В детском саду ритмическая гимнастика – : , , . ,
Статья по физкультуре (старшая группа) по теме: ритмическая гимнастика
Утренняя гимнастика — важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей. Мой опыт работы показал, что детям нравится проведение утренней гимнастики в нетрадиционных формах (сюжетные, использование элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов, подвижных игр с разными уровнями подвижности).
РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА
В дошкольные годы закладываются основы здоровья и физического развития человека. Формирование физических качеств, двигательных умений, развитие музыкального слуха и способности сочетания движений с музыкой, все это тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка. Ритмическая гимнастика помогает развивать музыкально-двигательное творчество дошкольников и имеет множество преимуществ:
- дети учатся соотносить движения с музыкой,
- повышается эмоциональная отзывчивость,
- формируется привычка заниматься физическими упражнениями,
- повышается интерес детей к правильному, красивому выполнению движений.
Цель ритмической гимнастики:
- Охрана и укрепление здоровья ребенка.
- Достижение полноценного физического развития.
Задачи:
1. Содействие формированию правильной осанки и предупреждение плоскостопия.
2. Воспитание интереса к двигательной активности и потребности в ней.
3. развитие физических, двигательных качеств и координационных способностей.
4. Воспитание нравственно волевых черт личности — активности и самостоятельности.
Методика проведения занятий по ритмической гимнастике.
Упражнения ритмической гимнастике по своей двигательной структуре просты и доступны для детей. Сюда входят обще развивающие упражнения, бег прыжки, элементы народного и современного танца, но выполняемые под музыкальное сопровождение. Музыкальный репертуар соответствует возрасту детей, сюда можно отнести детские песенки, народную и классическую музыку.
На занятиях дети выполняют нетрадиционные виды упражнений: пальчиковая гимнастика, музыкально подвижные игры. Каждый комплекс состоит из подготовительной и основной части. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Упражнения в этой части выполняются с небольшой амплитудой сюда можно отнести: строевые упражнения, игротанцы – танцевальные шаги, элементы хореографии. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребенка – его центральную нервную систему, различные функции – к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание.
Основная часть длится от 70 до 80 общего времени. Здесь предусмотрены упражнения для мышц шеи, рук, плечевого пояса, туловища и ног. Подбираются с таким расчетом, чтобы равномерно нагрузить все части тела. Вначале все упражняются выполняются в положении стоя, затем идут серия прыжков различных видов.
Хорошо используются танцевальные связки, самое главное, чтобы интенсивность была на много выше подготовительной части. После 1,2 дыхательных упражнений, которые позволяют восстановить дыхание, основная часть комплекса выполняется сидя и лежа на полу. В этой части решаются основные задачи, формируются двигательные умения и навыки, идет основная работа над развитием двигательных способностей: гибкости, мышечной силы, быстроты движений, координации, ловкости, выносливости и др.
Каждый комплекс заканчивается упражнениями на релаксацию, дыхание, укрепление осанки. Можно использовать игровой самомассаж, пальчиковую гимнастику. Все упражнения выполняются в медленно темпе, что создает условия для постепенного снижения нагрузки и обеспечивает постепенный переход от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей.
Этапы обучения.
1. Начальный этап — обучение упражнению (название упражнения, показ упражнения, объяснение техники)
2. Этап углубленного разучивания. Основная задача этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерности движения, усовершенствования ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.
3. Этап закрепления и совершенствования. Ранее разученные упражнения используются в различных комбинациях, комплексах и танцах.
Формирование навыков на разных этапах обучения.
Формирование навыков в средней группе
При работе с детьми 3,5 – 4,5 лет необходимо учитывать следующее:
- Упражнения должны быть доступны детям этого возраста.
- Музыкально – песенное сопровождение должно побуждать их к подражательным движениями вызывать эмоциональный отклик.
- Необходимо исключить муштру – движения дети осваивают постепенно.
- Показ движений должен быть зеркальным.
- Дети должны заниматься без обуви, иначе невозможно укрепить мышечно-связочный аппарат стопы.
- В комплекс необходимо включать упражнения для укрепления мышц руки, прежде всего кисти и пальцев.
- Подбирать упражнения следует с учетом необходимости развивать произвольное внимание, распределять его и расширять объем внимания (например, поднимать и опускать плечи, держа руки книзу ладонями вперед; подниматься и опускаться на носки, не сгибая колени).
- Развивать двигательную произвольную память лучше всего путем неоднократного повторения знакомых упражнений.
Формирование навыков в старшей группе
Движения детей становятся более слаженными, уверенными, осмысленными, мотивированными и управляемыми, дети познают свое тело, его возможности;
Повышается способность к произвольной регуляции двигательной активности
Дети уже могут заставить себя преодолевать трудности при выполнении сложных двигательных заданий, осознано выполнять задания на перемещения в пространстве.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, следует помнить:
решение этих задач создает предпосылки для усложнения и расширения двигательных целей, занятий ритмической гимнастикой, на которых педагог продолжает: развивать двигательную и мышечную память, внимание, сосредоточенность, дисциплину; укреплять мышцы спины и формировать правильную осанку, развивать мышцы стопы, гибкость, силу; отрабатывать работоспособность; отрабатывать чистоту и точность движений, умение самостоятельно анализировать качество выполняемых движений; вырабатывать стремление выполнять движения качественно, красиво.
Формирование навыков в подготовительной к школе группе
Дети подготовительной к школе группы (6 – 7 лет), прошедшие предыдущие ступени обучения, на занятиях ритмической гимнастике могут выполнять достаточно сложные по координации и темпу движения. Они уже работоспособны, выносливы. Психические процессы включаются на занятии осознанно. У детей формируются объективные представления о собственных возможностях. Они настойчивы в отработке и шлифовке движений. Им интересно познавать более сложные по координации движения. Они способны работать над сложным движением, добиваясь его качественного выполнения. Огорчаются, когда что-то не получается, и, наоборот, испытывают огромную радость, когда сложное движение не получается.
При проведении занятия ритмической гимнастике педагог должен ориентироваться на разучивание музыкально-спортивных композиций и на развитие у детей умения выступать перед зрителями, учить их двигательным действиям с предметами повышенной координации и спортивной ориентации.
Музыкальный материал должен быть динамичным, ритмичным. С текстом или без текста – особого значения не имеет; главное, чтобы подбор движений соответствовал характеру музыки.
Подбор композиций осуществляется дифференцированно для девочек и мальчиков. Такой подход к развитию двигательных способностей позволит не только научить детей красиво двигаться, подарит им радость ощущения.
nsportal.ru
Ритмическая гимнастика в детском саду
Комплекс ритмической гимнастики – это упражнения, которые проводятся под музыку и обычно очень нравятся малышам, находящих такое действо очень веселым. Не секрет, что движение – это одна из важнейших потребностей человека и тем более ребенка, которому для развития ловкости и координации просто необходимо постоянно тренироваться физически.
Музыка для ритмической гимнастики
Ритмическая гимнастика для детей может проводиться с самого раннего возраста. С учетом этого, необходимо подобрать музыку, которая придется по вкусу юным спортсменам: обычно это собрание веселых детских песенок, современная популярная музыка и, конечно же, классика, которая может использоваться для заключительной растяжки в виду того, что отнюдь не всех детей родители приучили любить и уважать такую музыку.
Программа по ритмической гимнастике
Ритмическая гимнастика в детском саду может проводиться в разных группах. Мы приведем пример гармонично составленного комплекса для детей, которые ходят в подготовительную группу:
- Исходное положение: кисти рук – в замок, ноги врозь. Нужно потянуться вверх, подняв руки и встав на цыпочки, затем присесть, вытянув руки вперед, развернув ладошки наружу. Затем вернуться в исходное положение.
- Исходное положение: руки у плеч, локти – в стороны. Нужно присаживаться и поворачивать голову в сторону. После приема исходного положения присесть и посмотреть в другую сторону.
- Исходное положение: руки согнуты, правая лежит на левой. Нужно быстро вращать руками от себя, затем – к себе, затем – три хлопка над головой, встав на цыпочки. Вернуться в исходное положение.
- «Матрёшка». Исходное положение: локти вперёд, левый — поставить на правую ладошку, левую ладонь – под щёчку. Присесть, выставив вперед пятку, вернуться в исходное. Затем покачать туловищем в стороны и снова присесть, поменяв положение рук, и вернуться в исходное положение.
- «Тик-так». Руки на поясе, ноги врозь. Нужно покачивать бедрами в стороны.
- В течение 40-50 секунд бег и прыжки в различных вариантах.
- Исходное положение: ноги врозь, руки на поясе. Нужно прогнуться, наклонить голову назад, локти отвести туда же. Вернуться в исходное и наклонить голову вперед, локти вперед, тело вперед.
- Исходное положение: то же. Поворот головы в стороны, затем наклоны головы в стороны.
- «Буратино». Исходное положение: то же. По очереди поднимать плечи, раскрыть ладони вперед – изобразить удивление. Продолжать поднимать и опускать плечи. Вернуться в исходное.
- Исходное положение: ноги врозь, руки за спиной. Наклоны вправо – в исходное – наклоны влево. Затем наклоны вперед-назад.
- Исходное положение: сесть, ноги прямые руки в стороны. Сгибать и разгибать стопы.
- «Комочек». Исходное положение: то же. Ноги согнуть, обхватить руками, голову опустить. Затем вернуться в исходное положение.
- «Арлекино». Исходное положение: то же. Ноги развести в стороны, тело подать вперед, локти на пол, подбородок на ладони. Выполнять покачивание головой в стороны, затем вернуться в исходное.
- «Я на солнышке лежу». Лечь на живот, поддерживать подбородок руками. Поочередно сгибать ноги и качать головой в стороны.
- «Лодочка». Лежа на животе прогнуться, поднять прямые руки, затем вернуться в исходное.
