Хозяйственно бытовой труд в младшей группе картотека с целями – Календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему: Перспективный план по хозяйственно-бытовому труду во 2 младшей группе на 2014-2015 учебный год
Название | Задачи |
Сентябрь (ХБТ). Совместное вместе с воспитателем наведение порядка в группе. Д/у «Сделай, что скажу», «Научим зайку убираться», «Слушай- делай», «У нас порядок» | Формировать потребность участвовать в посильном для ребёнка труде. Учить действовать в соответствии с указанием, быстро выполнять просьбу взрослого, доводить дело до конца. Воспитывать стремлеение к чистоте, бережное отношение к игрушкам. |
Название | Задачи |
Октябрь ХБТ Обучение уборке игрушек. Д/ у «Найди игрушке её место», «Где живет, игрушка», «Мы любим свои игрушки», «Научим Хрюшу убирать игрушки». | Приучать убирать игрушки после игры на место, соблюдать порядок. Учить работать совместно с взрослым и товарищем, целенаправленно действовать, видеть конечный результат. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, взаимопомощь, желание трудиться. |
Название | Задачи |
Ноябрь. ХБТ. Мытьё игрушек. Д/у «Искупаем кукол», «Помоем посудку», «Искупаем зверят», «Наши чистые игрушки» | Учить работать совместно со взрослым и товарищем, действовать целенаправленно, видеть результат. Учить расправлять тряпочку, вытирать игрушку насухо. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, желание трудиться, взаимопомощь |
Название. | Задачи. |
Декабрь. ХБТ. Стирка тряпочек для изодеятельности (1, 3 недели) Стирка кукольной одежды (2,4 недели) | Учить стирать тряпочки: намачивать, намыливать, прополаскивать, отжимать, расправлять, аккуратно вешать для просушки. Учить вместе с воспитателем готовить и убирать оборудование. Воспитывать стремление к чистоте. |
Название | Задачи |
Январь. ХБТ. Протирание кукольной мебели (1,3 недели). Протирание стульчиков (2,4 недели) | Учить протирать кукольную мебель с помощью тряпочки (крышку стола, сиденье стула, ножки, спинку, стенки, полки шкафчика). Продолжать учить намачивать тряпочку, отжимать, расправлять тряпочку. Учить вместе с воспитателем готовить и убирать оборудование. Воспитывать желание трудиться, стремление к порядку. Учить называть мебель, части мебели, слова действия. |
Название | Задачи |
Февраль. ХБТ. Мытьё пластмассовых машин.(1,3 недели) Мытье лего-конструктора (2-4 недели) | Учить мыть игрушки в мыльной воде губкой, ополаскивать в чистой воде, протирать тряпочкой насухо. Учить трудиться. Продолжать учить вместе с воспитателем готовить и убирать необходимое оборудование. Развивать желание закончить начатое дело. Формировать дружеские взаимоотношения. Расширять и активизировать предметный словарь: Транспорт, машина, грузовик, танк и т.д.; упражнять в назывании частей машины, упражнять в назывании антонимов: чистый -грязный, сухой-мокрый. |
Название. | Задачи. |
Март. ХБТ. Мытьё крупного строителя (1,3 недели) Мытьё мелкого конструктора (2, 4 недели) | Продолжать учить протирать детали крупного строителя с помощью тряпочки. Продолжать учить намачивать тряпочку, отжимать, расправлять на ладони, протирать деталь со всех сторон. Продолжать учить вместе с воспитателем готовить и убирать оборудование. Учить контактировать друг с другом в процессе труда. Упражнять в назывании деталей деревянного строителя, антонимов. Учить использовать грамматически правильную фразу. |
Название | Задачи |
Апрель. ХБТ. Протирание полок в шкафу уголка природы (1,3 недели) Протирание полок и инвентаря в уголке ФИЗО (2,4 недели) | Учить протирать полки в шкафу: верхние, нижние, боковые стенки. Продолжать учить работать тряпочкой: намачивать, отжимать, расправлять. Учить вместе с воспитателем готовить и убирать оборудование. Воспитывать умение общаться друг с другом во время трудовой деятельности. Упражнять в употреблении грамматически правильной фразы. Продолжать учить называть комнатные растения. |
Название | Задачи |
Май. ХБТ. Протирание резиновых, пластмассовых игрушек Д/у «Игрушки просят о помощи», «Мы любим свои игрушки», « Мы-аккуратные ребята», «Научим куклу Катю протирать игрушки» | Учить протирать игрушкусо всех сторон, правильно пользоваться тряпочкой: намачивать, отжимать, расправлять. Продолжать учить вместе с воспитателем готовить и убирать оборудование. Воспитывать стремление к чистоте в окружающей обстановке, приучать соблюдать порядок. Упражнять в назывании игрушек. |
nsportal.ru
Задачи. | ХБ. поручения в помещении и на участке. | Поручения в природе на участке и в помещении. |
Сентябрь. Учить выполнять поручения, действовать в соответствии с задание, доводить поручение до конца. Воспитывать стремление оказывать помощь, бережное отношение к игрушкам, атрибутам. Воспитывать желание ухаживать за обитателями уголка природы. |
расставлять стулья.
|
Наблюдения за трудом взрослых.
|
Октябрь. Учить целенаправленно действовать, выполняя поручения взрослого, доводить поручения до конца, видеть результат своего труда. Воспитывать стремление оказывать помощь, бережное отношение к игрушкам, атрибутам. Воспитывать желание ухаживать за обитателями уголка природы. |
расставлять стулья.
|
|
Ноябрь. Учить целенаправленно действовать, выполняя поручения взрослого, доводить поручения до конца, видеть результат своего труда. Учить пользоваться оборудованием: лопатой, веником: держать двумя руками, сметать к середине; лейкой: держать её двумя руками; тряпкой: пропаласкивать, расправлять, отжимать; носилками. Воспитывать стремление оказывать помощь, бережное отношение к игрушкам и атрибутам. Воспитывать желание ухаживать за обитателями уголка природы. |
расставлять стулья.
|
|
Декабрь. Учить целенаправленно действовать, выполняя поручения взрослого, доводить поручения до конца, видеть результат своего труда. Продолжать учить пользоваться оборудованием: лопатой, веником, лейкой, тряпкой, носилками. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам и атрибутам. Развивать волевое усилие, желание закончить поручение. Воспитывать желание ухаживать за обитателями уголка природы, птицами на участке. |
расставлять стулья.
|
|
Январь. Учить трудиться совместно, выполняя до конца поручение, действовать в соответствии с заданием. Продолжать учить пользоваться оборудованием: лопатой, тряпкой, носилками. Развивать настойчивость, терпение, аккуратность. Воспитывать стремление к порядку, желание помогать взрослым. Воспитывать желание ухаживать за обитателями уголка природы, птицами на участке. |
|
|
Февраль. Учить трудиться совместно, выполняя до конца поручение, действовать в соответствии с заданием. Продолжать учить пользоваться оборудованием: лопатой, тряпкой, носилками. Учить аккуратно и компактно складывать строительный материал. Воспитывать стремление к порядку, желание помогать взрослым. Воспитывать желание ухаживать за обитателями уголка природы, птицами на участке. |
|
|
Март. Продолжать учить трудиться совместно, выполняя до конца поручение, действовать в соответствии с заданием. Продолжать учить пользоваться оборудованием: лопатой, тряпкой, носилками. Учить контактировать друг с другом, общаться в процессе деятельности. Воспитывать стремление к чистоте и порядку, желание оказывать помощь. Воспитывать желание ухаживать за обитателями уголка природы, птицами на участке. |
|
|
Апрель. Продолжать учить трудиться совместно, выполняя до конца поручение, действовать в соответствии с заданием. Продолжать учить готовить необходимое оборудование, убирать на место, держать его в чистоте. Продолжать учить пользоваться оборудованием: лопатой, тряпкой, носилками. Учить контактировать друг с другом, общаться в процессе деятельности. Воспитывать стремление к чистоте и порядку, желание оказывать помощь. Воспитывать желание ухаживать за обитателями уголка природы, птицами на участке. |
|
|
Май. Продолжать учить трудиться совместно, выполняя до конца поручение, действовать в соответствии с заданием. Продолжать учить готовить необходимое оборудование, убирать на место, держать его в чистоте. Продолжать учить пользоваться оборудованием: лопатой, тряпкой, носилками. Учить контактировать друг с другом, общаться в процессе деятельности. Воспитывать стремление к чистоте и порядку, желание оказывать помощь. Воспитывать желание ухаживать за обитателями уголка природы, птицами на участке. |
|
|
nsportal.ru
Трудовое воспитание в младших группах детского сада
Труд — важнейшая составляющая человеческой жизни. И материальные, и культурные ценности создаются благодаря труду. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду необходимо с самого раннего детства. И роль дошкольных образовательных учреждений в этом важном процессе велика.
Обучение труду в дошкольных учреждениях
Трудовое воспитание дошкольников является одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Работу в этом направлении начинают с первых дней пребывания малыша в детском саду.
Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
В.А. Сухомлинский
http://www.persev.ru/book/va-suhomlinskiy-trud-oduhotvoren-blagorodnymi-chuvstvami
Цели и задачи трудового воспитания
Основной целью трудового воспитания самых маленьких посетителей дошкольных заведений, с учётом их возрастных особенностей, является формирование положительного восприятия труда и умения выполнять посильные трудовые действия.
Приучать малышей к труду следует с самого раннего возраста
Задачи трудового воспитания в этом возрасте не столь обширны, как в старшем, но не менее важны. Ведь от того, сумеет ли привить педагог уважение и любовь к труду малышам третьего и четвёртого года жизни, зависит их отношение к важнейшей составляющей человеческой деятельности в последующем. Задачи трудового воспитания в первой и второй младшей группе ДОУ:
- Знакомить детей с профессиями, тружеников которых они видят в реальной жизни, ближайшем окружении (воспитатель, няня, продавец, строитель, водитель, врач, повар).
- В первой младшей группе детям сообщают обобщённую, поверхностную информацию: «Это строитель, он строит из кирпичей красивые, прочные, большие дома, чтобы в них жили люди».
- Знания, которыми способны овладеть дети четвёртого года жизни, преподносятся более полно и глубоко. Можно указывать на связь между профессиями, называть инструменты, материалы, которыми пользуются в процессе труда работники разных профессий («Чтобы строитель построил большой магазин, водитель на своей машине привёз много кирпичей. Когда магазин построят, в нём будут работать продавцы, продавать нам продукты, одежду, книги и пр.»).
- Формировать навыки обслуживания себя, поддержания в чистоте и опрятности тела, одежды.
- Малыш третьего года жизни с помощью взрослого овладевает умением мыть руки с мылом, пользоваться полотенцем, носовым платком.
- Ребёнку второй младшей группы под силу рассмотреть себя в зеркале, осмотреть одежду, вытереть нос платочком, рот после еды салфеткой, застегнуть молнию на одежде, пуговицы. Если эти операции вызывают трудности, дети должны уметь обратиться к взрослым с просьбой о помощи, используя вежливые слова.
- Развивать и поддерживать интерес детей к труду взрослых, желание помочь, соблюдать чистоту и порядок. Взрослые должны поощрять такие проявления. Конечно, иногда воспитателю или няне проще сделать определённую работу (полить цветы, расставить тарелочки с деталями аппликации) самим, но раз-второй отказав малышу в его стремлении сделать что-то самостоятельно, взрослые рискуют навсегда погасить в маленьких помощниках огонёк трудолюбия, что является серьёзной педагогической ошибкой. На протяжении дня возникает много ситуаций, в которых даже детей раннего возраста можно привлечь к несложному трудовому действию, и воспитатель с няней должны использовать их по максимуму (поставить на место игрушку, сложить одежду на стульчик, в шкаф, поднять обронённый мусор и т. д.).
Стремление ребёнка к соблюдению чистоты и порядка достойно похвалы
- Формировать у детей представления о необходимости и значимости труда, вызывать чувство радости и удовлетворения от произведённых трудовых действий («Если мы не польём цветочек, он завянет. Давайте вместе уберём игрушки, в нашей групповой комнате станет чисто, красиво, и мамы, когда придут за вами, обрадуются, похвалят нас»).
- Психологические особенности детей третьего и четвёртого года таковы, что малыши не могут удерживать в памяти какое-то событие долго, поэтому не стоит сообщать им результат труда, рассчитанный на длительную перспективу («Сейчас мы посадим лук, а когда он вырастет, отдадим его на кухню, чтобы сварить суп»). Дети попросту его забудут. Такие «долгосрочные проекты» лучше разбивать на этапы и сообщать детям результат по мере его приближения. Перед посадкой: «Сегодня мы посадим лук, польём его, он вырастет зелёный, пышный». После появления зелени: «Вот какой хороший лук вырос, сейчас я его срежу и отдам на кухню, где повар сварит нам вкусный суп». Таким образом малыши и увидят пользу своего труда, и повторят информацию о развитии и использовании овощей.
- Воспитывать трудолюбие, организованность и старательность при выполнении порученных действий, самостоятельность и инициативность, аккуратность, опрятность, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.
Трудовое воспитание малышей в детском саду невозможно без тесного взаимодействия с семьями воспитанников. Поэтому педагогу необходимо продумать комплекс мероприятий по работе с родителями: групповые и подгрупповые беседы, круглые столы, выставки литературы, тематических папок и т. д.
Важно, чтобы не только воспитатель, но и родители приучали малыша к самостоятельности и труду
Виды и приёмы трудового воспитания детей младших групп ДОУ
В первой и второй группах младшего дошкольного возраста используются такие виды труда:
- Самообслуживание. Сюда входят умывание, раздевание и одевание на прогулку, ко сну, пользование туалетом (индивидуальным горшком), пользование носовым платком, полотенцем, салфеткой, аккуратный приём пищи.
- Хозяйственно-бытовой труд: поддержание порядка в групповой комнате, раздевалке, спальне, выполнение поручений по столовой (расставить стаканчики для салфеток, хлебницы, разложить ложки). Во второй младшей группе ребятам даются поручения по подготовке занятий: расставить тарелочки с раздаточным материалом, доски для лепки и пр., а после собрать их и сложить в определённое место. Дети могут помогать педагогу в подклеивании книг, коробок для игр.
- Труд в природе. Дети под контролем воспитателя могут поливать растения, протирать крупные листья влажной губкой, рыхлить землю в горшочках, высаживать лук на перо, сеять в ящики крупные семена (тыквы, фасоли, гороха).
Ручной труд планируется начиная со старшей группы, но привлекать детей младшего возраста к изготовлению поделок, коллективных аппликаций, композиций в различных техниках допустимо. Малыши с удовольствием помогут воспитателю сделать красочное панно или оригинальную поделку для украшения раздевалки, группового помещения, вестибюля детского сада.
Изготовленное воспитанниками яркое панно украсит раздевалку группы
Наиболее приемлемой формой труда в младшем дошкольном возрасте является поручение, индивидуальное или подгрупповое, когда сделать что-либо воспитатель предлагает трём-четырём ребятам. Во втором случае все дети выполняют одно и то же действие, пользуясь одинаковым оборудованием, например, расставляют салфетницы на столы, протирают от пыли листочки фикуса губкой. Разноплановые действия (один поливает растение, другой протирает листочки) малышам давать ещё рано, они могут запутаться в действиях или же захотеть выполнять то, что делает сосед, оставив свою часть работы невыполненной.
Поскольку дети ещё очень малы, их внимание рассеянно, неустойчиво, педагогу следует с особой тщательностью отбирать приёмы мотивации к труду и руководства деятельностью воспитанников. Наиболее эффективными приёмами являются:
- Наблюдение. Известно, что у детей третьего года жизни очень высоко развита подражательность, а основным видом деятельности является предметная. Наблюдая за тем, как взрослые действуют, используя разнообразные предметы, малыш повторяет за ними и тем самым учится новому навыку. Поэтому нужно как можно чаще организовывать наблюдения за работой няни, дворника, воспитателя, которые выполняют простые и понятные малышам действия: накрывают на стол, подметают дорожки, поливают цветы и т. д.
Наблюдение за трудом няни развивает представление детей о людях, которые заботятся о них, воспитывает чувство благодарности и желание помочь
- С наблюдением тесно связан показ. Этот приём воспитатель использует постоянно в течение дня при выполнении всех режимных моментов, поскольку малыши ещё не могут выполнять действия самостоятельно, по памяти. Перед мытьём рук педагог закатывает рукава собственной одежды, а потом помогает это сделать малышам. Пользуясь мылом, стряхивая с рук воду, вытираясь полотенцем, воспитатель делает это так, чтобы всем ребятам было хорошо видно и понятно, что следует делать.
- Кроме показа, необходимо также пояснение. Детям нужно в простой и понятной форме сообщить, зачем выполняется то или иное действие, в чём его польза, каков будет результат: «Если вы повесите одежду каждый на свой стульчик, то она не помнётся и после сна её будет легче найти».
- Эмоциональное, настраивающее на положительный результат пояснение — отличная мотивация к действию. Сравните 2 предложения: «Сейчас мы помоем руки и вытрем полотенцем» и «Сейчас мы помоем руки этим душистым мылом, и они тоже будут хорошо пахнуть, станут чистыми, а после вытрем их красивым пушистым полотенцем!». Разумеется, во втором случае ребёнок гораздо охотнее выполнит процедуру умывания.
- Также помогают быстрее запомнить порядок выполнения действий и приучают малышей к аккуратности, опрятности художественные произведения. Использование их — очень удачный приём, если произведение не слишком длинное и подходит к режимному моменту (одевание, раздевание, умывание и т. д.)
- Создание игровых и сюрпризных моментов. К детям приходит любимая игрушка (мишка, кукла), просит помочь, научить мыть руки, одеваться, аккуратно складывать вещи. Или вдруг появляется новая яркая расчёска, украшенная пышным бантом, и сообщает, что она пришла расчесать всех кукол в группе. И дети вместе с воспитателем причёсывают кукол, поправляют им наряды, красиво рассаживают в игровом уголке.
- Создание проблемных ситуаций. Игровой персонаж озвучивает детям проблему. Например, зайка приходит очень грустный и сообщает, что от него ушли все игрушки, а в беседе выясняется, что герой не умеет складывать и ставить игрушки на место. Ребята вызываются помочь ему, научить, как это правильно делать.
- Дидактическая игра. После озвучивания проблемной ситуации решить её возможно в ходе дидактической игры: дети «учат» персонажа мыть руки, складывать игрушки, выполнять другие трудовые действия в играх «Игрушки, по местам!», «Что за чем?», «Что умеют наши ручки» и других.
- Рассказывание поучительных историй, составленных самим воспитателем. Они также должны быть не длинными, нагруженнными информацией, а короткими и обращаться к непосредственному опыту детей: «Сегодня утром я нашла в раздевалке на полу варежку. Она плакала, потому что её забыли положить в шкаф. Я подняла её, положила на место и пообещала, что наши дети никогда не будут бросать свои вещи на пол».
- Поощрение — самый действенный и необходимый в раннем и младшем дошкольном возрасте приём.
Поощрение — отличный приём трудового воспитания, поэтому не стоит скупиться на похвалу детям за аккуратность и тягу к чистоте
Хвалить детей необходимо за каждое малое достижение, и даже в случае неудачи нужно найти положительное: «Сегодня ты старался застегнуть пуговицы, и у тебя почти получилось! Мы с тобой немножко потренируемся, и скоро ты сможешь застегнуть их все! Зато рубашку ты сам надел, молодец!» Поощряя ребёнка, педагог закрепляет в его памяти, что труд связан с успехом. Это формирует у воспитанников положительное отношение к труду в общем и вызывает желание выполнять трудовые действия в дальнейшем.
Таблица: стихотворения для использования во время режимных моментов, связанных с самообслуживанием детей
Содержание трудовой деятельности в первой младшей группе ДОУ
Трудовая деятельность в раннем дошкольном возрасте может длиться не более 10 минут, причём педагогу необходимо внимательно следить за отношением детей к предстоящему труду. Если малыши не заинтересованы, ведут себя вяло, то выполнение трудового поручения лучше перенести на другое время, чтобы труд был детям в радость, запомнился как приятный и полезный.
Специального занятия или режимного момента для труда в первой младшей группе не предполагается, он присутствует в разных видах деятельности, в том числе организованной образовательной.
Одевание на прогулку для малыша третьего года жизни — серьёзный труд
Таблица: пример планирования трудовой деятельности с детьми первой младшей группы (фрагмент)
Таблица: пример конспекта занятия по трудовому воспитанию в первой младшей группе
Трудовая деятельность во второй младшей группе ДОУ
Дети четвёртого года жизни могут выполнять больше трудовых действий как в помещении, так и на открытом воздухе. Например, им доступны:
- Протирание полочек от пыли, раскладывание игрушек, книг.
- Помощь воспитателю в подготовке к занятиям (разложить и собрать материал).
- Уборка листвы осенью, снега зимой, но эти поручения должны быть краткими, и во время них воспитателю следует внимательно следить за состоянием детей, не допуская перегрузок. Лучшим вариантом будет очистка от снега одной-двух скамеек или прометание короткой дорожки.
- Раскладывание счётного материала, карандашей по коробкам, стаканчикам.
- Одевание и причёсывание кукол, уборка крупного конструктора, машин.
- Участие в создании поделок, коллективных декоративных композиций.
Детям четвёртого года жизни можно поручить уход за комнатными растениями под контролем воспитателя
Для занятий хозяйственно-бытовым трудом отводится время во второй половине дня. Длительность его не превышает 15 минут. Для занятий трудом, связанным с водой, дети должны быть одеты в клеёнчатые фартучки, защищающие одежду, все инструменты и материалы для труда должны храниться в доступном месте. При составлении перспективного плана трудовой деятельности её необязательно привязывать к теме блока (недели, месяца). Воспитатель может выбирать те её виды, на отработку которых считает нужным обратить больше внимания.
Таблица: пример перспективного планирования трудовой деятельности во второй младшей группе ДОУ (фрагмент)
Таблица: пример конспекта занятия по трудовому воспитанию с детьми четвёртого года жизни
Видео: занятие по хозяйственно-бытовому труду в младшей группе
Проектная деятельность по трудовому воспитанию младших дошкольников
Поскольку в проектной деятельности с младшими воспитанниками ведущая роль принадлежит педагогу, а малыши усваивают информацию и делают первые шаги в поисковой и исследовательской деятельности, проект по трудовому воспитанию целесообразно планировать информационный, знакомящий с профессиями взрослых (водитель, строитель, врач), или игровой, обогащающий опыт детей новыми играми, связанными с профессиями и выполнениями трудовых поручений, самообслуживанием. Ввиду того что младшие дошкольники не имеют достаточно развитой долгосрочной памяти, проекты лучше планировать краткосрочные, длительностью 1–2 недели.
Проектная деятельность проходит такие этапы:
- При подготовке к осуществлению проекта педагог должен продумать тему и цель, а также соответствуют ли они возрасту детей, смогут ли малыши успешно пройти все пункты будущего проекта, какие результаты ожидаются.
- На втором этапе (разработка проекта) воспитатель определяет пути выполнения поставленных целей и задач, подбирает материалы, оборудование, информационные источники. Далее проводится собственно выполнение проекта. Дети при помощи и непосредственном участии воспитателя выполняют запланированные формы работы, что приводит к ожидаемому результату.
- Заключительный этап (презентация) проекта проходит при участии детей. Продуктом информационного проекта может быть альбом или папка-передвижка, в которых отразится усвоенная детьми информация, игрового — атрибуты для режиссёрских и сюжетных игр.
Знакомство с любой профессией можно проводить в игровой форме
Таблица: пример педагогического проекта в младшей группе
Анализ и диагностика трудовой деятельности в младших группах ДОУ
Анализ и контроль уровня трудового воспитания и овладения детьми навыками необходим, в первую очередь, самому воспитателю, чтобы владеть ситуацией в группе и знать, в каком направлении проводить индивидуальную работу, на что обратить особое внимание. Для контроля за уровнем умений и навыков детей рекомендуется заполнять диагностические карты два раза в год, осенью (в сентябре-октябре) и весной (в апреле-мае).
Таблица: диагностическая карта контроля за уровнем овладения трудовыми умениями и навыками детей третьего-четвёртого года жизни
На воспитателя, работающего с младшими дошкольниками, возложена важная задача: с малых лет приучать детей к посильному труду, воспитывать уважение к работающим специалистам, желание расти, помогая ближним. От того, насколько серьёзно и продуманно подойдёт педагог к выполнению этой обязанности, зависит отношение детей к труду в последующие годы. Поэтому все усилия следует обратить на формирование у малышей понятия: труд важен и необходим, а трудиться — полезно и увлекательно. Получив в раннем детстве такую жизненную установку, ребёнок сумеет стойко преодолеть временные невзгоды, с лёгкостью будет учиться в школе и найдёт своё место в жизни.
melkie.net
Пособие на тему » Картотека по трудовому воспитанию во второй младшей группе»
Картотека игр по трудовому воспитанию.
Подготовила:
Воспитатель:
Баранникова М.Г.
Наверно все знают утверждение, что гений — это 1 % таланта и 99 % трудолюбия. Познавательные способности – это индивидуальные особенности ребенка, которые определяют его успешность и в дальнейшем обучении, и в жизни в целом. Развиваются они наилучшим образом в детской деятельности. Один из таких видов деятельности – труд в детском саду.
Именно в трудовой деятельности можно научить ребенка таким важным качествам, как умение доводить начатое дело до конца, контролировать правильность своих действий, действовать совместно и многому другому.
Виды труда в детском саду
Как учат детей трудиться в детском саду?
Самообслуживание малышей – это одевание, умывание и другие гигиенические навыки, самостоятельная еда и другие. Конечно, содержание
труда по самообслуживанию изменяется с возрастом детей и формированием
Хозяйственно-бытовой труд в детском саду активнее всего начинает осваиваться в среднем дошкольном возрасте. Надо вымыть игрушки, протереть пыль. Зимой Ребята помогают убирать снег на участке, строить горки, замки для баталий. Здесь у малышей формируются умения сосредотачиваться, планировать свои действия, развивается внимание, умение договариваться.
Труд детей в природе – особый вид труда. Результатом этого труда является материальный продукт. Детям такой труд в детском саду интересен именно поэтому.Например, ребята терпеливо выращивают лук и другую зелень, ухаживают за ними, пропалывают. Не боятся комаров. Сбор урожая — радость. А потом эта зелень идет в дело на занятиях кулинарного кружка «Смак», да и просто за обедом. Здесь мы реализуем детско-родительские проекты: «Огород на окне», «Украсим клумбы детского сада», «Тюльпаны для бабушки» и т.д.
Наши воспитанники знают комнатные и лекарственные растения. Труд в природе позволяет детям на практике научиться устанавливать некоторые закономерности в природе, причинно-следственные связи. Например, дети с успехом решают задачи типа «От чего может погибнуть фиалка?» и т.д.
Труд в детском саду является важным средством развития познавательных способностей у дошкольников. Относится к труду с любовью, видеть радость в нем – необходимое условие для творчества личности
Картотека игр по трудовому воспитанию дошкольников
Трудовое воспитание в детском саду
«Кто где работает?»
Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных
профессий, как называется их рабочее место.
Воспитатель – в детском саду;
учитель – в школе;
врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе;
повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т.д.
«Кто это знает и умеет?»
Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями
должны обладать люди разных профессий.
Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель.
Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель.
Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни… врач и т. п.
«Кто это делает?»
Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.
Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.
Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка.
Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.
Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар и т.п.
«Кто что делает?»
Цель: расширять и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий.
Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает…
Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит…
Младший воспитатель (няня) моет, убирает, вытирает, застилает, одевает, читает… и т.д.
«Исправь ошибку»
Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.
Повар лечит, а врач готовит.
Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.
Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т.д.
«Для человека какой профессии это нужно?»
Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.
Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… — продавцу.
Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина… — дворнику.
Стиральная машина, ванна, мыло, утюг… — прачке.
Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос, машинка для стрижки… — парикмахеру и т.д.
«Кому что нужно для работы?»
Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т.п.), необходимых для работы людям разных профессий.
Учителю — указка, учебник, мел, доска…
Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…
Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…
«Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)».
Цель: упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека.
Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т.д.
«Продолжи предложение».
Цель: упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.
Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду…),
Прачка стирает …(полотенца, постельное белье, халаты…).
Воспитатель утром с детьми…(делает зарядку, завтракает, проводит занятия…)
Дворник зимой во дворе…(сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки…) и т.д.
Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
Ход игры Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают её, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – её подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центре стола вазочку с цветами, салфетцицу, хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи).
Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.
Игра «Угадай, что я делаю?»
Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры. Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В в центр круга выходит ребёнок. Все идут по кругу и произносят:
Что ты делаешь – не знаем, Поглядим и угадаем.
Ребёнок имитирует трудовые действия не только движениями, нои (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, рубит дрова, трёт на тёрке и т.д.
Дети угадывают действия.
Игра «Что сначала, что потом?»
Цель. Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.
Ход игры. Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий.
1 Опрокинуть горшок, из него вынимают растение.
2 Мытьё горшка.
3 Укладывание камушков на дно горшка.
4 Насыпание в горшок песка (высота 1 см).
5 Насыпание в горшок поверш песка немного земли.
6 Отряхивание палочкой старой земли с корней растений.
7 Срезание загнивших корней.
8 Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землёй.
9 Уплотнение земли.
10 Установка горшка с растением на поддон.
11 Полив растения под корень.
« Полив комнатных растений.»
Цель: Учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечкиводой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
«Рыхление почвы у комнатных растений.»
Цель: Учить детей ухаживать за комнатными растениями ; дать детям знания о том, для чего необходимо рыхлить почву растений; закреплять приёмы рыхления и правила пользования необходимыми предметами для этого. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе.
экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе.
Уход за крупнолистными растениями (влажное протирание листьев) .
Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за комнатными цветами: протирать крупные листья растений влажной тряпочкой, соблюдая осторожность. Дать детям знания о том, что такой способ ухода облегчает дыхание растений, от чего зависит их рост и развитие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Пересаживание комнатных растений.
Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в пересадке растений; учить приемам пересадки растений и последовательности
работы: подобрать горшок нужного размера, приготовить песок и землю, растение. Закреплять знания детей о комнатных растениях, их отличиях друг от друга. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
«Посадка лука на подоконнике»
Цель: Учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, желание добиться результата, участвовать в общем деле.
Посев семян цветов и овощей.
Цель: Дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Учить последовательности действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте (для посева семян, каждый раз отмечая палочкой
расстояние между ними и бороздки для мелких семян; учить соблюдать при работе культурно – гигиенические навыки. Закреплять знания детей о том, в какое время, какие семена высеваются в ящички в группе для подготовки рассады, а какие семена сеют в открытый грунт. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Полив клумб и грядок.
Цель: Дать детям представление о необходимости полива и ухода за растениями на грядках и клумбах. Привлекать детей к поливу растений из лейки водой комнатной температуры.
Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки.
Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней, экологическую культуру.
infourok.ru
Месяц | Самообслуживание | Хозяйственно-бытовой труд | Труд в природе |
Сентябрь | Умывание. Цель: Учить детей правильно умываться. Воспитывать культурно-гигиенические навыки, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду). Одевание и раздевание. Цель: Учить детей выворачивать вещь налицо. Воспитывать опрятность. | Беседа «Всему свое место». Цель: Закреплять знания детей о том, в каком порядке хранятся игрушки. Учить аккуратно и компактно складывать строительные детали в коробки. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам и предметам, желание трудиться. | Привлечь детей к поливу клумбы (под руководством воспитателя поливать растения). Цель: Знакомить детей с правилами ухода за растениями. Дать детям понятия о том, что растениям необходимы вода и свет, что за ними нужно ухаживать, поливать, опрыскивать. Учить выполнять трудовые действия; воспитывать желание ухаживать за растениями, заботиться о них. |
Октябрь | Умывание. Упражнение «Закатаем рукава». Цель: Учить детей закатывать рукава перед умыванием. Воспитывать умение спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду). Одевание и раздевание. Разыгрывание игровой ситуации «Поможем мишке собраться на прогулку». Цель: Учить детей выворачивать вещь налицо. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его с помощью взрослого. | Игра «Убери мусор в корзину». Цель: Объяснить детям, что для мусора есть специальная корзина. Воспитывать привычку соблюдать чистоту и порядок. | Полив комнатных растений. Цель: Учить детей правильно поливать растения (под листья). Воспитывать желание ухаживать за растениями. |
Ноябрь | Одевание и раздевание. Упражнение «Выверни колготки». Цель: Учить детей правильно выворачивать колготки. Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам. Умывание. Разыгрывание игровой ситуации «Расскажи мишке зачем надо заворачивать рукава». Цель: Учить детей заворачивать рукава. Учить спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду). | Упражнение «Расставим стулья». Цель: Учить детей действовать в соответствии с заданием; воспитывать положительное отношение к труду. | Опрыскивание растений водой. Цель: Продолжать знакомить с правильным уходом за растениями. Воспитывать заботливое отношение к природе Наблюдение за трудом дворника (поливает участок, сгребает граблями листву, мусор, увозит на тачке). Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых. Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда. |
Декабрь | Умывание. Дидактическая игра «Умой куклу Таню». Цель: Учить детей порядку умывания, спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду). Одевание и раздевание. Цель: Учить детей выворачивать вещь налицо. Воспитывать умение замечать непорядок в одежде и устранять его с помощью взрослого. | Наблюдение за трудом няни (моет посуду, пол). Цель: Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых. Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда. Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым. Трудовое поручение (Раскладывать книжки). Цель: Закреплять знания детей о том, где лежат книги. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, желание трудиться. | Посадка лука. Цель: Учить детей втыкать луковицы в землю. Воспитывать положительное отношение к труду. |
Январь | Одевание и раздевание. Упражнение «Все мы делаем по порядку». Цель: Учить детей снимать и надевать одежду в определенном порядке. Умывание. Цель: Учить пользоваться мылом (намыливать руки до образования пены, тщательно смывать). Учить спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду). | Трудовое поручение: расставить игрушки. Цель: Закреплять знания детей о том, в каком порядке хранятся игрушки. Учить аккуратно и компактно складывать строительные детали в коробки. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам и предметам, желание трудиться. | Помыть листья растений. Продолжать учить детей правильному уходу за растениями. Воспитывать заботливое отношение к растениям. |
Февраль | Одевание и раздевание. Игра «Одежкин домик». Цель: Учить детей правильно складывать одежду в шкафчике. Воспитывать любовь к порядку. Умывание. Разыгрывание игровой ситуации «Помой руки кукле Кате». Цель: Учить пользоваться мылом (намыливать руки до образования пены, тщательно смывать). Учить спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду). | Наблюдение за трудом медсестры в медицинском кабинете (бинтует, мажет мазью, взвешивает, измеряет рост). Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых. Дать конкретные представления труде взрослых, общественной значимости труда. Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда, желание отражать полученные впечатления и представления о трудовой деятельности взрослых в сюжетно-ролевых играх. | Подкармливание птиц. Цель: Учить готовить корм для птиц: измельчать руками кусочки хлеба, оставшиеся после обеда. Развивать интерес к природе; дружеские взаимоотношения; желание трудиться, наблюдательность. |
Март | Умывание. Упражнение «Вытрем личико». Цель: Учить мыть лицо, насухо вытираться своим, снятым и развернутым полотенцем, аккуратно вешать его на место. Учить бережно относиться к предметам личной гигиены (полотенце). Одевание и раздевание. Дидактическая игра «Шнуровка». Цель: Учить пользоваться различными застежками. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его с помощью взрослого. | Трудовое поручение: расставить стулья в групповой комнате. Цель: Учить выполнять порученное дело до конца, трудиться рядом, действовать в соответствии с заданием. Формировать дружеские взаимоотношения. Развивать настойчивость, терпение, аккуратность. Экскурсия в прачечную: наблюдение за процессом глажения белья. Разыгрывание игровой ситуации «Погладим белье для куклы Кати». Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых. Дать конкретные представления о труде взрослых. Закреплять представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми. Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым. | Под руководством вос-питателя сажать луковицы тюльпанов и нарциссов. Цель: Учить сажать растения (какой частью нужно сажать луковицы в землю). Закреплять представления об уходе за растениями. Развивать интерес к природе, дружеские взаимоотношения. Воспитывать желание трудиться на общую пользу, проявлять в работе старание и аккуратность. |
Апрель | Умывание.Чтение потешки «Водичка, водичка…» Цель: Учить мыть лицо, насухо вытираться своим, снятым и развернутым полотенцем, аккуратно вешать его на место. Учить бережно относиться к предметам личной гигиены (полотенце). Одевание. Упражнение «Наши вещи ложатся спать». Цель: Учить детей аккуратно складывать вещи на стульчик. Воспитывать бережное отношение к вещам. | Трудовые поручения: собирать игрушки перед уходом с прогулки. Цель: Учить выполнять задания воспитателя, няни. Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать бережное отношение к игрушкам интерес к повседневному труду, желание принимать в нем участие. | Полив комнатных растений. Цель: Продолжать учить правильно поливать растения. Воспитывать заботливое отношение к растениям. |
май | Умывание. Цель: Учить своевременно пользоваться носовым платком. Учить спокойно вести себя, проявлять вежливость; бережно относиться к предметам личной гигиены (носовой платок). Одевание и раздевание. Цель: Закреплять умение детей снимать и надевать одежду, обувь в определенной последовательности. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его с небольшой помощью взрослого. Воспитывать бережное отношение к вещам, самостоятельность. | Трудовые поручения: сбор мусора. Цель: Учить выполнять задания воспитателя, няни. Воспитывать желание трудиться, любовь к чистоте и порядку. | Помогать воспитателю поливать цветник, огород. Цель: Учить носить воду в лейках, правильно поливать растения (лить воду под листья равномерно). Воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание трудиться. |
nsportal.ru
Месяц | Коммуникация | Социализация | Физ. Культура | Безопасность | Чтение худ. Литературы | Музыка Худ. Творчество |
Сентябрь | Беседа «Приведём игрушки в порядок» Цель: учить детей выполнять поручения, понимать в чём состоит необходимость работы, помогать друг другу ,рассказывать , как они добивались хороших результатов. | Знакомство с орудиями труда: ведро, грабли, лопата, щётка, совок, веник. Ролевая игра «Семья» Цель: развивать навыки отражения трудовых действий членов семьи: дети помощники сметают песок с лавочек песок. | Сбор игрушек и уборка их на место в конце прогулки. Цель: развивать желание выполнять необходимую работу, развивать выносливость, силу. | Наблюдение за работой воспитателя: чистим дорожки. Цель: отметить, как воспитатель осторожно подметает дорожки, чтобы не мешать детям собирать листочки в ведёрки. | Чтение А.Благинина «Не мешайте мне трудиться» Цель: познакомить детей с орудиями труда: лейка, грабли, ведёрка. | «Строим дом» Т. Шутенко Цель :учить выполнять движения под музыку, по образцу. |
Октябрь | Наблюдение за работой дворника. Цель: познакомить с работой дворника ,расширять представления о трудовых действиях. Учить называть трудовые действия. | Дидактическое упражнение «Поставим кубики рядом» Цель: Учить выполнять трудовое поручение , ровно и красиво располагать кубики. | Трудовое поручение : убираем игрушки. Цель: формировать привычку наводить порядок после игр, при помощи взрослых находить игрушкам место. | Подметаем дорожки. Цель: учить осторожно пользоваться маленькими метёлками. | Чтение А. Барто «Самолёт» Цель: вызвать желание самим что то сделать,воспитывать любовь к маме. | «Вот как мы умеем» Е. Тиличеева Цель: познакомить с новой песней согласовывать слова и движения |
Ноябрь | Дидактическое упражнение «Кто что делает» Цель: уточнить представления о трудовых действиях взрослого. | Дидактическая игра «Погладим кукле платье» Цель: познакомить с утюгом, его назначением ,выполнять трудовые навыки | Сбор шишек для поделок. Цель: учить осуществлять совместные трудовые действия со взрослыми, поощрять желание участвовать в совместном труде. | Следить за правильной позой во время труда. | Чтение потешки «Сорока» Цель:прививать любовь к устному народному творчеству. | Продуктивная деятельность. «Витаминки для петушка» Цель: вызвать желание потрудиться для других,развивать мелкие мышцы рук. |
Декабрь | Наблюдение за трудом няни. Цель: дать представление о труде няни – кормит детей, моет посуду, пол. | Украшение группового помещения к празднику. Цель: учить детей самостоятельно выбирать предметы для украшения группы, называть их качества. Вызвать радость ожидания праздника | Сгребание снега на участке. Цель: развивать физическую силу, учить верно держать лопатку. | Посыпаем ступеньки песком. Цель: познакомить с данной трудовой операцией , уметь действовать аккуратно. | Чтение Е. Благинина «Голышок-малышок» Цель: называть трудовые навыки ,необходимые при купании малыша | Слушание «строим дом» Т. Шутенко Цель: дружно подпевать песню вместе с воспитателем |
Январь | Беседа «Как мы занимаемся на музыкальном занятие» Цель: знакомство с трудом музыкального руководителя. | Учить лепить из снега – комочки и играть с ними. Цель: закреплять свойства снега. | Уборка игрушек. Цель: оказывать помощь воспитателю, развивать стремление быть полезным всем. | Трудовые поручения: помогаем дворнику – убираем снег. Цель: подвести к пониманию важности помощи, аккуратно работать лопаткой | Чтение В. Берестова «Гололедица» Цель: познакомить с понятием : гололёдица. | Пение «Оладушки» Н. Мурачёва Цель: вызывать желание сделать приятное другим |
Февраль | Практическое упражнение «Самые аккуратные» Цель: учить называть трудовые навыки ,какие выполняют дети при выполнении трудовых действий | Самостоятельная игровая деятельность. Цель: учить детей поиграл – убери. | Предложить детям помочь в украшение участка. Цель: учить выполнять несложные поручения, развивать эстетическое восприятие. | Учим очищать обувь от снега. Цель: выполнять и называть трудовые действия, знать о необходимости этой работы. | Рассказывание сказки «Лиса и заяц» Цель: развивать интерес к произведениям устного народного творчества | При уборке игрушек использовать музыкальное сопровождение. Цель: дать почувствовать , как музыка помогает быстро и весело убирать кубики |
Март | Трудовое поручение «Помогаем убираться в группе» Цель: стимулировать желание оказывать помощь взрослым ,поддерживать порядок в группе. | Игровая ситуация «Мама учит малыша ходить» Цель: побуждать сопровождать игровые действия рассказыванием потешек | Трудовое поручение «Чистим дорожки вокруг детского сада» Цель: знать для чего надо чистить дорожки, развивать выносливость | Трудовое поручение «Сушим варежки» Цель: учить развесить мокрые варежки ,понимать смысл выполняемой операции, называть свои действия. | Разучивание стихотворения «Раз шажок» Г. Лагэдень Цель: заучивать стихотворение вместе с воспитателем, работать над дикцией | Пение песни воспитателем «Новый дом» Цель: понимать смысл песни, подпевать мелодию |
Апрель | Беседа «Кто заботится о нас в детском саду» Цель: рассказать кто трудится в детском саду. | Трудовое поручение «Помогаем убирать рабочее место» Цель: Учить оказывать посильную помощь, выполнять несложные поручения, возвращать на место материал и инвентарь. | Практическое упражнение «Собираемся на прогулку» Цель: Учить различать обувь для левой и правой ноги, не лениться обуваться самостоятельно | Сбор веток, сломанных ветром. Цель: | Чтение Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: Различать хорошие плохие поступки, учить стремиться к хорошему.
| Творческая мастерская, рисование акварелью «Мыльные пузыри» Цель: учить обводить заготовки кистью или пальчиком, украшать их блестящей краской. Формировать привычку убирать материал на место |
Май | Рассматривание картины «Дети помогают накрывать на стол» Цель: учить понимать сюжет картины, называть трудовые действия, активизировать словарь детей | Трудовое поручение: помоги накрыть на стол. Цель: Учить раскладывать ложки, ставить салфетницы ,хлебницы (без хлеба). | Практическое упражнение «Чистые сапожки» Цель: учить детей с помощью взрослых приводить в порядок свою обувь после прогулки Воспитывать уважение к труду няни. | Трудовое поручение «Учимся сервировать стол» Цель: учить осторожно ставить чашки на стол и не на край стола это опасно. | Чтение потешки «Травка – муравка со сна поднялась» Цель: обратить внимание на напевность стихотворения, повторять яркие строки. | Творческая мастерская «Стайка птиц» Цель: предложить объединить работы в единое панно, полюбоваться общей работой.Учить оказывать посильную помощь педагогу в уборке материала. |
nsportal.ru
Картотека хозяйственный-бытовой труд дошкольников
Картотека: Хозяйственно-бытовой труд в старшей группе.
Карточка № 1.
«Порядок в шкафу с игрушками и пособиями»
Цель: учить детей самостоятельно и эстетично расставлять игрушки и пособия, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок. Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага других.
Карточка № 2.
«Чистые подоконники»
Цель: учить детей при работе с водой соблюдать гигиенические навыки: засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.
Карточка № 3.
«Помогаем няне»
Цель: Учить застилать постельное белье приучать детей оказывать посильную помощь взрослым. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать уважение к труду взрослых.
Карточка № 4.
«Дежурство по столовой»
Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного ; тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного правильно сервировать стол, убирать посуду после еды; сметать щеточкой со столов и подметать пол. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других.
Карточка № 5.
«Дежурство по занятиям»
Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть и убирать их после занятия на место. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать желание трудиться для блага других.
Карточка № 6.
«Порядок в игрушках»
Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на места. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться для блага других.
Карточка № 7.
«Стираем салфетки»
Цель: учить детей навыкам намыливания, прополаскивать и отжимать салфетки, продолжать формировать культуру труда
(опрятность в процессе деятельности)
Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.
Карточка № 8.
«Порядок в шкафу раздевальной комнаты (вместе с помощником воспитателя) »
Цель: учить детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить аккуратно одежду на место. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.
Карточка № 9.
«Ремонт книг»
Цель: приучать детей подклевать книги, правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками.
Развивать трудовые умения и навыки, глазомер, мелкую моторику рук, творческое воображение. Воспитывать желание трудиться для блага других, бережно относится к книгам и игрушкам.
Карточка № 10.
«Чистые стульчики»
Цель: учить детей помогать няни поддерживать в порядке и чистоте стульчики в групповой комнате: протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам, после занятий. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.
Карточка № 11.
«Стирка кукольной одежды»
Цель: Учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки : учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться мылом. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание трудиться для блага других.
Карточка № 12.
«Моем расчёски»
Цель: Учить детей помогать воспитателю в мытье расчёсок: полоскать замоченные расчёски, чистить их с помощью щёток. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой.
Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.
infourok.ru