cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Волк на псарне крылов тема – План-конспект урока по литературе (5 класс) на тему: «Волк на псарне» И. Крылов

План-конспект урока по литературе (5 класс) на тему: «Волк на псарне» И. Крылов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

Себякинская основная общеобразовательная школа Урицкого района Орловской области

Конспект урока по литературе в 5 классе

по ФГОС ООО

Тема: «И.А. Крылов. Басня «Волк на псарне»

Учитель:

Сулина  Вера Вениаминовна

Себякино-2014

Конспект урока

Учитель: Сулина Вера Вениаминовна, учитель английского языка МБОУ – Себякинская ООШ Урицкого района Орловской области

Класс: 5

УМК: В.Я Коровина Литература, Москва, Просвещение, 2014

Тема урока: « И.А. Крылов «Волк на псарне».

Тип урока:  усвоение новых знаний и закрепления полученных знаний.

Цель: познакомить с басней «Волк на псарне»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению предмета,  интереса к классической литературе, использование различных источников информации;  развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в разных ситуациях общения в процессе совместной деятельности;                        

Предметные: освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы; научиться находить мораль басни, умение ориентироваться в тексте; развитие навыков  выразительного чтения басни;формирование коммуникативной компетенции.

Метапредметные: планировать, выполнять и оценивать свои учебные и коммуникативные действия с поставленной задачей и условиями ее реализации; умение подбирать аргументы для подтверждения собственного мнения; искать и выделять необходимую информацию.

Оборудование: учебник, компьютер, презентация, раздаточный материал, магнитофон, CD –диск, карточки с названиями героев басен, понятиями.

Используемые образовательные технологии:  компьютерная презентация к уроку, здоровьесберегательные, технология малых групп; технология сотрудничества.

Оформление: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова, эпиграф к уроку «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».    И.А.Крылов; галерея портретов И.А.Крылова.

Орг. момент.

Хорошо  проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку … («пять»)

Ребята, какое у вас сегодня настроение?  

Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться.

Актуализация знаний. Мотивация.

слайд  1 Представьте себе, что вы вышли на улицу, посмотрели на небо и увидели … тучку. Какая неприятность! Но это не простая тучка, из нее падают не капли, а слова. Давайте их прочитаем:

Слайд 2 И.С. Крылов, Волк, псарня, на

Давайте из этих слов составим тему нашего урока:

Слайд 3 И.С. Крылов .Волк на  псарне».

Учитель. Правильно. (появляется солнце)

Слайд 4 -Есть ли среди них знакомые лица?

-А кого из них вы хорошо знаете?

Д/З: Рассказы уч-ся о Крылове.

Художники, которые писали портреты И. А. Крылова, просмотр галереи.

Определение темы, цели. Постановка проблемы.

Слайд 5 -Знакома ли вам иллюстрация на данном слайде?

-Вы хотите узнать, почему охотник со сворой собак прижали волка в угол?

 Наша  цель — познакомиться с новой басней И. А. Крылова  «Волк на псарне»; продолжить развитие  умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.

Первичное восприятие басни.

Чтение басни:  1. Выделите незнакомые слова.

2.Определение лексического значения слов: овчарня, псарня, хлев, псари, ловчий, дубьё, расчесться, сват, кум, лад, не делать мировой.

Овчарня-  с.-х. хлев, загон для овец

Псарня — Помещение для собак (преимущественно охотничьих)

Дубьё —   Палки, дубинки, употр. в старину как оружие.

Хлев — крытый загон для крупных домашних животных, таких как крупный рогатый скот, овцы, свиньи и другие животные

Расчесться — То же, что рассчитаться

Псари — чернорабочие при псовой охоте.

Ловчий (истор.) – лицо заведовавшее (у бояр, помещиков) разными видами ловли (охотой, рыбной ловлей, преимущественно же псовой охотой).

Сват — так называется лицо, делающее предложение отцу девушки от имени жениха, и еще чаще отцы молодых относительно друг друга.

Кум — крёстные родители одного крестника (крестницы) по отношению к друг другу, а также по отношению к родителям крестника (крестницы), также к кумовьям относятся свидетели свадьбы и в некоторых случаях закадычный друг или подруга (кума).

Лад  — согласие, мир, стройность, порядок)

Не  делать мировой — заключить мир, помириться.

Прослушивание аудиозаписи басни Крылова в исполнении народного артиста России А. Петренко.

Аналитическая беседа по басне.

— Из-за чего поднялся переполох на псарне.

—    Какими словами рисует автор переполох? (Обратить внимание на активные, действенные глаголы, передающие яркую, живописную картину общей тревоги на псарне. В сжатом до предела описании возбужденной, взбудораженной псарни именно глаголы — самые характерные, самые образные слова).

— Весь двор поднялся. Как? (Псы залились, рвутся на драку, псари кричат, бегут: иной с дубьем, иной с ружьем. «Огня! — кричат.— Огня!»)

—        Как же ведет себя в этой обстановке Волк? (злобен, опасен и хитер Волк (а совсем не жалок, как иногда им кажется), обращаем внимание на несоответствие между тем, что он делает, и его речью. Вот он, прижавшись в угол, сидит.

—        Каким рисует его автор в этот момент?   (Он зубами щелкает, шерсть ощетинил, глазами всех съесть хочет)

—        А речь льстивая, заискивающая, лицемерная. Как объясняет Волк свое появление на псарне и что об этом сообщает автор? ( «Крылов пишет: «Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню…».

—        Волк говорит: «Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам совсем не ради ссоры». Некоторые замечают: «Крылов его сам хитрецом называет, как будто подсказывает нам, что Волк притворяется, изворачивается, хитрит, скрывает злобу, поэтому он так много говорит».  «Волк пытается скрыть злобу. Его обращение к псарям и Ловчему заискивающее, льстивое. Такое поведение мы называем лицемерным».

— Давайте попробуем прочитать «речь» Волка, стараясь передать скрытое в ней притворство. А вы знаете, что  Крылов сам читал свою басню в лицах, представляя, как Волк, встретивший дружный отпор, ощетинился, прижался в угол и лицемерно предложил мировую. «Иван Андреевич изогнулся, сделал умильное лицо и просительным голосом передал заискивающе-примирительную речь Волка: «Друзья! К чему весь этот шум…».

— Почему Ловчий не дослушал миролюбивых речей Волка? (Он ему не верит)

. — Что говорит Ловчий?

— Именно  из них вытекает мораль басни. Волк и Ловчий противопоставлены в басне друг другу.

— Докажите, что Крылов во всем согласен с Ловчим, что он, как автор, сам помогает читателям скорее понять и разоблачить Волка. (С этого и басню начинает: «Волк, думая залезть в овчарню, попал на псарню». Все яснее проявляется волчья натура: «Глазами всех съесть хочет», однако понимает, «что тут не перед стадом и что приходит, наконец, ему расчесться за овец». Автор как будто напоминает читателям старые грехи Волка).

— Похож ли этот Волк на нашего старого знакомого? Что нового узнали мы о волчьей натуре из этой басни?   (Да, это тот же Волк — злобный, хищный, беспощадный. Он привык легко и безнаказанно расправляться с теми, кто слабее его. Но когда ему грозит опасность, когда он встречает дружный отпор, он изворачивается, хитрит, лицемерит. Однако при этом остается злобным и опасным хищником. Вот поэтому и соглашается с решением Ловчего сам Крылов).

— Хотите узнать историю создания  этой басни?

Учитель. Когда Наполеон, находясь в горящей Москве, окончательно понял, что ему грозит гибель, он стал просить мира. 23 сентября посол Наполеона граф Лористон прибыл в ставку Кутузова при Тарутине с предложением мирных переговоров, чтобы, как он сказал, «положить предел несогласия между двумя великими народами».

Кутузов наотрез отказался вступать в переговоры о мире: «Меня проклянет потомство, если признают первым виновником какого бы то ни было примирения. Таков действительный дух моего парода». Решимость Кутузова потрясла Крылова. Через несколько дней, появившись у друзей, он прочитал новую басню «Волк на псарне». Все узнали в мудром, седом Ловчем Кутузова, а в лицемерном Волке — Наполеона.

Басня была переписана Крыловым собственноручно и отправлена Кутузову в действующую армию, в знак огромного уважения писателя к мудрому, дальновидному полководцу. Очевидцы рассказывают, как однажды после сражения под Красным Кутузов, собрав вокруг себя солдат и командиров, вынул из кармана листок с басней Крылова и прочитал ее вслух: «При словах «Ты сер, а я, приятель, сед», произнесенных с особой выразительностью, он снял фуражку и указал на свои седины. В ответ раздались одобрительные возгласы и громкое «ура»!

Чтение статьи в учебнике  «У каждой басни Крылова своя история».

Вывод.

Ловчий – умный, умудренный опытом человек. Свое дело он знает хорошо. Он понимает, что с волками надо обращаться по- волчьи. Ловчий конкретен, строг, поэтому ему принадлежат не только финальные слова, но и необычная мораль басни. Ловчий не доверяет Волку, потому что не раз с ним сталкивался. Находит мудрый ответ на хитрость волка: с волками иначе не делать мировой…/

Вместе с Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом, в какую бы шкуру он ни рядился.

Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

Учитель. Чтобы знанья были впрок,

    Кратко повторим урок.

Повторение литературоведческих терминов.

Что такое басня?

(Басня –  это лиро-эпический жанр, в котором преобладает лирическое начало (мораль), вытекающее из эпического сюжета, осмеивающего какие-либо человеческие пороки, изображаемые, как правило, в аллегорической форме с помощью героев-животных).

Докажите, что это басня. (есть зачин, произведение построено как диалог, герой волк – аллегория хитрости, в конце басни — мораль)

А какое художественное средство используется в басне? ( Аллегория)

Аллегория – это троп, который заключается в иносказании; выражении отвлеченного понятия посредством образа; связь между понятием (идеей) и образом устанавливается по сходству.

(карточки на доске)

– Как доказать, что в басне «Волк на псарне» Волк – это Наполеон, а Ловчий – это Кутузов.

Басня «Волк на псарне», написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Волк – это Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов. Ловчий в басне – это Кутузов.

– Как доказать, что басня «Волк на псарне» построена на основе аллегории?

(Поскольку произведения, заключающие в себе иносказание; выражение отвлеченного понятия посредством образов, считаются построенными на основе аллегории, А басня Крылова «Волк на псарне» заключает в себе иносказание (Кутузов и Наполеон изображены посредством образов), Следовательно, басня Крылова «Волк на псарне» построена на основе аллегории)

А как по- иному называют строки, заключающие в себе смысл басни?  (Мораль).

Мораль – нормы поведения людей, нравственное наставление автора.

Где в басне мораль?

— Но неужели эта мораль применима только для одного конкретного случая? (Нет, мораль басни имеет значение и для нашего времени. Всякий захватчик, посягнувший на чужую землю, ищущий легкой добычи, напоминает героя басни Крылова. (Недаром Ловчий говорит не об одном Волке, а об обоих свойствах этих хищников: «волчью вашу я давно натуру знаю…», «с волками… не делать мировой!»).

Работа в парах. Заполните таблицу в рабочих листах. (слайд 6-7)

Учитель. Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.     (М.Исаковский)

— Согласны ли вы со словами поэта М.Исаковского?

— Почему крыловские слова называют «крылатыми»? Найдите «крылатые слова в басне. (слайд 8)

Слайд 9:

– Почему к теме нашего урока подходит именно это изречение Крылова:

 « Люблю, где случай есть, пороки пощипать…»  

( Цель басни — назвать порок, воспитать на отрицательном примере, противопоставив ему положительное начало. Многие басни Крылова написаны по какому-нибудь конкретному поводу, и современникам баснописца было понятно, «в чей огород брошен камень». Вместе с тем,  басенные персонажи имеют широкий обобщающий смысл, который понятен и в наши дни).

 Заключительное слово учителя.

Учитель. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в  кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!

— Чему нас учат басни Крылова?

Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

Стихотворение П.Вяземского (слайд 10-11):

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

 Ее давно мы затвердили,

 Её и внуки затвердят.

— Как вы понимаете строки? Согласны ли вы с автором?

Нравятся ли вам басни И.А. Крылова и почему?

Слайд 12-13  Рефлексия.

На нашу елочку вы можете повесить шары. Если вы уверены, что усвоили материал чуть лучше, чем раньше, повесьте красные шары; если что-то осталось непонятным, то синие шары.

(Обсудим, что осталось непонятным?)

Оценивание свою работу на уроке и работу одноклассников.

 Слайд 14: Домашнее задание: Чтение басни по ролям.

Краткое сообщение «Крылатые выражения в басне «Волк на псарне» и их иносказательный характер (по выбору)

Индивидуальное задание: проект/ электронный альбом  «Герои басен Крылова в иллюстрациях.

Выполнить задания раздела учебника «Литература и изобразительное искусство» (к басне «Волк на псарне).

Составить викторину по басням Крылова.

 Нарисовать иллюстрацию к басне.

Рабочий лист

Овчарня —  с.-х. хлев, загон для овец

Псарня — помещение для собак (преимущественно охотничьих)

Дубьё —   палки, дубинки, употр. в старину как оружие.

Хлев — крытый загон для крупных домашних животных, таких как крупный рогатый скот, овцы, свиньи и другие животные

Расчесться — то же, что рассчитаться

Псари — чернорабочие при псовой охоте.

Ловчий (истор.) – лицо заведовавшее (у бояр, помещиков) разными видами ловли (охотой, рыбной ловлей, преимущественно же псовой охотой).

Сват — так называется лицо, делающее предложение отцу девушки от имени жениха, и еще чаще отцы молодых относительно друг друга.

Кум — крёстные родители одного крестника (крестницы) по отношению к друг другу, а также по отношению к родителям крестника (крестницы), также к кумовьям относятся свидетели свадьбы и в некоторых случаях закадычный друг или подруга (кума).

Лад  — согласие, мир, стройность, порядок)

Не  делать мировой — заключить мир, помириться.

Название басни

Жанровые особенности басни

Конфликт

Герои

Композиция (где находится мораль)

Особенности языка

«Волк на псарне»

Басня –  это лиро-эпический жанр, в котором преобладает лирическое начало (мораль), вытекающее из эпического сюжета, осмеивающего какие-либо человеческие пороки, изображаемые, как правило, в аллегорической форме с помощью героев-животных.

Аллегория – это троп, который заключается в иносказании; выражении отвлеченного понятия посредством образа; связь между понятием (идеей) и образом устанавливается по сходству.

Мораль – нормы поведения людей, нравственное наставление автора.

Домашнее задание:

  • Чтение басни по ролям.
  • Краткое сообщение «Крылатые выражения  в басне «Волк на псарне» и их иносказательный характер. Электронный альбом «Герои басен Крылова в иллюстрациях».
  • Задания раздела учебника «Литература и изобразительное искусство».
  • Составить викторину по басням Крылова.
  • Нарисовать иллюстрацию к басне.  

Оценочный лист учителя

«И.А. Крылов. Басня «Волк на псарне»

Задания

Учащийся 1

Учащийся 2

Учащийся 3

Учащийся 4

  1. Рассказы о Крылове (домашнее задание)
  1. Работа со статьей в учебнике.
  1. Анализ басни Крылова.
  1. Повторение литературоведческих терминов.
  1. Заполнение таблицы.

nsportal.ru

«Басня И.А.Крылова «Волк на псарне»(5 класс)

Конспект урока литературы

в 5 классе

Тема: Жанр басни и его особенности.

Басня И.А. Крылова «Волк на псарне»

Материалы к уроку:

  1. Учебник

  2. Иллюстрации

План урока:

  1. Слово о писателе.

  2. Рассказ о памятнике в Летнем саду.

  3. Басня как жанр.

  4. Басни о войне 1812 года.

  5. Словарная работа.

  6. Чтение басни «Волк на псарне».

  7. Анализ басни.

Эскиз оформления доски

Иван Андреевич Крылов

(1769-1844)

Жанр басни.

Басня «Волк на псарне»

Овчарня – помещение для овец

псарня- помещение для охотничьих собак

ловчий – человек, который занимается организацией охоты

Особенности басни:

1. герои — животные

2.В основе сюжета – 1 событие

3. Построена на диалоге героев.

4. Народная разговорная речь.

5. Речевая характеристика героев.

6. Появляются характеры героев

7.Аллегория.

8. противопоставление

9. Мораль.

Эскиз оформления тетради

Иван Андреевич Крылов

(1769-1844)

Жанр басни.

Басня «Волк на псарне»

Пороки, которые высмеивает Крылов:….. ………..

Особенности басни:

1. герои — животные

2.В основе сюжета – 1 событие

3. Построена на диалоге героев.

4. Народная разговорная речь.

5. Речевая характеристика героев.

6. Появляются характеры героев

7.Аллегория.

8. противопоставление

9. Мораль.

1.Слово о писателе.

Сейчас, ребята, я расскажу вам о жизни и творчестве одного из самых великих писателей России. Ваша главная задача- слушать внимательно и догадаться, о ком же сегодня мы будем с вами говорить. Представьте себе 1769 год. В семье родился сын, Ванечка. Детство мальчика было очень тяжелым: в это время в России было пугачевское восстание. Однажды Ваня с родителями чуть не погиб. Пугачев грозился поймать и повесить их семью. Матери удалось спасти мальчика. Она посадила его в глиняный горшок и отправила с обозом из осажденной крепости. Именно в нем он и добрался до Оренбурга. Но спокойствия не было и там. Город осадил Пугачев. В городе был страшный голод. Маленький Ваня однажды увидел, как на дом, где они жили, упало несколько пушечных ядер. Представьте, какой страх испытал мальчик. Но это не сломило его, он остался таким же задорным и веселым ребенком. После бунта Ваня со своими товарищами часто играли в пугачевщину. Ваня возглавлял одну из враждующих команд. На всю жизнь он остался забиякой и драчуном, но задор его перешел в острое и меткое слово, в литературное дарование.

Образование мальчик получил в богатом семействе Львовых, где учился бесплатно вместе с детьми хозяина. Николай Александрович Львов- известный петербургский архитектор, изобретатель, поэт, музыкант. Впоследствии Ваня вместе с сыном Львова был отправлен в Петербург, здесь он начал заниматься переводами зарубежных произведений. Однажды юный Ваня прочитал свой перевод басни Лафонтена «Ворона и лисица» друзьям Львова. Тогда им заинтересовался знаменитый драматург Я.Б. Княжнин. Княжнин познакомил его с театром, который навсегда завладел воображением ребенка. Тогда он стал писать комедии, потом хотел открыть свою типографию. Он начинает писать сатирические произведения и впоследствии басни. Главным жанром его творчества стал жанр басни.

-Ребята, о творчестве какого величайшего писателя мы сегодня поговорим?

(о баснописце Иване Андреевиче Крылове)

-Догадались ли вы, какой будет тема нашего урока?

(Особенности басни И.А. Крылова)

-Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока.

-Крылову и героям его басен в Петербурге поставлен памятник. Кто из вас знает, где?

(в Летнем саду). Необыкновенная история связана с созданием этого памятника баснописцу.

Памятник Крылову, созданный скульптором П. Клодтом, был открыт в торжественной обстановке 12 мая 1855 года.

Пьедесталом памятника служит гранитный куб, полностью покрытый барельефами на сюжеты 36 басен Крылова. ( барельеф- вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона.) Если приглядеться к пьедесталу, на нем можно увидеть героев басен «Квартет», «Лиса и виноград», «Мартышка и очки» и многих других. Сначала памятник был окружен оградой, предназначенной для предотвращения порчи барельефов. Ограда, была установлена через 20 лет после открытия памятника.

Для украшения памятника Крылову скульптор решил увековечить героев басен. Для этого он прочел все произведения баснописца и составил список животных, которые должны быть на памятнике. Но лепить животных по памяти Клодт не умел. Поэтому во время работы над памятником Крылову в доме скульптора разместился целый зверинец: осел, кот, собаки, волк, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка и многие другие. По заказу Клодта ему даже были доставлены медведь с медвежонком. Скульптор мужественно переносил соседство с животными, некоторые из которых жили во дворе, а некоторые — прямо в мастерской. Лишь к одному животному Клодт испытывал антипатию: ему не хотелось находиться под одной крышей с козлом. Однако, по замыслу скульптора, козел непременно должен был присутствовать в композиции памятника. Клодту удалось договориться, чтобы козлика к нему каждый день водила жившая неподалеку старушка. Главной проблемой было заставить его позировать: животное никак не хотело идти в мастерскую, упиралось, он чуял присутствие волка и медведя. Но хозяйке так хотелось увидеть своего любимца, которого увековечат в бронзе, что она все-таки заставляла козлика идти в мастерскую. Медведь постоянно удирал через окно и его приходилось ловить. Но всех держал в страхе как вы думаете кто? – гусь. Его крепкого клюва боялся даже волк. Старания скульптора оправдали себя: животные, которые украшают пьедестал памятника Крылову, выглядят очень естественно и правдоподобно. И памятник дедушке Крылова стал любимым местом народным гуляний.

Басни Крылов начал писать рано, в 13 лет. И за свою жизнь Крылов написал более 200 басен.

основой многих басен Крылова стали исторические события.

Так, Отечественной войне 1812 года посвящены басни «Раздел», «Обоз», «Ворона и курица», «Щука и кот», «Волк на псарне».

И каждая басня Крылова написана как отклик на какое-либо событие. Что же такоебасня. Вы уже встречались с этим жанром.

4.Определение басни.

Басня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного и сатирического характера с моралью. Д + Т

— Давайте запишем это определение в тетрадь.

Героями басни обычно выступают животные. Но под видом животных выступают люди, и мы понимаем, что у животных человеческие характеры.

В басне всегда высмеиваются пороки людей.

-Давайте вспомним, какие басни вы уже знаете.

(Стрекоза и муравей)

-Какие человеческие пороки в ней высмеиваются? Запишите в тетрадь.

( Беззаботность, лень и др.) Т

5. Басня И.А. Крылова «Волк на псарне». Особенности жанра.

-Ребята, как я уже сказала, все басни Крылова написаны в связи с какие-то событиями. Очень много басен посвящено войне 1812 года. Это басни «Раздел», «Волк на псарне», «Обоз», «Ворона и Курица», «Щука и Кот», «Крестьянин и змея». С кем воевал русский народ?

( с французами)

-Кто возглавлял русскую армию?

(Кутузов)

-А французскую?

(Наполеон)

6. Словарная работа.

— Сейчас мы с вами обратимся к басне «Волк на псарне». Для того, чтобы вам был понятен смысл басни, я объясню слова, которые вам не знакомы.

Овчарня – помещение для овец

псарня- помещение для охотничьих собак

ловчий – человек, который занимался организацией охоты

7. Чтение басни «Волк на псарне»

-Откройте ваши учебники на стр. 55. Я прочту басню, а вы слушайте внимательно.

Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор.
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» —
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.

«Огня! — кричат, — огня!» Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец, —
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: «Друзья, к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры:
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я …» — «Послушай-ка, сосед, —
Тут ловчий перервал в ответ, —
Ты сер, а я, приятель, сед,
И Волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

8. Анализ басни. Анализировать и сразу записывать в тетрадь особенности басни. Они в начале урока.

— Басня «Волк на псарне» описывает момент, когда Наполеон, захватив Москву, предлагает заключить мир. Попытки Наполеона начать переговоры окончились неудачею. Русская армия под предводительством Кутузова решила дать отпор французам. И в образа главных героев Крылов показал Кутузова и Наполеона, двух полководцев.

-Ребята, запишем особенности басни в тетрадь. Сделайте заголовок. Д+Т

-Кто является героями басни?

(животные, иногда люди)

1 особенность: герои-животные Д+Т

-Какое событие описывается в данной басне?

(волк попал на псарню).

2 особенность: в основе- 1 событие

Запишем в тетрадь 2 особенность. Д+Т

-Как создается образ народной войны? В каких строчках?

(думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор.

-Хитрый волк решил залезть к беззащитным овечкам, а попал на псарню, т.е. туда, где он может получить отпор.

В минуту псарня стала адом. (как на поле боя)
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
«Огня! — кричат, — огня!» Пришли с огнем.)

— Как создается образ Наполеона? В каких строчках?

(Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть

-Волк испугался, когда увидел, что он слабее. Наполеон, который предстает в образе волка, не ожидал такого отпора со стороны русских войск. И волк решает действовать с помощью лести.

(Пустился мой хитрец
В переговоры)

-Давайте послушаем, какие звуки повторяются при описании волка. Какова роль звуков?

прижавшись в угол задом,
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть.

Ж – ш

-Возникает ощущение зловещего шипения, дрожи.

-Давайте прочитаем слова волка и подумаем, какой он?

