cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

В нем навсегда застыл зеленый пламень красив своим рисунком минерал – Интерактивный музей по сказкам П.П. Бажова

Внеклассное мероприятие по литературе «По следам сказов П.П. Бажова». 5-й класс

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Познакомить с творчеством П.П. Бажова.
  • Развивать читательский кругозор учащихся.
  • Воспитывать любовь к родному краю.

Звучит музыка.

Сегодня мы обращаемся к творчеству П.П. Бажова. В ходе литературной игры мы узнаем, кого можно назвать знатоками его творчества.

Давайте познакомимся с командами. (Каждая команда представляет своего капитана и говорит название команды). Всем игрокам выдаются маршрутные листы (см. Приложение).

Литературный конкурс:

  1. Что добывал Левонтий в сказе “Про великого полоза” на Гумешках? (Медь.)
  2. Через какое болото проходила кратчайшая дорога в сказе “Синюшкин колодец” от дома Ильюхи к ближайшему заводу? (Зюзельское болото.)
  3. Одно из любимых мест Хозяйки Медной горы? (Гумешки.)
  4. Как звали героя сказа “Каменный цветок”, к которому “барин велел поставить парнишек на выучку”? (Прокопыч.)
  5. Серебряное копытце – это известный персонаж сказа. А что это за животное? Каков его размер? (Козлик, он был не выше стола.)
  6. Кому в подарок была подарена пуговица? Назовите героя и сказ? (Татьяна из сказа “Малахитовая шкатулка”.)
  7. Назвать рассказчика многих сказов Бажова? (Дед Слышко.)
  8. Перечислите все сказы, где встречается Хозяйка Медной горы? (“Медной горы Хозяйка”, “Приказчиковы подошвы”, “Сочневы камешки”, “Малахитовая шкатулка”, “Две ящерки”, “Каменный цветок”, “Горный мастер”, “Хрупкая веточка”, “Таюткино зеркальце”.)
  9. Из какого сказа кошка Муренка? (“Серебряное копытце”.)
  10. Назвать всех фантастических героев сказов Бажова. (Полоз, серебряное копытце,…) (За каждого героя по 1 баллу.)

Лингвистический конкурс:

  1. Жужелка – мелкие самородки золота.
  2. Хитник – вор.
  3. Витушка – род калача со сплетенными в середине концами.
  4. Впотай – тайно, скрытно для всех.
  5. Гаметь – шуметь, кричать.
  6. Подлеток – подросток.
  7. Елань – травянистая полянка в лесу.
  8. Запон – фартук.
  9. Нюхалка – сыщик, шпион.
  10. Провинка – ошибка.

Исторический конкурс:

  1. Назвать город, в котором родился П.П. Бажов? (Сысерть.)
  2. Как звали родителей писателя? (Августа Степановна и Петр Васильевич.)
  3. Сколько лет прожил Бажов? (1879–1950, т.е. 71 год.)
  4. В каком году вышла первая книга писателя? Как она называлась? (1924год, “Уральские были”.)
  5. В каком году Бажов приехал в Екатеринбург? (1889.)
  6. Какое произведение является автобиографическим? (“Далекое – Близкое”.)
  7. В каком году вышла книга “Малахитовая шкатулка”? (1939 год.)
  8. Сколько сказов входило в сборник? (14 сказов.)
  9. Перечислите все профессии, которыми владел П.П. Бажов? (Учитель русского языка, редактор городской газеты, очеркист, писатель.)
  10. С какой фамилией детского писателя тесным образом связана фамилия П. П. Бажова? (А.П. Гайдар. Дочь писателя была женой сына Гайдара.)

Географический конкурс:

Загадки о камнях:

  1. То волнами узорчатость дорожки,
    То редкая причудливость куста –
    Демидовскую медницу “Гумешки”
    Прославил этот камень неспроста.
    В нем навсегда застыл зеленый пламень,
    Красив своим рисунком минерал.
    Скажите, как зовется этот камень,
    Во всех краях прославивший Урал?
    (Малахит.)
  2. По твердости, по блеску, по всему
    Меж самоцветов равных нет ему.
    Велик ценой, хотя размером мал.
    Скажите, как зовется минерал?
    (Алмаз.)
  3. Он цветами прорастает,
    Как искорка, его кристалл сверкает,
    Он то прозрачен, то слегка с дымком.
    Вам с детства самоцвет знаком.
    Похож он с виду чуточку на лед,
    Кто без ошибки камень назовет?
    (Горный хрусталь.)
  4. Вот удивительный кристалл.
    Он зелень всю в себя вобрал.
    По всем статьям красив, хорош,
    Годится в серьги, в перстень, в брошь,
    В лучах искрится и горит.
    Кто камень сей определит?
    (Изумруд.)

Загадки о грибах:

  1. Он на толстой ножке белой
    В яркой шляпке загорелой,
    Кто в лесу его найдет,
    Тот от радости поет.
    (Белый гриб.)
  2. Суховаты, тонконоги,
    Рвутся в небо без дороги,
    Вверх карабкаться не лень,
    Атакуют старый пень.
    (Опята.)
  3. Маскируется под мох,
    Снизу желт и скромен,
    Этот гриб не так уж плох
    С синью на изломе.
    (Моховик.)
  4. Ловко спрятаться умеет
    Там, где лес с березняком.
    При засушке он чернеет,
    Хоть и бел его излом.
    (Подберезовик.)
  5. Не тигренок, не лисенок,
    Кругл, пластиночками тонок,
    С головы до самых ног
    Ярко – рыжий паренек.
    (Рыжик.)
  6. Они меж зелени желтеют
    И имя “хитрое” имеют,
    Хотя и не кусаются,
    Но странно называются.
    (Лисички.)

Творческий конкурс:

Назовите пословицы и поговорки про камень или металл.

  • Под лежачий камень вода не течет
  • Не все золото, что блестит

(Чем больше ребята назовут, тем больше баллов получат.)

Художественный конкурс:

По рисункам учащихся необходимо узнать сказ П.П..Бажова. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Итак, сегодня мы вспомнили творчество замечательного писателя, нашего земляка П.П. Бажова. Хочется надеяться, что его сказы оставили след в ваших сердцах. На Уральской земле всегда есть люди, которыми мы можем гордиться.

Слово жюри. Подведение итогов игры. Вручение грамот.

14.03.2013

Поделиться страницей:

urok.1sept.ru

Внеклассное мероприятие по литературе «По следам сказов П.П. Бажова». 5-й класс

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Познакомить с творчеством П.П. Бажова.
  • Развивать читательский кругозор учащихся.
  • Воспитывать любовь к родному краю.

Звучит музыка.

Сегодня мы обращаемся к творчеству П.П. Бажова. В ходе литературной игры мы узнаем, кого можно назвать знатоками его творчества.

Давайте познакомимся с командами. (Каждая команда представляет своего капитана и говорит название команды). Всем игрокам выдаются маршрутные листы (см. Приложение).

Литературный конкурс:

  1. Что добывал Левонтий в сказе “Про великого полоза” на Гумешках? (Медь.)
  2. Через какое болото проходила кратчайшая дорога в сказе “Синюшкин колодец” от дома Ильюхи к ближайшему заводу? (Зюзельское болото.)
  3. Одно из любимых мест Хозяйки Медной горы? (Гумешки.)
  4. Как звали героя сказа “Каменный цветок”, к которому “барин велел поставить парнишек на выучку”? (Прокопыч.)
  5. Серебряное копытце – это известный персонаж сказа. А что это за животное? Каков его размер? (Козлик, он был не выше стола.)
  6. Кому в подарок была подарена пуговица? Назовите героя и сказ? (Татьяна из сказа “Малахитовая шкатулка”.)
  7. Назвать рассказчика многих сказов Бажова? (Дед Слышко.)
  8. Перечислите все сказы, где встречается Хозяйка Медной горы? (“Медной горы Хозяйка”, “Приказчиковы подошвы”, “Сочневы камешки”, “Малахитовая шкатулка”, “Две ящерки”, “Каменный цветок”, “Горный мастер”, “Хрупкая веточка”, “Таюткино зеркальце”.)
  9. Из какого сказа кошка Муренка? (“Серебряное копытце”.)
  10. Назвать всех фантастических героев сказов Бажова. (Полоз, серебряное копытце,…) (За каждого героя по 1 баллу.)

Лингвистический конкурс:

  1. Жужелка – мелкие самородки золота.
  2. Хитник – вор.
  3. Витушка – род калача со сплетенными в середине концами.
  4. Впотай – тайно, скрытно для всех.
  5. Гаметь – шуметь, кричать.
  6. Подлеток – подросток.
  7. Елань – травянистая полянка в лесу.
  8. Запон – фартук.
  9. Нюхалка – сыщик, шпион.
  10. Провинка – ошибка.

Исторический конкурс:

  1. Назвать город, в котором родился П.П. Бажов? (Сысерть.)
  2. Как звали родителей писателя? (Августа Степановна и Петр Васильевич.)
  3. Сколько лет прожил Бажов? (1879–1950, т.е. 71 год.)
  4. В каком году вышла первая книга писателя? Как она называлась? (1924год, “Уральские были”.)
  5. В каком году Бажов приехал в Екатеринбург? (1889.)
  6. Какое произведение является автобиографическим? (“Далекое – Близкое”.)
  7. В каком году вышла книга “Малахитовая шкатулка”? (1939 год.)
  8. Сколько сказов входило в сборник? (14 сказов.)
  9. Перечислите все профессии, которыми владел П.П. Бажов? (Учитель русского языка, редактор городской газеты, очеркист, писатель.)
  10. С какой фамилией детского писателя тесным образом связана фамилия П. П. Бажова? (А.П. Гайдар. Дочь писателя была женой сына Гайдара.)

Географический конкурс:

Загадки о камнях:

  1. То волнами узорчатость дорожки,
    То редкая причудливость куста –
    Демидовскую медницу “Гумешки”
    Прославил этот камень неспроста.
    В нем навсегда застыл зеленый пламень,
    Красив своим рисунком минерал.
    Скажите, как зовется этот камень,
    Во всех краях прославивший Урал?
    (Малахит.)
  2. По твердости, по блеску, по всему
    Меж самоцветов равных нет ему.
    Велик ценой, хотя размером мал.
    Скажите, как зовется минерал?
    (Алмаз.)
  3. Он цветами прорастает,
    Как искорка, его кристалл сверкает,
    Он то прозрачен, то слегка с дымком.
    Вам с детства самоцвет знаком.
    Похож он с виду чуточку на лед,
    Кто без ошибки камень назовет?
    (Горный хрусталь.)
  4. Вот удивительный кристалл.
    Он зелень всю в себя вобрал.
    По всем статьям красив, хорош,
    Годится в серьги, в перстень, в брошь,
    В лучах искрится и горит.
    Кто камень сей определит?
    (Изумруд.)

Загадки о грибах:

  1. Он на толстой ножке белой
    В яркой шляпке загорелой,
    Кто в лесу его найдет,
    Тот от радости поет.
    (Белый гриб.)
  2. Суховаты, тонконоги,
    Рвутся в небо без дороги,
    Вверх карабкаться не лень,
    Атакуют старый пень.
    (Опята.)
  3. Маскируется под мох,
    Снизу желт и скромен,
    Этот гриб не так уж плох
    С синью на изломе.
    (Моховик.)
  4. Ловко спрятаться умеет
    Там, где лес с березняком.
    При засушке он чернеет,
    Хоть и бел его излом.
    (Подберезовик.)
  5. Не тигренок, не лисенок,
    Кругл, пластиночками тонок,
    С головы до самых ног
    Ярко – рыжий паренек.
    (Рыжик.)
  6. Они меж зелени желтеют
    И имя “хитрое” имеют,
    Хотя и не кусаются,
    Но странно называются.
    (Лисички.)

Творческий конкурс:

Назовите пословицы и поговорки про камень или металл.

  • Под лежачий камень вода не течет
  • Не все золото, что блестит

(Чем больше ребята назовут, тем больше баллов получат.)

Художественный конкурс:

По рисункам учащихся необходимо узнать сказ П.П..Бажова. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Итак, сегодня мы вспомнили творчество замечательного писателя, нашего земляка П.П. Бажова. Хочется надеяться, что его сказы оставили след в ваших сердцах. На Уральской земле всегда есть люди, которыми мы можем гордиться.

Слово жюри. Подведение итогов игры. Вручение грамот.

14.03.2013

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Методическая разработка (4 класс) на тему: Литературный час «Зачерпнём из бажовского колодца»

Литературный час   по творчеству П. П. Бажова

«Зачерпнем из бажовского  колодца»

Цели:

1. Через творчество П. П. Бажова будить интерес и любовь к родному краю, пополнять знания о нем.

 2. Прививать любовь к чтению.

 Задачи:

1. Создать условия для длительного сохранения большой информации и для воспроизведения ее.

 2. . Через творчество П. П. Бажова дать дополнительные исторические знания об Урале, уральском говоре, уральских самоцветах.

Оборудование:

— Портрет писателя.

. — Выставка  книг П. П. Бажова

 — Презентация с иллюстрациями к сказам Бажова.

Ход занятия.

(На экране 1 титульный слайд)

Ведущий:

 В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была большая белая борода и живые, необыкновенно добрые, внимательные, лучистые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали. А вы, ребята, узнали, о ком идёт речь? (ответы детей)

 Верно, это — Павел Петрович Бажов.

(На экране появляется 2 слайд с портретом писателя.)

Его друзья писатели говорили о нем так:

• «Это сверкающий самоцвет уральской литературы»

 • «Человек он очень простой, скромный, задушевный, спокойный, добрый. Все считали его мудрецом»

 • «Это был чудесный человек. Невысокий, похожий на сказочного гнома, который поднялся из земли, чтобы рассказать о кладах Урала».

        На фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. В его произведениях фантастическое сливалось с реальным, в них происходили необыкновенные события, в которых было все, как и должно быть в настоящей сказке: добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Но героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а обычные люди. И поэтому его произведения называют сказами, а не сказками. Сказ – это сказка на основе достоверных фактов с некоторым вымыслом.

        Павел Петрович Бажов был очень образованный, мудрый человек, который долго работал учителем, затем журналистом, много ездил по Уралу, жил в разных городах: Сысерть (родился, Полевской, Камышлов, Невьянск, Екатеринбург. (На экране слайды 3, 4) Работая в разных газетах, Бажов писал о людях труда, славил рабочих Урала. Но известным на весь мир писателем он стал благодаря своим изумительно интересным сказам, которые вошли в сборник – «Малахитовая шкатулка».

Ведущий: Ребята, а какие сказы вам запомнились?

Дети: 1.«Серебряное копытце».

 2. «Огневушка – Поскакушка».

 3. «Голубая змейка»

 4. «Медной горы Хозяйка».

 5. «Малахитовая шкатулка»

 6. «Каменный цветок»

 7. «Синюшкин колодец»

(На экране слайд 5)

Ведущий:

 «Широко, далеко пораскинулся

 Богатырь великий – Седой Урал!

 Камни дивные, самоцветные

 В тайне синих гор щедро он собрал!

 То волнами узорчатость дорожки,

 То редкая причудливость куста

 Демидовскую медницу – Гумёшки,

 Прославил этот камень неспроста.

 В нем навсегда застыл зеленый пламень,

 Красив своим рисунком минерал.

 Скажите, как зовется этот камень,

 Во всех краях, прославивший Урал?

Дети: малахит.

Ведущий:  «Угадай героя сказа?»

Козел тот особенный был;

Правой ножкой о камешки бил,

В каком месте топнет –

Камень дорогой появится.

Даренка все смлтрит и удивляется …

Издалека-то его не разглядишь

И не разберешь, а близко к нему,

Как ни старайся, не подойдешь.    (Серебряное копытце)

Махонька девчонка –

Сама вроде кукленочка –

Резвехонько так пляшет,

В руке платочком машет.   (Огневушка – Поскакушка)

Небольшого росту девка,

И сама вся статная,

И коса ее чернява,

Да такая ладная.

Платье цвета малахита,

В косе ленты красные,

Глаза. Словно изумруды, —

Волшебные, ясные.  (Хозяйка медной горы)

Звучит музыка в зал входит Хозяйка Медной горы.

Хозяйка Медной горы:

 Здравствуйте, дети, здравствуйте взрослые! Вы узнали меня? Да, я Хозяйка Медной Горы, хранительница земных богатств Урала. Еще меня зовут Малахитнецей, а кто и каменной девкой кличет. Я очень рада снова видеть вас всех! Сегодня я приглашаю вас в путешествие по сказам П. П. Бажова, всего их 96. В нашем путешествии мы еще раз вспомним, а быть может, даже и встретим, героев сказов – добрых, талантливых людей. У меня есть моя волшебная малахитовая шкатулка. Она не только полна драгоценных камней, но еще и поможет нам оказаться в сказке. Итак, отправляемся! Закрываем глаза и повторяем за мной: раз, два, три, шкатулка в сказку дверь нам отвори!

Фрагмент из сказа «Медной горы Хозяйка»

Хозяйка — Ну что, Степан Петрович, видал мое приданое?

Степан    — Видал.

Хозяйка   — Так как теперь насчет женитьбы?

Степан  — Приданое у тебя царям впору, а я человек рабочий, простой.

Хозяйка — Ты, друг любезный, не вихляйся. Прямо говори, берешь меня замуж али нет?

Степан  — Не могу, другой обещался. Не погневайся. Это хорошая девушка, сиротка одна.

Хозяйка — Молодец, Степанушка. За приказчика тебя похвалила, а за верность вдвое похвалю. Не променял свою Настеньку на каменную девку. Вот тебе подарочек для твоей невесты. (Протягивает шкатулку). Там женские украшения: серьги, кольца, броши и прочее. Не у всякой даже очень богатой невесты это бывает.

Степан — А как же я наверх подымусь?

Хозяйка  — Об этом не печалься. Все будет устроено. Жить безбедно будешь. Только вот тебе мое третье испытание: обо мне, чур, потом не вспоминай. Ну, прощай, Степан Петрович! (Закрывает лицо руками, плачет)

Степан  — Не плачь, прошу тебя. (Отнимает ее руки от лица)

Хозяйка — Да что мне, каменной, сделается. На-ка вот, возьми на разживу. Большие деньги за эти вот слезы-камешки люди дадут. Ступай же. И помни мой наказ.

Степан  — Спасибо тебе за все. Прощай, Медной горы Хозяйка. (Низко кланяется ей). Прощай и прости, если что не так сказал. Не поминай лихом.

 (Звучит русская народная музыка) .

Ведущая:  Я предлагаю Вам сыграть в игру, которая называется «Доскажи словечко». Я буду читать Вам стихи, а Вы должны закончить их и угадать о каком сказе идет речь. Попробуем?

Сделал мастер чудо – Каменный цветок,

 Получил в подарок Хозяйки (перстенёк)

 Ставила Дарёнка во дворе корытце,

 Чтоб олешек маленький мог воды… (напиться)

 Тёмной ночью у костра появляется она –

 Мастерица петь, плясать, самородок указать.

 Звали эту веселушку – (Огневушка – поскакушка)

Хозяйка Медной горы:

 Молодцы, ребята! А у меня для вас еще одно задание. Несла я свою волшебную шкатулку к Вам, да по дороге уронила, и все сказы из неё как бусины повыпали, да раскатились. Собрала я их, да только не совсем верно. Помогите мне все названия сказов правильно собрать.

Каменный  мастер

Горный  цветок

Синюшкино  копытце

Колодец  огневушка

Малахитовая  змейка

Голубая шкатулка

Хозяйка Медной горы: Спасибо вам, дети! Я очень рада была встрече с вами, мне очень понравилось как здорово вы управились со всеми моими загадками. А теперь мне пора возвращаться. До скорой встречи (уходит, оставив какой-то зеленый мешочек)

Ведущий (замечает забытый Хозяйкой мешочек)

 Ребята, а что это? (Голос Хозяйки: Это вам подарок от меня)

Давайте посмотрим, что там? (открывает мешочек, там конфеты)

Нам всем приятно было познакомиться с творчеством П. П. Бажова и встретиться с самой Хозяйкой Медной Горы. О многом рассказал нам Павел Петрович: о родном Урале, о талантливых мастерах прошлого, о добрых, любознательных детях, жизнь которых была бедной и трудной, об удивительных сказочных героях, которые охраняли тайны и клады Урала.

 «В который раз склонимся мы над книжкой,

 Впитаем мудрость этих слов.

 Нам не забыть рассказов деда Слышко

 Спасибо, добрый дедушка Бажов».

nsportal.ru

Организация совместной познавательной деятельности родителей и учащихся

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Работа с родителями, Социальная педагогика


Общеобразовательное учреждение (школа, гимназия, лицей) было, есть и остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Основой любого взаимодействия является реализация потребностей его участников.

Одним из направлений организации работы с семьей является создание системы массовых мероприятий с родителями; работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся; сотрудничество с семьями, направленное на повышение их авторитета. Реализовать данное направление позволяет и одно из мероприятий по сплочению детей и их родных на основе совместной деятельности в форме познавательной игры “Уральский сказочник”

Задачей представленного ниже мероприятия является воспитание активной личности юного тагильчанина через пропаганду историко-культурного наследия и приобщение к культурным традициям родного края.

Совместная познавательная игра обогащает личный опыт ребенка; способствует развитию общения с разными поколениями; позволяет сплотить детей, детей и их родных на основе совместной деятельности.

Результатами совместной деятельности детей, их родителей, педагогов является формирование навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия, сплочение нескольких поколений; формирование у ребенка уверенности в доброжелательном отношении к нему других людей; формирование чувства собственной значимости и гордости за своих родных. Таким образом, организация внеклассной работы с привлечением родных и близких учащихся дает возможность для формирования позитивного восприятия ребенком себя.

Взаимодействуя с родными, выполняя различные задания, дети усваивают образцы и нормы поведения, нравственные понятия, ценности, формируется отношение ребенка к самому себе и его самооценка. Поэтому участие родных, значимых взрослых особенно важно для усвоения младшими школьниками необходимого для жизни социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, что способствует развитию личностных качеств ребенка, формированию позитивного отношения к окружающему миру.

Школа – единственный социальный институт, через который проходят практически все дети. Одна из главных задач педагогов образовательного учреждения – это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей.

Ниже представлены два этапа коллективного творческого дела, позволяющие увлечь общим делом и родителей и учащихся. Тема данного мероприятия соответствует теме года – юбилей уральского сказочника Павла Петровича Бажова.

УРАЛЬСКИЙ СКАЗОЧНИК

Форма: познавательная игра.

Правила игры: нужно внимательно послушать вопрос и выбрать правильный вариант ответа из предложенных.

За правильный ответ игроки получают баллы, так же оценивается баллами дополнение, дополнительная информация других игроков к ответу на заданный вопрос.
Таким образом, игроки могут зарабатывать баллы, отвечая на вопросы и, показывая свою начитанность, эрудированность, что также приносит дополнительные баллы. В конце игры мы выявим победителя.
Есть вопросы, которые адресуются детям, есть, которые адресуются только родителям, есть вопросы, требующие совместного участия каждого члена команды.

Набор ролей:

Чтец, Ведущий, Дед Слышко, Ребята, Степан, Хозяйка горы Медной, Отец Федюньки, Федюнька, Огневушка-Поскакушка, Старатель, Даренка, Кокованя.

Возраст игроков: 8 –12 лет и родители.

Количество участников не ограничено. Игроки сопровождаются набором карточек с вопросами.

Круг чтения для участников игры:

“Серебряное копытце”, “Каменный цветок”, “Синюшкин колодец”, “Про Великого Полоза”, “Золотой волос”, “Малахитовая шкатулка”, “Хозяйка горы Медной”, “Огневушка-Поскакушка”, “Таюткино зеркальце” + участие в заочной викторине (см. ниже).

Чтец:

Урал – опорный край державы,

Седой, могучий властелин.
Опора он России славной,
Овеян сказами былин.
Демидов строил здесь заводы,
Бажов сказами вдохновил,
И первым русским паровозом
Прославил город наш Тагил.
Люблю уральскую природу,
Просторы вековой тайги,
И подниматься в Лисью гору
Под шелест волн Тагил-реки.
Сергей Сакин.

Ведущий: Наш край, где мы живем, сказочно богат. Урал – это край прекрасной и неповторимой природы. А сколько у нас замечательных мастеров и умельцев, о которых написано много интересных книг! Есть даже такие умельцы, которые и сами написали книги о своей родине. Сможете ли вы назвать фамилию уральского писателя, который написал книгу “Уральские сказы”?

Сегодня мы с вами играем в игру, посвященную жизни и творчеству Павла Петровича Бажова.

Наши уважаемые семейные команды, настало время игры и мы познакомим вас с правилами игры (см. выше).

Недалеко от Исети –
Старый дом и сад густой…
…В этом доме жил волшебник –
Мудрый сказочник седой…

Ведущий: Внимание, задается первый вопрос нашей семейной игры. Сегодня мы узнаем как дружно живут наши семьи, как они вместе умеют делать дело, как они сплоченно будут бороться за победу. Итак…

1) Жил в Сысертском поселке при заводе Петр Васильевич Бажов с женой Августой Степановной. 28 января 1879 года у них родился сын, который потом стал писателем. Как назвали мальчика?

– Петр Васильевич
-Павел Петрович
-Павел Иванович

Ответ: отца будущего писателя звали Петром. Единственного сына назвали Павлом. Павел Петрович Бажов.

2) Осенью 1889 года десятилетнего мальчика увозят в Екатеринбург для получения образования. Провожая внука в дорогу, говорил старый дед:

  • Гляди, учись порядком, слушай, что учителя говорят. Не шали! Наше дело – не барское. С потовой копейки учить тебя отец с матерью собираются. Ты это помни!

Назовите учебное заведение, в котором учился юный Бажов.

– художественное училище
— духовное училище
— ремесленное училище

Ответ: Павел Петрович Бажов учился в духовном училище

Тяжело жилось работным людям в ту далекую пору. Но семья Бажовых была дружная, хотя жить приходилось и в нужду, и в тяжелой работе, и в заботах… Отец и мать горячо любили единственного сына: “мальчик рос смышленым – ну как такого не выучить”. Но и учить было нелегко.

3) Весной 1893 года Бажов отлично заканчивает в Екатеринбурге духовное училище, и его отправляют учиться в Пермскую духовную семинарию. Кем работал после окончания семинарии Павел Петрович?

— попом
— инженером
— учителем

Ответ: Пашу отправили в духовное училище, затем, в духовную семинарию, затем Павел Петрович работал учителем 18 лет.

4) Только полвека спустя П. Бажов выпустил книгу “Малахитовая шкатулка”.

Как вы думаете, почему известную книгу уральских сказов П.П. Бажов назвал “Малахитовая шкатулка”?

Прослушайте стихотворение Елены Хоринской и назовите названия сказов, которые вы услышите.

Недалеко от Исети –
Старый дом и сад густой…
…В этом доме жил волшебник
Мудрый сказочник седой…
След копытца серебрится,
Вьется змейкою в ночи,
Огнивушкою кружится
Пламя жаркое в печи,
Ящерки мелькнули разом,
Встал Данила над Цветком…
И шкатулкой, полной сказов,
Кажется бажовский дом.

Известная уральская писательница Елена Хоринская лично знала Бажова и много раз встречалась с ним. Она посвятила ему и его творчеству несколько стихотворений. В данном стихотворении “скрываются” следующие сказы: “Серебряное копытце”, “Огневушка-Поскакушка”, “Каменнный цветок”, а так же сказы, в которых встречаются ящерки.

Ведущий: Все эти и другие сказы Бажов услышал, когда был маленьким. И я их в свою очередь

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Презентация к уроку по художественной литературе (подготовительная группа) по теме: Уральский писатель-сказочник П.П. Бажов

Слайд 1

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ БАЖОВ Писатель сказов о творчестве и мастерстве уральских мастеров, рабочих, в которых прославляет таинство уральских недр .

Слайд 2

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была большая белая борода и живые, необыкновенно добрые, внимательные, лучистые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали. А вы, ребята, узнали, о ком идёт речь?

Слайд 3

27 января 1879 года в городе Сысерть

Слайд 4

Н е все знают, какой непростой была судьба писателя. О Бажове можно сказать, что у него «необыкновенная биография в необыкновенное время». Представить только: мальчишка из заводского поселка учится на священника, а становится всемирно известным писателем, депутатом Верховного Совета СССР, лауреатом Государственной премии. В его судьбе были и большие потери, и неожиданные чудеса. Наверно, не случайно, ведь его фамилия происходит от слова » бажить » — ворожить, колдовать. В детстве у него было прозвище — Колдунков .

Слайд 5

П.П. Бажов родился в уральском городке Сысерть 27 января 1879 году в семье горного мастера Петра Васильевича Бажова. Мать – Августа Степановна выросла сиротой, зато была искусной кружевницей и зарабатывала на жизнь рукоделием. Павел был единственным и любимым сыном в семье. Детство мальчик провел среди горнорабочих и старателей. Урал в то время был краем Легенд. От любимой бабушки Авдотьи Петровны, большой выдумщицы и хорошей сказительницы, маленький Павел впервые услышал много сказок, легенд и рассказов . Старатели рассказывали легенды о Малахитнице – Хозяйке всех подземных сокровищ, которую в народе уважительно называли «Сама». Биография писателя

Слайд 6

Родители П.П. Бажова

Слайд 7

Павел учился в земской трёхлетней школе. Был способным и любознательным учеником. Павел любил читать и обладал хорошей памятью. По окончанию школы учителя советовали родителям будущего писателя продолжить его обучение в уездном городе – Екатеринбурге. Родители, люди небогатые, смогли отдать сына только в Екатеринбургское духовное училище, где была самая низкая плата за обучение, и не требовалось покупать форму. Бажов успешно сдал экзамены в училище . Окончив Екатеринбургское духовное училище в 14 лет, Бажов поступает в Пермскую духовную семинарию. Здесь он учится шесть лет. Юность П.П. Бажова

Слайд 8

В 1899 году Бажов окончил семинарию (был третьим учеником по сумме баллов), но продолжить обучение в университете было невозможно из – за его политических взглядов (ему было отказано в приёме в Томский университет, т. к. он принимал участие в выступлении семинаристов против реакционно- настроенных преподавателей), а от предложения поступить в Киевскую духовную академию он отказался сам. Бажов решает работать учителем .

Слайд 9

Сначала Бажов работал в начальной школе глухой деревни Шайдуриха под городом Невьянском, затем в качестве преподавателя русского языка в Екатеринбургском духовном училище, в епархиальном (женском) училище, где он вёл занятия по русскому языку, а также церковнославянскому и алгебре. Одна из выпускниц этого училища, Валентина Александровна Иваницкая, впоследствии в 1911 году стала женой Павла Петровича. Семья Павла Бажова

Слайд 10

Дети П.П. Бажова Брак этот был счастливым и многодетным – семеро детей (дочь П. П. Бажова Ариадна вышла замуж за сына писателя А. П. Гайдара – Тимура. П. П. Бажов – дед политического деятеля Егора Гайдара) В кругу детей ( стоят: Ольга и Елена. Сидят: сын Алексей и Ариадна )

Слайд 11

Дом Бажова в Сысерти Павел Петрович жил с семьей в своем старом доме, где любил работать в саду. В доме всегда было много народа, детей. Здесь любили принимать гостей, а любимым блюдом в те времена были пельмени с редькой.

Слайд 12

В 1924-1936 гг. Павел Петрович создал несколько историко-документальных книг, главным образом посвящённых Уралу. Первая книга Бажова – «Уральские были» вышла в Екатеринбурге в 1924 г. Изучая труд камнерезов и гранильщиков, сталеваров, литейщиков и оружейников, писатель беседовал с ними о тайнах ремесла и вёл записи. Так накапливался запас живых наблюдений, который позднее стал основой всего творчества писателя. Свою главную книгу он написал в 1939 г. в возрасте шестидесяти лет. «Малахитовая шкатулка» – это сборник самобытных уральских сказов, вызывающий интерес у многих поколений читателей разных стран. Эта книга принесла писателю мировую известность. В 1943 г. уральскому сказочнику присвоено звание лауреата Сталинской премии II степени, а в 1944 г. за плодотворную творческую деятельность он награждён орденом Ленина – первым и единственным из числа уральских писателей Творчество П.П. Бажова

Слайд 13

Более 800 различных минералов хранится в Уральских горах. Это месторождения железа, меди, драгоценных камней, платины, золота, каменной соли. Люди, жившие на Урале, издавна умели не только добывать руды, но и выплавлять из них металл. На Урале родилось слово «самоцветы». Так называют драгоценные камни. Трудно указать драгоценный камень, которого не находили бы в Уральских горах. Урал – родина малахита, орлеца, мрамора, яшмы и других прекрасных цветных камней

Слайд 14

«Широко, далеко пораскинулся Богатырь великий – Седой Урал! Камни дивные, самоцветные В тайне синих гор щедро он собрал! То волнами узорчатость дорожки, То редкая причудливость куста Демидовскую медницу – Гумёшки , Прославил этот камень неспроста. В нем навсегда застыл зеленый пламень, Красив своим рисунком минерал. Скажите, как зовется этот камень, Во всех краях, прославивший Урал?

Слайд 15

Малахит — по праву может считаться русским камнем. Слава его началась в 1810 году с открытием Медноруднянского и Гумешевского рудников. Этот камень изумительной красоты бледно – зелеными, бирюзовыми и тончайшими просечками почти черного цвета создают невыразимую прелесть. Из малахита делают совершенно ни с чем несравнимые: громадные вазы, чаши, шкатулки. Особенно хороши малахиты, оправленные в золото и бронзу. Красоту, и многие свойства этого камня отразил в своих сказах П. Бажов

Слайд 16

Малахитовая шкатулка Свою знаменитую «Малахитовую шкатулку» — книгу сказов – Павел Петрович Бажов создал, когда ему было уже 60 лет. Сборник вышел впервые в 1939 году в Свердловске (ныне Екатеринбург), и включал в себя 14 сказов . Название книги оказалось удачным ещё и потому, что писатель постепенно «складывал» в этот сборник, как в шкатулку, всё новые и новые произведения. Сказы, как драгоценные камушки, сверкали и переливались народной выдумкой, фантазией и были огранены, обработаны Бажовым с большим писательским мастерством».

Слайд 17

В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами. Всего П. П. Бажов написал 52 сказа. Павел Петрович старался в своих сказах описать исторически точно события, людей. Сказы «Малахитовая шкатулка» были представлены читателю, как восстановленные по памяти рассказы дедушки Слышко . Эти сказы Бажов слышал в 1892 – 1895 гг. когда приезжал домой на каникулы.

Слайд 18

Сказ – это устное слово, устная форма речи, перенесённая в книгу . Это литературное произведение, имеющее форму повествования от лица рассказчика . Бажов говорил, что сказы его «Малахитовой шкатулки» распадаются на две разные группы. Это сказы «взрослого тона»: «Каменный цветок», и «детского тона» — « Огневушка – поскакушка », «Серебряное копытце», « Таюткино зеркальце», «Голубая змейка». В изданиях «Малахитовой шкатулки» и отдельных её сказов всегда можно найти пояснения непонятных слов, понятий и выражений, а их немало в сказах Бажова. Ведь язык его сказов особый, его не спутаешь ни с какими другими произведениями . Многие слова, которые уральским горнякам и камнерезам были понятны и знакомы. Сейчас ушли из разговорной речи, но навсегда остались в нашей фольклорной и художественной литературе . Действие всех сказов Павла Бажова происходит в горах и лесах Урала. Что такое сказ? Чем он отличается от сказки и рассказа?

Слайд 19

Колдун уральский бородатый, Бажов дарит нам новый сказ. В нем слово каждое лучится, Его направленность мудра, Найдут чему здесь поучиться Любого мастера дела. Д.Бедный

Слайд 20

Об Урале до войны знали меньше, чем сегодня. Он казался экзотическим краем, где возможна собственная мифология. Такая мифология действительно существовала – только принадлежала она хантам , манси, марийцам и другим народностям, населявшим Урал с древних времён. В эту мифологию уходят отдельные черты образа Хозяйки Медной горы, хотя в целом Малахитница создана щедрой творческой фантазией автора. У Бажова Малахитница не только хозяйка «земляных богатств», но и хранительница секретов высшего мастерства. Она воплощение красоты самой уральской природы. Всегда в окружении быстрых ящериц и сама ящерицей иногда оборачивается . Урал – Бажовский край

Слайд 21

Павел Петрович своими сказами открыл миру уральские легенды, уральские характеры, уральский язык. В его сказах — жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей. Бажова помнят у нас в стране, его именем названы улицы, библиотеки.

Слайд 22

« Работа – она штука долговекая . Человек умрёт, а дело его останется». Так говорил сам П. П. Бажов. В последние годы жизни Бажову становилось всё труднее работать, одолевали старческие недуги, слабело зрение, но до конца жизни он сохранил ясность ума, хорошую память. Последний сказ Бажов написал в 1950 году, и он был опубликован уже после смерти писателя. Евгений Пермяк писал: «Значительные литературные произведения почти никогда не живут вне других видов искусств, перевоплощаясь в них, они получают новое звучание». Так произошло и со сказами Павла Петровича Бажова.

Слайд 23

Памятные места Павел Петрович умер 3 декабря 1950 года (в 71 год) в Кремлевской больнице от рака легких. А похоронен в Екатеринбурге на Ивановском кладбище. Теперь там на высоком холме стоит памятник П. П. Бажову.

Слайд 24

Памятник П.П. Бажову в Екатеринбурге В центре города, на плотине Городского пруда, 11 марта 1958 года был установлен скульптурный бюст П.П. Бажова (архитектор А.Л. Великанова , скульптор М.Г. Манизер ). На памятнике П. Бажову высечены слова, взятые из одного его сказа: «Работа, она штука долговекая , человек умрет, а дело его остаётся»

Слайд 25

Исторические места Дом-музей П.П.Бажова в городе Екатеринбурге. В этом доме проходили интересные праздники в семье Бажовых, встречи с друзьями, где Павел Петрович раскрывался как весельчак и затейник .

Слайд 26

В городе Сысерти по улице Володарского в доме №16 на родине писателя сохранился дом его родителей. Усадьба П.П. Бажова в Сысерти

Слайд 27

Исторические места Потопаевский ключик « Синюшкин колодец»

Слайд 28

Тальков камень

Слайд 29

Старик камень

Слайд 30

Образы сказочных героев Бажова нашли большой отклик во многих видах искусства: театр и кино, станковое и монументальное искусство, скульптура и мелкая пластика, декоративно-прикладное творчество. Герои уральских сказов представлены в камне, чугуне и фарфоре, в мозаичных панно и чеканке по металлу, декоративной росписи и ювелирных изделиях. Сказы Павла Петровича Бажова так умны и так красивы, что композиторы сочиняют к ним музыку, художники рисуют иллюстрации. Уникальность творчества П.П. Бажова

Слайд 31

Презентацию подготовила инструктор физической культуры Мелешкина О.В. ГБДОУ детский сад № 76 Красногвардейского района, г. Санкт-Петербурга Спасибо за внимание!

nsportal.ru

Классный час (4 класс) на тему: Внеклассное мероприятие. Викторина в рамках литературной гостиной. Уральский сказочник П.П.Бажов.

Викторина в рамках литературной гостиной: «Уральский сказочник— П. П. Бажов».

4 класс МОУ «СОШ№65» г. Магнитогорска

Январь 2016г.

Учитель: Калистратова Т.П.

Цели и задачи:

• расширить знания детей о жизни и творчестве П. П. Бажова;

• развивать речевые умения и творческие способности;

• развивать воображение, мышление, культуру общения;

• воспитывать доброе отношение к людям, сострадание, трудолюбие;

• способствовать развитию интереса к литературному чтению.

Оборудование:

• выставка книг с произведениями П. П. Бажова;

• портрет писателя;

• иллюстрации к произведениям П. П. Бажова на слайдах; компьютер;

• карточки с отрывками из произведений, загадками, тестами;

• предметы: оранжевый платочек, игрушки: кошка Муренка и ящерка, шкатулка, решето, гребешок.

Предварительная подготовка: за месяц до проведения праздника учащимся поручено прочитать сказы П. П. Бажова, нарисовать иллюстрации к понравившимся произведениям.

Ход мероприятия:

1 ученик.

Когда говорят о России –

Я вижу свой синий Урал.
Как девочки, сосны босые
Сбегают с заснеженных скал.
Я слышу – до жадного слуха
Пробилась она сквозь века – 
Грохочет, гремит Громотуха,
Веселая, злая река.
Мне любы степенные речи,
Ночевки в избушках лесных, 
И тяжесть котомки заплечной,
И ветер тревожной весны,
Гор неприступных высоты,
Где камни прозрачны, как лед,
И радость пытливой работы,
И песни спокойной полет,
Над краем, где сосны босые,
Сбегает с заснеженных скал…
Когда говорят о России –
Я вижу свой синий Урал.

2 ученик.

Прославлены умельцы – камнерезы,
Хранители волшебного огня,
Чеканщики по стали и железу – 
Уральцев знаменитая семья.
Да славятся седые рудознатцы, —
Пытливый, неуступчивый народ,
Умеющих без карты разобраться
В подземных дебрях каменных пород.
Почет и слава вам, мастеровые:
Горняк, строитель, токарь, сталевар,
Сыны труда, чьи руки золотые
Подняли и прославили Урал.

Ведущий

Урал наш батюшка богат и могуч, богатства его неисчислимы.

А открываются они только смелым, да умелым, да чистой душе.

Славится наша земля талантами. Жил когда-то на Урале замечательный человек, великий русский писатель Павел Петрович Бажов, сказитель земли Уральской. История нашего края неразрывно связана с его именем. 28 января 2016 года ему исполнилось 137 лет. Вот он- то и рассказал миру об Уральских умельцах, прославил в своих сказах родной край.

3 ученик.

На Урале, что ни слово,
Что ни речь — то целый клад!
Сказы дедушки Бажова
Знает нынче стар и млад!

Ведущий :

И  сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в мир сказов этого великого уральского писателя. Познакомимся поближе с его творчеством. Проверим, знаете ли вы его произведения. Готовы? Ну, тогда в путь.

Ведущий:

 В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была большая белая борода и живые, необыкновенно добрые, внимательные, лучистые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали. А вы, ребята, узнали, о ком идёт речь? (ответы детей)

 Верно, это — Павел Петрович Бажов.

(На экране появляется 2 слайд с портретом писателя.)

Его друзья писатели говорили о нем так:

• «Это сверкающий самоцвет уральской литературы»

 • «Человек он очень простой, скромный, задушевный, спокойный, добрый. Все считали его мудрецом»

 • «Это был чудесный человек. Невысокий, похожий на сказочного гнома, который поднялся из земли, чтобы рассказать о кладах Урала».

        На фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. В его произведениях фантастическое сливалось с реальным, в них происходили необыкновенные события, в которых было все, как и должно быть в настоящей сказке: добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Но героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а обычные люди. И поэтому его произведения называют сказами, а не сказками. Сказ – это сказка на основе достоверных фактов с некоторым вымыслом.

        Павел Петрович Бажов был очень образованный, мудрый человек, который долго работал учителем, затем журналистом, много ездил по Уралу, жил в разных городах: Сысерть (родился, Полевской, Камышлов, Невьянск, Екатеринбург. Работая в разных газетах, Бажов писал о людях труда, славил рабочих Урала. Но известным на весь мир писателем он стал благодаря своим изумительно интересным сказам, которые вошли в сборник – «Малахитовая шкатулка».

Ведущий: Ребята, а какие сказы вам запомнились?

Дети: 1.«Серебряное копытце».

 2. «Огневушка – Поскакушка».

 3. «Голубая змейка»

 4. «Медной горы Хозяйка».

 5. «Малахитовая шкатулка»

 6. «Каменный цветок»

 7. «Синюшкин колодец»

Ведущий:

 «Широко, далеко пораскинулся

 Богатырь великий – Седой Урал!

 Камни дивные, самоцветные

 В тайне синих гор щедро он собрал!

 То волнами узорчатость дорожки,

 То редкая причудливость куста

 Демидовскую медницу – Гумёшки,

 Прославил этот камень неспроста.

 В нем навсегда застыл зеленый пламень,

 Красив своим рисунком минерал.

 Скажите, как зовется этот камень,

 Во всех краях, прославивший Урал?

Дети: малахит.

Ведущий:  «Угадай героя сказа?»

Козел тот особенный был;

Правой ножкой о камешки бил,

В каком месте топнет –

Камень дорогой появится.

Даренка все смлтрит и удивляется …

Издалека-то его не разглядишь

И не разберешь, а близко к нему,

Как ни старайся, не подойдешь.    (Серебряное копытце)

Махонька девчонка –

Сама вроде кукленочка –

Резвехонько так пляшет,

В руке платочком машет.   (Огневушка – Поскакушка)

Небольшого росту девка,

И сама вся статная,

И коса ее чернява,

Да такая ладная.

Платье цвета малахита,

В косе ленты красные,

Глаза. Словно изумруды, —

Волшебные, ясные.  (Хозяйка медной горы)

Звучит музыка в зал входит Хозяйка Медной горы.

Хозяйка Медной горы:

 Здравствуйте, дети!  Вы узнали меня? Да, я Хозяйка Медной Горы, хранительница земных богатств Урала. Еще меня зовут Малахитнецей, а кто и каменной девкой кличет. Я очень рада снова видеть вас всех! Сегодня я приглашаю вас в путешествие по сказам П. П. Бажова, всего их 96. В нашем путешествии мы еще раз вспомним, а быть может, даже и встретим, героев сказов – добрых, талантливых людей. У меня есть моя волшебная малахитовая шкатулка. Она не только полна драгоценных камней, но еще и поможет нам оказаться в сказке. Итак, отправляемся! Закрываем глаза и повторяем за мной: раз, два, три, шкатулка в сказку дверь нам отвори!

Фрагмент из сказа «Медной горы Хозяйка»

Хозяйка — Ну что, Степан Петрович, видал мое приданое?

Степан    — Видал.

Хозяйка   — Так как теперь насчет женитьбы?

Степан  — Приданое у тебя царям впору, а я человек рабочий, простой.

Хозяйка — Ты, друг любезный, не вихляйся. Прямо говори, берешь меня замуж али нет?

Степан  — Не могу, другой обещался. Не погневайся. Это хорошая девушка, сиротка одна.

Хозяйка — Молодец, Степанушка. За приказчика тебя похвалила, а за верность вдвое похвалю. Не променял свою Настеньку на каменную девку. Вот тебе подарочек для твоей невесты. (Протягивает шкатулку). Там женские украшения: серьги, кольца, броши и прочее. Не у всякой даже очень богатой невесты это бывает.

Степан — А как же я наверх подымусь?

Хозяйка  — Об этом не печалься. Все будет устроено. Жить безбедно будешь. Только вот тебе мое третье испытание: обо мне, чур, потом не вспоминай. Ну, прощай, Степан Петрович! (Закрывает лицо руками, плачет)

Степан  — Не плачь, прошу тебя. (Отнимает ее руки от лица)

Хозяйка — Да что мне, каменной, сделается. На-ка вот, возьми на разживу. Большие деньги за эти вот слезы-камешки люди дадут. Ступай же. И помни мой наказ.

Степан  — Спасибо тебе за все. Прощай, Медной горы Хозяйка. (Низко кланяется ей). Прощай и прости, если что не так сказал. Не поминай лихом.

 (Звучит русская народная музыка) .

Ведущая:  Я предлагаю Вам сыграть в игру, которая называется «Доскажи словечко». Я буду читать Вам стихи, а Вы должны закончить их и угадать о каком сказе идет речь. Попробуем?

Сделал мастер чудо – Каменный цветок,

 Получил в подарок Хозяйки (перстенёк)

 Ставила Дарёнка во дворе корытце,

 Чтоб олешек маленький мог воды… (напиться)

Тёмной ночью у костра появляется она –

 Мастерица петь, плясать, самородок указать.

Звали эту веселушку – (Огневушка – поскакушка)

Хозяйка Медной горы:

 Молодцы, ребята! А у меня для вас еще одно задание. Несла я свою волшебную шкатулку к Вам, да по дороге уронила, и все сказы из неё как бусины повыпали, да раскатились. Собрала я их, да только не совсем верно. Помогите мне все названия сказов правильно собрать.

Каменный  мастер

Горный  цветок

Синюшкино  копытце

Колодец  огневушка

Малахитовая  змейка

Голубая шкатулка

Хозяйка Медной горы: Спасибо вам, дети! Я очень рада была встрече с вами, мне очень понравилось как здорово вы управились со всеми моими загадками. А теперь мне пора возвращаться. До скорой встречи (уходит, оставив какой-то зеленый мешочек)

Ведущий (замечает забытый Хозяйкой мешочек)

 Ребята, а что это? (Голос Хозяйки: Это вам подарок от меня)

Давайте посмотрим, что там? (открывает мешочек, там конфеты)

Нам всем приятно было познакомиться с творчеством П. П. Бажова и встретиться с самой Хозяйкой Медной Горы. О многом рассказал нам Павел Петрович: о родном Урале, о талантливых мастерах прошлого, о добрых, любознательных детях, жизнь которых была бедной и трудной, об удивительных сказочных героях, которые охраняли тайны и клады Урала.

 «В который раз склонимся мы над книжкой,

 Впитаем мудрость этих слов.

 Нам не забыть рассказов деда Слышко

 Спасибо, добрый дедушка Бажов».

Ведущий

Мастер и мастерство – главные герои бажовских сказов. А мудрость, талант, трудолюбие, доброта – главные их свойства. Литературные герои Павла Петровича Бажова шагнули со страниц книги в нашу жизнь.

— Что вам запомнилось на классном часе? Чтобы вы хотели ещё узнать?

(Ответы детей.)

Дорогие ребята! Наше с вами путешествие подошло к концу. Хотелось бы пожелать вам дальнейших поисков красивого и необычного в нашей обыденной жизни, и берегите и храните то, что остается нам от предков и от великих людей в наследство. Всего самого наилучшего!

Литература для подготовки урока по творчеству П.П. Бажова.

  1. Бажов П.П. “Малахитовая шкатулка”.- М.: Художественная литература, 1990 год;
  2. Борисенко Е. “Как Данила у Хозяйки Медной горы побывал”, “Сценарии и репертуар””, 2004 г., № 5, стр. 77-86;
  3. Гуляева Е. “Самородочек”, “Театр читателя”. Репертуарный сборник, 2007 год, № 4, стр. 139-160;
  4. Лучников Г. Драгоценные россыпи. “Сценарии и репертуар”, 2004 год, №1, стр. 17-28;
  5. Прохоренко И.Ф. Литературные викторины для учащихся 5-9 кл. / И.Ф. Прохоренко. Ростов н/Д: Феникс, 2008 г., стр. 49;
  6. Тихоновская Г. “Уральские сюжеты”. “Молодежная эстрада”. Сценарии, пьесы, инсценировки. Лит-муз альманах, 2005 год, № 7-8-9, стр. 22-36.

Интернет-ресурсы.

1. http://skazochnikonline.ru/ — сценарии

2. http://vsescenarii.com/viktorina-skazy-bazhova.html — викторины

3. http://www.uchportal.ru – конспекты и презентации

4. http://www.planetaskazok.ru/ — сказки, рассказы, стихи с иллюстрациями для детей.

5. http://multmir.net/ — мульфильмы

6. http://900igr.net/ презентации, картинки

7. http://ppt4web.ru/literatura/skazy-ppbazhova.html — презентации

nsportal.ru

Конспект урока «Чудный мир уральских …

А) алмаз
Б) изумруд
В) малахит
7. Кто первым рассказал Даниле о каменном цветке?
А) Прокопьич
Б) бабка Вихориха
В) невеста Катя
8. На какой праздник, по легенде, можно было увидеть каменный цветок?
А) Иванов день
Б)Змеиный праздник
В)Новый год
9. Чем закончился сказ?
А) Данила и Катя поженились
Б) Данила стал заниматься другим делом, а работу с камнями бросил.
В) Данила ушел из дома и больше его никто не видел.
Групповая работа: ( в конвертах на столах лежат задания по 1­6 главам)
УЧИТЕЛЬ:
­ Большинство жителей уральских поселков занято камнем: кто добывает его, кто обрабатывает, кто каменную красу
творит.
Однако настоящих мастеров не так много. И это не удивительно: разве могут быть целые армии настоящих художников?
Вот поэтому­то и был на виду мастер Прокопьич: «По этим делам первый. Лучше его никто не мог»
­ Почему Прокопьичу приказали учить мальчиков?
(хотело заводское начальство, чтобы не ушло его мастерство вместе с ним, чтобы передал он его молодым мастерам).
Только не держались у него ученики.
­ Почему? Дело было только в том, что Прокопьич не умел их учить, или еще в чем­то? (учил Прокопьич «шибко худо»:
«Все у него с рывка да с тычка. Но,вероятно, дело было не только в том, что Прокопьич не умел научить. Не хотели
ребятишки учиться этому ремеслу, некоторые нарочно портили работу, чтобы «Прокопыч их прогнал».
Видел сразу старый мастер, у кого «глаз… неспособный, рука не несет, да и не старался особо учить этих парнишек).
­ Только Данила Недокрымыш пришелся ему по душе.
­ Почему? Чем выделялся Данила среди других ребятишек? Что подчеркивает Бажов в его характере?
(уже в детстве проявилась художническая натура Данилушки. Там, где другие мал ьчишки проявили рвение и сноровку, он
был «тихоходом». Его влекла красота: «Букашка по листочку ползла. Сама сизенькая, а из­под крылышек у нее желтенько
выглядывает, а листок широкинький … по краям зубчики, вроде оборочки выгнуты. Тут потемнее показывает, а середка
зеленая­презеленая, ровно ее сейчас выкрасили.
­ Бажов подчеркивает в своем герое поэтичность, умение видеть красоту.)
­ Почему из всего, чему учили Данилку, по душе ему пришлась только игра на рожке?
(музыка несла в себе красоту, дарила радость творчества и гармонию с природой, поэтому и играл пастушок с
самозабвением: «И песни все незнакомые. Не то лес шумит, не то ручей журчит, пташки на всякие голоса перекликаются, а
хорошо выходит».
Отдаваясь игре, Данилушка забывает обо всем на свете, » ровно и коров нет». Так и приключилась с ним беда: потерялись
несколько коров, а пастухам­наказание за это.)
­ Почему приказчик после этого случая решил отдать Данилку на ученье Прокопьичу?
(необыкновенное терпение, волю и мужество проявил Данилка в сцене наказания:
«Данилушка дрожит весь, слезы каплют, а молчит. Закусил губенку­то и укрепился. Так и сомлел, а словечко от него не
слыхали». Вот и решил приказчик, что снесет этот парнишка все шишки и тумаки от Прокопьича, пока будет у него в
ученье.)
­ Но шишек и побоев ни разу не получил Данилушка от учителя, потому что понравился старому мастеру новый ученик. Чем?
(Прокопьич сразу увидел, что у него зоркий и точный взгляд художника: ведь мальчик, только подойдя к рабочему месту
камнереза, заметил ошибку, допущенную старым мастером. А искренность и красота Данилки еще больше расположила
старика к нему).
­ Почему Прокопьич стал отцом для сироты? Как это выражается в его отношении к
мальчику?
(он решил прежде всего откормить его, поправить его здоровье. («С его ли здоровьишком нашему мастерству учиться. Пыль,
отрава ­ живо зачахнет. Отдохнуть бы ему
сперва, подправиться, потом учить стану. Толк, видать будет». Одел его, обул, «а к делу своему не допускал до времени».
Однако Данилушка к «мастерству … присматривался»).
­ Почему все ученье получалось теперь у Прокопьича без побоев, легко?
(Прокопьич видел интерес ученика к его ремеслу, и ему было приятно его учить).

­ Как Прокопьич пытался уберечь своего названного сына от тяжелого труда? Почему
ему это не удалось?
(Прокопьич старался выговорить для Данилушки большие сроки для работы, чтобы тот не перетруждался, иногда сам
пытался что­то сделать за него, но уберечь своего талантливого ученика от тяжелой работы не смог, так как молодость и
энергия Данилушки выдали его сноровку и умение. Вот тогда и посыпались Данилушке заказы, а среди них и замысловатая
чаша по барскому чертежу, над которой долго бился молодой мастер и которая пришлась ему не по душе: «Одно ему не по
нраву: трудности много, а красоты ровно и нет»).

znanio.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *