В гостях у некрасова изложение – Развитие речи. Сжатое изложение «В гостях у Некрасова»
Развитие речи. Сжатое изложение «В гостях у Некрасова»
6 класс
Урок развития речи. Выборочное изложение – описание помещения.
Цель урока:
Задачи урока:
Обучать учащихся умениям осмысливать содержание исходного текста, вдумываться в особенности его языкового строя;
Формировать у учащихся умения отбирать факты для раскрытия поставленной дидактической задачи;
Формировать умения сохранять строение текста, языковые средства, характерные для стиля речи;
Формировать умение излагать мысли в соответствии с нормами русского литературного языка;
Расширять словарный запас, кругозор учащихся.
Оборудование: текст М.Басиной «В гостях у Некрасова»; презентация «В гостях у Некрасова»
Ход урока
1. Организационный момент
2. Краткое вводное слово учителя
Сегодня мы пишем выборочное изложение-описание помещения по рассказу М. Басиной «В гостях у Некрасова». (Слайд №1)
Нам предстоит совершить воображаемое путешествие в Санкт-Петербург. Мы побываем в Мемориальном музее-квартире Николая Алексеевича Некрасова.
На уроках литературы вы знакомились с произведениями этого автора. Давайте вспомним, с какими?
(«Дед Мазай и зайцы», «Генерал Топтыгин», «Крестьянские дети», «Мужичок с ноготок»)
Николай Алексеевич Некрасов (1821 – 1877) – русский поэт, родился в семье небогатого помещика. Маленькому Николаю не дозволялось дружить с крепостными крестьянскими детьми, но он часто убегал к своим деревенским товарищам, купался с ними на речке, ходил за грибами. Впоследствии Некрасов никогда не забывал о своих друзьях детства. Он открыл школу для крестьянских детей, в которой они обучались бесплатно. Крестьянские дети навсегда остались его любимцами. Он общался с ними не только в жизни, но и в своей поэзии. Им он посвятил множество стихотворений. Дети для него – символ будущего России, мечта о честном и добром человеке.
(Слайд № 2,3,4,5)
А сейчас мы отправимся в гости к этому удивительному поэту, увидим кабинет, в котором он создавал свои произведения. (Слайд № 6)
Внимательно послушайте рассказ М Басиной «В гостях у Некрасова» и подумайте, какую часть текста мы используем для описания кабинета поэта, а какую часть опустим.
3. Чтение текста изложения
В ГОСТЯХ У НЕКРАСОВА
Мы поднимаемся по широкой пологой лестнице, по тем самым ступеням, по которым столько раз поднимались Некрасов, Тургенев, Лев Толстой, Островский… Всех не перечислишь.
На втором этаже останавливаемся перед дверью со скромной медной дощечкой, на которой написано: «Николай Алексеевич Некрасов».
Из прихожей через большую светлую комнату, обставленную старинной мебелью, — приемную – попадаем в кабинет поэта.
Как много сделано в этой комнате для русской литературы! Здесь Некрасов работал. Вот за этим самым столом, на котором, как и тогда, стоят бюсты Пушкина и Гоголя.
А вот в этих глубоких мягких креслах, что стоят у камина, он любил отдыхать, читать, беседовать с гостями. Между кресел – маленький курительный столик, подарок друзей. На камине часы и фигурки двух лошадок. У письменного стола – этажерка, на которой лежали рукописи и корректуры. В книжных шкафах, что разместились вдоль стен, есть подлинные книги из библиотеки Некрасова. (135 слов)
(Слайд №7,8,9,10)
4. Работа над текстом
Беседа по вопросам:
(художественный, описание)
(во второй части)
(описание лестницы, приемной опускается)
(Как много сделано в этой комнате для русской литературы!)
Именно с этого предложения рекомендуется начать изложение
(с письменного стола)
(потому что именно этот предмет интерьера говорит о работе писателя)
(этажерка с рукописями и корректурами)
(в глубоких мягких креслах, что стоят у камина)
(Книги занимают одно из главных мест, они находятся в шкафах вдоль стен. Среди них есть подлинные книги из библиотеки Некрасова)
(автор использует глагол «разместились» не случайно. Тем самым он подчеркивает, что книги играли важную роль в жизни писателя, и шкафы не просто стоят, они хранят в себе настоящие сокровища. Поэтому автор говорит о них, как о людях.)
Словарная работа:
(Некоторые слова вызывают затруднения у учащихся при определении их лексического значения. Данные слова записываю на доске с определением. Учащиеся записывают их в тетрадь или словарик)
Этажерка – предмет мебели в виде полочек, укрепленных на стойках друг над другом
Корректура – исправление ошибок на оттиске типографского набора
Рукопись – подлинник или копия текста, написанные от руки
Особенности описания в данном тексте:
Обращаю внимание учащихся на особенности описания: предметы не просто перечислены, а показаны как бы через действия самого Некрасова:
Вот за этим самым столом; в этих глубоких мягких креслах…любил отдыхать; маленький курительный столик – подарок друзей.
Синтаксическая разминка:
По теме, связанной с содержанием текста, составьте сложенное предложение. Расскажите о постановке в нем знаком препинания, составьте его схему
5. Повторное чтение текста учителем.
6. Написание учащимися выборочного изложения.
В слабых классах написание изложения можно провести на следующем уроке. А после повторного чтения текста предложить учащимся составить план изложения.
На данном уроке возможно использование мультимедийной презентации (по желанию учителя), подробно иллюстрирующей текст изложения.
Использованная литература:
1. Л.А.Виноградова, А.Н.Горчак «Сборник текстов для изложений» М., 1981
2.С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка» М., 1990
1. www.museum.ru
2. www.spbflat.ru
3. www.wikimapia.org
4. www.nekrasov.org.ru
intolimp.org
Урок развития речи. Выборочное изложение – описание помещения
Разделы: Русский язык
Цель урока: научить писать выборочное
изложение.
Задачи урока:
- Обучать учащихся умениям осмысливать содержание исходного текста, вдумываться в особенности его языкового строя;
- Формировать у учащихся умения отбирать факты для раскрытия поставленной дидактической задачи;
- Формировать умения сохранять строение текста, языковые средства, характерные для стиля речи;
- Формировать умение излагать мысли в соответствии с нормами русского литературного языка;
- Расширять словарный запас, кругозор учащихся.
- Воспитывать интерес к изучению творчества Некрасова
Оборудование: текст М.Басиной «В гостях у Некрасова»; презентация «В гостях у Некрасова»
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Краткое вводное слово учителя
– Сегодня мы пишем выборочное
изложение-описание помещения по рассказу М.
Басиной «В гостях у Некрасова». Нам предстоит
совершить воображаемое путешествие в
Санкт-Петербург. Мы побываем в Мемориальном
музее-квартире Николая Алексеевича Некрасова. На
уроках литературы вы знакомились с
произведениями этого автора. Давайте вспомним, с
какими?
Николай Алексеевич Некрасов (1821 – 1877) – русский
поэт, родился в семье небогатого помещика.
Маленькому Николаю не дозволялось дружить с
крепостными крестьянскими детьми, но он часто
убегал к своим деревенским товарищам, купался с
ними на речке, ходил за грибами. Впоследствии
Некрасов никогда не забывал о своих друзьях
детства. Он открыл школу для крестьянских детей,
в которой они обучались бесплатно. Крестьянские
дети навсегда остались его любимцами. Он общался
с ними не только в жизни, но и в своей поэзии. Им он
посвятил множество стихотворений. Дети для него
– символ будущего России, мечта о честном и
добром человеке.
А сейчас мы отправимся в гости к этому
удивительному поэту, увидим кабинет, в котором он
создавал свои произведения.
3. Чтение текста изложения (текст взят из сборника Л.А.Виноградовой, А.Н.Горчак «Сборник текстов для изложений» М., 1981г.)
В ГОСТЯХ У НЕКРАСОВА
Мы поднимаемся по широкой пологой лестнице, по
тем самым ступеням, по которым столько раз
поднимались Некрасов, Тургенев, Лев Толстой,
Островский… Всех не перечислишь.
На втором этаже останавливаемся перед дверью со
скромной медной дощечкой, на которой написано:
«Николай Алексеевич Некрасов».
Из прихожей через большую светлую комнату,
обставленную старинной мебелью, приемную –
попадаем в кабинет поэта.
Как много сделано в этой комнате для русской
литературы! Здесь Некрасов работал. Вот за этим
самым столом, на котором, как и тогда, стоят бюсты
Пушкина и Гоголя.
4. Работа с текстом
Беседа по вопросам:
- Определите стиль и тип текста? (Художественный, описание)
- В каком стиле вы будете писать изложение?
- Какие средства выразительности характерны для этого стиля?
- В какой части текста автор описывает кабинет Некрасова? (Во второй части)
- Какую часть текста мы не включим в изложение? (Описание лестницы, приемной опускается)
- В каком предложении автор подчеркивает
значение Некрасова для русской литературы? (Как
много сделано в этой комнате для русской
литературы!)
Именно с этого предложения рекомендуется начать изложение - С чего начинается описание кабинета Некрасова? (С письменного стола)
- Почему именно с письменного стола? (Потому что именно этот предмет интерьера говорит о работе писателя)
- Что еще в кабинете указывает на работу писателя? (Этажерка с рукописями и корректурами)
- Где любил отдыхать Некрасов? (В глубоких мягких креслах, что стоят у камина)
- Какое место в кабинете занимают книги? (Книги занимают одно из главных мест, они находятся в шкафах вдоль стен. Среди них есть подлинные книги из библиотеки Некрасова)
- Какой глагол употребляет автор, говоря о книжных шкафах и почему? (Автор использует глагол «разместились» не случайно. Тем самым он подчеркивает, что книги играли важную роль в жизни писателя, и шкафы не просто стоят, они хранят в себе настоящие сокровища. Поэтому автор говорит о них, как о людях.)
Словарная работа:
(Некоторые слова вызывают затруднения у учащихся при определении их лексического значения. Данные слова записываю на доске с определением. Учащиеся записывают их в тетрадь или словарик)
Этажерка – предмет мебели в виде полочек,
укрепленных на стойках друг над другом
Корректура – исправление ошибок на оттиске
типографского набора
Рукопись – подлинник или копия текста,
написанные от руки
Особенности описания в данном тексте:
Обращаю внимание учащихся на особенности описания: предметы не просто перечислены, а показаны как бы через действия самого Некрасова:
Вот за этим самым столом; в этих глубоких мягких креслах…любил отдыхать; маленький курительный столик – подарок друзей.
Синтаксическая разминка:
По теме, связанной с содержанием текста, составьте сложенное предложение. Расскажите о постановке в нем знаком препинания, составьте его схему.
5. Повторное чтение текста учителем
6. Написание учащимися выборочного изложения
В слабых классах написание изложения можно
провести на следующем уроке. А после повторного
чтения текста предложить учащимся составить
план изложения.
На данном уроке возможно использование
мультимедийной презентации (по желанию учителя),
подробно иллюстрирующей текст изложения (см. Приложение 1)
Использованные ресурсы сети «Интернет»:
1. www.museum.ru
2. www.spbflat.ru
3. www.wikimapia.org
4. www.nekrasov.org.ru
3.05.2010
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок развития речи. Выборочное изложение
Урок литературы в 5 классе
Урок развития речи. Выборочное изложение – описание помещения.
Цель урока:
Повторить стили и типы речи, дать понятие о выборочном изложении.
Научить писать выборочное изложение.
Воспитывать интерес к русской литературе.
Задачи урока:
Обучать учащихся умениям осмысливать содержание исходного текста, вдумываться в особенности его языкового строя;
Формировать у учащихся умения отбирать факты для раскрытия поставленной дидактической задачи;
Формировать умения сохранять строение текста, языковые средства, характерные для стиля речи;
Формировать умение излагать мысли в соответствии с нормами русского литературного языка;
Расширять словарный запас, кругозор учащихся.
Регулятивные УУД: выделять учебную задачу на основе соотнесения
известного, освоенного и неизвестного.
Познавательные УУД: уметь с большей долей самостоятельности работать с
моделями,соотносить результаты с реальностью в
рамках изученного материала.
Каммуникативные УУД: с полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с поставленной задачей.
Личностные УДД осознавать и определять интерес к созданию
собственных текстов, к письменной форме общения.
Оборудование: текст М.Басиной «В гостях у Некрасова»; презентация «В гостях у Некрасова», Толковый словарь С.И. Ожегова, словарные слова.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку.
2. Краткое вводное слово учителя
Сегодня мы пишем выборочное изложение-описание помещения по рассказу М. Басиной «В гостях у Некрасова».
Нам предстоит совершить воображаемое путешествие в Санкт-Петербург. Мы побываем в Мемориальном музее-квартире Николая Алексеевича Некрасова.
На уроках литературы вы знакомились с произведениями этого автора. Давайте вспомним, с какими?
(«Дед Мазай и зайцы», «Генерал Топтыгин», «Крестьянские дети», «Мужичок с ноготок», «Есть женщины в русских селеньях…», «На Волге», «Мороз, красный нос»).
Сообщение учащегося.
Николай Алексеевич Некрасов (1821 – 1877) – русский поэт, родился в семье небогатого помещика. Маленькому Николаю не дозволялось дружить с крепостными крестьянскими детьми, но он часто убегал к своим деревенским товарищам, купался с ними на речке, ходил за грибами. Впоследствии Некрасов никогда не забывал о своих друзьях детства. Он открыл школу для крестьянских детей, в которой они обучались бесплатно. Крестьянские дети навсегда остались его любимцами. Он общался с ними не только в жизни, но и в своей поэзии. Им он посвятил множество стихотворений. Дети для него – символ будущего России, мечта о честном и добром человеке.
Учитель.
А сейчас мы отправимся в гости к этому удивительному поэту, увидим кабинет, в котором он создавал свои произведения.
Просмотр презентации.
Внимательно послушайте рассказ М Басиной «В гостях у Некрасова» и подумайте, какую часть текста мы используем для описания кабинета поэта, а какую часть опустим.
3. Чтение текста изложения
В ГОСТЯХ У НЕКРАСОВА
Мы поднимаемся по широкой пологой лестнице, по тем самым ступеням, по которым столько раз поднимались Некрасов, Тургенев, Лев Толстой, Островский… Всех не перечислишь.
На втором этаже останавливаемся перед дверью со скромной медной дощечкой, на которой написано: «Николай Алексеевич Некрасов».
Из прихожей через большую светлую комнату, обставленную старинной мебелью, — приемную – попадаем в кабинет поэта.
Как много сделано в этой комнате для русской литературы! Здесь Некрасов работал. Вот за этим самым столом, на котором, как и тогда, стоят бюсты Пушкина и Гоголя.
А вот в этих глубоких мягких креслах, что стоят у камина, он любил отдыхать, читать, беседовать с гостями. Между кресел – маленький курительный столик, подарок друзей. На камине часы и фигурки двух лошадок. У письменного стола – этажерка, на которой лежали рукописи и корректуры. В книжных шкафах, что разместились вдоль стен, есть подлинные книги из библиотеки Некрасова. (135 слов)
4. Работа над текстом
Беседа по вопросам:
(художественный, описание)
(во второй части)
(описание лестницы, приемной опускается)
(Как много сделано в этой комнате для русской литературы!)
(Именно с этого предложения рекомендуется начать изложение)
(с письменного стола)
(потому что именно этот предмет интерьера говорит о работе писателя)
(этажерка с рукописями и корректурами)
(в глубоких мягких креслах, что стоят у камина)
(Книги занимают одно из главных мест, они находятся в шкафах вдоль стен. Среди них есть подлинные книги из библиотеки Некрасова)
(автор использует глагол «разместились» не случайно. Тем самым он подчеркивает, что книги играли важную роль в жизни писателя, и шкафы не просто стоят, они хранят в себе настоящие сокровища. Поэтому автор говорит о них, как о людях.)
Словарная работа:
(Некоторые слова вызывают затруднения у учащихся при определении их лексического значения. Данные слова записаны на доске с определением)
Этажерка – предмет мебели в виде полочек, укрепленных на стойках друг над другом
Корректура – исправление ошибок на оттиске типографского набора
Рукопись – подлинник или копия текста, написанные от руки
Особенности описания в данном тексте:
Обращаю внимание учащихся на особенности описания: предметы не просто перечислены, а показаны как бы через действия самого Некрасова:
Вот за этим самым столом; в этих глубоких мягких креслах…любил отдыхать; маленький курительный столик – подарок друзей.
5. Повторное чтение текста учителем.
6. Самостоятельная работа учащихся – написание выборочного изложения.
7. Итог урока.
infourok.ru
Этапы ЭЭ Этап урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания, упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся |
| Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала | -Давайте определим готовность к работе, свое настроение; — Сегодня мы продолжим работу с текстом, определим его тип, тему, будем учиться писать выборочное изложение. Краткое вводное слово учителя: сегодня мы пишем выборочное изложение- описание помещения по рассказу М. Басиной « В гостях у Некрасова» | Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку |
| Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей, прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях | Текст изложения ( на каждой парте ). Организует чтение текста и беседу по содержанию. В гостях у Некрасова Мы поднимаемся по широкой пологой лестнице, по тем самым ступеням , по которым столько раз поднимались Некрасов, Тургенев, Лев Толстой, Островский…Всех не перечислишь. На втором этаже останавливаемся перед дверью со скромной медной дощечкой, на которой написано: «Николай Алексеевич Некрасов». Из прихожей через большую светлую комнату, обставленную старинной мебелью, приемную – попадаем в кабинет поэта. Как много сделано в этой комнате для русской литературы! Здесь Некрасов работал. Вот за этим самым столом, на котором, как и тогда, стоят бюсты Пушкина и Гоголя. А вот в этих глубоких мягких креслах, что стоят у камина, он любил отдыхать, читать, беседовать с гостями. Между кресел – маленький курительный столик, подарок друзей. На камине часы и фигурки двух лошадок. У письменного стола – этажерка, на которой лежали рукописи и корректуры. В книжных шкафах, что разместились вдоль стен, есть подлинные книги из библиотеки Некрасова. (135 слов) — Какие чувства вызвало у вас чтение рассказа М. Басиной? -Что значит выборочно пересказать текст? (Выборочно пересказать текст – значит выбрать только те предложения, в которых содержится отдельная конкретная информация). | Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания. Воспринимают информацию, выделяют микротемы. Обдумывают ответы на вопросы и озвучивают их. Выделяют трудные для написания и понимания слова. |
| Обсуждение содержания текста, осмысление | Анализ текста — В какой части текста описывается кабинет Некрасова? ( во второй) -Какую часть текста мы не включим в изложение?(описание лестницы, приемной опускается) -В каком предложении автор подчеркивает значение Некрасова для русской литературы? Именно с этого предложения рекомендуется начать изложение. -С чего начинается описание кабинета Некрасова? ( с письменного стола) -Почему именно с письменного стола?(именно этот предмет говорит о работе писателя) -Что еще в кабинете говорит о работе писателя?( этажерка с рукописями и корректурами) -Где любил отдыхать Некрасов?( в глубоких мягких креслах, что стоят у камина) — Какое место в кабинете занимают книги?( занимают одно из главных мест, они находятся в шкафах вдоль стен) — Какой глагол употребляет автор, говоря о книжных шкафах и почему?(«разместились», как о людях. Они хранят в себе настоящие сокровища) | Отвечают на вопросы, уточняют детали у учителя |
Динамическая пауза | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности | Учитель проводит словарную работу( этажерка, корректура, рукопись) Педагог обращает внимание на особенности описания: предметы не просто перечислены, а показаны словно через действия самого Некрасова Мы ладонь к глазам приставим, ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво. И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек. И направо! И ещё через левое плечо! | Слушают учителя, под руководством учителя составляют план работы над изложением |
| Составление алгоритма, осмысление содержания текста по микротемам | Алгоритм работы над выборочным изложением 1.Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов. 2. Определите границы выборочного изложения в соответствии с темой 3.Определить главную мысль своего изложения 4. Составить план( последовательность с исходным текстом может не совпадать) 5. Подобрать слова, обороты и предложения для связи смысловых частей изложения. 6. Написать черновик. 7. Переписать текст | Соотносят алгоритм, выработанный совместно с одноклассниками, с алгоритмом, предложенным учителем. |
Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа | Написание изложения Слова с неизученными орфограммами заранее записаны учителем на доске. Самоконтроль. После написания работ ученикам предлагается прочитать созданные им тесты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления и переписать на чистовик | Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Задают вопросы для уточнения информации | |
| Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание деятельности учащихся .Заключительная беседа по вопросам. | — Что нового, интересного узнали сегодня на уроке? — Что понравилось, запомнилось, удивило? — Что пригодится вам в будущем? -Над чем заставил задуматься материал урока? — Какие трудности у вас появились в процессе работы? Как вы их преодолевали? — Какое настроение у вас сейчас? | Оценивают работу, обосновывают свою точку зрения.В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы |
multiurok.ru
План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: Урок развития речи. Выборочное изложение – описание помещения.
Урок развития речи. Выборочное изложение – описание помещения.
Цель урока:
- Научить писать выборочное изложение
Задачи урока:
- Обучать учащихся умениям осмысливать содержание исходного текста, вдумываться в особенности его языкового строя;
- Формировать у учащихся умения отбирать факты для раскрытия поставленной дидактической задачи;
- Формировать умения сохранять строение текста, языковые средства, характерные для стиля речи;
- Формировать умение излагать мысли в соответствии с нормами русского литературного языка;
- Расширять словарный запас, кругозор учащихся.
Оборудование: текст М.Басиной «В гостях у Некрасова»; презентация «В гостях у Некрасова»
Ход урока
1. Организационный момент
2. Краткое вводное слово учителя
Сегодня мы пишем выборочное изложение-описание помещения по рассказу М. Басиной «В гостях у Некрасова». (Слайд №1)
Нам предстоит совершить воображаемое путешествие в Санкт-Петербург. Мы побываем в Мемориальном музее-квартире Николая Алексеевича Некрасова.
На уроках литературы вы знакомились с произведениями этого автора. Давайте вспомним, с какими?
(«Дед Мазай и зайцы», «Генерал Топтыгин», «Крестьянские дети», «Мужичок с ноготок»)
Николай Алексеевич Некрасов (1821 – 1877) – русский поэт, родился в семье небогатого помещика. Маленькому Николаю не дозволялось дружить с крепостными крестьянскими детьми, но он часто убегал к своим деревенским товарищам, купался с ними на речке, ходил за грибами. Впоследствии Некрасов никогда не забывал о своих друзьях детства. Он открыл школу для крестьянских детей, в которой они обучались бесплатно. Крестьянские дети навсегда остались его любимцами. Он общался с ними не только в жизни, но и в своей поэзии. Им он посвятил множество стихотворений. Дети для него – символ будущего России, мечта о честном и добром человеке.
(Слайд № 2,3,4,5)
А сейчас мы отправимся в гости к этому удивительному поэту, увидим кабинет, в котором он создавал свои произведения. (Слайд № 6)
Внимательно послушайте рассказ М Басиной «В гостях у Некрасова» и подумайте, какую часть текста мы используем для описания кабинета поэта, а какую часть опустим.
3. Чтение текста изложения
В ГОСТЯХ У НЕКРАСОВА
Мы поднимаемся по широкой пологой лестнице, по тем самым ступеням, по которым столько раз поднимались Некрасов, Тургенев, Лев Толстой, Островский… Всех не перечислишь.
На втором этаже останавливаемся перед дверью со скромной медной дощечкой, на которой написано: «Николай Алексеевич Некрасов».
Из прихожей через большую светлую комнату, обставленную старинной мебелью, — приемную – попадаем в кабинет поэта.
Как много сделано в этой комнате для русской литературы! Здесь Некрасов работал. Вот за этим самым столом, на котором, как и тогда, стоят бюсты Пушкина и Гоголя.
А вот в этих глубоких мягких креслах, что стоят у камина, он любил отдыхать, читать, беседовать с гостями. Между кресел – маленький курительный столик, подарок друзей. На камине часы и фигурки двух лошадок. У письменного стола – этажерка, на которой лежали рукописи и корректуры. В книжных шкафах, что разместились вдоль стен, есть подлинные книги из библиотеки Некрасова. (135 слов)
(Слайд №7,8,9,10)
4. Работа над текстом
Беседа по вопросам:
- Определите стиль и тип текста?
(художественный, описание)
- В какой части текста автор описывает кабинет Некрасова?
(во второй части)
- Какую часть текста мы не включим в изложение?
(описание лестницы, приемной опускается)
- В каком предложении автор подчеркивает значение Некрасова для русской литературы?
(Как много сделано в этой комнате для русской литературы!)
Именно с этого предложения рекомендуется начать изложение
- С чего начинается описание кабинета Некрасова?
(с письменного стола)
- Почему именно с письменного стола?
(потому что именно этот предмет интерьера говорит о работе писателя)
- Что еще в кабинете указывает на работу писателя?
(этажерка с рукописями и корректурами)
- Где любил отдыхать Некрасов?
(в глубоких мягких креслах, что стоят у камина)
- Какое место в кабинете занимают книги?
(Книги занимают одно из главных мест, они находятся в шкафах вдоль стен. Среди них есть подлинные книги из библиотеки Некрасова)
- Какой глагол употребляет автор, говоря о книжных шкафах и почему?
(автор использует глагол «разместились» не случайно. Тем самым он подчеркивает, что книги играли важную роль в жизни писателя, и шкафы не просто стоят, они хранят в себе настоящие сокровища. Поэтому автор говорит о них, как о людях.)
Словарная работа:
(Некоторые слова вызывают затруднения у учащихся при определении их лексического значения. Данные слова записываю на доске с определением. Учащиеся записывают их в тетрадь или словарик)
Этажерка – предмет мебели в виде полочек, укрепленных на стойках друг над другом
Корректура – исправление ошибок на оттиске типографского набора
Рукопись – подлинник или копия текста, написанные от руки
Особенности описания в данном тексте:
Обращаю внимание учащихся на особенности описания: предметы не просто перечислены, а показаны как бы через действия самого Некрасова:
Вот за этим самым столом; в этих глубоких мягких креслах…любил отдыхать; маленький курительный столик – подарок друзей.
Синтаксическая разминка:
По теме, связанной с содержанием текста, составьте сложенное предложение. Расскажите о постановке в нем знаком препинания, составьте его схему
5. Повторное чтение текста учителем.
6. Написание учащимися выборочного изложения.
В слабых классах написание изложения можно провести на следующем уроке. А после повторного чтения текста предложить учащимся составить план изложения.
На данном уроке возможно использование мультимедийной презентации (по желанию учителя), подробно иллюстрирующей текст изложения.
Использованная литература:
1. Л.А.Виноградова, А.Н.Горчак «Сборник текстов для изложений» М., 1981
2.С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка» М., 1990
Использованные ресурсы сети «Интернет»:
1. www.museum.ru
2. www.spbflat.ru
3. www.wikimapia.org
4. www.nekrasov.org.ru
nsportal.ru
Этапы ЭЭ Этап урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания, упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся |
| Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала | -Давайте определим готовность к работе, свое настроение; — Сегодня мы продолжим работу с текстом, определим его тип, тему, будем учиться писать выборочное изложение. Краткое вводное слово учителя: сегодня мы пишем выборочное изложение- описание помещения по рассказу М. Басиной « В гостях у Некрасова» | Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку |
| Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей, прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях | Текст изложения ( на каждой парте ). Организует чтение текста и беседу по содержанию. В гостях у Некрасова Мы поднимаемся по широкой пологой лестнице, по тем самым ступеням , по которым столько раз поднимались Некрасов, Тургенев, Лев Толстой, Островский…Всех не перечислишь. На втором этаже останавливаемся перед дверью со скромной медной дощечкой, на которой написано: «Николай Алексеевич Некрасов». Из прихожей через большую светлую комнату, обставленную старинной мебелью, приемную – попадаем в кабинет поэта. Как много сделано в этой комнате для русской литературы! Здесь Некрасов работал. Вот за этим самым столом, на котором, как и тогда, стоят бюсты Пушкина и Гоголя. А вот в этих глубоких мягких креслах, что стоят у камина, он любил отдыхать, читать, беседовать с гостями. Между кресел – маленький курительный столик, подарок друзей. На камине часы и фигурки двух лошадок. У письменного стола – этажерка, на которой лежали рукописи и корректуры. В книжных шкафах, что разместились вдоль стен, есть подлинные книги из библиотеки Некрасова. (135 слов) — Какие чувства вызвало у вас чтение рассказа М. Басиной? -Что значит выборочно пересказать текст? (Выборочно пересказать текст – значит выбрать только те предложения, в которых содержится отдельная конкретная информация). | Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания. Воспринимают информацию, выделяют микротемы. Обдумывают ответы на вопросы и озвучивают их. Выделяют трудные для написания и понимания слова. |
| Обсуждение содержания текста, осмысление | Анализ текста — В какой части текста описывается кабинет Некрасова? ( во второй) -Какую часть текста мы не включим в изложение?(описание лестницы, приемной опускается) -В каком предложении автор подчеркивает значение Некрасова для русской литературы? Именно с этого предложения рекомендуется начать изложение. -С чего начинается описание кабинета Некрасова? ( с письменного стола) -Почему именно с письменного стола?(именно этот предмет говорит о работе писателя) -Что еще в кабинете говорит о работе писателя?( этажерка с рукописями и корректурами) -Где любил отдыхать Некрасов?( в глубоких мягких креслах, что стоят у камина) — Какое место в кабинете занимают книги?( занимают одно из главных мест, они находятся в шкафах вдоль стен) — Какой глагол употребляет автор, говоря о книжных шкафах и почему?(«разместились», как о людях. Они хранят в себе настоящие сокровища) | Отвечают на вопросы, уточняют детали у учителя |
Динамическая пауза | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности | Учитель проводит словарную работу( этажерка, корректура, рукопись) Педагог обращает внимание на особенности описания: предметы не просто перечислены, а показаны словно через действия самого Некрасова Мы ладонь к глазам приставим, ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво. И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек. И направо! И ещё через левое плечо! | Слушают учителя, под руководством учителя составляют план работы над изложением |
| Составление алгоритма, осмысление содержания текста по микротемам | Алгоритм работы над выборочным изложением 1.Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов. 2. Определите границы выборочного изложения в соответствии с темой 3.Определить главную мысль своего изложения 4. Составить план( последовательность с исходным текстом может не совпадать) 5. Подобрать слова, обороты и предложения для связи смысловых частей изложения. 6. Написать черновик. 7. Переписать текст | Соотносят алгоритм, выработанный совместно с одноклассниками, с алгоритмом, предложенным учителем. |
Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа | Написание изложения Слова с неизученными орфограммами заранее записаны учителем на доске. Самоконтроль. После написания работ ученикам предлагается прочитать созданные им тесты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления и переписать на чистовик | Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Задают вопросы для уточнения информации | |
| Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание деятельности учащихся .Заключительная беседа по вопросам. | — Что нового, интересного узнали сегодня на уроке? — Что понравилось, запомнилось, удивило? — Что пригодится вам в будущем? -Над чем заставил задуматься материал урока? — Какие трудности у вас появились в процессе работы? Как вы их преодолевали? — Какое настроение у вас сейчас? | Оценивают работу, обосновывают свою точку зрения.В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы |
multiurok.ru
Развитие речи. Сжатое изложение «В гостях у Некрасова»
6 класс
Урок развития речи. Выборочное изложение – описание помещения.
Цель урока:
Задачи урока:
Обучать учащихся умениям осмысливать содержание исходного текста, вдумываться в особенности его языкового строя;
Формировать у учащихся умения отбирать факты для раскрытия поставленной дидактической задачи;
Формировать умения сохранять строение текста, языковые средства, характерные для стиля речи;
Формировать умение излагать мысли в соответствии с нормами русского литературного языка;
Расширять словарный запас, кругозор учащихся.
Оборудование: текст М.Басиной «В гостях у Некрасова»; презентация «В гостях у Некрасова»
Ход урока
1. Организационный момент
2. Краткое вводное слово учителя
Сегодня мы пишем выборочное изложение-описание помещения по рассказу М. Басиной «В гостях у Некрасова». (Слайд №1)
Нам предстоит совершить воображаемое путешествие в Санкт-Петербург. Мы побываем в Мемориальном музее-квартире Николая Алексеевича Некрасова.
На уроках литературы вы знакомились с произведениями этого автора. Давайте вспомним, с какими?
(«Дед Мазай и зайцы», «Генерал Топтыгин», «Крестьянские дети», «Мужичок с ноготок»)
Николай Алексеевич Некрасов (1821 – 1877) – русский поэт, родился в семье небогатого помещика. Маленькому Николаю не дозволялось дружить с крепостными крестьянскими детьми, но он часто убегал к своим деревенским товарищам, купался с ними на речке, ходил за грибами. Впоследствии Некрасов никогда не забывал о своих друзьях детства. Он открыл школу для крестьянских детей, в которой они обучались бесплатно. Крестьянские дети навсегда остались его любимцами. Он общался с ними не только в жизни, но и в своей поэзии. Им он посвятил множество стихотворений. Дети для него – символ будущего России, мечта о честном и добром человеке.
(Слайд № 2,3,4,5)
А сейчас мы отправимся в гости к этому удивительному поэту, увидим кабинет, в котором он создавал свои произведения. (Слайд № 6)
Внимательно послушайте рассказ М Басиной «В гостях у Некрасова» и подумайте, какую часть текста мы используем для описания кабинета поэта, а какую часть опустим.
3. Чтение текста изложения
В ГОСТЯХ У НЕКРАСОВА
Мы поднимаемся по широкой пологой лестнице, по тем самым ступеням, по которым столько раз поднимались Некрасов, Тургенев, Лев Толстой, Островский… Всех не перечислишь.
На втором этаже останавливаемся перед дверью со скромной медной дощечкой, на которой написано: «Николай Алексеевич Некрасов».
Из прихожей через большую светлую комнату, обставленную старинной мебелью, — приемную – попадаем в кабинет поэта.
Как много сделано в этой комнате для русской литературы! Здесь Некрасов работал. Вот за этим самым столом, на котором, как и тогда, стоят бюсты Пушкина и Гоголя.
А вот в этих глубоких мягких креслах, что стоят у камина, он любил отдыхать, читать, беседовать с гостями. Между кресел – маленький курительный столик, подарок друзей. На камине часы и фигурки двух лошадок. У письменного стола – этажерка, на которой лежали рукописи и корректуры. В книжных шкафах, что разместились вдоль стен, есть подлинные книги из библиотеки Некрасова. (135 слов)
(Слайд №7,8,9,10)
4. Работа над текстом
Беседа по вопросам:
(художественный, описание)
(во второй части)
(описание лестницы, приемной опускается)
(Как много сделано в этой комнате для русской литературы!)
Именно с этого предложения рекомендуется начать изложение
(с письменного стола)
(потому что именно этот предмет интерьера говорит о работе писателя)
(этажерка с рукописями и корректурами)
(в глубоких мягких креслах, что стоят у камина)
(Книги занимают одно из главных мест, они находятся в шкафах вдоль стен. Среди них есть подлинные книги из библиотеки Некрасова)
(автор использует глагол «разместились» не случайно. Тем самым он подчеркивает, что книги играли важную роль в жизни писателя, и шкафы не просто стоят, они хранят в себе настоящие сокровища. Поэтому автор говорит о них, как о людях.)
Словарная работа:
(Некоторые слова вызывают затруднения у учащихся при определении их лексического значения. Данные слова записываю на доске с определением. Учащиеся записывают их в тетрадь или словарик)
Этажерка – предмет мебели в виде полочек, укрепленных на стойках друг над другом
Корректура – исправление ошибок на оттиске типографского набора
Рукопись – подлинник или копия текста, написанные от руки
Особенности описания в данном тексте:
Обращаю внимание учащихся на особенности описания: предметы не просто перечислены, а показаны как бы через действия самого Некрасова:
Вот за этим самым столом; в этих глубоких мягких креслах…любил отдыхать; маленький курительный столик – подарок друзей.
Синтаксическая разминка:
По теме, связанной с содержанием текста, составьте сложенное предложение. Расскажите о постановке в нем знаком препинания, составьте его схему
5. Повторное чтение текста учителем.
6. Написание учащимися выборочного изложения.
В слабых классах написание изложения можно провести на следующем уроке. А после повторного чтения текста предложить учащимся составить план изложения.
На данном уроке возможно использование мультимедийной презентации (по желанию учителя), подробно иллюстрирующей текст изложения.
Использованная литература:
1. Л.А.Виноградова, А.Н.Горчак «Сборник текстов для изложений» М., 1981
2.С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка» М., 1990
Использованные ресурсы сети «Интернет»:
1. www.museum.ru
2. www.spbflat.ru
3. www.wikimapia.org
4. www.nekrasov.org.ru
intolimp.by