Друзья, к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры:
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я …»

-С какой интонацией обращается волк к ловчему?(льстиво)

Какой он? Хитрый, трусливый ……

-Почему, волк называет себя сватом и кумом? (говорит о родственным и хороших отношениях с ловчим)

-Ребята, как вы понимаете слова «волчья клятва». Что они обозначают? Многословие – признак коварства)

(ответы детей)

— Послушаем ответ ловчего.

(Послушай-ка, сосед, —
Ты сер, а я, приятель, сед,
И Волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».)

— Мы услышали разговор героев. Как вы думаете, почему почти все басни построены на диалоге?

(Басня – маленький спектакль.)

3 особенность: диалог героев Д+Т

-И герои говорят народной разговорной речью.

( речь проста и близка к разговорной)

Запишем 4 особенность

4 особенность: народная разговорная речь Д+Т

-Из речи героев мы узнаем об их характерах

Поэтому запишем 5 особенность: речевая характеристика Д+Т

-Из речи мы также узнаем о характерах героя. Впервые у Крылова появляются характеры.

Запишем 6 особенность: появляются характеры героев Д+Т

— Ребята, И. А. Крылов послал эту басню самому Кутузову. Кутузов сам любил читал ее перед солдатами. И читая слова «Ты сер, а я, приятель сед», всегда снимал с себя головной убор, проводил рукой по своим седым волосам, а все защитники Отечества в ответ кричали «Ура».

— Каким предстает перед нами ловчий?

Умный, решительный.

Ребята, мы говорили, что под видом животных в басне выступают люди, и такой прием называется аллегорией.

-Запишем 7 особенность: присутствие аллегории Д+Т

-Что противопоставляется в данной басне? Какие человеческие качества?

(лицемерию и хитрости противопоставляется народная мудрость).

Запишем 8 особенность: В основе басни – противопоставление Д+Т

-В басне в большинстве случаев есть главные поучительные слова -мораль. Она может находиться как в начале басни, так и в конце.

-Давайте найдем мораль этой басни.

(С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».)

Как вы понимаете эти слова?

(ответы детей) Запишите последнюю 9 особенность Д+Т.



      

infourok.ru

Анализ и мораль басни Волк на псарне Крылова 5 класс

Произведение посвящено осуждению ложной попытки помириться с противником, когда выясняется, что тот оказался сильнее. Автор стремится показать, что попадаться на эту уловку не следует.

Баснописец в качестве отрицательного персонажа выбрал волка. Этот хищный зверь в массовом сознании и в народном творчестве понимается как носитель только отрицательных качеств. Вероятно, выбор Крылова был обусловлен именно стремлением показать полностью однозначную картину, без всяких оттенков. В лице волка выведен образ непримиримого и беспощадного врага.

Собаки и Ловчий, дающий ответ хищнику, также показаны просто как его естественные враги. Это должно было подчеркнуть глупость мысли вступить с волком в переговоры. Само название произведения «Волк на псарне» уже содержит указание на то, что конфликт, описанный в ней носит непримиримый характер.

Седой (что намекает на мудрость, пришедшую с годами) Ловчий сразу отвергает предложения волка примириться и даже поступить на службу, начав охранять стада.

Мораль этой басни заключается в том, что злой человека вряд ли отступит от своего образа действий. Обладая преступной натурой, он будет красть, грабить и убивать, пока в силах делать это. Однако, как бы благоприятно не складывались обстоятельства, все равно тот, кто живет подобно волку из басни, встретится с более сильным, который выступает на другой стороне. После этого в ход пойдет и раскаяние (как правило, вынужденное и неискреннее) и обещания встать на путь исправления, но все это будет бесполезно. Репутация, которую заслужил человек, не позволит ему уйти от возмездия.

Крылов здесь далек от идеи всепрощенчества. Он призывает поступать согласно обычной житейской логике, не слушать хитрые доводы врага, оказавшегося в отчаянной ситуации. Басня, по своему жанру, призвана не учить высоким идеалам, а лишь в форме ярких вымышленных ситуациях напомнить о старых прописных истинах.

Анализ 2

Произведение посвящено не только осуждению людских отрицательных качеств, его сюжет был навеян Крылову событиями Отечественной войны 1812 года. Известно, что именно тогда Кутузов прочел данную басню.

Непосредственным поводом для написания басни о лицемерии и мнимой покорности послужил известный эпизод войны. Наполеон, заняв Москву, оставленную русскими после Бородинского сражения, увидел, что заключать мир с ним никто не собирается. Перед французским императором лежали огромные пространства России, населенными миллионами людей, готовыми сражаться за независимость своей страны. Он очутился в положении волка из басни.

Название «Волк на псарне» подчеркивает незавидное положение, в котором оказался завоеватель в древней русской столице. Он рассчитывал разбить по частям численно уступающие ему армии, что дела в Европе. Они должны были выступить пусть и не совсем в виде беззащитных жертв, но в роли противника, заранее обреченного на поражение. Крылов, несомненно, под влияние патриотического воодушевления, выбрал столь яркие образы, говоря о намерениях Наполеона.

Встретив достойного противника и оказавшись в Москве в ловушке, завоеватель постарался заключить мир. Его предложения, действительно, очень похожи на уверения волка о его желании заключить мир и служить верой и правдой, охраняя стада. И в басне и в реальности всем совершенно очевидно, что подобные предложения насквозь лживы и вызваны отчаянным положением, в котором оказался хищник.

В ответе Ловчего звучит и намек на детали внешнего облика полководцев. Один из них серый, другой – седой. Известно, что Наполеон постоянно носил мундир именно серого цвета, тогда как Кутузов, будучи пожилым человеком, имел седые волосы.

Мораль басни в том, что ни в ситуации войны 1812 года, ни в любой другой, ни в коем случае не следует верить раскаянию и миролюбию врага, оказавшегося в тяжелом положении. Ловчий в басне, олицетворяющий российское командование и лично Кутузова, говорит прямо, что мира быть не может между теми, кто не только имеет разные интересы, но и совершенно противоположную сущность.

Конец басни показывает уверенность автора, что с хищниками (и в прямом, и в переносном смысле) мир заключать нельзя, прекратить борьбу можно только после того, как тот, кто пришел со злыми намерениями уже будет не опасен, потеряв любую возможность приносить вред.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ и мораль басни Волк на псарне

Популярные сегодня темы

  • Сочинение про Очумелова из рассказа Хамелеон

    Чехов написал огромное количество разных произведений, которые изучаются в школе. И произведение «Хамелеон» не является их исключением. Здесь существует очень много разных героев, они и положительные и отрицательные

  • Характеристика героев Горе от ума Грибоедова сочинение

    Комедия в стихах Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» является великим произведением 19 века. Между главными героями этих произведений на протяжении всей пьесы происходят

  • Сочинение на тему Конек-Горбунок

    Эта сказка несет в себе не только развлекательное содержание, но и поучительный смысл. Также в сказке собраны юмор, сатира, традиции и мифы русского народа.

  • Сочинение по картине Толстого Букет цветов, бабочка и птичка 2, 5, 7 класс

    На картине показан стол, на котором стоит ваза, с яркими полевыми цветами. У края стола, изображён снегирь, сидящий на карандаше. Это говорит о том, что хозяин жилища, является художником.

  • История жизни Матрены в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова

    В Образе этой героини автор воплотил свои представления о нелегкой женской судьбе в крестьянской среде. Кроме того, при изложении судьбы Матрены добавлен и социальный контекст, страдает она не только от своих

sochinimka.ru

И.А.Крылов. Басня «Волк на псарне»

Тем урока: И.А.Крылов. Басня «Волк на псарне»

Цели: знакомство с басней, выявление в произведении конкретно-исторического содержания, определение его основной идеи; развитие устной речи учащихся, развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного мышления и творческого воображения; воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к литературным ценностям отечественной культуры.

Ход урока

  1. Организационный этап

2. Актуализация опорных знаний

На предыдущем уроке мы изучали новый литературный жанр-басню. А что такое басня? (Басня — это эпический литературный жанр, создающий в ёмкой и простой форме аллегорическую картину взаимоотношений человека с другими людьми и окружающим миром.)

— А как вы объясните понятие аллегории? (Аллегория — художественный приём, когда животные, растения живут похожей на человека жизнью.)

— Назовите двух античных литераторов, которые разработали жанр басни; один-древнегреческий, другой- древнеримский.(Эзоп и Федр)

— Какие ещё баснописцы вам известны? (Жан де Лафонтен, Ф. А. Эмин и др.)

3.. Проверка домашнего задания.

1. Расскажите биографию и творческий путь И.А.Крылова.

2.Какие басни Крылова вы знаете, назовите их. («Стрекоза и муравей», «Лебедь, Щука и Рак», « Ворона и лисица», «Слон и Моська» и др.)

-Крылову и героям его басен в Петербурге поставлен памятник. Кто из вас знает, где?

(в Летнем саду). Необыкновенная история связана с созданием этого памятника баснописцу.

Рассказ учителя. Памятник Крылову, созданный скульптором П. Клодтом, был открыт в торжественной обстановке 12 мая 1855 года. Пьедесталом памятника служит гранитный куб, полностью покрытый барельефами на сюжеты 36 басен Крылова. ( барельеф- вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона.) Если приглядеться к пьедесталу, на нем можно увидеть героев басен «Квартет», «Лиса и виноград», «Мартышка и очки» и многих других. Сначала памятник был окружен оградой, предназначенной для предотвращения порчи барельефов. Ограда, была установлена через 20 лет после открытия памятника.

Для украшения памятника Крылову скульптор решил увековечить героев басен. Для этого он прочел все произведения баснописца и составил список животных, которые должны быть на памятнике. Но лепить животных по памяти Клодт не умел. Поэтому во время работы над памятником Крылову в доме скульптора разместился целый зверинец: осел, кот, собаки, волк, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка и многие другие. По заказу Клодта ему даже были доставлены медведь с медвежонком. Скульптор мужественно переносил соседство с животными, некоторые из которых жили во дворе, а некоторые — прямо в мастерской. Лишь к одному животному Клодт испытывал антипатию: ему не хотелось находиться под одной крышей с козлом. Однако, по замыслу скульптора, козел непременно должен был присутствовать в композиции памятника. Клодту удалось договориться, чтобы козлика к нему каждый день водила жившая неподалеку старушка. Главной проблемой было заставить его позировать: животное никак не хотело идти в мастерскую, упиралось, он чуял присутствие волка и медведя. Но хозяйке так хотелось увидеть своего любимца, которого увековечат в бронзе, что она все-таки заставляла козлика идти в мастерскую. Медведь постоянно удирал через окно и его приходилось ловить. Но всех держал в страхе как вы думаете кто? – гусь. Его крепкого клюва боялся даже волк. Старания скульптора оправдали себя: животные, которые украшают пьедестал памятника Крылову, выглядят очень естественно и правдоподобно. И памятник дедушке Крылова стал любимым местом народным гуляний.

Басни Крылов начал писать рано, в 13 лет. И за свою жизнь Крылов написал более 200 басен. Основой многих басен Крылова стали исторические события.

4. Изучение нового материала

4.1. История написания басни.

У каждого произведения есть своя история создания, прежде чем создавать своё творение, автор много обдумывает, осмысливает, перечитывает, переживает какие-то события. Такая история есть и у басни «Волк на псарне». Эта басня посвящена конкретному историческому событию – Отечественной войне 1812 года

Когда Наполеон, находясь в горящей Москве, окончательно понял, что ему грозит гибель, он стал просить мира. 23 сентября посол Наполеона граф Лористон прибыл в ставку Кутузова при Тарутине с предложением мирных переговоров, чтобы, как он сказал, «положить предел несогласию между двумя великими народами». Кутузов наотрез отказался вступать в переговоры о мире: «Меня проклянет потомство, если признают первым виновником какого бы то ни было примирения. Таков действительный дух моего народа». Решимость Кутузова потрясла Крылова. Через несколько дней, появившись у друзей, он прочитал новую басню «Волк на псарне». Все узнали в мудром., седом Ловчем Кутузова, а в лицемерном Волке — Наполеона.

Басня была переписана Крыловым собственноручно и отправлена Кутузову в действующую армию, в знак огромного уважения писателя к мудрому, дальновидному полководцу. Очевидцы рассказывают, как однажды после сражения под Красным Кутузов, собрав вокруг себя солдат и командиров, вынул из кармана листок с басней Крылова и прочитал ее вслух: «При словах «Ты сер, а я, приятель, сед», произнесенных с особой выразительностью, он снял фуражку и указал на свои седины. В ответ раздались одобрительные возгласы и громкое «ура» !.)

5.2.Анализ басни И.А. Крылова «Волк на псарне». Особенности жанра.

1. Словарная работа.

Овчарня – помещение для овец

псарня- помещение для охотничьих собак

ловчий – человек, который занимался организацией охоты

2. Выразительное чтение басни по ролям.

— Басня «Волк на псарне» описывает момент, когда Наполеон, захватив Москву, предлагает заключить мир. Попытки Наполеона начать переговоры окончились неудачею. Русская армия под предводительством Кутузова решила дать отпор французам. И в образа главных героев Крылов показал Кутузова и Наполеона, двух полководцев.

-Ребята, запишем особенности басни в тетрадь.

-Кто является героями басни? (животные, иногда люди)

1 особенность: герои-животные

-Какое событие описывается в данной басне? (волк попал на псарню).

2 особенность: в основе- одно событие

-Как создается образ народной войны? В каких строчках? (думая залезть в овчарню, Попал на псарню. Поднялся вдруг весь псарный двор.

-Хитрый волк решил залезть к беззащитным овечкам, а попал на псарню, т.е. туда, где он может получить отпор.

В минуту псарня стала адом. (как на поле боя)
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
«Огня! — кричат, — огня!» Пришли с огнем.

— Как создается образ Наполеона? В каких строчках? (Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом, Зубами щелкая и ощетиня шерсть, Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть

-Волк испугался, когда увидел, что он слабее. Наполеон, который предстает в образе волка, не ожидал такого отпора со стороны русских войск. И волк решает действовать с помощью лести.

(Пустился мой хитрец В переговоры)

-Давайте прочитаем слова волка и подумаем, какой он?

Друзья, к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры:
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я …»

-С какой интонацией обращается волк к ловчему?(льстиво)

Какой он? Хитрый, трусливый

-Почему, волк называет себя сватом и кумом? (говорит о родственным и хороших отношениях с ловчим)

-Ребята, как вы понимаете слова «волчья клятва». Что они обозначают? Многословие – признак коварства)

— Послушаем ответ ловчего.

Послушай-ка, сосед, —
Ты сер, а я, приятель, сед,
И Волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».

— Мы услышали разговор героев. Как называется разговор двух лиц? (диалог)

3 особенность: диалог героев

-И герои говорят народной разговорной речью.

Запишем 4 особенность

4 особенность: народная разговорная речь

-Из речи героев мы узнаем об их характерах

5 особенность: речевая характеристика

-Из речи мы также узнаем о характерах героя. Впервые у Крылова появляются характеры.

6 особенность: появляются характеры героев

— Каким предстает перед нами ловчий? Умный, решительный.

Мы говорили, что под видом животных в басне выступают люди, и такой прием называется аллегорией.

7 особенность: присутствие аллегории

-Что противопоставляется в данной басне? Какие человеческие качества?

(лицемерию и хитрости противопоставляется народная мудрость).

8 особенность: В основе басни – противопоставление

-В басне в большинстве случаев есть главные поучительные слова -мораль. Она может находиться как в начале басни, так и в конце.

-Давайте найдем мораль этой басни.

(С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».)

Как вы понимаете эти слова?

Запишите последнюю 9 особенность

6. Итог урока

Развитие речи

Перед вами иллюстрации к басне, опишите, что вы видите на них, какие моменты басни они запечатлели.

7. Домашнее задание: басню выучить наизусть



      

multiurok.ru

И.А. Крылов «Волк на псарне».

Разработка урока по литературе , 5 класс (ФГОС)

Тема: И.А. Крылов «Волк на псарне».

Тип урока: комбинированный, обобщающий.

Цель урока: создать условия для обобщения и систематизирования знаний обучающихся о басне как литературном жанре на примере басни «Волк на псарне».

Задачи урока:

Регулятивные:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные:

самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающий способ действия; уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи.

Коммуникативные:

строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в парах.

Ход урока

  1. Эмоциональный настрой.

Учитель:

Все расселись по местам,

никому не тесно.
По секрету скажу вам:

«Будет интересно!”

Ребята, вы готовы потрудиться? Тогда начнём наш урок.

2. Актуализация опорных знаний

Посмотрите внимательно на слайд презентации. На нём перечислены признаки того литературного жанра, о котором пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке. Кто догадался, что это за литературный жанр?

(слайд 1)

Признаки басни:

  1. Текст должен быть выполнен в стихотворном размере.

  2. Сатирическая направленность, этот жанр имеет нравоучительный характер, он чему-то должен научить читателя, но при этом использовать некий доступный для восприятия пример.

  3. Часто героями становятся не люди, а животные.

  4. Должен иметься вывод или какая-то мораль, отражающая главную мысль автора.

Ответы детей.

Учитель: Молодцы, мы действительно будем говорить о баснях. А кто знает, как зовут самого известного русского автора басен?

Ответы детей.

3. Этап целеполагания.

Учитель: Так как вы думаете, над чем мы будем работать на уроке?

Ответы детей.

Учитель: Тема нашего урока «И.А.Крылов. Басня «Волк на псарне» (слайд №2).

Как вы думаете, почему у басни такое название? О чём в ней может идти речь?

( обсуждение с детьми, запись в тетрадь темы и цели урока)

4. Этап овладения новыми знаниями.

В ходе чтения басни вы увидите устаревшие слова. Знаете ли вы их лексическое значение? (слайд №3, обсуждение).

Слайд №3.

Овчарня, псарня, забияка, хлев, псари, ахти, сват, кум, ловчий, иначи, мировая

Учитель: Я предлагаю вам послушать тест басни «Волк на псарне» (прослушивание аудиокниги).

Я хочу узнать, какие мысли и чувства у вас возникли в ходе прослушивания басни? Сколько смысловых частей можно выделить в басне? (общее обсуждение)

С чего начинается басня? Что происходит в начале басни? Какие слова использует автор? (работа с текстом, дети выписывают ключевые слова в тетрадь)

Как повёл себя Волк, когда его обнаружили на псарне, что он говорит? Какие чувства вы испытываете к Волку? Как Волк объясняет свое появление на псарне? (обсуждение сначала в парах, затем общее обсуждение).

Учитель: Какими чертами характера обладает волк? По каким словам в басне это можно понять?

Почему Ловчий прерывает речь Волка? Что говорит Ловчий Волку? Какими качествами характера наделяет автор Ловчего? (снова обсуждение в парах, запись в тетради).

В каких строчках заключена мораль басни? Как вы ее понимаете? (обсуждение в парах, затем общее обсуждение).

Учитель: Мы с вами уже говорили сегодня о том, что за образами животных в баснях прячутся характеры людей. Давайте ещё раз, вместе с вами, перечислим черты характера Волка и Ловчего, и выпишем их на доске (черты характера обоих персонажей записываются на доске).

Учитель:

(слайд №4)

Эта басня посвящена конкретному историческому событию – Отечественной войне 1812 года (Когда Наполеон, находясь в горящей Москве, окончательно понял, что ему грозит гибель, он стал просить мира. 23 сентября посол Наполеона граф Лористон прибыл в ставку Кутузова при Тарутине с предложением мирных переговоров, чтобы, как он сказал, «положить предел несогласию между двумя великими народами». Кутузов наотрез отказался вступать в переговоры о мире: «Меня проклянет потомство, если признают первым виновником какого бы то ни было примирения. Таков действительный дух моего народа». Решимость Кутузова потрясла Крылова. Через несколько дней, появившись у друзей, он прочитал новую басню «Волк на псарне»).

Учитель: Вы, наверное, уже сами догадались, кто же «спрятался» в басне И.А. Крылова «Волк на псарне» за образами Ловчего и Волка?

Ответы детей.

Учитель: Правильно ребята. Вот и в то время, когда басня вышла в свет, все узнали в мудром, седом Ловчем Кутузова, а в лицемерном Волке — Наполеона.

(Басня была переписана Крыловым собственноручно и отправлена Кутузову в действующую армию, в знак огромного уважения писателя к мудрому, дальновидному полководцу. Очевидцы рассказывают, как однажды после сражения под Красным Кутузов, собрав вокруг себя солдат и командиров, вынул из кармана листок с басней Крылова и прочитал ее вслух: «При словах «Ты сер, а я, приятель, сед», произнесенных с особой выразительностью, он снял фуражку и указал на свои седины. В ответ раздались одобрительные возгласы и громкое «ура» !.)

Как вы думаете, мораль этой басни можно применить только к этому историческому событию или нет? (общее обсуждение)

Учитель: Эта басня учит, как поступать со всеми захватчиками, которые посягнули на независимость нашей родины. А. Невский, великий герой России, справедливо сказал: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».

Учитель: А теперь, давайте ещё раз прочитаем текст басни. Но прежде чем это сделать, вспомните, пожалуйста, какие правила нужно соблюдать при прочтении литературных текстов? Как называются эти правила?

Ответы детей (слайд №5, правила выразительного чтения)

Слайд №5. Правила выразительного чтения:

  1. Читайте внимательно.

  2. Соблюдайте интонации и паузы, предписанные знаками препинания.

  3. Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои собственные чувства и отношение к произведению.

Чтение по желанию басни несколькими учениками.

5. Рефлексия.

Учитель: А теперь давайте попробуем вместе продолжить фразы (запишите в тетрадь):

— Басня И.А.Крылова «Волк на псарне» — это размышление о….

— Басня И.А.Крылова «Волк на псарне» заставила меня задуматься о….

(запись в тетради)

Какие цели были сформулированы нами в начале урока, проанализируйте, все ли ответы на вопросы мы получили в течение нашего разговора?

Ответы детей.

Какое настроение у вас после нашего урока, покажите, пожалуйста (дети показывают смайликами своё настроение).

Домашнее задание:

Ребята, я должна вам сегодня задать на дом выучить эту басню наизусть. С другой стороны, мы её хорошо разобрали на сегодняшнем уроке. Что же делать?

Ответы детей (учитель в ходе беседы постепенно подводит ребят к мысли о том, что можно выучить по желанию любую басню И.А. Крылова. Таким образом, на следующем уроке можно получить «литературный вечер» по басням И.А. Крылова. При этом необходимо оговорить заранее не брать для заучивания басню «Ворона и лисица», так как её учили в начальной школе и, скорее всего, именно её захотят выбрать большинство детей).

При разработке урока использованы материалы урока с сайта: https://infourok.ru/material.html?mid=31587

infourok.ru

Конспект урока на тему » И.А. Крылов «Волк на псарне»

Басня как аллегорическое отражение исторических событий.

«Волк на псарне» и «Ворона и Курица»

как басни о войне 1812 года.

Цель: Познакомить учащихся с историческими событиями 1812 года, раскрыть аллегорические характеры Волка (Наполеона) и Ловчего (Кутузова), подчеркнуть патриотизм русского народа и показать, как эти события отразились в баснях «Волк на псарне» и «Ворона и курица».

Оборудование: сборник басен И.А. Крылова, портрет баснописца, иллюстрации к басням, аудиокассеты С. Коренблита.

Форма урока: беседа с учащимися.

Методические приемы: прослушивание аудиокассет, анализ прслушанных басен, сопоставление аллегорических характеров по текстам басен, аудиозаписей и иллюстраций.

Ход урока.

I Вступительное слово учителя.

У каждой басни И.Крылова своя история. Но есть у Ивана Андреевича басни с оригинальным сюжетом. Они написаны под влиянием важнейших исторических событий . Это исторические басни. Сегодня это и будет предметом нашего разговора. Давайте откроем тетради, тема урока «Басня как аллегорическое отражение исторических событий».

Посмотрите, пожалуйста, на годы жизни Ивана Андреевича и скажите, современником какого исторического события он был? (Война 1812 года).

А кто может кратко рассказать нам о событиях этой войны?

Выступление ученика. Карточка-информатор №1.

Это было в 1812 году. На Россию шла войной Великая французская армия под командованием императора Франции Наполеона Бонапатра. Наполеон хотел поработить Россию и её народ. До похода в Россию он подавил трудящихся Франции, подчинил себе почти всю Европу и решил стать императором всего мира. Он усиленно готовился к войне с Россией, для этого он создал Великую армию. Война эта была захватническая, жестокая, страшная. Весь русский народ поднялся на защиту Отечества, потому что быть «под французом» для любого русского человека было невозможно.

Так, во время нашествия Наполеона на Россию Крылов создает две оригинальные исторические басни «Волк на псарне» и «Ворона и Курица».Обе написаны на патриотическую тему и обращены к чувствам родины, которые есть у каждого. Обратимся к первой «Волк на псарне». Откроем текст басни. Подготовленные ученики выразительно читают басню.

Кто из моих помощников подготовил рассказ об истории создания этой басни?

Карточка-информатор №2. Отгремел Бородинский бой. Русская армия отступала по Можайской дороге к Москве. В деревне Фили Кутузов созвал военный совет, на котором решено было временно оставить Москву, чтобы сохранить армию от потерь, пополнить ее и перейти к разгрому врага. Кутузов знал, что в этом — спасение России. Русская армия непрерывным маршем проходила через Москву. С армией уходили московские жители, сжигая свои дома. Москва опустела. «Я проходил через громадные площади и улицы, я заглядывал в окна каждого дома и, не находя ни одной живой души, цепенел от ужаса», — рассказывал позднее один французский офицер.

Москва горела; ветер разносил искры, зажигал дом за домом; далеко за Москвой видно было зарево пожара. Но старый полководец знал, что делает,— он вел свою армию по Рязанской дороге и оттуда резко свернул в деревню Тарутино. Наполеон, сидя в опустошенной, сгоревшей Москве, понял, что ему грозит гибель; он стал просить мира, но вместо переговоров о мире Кутузов дал его войскам сражение при Тарутино. А Крылов написал по этому поводу свою знаменитую басню «Волк на псарне».

А можете ли вы представить себе, что басню можно спеть? А это сделал Станислав Коренблид. Помните, как к нам в гимназию приезжал необычный человек с гитарой. Мы собрались в актовом зале и слушали его песни. Давайте прослушаем басню «Волк на псарне» в его музыкальной интерпритации и обратим внимание на то, как музыка и интонация исполнителя помогают передать характеры героев басни.

Со всеми ли интонациями исполнителя вы согласны?

Певцу проще, он может выразить идею басни, характеры героев с помощью музыки, а какой прием использует Крылов для написания этой басни? (Аллегория)

Что такое аллегория?

Назовите двух основных алеегорических героев этой басни и их исторических прототипов.

Каким предстает перед нами Волк у Крылова? А такой ли Волк у исполнителя? Какую интонацию использует певец для роли Волка? (включить отрывок)

Замечательно описание злейшего врага псарей — Волка в тексте. Найдите, слова, характеризующие данный образ. ( Серого, забияку, прижавшись в угол задом, зубами щелкая и ощетиня шерсть, глазами…хотел бы всех он съесть, хитрец)

Можно ли верить обещаниям «серого забияки»? Почему?

Каким мы видим Ловчего?

Слово учителя. Говорят, что переписав басню, И.Крылов отправил ее Кутузову в действующую армию. После сражения под Красным,— объехав с трофеями всю армию, полководец сел на открытом воздухе, посреди приближенных к нему генералов и многих офицеров, вынул из кармана рукописную басню Ивана Андреевича И.Крылова и прочел ее вслух. При словах: «Ты сер, а я, приятель, сед…», произнесенных им с особенной выразительностью, он снял фуражку и указал на свои седины. Все присутствующие восхищены были этим зрелищем, и радостные восклицания раздавались повсюду.

Какое значение у слова «сед» в данном тексте?

Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней Ивана Андреевича Крылова «Ворона и Курица». Басня эта была создана тоже в 1812 году. Поводом для написания басни, видимо послужила заметка в журнале «Сын отечества», в которой рассказывалось, как французы ежедневно ходили на охоту стрелять ворон и варили из них суп. Там же была приложена карикатура «Французский вороний суп», на которой были изображены четыре оборванных французских генерала, разрывавшие ворону на части.

С другой стороны, в образе Вороны высмеиваются дворяне, которые не проявили должных патриотических чувств при оставлении Москвы русскими войсками.

Давайте прослушаем басню. А ребята попытаются интонациями передать характеры героев.

Как вы поняли, о каком этапе войны рассказывает эта басня?

А кто такой Смоленский Князь?

Несколько слов об этом человеке поведает нам …..

Карточка-информатор № 3

Михаил Илларионович Кутузов поистине народный полководец, ученик Суворова. Он получил титул Смоленского князя после битвы за город Смоленск под селом Красным. Все свои силы, знания, опыт, любовь к простому солдату Кутузов отдал Родине, стал национальным героем, при этом он всегда был добрым и очень простым человеком.

Посмотрите на текст произведения. Найдите сложные, непонятные для вас слова. Запишем их в наш словарь сложных слов.

Кроме описания исторических событий в басне есть и аллегорические образы Вороны и Курицы. Кто подразумевается под ними? (Дворяне, которые не покинули город, а остались ради наживы — вороны; люди, покинувшие город — курицы).

Хорошо. Подытожим наш урок. Сегодня мы закончим вашу творческую работу… Попробуйте сами составить басню, стихотворение, используя прием аллегории.

Что было для вас интересным на уроке?

Что запомнилось?

Чьё выступление понравилось больше?

infourok.ru

Конспект урока по русской литературе на тему: «И.А.Крылов «Волк на псарне»»

Краткосрочный план

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

ПО2 Понимание художественного произведения

ПО 3Чтение наизусть и цитирование

Цели урока

Учащиеся смогут:

ПО2. понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию

ПО3 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения связанные с характеристикой лирического героя и/или образа — персонажа

Критерии успеха

ПО2

  • Правильно понимает все слова басни

  • Правильно отвечает на тестовые вопросы (не менее 6)

  • Определяет тему басни

  • Знает мораль басни

  • Правильно распределяет слова при написании ассоциативного диктанта, самостоятельно делает выводы.

ПО3

  • Выразительно читает наизусть одну из басен

  • Находит соответствие между цитатой из текста и историческим фактом.

  • Находит цитаты в тексте (устно) :

• Наполеон просит у Кутузова о перемирии;

• отношение автора к Волку и Ловчему

Языковые цели

Учащиеся смогут понимать и использовать:

  1. Конкретно-предметную лексику и терминологию: овчарня, псарня, ловчий, кум, лесть, лицемерие, аллегория, антитеза, мораль.

  2. Набор фраз для диалога и письма: В лицемерном Волке вся Россия узнала Наполеона, а в мудром Ловчем- Кутузова; крылатые выражения;

Привитие ценностей

Учащиеся будут понимать отражение исторических событий в басне И.А.Крылова, патриотическую позицию автора

Межпредметные связи

Изучение данного раздела предполагает межпредметную связь с уроками истории, русского языка, изобразительного искусства.

Навыки использования ИКТ

Использование видеоресурсов, презентации

Предварительные знания

Этот раздел строится на знании содержания произведений, литературоведческих терминов, изученных в 6 классе, а также навыках выразительного чтения. Особое внимание уделяется развитию навыков понимания произведений, анализа идейной направленности, характеристики героев через анализ эпизодов.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

К

Перо писателя может быть в руках его оружием более могущественным, более действенным, нежели меч в руках воина.

Н. Гнедич.

Объясните, как вы понимаете данное высказывание

Прогнозирование темы, целей урока, выработка критериев успеха

Середина урока

Первичное чтение басни учителем или звучит аудиофайл.

Словарная работа:

• овчарня – хлев, загон для овец;

• псарня – помещение для охотничьих собак;

• ловчий – главный псарь,

• сват – родственник, отец одного из супругов по отношению к родителям другого супруга;

• кум — крестный отец по отношению к родителям крестника.

Работа с иллюстрацией к басне «Волк на псарне».

Рассмотрим иллюстрацию А. Лаптева к басне. Как вы считаете, соответствует ли она характеру крыловского текста?

Иллюстрация А. Лаптева к басне «Волк на псарне» создана в черно-белом варианте. И это не случайно. Таков замысел художника. Контрастные цвета, белый и черный, позволяют художнику подчеркнуть невозможность примирения хищника и его жертвы. Во что бы ни рядился хищник, он остается хищником. Вот это восприятие Крылова передает А.Лаптев на своей иллюстрации. Волк загнан в угол и оказывается в положении жертвы, которой грозит опасность. Участь его незавидна: он так похож здесь на беззащитного и слабого Ягненка. Он хитрит и трусит. Но Ловчий — опытный, мудрый, предусмотрительный, он знает повадки Волка и не верит его хитростям. Волк — хищник, и даже если он предлагает мирные переговоры, он все равно остается хищником. Народ хорошо понимает и чувствует это.

Выразительное чтение басни «Волк на псарне» учениками и беседа по прочитанному.

1.Мы познакомились с баснями «Волк и Ягненок» и «Волк на псарне».Названия басен похожи, но они совершенно разные, хотя их объединяет общий герой — Волк. В чем разница?

(В басне «Волк и Ягненок» Волк предстает агрессивным, наглым и жестоким хищником, пользующимся правом сильного, беспощадного по отношению к более слабому и беззащитному.

В басне «Волк на псарне» Волк изображен коварным, вероломным, хитрым и трусливым. Несмотря на попытку вступить в мирные переговоры, он все равно остается хищником, которому верить нельзя.

Неожиданным качеством Волка здесь является трусость)

2. Какими словами автор рисует переполох? (Глаголы передают тревогу, возбуждение).

3. Как ведет себя Волк? (Зубами щелкает, шерсть ощетинил, глазами хотел бы всех съесть – так ведет себя хищник, коварный и злой).

4. Охарактеризуйте его речь? (Льстивая, хитрая, заискивающая, лицемерная).

5. Как объясняет Волк свое появление на псарне? И что сообщает автор? ( Волк пытается скрыть злобу, притворяется, льстит, лицемерит, а автор убежден, что Волк всегда остается хищником и верить ему нельзя).

6. Почему Ловчий не верит Волку? Что можно рассказать о Ловчем? (Он много повидал в жизни, опытен и мудр, хорошо знает волчью натуру).

7. Как автор относится к Волку? Согласен ли с Ловчим?

Слово учителя. История написания басни «Волк на псарне».

Басня «Волк на псарне» принадлежит к историческим басням о войне 1812 года. Когда Наполеон вошел в Москву, в деревне Фили М.И.Кутузов созвал военный совет, на котором было решено временно оставить Москву, чтобы сохранить армию от потерь. Москву покидала армия, а с ней и мирные жители. Город горел. Наполеон, находившийся в горящей Москве, понял, что ему грозит гибель, и стал просить мира: 23 сентября он направил графа Лористона в ставку Кутузова с предложением о мирных переговорах, чтобы «положить предел несогласия между двумя великими державами». Кутузов М.И. отказался вступать в переговоры о мире: «Меня проклянет потомство, если признают первым виновником какого бы то ни было примирения. Таков действительный ход мыслей моего народа». Вместо переговоров о мире Кутузов дал сражение Наполеону при Тарутине, что и привело к окончательной гибели его армии. Решимость Кутузова потрясла И.А.Крылова, и он создал свою знаменитую басню «Волк на псарне». В лицемерном Волке вся Россия узнала Наполеона, а в мудром Ловчем- Кутузова. Крылов переписал басню и отправил ее Кутузову в действующую армию. Однажды после сражения под Красным Кутузов собрал солдат и командиров и прочитал басню. При последних словах Кутузов снял фуражку и показал на свои седины.

Ситуация, описанная в басне И. А. Крылова, достаточно точно отражает события Отечественной войны 1812 года.

Г

Деление на группы АВС

1 группа (средний).

Тест. И.А. Крылов «Волк на псарне»

А. Куда собирался залезть Волк?

1) в хозяйский дом

2) на псарню

3) в овчарню

4) в свинарник

Б. Что решил предпринять Волк после того, как попался?

1) сбежать

2) вступить в переговоры

3) притвориться мёртвым

4) предложить обмен

В. Что обещал Волк помимо того, что больше не тронет овец?

1) что сам теперь будет пасти овец

2) что больше никогда и близко не подойдёт к стаду

3) что уйдёт в другой лес

4) что будет грызться за сохранность стада с другими волками

Г. Как Волк пытался доказать правдивость своих обещаний?

1) предлагал подписать договор

2) собирался дать клятву

3) хотел дать письменную гарантию

4) скрепить договор кровью

Д. С каким реальным историческим лицом связано выражение ты сер?____________________________________________________

Е. С каким историческим событием связан сюжет басни?

__________________________________________________________

Ж. Проанализируйте поведение Волка, сопоставьте этот образ с реальным историческим лицом.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 группа (средний).

Тест. И.А. Крылов «Волк на псарне».

А. Кто первым «почуял серого так близко забияку» и поднял шум?

1) гуси

2) псы

3) лошади

4) овцы

Б. Как объяснил Волк своё присутствие псарям?

1) он оказался здесь случайно

2) он очень голоден и пришёл за овцой

3) он пришёл мириться

4) он пришёл, чтобы проситься на службу

В. Кто ответил Волку, что не будет вступать с ним в переговоры?

1) псы

2) овцы

З) псари

4) ловчий

Г. Какова судьба Волка?

1) на него выпустили стаю гончих

2) его отпустили

3) его застрелил ловчий

4) его закололи вилами псари

Д. Пытаясь спасти свою жизнь, Волк называет себя практически родственником тех, кто его поймал. Кем именно называет себя Волк?____________________________________________

Е. С каким реальным историческим лицом связано выражение: А я, приятель, сед?_______________________________________

Ж. Как басня связана с известными историческими событиями?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 группа (высокий)

Кроссворд по басне « Волк на псарне»

Примечание: в ответе сохраняйте падежные окончания, но не пишите предлог (Напр., ответ — у реки, вписываем– реки)

12

9

10

6

2

8

1

3

11

4

7

5

По горизонтали: 2. Куда стали рваться псы, почуяв волка? 3. Чем стала за минуту псарня? 4. Куда ночью думал залезть волк? 5. Кто ночью хотел залезть в овчарню, а попал на псарню? 6. Куда попал волк ночью? 9. Кто обратился к волку с словами: «Послушай – ка, сосед»?

По вертикали: 1. Что ловчий выпустил на волка? 7. Как назвал ловчий волка, обратившись к нему? 8. Продолжите: «Я ваш старинный сват и …»? 10. Что кричали люди, бежавшие на псарню? 11. Продолжите: «Почуяв серого так близко …»? 12. Как Крылов назвал волка, когда тот пустился в переговоры?

Ответы: 1. Стаю. 2. Драку. 3. Адом. 4. Овчарню. 5. Волк. 6. Псарню. 7. Сосед. 8. Кум. 9. Ловчий. 10. Огня. 11. Забияку. 12. Хитрец.

П

Рассмотрим, как в басне выражена аллегория иносказание.

Найди соответствие

1. Волк ночью, думая залезть в овчарню,

А. Сильное сопротивление: на борьбу с захватчиками поднялся весь народ, с отрядами Наполеона сражалась и армия, и партизанские отряды из крестьян.

2. В минуту псарня стала адом…

Б. Пожар в Москве. Именно в горящей Москве Наполеон почувствовал себя загнанным в угол и понял, что его армия близка к гибели.

3. Огня! — кричат, — огня!

В. Мудрость Кутузова. Главнокомандующий русской армией Михаил Илларионович Кутузов, старый, опытный полководец, не поверил уверениям Наполеона.

4. Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум…

Г. Непредвиденное развитие событий: Наполеон без труда завоевал все крупные государства Европы, как волк легко хватает безобидных овец. Он думал, что завоевать Россию будет так же просто. Но он ошибся.

5. Тут Ловчий перервал в ответ, — Ты сер, а я, приятель, сед..

Д. Попытка переговоров. Из Москвы Наполеон послал в Санкт-Петербург, который тогда был столицей Российской империи, письмо к императору Александру I с просьбой о мире

Ответы:1Г, 2А, 3Б, 4Д, 5В

И

Закрепление изученного материала.

1.Устные ответы

— Какие исторические события изображены в басне?

— Почему Наполеон просит у Кутузова о перемирии? Найдите цитату в тексте.

— Каково отношение автора к Волку и Ловчему? Докажите цитатами из текста.

2.Ассоциативный диктант.

Записать в 2 колонки:

1-слова, которые ассоциируются с Волком,

2- слова, которые ассоциируются с Ловчим.

Волк

Ловчий

Злобный, справедливый, хитрый, опытный, пожилой, грамотный, лицемерный, льстивый, хищный, опасный, предусмотрительный, беспощадный, изворотливый, мудрый, притворный.

Волк проявляет коварство, вероломство, хитрость и трусость. Ловчий — смелый, мудрый, предусмотрительный, он знает повадки Волка и не верит его хитростям. Волк — хищник, и даже если он предлагает мирные переговоры, он все равно остается хищником

басня «Волк на псарне»

https://www.youtube.com/watch?v=ENpnoNJ_EfQ

презентация

текст

Конец урока

В конце урока учащиеся проводят рефлексию:

— что узнал, чему научился

— что осталось непонятным

— над чем необходимо работать

7

Версия: 2

Дата: март 2016

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.