cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

В нем навсегда застыл зеленый пламень красив своим рисунком минерал – Интерактивный музей по сказкам П.П. Бажова

Интерактивный музей по сказам П.П. Бажова 3-4

В нем навсегда застыл зелёный пламень, 
Красив своим рисунком минерал. 
Скажите, как зовется этот камень, 
Во всех краях прославивший Урал?

Змеевик;

Изумруд;

Малахит;

Яшма.

«И был, сказывают, в башкирах охотник один. Удалее его не было». Это был жених Золотого волоса в сказе «Золотой волос». Как его звали?

Айлып;

Алтыр;

Алатыр;

Аршин.

Кто такая Огневушка-Поскакушка и что она указывает в сказе «Огневушка-Поскакушка»?

Внучка деда Коковани, которая самоцветы прячет и указывает, где их потом искать;

Такой знак на золото – вроде маленькой девчонки, которая пляшет. Где такая

Поскакушка покажется, там и золото;

Бабка Лукерья. Указывает, где колодец Синюшкин спрятан от глаз людских;

Помощница Хозяйки Медной горы. Где она пляшет, там Хозяйка была да самоцветы оставила.

Где родился и вырос П.П. Бажов?

Москва;

Лондон;

Сысерть;

Екатеринбург.

Вспомните сказ «Серебряное копытце». «По тем покосным ложкам, где козлик скакал, люди стали находить потом зеленые камешки». Как они называются?

Хризолит;

Изумруд;

Малахит;

Турмалин.

 

testowik.ru

Интерактивный музей по сказам П.П. Бажова 5-7


В нем навсегда застыл зелёный пламень, 
Красив своим рисунком минерал. 
Скажите, как зовется этот камень, 
Во всех краях прославивший Урал?

 

Змеевик;

 

Изумруд;

 

Малахит;

 

Яшма.

О каком герое сказа П.П. Бажова идет речь?
«Вдруг из самой серединки вынырнула девчонка махонькая. Вроде кукленки, а живая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже с голуба. Поглядела девчонка веселыми глазками, блеснула зубенками, подбоченилась. Платочком махнула и пошла плясать. И так у ней легко и ловко выходит, что и сказать нельзя».

 

Даренка;

 

Огневушка-поскакушка;

 

Голубая змейка;

 

Танюшка.

Где родился и вырос П.П. Бажов?

 

Москва;

 

Лондон;

 

Сысерть;

 

Екатеринбург.

Один из псевдонимов П.П. Бажова был ЧИПОНЕВ, которым он подписывал критические статьи, работая в журналах «Рост» и «Штурм». Что он означал?

 

Чиполлино;

 

Читатель поневоле;

 

Читаю не все подряд;

 

Читаю понятные вещи.

Героями сказов Павла Петровича становились не только горные духи и каменных дел мастера, но и вполне реальные люди, отлично известные в ХХ веке. Например, в сказах «Орлиное перо» и «Солнечный камень» мы встречаем очень известного человека. Кто это?

 

Владимир Ленин;

 

Иосиф Сталин;

 

Карл Маркс;

 

Альберт Эйнштейн.

 

testowik.ru

Тематический вечер «Путешествие в сказы Бажова»

Тематический вечер

«Путешествие в сказы Бажова»

(для младшего школьного возраста)

Составитель: Дубских Ирина Николаевна

старшая вожатая

Пояснительная записка

Цели: приобщать детей к истокам культуры родного края. Воспитание патриотизма и гражданственности, чувства гордости за свою Родину; интеллектуальное развитие; развитие творческих способностей.

Задачи:

Образовательная:

Воспитательная:

Развивающая:

  • Развивать умение детей отвечать на вопросы, применять знания, полученные при чтении художественной литературы;

  • создание условий для развития интеллектуальных умений и навыков;

  • развитие творческого мышления.

Форма проведения: тематический вечер.

В своей практике методическую разработку могут использовать классные руководители, учителя русского и литературы, учителя начальных классов, библиотекари. Использование такого материала поможет сделать свою работу более содержательной и интересной.
Тематический вечер предназначен для проведения с детьми младшего школьного возраста.

Время проведения – 40 минут.

Предварительная работа:

Чтение сказов П. П. Бажова, рассказывание детьми отрывков.

Рассматривание иллюстраций, коллекции уральских камней и изделий из них.

Подготовка сценки по сказам.

Конкурс рисунков «Сказы Бажова».

Оборудование:  Макеты к сказам П. П. Бажова, иллюстрации Т. Я. Калининой к сказам, портрет П. П. Бажова, сарафан и корона хозяйки Медной горы, шкатулка с угошениями, ПК, мультимедиа.

Ход

Дети заходят в зал, их встречает Хозяйка Медной горы.

-Это кто пожаловал в мой лес заповедный, мастеровые люди или бездельники?

-Зачем пришли, богатства мои высматриваете или поучиться?

-Ну, коли учиться, так другой разговор. Я поведу вас путешествовать по моим владениям. Готовы? Приглашаю.

Рассказ Хозяйки Медной горы о сказочнике П. П. Бажове (

Показ портрета писателя).

Ребята сегодня мы с вами познакомимся поближе с творчеством уральского писателя — сказочника Павлом Петровичем Бажовым. Его знаменитый сборник сказок «Малахитовая шкатулка» — кладовая знаний об уральской природе, о горных богатствах и умениях уральских мастеров. Творчеству Бажова посвящено много диссертаций и монографий, его имя включено в учебники по детской литературе, по его произведениям написаны сценарии и поставлены спектакли, кинофильмы и мультфильмы. Его книгой сказок «Малахитовая шкатулка» зачитываются дети всего мира.

Будущий писатель родился в1879 году в семье рабочего. Отец был мастером золотые руки, но характером строгим, поэтому на одном месте жить им приходилось недолго. Пережали часто с места на место. Мама занималась рукоделием, тем и жили.
От любимой бабушки Авдотьи Петровны, большой выдумщицы и хорошей сказительницы, маленький Павел впервые услышал много сказок, легенд и рассказов.
Слушал он других сказителей. Особенно запомнились рассказы одного рабочего с Гумешского рудника Хмелина. Лет тому было более70, а самому Павлу Бажову 12.

Когда Бажов вырос, то окончил духовное училище и духовную семинарию и 17 лет преподавал русский язык и литературу в уральской деревне Шайдурихе. Во время летних каникул ездил по дальним деревенькам по уральским заводам и собирал фольклор, пословицы, поговорки, сказы, интересные истории и все это записывал в тетрадь. А потом переписывал на отдельные листы и расставлял в картотеки, которую называл «узелки на память»
Заслугой Бажова было то, что он сделал сказы уральских рабочих достоянием для всех. Самое первое произведение «Зеленая Кобылка» — героем которой, был он сам Павел Бажов.

— А сейчас я вас приглашаю в путешествие по сказам Бажова.

  1. Путешествие в «Комнату Знаний»

-Я хочу проверить ваши знания. Я думаю, вы все знакомы со сказами и легко ответите на мои вопросы.

1 — 2 — 3 — повернись

В комнате Знаний окажись!

«Отгадайте загадки»:

1. Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем — каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Муренка,

И смотрит на них из окошка.

(Даренка)

2. Как кукленка, девочка

Спляшет вам с припевочкой!

Появляется в огне.

Как зовут? Скажите мне!

(Огневушка — Поскакушка)

«Из какого сказа эти строки? «

1. «Глядит, — а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трех четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синехонька, да такая тощая, что вот подует ветерок — и разнесет старушонку. » ( «Синюшкин колодец»)

2. «Вот и повел Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает. »

( «Серебряное копытце»)

«Ответьте правильно на вопросы»

1. Какой писатель рассказывал про уральских мастеров, да про богатства Медной горы хозяйки? (П. П. Бажов)

2. В кого превращалась Хозяйка Медной горы? (В ящерку)

3. Что подарила Степану Хозяйка Медной горы? (Малахитовую шкатулку)

4. Что оставила бабка Лукерья Илюше в наследство? (Перышки)

5. Чьи это слова: «Пр-равильно говоришь, пр-равильно. » (Кошка Муренка)

6. Кто заухал, захохотал и спугнул счастье Федюньки и дедко Ефима? (Филин)

  1. Путешествие в «Комнату «Назови сказ»

— Ребята, вам нужно по иллюстрации узнать сказку.

1 — 2 — 3 — повернись

В комнате «Назови сказ» окажись!

3. Путешествие в «Комнату «Сказочный герой»

1 — 2 — 3 — повернись

В комнате «Сказочный герой» окажись!

О ком идет речь?

  1. Ростом не больше трех вершков, платье на ней синее, платок на голове синий и сама вся синехонька, да такая тощая … ” (“Синюшкин колодец”)

  2. Девчонка махонькая вроде кукленки, а живая. Волосенки рыжие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже голубой …

( “Огневушка – поскакушка”)

  1. Идет, как плывет, совсем легко… (“Голубая змейка”)

  2. Жил в нашем заводе парень. Вовсе бобылем остался – всю родню схоронил. И от всех ему наследство досталось. (“Синюшкин колодец” – Илья)

4.Путешествие в «Комнату «Сказочные вещи»

1 — 2 — 3 — повернись

В комнате «Сказочные вещи» окажись!

Что за вещь?

  1. “Исподка у него руда рудой, а повернешь – там вроде маленькой чашечки или блюдца. Гладко-гладко выкатано и блестит…” (“Таюткино зеркальце” – зеркальце).

  2. “Гладко да ровно, узор чистый, резьба по чертежу, а красота где?” (“Каменный цветок”)

  3. “Тут – думает самое им и место. Как надевать или снимать шапку, так и вспомнишь бабкин наказ…” (“Синюшкин колодец” – перья)

5.Путешествие в «Комнату «Отвечай-ка»

1 — 2 — 3 — повернись

В комнате «Отвечай-ка» окажись!

  • как называется сказ, где девочку дразнят Голубкова невеста? (Голубая змейка, Марьюшка)

  • как звали мастера сделавшего каменный цветок? (Данило – мастер)

  • как назвал П. Бажов свою книгу уральских сказов? (Малахитовая шкатулка)

  • о ком говориться в этих строках: «Куда она идет – все ей открыто. Как комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые. И платье на ней меняется. То оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает, либо скрасна – медным станет, потом опять шелком зеленым отливает»? (Хозяйка медной горы)

  • кто были помощниками Хозяйки медной горы? (волшебные ящерицы, великий змей Полоз, Огневушка – поскакушка)

6.Путешествие в «Комнату «Кроссвордов»

1 — 2 — 3 — повернись

В комнате «Кроссвордов» окажись!

– Как назывался сундучок, в который вошли сказы П.П. Бажова?

По горизонтали – название сборника сказов П.П.Бажова:

  1. Сундучок, в который вошли сказы П.П.Бажова. (Малахитовая шкатулка).

По вертикали – герои сказов П.П. Бажова:

  1. Герой сказа «Медной горы Хозяйка» (Степан)

  2. Как называли в народе Медной горы Хозяйку? (Малахитница)

  3. Имя деда в сказе «Серебряное копытце» (Кокованя)

  4. Он стал мастером у старика Прокопьича (Данила)

  5. Имя девочки в сказе «Серебряное копытце» (Даренка)

  6. Имя мастера чугунного литья в сказе «Чугунная бабушка» (Торокин)

  7. Как звали старушонку из сказа «Синюшкин колодец»? (Синюшка)

7.Путешествие в «Комнату «Проверь себя»

1 — 2 — 3 — повернись

В комнате «Проверь себя» окажись!

Тест по сказу «Серебряное копытце»

Хозяйка Медной горы. Ребята, из чего сделана шкатулка. Правильно, сделана из камня малахита.
Малахит — по праву может считаться русским камнем. Слава его началась в 1810 году с открытием Медноруднянского и Гумешевского рудников. Этот камень изумительной красоты бледно – зелеными, бирюзовыми и тончайшими просечками почти черного цвета создают невыразимую прелесть. Из малахита делают совершенно ни с чем не сравнимы: громадные вазы, чаши, шкатулки. Особенно хороши малахиты, оправленные в золото и бронзу. Красоту, и многие свойства этого камня отразил в своих сказах П. Бажов «Радостный камень и широкой силы: самому вислоносову дураку покажи и тому весело станет…» (Сказ «Железковы покрышки»)

Чтец.
То волнами узорчатость дорожки,
То редкая причудливость куста
Демидовскую медницу, Гумешки,
Прославил этот камень неспроста.
В нем навсегда застыл зеленый пламень,
Красив своим рисунком минерал.
Скажите, как зовется этот камень,
Во всех краях прославивший Урал?

Хозяйка Медной горы. Павел Бажов отразил в своих сказах тяжелую жизнь горнозаводских и приисковых рабочих. Всю свою недолгую жизнь добывали они камень малахит, а жили бедно и голодно. Но в сказах отражены лучшие черты русского характера. Несмотря на всю тяжесть жизни, рабочие не только умели хорошо работать, но и складывать сказки, примечая все интересное, отражая в них красочные, самобытные и многоцветные стороны природы Урала.
Сценка по произведениям П.П.Бажова

Оборудование сцены: избушка, елочки, грибочки, цветочки.
Выбегает маленькая девочка, одетая плохонько, в старое платьице и косыночкой подвязана. Собирает грибы и цветы. Что – то мурлыкает себе под нос.
Автор. Давным – давно, жили были дедко Ефим с внуком Федюнькой. Бедно жили. Большой охотник до рассказов был дед Ефим, мог рассказывать целый вечер и не переслушать. Рассказы его были о Хозяйке здешней и ее помощниках. Хозяйка медной горы была крутая, трудолюбивым помогала, а жадных наказывала. Кто видел её, становился мастером по работе с камнем малахитом. Ослушаться нельзя было, пропадешь. Был такой мастер в те времена, Данило, что каменный цветок в покоях Хозяйки медной горы рубил. Помощники ее Огневушка – поскакушка, Змеевка да змей Полоз могли показать, где искать камни драгоценные, а могли и закрутить. И вот однажды случилась такая история.
Девочка. Фи – т — ть.! Й-ю-ю-у.. .До чего ж хорошо кругом. Елочки зеленые, цветочки красивые. Душа отдыхает. Наберу грибов побольше, домой отнесу, вот и повечеряем славно (собирает грибы).

На полянку выходит мальчик с лопаткой в руке.
Федя. Далеко я забрался, а камня драгоценного найти не могу. Видно обманул меня дедку, нет в энтом лесу камней драгоценных. Ой, а ты кто?..
Девочка. Не узнал меня Федунька? Это я, Марьюшка.
Федя. Не узнал, я тебя Марьюшка. Что ты так от дома далеко ушла.
Девочка. За грибами отправилась, посмотри, целое лукошко набрала. А ты, как здесь оказался.
Федя. Да так, гуляю.
Девочка. С лопаткой? Хитришь, Федюнька.
Федя. Ладно, расскажу. Слушай. Рассказал мне дедушка, что в лесочке этом можно камень драгоценный отыскать, малахит называется. Слыхала, про такой?
Девочка. Слыхала.
Федя. Сказывал дедушка, что больно тот камень барин наш уважает. И надумал я найти его и продать, вот денег то огребу, как господа с дедулей жить будем. Да только нет его, видно забыл дедушка, где он лежит, целый день хожу, а даже зернышка не нашел.

Девочка. Надо же, чудеса. Давай Федюнька присядем, ноги гудят. Может костер, разведем, да грибочков попечем, а там и домой отправимся. Солнце видишь как высоко, кушать охота.
(Мальчик разводит огонь, девочка на веточку цепляет грибы, потом усаживаются) Вдруг из огня выскакивает девочка в красном сарафанчике, на голове кранный платочек и начинает кружиться возле них. Ребята прижимаются друг к другу, шепчут.
Девочка. Федюнька. Кто это?
Федя. Молчи Марьюшка., это огневушка – поскакушка.
Девочка.Ой, страх то какой (зажимает рот рукой).
Огневушка. (поет).
У меня тепло!
У меня светло!
Красно летичко!
Чего прижались, испугались?
Ты парень, далеко забрался, выберешься ли назад?
Федя. Сама завела – сама выведешь.
Огневушка. Ой, ли, ловкий какой! А если мне недосуг?
Федя. Найдешь время! Я подожду!
Огневушка. Гляди, из рук лопатку не выпусти! Да Марьюшки крепко за руку держи, а не то с собой заберу. Храбрый ты парень Федюнька. Так и быть открою тайны свои, покажу камень малахит. А не забоишься ли ты Хозяйки горы медной?
Девочка. А чего ему бояться, я на что, в обиду не дам.
Огневушка. Ишь, ты, защитница. Молодец, что не испугалась. За это награду получите. Где огнем проскачу там и камень драгоценный лежит. Примечайте ребятки, один раз показываю.
Автор. Крутанулась раз другой, и пропала. Кинулись ребята к тому месту. Темнеть стало, воткнули веточку и побежали домой. На другой день Федюнька да дедушка Ефим пришли на ту полянку пораньше. Раз капнули, другой т песок золотой с лопатки пошел, что прямо руками золотины выбирай. Спрятать богатство не сумели, конечно. Федюнька – малолеток, а Ефим хоть старик, а тоже простота. Годов с пяток в достатке пожили. Вспоминали Огневушку, еще бы показалась разок!.. Ну, не случилось больше. А место где золото нашли так и зовется Поскакушинский.

Хозяйка Медной горы. Удивительный мир сказов Павла Петровича Бажова можно открывать снова и снова, как только возьмешь в руки книгу «Малахитовая шкатулка». А наше мероприятие я хочу закончить словами из сказа «Чугунная бабушка» — « Работа- она штука долговекая. Человек умрет, а дело его останется. Вот и смекай, как жить – то».

Сегодня мы обратились лишь к немногим сказам П.Бажова. Волшебная книга Сказов еще таит в себе много нового и неизведанного. И она особенно дорога для нас, потому что эта книга о нашей родине – прекрасном и величественном Урале!

С Данилой вместе ухожу я в гору,
К Хозяйке, посмотреть ее цветок.
Хочу взглянуть я на цветок, в котором
Огнем сияет каждый лепесток.
В который раз, склонясь над этой книжкой,
Я впитываю мудрость этих слов.
Мне не забыть рассказов деда Слышко…
Спасибо, добрый дедушка Бажов!

Мы гордимся, что Павел Петрович Бажов – наш земляк, уралец, екатеринбуржец.

Давно уже нет уральского сказочника, но люди помнят о нем

и с интересом читают волшебные cказы.

Рефлексия

Собираем цветок:

  • Красный лепесток – все было понятно, все понравилось;

  • Желтый лепесток – было не все понятно и не очень интересно;

  • Синий лепесток – вечер не понравился, ждал его окончания.

Подведение итогов работы

-Ну что, ребята вот и закончилось наше путешествие по моим владениям. Вы хорошо потрудились и за это, я награждаю вас своими самоцветами.

Из шкатулки угощает детей конфетами в цветных обертках.

Прощается и уходит.

Список используемой литературы

  1. Е. Хоринская «Наш Бажов», Средне-Уральское книжное издательство, 1989.

  2. П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка», – Москва: «Правда», 1984.

3.Борисенко Е. «Как Данила у Хозяйки Медной горы побывал», «Сценарии и репертуар»», 2004 г., № 5.

4.Лучников Г. Драгоценные россыпи. «Сценарии и репертуар», 2004 год, №1.

5.Тихоновская Г. «Уральские сюжеты». «Молодежная эстрада». Сценарии, пьесы, инсценировки. Лит-муз альманах, 2005 год, № 7-8-9.

infourok.ru

Чудный мир уральских сказов

МОУ «СОШ с. Зубовка»


Проведён

учителем русского языка и литературы

Череминой И.В.

в 5 классе

2010 год

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ

Чудный мир уральских сказов

ЦЕЛИ: 1. Познакомить учащихся с творчеством русского писателя П.П.Бажова.

2. Активизировать творческие способности детей, стимулировать их исследовательскую деятельность.

3. Формировать коммуникативные и интеллектуальные способности.

4. Развивать способность к сравнению, сопоставлению, влиять на формирование их читательских интересов.

5.Развивать память, логическое мышление, расширять кругозор учащихся, формировать глубокий и устойчивый интерес к предмету.

6. Воспитывать культуру общения, умение выслушивать собеседника и отвечать на поставленный вопрос, формировать потребность в коллективной и индивидуальной работе.

ОБОРУДОВАНИЕ:   проектор, компьютер.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦОР:  презентация.

ХОД УРОКА:

  1. Организация класса

Прежде чем приступить к уроку, ребята, я хочу узнать ваше настроение. Перед вами на парте лежат разноцветные листочки. Поднимите тот цвет, который соответствует, как вам кажется, вашему настроению сейчас. (дети поднимают листочки, по ним учитель определяет насколько они готовы к уроку).

2. Вступительное слово учителя: (слайд 2)

Известно людям с давних пор –
Так нужно ль сомневаться?-
Что в глубине Уральских гор
Сокровища таятся.
Но самоцветных всех камней,
Как радуга горящих,
Сказанья древние ценней
О людях настоящих,
О старых русских мастерах,
Об их тяжелой доле,
Волшебных золотых  руках,
Закованных неволей.

Наш урок называется «Чудный мир уральских сказов» (слайд 1)

Прежде чем начать работать, давайте проведем артикуляционную разминку, чтобы сегодня на уроке вы говорили четко, ясно и красиво.

Хохлатые хохотушки

Хохотом хохотали

Ха! Ха! Ха! Ха! Ха!

Нужно произнести эту скороговорку с разной интонацией.

  1. (Слайд 3) Могучая цепь гор прорезает с севера на юг необозримые просторы нашей страны. Это Урал, в недрах которого хранятся несметные природные богатства: золото и драгоценные камни, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Урал – колыбель российской тяжелой промышленности и металлургии: ещё при Петре I возникли здесь первые заводы и рудники. ЗДЕСЬ ДОБЫВАЛИ И ДОБЫВАЮТ РАЗЛИЧНЫЕ ДРАГОЦЕННЫЕ И ПОЛУДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ- самоцветы.

(Показать поделки из оникса, змеевика)

3. Отгадайте, о каком минерале загадка?

В стихах картину постараюсь воссоздать.
Занятно мне, удастся ли кому
Удачно самоцвет тот распознать.
В нём навсегда застыл зелёный пламень.
Красив своим рисунком минерал.
Скажите, как зовётся этот камень,
Во всех краях прославивший Урал?

Совершенно верно, это малахит. Вы что-нибудь знаете об этом камне? (Слайды 4-11 по ним читать)

Уральские мастера обладали секретом обработки малахита. Эта технология называется мозаичной. Срезались тоненькие пласты и подбирался рисунок. Это трудное и кропотливое дело. Никто из иностранных мастеров не мог разгадать эту технологию. Поэтому изделия, выполненные уральскими мастерами и, например, итальянскими очень различаются. У уральских мастеров узор на малахитовых изделиях не прерывается, а у мастеров других школ он как будто оборван (слайд 12)

Зачем я вам рассказывала о малахите? Как связан этот минерал с темой нашего урока?

(Слайды 12-15)

Богата история земли уральской. Здесь гармонично сочетаются красота природы, загадки былого, удивительные памятники. Куда ни взгляни – всюду окружают величественные леса (12), зеркальная гладь озёр (13)и синие горы(14). Многообразию легенд и сказаний, написанных об Урале, может позавидовать любой край.(15)

Многим гордятся уральцы.

А сейчас разгадаем кроссворд и поймем, о ком пойдет наш разговор дальше

  1. Место в руднике, где вырубают руду, каменный уголь.

  2. Ценный камень уральских гор.

  3. Уральские горы богаты рудой, из которой делают … Что?

  4. Ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя.

  5. Что мечтал сделать из камня Данила-мастер?

Среди жителей Урала было много знаменитых людей, но самое известное имя – Павел Петрович Бажов. (слайд 16)

4. Рассказ (Угай Вика) о Бажове.

Родился 27 января 1879 года в Сысерти в семье рабочего сварочного цеха Петра Бажова. Детство писателя прошло в Сысерти и Полевском (слайд 17) – старых заводских поселках. Семья Бажовых вела привычный для рабочих того времени полукрестьянский образ жизни, когда на время покоса закрывались фабрики, и шла заготовка сена, работа на огороде, заготовка грибов и ягод. Отец будущего писателя Пётр Васильевич, рабочий сварочного цеха, считался специалистом своего дела, был человеком гордым и талантливым, но отличался строптивым нравом и был непочтителен с начальством. Из-за этого семья часто переезжала с места на место, побывав на всех заводах Сысертского округа. Мать Августа Стефановна (слайд 18) кроме ведения домашнего хозяйства рукодельничала «на заказчика», была искусной кружевницей. (слайд 19)

Учитель:

А знаете ли вы, что фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было – Колдунков. И позже, когда Бажов стал печатать свои произведения, он подписывался одним из своих псевдонимов – Колдунков.(слайд 20)

Учитель трёхлетней земской школы заметил способного и смекалистого мальчика и посоветовал родителям учить сына дальше. Так десятилетний Бажов в 1889 г. оказался в духовном училище г.   Екатеринбурга. (слайд 21) «Здесь плата за право обучения была значительно ниже против гимназий, не требовалось форменной одежды, и была система «общежитий», в которых содержание было гораздо дешевле, чем на частных квартирах», – писал в своих воспоминаниях Бажов. Закончив его в 14 лет, поступил в Пермскую духовную семинарию, где обучался ещё 6 лет(слайд 22). В 1897 г., после смерти отца, Павлу пришлось думать о заработке, отказавшись от обучения в духовной академии. С 1899 по 1917 года Бажов был учителем русского языка сначала в деревне Шайдуриха около Невьянска, затем в Екатеринбурге и в Камышлове. Много ездил по Уралу, собирал для себя «узелки на память» — народное устное творчество.

В Екатеринбурге Бажов поселился в 1914 году, построив свой дом на окраине города. Сейчас это улица Чапаева. (слайд 23) (Адаева Алина)

Недалёко от Исети —

Старый дом и сад густой.

Там шумит весенний ветер

Беспокойною листвой.

Облаков пушистых гребни

Проплывают стороной.

В этом доме жил волшебник –

Мудрый сказочник седой…

След Копытца серебрится,

Вьётся змейкою в ночи,

Огневушкою кружится

Пламя жаркое в печи,

Ящерки мелькнули разом,

Встал Данила над цветком…

И шкатулкой, полной сказов,

Кажется бажовский дом.

А из сада гомон птичий,

Ветви тянутся к лучам.

И шумит листвой рябинка,

Зеленеет каждый год…

К дому этому тропинка

Никогда не зарастёт

-30)

Об Урале до войны знали меньше, чем сегодня. Он казался экзотическим краем, где возможна собственная мифология. Такая мифология действительно существовала.

В этой мифологии есть Малахитница, которая одним помогает, а других и наказать может. Слайд 32

Есть она и у Бажова, только он Малахитницу называет Медной горы Хозяйка Она  хранительница секретов высшего мастерства, воплощение красоты самой уральской природы.

В малахитовую шкатулку слайд 33 Хозяйка Медной горы положила свои драгоценности – украшения из самоцветных камней . слайд 34.

Перед нами сейчас другая «Малахитовая шкатулка», и она ничуть не хуже: в ней собраны чудесные, яркие, увлекательные сказы Павла Петровича Бажова. слайд 36-37

— Какие сказы Бажова вы знаете, читали?

— В каким году вышло первое издание «Малахитовой шкатулки»? (в 1939 году).

— Кто самый внимательный, и скажет, сколько тогда было автору? ( 60 лет)

— Сколько сказов включала в себя первая книга? (14)

— На протяжении всей жизни сколько было написано сказов? (52)

— Кто главными героями сказов были?

Слайд 37-38 Остановиться на 38

С каким уважением Павел Петрович пишет об уральских мастерах: горняках, литейщиках, кузнецах… Как интересно описывает обычаи и приметы старого Урала, его легенды и небылицы…

— Какие легенды вам запомнились?

Вы заметили, каков язык у этих сказов?

Давайте зачитаем отрывок из любого сказа.

Существует неразгаданный феномен: это язык сказов Бажова, который называют простым, разговорным, уральским. Язык сказов Бажова народен. Он истоками своими уходит в народ,

Сам Бажов говорил, что он пишет языком, которым говорили его родители.

Автор говорит колоритным народным языком, полным местных словечек и выражений, присказок и поговорок.

Назовите хотя бы некоторые.

Бажов выбрал интересную форму повествования «сказ».

— Что вы знаете об этой форме повествования ?

— Сказ и сказка – это один и тот же жанр литературы?

Сам Бажов отличал сказ от сказки.

А как вы думаете чем? ( тем, что в сказе есть элемент действительной истории, в его основе лежит истинное происшествие, в сказе всегда слышится голос рассказчика – дедушки Слышко – причастного к событиям; показана жизнь уральских мастеров, реальные персонажи переплетаются с вымышленными) Слайд 39

-А сейчас проверим знание вами текста произведения «Каменный цветок».

У каждого из вас карточки, где написаны утверждения. Напротив каждого утверждения вы должны поставить +, если утверждение верно, и – если оно неправильное.

— Как вы думаете, о чём сказ «Каменный цветок»?

Вопрос заведомо слишком сложный для пятиклассников. О художнике, который попытался и не смог постичь суть красоты. О его состязании с природой, чья красота совершенна. О внутреннем конфликте человека, который одновременно принадлежит “бытовому”, будничному человеческому миру и “идеальному” миру творчества, обрекающего человека на внутреннее одиночество. Однако дети могут высказать и глубокие мысли, и важно сразу понять, на каком уровне они готовы работать со сказом.

«Вероятнее всего, они станут неосознанно отвечать на другой вопрос: о ком этот сказ? О Даниле Недокормыше. Можно согласиться с этим ответом, он удобен для формулировки темы первого урока: «В чём заключается дар Данилы?». Вспомогательные вопросы: а почему именно Данила выбран в герои? чем отличается Данила от других мастеров?

Беседа по вопросам
(полный перечень вопросов)

  1. Где и когда происходит действие сказа?

  2. От чьего лица ведётся повествование? Что можно сказать об этом человеке (его возрасте, образовании, жизненном опыте, роде занятий)?

  3. Приведите примеры необычных слов и выражений в речи рассказчика.

  4. Какие события сказа могли происходить на самом деле, а какие нет?

  5. Расскажите, чем Данила Недокормыш отличался от других детей. Чем он удивил Прокопьича?

  6. Расскажите, как Даниле жилось у Прокопьича.

  7. Как Прокопьич учил Данилу мастерству?

  8. Расскажите легенду о Хозяйке Медной горы и каменном цветке. Как вы её понимаете?

  9. Почему Хозяйка не хотела показывать Даниле цветок?

  10. Почему Данила разбил свой дурман-цветок и исчез?

Обратим внимание на детали: Данила видит красоту и в мире природы (разговор с пастухом), и в человеческих творениях (его “странное” поведение в барском доме, где он засматривался на произведения искусства). Дар делает мальчика равнодушным к удобствам и выгодам обычной жизни; Данила — человек “не от мира сего”, что уже в детстве приносит ему постоянные страдания. Важно отметить, что и в детстве эталоном красоты были для него явления природы: в его музыке “не то лес шумит, не то ручей журчит, пташки на всякие голоса перекликаются”.

Говоря о терпении и мужестве Данилы, нужно сравнить его с другими детьми, отданными в учение Прокопьичу. Неужели все они были бездарны? С одной стороны, Данилу отличает редкая одарённость: он превзошёл своего мастера буквально сразу; этот великий дар делает для мальчика учение игрой. С другой — эта “лёгкость” подготовлена терпением и кроткой неприхотливостью Данилы. Прокопьич встретил этого ученика не ласковее, чем других, но Данила не обиделся. Возможно, не все прежние ученики были бездарны, но Прокопьич неосознанно искал себе ученика-ровню, для которого мастерство было бы важнее внешнего комфорта. Отметим, кстати, взаимную благодарность и жалость мальчика и старика, старающихся оградить друг друга от опасности малахитового дела и от барского гнева.

Анализ завязки

— Как получилось, что Данила стал особенным мастером, не таким, как все и даже как Прокопьич?

Данила, единственный из мастеров, стал делать не заказанную вещь, а чашу по своему замыслу, как настоящий художник-творец. Отметим, какую роль сыграла чаша, эскиз которой прислал барин из столицы. Тут могут понадобиться разъяснения учителя: иногда дети плохо представляют себе крепостное право и положение мастеров. Постараемся донести до детей связь творчества и свободы: крепостные мастера удовлетворяются ремеслом, сознавая себя подневольными, а свою работу — почти наказанием. Только Данила хочет создать истинную красоту и донести её до людей, даже работая на барина. Кстати, барин, в отличие от приказчика, видимо, понимает, что таланту нужна свобода, и предоставляет её Даниле и Прокопьичу (в некоторых пределах), в надежде получить нечто новое и прекрасное.

Рассмотрев разницу между ремеслом и творчеством, переходим к обсуждению главной проблемы сказа.

— Что хотел передать Данила в своей чаше и почему не сумел?

Он хотел передать в камне красоту живого цветка. Поспорить в творчестве с живой природой. О том, почему не сумел, речь пойдёт уже на втором уроке.

Кто впервые говорит Даниле о каменном цветке (бабка Вихориха, но её слова темны и непонятны (“несчастный тот человек, который каменный цветок увидит”).

-А потом?

Следующий эпизод, сближающий реальность и легенду, — рассказ старика на вечеринке. Легенда обретает плоть и кровь: старик видел работу горного мастера. В описании змейки-нарукавника он подчёркивает главное: она хоть и каменная, но как будто живая. Мастер, постигший суть красоты, умеет передать в камне жизнь, ремесленнику это не дано. Старик вновь предостерегает: кто поглядит на каменный цветок, тому белый свет не мил станет. Данила произносит роковые слова: “Я бы поглядел”.

После этого Хозяйка Медной горы начинает вмешиваться в его жизнь: советует, где искать камень, посылает нужный материал, а после и сама является измученному мастеру.

Образ Хозяйки сложнее и загадочней.

— Какую роль играет Хозяйка в судьбе Данилы? Чего она хочет от мастера? (Варианты вопроса: “Как вы понимаете легенду?”)

В классе может возникнуть спор. Одни станут доказывать, что Хозяйка нарочно заманивает Данилу в гору, обещая помощь в заведомо невыполнимой творческой задаче, чтобы измучить неудачей, довести до отчаянья и сломить волю. Ведь ей нужны лучшие из мастеров.

Другие будут утверждать, что Хозяйка в самом деле хочет, чтобы мастер сам сумел выразить живую душу камня. (Если спор не возникнет, его стоит спровоцировать.)

Итак, что нужно Хозяйке: подчинённые ей подгорные мастера или свободный художник, сумевший победить её чары, превзойти волшебную красоту каменного цветка?

Судя по тому, как Хозяйка отговаривает Данилу смотреть на каменный цветок, взывает к его совести, предлагает помощь и в самом деле даёт камень по его замыслу, она не лукавит и не заманивает мастера. Напротив — понимает, как опасно и гибельно то, что задумал Данила.

— Почему Данила разбил свой дурман-цветок, а барскую чашу не тронул?

Барская чаша в его глазах недостойна того, чтобы быть разбитой. А дурман-цветок наполовину получился! (Перечитайте его описание, найдите грань между удачей и неудачей мастера.) Может быть, Данила в самом деле был так талантлив, что сумел бы выразить в камне красоту живого цветка. Почему же он не стал продолжать свои попытки?

Ответы могут быть разными (особенно если спросить ребят, часто ли они с упорством добиваются того, что сразу у них не получилось; но лень и нетерпение — это не про Данилу). Обратим внимание на два фактора. Во-первых, никто из окружающих не понял и не поддержал его исканий. Дерзкий замысел передать в камне красоту живого казался другим мастерам невыполнимым или связанным с какими-то таинственными и враждебными человеку силами. Во-вторых, у Данилы не было свободы, чтобы годами, может быть, биться над творческой задачей: ведь он крепостной мастер, и ему опять закажут что-то, что недостойно даже быть разбитым.

— Чего же хотела от Данилы Хозяйка?

Творчества, которое превзошло бы её волшебство. Но, видно, душа Данилы была холодновата к человеческому миру, и он не смог “вочеловечить бездушное”.

Дети вряд ли сами дадут такие ответы, но их можно подвести к некоторым выводам.

• Хозяйка — воплощённая душа природы.
• Человек способен не просто скопировать природ­ную красоту, а сотворить нечто иное, одушевлённое его горячим сердцем.

Этого достаточно, чтобы понять поражение Данилы и роль Хозяйки в сказе.

Давайте закрепим все, о чем мы сегодня с вами говорили, а заодно и проверим какие вы внимательные слушатели.

Тест

  1. Как звали писателя, написавшего «Каменный цветок»

А) Иван Сергеевич Крылов

Б) Андрей Платонович Платонов

В) Павел Петрович Бажов

2. Как звали героя сказа?

А) Никитушка

Б) Данилушка

В) Коленька

3. Сколько лет было герою в самос начале сказа?

А) 10

Б) 15

В) 12

4. Прозвище героя

А) Недовыросший

Б) Недокормыш

В) Недоросший

5. Имя невесты Данилы?

А) Катя

Б) Надя

В) Настя

6. С каким камнем работал Данила?

А) алмаз

Б) изумруд

В) малахит

7. Кто первым рассказал Даниле о каменном цветкне?

А) Прокопьич

Б) бабка Вихориха

В) невеста Катя

8. На какой праздник, по легенде, можно было увидеть каменный цветок?

А) Иванов день

Б)Змеиный праздник

В)Новый год

9. Чем закончился сказ?

А) Данила и Катя поженились

Б) Данила стал заниматься другим делом, а работу с камнями бросил.

В) Данила ушел из дома и больше его никто не видел

Слайд 40

Слайд 41

Я надеюсь, что после сегодняшнего урока, герои Павла Петровича Бажова стали ближе и роднее, как для одной маленькой девочки, которая смогла всю свою любовь выразить в стихотворении. Послушайте его.

СТИХОТВОРЕНИЕ

На дворе пурга в окно стучится.

В комнате уютно и темно,

Мне сегодня что-то вдруг

не спится.

Ночь уж на дворе стоит давно.

Начинает мама тихо сказы

О Хозяйке, что живет в горе.

Вижу я Данилушку — и сразу

Ящерки мелькнули на заре.

Вижу я, как девочка Татьяна

На шкатулку новую глядит,

Как горы Хозяйка Северьяна

Заковала в древний малахит…

И от этих сказов стало снова

На душе так чисто и светло…

В дальний домик дедушки

Бажова

На Урал меня перенесло!

Итог урока

Ученые говорят, что Урал и вовсе не изучен до конца, и вполне может преподнести еще не один сюрприз, и предрекают новое рождение старым копям. А туристы, которые в последнее время особенно полюбили суровый и прекрасный северный край, с изумлением рассказывают про странную зеленую ящерку, появляющуюся словно ниоткуда, которую еще можно увидеть иной раз близ Ильмени или Гумешков. Правда это или вымысел – но Уральские горы все не скудеют самоцветами, а значит, Хозяйка все еще там и охраняет свои владения.

Домашнее задание

Написать сочинение «Мой любимый герой сказов П.П. Бажова»

Оценки за урок

infourok.ru

Викторина Уральские самоцветы | ProfHelp.net: профессиональная помощь в учебно-методических вопросах


Викторина «Уральские самоцветы»

Для этой викторины желательно изготовить красивый макет малахитовой шкатулки, подготовить бутафорские камни. Для проведения этой викторины ведущий приглашает Хозяйку Медной горы. Вопросы подаются в стихотворной форме.

Хозяйка Медной горы:
Я вам камней приметы назову,
В стихах их образ постораюсь воссоздать.
Занятно мне, удастся ли кому
Удачно самоцветы распознать.
Один за другим достает из «Малахитовой шкатулки» камни, показывает их присутствующим и читает текст викторины.
То волнами узорчатость дорожки,
То редкая причудливость куста-
Демидовскую Медницу, Гумёшки
Прославил этот камень неспроста.
Он Ватикану был подарен даже,
И там хранится глыбой непростой.
Есть комната из камня в Эрмитаже
По ценности дороже золотой.
В нем навсегда застыл зеленый пламень,
Красив своим рисунком минерал.
Скажите, как зовется этот камень
Во всех краях прославивший Урал?
(Малахит)
По твердости, по блеску, по всему
Меж самоцветов равных нет ему.
В огранке он известен всем, как франт,
Под именем прекрасным -бриллиант.
Велик ценой, хотя размером мал.
Скажите, как зовется минерал?
(Алмаз)
Он не рубин, но блеск его и цвет
Роднит с рубином этот самоцвет.
Он, верность к обещаниям храня,
Чарует взоры искрами огня.
Когда ж Куприн назвал им свой «Браслет»
Он повести отдал свой дивный свет.
Теперь его не трудно отгадать
И благородным именем назвать…
(Гранат)
Он друзами, цветами прорастает,
Как искорка его кристалл сверкает
Он то прозрачен, то слегка с дымком.
Вам с детства самоцвет такой знаком
Похож он с виду чуточку на лед,
Кто без ошибки камень назовет?
(Горный хрусталь)
Античных статуй вечная краса,
Затягившая собою небеса,
Приятная и сердцу и уму
Обязана величием ему.
Сей камень, — настоящий образец.
Того, чего достигнуть смог резец.
В нем мастерства скульптурного венец.
Как звать его? Скажите, наконец?
(Мрамор)
Камень набережных и площадей
Он – фундамент массивных домов
И в руках у умелых людей
Украшенье больших городов.
Он громадами радует взор,
Составляя величие гор,
Этот камень не трудно узнать.
Постарайтесь его мне назвать.
(Гранит)
Его узоров хитры сплетенья
Напоминает ветра завихрения
В коричневых и розовых тонах,
Которые не выразить в словах.
Рисунок свой обычно он скрывает,
Но тот, кто душу камня понимает,
Его распилит так, что вскроет суть.
Способную восторг в сердца вдохнуть.
Как в нем цвета сплетаются хитро,
Вы видели на станциях метро,
Встречался вам он в жизни много раз
То в виде пепельниц, то в форме чудных ваз.
Ну, а теперь, позвольте мне узнать,
Смогли ли вы загадку отгадать?
(Яшма)
Легенды сл

profhelp.net

Презентация на тему Бажов: уральские самоцветы

Слайд 1

«Уральские самоцветы»

Слайд 2

Творчество П.П. Бажова неразрывно связано с жизнью горнозаводского Урала. Неисчерпаемые богатства здешних недр, неповторимая, своеобразная красота края с его лесистыми горами и прозрачными озёрами влекли писателя.

Слайд 3

Пожалуй, он знал все о родных местах. Любил здешние легенды. Вот, например, эту — башкирскую сказку о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Великан прятал в них свои богатства. Пояс у него был огромный. Однажды великан снял его, растянул, и пояс лёг через всю землю, от холодного Карского моря на Севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет. «Урал» по- башкирски — пояс. Длина его 2500 км. Трудно указать такой камень, которого не находили бы в Уральских горах.

Слайд 4

Ещё одна легенда, полюбившаяся Бажову. Говорят, будто Бог, когда землю создавал, решил людям добро сделать. Взял золота, меди, камней самоцветных да по всей земле и рассыпал. Где погуще, где вовсе редко. Потом посмотрел Бог и увидел, что золото, самоцветов осталось еще целая горсть. Подумал Господь, да и высыпал между Европой и Азией. Так будто бы Уральские горы получились. Кто на Урале бывал, тот знает: леса стоят — изумруд да малахит, озера — горным хрусталем переливаются, рябины по осени рубином горят. А люди, что здесь живут чисто камень — самоцвет: трудолюбивые и мастеровые. А вот что говорят об Урале ученые.

Слайд 5

«Урал — это горы, простирающиеся на 2000 км вдоль границы Европы и Азии и разделяющие Русскую равнину и Западно — Сибирскую низменность, протянувшиеся от побережья Карского моря до степей Казахстана. Ширина гор -50-150 км. Высота — 1500 м и меньше. Самая высокая вершина — гора Народная (1895 м). Уральские горы — гряды хребтов, кряжей, одетых тайгой. Коренные народы Урала — башкиры, удмурты, коми -пермяки, ханты, манси, татары. Они занимались охотой, рыболовством. Потом появились русские поселения. А с 17 века Урал прославился добычей железа.

Слайд 6

Само название «Урал» появилось только в 18 веке в работах знаменитого русского историка и географа Василия Никитича Татищева. А раньше эти горы называли камень, каменный пояс земли русской. У античных авторов мы встречаем название «Рифейские горы». Вода, ветер, солнце и мороз давно уже разрушили когда-то величавые вершины Урала. Горы эти невысоки. Но слава не в высоте вершин, а в сказочных богатствах каменного пояса. Более 800 различных минералов хранятся здесь. Это месторождения железа, меди, платины, драгоценных камней, золота, каменной соли. По запасам платины, асбеста, драгоценных камней Уралу принадлежит одно из первых мест в мире.

Слайд 7

Урал! Опорный край державы, Её добытчик и кузнец, Ровесник древней нашей славы И славы нынешней творец. А. Твардовский.

Слайд 8

Именно на Урале родилось слово «самоцветы». Толковый словарь указывает: «Самоцветы — группа минералов, обладающих красивым цветом, прозрачностью, ярким блеском после огранки или полировки, высокой твердостью». Самоцветы делятся на две группы: 1) Драгоценные (встречаются редко, поэтому дороги): алмаз, сапфир, аметист, рубин, изумруд, сердолик, горный хрусталь, александрит, бирюза, топаз, опал, аквамарин; 2) Поделочные: нефрит, лазурит, малахит, яшма, гранит, агат, мрамор» Из самоцветов делают украшения, вазы, столы, панно. В Эрмитаже в г. Санкт-Петербург есть Малахитовая комната. И в сказах П.П. Бажова мы встретим упоминание самоцветов. Давайте попробуем назвать их.

Слайд 9

То волнами узорчатость дорожки, То редкая причудливость куста Демидовскую медницу, Гумешки, Прославил этот камень неспроста. В нем навсегда застыл зеленый пламень, Красив своим рисунком минерал. Скажите, как зовется этот камень, Во всех краях прославивший Урал? (малахит)

Слайд 10

В нем навсегда застыл зеленый пламень, Красив своим рисунком минерал. Скажите, как зовется этот камень, Во всех краях прославивший Урал? (малахит)

Слайд 11

Этот козлик непростой. С серебром его копытца. Только топнет он ногой, Засияет, заискрится Снег в каменьях дорогих – Этот камень… (хризолит)

Слайд 12

Словно капелька росы на листе, Как сиянье милых глаз по весне, Будто шелковый прозрачный платок, Ювелиры в этом камне знают толк. И в рассказе Куприна скакуна Этим именем молва нарекла. (изумруд)

Слайд 13

Камень этот-горные слезы, Будто льдинки блестящие-дочки мороза, Капли речки прозрачной иль воды из колодца, В нем всегда отражаются лучики солнца. (горный хрусталь)

Слайд 14

Морщинистой и серой скорлупой Ещё от наших глаз укрыта – Воображенье чертит нам орбиты, Овеянные тайной голубой, Круги в воде, Сирень ночного сада, И вольные изгибы облаков… Лишь распадется скорлупы покров, И ты увидишь чудеса… (агата)

Слайд 15

Легенды сложены о нем, Слывет в народе «горным льном», Велик его удельный вес И вклад в технический прогресс. Теперь его легко узнать И безошибочно назвать, (асбест)

Слайд 16

Его узоров хитрое сплетение Напоминают ветра завихренье, В причудливых расцветках и тонах, Которые не выразить в словах. Рисунок свой обычно он скрывает, Но тот, кто душу камня понимает, Его распилит так, что вскроет суть, Способную восторг в сердца вдохнуть. Встречался вам он в жизни много раз То в виде пепельниц, то в форме плит и ваз, Ну а теперь позвольте мне узнать, Смогли ли вы загадку отгадать. (Яшма)

Слайд 17

Он не рубин, но блеск его и цвет Роднит с рубином этот самоцвет. Он,верность обещания храня, Чарует взоры искрами огня. Когда ж Куприн назвал им свой браслет, Он повести отдал свой дивный свет. Теперь его нетрудно отгадать И благородным именем назвать, (гранат)

Слайд 18

Екатеринбуржским символом В историческом сквере камень этот лежит, Розово-румяный, словно зори, С именем красивым… (родонит)

Слайд 19

Этот камень цвета неба, В нем художник намешал Голубые незабудки Синеву уральских скал. (лазурит)

Слайд 20

Он поймал зарю и солнце, Вишни сок и земляники, Крови капельку на донце, Потому и звездноликий. (рубин)

Слайд 21

Посмотрите, какую красивую картину рисует К. Бальмонт, используя самоцветы. У Феи- глазки изумрудные, Всё на траву она глядит. У ней наряды дивно-чудные, Опал, топаз и хризолит. Есть жемчуга из света лунного, Каких не видел взор ничей. Есть поясок покроя струнного Из ярких солнечных лучей.

Слайд 22

Ещё есть платье подвенечное Да колокольчик полевой, Сулил ей счастье бесконечное, Звонил в цветок свой голубой.

prezentacii.org

Урок по теме «Камни-самоцветы» или по теме «Сказы Бажова» -подборка загадок про камни-самоцветы

То редкая причудливость куста-

Демидовскую Медницу, Гумёшки

Прославил этот камень неспроста.

Он Ватикану был подарен даже,

И там хранится глыбой непростой.

Есть комната из камня в Эрмитаже

По ценности дороже золотой.

В нем навсегда застыл зеленый пламень,

Красив своим рисунком минерал.

Скажите, как зовется этот камень

Во всех краях прославивший Урал?

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *