cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

В каких сказках баба яга – В каких русских сказках есть Баба Яга?

Содержание

Баба-яга — сказочный персонаж — Русские народные сказки

Перечень персонажей, встречающихся в сказках. Здесь вы найдете как главных, так и едва упомянутых героев — людей и волшебных персонажей, таких как кощей, леший, баба-яга и прочие.
В сборнике Афанасьева в именной указатель включены только персонажи, имеющие имена. Остальные же включены в предметный указатель. Мы объединили всех вместе.

В словаре 874 материалов.

Все материалы

Баба-яга.

отрицательный персонаж (враг)

  • костяная нога повадилась ходить в избушку двух убогих богатырей в сказке «Безногий и слепой богатыри» и сосать у красной девицы, купеческой дочери, белые груди;

  • живет в дремучем лесу, никого к себе не подпускает и ест людей, как цыплят в сказке «Василиса Прекрасная»; ездит в ступе, пестом погоняет, помелом след заметает; имеет верных слуг;
  • хозяйка белокаменных палат на крутой горе, обведенных высокой стеной, у ворот которых поставлены железные столбы в сказке «Баба-яга и Заморышек
    », мать сорока одной девицы, которых выдает за Заморышка и его братьев; в ночь после свадьбы приказывает своим слугам отрубить зятьям головы, но таким образом теряет своих дочерей;
  • мать шести-, девяти- и двенадцатиглавых змей в сказке «Буря-богатырь Иван коровий сын»;
  • «вдруг закутилося-замутилося, в глаза зелень выступила — становится земля пупом, из-под земли камень выходит, из-под камня баба-яга костяная нога, ж… жиленая, на железной ступе едет, железным толкачом погоняет, сзади собачка побрехивает» в сказке «Медведко, Усыня, Горыня и Дубыня богатыри»; съедает наготовленное богатырем, избивает его и вырезает со спины ремень; лишь Ивашко Медведко дает бабе-яге достойный отпор;
  • посещает богатырей, поселившихся в лесу в сказке «Медведко, Усыня, Горыня и Дубыня богатыри»: съедает предложенную еду и избивает богатыря; лишь
    Сосна-богатырь
    дает достойный отпор;
  • хозяйка славных кобылиц, например, на одной она каждый день облетает вокруг света, живет за огненной рекою в сказке «Марья Моревна»;
  • баба-яга золотая ногаБелый Полянин воюет с ней тридцать лет, чтобы жениться не ее красавице дочери в сказке «Иван-царевич и Белый Полянин»; скрывается под землей от погони;
  • баба-яга костяная нога, нос в потолок врос, злая ведьма в сказке «Князь Данила-Говорила»;
  • помогает коменданту извести Федотом в сказке «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что», придумывая для того различные трудные задания.

положительный персонаж (помощник)

  • две сестры Чудо-Юдо, одна — баба-яга костяная нога, другая — «сама на стуле, нос в потолок, одна нога в правый угол, а другая в левый
    », подсказывают Ивану купецкому сыну, как пройти в водяному царю в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая»;
  • баба-яга, ноги в потолок уперши собрала на стол, напоила, накормила Ивана-царевича и в бане выпарила в сказке о сильном и храбром непобедимом богатыре Иване-царевиче и о прекрасной его супружнице Царь-девице; рассказала, где его старшая сестра Луна;
  • «баба-яга костяная нога, из угла в угол, нос в потолок» в сказке «Иван Быкович» дает ночлег братьям-богатырям;
  • в пустынных местах, где только леса и болота Василий-царевич встретил «бабу-ягу костяную ногу, ж… жилиную» в «Сказке о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде», она предостерегает царевича об опасностях на пути к чудесной девице; далее в «сказке
    » Ивану-царевичу встречается «баба-яга костяная нога» в таких местах, где конь его по колена в воде, по грудь в траве идет;
  • Никита Колтома с братом Тимофеем Колтомой забредают в ее избушку, где голодные съедают все ее кушанья в сказке «Безногий и слепой богатыри»; вернувшаяся баба-яга, грозит наказать их, но братья избивают ее и выпытывают, где находится целющая и живущая вода;
  • лежит в избушке «в одном углу ноги, в другом голова, губы на притолоке, нос в потолок уткнула» в сказке «Звериное молоко», принимает Ивана-царевича, предостерегает его, что зря взял с собой сестру и дарит ему собаку и синий клубочек; вторая баба-яга подтверждает слова предыдущей и дарит собаку и полотенце;
  • в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» баба-яга
    помогает царевичу советом, как действовать дальше;
  • «баба-яга, костяная нога, из угла в угол, титьки через грядку висят» дает приют Ивану гостиному сыну и рассказывает, как избежать смерти в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая»;
  • «на печи, на девятом кирпичи, лежит баба-яга костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит» в сказке «Царевна-лягушка», помогает Ивану-царевичу расправиться с Кощеем Бессмертным;
  • сидит в избушке «баба-яга костяная нога, старая, беззубая» в сказке «Заколдованная королевна»; отправляет солдата к своей сестре, не сумев подсказать тому, как добраться до его жены; помогает лишь третья сестра, что живет на краю света, где тьма кромешная, хозяйка ветров;
  • Иван-королевич
    встречает бабу-ягу, которая, узнав в чем дело, меняет ему коня и отправляет к своей сестре, последняя из которых рассказывает, как добраться до подсолнечного государства в «Сказке о трех королевичах»;
  • сердитым голосом расспрашивает Ивана-богатыря, зачем он пришел в «Сказке о лягушке и богатыре»; имеет еще двух сестер; рассказывает ему, как поймать Василису Премудрую, которая прилетает к ней отдыхать;

www.ru-skazki.ru

В каких сказках есть баба-яга ?? И какая она там была злая или добрая? ? Домашние задание

Я назову сказки, укажу, где их найти, а Вы уж сами прочтите их и определите, где Баба Яга добрая, а где злая.

1. Баба-Яга
2. Баба-Яга
3. Баба-Яга и Лутонюшка
4. Баба-Яга и жихарь
5. Морской царь и Василиса Премудрая
6. Заколдованная королевна
7. Сказка о трёх королевичах
8. Сказка о лягушке и богатыре
9. Василиса Прекрасная.

10. Иван-царевич и серый волк.

Другие сказки:
1. Гуси-лебеди
2. Царевна-лягушка
3. Марья Моревна
4. Иван-царевич и Белый Полянин
5. Избушка на курьих ножках
6. Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что (обработка А. Н. Толстого)
7. Пёрышко Финиста ясна сокола

Баба-яга есть и в авторских сказках^
1. Василий Шукшин. До третьих петухов.
2. Леонид Филатов. Про Федота-стрельца, удалого молодца;
3. А. С. Рославлев. Сказка о трёх царских дивах и об Ивашке, поповском сыне.
4. А. С. Рославлев. Сказка о Маше и Ване
5. А. С. Рославлев. Сынко-Филипко

Рекомендую прочитать статью «Баба-Яга: в сказках и в жизни» , в которой рассматриваются три типа Бабы-яги.

Первый тип, наиболее распространенный, – это «Яга-похитительница» , уносящая людей и в особенности детей, которых она потом пытается изжарить и съесть.

Второй тип, встречающийся реже двух других, – «Яга-дарительница» , которая принимает героя, испытывает его и вручает ему чудесного огнедышащего коня, богатые дары, чудесные предметы и т. п.

Третий тип – это «Яга-воительница» , сражающаяся с героями и побеждающая многих из них. Яга-воительница в сказках – это обычно антагонист героя: прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, она избивает его до полусмерти, вырезает у него из спины ремень и т. д. ; побеждает же её только одаренный особой силой, хитростью и умением богатырь. Такая Яга в некоторых сказках выступала еще и как мать Змеев – противников богатырей: как правило, в сказках богатырь сперва сражался с её сыновьями, а потом уже с ней самой.

Есть ещё интересная статья «Баба-яга» . Рекомендую прочитать такие её главы, как

3 Происхождение образа
3.1 Баба-яга как богиня
3.2 Сибирская версия происхождения Бабы-яги

4 Внешний вид

5 Атрибуты
5.1 Избушка на курьих ножках
5.2 Светящиеся черепа
5.3 Волшебные помощники
5.4 Характерные фразы

sprashivalka.com

В каких сказках есть баба-яга ?? И какая она там…

Я назову сказки, укажу, где их найти, а Вы уж сами прочтите их и определите, где Баба Яга добрая, а где злая. 1. Баба-Яга 2. Баба-Яга 3. Баба-Яга и Лутонюшка 4. Баба-Яга и жихарь 5. Морской царь и Василиса Премудрая 6. Заколдованная королевна 7. Сказка о трёх королевичах 8. Сказка о лягушке и богатыре 9. Василиса Прекрасная. 10. Иван-царевич и серый волк. Другие сказки: 1. Гуси-лебеди 2. Царевна-лягушка 3. Марья Моревна 4. Иван-царевич и Белый Полянин 5. Избушка на курьих ножках 6. Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что (обработка А. Н. Толстого) 7. Пёрышко Финиста ясна сокола Баба-яга есть и в авторских сказках^ 1. Василий Шукшин. До третьих петухов. 2. Леонид Филатов. Про Федота-стрельца, удалого молодца; 3. А. С. Рославлев. Сказка о трёх царских дивах и об Ивашке, поповском сыне. 4. А. С. Рославлев. Сказка о Маше и Ване 5. А. С. Рославлев. Сынко-Филипко Рекомендую прочитать статью «Баба-Яга: в сказках и в жизни» , в которой рассматриваются три типа Бабы-яги. Первый тип, наиболее распространенный, – это «Яга-похитительница» , уносящая людей и в особенности детей, которых она потом пытается изжарить и съесть. Второй тип, встречающийся реже двух других, – «Яга-дарительница» , которая принимает героя, испытывает его и вручает ему чудесного огнедышащего коня, богатые дары, чудесные предметы и т. п. Третий тип – это «Яга-воительница» , сражающаяся с героями и побеждающая многих из них. Яга-воительница в сказках – это обычно антагонист героя: прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, она избивает его до полусмерти, вырезает у него из спины ремень и т. д. ; побеждает же её только одаренный особой силой, хитростью и умением богатырь. Такая Яга в некоторых сказках выступала еще и как мать Змеев – противников богатырей: как правило, в сказках богатырь сперва сражался с её сыновьями, а потом уже с ней самой. Есть ещё интересная статья «Баба-яга» . Рекомендую прочитать такие её главы, как 3 Происхождение образа 3.1 Баба-яга как богиня 3.2 Сибирская версия происхождения Бабы-яги 4 Внешний вид 5 Атрибуты 5.1 Избушка на курьих ножках 5.2 Светящиеся черепа 5.3 Волшебные помощники 5.4 Характерные фразы

Шапка-невидимка — «Царевна-лягушка», «Шапка-невидимка» (бурятская сказка) . Кащей бессмертный — «Василиса Прекрасная». Всё остальное — «Бабка Ёжка и другие», Иван Царевич и Серый Волк», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Гуси-лебеди», «Сказка о трёх дивах и об Ивашке, поповском сыне», «Вниз по волшебной реке», «Понедельник начинается в субботу», «Тайный сыск царя Гороха», «Лукоморье», «Ягодка», «Юность Бабы-яги», «Снесла Баба Яга яичко», Н. Перумов и С. Логинов «Чёрная кровь», «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Есть и такие русские народные сказки, где Баба-Яга выступает, как добрый советчик и помощник. То принимает добра Молодца (испытывая его сначала загадками) и вручает ему богатые дары, чудесные предметы; то девице Василисе (нагружая её сначала непосильной работой) даёт череп с огненными глазами, которые жгучими лучами наказывают злую мачеху и ее дочерей

баба яга и жихарь

марья моревна

Она есть во многих сказках изданных после насильственной христианизации Руси. И почти во всех она злая. Это было выгодно РПЦ чтоб в народе создать негативный образ Бабе Яге. Для чего? А для того чтобы Русский человек не знал своих истоков, забыл о вере своих предков и жил в мороке и дурмане навязанной нам рабской религией мирового сионизма. Но не всегда так было. Надо знать и помнить подлинную культуру своего народа, его мировозрение и обычаи. И верить не сказкам, а сказанием что не есть одно и то же и про ту же Бабу Ягу знать правду которая скрывается. КТО ТАКАЯ БАБА -ЯГА? Нашими предками почиталась Богиня-Покровительница детей-сирот и детей вообще — «Баба Йога» (Йогиня-Матушка)! Баба Йога — вечнопрекрасная, доброжелательная, любящая Богиня-Покровительница, в христианские времена «превратилась» в бабу-ягу — костяную ногу, у которой «ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос…» Очень «близкое» сходство! Но и это ещё не всё! Ведическая Баба Йога странствовала по Мидгард-земле то на огненной Небесной колеснице (Малая Вайтмара), то верхом на коне по всем землям, на коих жили Роды Великой Расы и потомки Рода Небесного, собирая беспризорных детей-сирот по градам и весям:… В каждой Славяно-Арийской Веси, даже в каждом многолюдном граде или поселении, Богиню-Покровительницу узнавали по излучающейся ДОБРОТЕ, НЕЖНОСТИ, КРОТОСТИ, ЛЮБВИ и нарядным сапожкам, украшенным золотыми узорами, и показывали Ей, где живут дети-сироты. Простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью, кто БАБУШКОЙ ЙОГОЙ ЗЛАТОЙ НОГОЙ, а кто и совсем попросту — Йогиней-Матушкой. Детей-сирот Йогиня привозила в свой прекрасный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножья Ирийских гор (Алтай). Всё это Она делала для того, чтобы спасти от неминуемой гибели этих последних представителей древнейших Славянских и Арийских Родов. В предгорном Скиту, где Йогиня-Матушка проводила детей-сирот через ОГНЕННЫЙ ОБРЯД ПОСВЯЩЕНИЯ ДРЕВНИМ ВЫШНИМ БОГАМ, имелось Капище Рода, высеченное внутри горы. Рядом с горным Капищем Рода в скале имелось специальное углубление, которое Жрецы Рода называли Пещь Ра. Из него выдвигался каменный помост, разделённый выступом на равные углубления, называемый «лапата». В одно углубление, которое было ближе к Пещи Ра, Йогиня-Матушка укладывала спящих детей-сирот в белых одеждах. Во второе углубление накладывался сухой хворост, после чего лапата задвигался обратно в Пещь Ра, и Йогиня поджигала хворост.

Она была » себе на уме «. Во многих сказках.

Просто она любила вкусное мясо, а на свете вкусней человека нету не кого.

Да вот любой мальчишка если к ней попадёт она его с удовольствием съест потому, что он очень вкусный.

Просто баба яга правильно умеет готовить детей к съедению и сказки тому доказательство. Если я к ней попал она наверняка из меня, что нибудь вкусное приготовила. По этому я ей не стал даже сопротивлятся пусть она меня съест хоть какая то от меня будет польза!

Мальчик Женя врун искустный! Жаль, что он не вкусный.

Да! Великий человек Баба Яга! На протяжении многих столетий (а скорее даже тысячелетий) она живет в памяти людей, значит большие заслуги она имеет. Над происхождением ее имени много сломано голов и копий, но вся беда в том, что для расшифровки применялись так называемые «цивилизованные» языки. Совершенно случайно, используя киргизско-русский словарь К. К. Юдахина, я попробовал расшифровать три устойчивых выражения из наших сказок. Вот что получилось («ё» и «ю» — заднезвучащие «о» и «у»): Баба Яга — баа (ценность) абай (абай кыл — быть осторожным, осмотрительным; остерегаться) ага (он, она) ки (тот, который; тот, что) ёстю (ёстюр — растить, выращивать, взращивать) нан (хлеб, хлеб в зерне) ага (он, она) — баааба йага киёстюна нага — ценность сторожит она; тот, который хлеб выращивает она. Избушка на курьих ножках — ёз (свой) баш (главный) кана (помещение) кур (строение, строить) ык (укромное место) аны (его) жык (заполнять до отказа) аш (еда) — ёзбашка на кур (ь) ык (ь) аныжыкаш — свое главное помещение, построенное в укромном месте; его заполняют до отказа едой. В тюркских языках согласные произносятся мягко, поэтому вставлен (ь). Клубок — кала (хлеб в зерне) уб (от убала — размельчать, дробить) ак (истина) — калаубак — клубак — зерно размельченное истины. Конечно небольшие несовпадения есть, но надо учесть и прошедшее время, и то, что фразы приспосабливали к своим языкам. Если расшифровка верна, то нашу Бабу Ягу надо поставить в один ряд с Золотой Бабой, Ам, Умай, «древними Венерами», Исидой, Марьям, Марией и другими.

education.ques.ru

В каких русских сказках есть Баба Яга? — Полезная информация для всех

09.06.2019

Свежие новости

В Кремле отреагировали на назначение Кучмы представителем Киева по Донбассу

В Кремле оценили заявление Трампа о «выводе людей» из Венесуэлы

В Кремле отреагировали на информацию о запросе «Яндексу» от ФСБ

Патрушев объяснил необходимость закона об автономном Рунете

Патрушев объяснил необходимость закона об автономном Рунете

Минюст США допускает публикацию деталей доклада Мюллера

Патрушев рассказал о возможном распаде Украины

В Белом доме разъяснили намерение Трампа начать расследование против демократов

В Госдуме предложили запретить в России продукты с трансжирами

Около 360 человек смогли покинуть «Рукбан»

FacebookTwitterInstagramPinterestGoogleYoutube

  • Армия
    • Армия

      Известна бурная реакция США на испытанный российский Су-35С:…

      24.03.2019

      Армия

      Су-27 дважды за сутки сопроводили самолеты ВВС США…

      23.03.2019

      Армия

      Российский перехватчик «МиГ-21» в небе над Арктикой «нагло»…

      22.03.2019

      Армия

      «Новейшая российская ракета «Сармат» разорвет в клочья любую…

      22.03.2019

      Армия

      Рогозин рассказал о способности «Сармата» преодолеть любую систему…

      22.03.2019

      Армия

      ​Российский «ракетный поезд» как ответ на выход США…

      22.03.2019

  • Общество
    • Общество

      В Госдуме предложили запретить в России продукты с…

      25.03.2019

      Общество

      Около 360 человек смогли покинуть «Рукбан»

      25.03.2019

      Общество

      Дочь маршала Конева решила не судиться с Comedy…

      24.03.2019

      Общество

      Сбежавший совладелец «Зимней вишни» задержан в Польше

      24.03.2019

      Общество

      В России предотвратили 19 терактов

      24.03.2019

      Общество

      Конец ледовой эпохи

      24.03.2019

  • Политика
    • Политика

      В Кремле отреагировали на назначение Кучмы представителем Киева…

      04.06.2019

      Политика

      В Кремле оценили заявление Трампа о «выводе людей»…

      04.06.2019

      Политика

      В Кремле отреагировали на информацию о запросе «Яндексу»…

      04.06.2019

      Политика

      Патрушев объяснил необходимость закона об автономном Рунете

      25.03.2019

      Политика

      Патрушев объяснил необходимость закона об автономном Рунете

      25.03.2019

      Политика

      Минюст США допускает публикацию деталей доклада Мюллера

      25.03.2019

  • Туризм
    • Туризм

      Преодолевшему восьмиметровые волны Конюхову предрекли череду новых штормов

      24.03.2019

      Туризм

      В летевший в Сочи самолет ударила молния

      24.03.2019

      Туризм

      Названы страны, куда сложнее всего получить визу

      24.03.2019

      Туризм

      Россияне стали больше интересоваться странами, куда сложно получить…

      24.03.2019

      Туризм

      Появились подробности спасения норвежского лайнера

      24.03.2019

      Туризм

      Федор Конюхов попал в мощный шторм на весельной лодке

      24.03.2019

  • Экономика
    • Экономика

      Эксперты назвали топ-6 стран со строгими правилами въезда…

      24.03.2019

      Экономика

      Составлен рейтинг самых доступных 7-местных машин в России

      24.03.2019

      Экономика

      Ресурсный дефицит и гарантии Путина возвращают британский бизнес…

      24.03.2019

      Экономика

      Ресурсный дефицит и гарантии Путина возвращают британский бизнес…

      24.03.2019

      Экономика

      «Атомфлот» отправит к Северному полюсу пять туристических рейсов

      24.03.2019

novoevmire.biz

ОБРАЗ БАБЫ ЯГИ В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ

Слайд 1

Подготовили ученицы 7 «А» класса: Андреева Елизавета Антюшина Полина Варачева Анна Парадиева Анастасия Шамаева Дарья Руководитель Купрюнина Наталья Александровна Учитель русского языка и литературы Проект по русскому языку на тему: «Образ Бабы Яги в русских народных сказках»

Слайд 2

На примере сказок проследить эволюцию образа Бабы Яги, определить её роль в жизни сказочного героя. Цель работы

Слайд 3

Найти истоки образа Бабы Яги. Показать связь образа Яги с одиночными божествами. Установить генеалогию образа. Проследить, как происходит приобщение сказочного героя к миру мертвых. Ход проекта

Слайд 4

Происхождение образа Баба Яга — персонаж славянской мифологии и фольклора славянских народов, в православном сознании – воплощение сатанинских сил зла, выражение ненависти ко всему русскому старуха-чародейка, наделённая магической силой, ведунья. По своим свойствам похожа на ведьму — её дальнюю родственницу.

Слайд 5

Баба Яга – мифологическое существо Сказку всегда предваряет миф. Баба-первая Баба Яга ( Яга-Ягинишна , Ягибиха , Ягишна ) – очень древнее славянское божество, хранительница домашнего очага, рода, традиций, детей и домашнего хозяйства. Баба Яга (Буря-Яга, Язя) – лесная старуха-волшебница, ведьма, которой подвластны вихри и вьюги. Баба – первая часть имени показывает, что персонаж преклонного возраста. Ведь наши слова «баба», «бабушка» предназначены для обозначения людей старшего поколения. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души усопших в царство мертвых. Раньше верили, что Баба Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей, – то есть считали, что она ведьма. Но все-таки Баба Яга – существо более опасное, чем ведьма. Она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Избушка Бабы Яги стоит в чаще леса или на опушке.

Слайд 6

Внешность и характер Многие думают, что Баба Яга — это злая, вредная старуха, которая постоянно делает подлости и гадости людям; во многих сказках она встречается как старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она питается человечиной, у нее необычная (чаще всего костяная) нога. Но в разных сказках проявляет себя в разных образах. Костяная нога – это атрибут смерти (нога мертвеца или скелета). Служат ей разные животные: черные коты, мыши, лягушки, вороны и змеи. Они являются ее советчиками и охранниками .

Слайд 7

Где живёт Баба Яга Персонаж вовсе не сказочный, а настоящий. Жила она в таёжных лесах, где на белом мху растёт очень вкусная ягода — ягель, а сам сосновый бор называется Яг . Вот по названию бора и ягоды и назвали одинокую бабушку-отшельницу, а может, и знахарку — Бабой Ягой. А также: Яга – язвить, причинять боль, мучить. Живет Баба Яга в избушке на курьих ножках (подробнее дальше)… Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в деревянной ступе , погоняя ее пестом или железной палицей. А чтобы не было видно следов, она заметает их метлою или помелом. Помело – палка с намотанной на конце тряпкой, мочалкой, хвоей для обметания. Пест – короткий тяжелый стержень с округлым концом для толчения чего-нибудь в ступе. Каменный, медный, деревянный пест.

Слайд 8

Подробнее об избушке… Живет Баба Яга в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; иногда избушка окружена частоколом из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо дверей – ноги, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами… В избе стоит печь, на которой Баба Яга спит. Избушка умеет поворачиваться вокруг себя. «Курьи ножки» – это название произошло, скорее всего, от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти». Избушка эта не выдуманная, а настоящая. Охотники строили в тайге дома на столбах, а чаще на высоких срубленных пнях. Без окон, без дверей. И складывали туда свою добычу. Скорее всего, Яга и жила в такой охотничьей избушке, т.к. своего дома построить не могла. Дома эти были низенькие: спать можно, а вот встать во весь рост — нет. Поэтому и спала Баба Яга «нос в потолок».

Слайд 9

Баба Яга обладает волшебными вещами: • ковром-самолетом, • гуслями-самогудами , • мечом-кладенцом , • сапогами-скороходами и многими другими… Волшебные вещи

Слайд 10

Работа Бабы Яги Баба Яга варила разные зелья, сушила травы, знала старинные заклинания от сглазу, от порчи; особой любовью у людей не пользовалась, скорее даже наоборот: боялись её. За характер скрытный, нелюдимый, за знания колдовские , непонятные. А помощь Бабы Яги время от времени многим была нужна — то корова заболеет, то засуха грянет. Кто поможет? Известно — к Бабе Яге в лес идти нужно.

Слайд 11

Во всех русских народных сказках Баба Яга играет важную роль. К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. Но в сказках она либо помогает, либо нет. Герои обращаются к Бабе Яге ласково – «бабушка». Баба Яга помогает героям, которые заслуживают этого, хотя не переносит русского духа. В двух сказках Баба Яга погибает: в одной – упала в огненную реку с моста ( «Марья Моревна » ), в другой ей отрубает голову Иван-царевич («Иван-царевич и Белый Полянин» ). Эта сказка необычна тем, что Баба Яга живет не в избушке на курьих ножках, а в белокаменных палатах. Баба Яга ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями. Баба Яга – обладательница огня ( «Василиса Прекрасная» ), волшебных вещей, знания, помогающего главному герою одолеть своего противника ( «Царевна-лягушка» ). Образы в сказках

Слайд 12

Яга — воительница Сражается с героями и побеждает многих из них. Прилетев в избу и застав ней постороннего человека, избивает его до полусмерти. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю; она выступает против приехавших в её царство богатырей, причём, в отличие от змея, который обычно выступает единолично, нападает во главе целого воинства.

Слайд 13

Этот образ можно подразделяет на несколько функциональных надтипов . Яга – советчица. Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре. Яга-советчица. Яге подчиняются силы природы и животный мир, ей подвластна утро и ночь, вихри и вьюги. Яга – охранительница(покровительница). Следит с помощью своих волшебных помощников(совы, блюдичка и пр.) за похождениями героя Яга — дарительница

Слайд 14

Мать – бабка для нескольких своих дочерей – внучек — ягишин , хозяйка лесных зверей(аналог лешего), тетка . В трех сказках Баба Яга имеет сестер , в одной сказке – даже детей (41 дочь). Яга — прародительница

Слайд 15

Яга — похитительница Это наиболее распространенный образ, характерный для сказок северных областей. В сказках Яга часто похищает детей и стремится изжарить их в печи, что напоминает известный во многих местах обряд « перепекания ребёнка», символически уничтожали, чтобы возродился вновь уже другим человеком.

Слайд 16

Мы сделали результаты исследований по следующим 11 сказкок : «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Баба Яга», «Баба Яга и Заморышек », «Марья Моревна », «Иван-царевич и Белый Полянин», «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», «Заколдованная королевна», « Финист – ясный сокол», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»: В 6 сказках из 11 Баба Яга – положительный персонаж; в 5 сказках – отрицательный. Значит, Бабу Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей. Во всех сказках Баба Яга действует в трех воплощениях: 1) Яга-богатырша ( «Иван-царевич и Белый Полянин» ), где она на равных бьется с богатырями; 2) Яга-похитительница ( «Гуси-лебеди» , «Баба Яга» ), где крадет детей; 3) Яга-дарительница (во всех остальных сказках), где она приветливо встречает главного героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает богатые дары. Образы в сказках

Слайд 17

Разные образы Бабы Яги:

Слайд 18

Мы решили провести опрос среди учащихся 1-5 классов, т.к.нам стало интересно: что думают другие ученики о Бабе Яге? Им было предложено ответить на следующие вопросы: • Нравится ли вам Баба Яга? Почему? • Какие сказки с участием Бабы Яги ты читал(а)? • Какой Вы представляете себе Бабу Яги? • Баба Яга – это положительный или отрицательный герой? • В каких сказках(мультфильмах) Баба Яга помогала сказочным персонажам? Опрос

Слайд 19

Нравится ли вам Баба Яга? 8 2 16 9 57 33 13 10

Слайд 20

Баба Яга – положительный или отрицательный герой? 14 2 2 13 4 7 2 7 14 4 61 16 13

Слайд 21

Прочитанные книги

Слайд 22

Баба Яга испытывает людей, наказывает их (губит), дарит клубок (путеводную нить), дает советы, которые способствуют достижению цели, «чует сердцем», а значит — ведает судьбой. Баба Яга похищает и ест детей и людей, связана с ночью и тьмой, ей служит черный кот, она всегда старая, у неё есть костяная нога, она слепа, не видит, а чует носом — «русским духом пахнет», живет в избушке без окон и дверей, вокруг ее дома – ограда из черепов; огонь, данный ею, может убить, а значит, она связана со смертью и подземным миром. Баба Яга живет в дремучем лесу, служат ей дикие звери, а значит, она повелительница зверей и леса . Баба Яга летает на ступе, ей служат гуси-лебеди, она поднимает ветер помелом, свистит (свист связан с ветром), а значит, она связана с воздушной стихией. Бабе Яге подвластны утро, день, ночь (белый, красный и черный всадники), а значит, она повелительница времени. Баба Яга ведает огнем (глаза черепов в ограде), лежит на печи, значит, она связана с огнем небесным, подземным и домашним Обобщение

Слайд 23

Наше исследование показало, что Баба Яга – вымышленный сказочный персонаж. Ее прообразом является славянская богиня смерти. Сущность образа Бабы Яги в русских народных сказках имеет более глубокий смысл, нежели просто злая сварливая старуха. Это образ величественной фигуры древней богини, повелевающей Временем, Огнем, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой. Результаты исследований

nsportal.ru

Сказки про Бабу-ягу и о Бабе-яге

На границе тьмы и света, среди древнего леса давным-давно появилась изба, да не простая, а на курьих ножках. Сея избушка обнесена частоколом из костей человеческих. А хозяйка зловещего места – Баба Яга. На весь мир и междумирье прогремела она своим нестабильным характером – то злой колдуньей прикинется, то гостеприимством заманивает в чащу.

Одних съест, другим поможет, посоветует, иль подарок странный преподнесет, а некоторые удостаиваться гаданий и предсказаний судьбы.

Всё в чащобе лесной необычно, даже дом её, словно разумом наделен. По приказу старухи поворачивается то к лесу, то к гостям задом. Вмещает в себя разную живность – черных котов, юрких мышей, сушеных лягушек, да вёртких змей. Вороньё кружит над тем местом. Они-то и являются главными помощниками Яги.

Ведьма путешествует исключительно в ступе. Раньше колесница была деревянная, а с приходом нанотехнологий, заменила её на реактивный ранец. Но неизменным остается метла, которой заметает она физические и магические следы. Помимо этих вещей, в арсенале у кудесницы есть летающий ковер, гусли, играющие под настроение, меч силой неземной наделенный, сапоги, одев которые, можно в мгновенье ока очутиться на другом конце света и многое другое.

Фольклор

Окунаясь в русские сказки про Бабу Ягу, можно увидеть, что она была основным персонажем во многих мифах. То она появляется у Эдуарда Успенского в его произведении «Вниз по волшебной реке», то становится главным источником у Стругацких «Понедельник начинается в субботу».

Как в новых, так и старых легендах, она часто представляла собой мифическую героиню, состоящей на службе у темных сил. Однако это не совсем верно. Если обратится в историю Древней Руси, то Яга в те времена была ведьмой, т.е. ведающей матерью. Природа с ней щедро делилась тайнам растений, животные говорили с ней, а сильные маги и чародеи приходили к ней за советом.

www.larec-skazok.ru

«Баба — Яга, костяная нога». История возникновения сказочного персонажа.

Во времена моего детства, когда каждая уважающая себя школа проводила предновогодние утренники (для младших классов) и «дискотеки» (для старших), непременной деталью этих действ были представления приглашенных артистов — иногда профессиональных, из местного драмтеатра, иногда любителей — мам, пап, учителей.

И таким же непременным был состав участников — Дед Мороз, Снегурочка, лесная живность (белки, зайцы и т. д.), иногда — пираты, бременские музыканты и черти с кикиморами. Но главным злодеем была Баба-Яга. В каких только интерпретациях не представала она перед изумленной публикой — и горбатая старуха, и женщина средних лет с ярким макияжем — что-то среднее между цыганкой-гадалкой и ведьмой, и сексапильное юное создание в платьице из заплат и обворожительными лохмами на голове. Неизменна была лишь ее суть — как можно больше напакостить «добрым персонажам» — не пустить на елку, отобрать подарки, превратить в старый пень — список не ограничен.

На грани двух миров, светлого и темного, посреди дремучего леса издревле векует в странной избушке, окруженной забором из человеческих костей, старая Яга. Иной раз к ней заглядывают гости с Руси. Одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Она имеет обширные знакомства в живом и мертвом царствах, свободно посещает их. Кто она, откуда пришла в русский фольклор, почему ее имя чаще встречается в сказках северной Руси, попытаемся разобраться. Можно предположить, что сказочный образ Яги возник в русском народном творчестве как результат многовекового взаимодействия на общем индоиранском фоне славянской и финно–угорской культур.

Несомненно, что проникновение русских на Север, в Югру и Сибирь, знакомство с бытом местного населения и последующие рассказы о нем оказали заметное влияние на формирование образа Яги в русских, а затем и зырянских сказках. Именно новгородские ушкуйники, казаки-первопроходцы, воины, ямщики и солдаты принесли на Русь те необыкновенные сведения о жизненном укладе, обычаях и верованиях Югры, которые, перемешавшись с древнеславянской мифологией и фольклором, наложили отпечаток на волшебные сказки о Бабе Яге.

А кто такая эта Баба-Яга на самом деле? Фольклорный элемент? Плод народного воображения? Реальный персонаж? Выдумка детских писателей? Попробуем выяснить происхождение самого коварного сказочного персонажа нашего детства.

Славянская мифология

Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) — древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице — это бесспорные следы матриархата.

Постоянное место обитания Яги – дремучий лес. Живет она в маленькой избушке на курьих ножках, такой маленькой, что, лежа в ней, Яга занимает всю избу. Подходя к избушке, герой обыкновенно говорит: «Избушка — избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!» Поворачивается избушка, а в ней Баба Яга: «Фу–фу! Русским духом пахнет… Ты, добрый молодец, от дела лытаешь или дела пытаешь?» Тот ей и отвечает: «Ты прежде напои, накорми, а потом про вести спрашивай».

Несомненно, что сказка эта придумана людьми, хорошо знакомыми с бытом обских угров. Фраза о русском духе попала в нее не случайно. Деготь, широко применявшийся русскими для пропитки кожаной обуви, сбруи и корабельных снастей раздражал чуткое обоняние таежников, употреблявших для пропитки обуви гусиный и рыбий жиры. Гость, зашедший в юрту в сапогах, смазанных дегтем, оставлял после себя стойкий запах «русского духа».

Костяная нога была змеиным хвостом?

Особое внимание привлекает костеногость, одноногость бабы-яги, связываемая с ее некогда звероподобным или змееподобным обликом: «Культ змей как существ, сопричастных к стране мертвых, начинается, по-видимому, уже в палеолите. В палеолите известны изображения змей, олицетворяющих преисподнюю. К этой эпохе относится возникновение образа смешанной природы: верхняя часть фигуры от человека, нижняя от змеи или, может быть, червя».
По мнению К. Д. Лаушкина, считающего бабу-ягу богиней смерти, одноногие существа в мифологиях многих народов так или иначе связаны с образом змеи (возможное развитие представлений о подобных существах: змея — человек со змеиным хвостом — одноногий человек — хромой и т. п.).

В. Я. Пропп отмечает, что «Яга, как правило, не ходит, а летает, подобно мифическому змею, дракону». «Как известно, общерусское „змея» не является исконным названием этого пресмыкающегося, а возникло как табу по связи со словом „земля» — „ползающая по земле»», — пишет О. А. Черепанова, высказывая предположение, что исконным, не установленным пока названием змеи могло быть яга.

Один из возможных отголосков давних представлений о таком змееподобном божестве — прослеживаемый в верованиях крестьян ряда губерний России образ огромной лесной (белой) или полевой змеи, которая властна над скотом, может наделить всеведением и т. п.

Костяная нога — связь со смертью?

По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души.

Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах.

Но все-таки Баба-Яга — существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога».

Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь — кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.

Сказки

В волшебных сказках она действует в трех воплощениях. Яга-богатырша обладает мечом-кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну.

И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.
Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.
Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.

Почитание всех ее свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках. В одной из них говорится так: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит». Речь идет о сохе-кормилице, самом важном в крестьянском обиходе орудии труда.

Такую же огромную роль в жизни сказочного героя играет и загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга.

Версия Владимира Даля

«ЯГА или яга-баба, баба-яга, ягая и ягавая или ягишна и ягинична, род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи. Стоит яга, во лбу рога (печной столб с воронцами)? Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; сосцы висят ниже пояса; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит ягу, становится нем. Ягишною зовут злую, бранчивую бабу».
«Баба-яга или Яга-баба, сказочное страшилище, болыпуха над ведьмами, подручница сатаны. Баба-яга костяная нога: в ступе едет, пестом погоняет (упирается), помелом след заметает. Она простоволоса и в одной рубахе без опояски: то и другое — верх бесчиния».

Баба-Яга у других народов

Бабу-ягу (польскую Ендзу, чешскую Ежибабу) принято считать страшилищем, верить в которое пристало лишь малым детям. Но еще полтора века назад в Белоруссии в нее — страшную богиню смерти, губящую тела и души людей,— верили и взрослые. И богиня эта — одна из древнейших.

Этнографы установили ее связь с первобытным обрядом инициации, справлявшимся еще в палеолите и известным у самых отсталых народов мира (австралийцев).

Для посвящения в полноправные члены племени подростки должны были пройти особые, порой тяжелые, обряды — испытания. Исполнялись они в пещере или в глухом лесу, близ одинокой хижины, и распоряжалась ими старая женщина — жрица. Самое страшное испытание состояло в инсценировке «пожирания» испытуемых чудовищем и их последующего «воскресения». Во всяком случае, они должны были «умереть», побывать в потустороннем мире и «воскреснуть».

Все вокруг нее дышит смертью и ужасом. Засовом в ее избе служит человеческая нога, запорами — руки, замком — зубастая пасть. Тын у нее — из костей, а на них — черепа с пылающими глазницами. Она жарит и ест людей, особенно детей, при этом печь лижет языком, а угли выгребает ногами. Изба ее покрыта блином, подперта пирогом, но это — символы не изобилия, а смерти (поминальная еда).

По белорусским поверьям, Яга летает в железной ступе с огненной метлой. Где она несется — бушует ветер, стонет земля, воют звери, прячется скот. Яга — могущественная колдунья. Служат ей, как и ведьмам, черти, вороны, черные коты, змеи, жабы. Она оборачивается змеей, кобылой, деревом, вихрем и т.д.; не может лишь одного — принять сколько-нибудь нормальный человеческий облик.

Обитает Яга в глухом лесу или подземном мире. Она и есть хозяйка подземного ада: «Ты хочешь идти в пекло? Я — Ежи-ба-ба»,— говорит Яга в словацкой сказке. Лес для земледельца (в отличие от охотника) — недоброе место, полное всякой нечисти, тот же потусторонний мир, а знаменитая избушка на курьих ножках — как бы проходная в этот мир, потому и нельзя в нее войти, пока он не повернется к лесу задом.

С Ягой-вахтершей трудно справиться. Героев сказки она избивает, связывает, вырезает ремни из спин, и только самый сильный и храбрый герой одолевает ее и спускается в преисподнюю. При этом всем Яга имеет черты повелительницы Вселенной и выглядит какой-то жуткой пародией на Мать Мира.

Яга — тоже богиня-мать: у нее три сына (змеи или великаны) и 3 или 12 дочерей. Возможно, она и есть поминаемая в ругательствах чертова мать или бабушка. Она — домовитая хозяйка, ее атрибуты (ступа, метла, пест) — орудия женского труда. Яге служат три всадника — черный (ночь), белый (день) и красный (солнце), ежедневно проезжающие через ее «проходную». С помощью мертвой головы она повелевает дождем.

Яга — богиня общеиндоевропейская.

У греков ей соответствует Геката — страшная трехликая богиня ночи, колдовства, смерти и охоты.
У германцев — Перхта, Хольда (Хель, Фрау Халлу).
У индийцев — не менее жуткая Кали.
Перхта-Хольда обитает под землей (в колодцах), повелевает дождем, снегом и вообще погодой и носится, подобно Яге или Гекате, во главе толпы призраков и ведьм. У немцев Перхту заимствовали их славянские соседи — чехи и словенцы.

Альтернативные варианты происхождения образа

В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах.
Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги, — отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная нога». Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи. Так, Баба-Яга — это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей.

Еще вариант:

Возможно, что таинственная избушка на курьих ножках не что иное, как широко известный на Севере «лабаз», или «чамья», – тип хозяйственной постройки на высоких гладких столбах, предназначенный для сохранения снастей и припасов. Лабазы всегда ставятся «к лесу задом, к путнику передом», чтобы вход в него находился со стороны реки или лесной тропы.

Небольшие охотничьи лабазы иногда делаются на двух–трех высоко спиленных пнях – чем не курьи ножки? Еще больше похожи на сказочную избушку небольшие, без окон и без дверей, культовые амбарчики в ритуальных местах – «урах». В них обычно находились кук–лы–иттармы в меховой национальной одежде. Кукла занимала собой почти весь амбарчик –может, поэтому избушка в сказках всегда мала для Бабы Яги?

По другим сведениям Баба-Яга у некоторых славянских племён (у русов в частности) — жрица, руководившая обрядом кремации мёртвых. Она закалывала жертвенный скот и наложниц, которых затем кидали в огонь.

И еще версия:

«Изначально Баба-яга называлась Баба-Йога (вспомните «баба-йожка»)- так что Баба-яга на самом деле — владеющая йогой.»

«В Индии йогов и странствующих садху уважительно называют баба (хинди बाबा — «отец»). Многие ритуалы йогов проводятся у костра и малопонятны иноземцам, что вполне могло дать пищу для фантазий и сюжетов сказок, где баба йог мог трансформироваться в Бабу Ягу. У индийских племен нагов принято сидеть у костра, делать ягью (жертвоприношения огню), обмазывать тело пеплом, ходить без одежды (нагими), с посохом («костяная нога»), длинными спутанными волосами, носить кольца в ушах, повторять мантры («заклинания») и практиковать йогу. Наги в индийской мифологии — змеи с одной или несколькими головами (прообраз Змея Горыныча). В этой и других йндийских сектах совершались загадочные и пугающие ритуалы с черепами, костями, совершались жертвоприношения и т.п.»

Еще есть у Соловьева в «Истории Государства Российского» про бабу Ягу есть — версия — что был такой народ Яги — который растворился в русских. Людоедели по лесам, немного и пр. Известен князь Ягайло, например. Так что сказки — сказками — этносы — этносами.

А вот еще одна версия гласит, что  Баба Яга — это монголо-татарский золотоординский сборщик налога с завоёванных (ну, ок, ок, союзных ) земель. Лицом страшен, глаза раскосые. Одежда напоминает женскую и не разберёшь, мужик или баба. И приближённые зовут его не то Бабай (то есть Дед и вообще старший), не то Ага (чин такой)… Вот оно и Бабай-Ага, то есть Баба Яга. Ну, и не любят его все — за что же сборщика налогов любить?

Вот есть еще версия, не заслуживающая доверия, но упорно гуляющая по интернету:

Оказывается, баба-яга из русских сказок жила совсем не в России, а в Центральной Африке. Она была королевой племени людоедов яггa. Поэтому ее стали называть королева Ягга. Позже, уже у нас на родине, она превратилась в людоедку бабу-ягу. Произошло это превращение так. В XVII веке в Центральную Африку вместе с португальскими войсками пришли миссионеры-капуцины. В районе бассейна реки Конго появилась португальская колония Ангола. В ней-то и находилось маленькое туземное королевство, которым управлял смелый воин Нгола Мбанка. Вместе с ним жила его любимая младшая сестра Нцинга. Но вот сестренке тоже захотелось поцарствовать. Она отравила своего брата и объявила себя королевой. В качестве счастливого амулета, дающего власть, любящая сестра повсюду таскала с собой в сумке кости своего брата. Отсюда, по-видимому, в русской сказке и появляется непонятное выражение «Баба-яга — костяная нога».

Два капуцина, брат Антонио де Гаета и брат Дживанни де Монтекугго, написали о королеве Ягге целую книгу, в которой описывали не только способ ее прихода к власти, но и принятие ею на старости лет христианства. Эта книга попала в Россию, и здесь из рассказа о негритянке-людоедке получилась сказка о русской бабе-яге.

Эта «версия» не имеет источника. Гуляет по интернету со ссылкой на художественную книгу некоего Г. Климова (русско-американский писатель

Ну и так далее , при случае можно найти еще с десяток версий происхождения этого сказочного персонажа.

Рекомендуется к просмотру: 

www.stena.ee

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *