Внеурочная музыкальная деятельность – » Внеурочная музыкальная деятельность и ее роль в рамках новых ФГОС»
» Внеурочная музыкальная деятельность и ее роль в рамках новых ФГОС»
Внеурочная музыкальная деятельность и ее роль в рамках новых ФГОС.
Учитель музыки I квалификационной категории
Матяж Е.В.
МБОУ СОШ № 9
1. Новые задачи, стоящие сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение Федеральных государственных образовательных стандартов. Особенностью 2011/2012 учебного года является введение ФГОС начального общего образования в 1-х классах, последовательная подготовка к введению утвержденного ФГОС основного общего образования.
В основе ФГОС лежит системно- деятельностный подход, предполагающий:
− воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества;
− ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий составляет цель и основной результат образования.
В начальной школе значительное внимание уделяется развитию эмоциональной привлекательности процесса учения, укреплению познавательного интереса, как ведущего фактора успешности образовательного процесса. Музыка как искусство переживания и эмпатии без труда справляется с этой проблемой.
Преподавание музыки надо рассматривать во всем объеме ее существования как вида искусства, включающего в себя все виды музыкально-творческой деятельности, связанные с единством деятельности композитора, исполнителя, слушателя. Основой преподавания музыки является ее деятельное освоение, на первый план выходит опыт творческой деятельности, который в новом стандарте становится более разнообразным и вариативным, более того, раздел, связанный с постижением школьниками основ музыкальной культуры и самих произведений искусства, прежде всего, предполагает собственно музыкальную деятельность в ее различных проявлениях как на уроках музыки, так и в процессе участия в музыкально-художественных событиях класса, школы, общественно-значимых проектах. Значение хорового пения как наиболее доступной формы приобщения детей к музыке не только не умаляется, но и расширяются.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Разрабатывая программу своего кружка, я не могла не опираться еще на один документ, созданный в соответствии с «Законом об образовании» (ст.7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст. 9 «Образовательные программы»), а также проектом Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, -Концепцию духовно-нравственного воспитания и развития российских школьников. Концепция содержит в себе обоснование общенационального педагогического идеала, систему требований к задачам, условиям и результатам воспитания школьников, к структуре и содержанию программ воспитания и социализации учащихся общеобразовательной школы, а также систему базовых общенациональных ценностей, на основе которых могут быть выстроены программы воспитания и социализации обучающихся.
Исходя из того, что цель музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, считаю вышеуказанный документ основополагающим для каждого учителя музыки. Опираясь на ключевые моменты Концепции можно проследить те проблемы, темы, области, решение которых возможно в том числе и с помощью внеурочной деятельности по предмету «Музыка». Следует отметить важную роль искусства во всей воспитательно-образовательной системе:
— «Свободной и законопослушной может быть нравственная личность, располагающая ценностями и убеждениями. Нравственность в отличие от морали, укоренена не столько в правовых нормах, но, прежде всего, в Отчизне, культуре, религии, народе, семье — во всем том, чему личность вручает себя целиком и свободно. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет. Общеобразовательная школа призвана содействовать консолидации нации, ее сплочению на основе отечественных духовно-нравственных ценностей и традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов…»
— « Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся.… Необходимо говорить не об абстрактном личностно- ориентированном воспитании вне времени, культуры и общества, а о воспитании личности гражданина России. В этом плане современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, приверженность традиции».
Определяется современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Вышеперечисленные воспитательные задачи интегрированы в содержание внеурочной деятельности. Базовые ценности отражены в содержании внутришкольных воспитательных мероприятий: праздников, концертов, театрализованных представлений, игр и т.д., — а также в деятельности кружка дополнительного образования « Веселые нотки».
Активное использование в практике ведущих принципов художественной педагогики и современных педагогических технологий (ИКТ; игровые технологии; развивающие интегрированные технологии с привлечением элементов хореографии, пластического интонирования, игры на детских музыкальных инструментах; проектная деятельность; занятия-путешествия; театральные технологии и т.д.) помогают успешно осуществлять педагогическую деятельность.
2. Цель внеклассных музыкальных занятий –
Воспитание высоконравственнной, творческой, инициативной личности, укорененной в духовных и культурных ценностях российского народа.
Задачи:
- введение детей в многообразный мир музыкальной культуры, пробуждение интереса к музыке, музыкальным занятиям;
- прививать нормы поведения на сцене, развивать творческий потенциал ребенка, его эмоциональность
- развитие чувства ритма,
- добиваться чистоты интонирования, строя, правильной артикуляции, верного дыхания в фразировках при вокальном и хоровом исполнении
- овладеть простейшими навыками игры на детских, музыкальных инструментах
Содержание работы кружка « Веселые нотки» в условиях группы полного дня:
Учащиеся начальной школы учатся воспринимать музыку и размышлять о ней, воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении хоровых и вокальных произведений, исполнении на музыкальных инструментах; импровизации в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности. Школьники учатся открыто выражать свое отношение к искусству, проявить ценностно-смысловые ориентации, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм.
Работа кружка « веселые нотки» строится по трем направлениям:
- раскрепощение, развитие и корректировка эмоциональной сферы учащихся
- развитие чувства ритма
- овладение навыками вокального и хорового пения
Основной педагогической единицей внеурочной деятельности, с точки зрения новой Концепции воспитания российских школьников, является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет опыт конструктивного, творческого поведения в культуре.
Пример такого культурного события – Проект « Новогоднее представление для учащихся 1 классов».
Состав участников: «Веселые нотки» (параллель первых классов), вокальная группа «Веселые нотки» (2-4, 6 классы), ведущие – ученики 7 в класса.
Виды деятельности: хоровое пение, чтение стихов, игры, отгадывание загадок, музыкально- ритмическая импровизация, танцевальные элементы.
Цель проекта – поздравление первоклассников с Новым годом через вовлечение в совместную творческую деятельность.
Ход мероприятия:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы приглашаем вас на праздничное представление, посвященное предстоящему Новому году и Рождеству. Помогать мне будут ведущие, ученики 7в класса — Арина, Игорь и Денис.
Все мы знаем из сказок, что в Рождественскую и Новогоднюю ночь происходят удивительные чудеса и сбываются самые заветные желания. Но происходит это только с теми, кто смел и честен, не сдается перед трудностями, а также обладает одним важным качеством…. Послушайте стихотворение и назовите это качество характера:
« Нам с нею не бывает тесно,
В любой семье с ней вместе жить чудесно.
Она нужна и маленьким и взрослым,
И даже тем, кто лишь с мизинец ростом.
Она сестренке сказку прочитает.
Она научит улыбаться нас,
Щенка накормит, кошку приласкает,
И у нее расписан каждый час.
Она помирит тех, кто в долгой ссоре,
Обиды все и шалости простит,
Придет на помощь в безутешном горе
И в жарком споре быстро победит.
Скорей сердца ей отворим навстречу,
Откроем окна, двери распахнем,
И только с нею Добрый День начнем,
И с нею вместе встретим Добрый Вечер.
— Какое этот качество?
>Доброта
Вокальная группа « Веселые нотки» ( 4-6 классы) исполняет « Песню о доброте» муз. И сл. Татьяны Мухаметшиной
— Ребята, а вы умеете быть добрыми?
>Да!
— Это нам поможет проверить игра.
Игра в мяч « Кто добрый» (проводят ведущие). Первоклассники встают в круг. В центре которого – ведущий с мячом. Тот ребенок, кому он бросает мяч, должен рассказать о добром поступке, который он совершил в последнее время.
Вы замечательно справились с игрой, а теперь давайте исполним песню о доброте, которую знаем сами
Учащиеся первых классов исполняют песню И.Лученка « Доброта»
— Ребята, вы согласитесь с нами, что по- настоящему веселым будет праздник, в котором примут участие друзья. А кого можно назвать настоящим другом?
> Того, кто выручит в беде. Кто не будет обижаться друг на друга, кто разделяет твои интересы.
— а еще друзья все делают вместе
Игра « Барабан». Задача: придумать и показать движения в ходе стихотворения, выполнять их вместе, дружно. Ведущие выполняют вместе с детьми, подсказывают движения.
Барабан мне брат купил, целый день в него я бил.
Брат заткнул от шума уши –бой не мог он больше слушать.
Дудочку принес мне брат, я в нее дудеть был рад.
Только брат не хочет слушать – затыкает снова уши.
Я для брата станцевал, он «спасибо» мне сказал.
Закружились в танце ножки, громко хлопал брат в ладошки.
Вокальная группа (2-4 классы) исполняет «Веселенькую песенку для друзей» из репертуара группы « Барбарики»
Зима – долгожданное время года. Зима — новогодняя елка и свечи, подарки и возможность не спать целую ночь, ожидание Деда мороза и чуда.
Ученики первых классов исполняют песню « Кабы не было зимы»
— Вы у нас и дружные, и добрые, а вот любите ли вы зимние забавы? Спортивные ли вы? Определить это нам помогут загадки:
Не успею сесть верхом, они – с места и бегом…. Эти штуки едут сами , без мотора, без коня. А под горкой эти штуки за сугробом ждут меня.
>Сани
— С клюшками друг против друга стоят в красном и синем команды ребят. В шлемах, как рыцари, но не робей, — бой здесь учебный – играют в
> хоккей
— Блестят они, скользят они. Пушистый снег искрится. Шнуруй покрепче их, дружок. Попробуй прокатиться. Не отступай, скользи вперед, лети быстрее птицы. Мороз сердитый отстает от тех, кто не боится.
> коньки
Вокальная группа «Веселые нотки» (2-6 класс) исполняет песню « Про коньки»
Девочки из вокальной группы читают новогодние стихи:
В вихре праздничных забот к нам пришел декабрь- проказник. Наступает новый год – это мой любимый праздник. Лишь закружат за окном снежинки серебристые, гостья к нам стучится в дом – елочка пушистая. За окном снежинки кружат хороводом. Всем желаю счастья ! С веселым Новым годом!!!
Вокальная группа исполняет «Песенку о снежинке» Е.Крылатова
-Ребята, вот и подходит к концу наш праздничный концерт. Вы показали себя добрыми, дружными, спортивными, а вот умеете ли вы быть благодарными?
Стихотворение « Спасибо»: Это слово говорим, за добро благодарим: за подарок, за заботу, за вниманье. За работу. Слово это слух ласкает, теплотою согревает. Тот, кто всех благодарит это слово говорит:
Хором звучит « Спасибо!»
— На этом мы прощаемся с вами.
nsportal.ru
Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием. Целью внеурочной деятельности является создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: включение учащихся в разностороннюю деятельность; создание условий для реализации основных образовательных целей; оптимизации учебной нагрузки учащихся; формирование способностей к успешной социализации в обществе, воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата. Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии. Во внеурочной деятельности по предмету «Музыка» используются следующие направления внеурочной музыкальной деятельности учащихся: вокальный практикум (хоровое, ансамблевое и сольное пение), фольклорное творчество, музыкально-театральная студия, электронное музыкальное творчество. Большое значение в организации музыкального образования школьников имеют проектные работы: конкурсы «дирижёров», инсценировки (эскизное исполнение) опер, фестивали и праздники любителей классической музыки, организация которых предполагает тесную взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности школьников. Урок музыки поддерживается разными формами внеурочной музыкальной деятельности школьников: вне школы – посещением концертов, спектаклей, экскурсиями в музеи, на выставки; в школе – кружками, студиями и другими творческими объединениями учащихся. Методический принцип «воссоздания шедевров» мирового музыкального искусства: целостному восприятию произведения предшествует этап «создания» его ребёнком посредством прохождения основных этапов композиторского пути. | Моменты, когда учитель сумел вызвать окрылённость и неподдельный интерес учащихся к предмету, являются для него поистине самыми счастливыми. Из них и складывается радость педагогического труда. Благодаря такому общему подъему дети начинают смотреть на учителя открыто и влюблено, ожидая, не подарит ли он им еще мгновения занимательности и увлеченности. Широкие возможности создания атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной индивидуальной и коллективной практической деятельности учащихся открываются во внеурочной музыкальной работе. Деятельность учителя музыки и детей во внеурочное время осуществляется на единых принципах и ведёт к главной цели музыкального образования — воспитанию музыкальной культуры детей как части всей духовной культуры. Все требования, предъявляемые к уроку музыки как уроку искусства, относятся и к неурочным формам: дух живого образного искусства, атмосфера сотрудничества, содружества, сопричастности, сотворчества — вот характерные черты занятий искусством. Организация внеурочной музыкальной деятельности позволяет решить следующие задачи музыкального воспитания школьников: К формам, широкое использование которых является целесообразным во внеклассной работе по музыке, относятся игровые формы занятий — соревнования, конкурсы. Большой интерес вызывает у ребят различные музыкальный турниры. Участие в таких играх принимают команды от классов одной параллели — это знатоки музыки. Конкурсанты этого музыкального состязания проявляют музыкальные способности, творчество, инициативу. А для учителя такой конкурс — отличная возможность проверить знания учащихся по предмету. Вопросы повышенной сложности выявляют самых эрудированных в мире музыки. Эмоциональная атмосфера таких мероприятий приносит ученику те переживания, о которых Д.И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей. Организация музыкально-театральной деятельности открывает перед школьниками возможность для творческого самовыражения. В театрализованных постановках с помощью таких выразительных средств, как интонация, пение, мимика, жест, разыгрываются музыкальные сказки. Дети не только знакомятся с содержанием произведения, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями спектакля. Театрализованные представления способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического). Театр может перенести зрителей в далёкое прошлое, будущее, и в сказку… А сказка — это чудесный, волшебный мир, в котором добро всегда побеждает зло. В сказке могут заговорить не только люди, но и животные, и птицы. Занятия в театре имеют большое воспитательное значение: дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнерами и зрителем, прививают чувство коллективизма, любовь к труду, смелость, стремление нести в жизнь прекрасное и доброе. Постановка музыкальных спектаклей способствует расширению и углублению знаний в области музыки. Например, в спектакле «Там, где музыка живёт» действие происходит в музыкальном королевстве: «Это домик, в котором живут нотки. В нём пять этажей — ступенек, и называются они нотный стан. Каждая нотка на своём месте… У нашей матушки королевы Мелодии два сына. Одного зовут Минор, другого — Мажор. Чтобы их не обидеть, она отдала каждому принцу по половине королевства». Сказочный сюжет с первых минут захватывает зрителей. В музыкальное королевство пытается проникнуть неизвестный, чтобы украсть несколько нот и нарушить порядок. Дети знакомятся с такими «музыкальными героями», как Нотки, принцы Мажор и Минор, Королева Мелодия, Реприза. «Вхождение» в мир музыки происходит в интересной, увлекательной форме. В любой школе есть замечательные традиции. Приверженность к школьным традициям помогает ребятам почувствовать дух учебного заведения, ощутить себя командой, одним целым, семьёй. Школьные праздники являются одной из массовых форм работы. Их тематика самая разнообразная: «Посвящение в 1 класс», «День Учителя», «Золотая осень», «День Матери», «День Победы» и т.д. Праздники доставляют учащимся радость, объединяют, вызывают общие чувства, переживания. А какой же праздник без песен? Выступление вокального ансамбля, а также сольное пение делают праздники эмоционально окрашенными, приобщают ребят к вокальному искусству. Пение — один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся, в котором успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, чувство ритма. Одно из традиционных мероприятий в нашей школе — конкурс военной песни, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне. Это мероприятие отличается большой инициативностью учащихся. Ребятам нужно выбрать песню, продумать инсценировку. Этот конкурс даёт возможность реализовать себя в качестве певца и художника, сценариста и ведущего. А ведь всему этому не учат на уроках. Время подготовки становится временем сотворчества, единения душ, узнаванием себя и своих возможностей. Песенные конкурсы, фестивали воспитывают не только исполнительскую, но и слушательскую культуру школьников. Из опыта проведения этого конкурса виден результат — дети знают и любят песни военных лет. На уроках музыки они с желанием исполняют песни, прозвучавшие на конкурсе. Подобные фестивали и конкурсы помогают преодолеть себя, раскрыться в новом качестве, повысить собственную самооценку и уважение со стороны одноклассников. Особое место в подготовке и проведении Дня Победы занимают литературно-музыкальные композиции — «Жестокая правда войны», «На войне детей не бывает», «Тропой войны». В таких постановках главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое, переживание. Главное здесь — вызвать сильные, глубокие и коллективные эмоции. Взаимосвязь разных видов искусства создает благоприятные условия для большего проявления познавательного интереса учащихся, способствует формированию нравственных ценностей подрастающего поколения. Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии. Учебный процесс, дополнительное образование и внеурочная работа, построенные на принципах непрерывности и интеграции, в конечном итоге, должны решить одну из смежных задач современной педагогики — воспитание духовно богатой личности. Список литературы 1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. — 336с.: — (Б-ка учителя музыки). 2. В.А. Школяр, Е.Д. Критская. Музыкальное образование в школе: Учеб. Пособие для студ муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Школяр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 232 с. |
infourok.ru
Внеурочная деятельность как условие воспитания музыкальной культуры школьников — Разное — Опыт работы пользователей — Образование, воспитание и обучение
Моменты, когда учитель сумел вызвать окрылённость и неподдельный интерес учащихся к предмету, являются для него поистине самыми счастливыми. Из них и складывается радость педагогического труда. Благодаря такому общему подъему дети начинают смотреть на учителя открыто и влюблённо, ожидая, не подарит ли он им еще мгновения занимательности и увлеченности. Широкие возможности создания атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной индивидуальной и коллективной практической деятельности учащихся открываются во внеурочной музыкальной работе.
К формам, широкое использование которых является целесообразным во внеклассной работе по музыке, относятся игровые формы занятий — соревнования, конкурсы. Большой интерес вызывает у ребят «Музыкальный турнир». Участие в этой игре принимают команды от классов одной параллели — это знатоки музыки. Конкурсанты этого музыкального состязания проявляют музыкальные способности, творчество, инициативу. А для учителя такой конкурс — отличная возможность проверить знания учащихся по предмету. Вопросы повышенной сложности выявляют самых эрудированных в мире музыки (конкурс «Гонка за лидером»). Эмоциональная атмосфера таких мероприятий приносит ученику те переживания, о которых Д.И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей.Организация музыкально-театральной деятельности открывает перед школьниками возможность для творческого самовыражения. В театрализованных постановках с помощью таких выразительных средств, как интонация, пение, мимика, жест, разыгрываются музыкальные сказки. Дети не только знакомятся с содержанием произведения, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями спектакля. Театрализованные представления способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).
Театр может перенести зрителей в далёкое прошлое, будущее, и в сказку… А сказка — это чудесный, волшебный мир, в котором добро всегда побеждает зло. В сказке могут заговорить не только люди, но и животные, и птицы. Герои музыкальной сказки «Где же солнышко живёт?» (сценарий М. Пляцковского, музыка М. Минкова) на собственном примере показали — как преодолевать трудности и что значит настоящая дружба. Занятия в театре имеют большое воспитательное значение: дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнерами и зрителем, прививают чувство коллективизма, любовь к труду, смелость, стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.
Постановка музыкальных спектаклей способствует расширению и углублению знаний в области музыки. Например, в спектакле «Там, где музыка живёт» действие происходит в музыкальном королевстве: «Это домик, в котором живут нотки. В нём пять этажей — ступенек, и называются они нотный стан. Каждая нотка на своём месте… У нашей матушки королевы Мелодии два сына. Одного зовут Минор, другого — Мажор. Чтобы их не обидеть, она отдала каждому принцу по половине королевства». Сказочный сюжет с первых минут захватывает зрителей. В музыкальное королевство пытается проникнуть неизвестный, чтобы украсть несколько нот и нарушить порядок. Дети знакомятся с такими «музыкальными героями», как Нотки, принцы Мажор и Минор, Королева Мелодия, Реприза. «Вхождение» в мир музыки происходит в интересной, увлекательной форме.
Как и в любой другой школе, в нашем лицее есть замечательные традиции. Мне кажется, что приверженность к школьным традициям помогает ребятам почувствовать дух учебного заведения, ощутить себя командой, одним целым, семьёй. Школьные праздники являются одной из массовых форм работы. Их тематика самая разнообразная: «Посвящение в лицеисты», «День Учителя», «Капустник», «День Матери», «День Победы» и т.д. Праздники доставляют учащимся радость, объединяют, вызывают общие чувства, переживания. А какой же праздник без песен? Выступление вокального ансамбля, а также сольное пение делают праздники эмоционально окрашенными, приобщают ребят к вокальному искусству. Пение — один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся, в котором успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, чувство ритма.
Одно из традиционных лицейских мероприятий — фестиваль военной песни, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне. Это мероприятие отличается большой инициативностью учащихся. Ребятам нужно выбрать песню, продумать инсценировку. Фестиваль даёт возможность реализовать себя в качестве певца и художника, сценариста и ведущего. А ведь всему этому не учат на уроках. Время подготовки становится временем сотворчества, единения душ, узнаванием себя и своих возможностей. Песенные фестивали воспитывают не только исполнительскую, но и слушательскую культуру школьников. Из многолетнего опыта проведения фестиваля виден результат — дети знают и любят песни военных лет. На уроках музыки они с желанием исполняют песни, прозвучавшие на фестивале. Подобные фестивали и конкурсы помогают преодолеть себя, раскрыться в новом качестве, повысить собственную самооценку и уважение со стороны одноклассников.
Особое место в подготовке и проведении Дня Победы занимают литературно-музыкальные композиции — «Жестокая правда войны», «На войне детей не бывает», «Тропой войны». В таких постановках главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое, переживание. Главное здесь — вызвать сильные, глубокие и коллективные эмоции. Взаимосвязь разных видов искусства создает благоприятные условия для большего проявления познавательного интереса учащихся, способствует формированию нравственных ценностей подрастающего поколения.
Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии.
Учебный процесс, дополнительное образование и внеурочная работа, построенные на принципах непрерывности и интеграции, в конечном итоге, должны решить одну из смежных задач современной педагогики — воспитание духовно богатой личности.
Список литературы
1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. — 336с.: — (Б-ка учителя музыки).
2. В.А. Школяр, Е.Д. Критская. Музыкальное образование в школе: Учеб. Пособие для студ муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Школяр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 232 с.
Атемина Татьяна Александровна,
учитель музыки
МОУ лицей №2 г. Сургут
pedsovet.su
Организация внеурочной работы по музыке в начальной школе (из опыта работы)
МКОУ «Верх-Чуманская СОШ»
Организация внеурочной деятельности по музыке в начальной школе
Номинация «Развитие дополнительного образования детей в современных условиях»
Учитель начальных классов
Дубогрызова Е.А.
2017 год
Развитие творческих способностей детей —
залог успеха в жизни.
Таланты создавать нельзя,
но можно создавать культуру,
то есть почву, на которой растут
и процветают таланты.
Нейгауз
Все начинается с детства: первые шаги, первые слова, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба. В воспоминаниях учеников школьные годы навсегда должны остаться светлыми, добрыми, яркими. Ведь, поистине, это время беззаботное, веселое, счастливое. «Очень важно,— писал В. А. Сухомлинский,— чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью».
В рамках перехода образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, на государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (ФГОС) каждому педагогическому коллективу необходимо было определиться с организацией внеурочной деятельности учащихся, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
«Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь главное, что ребенок делает выбор. Свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом. Что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования». (Примерные программы внеурочной деятельности. Под ред. В.А. Горского, М., Просвещение, 2011)
Наша школа предлагает учащимся проявить свои способности и достичь определённых результатов в художественно-эстетическом направлении, основным видом которого является художественно — музыкальное творчество. Воспитание самостоятельной творческой личности, развитие творческих способностей детей является приоритетной целью современного, в том числе и художественного, образования. Моя главная задача — не погасить в ребёнке искру творчества, а соединить его обучение с естественными для детского возраста интересами и переживаниями.
Считаю, что вопрос о важности вокально-хоровой работы в школе актуален сегодня, как никогда. Мы наблюдаем устойчивый интерес взрослых и детей к этому виду художественного творчества. Свидетельство тому – появление интересных проектов на телевидении: «Народный артист», «Фабрика звезд» « Фактор А», « Голос», вокальные конкурсы молодых исполнителей и др. Пение стало занимать ведущее место в музыкальной деятельности. Но ребенку сложно ориентироваться в мире музыки. Поэтому обогащение сферы музыкальных интересов учащихся и приобщение к лучшим образцам музыкальной культуры – ещё одна задача.
Педагог – профессия особая, связанная со сложным, хрупким миром ребенка. В своей практике убеждаюсь, как эмоциональны и чувствительны дети. Насколько тонко они воспринимают музыку. Задача учителя музыки — воспитание души. Таинственная, бездонная, искренняя, непродажная – вот «портрет» души маленького человека. Человека, который смотрит на мир широко открытыми глазами, который верит, что этот мир прекрасен.
Организация внеурочной деятельности кружка « Весёлая нотка»
Организация внеурочной музыкальной деятельности позволяет решить следующие задачи музыкального воспитания школьников:
— углубление теоретических знаний и развитие практических навыков учащихся, проявивших музыкальные способности;
— способствование возникновению интереса у большинства учеников, привлечение некоторых из них в ряды «любителей музыки»;
— организация досуга учащихся в свободное от учебы время.
Свои занятия« Весёлой нотки» стараюсь организовать разнообразно, ярко, интересно, красочно, насыщенно. На кружке изучаем в игровой форме теорию музыки, поём, танцуем, играем, ставим мини – спектакли, слушаем музыку, узнаём композиторов.
Познакомлю с основными разделами моей работы:
Музыкально- теоретическая подготовка
1 Основы музыкальной грамоты
3 Тембр – окраска звука.
4 Лад.
5 Ритм – основа жизни и музыки
6 Темп – скорость музыки
7 Динамика – сила звук
Вокально – хоровая работа
1.Знакомство с голосовым аппаратом.
2. Певческая установка. Унисон.
3. Дикция
4 Работа над ритмическим слухом;
5 Работа в ансамбле
6 Работа над художественным исполнением произведений
Концертная деятельность
1.Подготовка к концертным выступлениям
2 .Праздники, выступления, конкурсы
Дети в младшем возрасте открыты, им непременно хочется показать своим сверстникам, родителям, чему они научились. И конечно, их нельзя лишать такой радости. Для создания ситуации успеха для учащихся и с целью поддержания интереса к занятиям я стараюсь, чтобы мои артисты как можно чаще выступали на сцене. В первый год обучения – это концерты для одноклассников, родителей. Постепенно круг наших выступлений расширяется, мы принимаем участие в концертах, организованных школой библиотекой, культурно-досуговым центром. В результате концертной деятельности у детей развивается ответственность, самостоятельность, активность, аккуратность. Формируется культура общения и поведения в социуме.
Выступая на концертах, дети всегда сравнивают себя с другими коллективами, тем самым они учатся анализировать свои выступления, приобретают опыт творческой деятельности.
Формы проведения занятий
Занятия – путешествия, занятия – сказка, весёлые уроки, уроки –игры, уроки – прогулки
Новое о музыке
Композиторы
Нотная грамота
Музыкальные инструменты
Экскурсия в музыкальную школу и
Филармонию и т.д ( см. приложения на диске)
Музыкальные игры
« Ты потопай, ты похлопай»
« Весёлая шапочка»
« Пяточка, носочек»
« Платочки, цветочки»
« Гуси»
«Если нравится тебе, то делай так…»
« Мы идём»
« Кто под платочком ( См. приложение на диске)
Песенный репертуар
-Песни о школе
-О природе
-О маме
-О временах года
-Песни военной тематики
-Новогодние песни
-О дружбе и т.д. ( см. приложение на диске)
Песенный материал играет самоценную смысловую роль. Само содержание песни является важным средством духовно-нравственного воспитания учащихся, поэтому я очень серьезно отношусь к выбору репертуара.
Музыкальные физминутки
Сидела кошка на окошке»
« Весёлая зарядка»
« Раз, два, три на носочки»
«Пропеллелер, велосипед, мяч».
«Ягоды — грибочки»
« Собаки лают» ( см. приложения на диске)
Игра в шумовом оркестре
« Хорошо играем»
« К нам гости пришли»
« Этот ритм повтори» ( см. приложения на диске)
В этом учебном году с ребятами 2 класса начали работу над музыкально-театральной деятельностью. (Спектакль « Кошкин дом»)
Ознакомились с произведением, распределили роли, ведётся работа над дикорациями.
Организация музыкально-театральной деятельности открывает перед школьниками возможность для творческого самовыражения. В театрализованных постановках с помощью таких выразительных средств, как интонация, пение, мимика, жест, разыгрываются музыкальные сказки. Дети не только знакомятся с содержанием произведения, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями спектакля. Театрализованные представления способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).
Для создания более полного сценического образа нужны концертные костюмы, справиться с данной проблемой помогли родители детей, они тоже заинтересованы в их творческом успехе.
Внеурочная работа по музыке в нашей школе
Как и в любой другой школе, в нашей школе есть замечательные традиции. Мне кажется, что приверженность к школьным традициям помогает ребятам почувствовать дух учебного заведения, ощутить себя командой, одним целым, семьёй. Школьные праздники являются одной из массовых форм работы. Их тематика самая разнообразная: «Посвящение в первоклассники»», «День Учителя», «День Матери», «День Победы» и т.д. Праздники доставляют учащимся радость, объединяют, вызывают общие чувства, переживания. А какой же праздник без песен? Выступление вокального ансамбля, а также сольное пение делают праздники эмоционально окрашенными, приобщают ребят к вокальному искусству. Пение — один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся, в котором успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, чувство ритма.Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии.
Заключение
В заключении хочу сказать: я стараюсь научить детей мыслить, чувствовать, сопереживать, ориентироваться в мире музыки, привить им вкус и приобщить к высшим духовным ценностям. Через общение с искусством музыки ребенку легче понять себя и найти свое место в мире, у детей развивается не только интеллект, но и формируются духовно-нравственные ценности.
Я убеждена, что кем бы ни стал ребенок в дальнейшем – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, если в нем воспитано творческое начало, привито желание и умение творить, это обязательно приведёт к успеху в любой сфере его будущей жизни.
.
На занятиях « Весёлая нотка»
«По малину в сад пойдём…»
« Айболит»
Музыкальная сказка « Репка»
Песенка светофора
« В нашем саду листопад…»
Игра в шумовом оркестре
« К нам гости пришли»
Внеурочная работа по музыке в нашей школе
Дуэт Извекова С, Волокитина О. « Голубь мой бумажный»
Вокальная группа мальчиков с песней « Мальчишки»
Вокальная группа 2 класса с песней « Солдатская»
Солист Петров Илья
Песня « Встречаем праздник песнями»
Деревягина Настя
« Посмотрите на меня»
Школьный хор с песней
« Поклонимся великим тем годам»
Праздник « Масленица»
Вокальная группа девушек с песней « Мама- Мария»
infourok.ru
Нестандартные формы работы учителя музыки во внеурочной деятельности
«Нестандартные формы работы учителя музыки
во внеурочной деятельности»
Выступление на районном секционном занятии учителей музыки, 28.08.2015г.,
учитель музыки МБОУ лицей г.Янаул Иксанова Гузелия Мазгутовна
Организация взаимосвязи урочной
и внеурочной работы повышает
эффективность педагогического процесса,
создает условия для его интенсификации.
Именно внеурочная деятельность даёт
опыт творческой деятельности,
поскольку предоставляет возможность
учащимся попробовать свои силы
в разных её формах. Также она обладает
значительными возможностями и для
развития индивидуальных способностей,
даёт простор детской изобретательности
и фантазии.
Деятельность учителя музыки и детей во внеурочное время осуществляется на единых принципах и ведёт к главной цели музыкального образования – воспитанию музыкальной культуры детей как части всей духовной культуры. Все требования, предъявляемые к уроку музыки как уроку искусства, относятся и к неурочным формам: дух живого образного искусства, атмосфера сотрудничества, содружества, сопричастности, сотворчества — вот характерные черты занятий искусством.
Организация внеурочной музыкальной деятельности позволяет решить следующие задачи музыкального воспитания школьников:
— углубление теоретических знаний и развитие практических навыков учащихся, проявивших музыкальные способности;
— способствование возникновению интереса у большинства учеников, привлечение некоторых из них в ряды «любителей музыки»;
— организация досуга учащихся в свободное от учебы время.
К традиционным формам внеурочной деятельности по музыке относят массовые и кружковые формы. Массовые – это общешкольный хор, оркестр народных инструментов, праздники, карнавалы, смотры, конкурсы, коллективные посещения оперных спектаклей, концертных залов, дискотеки, просмотр видеофильмов. Кружковые – это сольные, инструментальные, хоровые, ансамблевые (ВИА, фольклорный ансамбль), танцевальные. Участие школьников в различных внеклассных мероприятиях по музыке развивает не только их познавательные интересы, но и способствует расширению музыкального кругозора.
В прошедшем учебном году была создана музыкальная группа. Я давно уже грезила идеей создания музыкальной группы в лицее, и вот эта мечта стала осуществляться.
Приметив на одном из концертов в РДК талантливых ребят-десятиклассников, а также обучающихся в Школе искусств по классу баяна Рамазанова Айнура и Адуллина Наиля, стала заниматься с ними вокалом. Как признались ребята, они никогда не пели, а только играли на инструментах. Я предложила им выступать в группе, на что ребята охотно согласились. Рамазанов Айнур начал приглашать в группу своих друзей. Таким образом, в группе сейчас 6 человек, это: Рамазанов Айнур, обучающийся 11а класса, вокалист, Адуллин Наиль, обучающийся 11в класса, ритм-гитарист и вокалист, Тимиргалиев Артур, обучающийся 11в класса, бас-гитарист, Шангараев Ризван, обучающийся 11а класса, клавишник, Махныткин Евгений, обучающийся 11б класса, соло-гитарист, Исимбаев Антон, обучающийся 11б класса, ударник. Из них только двое – Айнур и Наиль – владеют музыкальной грамотой, остальные – Евгений, Артур, Антон – самоучки, Ризвана на синтезаторе научила играть я сама.
Рассматривались разные варианты названия группы. Я предложила назвать группу «Спектр», ребята единогласно согласились. Всем известно, что слово «спектр» в физике – это «многоцветная полоса, получающаяся при прохождении светового луча через стеклянную призму или какую-либо другую преломляющую свет среду». А в музыкальном плане это предполагает исполнение разнохарактерной музыки. Репертуар группы еще небольшой, поют песни на русском и на татарском языках, планируется исполнение песен на английском языке. Также в планах исполнить собственную песню.
На момент создания группы в лицее имелся только синтезатор, ритм-гитара (личная у Наиля), бас-гитару брали в РДК. Благодаря огромной поддержке директора МБОУ лицей г.Янаул Галиева Алмаза Минниахматовича, для группы заказали новые инструменты: барабанную установку и соло-гитару. Ребята грезили выступить на телевизионном конкурсе детского самодеятельного творчества «Тоньяк балкышы – Северное сияние» на призы главы Администрации муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан. Ребята уже и не надеялись выступать на конкурсе, так как эти инструменты не успевали прибыть к моменту начала закрытого отборочного тура. Но, к счастью, они успели прийти, чему ребята были несказанно рады и начали усиленно репетировать буквально сутки напролет. Результат – дипломанты данного конкурса. Так же, как и в любой школе, у нас есть талантливые исполнители, которые активно и успешно участвуют на всевозможных конкурсах муниципального уровня.
Как и в любой другой школе, в нашем лицее есть замечательные традиции. Мне кажется, что приверженность к школьным традициям помогает ребятам почувствовать дух учебного заведения, ощутить себя командой, одним целым, семьёй. Школьные праздники являются одной из массовых форм работы. Их тематика самая разнообразная: «Посвящение в лицеисты», «День Учителя», «День Матери», «День Победы» и многие другие. Праздники доставляют учащимся радость, объединяют, вызывают общие чувства, переживания. А какой же праздник без песен? Выступление вокального ансамбля, а также сольное пение делают праздники эмоционально окрашенными, приобщают ребят к вокальному искусству.
Наряду с традиционными формами организации внеурочной деятельности по музыке стоит отметить и нетрадиционные формы для предмета «Музыка», в частности, проектно-исследовательскую деятельность. Всем известно, что именно проектная деятельность является одним из приоритетов современного образования. Учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.
Глубоко убеждена, что музыка как искусство и музыка как учебный предмет обладают значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от продуманной организации воспитательной среды, содержания и форм взаимодействия учащегося и учителя. Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы.
Учитель руководит проектной работой, направляя поиск в нужное русло, и подсказывает источники информации. Условиями успешности проектной деятельности становятся:
личный интерес учащегося;
четкость и конкретность постановки цели проекта;
определение планируемых результатов;
констатация исходных данных.
Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов.
Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, грамотно задают вопросы, у них расширился кругозор, активно участвуют в конкурсах исследовательских работ разного уровня. Так, в 2014 учебном году обучающаяся 4б класса Мухетдинова Алия стала обладателем Диплома 3 степени в Республиканской научно-практической конференции «Исследование как метод познания…» в г.Бирск. Ее тема работы «Откуда к нам пришел аккордеон». В 2015 учебном году обучающаяся 9а класса Давлеева Лейсан с работой «Вклад Газиза Альмухаметова в развитие музыкальной культуры Башкортостана» стала победителем в районном конкурсе научно-исследовательских работ «Техника и творчество», посвященном Году культуры, а также обладателем Диплома 3 степени в Республиканской научно-практической конференции «Исследование как метод познания…» в г.Бирск. и в Республиканской научно-практической конференции «Ломоносовские чтения» в г.Стерлитамак.
В последнее время стали активно внедряться различные дистанционные конкурсы по музыке, например, мои ученики активно и успешно участвуют в них. В 2014-2015 учебном году трое обучающихся стали дипломантами Всероссийской олимпиады по музыке, «Центр дистанционных мероприятий «Мир таланта». В прошлом учебном году предмет «Музыка» добавлен в перечень учебных дисциплин Республиканской олимпиады школьников на Кубок имени Ю.А.Гагарина. Так, ученица 6б класса Закирьянова Зульфия заняла 3 место на Муниципальном этапе с вручением нагрудного знака отличия «За успехи в учебе», также ученица 6б класса Хатмуллина Рената заняла 3 место на Муниципальном этапе.
Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии. Учебный процесс и внеурочная работа, построенные на принципах непрерывности и интеграции, в конечном итоге, должны решить одну из смежных задач современной педагогики — воспитание духовно богатой личности.
Благодарю за внимание!
infourok.ru
Организация музыкальных занятий во внеурочное время.
ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Внеклассная музыкально-воспитательная работа в начальной школе естественно дополняет уроки музыки и имеет целью расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими музыкальные знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и умения.
Организация внеклассных музыкальных мероприятий предполагает следование определенным методическим рекомендациям.
Соблюдать основные принципы организации внеклассной музыкальной деятельности детей: преемственность, планомерность, последовательность, систематичность и увлеченность.
Разнообразить содержание внеклассных мероприятий для накапливания музыкального опыта детей и обогащения их новыми музыкальными впечатлениями.
Подбирать художественный иллюстративный материал высокого качества и показывать его отличное исполнение как учителем, так и школьниками.
Повышать занимательность содержания внеклассного мероприятия, новизну его элементов.
Учитывать возрастные особенности детей и музыкальный уровень их развития, подбирать соответствующие формы проведения внеклассных занятий, доступный музыкальный и литературный материал.
Направлять внеурочную музыкальную работу на развитие активности детей, их воображения и инициативы.
Соблюдать определенную продолжительность занятия в зависимости от возраста детей.
Организационными формами проведения внеклассной музыкально-воспитательной работы могут быть:
массовые — общешкольный хор, праздники, смотры, конкурсы, коллективные посещения спектаклей, просмотр видеофильмов — экранизаций опер и балетов;
кружковые — сольные, инструментальные, хоровые, ансамблевые, танцевальные, музыкальные факультативы.
Различные виды музыкальных развлечений — праздники, аттракционы, утренники, игры, хороводы, тематические вечера, дискотеки, театральные постановки, собирание фонотеки и т.д.
Праздники, как правило, являются яркими событиями в жизни школы. Это — центр формирования разнообразных эмоций и чувств ребенка. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, изобразительную и драматическую деятельность, художественное слово, танец. Музыка обычно ведущий компонент праздника, она соединяет все другие виды искусства, создает определенный эмоциональный настрой в соответствии с темой торжества. Праздники могут быть связаны с конкретными датами календаря (Новый год, Масленица, 8-е Марта), а могут иметь более общую тематику — праздники к знаменательным датам, музыкальные праздники песни, музыка народов нашей страны, события музыкальной жизни («Музыка всюду живет», «В гостях у сказки»).
Организатору праздничных торжеств следует проводить их во взаимосвязи с постановкой музыкального воспитания на уроках музыки, а также с учетом музыкальной деятельности младших школьников во внеурочное время (занятия в хоре, музыкальном театре, фольклорном ансамбле и т.п.).
Важна предварительная подготовка к празднику. Необходимо выбрать тему, наполнить ее соответствующим содержанием, расположить иллюстративный материал в определенной последовательности, точно указать всех участников, продумать оформление декораций, костюмы, атрибуты, музыкальное сопровождение, включить спортивные развлечения, аттракционы, эстафеты по командам. Важно распределить детей по группам: декораторы, художники, участники массовых сцен, солисты, хористы, танцоры, режиссеры, а также определить основные обязанности между этими группами.
Для праздников отбираются хорошо выученные на уроках музыки песни, танцы, музыкальные игры, пьесы (кружок фортепиано). Должны звучать яркие произведения, любимые детьми и соответствующие теме праздника. Так, на новогоднем празднике используется музыка веселая, задорная, шутливая — она настраивает детей на радостное ожидание сюрпризов. А в день 8-го Марта должны звучать задушевные и лирические мелодии, передающие нежные и теплые чувства, обращенные к мамам и бабушкам (пьесы П. Чайковского «Мама» и А. Гречанинова «Материнские ласки»). В программе праздника предусматривается: отгадывание загадок, использование рисунков и аппликаций, продолжительность и темп выступлений, чередование номеров, соотношение детского и учительского участия.
Праздники требуют не только продуманного сценария, но и художественного оформления (декорации, костюмы), и чем большую помощь могут оказать учителю руководители различных кружков и педагоги-предметники, тем удачнее праздничный спектакль (так, например, декламацию может подготовить учитель русского языка). В целом организация праздников требует активности и мобильности педагога. И конечно, неоценимой помощью в подготовке любого праздничного мероприятия является участие в них родителей — и в качестве зрителей, и в качестве действующих лиц — костюмеров, гримеров и декораторов-оформителей.
В проведении праздников очень важна яркая и эмоциональная речь ведущего. Например, ведущий может обратиться к детям с такими словами:
Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады встрече с вами и вновь хотим пригласить вас в таинственную страну музыки. Вы готовы, словно отважные путешественники, вновь отправиться к еще неизведанным берегам? Тогда — вперед! Только вместо подзорной трубы мы возьмем с собой разноцветные стеклышки. Посмотришь сквозь них, и весь мир предстает перед тобой, сверкая и переливаясь, будто семицветная радуга. А еще мы возьмем с собой доброту и доверчивость, вежливость и веселое настроение. В путь! Счастливой дороги в мир музыки!
Праздник — это не только проявление художественных способностей и творческой инициативы, но и встреча с кем-то или чем-то интересным. Особую атмосферу таким мероприятиям придает участие в них детских поэтов, композиторов и профессиональных артистов.
Другие виды организации внеклассных музыкальных занятий определяются с учетом интересов детей. Так, после школьных уроков дети по желанию могут заниматься хоровым пением, ритмикой, бальными танцами, игрой на музыкальном инструменте, в музыкальном театре, фольклорном ансамбле.
Музыкальный и кукольный театры. Предпосылками успешных занятий детей младшего школьного возраста музыкальным и кукольным театром являются: высокий уровень восприимчивости детей, чувственно-образный характер детского мышления, предрасположенность младших школьников к творчеству во всех его проявлениях, а также личность руководителя, его профессиональные качества и увлеченность работой. Педагогическим условием такой деятельности является понимание театра как сотворчества детей и преподавателя.
Для учащихся начальной школы особенно интересным видом творческой деятельности являются музыкальный и кукольный спектакли. В качестве примеров для постановки в кукольном театре можно предложить такие музыкальные сказки, как «Заюшкина избушка», «Колобок», «Прыг, Шмыг т Голосистое горлышко», «Снегурочка», «Муха-Цокотуха» и др. (из опыта работы М.В. Дробышевой).
Целью организации музыкального театра должно стать развитие эстетических творческих способностей детей. Занятия в музыкальном театре способствуют решению следующих задач:
образовательных — формировать навыки владения средствами театральной выразительности (интонацией, мимикой, жестом, походкой), кукловедения.
воспитательных — воспитывать художественный вкус детей, интерес к театральному искусству, самостоятельность в выборе средств при создании образа.
развивающих — развивать активное восприятие музыки посредством музыкального театра, психические процессы — внимание, память, воображение, эмоциональную сферу, речевое дыхание, четкость дикции.
В музыкальном театре целесообразно участие учащихся всех классов начальной школы. Так, например, роль Свиньи в музыкальной сказке «Кошкин дом» В. Золотарева можно поручить ученице III класса, а роль поросят — первоклассникам. Аналогично роли Петуха и Курицы могут сыграть второклассники, а петушков — дети I класса.
Занятия музыкальным театром необходимо начинать с совместного коллективного посещения музыкального и кукольного театров, которое будет способствовать близкому соприкосновению и общению детей с музыкой. Все аспекты деятельности театров направлены на воспитание и формирование общей, и в частности музыкальной, культуры подрастающего поколения.
Едва стоит ступить на порог здания маленькому зрителю, как все — праздничная атмосфера, внешняя обстановка, интерьер — начинает готовить его к предстоящему посвящению в таинство театра и музыки.
После просмотра спектакля с детьми полезно поговорить о том, что им особенно запомнилось — актерская игра, музыка, декорации, свет. При этом важно не разрушить излишними рассуждениями непосредственного впечатления, произведенного спектаклем на зрителей.
Дальнейшую работу на занятиях можно определить как вспомогательную перед серьезным обращением к какому-либо музыкальному спектаклю. Такая работа должна идти по трем направлениям — развития навыков сценической речи, пластики движений и певческих данных. Эти направления естественным образом согласуются с синтетической природой музыкального театра, сочетающего в себе музыкальное искусство, искусство слова, хореографию и сценическое действие.
Роль педагога — руководителя детского музыкального театра заключается в сценической постановке, разучивании хоровых номеров и партий с солистами, постановке танцев, подготовке эскизов декораций. Режиссерскими указаниями могут явиться также сценические моменты: откуда выходить, в каком направлении двигаться, где должны находиться действующие лица и т.д. Определенную сложность представляет то, что спектакль, как правило, не копирует пьесу, а по-своему переосмысливает ее. И задача педагога-руководителя — дать ребятам яркие представления, как словесный образ превращается в зримый, объемный персонаж спектакля. Предварительно следует готовить нужные атрибуты: декорации, необходимый реквизит, украшения сцены, костюмы для персонажей. Красочная афиша или пригласительные билеты с афишей должны быть подготовлены заранее.
Занятия в кружке и сводные репетиции рекомендуется планировать с учетом всех видов работы (пение, сценическая речь, движение), а также сочетать коллективную и индивидуальную формы обучения.
Рекомендуемая литература
Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. — М., 2001.
Режиссер работает в школе. — М., 1991.
Современные проблемы театрально-творческого развития школьников. — М., 1989.
infourok.ru
Внеурочная деятельность по музыке
Семинар для педагогов ярославской области и Некоузского МР
на базе МОУ Воскресенской СОШ
«Развитие детей в условиях интеграции учебной и внеучебной деятельности сельской малокомплектной школы
Из опыта работы учитель музыки Агабаевой О.А
Разновозрастное занятие вокального кружка
Тема: «В мире музыки»
Цель: Способствовать повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности учащихся через внеурочную деятельность.
Задачи:
Развивать музыкальные способности, вокально-хоровые и ритмические навыки;
Дать учащимся систему опорных знаний и способов действий для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой;
Воспитывать музыкально-познавательные потребности и интересы.
Оборудование: синтезатор, баян, компьютер, музыкальный центр, фонограммы «Звуки окружающего мира».
Наглядный материал: музыкальные карточки, иллюстрации.
Музыкальный материал: детские песни, распевки
Форма: Познавательная игра.
Взаимодействие: Работа в группах.
Ход занятия
Ребята , давайте музыкально поприветствуем друг друга (Здравствуйте ребята ( гамма с верху низ)
Посмотрите, как много у нас гостей, поприветствуем гостей
Учитель. Нас сегодня в это зал пригласила – музыка.
поэт . Гаджикасимов:
Без музыки не проживу и дня!
Она во мне. Она вокруг меня.
И в пенье птиц, и в шуме городов
В молчанье трав и в радуге цветов,
И в зареве рассвета над землёй…
Она везде и вечно спутник мой.
Музыка приглашает нас в свое путешествие. Но в начале давайте к нему хорошенько подготовимся
1 Давайте проведем аукцион музыкальных слов
Назовите слова, которые на ваш взгляд имеют отношение к музыке. (Фортепиано, мелодия, песня, танец и т.д.) ( 2 команды, поскольку ребята младших классов и старших)
Победителем станет тот, кто скажет слово последним. Чур, не повторяться.
2 А теперь Приготовьте свои 10 пальцев. С их помощью мы будем считать очки:
каждый раз, отвечая на поставленный вопрос «нет», загибайте один палец.
Сколько будет «нет», столько будет загнутых пальцев, значит, столько будет очков.
Вопросы:
1 Вы считаете, что к встрече с музыкой готовиться необязательно.?
2 Если вы вдруг опаздываете к началу концерта, то ни за что не остановитесь у двери и не сядете в ближайшее кресло, а решительно будете пробираться на своё кресло?
3 Вы всегда проходите на своё место лицом к сцене и спиной к сидящим зрителям и не думаете извиться за беспокойство?
4 Вы сядете в кресло, развалившись, положив обе руки на подлокотники, или будете упираться ногами в переднее кресло?
5 Если вам вздумается перекусить, вы не будете дожидаться антракта, а вынете бутерброд и начнёте жевать или просто встанете и сходите в буфет?
6 Если музыка вам нравится, вы громко делитесь своими впечатлениями с приятелем или подпеваете, отстукивая ритм ногой?
7 Не дождавшись, когда опустится занавес, и исполнители покинут сцену, вы бежите как угорелый в гардероб, чтобы первым получить своё пальто?
8 Вы всегда забываете, что ваши аплодисменты – лучшая благодарность артистам, музыкантам и другим создателям спектакля?
Ну что ж… Теперь подведём итоги. Есть ли среди вас человек, который загнул
все 8 пальцев? Есть? Очень хорошо. Значит вы вполне воспитанный человек.
Тот, кто загнул больше четырех пальцев, может спокойно себе сказать: я на правильном пути, из меня выйдет культурный и воспитанный человек.
Тот, кто загнул 3, 2 или, что совсем печально 1 палец, должен сейчас же приступить к работе над собой. Ему не помешало бы прочитать книгу о правилах хорошего тона и серьезно подумать о себе и о своём характере.
И так – внимание!
Присядем на дорожку.
Мы отправляемся в необыкновенный воображаемый мир. Его невозможно потрогать руками, или увидеть глазами, понюхать или ощутить вкус. Зато можно воспринять всем сердцем и душой. Поэтому, ни минуты не сомневаясь в его существовании, давайте смело доверимся нашей фантазии и приступим к изучению маршрута.
(одевают кепочки)
Пора, друзья, в добрый путь! А чтобы ещё интересней
И легче казалось идти, Споём и весёлая песня Поможет в далёком пути.
Исполнение «Вместе весело шагать по просторам» 1 куп
Вот какая дружная и весёлая команда у нас получилась!
Наше путешествие началось. Мы вступаем на Архипелаг Музыкальных звуков. Самое время ознакомиться с его языком. Но что это? (Достаю 2 бутылки). Уже кто-то потерпел крушение и просит нашей помощи. Ребята, давайте поможем (раздаю бутылки 2 столам). Выньте из бутылок содержимое и помогите бедствующим.
В одной бутылке задание – расшифровать ребус, в другой – составить распевку и провести ее с 1 группой. Задание 1 группе
Что помогло решить ребусы (ноты) Давайте их (пропоем)
Поем гамму (До- воробушек гнездо)
Природа дала человеку удивительную способность – умение говорить, поэтому для нас основным способом передачи информации является звучащее слово.
Чтобы сохранить звуки слова он изобрёл специальную знаковую систему: буквы, письменность. Появился, компьютерный язык программирования, язык цифр, жестов, даже язык цветов, а еще азбука Морзе.
Расшифруйте ее музыкальным языком
Упражнение 1.
Напевность звучания помогает правильное формирование гласных: “А”, “О”, “У”, “Э”, “И”.
(Легато) ____________________________________________________________________
Равномерно, без толчков и остановок, вести по линии пальцем и одновременно пропевать гласные. Все время на одной высоте – одинаково, монотонно, не прерывая пение до конца линии, протяжно, слитно.
Упражнение 2.
Пунктирная линия (прерывистая)
(Нон легато) ______ ______ _______ _______ ______ ______ _______
Равномерно вести по линии пальцем и пропевать гласные буквы, делая перерыв в звучании (отдельно, не связно). Во время паузы палец не отрывают от линии бумаги, а равномерно двигают до конца линии.
Упражнение 3.
Линия из точек.
(Стаккато) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Быстро дотрагиваться пальцем до каждой из них, пропевать звук отрывисто и активно.
Что же за послание было в другой бутылке?
Задание 2 группы поют распевку
Ну, дорогие мои, друзья! Вы расшифровали содержимое бутылок.
Можно ли из звуков сложить песню? Конечно можно, но перед пением проведем упражнения на дыхания
Упражнение “Ладошки” (разминочное )
Исходное положение: встать прямо, показать ладошки “зрителю”, руки далеко от тела не уводить. Делайте короткий, шумный. Активный вдох носом и одновременно сжимайте кулачки в ладошки.
Упражнение “Погончики”
Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу.
В момент короткого и шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются
Садитесь, вспомним правила пения сидя.
Давайте ее исполним.
Исполнение песни Шарики 1 куп
Пока мы с вами пели песню, волшебные шарики перенесли нас на остров
«Музыкальных загадок» (проводят старшие)
Ребята, я буду говорить вам первое слово из названия музыкальных групп, а вы продолжите. Договорились?
Я говорю:
Вы:
Руки
Чай
Премьер
Дискотека
Гости
Чунга
вверх
вдвоём
министр
Авария
из будущего
Чанга
Так это же не группа!
За то это следующая песня! Мы ее споем и станцуем, но в начале войдем в образ. Представим себя на этом острове.(Одевают на себя )
“Чунга-Чанга”1 куп (Старшие отгадывают ребус)
(идем по кругу, поднимая руки, на припеве делаем крутилки, кружимся; в последнем припеве крутилка, кружение, дразнилка, кружение, хлопки и подпрыгивают вверх с поднятыми руками)
А сейчас мы отправимся на «Материк музыкальных сюрпризов»
Вы любите сюрпризы, конечно, и я тоже.
Стук в дверь вбегает Печкин. Так, так не ждали меня, я все село обегал, чтобы вручить вам эту посылку.
Печкин: Ребята может это чей-то новогодний подарок затерялся?
Учитель: Давай посмотрим кому он адресован
Печкин: Знаю, знаю, что пришел по адресу
-Но я ее вам не отдам? Почему?
Вы так я полагаю здесь песни поете, а я страсть люблю, как детки поют.
Учитель: Ребята давайте споем для Печкина, ведь всем интересно, что в посылочке находиться.
Присаживайся и слушай небольшой концерт.
«А я по лугу». РНП исп. Макарычева М
«Про капитана» исп Боровиков Р
«Весну звали» из репертуара «Волшебники двора» исп Макарычева А
«Пять февральских роз» исп Агабаева А
«Трамвай» из реп «Улыбка» Исп трио Агабаева А., Макарычева А., Дьякова Л.
Печкин: Ой заслушался, в дорогу пора, забыл ведь, что опаздываю в другую школу. Спасибо, что напомнили. Берите свою посылку!
Спасибо Печкин. Доброго тебе пути!
Ребята открывают посылку, а там (шоколад, телеграмма. Альбом. Спасибо за сюрприз к юбилею школы это все для вас» Музыка.
Учитель: Ребята, а какой музыкальный сюрприз вы подготовили к юбилею школы
Попурри (исполнение школьных песен)
Мы с вами не заметили, как закончилось наше музыкальное путешествие и мы с вами снова в родной школе.
Спасибо за работу. Мы сегодня пели, танцевали, развивали свой голос. И ваш труд не напрасен.
Давайте попрощаемся.
Уходят под музыку.
Литература:
Баранов Б.В. Курс хороведения. М, 1991.
Гладкая С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в
начальных классах. / Музыкальное воспитание в школе. — Выпуск 14.- М., 1989.
Емельянов В.В. »Фонопедический метод развития голоса», 1999 г.
Каменев Ю. Я «Дыхательная гимнастика в системе натуротерапии»., М 2007
Метлов Н.А. »Музыка детям», М., »Просвещение», 1985 г.
Стрельникова «Дыхательная гимнастика»
Приложение: Задания
1. Исполни послание на слоги «Ля, лё»
2. Расшифруй письмо
._. ._ … ._ _ . . ._ _ _._ ._
1. Плачет киска в коридоре у нее большое горе
……………..
2 Черепашка всех смешит потому что………….
Телеграмма:
Спасибо за сюрприз к юбилею школы это все для вас» Музыка.
infourok.ru