cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Хозяйственно бытовой труд в младшей группе картотека с целями – Календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему: Перспективный план по хозяйственно-бытовому труду во 2 младшей группе на 2014-2015 учебный год

Содержание

Календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему: Перспективный план по хозяйственно-бытовому труду во 2 младшей группе на 2014-2015 учебный год

Название

Задачи

Сентябрь (ХБТ).

Совместное

вместе с воспитателем наведение порядка в группе.

Д/у «Сделай, что скажу»,  «Научим зайку убираться», «Слушай- делай», «У нас порядок»

Формировать потребность участвовать в посильном для ребёнка труде. Учить действовать в соответствии с указанием, быстро выполнять просьбу взрослого, доводить дело до конца. Воспитывать  стремлеение к чистоте,  бережное отношение к игрушкам.

Название

Задачи

Октябрь

ХБТ

Обучение уборке игрушек.

Д/ у «Найди игрушке её место», «Где живет, игрушка»,  «Мы любим свои игрушки», «Научим Хрюшу убирать игрушки».

Приучать убирать игрушки после игры на место, соблюдать порядок. Учить работать совместно с взрослым и товарищем, целенаправленно действовать, видеть конечный результат. Воспитывать  бережное отношение к игрушкам, взаимопомощь, желание трудиться.

Название

Задачи

Ноябрь.

ХБТ.

Мытьё игрушек.

Д/у «Искупаем кукол», «Помоем посудку», «Искупаем зверят»,

«Наши чистые игрушки»

Учить работать совместно со взрослым и товарищем, действовать целенаправленно, видеть результат. Учить   расправлять тряпочку, вытирать игрушку насухо. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, желание трудиться, взаимопомощь

Название.

Задачи.

Декабрь.

ХБТ.

Стирка тряпочек для изодеятельности (1, 3 недели)

Стирка кукольной одежды (2,4 недели)

Учить стирать тряпочки: намачивать, намыливать, прополаскивать, отжимать,  расправлять, аккуратно вешать для просушки. Учить вместе с воспитателем готовить и убирать оборудование. Воспитывать стремление к чистоте.

Название

Задачи

Январь.

ХБТ.

Протирание кукольной мебели (1,3 недели).

Протирание стульчиков (2,4 недели)

Учить протирать кукольную мебель с помощью тряпочки (крышку стола, сиденье стула, ножки, спинку, стенки, полки шкафчика). Продолжать учить намачивать тряпочку, отжимать, расправлять тряпочку. Учить вместе с воспитателем готовить и убирать оборудование. Воспитывать желание трудиться, стремление к порядку. Учить называть мебель, части мебели, слова действия.

Название

Задачи

Февраль.

ХБТ.

Мытьё пластмассовых машин.(1,3 недели)

Мытье лего-конструктора (2-4 недели)

Учить мыть игрушки в мыльной воде губкой, ополаскивать в чистой воде, протирать тряпочкой насухо. Учить трудиться. Продолжать  учить вместе с воспитателем готовить и убирать  необходимое оборудование. Развивать желание закончить начатое дело. Формировать дружеские взаимоотношения.  Расширять и активизировать предметный словарь: Транспорт, машина, грузовик, танк и т.д.; упражнять в назывании частей машины, упражнять в назывании антонимов: чистый -грязный, сухой-мокрый.

Название.

Задачи.

Март.

ХБТ.

Мытьё крупного строителя (1,3 недели)

Мытьё мелкого конструктора (2, 4 недели)

Продолжать учить протирать детали крупного строителя с помощью тряпочки. Продолжать учить намачивать тряпочку, отжимать, расправлять на ладони, протирать деталь со всех сторон. Продолжать учить вместе с воспитателем готовить и убирать оборудование. Учить контактировать  друг с другом в процессе труда. Упражнять в назывании деталей деревянного строителя, антонимов. Учить использовать грамматически правильную фразу.

Название

Задачи

Апрель.

ХБТ.

Протирание полок в шкафу уголка природы (1,3 недели)

Протирание полок и инвентаря в уголке ФИЗО (2,4 недели)

Учить протирать полки в шкафу:  верхние, нижние, боковые стенки. Продолжать учить работать тряпочкой: намачивать, отжимать, расправлять. Учить вместе с воспитателем готовить и убирать оборудование. Воспитывать  умение общаться друг с другом во время трудовой деятельности. Упражнять в употреблении грамматически правильной фразы. Продолжать учить называть комнатные растения.

Название

Задачи

Май.

ХБТ.

Протирание резиновых, пластмассовых игрушек Д/у «Игрушки просят о помощи», «Мы любим свои игрушки», « Мы-аккуратные ребята», «Научим куклу Катю протирать игрушки»

Учить протирать игрушкусо всех сторон, правильно пользоваться тряпочкой: намачивать, отжимать, расправлять. Продолжать учить вместе с воспитателем готовить и убирать оборудование. Воспитывать стремление к чистоте в окружающей обстановке, приучать соблюдать порядок. Упражнять в назывании игрушек.

nsportal.ru

Календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему: Перспективное планирование обучения детей второй младшей группы трудовым навыкам

Задачи.

ХБ. поручения  в помещении и на участке.

Поручения  в природе на участке и в помещении.

Сентябрь.

Учить выполнять поручения, действовать в соответствии с задание, доводить поручение до конца. Воспитывать стремление оказывать помощь, бережное отношение к игрушкам, атрибутам. Воспитывать желание ухаживать за обитателями уголка природы.

  • Убирать игрушки, атрибуты на место.

  расставлять стулья.

  • Убирать мусор в корзину, урну.
  • Помогать взрослому что-нибудь нести.
  • Помогать убирать посуду после еды ( собирать ложки, хлебницы, салфетницы, чашки, блюдца).
  • развешивать полотенца.
  • Поливать растения.
  • Протирать листья вместе с взрослым.
  • Кормить рыбок вместе с взрослым.
  • Собирать природный материал.

Наблюдения за трудом взрослых.

  • Сбор урожая на огороде.
  • Приведение в порядок цветников, грядок после сбора урожая.

Октябрь.

Учить целенаправленно действовать, выполняя поручения взрослого, доводить  поручения до конца, видеть результат своего труда. Воспитывать стремление оказывать помощь, бережное отношение к игрушкам, атрибутам. Воспитывать желание ухаживать за обитателями уголка природы.

  • Убирать игрушки, атрибуты на место.

  расставлять стулья.

  • Убирать мусор в корзину, урну.
  • Помогать взрослому что-нибудь нести.
  • Помогать убирать посуду после еды ( собирать ложки, хлебницы, салфетницы, чашки, блюдца).
  • развешивать полотенца.
  • Поливать растения.
  • Протирать листья вместе с взрослым.
  • Кормить рыбок вместе с взрослым.
  • Собирать природный материал.

 

Ноябрь. 

