Валеологическая служба в образовательной организации это – 1.3. Валеологическая служба в системе образования
1.3. Валеологическая служба в системе образования
Беда современной системы общего образования заключается в том, что она базируется не на методологических, а на информационных принципах, пытаясь ответить на вопрос “сколько?”, а не на вопрос “как?”. Практически предлагается выбор из двух направлений – экстенсификации или интенсификации образования, что только углубляет кризис. Увеличение количества учебных предметов, произвольное расширение учебных программ предлагается как один из вариантов дальнейшего реформирования системы образования. Интенсификация же образования в основном осуществляется ценой ухудшения здоровья учащихся и педагогов.
Но возможен и третий путь – переосмысление стратегии, начиная с пересмотра цели и методологических основ образования и кончая пересмотром профессиограммы педагога и системы управления образованием.
В условиях депопуляции страны (снижение рождаемости и увеличение смертности ведут к отрицательному демографическому балансу) остро обозначаются подлинные ценности: жизнь и здоровье человека. Изречение “Здоровый разум – в здоровом теле” следует понимать буквально: тщетны попытки взращивания интеллекта нации, когда под угрозой находится жизнь народа.
В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. К сожалению, гордость за самую совершенную в мире систему здравоохранения обернулась иждивенческим поведением и неспособностью “делать” свое здоровье самостоятельно, когда здравоохранение оказалось фактически разрушенным. Да и не в состоянии никакая медицина компенсировать издержки образования, ибо приобретать болезни легче, чем лечить.
Итак, если цель образования – развитие человека, то в сложившейся ситуации главным направлением общего образования должно немедленно стать обучение здоровью.
Ухудшение состояния здоровья детей и подростков на протяжении их школьного обучения явилось сигналом о необходимости создания службы формирования здоровья в структуре региональной образовательной системы.Валеологическая служба – это служба формирования и обеспечения здоровья человека. Она не заменяет медицинскую службу и не является альтернативой ее. Валеологическая служба объединяет усилия специалистов разного профиля деятельности в педагогическом, психологическом, медицинском, социальном, правовом и любом другом содействии реализации прав каждого человека на созидание, охрану, укрепление и воспроизводство своего здоровья. Валеологическая служба может создаваться на предприятиях, в учреждениях, в том числе образовательных, и в общественных объединениях.
Организация деятельности валеологической службы представлена четырьмя основными направлениями: 1) диагностический скрининг; 2) мониторинг здоровья; 3) прогностический скрининг; 4) подбор валеогенных и оздоровительных технологий; 5) осуществление коррекции образа жизни, количества и качества здоровья. Диагностика (греч. diagnostikos – способный распозновать) – процесс распознавания и оценки свойств, особенностей и состояний субъекта или объекта, заключающийся в целенаправленном исследовании, истолковании полученных результатов и их обобщении в виде заключения (диагноза).
Скрининг (англ.screening –просеивание, сортировка) – массовое обследование контингентов населения с целью выявления лиц с определенной болезнью (определенными болезнями) для оперативного принятия лечебно-профилактических мер.
Мониторинг (лат. monitor –тот, кто напоминает, предупреждает) – постоянное слежение за какими-либо объектами, явлениями или процессами. В общем смысле – многоцелевая информационная система, основные задачи которой – наблюдение, оценка и прогнозирование состояний объекта (субъекта) с целью предупреждения о создающихся критических ситуациях или состояниях.
Мониторинг здоровья (мониторирование, мониторное наблюдение) – длительное наблюдение за состоянием ряда жизненно важных функций организма путем регистрации показателей этих функций.
Целью валеологической службы образовательного учреждения является всемерное содействие всем субъектам образовательного процесса в выборе путей, способов и средств индивидуальной здравотворческой деятельности, начиная с создания мотивации и условий для осуществления этой деятельности, поиска стимулов для утверждения здорового образа жизни и кончая расширением круга лиц, вовлеченных в позитивный процесс созидания здоровья, развития личности и повышения эффективности образования в соответствии с психофизиологическими, конституциональными и половозрастными возможностями человека.
Структура валеологической службы может быть различной в зависимости от типа, наполняемости и сменности образовательного учреждения или структуры муниципальной системы образования.
Деятельность службы ориентирована преимущественно на учащихся, но при непременной валеологической активности педагогов и при соответствии их здоровья и образа жизни целям и задачам валеологического процесса.
Валеологическую службу образовательного учреждения возглавляет заместитель директора по валеологической работе. Методическое руководство службой в муниципальной системе образования осуществляют методисты-валеологи, имеющие соответствующую квалификацию.
Основное ядро службы в образовательном учреждении составляют специально подготовленные педагоги-валеологи, однако в работе службы участвует весь педагогический коллектив при условии его валеограмотности.
Первые результаты работы валеологической службы в пяти петербургских школах в 1991 – 92 гг. подтвердили целесообразность продолжения педагогического эксперимента и нашли отражение в приказах Комитета по образованию от 3 декабря 1993 г. № 472 “О внедрении валеологической службы в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга” и от 3 октября 1994 г. № 401 “О внедрении валеологических аспектов в учебный процесс в школах Санкт-Петербурга” (Колбанов В.В., 1998)
На стадии становления валеологической службы в образовательных учреждениях в регионе последовательно решались следующие задачи.
1. Диагностика потребностно-мотивационной сферы учащихся и педагогов.
2. Разработка и внедрение организационно-педагогических мероприятий по валеологическому обеспечению образовательных учреждений.
3. Создание условий жизнедеятельности школы, адекватных образовательному процессу и наиболее благоприятных для саморазвития, самосовершенствования личности и повышения уровня здоровья учащихся.
4. Целевое обучение педагогов основам валеологических знаний.
6. Разработка программ непрерывного валеологического образования.
7. Обеспечение психоэмоциональной устойчивости и психологической защищенности ребенка, подростка в микросоциуме (в группе, классе, семье).
8. Паспортизация здоровья и формирование базы данных о состоянии здоровья, о психофизиологических особенностях и возможностях детей, подростков и педагогических работников. Обобщение информации и использование ее для дальнейшего планирования работы учреждения.
9. Валеологическое сопровождение образовательного процесса с дифференцированным выбором образовательных маршрутов учащихся.
10. Разработка инновационных моделей “Школы здоровья” и координация работы всех звеньев создаваемой службы.
11. Создание консультативной сети по проблемам валеологии для учащихся, родителей, учителей, воспитателей.
На основании утвержденного Комитетом по образованию Санкт-Петербурга “Примерного положения о валеологической службе образовательных учреждений” в городе создаются районные валеологические службы, для чего в штатное расписание научно-методического центра района вводятся должности методистов-валеологов из расчета: одна ставка на 15 школ и одна ставка на все дошкольные учреждения района. Всю валеологическую работу в районе объединяет и координирует руководитель валеологической службы.
Работа валеологических служб районов координируется и анализируется двумя главными специалистами-валеологами (по дошкольному и школьному образованию) городских органов управления образованием. С целью оперативного обмена опытом валеологической работы в городе функционирует постоянно действующий семинар для руководителей образовательных учреждений, учителей, воспитателей и валеологов-организаторов. Руководство валеологической службой в городе осуществляет первый заместитель председателя Комитета по образованию, председатель Координационного совета по охране жизни и здоровья детей.
Таковы особенности валеологической работы в образовательной системе Санкт-Петербурга. Аналогичный опыт сейчас накапливается и в других регионах России, но содержание и формы его отличаются большим разнообразием. Однако общая закономерность в этой области выражается в том, что преобладает тенденция создания валеологических центров, а не валеологической службы образовательных учреждений. Будучи удаленными от большинства образовательных учреждений, эти центры успешно справляются с диагностико-реабилитационными задачами, но не могут решить педагогические проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни, не могут даже определить степень соответствия педагогического процесса индивидуальным возможностям ребенка.
Различие климатических, географических, национальных, демографических и экономических условий не позволяет создать однотипные штатно-организационные структуры валеологической службы в стране, хотя методологическая основа создания и развития валеологической службы образовательной системы должна быть единой.
studfiles.net
Валеологическая служба образовательного учреждения.
Валеологическая служба образовательного учреждения.
Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Как и воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребенок ходит учиться. Это еще и особый мир детства, в котором ребенок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует свое мнение по различным вопросам, отношение к ним. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.
Сберегаем здоровье
Основной целью работы нашего учебного заведения, стремящегося работать в русле педагогики здоровья, стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!» Мы делимся опытом работы школы, ориентированной на педагогический аспект здоровьесбережения.
Главная цель программы – способствовать укреплению здоровья детей и подростков путем создания комплексного подхода к воспитанию на базе профилактических программ.
Задачи программы
Воспитательные задачи: воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии, пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни.
Обучающие задачи: ознакомление детей с нормами здорового образа жизни, с приемами и методами его реализации (включая основы саморегуляции и развитие таких качеств, как выносливость, энергичность, уравновешенность и др.), а также выявление вредных привычек и разработка рекомендаций по борьбе с ними, формирование санитарной культуры у школьников.
Оздоровительные задачи: профилактика наиболее распространенных заболеваний и улучшение через это таких необходимых для успешного осуществления учебного процесса качеств, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, хорошая память, мыслительные способности. Важно определить уровень физической подготовки и состояния здоровья с целью создания «экрана здоровья» каждого ученика на конец учебного года, выявить сильнейших учащихся и команды по видам спорта и отдельным упражнениям, а также в комплексном многоборье.
Приоритетные направления деятельности
-
Учебно-воспитательная работа – научно обоснованная, строго регламентированная, оптимально организованная учебная, физкультурно-спортивная и трудовая деятельность, которая должна способствовать формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся, обеспечению правильного физического и психического развития, воспитанию стремления к здоровому образу жизни, повышению качества образования в целом.
-
Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья учащихся.
-
Профилактическая и коррекционная работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии воспитанников.
-
Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа – скорейшее внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья в практику образования, разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их экспериментальное внедрение в учебный процесс (в частности, курса по валеологии).
-
Информационно-просветительская работа – пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация.
Создание творческой группы
Для осуществления программы в нашей школе была создана валеологическая служба с целью решения актуальной на сегодняшний день проблемы оздоровления школьников.
Предварительно (до начала работы группы в учебном году) проводится опрос будущих членов группы. Выявляется круг вопросов, которые волнуют и интересуют педагогов. На основе этого руководитель группы составляет план работы и определяет форму отчета. Он же берет на себя методическое руководство изучением теоретического материала, а также решение организационных вопросов, распределяет обязанности между членами группы.
Каждый участник выбирает определенную микротему, самостоятельно изучает и работает над ней.
Количество учителей, входящих в группу, – 5–6 человек. В нее обязательно должны входить учителя биологии, ОБЖ, физкультуры, психолог, медицинский работник школы, социальный педагог. Учителя других предметов тоже могут принять участие.
В работу группы входит проведение валеологических уроков, спортивно-оздоровительных, профилактических внеклассных мероприятий, тестирования, психологических занятий, выпуск стенгазет, распространение памяток.
Таким образом, творческая группа является центром, где рождается и апробируется все новое, что делает процесс обучения и воспитания наиболее рациональным, а значит, и результативным. На итоговом педсовете каждому члену группы предлагается сделать сообщение, включающее отчет по изученной проблеме и анализ знаний и умений учащихся.
Мы считаем, что для творческой группы по валеологии эффективность ее деятельности лучше выявлять путем тестирования учащихся.
Как видно из вышеизложенного, творческую группу можно считать удобной и эффективной формой, поскольку она создает благоприятные предпосылки для коллективной творческой методической деятельности.
Схема управления программой
Администрация школы контролирует работу валеологической службы через ее руководителя.
Руководитель валеологической службы контролирует и координирует работу всех подразделений.
Физическое подразделение определено особой значимостью занятий физической культуры, развитием кондиционных физических качеств, создающих потенциал физического здоровья. Ответственный – учитель физической культуры.
Образовательно-валеологическое подразделение обусловлено необходимостью повышения валеологической грамотности субъектов образовательного процесса. Ответственный – учитель биологии.
Психологическое подразделение обусловлено необходимостью психолого-педагогического сопровождения учащихся. Ответственный – психолог школы.
Медицинское подразделение связано необходимостью медицинского сопровождения учащихся, проведением работы по диагностике состояния здоровья. Ответственный – фельдшер школы.
Информационное подразделение занимается оперативной обработкой, систематизацией и хранением информации о состоянии здоровья учащихся школы. Ответственный – руководитель валеологической службы.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
sportfiction.ru
Программа валеологической службы «Здоровье»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Граховская средняя общеобразовательная школа имени А.В. Марченко»
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
Протокол №01 от 31.08.2015 г.
Директор МБОУ «Граховская СОШ
им. А.В. Марченко
____________ Р.А. Трефилова
01.09.2015 г.
ПРИНЯТО Советом школы
Протокол №05 от 31.08.2015 г.
Валеологическая программа школы
на 2016 – 2020 год
Автор-составитель: учитель биологии Бухарина Ю.А.
Грахово, 2015 г.
Оглавление
Пояснительная записка……………………………………………………………………………3
Раздел I. Обоснование программы ………………………………………………………………
5
Система работы валеологической службы в МБОУ «Граховская СОШ
им. А.В. Марченко»……………………………………………………………………………….
9
2.1. Структура валеологической службы школы………………………………………..
—
2.2. Учебно-воспитательная работа……………………………………………………….
—
2.3. Диагностическая работа………………………………………………………………
—
2.4. Профилактическая работа……………………………………………………………
—
2.5. Консультационная работа ……………………………………………………………
11
Раздел III. Направления работы школьной валеологической службы…………………….
12
Раздел V. Кадровое обеспечение службы «Здоровье»…………………………………………
18
19
Приложения
Пояснительная записка
«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто», — говорил древнегреческий философ Сократ в далеком прошлом, но его слова очень актуальны и в XXI веке.
В настоящее время 90% школьников имеют отклонения различной степени в состоянии здоровья, у 60% наблюдаются мозговые дисфункции, а 35% хронически больны, лишь 5 – 10% детей приходят в школу с диагнозом «здоров». К сожалению, нередкой для учителя стала просьба ученика дать таблетку от головной боли. Снижение памяти, усталость и невозможность сосредоточиться в конце учебного дня являются непременными спутниками современного школьника.
В связи со стабильным ухудшением в последние годы здоровья детей и подростков важнейшим направлением в работе общеобразовательных учреждений является поддержание и сохранение его через образование и воспитание. А значит, возникла необходимость внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс, под которыми понимается система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на учащихся. Давно сложившийся традиционный метод организации школьного образования не учитывает необходимости решения проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников и, более того, способствует его усугублению. Поэтому в последнее время педагогами и школьными администраторами ведется активный поиск здоровьесберегательных подходов к организации образовательного процесса.
Основными критериями здоровьесберегающих свойств педагогической технологии являются:
Успешность учения (уровень развития мыслительных операций, темп развития познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия и мышления).
Показатели здоровья (частота заболеваний, уровень физической культуры).
Социальная адаптивность (динамика самооценки, сформированность социальных установок, степень социальной адаптации, уровень развития коммуникативных качеств).
С чего начать свою работу в данном направлении? Для реализации данного направления авторские школы ученные предлагают вариативные программы и концепции. В некоторых школах валеологическая работа ведется последующим основным направлениям: диагностическая работа, профилактическая работа, учебная работа, воспитательная работа и консультативная. На основе психолого-педагогической диагностики осуществляется индивидуальный подход к формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Программы содержит теоретическую часть и практические занятия, направленные на укрепление здоровья.
Цель данных программ формирование модели поведения учащихся на основе здорового образа жизни.
Задачи данной службы состоят в следующем:
Медицинское обследование учащихся с целью выявления групп риска и индивидуальных факторов риска.
Медицинская коррекция выявленной предпатологии и обучение основам здорового образа жизни.
Формирование психологического настроя на здоровый образ жизни детей, учителей, родителей.
Использование наиболее эффективных и разработка новых способов коррекции физиологического состояния организма учащихся и учителей в педагогическом процессе.
Методики и коррекции физиологического состояния детей в домашних условиях и практическое обучение родителей.
Анализ состояния здоровья обучающихся в МБОУ «Граховская СОШ им. А.В. Марченко» показывает, что сегодня необходимо не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать нравственно и физически здоровым, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни. На сегодняшний день первое место занимают вирусные заболевания, на втором месте – сердечно-сосудистые заболевания и заболевания органов дыхания, на третьем месте – заболевания желудочно-кишечного тракта. Кроме того, по результатам углубленного медицинского осмотра выявлен большой процент детей с пониженным зрением, нарушением осанки, плоскостопия. Сегодня 40% детей нуждаются в лечебной физкультуре, 40% нуждаются в массаже.
Школа является местом активной деятельности ребенка на протяжении 9 – 11 лет. Самые важные периоды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь, совпадает с важнейшим социальным этапом детства – получение среднего образования. В этот период на здоровье школьников оказывает влияние большой комплекс социально-гигиенических, экологических и других факторов. К сожалению, далеко не всегда это влияние положительно.
Анализ школьных факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся, позволяет выделить следующее:
Недостаточное соблюдение гигиенических требований, как к организации учебного процесса, так и к образовательной среде.
Несоответствие между школьными требованиями и потребностями, а также психофизиологическими возможностями учеников.
Авторитарный, антигуманный характер взаимоотношений учителя с учеником.
Отсутствие в образовательном процессе специальных мер, способствующих сохранению и укреплению здоровья школьников.
Поэтому одной из главных целей педагогического коллектива нашей школы сегодня становится формирование и развитие общеобразовательной среды, в которой школьник ведет здоровый образ жизни. Здоровьесберегающая среда в школе предоставляет возможность каждому ученику реальную возможность получить полноценное образование, адекватное его способностям, потребностям и интересам. А значит, возникла необходимость создания школьной службы «Здоровье», которая должна заниматься решением вопросов формирования, сохранения и укрепления здоровья с учетом индивидуальных и возрастных адаптивных особенностей и возможностей обучающихся, создания благоприятной социально-гигиенической обстановки, другими словами, способствует формированию здоровьесберегающей среды с учетом показателей физического, психического и социального здоровья.
Раздел I. Обоснование программы.
Цель программы: повышение эффективности оздоровительной и учебно-воспитательной работы посредством создания мотивации и условий для формирования, сохранения и укрепления здоровья как важнейшего фактора развития личности и посредством приведения учебного процесса в соответствие с психофизиологическими возможностями учащихся.
Задачи программы:
— совершенствование валеологически обоснованной системы школьного образования, школьной службы «Здоровье»;
— формирование у учащихся знаний, умений и навыков ведения здорового образа жизни и сохранения здоровья, построение образовательного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся;
— проведение медицинского мониторинга и реализация профилактических и коррекционных мероприятий;
— организация просветительской работы среди родителей, формирование мотивации ведения здорового образа жизни в семье;
— привлечение родителей к осуществлению совместной организации оздоровительной работы в школе и лечебно-профилактической работы с детьми;
— организация и проведение оздоровительных пауз, подвижных перемен, часов здоровья, направленных на снятие мышечного и психологического напряжения;
— вовлечение учащихся в спортивные секции, общественные организации и движения, ставящих своей целью сохранение и укрепление физического, нравственного здоровья подрастающего поколения.
Ожидаемые результаты:
Снижение заболеваемости.
Компенсация хронических процессов.
Снижение уровня невротизации.
Комфортность ребенка, педагогов и родителей.
Снижение конфликтных ситуаций.
Стабильное сохранение и повышение уровня физического здоровья.
Повышение степени закаленности и выносливости организма.
Проблемы.
Анализ состояния здоровья обучающихся в Граховской средней общеобразовательной школе показывает, что первое место занимают вирусные заболевания, на втором месте – сердечно-сосудистые заболевания и заболевания органов дыхания, на третьем месте – заболевания желудочно-кишечного тракта. Кроме того, по результатам углубленного медицинского осмотра выявлен большой процент детей с пониженным зрением, нарушением осанки, плоскостопия. Сегодня 39,5% детей нуждаются в лечебной физкультуре, 39,8% нуждаются в массаже.
В связи с этим, возникла необходимость создания школьной службы «Здоровье», которая занимается решением вопросов формирования, сохранения и укрепления здоровья с учетом индивидуальных и возрастных адаптивных особенностей и возможностей обучающихся.
Научная новизна.
Основной замысел проекта состоит в реабилитационной и развивающей работе медицинских работников, педагогического коллектива школы и родителей, который включает в себя:
формирование здоровья школьников немедикаментозными методами;
реабилитация детей с наиболее часто встречающимися «школьными» заболеваниями без отрыва от учебного процесса;
лечебная и развивающая физическая культура;
специализированная программа по стоматологии;
фитотерапия;
организация сбалансированного питания на основе натуральных продуктов.
Выполненный объем работ:
Реализуется профилактический образовательный курсы «Основы здорового образа жизни», «Здоровье человека».
зубной врач, массажист, специалист ЛФК, медицинская сестра.
Создан благоприятный режим двигательной активности с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья (динамические часы в классах КО, физкультминутки на уроках).
Создана творческая группа учителей по проблеме «Поиск технологий обучения», которую возглавляет валеолог.
Проводится психолого-медико-педагогическое диагностирование учащихся, определенных в класс компенсирующего обучения, клинико-физиологические исследования учащихся.
Применяются здоровьесберегающие технологии.
Перспективы работы:
Обновление содержания на валеологических принципах, дальнейшее освоение и совершенствование здоровьесберегащих технологий.
Максимально возможное использование активных, творческих методов обучения.
Сохранение стабильности и повышение результатов состояния здоровья.
Разработка и совершенствование авторских программ валеологического направления.
Расширение методической копилки коррекционных, развивающих и оздоровительных программ и дидактических материалов, разноуровневых заданий по темам и предметам.
Распространение собственного педагогического опыта на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Цель работы службы «Здоровье»: повышение эффективности оздоровительной и учебно-воспитательной работы посредством создания мотивации и условий для формирования, сохранения и укрепления здоровья как важнейшего фактора развития личности посредством приведения учебного процесса в соответствие с психофизиологическими возможностями учащихся.
Основными задачами на пути достижения указанной выше цели являются:
Совершенствование валеологически обоснованной системы школьного образования, школьной службы «Здоровье».
Формирование у учащихся знаний, умений и навыков ведения здорового образа жизни и сохранения здоровья, построение образовательного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся.
Проведение медицинского мониторинга и реализация профилактических и коррекционных мероприятий.
Организация просветительской работы среди родителей, формирование мотивации ведения здорового образа жизни в семье.
Привлечение родителей к осуществлению совместной организации оздоровительной работы в школе и лечебно-профилактической работы с детьми;
Организация и проведение оздоровительных пауз, подвижных перемен, часов здоровья, направленных на снятие мышечного и психологического напряжения;
Вовлечение учащихся в спортивные секции, общественные организации и движения, ставящих своей целью сохранение и укрепление физического, нравственного здоровья подрастающего поколения.
infourok.ru
Валеологическая служба
Валеологическая служба
Беда современной системы общего образования заключается в том, что она базируется не на методологических, а на информационных принципах, пытаясь ответить на вопрос “сколько?”, а не на вопрос “как?”. Практически предлагается выбор из двух направлений — экстенсифи-кации или интенсификации образования, что только углубляет кризис. Увеличение количества учебных предметов, произвольное расширение учебных программ предлагается как один из вариантов дальнейшего реформирования системы образования. Интенсификация же образования в основном осуществляется ценой ухудшения здоровья учащих-ся и педагогов.
Но возможен и третий путь — переосмысление стратегии, начиная с пересмотра цели и методологических основ образования и кончая пересмотром профессиограммы педагога и системы управления образованием.
В условиях депопуляции страны (снижение рождаемости и увеличение смертности ведут к отрицательному демографическому балансу) остро обозначаются подлинные ценности: жизнь и здоровье человека. Изречение “Здоровый разум — в здоровом теле” следует понимать бук-вально: тщетны попытки взращивания интеллекта нации, когда под уг-розой находится жизнь народа.
В современных условиях развитие человека невозможно без по-строения системы формирования его здоровья. К сожалению, гордость за самую совершенную в мире систему здравоохранения обернулась иждивенческим поведением и неспособностью “делать” свое здоровье самостоятельно, когда здравоохранение оказалось фактически разру-шенным. Да и не в состоянии никакая медицина компенсировать издержки образования, ибо приобретать болезни легче, чем лечить.
Итак, если цель образования — развитие человека, то в сложившейся ситуации главным направлением общего образования должно немедленно стать обучение здоровью.
Ухудшение состояния здоровья детей и подростков на протяжении их школьного обучения явилось сигналом о необходимости создания службы формирования здоровья в структуре региональной образова-тельной системы.
Валеологическая служба — это служба формирования и обеспечения здоровья человека. Она не заменяет медицинскую службу и не является альтернативой ее. Валеологическая служба объединяет усилия специалистов разного профиля деятельности в педагогическом, психологическом, медицинском, социальном, правовом и любом дру-гом содействии реализации прав каждого человека на созидание, ох-рану, укрепление и воспроизводство своего здоровья. Валеологичес-кая служба может создаваться на предприятиях, в учреждениях, в том числе образовательных, и в общественных объединениях.
Организация деятельности валеологической службы представле-на четырьмя основными направлениями: 1) диагностический скрининг; 2) мониторинг здоровья; 3) прогностический скрининг; 4) подбор вале-огенных и оздоровительных технологий; 5) осуществление коррекции образа жизни, количества и качества здоровья. Диагностика (греч. diagnostikos — способный распозновать) — процесс распознавания и оценки свойств, особенностей и состояний субъекта или объекта, зак-лючающийся в целенаправленном исследовании, истолковании полу-ченных результатов и их обобщении в виде заключения (диагноза).
Скрининг (aHrvi.screening -просеивание, сортировка) — массовое обследование контингентов населения с целью выявления лиц с определенной болезнью (определенными болезнями) для оперативного принятия лечебно-профилактических мер.
Мониторинг (лат. monitor -тот, кто напоминает, предупреждает) -постоянное слежение за какими-либо объектами, явлениями или про-цессами. В общем смысле — многоцелевая информационная система, основные задачи которой — наблюдение, оценка и прогнозирование состояний объекта (субъекта) с целью предупреждения о создающихся критических ситуациях или состояниях.
Мониторинг здоровья (мониторирование, мониторное наблюдение) — длительное наблюдение за состоянием ряда жизненно важных функций организма путем регистрации показателей этих функций.
Целью валеологической службы образовательного учреждения является всемерное содействие всем субъектам образовательного про-цесса в выборе путей, способов и средств индивидуальной здравот-ворческой деятельности, начиная с создания мотивации и условий для осуществления этой деятельности, поиска стимулов для утверждения здорового образа жизни и кончая расширением круга лиц, вовлеченных в позитивный процесс созидания здоровья, развития личности и повышения эффективности образования в соответствии с психофизиологическими, конституциональными и половозрастными возможностями человека.
Структура валеологической службы может быть различной в зависимости от типа, наполняемости и сменности образовательного учреж-дения или структуры муниципальной системы образования.
Деятельность службы ориентирована преимущественно на учащих-ся, но при непременной валеологической активности педагогов и при соответствии их здоровья и образа жизни целям и задачам валеологи-ческого процесса.
Валеологическую службу образовательного учреждения возглавляет заместитель директора по валеологической работе. Методическое руководство службой в муниципальной системе образования осу-ществляют методисты-валеологи, имеющие соответствующую квалификацию.
Основное ядро службы в образовательном учреждении составляют специально подготовленные педагоги-валеологи, однако в работе службы участвует весь педагогический коллектив при условии его ва-леограмотности.
Первые результаты работы валеологической службы в пяти петер-бургских школах в 1991 — 92 гг. подтвердили целесообразность про-должения педагогического эксперимента и нашли отражение в прика-зах Комитета по образованию от 3 декабря 1993 г. № 472 “О внедрении валеологической службы в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга” и от 3 октября 1994 г. № 401 “О внедрении валеологических аспектов в учебный процесс в школах Санкт-Петербурга” (Колбанов В.В., 1998)
На стадии становления валеологической службы в образовательных учреждениях в регионе последовательно решались следующие задачи.
1. Диагностика потребностно-
2. Разработка и внедрение
организационно-педагогических
3. Создание условий
жизнедеятельности школы,
4. Целевое обучение
педагогов основам
5. Внесение изменений
в содержание образования (
6. Разработка программ непрерывного валеологического образования.
7. Обеспечение психоэмоциональной устойчивости и психологической защищенности ребенка, подростка в микросоциуме (в группе, классе, семье).
8. Паспортизация здоровья и формирование базы данных о состо-янии здоровья, о психофизиологических особенностях и возможностях детей, подростков и педагогических работников. Обобщение информации и использование ее для дальнейшего планирования работы учреждения.
9. Валеологическое сопровождение образовательного процесса с дифференцированным выбором образовательных маршрутов учащихся.
10. Разработка инновационных моделей “Школы здоровья” и ко-ординация работы всех звеньев создаваемой службы.
11. Создание консультативной сети по проблемам валеологии для учащихся, родителей, учителей, воспитателей.
На основании утвержденного
Комитетом по образованию Санкт-Петербурга
“Примерного положения о
Работа валеологических служб районов координируется и анализируется двумя главными специалистами-валеологами (по дошкольному и школьному образованию) городских органов управления образова-нием. С целью оперативного обмена опытом валеологической работы в городе функционирует постоянно действующий семинар для руково-дителей образовательных учреждений, учителей, воспитателей и вале-ологов-организаторов. Руководство валеологической службой в горо-де осуществляет первый заместитель председателя Комитета по обра-зованию, председатель Координационного совета по охране жизни и здоровья детей.
Таковы особенности
Различие климатических, географических, национальных, демог-рафических и экономических условий не позволяет создать однотипные штатно-организационные структуры валеологической службы в стра-не, хотя методологическая основа создания и развития валеологичес-кой службы образовательной системы должна быть единой.
stud24.ru
Валеологическая служба в системе образования
Беда современной системы общего образования заключается в том, что она базируется не на методологических, а на информационных принципах, пытаясь ответить на вопрос “сколько?”, а не на вопрос “как?”. Практически предлагается выбор из двух направлений – экстенсификации или интенсификации образования, что только углубляет кризис. Увеличение количества учебных предметов, произвольное расширение учебных программ предлагается как один из вариантов дальнейшего реформирования системы образования. Интенсификация же образования в основном осуществляется ценой ухудшения здоровья учащихся и педагогов.
Но возможен и третий путь – переосмысление стратегии, начиная с пересмотра цели и методологических основ образования и кончая пересмотром профессиограммы педагога и системы управления образованием.
В условиях депопуляции страны (снижение рождаемости и увеличение смертности ведут к отрицательному демографическому балансу) остро обозначаются подлинные ценности: жизнь и здоровье человека. Изречение “Здоровый разум – в здоровом теле” следует понимать буквально: тщетны попытки взращивания интеллекта нации, когда под угрозой находится жизнь народа.
В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. К сожалению, гордость за самую совершенную в мире систему здравоохранения обернулась иждивенческим поведением и неспособностью “делать” свое здоровье самостоятельно, когда здравоохранение оказалось фактически разрушенным. Да и не в состоянии никакая медицина компенсировать издержки образования, ибо приобретать болезни легче, чем лечить.
Итак, если цель образования – развитие человека, то в сложившейся ситуации главным направлением общего образования должно немедленно стать обучение здоровью.
Ухудшение состояния здоровья детей и подростков на протяжении их школьного обучения явилось сигналом о необходимости создания службы формирования здоровья в структуре региональной образовательной системы.
Валеологическая служба – это служба формирования и обеспечения здоровья человека. Она не заменяет медицинскую службу и не является альтернативой ее. Валеологическая служба объединяет усилия специалистов разного профиля деятельности в педагогическом, психологическом, медицинском, социальном, правовом и любом другом содействии реализации прав каждого человека на созидание, охрану, укрепление и воспроизводство своего здоровья. Валеологическая служба может создаваться на предприятиях, в учреждениях, в том числе образовательных, и в общественных объединениях.
Организация деятельности валеологической службы представлена четырьмя основными направлениями: 1) диагностический скрининг; 2) мониторинг здоровья; 3) прогностический скрининг; 4) подбор валеогенных и оздоровительных технологий; 5) осуществление коррекции образа жизни, количества и качества здоровья. Диагностика (греч. diagnostikos – способный распозновать) – процесс распознавания и оценки свойств, особенностей и состояний субъекта или объекта, заключающийся в целенаправленном исследовании, истолковании полученных результатов и их обобщении в виде заключения (диагноза).
Скрининг (англ.screening –просеивание, сортировка) – массовое обследование контингентов населения с целью выявления лиц с определенной болезнью (определенными болезнями) для оперативного принятия лечебно-профилактических мер.
Мониторинг (лат. monitor –тот, кто напоминает, предупреждает) – постоянное слежение за какими-либо объектами, явлениями или процессами. В общем смысле – многоцелевая информационная система, основные задачи которой – наблюдение, оценка и прогнозирование состояний объекта (субъекта) с целью предупреждения о создающихся критических ситуациях или состояниях.
Мониторинг здоровья (мониторирование, мониторное наблюдение) – длительное наблюдение за состоянием ряда жизненно важных функций организма путем регистрации показателей этих функций.
Целью валеологической службы образовательного учреждения является всемерное содействие всем субъектам образовательного процесса в выборе путей, способов и средств индивидуальной здравотворческой деятельности, начиная с создания мотивации и условий для осуществления этой деятельности, поиска стимулов для утверждения здорового образа жизни и кончая расширением круга лиц, вовлеченных в позитивный процесс созидания здоровья, развития личности и повышения эффективности образования в соответствии с психофизиологическими, конституциональными и половозрастными возможностями человека.
Структура валеологической службы может быть различной в зависимости от типа, наполняемости и сменности образовательного учреждения или структуры муниципальной системы образования.
Деятельность службы ориентирована преимущественно на учащихся, но при непременной валеологической активности педагогов и при соответствии их здоровья и образа жизни целям и задачам валеологического процесса.
Валеологическую службу образовательного учреждения возглавляет заместитель директора по валеологической работе. Методическое руководство службой в муниципальной системе образования осуществляют методисты-валеологи, имеющие соответствующую квалификацию.
Основное ядро службы в образовательном учреждении составляют специально подготовленные педагоги-валеологи, однако в работе службы участвует весь педагогический коллектив при условии его валеограмотности.
Первые результаты работы валеологической службы в пяти петербургских школах в 1991 – 92 гг. подтвердили целесообразность продолжения педагогического эксперимента и нашли отражение в приказах Комитета по образованию от 3 декабря 1993 г. № 472 “О внедрении валеологической службы в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга” и от 3 октября 1994 г. № 401 “О внедрении валеологических аспектов в учебный процесс в школах Санкт-Петербурга” (Колбанов В.В., 1998)
На стадии становления валеологической службы в образовательных учреждениях в регионе последовательно решались следующие задачи.
1. Диагностика потребностно-мотивационной сферы учащихся и педагогов.
2. Разработка и внедрение организационно-педагогических мероприятий по валеологическому обеспечению образовательных учреждений.
3. Создание условий жизнедеятельности школы, адекватных образовательному процессу и наиболее благоприятных для саморазвития, самосовершенствования личности и повышения уровня здоровья учащихся.
4. Целевое обучение педагогов основам валеологических знаний.
5. Внесение изменений в содержание образования (введение предмета “Валеология”, межпредметная интеграция на валеологической основе и с использованием валеологических компонентов образования).
6. Разработка программ непрерывного валеологического образования.
7. Обеспечение психоэмоциональной устойчивости и психологической защищенности ребенка, подростка в микросоциуме (в группе, классе, семье).
8. Паспортизация здоровья и формирование базы данных о состоянии здоровья, о психофизиологических особенностях и возможностях детей, подростков и педагогических работников. Обобщение информации и использование ее для дальнейшего планирования работы учреждения.
9. Валеологическое сопровождение образовательного процесса с дифференцированным выбором образовательных маршрутов учащихся.
10. Разработка инновационных моделей “Школы здоровья” и координация работы всех звеньев создаваемой службы.
11. Создание консультативной сети по проблемам валеологии для учащихся, родителей, учителей, воспитателей.
На основании утвержденного Комитетом по образованию Санкт-Петербурга “Примерного положения о валеологической службе образовательных учреждений” в городе создаются районные валеологические службы, для чего в штатное расписание научно-методического центра района вводятся должности методистов-валеологов из расчета: одна ставка на 15 школ и одна ставка на все дошкольные учреждения района. Всю валеологическую работу в районе объединяет и координирует руководитель валеологической службы.
Работа валеологических служб районов координируется и анализируется двумя главными специалистами-валеологами (по дошкольному и школьному образованию) городских органов управления образованием. С целью оперативного обмена опытом валеологической работы в городе функционирует постоянно действующий семинар для руководителей образовательных учреждений, учителей, воспитателей и валеологов-организаторов. Руководство валеологической службой в городе осуществляет первый заместитель председателя Комитета по образованию, председатель Координационного совета по охране жизни и здоровья детей.
Таковы особенности валеологической работы в образовательной системе Санкт-Петербурга. Аналогичный опыт сейчас накапливается и в других регионах России, но содержание и формы его отличаются большим разнообразием. Однако общая закономерность в этой области выражается в том, что преобладает тенденция создания валеологических центров, а не валеологической службы образовательных учреждений. Будучи удаленными от большинства образовательных учреждений, эти центры успешно справляются с диагностико-реабилитационными задачами, но не могут решить педагогические проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни, не могут даже определить степень соответствия педагогического процесса индивидуальным возможностям ребенка.
Различие климатических, географических, национальных, демографических и экономических условий не позволяет создать однотипные штатно-организационные структуры валеологической службы в стране, хотя методологическая основа создания и развития валеологической службы образовательной системы должна быть единой.
studlib.info
Валеологическая служба в системе образования
Беда современной системы общего образования заключается в том, что она базируется не на методологических, а на информационных принципах, пытаясь ответить на вопрос “сколько?”, а не на вопрос “как?”. Практически предлагается выбор из двух направлений – экстенсификации или интенсификации образования, что только углубляет кризис. Увеличение количества учебных предметов, произвольное расширение учебных программ предлагается как один из вариантов дальнейшего реформирования системы образования. Интенсификация же образования в основном осуществляется ценой ухудшения здоровья учащихся и педагогов.
Но возможен и третий путь – переосмысление стратегии, начиная с пересмотра цели и методологических основ образования и кончая пересмотром профессиограммы педагога и системы управления образованием.
В условиях депопуляции страны (снижение рождаемости и увеличение смертности ведут к отрицательному демографическому балансу) остро обозначаются подлинные ценности: жизнь и здоровье человека. Изречение “Здоровый разум – в здоровом теле” следует понимать буквально: тщетны попытки взращивания интеллекта нации, когда под угрозой находится жизнь народа.
В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. К сожалению, гордость за самую совершенную в мире систему здравоохранения обернулась иждивенческим поведением и неспособностью “делать” свое здоровье самостоятельно, когда здравоохранение оказалось фактически разрушенным. Да и не в состоянии никакая медицина компенсировать издержки образования, ибо приобретать болезни легче, чем лечить.
Итак, если цель образования – развитие человека, то в сложившейся ситуации главным направлением общего образования должно немедленно стать обучение здоровью.
Ухудшение состояния здоровья детей и подростков на протяжении их школьного обучения явилось сигналом о необходимости создания службы формирования здоровья в структуре региональной образовательной системы.
Валеологическая служба – это служба формирования и обеспечения здоровья человека. Она не заменяет медицинскую службу и не является альтернативой ее. Валеологическая служба объединяет усилия специалистов разного профиля деятельности в педагогическом, психологическом, медицинском, социальном, правовом и любом другом содействии реализации прав каждого человека на созидание, охрану, укрепление и воспроизводство своего здоровья. Валеологическая служба может создаваться на предприятиях, в учреждениях, в том числе образовательных, и в общественных объединениях.
Организация деятельности валеологической службы представлена четырьмя основными направлениями: 1) диагностический скрининг; 2) мониторинг здоровья; 3) прогностический скрининг; 4) подбор валеогенных и оздоровительных технологий; 5) осуществление коррекции образа жизни, количества и качества здоровья. Диагностика (греч. diagnostikos – способный распозновать) – процесс распознавания и оценки свойств, особенностей и состояний субъекта или объекта, заключающийся в целенаправленном исследовании, истолковании полученных результатов и их обобщении в виде заключения (диагноза).
Скрининг (англ.screening –просеивание, сортировка) – массовое обследование контингентов населения с целью выявления лиц с определенной болезнью (определенными болезнями) для оперативного принятия лечебно-профилактических мер.
Мониторинг (лат. monitor –тот, кто напоминает, предупреждает) – постоянное слежение за какими-либо объектами, явлениями или процессами. В общем смысле – многоцелевая информационная система, основные задачи которой – наблюдение, оценка и прогнозирование состояний объекта (субъекта) с целью предупреждения о создающихся критических ситуациях или состояниях.
Мониторинг здоровья (мониторирование, мониторное наблюдение) – длительное наблюдение за состоянием ряда жизненно важных функций организма путем регистрации показателей этих функций.
Целью валеологической службы образовательного учреждения является всемерное содействие всем субъектам образовательного процесса в выборе путей, способов и средств индивидуальной здравотворческой деятельности, начиная с создания мотивации и условий для осуществления этой деятельности, поиска стимулов для утверждения здорового образа жизни и кончая расширением круга лиц, вовлеченных в позитивный процесс созидания здоровья, развития личности и повышения эффективности образования в соответствии с психофизиологическими, конституциональными и половозрастными возможностями человека.
Структура валеологической службы может быть различной в зависимости от типа, наполняемости и сменности образовательного учреждения или структуры муниципальной системы образования.
Деятельность службы ориентирована преимущественно на учащихся, но при непременной валеологической активности педагогов и при соответствии их здоровья и образа жизни целям и задачам валеологического процесса.
Валеологическую службу образовательного учреждения возглавляет заместитель директора по валеологической работе. Методическое руководство службой в муниципальной системе образования осуществляют методисты-валеологи, имеющие соответствующую квалификацию.
Основное ядро службы в образовательном учреждении составляют специально подготовленные педагоги-валеологи, однако в работе службы участвует весь педагогический коллектив при условии его валеограмотности.
Первые результаты работы валеологической службы в пяти петербургских школах в 1991 – 92 гг. подтвердили целесообразность продолжения педагогического эксперимента и нашли отражение в приказах Комитета по образованию от 3 декабря 1993 г. № 472 “О внедрении валеологической службы в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга” и от 3 октября 1994 г. № 401 “О внедрении валеологических аспектов в учебный процесс в школах Санкт-Петербурга” (Колбанов В.В., 1998)
На стадии становления валеологической службы в образовательных учреждениях в регионе последовательно решались следующие задачи.
1. Диагностика потребностно-мотивационной сферы учащихся и педагогов.
2. Разработка и внедрение организационно-педагогических мероприятий по валеологическому обеспечению образовательных учреждений.
3. Создание условий жизнедеятельности школы, адекватных образовательному процессу и наиболее благоприятных для саморазвития, самосовершенствования личности и повышения уровня здоровья учащихся.
4. Целевое обучение педагогов основам валеологических знаний.
5. Внесение изменений в содержание образования (введение предмета “Валеология”, межпредметная интеграция на валеологической основе и с использованием валеологических компонентов образования).
6. Разработка программ непрерывного валеологического образования.
7. Обеспечение психоэмоциональной устойчивости и психологической защищенности ребенка, подростка в микросоциуме (в группе, классе, семье).
8. Паспортизация здоровья и формирование базы данных о состоянии здоровья, о психофизиологических особенностях и возможностях детей, подростков и педагогических работников. Обобщение информации и использование ее для дальнейшего планирования работы учреждения.
9. Валеологическое сопровождение образовательного процесса с дифференцированным выбором образовательных маршрутов учащихся.
10. Разработка инновационных моделей “Школы здоровья” и координация работы всех звеньев создаваемой службы.
11. Создание консультативной сети по проблемам валеологии для учащихся, родителей, учителей, воспитателей.
На основании утвержденного Комитетом по образованию Санкт-Петербурга “Примерного положения о валеологической службе образовательных учреждений” в городе создаются районные валеологические службы, для чего в штатное расписание научно-методического центра района вводятся должности методистов-валеологов из расчета: одна ставка на 15 школ и одна ставка на все дошкольные учреждения района. Всю валеологическую работу в районе объединяет и координирует руководитель валеологической службы.
Работа валеологических служб районов координируется и анализируется двумя главными специалистами-валеологами (по дошкольному и школьному образованию) городских органов управления образованием. С целью оперативного обмена опытом валеологической работы в городе функционирует постоянно действующий семинар для руководителей образовательных учреждений, учителей, воспитателей и валеологов-организаторов. Руководство валеологической службой в городе осуществляет первый заместитель председателя Комитета по образованию, председатель Координационного совета по охране жизни и здоровья детей.
Таковы особенности валеологической работы в образовательной системе Санкт-Петербурга. Аналогичный опыт сейчас накапливается и в других регионах России, но содержание и формы его отличаются большим разнообразием. Однако общая закономерность в этой области выражается в том, что преобладает тенденция создания валеологических центров, а не валеологической службы образовательных учреждений. Будучи удаленными от большинства образовательных учреждений, эти центры успешно справляются с диагностико-реабилитационными задачами, но не могут решить педагогические проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни, не могут даже определить степень соответствия педагогического процесса индивидуальным возможностям ребенка.
Различие климатических, географических, национальных, демографических и экономических условий не позволяет создать однотипные штатно-организационные структуры валеологической службы в стране, хотя методологическая основа создания и развития валеологической службы образовательной системы должна быть единой.
studlib.info
Главная | стр 1 скачать Валеологическая служба Идея разработать и реализовать модель валеологической службы на базе Тюльганской средней общеобразовательной школы № 1 возникла в силу обострения проблемы снижения здоровья ученического и педагогического коллективов. По итогам анализа углубленного медицинского осмотра учащихся и диспансеризации (медицинского осмотра) учителей за последние годы обнаружился рост показателей ухудшения здоровья. Среди заболеваний преобладают, прежде всего, желудочно-кишечные заболевания, нарушения зрения, сколиоз. Изучение педагогической литературы по вопросам валеологии выявило два опорных понятия: «здоровье» и «образ жизни». Причем последнее понятие рассматривается как главная причина сохранения или потери здоровья. Научно-практической основой указанной причинно-следственной зависимости между здоровьем и образом жизни человека служит концепция академика Ю. П. Лисицина о наибольшем вкладе в индивидуальное здоровье человека образа жизни – 50-55%. Другие факторы влияют следующим образом: экологические – 20-25%, наследственные – 20%, уровень медицинского обслуживания – 10%. Стиль жизни в социуме складывается на основе психологических и психофизиологических особенностей поведения личности. Эти направления являются огромным полем действия для общеобразовательной школы. Именно школа может научить детей с самых ранних лет жизни культуре здоровья. Вследствие этого в школе были проведены педагогические советы и общешкольные родительские собрания, итогом которых стало создание группы творческого поиска, главной целью которой является разработка, реализация и перспективы развития валеологической службы в школе. В нашей школе есть медицинский, стоматологический, прививочный кабинеты, два спортивных зала, пришкольный стадион. В школе регулярно проводится диспансеризация, прививки, спортивные праздники, школа активно участвует в районных спортивных соревнованиях. Регулярно проводятся беседы о здоровье с учениками, персонал школы обучается правилам ЗОЖ, в школе работает 4 спортивных секции. В школе работает психолог, медсестра, логопед. Штат преподавателей физкультуры укомплектован. Имеется достаточное количество руководителей спортивных секций. Работает эколого-биологичекий клуб «Мыслители», одним из направлений которого является формирование у учащихся потребности ЗОЖ, клуб «Атлет». Оздоровительный потенциал Тюльганской средней общеобразовательной школы №1 достаточно высокий. Следовательно, в Тюльганской средней школе №1 возможно создать валеологический центр, который будет координировать здоровьесберегающую деятельность образовательного учреждения. Валеологическая служба Медицинское подразделение Образовательно-валеологическое подразделение Социально-психологическое подразделение Подразделение физической культуры Административно-хозяйственное подразделение Цель здоровьесберегающей деятельности школы: содействие формированию у субъектов образовательно-воспитательного процесса устойчивой мотивации здоровой жизнедеятельности, воспитание навыков физической, психической и нравственной деятельности в повседневной жизни. Эту цель планируется достичь с помощью организации в школе валеологической службы. Цель валеологической службы: организация сотрудничества всех субъектов образовательно-воспитательного процесса при создании в школе комфортной среды, необходимой для охраны и укрепления здоровья ученического и педагогического коллективов. Создание условий для реализации комплексного подхода здоровьесберегающего сопровождения учебно-воспитательного процесса. Задачи валеологической службы:
Направления деятельности валеологической службы:
Модель здоровой личности В нравственном плане честна, самокритична В физическом плане умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме ЗДОРОВАЯ ЛИЧНОСТЬ В социальном плане коммуникабельна, понимает юмор, умеет шутить, адаптивна В эмоциональном плане – уравновешена, способна удивляться и восхищаться, эмоционально-гибкая Программно-целевое планирование
Приложение «Разработка плана действий валеологической службы на 2007-2012 учебный год»
Ожидаемые результаты
Смотрите также: 279.95kb. 1 стр. 1 Служба функционирует на основе данного Положения42.39kb. 1 стр. Служба сопровождения замещающих семей55.33kb. 1 стр. Положение об информационной службе моу сош №58 г. Самара. Общие положения101.53kb. 1 стр. Валеологическая тетрадь «Мое сердце»129.96kb. 1 стр. Психолого-педагогическая служба28.64kb. 1 стр. Предлагаем внести свои предложения: какие темы, вопросы, проблемы Вы ходили бы обсудить11.49kb. 1 стр. 1 Служба примирения является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведение или правонарушения несовершеннолетних108.85kb. 1 стр. Зарубежный опыт управления Государственная служба1462.96kb. 5 стр. 1. Дипломатия-служба,наука,искусство. Дипломатия- инструмент реализации внешнеполитического курса государства, совокупность средств, приемов и методов достижения внешнеполитических целей гос-ва1651.26kb. 11 стр. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии39.52kb. 1 стр. Военная служба по призыву конституционный долг и обязанность гражданина65.51kb. 1 стр. |
nenuda.ru