- «Кошечка». Прогиб в пояснице стоя на четвереньках вверх и вниз.
- Встать ровно, вдохнуть, потянуться вверх, выдохнуть, опустить руки.
Танцевально-ритмическая гимнастика во многом зависит от музыки, поэтому к ее подбору необходимо относиться очень тщательно. Если детям понравится мелодия, то и упражнения они будут выполнять с энтузиазмом.
womanadvice.ru
Ритмическая гимнастика для детей дошкольного возраста: комплекс упражнений
Физическое развитие для дошкольников – основополагающий фактор, обеспечивающий здоровье организма. Один из оптимальных способов развития малыша – ритмическая гимнастика. О том, чем полезна ритмическая гимнастика для детей дошкольного возраста, и как её проводить, мы поговорим в нашей статье.
Ритмическая гимнастика: что это
Что такое ритмическая гимнастика? Ритмической гимнастикой называют комплекс разнообразных физических упражнений, которые выполняются в разном темпе под музыку. Строится гимнастика на понятных детям упражнениях. Их всегда подбирают, исходя из возраста дошкольников, а также уровня их физической подготовки.
Движения в ритмической гимнастике направлены на развитие координации. Под музыку дети делают чёткие и ритмичные упражнения. С помощью них он учатся владеть телом, ориентироваться в пространстве, укрепляют организм и мышечный тонус.
Ритмическая гимнастика имеет одно отличие от аэробики. В ней нет постоянно повторяющихся, циклических движений. Гимнастика более разнообразна, и, как следствие, вызывает максимальный интерес у детей.
Помимо этого, к числу преимуществ от занятий ритмической гимнастики можно отнести:
- закаливание организма, укрепление иммунитета ребёнка, особенно в том случае, если упражнения выполняются на улице;
- обучение правильному дыханию;
- укрепление органов, опорно-двигательного аппарата, активизация процесса обмена веществ.
Комплекс упражнений ритмической гимнастики для дошкольников
Существуют разнообразные упражнения для ритмической гимнастики, которые дети могут выполнять как дома, с родителями, так и с педагогами в детском саду. Например:
- «Часы». Ребёнку необходимо прямо встать и опустить руки, а ноги расставить на ширине плеч. После этого нужно начать движения руками назад и вперёд, каждой по очереди.
- «Дровосек». Ноги нужно немного расставить, а соединённые руки поднять высоко над головой. Затем, при выдохе, нужно сделать выпад вперёд, завести руки между ног, то есть, повторить движения лесоруба.
- «Волны». Упражнение выполняется лёжа. Ребёнок кладёт руки вдоль тела, вытягивает ноги. Затем делает вдох и приподнимает руки вверх, а голову в это время опускает. При выдохе движения выполняются в обратном направлении.
Данные упражнения больше подходят для младших дошкольников. В средней или старшей группе музыкально-ритмическая гимнастика усложняется и может включать в себя следующие упражнения:
- «Поезд». Дети встаю прямо, руки при этом согнуты в локтях и опущены. Затем руками выполняются круговые движения. Данное упражнение можно сочетать с бегом на месте.
- «Повороты». Ноги нужно немного расставить и взять палку руками, а затем завести их за спину. В таком положении следует выполнять повороты туловищем в разные стороны.
- «Лодочка». Ребёнку следует лечь на живот и расположить руки спереди. Затем нужно, чтобы он потянулся вверх, подняв руки и плечи.
Ритмическая гимнастика – это оптимальный способ правильного физического развития малыша. Заниматься ею можно дома, в детском саду, на прогулке. Увлечение спортом с детства полезно для каждого ребёнка. Правильное физическое воспитание – основа здоровья детей.
Теги по теме: спортдети 3-7Оцените материал:
спасибо, ваш голос принят
detstrana.ru
Консультация по физкультуре на тему: Консультация на тему: «Танцевально — ритмическая гимнастика».
В последнее время в дошкольных учреждениях всё чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей. Очень популярной считается ритмическая гимнастика, в которой сочетаются гимнастика и ритмический танец.
Я тоже решила изменить традиционное проведение утренней гимнастики, и начать проводить её в форме танцевально-ритмической гимнастики, которая состоит из комплекса общеразвивающих и танцевальных упражнений, потому что она не только способствует укреплению здоровья детей, а именно:
•формирует правильную осанку;
•содействует развитию органов дыхания, кровообращения, сердечно -сосудистой системы организма;
•способствует профилактике плоскостопия, но и совершенствует психомоторные способности дошкольников:
•развивает мышечную силу, координацию;
•развивает чувства ритма, музыкальный слух, память, внимание;
•развивает умение согласовывать движения с музыкой;
•формирует навыки выразительности и пластичности танцевальных движений.
Для этого обратилась к программе «Са-Фи-ДаНсе. Танцевально-игровая гимнастика для детей» Ж. Е. Фирилёвой.
На каждую возрастную группу мною предусмотрен отдельный комплекс, соответствующий данному возрасту.
— Для детей 4-5 лет это комплексы, состоящие из простых движений руками вверх, вниз, в стороны, полуприседания с поворотами, прыжковые движения на двух ногах, наклоны. Музыкальное сопровождение не превышает по времени пяти минут.
— Для детей 5-6 лет – составляются комплексы, в которые включены движения на координацию рук и ног (сделать круг рукой одновременно с полуприседанием; произвести бег на месте с одновременным подниманием прямых рук вверх), добавлено больше танцевальных движений. Особое внимание уделено выразительному исполнению движений.
— Для детей 6-7 лет предусматриваются более сложные по строению комплексы. Используется смена темпа движений, движения на ориентировку в пространстве (право, лево). Включается больше прыжковых и беговых движений, а также движений со сложной координацией (поочередное поднимание левой и правой руки с одновременным движением ногами).
Почему детям нравится такая гимнастика? В первую очередь, потому что движения выполняются под музыку. Для такой гимнастики подбираются детские песни, современные песни, которые имеют образный характер («Часики», «Веселые поросята», «Облака», «Божья коровка»). Стараемся подбирать песни, в которых присутствует куплет и припев, т. к. на припев движения обычно повторяются и дети чувствуют себя уверенней, а под музыку со словами легче запомнить то или иное движение.
Зарядка проводится по показу педагога, а это для детей наглядный пример правильности выполнения движений. В процессе освоения и запоминания комплекса зарядки, мною добавляются перестроения, и получается самостоятельный танец, который можно использовать на открытых мероприятиях.
Благодаря такой гимнастике, каждый новый день в детском саду дети начинают с веселого танца и получают огромный заряд бодрости.
nsportal.ru
Здоровье и ритмические упражнения для детей и взрослых
В начале 80-х годов было модное направление физических упражнений — ритмическая гимнастика. На экранах телевизоров все чаще появлялись советские заслуженные спортсменки, которые демонстрировали физические упражнения под энергичную музыку.
Элементы ритмики широко используются в аэробике, шейпингу, степ-аэробике, многих других направлениях. Ее преподают в детских садах, школах, с целью всестороннего воспитания детей.
Что такое ритмическая гимнастика или аэробика?
Понятие ритмической гимнастики толкуется, как интенсивные физические занятия оздоровительного типа, проводимые под такт музыкального сопровождения. Она состоит из целой системы гимнастических упражнений, в которую входят действия с ходьбой, прыжками, подскоками, бегом в танце. Уроки гимнастики включают в себя следующие функции:
- Всестороннее и гармоническое развитие форм красивой фигуры, улучшаются различные функции человеческого организма, мышцы всего тела.
- У детей во время ритмичных подвижных занятий отлично формируются музыкальные, двигательные навыки, что очень важно для них.
- Занятия помогают быстро воспитать в личности моральные, волевые, эстетические качества.
- Ритмика способствует развитию хорошей памяти, внимания, умственных способностей.
- Культурно развивает личность.
Базовые упражнения ритмической аэробики
Все ритмические упражнения этого универсального вида спорта осуществляются очень легко и непринужденно, проходят на веселой нотке, что нравится многим ее поклонникам. Она способна поднимать людям настроение, а ее движения представляют собой следующие элементы:
- Сгибание, разгибание отдельных частей тела, повороты, вращения, махи.
- Ходьба сменяется бегом и наоборот, производятся подскоки, прыжки.
- Художественная гимнастика, ритмические занятия.
- Применяется хореография в виде несложных танцевальных па.
Сюжетно-ролевая гимнастика в старшей группе детского сада
Данные ритмические нагрузки обычно имеют огромный успех у детей, их настолько захватывает аэробика, что это вызывает море положительных эмоций.
Ритмика применяется для детей самых ранних возрастов, используется соответствующее музыкальное оформление с детскими песенками, современные эстрадные звукозаписи и классическая игра на пианино для растяжки.
Широко применительна ритмичная сюжетно-ролевая гимнастика для старших групп детских садов. Данный комплекс занятий составлен так, что в него включены все методы физического воспитания, музыкального, а проходит он как игра, с настоящим олицетворением героев из известных сказок.
Благодаря этому обеспечивается стопроцентное выполнение всей подвижной и познавательной деятельности ребенка интегрально.
Ритмичная подвижная зарядка в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) помогает детям развивать ценности здорового образа жизни, физической культуры, интеллектуальности, духовности.
Дети имеют возможность максимально направить свою подвижность в нужное русло, у них развивается масса навыков и это влияет положительным образом на решение следующих вопросов:
- Оздоровления, повышения показателей работоспособности дошкольника.
- Появляются пластические качества тела;.
- Движения становятся более координированными, точными, тело приобретает ловкость, гибкость.
- Развивается чувство ритма, такта, музыкальности.
- Ритмика способствует творческому началу детей, их самовыражения, воображения, фантазии, умения импровизировать.
- Тренируются психические процессы нервной системы, развивается эмоциональная сфера.
- Ребенок приобретает естественные знания правил этикета, становится более воспитанным, тактичным.
Особенности комплекса упражнений для детей дошкольников
Ритмичная нагрузка для детских садов складывается так, чтобы там была включена вся образовательная деятельность по физическому воспитанию, развитию музыкальных и культурных навыков. Движения базируются на физических, ритмических, танцевальных упражнений под музыку быстрого темпа.
Это все выглядит как обыгран сюжет сказки. Яркий пример танцевальной ритмической гимнастики в игровой форме с нашего детства — хорошо известная песенка про танец маленьких утят.
Динамическая гимнастика в ДОУ включает в себя следующие разделы:
- Игроритмику и игропластику (дети выполняют упражнения на растяжку с элементами йоги).
- Ритмические упражнения в комплексе с игрой.
- Пальчиковую гимнастику и игровой самомассаж.
- Строевые упражнения вместе с музыкально-подвижными играми.
- Креативную гимнастику вместе с хореографией.
Музыка для занятий
Музыкальные предпочтения для ритмичной аэробики в ДОУ имеют свои требования и правила:
- Доступность детскому восприятию. Например, детские песенки, музыкальные сказки, даже могут быть эстрадные песни.
- Чистота звучания музыкальной композиции во время занятия (без шумовых помех).
- Многогранность музыкального темпа — он должен изменяться от быстрого к медленному или умеренному и наоборот.
- Используются короткие песни, чтобы быстро не надоедало детям.
Программа с элементами танцевально-ритмической гимнастики для школы
В ритмичную танцевальную аэробику для школьников включены: гимнастика, подвижные игры, универсальные движения для общего развития по школьной программе.
Она состоит из таких элементов гимнастики, которые формируют музыкальные, ритмические умения, дают выразительность движений, тренируют внимательность и ловкость школьника:
- Совокупность бега, ходьбы и прыжков. Сюда относятся: шаги на носках и строевые, упругие, полуприседания, подскоки, прыжки, бег.
- Упражнения, развивающие подвижность суставов.
- Ритмичная подвижная зарядка.
- Хореография и элементы танца.
- Музыкально-ритмические занятия в совокупности с игрой.
Чтобы охватить полный комплекс ритмических упражнений во время одного недолгого занятия с выполнения гимнастики в нужном темпе, важно поэтапно определить процесс проведения урока. Он должен включать следующие моменты:
Базовый этап обучения школьника отдельном упражнении. Учитель сначала наглядно показывает и рассказывает, как правильно выполнить движение. Важно это делать, используя образы, ярко описывать.
Далее идет углубленное разучивание данного упражнения. Здесь уже используется уточнение, шлифовку деталей, совершенствования разучиваемого движения.
Последний этап должен закрепить выполняемое упражнение в памяти с последующим ее совершенствованием. Его следует выполнять многократно, используя разные варианты, чуть усложняя.
Польза утренних танцевальных движений под музыку
Очень полезно выполнять ритмические, танцевальные движения гимнастики под музыку утром. Существует целый специальный комплекс, что способствует утреннего пробуждения вашего организма, поднятию настроения на дальнейший рабочий день до его окончания.
Считается, что вы правильно начали утро, если пробудились с помощью гимнастики.
Если вы каждый день утром выполняете легкую физическую активность в виде танцевальных движений гимнастики, то это положительно влияет на улучшение кровообращения организма, нормализуется обмен веществ, быстрее выводятся токсины, выделяется гормон счастья.
Благодаря особой нагрузке, мышцы быстрее становятся более подтянутыми, эластичными, приобретают тонус и практически все движения сложного дня вам даются с легкостью.
Музыка, которая сопровождает ваши утренние упражнения, задает темп на весь трудовой день, вы становитесь бодрее, активнее, выносливее.
И напоследок — веселая ритмическая гимнастика для вас.
Из далеких восьмидесятых
А это ритмика в детском саду
И даже для тех, кто еще не ходит в детский сад.
Да и вообще еще почти не ходит.
Вернее, ходят, но пока только под стол
podrastu.ru
Ритмическая гимнастика в детском саду — курсовая работа
3
О Г Л А В Л Е Н И Е
Введение …………………………..……………………………………………………………………….3
Общая характеристика работы…………………………………………………..4
Г л а в а 1. Теоретическое обоснование проблемы ритмической гимнастики
1.1. История развития ритмической гимнастики……………………………6
1.2. Задачи ритмической гимнастики для детей дошкольного возраста…10
1.3. Особенности проведения ритмической гимнастики в дошкольном учреждении. Музыкальное сопровождение ………………………………12
Выводы п о I г л а в е………………………………………………………….18
Г л а в а 2. Определение координации движений у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Развитие координации у детей дошкольного возраста …………………19
2.2. Пути определения координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………
2.3. Влияние ритмической гимнастики на формирование координационных движений у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………….29
Выводы п о I I г л а в е…………………………………………………………..33
Заключение ………………………………………………………………………….
Список используемых источников ……………………………………………….35
Приложения……………………………………………………
Введение
Занятия физической культурой — это, прежде всего воспитание здорового ребёнка. А воспитание физически полноценных детей – основная цель воспитателя и для этого он должен использовать все возможные средства и методы воспитания. Одним из таких методов работы с детьми является ритмическая гимнастика. Она привлекла к себе внимание миллионов людей, стала массовым увлечением. Почему бы и нам не обратить на неё внимание. Тем более что ритмы аэробики так же стремительны и неуловимы, как дети, отвечают многим их потребностям, в том числе и в движении, которое им так необходимо.
Вопросами касающиеся ритмической гимнастики занимались такие учёные как Жорж Демине, Жак-Далькроз, Г. А. Дюпперон и др. А в наше время это Т. П. Мануйлова, С. Б. Шарманова, Н. В. Денисенко, Ю. П. Денисенко и др.
Сам комплекс ритмической гимнастики состоит из набора общеразвивающих упражнений на самые разные группы мышц. И практически каждое движение можно рассматривать как движение на развитие координации. А так как возраст 4-7 лет по функциональным возможностям детей, характеру генетического развития двигательной функции является благоприятным для становления многих двигательных проявлений, в том числе и координационных, именно в этот период работу по формированию координационных движений нужно проводить более интенсивно. И, кроме того занятия должны быть не только полезны, но и занимательны, иначе желаемого результата можно и не достичь. Поэтому лучшим выходом будет развитие координации на занятиях по ритмической гимнастике.
Общая характеристика работы
Объект исследования: ритмическая гимнастика.
Предмет исследования: влияние ритмической гимнастики на развитие координации движений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: научное обоснование и экспериментальная проверка диагностических направленных форм и методов формирования координации.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ сущности развития ритмической гимнастики.
2. Проанализировать особенности формирования координационных способностей у детей дошкольного возраста.
3. Разработать диагностическую программу обследования координации у детей старшего дошкольного возраста и влияние развития на нее ритмической гимнастики.
Гипотеза: поскольку ритмическая гимнастика включает в себя общеразвивающие упражнения для различных групп мышц, элементы танца и музыкально-ритмические движения, которые подчинены определенному темпу, ритму выполнения и сопровождаются различной по характеру музыкой, вероятно, весь этот комплекс воздействия направлен на формирование у детей координации движений.
Методология исследования: в основу научного поиска положена диагностическая теория использования физических упражнений, направленных на формирование координации рук и ног в сочетании с музыкальным сопровождением различного темпа.
Методы исследования: анализ педагогической литературы по теме исследования, наблюдения, диагностирование, практическая деятельность автора в качестве воспитателя дошкольного учреждения, анализ планов воспитательно-образовательной работы, педагогический эксперимент.
Научная новизна исследования: состоит в том, что разработано содержание, формы и методы диагностического обследования координации у детей старшего дошкольного возраста; охарактеризована методика проведения ритмической гимнастики.
Теоретическая значимость исследования: раскрыта возможность координационных способностей у детей дошкольного возраста, сущность проведения ритмической гимнастики в дошкольном учреждении.
Практическая значимость исследования: адаптирована диагностика и разработана педагогическая методика обучения физическим упражнениям, направленных на координацию движений рук и ног, посредствам ритмической гимнастики, определены критерии эффективности.
На защиту выносится следующие положения:
1. Сущность ритмической гимнастики в условиях дошкольного образовательного учреждения.
2. Критериями эффективности владения координационными движениями является сформированности двигательных способностей, показателями которых выступают: естественная активность, ориентировка в окружающем пространстве, равновесие, пластичность, точность движений, динамическая выносливость, произвольное расслабление мышц, управление моторикой, направлением движений.
3. Основными направлениями в формировании координационных способностей является поэтапное усложнение движений, ритмичность, четкость показа воспитателя в согласовании с комментариями.
4. Подготовка детей к проведению ритмической гимнастики предполагает учет принципов постепенности, систематичности, последовательности, учет возрастных особенностей и решение задач по формированию координационных и двигательных способностей, развитию творчества и активности дошкольников.
Структура и объём курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, общей характеристики работы, двух глав, выводов, заключения, списка используемых источников, приложения.
Полный объём текстовой части курсовой работы в количестве 34 страниц, включая 7 рисунков на 2 страницах, 4 таблицы на 3 страницах. Объём, занимаемый списком использованных источников, составляет 2 страницы (17 наименований на русском языке). 2 Приложения размещены на 6 страницах.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы ритмической гимнастики
1.1 . История развития ритмической гимнастики.
Мало кто знает, что корни ритмической гимнастики берут свое начало в глубокой древности. Чтобы выжить в борьбе с природой, первобытному человеку нужны были ловкость, сила, выносливость. Такие качества он развивал в начале во время охоты, рыбной ловли. Позже, занимаясь земледелием, скотоводством, человек использовал с этой целью определенные, многократно повторяемые движения — физические упражнения.
При первобытнообщинном строе подготовка к охоте, сбору урожая, другим важным событиям отмечалась различными ритуалами, включавшими ритмичные имитационные движения. Во время совместного выполнения их членами рода или племени развивалась согласованность коллективных действии. Одновременно совершенствовались жизненно важные навыки, воспитывались физические качества.
По мере классового расслоения общества и развития государств возникала необходимость военной подготовки. Физические упражнения стали приобретать военно-прикладную направленность. Ритмизированные, т. е. выполняемые в ритме определенной мелодии, движения военных, трудовых и других ритуальных танцев были одновременно и зрелищем, и средством физической подготовки. Со временем они приобретали все большую зрелищную направленность. При этом дальнейшее развитие получали эстетически выразительные, ритмично выполняемые движения. Особой выразительности ритмизированные танцы достигли в Древней Индии. Обучение им проходило в специальных закрытых школах. В античной Греции ритмичные движения входили в ритуальные танцы орхестрики. Танцующий должен был с помощью ритмичных движений выразить определенную мысль, идею, а для этого ему надо было обладать высоким чувством ритма, быть физически подготовленным, владеть своим телом. Кроме этого, танцору необходимо было знать поэзию, историю, мифологию, другие науки и искусства того времени.
Высоко ценили ритмичные движения эллинские философы. Например, Лукиан считал, что телесный ритм захватывает сознание, как исполнителей, так и зрителей и раскрывает соотношение между красотой телесной и духовной, воздействует на чувства, воспитывает человека.
Военизированные ритмические танцы включались в спартанскую систему подготовки молодых воинов и были довольно сложными. Так, танцующий имитировал метание копья или поединок с противником. Одновременно манипулировал щитом, защищаясь от реальной угрозы — летящих в него камней, которыми пытались поразить его взрослые зрители. Такие танцы развивали ловкость, выносливость, быстроту движений и другие качества, необходимые воину.
С переходом к феодальным общественным отношениям античная культура постепенно приходила в упадок. Церковь насаждала аскетизм, проповедовала отречение от жизненных благ, в том числе и от физической культуры. Даже детские игры, танцы рассматривались как греховные. Изменения коснулись и военного дела. Теперь тяжело вооруженному, закованному в латы воину нужны были сила и устойчивость. Такие качества, как ловкость, быстрота и выносливость, которые вырабатывались с помощью ритмизированных физических упражнений без лат и не в седле, потеряли свою ценность. Поэтому ритмизированные движения сохранялись лишь в танцах.
В эпоху Возрождения физическая культура переживает новый подъем. Получают распространение игры с мячом, верховая езда, фехтование, гребля, устраиваются различные состязания. Ритмизированные движения продолжают развиваться в танцах, которые превращаются в самостоятельный вид искусства. На рубеже Х1У-ХУ веков Доменико да Пьяченца (да Ферара) издает трактат «Об искусстве танцевать и водить хоры», в котором на основе народного танца и греческих традиций закладывает основы балетной хореографии. Затем появляются подобные труды Г. Эбрео, Ф. Карозо и других. Искусство танца и в этот период используется как средство обучения благородным манерам, воспитания изящества и легкости движения, развлечения.
Так одна из разновидностей ритмической гимнастики – орхестриха была предшественницей всех ритмических, пластических и ритмопластических систем упражнений, включая современную художественную гимнастику.
Во второй половине XIX века французский физиолог Жорж Домели создал своеобразную систему гимнастических упражнений, основанную на ведущем значении ритма и гармонии движений. Цель достигалась ритмичным напряжением и расслаблением мышц. Автор считал, что непрерывные движения менее утомительны, поэтому нужно менять упражнения без остановки. Так было положено начало принципу поточности движений. В работу включалось сразу несколько суставов и сегментов тела в течении 3-10 минут, после чего следовала пауза отдыха длительности 1-3 минуты. Продолжительность урока – 60 минут для взрослых и 30 минут для детей.
Родоначальником направления, объединявшего колоритность и ритм, движения был оперный певец Ф.Дельсарт. В 1883 году он открыл в Париже курсы сценической выразительности. Система его упражнений была основана на слитности включения в действие многих суставов, связи эмоционального состояния человека с телодвижением.
Профессор Женевской консерватории Жак-Далькроз (1865-1950) – композитор и музыкант создал гимнастику, которая способствовала развитию слуха и мышечного чувства ритма. Один из основных принципов его системы – подчинения движения музыкальному ритму и передача звуковых периодов в длительностях пластического движения. Каждое упражнение усложнялось лишь после того, как было доведено до автоматизма.
В отношении к этой гимнастике было не мало и скептиков, писавших, например: “Ритмическая гимнастика – дрессированный пляс. Эта гимнастика умерщвляет в душе человека волю к свободному самоопределению. ” Однако негативные отзывы не помешали бурному росту её популярности. Системы Домели, Дельсарта и Далькроза имели большое число последователей, которые модифицировали и дополняли их в соответствии со всеми взглядами. Особую чувствительность среди них приобрела американская танцовщица Айседора Дункан. Она как бы снова открыла смысл человеческой походки, бегом, лёгкого естественного прыжка, движений головы и рук. Дункан прониклась античным культом тела.
student.zoomru.ru
Ритмическая гимнастика в детском саду
Разделы: Работа с дошкольниками
Предлагаем комплекс ритмической гимнастики в подготовительной группе.
I. Подготовительная часть
Упр. 1.
И. п. – н. врозь, кисти рук – в замок.
1 – р. вверх, ладони – наружу, подняться на носки.
2 – присесть, р. вытянуть вперёд, ладони – наружу,
вернуться в и. п.
Упр. 2.
И. п. – о. с. р. к плечам, локти – в стороны.
1 – приседая, р. отвести влево, посмотреть влево.
2 – в и. п.
3-4 – то же в другую сторону.
Упр. 3.
И.п. – н. врозь, р. согнуты в локтях, правая лежит
на левой (пальцы собраны в кулак).
1-2 – быстрое вращение руками от себя.
3-4 – вращение р. к себе.
5-7 – три хлопка над головой, поднимаясь на носки.
8 – в и.п.
Упр. 4. «Матрёшка»
И. п. – о. с. пр. р. согнуть, левый локоть
поставить на правую ладонь, левую ладонь – под
щёку (локти вперёд).
1 – приседая, лев. н. выставить вперёд на пятку.
2 – в и. п.
3-4 – покачивание туловищем влево и вправо.
5 – приседая, пр. н. выставить вперёд на пятку,
поменять положение рук.
6 – в и. п.
7-8 – покачивание туловищем влево и вправо.
Упр. 5. «Тик-так»
И. п. – н. врозь, р. на поясе.
Покачивание бёдрами вправо и влево.
Упр. 6.
Бег и различные варианты прыжков не более одной минуты.
II. Основная часть
Упр. 7. (для мышц шеи)
И. п. – н. врозь, р. на поясе.
1 – наклонить голову назад, локти отвести назад,
прогнуться.
2 – в и. п.
3 – наклонить голову вперёд, локти перевести
вперёд.
Упр. 8.
И. п. – то же.
1 – поворот головы вправо.
2 – в и. п.
3 – поворот головы влево.
4 – в и. п.
5 – наклон головы вправо.
6 – в и. п.
7 – наклон головы влево.
8 – в и. п.
Упр. 7, 8 выполняются в среднем темпе.
Упр. 9. «Буратино»
И. п. – стойка н. врозь, р. на поясе.
1 – поднять пр. плечо.
2 – в и. п.
3 – поднять лев. плечо.
4 – в и. п.
5 – опустить р. вперёд вниз, ладонями наружу,
пальцы раскрыть, поднять плечи вверх (выразить
удивление).
6 – опустить плечи.
7 – поднять плечи.
8 – опустить плечи.
Упр.10. (для туловища)
И. п. – н. врозь, р. за спиной.
1 – наклон вправо.
2 – в и. п.
4 – в и. п.
5-6 – наклон вперёд, р. вперёд, голову вверх.
7-8 – в и.п.
Упр. 11. (выполняется сидя и лёжа на полу)
И. п. – сесть, р. сзади, н. прямые.
Сгибание и разгибание стоп.
Упр. 12.
И. п. – то же.
Поочерёдное сгибание и разгибание стоп, н.
прямые.
Упр. 11, 12 сопровождаются движением головы.
Упр. 13. «Комочек»
И. п. – сидя, н. вперёд, р. в стороны.
1 – согнуть колени, руками обхватить ноги, голову
опустить.
2 – в и. п.
3-4 – повторить движение на счёт 1 – 2
Упр. 14. «Арлекино»
И. п. – сидя, р. сзади, н. прямые.
1 – развести н. в стороны, наклонить туловище
вперёд, локти поставить на пол, подбородок
положить на ладошки.
2-3 – покачивание головой влево и вправо.
4 – в и. п.
Упр. 15. «Я на солнышке лежу»
И. п. – лёжа на животе, опереться на локти, подбородок поставить на тыльную сторону ладоней. Поочерёдное сгибание и разгибание ног в коленях с одновременным покачиванием головы вправо и влево.
Упр. 16. «Лодочка»
И. п. – лёжа на животе, р. вверх.
1 – 2 – прогнуться, поднять прямые р. и н. вверх
(«лодочка плывёт»).
3-4 – в и. п.
Упр. 17. «Кошечка»
И. п. – упор на коленях и руках.
1 – прогнуться в поясничной части, голову вверх.
2 – сесть на пятки, голову опустить вниз, р. прямые
(«кошечка спряталась»).
3-4 – повторить на счёт 1 – 2.
III. Заключительная часть
И. п. – стойка н. врозь.
1 – медленно поднять р. вверх, вдох.
2 – р. опустить вниз, выдох, расслабиться.
2.12.2011
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai