экологические проблемы взаимодействия общества и природы.
Восхищаясь многоликостью, совершенством и великолепием природы в целом, мы к сожалению очень часто забываем о сохранении этой красоты. Любовь и уважение к окружающей нас природе неразрывно связано и с ее сохранением для будущих потомков.
Усиливающиеся деструктивное антропогенное и технологическое давление на окружающую среду приводит человечество к глобальному экологическому кризису. Противоречие между ростом народонаселения и возможностью удовлетворения его материально-энергетических потребностей, с одной стороны, и ограниченными возможностями естественных экосистем- с другой, приобретают антагонистический характер. Их обострение чревато необратимыми изменениями биосферы, радикальной трансформацией традиционных природных условий функционирования цивилизации, что создает угрозу жизненно важным интересам будущих поколений человечества.
Изменение природной среды приобретают социальную значимость. Постигая законы природы и овладевая силами природы, общество, тем не менее не способно изменить эти законы или подчинить их социальными закономерностями (как не возможно и обратной сведение социальных закономерностей к естественным).
Выслушивая рассуждения учеников по этим глобальным вопросам, радует не безразличие к происходящему учеников старших классов. Такие вопросы стараемся обсуждать с ними в виде диспутов и дискуссий.
Возвращаясь к уважительному отношению и любви к природе нашего края, считаю что красной линией во всей работе учителя биологии должна пройти необратимость потерь природы под воздействием антропогенного фактора.
Красота ландшафта и явлений природы повышает степень благородства в человеке и дарит ему отдых. Отдых в свою очередь восстанавливает здоровье, а оно рождает силы, мощь человека в обществе. Поэтому сохранять красоту природы и любовь к ней мы должны точно так же, как сохраняем произведения человеческого искусства и другие неповторимые ценности.
На уроках также считаю необходимым сравнение природных ландшафтов своего края, с известными, легендарными уголками природы, которые уже давно и прочно вошли к сокровищницу народного сознания, стали частью его национального самосознания, национальной гордостью. Достаточно назвать Ясную Поляну или Михайловское, сибирскую тайгу, сосновые леса близ Елабуги, которые вдохновили Шишкина создать прекрасные шедевры о природе (при этом демонстрируя репродукции из картин).
Возьмем, например, обыкновенную березу, которая стала национальным образом, в некоторых случаях даже символом России, ее красоты, чистоты, юности. И вот представим на момент, что нет уже березовых рощ, остались они только на картинках, в музыке, поэзии, литературе прошлого. Полнозвучно ли будет тогда по своему образу для будущих поколений слово Россия?!
Это заставляет детей призадуматься…
Таким образом, восприятие прекрасного и осознание роли природы в самосознании детей складывается путем ежедневного контакта с окружающей средой. За непродолжительный период пребывания их в санатории переделать взгляды, вкусы и восприятии полностью невозможно. Тем более, когда у некоторых уровень знаний и представлений очень ограничены. В этом конечно виновата та социальная среда, где они оказались по воле судьбы. Но радуют такие случаи, когда спустя годы некоторые из них приезжают в санаторий навещать врачей и учителей со своими семьями. Когда они с благодарностью вспоминают о днях пребывания на отдыхе. Долгое время многие пишут учителям и врачам трогательные письма. Наверное это и есть те крупицы, которые собрались во время прогулок в лес наблюдая за простым муравейником, слушая пение птиц и любуясь на закаты могучей реки Волга.
Свет знаний звал за собой людей еще тысячу лет назад , но вот и я, хотя уже 33 года работаю в школе, все учусь и постоянном поиске.
Время изменяет взгляд на жизнь, на тех, кто с тобой рядом — наши ученики. Если учитель не останавливается на достигнутом , то он всегда остается учителем. Ученье без назидания , а с увлечением – вот один из принципов работы учителя в период перехода на новые стандарты.
Учение с увлечением бывает тогда, когда ребенок может получить знания не только на уроке , но и пополнить свой «багаж знаний» и после уроков.
Вот почему я выбрала методическую тему : «Экологическое воспитание детей».
Направления моей деятельности по реализации «Я — концепция» творческого саморазвития.
1-Преодоление проблемы нехватки времени на свое самообразование путем распределения времени по принципу
— выбора наиболее главного дела на данный день
-умения выслушать того, что хочет рассказать и показать ученик, или собеседник
-новости в стране и в мире по утрам
-чтение электронной книги в очереди в поликлинике, или в транспорте
-чтение журнала ,или книги по предмету
проблемы и приоритетные стратегии своего, творческого саморазвития
2. Научиться ставить здоровье и самочувствие свое и окружающих на первое место .
-Нужно научиться воспринимать желания окружающих, если они не воспринимают моих рекомендаций. На ошибках учатся.
-Оказать помощь, если тебя об этом попросят
3. Мне хотелось бы еще полноценнее использовать современные компьютерные технологии в профессиональной сфере
4. Люблю читать высказывания и афоризмы великих философов ,политических деятелей и ученых.
Планирую перечитать заново книгу Дейл Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить»
5. C удовольствием посещаю уроки и мероприятия молодых учителей района и поселка, участников конкурсов « Учитель года» , «Молодые кадры». Достойная смена!
6. Я планирую выступить на методическом семинаре с презентацией по обобщению опыта работы по методической теме.
7.Изучаю методическую литературу по проектированию современного урока с требованиями новых стандартов.
8. Очень понравилась программа предстоящих курсов . Спасибо!
Планирую подготовить группу учеников к научно-практической конференции и написать ряд статей по методической теме.
9. Еще по должности , я бабушка. У меня две внучки и один внук! Буду их воспитывать и проводить с ними прекрасные часы в свободное время. Свободное время, полностью посвящаю своим внукам. Как я по ним скучаю. Не знаю ,кому подойти, кого обнять. Больше всего приходится со старший внучкой заниматься. Старший называю, но ей всего 2 годика и 7 месяцев. Любит возится на кухни, рисовать. Младшие пока еще ничего не понимают , они ведь совсем маленькие. Внуку 3,5 месяца, а младшенькой внучке, даже месяца нет. С внуком постоянно надо разговаривать, на своем языке что -то говорит. Лежать уже не хочет, надо брать на руки и ходить. Младшая пока кушает и спит. Вот где счастье! Когда рядом с тобой твои любимые, дорогие, что еще нужно для женщины!
Жизнь современного учителя на мой взгляд-постоянное развитие ,саморазвитие и стремление к переменам ,если того требует время и как говорил Альберт Эйнштейн «…имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее. Жизнь священна: это так сказать , верховная ценность ,которой подчинены все прочие ценности».
Закончить свое эссе мне хочется пожеланием
Как прекрасен этот мир!
Люди! На миг остановитесь, смотрите вокруг. Как прекрасен этот мир!
За повседневной суетой мы не видим, что нас окружает. Однако, бывают моменты, когда приходит осознание того, насколько прекрасен мир.
Особенно начало лето, радует нас своими яркими красками. Невозможно описать ощущения, которые испытываешь, смотря на природу.
Каждый день нужно встречать с улыбкой, радоваться мелочам и любить окружающий мир. Ведь в жизни нашей бывают, как взлеты, так и – падения. И нужно уметь этому либо противостоять, либо просто не огорчаться от следующей не удачи.
Смотрю я на эти цветущие деревья и любуюсь. Ведь жизнь так коротка. Зачем по пустякам расстраиваться. Природа нам дают такую красоту. Наслаждайтесь, живите и радуйтесь.
infourok.ru
«Я-концепция»: характеристика, особенности, значение | Блог 4brain
Термин «Я-концепция», о котором сегодня можно услышать от психологов различных направлений, социологов и других специалистов в области личностной сферы человека, трактуется как система представлений личности о самой себе. Эти представления могут осознаваться человеком в разной мере и быть относительно устойчивыми. Данная концепция является результатом самопознания и самооценивания человека посредством отдельных образов в рамках различных реальных и представляемых ситуаций, а также посредством мнений окружающих и соотнесения человеком себя с ними.
Не нужно быть гением, чтобы прийти к выводу, что представление человека о самом себе является очень важным и оказывает непосредственное влияние на его личность и жизнь. Беря во внимание актуальность этой темы, мы и хотим поговорить о «Я-концепции».
Зарождение «Я-концепции»
В качестве самостоятельного понятие «Я-концепция» стало формироваться ещё на рубеже XIX-XX столетий, когда активно обсуждались представления о двойственной природе человека как субъекта познающего и познаваемого. Затем, уже в 50-х годах прошлого века оно развивалось феноменологической и гуманистической психологической наукой, наиболее яркими представителями которой были Абрахам Маслоу и Карл Роджерс. Они рассматривали единое человеческое «Я» как основополагающий поведенческий и развивающий фактор. Так, появившись в зарубежной литературе по психологии, в 80-е и 90-е годы XX века термин «Я-концепция» стал частью и отечественной психологической науки.
Несмотря на это, найти какую-либо точную и единую трактовку рассматриваемого термина довольно сложно, а наиболее близким к нему по смыслу является термин «самосознание». Соотношение этих двух терминов и сегодня не определено точно, но довольно часто они считаются синонимами. Однако в некоторых случаях «Я-концепция» рассматривается отдельно от самосознания, выступая конченым продуктом его процессов.
Что представляет собой «Я-концепция»?
Итак, что такое в действительности «Я-концепция» и какой психологический смысл следует в неё вкладывать?
Если обратиться к психологическим словарям, то «Я-концепция» определяется в них как динамическая система представлений личности о самой себе. Английский психолог Роберт Бернс в своей работе «Развитие Я-концепции и воспитание» говорит о «Я-концепции», как о совокупности всех имеющихся у человека представлений о себе, взаимосвязанной с их оценкой.
«Я-концепция» возникает у индивида при социальном взаимодействии в качестве неизбежного и всегда уникального результата психического развития, а также в качестве относительно устойчивого и, одновременно с этим, подверженного внутренним трансформациям психического приобретения.
Изначальную зависимость «Я-концепции» от воздействий извне невозможно оспорить, однако по мере развития она начинает играть самостоятельную роль в жизнедеятельности всех людей. Окружающая действительность и представления о других людях воспринимаются людьми через фильтр «Я-концепции», которая формируется в процессе социализации и в то же время имеет конкретные индивидуально-биологические и соматические предпосылки.
Как формируется «Я-концепция»?
Связи каждого человека с окружающим миром предельно широки и богаты. Именно в комплексе этих связей человек вынужден функционировать в разных ролях и качествах, являясь субъектом всевозможных видов деятельности.
Любое взаимодействие с материальным миром позволяет человеку создавать образ собственного Я. Посредством самоанализа и разделения разных образов себя на отдельные образования (как внешние, так и внутренние) осуществляется так называемое исследование человеком своей натуры и её «обсуждение». По мнению советского психолога и философа Сергея Леонидовича Рубинштейна, образ личного Я постоянно интегрируется во всё новые связи, благодаря чему начинает выступать в новых качествах, фиксирующихся в новых понятиях. Этот образ, так сказать, постоянно показывает свою новую сторону, каждый раз проявляя всё новые свойства.
Таким образом и формируется со временем обобщённое представление о своём Я, являющееся как бы «сплавом» отдельных элементов, который образуется в процессе самовосприятия, самопознания, самонаблюдения и самоанализа. Данное обобщённое представление о собственном Я, формируясь из разрозненных образов, обусловленных ситуативно, включает в себя основные представления и черты человека о своей натуре, что и выражается, собственно говоря, в «Я-концепции». А «Я-концепция», в свою очередь, формирует у индивида чувство самотождественности.
Наряду со всем вышесказанным, «Я-концепцию», сформированную в процессе познания человеком самого себя, можно назвать также чем-то, для чего характерны постоянные внутренние перемены – она не перманента и не является тем, что дано человеку раз и навсегда. По мере практики, т.е. реальной жизни, меняется и её адекватность, и её зрелость. Исходя из этого, «Я-концепция» оказывает огромное воздействие на психику индивида и его мировосприятие, а также служит базовым фактором формирования его поведенческого типа.
Структура «Я-концепции»
Упомянутый выше Роберт Бернс, наряду с множеством отечественных психологов, определяет три элемента, составляющие «Я-концепцию»:
- Когнитивная составляющая – это образ Я человека, в котором содержатся его представления о своей личности
- Оценочная составляющая – это самооценка, основанная на аффективной оценке образа Я
- Поведенческая составляющая – это поведение, состоящее из поведенческих реакций или конкретных действий, обусловленных образом Я и самооценкой
Представленное разграничение «Я-концепции» на отдельные элементы является условным, т.к. сама она является целостным образованием, каждый из элементов которого, пусть и отличается некоторой самостоятельностью, находится в тесной взаимосвязи друг с другом.
Воздействие «Я-концепции» на жизнь человека
В жизни каждого из нас «Я-концепция», по большому счёту, имеет тройственное значение.
В первую очередь, «Я-концепция» обеспечивает внутреннюю согласованность личности и относительную поведенческую устойчивость. В случае, когда новый опыт, который получает человек, не расходится с его видением себя, он легко принимается «Я-концепцией». Но если этот опыт не согласуется с имеющимся образом и противоречит ему, активизируются механизмы психологической защиты, помогающие человеку либо как-то объяснить отрицательный опыт, либо просто отвергнуть его. Благодаря этому, «Я-концепция» остаётся уравновешенной, причём, даже если реальный опыт ставит её под угрозу. Согласно идее Роберта Бернса, такое стремление личности защититься и избежать разрушительного влияния можно назвать одной из основ нормального поведения.
Второй функцией «Я-концепции» можно назвать определение характера понимания человеком получаемого опыта. Видение себя является специфическим внутренним фильтром, определяющим особенности восприятия индивидом любого события и любой ситуации. Когда события и ситуации проходят через этот фильтр, они подвергаются переосмыслению и им придаются значения, которые соответствуют «Я-концепции».
И, наконец, третьим в этом списке является то, что «Я-концепция» служит основой ожиданий человека, проще говоря, его представлений о том, что должно случиться. Люди, которые уверены в своей значимости, всегда ожидают, что и окружающие будет относиться к ним соответствующим образом, а те, кто сомневается в своей ценности, склонны считать, что они никому не нужны и никому не нравятся и, как следствие, стараются максимально ограничить свои социальные контакты.
Отсюда и вывод, что развитие личности каждого человека, а также его деятельность и поведение всегда обусловлены воздействием «Я-концепции».
НАПОСЛЕДОК: Как вы могли заметить, тема «Я-концепции» тесно связана с процессом самопознания, а это значит, что если человек разберётся в особенностях своей личности и осознает свою собственную «Я-концепцию», функционировать в мире, взаимодействовать с окружающими, достигать успехов и развиваться ему станет гораздо легче и даже интереснее. Так что предлагаем вам не откладывать работу над собой «в долгий ящик» и уже сейчас (или хотя бы в ближайшее время) приступить к познанию себя – специально для вас мы создали очень интересный и эффективный курс по самопознанию, который сможет раскрыть вам, пожалуй, практически все грани своей «Я-концепции». Курс вы найдёте здесь.
Желаем вам успехов и продуктивного самопознания!
4brain.ru