Характеристика чернявки сказки о мертвой царевне и семи богатырях – Характеристика Чернавки в сказке о мертвой царевне, А.С Пушкина?
Характеристика царевны из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»
В мире литературы очень много различных сказок, которые с удовольствием перечитывают дети и их родители. Многие из них экранизировали, и теперь дети имеют возможность наглядно следить за сюжетом любимых сказок. Среди них и Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Очень интересное произведение, где за действиями персонажей следишь с удовольствием и переживанием. Ведь в сюжете разворачиваются просто фантастические картины. Несмотря ни на что, все завершается счастливо, что и свойственно сказкам. И вот, после очередного прочтения сказки О мертвой царевне мы можем без проблем составить характеристику героев. Мне хочется составить характеристику такого героя Сказки о мертвой царевне и семи богатырях Пушкина, как царевна.
Образ и характеристика царевны
Царевна является одним из главных персонажей сказки и положительным фольклорным героем. Именно царевна олицетворяет добро и является образом всех русских красавиц, у которых не только красивая внешность, но и прекрасный внутренний мир. Это юное создание, которое никому не сделало зла. Царевна была доброй и очень красивой. Именно ее красота и стала причиной козней царицы, которая захотела убить девушку только потому, что зеркало признало ее красивей и милее всех. Только не смогла убить эту добросердечную девушку служанка и отпустила ее в лесу. И здесь мы видим смелость девушки. Не испугалась она густого, темного леса и диких зверей, которые могли бродить в округе. Она нашла дом, куда и вошла, надеясь, что там живут добрые люди. Так и было. Ее приютили богатыри, которым понравилась девушка. И здесь проявляются такое качество царевны, как хозяйственность. Несмотря на то, что она не простая девица, а царевна, девушка умеет готовить и убирать. Да не просто умеет, но и не сторонится этой черной работы. К тому же, когда девушка жила у богатырей, мы видим ее верность и преданность жениху.
Царевна еще юна и потому очень наивна. А еще царевна доверчива, поэтому царице и удалось ее умертвить. Однако любовь победила и суженый смог снять оковы проклятья и оживить возлюбленную. На этой прекрасной ноте мы завершим нашу характеристику одного героя из сказки о мертвой царевне и семи богатырях А.С. Пушкина.
Характеристика царевны из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»
А какую оценку поставите вы?sochinyshka.ru
Характеристика и анализ сказки Пушкина о мертвой царевне
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» рассказывает о превосходстве душевной красоты перед внешностью, а также о том, что любовь творит чудеса.
Для того чтобы показать силу внутренней красоты, Пушкин противопоставляет двух героинь: молодую царевну и злую царицу.
Обе они невероятно красивы, разница заключена в их характерах. Молодая девица скромна, хорошо воспитана, любезна со всеми и совершенно не гордится своей красотой. А ее мачеха злая, своенравная, ревнивая, ставит свою внешность на первое место и очень коварна.
На протяжении всей сказки эти две героини проявляют свой характер при решении жизненных проблем.
Злая мачеха использует приказы для своей служанки, а после запугивает ее рогаткой, то есть пытками. Страх и угрозы — ее главное оружие воздействия на других персонажей и достижения своих целей.
Молодая девица наоборот добра и ласкова со всеми, и это не раз спасает ей жизнь. В лесу она умоляет чернавку отпустить ее, обещая простить ее поступок, и служанка отпускает ее.
Затем она попадает в дом к богатырям, где ведет себя очень скромно, услужливо, извиняясь за свое появление. И богатыри принимают ее к себе.
В последней части произведения мы наблюдаем финальное противостояние добра и зла. Мачеха передает девушке отравленное яблоко, и пёс защищает девицу от него. Даже животные в сказках Пушкина на стороне добрых сил.
Девушка все же съедает яблочко и засыпает вечным сном. Казалось бы, это трагичный конец. Но затем мы наблюдаем путь королевича Елисея. В его благородном деле ему помогают не только люди, но и высшие силы природы: солнце, месяц, ветер.
А его любовь смогла разрушить чары и воскресить молодую девушку.
В завершение можно сказать, что эта сказка является историей о борьбе добра и зла, в которой, конечно же, побеждает добро. А еще она рассказывает о том, что добрым людям помогают даже высшие силы природы, поэтому внутренняя красота важнее красоты внешней.
hronika.su
Царевна | При родах Царица умерла. У царевны через год появилась мачеха. Девушка выросла удивительно красивой, умной, хозяйственной, умелой и доброй девушкой. Мать ненавидит её за красоту. Отправляет свою служанку в лес с молодой девушкой, чтобы Чернавка привязала её к дереву на растерзанье зверям. Девушка долго бродит по лесу и находит терем, где остаётся ночевать, хозяйничает, готовит. 7 богатырей принимают её как родную сестру. Девушка живёт счастливо, лишь грустит по своему жениху Елисею. |
Королевич Елисей | Жених царевны. Узнав о её пропаже отправляется на поиски. Он умён, красив, смел, настойчив и целеустремлён. В поисках царевны обращается к Солнцу, к Месяцу, к Ветру. Последний рассказывает королевичу о горе, на которой в глубокой скале находится хрустальный гроб с девушкой. Королевич зарыдал, узнав такое известие, однако решил последний раз взглянуть на возлюбленную. Он находит царевну, целует её, она оживает, удивляясь своему долгому сну. |
Мачеха, жена Царя | Вторая жена царя, она ревнива, хитра, завистлива. Красива, но имеет тяжёлый характер. В приданное ей досталось зеркало, с которым женщина разговаривает, чтобы убедиться в своей красоте. Узнав, что молодая царевна красивее её, мачеха отправляет её в лес на гибель. Спустя время зеркало сообщает, что царевна жива. Мачеха переодевается старухой и приносит отравленное яблоко своей падчерице. В финале сказки узнав, что царевна жива и по-прежнему красивее её, царица умирает “с тоски”. |
7 богатырей | Молодцы-красавцы, в чей терем забредает царевна. Они принимают её, как родную сестру. Полюбив и привыкнув к девушке, братья начинают ссориться, и идут к ней на честный разговор: они предлагают выйти замуж за одного из них, чтобы разрешить ситуацию. Девушка признаётся, что у неё есть жених, которого она любит. Однажды вернувшись с охоты, семь богатырей находят её мёртвой: оставляют в хрустальном гробу в скале. |
obrazovaka.ru
Анализ сказки О мертвой царевне
10 Январь 2016 админ Главная страница » Анализ стихов и прозы Просмотров: 86620«Сказка О мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина опирается на традиционный сказочный сюжет о злой мачехе и красивой доброй падчерице. Достаточно вспомнить народные сказки: русские — «Морозко», «Василиса Прекрасная», «Крошечка-хаврошечка», немецкие — «Госпожа Метелица» и «Снегурочка», французскую «Золушку» и другие. Но Пушкин сумел наполнить традиционный сюжет особой глубиной, пронизанной светом добра. Как и всё пушкинское, эта сказка, как драгоценный камень, сверкающий тысячами граней смысла, поражающий нас многоцветьем слова и ясным, ровным сиянием, исходящим от автора, — не ослепляющим, а просветляющим наши невидящие глаза и спящие духовно сердца.
Свои клады пушкинская сказка открывает любому читателю, будь ему десять или пятьдесят лет — было бы только желание открыть. Но юного читателя должен повести за собой взрослый. Хорошо, если это мама, папа, бабушка, дедушка …
После чтения сказки «О мертвой царевне и семи богатырях» попробуем проанализировать её, ответив на ряд вопросов.
Какое впечатление произвела на вас сказка? Что особенно понравилось, запомнилось?
Почему?
Сказка детям нравится прежде всего тем, что добро побеждает зло. Их очень привлекает образ молодой царевны добротой и верностью. С удовольствием они говорят о чудесном зеркальце: волшебное всегда близко детскому сердцу. Из понравившихся эпизодов выделяют странствия Елисея в поисках невесты, возвращение царевны к жизни, сватовство богатырей. Жалеют преданного Соколко. А ещё восхищаются мелодичными стихами, что радует особенно.
От беседы о первых впечатлениях перейдём к попытке композиционного анализа сказки:
Кто в сказке в центре внимания автора? Почему?
В центре внимания царица-мачеха и царевна, потому что они представляют два жизненных полюса: добро и зло.
Есть ли в сказке персонажи, которые близки молодой царевне и воплощают в себе силы добра?
Есть. Это царица-мать, королевич Елисей, богатыри, Соколко, солнце, месяц, ветер.
А кто воплощаёт силы зла?
Откровенно злой персонаж в сказке один — мачеха. Но будь она совершенно одна, не могла бы она вершить злые дела и хоть на какое-то время добиваться успеха.
Кто же помогал ей творить зло? Чернавка.
Чернавка сама по себе злая или нет? Тогда почему она становится исполнительницей
злой воли?
Нет, она любит молодую царевну, о Чернавке сказано: «Та, вдуше её любя … » Ей совсем не хочется выполнять приказ царицы, но …
Чёрт ли сладит С бабой гневной?
Спорить нечего …
Страх наказания оказывается сильнее милосердия, и Чернавка ведёт царевну в чащу леса … А спустя некоторое время приносит ей отравленное яблоко. Выходит, что страх и безволие помогают злу осуществляться, и в таком случае даже неплохой человек меняется в своей сути.
Откуда же в царице ненависть к царевне?
Зеркальце сказало ей правду о том, что царевна красивее её, и вызвало гнев мачехи. Она не может жить без постоянных подтверждений её непревзойдённости. Хотя, вероятнее всего, красота падчерицы рано или поздно стала бы очевидной для всех, и, следовательно, не уйти от беды молодой царевне. А зло даже правду может сделать поводом к преступлению — ведь на то оно и зло, чтобы достичь своих целей … Самое страшное свойство зла заключается в том, что его можно не увидеть и, значит, не распознать. Добрых героев мы видим сразу, а зло, как микробы, рассеяно повсюду и до поры до времени незаметно.
Через год после смерти родной матери:
Год прошёл, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Можно ли узнать из сказки об отношении новой жены царя к его дочери?
Нам ничего неизвестно об этом. Но мы можем догадаться, что царица её даже не замечала. царевна росла «тихомолком» — значит, без внимания, сама по себе.
Когда же мачеха вспомнила о падчерице?
Когда пришла пора выдавать царевну замуж, мачеха, «на девичник собираясь», задала зеркальцу любимый вопрос и получила на него ответ:
Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее.
Итак, девочка выросла без матери, мачеха ею не интересовалась, да и отец, видимо, был занят больше молодой женой, чем дочерью. Не случайно год после смерти жены обозначен именно «годом» (так долго он тянулся для царя!), а остальное время (верно, не меньше 16 — 17 лет) промелькнуло быстро, так что уже и дочь выросла и стала невестой. Однако несмотря на всё это, царевна «поднялась и расцвела».
Найдите её описание и выделите в нём ключевые слова.
Пятиклассники называют слова: нраву кроткого такого. Объясните: что значит «нрава кроткого»? (Тихая, спокойная, скромная, приветливая. ). Царевна не требовала к себе особого внимания, жила и росла «тихомолком». Когда она по воле злой мачехи оказалась в лесу, а потом в тереме богатырей, то приняла это со смирением, ни на кого не затаила злобы, осталась такой же доброй и приветливой (вспомним её поведение в незнакомом доме, отношение к «нищей чернице»), любящей, верной своему жениху.
Откуда же эти замечательные качества у царевны?
От родной матери. Перечитаем начало сказки и посмотрим, какой она была.
Ждёт-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Всё время разлуки она провела у окна, ожидая «милого друга». Любовь и верность- главные качества её характера.
Отчего умерла царица?
От счастья, что наконец видит мужа:
На него она взглянула,
Тяжелёшенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.
Так велика была её любовь …Умение любить, быть верной, терпеливой передались дочери от матери. Обратим внимание детей на то, когда родилась девочка:
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог даёт царице дочь.
Можете ли вы назвать дату рождения царевны?
Да — 6 января, накануне Рождества.
С давних времён люди, рождённые накануне больших религиозных праздников или в самые праздничные дни, считались отмеченными Богом, любимыми им.
Вспомним, когда кротость, смирение, терпение приходили на помощь царевне, выручали её из беды, помогали преодолеть трудности.
Когда царевна оказалась в дремучем лесу с Чернавкой и поняла, что ей грозит, она
… взмолилась: «Жизнь моя!
В чём, скажи, виновна я,
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя».
и Чернавка пожалела бедную девушку:
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
«Не кручинься, Бог с тобой».
Богатыри, пленившись её скромностью и
красотой, приютили в своём доме:
и царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали;
Усадили в уголок,
Подносили пирожок;
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зелёного вина
Отрекалася она;
Пирожок лишь разломила,
Да кусочек прикусила,
И с дороги отдыхать
Отпросилась на кровать.
С радостью принял царевну даже пёс:
Ей навстречу пёс, залая,
Прибежал и смолк, играя;
В ворота вошла она,
На подворье тишина.
Пёс бежит за ней, ласкаясь …
А когда царевне грозила беда, Соколко пытался её предотвратить. Богатыри не решились похоронить царевну и это помогло Елисею вернуть её к жизни. Ради неё он был готов на всё и без
устали искал свою невесту — значит, заслужила она такую самоотверженную любовь своим
кротким нравом …
Задумайтесь, почему в приданое царице было дано только «зеркальце одно» (тогда как за царевной давали «семь торговых городов /да сто сорок теремов»)?
Царица считала, что главное в ней — красота, она же её главное приданое. Разве ей не достались города и терема? Достались, конечно, но поэт почему-то подчеркнул именно зеркальце. Почему? Наверно, потому что в зеркальце она видела себя, любовалась своей красотой, а это было для неё самым важным. Быть красивей всех стало целью её жизни, потому-то она и не видит ничего вокруг, кроме самой себя …
Может ли внешняя красота стать жизненной целью? И можно ли о человеке судить только по внешней красоте? Всё ли она говорить нём?
Нет, сама по себе внешняя красота не может быть единственной ценностью человека. Хотя с царицей именно так и было: красота — единственное её достоинство. Внешняя красота должна дополниться внутренней — красотой души. Так, как это соединилось в молодой царевне, которая любила всех и ко всем была добра. А царица была добра только с зеркальцем.
Чем стало для неё это зеркальце? Почему?
Оно стало, по сути, её единственным собеседником, «С ним одним она была; Добродушна, весела, ; С ним приветливо шутила … ». Выходит, другим напрасно было ждать от царицы приветливого слова …
Почему только с зеркальцем царица была «добродушна, весела»?
Она была зависима от него. Ей хотелось слышать только о своей красоте, всё остальное её не интересовало.
Может ли предмет(даже такой необычный, говорящий!), к примеру телевизор, компьютер,
заменить живых людей?
Разумеется, нет: ведь это всего лишь предмет, без души и сердца …
Что же невольно укрепляло и развивало зеркальце в царице?
Гордость, уверенность в своей несравнимости и красоте, самовлюблённость. Интересно, что, говоря о царице, дети вспомнили о Нарциссе: ведь и он гляделся в воду, как в зеркало, и любовался собой.
Рассмотрим и сравним иллюстрации к этому эпизоду разных художников.
Царица. Зворыкин
Царица. Куркин
На первой иллюстрации Зворыкина царица кажется неприступной в своей горделивости, она будто памятник себялюбию и гордыне. На второй подчёркнуты её ломливость и своенравие.
Какие же качества может породить в человеке гордыня? Почему?
Гордыня порождает высокомерие, ревность, зависть, эгоизм, злобу, гнев, себялюбие.
Всё это становится естественным её проявлением, потому что человек, одержимый гордыней, ощущает себя центром Вселенной … Вот почему сообщение зеркальца о том, что «царевна всё ж милее, / Всё ж румяней и белее … » вызвало такую бурю гнева у мачехи.
Что стало следствием гнева царицы? Какое чувство толкнуло её на преступление?
Царица решила погубить свою падчерицу, зависть толкнула её на преступление.
Почему царица с её кознями и коварством оказалась бессильной перед кроткой царевной?
Кроткую царевну все любили и приходили ей на помощь, она ко всем была приветлива и добра,
никого не обижала и готова была каждому помочь.
Вспомните причины смерти царицы-мачехи и родной матери царевны.
Родная мать царевны умерла от восхищения, счастья, что видит любимого мужа, царица-мачеха — от зависти и злобы …
АНАЛИЗ «СКАЗКИ О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ» ПУШКИНА
4.5 (89.22%) 206 vote[s]
info-shkola.ru
Характеристика всех героев из сказки о мертвой царевне и о семи богатырях
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.» А.Пушкин
Положительные герои:
Молодая царевна-добрая,всем помогала и её все любили.
Королевич Елисей-верный,ищет и спасает невесту.
Семь богатырей-добрые молодцы,совершают бравые дела. Живут в лесном тереме,приютили царевну.Становятся названными братьями царевне,сильные и могучие,убиты горем после отравления царевны. Искусные мастера,сделали хрустальный гроб и повесили его на цепях в пещере.
Отрицательные герои:
Царица-Мачеха.Мачеха изводила свою падчерицу,заставляла свою служанку погубить её.
Чернавка,служанка мачехи-по приказу мачехи увела царевну в лес,но пожалела и не убила,принесла отравленное яблоко,переодевшись нищенкой.Подневольная девка,выполняет приказы,не перечит и молчит.
Нейтральные герои:
Зеркальце-говорит правду,но не принимает никакого участия. Волшебный предмет,неодушевлённый и только отвечающий на вопросы.
Царь батюшка-даёт наследство дочери,но не принимает участия в её жизни,не ищет дочь,когда пропала,а только горюет.Безвольный, добрый отец,не может защитить дочь от мачехи,да и не стремится вникать в проблемы.
Царица,мать царевны-слабая здоровьем,умерла в расцвете лет.Ждала любимого царя,сидела у окна.Бог дал царице дочь,радости долгожданной встречи с царем она не перенесла,скончалась.
Герои-помощники:
Пёс Соколко-помогает и оберегает царевну,умирает от отравленного яблока,показывая,что убило молодую царевну.ОгромныйЮдохматый пёс,преданный своим хозяевам,добрый и верный.
Красно Солнце,Месяц,Ветер-помогают искать Елисею царевну.Силы стихии,олицетворяют природу,всё видят и слышат.
Характеристики главных героев:
Характеристика Царевны:
«Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.»
Сирота росла во дворце,мачеха решила извести юную царевну и она ушла в лес,жила у семи богатырей,в тереме.Хороша собой, черноброва, белолица.Молодая ,пригожая,зеркальце признало её смой красивой.
Царевна спаслась от мести мачехи,помогала богатырям-вела хозяйство.Ждала жениха,королевича Елисея.Кроткого нрава,верила только в хорошее.
Послушная девица,не перечила отцу,трудолюбивая,умеет всё делать по дому.Простодушная,верит незнакомым людям,светла,чистая-любит и ждёт суженного.Честная,стала названной сестрой семи богатырям.
Автор относится с теплотой к своей героини,добавляя ласковые слова у описанию её внешности,жалея сироту,показывая своё отношение к ней,через окружающих,её любили все, богатыри, отец,Елисей,даже Чевнавка её пожалела.
Юная,прекрасная девушка,с доброй душой.Её поступки говорят о её характере,кротком и послушном.Такая девица заслуживает настоящей любви,королевич Елисей находит своё счастье.
Характеристика Царицы -мачехи:
«Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.»
Пушкин красочно описывает мачеху,не скупясь на эпитеты. Молодая,статная,видная красавица,но красота холодная,царица надменная.Высокая,стройная и с красивым лицом.Умная,всем хороша,но характер у мачехи скверный.Гордая,капризная,упрямая,она всегда стремится к своей цели,не умеет уступать.Своенравна и ревнива-любит делать всё по-своему,внимание должно уделяться только ей,никто не смеет стоять у неё на пути.Добродушна, весела-только с зеркальцем,любит лесть,похвалы. Мачеха гордилась своей красотой,считала себя выше других.
Автор показывает своё отношение к царице через действия , троекратные повторы делают царицу одержимой своей красотой. Разговаривая с зеркальцем,мачеха счастлива,но Пушкин подчёркивает ненормальность такой радости:
«И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами.»
Кончина мачехи весьма иронична и скоротечна:»Тут ее тоска взяла,И царица умерла.»Злость и зависть убили мачеху,авторское отношение лаконично и негативно,вся энергичная,стремительная деятельность мачехи была направлена лишь на созерцание себя самой.
Характеристика Елисея:
Королевич Елисей-молодой,хорош собой.Его невеста-царевна,которую выжила мачеха из дома и она живёт у семи богатырей.
Королевич-верный,смелый-он отправился на поиски невесты,скачет днём и ночью,разговаривает с Месяцем,Солнцем и Ветром.Он не отчаивается,упорный в своей цели.Елисей любит невесту,в горе он ударяется о её хрустальный гроб,тем самым разбудив её от вечного сна.
Королевич добр,он не хочет причинять никому зла,мачеха сама умирает от злости и зависти.Елисей-это собирательный образ царевичей на Руси,Пушкин с теплотой относится к герою,своё отношение он передает и читателю.
istinaved.ru
План характеристика героя Сказки о мертвой царевне и семи… -reshimne.ru
1.Ранняя смерть матери царевны.
Издалече наконец
Воротился царь-отец.
На него она взглянула,
Тяжелешенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.
2.Злая мачеха.
Год прошел, как сон пустой,
Царь женился на другой.
3. Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
4.Больше всего она любила себя и ценила свою красоту.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
5.Злой замысел царицы.
Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
6. Приказание Чернавке отвести царевну в лес «на съедение волкам» .
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
7. Странствие королевича Елисея в поисках царевны.
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей-душой,
За невестой молодой.
8.Жизнь царевны у семи богатырей.
Дом царевна обошла,
Всё порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.
9. Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
10. День за днем идет, мелькая,
А царевна молодая
Всё в лесу, не скучно ей
У семи богатырей.
11.Появление царицы.
Видит: нищая черница
Ходит по двору, клюкой
Отгоняя пса.
12.Переодевшись монахиней, царица появляется у семи богатырей и дает царевне отравленное яблоко.
Кушай яблочко, мой свет
Благодарствуй за обед» , —
Старушоночка сказала,
Поклонилась и пропала.. .
13.Смерть царевны и прощание с ней семи богатырей.
Вдруг она, моя душа,
Пошатнулась не дыша,
Белы руки опустила,
Плод румяный уронила,
14.Семь богатырей не стили хоронить царевну
«Она,
как под крылышком у сна,
тиха, свежа лежала,
что лишь только не дышала.
Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили — и толпой
Понесли в пустую гору
15.Королевич
отправляется на поиски пропавшей невесты, долго странствовал по свету,
спрашивал о царевне у людей, у Солнца, у Месяца. Только Ветер указал ему
на гору с глубокой пещерой, где находился гроб с царевной.
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
16.Королевич находит невесту.
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
17.Увидев мертвую царевну, королевич в отчаянии ударяется о хрустальный гроб, гроб разбился и царевна ожила.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала! »
18.Смерть злобной мачехи. Узнав, что царевна жива, мачеха умирает от тоски и злости.
Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут ее тоска взяла,
19.Свадьба царевны и королевича Елисея.
Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
reshimne.ru
«А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Характеристика героев».
Гусельщиковская ОШ
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 КЛАСС
Тема «А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Характеристика героев».
Материал подготовила и провела:
Ермолаева Инна Иосифовна
учитель начальных классов
Тема «А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Характеристика героев».
Цели урока:
-познакомить обучающихся со сказкой А.С.Пушкина;
-научить анализировать поступки героев и давать краткую характеристику их;
—раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина (ответить на вопрос, чему учит нас сказка?) рассмотреть категории добра и зла на примере героев данной сказки;
-продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению пересказывать, формулировать вопросы по тексту, сравнивать, обобщать;
— способствовать формированию прочной нравственной позиции, положительного отношения к доброте и состраданию, умению отличать истинную красоту от мнимой.
Тип урока: комбенированный.
Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение сказки.
Оборудование урока: учебник литературного чтения под редакцией Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, 4 класс, карточки, мультимедийная презентация, компьютер., иллюстрации к сказке, слайды, портрет А.С.Пушкина.
Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство, русский язык, окружающий мир.
Формируемые универсальные учебные действия:
1. Изучение сказки1. Смысловое чтение
1. Умение формулировать собственное мнение и позицию
2. Воспитание у
учащихся чувства
уважения к
культурному наследию
2. Умение передавать содержание текста
2. Планирование
(составление плана и
последовательности
действий),
3. Оценивание содержания сказки и поступков сказочных героев на основе сформированных личностных ценностей.
3. Структурирование знаний,
выделение информации;
построение логической цепи
ответа, умение составлять
план высказывания
3. Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
4. Анализ текста на основе сравнения
4. Создавать собственный текст, опираясь на мировые образцы
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанновыбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
умение определять способы действий в рамках предложенных условий
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
строить логичное рассуждение и делать выводы;
владение устной и письменной речью, монологической речью;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с заданной
речевой ситуацией для выражения своих мыслей;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной деятельности;развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
литературной сказки.
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного
и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование готовности и способности к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Ход урока:
Организационный момент.
— Любим мы читать и слушать
Сказки и стихи про дружбу,
Ритм ногами отбивать
И героев оживлять.
Здравствуй, сказка и рассказ,
Что готовишь нам сейчас? /хором/
— Почему этими строками начинаем мы наш урок?
Актуализация знаний:
Речевая разминка
Перед началом работы давайте сделаем речевую разминку.
Артикуляционная подготовка речевого аппарата.
1) Упражнения для дыхания:
а) глубокий вдох через нос , выдох через ротпорциями;
б) вдох небольшими порциями через нос, полный выдох через рот;
в) вдыхаем аромат цветов;
г) дуем на одуванчик;
д) дуем на снежинку.
2) Звуковая гимнастика:
о а у – плавно на одном выдохе,
ух ох ах – произносим отрывисто,
гху гха гхо – выдыхая порциями,
с ш з – чередование произнесения звуков.
Вступительная беседа
— Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с творчеством и стихотворениями какого русского поэта? /слайд 1/
— А.Пушкин был не только великим поэтом, но и сказочником. Мы впервые слышим его в самом раннем детстве и, еще не умея читать, повторяем наизусть строки из его произведений. С его произведениями мы знакомились и в 1 , 2, 3 классе, перейдя в среднее и старшее звено, вы тоже будете читать его произведения. Учитель: «У меня на столе лежат 2 предмета: яблоко и зеркало. Как вы думаете, с какой сказкой они связаны?» ( Ответы детей)
— Вот и сегодня на уроке мы будет говорить о сказке А.Пушкина «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»
— Вспомните, когда и где родился А. С. Пушкин? /слайд 2/
— Кто был лучшим другом поэта?
— Где учился А. С. Пушкин?
— С кем из известных писателей дружил А. С. Пушкин?
Есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды.
В эти дни кажется, что земля начинает светиться. Особенно ярко красота осени видна в лесу.
– Случалось ли вам бывать осенью в лесу?
– Бродить в тишине по лесным тропинкам?
– Какие чувства вы испытываете, когда идете по дорожке в осеннем лесу?
Учитель: В такой час чувствуешь, особенную связь с природой, с Родиной, понимаешь, что ты частица этой земли и тебе принадлежит земля.
Подбирается поздняя осень. Не слышно поющих птиц, мало цветущих растений. Идут дожди, реже светит солнце, пустеют поля. Улетают птицы. Голые и прозрачные становятся сады, рощи, леса. Изображению разных времён года, особенно осени, посвящено много произведений и живописи, и музыки, и литературы.
— Какие стихи Пушкина вы знаете наизусть?
— Кто готов сегодня их прочесть?
Проверка домашнего задания.
— Домашнее задание у вас было по выбору, вы выучили то стихотворение, которое вам больше всего понравилось:
— Какое чувство возникает у тебя при чтении стихотворения «Осень»?
— Какую иллюстрацию нарисовал бы ты к стихотворению «Туча»?
— Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал стихотворение «Няне»?
— Молодцы ребята. Вы отлично справились с домашним заданием.
Постановка цели урока.
-А. С. Пушкин. Когда впервые каждый из нас услышал это имя?
Может быть в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки?
Или, лежа в кроватке, слушая дивные сказки, которые читала мама?
Пушкин приходит к нам в раннем детстве и остается с нами на всю жизнь.
Трудно найти человека, который не знал бы, не любил замечательные произведения этого поэта.
Еще при жизни его называли “незаходящим солнцем русской поэзии.
И хотя прошло более 200 лет со дня его рождения, наша любовь к нему не ослабевает.
— В своих стихотворениях А.Пушкин воспевает красоту природы родного края, замечает необыкновенные изменения в ней, оживляет природу, будто в сказке.
-Что это такое сказка?
— Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики.
-А какие чудеса в сказках?
— Назовите их. (проверка по картинкам) /слайд 3-5/
— Подумайте и скажите, чем отличаются эти сказки друг от друга?
— Какие бывают сказки? Что вы знаете о народных сказках? О литературных?
(Народные сказки появились давным-давно. Их придумывал народ. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. А записывать и печатать их стали гораздо позже. В них есть элементы волшебства, волшебные предметы, силы)
— Верно, ребята.
Литературная, авторская сказка — это сказка особая. У нее есть автор.
(У авторских сказок немало общего с народными, но у них есть автор. Например, в авторских сказках так же, как и народных, действуют волшебные силы, есть волшебные предметы. Но литературная, авторская сказка, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная)
— Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?
(Выставка книг А.С. Пушкина.)
Работа над сказкой.
— Сегодня мы начнем читать одну из самых замечательных лиричных, добрых сказок. Возможно, сказка вам уже знакома, может быть вы даже видели мультфильм, а сегодня посмотрим на Пушкинский удивительно красивый язык. /слайд 6/
— В основе этой сказки – народная сказка, рассказанная няней, Ариной Родионовной. Многие элементы введены поэтом. Пушкин написал сказку в стихах. В няниной сказке у царевны нет жениха, королевича Елисея.
— При чтении сказки вам встретятся незнакомые слова. Давайте разберём значение этих устаревших слов.
Лексическая работа.
Инда очи разболелись – глаза разболелись
Сочельник – вечер накануне Рождества
Перст – палец
Девичник – вечеринка.
(Значения слов можно узнать из словарей, например словарь Ожегова, словарь Даля, энциклопедических словарей)
Чтение сказки.
а) Чтение первой части: чтение 1 части (вслух по цепочке).
внимательно слушаете, т.к. нужно будет отвечать на вопросы.
Беседа о прочитанном.
— С какими героями сказки вы познакомились?
— Какое время года описывается в данной части?
— Сколько месяцев ждала царица своего царя?
— Какое чудо произошло накануне Рождества?
— Когда воротился царь-отец?
— Что произошло с царицей?
— Через сколько времени царь женился на другой?
_ Молодцы, вы внимательно слушали, и поэтому правильно отвечали на мои вопросы.
Учитель открывает на доске карточки со словами «Царица», «Царевна» и спрашивает учеников о том, чем предположительно будут заниматься на уроке. (Сравнивать поступки героев и составлять характеристики).
Главные герои Второстепенные персонажи
Положительные отрицательные
Герои бывают главные и второстепенные. Положительные и отрицательные.
Главные — без которых не было бы всех описанных событий.
Второстепенные – участвуют в событиях, но не являются основными действующими лицами, помогают свершению действий и событий.
Учитель: В отрывке прозвучали имена героев. Каких?
Учитель открывает на доске карточки со словами «Царица», «Царевна» и спрашивает учеников о том, чем предположительно будут заниматься на уроке.
(Сравнивать поступки героев и составлять характеристики).
Учитель: В какую группу отнесёте Царя? Он главный герой или второстепенный ?
Царь виноват в том, что случилось?
А автор осуждает царя за это? (Скорее сочувствует.)
Найдите строки, подтверждающие ваши слова.
Вывод: второстепенный, положительный и отрицательный
Учитель: Почему именно Царице Пушкин предназначил зеркало? (Только оно могло сказать правду, остальные её боялись.)
Чему нас учит зеркальце? (Говорить правду.)
Какой герой ЗЕРКАЛО?
Уч-ся: Второстепенный положительный
Учитель: Ребята, всегда ли нужно говорить правду?
Уч-ся: отвечают
Учитель: В сказке есть такие строчки «Чёрной зависти полна. Как вы понимаете значение выражения «чёрная зависть»?
К чему привела чёрная зависть в сказке?(Царица решила погубить царевну)
Почему Царица решила погубить царевну? (Завидовала её красоте.)
Куда поместим Царицу за её дела?
Уч-ся: Главный отрицательный
Уч-ся: Царевна
Учитель: Найдите в тексте, как говорит поэт о Царевне.
Уч-ся: читают
Учитель: С чем сравнивает Пушкин царевну?(С цветком, с ромашкой, так как она нежная)
А с розой ,такой же красивой, но с шипами, можно сравнить царевну?
Определите её место в табличке.
Чтобы продолжить работу со сказкой давайте отдохнем.
Физкультминутка.
Прогнозирование содержания сказки.
— Ребята, давайте посмотрим, как дальше будут развиваться события в сказке.
Самостоятельное чтение учащимися.
— Вы сейчас самостоятельно прочитываете 2 часть сказки в парах. 1 вариант читает половину части 2варианту, а потом наоборот 2 вариант читает 2 часть 1 варианту. Читаете внимательно, так как вам предстоит найти ответы на следующие вопросы:
— Найти и прочитать описание царицы.
— Что было дано ей в приданое?
— Какое свойство имело зеркало?
— Молодцы, вы правильно ответили на мои вопросы.Чтение 3 части (жужжащее чтение).
— Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата (жужжащее чтение).
Начинают жужжащим чтением, затем учитель подает команды: “Губы” (читают про себя), “Молния” (30 секунд читают на максимальной скорости).
— Подумайте, какую иллюстрацию вы нарисуете к прочитанной части.
Беседа о прочитанном.
— Какую иллюстрацию вы нарисовали в своём воображении?
— Какой была молодая царица?
— Как звали её жениха?
— Какое приданое приготовил царь своей дочери?
— Вспомните разговор мачехи с зеркалом. Что ответило ей зеркало?
— Как повела себя царица с зеркалом?
— О каком качестве царицы этот поступок говорит?
— Зависть – это положительное или отрицательное чувство?
— Ребята, как вы думаете, царица, страдающая чёрной завистью, способна на какие поступки?
Экспресс- диагностика.
Обьясните смысл слова «добро», «зло» по Толковому словарю Ожегова.
Добро — в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека
Зло — худое, лихое. Злой человек- причиняющий зло другим: вредный, пагубный»
Итог: — Зависть — это негативная эмоция, которая побуждает человека совершать злонамеренные действия.
Это плохое качество и каждый человек должен искоренять его в своем характере.
Групповая работа. Пожалуйста на столах у вас карточки с заданиями.
Группа №1
Характеристика царицы
Задание: Найти в сказке отрывки, характеризующие царицу, ответить на поставленные вопросы, дать характеристику главной героини сказки. Подумать, какую иллюстрацию можно нарисовать к прочитанной части.
— Какую иллюстрацию вы бы нарисовали в своем воображении?
— Прочитать описание царицы.
— Что было дано ей в приданое?
— Какое свойство имело зеркальце?
— Вспомни разговор мачехи с зеркальцем. Что ответило ей зеркало?
— Как повела себя царица с зеркалом?
— О каком качестве царицы говорит этот поступок?
-Как вы думаете, царица, страдающая черной завистью, способна на какие поступки?
Группа №2
Характеристика царевны
Задание: Найти в сказке отрывки, характеризующие царевну, ответить на поставленные вопросы, дать характеристику главной героини сказки. Подумать, какую иллюстрацию можно нарисовать к прочитанной части.
— Какой была молодая царевна?
— Как звали ее жениха?
— Какое приданое приготовил царь своей дочери?
— Почему девушка служанка отпустила царевну?
— Как повела себя царевна в гостях у богатырей?
— О каком качестве характера это говорит?
— Как вела себя царевна при встрече с богатырями?
— Почему царевна не приняла предложение братьев?
— Почему с вашей точки зрения, царевна не поняла поведения верного пса?
Учитель: Вы помните, что случилось с Царевной? (Царица приказала отвести её в лес и оставить там на съедение волкам)
Кто помог Царевне, кто приютил её в своём тереме?(семь богатырей)
Их место в таблице?
В чём заслуга этого героя? (спас царевну, разрушил злые чары царевны-мачехи)
Его куда поместите?
Уч-ся: Главный положительный
Учитель: Молодцы! Вы не устали? Я предлагаю провести ещё одну физкультминутку, она поможет назвать тех персонажей, которые не являются героями. Но без них сказка была бы не такая интересная.
IV. Физкультминутка
Дети повторяют движения за учителем
Фырчит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Людей с ног сбивает,
Слышишь его,
Да не видишь его. (Ветер.)
Садятся
Учитель читает загадки и показывает картинки после ответа уч-ся. Картинки крепятся на доске
. Подберите к выделенному в первом примере слову синонимы из последующих примеров. Не кручинься, бог с тобой».2. И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней…
3. Ясный месяц продолжал:
«Погоди; об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай».
4. Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
Группа №2
К выделенным словам найдите в приведенных предложениях синонимы.
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь. А больно жжёт;
Не фонарь, а ярко светит.
И не пекарь, а печёт. (Солнце.)
Ночью над домом, над дорожкой
Висит пол-лепёшки. (Месяц.)
Как эти слова-отгадки связаны со сказкой? Куда их поместим в табличке?
Уч-ся: Второстепенные положительные
Какие герои сказки остались неназванными?
Уч-ся:Чернавка, собака Соколко
Учитель: Их куда поместим?
Уч-ся: Собака- второстепенные +; Чернавка –второстепенные+и-Учитель: Почему вы считаете, что Чернавка и положительный, и отрицательный персонаж?
Уч-ся: рассуждают.
V. Обобщение
Учитель: Итак, табличка заполнена! Мы разделили героев сказки на группы.
1. Главные герои.
Царица, Царевна, семь богатырей, Царевич Елисей.
Положительные герои и отрицательные: Царица – отрицательный герой, а остальные положительные.
Царь и Чернавка — наделены и положительными чертами, и отрицательными.
По какому принципу произвели распределение?
Уч-ся: По качествам и поступкам
Работа с пословицами.
Какие пословицы, по-вашему мнению, могут быть отнесены к царице — мачехе, а какие – к царевне?
При солнышке тепло, а при матери добро.
Злой человек – как уголь: если не жжет, то чернеет.
На языке мед, а на сердце – лед.
Терпенье и труд все перетрут.
Белые руки чужие труды любят.
Берут завидки на чужие пожитки.
Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.
Не всё то золото, что блестит
— Как вы думаете, царица изменится в следующих частях? На последующих уроках мы и узнаем.
Творческая работа.
Предлагаю дать совет человеку, который хочет быть добрым.
(Одна группа – что для этого нужно делать, 2 – группа – что не надо делать)
Прослушивание и оценивание творческих работ.
Рефлексия
Учитель: Оцените свою работу на уроке.
1. На уроке я работал достаточно …активно/неактивно
2. Своей работой на уроке я… довольна/недовольна
3.На уроке я не устал(а)/устал(а)
Поднимите картинку, соответствующую вашему настроению.
Уч-ся поднимают картинки.
Учитель: Молодцы. Спасибо за работу!
Выставление отметок
6. Итог урока.
— С какой сказкой познакомились?
— Какая это сказка? (литературная). Почему? (есть автор)
— Кто автор этой сказки?
-Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина и считаете ли вы себя добрыми?
В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.
— Ребята, может быть вы хотите прочитать еще другие произведения А. Пушкина. В школьной библиотеки вы найдите очень много интересных произведений А.Пушкина.
Учитель: Молодцы. Спасибо за работу!
Выставление оценок
7.Домашнее задание.
— А вот следующее задание по выбору:
Используемые источники:
1. А. С. Пушкин. Сборник сказок
2. Учебник литературного чтения под редакцией Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, 4 класс
3. Коровина, Коровин, Журавлев: Читаем, думаем, спорим: Дидактический материал по литературе.
4. А. В. Ильясова http://festival.1september.ru/articles/607044/
5. Р. В. Руденко http://festival.1september.ru/articles/501339/
6.https://www.google.ru/search?q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0+%D0%BE+%D0%BC%D1%91%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B9+%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5&hl=ru&newwindow=1&tbo=d&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=VgrCUIWjK8n04QT0nYDgCg&sqi=2&ved=0CAQQ_AUoAA&biw=1280&bih=866 (иллюстрации к сказке)
infourok.ru