Учить целенаправленно  действовать, выполняя поручения взрослого, доводить  поручения до конца, видеть результат своего труда.   Учить пользоваться оборудованием: лопатой, веником: держать двумя руками, сметать к середине; лейкой: держать её двумя руками; тряпкой: пропаласкивать, расправлять, отжимать;  носилками. Воспитывать  стремление оказывать помощь, бережное отношение к игрушкам и атрибутам.   Воспитывать желание ухаживать за обитателями уголка природы.

  • Убирать игрушки, атрибуты на место.

  расставлять стулья.

  • Убирать мусор в корзину, урну.
  • Помогать взрослому, сверстнику что-нибудь нести, переносить, уносить.
  • Помогать убирать посуду после еды ( собирать ложки, хлебницы, салфетницы, чашки, блюдца).
  • развешивать полотенца.
  • Поливать растения.
  • Протирать листья вместе с взрослым.
  • Кормить рыбок вместе с взрослым.
  •  Сметать листья с дорожек.

Декабрь. Учить целенаправленно  действовать, выполняя поручения взрослого, доводить  поручения до конца, видеть результат своего труда. Продолжать учить пользоваться оборудованием: лопатой, веником, лейкой, тряпкой, носилками. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам и атрибутам. Развивать волевое усилие, желание закончить поручение. Воспитывать желание ухаживать за обитателями уголка природы, птицами на участке.

  • Убирать игрушки, атрибуты на место.

  расставлять стулья.

  • Убирать мусор в корзину, урну.
  • Помогать взрослому что-нибудь нести.
  • Помогать убирать посуду после еды (собирать ложки, хлебницы, салфетницы, чашки, блюдца).
  • развешивать полотенца.
  • Убирать после занятий раздаточный материал.
  • Убирать строительный материал.
  • Готовить  оборудование для труда
  • Переодевать кукол.
  • Поливать растения.
  • Протирать листья вместе с взрослым.
  • Кормить рыбок вместе с взрослым.
  • Убирать снег, сгребать к стволам деревьев.

Январь.

Учить трудиться совместно, выполняя до конца поручение, действовать в соответствии с заданием. Продолжать учить пользоваться оборудованием: лопатой, тряпкой, носилками. Развивать настойчивость, терпение, аккуратность. Воспитывать стремление к порядку, желание помогать взрослым. Воспитывать желание ухаживать за обитателями уголка природы, птицами на участке.

  • Сгребать снег для построек.
  • Убирать снег с дорожек, МАФов, с веранды с помощью веника и лопаты.
  • Готовить физ. оборудование для подвижных игр, физ. упражнений.
  • Очищать лопаты, носилки, санки, лыжи от снега, убирать его на место.
  • Вместе с воспитателем наводить порядок в игровых центрах.
  • Расставлять и убирать столы, стулья
  • Собирать со столов. С пола бумагу после занятий аппликацией.
  •  Помогать воспитателю раскладывать раздаточный материал к занятию, убирать после занятия.
  • Поливать растения.
  • Протирать листья вместе с взрослым.
  • Кормить рыбок вместе с взрослым.
  • Убирать снег, сгребать к стволам деревьев.
  • Сажать лук.
  • Подкармливать птиц.

Февраль.

 Учить трудиться совместно, выполняя до конца поручение, действовать в соответствии с заданием. Продолжать учить пользоваться оборудованием: лопатой, тряпкой, носилками. Учить аккуратно и компактно складывать строительный материал.  Воспитывать стремление к порядку, желание помогать взрослым. Воспитывать желание ухаживать за обитателями уголка природы, птицами на участке.

  • Сгребать снег для построек.
  • Убирать снег с дорожек, МАФов, с веранды с помощью веника и лопаты.
  • Помогать воспитателю раскладывать раздаточный материал к занятию, убирать после занятия.
  • Убирать мусор в корзину.
  • Очищать лопаты, носилки, санки, лыжи от снега, убирать его на место.
  • Вместе с воспитателем наводить порядок в игровых центрах.
  • Переодевать кукол.
  • Отбирать по просьбе взрослого предметы для игр.
  • Поливать растения.
  • Протирать листья вместе с взрослым.
  • Кормить рыбок вместе с взрослым.
  • Убирать снег, сгребать к стволам деревьев.
  • Подкармливать птиц.

Март.

 Продолжать учить трудиться совместно, выполняя до конца поручение, действовать в соответствии с заданием. Продолжать учить пользоваться оборудованием: лопатой, тряпкой, носилками. Учить контактировать друг с другом, общаться в процессе деятельности. Воспитывать стремление к чистоте и порядку, желание оказывать помощь. Воспитывать желание ухаживать за обитателями уголка природы, птицами на участке.

  • Убирать снег с дорожек, МАФов, с веранды с помощью веника и лопаты.
  • Помогать воспитателю раскладывать раздаточный материал к занятию, убирать после занятия.
  • Помогать взрослому, сверстнику что-нибудь нести, переносить, уносить.
  • Отбирать по просьбе взрослого предметы для игр.
  • Помогать воспитателю раскладывать раздаточный материал к занятию, убирать после занятия.
  • Собирать мусор после занятий.
  • Поливать растения.
  • Протирать листья вместе с взрослым.
  • Кормить рыбок вместе с взрослым.
  • Убирать снег, сгребать к стволам деревьев.
  • Подкармливать птиц.
  • Мыть вместе с воспитателем камни, раковины.
  • Наблюдать за посадкой декоративных растений в группе.
  • Помощь в подготовке оборудования, уборке его на место.

Апрель. 

Продолжать учить трудиться совместно, выполняя до конца поручение, действовать в соответствии с заданием. Продолжать учить готовить необходимое оборудование, убирать  на место, держать его в чистоте. Продолжать учить пользоваться оборудованием: лопатой, тряпкой, носилками. Учить контактировать друг с другом, общаться в процессе деятельности. Воспитывать стремление к чистоте и порядку, желание оказывать помощь. Воспитывать желание ухаживать за обитателями уголка природы, птицами на участке.

  • Собирать игрушки, оборудование, укладывать аккуратно на полки.
  • Убирать строительный материал
  • Переодевать кукол.
  • Отбирать по просьбе взрослого предметы для игр.
  • Подметать в постройках.
  • Собирать мусор.
  • Расчищать дорожки от снега, тающего льда.
  • Поливать растения.
  • Протирать листья вместе с взрослым.
  • Кормить рыбок вместе с взрослым.
  • Убирать снег, сгребать к стволам деревьев.
  • Подкармливать птиц.
  • Мыть вместе с воспитателем камни, раковины.
  • Наблюдать за посадкой декоративных растений в группе.
  • Помощь в подготовке оборудования, уборке его на место.

Май. 

Продолжать учить трудиться совместно, выполняя до конца поручение, действовать в соответствии с заданием. Продолжать учить готовить необходимое оборудование, убирать  на место, держать его в чистоте. Продолжать учить пользоваться оборудованием: лопатой, тряпкой, носилками. Учить контактировать друг с другом, общаться в процессе деятельности. Воспитывать стремление к чистоте и порядку, желание оказывать помощь. Воспитывать желание ухаживать за обитателями уголка природы, птицами на участке.

  • Помогать воспитателю мыть игрушки.
  • Расставлять игрушки, книжки, атрибуты.
  • Складывать строительный материал.
  • Сметать песок с построек, песочницы.
  •  Помогать воспитателю накапывать горку в песочнице.
  • Собирать мусор в корзину.
  • Принести, отнести что-нибудь по чьей либо просьбе.
  • Поливать растения.
  • Протирать листья вместе с взрослым.
  • Кормить рыбок вместе с взрослым.
  • Мыть вместе с воспитателем камни, раковины.
  • Наблюдать за посадкой декоративных растений в группе, наблюдение за работой взрослых на клумбе, огороде.
  • Помощь в подготовке оборудования, уборке его на место.
  • Помощь воспитатель в поливе растений на огороде, клумбе.

nsportal.ru

Трудовое воспитание в младших группах детского сада

Труд — важнейшая составляющая человеческой жизни. И материальные, и культурные ценности создаются благодаря труду. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду необходимо с самого раннего детства. И роль дошкольных образовательных учреждений в этом важном процессе велика.

Обучение труду в дошкольных учреждениях

Трудовое воспитание дошкольников является одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Работу в этом направлении начинают с первых дней пребывания малыша в детском саду.

Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

В.А. Сухомлинский

http://www.persev.ru/book/va-suhomlinskiy-trud-oduhotvoren-blagorodnymi-chuvstvami

Цели и задачи трудового воспитания

Основной целью трудового воспитания самых маленьких посетителей дошкольных заведений, с учётом их возрастных особенностей, является формирование положительного восприятия труда и умения выполнять посильные трудовые действия.

Приучать малышей к труду следует с самого раннего возраста

Задачи трудового воспитания в этом возрасте не столь обширны, как в старшем, но не менее важны. Ведь от того, сумеет ли привить педагог уважение и любовь к труду малышам третьего и четвёртого года жизни, зависит их отношение к важнейшей составляющей человеческой деятельности в последующем. Задачи трудового воспитания в первой и второй младшей группе ДОУ:

  • Знакомить детей с профессиями, тружеников которых они видят в реальной жизни, ближайшем окружении (воспитатель, няня, продавец, строитель, водитель, врач, повар).
    • В первой младшей группе детям сообщают обобщённую, поверхностную информацию: «Это строитель, он строит из кирпичей красивые, прочные, большие дома, чтобы в них жили люди».
    • Знания, которыми способны овладеть дети четвёртого года жизни, преподносятся более полно и глубоко. Можно указывать на связь между профессиями, называть инструменты, материалы, которыми пользуются в процессе труда работники разных профессий («Чтобы строитель построил большой магазин, водитель на своей машине привёз много кирпичей. Когда магазин построят, в нём будут работать продавцы, продавать нам продукты, одежду, книги и пр.»).
  • Формировать навыки обслуживания себя, поддержания в чистоте и опрятности тела, одежды.
    • Малыш третьего года жизни с помощью взрослого овладевает умением мыть руки с мылом, пользоваться полотенцем, носовым платком.
    • Ребёнку второй младшей группы под силу рассмотреть себя в зеркале, осмотреть одежду, вытереть нос платочком, рот после еды салфеткой, застегнуть молнию на одежде, пуговицы. Если эти операции вызывают трудности, дети должны уметь обратиться к взрослым с просьбой о помощи, используя вежливые слова.
  • Развивать и поддерживать интерес детей к труду взрослых, желание помочь, соблюдать чистоту и порядок. Взрослые должны поощрять такие проявления. Конечно, иногда воспитателю или няне проще сделать определённую работу (полить цветы, расставить тарелочки с деталями аппликации) самим, но раз-второй отказав малышу в его стремлении сделать что-то самостоятельно, взрослые рискуют навсегда погасить в маленьких помощниках огонёк трудолюбия, что является серьёзной педагогической ошибкой. На протяжении дня возникает много ситуаций, в которых даже детей раннего возраста можно привлечь к несложному трудовому действию, и воспитатель с няней должны использовать их по максимуму (поставить на место игрушку, сложить одежду на стульчик, в шкаф, поднять обронённый мусор и т. д.).

    Стремление ребёнка к соблюдению чистоты и порядка достойно похвалы

  • Формировать у детей представления о необходимости и значимости труда, вызывать чувство радости и удовлетворения от произведённых трудовых действий («Если мы не польём цветочек, он завянет. Давайте вместе уберём игрушки, в нашей групповой комнате станет чисто, красиво, и мамы, когда придут за вами, обрадуются, похвалят нас»).
    • Психологические особенности детей третьего и четвёртого года таковы, что малыши не могут удерживать в памяти какое-то событие долго, поэтому не стоит сообщать им результат труда, рассчитанный на длительную перспективу («Сейчас мы посадим лук, а когда он вырастет, отдадим его на кухню, чтобы сварить суп»). Дети попросту его забудут. Такие «долгосрочные проекты» лучше разбивать на этапы и сообщать детям результат по мере его приближения. Перед посадкой: «Сегодня мы посадим лук, польём его, он вырастет зелёный, пышный». После появления зелени: «Вот какой хороший лук вырос, сейчас я его срежу и отдам на кухню, где повар сварит нам вкусный суп». Таким образом малыши и увидят пользу своего труда, и повторят информацию о развитии и использовании овощей.
  • Воспитывать трудолюбие, организованность и старательность при выполнении порученных действий, самостоятельность и инициативность, аккуратность, опрятность, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.

Трудовое воспитание малышей в детском саду невозможно без тесного взаимодействия с семьями воспитанников. Поэтому педагогу необходимо продумать комплекс мероприятий по работе с родителями: групповые и подгрупповые беседы, круглые столы, выставки литературы, тематических папок и т. д.

Важно, чтобы не только воспитатель, но и родители приучали малыша к самостоятельности и труду

Виды и приёмы трудового воспитания детей младших групп ДОУ

В первой и второй группах младшего дошкольного возраста используются такие виды труда:

  • Самообслуживание. Сюда входят умывание, раздевание и одевание на прогулку, ко сну, пользование туалетом (индивидуальным горшком), пользование носовым платком, полотенцем, салфеткой, аккуратный приём пищи.
  • Хозяйственно-бытовой труд: поддержание порядка в групповой комнате, раздевалке, спальне, выполнение поручений по столовой (расставить стаканчики для салфеток, хлебницы, разложить ложки). Во второй младшей группе ребятам даются поручения по подготовке занятий: расставить тарелочки с раздаточным материалом, доски для лепки и пр., а после собрать их и сложить в определённое место. Дети могут помогать педагогу в подклеивании книг, коробок для игр.
  • Труд в природе. Дети под контролем воспитателя могут поливать растения, протирать крупные листья влажной губкой, рыхлить землю в горшочках, высаживать лук на перо, сеять в ящики крупные семена (тыквы, фасоли, гороха).

Ручной труд планируется начиная со старшей группы, но привлекать детей младшего возраста к изготовлению поделок, коллективных аппликаций, композиций в различных техниках допустимо. Малыши с удовольствием помогут воспитателю сделать красочное панно или оригинальную поделку для украшения раздевалки, группового помещения, вестибюля детского сада.

Изготовленное воспитанниками яркое панно украсит раздевалку группы

Наиболее приемлемой формой труда в младшем дошкольном возрасте является поручение, индивидуальное или подгрупповое, когда сделать что-либо воспитатель предлагает трём-четырём ребятам. Во втором случае все дети выполняют одно и то же действие, пользуясь одинаковым оборудованием, например, расставляют салфетницы на столы, протирают от пыли листочки фикуса губкой. Разноплановые действия (один поливает растение, другой протирает листочки) малышам давать ещё рано, они могут запутаться в действиях или же захотеть выполнять то, что делает сосед, оставив свою часть работы невыполненной.

Поскольку дети ещё очень малы, их внимание рассеянно, неустойчиво, педагогу следует с особой тщательностью отбирать приёмы мотивации к труду и руководства деятельностью воспитанников. Наиболее эффективными приёмами являются:

  • Наблюдение. Известно, что у детей третьего года жизни очень высоко развита подражательность, а основным видом деятельности является предметная. Наблюдая за тем, как взрослые действуют, используя разнообразные предметы, малыш повторяет за ними и тем самым учится новому навыку. Поэтому нужно как можно чаще организовывать наблюдения за работой няни, дворника, воспитателя, которые выполняют простые и понятные малышам действия: накрывают на стол, подметают дорожки, поливают цветы и т. д.

    Наблюдение за трудом няни развивает представление детей о людях, которые заботятся о них, воспитывает чувство благодарности и желание помочь

  • С наблюдением тесно связан показ. Этот приём воспитатель использует постоянно в течение дня при выполнении всех режимных моментов, поскольку малыши ещё не могут выполнять действия самостоятельно, по памяти. Перед мытьём рук педагог закатывает рукава собственной одежды, а потом помогает это сделать малышам. Пользуясь мылом, стряхивая с рук воду, вытираясь полотенцем, воспитатель делает это так, чтобы всем ребятам было хорошо видно и понятно, что следует делать.
  • Кроме показа, необходимо также пояснение. Детям нужно в простой и понятной форме сообщить, зачем выполняется то или иное действие, в чём его польза, каков будет результат: «Если вы повесите одежду каждый на свой стульчик, то она не помнётся и после сна её будет легче найти».
  • Эмоциональное, настраивающее на положительный результат пояснение — отличная мотивация к действию. Сравните 2 предложения: «Сейчас мы помоем руки и вытрем полотенцем» и «Сейчас мы помоем руки этим душистым мылом, и они тоже будут хорошо пахнуть, станут чистыми, а после вытрем их красивым пушистым полотенцем!». Разумеется, во втором случае ребёнок гораздо охотнее выполнит процедуру умывания.
  • Также помогают быстрее запомнить порядок выполнения действий и приучают малышей к аккуратности, опрятности художественные произведения. Использование их — очень удачный приём, если произведение не слишком длинное и подходит к режимному моменту (одевание, раздевание, умывание и т. д.)
  • Создание игровых и сюрпризных моментов. К детям приходит любимая игрушка (мишка, кукла), просит помочь, научить мыть руки, одеваться, аккуратно складывать вещи. Или вдруг появляется новая яркая расчёска, украшенная пышным бантом, и сообщает, что она пришла расчесать всех кукол в группе. И дети вместе с воспитателем причёсывают кукол, поправляют им наряды, красиво рассаживают в игровом уголке.
  • Создание проблемных ситуаций. Игровой персонаж озвучивает детям проблему. Например, зайка приходит очень грустный и сообщает, что от него ушли все игрушки, а в беседе выясняется, что герой не умеет складывать и ставить игрушки на место. Ребята вызываются помочь ему, научить, как это правильно делать.
  • Дидактическая игра. После озвучивания проблемной ситуации решить её возможно в ходе дидактической игры: дети «учат» персонажа мыть руки, складывать игрушки, выполнять другие трудовые действия в играх «Игрушки, по местам!», «Что за чем?», «Что умеют наши ручки» и других.
  • Рассказывание поучительных историй, составленных самим воспитателем. Они также должны быть не длинными, нагруженнными информацией, а короткими и обращаться к непосредственному опыту детей: «Сегодня утром я нашла в раздевалке на полу варежку. Она плакала, потому что её забыли положить в шкаф. Я подняла её, положила на место и пообещала, что наши дети никогда не будут бросать свои вещи на пол».
  • Поощрение — самый действенный и необходимый в раннем и младшем дошкольном возрасте приём.

    Поощрение — отличный приём трудового воспитания, поэтому не стоит скупиться на похвалу детям за аккуратность и тягу к чистоте

    Хвалить детей необходимо за каждое малое достижение, и даже в случае неудачи нужно найти положительное: «Сегодня ты старался застегнуть пуговицы, и у тебя почти получилось! Мы с тобой немножко потренируемся, и скоро ты сможешь застегнуть их все! Зато рубашку ты сам надел, молодец!» Поощряя ребёнка, педагог закрепляет в его памяти, что труд связан с успехом. Это формирует у воспитанников положительное отношение к труду в общем и вызывает желание выполнять трудовые действия в дальнейшем.
Таблица: стихотворения для использования во время режимных моментов, связанных с самообслуживанием детей

Содержание трудовой деятельности в первой младшей группе ДОУ

Трудовая деятельность в раннем дошкольном возрасте может длиться не более 10 минут, причём педагогу необходимо внимательно следить за отношением детей к предстоящему труду. Если малыши не заинтересованы, ведут себя вяло, то выполнение трудового поручения лучше перенести на другое время, чтобы труд был детям в радость, запомнился как приятный и полезный.

Специального занятия или режимного момента для труда в первой младшей группе не предполагается, он присутствует в разных видах деятельности, в том числе организованной образовательной.

Одевание на прогулку для малыша третьего года жизни — серьёзный труд

Таблица: пример планирования трудовой деятельности с детьми первой младшей группы (фрагмент)

Таблица: пример конспекта занятия по трудовому воспитанию в первой младшей группе

Трудовая деятельность во второй младшей группе ДОУ

Дети четвёртого года жизни могут выполнять больше трудовых действий как в помещении, так и на открытом воздухе. Например, им доступны:

  • Протирание полочек от пыли, раскладывание игрушек, книг.
  • Помощь воспитателю в подготовке к занятиям (разложить и собрать материал).
  • Уборка листвы осенью, снега зимой, но эти поручения должны быть краткими, и во время них воспитателю следует внимательно следить за состоянием детей, не допуская перегрузок. Лучшим вариантом будет очистка от снега одной-двух скамеек или прометание короткой дорожки.
  • Раскладывание счётного материала, карандашей по коробкам, стаканчикам.
  • Одевание и причёсывание кукол, уборка крупного конструктора, машин.
  • Участие в создании поделок, коллективных декоративных композиций.

Детям четвёртого года жизни можно поручить уход за комнатными растениями под контролем воспитателя

Для занятий хозяйственно-бытовым трудом отводится время во второй половине дня. Длительность его не превышает 15 минут. Для занятий трудом, связанным с водой, дети должны быть одеты в клеёнчатые фартучки, защищающие одежду, все инструменты и материалы для труда должны храниться в доступном месте. При составлении перспективного плана трудовой деятельности её необязательно привязывать к теме блока (недели, месяца). Воспитатель может выбирать те её виды, на отработку которых считает нужным обратить больше внимания.

Таблица: пример перспективного планирования трудовой деятельности во второй младшей группе ДОУ (фрагмент)

Таблица: пример конспекта занятия по трудовому воспитанию с детьми четвёртого года жизни

Видео: занятие по хозяйственно-бытовому труду в младшей группе

Проектная деятельность по трудовому воспитанию младших дошкольников

Поскольку в проектной деятельности с младшими воспитанниками ведущая роль принадлежит педагогу, а малыши усваивают информацию и делают первые шаги в поисковой и исследовательской деятельности, проект по трудовому воспитанию целесообразно планировать информационный, знакомящий с профессиями взрослых (водитель, строитель, врач), или игровой, обогащающий опыт детей новыми играми, связанными с профессиями и выполнениями трудовых поручений, самообслуживанием. Ввиду того что младшие дошкольники не имеют достаточно развитой долгосрочной памяти, проекты лучше планировать краткосрочные, длительностью 1–2 недели.

Проектная деятельность проходит такие этапы:

  1. При подготовке к осуществлению проекта педагог должен продумать тему и цель, а также соответствуют ли они возрасту детей, смогут ли малыши успешно пройти все пункты будущего проекта, какие результаты ожидаются.
  2. На втором этапе (разработка проекта) воспитатель определяет пути выполнения поставленных целей и задач, подбирает материалы, оборудование, информационные источники. Далее проводится собственно выполнение проекта. Дети при помощи и непосредственном участии воспитателя выполняют запланированные формы работы, что приводит к ожидаемому результату.
  3. Заключительный этап (презентация) проекта проходит при участии детей. Продуктом информационного проекта может быть альбом или папка-передвижка, в которых отразится усвоенная детьми информация, игрового — атрибуты для режиссёрских и сюжетных игр.

Знакомство с любой профессией можно проводить в игровой форме

Таблица: пример педагогического проекта в младшей группе

Анализ и диагностика трудовой деятельности в младших группах ДОУ

Анализ и контроль уровня трудового воспитания и овладения детьми навыками необходим, в первую очередь, самому воспитателю, чтобы владеть ситуацией в группе и знать, в каком направлении проводить индивидуальную работу, на что обратить особое внимание. Для контроля за уровнем умений и навыков детей рекомендуется заполнять диагностические карты два раза в год, осенью (в сентябре-октябре) и весной (в апреле-мае).

Таблица: диагностическая карта контроля за уровнем овладения трудовыми умениями и навыками детей третьего-четвёртого года жизни

На воспитателя, работающего с младшими дошкольниками, возложена важная задача: с малых лет приучать детей к посильному труду, воспитывать уважение к работающим специалистам, желание расти, помогая ближним. От того, насколько серьёзно и продуманно подойдёт педагог к выполнению этой обязанности, зависит отношение детей к труду в последующие годы. Поэтому все усилия следует обратить на формирование у малышей понятия: труд важен и необходим, а трудиться — полезно и увлекательно. Получив в раннем детстве такую жизненную установку, ребёнок сумеет стойко преодолеть временные невзгоды, с лёгкостью будет учиться в школе и найдёт своё место в жизни.

melkie.net

Пособие на тему » Картотека по трудовому воспитанию во второй младшей группе»

Картотека игр по трудовому воспитанию.

Подготовила:

Воспитатель:

Баранникова М.Г.

   Наверно все знают утверждение, что гений — это 1 % таланта и 99 % трудолюбия. Познавательные способности – это индивидуальные особенности ребенка, которые определяют его успешность и в дальнейшем обучении, и в жизни в целом. Развиваются они наилучшим образом в детской деятельности. Один из таких видов деятельности – труд в детском саду.
Именно в трудовой деятельности можно научить ребенка таким важным качествам, как умение доводить начатое дело до конца, контролировать правильность своих действий, действовать совместно и многому другому.

Виды труда в детском саду

Как учат детей трудиться в детском саду?

    Самообслуживание. Трудовые действия доступны уже самому маленькому ребёнку.

Самообслуживание малышей – это одевание, умывание и другие гигиенические навыки, самостоятельная еда и другие. Конечно, содержание

труда по самообслуживанию изменяется с возрастом детей и формированием

   Хозяйственно-бытовой труд в детском саду активнее всего начинает осваиваться в среднем дошкольном возрасте. Надо вымыть игрушки, протереть пыль. Зимой Ребята помогают убирать снег на участке, строить горки, замки для баталий. Здесь у малышей формируются умения сосредотачиваться, планировать свои действия, развивается внимание, умение договариваться.

   Труд детей в природе – особый вид труда. Результатом этого труда является материальный продукт. Детям такой труд в детском саду интересен именно поэтому.Например, ребята терпеливо выращивают лук и другую зелень, ухаживают за ними, пропалывают. Не боятся комаров. Сбор урожая — радость. А потом эта зелень идет в дело на занятиях кулинарного кружка «Смак», да и просто за обедом. Здесь мы реализуем детско-родительские проекты: «Огород на окне», «Украсим клумбы детского сада», «Тюльпаны для бабушки» и т.д.
Наши воспитанники знают комнатные и лекарственные растения. Труд в природе позволяет детям на практике научиться устанавливать некоторые закономерности в природе, причинно-следственные связи. Например, дети с успехом решают задачи типа «От чего может погибнуть фиалка?» и т.д.


Труд в детском саду является важным средством развития познавательных способностей у дошкольников. Относится к труду с любовью, видеть радость в нем – необходимое условие для творчества личности

Картотека игр по трудовому воспитанию дошкольников

Трудовое воспитание в детском саду

«Кто где работает?»
Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных
профессий, как называется их рабочее место.
Воспитатель – в детском саду;
учитель – в школе;
врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе;
повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т.д.

«Кто это знает и умеет?»
Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями
должны обладать люди разных профессий.
Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель.
Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель.
Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни… врач и т. п.

«Кто это делает?»
Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.
Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.
Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка.
Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.
Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар и т.п.

«Кто что делает?»
Цель: расширять и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий.
Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает…
Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит…
Младший воспитатель (няня) моет, убирает, вытирает, застилает, одевает, читает… и т.д.

«Исправь ошибку»
Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.
Повар лечит, а врач готовит.

Дворник продает, а продавец подметает.
Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.
Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т.д.

«Для человека какой профессии это нужно?»
Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.
Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… — продавцу.
Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина… — дворнику.
Стиральная машина, ванна, мыло, утюг… — прачке.
Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос, машинка для стрижки… — парикмахеру и т.д.
«Кому что нужно для работы?»
Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т.п.), необходимых для работы людям разных профессий.
Учителю — указка, учебник, мел, доска…
Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…
Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…

Преподавателю изобразительной деятельности – кисти, мольберт, глина, краски… и т.д.
«Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)».
Цель: упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека.
Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т.д.
«Продолжи предложение».
Цель: упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.
Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду…),
Прачка стирает …(полотенца, постельное белье, халаты…).
Воспитатель утром с детьми…(делает зарядку, завтракает, проводит занятия…)
Дворник зимой во дворе…(сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки…) и т.д.
Игра «Накроем стол для кукол».
Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
Ход игры Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают её, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – её подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центре стола вазочку с цветами, салфетцицу, хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи).
Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.



Игра «Угадай, что я делаю?»
Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры. Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В в центр круга выходит ребёнок. Все идут по кругу и произносят:
Что ты делаешь – не знаем, Поглядим и угадаем.
Ребёнок имитирует трудовые действия не только движениями, нои (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, рубит дрова, трёт на тёрке и т.д.
Дети угадывают действия.
Игра «Что сначала, что потом?»


Цель. Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.
Ход игры. Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий.
1 Опрокинуть горшок, из него вынимают растение.
2 Мытьё горшка.
3 Укладывание камушков на дно горшка.
4 Насыпание в горшок песка (высота 1 см).
5 Насыпание в горшок поверш песка немного земли.
6 Отряхивание палочкой старой земли с корней растений.
7 Срезание загнивших корней.
8 Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землёй.
9 Уплотнение земли.
10 Установка горшка с растением на поддон.
11 Полив растения под корень.

« Полив комнатных растений.»

Цель: Учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки

водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

«Рыхление почвы у комнатных растений.»

Цель: Учить детей ухаживать за комнатными растениями ; дать детям знания о том, для чего необходимо рыхлить почву растений; закреплять приёмы рыхления и правила пользования необходимыми предметами для этого. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе.

экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе.


Уход за крупнолистными растениями (влажное протирание листьев) .

Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за комнатными цветами: протирать крупные листья растений влажной тряпочкой, соблюдая осторожность. Дать детям знания о том, что такой способ ухода облегчает дыхание растений, от чего зависит их рост и развитие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Пересаживание комнатных растений.

Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в пересадке растений; учить приемам пересадки растений и последовательности

работы: подобрать горшок нужного размера, приготовить песок и землю, растение. Закреплять знания детей о комнатных растениях, их отличиях друг от друга. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

«Посадка лука на подоконнике»

Цель: Учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, желание добиться результата, участвовать в общем деле.

Посев семян цветов и овощей.

Цель: Дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Учить последовательности действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте (для посева семян, каждый раз отмечая палочкой

расстояние между ними и бороздки для мелких семян; учить соблюдать при работе культурно – гигиенические навыки. Закреплять знания детей о том, в какое время, какие семена высеваются в ящички в группе для подготовки рассады, а какие семена сеют в открытый грунт. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Полив клумб и грядок.

Цель: Дать детям представление о необходимости полива и ухода за растениями на грядках и клумбах. Привлекать детей к поливу растений из лейки водой комнатной температуры.

Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки.

Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней, экологическую культуру.

infourok.ru

Методическая разработка (младшая группа) на тему: Перспективное планирование трудового воспитания в первой младшей группе на 2017-2018 учебный год.

Месяц

Самообслуживание

Хозяйственно-бытовой труд

Труд в природе

Сентябрь

Умывание. Цель:

Учить детей правильно умываться. Воспитывать культурно-гигиенические навыки, проявлять аккуратность  (не мочить одежду, не разбрызгивать воду).

Одевание и раздевание.

Цель: Учить детей выворачивать вещь налицо. Воспитывать опрятность.

Беседа «Всему свое место». Цель: Закреплять знания детей о том, в каком порядке хранятся игрушки. Учить аккуратно и компактно складывать строительные детали в коробки. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам и предметам, желание трудиться.

Привлечь детей к поливу клумбы (под руководством воспитателя поливать растения). Цель:

Знакомить детей с правилами ухода за растениями. Дать детям понятия о том, что растениям необходимы вода и свет, что за ними нужно ухаживать, поливать, опрыскивать. Учить выполнять  трудовые действия; воспитывать желание ухаживать за растениями, заботиться о них.

Октябрь

Умывание. Упражнение  «Закатаем рукава». Цель: Учить детей закатывать рукава перед умыванием. Воспитывать умение спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду).

Одевание и раздевание.

Разыгрывание игровой ситуации «Поможем мишке собраться на прогулку». Цель: Учить детей выворачивать вещь налицо. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его с помощью взрослого.

Игра «Убери мусор в корзину». Цель: Объяснить детям, что для мусора есть специальная корзина. Воспитывать привычку соблюдать чистоту и порядок.

Полив комнатных растений.  Цель:

Учить детей правильно поливать растения (под листья).  Воспитывать желание ухаживать за растениями.

Ноябрь

Одевание и раздевание.

Упражнение «Выверни колготки». Цель:

Учить детей правильно выворачивать колготки. Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.

Умывание. Разыгрывание  игровой ситуации «Расскажи мишке зачем надо заворачивать рукава». Цель: Учить детей заворачивать рукава. Учить спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду).

Упражнение «Расставим стулья». Цель: Учить детей действовать в соответствии с заданием; воспитывать положительное отношение к труду.

Опрыскивание растений водой. Цель: Продолжать знакомить с правильным уходом за растениями. Воспитывать заботливое отношение к природе

Наблюдение за трудом дворника (поливает участок, сгребает граблями листву, мусор, увозит на тачке). Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых. Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда.

Декабрь

Умывание. Дидактическая игра «Умой куклу Таню». Цель: Учить детей порядку умывания, спокойно вести себя, проявлять аккуратность  (не мочить одежду, не разбрызгивать воду).

Одевание и раздевание. Цель: Учить детей выворачивать вещь налицо. Воспитывать умение замечать непорядок в одежде и устранять его с помощью взрослого.

Наблюдение за трудом няни (моет посуду, пол). Цель: Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых. Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда. Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым.

Трудовое поручение

(Раскладывать книжки). Цель: Закреплять знания детей о том, где лежат книги. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, желание трудиться. 

Посадка лука. Цель:

Учить детей втыкать луковицы в землю. Воспитывать положительное отношение к труду.

Январь

Одевание и раздевание.

Упражнение «Все мы делаем по порядку». Цель: Учить детей снимать и надевать одежду в определенном порядке.

Умывание. Цель:

Учить пользоваться мылом (намыливать руки до образования пены, тщательно смывать). Учить спокойно вести себя, проявлять аккуратность  (не мочить одежду, не разбрызгивать воду).

Трудовое поручение:

расставить игрушки. Цель: Закреплять знания детей о том, в каком порядке хранятся игрушки. Учить аккуратно и компактно складывать строительные детали в коробки. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам и предметам, желание трудиться.

Помыть листья растений.

Продолжать учить детей правильному уходу за растениями.  Воспитывать заботливое отношение к растениям.

Февраль

Одевание и раздевание.

Игра «Одежкин домик». Цель: Учить детей правильно складывать одежду в шкафчике. Воспитывать любовь к порядку.

Умывание. Разыгрывание игровой ситуации «Помой руки кукле Кате». Цель: Учить пользоваться мылом  (намыливать руки до образования пены, тщательно смывать). Учить спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду).

Наблюдение за трудом медсестры в медицинском кабинете (бинтует, мажет мазью, взвешивает, измеряет рост). Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых. Дать конкретные представления труде взрослых, общественной значимости труда.

Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда, желание отражать полученные впечатления и представления о трудовой деятельности  взрослых в сюжетно-ролевых играх.

Подкармливание птиц. Цель: Учить готовить корм для птиц: измельчать руками кусочки хлеба, оставшиеся после обеда.

Развивать интерес к природе; дружеские взаимоотношения; желание трудиться, наблюдательность.

Март

Умывание. Упражнение

«Вытрем личико». Цель: Учить мыть лицо, насухо вытираться своим, снятым и развернутым полотенцем, аккуратно вешать его на место. Учить бережно относиться к предметам личной гигиены  (полотенце).

Одевание и раздевание.

Дидактическая игра «Шнуровка». Цель:

Учить пользоваться различными застежками. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его с помощью взрослого.

Трудовое поручение:

расставить стулья в групповой комнате. Цель: Учить выполнять порученное дело до конца,  трудиться рядом, действовать в соответствии с заданием. Формировать дружеские взаимоотношения.

Развивать настойчивость, терпение, аккуратность.

Экскурсия в прачечную:

наблюдение за процессом глажения белья. Разыгрывание игровой ситуации «Погладим белье для куклы Кати». Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых. Дать конкретные представления о труде взрослых. Закреплять представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми. Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым.

Под руководством вос-питателя сажать луковицы тюльпанов и нарциссов. Цель: Учить сажать растения (какой частью нужно сажать луковицы в землю).

Закреплять представления об уходе за растениями.

Развивать интерес к природе,  дружеские взаимоотношения. Воспитывать желание  трудиться на общую пользу, проявлять в работе старание и аккуратность.

Апрель

Умывание.Чтение потешки «Водичка, водичка…» Цель: Учить мыть лицо, насухо вытираться своим, снятым и развернутым полотенцем, аккуратно вешать его на место. Учить бережно относиться к предметам личной гигиены  (полотенце).

Одевание. Упражнение  «Наши вещи ложатся спать». Цель: Учить детей аккуратно складывать вещи на стульчик. Воспитывать бережное отношение к вещам.

Трудовые поручения:

собирать игрушки перед уходом с прогулки. Цель: Учить выполнять задания воспитателя, няни. Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать бережное отношение к игрушкам интерес к повседневному  труду, желание принимать в нем участие.

Полив комнатных растений. Цель:

Продолжать учить правильно поливать растения.  Воспитывать заботливое отношение к растениям.

май

Умывание. Цель:

Учить своевременно пользоваться носовым платком. Учить спокойно вести себя, проявлять вежливость; бережно относиться к предметам личной гигиены (носовой платок).

Одевание и раздевание. Цель: Закреплять умение детей снимать и надевать одежду, обувь в определенной последовательности. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и  устранять его с небольшой помощью взрослого. Воспитывать бережное отношение к вещам, самостоятельность.

Трудовые поручения:

сбор  мусора. Цель: Учить выполнять задания воспитателя, няни. Воспитывать желание трудиться,  любовь к чистоте и порядку.

Помогать воспитателю поливать цветник, огород. Цель: Учить носить воду в лейках, правильно поливать растения (лить воду под листья равномерно). Воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание трудиться. 

nsportal.ru

Методическая разработка (младшая группа) на тему: перспективное планирование хозяйственно-бытового труда

Месяц

Коммуникация

Социализация

Физ. Культура

Безопасность

Чтение худ.

Литературы

Музыка

Худ. Творчество

Сентябрь

Беседа «Приведём игрушки в порядок»

Цель: учить детей выполнять поручения, понимать в чём состоит необходимость работы, помогать друг другу ,рассказывать , как они добивались хороших результатов.

Знакомство с орудиями труда: ведро, грабли, лопата, щётка, совок, веник.

Ролевая игра «Семья»

Цель: развивать навыки отражения трудовых действий членов семьи: дети помощники сметают песок с лавочек песок.

Сбор игрушек и уборка их на место в конце прогулки.

Цель: развивать желание выполнять необходимую работу, развивать выносливость, силу.

Наблюдение за работой воспитателя: чистим дорожки.

Цель:  отметить, как воспитатель осторожно подметает дорожки, чтобы не мешать  детям собирать листочки в ведёрки.

Чтение А.Благинина «Не мешайте мне трудиться»

Цель: познакомить детей с орудиями труда: лейка, грабли, ведёрка.

«Строим дом»

Т. Шутенко

Цель :учить выполнять движения под музыку, по образцу.

Октябрь

Наблюдение за работой дворника.

Цель: познакомить с работой дворника ,расширять представления о трудовых действиях. Учить называть трудовые действия.

Дидактическое упражнение «Поставим кубики рядом»

Цель:  Учить выполнять трудовое поручение , ровно и красиво располагать кубики.

Трудовое поручение : убираем игрушки.

Цель: формировать привычку наводить порядок после игр, при помощи взрослых находить игрушкам место.

Подметаем дорожки.

Цель: учить осторожно пользоваться маленькими метёлками.

Чтение А. Барто «Самолёт»

Цель: вызвать желание самим что то сделать,воспитывать любовь к маме.

«Вот как мы умеем»

Е. Тиличеева

Цель: познакомить с новой песней согласовывать слова и движения

Ноябрь

Дидактическое упражнение «Кто что делает»

Цель: уточнить представления о трудовых действиях взрослого.

Дидактическая игра «Погладим кукле платье»

Цель: познакомить с утюгом, его назначением ,выполнять трудовые навыки

Сбор шишек для поделок.

Цель: учить осуществлять совместные трудовые  действия со взрослыми, поощрять желание участвовать в совместном труде.

Следить за правильной позой во время труда.

Чтение потешки «Сорока»

Цель:прививать любовь к устному народному творчеству.

Продуктивная деятельность. «Витаминки для петушка»

Цель: вызвать желание потрудиться для других,развивать мелкие мышцы рук.

Декабрь

Наблюдение за трудом няни. Цель: дать представление о труде няни – кормит детей, моет посуду, пол.

Украшение группового помещения к празднику.

Цель: учить детей самостоятельно выбирать предметы для украшения группы, называть их качества. Вызвать радость ожидания праздника

Сгребание снега на участке.

Цель: развивать физическую силу, учить верно держать лопатку.

Посыпаем ступеньки песком.

Цель: познакомить с данной трудовой операцией , уметь действовать аккуратно.

Чтение Е. Благинина «Голышок-малышок»

Цель: называть трудовые навыки ,необходимые при купании малыша

Слушание «строим дом»

Т. Шутенко

Цель: дружно подпевать песню вместе с воспитателем

Январь

Беседа «Как мы занимаемся на музыкальном занятие»

Цель: знакомство с трудом музыкального руководителя.

Учить лепить из снега – комочки и играть с ними.

Цель: закреплять свойства снега.

Уборка игрушек.

Цель: оказывать помощь воспитателю, развивать стремление быть полезным всем.

Трудовые поручения: помогаем дворнику – убираем снег.

Цель: подвести к пониманию важности помощи, аккуратно работать лопаткой

Чтение В. Берестова

«Гололедица»

Цель: познакомить с понятием : гололёдица.

Пение «Оладушки»

Н. Мурачёва

Цель: вызывать желание сделать приятное другим

Февраль

Практическое упражнение «Самые аккуратные»

Цель: учить называть трудовые навыки ,какие выполняют дети при выполнении трудовых действий

Самостоятельная игровая деятельность.

Цель: учить детей поиграл – убери.

Предложить детям помочь в украшение участка.

Цель: учить выполнять несложные поручения, развивать эстетическое восприятие.

Учим очищать обувь от снега.

Цель: выполнять и называть трудовые действия, знать о необходимости этой работы.

Рассказывание сказки «Лиса и заяц»

Цель: развивать интерес к произведениям устного народного творчества

При уборке игрушек использовать музыкальное сопровождение.

Цель: дать почувствовать , как музыка помогает быстро и весело  убирать кубики

Март

Трудовое поручение «Помогаем убираться в группе»

Цель: стимулировать желание оказывать помощь взрослым ,поддерживать порядок в группе.

Игровая ситуация «Мама учит малыша ходить»

Цель: побуждать сопровождать игровые действия рассказыванием потешек

Трудовое поручение «Чистим дорожки вокруг детского сада»

Цель: знать для чего надо чистить дорожки, развивать выносливость

Трудовое поручение «Сушим варежки»

Цель: учить развесить мокрые варежки ,понимать смысл выполняемой операции, называть свои действия.

Разучивание стихотворения  «Раз шажок» Г. Лагэдень

Цель: заучивать стихотворение вместе с воспитателем, работать над дикцией

Пение  песни воспитателем «Новый дом»

Цель: понимать смысл песни, подпевать мелодию

Апрель

Беседа «Кто заботится о нас в детском саду»

Цель: рассказать кто трудится  в детском саду.

Трудовое поручение «Помогаем убирать рабочее место»

Цель: Учить оказывать посильную помощь, выполнять несложные поручения, возвращать на место материал и инвентарь.

Практическое упражнение «Собираемся на прогулку»

Цель: Учить различать обувь для левой и правой ноги, не лениться обуваться самостоятельно

Сбор веток, сломанных ветром.

Цель:

Чтение Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»

Цель: Различать хорошие плохие поступки, учить стремиться к хорошему.

 

Творческая мастерская, рисование акварелью «Мыльные пузыри»

Цель: учить обводить заготовки кистью или пальчиком, украшать их блестящей краской. Формировать привычку убирать материал на место

Май

Рассматривание картины «Дети помогают накрывать на стол»

Цель: учить понимать сюжет картины, называть трудовые действия, активизировать словарь детей

Трудовое поручение: помоги накрыть на стол.

Цель: Учить раскладывать ложки, ставить салфетницы ,хлебницы (без хлеба).

Практическое упражнение «Чистые сапожки»

Цель: учить детей с помощью взрослых приводить в порядок свою обувь после прогулки Воспитывать уважение к труду няни.

Трудовое поручение «Учимся сервировать стол»

Цель: учить осторожно ставить чашки на стол и не на край стола это опасно.

Чтение потешки «Травка – муравка со сна поднялась»

Цель: обратить внимание на напевность стихотворения, повторять яркие строки.

Творческая мастерская «Стайка птиц»

Цель: предложить объединить работы в единое панно, полюбоваться общей работой.Учить оказывать посильную помощь педагогу в уборке материала.

nsportal.ru

Картотека хозяйственный-бытовой труд дошкольников

Картотека: Хозяйственно-бытовой труд в старшей группе.

Карточка № 1.

«Порядок в шкафу с игрушками и пособиями»

Цель: учить детей самостоятельно и эстетично расставлять игрушки и пособия, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок. Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага других.

Карточка № 2.

«Чистые подоконники»

Цель: учить детей при работе с водой соблюдать гигиенические навыки: засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.

Карточка № 3.

«Помогаем няне»

Цель: Учить застилать постельное белье приучать детей оказывать посильную помощь взрослым. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Карточка № 4.

«Дежурство по столовой»

Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного ; тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного правильно сервировать стол, убирать посуду после еды; сметать щеточкой со столов и подметать пол. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка № 5.

«Дежурство по занятиям»

Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть и убирать их после занятия на место. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка № 6.

«Порядок в игрушках»

Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на места. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка № 7.

«Стираем салфетки»

Цель: учить детей навыкам намыливания, прополаскивать и отжимать салфетки, продолжать формировать культуру труда

(опрятность в процессе деятельности)

Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.

Карточка № 8.

«Порядок в шкафу раздевальной комнаты (вместе с помощником воспитателя) »

Цель: учить детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить аккуратно одежду на место. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.

Карточка № 9.

«Ремонт книг»

Цель: приучать детей подклевать книги, правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками.

Развивать трудовые умения и навыки, глазомер, мелкую моторику рук, творческое воображение. Воспитывать желание трудиться для блага других, бережно относится к книгам и игрушкам.

Карточка № 10.

«Чистые стульчики»

Цель: учить детей помогать няни поддерживать в порядке и чистоте стульчики в групповой комнате: протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам, после занятий. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

Карточка № 11.

«Стирка кукольной одежды»

Цель: Учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки : учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться мылом. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка № 12.

«Моем расчёски»

Цель: Учить детей помогать воспитателю в мытье расчёсок: полоскать замоченные расчёски, чистить их с помощью щёток. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой.

Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *