cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Образовательный менеджмент это – Образовательный менеджмент: от теории к практике

Содержание

СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В НЕПРЕРЫВНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ. Концепция современного образовательного менеджмента

ПРОГРАММА год

Утверждаю: Голубева Н.В. 2011 г. ПРОГРАММА повышения квалификации педагогических работников 2011-2015год г.королёв 2012г. Концептуальная основа программы В условиях обновления содержания образования возросла

Подробнее

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация рабочей программы дисциплины Профессиональная педагогика и методика преподавания в высшей школе по направлению подготовки 31.06.01 Клиническая медицина 32.06.01 Медико-профилактическое дело 06.06.01

Подробнее

2. Цели, задачи, этапы реализации

2. Цели, задачи, этапы реализации Цель: Совершенствование системы повышения квалификации, стимулирование и поддержка педагогических работников ГАОУ СПО СО «ВСАМТ», повышение престижа образовательного учреждения

Подробнее

Приложение А (обязательное)

Приложение А (обязательное) Тематика выпускных квалификационных работ Вид профессиональн ой деятельности в соответствии с ФГОС Организационно -управленческая и экономическая деятельность Трудовые функции

Подробнее

Менеджмент качества в современном вузе

Менеджмент качества в современном вузе Городнова А.А., доцент кафедры общего и стратегического менеджмента НФ ГУ-ВШЭ В современную эпоху глобализации и технологической революции важнейшую роль играет образование,

Подробнее

Положение о кадровой политике

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы Московский государственный техникум технологий и права ( ГБПОУ МГТТиП) Вишнёвая

Подробнее

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЛАДИМИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ» УТВЕРЖДАЮ Врио заместителя

Подробнее

Наименование Программы

Паспорт развития Негосударственного образовательного частного учреждения Средней общеобразовательной школы «ЮДЖИН-ЦЕНТР» Западного административного округа города Москвы на 2014-2017 годы Стратегическая

Подробнее

Система методической работы в школе

Система методической работы в школе ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР БИБЛИОТЕЧНО ИНФОРМАЦИОННАЯ СЛУЖБА АУДИО-ВИДЕО ИНФОРМАЦИЯ, ИНТЕРНЕТ СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Подробнее

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МАГИСТРАТУРЫ «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ» Направление подготовки образование 050100.68 Педагогическое Руководитель программы д.ф.н.,

Подробнее

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ДОУ

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ДОУ В современных условиях развития системы дошкольного образования к руководителям ДОУ предъявляются большие требования. В целом современная ситуация зависит от умения

Подробнее

Педагогический совет

Педагогический совет «Создание возможностей для развития индивидуальных способностей, одаренности и талантов обучающихся» 30 января 2017 года. В эпоху становления постиндустриального общества, когда основной

Подробнее

docplayer.ru

Менеджмент образовательного учреждения

Сущность менеджмента

Национальные хозяйства различных стран строятся на принципах рыночных отношений. Они формируются за счет свободы действий экономических субъектов, их стремления к максимизации прибыли и их открытости к взаимодействию. Независимость действий субъектов, их обособленность порождают конкурентную борьбу, которая требует от экономических агентов постоянного поиска методов развития и улучшения своего текущего положения. Одним из принципов построения успешного бизнеса является грамотная организация внутренних процессов.

Определение 1

Менеджмент представляет собой научную область знаний, которая занимается вопросами управления объектами экономической деятельности в условиях рыночных отношений с целью получения желаемых хозяйственных результатов. Основная его цель заключается в максимизации эффективности использования ресурсов компании.

Выделяют два основных направления в менеджменте компании:

  • общее, осуществляющее работу целых системных объектов или отдельных крупных подсистем;
  • функциональное или прикладное, направленное на управление конкретной сферой деятельности предприятия.

Можно сказать, что в задачи менеджмента входит планирование, реализация плана и осуществление контроля над его исполнением. Однако, современный менеджмент строится на более глубоких принципах работы. Например, регулирующая функция управления реализуется через систему контроля и установления обратной связи, позволяющей вносить соответствующие коррективы. Непосредственное управление процессами осуществляется на основе прогнозирования и составления плана, формировании моделей будущих бизнес-процессов, а также в разработке тактических целей и задач. В сфере административного менеджмента широко применяются стандартизация, нормирование и внедрение регламента работ.

Сущность менеджмента заключается в общей оптимизации работы определенной хозяйственной системы с целью повышения эффективности использования, имеющихся у нее ресурсов, для достижения конкретных экономически результатов. На практике управление осуществляется через системный анализ, поставку целей на длительный и текущий период, формирование конкретных конечных решений, корректировку на основе обратной связи.

Особенности предприятий сферы образования

Основной единицей хозяйственной деятельности в экономике является предприятие. Они имеют различные формы организации, типы и виды, но все они производят экономическое благо и реализуют его для получения дохода, либо удовлетворения нужд общества.

Под учреждением в законодательстве РФ понимается организация, созданная собственником для осуществления социально-культурных, управленческих или иных некоммерческих функций. Обычно учреждения частично или полностью финансируются сторонними организациями, либо из государственного бюджета. Поэтому целью учреждения не является финансовая прибыль. Коммерческая деятельность осуществляется им только в случае реализации своих уставных целей.

Основными чертами образовательного учреждения можно назвать:

  • Наличие статуса юридического лица с соответствующими правами и обязанностями.
  • Некоммерческий тип деятельности.
  • Имущество находится в оперативном управлении.
  • Наличие право на осуществление коммерческой образовательной деятельности.
  • Возможность распоряжаться доходами от коммерческой деятельности в собственных интересах.

Существует множество видов образовательных учреждений. Например, для детей младшего возраста в России существуют дошкольные организации, далее следуют школы, университеты, колледжи, техникумы, а также различные специализированные образовательные учреждения на базе общегосударственных.

В отдельную группу можно выделить учреждения дополнительного образования. Сюда относят центры творческого развития, внешкольной работы, туризма, дворцы и дома детского творчества, музыкальные школы, спортивные школы, детские лагеря, детские парки и так далее. В высшем образовании речь идет об учреждениях, занимающихся переподготовкой кадров, повышения квалификации, помимо того, существуют различные школы, курсы и учебные центры занятости.

Менеджмент образовательного учреждения

В современном мире существует большое число частных предприятий, оказывающих общественно-значимые услуги на коммерческой основе. Однако, базу образовательной системы составляют государственные учреждения, субсидируемые из бюджета страны. Управление данными организациями осуществляется, прежде всего, государственным аппаратом. В России оно реализуется на трех уровнях:

  • федеральном, занимающимся вопросами общей организации системы образования в стране;
  • региональном, определяющем особенности практического применения законов и нормативов;
  • муниципальном, отвечающим за решение вопросов местного значения.

Менеджмент в образовательном учреждении обеспечивает стабильность его функционирования, способствует развитию и внедрению инноваций, а также поддерживает внутренние процессы. Руководители образовательных учреждений обязаны иметь представления о педагогической работе. Это необходимо для проведения своевременного анализа любых сбоев в системе работы организации, а также поиска решения в целях их преодоления.

В соответствии с основами управления в образовательных учреждениях на основе анализа формируется план развития на будущие периоды. Например, в сфере школьного образования план составляется на ближайшие пять лет. Такой подход позволяет повысить эффективность работы организации, а также снизить вероятность наступления сбоев в работе или преодоления рисковых ситуаций. Специфика сферы образования требует особого внимания к подбору кадров.

Обязательным является контроль над результатами выполнения выдвинутых руководящих решений. Сбор информации позволяет установить обратную связь, отследить слабые места в системе управления, внести соответствующие коррективы.

Замечание 1

Специфика работы образовательных учреждений заключается в сочетании интересов детей и взрослых, а также обеспечении бесперебойного функционирования под воздействием этого фактора. Поэтому в детях развивается самостоятельность, инициативность, самосознание, а также осуществляется поддержание авторитета педагога в глазах родителей и детей.

spravochnick.ru

Инновационная модель менеджера в школьном образовании

Библиографическое описание:

Зияханов А. А. Инновационная модель менеджера в школьном образовании [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 35-38. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9819/ (дата обращения: 29.06.2019).



Единственная возможность заставить человека сделать что -либо — это сделать так, чтобы он сам захотел сделать это.

Д. Карнеги

Стратегия вхождения Казахстана в число 30-ти наиболее конкурентоспособных стран в мире, развитие рыночных отношений ставят перед работниками образования серьезные задачи. Образование — одна из важнейших первооснов жизни общества, отражающее его реальное состояние, особенности и уровни развития. Система образования — один из наиболее крупных социальных институтов, связанный с политической и социально-экономической организацией общества. Она соответствует характерным особенностям системы: целостности, структурности, иерархичности, взаимозависимости системы и среды. Под системой образования понимается совокупность взаимодействующих программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений и органов управления образований. Образование обладает бóльшим, чем экономика, потенциалом влияния на общественное сознание. Этот потенциал обусловлен возможностью воспитания целого поколения граждан, обладающих социально полезными качествами.

Поиск новых форм управления в наше время- явление объективной исторической закономерности. Появляются новые сферы деятельности, возникает потребность в подготовке управленческого персонала, способного эффективно работать в новых условиях. Управление в условиях рынка получило название менеджмента. В фундаментальном оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как «способ (манера) обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умение и административные навыки, орган управления, административная единица. [1]. Стратегическим ориентиром реформирования образовательной системы становится руководитель учреждения. Ему принадлежит роль менеджера как профессиональному управляющему. Цель менеджмента состоит в том, чтобы сделать людей способными к эффективному совместному действию. Для этого менеджеру необходимо придать упорядоченность усилиям людей, сбалансировать их сильные и слабые стороны, сгладить существующие между ними противоречия. Задачами менеджмента, по П. Драккеру, являются: сплочение людей вокруг общих целей управляемой организации, развитие в сотрудниках индивидуальной ответственности, а также индивидуальных потребностей и способностей к их удовлетворению, поощрение саморазвития сотрудников, выстраивание коммуникаций между ними [2]. Главные идеи педагогического менеджмента, отличающие его от традиционного управления школой: взаимодействие, взаимопроникновение субъектов образовательного процесса, рефлексивное управление, управление на основе взаимного доверия и уважения, создание руководителем для подчиненных ситуаций успеха, возможностей для профессионального роста. Изучение различных аспектов управления школой позволяет структурировать семантику понятия «педагогический менеджмент», которое включает следующие взаимосвязанные значения: управление, осуществляемое в социально-педагогической среде; управление не только процессами, но и людьми, непосредственно осуществляющими процессы или иным образом влияющими на процессы; управление, при котором осуществляется педагогическое воздействие на людей.

Менеджмент в практике возник с появлением общества и организаций. Зарождение менеджмента как науки произошло в конце 19 века. Ф. Тейлор обобщил практику управления предприятиями и опубликовал книгу «Принципы научного управления». С того времени практика и теория менеджмента развивалась под воздействием изменений, происходящих в мировой экономической системе. Менеджер образования — это профессионал, способный творчески осуществлять профессиональную управленческо-педагогическую деятельность, непрерывно развиваясь и самореализовываясь в ней как индивидуальность. Менеджер является организатором людей на уровне высокого искусства. Это профессия, требующая особой подготовки. Задача менеджеров образования на данном этапе — сформировать способность воспринимать этот целостный процесс, обеспечить развитие каждого из отдельных процессов, суметь определить противоречия, лежащие в их основе, найти способы их решения. Менеджер выступает в роли организатора, администратора, исследователя, педагога, хозяйственника, общественного деятеля. Большинство ученых выделяют в структуре деятельности менеджера образования четыре блока: административный, педагогический, коммуникативный, исследовательский. Большое значение в деятельности менеджера образования придается педагогическому блоку. Идея педагогического характера деятельности директора выражена у. А. Сухомлинского: «…хороший директор — это, прежде всего, хороший организатор, воспитатель не только по отношению к детям, которых он учит на своих уроках, так и по отношению ко всем воспитателям школы и учителям». [3] Труд директора как бы вбирает в себя труд других людей. На этой стадии происходит аналитическая деятельность директора, осмысление и обобщение управления учебно-воспитательным процессом». Управлять — значит приводить к успеху других. Управлять — значит делать дело умом и руками других. А лучший способ принятия и исполнения решений — работа единой командой. Руководить педагогическим коллективом значит управлять профессиональными отношениями между людьми. Управлять людьми означает формировать «команду единомышленников». Хорошее управление — это умение заглядывать в будущее, основанное на способности к систематическому анализу проблем, внедрение перспектив, выработка стратегии развития, прогнозирование результатов, предвидение последствий. Еще Сократ утверждал, что главным в управлении является поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач. [4]

Менеджмент рассматривает успех с позиции удовлетворения у человека потребностей высшего уровня. При этом формирование необходимых знаний, умений и навыков предполагает не только их эффективное применение в профессиональной деятельности, но и возможность их творческой интерпретации в условиях нестабильной рыночной среды. Современный менеджер должен обладать рядом таких основополагающих качеств, как креативность, адаптивность, стрессоустойчивость, коммуникабельность и т. д.

Основное понятие в менеджменте — это организация. Организацией считается группа людей, отвечающая следующим требованиям: наличие как минимум двух людей, наличие как минимум одной цели, наличие членов группы, которые сознательно работают вместе над достижением общей цели. Отсюда, организация — группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей. Основные функции управления организацией — это планирование, организация, мотивация и контроль. В школе выделяют перспективные, годовые, текущие планы работы. Основные требования к планированию: целенаправленность, перспективность, комплексность, объективность. Определённая целевая установка базируется на опыте работы школы по отношению к обучающимся. Перспективность планирования- это понятные и достигаемые в будущем цели. Комплексность-это применение различных средств, форм, методов, видов деятельности. Объективность- соотношение возможностей учеников и учителей. Соблюдение этих требований необходимо. Школьный инновационный менеджмент сегодня призван решать широкий спектр управленческих задач. Наиболее общие задачи школьного инновационного менеджмента — это задачи познания и преобразования объекта управления. Среди частных задач, способствующих познанию и преобразованию, можно выделить задачи сбора и обработки данных, выработки управленческих решений, формирования и развития управляемого процесса, организации преобразующей деятельности непосредственных исполнителей.

Как говорилось ранее, в школе много организационных проблем. Основные проблемы — недостаток финансирования и недостаток воспитательной работы. Школа не имеет права заниматься коммерческой деятельностью, поэтому финансирование в школе 100 % бюджетное, а оно не достаточно для нормального функционирования школы. Привлечение дополнительных средств практически невозможно. Необходима инновационная система управления, инновационный менеджмент. Инновационный менеджмент — это «менеджмент изменений» [5], позволяющий управлять развитием определенной системы, осуществляемом на основе инноваций.

Эффективная деятельность организации или учреждения будет зависеть от того, насколько надежно и добросовестно каждый сотрудник исполняет свои обязанности и зачастую прилагает дополнительные усилия, и проявляет инициативу. Все это возможно при создании здорового психологического климата в организации, когда люди довольны своей работой, понимают важность поставленных целей, когда обеспечивается постоянное повышение профессиональной квалификации работающих.

Таким образом, инновационная модель менеджера– это творческая личность, способная преодолевать стереотипы и находить нетрадиционные пути решения стоящих перед школой задач, создавать и использовать инновационные управленческие технологии. Это стратег, видящий перспективу развития своей организации на несколько лет вперед исходя из имеющихся социальных условий и ресурсов. Это носитель организационных перемен, вырабатывающий новые подходы к решению проблем, пропагандирующий новые ценности среди сотрудников. Это лидер, стремящийся выслушивать коллег, психологически настроенный на одобрение предложений, энтузиаст, поддерживающий энтузиастов. Это фанат, одержимый идеей, мудростью Нестора, справедливостью Агамемнона, хитростью Одиссея, энергичностью Ахиллеса. И хотя сам Гомер придерживался мысли, что идеального руководителя не существует, он подчеркивал, что если различные руководители с различными, присущими только им качествами, будут целенаправленно работать, то могут приблизиться к этому образу.

Литература:

  1. Основы менеджмента» Мескан, Альберт, Хедоури.
  2. Управление в системе образования» Панферова Н. Н.
  3. Драккер П. Управление, нацеленное на результаты. / Пер. с англ.- М.: Технолог. школа бизнеса, 1992.
  4. Зверева В. И. Как сделать управление школой успешным?. — М.: Педагогический поиск, 2004.практики. — Тамбов: Грамота, 2011. — № 2: в 3-х ч. Ч. 2. — С. 176–179.
  5. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов: 5-е издание. –
  6. Дункан У. Основополагающие идеи в менеджменте. -М.: Дело, 1996 г.
  7. История менеджмента: Учеб. пособие/ Под ред. Д. В. Валового. — М.: ИНФРА-М, 1997.

Основные термины (генерируются автоматически): группа людей, школа, управление, система образования, развитие, отношение, менеджмент, инновационный менеджмент, задача, школьный инновационный менеджмент.

Похожие статьи

Управление инновациями в профессиональном колледже

Анализ исследований в области инновационного менеджмента управления образовательными системами позволяет нам понимать под управлением, с одной стороны совокупность человеческих, материальных, технических, информационных…

Стратегия развития образовательного учреждения

инновационность — увеличение количества технических средств

Светенко Т. В. «Инновационный менеджмент в управлении школой». Учебное пособие.

Управленческие инновации и их применение в российских…

анализ, инновация, менеджмент, управленческие инновации, характеристики, управление, организация, предприятие, новшество.

Ключевые слова: теория инновационного развития, инновация, инновационные процессы.

Образовательный менеджмент: от теории к практике

Ключевые слова: менеджмент, образовательный менеджмент, объект, субъект, категории менеджмента, система, сложные системы, модель.

В свою очередь, в образовательном менеджменте можно выделить менеджмент органов управления образованием и…

Проблемы развития инновационного менеджмента на…

инновационная деятельность, инновационное развитие, предприятие, инновация, система управления, инновационный процесс, полная мера

Переход к инновационной экономике: инновационная деятельность предприятий и инновационный менеджмент.

Основные принципы и задачи инновационной деятельности…

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная стратегия, инновационный менеджмент, инновация.

Ключевые слова: теория инновационного развития, инновация, инновационные процессы. Переход к инновационной экономике: инновационная

Инновационная практика управления общеобразовательной…

Школа определена муниципальным центром по развитию инновационного опыта среди школ Баганского района.

Модель системы управления качеством образования в МБОУ Баганской СОШ № 1 включает в

ГОСТ ISO 9001–2011 Системы менеджмента качества. Требования.

Системный, эволюционный и знаниевый аспекты развития

Анализ этапов развития теории и практики менеджмента требует рассмотрения некоторых вопросов, выходящих за рамки самого менеджмента: системный, эволюционный и знаниевый аспекты управления. Объект управления и система управления

Формирование системы управления в современных условиях…

‒ исторический — аккумулирование школ менеджмента (школа научного управления; школа.

Стратегическое управление инновационным развитием предприятий. Современные подходы к управлению развитием

moluch.ru

Профессия – менеджер в образовании :: Федеральный образовательный портал

Виктор Болотов, вице-президент Российской академии образования

83-й федеральный закон предусматривает переход образовательных учреждений в статус казенных, бюджетных или автономных. Процесс должен быть завершен до середины 2012 года. К этому времени каждый директор школы должен стать менеджером в полном смысле этого слова. Ему предстоит, прежде всего, планировать работу своего учреждения как самостоятельной финансовой структуры.

— Виктор Александрович, как можно определить суть профессии «директор школы»? Это старший учитель – первый среди равных в своем коллективе – или специально обученный менеджер, который необязательно должен быть «выходцем» из педагогической среды?

— Дискуссия о том, кто же такой директор школы – старший учитель он или менеджер, – не так давно шла во всем мире, а в России продолжается и сегодня. Были времена, когда побеждала первая позиция, но сейчас мы все больше склоняемся ко второй.

После принятия 83-го федерального закона о переходе образовательных учреждений в статус казенных, бюджетных или автономных в период до 2012 года директор школы должен стать менеджером в полном смысле этого слова. Ему предстоит, прежде всего, планировать работу своего учреждения, субъекта хозяйственной деятельности как самостоятельной финансовой структуры, определять шаги развития.

В этой ситуации такими же профессиональными менеджерами должны стать и все работники органов управления образованием – например, сотрудники муниципальных отделов образования, по-старому – РОНО.

— Если анализировать работу директора школы, в чем ее принципиальные отличия от работы, к примеру, директора производственного предприятия или магазина? Какими научными знаниями он должен обладать, чтобы руководить учителями?

— С учителями, мне кажется, действующий директор школы умеет справляться без всякой науки. Другой вопрос, что за исключением ЕГЭ и выпускных экзаменов за основную школу – у директора нет иных источников объективной информации о работе учителя. Если судить по отчетам – все хорошо, а что на деле? Часто говорят, что есть еще результаты олимпиад, но если в школе учатся дети из трудных семей, им зачастую вообще не до олимпиад.

Поэтому одна из задач директора – создать в школе систему оценки эффективности деятельности учителя. Если директор опытный, он все и так понимает, но не артикулирует, не систематизирует. Главное, что директору нужно учитывать, – это «добавленную стоимость»: что именно конкретный учитель дал классу или конкретному ученику. Вот дети были такие, потом они поучились у него, и налицо такие-то изменения. Технологические подходы к такой оценке известны.

— У школы есть определенный бюджет, которым директор должен грамотно распорядиться. Как это сделать, чтобы учесть все аспекты образовательного процесса в ситуации, когда денег, как всегда, не хватает?

— Новые стандарты предполагают и обучение, и воспитание детей, и формирование у них мыслительных навыков, и многое другое. Но директор, планируя расходы, исходит, прежде всего, из количества уроков, которые каждый учитель проводит с классом, для этого даже есть соответствующие таблицы. Если школа должна детей не просто учить, но и воспитывать, где на это взять деньги, если финансируются только уроки?

Это тяжелый вопрос именно для менеджера, и ответы на него сейчас пытаются найти. Предполагается, что будет происходить переход от финансирования уроков к финансированию заказов, а в заказе нет записи, что за получаемые деньги нужно провести 100 уроков математики и 100 уроков русского языка. Деньги даются на работу школы в целом, а уж директору надо понять, как их тратить. Чисто менеджерская задача: ты выиграл госзаказ и планируешь свою работу. Такие задачи сегодняшнему директору школы никогда решать не приходилось.

— Есть ведь еще и так называемые внебюджетные деньги. Вряд ли найдется такой директор школы, кого родители за глаза не обвиняют в поборах. В некоторых случаях доходит до того, что подобные обвинения выдвигает и прокуратура…

— Без внебюджетных денег не живет ни одного образовательное учреждение ни в одной стране, за исключением очень тяжелых дотационных ситуаций. Всегда есть то или иное количество родительских денег, и директор должен принимать решения, как их грамотно собирать, как их грамотно использовать – и в том плане, чтобы тебя не привлекли к ответственности за поборы, и чтобы они были наиболее эффективны для достижения целей, стоящих перед школой. Это тоже вопрос, который сегодня возникает у наших директоров и ответ на который большинство из них тоже не может дать опять же в силу отсутствия менеджерской подготовки.

Кстати, у многих директоров уже возникает более широкая менеджерская проблема – взаимодействие с общественностью, основу которой составляют родители.

— Понятно, что учителей готовят в педагогических вузах. А на менеджера образования – директора школы, сотрудника управления – где можно выучиться?

— Традиционно в российских педвузах менеджеров образования не готовят. Есть всего несколько примеров, когда такая подготовка осуществлялась в рамках второго высшего образования, в том числе с использованием дистанционных форм, но качество подготовки нередко вызывало нарекания.

Недавно подготовку менеджеров в сфере образования в рамках совместной магистерской программы «Управление образованием» взяли на себя Институт развития образования Высшей школы экономики и Московская высшая школа социальных и экономических наук. Я полагаю, благодаря этой программе проблема управленческих кадров для школ Москвы и Московской области в ближайшие несколько лет будет решена. Секрет успеха здесь в том, что к преподаванию привлекаются представители разных отраслей знания – в Высшей школе экономики это профессора факультетов менеджмента, экономики, государственного и муниципального управления.

— В какой мере при подготовке менеджеров в образовании стоило бы привлекать к преподаванию директоров школ, чей опыт является общепризнанным?

— Безусловно, без этого не обойтись – без разбора реальных сюжетов, кейсов директора школы обучить невозможно. Образовательные менеджеры с опытом работы привлекаются для преподавания на всех магистерских программах Института развития образования НИУ ВШЭ, и магистерские диссертации должны быть посвящены не только и не столько абстрактным исследованиям, сколько полевой работе, полевым практикам.

При подготовке директоров важен опыт наших самых успешных школ – всем известен, например, Центр образования № 548 «Царицыно» Ефима Рачевского. Практику этой школы нужно анализировать, и Рачевский будет только благодарен, если это сделают слушатели магистерской программы, потому что он все время обсуждает следующий шаг развития, не останавливается на достигнутом, думает, как сделать школу лучше. В Москве есть еще как минимум три десятка школ с позитивным опытом, где магистранты могли бы проходить практику, на материале которых можно писать магистерские диссертации.

На примере Центра Рачевского, на мой взгляд, особенно интересно проанализировать, как построен диалог родителей и школьного менеджмента. Это, в самом деле, диалог, в ходе которого вырабатывается консенсус, иногда – компромисс. Там очень много внимания уделяется формированию индивидуальных образовательных программ, и для директора это непростая задача и финансово, и организационно. Там есть такое неформализованное понятие, как дух школы: директор, учителя, школьники, многие родители живут в одном пространстве, работают в единой команде. Это, конечно, уже не менеджмент – это искусство, но его тоже нужно изучать.

— Сфера образования – не самая высокооплачиваемая, и у менеджера так или иначе возникает проблема удержания квалифицированного персонала. Есть ведь риск, что выпускники магистерских программ в сфере образования – будь то директора, или учителя-предметники, или специалисты по измерениям в образовании, – повысив квалификацию, дорого «продадут» ее где-нибудь за пределами школы? Есть ли на этот счет универсальные рецепты?

— Как удержать молодых людей в системе общего образования при нынешних зарплатах – это непростой сюжет для менеджера. Да, человек может пойти в бизнес и зарабатывать те же суммы, но только в долларах или в евро. Эту проблему пытается решать и федеральное правительство, и московское. Зарплата должна быть достойной, и пока эта проблема не решена, отток талантливых людей будет. Известно, что по окончании факультетов иностранных языков или факультетов, связанных с информатикой и компьютерными науками, в школы из педагогических вузов мало кто идет. Системного варианта решения проблемы пока не найдено. И в случае с программами Института развития образования НИУ ВШЭ есть риск, что они будут не столько работать на школу, сколько просто готовить грамотных менеджеров социальной сферы. Там их тоже не хватает.

— А для высшей школы проблема подготовки менеджеров стоит так же остро, как и для средней?

— Честно скажу: я считаю, что у большинства наших университетов потребностей в менеджменте нет.

— Почему? Ведь о необходимости расширения самостоятельности вузов говорится не первый год…

— В статус автономного учреждения пока что перешли единицы. А если вуз остается традиционным бюджетным учреждением, то смета «приходит сверху», и заработанные деньги распределяются не как у нормального хозяйствующего субъекта, а по принципу латания дыр: математики денег не зарабатывают – давайте у юристов возьмем и купим учебники для математиков… Это тришкин кафтан, никакого планирования.

Проблема и в другом. В России для вузов проводится много конкурсов, по результатам которых они получают серьезное дополнительное финансирование. Мне пришлось читать больше половины заявок на участие в таких конкурсах – это кальки с английских аналогов, причем никто не понимает, что они означают, например, на уровне факультета. На вопросы о том, кто ваши конкуренты в сфере образования, по научным грантам, ответов нет.

В прошлом году Институт развития образования НИУ ВШЭ открыл программу «Управление в высшем образовании», и это программа для амбициозных университетов, которые думают о том, что будет послезавтра – даже не завтра. А действующий проректор традиционного университета учиться на менеджера не захочет. Зачем? У него и так все хорошо. Подготовка менеджеров высшей школы – это для молодых ребят, которые рассчитывают на то, что полученные знания позволят сделать очередной шаг в развитии вуза. Но я предвижу сложности в том, как они будут приживаться в своих вузах, – боюсь, большинству действующих руководителей они покажутся слишком умными.

Беседовала Екатерина Рылько

 

Подробнее о магистерских программах Института развития образования НИУ ВШЭ – в интервью Виктора Болотова на портале РИА Новости.

ecsocman.hse.ru

54. Cпецифика менеджмента в образовании

Менеджмент в образовании- это совокупность методов, принципов и приемов управления, которая отвечает за высокую эффективность образовательного процесса.

Так же можно сформулировать основные особенности менеджмента в образовании: -возможность перехода к построению отношений к стилю, учитывающему личностные качества сотрудников и более глубокий подход к образовательной деятельности, направленный на достижение максимально эффективных результатов; -обеспечение в коллективе (среди преподавателей и учащихся) комфортного психолого- педагогического климата.

Как следствие применение менеджмента в образовательной системе привело к следующим результатам: • лучше, чем раньше, произошло разграничение компетенции между учебным заведением и органами управления; • повысился уровень самостоятельности, автономности, ответственности субъектов управления; • значительно повысился уровень свободы системы управления, появилась возможность участвовать в определении общего социального заказа, формулировать свою миссию, образовательную политику, стратегию; • отмечается переход от позиции пользователя действующих систем управления на позицию проектировщика, создателя, автора новых систем; • появилась возможность устанавливать новые связи в социуме без оглядки на вышестоящие организации; • растет открытость управленческого сообщества мировому опыту менеджмента и социального управления; • происходит высвобождение творческой энергии, инновационного потенциала работников образования; • развитие плюрализма, большой терпимости, разных подходов к творческим поискам; • растет популярность идей профессионализации управленческой деятельности; • возможность получения дополнительных источников финансирования, изменение штатного расписания (что, в частности, позволило изменить сложившееся единообразие штатных организационных структур управления).

И естественно, управление образовательной организации, как объекта управления, в нашей стране имеет ряд своих особенностей. В России образование является массовым. А массовое образование по своему содержанию довольно далеко отстоит от подлинных богатств культуры, поскольку преследует главным образом утилитарные цели, связанные преимущественно с подготовкой к предстоящей трудовой деятельности. Общее образование стало всеобщим, охватывающим все молодое поколение, за счет использования адаптированных текстов культуры, которые представляют собой различные виды учебных пособий. Массовое общее образование открывает дверь в мир аутентичных текстов культуры, но не побуждает учеников войти в эту дверь. Для перехода от грамотного к образованному обществу необходимы изменения в системе массового общего образования и в самом понимании сути образования.

Таким образом, можно выделить несколько особенностей современного учебного заведения, определяющих ограниченность его культурного потенциала. Первая особенность — обучение на основе адаптированных текстов. Задача заключается в существенном повышении доли аутентичных текстов культуры в содержании школьного образования. Вторая особенность — исполнительская позиция ученика, который в большей мере является объектом, чем субъектом образовательной деятельности. Задача заключается в расширении возможностей выбора образовательных программ (от выбора учебных заданий до формирования индивидуальных образовательных программ) и в расширении возможностей для проявления креативных способностей учащихся, в том числе за счет сочетания основного и дополнительного образования детей. Третья особенность — ориентация на одинаковые результаты образования, которая заключается в том, что учебное заведение должно обеспечить освоение разными детьми одних и тех же учебных программ за одно и то же учебное время. Задача заключается в переходе от гарантии результатов к гарантии равенства возможностей успеха для всех учащихся, что предполагает неравенство условий их обучения.

studfiles.net

Программа «Менеджмент в образовании»

Программа дистанционного курса

«Менеджмент в образовании или образовательный менеджмент» Автор: Костикова Александра Николаевна, методист, ЦДЮТ, методист 1 категории, учитель высшей категории

Цель и задачи дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации «Менеджмент в образовании или образовательный менеджмент».

Цель: ознакомление специалистов, имеющих высшее педагогическое образование с основными понятиями и направлениями образовательного менеджмента, с его типовыми задачами и подходами к их решению.

Задачи:

понимание сущности образовательного менеджмента и его места в системе управления организацией;

— изучение основных направлений образовательного менеджмента и их особенностей;

— определение задач образовательного менеджмента и методов их решения.

Категории обучающихся:

Специалисты системы образования, имеющие начальное профессиональное, среднее специальное или высшее образование.

Прогнозируемы результаты:

— знание основных понятий, методов и инструментов теории моделирования организаций;

— знание основных информационных технологий в области управления образования;

— умение проводить моделирование образовательного процесса;

— владение навыками количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений;

— владение информационными технологиями для прогнозирования и управления образованием;

— владение активными методами преподавания управленческих дисциплин.

В результате изучения курса, обучающиеся должны иметь представление:

—  о месте образовательного менеджмента в системе управления организацией;

— о проблемах образовательного менеджмента как специфических проблемах управления;

—  о сфере деятельности образовательного менеджера;

—    об основных подходах к организации управления;

—    о методологиях и стандартах в области управления.

знать:

— Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в области образования, а также другие законодательные и нормативные отраслевые акты;

— основы российского административного, гражданского и трудового права, порядок разрешения гражданских и трудовых споров;

— правовые нормы выдвижения законодательных инициатив в области образования;

—  основные методы решения задач образовательного менеджмента;

—  основные цели и задачи планирования образовательного менеджмента;

—  основные типы организационных структур образовательного менеджмента.

уметь:

— составлять учебно-методические и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательных систем;

— использовать информационные технологии, применяемые в управлении образовательными системами;

— организовывать ведение делопроизводства органов управления образованием;

—    выполнять анализ состояния существующей образовательной системы;

—    составлять календарный план создания/развития образовательного менеджмента и организовывать процесс его реализации;

—    выполнять оценку экономической эффективности образовательного менеджмента.

Аннотация курса

Образовательный менеджмент является новой отраслью знаний, возникшей на стыке различных направлений менеджмента.

Для успешного усвоения материала по дисциплине «Менеджмент в образовании или образовательный менеджмент» обучающимися должны быть прослушаны такие специальные дисциплины как: «Менеджмент в сфере образования», «Образовательный маркетинг», « Сущность и основные принципы управления образовательными системами», «Методы управления образовательными учреждениями», « Основы управления персоналом», « Делопроизводство в кадровой службе», «Информационные технологии в образовательной  деятельности». 

Программой дисциплины «Образовательный менеджмент или менеджмент в образовании» предусмотрено чтение лекций он-лайн, а также выполнение обучающимися заданий по самоподготовке в рамках самостоятельной работы, а также подготовки к практическим занятиям, выполнение контрольных и тестовых заданий.

Лекционные занятия

Лекционные занятия проводятся в объеме 21 часа. При проведении лекционных занятий, посвященных вопросам, которые связанны с рассмотрением, как теоретических вопросов изучения дисциплины, так и практических приемов работы может быть использовано специальное оборудование (персональный компьютер и сеть Интернет).

Практические занятия

Практические занятия проводятся в объеме 21 часа. При проведении практических занятий для выполнения ряда индивидуальных заданий обучающимся необходим свободный доступ к глобальной сети Интернет.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа (16 часов, из них: по 2 часа на каждый модуль, 2 часа на написание итоговой работы) подразумевает подготовку обучающихся к лекционным и практическим занятиям, на основании материалов лекций и рекомендованных программой литературных и Интернет — источ¬ников, а также других информационных источников, закрепление теоретических знаний и практических навыков, подготовку к прохождению тестов по усвоению пройденного материала.

Самостоятельная работа также является дополнением к лекционному курсу и практическим работам, позволит расширить и углубить знания с помощью самостоятельной проработки отдельных тем и вопросов.

Текущий, промежуточный и итоговый контроль:

Текущий, промежуточный и итоговый контроль (28 часов) осуществляются с использованием организационных форм и количественных показателей контроля, закрепленных для данной дисциплины в соответствии с действующей системой оценки успеваемости обучающихся.

Изучение модуля завершается зачетом или дифференцированным зачетом, который включает проверку теоретических знаний обучающихся и приобретенных практических навыков работы. Обязательным условием получения, обучающимися зачета, является выполнение всех практических работ и наличие необходимого количества баллов по текущему контролю.

Учебная программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Основное содержание программы

Модуль 1. Менеджмент в сфере образования:

Тема 1. Методологические основы менеджмента в образовании:
-Развитие науки об управлении, эволюция управленческой мысли;

-Инфраструктура менеджмента;

-Социофакторы и этика менеджмента в образовании;

-Природа и состав функций менеджмента.

Тема 2. Стратегическое и тактическое планирование в системе менеджмента:

-Организационные отношения в системе менеджмента, формы организации;

-Мотивация деятельности.

Тема 3. Регулирование и контроль в системе менеджмента:

-Моделирование ситуаций и разработка решений;

-Динамика групп и лидерство, управление человеком и управление группой; -Руководство: власть и партнерство;

-Стиль и имидж менеджера;

-Конфликтность;

-Факторы эффективности менеджмента.

Модуль 2. Образовательный маркетинг:

Тема 1. Сущность образовательного маркетинга:

-Сущность образовательного маркетинга;

-Предпосылки образовательного маркетинга.

Тема 2. Современная концепция маркетинга:

-Услуга (товар) в маркетинговой деятельности;

-Комплексное исследование рынка образовательных услуг;

-Методические основы исследования рынка;

-Оценка возможностей рынка;

-Формирование политики выбора услуг и рыночной стратегии;

-Роль маркетинговой деятельности в процессе разработки и создания услуги рыночной новизны;

-Разработка ценовой политики, продвижение услуги, сбыт и сервис в маркетинговой деятельности, формирование спроса и стимулирование сбыта.

Тема 3. Организация деятельности маркетинговой службы в образовании:

— Специфика образовательных услуг;

— Что такое маркетинговая служба школы;

— Функции маркетинговой службы школы.

Модуль 3. Сущность и основные принципы управления образовательными системами:

Тема 1. Управление функционированием и развитием образовательных систем:

Образовательная система как объект управления;

-Системный, процессный и ситуационный подходы к управлению;

— Понятие управления. Система управления. Функции управления;

-Содержание функций управления образовательными системами;

-Эффективность управления образовательной системой;

-Планирование функционирования образовательных систем;

-Базовые организационные структуры  систем управления образованием;

-Органы управления образованием;

-Контроль в управлении образованием.

Тема 2. Мониторинг качества образования:

-Организационные структуры управления развитием образования в регионе и муниципальном округе;

-Построение региональной системы осуществления государственной аттестации, аккредитации и лицензирования образовательных учреждений;

-Планирование и экспертиза эффективности введения инноваций в образовании;

-Эффективность управленческих нововведений.

Тема 3. Целевая комплексная программа развития как инструмент управления образовательными системами:

Функции целевых комплексных программ;

— Типы целевых комплексных программ;

— Механизм разработки и реализации целевых комплексных программ.

Модуль 4. Методы управления образовательными учреждениями:

Тема 1. Методологические основы управления образовательными учреждениями:

-Зарождение и развитие научных подходов к управлению образовательными учреждениями;

-Функции управления. Система управления. Эффективность управления образовательным учреждением;

-Образовательное учреждение как объект управления. Типы и виды образовательных учреждений;

-Планирование функционирования и развития образовательного учреждения;

-Организация управления функционированием и развитием образовательных учреждений;

-Мотивация организационного поведения;

-Методы стимулирования трудовой активности кадров в образовательных учреждениях;

-Оценка эффективности деятельности педагогических кадров.

Тема 2. Контроль в управлении образовательным учреждением:

Методы контроля учебно-воспитательной, финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений и исполнения решений;

-Основные стратегии развития образовательных учреждений;

-Организационные структуры управления развитием образовательных учреждений.

Тема 3. Инновационный процесс и его этапы:

-Оценка и выбор инноваций, планирование, апробация и освоение нововведений, оценка результатов инновационного процесса;

-Мотивация кадров при осуществлении нововведений;

-Системное управление развитием образовательного учреждения;

-Целевая программа развития как инструмент управления.

Модуль 5. Основы управления персоналом:

Тема 1. Методические центры и отделы кадров в системе управления образованием и их функции:

-Задачи управления персоналом в образовании. Органы и структура службы управления персоналом в муниципальных и региональных системах образования. Кадровое, информационно-техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом. Функциональное разделение труда в образовании. Анализ и планирование развития кадрового потенциала образовательных систем. Перемещения в системе образования, работа с резервом, планирование деловой карьеры. Методы подбора и профориентации педагогических кадров. Система работы с молодыми специалистами. Профессиональная и организационная адаптация кадров. Тема 2. Аттестация педагогических и управленческих кадров в образовании.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации управленческих и педагогических кадров в системах образования. Обучение новым технологиям. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности. Системы стимулирования труда педагогических и управленческих кадров. Конфликты в трудовом коллективе: методы предупреждения и разрешения конфликтов.

Тема 3. Оценка эффективности систем управления персоналом в образовании:

— Методы оценки эффективности системы управления персоналом;

— Исследование системы управления персоналом;

— Показатели эффективности систем управления персоналом в образовании.

Модуль 6. Делопроизводство в кадровой службе:

Тема 1. Государственные стандарты по документированию: документ, формы, классификация и унификация, реквизиты, требования к бланкам, формулярам:

-Содержание, значение делопроизводства;

-Службы документации и секретарской службы.

Тема 2. Основные виды документов: служебные письма, телеграммы и телефонограммы, справки, акты, записки, приказы и выписки из них, протоколы и выписки из них, другие виды:

-Организация документооборота, работа с документами;

-Дела: номенклатура дел, формирование дел;

-Средства составления текстовых документов, средства копирования и оперативного размножения, средства хранения и поиска документов, средства передачи информации, использование ПК в делопроизводстве, программное обеспечение делопроизводства.

Тема 3. Деловая переписка:

— Общие требования к деловой переписке;

— Основные требования к тексту письма;

— Виды деловых писем;

— Особенности делового письма.

Модуль 7. Информационные технологии в образовательной  деятельности:

Тема 1. Проектирование информационных систем управления образованием:

-Назначение и области применения ЭВМ в образовании и управлении образовательными системами;

-Компьютерный мониторинг качества образования;

-Компьютерный банк инноваций.

Тема 2. Новые информационные технологии выработки управленческих решений:

-Информационные технологии нормативно-правового обеспечения работы образовательных учреждений.

Тема 3. Дистанционное обучение кадров в образовании:

-Программно-методическое обеспечение информационных технологий.

Объем программы 72 часа

Общее количество часов

Лекционная часть

Самостоятельная работа

Практическая работа

Контроль

72

21

16

7

28

Учебный план

Наименование разделов, модулей,

тем

Всего часов

Из них

Контроль

лекции

самостоятельная работа

практическая работа

количество часов

форма

контроля

Модуль 1. Менеджмент в сфере образования:

10

3

2

1

4

Зачет

Тема 1. Методологические основы менеджмента в образовании;

1

1

Тема 2. Стратегическое и тактическое планирование в системе менеджмента;

1

1

Тема 3. Регулирование и контроль в системе менеджмента.

1

1

Итоговое тестирование

1

Модуль 2. Образовательный маркетинг:

10

3

2

1

4

Диф. зачет

Тема 1. Сущность образовательного маркетинга;

1

1

Тема 2. Современная концепция маркетинга;

1

1

Тема 3. Организация деятельности маркетинговой службы в образовании.

1

1

Итоговое тестирование

1

Модуль 3. Сущность и основные принципы управления образовательными системами:

10

3

2

1

4

Диф.

зачет

Тема 1. Управление функционированием и развитием образовательных систем;

1

1

Тема 2. Мониторинг качества образования;

1

1

Тема 3. Целевая комплексная программа развития как инструмент управления образовательными системами.

1

1

Итоговое тестирование

1

Модуль 4. Методы управления образовательными учреждениями:

10

3

2

1

4

Зачет

Тема 1. Методологические основы управления образовательными учреждениями;

1

1

Тема 2. Контроль в управлении образовательным учреждением;

1

1

Тема 3. Инновационный процесс и его этапы.

1

1

Итоговое тестирование

1

Модуль 5. Основы управления персоналом:

10

3

2

1

4

Диф.

зачет

Тема 1. Методические центры и отделы кадров в системе управления образованием и их функции;

1

1

Тема 2. Аттестация педагогических и управленческих кадров в образовании;

1

1

Тема 3. Оценка

эффективности систем

управления персоналом в

системе образования.

1

1

Итоговое тестирование

1

Модуль 6. Делопроизводство в кадровой службе:

10

3

2

1

4

Зачет

Тема 1. Государственные стандарты по документированию: документ, формы, классификация и унификация, реквизиты, требования к бланкам, формулярам;

1

1

Тема 2. Основные виды документов: служебные письма, телеграммы и телефонограммы, справки, акты, записки, приказы и выписки из них, протоколы и выписки из них, другие виды;

1

1

Тема 3. Деловая переписка.

1

1

Итоговое тестирование

1

Модуль 7. Информационные технологии в образовательной  деятельности:

10

3

2

1

4

Диф.

зачет

Тема 1. Проектирование информационных систем управления образованием;

1

1

Тема 2. Новые информационные технологии выработки управленческих решений;

1

1

Тема 3. Дистанционное обучение кадров в образовании.

1

1

Итоговое тестирование

1

Итоговая практическая работа или тестирование

2

2

Всего:

72

21

16

7

28

Требования к оснащению рабочего места обучающегося

(если будут использоваться программы, которые требуют дополнительного оснащения ПК)

Компонент

Требования

Операционная

система

Windows 7 и выше

Доступ в

Интернет

браузер Mozilla Firefox, возможность доступа в сеть Интернет

Редактор слайдов

MS PowerPoint 

Компьютер и

процессор

Intel Pentium(или аналогичный AMD Athlon) или выше

Оперативная

память

2 Гб

Жесткий диск

120 Гб

Дисплей

19”

Принтер, сканер

По мере поступления заданий (если требуется)

Средства связи

Skype, электронная почта

infourok.ru

Основные понятия учебной дисциплины «Менеджмент системы образования»

ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО

Магистратура

Кафедра социальной работы и

Социальной педагогики

ПРАКТИЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

По учебной дисциплине: «Менеджмент в образовании»

Выполнил (а)

магистрант(ка)

2-го курса дневной (заочной) формы

специальности «Организация работы с

молодежью»

Ф.И.О.

Г. Луганск — 2017/2018

РАЗДЕЛ №1. Изучить предложенный лекционный материал

Лекция № 1. Тема «Менеджмент в образовании» как учебная дисциплина

Лекция № 2. Тема «Предмет, метод, принципы, задачи образовательного менеджмента»

Лекция № 3. Тема «Основы прогнозирования и проектирования»

Лекция № 4. Тема «Мотивация как функция управления»

Лекция № 5. Тема «Школа как педагогическая система и объект научного управления»

Лекция № 7. Тема «Опыт развитых стран по образовательному менеджменту и экономике»

Лекция № 8. Тема «Инновационный менеджмент в образовании»

Лекция № 9. Тема «Управленческие аспекты в образовании»

Литература

РАЗДЕЛ № 2. Практические задания:

Ответить на предложенные вопросы

Проанализировать утверждение А.С.Макаренко

Предложить программу деятельности директора школы по урегулированию конфликта, описанного в приведенной ситуации.

Описать удачный и неудачный имидж руководителя.

Примечание: Пример оформления ответов

Лекция № 1. Тема «Менеджмент в образовании» как учебная дисциплина

План

1. Цели и задачи курса.

2. Основные понятия учебной дисциплины «Менеджмент системы образования»

1. Цели и задачи курса.

Каждый человек живет в системе организационных и управленческих отношений. И с каждым годом эти отношения становятся все более многообразными, что ведет к неординарным управленческим ситуациям.

Следовательно, это требует определенной стратегии реагирования, принятия правильного решения. Избежать ошибок поможет знание теории управления, общих законов и принципов. Понимание сущности управления, в частности социального управления (так как человек является ядром социального процесса), его внутренней  структуры поможет создать целостную картину управления образованием.

Целью курса «Менеджмент в образовании»является усвоение студентами основных категорий, закономерностей и принципов управления в педагогических системах различного уровня; изучение  процессов решения управленческих задач и выявления условий принятия эффективного решения, воспитание культуры управления и развитие управленческого мышления.

Задачи курса – изучение истории и теории менеджмента; выявление возможностей педагогического менеджмента в решении как традиционных, так и новых задач на современном уровне; ознакомление с научными основами организации, принципами, методами управления, с работой педагогического совета и методического объединения; приобретение представления о планировании работы школы и внутришкольном контроле. 

Проблемы управления учебными заведениями в определенной степени рассматривались на всех этапах развития педагогической науки, но они касались наиболее эффективных организационно-педагогических условий для протекания учебно-воспитательного процесса и выработке практических рекомендаций по организации школьного дела. Для современной педагогической науки характерно стремление рассмотреть образование как целостный процесс с позиций управленческой науки, на ориентацию учебный заведений как особую социальную организацию, в принятии общих подходов и закономерностей, выявленных в теории организаций, в социальном управлении, менеджменте. 

Предмет менеджмента системы образования дает возможность отличать его от других отраслевых систем управления. Во-первых, это сфера – самая большая по количеству занятого населения. Во-вторых, человек в ней проводит часть своей жизни. В-третьих, в период нахождения в ней осуществляется взросление и становление личности, познание мира и возможностей жизнеобеспечения. В-четвертых, это сфера услуг. В-пятых, в ней существуют специфические элементы экономики, отличающиеся от элементов других отраслей или сфер хозяйства.

Поэтому и управление в сфере образования имеет свое содержание, цели, сущность, системы категорий и законов. Оно анализирует факты в учебных заведениях, которые осуществляют образование, воспитание и профессиональную подготовку специалистов для хозяйства и других  сфер страны.

Названные стороны обуславливают самостоятельное содержание сферы образования. Оно не повторяется в других сферах деятельности людей, а поэтому должно исследоваться отдельно по элементам и по функциям и видам труда.

В формировании теории образовательного менеджмента существует несколько подходов. Первый подход рассматривает управление образованием в зависимости от специфики и форм практик самой системы образования, утверждая что нормы и методы управления образованием складываются из особенностей опыта и практик организации учебного процесса. С одной стороны при таком подходе, происходит методическая проработка отдельных аспектов управления учебно-воспитательным процессом в школе и на уроке. С другой стороны, фиксируется недостаточность данного подхода в решении более широких вопросов, выходящих за рамки школы. Второй подход складывается вне системы образования, как универсальная теория менеджмента.

Однако при применении данного подхода необходимо учитывать специфику сферы и отрабатывать универсальные представления о менеджменте в образовании как теории управления для отдельно взятой сферы деятельности. И третий подход включает направление системо-мыследеятельностной методологии, которое в сфере управления называется ОРУ-направлением. Уникальность подхода состоит в дополнении теоретических представлений менеджмента, отработке универсальных схем и использование их в реальных условиях деятельности. 

В сфере образования руководители разного уровня должны различать подходы и область их применения для взаимодополнения или взаимоисключения своих действий при решении управленческих задач.

Основные понятия учебной дисциплины «Менеджмент системы образования»

К основным понятиям относятся: менеджмент, управление, система, руководство, организация, лидерство, образование, система образования.

Понятием менеджмент обозначается множество явлений:

— конкретная деятельность по управлению людьми и структурами;

— отрасль науки, изучающая теорию и практику деятельности;

— совокупность принципов, функций, методов, средств управления для повышения качества продукции;

— процесс, который направляет действия к общей цели.

Понятие «менеджмент» охватывает умение человека добиваться поставленных целей с помощью знаний, помогающих управлять; включает различные функции и виды деятельности, связанные с управлением людьми, а также включает категорию людей, осуществляющих управление.

Обычно определение «менеджмент» применяли только к управлению социальными и экономическими процессами на уровне организации, действующей в рыночных условиях. В последнее время стали широко применять к непредпринимательским организациям.

Хотя понятия «менеджмент» и «управление» близки по значению, однако термин «управление» намного шире, поскольку применяется к различным видам человеческой деятельности, к сферам и органам управления. Управление – это совокупность скоординированных мер, направленных на процессы и участников, для придания определенной направленности и достижения желаемой цели. Выделяют следующие типы управления согласно формам движения материи – неживой природы, живой природы и общества:

— Управление техническими системами (производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин). Изучается техническими науками.

— Управление биологическими системами. Рассматривает наука кибернетика.

— Управление социальными системами. Изучается общественными науками. Данный вид управления относится к социальному управлению. Социальное управление – это воздействие субъектов управления на деятельность людей, объединенных в социальные группы, т.е. управление социальными системами. Социальное управление включает два основных направления: управление индивидуальной деятельностью человека и коллективной деятельностью.

При системном рассмотрении управления следует помнить, что система – это множество взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом. В ней имеются подсистемы – управляющая и управляемая, которые теснейшим образом взаимосвязаны. Система управления включает разных специалистов, объединенных в органах управления; использует различные средства и методы управления, а также обладает различными видами информации, которая позволяет установить управленческие отношения между объектом и субъектом, между управляющими и подчиненными.

Между объектом и субъектом устанавливается связь, которая является не строго односторонней. Более того, наличие устойчивого равновесия, способность субъекта реагировать на изменения среды является одной из основополагающих закономерностей управления. Нарушение равновесия между объектом и субъектом управления приводит к кризису управления. Причины кризиса могут быть различны: изменение внутренней и внешней среды объекта управления, не умение предвидеть и реагировать на динамичность среды. Поэтому предъявление повышенных требований к субъекту управления является сегодня насущной потребностью в обществе. Чем эффективнее действия субъектов управления (органов управления, отдельных руководителей), тем лучше коллектив работает и развивается. 

Состояние, когда процессы развиваются в одном направлении, а действия субъектов управления в другом – характеризуется как кризисное состояние системы управления.

Понятие «управление» многогранно и включает в себя понятие «воздействие», которое отличается по объему, содержанию, направленности, силе власти. Еще одним элементом управления является целеполагание. Это процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в услугах, качестве социальных связей, исходя из реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.

Очень близкое к управлению понятие руководство. Существует несколько мнений специалистов относительно понятий: одни отождествляют оба понятия, другие считают руководство более широким понятием по содержанию или рассматривают руководство как одно из управленческих действий. Но в отличие от понятия управления оно касается только людей. Руководство – это воздействие на людей для достижения опреде-ленной цели.

Объектами управления и руководства являются организации, коллективы, процессы.

Организация – это совокупность материальных объектов и сообщество людей, объединенных определенной целью. Внутри организации возникают организационные отношения, которые имеют свою структуру. Они подразделяются на вертикальные, горизонтальные, формальные и неформальные. В организации осуществляется взаимодействие с  коллективами людей, имеющие определенную специализацию по отдельным предметам, содержанию и видам работ.

Еще одно понятие сферы управления – администрирование, которое выражается взаимоотношениями «начальник – подчиненный». Под ним понимается управление профессиональной деятельностью подчиненных. 

Образование – процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества и государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.

Формами получения образования являются очная (дневная и вечерняя), заочная, дистанционная, самостоятельная.

Допускается сочетание форм, а также обучение по индивидуальным планам.

Основное образование в Луганской народной республике включает следующие уровни: дошкольное образование, общее базовое образование, общее среднее образование, профессионально-техническое образование, высшее образование, послевузовское образование.

Достижение человеком каждого уровня удостоверяется соответствующим документом и дает право на продолжение образования на последующем уровне.

Система образования — совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение целей образования. 

Система образования включает в себя: 

— участников образовательного процесса при реализации образовательных программ;

— систему органов управления образованием и подведомственных им учреждений, предприятий и организаций.

— совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

— учреждения образования и сеть организаций, реализующих образовательные программы, различных по организационно-правовым формам, типам, видам;

— организации-заказчики кадров.

Основными языками обучения и воспитания в национальной системе образования являются русский и украинский. 

Менеджмент системы образования – совокупность организационных, методических, кадровых, воспитательных, плановых, финансовых и других мероприятий, обеспечивающих нормальное функционирование учреждений системы образования, дальнейшее их расширение и развитие, взаимосвязанная совокупность циклически повторяющихся процессов выработки и осуществления решений, ориентированных на стабильное функционирование и эффективное развитие системы образования и основных частей.

Менеджмент учреждений образования — это особая управленческая деятельность, субъекты которой посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивают согласованность деятельностей обучающихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала на достижение образовательных целей и целей развития учреждений образования. 

Специфика управления в условиях учебных учреждений заключается в следующем:

— Своеобразие отношений субъекта и объекта: объект управления одновременно и субъект;

— Соотношение нормированного и ненормированного рабочего времени;

— Особенность стимулирования труда;

— Изменение роли экономических, организационно-педагогических и социально-психологических методов управления школой.

— Возрастной аспект – специфика управления педагогическим процессом в соответствии с возрастными особенностями.

— Динамичность внутренней и внешней среды учебного заведения.

— Творческий характер деятельности педагога.

Отдельные учебные учреждения являются подсистемами общей системы образования человека в течение всей его жизни. Это выражается через дошкольное образование, общее среднее и профессиональное образование, высшее образование, повышение профессиональной квалификации, переподготовку в связи с изменением профиля деятельности, повышение общеобразовательного и культурного уровня, а также кругозора (вертикальная ветвь). Все компоненты этой системы связаны и по горизонтали: школьное, внешкольное, дошкольное и семейное воспитание. В основу непрерывности системы учебных заведений заложены принцип правопреемственности между разными ступенями образования, который достигается с помощью сроков и норм обучения, и принцип возрастного ограничения с установлением нормативов возраста при поступлении в учебное заведение.

Государственная политика в сфере образования основывается на следующих принципах: приоритетности образования, приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования; гарантии конституционного права каждого на образование; обеспечение равного доступа к  получению образования; обязательности общего базового образования; интеграции в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии традиций системы образования; экологической направленности образования; поддержки и развития образования с учетом задач социально-экономического развития государства; государственно-общественного характера управления образованием; светского характера образования.

В компетенцию высших органов государственной власти входит установление общих принципов руководства и управления системой образования, установление планов развития  отдельных его звеньев, установление типов учебных заведений, порядка их открытия и комплектования штатами, осуществляют контроль за деятельностью учреждений образования.

 

studopedia.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *