В каких видах деятельности реализуется программа в раннем возрасте – Развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности по ФГОС ДО
Образовательный проект «Развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности по ФГОС ДО».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №188»
г. Иваново
Образовательный проект
«Развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности по ФГОС ДО».
Автор проекта: воспитатель первой
квалификационной категории
Белова Елена Ивановна
Тип проекта: Познавательно-игровой.
Длительность проекта: средней продолжительности.
Участники проекта: Дети группы раннего возраста (1.5-2.5 года), воспитатель, родители, музыкальный руководитель.
Актуальность:
Ранний возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности: познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность, настойчивость и многие другие. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие возраста ребенка, но требуют непременного участия взрослого и определенных педагогических воздействий.
Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста является предметная деятельность ( А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин), а ситуативно-деловое общение со взрослым (М.И.Лисина) становится формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает способы действия с предметами.
Предметная деятельность является ведущей потому, что именно она оказывает решающее влияние на развитие всех сторон психики и личности ребенка.
Восприятие, внимание, память и мышление ребенка функционируют и формируются в процессе предметных действий. Речь ребенка возникает и развивается также в контексте совместной со взрослым предметной деятельности. На основе предметной деятельности зарождается процессуальная игра.
В рамках предметной деятельности создаются условия для развития таких личностных качеств, как самостоятельность и целенаправленность. Уже в этом возрасте ребенок стремится к достижению правильного результата своей деятельности. А чтобы достижения в предметной деятельности, и признание со стороны взрослого, стали для малышей способом утверждения собственного достоинства, мерой своего Я и был разработан этот проект.
Цель проекта: Создавать условия для ознакомления детей раннего возраста с назначением предметов окружающего мира, овладения способами действий с ними. Стимулировать познавательную активность детей в различных видах деятельности.
Задачи:
— Развивать познавательный интерес к предметам ближайшего окружения и способствовать активным действиям с ними.
— Обогащать чувственный опыт детей в различных видах деятельности.
— Стимулировать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
— Развивать игровой опыт каждого ребенка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности.
— Способствовать формированию опыта взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.
— Развивать эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов.
— Развивать двигательную активность во всех видах игр.
Предполагаемый результат:
В ходе реализации проекта будут достигнуты следующие результаты:
— Усвоение детьми назначения различных предметов, их свойств и способов обращения с ними.
— Совершенствование чувственного опыта; развитие ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления.
— Развитие у детей познавательной активности в процессе экспериментирования.
— Обогащение словаря и развитие речевой активности детей.
— Повышение компетенции педагогов и родителей по вопросам предметной деятельности детей.
Этапы проекта:1-й этап. Подготовительный
— Изучение методической литературы по теме проекта.
— Разработка перспективного плана работы по формированию предметно-орудийных действий у детей раннего возраста.
— Подбор литературы, иллюстративного материала, игрушек, игр.
— Пополнение предметно- развивающей среды группы.
— Разработка информационного материала для родительского уголка.
— Обсуждение с родителями воспитанников вопросов, связанных с реализацией проекта.
2 этап – ОСНОВНОЙ.
Предметнаядеятельность
и игры
с составными и
динамическими
игрушками.
ООД «Игрушки по местам».
Задачи: Развивать умение детей соотносить предметы с реальными предметами разной формы, уточнять действия, совершаемые с этими предметами.
ООД «Большие и маленькие колпачки».
Задачи: Познакомить детей с особенностями полых предметов разной величины. Выполнять действия выбора предметов с ориентировкой на одно свойство – величину.
ООД «Матрешки».
Задачи: Развивать умение открывать и закрывать матрешку, расширять активный словарь, формировать представление о величине.
ООД «Соберем пирамидку из шариков».
Задачи: Развивать умение детей в нанизывании шариков, познакомить с промежуточными размерами, побуждать обращать внимание на завершение выполнения действий с игрушками.
Дидактические игры:
«Занимательная коробка», «Вложи мисочки»,
«Матрешки играют в прятки», «Чудесный мешочек», «Найди подружку неваляшке».
Экспериментирование
с материалами и
веществами
(песок, вода, тесто и пр.)
Игры с песком и водой:
Д.и. «Песок и вода», «Наливаем – выливаем»,
«Что тяжелее?», «Тонущие и
плавающие предметы», «Кораблики».
Опыт: «Пузыри в бутылке».
Игры с красками:
«Таинственные отпечатки»,
«Превращения воды».
Цель: Знакомить с обобщенными способами
исследования различных объектов из
окружающей жизни ребенка.
Общение со
взрослым и
совместные игры со
сверстниками под
руководством
взрослого.
Ситуативно-деловое общение на тему: «Твоя любимая игрушка».
Цель: Побуждать детей принимать участие в разговоре, отвечать на вопросы.
Игры –потешки:
«Ладушки», «Сорока».
Дидактические игры:
«Что в коробочке лежит ?» «Покажи игрушку и поиграй с ней».
Цель: Развивать потребность в речевом общении, способствовать обогащению словаря.
«Покормим Катю», «Уложим куклу спать», «Оденем куклу после сна», «Купание кукол»,
«Катание кукол на машинах», «Мишка заболел»,
Речевая игра с куклами «Куклы хлопать все умеют».
Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость при взаимодействии со сверстниками.
Самообслуживание и действия с бытовыми
предметами-орудиями
ложка, совочек,
лопатка и пр )
Дидактические игры:
«Достань колечко», «Что в трубке лежит?», «Переложи ложкой крупу».
Игры с водой:
«Ловись, рыбка», «Достань шарик».
Игры с песком:
«Насыпаем, высыпаем», «Секреты в песке», «Печем куличики для кукол».
Цель: Формировать предметные действия.
Восприятие
смысла
музыки
Слушание: «Петушок» — русская народная
мелодия.
«Мишка . Е.Тиличеева,
«Бубен» русская народная мелодия,
обработка М.Раухвергера.
Пение: «Машина» Т.Потапенко.
Музыкально-дидактические игры:
«Что звучит?», «На чем играю?»
Цель: Формировать умение слушать и понимать короткие, доступные по содержанию песенки. Развивать способность эмоционально откликаться на различные музыкальные произведения.
Восприятие
сказок, стихов,
рассматривание
картинок
Игры с картинками:
— «Лото», «Угадай, что на картинке», «Найди половинку».
— Чтение потешки «Киска-киска», «Катя,Катя».
— Чтение А.Барто «Мячик», «Уронили мишку на пол» — с рассматриванием иллюстраций в книгах.
— Инсценировка сказки «Курочка Ряба».
Цель: Формировать умение слушать потешки, сказки; рассматривать картинки, иллюстрации в книгах.
Двигательная
активность
«Неваляшки», «Мишка».
Подвижные игры:
«Большие и маленькие мячики», «Догони мяч»,
«Прятки с куклой», «Зайка беленький сидит»,
«Мишка по лесу гулял».
Игровые упражнения:
«Доползи до погремушки», «Принеси игрушку»,
«Научи матрешку».
Игры детей:
с каталками, машинами, тележками.
Цель: Создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ с РОДИТЕЛЯМИ:
Папка-передвижка «Развитие предметной деятельности в раннем возрасте».
Памятка для родителей: «Поддержание интереса детей к познавательному экспериментированию»
Консультации: «Детское экспериментирование в домашних условиях».
«Простые опыты с водой».
3-й этап. Заключительный
Продукт проекта:
— Фотоколлаж : «Развиваемся, играя» (игры детей дома и в детском саду).
— Развлечение-забава с применением игр с водой и песком.
Перспектива на будущее:
— Дальнейшая систематическая работа по совершенствованию предметно-орудийных действий у детей раннего возраста.
— Пополнение центра познавательной активности дидактическими играми и различными материалами для экспериментирования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста под ред. Новоселовой С.Л. – М.: Просвещение, 1985.
Интерет-ресурс.
Карпухина Н.А. Реализация содержания образовательной деятельности. Ранний возраст (1.5 -2 года). Практическое пособие.-Воронеж: ООО «М-Книга», 2017.
4. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 1-2 лет. Методическое пособие. — М.:ТЦ Сфера,2014.
5. Павлова Л.Н. Воспитание и обучение детей раннего возраста.-М.:, 1986.
6.Смирнова Е.О, Ермолаева Т.В., Мещерякова С.Ю. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. Игры и занятия с детьми раннего возраста. М.: Мозаика-Синтез,2008.
7. Соляник Е.Н. Развивающие игры для детей раннего возраста. -изд-во «Детство-Пресс»,2010.
8. Хохрякова Ю.М. Методика развития предметной деятельности в раннем возрасте .-Пермь, 2001.
9.Четвертаков К.В. Играем вместе. Развивающие игры для малышей и их родителей. М.: ТЦ Сфера,2015.
infourok.ru
ФГОС при работе с детьми раннего возраста
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.Мы обращаемся к вопросам игры как средства воспитания и развития детей раннего возраста. Игры для детей являются сложным, многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или веселым времяпрепровождением. Благодаря играм у ребенка вырабатываются новые формы реагирования и поведения, он адаптируется к окружающему его миру, а также развивается, учится и взрослеет. Поэтому данная тема актуальна, так как значение игр для детей раннего возраста очень велико, поскольку именно в этот период происходят основные процессы развития ребенка.Уже с первых лет своей жизни ребенок должен уметь играть. Об этом сегодня забывают многие родители, которые используют современные методики раннего развития ребенка. Родители стараются пораньше научить читать своего ребенка, который и сидеть еще толком не научился, думая, что он вырастет умным и смышленым. Однако доказано, что речь, память, способность концентрироваться, внимание, наблюдательность и мышление развиваются именно в играх, а не в процессе обучения. Еще два-три десятилетия назад, когда не было такого количества развивающих игрушек, и главную роль в обучении детей играла школа, именно здесь их учили читать, писать, считать, и основным фактором в развитии ребенка были игры. С тех пор все кардинально поменялось и теперь, чтобы ребенка взяли в хорошую и престижную школу, он порой должен сдать не простые экзамены. Это и родило моду на развивающие игрушки и на обучающие программы для детей дошкольного возраста. К тому же, в дошкольных учреждениях главный упор делается на подготовку ребенка к школьной программе, а играм, которые являются основой детского развития, отводят второстепенную роль.
Современные психологи обеспокоены тем, что обучение сильнее и сильнее проникает в жизнь ребенка, иногда занимая основную часть его времени. Они призывают сохранить детям детство и возможность играть в игры. Одной из причин такой тенденции является то, что нет того, с кем ребенок может постоянно играть, и игры не так интересны, когда играешь в одиночестве. Родители большую часть времени проводят на работе, если есть братья или сестры, то они тоже могут быть, например, на учебе, ребенок предоставлен сам себе, и даже если у него тысячи игрушек, он скоро потеряет интерес к ним. Ведь игра – это процесс, а не количество игрушек. Детские игры происходят не только с использованием игрушек, детская фантазия поможет превратить самолет или птичку в летящую лошадку, а сложенный лист бумаги в домик.Не маловажным в играх для детей являются правила, в игре ребенку объясняют, что существуют особые правила, которые определяют, как можно и как нельзя играть, как надо и как не стоит себя вести. Привыкая с детства к игре по правилам, ребенок и в будущем будет стараться соблюдать общественные нормы, а малышу, не выработавшему такой привычки, будет трудно к ним приспособиться, и он может не понять, зачем придерживаться таких строгих ограничений.В игре у ребенка раскрываются те его возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни. Это как бы взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. И это естественно. Ребенок должен обязательно соотносить свои желания с желаниями других детей, иначе он просто не будет принят в игру. Он может упрямиться с родителями, с воспитателями, но только не с партнерами по игре. Игра формирует у ребенка навыки общения, умение устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения.Но игра влияет не только на развитие личности в целом, она формирует и отдельные познавательные процессы, и речь, и произвольность поведения. В самом деле, все мы знаем, как ребенку трудно управлять собой, особенно своими движениями, когда необходимо, например, хотя бы несколько минут просидеть на месте или простоять, сохраняя одну и ту же позу. Оказалось, что в игре, выполняя роль часового, дети могут сохранять одну и ту же позу до 9–10 минут. Часто бывает достаточно сказать неуклюжему и упорно не желающему легко двигаться ребенку, что теперь он зайчик и должен прыгать так, чтобы не услышала лиса, как все его движения становятся легкими, мягкими, тихими.
Игра, особенно коллективная, требует от ребенка мобилизации всех его сил и возможностей: и физических, и умственных. Игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка: ведь он должен объяснить, во что и как он хотел бы играть, договориться с другими детьми, кто какую роль может сыграть, суметь произнести свой текст так, чтобы его поняли остальные, и т.д.
В игре бурно развивается воображение ребенка: он должен уметь видеть вместо палочки ложку, вместо 3 стульев – самолет, вместо кубиков – стенку дома. Ребенок мыслит и творит, планируя общую линию игры и импровизируя по ходу ее выполнения.
Таким образом, мы видим, что игра не является изначально присущей ребенку. Она сама представляет собой продукт развития общества. Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания, тем самым являясь мощным средством воспитания и развития ребенка.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В качестве основного принципа дошкольного образования стандарт выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития». Кроме того, в тексте стандарта говорится, что реализация Программы должна осуществляться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…». Рассматривая конкретное содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей, следует отметить, что оно зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка).
В раннем возрасте (1 год — 3 года) таким содержанием будет: «предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность». То есть содержание образования детей раннего детства (0-3 лет) построено на пяти образовательных областях и направлено на раскрытие потенциальных возможностей ребенка через формирование ключевых компетенций
Данное содержание может быть реализовано при помощи различных видов игр (дидактических, подвижных, пальчиковых и т.д.), которые могут быть использованы воспитателями в группах раннего возраста для организации занятий (так называемая совместная деятельность) либо самостоятельной деятельности малышей.
Ряд исследователей (Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.) полагает, что ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
Педагогический процесс в раннем возрасте опирается на идею развития ребенка с учетом сенситивных периодов, с которыми связано овладение речевыми, сенсорными и двигательными умениями.
Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Игра и действия с предметами — основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша. Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиями,— малыш играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками. Игра — путь детей к познанию окружающего мира.
Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем — умение считаться с интересами сверстников.
Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять взаимные чувства. Уже на втором году жизни дети очень чутко прислушиваются к оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее.
Для воспитателя организация игровой самостоятельной деятельности детей является одними из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его игру, с другой — научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность воспитатель сможет лишь в том случае, если он хорошо знает не только особенности психического развития ребенка того возраста, с которым он работает, но и особенности развития детей всей группы.
Чтобы педагогический процесс в детском саду обеспечивал создание «благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями», необходимо сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни.
Для выполнения этой важной задачи требуется решение целого ряда организационных вопросов, а именно: определение места игры как формы организации жизни детей в детском саду среди других форм воспитания и обучения; закрепление времени для игр в режиме детского сада и определение содержания игровой деятельности детей; наконец, большое значение приобретает вопрос об оборудовании игр в соответствии с их изменениями в течение дня и года, интересами детей и их возрастом.
Согласно ФГОС ДО, предметно-игровая среда в группе раннего возраста может быть организована следующим образом:
1. уголок театрализованной деятельности – уголок ряженья
Красивая ширма для показа представлений, игрушки серии «БИ-БА-БО» (кошка, собачка, заяц, лиса, волк, медведь), настольный плоскостной театр к сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба».Разнообразные театральные костюмы, шапочки, короны, косыночки, колпаки, венки, маски животных, фартучки, бусы и другие украшения.
2. уголок сенсорного развития
Материал для освоения малышами представлений о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов (пирамидки, матрешки, коробочки разных цветов, игрушки-вкладыши, набор «маленькие и большие», мозаика, счеты с лабиринтами). Различные дидактические игры для овладения действиями с определенными предметами, обучения культуре общения
3. уголок конструирования
Различный строительный материал: мягкие модули, деревянные кубики, «кирпичики», пластины, наборы строительного материала.
4. спортивный уголок
Яркие разноцветные мячи разного размера, кегли, мягкие набивные кубы, игрушки-каталки, скакалки (через них дети переступают или перепрыгивают). Сухой бассейн с множеством разноцветных мягких массажных шариков. Спортивный надувной комплекс.
5. уголок изобразительной деятельности
Здесь ребенок может самостоятельно лепить, рисовать. В уголке собраны крупные трафареты различных животных, овощей, посуды, одежды, фруктов и карандаши, книжки-расскраски, пластилин, мелки, фломастеры и «волшебный экран»
6. музыкальный уголок
Погремушки, маракасы (так же сделанные из «киндер-сюрпризов»), деревянные ложки, труба, бубен, барабан, гитара, гармошка, пианино. Мальчики любят музыкальные рули.
7. художественно-речевой уголок
Яркие картинки, книжки.
8. экологический уголок
Комнатные растения. Сухой аквариум. Ящик с песком, с мелкими игрушками, камушками.
Содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей может быть реализовано при помощи следующих видов игр, которые могут быть использованы воспитателями в группах раннего возраста:
• дидактические игры;
• сюжетно-ролевые игры;
• подвижные игры;
• пальчиковые игры;
• сюжетное конструирование и др.
Тогда комплексный метод руководства игрой в группах раннего возраста будет включать в себя такие компоненты как:
• планомерное обогащение жизненного опыта детей;
• совместные обучающие игры педагога с детьми направленные на передачу детям игрового опыта игровых умений;
• своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта и игрового опыта;
• активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применения детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
Список литературы:
1. Воспитание и развитие детей от 1года до 2 лет. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2007.
2. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. М, 2008.
3. Носова Е.А. Дидактические игры – занятия в ДОУ. – М.: Детство – Пресс, 2001.
4. Обучение через игру. Р.Р. Фьюэлл, П.Ф. Вэдэзи. Санкт-Петербург, 2005.
5. Первые шаги./Сост. К.Белова. – М.: Линка – Пресс, 2009.
6. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. – Дубна, 2000.
7. Смирнова Е. Ранний возраст: игры, развивающие мышление// Дошкольное воспитание. – 2009. — №4. – с.22.
8. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет.сада. — М.: Просвещение, 1991.- 207 с.
9. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1992.- 143 с.
10. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р.Болотина.- М.: Просвещение, 1997.- 163 с.
11. Воспитание детей раннего возраста. Пособие для работников яслей-сада. Под.ред. Г.М.Ляминой.- М.: Просвещение,1974.- 240 с. с ил.
- < Назад
- Вперёд >
chgard73.tgl.net.ru
Организация игровой деятельности детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Организация игровой деятельности детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
- Опубликовано: 27 Ноябрь 2014
- Обновлено: 27 Ноябрь 2014
Автор: Паршукова С.В., доцент кафедры педагогики и психологии ТОИПКРО
Ключевые слова, отображающие контент (содержание) консультации: дети раннего возраста, ФГОС ДО, игры в раннем возрасте
Краткая аннотация контента консультации
Консультация по организации игровой деятельности детей раннего возраста
Запрос на консультирование
Как будет выглядеть содержание игровой деятельности детей в группах раннего возраста в связи с введением ФГОС ДО?
Консультативный текст
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В качестве основного принципа дошкольного образования стандарт выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития». Кроме того, в тексте стандарта говорится, что реализация Программы должна осуществляться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…». Рассматривая конкретное содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей, следует отметить, что оно зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка).
В раннем возрасте (1 год — 3 года) таким содержанием будет: «предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность». То есть содержание образования детей раннего детства (0-3 лет) построено на пяти образовательных областях и направлено на раскрытие потенциальных возможностей ребенка через формирование ключевых компетенций
Данное содержание может быть реализовано при помощи различных видов игр (дидактических, подвижных, пальчиковых и т.д.), которые могут быть использованы воспитателями в группах раннего возраста для организации занятий (так называемая совместная деятельность) либо самостоятельной деятельности малышей.
Ряд исследователей (Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.) полагает, что ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
Педагогический процесс в раннем возрасте опирается на идею развития ребенка с учетом сенситивных периодов, с которыми связано овладение речевыми, сенсорными и двигательными умениями.
Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Игра и действия с предметами — основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша. Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиями,— малыш играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками. Игра — путь детей к познанию окружающего мира.
Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем — умение считаться с интересами сверстников.
Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять взаимные чувства. Уже на втором году жизни дети очень чутко прислушиваются к оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее.
Для воспитателя организация игровой самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его игру, с другой — научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность воспитатель сможет лишь в том случае, если он хорошо знает не только особенности психического развития ребенка того возраста, с которым он работает, но и особенности развития детей всей группы.
Чтобы педагогический процесс в детском саду обеспечивал создание «благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями», необходимо сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни.
Для выполнения этой важной задачи требуется решение целого ряда организационных вопросов, а именно: определение места игры как формы организации жизни детей в детском саду среди других форм воспитания и обучения; закрепление времени для игр в режиме детского сада и определение содержания игровой деятельности детей; наконец, большое значение приобретает вопрос об оборудовании игр в соответствии с их изменениями в течение дня и года, интересами детей и их возрастом.
Согласно ФГОС ДО, предметно-игровая среда в группе раннего возраста может быть организована следующим образом:
1. уголок театрализованной деятельности – уголок ряженья
Красивая ширма для показа представлений, игрушки серии «БИ-БА-БО» (кошка, собачка, заяц, лиса, волк, медведь), настольный плоскостной театр к сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». Разнообразные театральные костюмы, шапочки, короны, косыночки, колпаки, венки, маски животных, фартучки, бусы и другие украшения.
2. уголок сенсорного развития
Материал для освоения малышами представлений о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов (пирамидки, матрешки, коробочки разных цветов, игрушки-вкладыши, набор «маленькие и большие», мозаика, счеты с лабиринтами). Различные дидактические игры для овладения действиями с определенными предметами, обучения культуре общения
3. уголок конструирования
Различный строительный материал: мягкие модули, деревянные кубики, «кирпичики», пластины, наборы строительного материала.
4. спортивный уголок
Яркие разноцветные мячи разного размера, кегли, мягкие набивные кубы, игрушки-каталки, скакалки (через них дети переступают или перепрыгивают). Сухой бассейн с множеством разноцветных мягких массажных шариков. Спортивный надувной комплекс.
5. уголок изобразительной деятельности
Здесь ребенок может самостоятельно лепить, рисовать. В уголке собраны крупные трафареты различных животных, овощей, посуды, одежды, фруктов и карандаши, книжки-расскраски, пластилин, мелки, фломастеры и «волшебный экран»
6. музыкальный уголок
Погремушки, маракасы (так же сделанные из «киндер-сюрпризов»), деревянные ложки, труба, бубен, барабан, гитара, гармошка, пианино. Мальчики любят музыкальные рули.
7. художественно-речевой уголок
Яркие картинки, книжки.
8. экологический уголок
Комнатные растения. Сухой аквариум. Ящик с песком, с мелкими игрушками, камушками.
Содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей может быть реализовано при помощи следующих видов игр, которые могут быть использованы воспитателями в группах раннего возраста:
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- подвижные игры;
- пальчиковые игры;
- сюжетное конструирование и др.
Тогда комплексный метод руководства игрой в группах раннего возраста будет включать в себя такие компоненты как:
- планомерное обогащение жизненного опыта детей;
- совместные обучающие игры педагога с детьми направленные на передачу детям игрового опыта игровых умений;
- своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта и игрового опыта;
- активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применения детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
Список литературы:
- Воспитание и развитие детей от 1года до 2 лет. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2007.
- Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. М, 2008.
- Носова Е.А. Дидактические игры – занятия в ДОУ. – М.: Детство – Пресс, 2001.
- Обучение через игру. Р.Р. Фьюэлл, П.Ф. Вэдэзи. Санкт-Петербург, 2005.
- Первые шаги./Сост. К.Белова. – М.: Линка – Пресс, 2009.
- Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. – Дубна, 2000.
- Смирнова Е. Ранний возраст: игры, развивающие мышление// Дошкольное воспитание. – 2009. — №4. – с.22.
Интернет-источники:
- http://dohcolonoc.ru/cons/2628-metodicheskaya-razrabotka-na-temu-igrovaya-deyatelnost-v-rannem-vozraste.html
- http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/statya-formirovanie-igrovoy-deyatelnosti-detey-rannego-vozrasta
- http://50ds.ru/metodist/9907-formirovanie-igrovoy-deyatelnosti-u-detey-rannego-vozrasta.html
- http://www.detsadclub.ru/zametki-dlya-vospitatelya/2488-statya-organizaciya-igr-s-detmi-rannego-vozrasta
Добавить комментарий
standart.68edu.ru
Организация игровой деятельности детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Библиографическое описание:
Синяпкина Е. И., Звягина О. Н. Организация игровой деятельности детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО // Вопросы дошкольной педагогики. 2017. №3. С. 100-103. URL https://moluch.ru/th/1/archive/63/2584/ (дата обращения: 06.06.2019).
В условиях реализации Федерального Государственного Образовательного стандарта и требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования существенным отличием является исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства.
В качестве основного принципа ДО стандарт выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего, дошкольного), обогащение (аплификация) детского развития. Кроме того, в тексте стандарта говорится, что реализация Программы должны осуществляться в формах, специфических для детей данного возраста группы, прежде всего, в форме игры.».
В раннем возрасте (1–3 года) таким содержанием является «предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, тесто, вода), общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с предметами-орудиями (совок, лопатка, ложка), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность».
Ряд исследователей (Н. М. Аксарина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец и др.) полагает, что ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
Педагогический процесс в раннем возрасте опирается на идею развития ребенка с учетом сенситивных периодов, с которыми связано овладение речевыми, сенсорными и двигательными умениями.
Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Игра и действия с предметами — основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша. Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиям — малыш играет. Это его естественное состояние. Ира доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками. Игра — путь детей к познанию окружающего мира.
Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативы, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем — умение считаться с интересами сверстников.
Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять взаимные чувства. Уже на втором году жизни дети очень чутко прислушиваются к оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее.
Для нас как воспитателей организация игровой самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее сложным разделом работы, так ка, с одной стороны, мы должна, не подавляя инициативу ребенка, направлять его игру, с другой — научить малыша играть самостоятельно. Для правильной организации самостоятельной игровой деятельности мы глубже изучили особенности психического развития ребенка данного возраста.
Чтобы педагогический процесс в детском саду обеспечивал создание «благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями», мы стараемся сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни.
Для выполнения этой важной задачи требуется решение целого ряда организационных вопросов, а именно: определение места игры как формы организации жизни детей в детском саду среди других форм воспитания и обучения; закрепление времени для игр в режиме детского сада и определение содержания игровой деятельности детей; наконец, большое значение приобретает вопрос об оборудовании игр в соответствии с их изменениями в течение дня и года, интересами детей и их возрастом.
При правильной организации игра создает условия для развития интеллектуальных, личностных, физических качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать-познавать-творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка-ИГРУ, которая для него одновременно является и развлечением, и способов познания мира людей, предметов, а также сферой приложения своей фантазии.
Как показывают исследования А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, развитие игры в этот период проходит путь от предметной игры к ролевой, окружающей отношения между людьми. Игровая деятельность, как отмечено А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым, Н. А. Коротковой, Д. В. Менджерицкой, Н. Я. Михайленко и др., не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий. Осваивая их, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит их в другие ситуации. Как следствие, игра дошкольника приобретает творческий, управляемый им самим и согласуемый с другими ее участниками характер. При таком развитии она максимально выполняет свои функции (воспитательную, развивающую, дидактическую, коррекционную, коммуникативную, социальную, психотерапевтическую и др.).
Игра детей раннего возраста в основном не устойчивы, что выражается в частой смене игрушек и игровых образов, кратковременности игр, объединений детей, наличие конфликтов по поводу игрушки, роли. Они требуют четкого, системного руководства ими, целенаправленного формирования у детей игровых, коммуникативных, организаторских и других умений. Таким образом, изобразительный (первый год жизни) и сюжетно-отобразительный этап (второй и третий год жизни), первые сюжетные игры детей (третий год жизни) создают предпосылки развития творческих игр в дошкольный период. Мы как воспитатели ставлю перед сой цель сформировать игровые умения у детей раннего возраста.
Для этого ставлю такие задачи:
‒ Активизировать игровую деятельность.
‒ Заинтересовать игровым материалом.
‒ Увлечь ребят.
‒ Овладение предметно-игровыми действиями с сюжетно-образными игрушками.
‒ Осуществление игровых действий с воображаемыми предметами.
‒ Развивать самостоятельную игру с различными предметами.
‒ Стимулировать овладение орудийными действиями в игре.
‒ Воспитывать познавательный интерес с помощью игр с элементами экспериментирования.
‒ Формировать интерес к подвижным и досуговым играм.
‒ Способствовать возникновению и развитию сюжетно-отобразительных игр.
Мы стараемся сделать так, чтобы развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе была содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
‒ Насыщенность среды в группе соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Также мы не забываем о таком простом приеме в оснащении игровой среды, когда некоторые игрушки на время убирают, а потом снова возвращают. Вновь появившаяся знакомая игрушка вызывает желание с ней поиграть.
‒ Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. (например, построили из модулей свой «Теремок» и обыграли сюжет сказки).
‒ Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; так на ряду с образными игрушками должен быть представлен обобщенный материал, прежде всего, предметы-заменители. Их сочетание позволяет детям реализовать в игре самые смелые замыслы.
‒ Вариативность среды предполагает: наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
‒ Доступность среды предполагает: доступность для всех без исключения воспитанников. Используя крупный игровой материал, дети замещают в игре не один предмет, а целый комплекс объектов, например, построили корабль, а кубы или пластины — лодки или льдины.
‒ Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования: исключены случаи падения с высоты, выпадения с боковых поверхностей изделий, удары и ушибы в результате неустойчивости последних, травмирование об острые углы и т. п.
Отдельно необходимо остановиться на мотивировании детей к игровой деятельности. Ученые выделяют три типа мотивации:
‒ Игровая.
‒ Мотивация в условиях помощи взрослому.
‒ Мотивация личной заинтересованности.
Первый тип— игровая мотивация— «Помоги игрушке».
Ребенок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации мы строим по такой схеме:
‒ Рассказываем, что игрушке нужна помощь, и помочь могу им только дети.
‒ Спрашиваем детей, согласны ли они помочь игрушке.
‒ Предлагаем научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда наше объяснение и показ заинтересовывает детей.
‒ Игрушка оценивает работу ребенка, обязательно хвалит его.
‒ По окончании работы дети играют с игрушкой некоторое время.
При данной мотивации ребенок выступает как помощник и защитник, и ее мы используем для обучения различным практическим умениям.
Второй тип мотивации— помощь взрослому— «Помоги мне».
Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме: мы сообщаем детям, что собираемся мастерить что-либо и просим детей помочь. Интересуемся, как они могут помочь. При этом каждому ребенку дается посильное задание. В конце подчеркиваем, что результат был достигнут путем совместных усилий, что к нему пришли все вместе.
Третий тип мотивации основан на внутренней заинтересованности ребенка.
Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких (так мы делали открытки для мам и бабушек, пап и дедушек). Дети искренне гордятся своими поделками! Создание этой мотивации осуществляется по схеме:
Показываем открытку, раскрываем преимущества и спрашиваем, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.
Далее показываем, как изготовить ее.
Изготовленная поделка поступает в распоряжение ребенка. Гордость за дело своих рук — важнейшая основа созидательного отношения к труду.
Мотивируя детей, мы соблюдаем следующие принципы:
‒ не навязывать ребенку свое видение;
‒ обязательно спрашивать у ребенка разрешения заняться с ним общим делом;
‒ обязательно хвалить действия ребенка за полученный результат.
Литература:
- Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2007.
- Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С. Л. Новоселовой. М, 2008.
- Носова Е. А. Дидактические игры — занятия в ДОУ. — М.: Детство — Пресс, 2001.
- Обучение через игру. Р. Р. Фьюэлл, П. Ф. Вэдэзи. Санкт-Петербург,2005.
- Первые шаги. / Сост. к. Белова. — М.: Линка-Пресс,2009.
- Самоукина Н. В. Игры, в которые играю. — Дубна,2000.
- Смирнова Е. Ранний возраст: игры. Развивающие мышление // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 4. — с.22.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал.
moluch.ru
Стр. | |||||||||
1 | Целевой раздел | ||||||||
1.1 | Пояснительная записка. Общая информация ………………………………….. | 4 | |||||||
1.1.1. | Возрастные, индивидуальные, психологические особенности детей в группе раннего возраста …………………………………………………………………. | 4 | |||||||
1.1.2. | Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования……………………………………………………………………… | 9 | |||||||
1.1.3. | Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования…… | 10 | |||||||
1.1.4. | Особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и др.)………………………… | 11 | |||||||
1.1.5. | Принципы и подходы к формированию Программы………………………… | 12 | |||||||
2 | Cодержательный раздел | ||||||||
2.1. | Проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями (система воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста, развивающая предметно-пространственная среда). Виды и формы образовательной деятельности с детьми раннего возраста …………………………………………… | 12 | |||||||
2.1.1. | Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей ………………………………………………… 1.Образовательная область «Физическое развитие» …………………….. 2.Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»…………………………………………………………………….. 3.Образовательная область «Познавательное развитие»…………………. 4.Образовательная область «Речевое развитие»…………………………… 5.Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»…..
| 26 28 33 39 45 51 | |||||||
2.1.2. | Содержание психолого-педагогической работы по освоению программы детьми раннего возраста……………………………………………………………. | 58 | |||||||
2.1.3. | Организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников……………………………………………………………….. | 58 | |||||||
2.2 | Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений | ||||||||
2.2.1. | Направления работы педагогического коллектива с учетом региональных особенностей в группе раннего возраста…………………………………. | 67 | |||||||
2.2.2. | Организация инновационной деятельности ДОУ………………………… | 68 | |||||||
3 | Организационный раздел | ||||||||
3.1 | Материально-техническое обеспечение Программы……………………… | 73 | |||||||
3.1.1 | Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды……………………………………………………………………………….. | 75 | |||||||
3.1.2. | Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении……. | 82 | |||||||
3.1.3 | Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности (режим дня, физкультурно-оздоровительная работа в образовательном учреждении, организация двигательного режима, режим питания) …………. | 82 | |||||||
3.2 | Методическое обеспечение Программы………………………………………… | 90 | |||||||
3.3 | Методическое обеспечение инновационной деятельности……………………. | 94 | |||||||
4 4.1 4.2 4.3 | Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Целевые ориентиры освоения программы детьми с ОВЗ, в том числе Инвалидами……………………………………………………………………….
| 96 96 97 | |||||||
5. | Прогноз конечных результатов реализации основной общеобразовательной программы учреждения…………………………………………………………. | 102 | |||||||
6. | Приложения……………………………………………………………………….. | 103 | |||||||
nsportal.ru
Статья «Организация игровой деятельности детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Организация игровой деятельности детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Ключевые слова, отображающие контент (содержание) консультации: дети раннего возраста, ФГОС ДО, игры в раннем возрасте
Краткая аннотация контента консультации
Консультация по организации игровой деятельности детей раннего возраста
Запрос на консультирование
Как будет выглядеть содержание игровой деятельности детей в группах раннего возраста в связи с введением ФГОС ДО?
Консультативный текст
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В качестве основного принципа дошкольного образования стандарт выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития». Кроме того, в тексте стандарта говорится, что реализация Программы должна осуществляться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…». Рассматривая конкретное содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей, следует отметить, что оно зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка).
В раннем возрасте (1 год — 3 года) таким содержанием будет: «предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность». То есть содержание образования детей раннего детства (0-3 лет) построено на пяти образовательных областях и направлено на раскрытие потенциальных возможностей ребенка через формирование ключевых компетенций
Данное содержание может быть реализовано при помощи различных видов игр (дидактических, подвижных, пальчиковых и т.д.), которые могут быть использованы воспитателями в группах раннего возраста для организации занятий (так называемая совместная деятельность) либо самостоятельной деятельности малышей.
Ряд исследователей (Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.) полагает, что ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
Педагогический процесс в раннем возрасте опирается на идею развития ребенка с учетом сенситивных периодов, с которыми связано овладение речевыми, сенсорными и двигательными умениями.
Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Игра и действия с предметами — основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша. Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиями,— малыш играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками. Игра — путь детей к познанию окружающего мира.
Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем — умение считаться с интересами сверстников.
Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять взаимные чувства. Уже на втором году жизни дети очень чутко прислушиваются к оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее.
Для воспитателя организация игровой самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его игру, с другой — научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность воспитатель сможет лишь в том случае, если он хорошо знает не только особенности психического развития ребенка того возраста, с которым он работает, но и особенности развития детей всей группы.
Чтобы педагогический процесс в детском саду обеспечивал создание «благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями», необходимо сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни.
Для выполнения этой важной задачи требуется решение целого ряда организационных вопросов, а именно: определение места игры как формы организации жизни детей в детском саду среди других форм воспитания и обучения; закрепление времени для игр в режиме детского сада и определение содержания игровой деятельности детей; наконец, большое значение приобретает вопрос об оборудовании игр в соответствии с их изменениями в течение дня и года, интересами детей и их возрастом.
Согласно ФГОС ДО, предметно-игровая среда в группе раннего возраста может быть организована следующим образом:
1. уголок театрализованной деятельности – уголок ряженья
Красивая ширма для показа представлений, игрушки серии «БИ-БА-БО» (кошка, собачка, заяц, лиса, волк, медведь), настольный плоскостной театр к сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». Разнообразные театральные костюмы, шапочки, короны, косыночки, колпаки, венки, маски животных, фартучки, бусы и другие украшения.
2. уголок сенсорного развития
Материал для освоения малышами представлений о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов (пирамидки, матрешки, коробочки разных цветов, игрушки-вкладыши, набор «маленькие и большие», мозаика, счеты с лабиринтами). Различные дидактические игры для овладения действиями с определенными предметами, обучения культуре общения
3. уголок конструирования
Различный строительный материал: мягкие модули, деревянные кубики, «кирпичики», пластины, наборы строительного материала.
4. спортивный уголок
Яркие разноцветные мячи разного размера, кегли, мягкие набивные кубы, игрушки-каталки, скакалки (через них дети переступают или перепрыгивают). Сухой бассейн с множеством разноцветных мягких массажных шариков. Спортивный надувной комплекс.
5. уголок изобразительной деятельности
Здесь ребенок может самостоятельно лепить, рисовать. В уголке собраны крупные трафареты различных животных, овощей, посуды, одежды, фруктов и карандаши, книжки-раскраски, пластилин, мелки, фломастеры и «волшебный экран»
6. музыкальный уголок
Погремушки, маракасы (так же сделанные из «киндер-сюрпризов»), деревянные ложки, труба, бубен, барабан, гитара, гармошка, пианино. Мальчики любят музыкальные рули.
7. художественно-речевой уголок
Яркие картинки, книжки.
8. экологический уголок
Комнатные растения. Сухой аквариум. Ящик с песком, с мелкими игрушками, камушками.
Содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей может быть реализовано при помощи следующих видов игр, которые могут быть использованы воспитателями в группах раннего возраста:
дидактические игры;
сюжетно-ролевые игры;
подвижные игры;
пальчиковые игры;
сюжетное конструирование и др.
Тогда комплексный метод руководства игрой в группах раннего возраста будет включать в себя такие компоненты как:
планомерное обогащение жизненного опыта детей;
совместные обучающие игры педагога с детьми направленные на передачу детям игрового опыта игровых умений;
своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта и игрового опыта;
активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применения детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
Список литературы:
Воспитание и развитие детей от 1года до 2 лет. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2007.
Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. М, 2008.
Носова Е.А. Дидактические игры – занятия в ДОУ. – М.: Детство – Пресс, 2001.
Обучение через игру. Р.Р. Фьюэлл, П.Ф. Вэдэзи. Санкт-Петербург, 2005.
Первые шаги./Сост. К.Белова. – М.: Линка – Пресс, 2009.
Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. – Дубна, 2000.
Смирнова Е. Ранний возраст: игры, развивающие мышление// Дошкольное воспитание. – 2009. — №4. – с.22.
Интернет-источники:
http://dohcolonoc.ru/cons/2628-metodicheskaya-razrabotka-na-temu-igrovaya-deyatelnost-v-rannem-vozraste.html
http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/statya-formirovanie-igrovoy-deyatelnosti-detey-rannego-vozrasta
http://50ds.ru/metodist/9907-formirovanie-igrovoy-deyatelnosti-u-detey-rannego-vozrasta.html
http://www.detsadclub.ru/zametki-dlya-vospitatelya/2488-statya-organizaciya-igr-s-detmi-rannego-vozrasta
infourok.ru
Консультация на тему: Организация игровой деятельности детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Организация игровой деятельности детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В качестве основного принципа дошкольного образования стандарт выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития». Кроме того, в тексте стандарта говорится, что реализация Программы должна осуществляться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…». Рассматривая конкретное содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей, следует отметить, что оно зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка).
В раннем возрасте (1 год — 3 года) таким содержанием будет: «предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность». То есть содержание образования детей раннего детства (0-3 лет) построено на пяти образовательных областях и направлено на раскрытие потенциальных возможностей ребенка через формирование ключевых компетенций
Данное содержание может быть реализовано при помощи различных видов игр (дидактических, подвижных, пальчиковых и т.д.), которые могут быть использованы воспитателями в группах раннего возраста для организации занятий (так называемая совместная деятельность) либо самостоятельной деятельности малышей.
Ряд исследователей (Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.) полагает, что ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
Педагогический процесс в раннем возрасте опирается на идею развития ребенка с учетом сенситивных периодов, с которыми связано овладение речевыми, сенсорными и двигательными умениями.
Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Игра и действия с предметами — основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша. Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиями,— малыш играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками. Игра — путь детей к познанию окружающего мира.
Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем — умение считаться с интересами сверстников.
Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять взаимные чувства. Уже на втором году жизни дети очень чутко прислушиваются к оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее.
Для воспитателя организация игровой самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его игру, с другой — научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность воспитатель сможет лишь в том случае, если он хорошо знает не только особенности психического развития ребенка того возраста, с которым он работает, но и особенности развития детей всей группы.
Чтобы педагогический процесс в детском саду обеспечивал создание «благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями», необходимо сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни.
Для выполнения этой важной задачи требуется решение целого ряда организационных вопросов, а именно: определение места игры как формы организации жизни детей в детском саду среди других форм воспитания и обучения; закрепление времени для игр в режиме детского сада и определение содержания игровой деятельности детей; наконец, большое значение приобретает вопрос об оборудовании игр в соответствии с их изменениями в течение дня и года, интересами детей и их возрастом.
Согласно ФГОС ДО, предметно-игровая среда в группе раннего возраста может быть организована следующим образом:
1. уголок театрализованной деятельности – уголок ряженья
Красивая ширма для показа представлений, игрушки серии «БИ-БА-БО» (кошка, собачка, заяц, лиса, волк, медведь), настольный плоскостной театр к сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». Разнообразные театральные костюмы, шапочки, короны, косыночки, колпаки, венки, маски животных, фартучки, бусы и другие украшения.
2. уголок сенсорного развития
Материал для освоения малышами представлений о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов (пирамидки, матрешки, коробочки разных цветов, игрушки-вкладыши, набор «маленькие и большие», мозаика, счеты с лабиринтами). Различные дидактические игры для овладения действиями с определенными предметами, обучения культуре общения
3. уголок конструирования
Различный строительный материал: мягкие модули, деревянные кубики, «кирпичики», пластины, наборы строительного материала.
4. спортивный уголок
Яркие разноцветные мячи разного размера, кегли, мягкие набивные кубы, игрушки-каталки, скакалки (через них дети переступают или перепрыгивают). Сухой бассейн с множеством разноцветных мягких массажных шариков. Спортивный надувной комплекс.
5. уголок изобразительной деятельности
Здесь ребенок может самостоятельно лепить, рисовать. В уголке собраны крупные трафареты различных животных, овощей, посуды, одежды, фруктов и карандаши, книжки-расскраски, пластилин, мелки, фломастеры и «волшебный экран»
6. музыкальный уголок
Погремушки, маракасы (так же сделанные из «киндер-сюрпризов»), деревянные ложки, труба, бубен, барабан, гитара, гармошка, пианино. Мальчики любят музыкальные рули.
7. художественно-речевой уголок
Яркие картинки, книжки.
8. экологический уголок
Комнатные растения. Сухой аквариум. Ящик с песком, с мелкими игрушками, камушками.
Содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей может быть реализовано при помощи следующих видов игр, которые могут быть использованы воспитателями в группах раннего возраста:
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- подвижные игры;
- пальчиковые игры;
- сюжетное конструирование и др.
Тогда комплексный метод руководства игрой в группах раннего возраста будет включать в себя такие компоненты как:
- планомерное обогащение жизненного опыта детей;
- совместные обучающие игры педагога с детьми направленные на передачу детям игрового опыта игровых умений;
- своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта и игрового опыта;
- активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применения детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
nsportal.ru