cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Валеологическая служба в образовательной организации это – : , —

Содержание

Валеологическая служба в системе образования

Педагогика Валеологическая служба в системе образования

просмотров — 185

Беда современной системы общего образования состоит по сути в том, что она базируется не на методологических, а на информационных принципах, пытаясь ответить на вопрос “сколько?”, а не на вопрос “как?”. Практически предлагается выбор из двух направлений – экстенсификации или интенсификации образования, что только углубляет кризис. Увеличение количества учебных предметов, произвольное расширение учебных программ предлагается как один из вариантов дальнейшего реформирования системы образования. Интенсификация же образования в основном осуществляется ценой ухудшения здоровья учащихся и педагогов.

Но возможен и третий путь – переосмысление стратегии, начиная с пересмотра цели и методологических основ образования и кончая пересмотром профессиограммы педагога и системы управления образованием.

В условиях депопуляции страны (снижение рождаемости и увеличение смертности ведут к отрицательному демографическому балансу) остро обозначаются подлинные ценности: жизнь и здоровье человека. Изречение “Здоровый разум – в здоровом телœе” следует понимать буквально: тщетны попытки взращивания интеллекта нации, когда под угрозой находится жизнь народа.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. К сожалению, гордость за самую совершенную в мире систему здравоохранения обернулась иждивенческим поведением и неспособностью “делать” свое здоровье самостоятельно, когда здравоохранение оказалось фактически разрушенным. Да и не в состоянии никакая медицина компенсировать издержки образования, ибо приобретать болезни легче, чем лечить.

Итак, если цель образования – развитие человека, то в сложившейся ситуации главным направлением общего образования должно немедленно стать обучение здоровью.

Ухудшение состояния здоровья детей и подростков на протяжении их школьного обучения явилось сигналом о крайне важности создания службы формирования здоровья в структуре региональной образовательной системы.

Валеологическая служба — ϶ᴛᴏ служба формирования и обеспечения здоровья человека. Она не заменяет медицинскую службу и не является альтернативой ее. Валеологическая служба объединяет усилия специалистов разного профиля деятельности в педагогическом, психологическом, медицинском, социальном, правовом и любом другом содействии реализации прав каждого человека на созидание, охрану, укрепление и воспроизводство своего здоровья. Валеологическая служба может создаваться на предприятиях, в учреждениях, в том числе образовательных, и в общественных объединœениях.

Организация деятельности валеологической службы представлена четырьмя основными направлениями: 1) диагностический скрининг; 2) мониторинг здоровья; 3) прогностический скрининг; 4) подбор валеогенных и оздоровительных технологий; 5) осуществление коррекции образа жизни, количества и качества здоровья. Диагностика (греч. diagnostikos – способный распозновать) – процесс распознавания и оценки свойств, особенностей и состояний субъекта или объекта͵ заключающийся в целœенаправленном исследовании, истолковании полученных результатов и их обобщении в виде заключения (диагноза).

Скрининг (англ.screening –просœеивание, сортировка) – массовое обследование контингентов населœения с целью выявления лиц с определœенной болезнью (определœенными болезнями) для оперативного принятия лечебно-профилактических мер.

Мониторинг (лат. monitor –тот, кто напоминает, предупреждает) – постоянное слежение за какими-либо объектами, явлениями или процессами. В общем смысле – многоцелœевая информационная система, основные задачи которой – наблюдение, оценка и прогнозирование состояний объекта (субъекта) с целью предупреждения о создающихся критических ситуациях или состояниях.

Мониторинг здоровья (мониторирование, мониторное наблюдение) – длительное наблюдение за состоянием ряда жизненно важных функций организма путем регистрации показателœей этих функций.

Целью валеологической службы образовательного учреждения является всœемерное содействие всœем субъектам образовательного процесса в выборе путей, способов и средств индивидуальной здравотворческой деятельности, начиная с создания мотивации и условий для осуществления этой деятельности, поиска стимулов для утверждения здорового образа жизни и кончая расширением круга лиц, вовлеченных в позитивный процесс созидания здоровья, развития личности и повышения эффективности образования в соответствии с психофизиологическими, конституциональными и половозрастными возможностями человека.

Структура валеологической службы может быть различной в зависимости от типа, наполняемости и сменности образовательного учреждения или структуры муниципальной системы образования.

Деятельность службы ориентирована преимущественно на учащихся, но при непременной валеологической активности педагогов и при соответствии их здоровья и образа жизни целям и задачам валеологического процесса.

Валеологическую службу образовательного учреждения возглавляет заместитель директора по валеологической работе. Методическое руководство службой в муниципальной системе образования осуществляют методисты-валеологи, имеющие соответствующую квалификацию.

Основное ядро службы в образовательном учреждении составляют специально подготовленные педагоги-валеологи, однако в работе службы принимает участие весь педагогический коллектив при условии его валеограмотности.

Первые результаты работы валеологической службы в пяти петербургских школах в 1991 – 92 гᴦ. подтвердили целœесообразность продолжения педагогического эксперимента и нашли отражение в приказах Комитета по образованию от 3 декабря 1993 ᴦ. № 472 “О внедрении валеологической службы в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга” и от 3 октября 1994 ᴦ. № 401 “О внедрении валеологических аспектов в учебный процесс в школах Санкт-Петербурга” (Колбанов В.В., 1998)

На стадии становления валеологической службы в образовательных учреждениях в регионе последовательно решались следующие задачи.

1. Диагностика потребностно-мотивационной сферы учащихся и педагогов.

2. Разработка и внедрение организационно-педагогических мероприятий по валеологическому обеспечению образовательных учреждений.

3. Создание условий жизнедеятельности школы, адекватных образовательному процессу и наиболее благоприятных для саморазвития, самосовершенствования личности и повышения уровня здоровья учащихся.

4. Целœевое обучение педагогов основам валеологических знаний.

5. Внесение изменений в содержание образования (введение предмета “Валеология”, межпредметная интеграция на валеологической основе и с использованием валеологических компонентов образования).

6. Разработка программ непрерывного валеологического образования.

7. Обеспечение психоэмоциональной устойчивости и психологической защищенности ребенка, подростка в микросоциуме (в группе, классе, семье).

8. Паспортизация здоровья и формирование базы данных о состоянии здоровья, о психофизиологических особенностях и возможностях детей, подростков и педагогических работников. Обобщение информации и использование ее для дальнейшего планирования работы учреждения.

9. Валеологическое сопровождение образовательного процесса с дифференцированным выбором образовательных маршрутов учащихся.

10. Разработка инновационных моделœей “Школы здоровья” и координация работы всœех звеньев создаваемой службы.

11. Создание консультативной сети по проблемам валеологии для учащихся, родителœей, учителœей, воспитателœей.

На основании утвержденного Комитетом по образованию Санкт-Петербурга “Примерного положения о валеологической службе образовательных учреждений” в городе создаются районные валеологические службы, для чего в штатное расписание научно-методического центра района вводятся должности методистов-валеологов из расчета: одна ставка на 15 школ и одна ставка на всœе дошкольные учреждения района. Всю валеологическую работу в районе объединяет и координирует руководитель валеологической службы.

Работа валеологических служб районов координируется и анализируется двумя главными специалистами-валеологами (по дошкольному и школьному образованию) городских органов управления образованием. С целью оперативного обмена опытом валеологической работы в городе функционирует постоянно действующий семинар для руководителœей образовательных учреждений, учителœей, воспитателœей и валеологов-организаторов. Руководство валеологической службой в городе осуществляет первый заместитель председателя Комитета по образованию, председатель Координационного совета по охране жизни и здоровья детей.

Таковы особенности валеологической работы в образовательной системе Санкт-Петербурга. Аналогичный опыт сейчас накапливается и в других регионах России, но содержание и формы его отличаются большим разнообразием. При этом общая закономерность в этой области выражается в том, что преобладает тенденция создания валеологических центров, а не валеологической службы образовательных учреждений. Будучи удаленными от большинства образовательных учреждений, эти центры успешно справляются с диагностико-реабилитационными задачами, но не могут решить педагогические проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни, не могут даже определить степень соответствия педагогического процесса индивидуальным возможностям ребенка.

Различие климатических, географических, национальных, демографических и экономических условий не позволяет создать однотипные штатно-организационные структуры валеологической службы в стране, хотя методологическая основа создания и развития валеологической службы образовательной системы должна быть единой.


Читайте также


  • — Валеологическая служба в системе образования

    Беда современной системы общего образования заключается в том, что она базируется не на методологических, а на информационных принципах, пытаясь ответить на вопрос “сколько?”, а не на вопрос “как?”. Практически предлагается выбор из двух направлений – экстенсификации… [читать подробенее]


  • oplib.ru

    Введение педагогическую валеологию — Самое интересное

    .

                Раздел I.  Введение  педагогическую  валеологию

           

                Тема 1 

                Предмет  и задачи педагогической валеологии

                Здоровье и образование — проблемы и перспективы. Педагогическая  валеология  как отрасль валеологии. Роль педагогической валеологии в  развитии системы образования.

               Предмет, цели, задачи валеологии. Понятийный аппарат  педагогической  валеологии. Актуальные проблемы педагогической  валеологии.

                Тема 2

                Методологические основы педагогической валеологии

               Методологические основы становления педагогической валеологии. Связь педагогической валеологии с другими науками. Педагогическая валеология и философия. Педагогическая валеология и педагогика. Педагогическая валеология  и психология. Педагогическая валеология  и медико-биологические науки.

               Методы исследования педагогической  валеологии.

                Раздел II. Теоретические  основы содержания

                                   валеологического   образования

               Тема 3

                 Теоретические  проблемы валеологического образования

                Состояние теории формирования содержания  валеологического образования в педагогике. Методологические основы построения содержания валеологического образования и ее основные проблемы. Цели и задачи валеологического воспи-тания и образования.

               Тема 4

               Валеологизация образовательного процесса.

               Валеологическое обpазование и валеологизация обpазования как  условие сохpанения здоpовья субъектов обpазовательного пpоцесса.  Валеологизация обpазования чеpез  уpоки биологии, физической культуpы, основ безопасности жизнедеятельности, оpганизацию воспитательной pаботы в школе.

            Тема  5

            Региональные подходы к валеологизации  воспитательно-           образовательного процесса.

            Методы и принципы валеологической работы в системе  образования Кузбасса. Пpоблемы и пеpспективы формирования системы здорового образа  жизни в области. Место образовательных учреждений  в реализации программы по формированию здорового образа жизни и созданию единого адаптационно-pеабилита-ционного пpостpанства области.

             Тема 6

             Законодательная и нормативные акты о здоровье детей

             Конвенция ООН о правах   ребенка. Декларация ООН о правах  инвалидов  и умственно-отсталых лиц.

            Закон об образовании, Базисный учебный план, Программа развития   образования Кузбасса, Методологические и оpганизационные подходы к проблеме валеологического обpазования и воспитания .  Отpажение в  этих документах важности и условий  сохpанении и фоpмиpования здоpовья  субъектов образовательного пpоцесса, методологических подходов  и пpактических путей  к решению проблемы.  Опыт школ области в фоpмиpовании валеологической сpеды в образовательных учpеждениях, функциониpования  валеологических служб в pамках концепции деятельности школы.

            Тема 7

           Образовательные программы по валеологии

            Общая характеристика учебного плана. Принципы построения учебного плана  по валеологии. Функции учебного плана. Учебные программы по валеологии. Требования к построению программ по валеологии. Анализ существующих обра-зовательных  программ по валеологии  на соответствие требованиям.

           Тема 8

           Непрерывное валеологическое образование

            Непрерывное валеологическое образование как условие профессионального развития педагогов. Значение непрерывного  валеологического образования для формирования валеологической культуры  всех субъектов образовательного процесса.

           Основные условия  становления и характеристики  системы непрерывного валеологического образования  в России и области.

            Тема 9

            Валеологические центры ( службы) образовательных учреждений

             Организационные основы деятельности  валеологической службы. Цели, задачи и содержание деятельности.   Особенности организации и функционирования  центров в образовательных учреждениях разных типов.

             Правовая организация валеологических служб. Положение о школьной ва-леологической   службе,   педагоге-валеологе   образовательного  учреждения.  Должностные  обязанности  работников валеологической  службы, направления деятельности.

            Тема 10

            Педагог-валеолог в системе валеологического образования

            Квалификационная характеристика педагога-валеолога. Основное содержание и организационные формы работы педагога-валеолога. Структура и содержание деятельности валеолога в образовательном учреждении.

             Тема 11

             Центры здоровья Кузбасса

              Центры научных здоровья и развития Кузбасса как pегиональная  модель осуществления контpоля за состоянием здоpовья детей и педагогов области. Роль центров в валеологическом образовании субъектов образовательного процесса. Концептуальные основания возникновения. Цели и задачи центров. Основные направления деятельности. Принципы деятельности и организации центров. Структуры Центров разного типа. Взаимодействие валеологов образовательных  учреждений со специалистами центров.

            Тема   12

           Валеологизация воспитательно-образовательного процесса

           Валеологический компонент  в преподавание  различных дисциплин.

          Интегpация деятельности специалистов школы (администpации, валеолога, психолога, учителей ОБЖ и физической культуpы, биологии, начальных классов, медицинских pаботников) в создании валеологической  сpеды в школе.

                Тема 13

                Здоровье как фактор профессионального развития  учителя

               Здоровье учителя, профессиональное здоровье учителя.  Особенности профессиональной деятельности  отрицательно  влияющие на  здоровье учителя. Профессиональные болезни педагогов.

             Здоровье учителей Кузбасса:  демографические тенденции,  социальные, психофизиологические,  адаптационные, соматические параметры. Здоровье в иерархии ценностей учителей.   Особенности валеологической и  медицинской активности  учителей.  Проблемы   и  основные  условия формирования  у педагогов  мотивации сохранения своего  здоровья и  здоровья учеников.

           Валеологическое образование педагогов как условие формирования мотива-ции сохранения здоровья. Создание условий в образовательных учреждениях, направленных на сохранение  и укрепление здоровья  педагогов.

           Тема 14

          Основы управления валеологическим образованием

           Сущность и основные принципы  управления  валеологическим  образованием.

     Научно-методические наработки  и  опыт управления валеологизацией образова-тельного процесса на школьном, районном, городском, областном уровнях  в системе  образования Кузбасса.

            Валеологическая компетентность руководителей системы   образования. Основные компоненты  валеологической компетентности. Функциональные обязанности должностных лиц  по валеологизации  воспитательно-образовательного  процесса  в школе.  Валеологический анализ воспитательно-образовательного  процесса в школе. Валеологический анализ урока, расписания, диагностической и коррекционно-реабилитационной работы.

          Целеполагание и планирование валеологической  деятельности на всех уровнях управления.  Школа как образовательный центр по валеологии  для всех  субъектов образования.

        

    odnopartiec.ru

    СГА ответы Комбат бесплатно — 1649.Зач.01;ТБПД.01;1

    Авторские программы, как правило, не учитывают
    Академик Н.М. Амосов при анализе проблемы здоровья отмечал, что человек конца ХХ столетия сталкивался с тремя пороками:
    Аналитический блок валеологического центра служит для
    Астеники отличаются
    Астенические состояния часты у детей, перенесших
    Астеническое состояние характеризуется неспособностью к
    Без стресса человек жить
    Бесконечное проявление мозговой деятельности сводится к
    В 1977 году ВОЗ был провозглашен девиз
    В валеологической службе основное внимание направлено на создание клиники
    В любом коммуникативном процессе участвует
    В настоящее время в России в городах проживает более ________ населения.
    В основе авторитарной системы лежит
    В основе оценки состояния здоровья человека должен лежать принцип
    В основу учения о доминанте положены исследования
    В профилактических целях используются оздоровительное влияние факторов
    В работе валеологического центра выделяется направление на создание
    В рамках развития концепции здоровья ребенка в качестве предшественницы педагогической валеологии, одним из ее методологических компонентов рассматривают
    В России, по данным медиков, могут считаться здоровыми _____ выпускников школ.
    В структуре валеологического центра предусматривается блок
    В условиях плюралистических мнений диалог выступает как сущность
    В школьном периоде завершается переход
    Валеологичесая парадигма требует валеологического анализа каждого
    Валеологическая служба должна обеспечить
    Валеологический подход предполагает учет индивидуальных
    Валеологическое мышление учителя предполагает
    Валеология — это мир знаний
    Владыки Древнего Востока платили своим врачам только за те дни, когда они были
    Всемирная ассамблея здравоохранения является высшим руководящим органом
    Вхождению молодых учителей в педагогический коллектив школы мешает
    Высказывание «Народ здоров, если здорово общество» принадлежит
    Высшей формой развития живых организмов на Земле, субъектом общественно-исторической деятельности и культуры является
    Диагностика функциональных состояний, предшествующих болезням, диагностика резервов здоровья — это ________________ диагностика.
    Диалог между ребенком и учителем — это предпосылка к
    Дидактогения может возникнуть от
    Документ, отражающий условия и содержательную обобщенную характеристику определенной профессии, требования к специалисту — носителю данной профессии, называется
    Донозологическая диагностика предполагает диагностику
    Дородовая и предродовая диагностика развития, состояния зрелости ребенка — это _________ диагностика.
    Естественные вещества растительного происхождения, вызывающие возрастание приспособляемости организма к условиям жизнедеятельности, называются
    Задача учителя состоит в развитии в ребенке представления о
    Закономерно возникающая в организме последовательность реак­ций на повреждающее действие патогенного фактора — это
    Закономерно возникающая в организме последовательность реакций на повреждающее действие патогенного фактора — это
    Здоровье человека напрямую связано с
    Интенсивные методы дают возможность овладеть
    Интенсификация педагогического процесса ведет к
    Истинная цель образования
    Истоки качества образования — в
    К ущербу в развитии интеллекта приводит
    Комплекс медицинских, педагогических, профилактических мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма и трудоспособности, — это
    Комфортные условия существования со снижением возможностей организма и развитием детренированности адаптационных механизмов является
    Критерии профессиональной ценности учителя должны содержать компоненты
    Культуру и характер производства; состояние производственной среды и т.д.; социальную активность индивида — все это в комплексе называют
    Мастерство учителя заключается в выявлении механизмов
    Материалы «Задачи по достижению здоровья для всех» опубликованы Европейским региональным бюро ВОЗ в
    Мера социальной активности, деятельного отношения человеческого индивидуума к миру — это
    Методы группового обучения, максимально использующие все резервы личности, существуют лишь
    Многие современные обучающие технологии
    Многие современные обучающие технологии не учитывают у ребенка
    Модель учительской деятельности должна быть
    На уроках труда проявляется теснейшая связь между
    На школьную валеологическую службу возлагается ответственность за
    Нарушение функции системы, органа или ткани организма, выра­жающееся неадекватностью реакции на действие раздражителей, называется
    Наследственный фактор, структурная и функциональная единица наследственности, контролирующая образование какого-либо признака, — это
    Наследственный фактор, структурная и функциональная единица наследственности, контролирующая образование какого-либо признака, — это
    Наука о валеологическом воспитании человека, направленном на сохранение, укрепление и формирование здоровья и здорового образа жизни на всех этапах его развития, называется
    Наука о проявлениях здоровья, закономерностях и механизмах его формирования, сохранения и укрепления называется
    Наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы достижения вершины развития человека как вида, индивида, личности, субъекта деятельности — это
    Неблагоприятные изменения психического состояния и психогенные реакции, способствующие возникновению неврозов, появляющихся в результате неправильных, неквалифицированных действий врача, осуществляющего ненамеренное внушающее воздействие на пациента, называется
    Негативное психологическое состояние учащегося, вызванное психической травмой, полученной по вине педагога, называется
    Нерациональная организация учебного процесса в школе погружает учителей в
    Новая педагогическая парадигма предполагает __________­­­­­школы
    Новое поколение учителей делится своими проблемами
    Нормализация обмена веществ у учителей после рабочего дня наступает через
    Область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры профилактики заболеваний, обеспечения оптимальных условий существования, со­хранения здоровья и продления жизни, — это
    Образ жизни, уровень производства и производительности труда; степень удовлетворения материальных и культурных потребностей; образовательный и культурный уровни; особенности питания, двигательной активности, межличностных отношений; вредные привычки, состояние окружающей среды — это факторы
    Объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психического и социального благополучия — это
    Один из основных разделов нозологии, учение о путях, механизмах и общих закономерностях возникновения, развития, течения и исхода болезней и патологических процессов — это
    Одним из первых в отечественной педагогической науке и практике психологическое обоснование дифференцированного обучения дал
    Основную задачу учителя видят в том, чтобы
    Основным показателем валеологической технологии является направленность
    Основными факторами валеологических воздействий являются
    Отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда, называют
    Относительное динамическое постоянство внутренней среды (крови, лимфы, ликвора, тканевой жидкости) и устойчивость основных физиологических функций организма (кровообращения, дыхания, терморегуляции, обмена веществ и энергии) — это
    Педагогика, развивающая способность к творчеству, способность сделать нечто новое — это
    Педагогический процесс должен быть
    Педагогический процесс на валеологической основе — процесс сложного
    Педагогическое мастерство заключается в умении перевести процесс самообразования в
    Первая Российская ассамблея «Здоровье народов России» состоялась в
    Перегрузка ребенка происходит из-за того, что
    Переутомление учителя — это следствие
    Переход извне внутрь, процесс переноса (преобразования) внешних воздействий во внутренний план — это
    По данным Всемирной организации здравоохранения за последнее десятилетие заболеваемость неврозами в мире возросла в
    По медицинским показаниям из юношей призывного возраста не годны к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации
    По продолжительности жизни женщин Россия занимает ____ место в мире.
    По продолжительности жизни мужчин Россия занимает ____ место в мире.
    По расчетам ученых, продолжительность жизни человека как представителя животного мира, должна составлять
    Подлинными ценностями являются
    Показателем задержки психического развития является неумение быстро
    Попытка ввести тесты для оценки деятельности учителей встречают
    Предметом валеологии на современном этапе является
    При валеологическом подходе доминирует установка на обучение ребенка
    При принуждении доминируют
    Признаками психосоматической дезадаптации на начальной стадии является
    Принцип « Здоровый разум в здоровом теле — великое благо» сформулировал
    Приспособление строения организма и функций организма, его органов и клеток к условиям среды — это
    Продолжительность жизни — это
    Происхождение, возникновение, развитие, процесс образования и становления развивающегося явления — это
    Протекание психофизиологических функций дистресс
    Протекание психофизиологических функций эустресс
    Противоречие учительского труда гласит: «Все понимают, что учитель должен быть гуманистом, но поступают…»
    Процесс вхождения молодого учителя в педагогический коллектив
    Процесс и результат усвоения системы знаний, умений и навыков, направленных на развитие и укрепление здоровья, осуществление здорового образа жизни — это _________ образование.
    Процесс индивидуального развития организма называется
    Процесс сохранения и развития психических и физиологических качеств человека, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни — это
    Процесс, обусловленный воздействием на организм чрезвычайных раздражителей внешней или внутренней среды, или наличием дефектов развития, при нарушении каких-нибудь одних и реактивной мобилизации других приспособительных механизмов с частичным нарушением саморегуляции и (или) гомеостаза и ограничением свободы жизнедеятельности, называется
    Психологическое побуждение к деятельности, поступку — это
    Пытаясь развивать социальное в человеке, мы губим его
    Раздел патологии, общее учение о болезни, включающее биологические и медицинские основы болезней, а также вопросы их этиологии, патогенеза, номенклатуры и классификации, — это
    Раскрыть новые резервы личности может подход
    Реабилитационно-коррекционный блок валеологического центра служит для
    Реализация учебной работы осуществляется через работу
    Речевая культура учителя может нести для ребенка опасность
    Речевая культура учителя относится к
    Российская педагогическая традиция требует ориентации учителя на изменение качества
    Самая эффективная защита от стресса
    Самосознание может быть творческим только тогда, если оно индуцирует
    Сегодня в центре внимания школы должно быть
    Сегодня школа как система не имеет условий
    Сегодня школа нуждается в
    Система научно обоснованных представлений, понятий, идей, суждений, накопленных человечеством о здоровье и здоровом образе жизни, — это
    Система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам, — это __________ поведение.
    Система школьного образования, основанная на интеграции по горизонтали и вертикали, ориентирована на реализацию трех взаимосвязанных принципов:
    Совокупность генов вида или популяции с присущей данной группе организмов частотой мутаций — это
    Совокупность морфологических и функциональных показателей, характеризующих здоровье человека, — это
    Совокупность особей одного вида, имеющих общий генофонд и населяющих определенное пространство с относительно однородными условиями обитания, — это
    Совокупность хромосомных наследственных факторов, передаваемых от родительской особи к дочерней, — это
    Современное общество нуждается в людях, способных к
    Сопротивляемость, устойчивость организма к воздействию раз­личных повреждающих факторов среды — это
    Составными частями здорового образа жизни являются
    Состояние здоровья человека оценивается по следующим уровням:
    Состояние, возникающее при действии чрезвычайных раздражителей и приводящее к напряжению адаптационных механизмов организма, — это
    Состояние, при котором у человека имеет место совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды, — это ___________ здоровье.
    Социально-психологическая деятельность индивидуума, направленная на укрепление и сохранение здоровья, освоение норм, принципов, традиций здорового образа жизни, превращение их во внутреннее богатство личности, — это __________ культура.
    Способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой, представляет собой
    Среди задач валеологического центра образовательного учреждения выделяется
    Среди учителей, имеющих 15 — 20 лет педагогического стажа, преобладают
    Статистическое понятие, обычно характеризуемое комплексом демографических показателей: рождаемостью, смертностью, дет­ской смертностью, заболеваемостью, уровнем физического разви­тия, индексами здоровья, средней продолжительностью жизни, приростом населения, называют
    Стратегией валеологии является
    Стратегическая задача обучения состоит во включении ребенка в активную деятельность без потерь
    Стресс — это неспецифический ответ организма на любое предъявление ему
    Суггестопедия основана на методе
    Текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития, — это
    Темп жизни ребенка в учебном процессе зависит от
    Термин « валеология» впервые был предложен
    Технология валеологического сопровождения учебного процесса предполагает использование
    Типичные и существенные для данной общественно-экономической формации виды, типы, способы жизнедеятельности человека, укрепляющие адаптивные возможности его организма, способствующие полноценному выполнению им социаль­ных функций и достаточно активному долголетию, — это
    Труд учителя характеризуется большой нагрузкой на
    У учеников необходимо развивать тип мышления
    У учителей чаще встречаются заболевания
    Увеличение плотности урока и суммарной дневной нагрузки осуществляется за счет
    Управленческий блок валеологического центра служит для
    Утверждение «Забота о здоровье ребенка — это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил и венцом этой гармонии является радость творчества» принадлежит
    Утверждение «Здоровье — все, но все без здоровья — ничто» принадлежит
    Учение о причинах и условиях возникновения болезней — это
    Учителей-«непрофессионалов» отличает способность к
    Учитель должен учитывать разную
    Учитель-мастер передает образ
    Учителя-«непрофессионалы» для школы
    Учителя-«непрофессионалы» приходят работать в школу
    Учителя-новички часто испытывают перед администрацией
    Форма теоретической деятельности человека, направленная на ос­мысление своих собственных действий и их законов, — это
    Формирование здоровья детей и подростков — обязанность
    Формы человеческой (индивидуальной и групповой) жизнедеятельности, типичные для исторически конкретных социальных отношений, — это
    Цель валеологического центра в образовательном учреждении
    Центральное место в системе профилактических мероприятий занимает разработка
    Циклические колебания интенсивности биологических процессов и явлений — это
    Часто методы выявления знаний в школе не адекватны
    Эмпатия предполагает

    antimuh.ru

    Валеологическая служба


    МБОУ «Тюльганская средняя общеобразовательная школа №1» Забавина С.В.


    Валеологическая служба
    Идея разработать и реализовать модель валеологической службы на базе Тюльганской средней общеобразовательной школы № 1 возникла в силу обострения проблемы снижения здоровья ученического и педагогического коллективов. По итогам анализа углубленного медицинского осмотра учащихся и диспансеризации (медицинского осмотра) учителей за последние годы обнаружился рост показателей ухудшения здоровья. Среди заболеваний преобладают, прежде всего, желудочно-кишечные заболевания, нарушения зрения, сколиоз.

    Изучение педагогической литературы по вопросам валеологии выявило два опорных понятия: «здоровье» и «образ жизни». Причем последнее понятие рассматривается как главная причина сохранения или потери здоровья. Научно-практической основой указанной причинно-следственной зависимости между здоровьем и образом жизни человека служит концепция академика Ю. П. Лисицина о наибольшем вкладе в индивидуальное здоровье человека образа жизни – 50-55%. Другие факторы влияют следующим образом: экологические – 20-25%, наследственные – 20%, уровень медицинского обслуживания – 10%.

    Стиль жизни в социуме складывается на основе психологических и психофизиологических особенностей поведения личности. Эти направления являются огромным полем действия для общеобразовательной школы. Именно школа может научить детей с самых ранних лет жизни культуре здоровья. Вследствие этого в школе были проведены педагогические советы и общешкольные родительские собрания, итогом которых стало создание группы творческого поиска, главной целью которой является разработка, реализация и перспективы развития валеологической службы в школе.

    В нашей школе есть медицинский, стоматологический, прививочный кабинеты, два спортивных зала, пришкольный стадион. В школе регулярно проводится диспансеризация, прививки, спортивные праздники, школа активно участвует в районных спортивных соревнованиях. Регулярно проводятся беседы о здоровье с учениками, персонал школы обучается правилам ЗОЖ, в школе работает 4 спортивных секции. В школе работает психолог, медсестра, логопед. Штат преподавателей физкультуры укомплектован. Имеется достаточное количество руководителей спортивных секций. Работает эколого-биологичекий клуб «Мыслители», одним из направлений которого является формирование у учащихся потребности ЗОЖ, клуб «Атлет». Оздоровительный потенциал Тюльганской средней общеобразовательной школы №1 достаточно высокий.

    Следовательно, в Тюльганской средней школе №1 возможно создать валеологический центр, который будет координировать здоровьесберегающую деятельность образовательного учреждения.
    Структура управления здоровьем осуществляется через работу школьного валеологического центра. Валеологический центр в соответствии с направлениями деятельности включает структурные подразделения
    Информационно-диагностическое подразделение

    ^

    Медицинское подразделение

    Образовательно-валеологическое подразделение

    Социально-психологическое подразделение

    Подразделение физической культуры

    Административно-хозяйственное подразделение

    ^ одействие формированию у субъектов образовательно-воспитательного процесса устойчивой мотивации здоровой жизнедеятельности, воспитание навыков физической, психической и нравственной деятельности в повседневной жизни.

    Эту цель планируется достичь с помощью организации в школе валеологической службы.
    ^ организация сотрудничества всех субъектов образовательно-воспитательного процесса при создании в школе комфортной среды, необходимой для охраны и укрепления здоровья ученического и педагогического коллективов.
    Создание условий для реализации комплексного подхода здоровьесберегающего сопровождения учебно-воспитательного процесса.
    Задачи валеологической службы:


    1. Способствовать формированию валеологической грамотности всех субъектов образовательного процесса.

    2. Способствовать развитию физических качеств личности, являющихся потенциалом физического здоровья;

    3. Ежегодно проводить диагностику состояния здоровья коллектива школы (учащиеся и ученики).

    4. Создать комфортную среду через психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса.

    5. Собрать, обработать и систематизировать информацию о состоянии здоровья коллектива школы для дальнейшего совершенствования плана действий валеологической службы, направленного на сохранение и укрепление здоровья всех субъектов учебно-воспитательного процесса.

    ^


    1. Создание единого координационного центра по основным подразделениям, который будет осуществлять взаимосвязь валеологической службы с остальными службами «Школы сотрудничества».

    2. Создание системы непрерывного образования здоровьесберегающего сопровождения всех субъектов образовательного процесса.

    3. Создание системы контроля здоровьесберегающего сопровождения учебно-воспитательного процесса.

    4. Создание системы диагностики здоровьесберегающего сопровождения учебно-воспитательного процесса (мониторинг).

    5. Совершенствование учебно-воспитательного процесса с целью сохранения здоровья.

    ^

    В нравственном плане честна, самокритична

    В физическом плане умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме

    ^

    В социальном плане коммуникабельна, понимает юмор, умеет шутить, адаптивна

    В эмоциональном плане – уравновешена, способна удивляться и восхищаться, эмоционально-гибкая

    ^

    Программно-целевое планирование


    Направление

    Формы и виды деятельности

    Мероприятия

    Сроки

    Ответственные

    1. Система диагностики здоровьесберегающего

    сопровождения учебно-воспитательного процесса

    1. Анализ здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

    2. Анализ организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении:

    показатели рациональной организации режима дня;

    изменения функционального состояния и текущая заболеваемость учащихся; анализ организации физкультурно-оздоровительной работы в школе.

    анализ просветительско-воспитательной работы с учащимися;

    анализ организации просветительской и методической работы с педагогами, специалистами, родителями.


    1. Различные формы и методы диагностики здоровьесберегающего сопровождения учебно-воспитательного процесса (учет посещаемости уроков учащимися; учет заболеваемости школьников и педагогического коллектива; оценка роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья школьников; оценка учащимися личностной значимости мероприятий, проводимых в школе по формированию здорового образа жизни).

    2. Анализ медицинской профилактики и динамического наблюдения за состоянием здоровья учителей и учащихся.

    3. Анализ состояния здоровьесберегающего сопровождения учебно-воспитательного процесса.

    4. Выявление возникших противоречий.

    5. Систематический мониторинг и статистическая обработка результатов.

    1.Анкета «Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения».

    2.Организация деятельности системы мониторинга здоровьесберегающего сопровождения УВП.

    3.Анкета №1 «Объем и структура учебной нагрузки».

    4.Анкета№2 «Режим дня школьника».

    5.Анкета №3 «Изменения функционального состояния и текущая заболеваемость учащихся».

    6.Анкета №4 «ЗОЖ».

    7.Анкета №5«Организация физкультурно-оздоровительной работы в классе».

    8.Анкета №6 «Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и ЗОЖ».

    9.Анкета №7 «Организация просветительской и методической работы с педагогами, специалистами, родителями».

    10.Анкета №8 «Медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учителей и учащихся»

    Учет посещаемости уроков учащимися.


    В течение периода

    Администрация школы, руководители подразделений валеологической службы, руководитель

    информационно-методического центра


    2. Система совершенствования учебно-воспитательного процесса с целью сохранения здоровья

    1. Изучение и анализ инноваций по организации и совершенствованию здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса.

    2. Совершенствование учебно-воспитательного процесса педагогическими сотрудниками через поиск здоровьесберегающих технологий с целью оптимизации учебной нагрузки, сохранения и укрепления здоровья учащихся.

    3. Организация научно-методического сопровождения валеологической службы:

    разработка системы контроля здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса;

    разработка системы диагностики здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса;

    разработка системы планирования здоровьесберегающего сопровождения УВП;


    1. Организация деятельности, направленной на обучение учащихся здоровому образу жизни.

    2. Коррекция и координация проектно-методической деятельности учителей, авторских групп.

    3. Организация совместно с административно-правовой службой методической здоровьесберегающей деятельности в школе.

    4. Организация классных и общешкольных родительских собраний, совещаний педагогического коллектива.

    5. Проектирование программы «Образование и здоровье».

    6. Создание в школе валеологической службы.

    7. Разработка критериев эффективности деятельности валеологической службы школы.

    8. Создание условий для сотрудничества с организациями, обеспечивающими методическую помощь в организации деятельности школы по здоровьесберегающему сопровождению УВП.

    1. Творческие семинары, мастер-классы.

    2. Информационные «летучки».

    1. Работа ШМО классных руководителей по проблеме «Сохранение и укрепление здоровья учителей и учащихся».

    1. Создание информационно-методических буклетов.

    2. Сообщения на педагогических советах.

    3. Тематические лекции на общешкольных родительских собраниях.

    1. Родительская конференция по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей.

    1. Создание интерактивных мультимедийных презентаций для сопровождения здоровьесберегающего образовательного процесса.

    2. Информационно-методическое накопление материалов на странице образовательно-просветительской службы «Комфортная среда» сайта «Школы сотрудничества».

    1. Курсы повышения квалификации для руководителей подразделений валеологической службы.

    В течение периода

    Административно-правовая служба, руководители подразделений валеологической службы и информационно-методического центра, руководители МО.

    3. Система планирования здоровьесберегающего сопровождения учебно-воспитательного процесса

    1. Разработка плана действий по реализации здоровьесберегающего сопровождения УВП.

    2. Организация системы диагностики здоровьесберегающего сопровождения УВП.

    3. Организация системы контроля здоровьесберегающего сопровождения УВП.

    4. Определение направлений работы подразделений валеологической службы.

    5. Разработка программы действий подразделений.

    6. Разработка программы валеологической службы «Образование и здоровье».

    7. Прогнозирование ожидаемых результатов деятельности валеологической подразделений и службы в целом.

    8. Разработка плана действий по реалиации программы валеологической службы

    9. Реализации программы валеологической службы «Образование и здоровье».

    10. Совершенствование программы валеологической службы «Образование и здоровье».


    1. Круглые столы инициативной творческой группы.

    2. Доклад на совместных совещаниях «Школы сотрудничества».

    3. Защита и утверждение программы работы валеологической службы на педагогическом совете.


    В течение периода

    Инициативная творческая группа, администрация, руководитель валеологической службы

    4. Система контроля здоровьесберегающего направления учебно-воспитательного процесса

    1. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм организации УВП, нормированием учебной нагрузки и профилактики утомления учащихся; обеспечением сбалансированного питания в школьной столовой;

    2. Систематическое отслеживание результатов деятельности подразделений валеологической службы (увеличение числа учителей, учащихся и родителей приобщающихся к ЗОЖ, снижение числа больных ОРЗ)

    3. Статистический анализ и выявление корреляций между прогнозируемыми результатами деятельности и динамикой (+/-) здоровьесберегающего сопровождения учебно-воспитательного процесса.

    4. Идентификация ошибочных действий.

    5. Создание банка данных, для изучения динамики учебно-воспитательного процесса и его совершенствования.

    6. Контроль за организацией здоровьесберегающей среды в ходе учебно-воспитательного процесса.

    7. Контроль за организацией физкультурно-оздоровительной работы.

    8. Контроль за просветительско-воспитательной работой с учащимися и родителями, направленный на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

    9. Контроль за организацией просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями.


    1. Аналитические отчеты по состоянию здоровьесберегающей деятельности образовательно-воспитательного процесса (анализ школьной среды; характеристика питания школьников; анализ организации режима дня, учебной нагрузки и внеурочной нагрузки школьников; анализ физкультурно-оздоровительной работы; анализ организации медицинской помощи, уровня и динамики состояния здоровья учащихся младших и старших классов; анализ факторов внешней среды, способной оказывать негативное воздействие на состояние здоровья школьников (экологические, социальные, экономические) с использованием информационно-коммуникационных технологий на базе информационно-методического центра.

    2. Опросы, анкетирование участников образовательного процесса.


    В течение периода

    Руководители подразделений валеологической службы, администрация школы и руководитель информационно-методического центра.

    6. Проектирование и внедрение.

    1. Проектная деятельность учащихся (учебные, творческие, групповые, межпредметные проекты).

    2. Проектная деятельность педагогов (совершенствование образовательного процесса через поиск здоровьесберегающих технологий; разработка авторских методик; интегрированных курсов; программ элективных курсов здоровьесберегающего направления).

    3. Организация деятельности валеологической службы.

    4. Создание программ сотрудничества с родителями (программа группы родительского контроля здоровьсберегающего сопровождения образовательного процесса; программы культурных спортивных мероприятий).

    5. Организация интегрированных внутришкольных и межведомственных образовательно-воспитательных проектов (например, «Здоровая семья»).

    6. Организация ученических конференций по сохранению и укрепления здоровья всех субъектов образовательного процесса.

    7. Разработка научно-прикладных ученических проектов (например, «Химия и здоровье школьника», «Научись любить себя»)


    1. Защита проектов в рамках Школьной академии наук.

    2. Представление и защита проектов на школьных научных конференциях учащихся.

    3. Научно-практические конференции педагогов.

    4. Семинары и мастер-классы.

    5. Тематические классные и общешкольные родительские собрания.

    6.Форумы участников образовательного поля с использованием ресурсов сети Интернет.


    В течение периода

    Руководители образовательно-просветительской службы и информационно-методического центра, руководители творческих групп.

    ^


    Направления

    Формы и виды деятельности

    Мероприятия

    Сроки

    Ответственные

    Примечание

    1. Образовательно-валеологическое, направленное на повышение валеологической грамотности всех субъектов образовательного процесса

    Различные формы организации учебно-воспитательного процесса с учетом его психологического и физиологического воздействия на организм учащихся.

    Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм организации УВП, нормирование учебной нагрузки и профилактики утомления учащихся.
    Разработка и реализация обучающих программ по формированию культуры здоровья и профилактике вредных привычек

    Прогнозирование мер по устранению неблагоприятных и активизации благоприятных факторов, влияющих на здоровье учащихся.

    Сотрудничество валеологиеской службы с организациями, обеспечивающими научно-методическую помощь (ЦРБ, Медакадемия и др.)

    Создание системы непрерывного здоровьесберегающего образования педагогов, учащихся и родителей школы сотрудничества


    Организация контроля за соблюдением рационального сочетания учебно-воспитательной деятельности учащихся и отдыха:

    — использование методик и методов обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся;

    — проведение активно-двигательного характера в начальной школе.

    Организация и проведение контроля выполнения санитарных правил.

    Проведение микроисследований в области соблюдения учащимися:

    — правильного режима дня;

    — здорового образа жизни;

    — оценка отношения к учебным предметам;

    — оценка отношения к учебному процессу.

    Анализ полученных блоков информации (педагогического, воспитательного, медико-профилактического) с целью коррекции и дальнейшей разработки
    Регулярное проведение Дней

    здоровья.

    Гигиена в учебно-воспитательном процессе:

    проведение физкультминуток и физкультпауз.

    Организация лагерей отдыха дневного пребывания.
    Контроль за соблюдением светового и теплового режима.

    Подбор школьной мебели для

    учащихся.

    Работа по озеленению школьных кабинетов, столовой, фойе.

    Гигиена в учебно-воспитательном процессе:

    проведение физкультминуток и физкультпауз;

    организация лагерей отдыха дневного пребывания.
    Общешкольная родительская конференция.
    Введение программы «Самопознание, самосознание, саморегуляция» в 4 – 11 классах.

    Создание в школе кабинета релаксации.
    Элективные курсы, направленные на формирование культуры здоровья.

    Уроки здоровья.

    Введение программы «Самопознание, самосознание, саморегуляция» в 4 – 11 классах.

    Сотрудничество с физкультурно-оздоровительными учреждениями.
    Обеспечение санаторными путевками.
    Научно-практические консультации, семинары, конференции с представителями этих организаций.
    Проблемно-ориентированные курсы для руководителей подразделений на базе этих организаций.

    Активные лекции, семинары-практикумы, открытые занятия для учителей и родителей с элементами теории и практики здоровьесберегающего сопровождения учебно-воспитательного процесса.


    Постоянно

    Администрация школы
    Зам. директора по воспитательной работе

    Руководитель образовательно-валеологического подразделения
    Руководители подразделений валеологической службы, администрация
    Зам. директора по

    воспитательной работе

    Руководитель подразделения физической культуры
    Зам. директора по

    воспитательной работе
    Администрация,

    Зам. директора по

    АХЧ
    Учителя технологии,

    эколого-биологический клуб, классные руководители.
    Валеологическая служба, администрация

    Валеологическая служба, администрация,

    психолог

    Психолог

    Учителя биологии, химии, физкультуры
    Специалисты ЦРБ, классные руководители,

    психолог

    Руководители подразделений валеологической службы,

    профком,

    валеологический центр.
    Администрация школы

    Руководители подразделений валеологической службы


    Информационные ресурсы по вопросам сохранения и укрепления здоровья

    Программа «Образование и здоровье»


    2. Физическое воспитание

    Мониторинг физического развития школьников.

    Мероприятия, направленные на укрепление здоровья школьников и учителей, создание условий для гармоничного развития.


    Организация уроков физкультуры на основе анализа состояния здоровья учащихся в соответствии с группой здоровья.

    Вводный и итоговый мониторинг состояния здоровья учащихся и учителей.

    Ведение валеологической карты учителей и учащихся.

    Включение в программу «Здоровье» видов спортивных секций.

    Организация во время УВП: прогулок, физкультминуток, подвижных игр, спортивных часов.

    Расширение сети спортивных секций.
    Создание игровой комнаты для учащихся начальных классов.
    Регулярное проведение спортивных соревнований и праздников на всех ступенях обучения.

    Проведение внутришкольной спортивной спартакиады учащихся.

    Проведение конкурса на самый спортивный класс.

    Увеличение времени проведения уроков физической культуры на свежем воздухе

    Укрепление здоровья учащихся и педагогов через занятия в тренажерном зале.

    Факультативные занятия по физическому воспитанию в 9-11 классах.


    Постоянно

    Медсестра, руководитель подразделения физической культуры,

    медсестра

    Медсестра,

    руководитель подразделения физической культуры
    Учителя физической культуры;
    Руководители секций классных руководителей
    Руководитель подразделения физической культуры

    Учителя начальных классов
    Руководитель подразделения физической культуры

    Руководитель подразделения физической культуры

    Учителя физической культуры, заместитель директора по воспитательной работе
    Руководитель подразделения физической культуры


    Программа

    физического воспитания по оздоровлению учащихся и учителей


    3. Медицинское

    создание системы медико-профилактического сопровождения УВП и контроля санитарных правил СанПиНа


    Система мониторинга состояния здоровья ученического и учительского коллектива.

    Система коррекции нарушений соматического здоровья с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий.

    Организация питания.

    Организация медико-профилактической деятельности.

    Организация медицинского обслуживания.


    Обследование детей, поступающих в школу.

    Проведение ежегодных медицинских осмотров учащихся и учителей

    Мониторинг состояния здоровья учащихся от 1-го до 11-го класса

    (анкетирование, опрос, наблюдение)

    Выявление учащихся с ослабленным здоровьем, длительно болеющих, состоящих на диспансерном учете

    Отслеживание за больными на основании справок, через классных руководителей.

    Проведение микроисследований в области соблюдения учащимися:

    — здорового образа жизни;

    — правильного режима дня.

    Создание банка данных о состоянии здоровья обучающихся для здоровьесберегающего сопровождения учебно-воспитательного процесса.
    Контроль за санитарным состоянием помещения школы и санитарно-гигиеническими условиями обучения учащихся (состояние помещений, освещения, температурный режим).

    Подбор школьной мебели для

    учащихся.

    Проведение рейдов чистоты по санитарному состоянию школы.

    Контроль организации и соблюдения режима дня.

    Продолжительность уроков, перемен, прогулок, выполнения домашних заданий.

    Организация динамических пауз.

    Контроль над соблюдением санитарно-гигиенических норм в школьной столовой.
    Санитарное состояние и содержание помещений пищеблока, посудомоечной и обеденного зала.

    Сроки реализации скоропортящих продуктов.

    Использование йодированной соли.

    Системный контроль за качеством продуктов питания и питьевой воды.

    Контроль обеспечения сбалансированного питания всех учащихся в школе.
    Профилактика и коррекция снижения остроты зрения.

    Профилактика и коррекция нарушения осанки.

    Профилактика воспалительных заболеваний.

    Проведение разъяснительной работы среди учащихся перед проведением прививок, профилактическим осмотром, лечебно-профилактическими мероприятиями.

    Проведение бесед по профилактике алкогольной и наркотической зависимости среди учащихся.

    Организация деятельности логопедического сопровождения УВП, направленная на выявление, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности

    Проведение закаливающих мероприятий в школьном летнем лагере.

    Создание банка данных о состоянии здоровья обучающихся для здоровьесберегающего сопровождения учебно-воспитательного процесса.

    Формирование групп детей для занятий лечебной физкультурой в школе.

    Распределение учащихся по группам здоровья на основе медицинского осмотра.

    Профилактические прививки.

    Профилактика инфекционных заболеваний (грипп, ОРЗ…).

    Гигиена школьника.
    Наличие, санитарное состояние, содержание и укомплектованность медкабинета.

    Наличие необходимых медикаментов.

    Наличие медицинских книжек сотрудников и валеологических карт учащихся.

    Контроль сроков прохождения медосмотров.


    Постоянно

    Руководитель медицинского подразделения,

    детский педиатр,

    классные руководители,

    руководитель медицинского подразделения
    Руководитель медицинского подразделения

    Руководитель медицинского подразделения

    Социальный педагог

    Руководитель медицинского подразделения

    Логопед

    Руководитель медицинского подразделения


    Программа

    Медицинского подразделения, направленная на сохранение здоровья коллектива школы


    4. Социально-психологическое

    Мониторинг психического развития школьников.

    Организация службы психологической помощи учителям и учащимся по преодолению стрессов, тревожности, содействия гуманного подхода к каждому ученику, формирования сотруднических отношений.

    Организация и контроль обеспечения сбалансированного питания всех учащихся в школе.


    Мониторинг причин, влияющих на ухудшение состояния здоровья и нарушение гармоничного развития личности.

    Диагностика готовности ребенка к поступлению в школу с выявлением степени морфофункциональной зрелости ребенка

    Проводить обследования бытовых условий учащихся с целью улучшения гигиенического режима школьника в семье.
    Профилактические беседы с детьми группы «риска», детьми инвалидами

    Социологический опросник «Состояние здоровья школьников».

    Определения состояния психо-эмоционального статуса учащихся.

    Проведение индивидуальных и групповых бесед с родителями, у которых дети больны, физически ослаблены.

    Организация работы с учащимися, требующими психологической коррекции и поддержки.

    Повышение компетентности и уровня знаний учителей, классных руководителей, родителей, учащихся в области физиологии и психологии.

    Регулярное проведение тренингов общения со старшеклассниками.
    Организация питания учащихся.

    Контроль обеспечения сбалансированного питания учащихся.


    Постоянно

    Социальный педагог, школьный психолог, классные руководители,

    психолог

    Социальный педагог

    Психолог,

    социальный педагог
    Социальный педагог

    Психолог

    Психолог, социальный педагог

    Социальный педагог
    Психолог, социальный педагог
    Психолог
    Социальный педагог


    Программа ведения психологической помощи

    Программа ведения социальной помощи


    1. Информационное

    6. Административно-хозяйственное подразделение в системе валеологической службы


    Научное и информационное обеспечение.

    Оперативная обработка, систематизация и хранение информации о состоянии здоровья учащихся.
    Информирование субъектов УВП о результатах проводимой валеологическим центром деятельности.

    Работа коррекционного совета совместно с Советом школы и администрации для анализа и совершенствования плана работы валеологической службы.

    Административно-хозяйственная деятельность подразделения, направленная на поддержание санитарно-технического состояния здания школы и прилегающей территории.


    Обеспечение УВП учебно-методическими пособиями ЗС сопровождения.

    Отбор эффективных методов оздоровления учащихся в условиях школы.
    Обработка результатов мониторинга здоровья учащихся и учителей для здоровьесберегающего сопровождения учебно-воспитательного процесса.
    Анализ полученной информации с целью коррекции и планирования дальнейшей деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
    Обобщение и распространение полученных результатов работы службы через:


    1. Выступления на педагогическом совете.

    2. Общешкольную конференцию.

    3. Выступления на общешкольных родительских собраниях.

    4. Интерактивное распространение полученных данных на сайте информационно-методического центра для всех субъектов Школы сотрудничества.

    Круглые столы, проводимые 1 раз в четверть
    Ремонт и поддержание в надлежащем состоянии здания школы:

    — санитарно-техническое состояние помещений, в т. ч. работа инженерных коммуникаций;

    — микроклимат помещений, где пребывают дети;

    — оптимальные размеры рабочей зоны в классе;

    — расстояние от доски до первого блока парт.
    Контроль и анализ содержания помещений:

    — тепловой режим;

    — световой режим;

    — воздушный режим;

    — загрязненность.
    Контроль и анализ оборудования классных помещений:

    — наличие необходимой мебели;

    — наличие необходимого оборудования в предметных кабинетах: физики, химии, биологии, информатики, спортивных залах;

    — санитарно-гигиеническое состояние лаборантской кабинета физики, химии, биологии и наличие в ней необходимого лабораторного оборудования.
    Приобретение:

    -мебели;

    — спортивного инвентаря;

    — бытовой аппаратуры.

    Обеспечение УВП учебно-методическими пособиями и оборудованием.

    Обеспечение медицинскими препаратами и оборудованием.

    Капитальный ремонт помещений.

    Оборудование спортивной площадки на пришкольном участке.
    Анализ состояния пришкольного участка:

    — озеленение;

    — состояние спортивных площадок и спортивных сооружений;

    — травмоопасные зоны;

    — загрязненность.

    Создание декоративно-парковой зоны на пришкольном участке
    Поддержание школьного микроавтобуса «Газель» в исправном состоянии.


    Постоянно

    Руководители подразделений
    Руководители подразделений
    Руководитель информационно-диагностического подразделения
    Руководители подразделений валеологической службы

    Руководитель валеологической службы

    Заместитель директора по АХЧ,

    учителя технологии

    ^


    1. Повышение культуры здоровья и потребности здорового образа жизни всех субъектов учебно-воспитательного процесса.

    2. Снижение учащихся с вредными привычками в социальном, физическом и психологическом плане.

    3. Увеличение числа учителей, учащихся и родителей, приобщающихся к ЗОЖ.

    4. Создание в школе условий для развития физических качеств личности через разработанную систему мероприятий, направленных на укрепление здоровья школьников и учителей.

    5. Создание банка данных о состоянии здоровья коллектива школы для анализа, корректировки и прогнозирования здоровьесберегающего сопровождения учебно-воспитательного процесса.

    6. Создание в школе комфортной образовательной среды для повышения качества знаний, сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей.

    7. Перспективное планирование развития валеологической службы.

    pochit.ru

    1.3 Валеологическое сопровождение как условие соблюдения здоровьесберегающих принципов в обучении. Здоровьесберегающие принципы в организации учебно-воспитательного процесса

    Похожие главы из других работ:

    Здоровьесберегающие технологии в образовании детей с нарушением слуха

    2.1 Функции здоровьесберегающих технологий

    Формирующая функция: Осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные свойства…

    Здоровьесберегающие технологии в образовании детей с нарушением слуха

    2.3 Классификации здоровьесберегающих технологий

    Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогического процесса в детском саду…

    Здоровьесберегающие технологии в образовании детей с нарушением слуха

    ГЛАВА 3. Изучение опыта применения здоровьесберегающих технологий в обучении детей с нарушением слуха

    Здоровьесберегающие технологии в условиях начальной школы

    1.1 Сущность здоровьесберегающих образовательных технологий

    В условиях, когда образование стало всеобщим, а профессия учителя массовой, надеяться на индивидуальное мастерство педагога становится всё труднее. Поэтому в настоящее время педагоги и методисты ведут активные поиски дидактических средств…

    Использование фольклора в валеологическом воспитании детей

    2. Валеологическое воспитание дошкольников

    Новые средства и методы образования

    11. Сопровождение развития в образовании

    В последнее время в образовании широко распространяется сеть сопровождения развития. Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий условия для принятия оптимальных решений в различных жизненных ситуациях…

    Основы методов и принципов словарной работы при обучении детей старшего дошкольного возраста

    Глава 1. Теоретические основы методов и принципов словарной работы при обучении детей старшего дошкольного возраста

    Особенности профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях с учениками старших классов

    2.3 Психологическое сопровождение профориентации

    Основным в профориентации является ее психологическое сопровождение, что объединяет под собой различные формы и методы профессиональной диагностики и различные профконсультации…

    Особенности формирования здорового образа жизни школьников в общеобразовательном учреждении

    1.3 Характеристика здоровьесберегающих технологий

    При внедрении в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, которые предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья учащихся…

    Педагогические здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в 5-7 классах

    1.2 Принципы здоровьесберегающих технологий

    Цель здоровьесберегающих образовательных технологий — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни…

    Разработка межпредметных связей и внедрение их на уроках математики

    2.1 Система межпредметных задач на основе принципов устойчивого развития как условие межпредметной интеграции на уроках математики

    Межпредметный характер образования устойчивого развития является препятствием для внедрения его в учебный план школы или в учебные программы каких-либо предметов…

    Реализация принципов системности и последовательности в организации обучения дошкольников

    1. Проблемы использования принципов системности и последовательности в организации обучении дошкольников в психолого-педагогической литературе

    В психолого-педагогической литературе обращается внимание на то, что содержание принципа систематичности и последовательности к нашему времени точно не определено. Само название принципа формулируется тоже по-разному. При этом отмечается…

    Реализация принципов системности и последовательности в организации обучения дошкольников

    2. Характеристика принципов системности и последовательности в организации обучении дошкольников

    Принцип опирается на следующие научные положения: человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира…

    Система элективных курсов по информатике для предпрофильной подготовки «Компьютерная и информационная безопасность»

    3.2 Педагогическое сопровождение элективного курса

    Педагогическое сопровождение основывается на принципах системности, актуальности, прогностики, комплексности решения образовательных проблем, гуманизации образования, и должно быть направлено на решение совокупности научных…

    Социально-педагогическое сопровождение семей учащихся начальной школы с проблемами в обучении

    1.1 Понятие социально-педагогическое сопровождение

    По определению М. Р. Битяновой, сопровождение — это система профессиональной деятельности педагогического сообщества…

    ped.bobrodobro.ru

    Валеологизация образования

    Концепция валеологизации образования основана на идее школы как механизма адаптации, как социального института, который вводит молодое поколение в культуру, адаптирует его к требованиям общества, обучает выходу за пределы данной конкретной культуры, расширяет коммуникативные способности, помогает представлять себя частью большого и сложного мира, учит действовать в нем и достигать поставленной цели. Реально же школа всегда готовила человека к эксплуатации. Индустриальное общество механистически рассматривало человека как трудовой ресурс и человек усвоил точно такое же отношение и к природе, и к себе, и к обществу. Система образования ХХ века в совершенстве выучила человека вырабатывать высокие технологии эксплуатации, применимые как к природе, так и к себе – именно для этого использовался его творческий потенциал. Человек привык к затратным видам поведения, которые не позволяют ему вовремя восстанавливать свои жизненные ресурсы1.


    Формируемая в настоящее время валеопедагогика ставит не только гуманистическую задачу сохранения и поддержания творческого потенциала личности, но и задачу обучения человека практике сохранения, поддержания и производства физиологического, психологического, социального, деятельностного, творческого и прочих видов ресурсов. Эта концепция позволяет школе на новом уровне решать проблемы адаптации человека к самостоятельной жизни, скорректировать механизмы его введения в общество, помочь в развитии собственного потенциала и, в первую очередь, в поддержании и укреплении собственного здоровья.

    Проблема сохранения здоровья выходит за пределы борьбы с болезнями. Здоровье оказывается немедицинской проблемой и требует философского осмысления. Медицина работает с болезнями, занимается патологиями, образованию же более свойственны поиск и предложение таких практических форм деятельности, которые обеспечили бы возможность предотвращения заболеваний, возникновения патологических состояний. Валеологическая практика связана с поиском методов работы не с патологиями, а с потенциями человека2. Человек в учебном заведении должен не терять здоровье, а как минимум сохранять его, как оптимум – укреплять, как максимум – производить, генерировать. Система валеологического образования призвана научить человека помогать своей природе в процессе выполнения различных видов деятельности, привить ему навыки самостоятельной адаптации к современным нагрузкам, содействовать в самоактуализации и в увеличении потенциала здоровья.

    С древних времен известно, что полноценное формирование человека возможно только при одновременном развитии его духовной и физической культуры. Сегодня, когда более 40% студентов первого курса нуждается в коррекции зрения, 25% имеет нарушение функций опорно-двигательного аппарата, процент практически здоровых упал почти до нуля, 20 % юношей по физиологическим данным не имеют возможности стать отцами, возникла угроза, что через 2-3 поколения негативные тенденции формирования генофонда и потенциала общества могут принять необратимый характер3.

    С 1980 года в России интенсивно развивается валеология (от лат. vale – здравствовать, быть здоровым), новая наука об индивидуальном здоровье человека, его охране, укреплении, умножении и воспроизводстве, о здоровье как общественном богатстве и потенциале общества. Валеология изучает различные параметры здорового образа жизни человека, являясь по своей сути медициной здоровья. Она формирует основы валеологического образования, предназначенного для обеспечения равных стартовых возможностей всем гражданам в выборе индивидуального здорового образа жизни, основанного на валеологическом мышлении, разработке индивидуальных поведенческих стратегий и устойчивой мотивации здорового образа жизни.

    В дополнение к валеологии, как просветительско-медицинскому способу отношения к здоровью (от работы с патологиями организма – к формированию здорового образа жизни), формируется философско-технологический (от работы с потенциями человека – к формированию естественного состояния здоровья) способ производства ресурса жизненных сил, получивший название валеотехнологии. Валеологизация образования сегодня в основном ассоциируется с внедрением идей валеологии как медицины здоровья в культуру современного человека, хотя существенно более продуктивным является валеотехнологический подход (философия и технология освобождения от проблем здоровья, автоматизм здоровья), предстоящий к осмыслению и реализации в ближайшем будущем.

    Одной из основ валеологизации высшего образования является идея о том, что годы, проведенные в высшей школе не только не должны усугублять уже имеющиеся отклонения в здоровье абитуриента, но должны улучшить резервные и адаптационные возможности организма выпускника. Именно в вузе студент может научиться помогать своей природе в процессе выполнения интенсивных интеллектуальных, психологических и физических нагрузок. Подобные стрессорные тренинги и составляют сущность валеопедагогики, обращающей «беду» многоканальной полифункциональной образовательной деятельности субъекта учения «во благо» поливалентной социальной деятельности субъекта труда в подвижных условиях рыночных отношений.

    В условиях и обстоятельствах применения валеообразовательных технологий студент может получить навыки самостоятельной адаптации к современным нагрузкам, научиться накапливать и использовать индивидуальный опыт для решения творческих задач. Он оказывается в состоянии выработать правила оптимального отношения к себе, к своему организму, к своей индивидуальности, стать «специалистом по самому себе», усвоить ответственность за собственное развитие, а также по-новому взглянуть на проблему «эксплуатации своего потенциала» и отказаться от системного подхода по отношении к самому себе (как к механизму или системе, которую можно как машину наладить или систематически лечить) в пользу информационного подхода (мышления себя целостно включенным в информационное поле социальных и биологических взаимодействий). Эта мировоззренческая проблема, погруженная в область философии, и составляет сущность процесса валеологизации образования.

    Валеообразовательные информационные технологии дают возможность студенту научиться вырабатывать не затратные, а сохраняющие технологии жизнедеятельности (ресурсосберегающие, ресурсовоспроизводящие и ресурсопроизводящие), которые позволят ему рефлекторно снимать напряжения, предшествующие патологическим явлениям. Они помогают выстроить такое отношение человека к самому себе, когда проблема его здоровья будет благоприятно решаться в системе оптимизации отношения к собственной природе. Студенту здесь приходится занимать интегративную, обобщающую позицию: он овладевает своими ресурсами, накапливает информацию для того, чтобы продвинуться в совершенствовании собственных отношений с миром.

    Одновременно, на основе этой информации, умения выбирать и оценивать ее, опираться на полученные знания, извлекать из них пользу, человек оказывается в состоянии укреплять свой жизненный потенциал, свои биологические, деятельностные, творческие ресурсы. Очевидно, что задача эта исключительно индивидуальна: ни одно общество, ни одна социальная среда, ни одна образовательная система не в состоянии решить подобную задачу, пока человек сам не заинтересован в себе самом. Это и делает проблему здоровья проблемой самообразования, проблемой философской, а не медицинской. Здоровье личности, ее адаптивные возможности изначально связаны с тем, как человек осознает самого себя, как он рассматривает себя в системе отношений. Важно и то, насколько у него развиты столь различные личностные механизмы, как творчество и самосохранение.

    Основой валеологизации образования с точки зрения информационного подхода является формирование валеологического мышления, то есть позитивного отношения к здоровью. Для решения данной задачи нами предлагается, во-первых, проводить классификационное разделение студенческой массы на три подгруппы: 1)заранее внутренне мотивированные на ведение здорового образа жизни, 2)поддающиеся мотивации и 3)неподдающиеся мотивации. Данное разделение следует проводить с помощью подготовленной системы тестов уже на стадии поступления в вуз, формирование учебных групп в дальнейшем необходимо производить с учетом полученных данных. Во-вторых, необходимо внедрять в учебный процесс внешние мотивационные факторы в виде экономических, социальных и идеологических стимулов.

    Следующим этапом валеологизации образования является системное исключение ведения студентом аутопатогенного (саморазрушающего, девиантного) образа жизни (употребление легальных и нелегальных наркотиков, алкоголизм, курение, бессистемное поглощение информации, повышение уровня дистрессов). Решение данной задачи полагает использование стимулирующих приемов, наиболее эффективными из которых являются приемы экономического стимулирования.

    По выполнении двух первых этапов, основной задачей валеологизации образования становится укрепление здоровья с помощью концепции аутопозитивного (восстановительного) поведения, включающего в себя организацию оптимального дыхания и питания, движения и неподвижности, сна и бодрствования, регулярной физической нагрузки и стрессорных тренингов, культурной и медицинской активности. Для этого необходимо, с одной стороны, участие общества в целом, без которого невозможна полноценная оптимизация здоровья, а с другой – необходимо дать возможность каждому студенту заниматься тем аспектом ЗОЖ, который для него наиболее приемлем. Организация ЗОЖ понимается нами не как обязательная, режимная деятельность, не как питание по калориям и многокилометровые забеги, но как таковая, что ЗОЖ постепенно становится неосознаваемым, рефлекторным (формирование рефлекса здоровья), не отнимающим времени у современного занятого человека.

    Основой подобного поведения в вузе могут (должны) стать занятия инновационной физической культурой, в учебный курс которой включаются (в дополнение к традиционным практическим занятиям) лекции по философии, психологии и технологии здоровья, самостоятельная теоретическая и практическая проработка значительного информационного и технологического объема материалов. В качестве дополнительных мер по валеологизации образования могут быть использованы такие, как организация диетического питания, фито-баров, рекреационных зон и помещений, эргономичное оборудование и мебель, введение блоков специфических валеопроцедур в каждую учебную дисциплину и валеопауз в каждый вид аудиторных и внеаудиторных занятий.

    В рамках решения проблемы валеологизации высшего образования нами разработан и внедрен интегративный блок учебных дисциплин, технологическим основанием которого является курс «Эргономика», изучаемый студентами на первом курсе. В курсе формулируются основные требования к предметам окружающей среды (в первую очередь, профессиональной) для обеспечения физиологического и психологического комфорта деятельности человека и предотвращения различных заболеваний, вызванных отношениями в системе «человек–машина».

    Адаптационные технологии изучаются и реализуются в рамках дисциплин «Основы научной деятельности» и «Основы самоменеджмента», включающих практическое владение технологиями эффективной памяти, речи, письма, творчества и пр.

    Мировоззренческой основой, формирующей базовые представления студента об окружающем мире и своем месте в нем, являются дисциплины «Технология социальной деятельности» и «Экологическая культура и технологии здорового бизнеса» для студентов вторых и третьих курсов4, отражающие эволюцию экологического сознания человека от идей антропоцентризма, социального оптимизма и прагматического отношения к природе – к практике экоцентризма, субъективного и субъектного отношения к природе. В дисциплины включена классификация технологий жизнедеятельности и реализация технологий экологического и социального самоменеджмента в ходе практических занятий в спортзале, помогающих реформировать и реорганизовать основные физиологические и психологические процессы с учетом современной экологической и социальной ситуации.

    Дисциплиной, изучающей и внедряющей основы практической организации здорового образа жизни, является «Валеология», в рамках которой студенты третьего курса знакомятся с основными валеологическими понятиями, узнают основные способы восстановления и укрепления физического и психического здоровья, расширения адаптационных возможностей организма. Особый акцент делается на изучение факторов риска (условий, а не причин, развития многих заболеваний), болезней современной цивилизации, возникающих в результате предъявления к человеку повышенных требований со стороны окружающей его техногенной среды.

    «Коммунальная гигиена», изучаемая на 4 курсе, включает в себя вопросы социальной гигиены, гигиены питания, профессиональной гигиены, гигиены атмосферного воздуха, воды и почвы.

    Курс «Социальные технологии», изучаемый на 4 и 5 курсах, содержат раздел «Валеотехнологии», помогающий освоить принципы технологизации, оптимизации деятельности, минимизации энергетических и ресурсных затрат, и использовать их на практике не только для организации адекватного среде образа жизни, но и в профессиональной социально-культурной сфере.

    Главным выводом, следующим из опыта внедрения элементов концепции валеологизации образования, является вывод о необходимости реорганизации деятельности институтов высшей школы в этом направлении, для чего необходимо: а) введение для студентов всех специальностей информационно-технологического блока валео-дисциплин, изучаемых в течение всего времени обучения в институте, б) проведение отбора мотивированной (инициативной) части студентов и профессорско-преподавательского состава для ведения специальных практических валеотехнологических занятий по обучению практике сохранения, поддержания и производства физиологического, психологического, социального, деятельностного, творческого и прочих видов ресурса, в) разработка и реализация программ адаптации студента к самостоятельной жизни, коррекции механизмов введения молодого человека в общество, помощи ему в развитии собственного потенциала, в т.ч. в поддержании, укреплении и развитии здоровья.
    Использованная литература

    1. Наймушин А.И., Наймушин А.А. Введение в дистанционное образование. Самоменеджмент и формирование образовательного пространства / Учебное пособие. Уфа: ООО «ДизайнПолиграфСервис», 2000.–92с.

    2. Давиденко Д.Н., Платонова Т.В., Хомутов Г.А. Валеопрактические технологии // Вестник Балтийской педагогической академии.– Вып. 31–2000.– с.14–54.

    3. Петленко В.П. Валеология – новый синтез науки, новый поиск педагогики и новой культуры нации в XXI веке. Вестник Балтийской педагогической академии. – Вып. 30 – 2000 – с. 4 – 9.

    4. Наймушин А.И., Наймушин А.А Технология деятельности / Учебное пособие в 3-х частях. – Уфа: «Юниграф», 1999. – 460 с.

    5. Лощилов В.И. Введение в валеотехнологию – М.: Ал.-пресс, 1997 – 176с.

    6. Философия, культура, образование (материалы «круглого стола»)// Вопросы философии. 1999, №3, с.3-55

    (Опубликовано в Сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции «Социально-информационный сервис в современном российском обществе: состояние, проблемы, тенденции». Уфа. УТИС. 2000. с.181-186).

    Уфимский технологический институт сервиса, г. Уфа

    НАЙМУШИН А.А., НАЙМУШИН А.И.

     

    < Предыдущая   Следующая >

    doshkolnik.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *