cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Химки история – История города

Содержание

История города

Название


Название город получил от реки Химка, на которой было основанно предшествовавшее городу поселение. Окончательное происхождение и значение названия реки пока не выясненно. В древности употреблялась форма Хинска, Хынска, в ХVI-ХVII вв. – Хинка, Химка, у отдельных селений – Хилка (верховье) и Выходная (низовье). Форма «Химка» окончательно установилась только в XIX веке. Форму «хинька» можно связать с апеллятивом хинь — «чепуха,пустяки,вздор» (Даль,IV): русское диалектное (рязянское) «хинью» — «бесполезно, впустую». Это значит что «Хинка» — незначительная речка. Со временем слово «хинь» стало малоупотребительным, а позднее перестало использоваться вообще и стало восприниматься как непонятное. Смысловая его связь с названием «Хинка» утратилось; оно было переосмысленно, возможно под влиянием входившего в употребление слова «химия». Не исключенно и балтийское происхождение гидронима (среднелитовское. himinas — «мох»), а также от мужского имени Химка — просторечной формой от Фимка или Ефимий. Наконец, название связывают с понятием Хилка-верхний путь (выход), так как, предполагается, по Химке проходил торговый путь (возможно, что по Всходне-Сходне «всходили» к Волоку Ламскому, а по Хилке — спускались от него). Согласно данным XIX века, в Химке водились водились щуки, окуни, плотва, голавли. В жару река почти пересыхала и при ширине в 2 сажени (4 м.) глубину имела в 3 вершка (ок. 13 см.)

 

Предыстория


На территории современных Химок ранее располагались сёла Куркино (до 1704 — Патриаршье село), Козлово, Козмодемьяновское (в конце XVI века вотчина Бориса Годунова), Киреево, деревня Красные Горки и др. Существовала и деревня (впоследствии поселок городского типа) Химки — станция Петербургского шоссе, но она лежала несколько южнее, на напротив Алешкина (ныне часть района Москвы Химки-Ховрино). В 1859 г. число ее жителей обоего пола составляло 154 при 28 дворах.

В 1608-1609 гг. эта местность стала полем ожесточенных сражений москвичей с отрядами «Тушинского вора». В 1812 г. в деревне Химки расположился французский авангард корпуса Евгения Богарне, атакованный в ночь на 15 сентября отрядом генерала В.Д.Иловайского.

С 1830-х гг. район Химок стал популярным дачным местом.

 

 Станция «Химская»

 

Начало городу было положено 1 ноября 1851 года, когда была открыта станция Петербургско-Московской железной дороге Химская (ныне «Химки»), а при ней возник пристанционный поселок. Станция, на 18-й версте от Москвы, была первая от города; она была отнесена к 4 классу, и по штату ей полагались: один кассир, один начальник станции и его помощник и один жандарм. На станции были построены деревянные платформы, «гостиница» (вокзал), железнодорожная будка и жилой дом для железнодорожников, а также круглое здание для хранения локомотивных машин. Возле пассажирского дома располагалась палатка-буфет, увенчанная золотым гребешком. Вокруг этих построек до самого Петербургского шоссе стоял густой лес. В 1869 г. в поселке Химская станция постоянно проживало 39 человек, главным образом железнодорожные рабочие и служащие. В 1907 г. станционный поселок насчитывалось уже 47 дворов. От станции к Петербургскому шоссе через лес была проведена дорога – Царское шоссе (ныне Московская улица). В поселке построили почту, телеграф, частную аптеку (Клячко, на Царской аллее), две колониальные лавки, трактир, ресторан с кегельбаном. Всего население, с окрестными деревнями и дачами, составляло 1500 человек. В соседних со станцией деревнях были школы: одноклассная церковно-приходская при церкви Косьмы и Дамиана в Космодемьянском, затем также трехклассное земское училище в селение Кобылья Лужа (ныне улица Родионова).

С 1912 г. открылось заведение для показа «туманных картинок». В Космодемьянском на берегу Химки, в усадьбе купца Патрикеева «Белые столбы» (по цвету столбов въездных ворот) архитектором Шехтелем был выстроен дом — блестящий образец стиля «модерн» в архитектуре (после революции санаторий, ныне больница №1).

             
Плотина на р. Химке близ станции. Вода использовалась для заливки тендеров паровозов. Фото 1906 г.     Станция 4 класса Химка в 1860-е годы     Платформа станции Химки, ок. 1900  
                                                                           
               
 
         Вокзал станции Химки ок. 1900      Дорога у станции Химки (ныне Железнодорожная ул.) около 1900 г.  

 

Превращение Химок в рабочий посёлок.


До конца 20-х гг. Химки в целом сохраняли характер дачной местности. В 1923 году в посёлке постоянно проживало 1805 человек, а в 1926 году уже 2876, они насчитывали (после слияния с дачным посёлком Петропавловским) 359 домов. Были открыты школа, библиотека, клуб, амбулатория, появилась пожарная команда. Болотов Владимир Михайлович, потомственный дворянин, но при этом совершенно бескорыстный человек , в далеком 1919 году на общественных началах, отказавшись от государственного жалования открыл в Химках школу первой ступени. Располагалась она там где сейчас находится вход в парк им.Л.Н. Толстова ( позднее в этом здании устроили общежитие учителей) . Владимир Михайлович был не только заведующим , но и преподавателем. Позднее в 1928 году школа была преобразована в школу крестьянской молодёжи ( ШКМ).В 1928 году было проведено электричество.

С этого времени начинается промышленный рост Химок. В 1928 году была создана трикотажная артель, выросшая позднее в трикотажную бельевую фабрику. В связи с усилившимся строительством, Николаевский кирпичный завод стал работать круглый год, а не только сезон; с 1931 реконструирован. Тогда же была построена фабрика для изготовления мебели. Артель металлоизделий «Спартак» стала большим предприятием и посёлок рабочих артели превратился в Спартаковскую улицу. Появляются новые жилые посёлки: Лобановский, Чкаловский, Центральный, Грабаровский, Первомайский и Мебельный. На Московской улице в 1939 году строятся два первых многоэтажных каменных дома.

С 1937 г. Химки получают статус рабочего посёлка в связи с началом сооружения в городе авиационного завода №301 (ныне НПО Лавочкина). По состоянию на 26 июня 1938 года посёлок насчитывал 21 тысячу человек.

 

Канал и поселок «Левобережный»


После сооружения в 1932-37 гг. канала Москва — Волга (ныне канал имени Москвы) в Химках создан порт, на левом берегу канала на месте деревни Киреево образован посёлок Левобережный (1936). Туда, на бывшую даче фабриканта Прохорова, в 1936 г. был переведен из Москвы основанный Крупской в 1930 г. Государственный Библиотечный институт (с 1964 г. — Московский Государственный Институт Культуры). Поскольку же построенный в следующем году канал отрезал поселок от станции Химки, по настоянию Крупской была устроена платформа Левобережная.

Превращение Химок в город


Указом ВС СССР от 26 марта 1939 г. был образован город Химки в составе: рабочих поселков Химки, Петровское, Лобаново, дачных посёлков Петропаловский и Николаевский. Новый город насчитывал 23.1 тыс. человек. В 1940 г. Химки стали центром новообразованного Химкинского района.

 

Великая Отечественная война


В первые месяцы войны авиационный завод №301 производил истребители Як-1 и Як-7, в дальнейшем большая часть производственного оборудования была вывезена в Новосибирск.

Химки оказались самым крайним к Москве пунктом, до которого (хотя и случайно) дошли немцы. Как указывает большинство источников утром 16 октября 1941 года в Химках неожиданно появился отряд мотоциклистов, который захватил мост Ленинградского шоссе и был уничтожен то ли у самого моста, то ли у трамвайного поворотного круга на Соколе, то ли у водной станции «Динамо». Данные об этом долго скрывавшемся событии разнятся, тем более, что позже был и другой прорыв к Химкам — нескольких танков, уничтоженных зенитной батареей на 23 км Ленинградского шоссе (на месте, где ныне стоит памятник «Ежи»). Согласно А. В. Исаеву, это были мотоциклисты 62-го сапёрного батальона армейского подчинения. Согласно историку Анатолию Хорькову, немецкая моторизованная разведка действительно выехала к мосту, но в бой не вступала и уничтожена не была, а, осмотрев местность, благополучно вернулась. По другим данным, наоборот, немецкая мотопехота, была разбита следовавшей на фронт колонной танков.Согласно другим версиям, 16 октября немцы, сломив в Химках сопротивление наскоро собранных ополченцев из студентов, женщин и даже школьников, проехали до Сокола, но, не решившись въезжать в город, вернулись к мосту и заняли оборону до предполагаемого подхода основных сил, где и были уничтожены на следующий день стянутыми войсками. По некоторым данным, немцы были уничтожены у моста и водной станции Динамо Отдельной мотострелковой дивизией особого назначения НКВД СССР им. Ф. Э. Дзержинского (ОМСДОН) (17 танков и взвод мотоциклистов)

Для прорыва мотоциклистов называется и дата 30 ноября. По словам Пауля Кареля, «Мотоциклетные дозоры 62-го танкового инженерного батальона, изначально действовавшего в составе 2 тд, но 30 ноября выдвинутого самим Гёпнером вперёд — перед головными частями 2 тд — для нанесения удара по железнодорожной станции Лобня и по району к югу от неё, помчались к цели на своих мотоциклах и, не встречая противодействия, вышли к Химкам (…) в восьми километрах от окраины Москвы. Нагнав страха и вызвав панику среди местного населения, мотоциклисты повернули назад. Эти мотоциклисты и сапёры корпуса подобрались к берлоге Сталина ближе всех.» . Уильям Ширер излагает следующий эпизод: «2 декабря разведывательный батальон 258-й пехотной дивизии проник в Химки, пригород Москвы, откуда были виды шпили кремлевских башен; однако на следующее утро батальон был оттеснен из Химок несколькими русскими танками и разношерстным отрядом наскоро мобилизованных рабочих города.».

Знаменитый мост простоял до 1980 года, когда был разобран (несмотря на протесты ветеранов войны), однако не уничтожен, а сплавлен ниже по течению; теперь он стоит на Рязанском шоссе у села Чулково под городом Жуковским

По решению ГКО от 17 октября, в Химках начала спешно возводиться «Дополнительная линия обороны» по рекам Клязьме и Сходне. В конце ноября в это направление прикрывала формировавшаяся 20-я армия во главе с генералом А. А. Власовым, штаб которого находился тут же, по адресу Ленинградское шоссе, 16.5 декабря 20-я армия успешно перешла в контрнаступление и освободила Лобню; однако, ввиду личности командующего, военная история Химок замалчивалась на протяжении всей советской эпохи. В настоящее время на месте, где находился штаб армии, открыта мемориальная доска.

             
Ул. Маяковского       Ул. Заводская    

 Проспект Мира, школа №3.
Сейчас школа №5

 

                 
        Здание райкома КПСС около 1960 г.
Сейчас здание Администрации.
         

Послевоенные годы

 

Здание райкома КПСС (ныне здание городской администрации) около 1960 г.
В 1950-е годы Химки стали одним из важнейших центров советской ракетно-космической отрасли. В городе располагались главные предприятия нескольких научно-производственных объединений оборонного назначения. В их числе КБ «Энергомаш», обеспечивавшее разработку ракетных двигателей межконтинентальных баллистических ракет и ракет-носителей космических аппаратов. МКБ «Факел» являлось головным предприятием по разработке зенитных ракет, включая ракеты для зенитных ракетных комплексов С-75 «Двина», 9К33 «Оса», С-125, С-200, С-300 и других. НПО им. Лавочкина занималось разработкой ракет класса «земля-воздух» и «воздух-воздух», крылатых ракет и широкого спектра космических аппаратов, в том числе лунохода. Кроме военно-космического направления в городе развивалось направление по разработке лесозаготовительной техники. Головным институтом считался ЦНИИМОД, затем ЦНИИМЭ (Московская 21).

В 1970-е годы в микрорайоне Левобережный, рядом с Московским государственным институтом культуры, было построено 9-этажное здание филиала Ленинской библиотеки (отделы газет, диссертаций и не пользующейся спросом литературы). В микрорайоне Новогорск находится головной ВУЗ МЧС — Академия гражданской защиты МЧС России.

В 1984 году постановлением Совета Министров РСФСР значительная часть территории Химкинского района была передана Москве, включая земли вокруг Куркино, Молжаниновки и Ново-Подрезково. В результате этого Химкинский район оказался разделённым на две части территорией Москвы.

Исчерпание свободных и удобных для нового строительства площадей в Москве и охвативший Москву транспортный коллапс привели на рубеже XX—XXI веков к выводу в ближнее Подмосковье, в том числе на территорию Химок, большого числа офисов, представительств и прочих объектов различных коммерческих компаний. С начала 2000-х годов Химки, как и другие пригороды Москвы, являются районом массовой жилой застройки. Побочным результатом этого стал транспортный коллапс на Ленинградском шоссе, связывающем Химки с Москвой.

В 2004 году происходило объединение населённых пунктов Химкинского района. Так 19 июля дачный посёлок Фирсановка и деревня Усково были присоединены к городу Сходня; а посёлок Новогорск, деревня Кирилловка, посёлок подсобного хозяйства «Сходня», деревня Филино — к рабочему посёлку Новоподрезково; деревни Яковлево, Трахонеево и Свистуха были включены в состав деревни Клязьма; деревня Терехово — в состав деревни Ивакино; дачный посёлок Старбеево и деревня Вашутино были включены в состав города Химки.

9 августа 2004 года рабочий посёлок Новоподрезково был присоединён к городу Сходня, а деревни Ивакино и Клязьма к городу Химки.

С 15 сентября 2004 года город Сходня вошёл в состав города Химки. В итоге после преобразования Химкинского района в городской округ Химки в 2005 году город Химки остался единственным населённым пунктом в составе этого муниципального образования.

 

                 

www.admhimki.ru

История города Химки

На территории современных Химок ранее располагались сёла Куркино (до 1704 — Патриаршье село), Козлово, Козмодемьянское (в конце XVI века вотчина Бориса Годунова), Киреево, деревня Красные Горки и др. Существовала и деревня Химки — станция Петербургского шоссе, но она лежала несколько южнее, напротив Алёшкина (ныне часть района Москвы Ховрино, район массовой жилищной застройки Химки-Ховрино, близ Прибрежного проезда). В 1859 г. число её жителей обоего пола составляло 154 при 28 дворах. В 1812 году в деревне Химки расположился французский авангард корпуса Евгения Богарне, атакованный в ночь на 15 сентября отрядом генерала В. Д. Иловайского. С 1830-х годов район Химок стал популярным дачным местом.

Станция Химская


Плотина на реке Химке возле станции. Вода использовалась для заливки тендеров паровозов. 1906 г.

Станция Химка в 1860-е годы

Плотина на р. Химке близ станции. Вода использовалась для заливки тендеров паровозов. Фото 1906 г. Начало городу было положено 1 (13) ноября 1851 года, когда была открыта станция Петербургско-Московской железной дороги Химская (ныне станция Химки), а при ней возник пристанционный посёлок. Поезда стояли на Химской 10 минут. Станция, на 18-й версте от Москвы, была первой от города; она была отнесена к 4-му классу, и по штату ей полагались один кассир, один начальник станции и его помощник и один жандарм. На станции были построены деревянные платформы, «гостиница» (вокзал), железнодорожная будка и жилой дом для железнодорожников (сохранился по адресу ул. Гоголя, д.5 — ныне в нём некоторые подразделения Химкинского УВД). Возле пассажирского дома располагалась палатка-буфет, увенчанная золотым гребешком. Вокруг этих построек до самого Петербургского шоссе стоял густая дубовая роща(см.»Путешествие из Петербурга в Москву»). В 1869 г. в посёлке Химская станция постоянно проживало 39 человек, главным образом железнодорожные рабочие и служащие. От станции к Петербургскому шоссе через лес была проведена дорога — Царская аллея (ныне Московская улица), к началу XX в. замощённая булыжником. На юге станционный посёлок отделяла от села Космодемьянского лесистая пустошь Красная горка (по названию некогда бывшей здесь деревни) и овраг. С ростом станционного посёлка он соединился с Космодемьянским, главная улица которого — Кузьминка (ныне ул. Кирова) — обогнула овраг и дотянулась до станции. В 1860 г. на двух дачах близ станции П. М. Третьяковым было открыто училище для глухонемых детей с 12 учениками, первым директором которого был назначен И. Б. Арнольд; в 1869 г. училище получило название Арнольдовского. В 1907 году станционный посёлок насчитывал уже 47 дворов. В посёлке построили почту, телеграф, частную аптеку (Клячко, на Царской аллее), две колониальные лавки, трактир, ресторан с кегельбаном. Общее население, с окрестными деревнями и дачами, составляло 1500 человек; летом население за счёт дачников составляло до 5 тыс. В соседних со станцией деревнях были школы: одноклассная церковно-приходская при церкви Косьмы и Дамиана в Космодемьянском, затем также трёхклассное земское училище в селение Кобылья Лужа (ныне улица Родионова). С 1912 года открылось заведение для показа «туманных картинок». В Космодемьянском на берегу Химки, в усадьбе купца Патрикеева «Белые столбы» (по цвету столбов въездных ворот) архитектором Ф. О. Шехтелем был выстроен дом — блестящий образец архитектурного стиля модерн (после революции санаторий, затем больница № 1, ныне терапевтическое и эндокриннологическое отделения Химкинской центральной городской больницы(ХЦГБ)).

Превращение в рабочий посёлок

До конца 1920-х годов Химки в целом сохраняли характер дачной местности. В 1923 году в посёлке постоянно проживало 1 805 человек, а в 1926 году уже 2 876, они насчитывали (после слияния с дачным посёлком Петропавловским) 359 домов. Были открыты школа, библиотека, клуб, амбулатория, появилась пожарная команда. Школу первой ступени открыл в 1919 году бывший дворянин Владимир Михайлович Болотов, отказавшись от государственного жалования. В 1928 году школа была преобразована в школу крестьянской молодёжи — ШКМ), Болотов был директором и преподавателем в школе; располагалась она там, где сейчас находится вход в парк им. Л. Н. Толстого. С этого времени начинается промышленный рост Химок. В 1928 году была создана трикотажная артель, выросшая позднее в трикотажную бельевую фабрику. В связи с усилившимся строительством Николаевский кирпичный завод стал работать круглый год, а не только сезон; с 1931 реконструирован. Тогда же была построена фабрика для изготовления мебели. Артель металлоизделий «Спартак» стала большим предприятием, и посёлок рабочих артели превратился в Спартаковскую улицу. Появились новые жилые посёлки: Лобановский, Чкаловский, Центральный, Грабаровский, Первомайский и Мебельный. В 1932 году в Химках был основан авиационный ремонтный завод № 84 ГВФ. С 1937 Химки получают статус рабочего посёлка в связи с началом сооружения в городе авиационного завода № 301 (ныне НПО Лавочкина). По состоянию на 26 июня 1938 года посёлок насчитывал 21 тысячу человек. В 1939 году на Московской улице были построены два первых многоэтажных каменных дома.

Канал и посёлок «Левобережный»

После сооружения в 1932—1937 гг. канала Москва—Волга (ныне канал имени Москвы) в Химках создан Северный речной порт, на левом берегу канала на месте деревни Киреево образован посёлок Левобережный (1936). Туда, на бывшую дачу фабриканта Прохорова, в 1936 году был переведён из Москвы основанный Н. К. Крупской в 1930 году Государственный библиотечный институт (с 1964 г. — Московский государственный университет культуры и искусства). Поскольку же построенный в следующем году канал отрезал посёлок от станции Химки, по настоянию Н. К. Крупской была устроена платформа Левобережная.

Город Химки в 1939

Город Химки в составе Красногорского района на карте 1939 года Указом Верховного Совета СССР от 26 марта 1939 года был образован город Химки в составе рабочих посёлков Химки, Петровское, Лобаново, дачных посёлков Петропаловский и Николаевский. Новый город насчитывал 23,1 тыс. человек. В 1940 году Химки стали центром новообразованного Химкинского района.

Химки в Великой Отечественной войне (1941—1945 годы)

Химки оказались ближайшим к Москве пунктом, до которого дошли немецкие войска. Существует легенда, что утром 16 октября 1941 года в Химках неожиданно появился отряд мотоциклистов, который захватил мост Ленинградского шоссе и был уничтожен то ли у самого моста, то ли у трамвайного поворотного круга на Соколе, то ли у водной станции «Динамо». Данные об этом долго скрывавшемся событии разнятся, тем более, что позже был и другой прорыв немецких частей к Химкам — нескольких танков, уничтоженных зенитной батареей на 23 км Ленинградского шоссе (на месте, где ныне стоит памятник «Ежи»). Согласно А. В. Исаеву, это были мотоциклисты 62-го сапёрного батальона армейского подчинения. Согласно историку Анатолию Хорькову, немецкая моторизованная разведка действительно выехала к мосту, но в бой не вступала и уничтожена не была, а, осмотрев местность, благополучно вернулась. По другим данным, наоборот, немецкая мотопехота была разбита следовавшей на фронт колонной танков Согласно другим версиям, 16 октября немцы, сломив в Химках сопротивление наскоро собранных ополченцев из студентов, женщин и даже школьников, проехали до Сокола, но, не решившись въезжать в город, вернулись к мосту и заняли оборону до предполагаемого подхода основных сил, где и были уничтожены на следующий день стянутыми войсками. По некоторым данным, немцы были уничтожены у моста и водной станции «Динамо» Отдельной мотострелковой дивизией особого назначения НКВД СССР им. Ф. Э. Дзержинского (ОМСДОН) (17 танков и взвод мотоциклистов). Для прорыва мотоциклистов называется и дата 30 ноября. По словам Пауля Кареля, «Мотоциклетные дозоры 62-го танкового инженерного батальона, изначально действовавшего в составе 2 тд, но 30 ноября выдвинутого самим Гёпнером вперёд — перед головными частями 2 тд — для нанесения удара по железнодорожной станции Лобня и по району к югу от неё, помчались к цели на своих мотоциклах и, не встречая противодействия, вышли к Химкам в восьми километрах от окраины Москвы. Нагнав страха и вызвав панику среди местного населения, мотоциклисты повернули назад. Эти мотоциклисты и сапёры корпуса подобрались к берлоге Сталина ближе всех.». Уильям Ширер излагает следующий эпизод: «2 декабря разведывательный батальон 258-й пехотной дивизии проник в Химки, пригород Москвы, откуда были видны шпили кремлёвских башен; однако на следующее утро батальон был оттеснен из Химок несколькими русскими танками и разношерстным отрядом наскоро мобилизованных рабочих города.». Возможно, у Ширера путаница с датами, возникшая из-за того, что 2 декабря был совершен последний порыв немцев под Москвой, обросший легендами. Но это произошло на участке 5-й армии, то есть под Звенигородом. Старый мост через канал им. Москвы. Мост сфотографирован накануне разборки, он закрыт, рядом действующий новый мост. Мост простоял до 1980 года, когда был разобран (несмотря на неоднократные протесты граждан, и, в особенности, ветеранов войны), однако не уничтожен, а сплавлен ниже по течению. Теперь он стоит на Рязанском шоссе у села Чулково под городом Жуковским. Согласно решению ГКО от 17 октября в Химках начала спешно возводиться «Дополнительная линия обороны» по рекам Клязьме и Сходне. В конце ноября в это направление прикрывала формировавшаяся 20-я армия во главе с генералом А. А. Власовым, штаб которого находился тут же, по адресу Ленинградское шоссе, 16. 5 декабря 20-я армия успешно перешла в контрнаступление и освободила Лобню; однако ввиду личности командующего военная история Химок замалчивалась на протяжении всей советской эпохи. В настоящее время на месте, где находился штаб армии, открыта мемориальная доска. В декабре 1941 года был полностью эвакуирован в Ташкент авиационный ремонтный завод № 84 ГВФ.

Послевоенные годы в Химках

Здание райкома КПСС (ныне здание городской администрации) около 1960 г. В 1950-е годы Химки стали одним из важнейших центров советской ракетно-космической отрасли. В городе располагались главные предприятия нескольких научно-производственных объединений оборонного назначения. В их числе КБ «Энергомаш», обеспечивавшее разработку ракетных двигателей межконтинентальных баллистических ракет и ракет-носителей космических аппаратов. МКБ «Факел» являлось головным предприятием по разработке зенитных ракет, включая ракеты для зенитных ракетных комплексов С-75 «Двина», 9К33 «Оса», С-125, С-200, С-300 и других. НПО им. Лавочкина занималось разработкой ракет класса «земля-воздух» и «воздух-воздух», крылатых ракет и широкого спектра космических аппаратов, в том числе лунохода. Кроме военно-космического направления в городе развивалось направление по разработке лесозаготовительной техники. Головным институтом считался ЦНИИМОД, затем ЦНИИМЭ (Московская 21). В 1970-х гг. в микрорайоне Левобережный, рядом с Московским государственным институтом культуры, было построено 9-этажное здание филиала Ленинской библиотеки (отделы газет, диссертаций и не пользующейся спросом литературы). В микрорайоне Новогорск находится головной ВУЗ МЧС — Академия гражданской защиты МЧС России. В 1984 году постановлением Совета Министров РСФСР значительная часть территории Химкинского района была передана Москве, включая земли вокруг Куркино, Молжаниновки и Ново-Подрезково. В результате этого Химкинский район оказался разделённым на две части территорией Москвы.

Химки во времена перестройки

Въезд в г. Химки со стороны Москвы. Исчерпание свободных и удобных для нового строительства площадей в Москве и охвативший Москву транспортный коллапс привели на рубеже XX—XXI веков к выводу в ближнее Подмосковье, в том числе на территорию Химок, большого числа офисов, представительств и прочих объектов различных коммерческих компаний. С начала 2000-х Химки, как и другие пригороды Москвы, являются районом массовой жилой застройки. Побочным результатом этого стал транспортный коллапс на Ленинградском шоссе, связывающем Химки с Москвой. В 2004 году происходило объединение населённых пунктов Химкинского района. Так 19 июля дачный посёлок Фирсановка и деревня Усково были присоединены к городу Сходня; а посёлок Новогорск, деревня Кирилловка, посёлок подсобного хозяйства «Сходня», деревня Филино — к рабочему посёлку Новоподрезково; деревни Яковлево, Трахонеево и Свистуха были включены в состав деревни Клязьма; деревня Терехово — в состав деревни Ивакино; дачный посёлок Старбеево и деревня Вашутино были включены в состав города Химки. 9 августа 2004 года рабочий посёлок Новоподрезково был присоединён к городу Сходня, а деревни Ивакино и Клязьма к городу Химки. С 15 сентября 2004 года город Сходня вошёл в состав города Химки. В итоге после преобразования Химкинского района в городской округ Химки в 2005 году город Химки остался единственным населённым пунктом в составе этого муниципального образования. В последние годы город стал известен своим движением за сохранение Химкинского леса. В ходе конфликта вокруг Химкинского леса произошёл ряд событий, широко освещавшихся в СМИ, в частности, покушение на Константина Фетисова, в результате которого были задержаны и осуждены сотрудники администрации города, и экологический форум «Антиселигер». 28 июля 2010 года здание мэрии города Химки подверглось акту вандализма, которое совершила группа молодых людей, считающихся одними из противников вырубки химкинского леса. В последние годы в обществе активно обсуждается вопрос о необходимости объединения Химок с Москвой.

himki-portal.ru

История Химок

История Химок, год основания города, достопримечательности, гостиницы, развлечения, отзывы гостей города.

Химки в статусе города довольно молоды. Но история мест, на которых он расположен, имеет весьма давние корни. Археологические раскопки, которые проводились на этой территории, свидетельствуют о существовании жизни здесь еще в давние эпохи палеолита и неолита. Орудия труда, найденные в местах исследований, свидетельствуют об 11 тысячелетии до нашей эры.

Первые упоминания данного округа в летописях относятся к 14-16 векам. Иван Калита в своей Духовной грамоте рассказывал о волости с названием Горетовка, в составе которой было несколько селений. Позже в 16 веке в Писцовой книге упоминается Горетовый стан и села Петровское, Козлово, Козмодемянское, Старбеево, деревни Красные горки, Киреево и Ивашково, а также несколько пустошей. После того, как основался Санкт-Петербург, через реку Сходня проложили Питерский тракт. Благодаря этому наблюдалось значительное развитие региона и появилось много новых деревень. Среди них Кирилловка, Бутаково и Химки.

Деревня Химки была названа по имени реки. Откуда же такое название? В настоящее время известно несколько легенд. По одной из таких легенд река названа по имени любимой девушки московского князя. Легенда повествует, что девушка самовольно утопилась в реке, когда узнала, что князь больше не любит ее. По второй легенде Химкой звали крепостную, которая не выдержала неволи и покончила собой в водах реки. А согласно третьей легенде данное название имеет свое происхождение от схожего слова «химить», то есть ругаться. Река была единственным выходом к Москве-реке, и переход был очень трудным. Вот и приходилось людям много ругаться, переходя из одной реки в другую.

В 1851 году на территории округа была построена железная дорога, что привело к довольно быстрому и стремительному развитию округа. Деревня Химки теперь была пристанционным поселком. В населенном пункте появились телеграф, аптека, почта, ресторан, торговые лавки, а позже построили школу, библиотеку и лечебное учреждение. Развивался поселок и в промышленном плане: появилась мебельная фабрика и трикотажная артель, построили завод по производству кирпича и предприятие металлоизделий «Спартак». Со временем появился авиационный ремонтный завод. Конечно же, развитие большого количества предприятий привлекало людей, количество населения стремительно увеличивалось. Город становился все красивее, дороги уже были асфальтные, практически везде было освещение. Как следствие, в 1937 году Химкам присвоено статус рабочего поселка, а в марте 1939 года Химки стал городом.

Перед самым началом Великой Отечественной войны город имел население уже 25 тысяч человек. В городе к 1940 году действовали пять школ, две библиотеки, действовал Московский государственный институт и два института, которые занимались научно-исследовательской работой. Было также три поликлиники, шесть детских садов и санаторий.

Так как город Химки расположен очень близко к столице, в Великую Отечественную Войну ему пришлось принять на себя довольно серьезный удар. В 1941 году фашистским войскам удалось разрушить мост Ленинградского шоссе. Оставшиеся после эвакуации жители города всеми силами старались принести пользу. На действующих заводах производились необходимые боеприпасы, в артелях шили солдатскую форму. Колхоз старался снабдить военных продуктами, а в поликлинике № 1 в городе был расположен прифронтовой госпиталь. В самом городе был расположен штаб 20-ой армии под началом генерала Власова. Во времена войны город серьезно пострадал, и его пришлось долго восстанавливать. Барки уже непригодные для жилья заменили капитальными кирпичными многоэтажными домами. Количество населения быстро росло, а вместе с эти развивался и город. В 60-х годах открыли кинотеатр, стадион и школу искусств для детей, и гостиницу для приезжих.

Сейчас Химки является крупным научным, промышленным, торговым и деловым центром Ближнего Подмосковья. Богатая история города просматривается в достопримечательностях города: старинные усадьбы, церкви, архитектурные сооружения и памятные места.

www.101hotels.ru

История города Химки

История города Химки

Город Хи́мки — с 1939 года областного подчинения в Московской области России.
Один из крупнейших городов-спутников Москвы. Население — 232 066 чел. (2015). Химки — второй по населению подмосковный город после Балашихи (260 704 чел.). Химкинский район упразднён в 2005 г.
Город Химки образует городской округ Химки, расположен на берегу канала имени Москвы. Город непосредственно примыкает к северо-западу Москвы (граница проходит по Московской кольцевой автомобильной дороге), а также с запада, севера и востока опоясывает эксклавные московские районы Куркино и Молжаниновский.


Название город получил от реки Химка, на которой было основано предшествовавшее городу поселение. Окончательное происхождение и значение названия реки пока не выяснено. В древности употреблялась форма Хинска, Хынска, в XVI—XVII вв. — Хинка, Химка, у отдельных селений — Хилка (верховье) и Выходная (низовье). Форма «Химка» окончательно установилась только в XIX веке. Форму «хинька» можно связать с апеллятивом хинь — «чепуха, пустяки, вздор» (Даль, IV): русское диалектное (рязанское) «хинью» — «бесполезно, впустую». Это значит, что «Хинка» — незначительная речка. Со временем слово «хинь» стало малоупотребительным, а позднее перестало использоваться вообще и стало восприниматься как непонятное. Смысловая его связь с названием «Хинка» утратилось; оно было переосмыслено, возможно под влиянием входившего в употребление слова «химия». Не исключено и балтийское происхождение гидронима (среднелитовское himinas — «мох»), либо от мужского имени Химка — просторечная форма от Ефимий (Фимка)[7]. Также название связывают с понятием Хилка — верхний путь (выход), так как предполагается, что по Химке проходил торговый путь (возможно, что по Сходне (Всходне) «всходили» к водоразделу с Клязьмой, а по Хилке — спускались от него). Согласно данным XIX века, в Химке водились щуки, окуни, плотва, голавли. В жару река почти пересыхала и при ширине в 2 сажени (4 м) глубину имела в 3 вершка (ок. 13 см). В настоящее время по большей части бывшего русла реки Химки проходит канал им. Москвы. Верховья реки Химки сохранились в районе бывшей деревни Лобаново.

До конца 1920-х годов Химки в целом сохраняли характер дачной местности. В 1923 году в посёлке постоянно проживало 1 805 человек, а в 1926 году уже 2 876, они насчитывали (после слияния с дачным посёлком Петропавловским) 359 домов. Были открыты школа, библиотека, клуб, амбулатория, появилась пожарная команда. Школу первой ступени открыл в 1919 году бывший дворянин Владимир Михайлович Болотов, отказавшись от государственного жалования. В 1928 году школа была преобразована в школу крестьянской молодёжи — ШКМ), Болотов был директором и преподавателем в школе; располагалась она там, где сейчас находится вход в парк им. Л. Н. Толстого.

С этого времени начинается промышленный рост Химок. В 1928 году была создана трикотажная артель, выросшая позднее в трикотажную бельевую фабрику. В связи с усилившимся строительством Никольский кирпичный завод стал работать круглый год, а не только сезон; с 1931 реконструирован. Тогда же была построена фабрика для изготовления мебели. Артель металлоизделий «Спартак» стала большим предприятием, и посёлок рабочих артели превратился в Спартаковскую улицу. Появились новые жилые посёлки: Лобановский, Чкаловский, Центральный, Грабаровский, Первомайский и Мебельный.

В 1932 году в Химках был основан авиационный ремонтный завод № 84 ГВФ.

С 1937 Химки получают статус рабочего посёлка в связи с началом сооружения в городе авиационного завода № 301 (ныне НПО Лавочкина). По состоянию на 26 июня 1938 года посёлок насчитывал 21 тысячу человек.

В 1939 году на Московской улице были построены два первых многоэтажных каменных дома.

В 1950-е годы Химки стали одним из важнейших центров советской ракетно-космической отрасли. В городе располагались главные предприятия нескольких научно-производственных объединений оборонного назначения. В их числе КБ «Энергомаш», обеспечивавшее разработку ракетных двигателей межконтинентальных баллистических ракет и ракет-носителей космических аппаратов. МКБ «Факел» являлось головным предприятием по разработке зенитных ракет, включая ракеты для зенитных ракетных комплексов С-75 «Двина», 9К33 «Оса», С-125, С-200, С-300 и других. НПО им. Лавочкина занималось разработкой ракет класса «земля-воздух» и «воздух-воздух», крылатых ракет и широкого спектра космических аппаратов, в том числе лунохода. Кроме военно-космического направления в городе развивалось направление по разработке лесозаготовительной техники. Головным институтом считался ЦНИИМОД, затем ЦНИИМЭ (Московская 21).

В 1970-х гг. в микрорайоне Левобережный, рядом с Московским государственным институтом культуры, было построено 9-этажное здание филиала Ленинской библиотеки (отделы газет, диссертаций и не пользующейся спросом литературы). В микрорайоне Новогорск находится головной ВУЗ МЧС — Академия гражданской защиты МЧС России.

В 1984 году постановлением Совета Министров РСФСР значительная часть территории Химкинского района была передана Москве, включая земли вокруг Куркино, Молжаниновки и Ново-Подрезково. В результате этого Химкинский район оказался разделённым на две части территорией Москвы.

8-01-2016

Рассказать друзьям:

xn--h1aafh7b.xn--d1acj3b

История | ХИМКИ.org

История химкинской земли уходит своими корнями в глубокую древность и тесно связана с историей столицы — Москвы. Территория г. Химки и его окрестностей стала заселяться с эпохи палеолита — древнего каменного века. На берегу реки Сходня найдена часть черепа человека жившего около 15 тыс. лет назад. На реке Клязьме у села Льялово обнаружена стоянка людей эпохи неолита. В Химках найден боевой топор фатьяновской археологической культуры, изготовленный скотоводами эпохи бронзы во 11 тысячелетии до нашей эры. Около устья реки Химка отрыты остатки древнего городища, так называемой Дьяковской культуры относящейся к эпохе раннего железного века. Наши предки здесь жили в 1 тысячелетии до н. э. И основным их занятием было земледелие и скотоводство. Первые письменные известия о территории вошедшей в состав нынешних Химок и Химкинского района относятся к XIV-XVI векам. В Духовных грамотах удельных князей Ивана Калиты и его сына Ивана Красного составленных в 1328 и 1354 годах упоминается волость «Горетовка», а в Писцовых книгах XVI века «Горетов стан».

На месте нынешнего города Химки 500 лет назад существовали села Козмодемянское, Козловоcко-Петровское, Старбеево, деревни Киреево, Ивашково, Красные горки и несколько пустошей. В IX-XII веках по реке Всходне (ныне река Сходня) мелкие суда «всходили» из Москвы-реки к Черкизовскому волоку на реку Клязьму, связывая между собой Поднепровье с Поволжьем. После основания Петербурга по территории нынешних Химок и их окрестностям прошла Санкт-Петербургская дорога (Питерский тракт). В деревни Черная грязь была построена ямская почтовая станция, где меняли лошадей. Вдоль тракта появились новые деревни: Химки (Тимофеевка), Бутаково, Кобылья Лужа (ныне ул. Родионова), Молжаниновка, Кирилловка. В ноября 1851 года начала функционировать Николавская железная дорога между Петербургом и Москвой. В том же году была открыта первая от Москвы станция Химская, вокруг которой быстро рос и расширялся рабочий поселок. К северу от станции Химки возникли дачные поселки: Новый, Петровский и Николаевский. В окрестностях Химок было множество имений и усадеб, но до наших дней сохранились немногие: «Белые столбы» — С. П. Патрикеева, усадьба А. Д. Столыпина в Фирсановке (ныне санаторий «Мцыри», где проводил летние месяцы М. Ю. Лермонтов, усадьба Солодовникова на Клязьме. Химкинская земля знаменита меценатами, которые проживали (имели свои имения или дачи) на ней — это Г. А. Захарьин, Х. С. Леденцов, П. М. Третьяков, Д. П. Боткин, Мамонтовы, Прохоровы, Гучковы.

В начале XX века рост недовольства и развитие революционного движения в стране дали знать о себе и в Химках и окрестных деревнях. В ноябре 1905 года забастовали рабочие фабрик, прошли митинги и демонстрации. В начале ноября 1917 года власть перешла в руки большевистского волостного Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В первые годы Советской власти в Химках организовалась первая промартель «Ульяновский металлист», позднее «Спартак». В годы интервенции и гражданской войны многие жители Химок и окрестных деревень ушли на фронт, местное население оказывало помощь Красной армии. В годы реконструкции народного хозяйства начался быстрый рост поселка Химки. В 1928 году от завода им. Войкова из Москвы была проведена высоковольтная линия, — поселок получил электрический свет. С 1931 года стали ходить автобусы между Москвой и Химками. Постепенно менялся облик города. Стали строить каменные дома.

В первые дни Великой Отечественной войны более 300 человек ушли на фронт. Ополченцы влились в состав 4-й дивизии народного ополчения Куйбышевского района Москвы. Всего свыше 25 тысяч жителей города и района сражались в рядах Советской Армии в годы войны. Трудящиеся Химок и района работали на строительстве оборонительного рубежа и противотанкового завала на территории края. На предприятиях района было изготовлено 1200 противотанковых ежей, которые установили на оборонительном рубеже. В течении короткого времени промышленность района была переведена на изготовление военной продукции. В конце 1941 года немецко-фашистским захватчикам удалось проникнуть на территорию Химкинского района. На подступах к Москве разгорелись ожесточенные бои. За активное участие в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны несколько тысяч жителей района были награждены орденами и медалями. Среди них А. В. Асманов, А. Н. Елагин, Н. Ф. Семенов, В. М. Трюков, К. Ф. Фомченков — удостоены звания Героя Советского Союза; В. А. Крутиков, А. М. Петров, Е. Н. Сенаторов — полные кавалеры ордена Славы. На улице Родионова установлены обелиски на могилах летчиков-истребителей М. А. Родионова, И. А. Чистякова и А. Г. Левина. На проспекте Мира — обелиск «Отстоявшим Отчизну». На 23-м км Ленинградского шоссе 6 декабря 1966 года воздвигнут памятник «Защитникам Москвы» — противотанковые ежи. Архитекторы — А. Агафонов и А. Михе, скульптор — И. Ермишин. Перовоначально на памятнике предполагалось высечь слова Б. Окуджавы: «Москва! Имя твое прекрасно, гордость — удивительна». Но окончательным вариантом стали строки из песни на слова М. Лисянского: «И врагу никогда не добиться, чтоб склонилась твоя голова…».

Стремительный рост города Химки начался в послевоенный период. Улучшилось автобусное сообщение между Химками и Москвой. С августа 1953 года город Химки стал городом областного подчинения. Все шире развертывалось жилищное и культурно-бытовое строительство. В 1961-1963 годах значительно увеличилась территория города. Возникали новые улицы, строились школы, больницы.

www.khimki.org

Химки (город) — это… Что такое Химки (город)?

Хи́мки — город (с 1939) областного подчинения в Московской области России.

Население 184 тыс. жителей (2008). Химки — второй по населению подмосковный город после Балашихи, население которой составляет 189 тыс. человек.

Расположен на берегу канала имени Москвы, примыкает с северо-запада к Москве, отделяясь от неё Московской кольцевой автомобильной дорогой (МКАД).

Город Химки входит в состав Городского округа Химки и является его административным центром.

Топонимика

Название город получил от реки Химка, на которой было основанно предшествовавшее городу поселение. Окончательное происхождение и значение названия реки пока не выясненно. В древности употреблялась форма Хинска, Хынска, в XVI-XVII вв. — Хинка, Химка, у отдельных селений — Хилка (верховье) и Выходная (низовье). Форма «Химка» окончательно установилась только в XIX веке. Форму «хинька» можно связать с апеллятивом хинь — «чепуха, пустяки, вздор» (Даль,IV): русское диалектное (рязянское) «хинью» — «бесполезно, впустую». Это значит что «Хинка» — незначительная речка. Со временем слово «хинь» стало малоупотребительным, а позднее перестало использоваться вообще и стало восприниматься как непонятное. Смысловая его связь с названием «Хинка» утратилось; оно было переосмысленно, возможно под влиянием входившего в употребление слова «химия». Не исключенно и балтийское происхождение гидронима (среднелитовское. himinas — «мох»), а также от мужского имени Химка — просторечной формой от Фимка или Ефимий. [1] Наконец, название связывают с понятием Хилка-верхний путь (выход), так как, предполагается, по Химке проходил торговый путь (возможно, что по Всходне-Сходне «всходили» к водоразделу с Клязьмой, а по Хилке — спускались от него). Согласно данным XIX века, в Химке водились щуки, окуни, плотва, голавли. В жару река почти пересыхала и при ширине в 2 сажени (4 м.) глубину имела в 3 вершка (ок. 13 см.)[2]. В настоящее время по большей части бывшего русла реки Химки проходит канал им. Москвы. Верховья реки Химки сохранились в районе бывшей деревни Лобаново (Химки).

История

Предыстория

Химки и их окрестности на плане 1931 г.

На территории современных Химок ранее располагались сёла Куркино (до 1704 — Патриаршье село), Козлово, Козмодемьяновское (в конце XVI века вотчина Бориса Годунова), Киреево, деревня Красные Горки и др. Существовала и деревня Химки — станция Петербургского шоссе, но она лежала несколько южнее, напротив Алешкина (ныне часть района Москвы Химки-Ховрино). В 1859 г. число ее жителей обоего пола составляло 154 при 28 дворах[3].

В 1812 г. в деревне Химки расположился французский авангард корпуса Евгения Богарне, атакованный в ночь на 15 сентября отрядом генерала В. Д. Иловайского[4].

С 1830-х гг. район Химок стал популярным дачным местом.

Станция «Химская»

Вокзал станции Химки ок. 1900

Платформа станции Химки, ок. 1900

Дорога у станции Химки (ныне Железнодорожная ул.) около 1900 г.

Начало городу было положено 1 (13) ноября 1851 года, когда была открыта станция Петербургско-Московской железной дороги Химская (ныне станция «Химки»), а при ней возник пристанционный посёлок. Поезда стояли на Химской 10 минут[5]. Станция, на 18-й версте от Москвы, была первая от города; она была отнесена к 4 классу, и по штату ей полагались: один кассир, один начальник станции и его помощник и один жандарм. На станции были построены деревянные платформы, «гостиница» (вокзал), железнодорожная будка и жилой дом для железнодорожников (сохранился, ныне в нем Химкинский отдел ГИБДД), а также круглое здание для хранения «локомотивных машин» (паровозов). Возле пассажирского дома располагалась палатка-буфет, увенчанная золотым гребешком. Вокруг этих построек до самого Петербургского шоссе стоял густой сосновый лес. В 1869 г. в посёлке Химская станция постоянно проживало 39 человек, главным образом железнодорожные рабочие и служащие. От станции к Петербургскому шоссе через лес была проведена дорога — Царская аллея (ныне Московская улица), к началу ХХ в. замощенная булыжником. На юге станционный поселок отделяла от села Космодемьянского лесистая пустошь Красная горка (по названию некогда бывшей здесь деревни) и овраг. С ростом станционного поселка, он соединился с Космодемьянским, главная улица которого – Кузьминка (ныне ул. Кирова) – обогнула овраг и дотянулась до станции. В 1860 г. на двух дачах близ станции было П.М.Третьяковым было открыто училище для глухонемых детей с 12 учениками, первым директором которого был назначен И.Б.Арнольд; в 1869 г. училище получило название Арнольдовского.

В 1907 г. станционный поселок насчитывалось уже 47 дворов. В посёлке построили почту, телеграф, частную аптеку (Клячко, на Царской аллее), две колониальные лавки, трактир, ресторан с кегельбаном. Всего население, с окрестными деревнями и дачами, составляло 1500 человек; летом население за счет дачников составляло до 5 тыс. В соседних со станцией деревнях были школы: одноклассная церковно-приходская при церкви Косьмы и Дамиана в Космодемьянском, затем также трехклассное земское училище в селение Кобылья Лужа (ныне улица Родионова).

С 1912 года открылось заведение для показа «туманных картинок». В Космодемьянском на берегу Химки, в усадьбе купца Патрикеева «Белые столбы» (по цвету столбов въездных ворот) архитектором Шехтелем был выстроен дом — блестящий образец стиля «модерн» в архитектуре (после революции санаторий, ныне больница № 1).

Превращение Химок в рабочий посёлок

До конца 20-х гг. Химки в целом сохраняли характер дачной местности. В 1923 году в посёлке постоянно проживало 1805 человек, а в 1926 году уже 2876, они насчитывали (после слияния с дачным посёлком Петропавловским) 359 домов. Были открыты школа, библиотека, клуб, амбулатория, появилась пожарная команда. Болотов Владимир Михайлович, потомственный дворянин, но при этом совершенно бескорыстный человек , в далеком 1919 году на общественных началах, отказавшись от государственного жалования открыл в Химках школу первой ступени. Располагалась она там где сейчас находится вход в парк им.Л.Н. Толстова ( позднее в этом здании устроили общежитие учителей) . Владимир Михайлович был не только заведующим , но и преподавателем. Позднее в 1928 году школа была преобразована в школу крестьянской молодёжи ( ШКМ).В 1928 году было проведено электричество.

С этого времени начинается промышленный рост Химок. В 1928 году была создана трикотажная артель, выросшая позднее в трикотажную бельевую фабрику. В связи с усилившимся строительством, Николаевский кирпичный завод стал работать круглый год, а не только сезон; с 1931 реконструирован. Тогда же была построена фабрика для изготовления мебели. Артель металлоизделий «Спартак» стала большим предприятием и посёлок рабочих артели превратился в Спартаковскую улицу. Появляются новые жилые посёлки: Лобановский, Чкаловский, Центральный, Грабаровский, Первомайский и Мебельный. На Московской улице в 1939 году строятся два первых многоэтажных каменных дома.

С 1937 г. Химки получают статус рабочего посёлка в связи с началом сооружения в городе авиационного завода №301 (ныне НПО Лавочкина). По состоянию на 26 июня 1938 года посёлок насчитывал 21 тысячу человек.

Канал и посёлок «Левобережный»

После сооружения в 1932-37 гг. канала Москва — Волга (ныне канал имени Москвы) в Химках создан порт, на левом берегу канала на месте деревни Киреево образован посёлок Левобережный (1936). Туда, на бывшую дачу фабриканта Прохорова, в 1936 г. был переведён из Москвы основанный Н. К. Крупской в 1930 г. Государственный библиотечный институт (с 1964 г. — Московский государственный институт культуры[6]). Поскольку же построенный в следующем году канал отрезал посёлок от станции Химки, по настоянию Н. К. Крупской была устроена платформа Левобережная.

Превращение Химок в город

Указом ВС СССР от 26 марта 1939 г. был образован город Химки в составе: рабочих поселков Химки, Петровское, Лобаново, дачных посёлков Петропаловский и Николаевский. Новый город насчитывал 23.1 тыс. человек. В 1940 г. Химки стали центром новообразованного Химкинского района.

Великая Отечественная война

В первые месяцы войны авиационный завод №301 производил истребители Як-1 и Як-7, в дальнейшем большая часть производственного оборудования была вывезена в Новосибирск[7].

Химки оказались самым крайним к Москве пунктом, до которого (хотя и случайно) дошли немцы. Как указывает большинство источников утром 16 октября 1941 года в Химках неожиданно появился отряд мотоциклистов, который захватил мост Ленинградского шоссе и был уничтожен то ли у самого моста[8], то ли у трамвайного поворотного круга на Соколе[9], то ли у водной станции «Динамо». Данные об этом долго скрывавшемся событии разнятся, тем более, что позже был и другой прорыв к Химкам — нескольких танков, уничтоженных зенитной батареей на 23 км Ленинградского шоссе (на месте, где ныне стоит памятник «Ежи»)[10][9]. Согласно А. В. Исаеву, это были мотоциклисты 62-го сапёрного батальона армейского подчинения [11]. Согласно историку Анатолию Хорькову, немецкая моторизованная разведка действительно выехала к мосту, но в бой не вступала и уничтожена не была, а, осмотрев местность, благополучно вернулась[12]. По другим данным, наоборот, немецкая мотопехота, была разбита следовавшей на фронт колонной танков [13] Согласно другим версиям, 16 октября немцы, сломив в Химках сопротивление наскоро собранных ополченцев из студентов, женщин и даже школьников, проехали до Сокола, но, не решившись въезжать в город, вернулись к мосту и заняли оборону до предполагаемого подхода основных сил, где и были уничтожены на следующий день стянутыми войсками. По некоторым данным, немцы были уничтожены у моста и водной станции Динамо Отдельной мотострелковой дивизией особого назначения НКВД СССР им. Ф. Э. Дзержинского (ОМСДОН) (17 танков и взвод мотоциклистов)[14]

Для прорыва мотоциклистов называется и дата 30 ноября[15]. По словам Пауля Кареля, «Мотоциклетные дозоры 62-го танкового инженерного батальона, изначально действовавшего в составе 2 тд, но 30 ноября выдвинутого самим Гёпнером вперёд — перед головными частями 2 тд — для нанесения удара по железнодорожной станции Лобня и по району к югу от неё, помчались к цели на своих мотоциклах и, не встречая противодействия, вышли к Химкам (…) в восьми километрах от окраины Москвы. Нагнав страха и вызвав панику среди местного населения, мотоциклисты повернули назад. Эти мотоциклисты и сапёры корпуса подобрались к берлоге Сталина ближе всех.» [16]. Уильям Ширер излагает следующий эпизод: «2 декабря разведывательный батальон 258-й пехотной дивизии проник в Химки, пригород Москвы, откуда были виды шпили кремлевских башен; однако на следующее утро батальон был оттеснен из Химок несколькими русскими танками и разношерстным отрядом наскоро мобилизованных рабочих города.» [17].

Знаменитый мост простоял до 1980 года, когда был разобран (несмотря на протесты ветеранов войны), однако не уничтожен, а сплавлен ниже по течению; теперь он стоит на Рязанском шоссе у села Чулково под городом Жуковским[18]

По решению ГКО от 17 октября, в Химках начала спешно возводиться «Дополнительная линия обороны» по рекам Клязьме и Сходне. В конце ноября в это направление прикрывала формировавшаяся 20-я армия во главе с генералом А. А. Власовым, штаб которого находился тут же, по адресу Ленинградское шоссе, 16. [1] [19] 5 декабря 20-я армия успешно перешла в контрнаступление и освободила Лобню; однако, ввиду личности командующего, военная история Химок замалчивалась на протяжении всей советской эпохи. В настоящее время на месте, где находился штаб армии, открыта мемориальная доска.

Химки в наше время

Въезд в г. Химки со стороны Москвы.

В 1950-е гг. город Химки стал одним из важнейших центров советской ракетно-космической отрасли. В городе располагались головные предприятия нескольких научно-производственных объединений оборонного назначения. В их числе КБ «Энергомаш», обеспечивавшее разработку ракетных двигателей межконтинентальных баллистических ракет и ракет-носителей космических аппаратов. МКБ «Факел» являлось головным предприятием по разработке зенитных ракет, включая ракеты для зенитных ракетных комплексов С-75 «Двина», 9К33 «Оса», С-125, С-200, С-300 и других. НПО им. Лавочкина занималось разработкой ракет класса «земля-воздух» и «воздух-воздух», крылатых ракет и широкого спектра космических аппаратов, в том числе лунохода. Кроме военно-космического направления в городе развивалось направление по разработке лесозаготовительной техники. Головным институтом считался ЦНИИМОД (ныне центр имени Бабакина), затем ЦНИИМЭ (Московская 21).

В 1970-х гг. в микрорайоне Левобережный, рядом с Московским государственным институтом культуры, было построено 9-этажное здание филиала Ленинской библиотеки (отделы газет, диссертаций и не пользующейся спросом литературы).

В 1984 году постановлением Совета Министров РСФСР значительная часть территории Химкинского района была передана городу Москве, включая земли вокруг Куркино, Молжаниновки и Ново-Подрезково. В результате этого Химкинский район оказался разделенным на две части территорией города Москвы.

Численность населения Химок
тыс. человек
Данные переписей и текущего учета населения (Росстат)

Исчерпание свободных и удобных для нового строительства площадей в г. Москве и охвативший Москву транспортный коллапс привели на рубеже XX-XXI веков к выводу в ближнее Подмосковье, в том числе на территорию города Химки, большого числа офисов, представительств и прочих объектов различных коммерческих компаний, включая иностранные. С начала 2000-х Химки, как и другие пригороды Москвы, являются районом массовой жилой застройки. Побочным результатом этого стал транспортный коллапс на Ленинградском шоссе, связывающим Химки с Москвой.

Административное деление

  • Старые Химки
    • Лобаново (жилой район) [2]
    • Лобаново-2 (жилой комплекс) lobanovo2.ru
    • Парк Толстого (жилой комплекс)
  • Новые Химки
  • Левобережный

Улицы города

Промышленность

  • НПО «Энергомаш» — разработка ракетных двигателей большой мощности
  • МКБ «Факел» — разработка зенитных ракетных систем
  • НПО им. Лавочкина — разработка непилотируемых средств и космических аппаратов исследовательского и оборонного назначения
  • Центр Высоких Технологий ХИМРАР
  • НПО по производству древесных плит, по механизированному строительству, выпуску инструмента и отделочных машин.

Комбинат художественных работ.

В Химках расположен филиал Российской государственной библиотеки, где хранятся диссертации, которые были защищены в СССР, а позднее — в Российской Федерации, а также газеты России и СССР.

Торговые сети

В 2000 году в городе открылся первый в России магазин крупнейшего в мире мебельного ритейлера ИКЕА, который впоследствии стал частью торгового комплекса МЕГА. К 2005 году химкинский комплекс МЕГА являлся крупнейшим на тот момент торговым центром России и включал в себя гипермаркет французской торговой сети Ашан, строительный супермаркет М-Видео и десятки других магазинов и предприятий обслуживания.

В городе действуют следующие торговые сети:

Транспорт

Через город проходит автомагистраль Москва — Санкт-Петербург М10  E105.

Железнодорожный

Октябрьская железная дорога, проходящая через город и территорию городского округа Химки, связывает город Химки с городами: Москва, Зеленоград, Солнечногорск, Клин, Тверь, Конаково.

Главные железнодоророжные «ворота» города — станция Химки.

Троллейбусный

Автобусный

Автобусные маршруты ГУП «Мосгортранс» связывают город со станциями метро «Планерная» (817 (15 АП)) и «Речной вокзал» (851 (11 АП)), на этих маршрутах действительны московские городские проездные билеты. Ещё по Новокуркинскому шоссе — границе районов Куркино и Новокуркино — проходят маршруты автобуса 268 и 268к (15 АП).

Также через город проходит маршруты 400 и 400к Зеленоградского автокомбината (Зеленоград — м. «Речной вокзал»).

Автоколонна 1786 — филиал ГУП МО «Мострансавто» — обслуживает более 30 маршрутов городского и пригородного сообщения, связывающего Химки со станциями метро «Планерная» и «Речной вокзал» и различные районы Химок между собой.

Также несколько маршрутов эксплуатируется МУП «Химкиэлектротранс».

Маршрутное такси

  • 1 — ст. Химки – 2-й микрорайон
  • 3 — ст. Химки — ул. Дружбы
  • 4 — Ул. Павлова — АШАН
  • 6 — ул. Панфилова — ст. Химки
  • 9 — Метро «Сходненская» — ул. Панфилова — АШАН
  • 10 — ул. Павлова — АШАН
  • 11 — ст. Химки — Ивакино
  • 16 — ст. Химки — Вашутино
  • 17 — ст. Химки — торговый центр АШАН
  • 22 — ст. Химки — Сходня
  • 26 — ст. Химки – Красногорск
  • 30 — ст. Химки — Подрезково
  • 42 — ст. Химки — Новогорская плотина
  • 48 м — М. Речной Вокзал — Аэропорт Шереметьево
  • 49 м — м. Планерная — Аэропорт Шереметьево
  • 68 м — м. Планерная — ТЦ «МЕГА»
  • 154 — м. Планерная — Филино
  • 189 м — м. Планерная — ТЦ «МЕГА»
  • 268 м — м. Планерная — ТЦ «МЕГА»
  • 309 м — м. Войковская — ТЦ «ЛИГА»
  • 326 — ст. Химки — м. Тушинская
  • 342 — микрорайон Лобаново — м. Речной Вокзал
  • 344 — пл. Левобережная — м. Речной Вокзал
  • 345 — ст. Химки — м. Речной Вокзал
  • 350 — Менделеево — м. Речной Вокзал
  • 358 м — м. Планерная — ТЦ «МЕГА»
  • 368 — ст. Долгопрудная — м. Речной Вокзал
  • 383 — м. Планерная — ул. Дружбы
  • 431 м — м. Речной Вокзал — Зеленоград
  • 434 — Новогорск — м. Планерная
  • 443 — ТЦ «АШАН» — ул. Дружбы — м. Речной Вокзал
  • 469 — ст. Химки — м. Планерная
  • 476 м — м. Речной Вокзал — Зеленоград
  • 532 — спортбаза «Филино» — м. Речной Вокзал
  • 662 м — м. Речной Вокзал — АШАН

Связь

В городе услуги связи представляют следующие операторы:

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Топонимический словарь центральной России/2002/М: Армада-пресс/ISBN 5-309-00257-X
  2. Захарково
  3. Огородников, Е. Московская губерния: Список населенных мест по сведениям 1859 года / Издан Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел. СПб., 1862 (Списки населенных мест Российской Империи, т. XXIV). С. 11
  4. http://sobory.ru/article/index.html?object=02825
  5. А.В.Белов. Дачные поселения и пригороды на территории Московской губернии в конце XIX- начале XX века//Вестник Московского Государственного Областного Университета, серия «История и политические науки», №1, М., 2007, стр. 113-114
  6. Московский институт культуры (МГИК)
  7. http://www.laspace.ru/rus/history2.php
  8. Битва за Москву
  9. 1 2 РАТНЫЙ ПОДВИГ ЧЕКИСТОВ
  10. Было дело, фашисты прорвались в столицу. На водную станцию «Динамо»
  11. А. В. Исаев. Котлы 41-го. История ВОВ, которую мы не знали
  12. 60 60 лет битвы под Москвой
  13. Васильев А. Ф. Некоторые аспекты хода и последствий битвы под Москвой.//Вопросы истории, 2002, № 1, с.101-102 Цит. По www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=1208
  14. АТАКУЯ БЕСПАМЯТСТВО
  15. В. В. Кожинов. Москва-Ржев-Берлин
  16. .Пауль Карель Восточный фронт. Книга 1. — М.,2003.- с.152
  17. У.Ширер. Взлет и падение Третьего рейха
  18. В Коломну за «С»
  19. «20-Я АРМИЯ ПОД МОСКВОЙ» (Память)

 

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

История города Химки в Подмосковье.

Преданья старины глубокой

Химки – сравнительно молодой город с древними корнями. История г. Химки уходит в незапамятные времена. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что люди селились здесь с палеолита и неолита.

Первые упоминания о населенных пунктах, расположенных на территории современных Химок, относятся к времени правления Ивана Калиты. А после основания Санкт-Петербурга здесь был проложен Питерский тракт, соединяющий его с Москвой. Вот тогда-то отмечено первое упоминание деревни Химки.

История города начинается с названия. А название это восходит к названию реки, которое, скорее всего, изначально звучало как «Хинка», а позднее превратилось в «Химка».

Знаменитый Химкинский лес, в котором еще Василий Шуйский ловко прятался от войск Лжедмитрия II, служил укрытием для партизан во время Отечественной войны 1812 года.

Деревня – поселок – город

С 1830-х годов эта местность стала популярным местом отдыха для московских дачников. А в 1851 году на территорию современных Химок пришла железная дорога. Станция Химская была первой от Москвы на пути в Санкт-Петербург, а деревня Химки стала станционным поселком. В ней появились почта и телеграф, трактир и ресторан, а потом и первая школа, библиотека, больница. Население выросло до полутора тысяч человек. И хотя это все еще был преимущественно дачный поселок, в Химках постепенно стала развиваться промышленность. Первым предприятием стала трикотажная артель, затем появились мебельная фабрика, кирпичный завод, авиаремонтный завод, завод металлоизделий «Спартак». В итоге в 1937 году рождается на свет рабочий поселок Химки. История города официально отсчитывается с 1939-го, когда населенному пункту был присвоен статус города.

Дела вчерашних дней

Сейчас Химки – крупнейший город-спутник Москвы, научный, промышленный и деловой центр Ближнего Подмосковья. Здесь расположено множество объектов культуры и отдыха, например, Химкинская картинная галерея, насчитывающая более двухсот экспонатов, и музей скульптуры «3D». А еще это центр туризма, где можно забронировать гостиницу, чтобы осмотреть достопримечательности Химок. На территории города расположено около двадцати храмов, часовен и церквей. Храм Святой Блаженной Матроны Московской, храм святых апостолов Петра и Павла – места, важные не только для православных, но и для всех, кому дорога русская культура и зодчество.

Что привлекает посетителей в город Химки? Достопримечательности, связанные с богатой историей этого города, и прочие интересные места. Символ города – знаменитый железнодорожный мост в виде арки, переброшенный через водохранилище. Построенный более семидесяти лет назад, это самый низкий мост в стране.

Ответим на все Ваши вопросы!

www.planernoye.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *