cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Узор бурятский – Бурятские орнаменты и их значение

Содержание

Бурятские орнаменты и их значение

Орнамент – одно из проявлений народного творчества. В переводе с латинского языка означает «узор, украшение». Каждая национальная культура разработала свою систему орнамента – мотивы, формы, расположения на украшаемой поверхности. По орнаменту можно сразу определить к какой национальной культуре относится произведение искусства. Следует отметить, что орнамент как явление культуры нашел свое наибольшее воплощение в народном творчестве. Постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения узора, во многом определившие национальные художественные особенности традиций разных народов. Главной особенностью орнамента считается то, что он не является самостоятельным видом творчества, а служит оформлением и украшением произведений декоративно-прикладного искусства. Помимо зрительного, эмоционального воздействия, орнамент имеет глубокое символическое значение.

Бурятский народный орнамент имеет много общих черт с орнаментом кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Южной Сибири.

Бурятский орнамент по виду изобразительного элемента или мотива разделяется на  виды:

1.    Геометрический: точки, линии (ломанные, прямые, зигзагообразные), круги, ромбы, многогранники, звезды, кресты и пр.

2.    Анималистический, зооморфный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных (бараний рог, орел и т.д.)

3.    Растительный, стилизующий листья, плоды, цветы, деревья и т.д.

Предлагаемая классификация орнаментов носит условный характер, так как многообразие существующих мотивов орнамента не всегда поддается точному определению.

Геометрический орнамент характеризуется не столько разнообразием фигур, сколько вариантностью их исполнения и является самой многочисленной по разнообразию группой, состоящей из палочек, крестов, ромбов и зубцов. Большинство бурятских геометрических орнаментов построено по закону ритмического ряда.

Орнаментальный мотив «зубцы» часто используют для украшения боковых краев крышек сундуков. «Зубцы» часто украшают и лицевые стенки сундуков. «зигзаг» часто встречается в виде вышивки на шубах, голенищах унтов, носков.

В украшении художественных изделий буряты часто используют символику круга – знака, обозначающего солнце, луну, небо.

Известно, что образы солнца и луны имеются на онгонах-священных изображениях божеств у бурят-шаманистов. Изображения солнца и луны часто встречаются в декоре колчанов кочевых народов., в том числе и бурят.

Особый интерес представляет орнамент на некоторых экземплярах украшения нархинсаг ритуальное украшение бурятской невесты)– изображение креста и круга, семантика которых связана с культом огня. Огонь, по-представлению   бурят, был добрым божеством и покровителем того или иного рода. Крест понимался как символ огня и был связан с понятием начала новой жизни (брачующейся пары), с пожеланием благополучия и плодовитости вновь создаваемой семье. Стрела на украшениях невесты  означает луч солнца. Таким образом, украшения у бурят рассматривались как талисманы, оберегающие счастье и благополучие молодой семьи.

Геометрические узоры


Данная группа наиболее обширна и представлена четырьмя видами узоров:

  • молоточный;
  • плетенка;
  • круг;
  • свастика.

 Молоточный орнамент

  

«Алхан хээ» («молоточный орнамент») чем-то похож на греческий меандр, однако, он имеет огромное количество разновидностей. Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. Молоточный орнамент наносился на предметы из жестких и мягких материалов. Его можно встретить на деревянных частях юрты, мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде, посуде, упряжи, музыкальных инструментах. В старину меандром украшали только очень  дорогостоящие предметы, однако, сейчас «молоточный» орнамент встречается повсюду. Ниже представлены шаблоны данного орнамента.

Плетенка

 

«Улзы» («плетенка») — древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Этот очень почитаемый и распространенный в наше время узор имеет множество вариантов, но наиболее распространен десятиглазковый узел. Улзы наносится в центре композиции в виде клетчатого или криволинейного переплетения и иногда дополнительно оплетается растительными узорами. Этот знак может быть изображен на любом предмете из металла, дерева, мягкого материала в том случае, если изготовитель хочет показать свои добрые намерения и пожелания. В данном случае улзы необычайно похож и по внешнему виду, и по значению на кельтский узор.

Круг

  

«Дугуй хээ»(круг) — еще один очень популярный геометрический орнамент. Круг символизирует вечность, цикличность бесконечность. Цикл смены событий человек «подсмотрел» в природных явлениях чередования времен года и эта аналогия переносится на общественную жизнь. Все время от рождения до смерти — это движение по кругу, «колесу жизни» (сансарын хγрдэ). Канун празднования Сагаалгана — встречи Нового года у бурят – называется «бγтγγ γдэр» (глухой, закрытый вечер). Этот вечер замыкает круг старого года и все, что зародилось в нем, должно выйти из этого закрытого пространства, начиная новый виток следующего года. Поэтому изображение круга часто встречается на изделиях из металла, колчанах, мужских и женских украшениях, на ритуальных предметах и одежде, в росписи мебели, а бурятский круговой танец «ёохор» исполняют, двигаясь по кругу. В круг могут быть оформлены и другие элементы орнамента.

 В большой группе анималистических, зооморфных орнаментов широко представлен роговидный орнамент, изображающий бараний рог – хусын эбэр хээ. Образуя многочисленные вариации он символизирует плодородие, богатство, изобилие и процветание. В культуре кочевых народов, в том числе и бурят, изображения животных играли роль оберегов. «Бараний рог» часто встречается в сочетании с изображением солнца и луны, тем самым усиливая энергетику украшения.

В народном творчестве часто встречаются символические изображения орла и оленя.

На вещах различного рода, задействованных в быту бурят, можно увидеть орнамент, включающий рисунки пяти ключевых животных «табан хушуу мал», разводимых в регионе. Это связано с тем, что в Бурятии издавна скотоводство имело очень важное значение. Помимо  собственно изображений козлов и баранов популярен орнамент в виде их рогов эбэр угалза (в буквальном переводе это слово и означает «рогатый орнамент»), который наносился на предметы с пожеланиями богатства и плодородия. Само слово «угалза» означает не только «рог», это еще и название самца горного барана, которого можно встретить в Окинском районе Бурятии, а также в соседней Монголии. У этих баранов вырастают очень красивые спиралевидные рога, поэтому витки рогов и стали прообразом орнамента для древних охотников.

Зооморфные узоры можно разделить на группы:

  • Табан хушуу мал. Данный рисунок наносится наиболее часто и представляет собой домашних животных, которых издревле разводят кочевники. К ним относятся верблюды, коровы, козы, бараны и лошади.
  • Животные бурятского календаря. До сегодняшнего дня восточный календарь, который используют монголоязычные племена, а в частности буряты, отличается от принятого в Азии. Каждое животное здесь имеет свое название и призвано призвать в дом определенные блага. Например, бишэн (обезьяна) поспособствует развитию творческих способностей, а могой (змея) подарит мудрость.
  • Эбере угалза. Этот орнамент часто называют «роговидный» и он считается одним из самых часто используемых.

В основе орнаментов растительного происхождения лежит живая природа., при этом символы очень сдержаны и лаконичны. Растительный орнамент в целом – это символ красоты и жизни.


Растительный узор получил широкое распространение на кузнечных работах в орнаментации колчанов, налучников, конской упряжи, поясов, онив, женских украшений. Стилизованные украшения деревьев часто используют в декоре рукавиц.

Орнаменты данной категории делятся на следующие группы:

  • лиственные;
  • цветочные;
  • лотосовые.

Элементы из последней группы часто встречаются в буддийской культуре. С цветком лотоса изображаются монахи и божества. Для бурятов лотос — это символ возрождения и победы жизни над смертью.

Цвет бурятского орнамента прежде всего определялся цветом минеральных красителей, которые существовали в природе. Прежде всего, это синие, красные, черные цвета. Впоследствии стали применять более яркие и разнообразные цвета, что усиливало энергетику изображения.

Современный бурятский орнамент не теряет своей глубокой связи с народной традицией. Он развивается, принимает новые формы, насыщается богатой цветовой гаммой, но по-прежнему имеет глубокий смысл и несет сильную энергетику бурятского народа.

baikal-tales.ru

Бурятские узоры и орнаменты (с трафаретами): фото и шаблоны

Национальные узоры – это не просто набор «закорючек», соединенных в произвольном порядке, каждая из них имеет определенное значение и наносится на одежду или предметы быта неслучайно. В отличие от современных принтов, которые имеют исключительно декоративное значение, этнические мотивы основываются в первую очередь на значении цвета и символов, а только во вторую – на внешней привлекательности узора. Тем не менее, национальные орнаменты всегда выглядят удивительно стильно и продуманно, поэтому они уместно смотрятся даже на современных элементах одежды. В этой статье мы познакомимся подробнее с бурятскими узорами и разнообразными по тематике орнаментами — подборки с трафареты помогут при желании скопировать эти рисунки и украсить ими свои поделки или предметы гардероба.

Простые геометрические узоры – самые распространенные орнаменты монголоязычных народов. К ним относятся ломаные линии, прямые, зигзаги, круги, ромбы и др.

Разберем основные виды бурятских узоров и орнаментов (с трафаретами)

Молоточный орнамент.

«Алхан хээ» («молоточный орнамент») чем-то похож на греческий меандр, однако, он имеет огромное количество разновидностей. Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. Молоточный орнамент наносился на предметы из жестких и мягких материалов. Его можно встретить на деревянных частях юрты, мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде, посуде, упряжи, музыкальных инструментах. В старину меандром украшали только очень  дорогостоящие предметы, однако, сейчас «молоточный» орнамент встречается повсюду. Ниже представлены шаблоны данного орнамента.

Плетенка.

«Улзы» («плетенка») — древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Этот очень почитаемый и распространенный в наше время узор имеет множество вариантов, но наиболее распространен десятиглазковый узел. Улзы наносится в центре композиции в виде клетчатого или криволинейного переплетения и иногда дополнительно оплетается растительными узорами. Этот знак может быть изображен на любом предмете из металла, дерева, мягкого материала в том случае, если изготовитель хочет показать свои добрые намерения и пожелания. В данном случае улзы необычайно похож и по внешнему виду, и по значению на кельтский узор. Как и молоточный орнамент, улзы необычайно разнообразен – это можно увидеть на фото ниже.

Свастика.

Слово хас (свастика) состоит из двух корней, которые и определяют значение данного символа: существительное «благо» и глагол «быть» или «состоять» в сумме дают «благосостояние», «благополучие». Свастика была известна в разных регионах как символ четырех основных сил, четырех сторон света, стихий, времен года. Традиционно этот знак связывают с буддийской культурой, поэтому он встречается во всех странах, где буддизм является широко распространенной религией. Изображения свастики наносят на святилища, ступы, статуи Будды. Встречаются свастики с двумя изогнутыми взаимоусеченными фрагментами двойной спирали, выражающими символику мужского и женского начала, Инь и Ян.

Круг.

«Дугуй хээ»(круг) — еще один очень популярный геометрический орнамент. Круг символизирует вечность, цикличность бесконечность. Цикл смены событий человек «подсмотрел» в природных явлениях чередования времен года и эта аналогия переносится на общественную жизнь. Все время от рождения до смерти — это движение по кругу, «колесу жизни» (сансарын х?рдэ). Канун празднования Сагаалгана — встречи Нового года у бурят – называется «б?т?? ?дэр» (глухой, закрытый вечер). Этот вечер замыкает круг старого года и все, что зародилось в нем, должно выйти из этого закрытого пространства, начиная новый виток следующего года. Поэтому изображение круга часто встречается на изделиях из металла, колчанах, мужских и женских украшениях, на ритуальных предметах и одежде, в росписи мебели, а бурятский круговой танец «ёохор» исполняют, двигаясь по кругу. В круг могут быть оформлены и другие элементы орнамента.

Узоры в виде животных.

Узоры в виде животных являются не менее древними, чем простые геометрические орнаменты. Изображаются как целые фигурки животных (точные или схематические), так и отдельные части их тел (лапы, крылья).

1)На вещах различного рода, задействованных в быту бурят, можно увидеть орнамент, включающий рисунки пяти ключевых животных «табан хушуу мал», разводимых в регионе. Это связано с тем, что в Бурятии издавна скотоводство имело очень важное значение. Помимо  собственно изображений козлов и баранов популярен орнамент в виде их рогов эбэр угалза (в буквальном переводе это слово и означает «рогатый орнамент»), который наносился на предметы с пожеланиями богатства и плодородия. Само слово «угалза» означает не только «рог», это еще и название самца горного барана, которого можно встретить в Окинском районе Бурятии, а также в соседней Монголии. У этих баранов вырастают очень красивые спиралевидные рога, поэтому витки рогов и стали прообразом орнамента для древних охотников.

2)Т.к. буряты исповедуют буддизм, необычайно популярным является изображение группы из 12 животных-представителей восточного календаря. Этот зооморфный круг является пожеланием счастья и благополучия. В то же время изображение каждого из животных по отдельности имеет собственную символику.

Видео по теме статьи

Предлагаем вам ознакомиться с видеоматериалами, рассказывающими более подробно о значении бурятских узоров и орнаментов.

sdelala-sama.ru

особенности, разновидности и история :: SYL.ru

Каждой культуре соответствует определенная группа узоров, которые используются в вышивке на одежде или наносятся в качестве украшения на предметы быта. Эти орнаменты несут в себе глубокий смысл и в своем большинстве призваны охранять своего носителя, а также дарить ему счастье и удачу в делах. В подобных рисунках нет ни одного случайного элемента и цвета, все наносится в строгом соответствии с традициями предков. Только в этом случае узор будет иметь свою силу. Бурятские орнаменты отличаются большим разнообразием, обилием ярких красок и богатой историей. Изучению этих узоров искусствоведы уделяли большое внимание, ведь благодаря подобной тяжелой работе перед специалистами раскрывается культура народа, его традиции, обычаи и легенды. В нашей статье мы подробно опишем бурятские узоры и орнаменты, а также расскажем об их значении и смысловой нагрузке.

Орнамент: разъяснение термина

Прежде чем приступить к обзору бурятских национальных орнаментов, необходимо подробно объяснить, какие именно узоры могут называться орнаментом. Дело в том, что не каждый рисунок становится традиционным и используется повсеместно.

Сам термин «орнамент» пришел к нам из латинского языка. В переводе он обозначает «украшение», но, как мы уже замечали ранее, не каждый узор может превратиться в орнамент. Под данную формулировку подходит рисунок, выстроенный на повторении и чередовании определенных элементов. Орнамент наносится практически на любые поверхности: тела (в качестве татуировки), здания, домашнюю утварь, одежду, ювелирные украшения и так далее. Часто традиционный узор встречается и в виде украшения на оружии. Особенно это характерно для восточных народов, но используется и среди монгольских племен.

Чаще всего орнамент состоит из реальных стилизованных мотивов либо основывается на разных фантазийных формах.

Значение орнамента: общая характеристика

Семантика бурятских орнаментов, как и многих других, тесно переплетена с религиозными представлениями людей. Изначально подобные узоры использовались в ритуалах служения богам и духам. В каждом орнаменте прослеживается тема представлений человека о Вселенной и своем месте в ней.

Историки считают, что первый орнамент возник еще в эпоху палеолита и развивался параллельно знаниям людей об окружающем мире. Изначально использовать рисунки могли только шаманы и те, кто обладал особыми паранормальными способностями. В дальнейшем право наносить орнаменты получили и простые люди, желающие попасть под их защиту.

Функция орнамента

Рассматривая назначение бурятского орнамента либо любого другого (в мире насчитывается не менее десяти региональных традиционных узоров), стоит иметь в виду, что его древнейшее назначение — это магия. Рисунок выбирался и наносился в процессе специального ритуала в зависимости от того, что было необходимо человеку. В качестве оберега подходил один орнамент, а для привлечения удачи был нужен другой. Специальные узоры были для охотников, женщин, молодых матерей и так далее. Трудно представить какую-либо сторону жизни племени, которая не требовала бы нанесения орнамента.

Разновидность бурятских орнаментов

Каждый традиционный узор того или иного народа имеет несколько вариантов, которые в дальнейшем формируются в группы. Интересно, что специалисты находят много общего между бурятским орнаментом и тем, который был принят у кельтских племен. Обе группы весьма разнообразны, к тому же имеют похожую классификацию. Бурятский народный орнамент искусствоведы делят на четыре вида:

  • геометрический;
  • растительный;
  • религиозный;
  • зооморфный.

В каждую категорию входит несколько разновидностей узоров, все вместе они создают разнообразие бурятских орнаментов, которое поражает воображение буквально с первого знакомства с культурой и традициями кочевых народов.

Еще несколько слов о традиционных узорах

Бурятские орнаменты имеют свое особенное название — «угалза», которое переводится как «узоры». Так как каждый национальный рисунок отражает быт и традиции народа, то изучив орнаменты, можно получить полное представление о том, как живут кочевые народы. Интересно, что бурятские узоры перекликаются с орнаментами всех монголоязычных народов. Ученые утверждают, что все кочевые племена когда-то были едины. Эту теорию как раз и подтверждает идентичность традиционных орнаментов.

Геометрические узоры

Данная группа наиболее обширна и представлена четырьмя видами узоров:

  • молоточный;
  • плетенка;
  • круг;
  • свастика.

Все виды геометрических бурятских орнаментов значение имеют сакральное и очень глубокое. Поэтому используются в особых случаях и с определенным смыслом.

Молоточные узоры

Молоточный орнамент у монголоязычных племен наносился только на особо ценные вещи. Такой рисунок еще часто называют «меандр» или «алхан хээ». Последнее название образовалось от монгольского слова «алха», которое в точном переводе означает «молоток». Данный орнамент символизировал движение в широком смысле этого слова. Под ним подразумевается вечный круговорот всего сущего во Вселенной, которая находится в непрерывном движении. Пока оно не останавливается, длится жизнь на планете. Сегодня меандр наносится на различные бурятские изделия довольно часто. Он является одним из самых популярных и распространенных, поэтому чаще всего туристы приобретают сувениры именно с этим узором.

Плетенка

Одним из самых древних геометрических рисунков является плетенка, или улзы — бурятский орнамент, который имеет более десяти вариантов исполнения. Данный узор наносится с пожеланием счастья, благополучия и долгих лет жизни. Часто он становится оберегом для молодой семьи. Стоит заметить, что буряты до сих пор относятся к нему с большим трепетом и уважением. Из всех вариантов улзы наиболее распространен рисунок из десяти глазков. Он всегда располагается в центре композиций и представляет собой клетчатое либо криволинейное переплетение. Нередко данный узор дополнительно украшается растительным орнаментом. Интересно, что в буддизме улзы тоже очень широко распространен. В исполнении монахов он символизирует бесконечность жизненного цикла. В этом узоре проявляется базовое представление буддистов о перерождении человеческих душ.

Дугуй хээ

Круг — это тоже весьма почитаемый символ у бурятов. Такой орнамент называется «дугуй хээ» и символизирует вечный круговорот жизни, а также тепло и солнце. Буряты считали, что с момента рождения до смерти человек идет по кругу, как и все другие живые существа. Примечательно, что у бурятов существует ряд ритуальных танцев, которые исполняются именно по окружности.

Древняя свастика

Свастика — это тот орнамент, который встречается у многих народов на планете. Особенно часто его использовали буддисты, которые подобным узором покрывали одежду, а также стены религиозных сооружений. В общем смысле свастика символизирует единение четырех стихий, сторон света, времен года, а также противостояние противоположностей — светлого и темного, доброго и злого или, например, инь и янь.

Зооморфные орнаменты

Подобные мотивы по популярности не уступают геометрическим, к тому же они, по утверждению специалистов, даже более древние. Буряты изображают обычно животных не целиком, а частями. Каждый из нанесенных на предмет элементов несет свой смысл и изображается с определенной целью.

Зооморфные узоры можно разделить на группы:

  • Табан хушуу мал. Данный рисунок наносится наиболее часто и представляет собой домашних животных, которых издревле разводят кочевники. К ним относятся верблюды, коровы, козы, бараны и лошади.
  • Животные бурятского календаря. До сегодняшнего дня восточный календарь, который используют монголоязычные племена, а в частности буряты, отличается от принятого в Азии. Каждое животное здесь имеет свое название и призвано призвать в дом определенные блага. Например, бишэн (обезьяна) поспособствует развитию творческих способностей, а могой (змея) подарит мудрость.
  • Эбере угалза. Этот орнамент часто называют «роговидный» и он считается одним из самых часто используемых.
  • Хамар угалза. Данный узор чем-то неуловимо напоминает предыдущий, но называется «носовидный».

Особое почтение у бурятов вызывает изображение льва. Он считается мощным оберегом от злых сил, поэтому часто его вплетают в орнамент у входа в религиозные сооружения. Еще одно животное, пользующееся невероятной популярностью, — это орел. Данный символ становится частью орнамента у шаманов, которые часто общаются с духами. Также известно, что орла называют тотемным животным ольхонские буряты, активно практикующие древний шаманизм.

Растительные орнаменты

Изображать на различных предметах деревья, цветы и листья люди начали в самые древние времена. Изначально подобный орнамент носил магический характер, ведь каждое растение воспринималось как часть природы, а, следовательно, подпитывалось ее силами. Не только буряты, но и многие другие народы использовали элементы растительного орнамента в украшении одежды и предметов быта. В общем смысле узоры, где используются изображения растений, символизируют силу и жизненную энергию. Также они могут использоваться как символ материнства.

Орнаменты данной категории делятся на следующие группы:

  • лиственные;
  • цветочные;
  • лотосовые.

Элементы из последней группы часто встречаются в буддийской культуре. С цветком лотоса изображаются монахи и божества. Для бурятов лотос — это символ возрождения и победы жизни над смертью.

Религиозный орнамент

Подобные узоры весьма разнообразны, поэтому несведущий человек не сразу способен распознать в рисунке религиозный орнамент. Он может быть сплетен из разных элементов, в зависимости от них меняется и смысл изображения. Чаще всего буряты используют следующие элементы:

  • Галэн хээ. Так называются узоры, в которых используется изображение огня. Если кто-то дарит вам вещь с бурятским огненным орнаментом, то, значит, даритель желает вам долгой и счастливой жизни. Также буряты считают, что языки пламени способны связать между собой несколько временных промежутков и помочь увидеть будущее.
  • Холонго. Радужный узор символизирует связь между небесным миром и земным. С помощью этого моста духи могут приходить к людям и принимать участие в их жизни.
  • Соембо. Это очень важный орнамент для всех монголоязычных народов. Он представляет собой солнце и полумесяц, от которых и произошли согласно древним легендам предки кочевых племен.

В современном мире все больший интерес вызывают бурятские орнаменты и узоры. Шаблоны, по которым их можно воссоздать, в огромном количестве размещены в интернете. Их часто используют мастерицы в качестве основы для элегантной вышивки или резьбы по дереву. Но не забывайте о том, что каждый узор имеет свой смысл и должен наноситься к месту.

www.syl.ru

Бурятские орнаменты и узоры и их значение

Кто-то может подумать, что этнический орнамент – это всего лишь набор произвольных геометрических фигур, соединённых вместе по воле фантазии автора. Но это совсем не так. В действительности элементы орнамента – это не что иное, как древние письмена, несущие определённый смысл и неразрывно связанные с древней мифологией и общей культурой народа. Вовсе не являются исключением и бурятские орнаменты, о которых пойдёт речь в данной статье. Вы узнаете об основных символах, а также цветовом решении рисунка и областях его применения.

Источники идей для орнаментов

Бурятские орнаменты и узоры имеют свои выразительные особенности и отражают верования этого народа, его жизненный уклад и даже особенности той природной среды, в которой жили многие поколения людей. Например, весьма популярны элементы, символизирующие явления природы (дождь, гроза, ветер, солнце, луна, звёзды, радуга) и божества-животные из бурятской мифологии.

Встречаются в том числе мотивы, возникшие до распространения буддизма. Самыми древними элементами орнамента были геометрические формы: прямые линии, зигзаги, спирали, завитки, перекрестья, круги, ромбы.

Значения, которые выражали бурятские орнаменты, зачастую были связаны с плодородием: круги обозначали солнце, луну и звёзды, волны и зигзаги – небо, воздух, облака и ветер. Сама природа, в гармонии с которой жили древние буряты, давала пищу для создания своеобразных народных орнаментов.

Что украшают узорами

Техники выполнения и составные части орнамента передаются из поколения в поколение. Ключевыми особенностями являются простота и чёткость линий, затейливость и оригинальность композиции, а также сочетание узора с формой предмета, на который он наносится. Орнаментами украшается религиозная атрибутика, талисманы, одежда и обувь, конская сбруя, пояса, колчаки для стрел, мебель, посуда и другие бытовые предметы. Наносится роспись на различные поверхности: дерево, ткань, цветные и чёрные металлы.

Очень распространён бурятский орнамент на одежде: унтах, чулках, рукавах традиционных халатов, а также на разнообразных головных уборах. Рисунки зачастую наносились не только для красоты, а в первую очередь для защиты от злых сил. Любопытно, что шитьём и украшение одежды всегда занимались мастерицы-женщины, а изготовление и нанесения узоров на головные уборы считалось привилегией мужчин.

Основные бурятские орнаменты и их значение

Исследователи подразделяют разновидности узора на несколько групп. Самые многочисленные из них – природные и геометрические. Кроме того, существуют так называемые культовые орнаменты, в которых используются символы тибетского буддизма. Как правило, таким узором украшают храмы и объекты, используемые в богослужении.

Природные орнаменты

К природным можно отнести рисунки, символизирующие растения и животных: завитки, рога, черепашьи панцири. Один из популярных мотивов – «бараний рог», означающий богатство народа, издревле занимавшегося скотоводством.

Часто изображаются 12 животных из восточного календаря, что используется в качестве пожелания здоровья и долголетия. Популярны стилизованные изображения дракона, слона, льва, черепахи.

Одним из часто встречающихся элементов, который включают в себя бурятские орнаменты, является цветок лотоса как важнейший символ буддийской культуры. Также часто встречаются узоры «бабочка» (около 30 разновидностей изображения), «птица» и «ёлочка».

Также к природным орнаментам относят стилизованные изображения явлений природы (огонь, дождь, ветер) и космических объектов (солнце, земля, звезды).

Геометрические орнаменты

Так называемые молоточные (алхан хээ) узоры напоминают классический древнегреческий орнамент меандр. Такой рисунок наносили на предметы культа и особо важные вещи, его значение – вечное движение мира.

Другие популярные бурятские орнаменты представляют собой плетёный узел (улзы), являющийся символом долголетия, счастья и достатка. Этот символ имеет множество вариаций и может быть нанесён на любой предмет. Таким образом мастер выражает свои добрые пожелания.

Ещё один распространённый древний узор – свастика (хас). Он связан с зимним и летним солнцестоянием, четырьмя сторонами света или четырьмя стихиями, а также движением Солнца вокруг Земли. Как и улзы, это буддийский символ. Свастика, направленная по ходу движения Солнца, считалась оберегом и сосредоточением доброй энергии.

Особое значение бурятских орнаментов выражает важнейший элемент – круг (дугуй хээ), олицетворяющий диск Солнца, а также движение и бесконечность. Его часто изображали на оружии, талисманах и семейных, родовых печатях.

Символика цвета

Бурятские орнаменты, узоры и символы неизменно использовались в сочетании с определёнными цветами, которые также имели своё значение. Самым важным считался небесно-голубой и синий цвет, связанный с божественной силой, а также означающий постоянство и верность. Белый – святость, чистота и счастье. Красный – огонь, свет, тепло, исцеление, красота, радость, и в то же время – борьба, сила, агрессия. Оранжевый – рассвет, возрождение, символ восхода солнца. Зелёный – природа, плодородие, обновление, рост, бескорыстие. Жёлтый (золотой) – солнце, величие, прочность, вечность. Чёрный – самый печальный и неудачный цвет, с которым связаны несчастья, болезни, смерти, опасности, зло. Чаще всего в декоративно-прикладных работах бурятских мастеров используются сочетания красного с жёлтым, синего с белым, зелёного с оранжевым.

Национальные бурятские орнаменты и узоры привлекают взгляд своим ярким, необычным внешним видом, а также древней историей и глубоким символизмом.

fb.ru

12 орнаментов. Анализ монгольских орнаментов

Если обо всех орнаментах, которые я использовала до этого, я знала хотя бы что то, и отталкивалась в первую очередь от того, что было уже известно, то монгольский орнамент для меня настоящее открытие.
Орнамент монголоязычных народов носит название «хээ угалза».


Все многообразие орнаментов разделяется на пять основных групп:
1. геометрические — самые распространенные орнаменты монголоязычных народов (ломаные, прямые, зигзаги, круги, ромбы и др.). Ведущими мотивами геометрического орнамента являются:
— «алхан хээ» (молоточный орнамент) – рисунок стеганого матраса — аналог греческого меандра, но какое разнообразие!
Меандр – «алхан хээ» называют молоточным, т.к. по-бурятски (и монгольски) «алха» — молоток.



Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. Этим орнаментом украшаются вещи из жестких и мягких материалов. Его можно встретить на деревянных частях юрты, мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде, посуде, упряжи, музыкальных инструментах. В старину меандром украшали лишь особо ценимые вещи. В наш технический век «молоточный» орнамент встречается повсюду.

— Улзы – «плетенка» — древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Это очень почитаемый и распространенный в наше время узор, имеет множество вариантов, но наиболее распространен десятиглазковый узел. Он изображается в виде клетчатого или криволинейного переплетения в центре украшаемого предмета, иногда оплетен цветочными узорами. Этот знак может быть изображен на любом предмете из металла, дерева, мягкого материала, если мастер хочет выразить идею благопожеланияЗдесь уже можно провести аналогию с кельтами. И опять какое многообразие!





Происхождение улзы связано с охотничьим бытом. Многочисленные варианты слова «ульзий»,»кульджа»,»гулдза»,»угалз» встречаются у тюркских и монгольских народов как название горного барана или орнамента(орнамент рогов этого животного). Есть предположение, что древний и гибкий рогатый орнамент в свое время мог быть подвержен стилизации и принять начертание замкнутой плетенки. Также можно предположить, что сам термин «улзы» является наименованием тотемного животного.
Знак плетенки и бесконечного узла решает ту же задачу, что и меандр в искусстве греков — линейную попытку передать вечное движение и вечную жизнь.

— Свастика (хас) – слово, составленное из двух санскритских корней — существительного «благо» и глагола «быть» или «состоять», т.е. «благосостояние», «благополучие». Свастика была известна в разных частях света как символ четырех основных сил, четырех сторон света, стихий, времен года. Свастика встречается везде, где есть следы буддийских культур, она была высечена на многих храмах, на скалах, ступах, статуях Будды. Известны в форме свастики две изогнутые взаимоусеченные фрагменты двойной спирали, выражающей символику Инь-Ян.

          

— Круг — «дугуй хээ» — еще один очень популярный геометрический орнамент. Круг символизирует вечность, бесконечность. Человек строит свою жизнь по образцу и подобию природы. Вся его жизнь от рождения до самой кончины — это движение по кругу, «колесу жизни» (сансарын хγрдэ). Канун празднования Сагаалгана- встречи Нового года у бурят – называется «бγтγγ γдэр» (глухой, закрытый вечер) . Этот вечер замыкает круг старого года и все, что зародилось в нем, должно выйти из этого закрытого пространства, начиная новый виток следующего года. Поэтому, изображение круга часто встречается на изделиях из металла, колчанах, мужских и женских украшениях, на ритуальных предметах и одежде, в росписи мебели, а бурятский круговой танец «ёохор» исполняют, двигаясь по кругу.
В круг могут быть оформлены и другие элементы орнамента.


2. Зооморфные, или анималистические орнаменты столь же древние и популярные, как и геометрические.
Монголы — кочевой народ, и животные, которых они разводят, играют огромную роль в их жизни. Естественно, это не могло не отразиться на народном творчестве, в частности, на появлении соответствующих орнаментов.
Самым распространенным орнаментом этой группы является изображение рога – эбэр угалза (в буквальном переводе означает «роговидный орнамент».

На рисунках 2 и 3 определенно видна голова барана.

     

         

Вторым по значимости в зооморфных орнаментах считается хамар угалза (носовидный орнамент).

    

    

3. Растительные; Растительные орнаменты включают в себя изображения листьев, цветов, стеблей:
лиственный узор (набшаhан угалза),
   

   

цветочный узор (сэсэг угалза)

  

   

Отдельно среди цветочных узоров выделяется лотосовый узор.

Растительный тип узора широко применяется в декоре элементов костюма, предметов быта, в архитектуре, живописи, скульптуре.

4. Природные, или космогонические; Среди космогонических одним из самых популярных орнаментов можно назвать орнамент огня. Огонь – символ возрождения. Трехязычковое пламя в эмблеме Бурятии символизирует прошлое, настоящее и будущее. Огонь, пламя всегда стремятся вверх – к Солнцу, к небу. Огонь – символ очищения. У многих народов существуют ритуалы, связанные с очистительными свойствами огня: в дацанах зажигаются масляные лампады, возжигают благовонные травы, которыми окуривают жилище, тело с целью очищения. С глубокой древности исполняли ритуально-магический танец ехор вокруг костра.

Орнамент гора, скала – символ твердости, устойчивости и постоянства. Гора и камень, скала – жилище духа или бога.

Орнамент воды.  Символизирует чистоту, красоту и радость.
  

Облака – Уулэн угалза – в тибетской традиции «путь белых облаков» — символ духовного развития и совершенства.

     

5. Культовые орнаменты связаны, естественно, с религией. Традиционная религия и Монголии, и Бурятии — тибетский буддизм, поэтому самыми распространенными культовыми орнаментами являются 8 священных символов буддизма
(так как они изображены в нижней части рисунка):

Мистический узел — Две золотые рыбки  —  Драгоценный зонт —  Колесо Дхармы
Цветок лотоса  —  Белая раковина  —  Драгоценный сосуд  —  Стяг победы

Человек я не религиозный, уж тем более к буддизму совсем никакого отношения не имею, поэтому ограничусь только одной иллюстрацией культовых орнаментов Монголии.

Пожалуй, я сделаю еще один пост, посвященный монгольским орнаментам. Расскажу о цвете. Слов будет совсем мало, в основном картинки. А здесь и так уже переизбыток информации.

Огромное спасибо всем кто осилил этот пост до конца!

nadval.livejournal.com

Бурятские орнаменты и их значение

Орнамент – одно из проявлений народного творчества. В переводе с латинского языка означает «узор, украшение». Каждая национальная культура разработала свою систему орнамента – мотивы, формы, расположения на украшаемой поверхности. По орнаменту можно сразу определить к какой национальной культуре относится произведение искусства. Следует отметить, что орнамент как явление культуры нашел свое наибольшее воплощение в народном творчестве. Постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения узора, во многом определившие национальные художественные особенности традиций разных народов. Главной особенностью орнамента считается то, что он не является самостоятельным видом творчества, а служит оформлением и украшением произведений декоративно-прикладного искусства. Помимо зрительного, эмоционального воздействия, орнамент имеет глубокое символическое значение.

Бурятский народный орнамент имеет много общих черт с орнаментом кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Южной Сибири.

Бурятский орнамент по виду изобразительного элемента или мотива разделяется на  виды:

1.    Геометрический: точки, линии (ломанные, прямые, зигзагообразные), круги, ромбы, многогранники, звезды, кресты и пр.

2.    Анималистический, зооморфный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных (бараний рог, орел и т.д.)

3.    Растительный, стилизующий листья, плоды, цветы, деревья и т.д.

Предлагаемая классификация орнаментов носит условный характер, так как многообразие существующих мотивов орнамента не всегда поддается точному определению.

Геометрический орнамент характеризуется не столько разнообразием фигур, сколько вариантностью их исполнения и является самой многочисленной по разнообразию группой, состоящей из палочек, крестов, ромбов и зубцов. Большинство бурятских геометрических орнаментов построено по закону ритмического ряда.

Орнаментальный мотив «зубцы» часто используют для украшения боковых краев крышек сундуков. «Зубцы» часто украшают и лицевые стенки сундуков. «зигзаг» часто встречается в виде вышивки на шубах, голенищах унтов, носков.

В украшении художественных изделий буряты часто используют символику круга – знака, обозначающего солнце, луну, небо.

Известно, что образы солнца и луны имеются на онгонах-священных изображениях божеств у бурят-шаманистов. Изображения солнца и луны часто встречаются в декоре колчанов кочевых народов., в том числе и бурят.

Особый интерес представляет орнамент на некоторых экземплярах украшения нархинсаг ритуальное украшение бурятской невесты)– изображение креста и круга, семантика которых связана с культом огня. Огонь, по-представлению   бурят, был добрым божеством и покровителем того или иного рода. Крест понимался как символ огня и был связан с понятием начала новой жизни (брачующейся пары), с пожеланием благополучия и плодовитости вновь создаваемой семье. Стрела на украшениях невесты  означает луч солнца. Таким образом, украшения у бурят рассматривались как талисманы, оберегающие счастье и благополучие молодой семьи.

Геометрические узоры


Данная группа наиболее обширна и представлена четырьмя видами узоров:

  • молоточный;
  • плетенка;
  • круг;
  • свастика.

 Молоточный орнамент

  

«Алхан хээ» («молоточный орнамент») чем-то похож на греческий меандр, однако, он имеет огромное количество разновидностей. Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. Молоточный орнамент наносился на предметы из жестких и мягких материалов. Его можно встретить на деревянных частях юрты, мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде, посуде, упряжи, музыкальных инструментах. В старину меандром украшали только очень  дорогостоящие предметы, однако, сейчас «молоточный» орнамент встречается повсюду. Ниже представлены шаблоны данного орнамента.

Плетенка

 

«Улзы» («плетенка») — древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Этот очень почитаемый и распространенный в наше время узор имеет множество вариантов, но наиболее распространен десятиглазковый узел. Улзы наносится в центре композиции в виде клетчатого или криволинейного переплетения и иногда дополнительно оплетается растительными узорами. Этот знак может быть изображен на любом предмете из металла, дерева, мягкого материала в том случае, если изготовитель хочет показать свои добрые намерения и пожелания. В данном случае улзы необычайно похож и по внешнему виду, и по значению на кельтский узор.

Круг

  

«Дугуй хээ»(круг) — еще один очень популярный геометрический орнамент. Круг символизирует вечность, цикличность бесконечность. Цикл смены событий человек «подсмотрел» в природных явлениях чередования времен года и эта аналогия переносится на общественную жизнь. Все время от рождения до смерти — это движение по кругу, «колесу жизни» (сансарын хγрдэ). Канун празднования Сагаалгана — встречи Нового года у бурят – называется «бγтγγ γдэр» (глухой, закрытый вечер). Этот вечер замыкает круг старого года и все, что зародилось в нем, должно выйти из этого закрытого пространства, начиная новый виток следующего года. Поэтому изображение круга часто встречается на изделиях из металла, колчанах, мужских и женских украшениях, на ритуальных предметах и одежде, в росписи мебели, а бурятский круговой танец «ёохор» исполняют, двигаясь по кругу. В круг могут быть оформлены и другие элементы орнамента.

 В большой группе анималистических, зооморфных орнаментов широко представлен роговидный орнамент, изображающий бараний рог – хусын эбэр хээ. Образуя многочисленные вариации он символизирует плодородие, богатство, изобилие и процветание. В культуре кочевых народов, в том числе и бурят, изображения животных играли роль оберегов. «Бараний рог» часто встречается в сочетании с изображением солнца и луны, тем самым усиливая энергетику украшения.

В народном творчестве часто встречаются символические изображения орла и оленя.

На вещах различного рода, задействованных в быту бурят, можно увидеть орнамент, включающий рисунки пяти ключевых животных «табан хушуу мал», разводимых в регионе. Это связано с тем, что в Бурятии издавна скотоводство имело очень важное значение. Помимо  собственно изображений козлов и баранов популярен орнамент в виде их рогов эбэр угалза (в буквальном переводе это слово и означает «рогатый орнамент»), который наносился на предметы с пожеланиями богатства и плодородия. Само слово «угалза» означает не только «рог», это еще и название самца горного барана, которого можно встретить в Окинском районе Бурятии, а также в соседней Монголии. У этих баранов вырастают очень красивые спиралевидные рога, поэтому витки рогов и стали прообразом орнамента для древних охотников.

Зооморфные узоры можно разделить на группы:

  • Табан хушуу мал. Данный рисунок наносится наиболее часто и представляет собой домашних животных, которых издревле разводят кочевники. К ним относятся верблюды, коровы, козы, бараны и лошади.
  • Животные бурятского календаря. До сегодняшнего дня восточный календарь, который используют монголоязычные племена, а в частности буряты, отличается от принятого в Азии. Каждое животное здесь имеет свое название и призвано призвать в дом определенные блага. Например, бишэн (обезьяна) поспособствует развитию творческих способностей, а могой (змея) подарит мудрость.
  • Эбере угалза. Этот орнамент часто называют «роговидный» и он считается одним из самых часто используемых.

В основе орнаментов растительного происхождения лежит живая природа., при этом символы очень сдержаны и лаконичны. Растительный орнамент в целом – это символ красоты и жизни.


Растительный узор получил широкое распространение на кузнечных работах в орнаментации колчанов, налучников, конской упряжи, поясов, онив, женских украшений. Стилизованные украшения деревьев часто используют в декоре рукавиц.

Орнаменты данной категории делятся на следующие группы:

  • лиственные;
  • цветочные;
  • лотосовые.

Элементы из последней группы часто встречаются в буддийской культуре. С цветком лотоса изображаются монахи и божества. Для бурятов лотос — это символ возрождения и победы жизни над смертью.

Цвет бурятского орнамента прежде всего определялся цветом минеральных красителей, которые существовали в природе. Прежде всего, это синие, красные, черные цвета. Впоследствии стали применять более яркие и разнообразные цвета, что усиливало энергетику изображения.

Современный бурятский орнамент не теряет своей глубокой связи с народной традицией. Он развивается, принимает новые формы, насыщается богатой цветовой гаммой, но по-прежнему имеет глубокий смысл и несет сильную энергетику бурятского народа.

baikal-tales.ru

Методическая разработка (старшая группа) на тему: Бурятский орнамент

Бурятский орнамент

Бурятский народ имеет давние традиции орнаментально-декоративного искусства. Испокон веков разнообразными узорами украшались наружные н внутренние части жилищ, мебель, ковры, посуда, орудия производ­ства, снаряжения коня и музыкальные инструменты. Широко славились искусные мастера художественной обработки металла, резьбы но дереву, вышивки, росписи. Простота, четкость и одновременно парадность, красочность орнаментов, их ограниченная связь с формой украшенной вещи отличительные черты народного творчества. Именно в многоцветных орнаментальных мотивах наглядно отразилось духовное богатство, творческая фантазия, любовь к прекрасному, давние художественные традиции народа. Устойчивость орнаментальных мотивов объясняется тем, что старые мастера передавали свое искусство молодым и так из поколения в по­коление. Новые узоры создавались путем комбинирования традиционных. Узор во всех случаях применения, в качестве художественною украшения предмета, выступает в слитном единстве с вещью и ее практическим назначением. При этом он органически вписывается с вещью, являясь лишь декоративным элементом, призванным сделать вещь нарядной и красивой, повысить ее качество. Располагаясь на предмете, узор образует орнамен­тальную композицию, подчиненную конструкции и его форме. В каждом случае такие композиции зависят от характера той поверхности, которую оживляют собой. Большинство орнаментальных композиций в бурятском искусстве построено на основе ритма или сочетания ритмически и симмет­рически решенных компонентов. Особенностью ритмического построения орнаментальной композиции является равно удаленность отдельных элементов друг от друга, чередуясь между собой. А сущность симметрическо­го построения состоит в том, что при делении по центру, правая или левая части точно соответствуют друг, другу. Такая композиция всегда уравно­вешена в своих элементах, обладает стройностью, выступает и качестве основы художественного бурятскою стиля.

К культурным ценностям любого народа относятся орнаменты, которые широко распространены в быту, народном искусстве, архитектуре и т.д. Орнаменты мы видим везде. Они — одно из древнейших проявлений народного творчества.

Слово «орнамент» — латинского происхождения, в переводе означает «узор», «украшение». Латинский корень — сшШз (культ, культура) восходит к древности, связан с почитанием духов, богов, напоминает о связях орнамента с представлениями человека о Вселенной.

Орнамент монголоязычных народов носит название «хээ угалз», по-бурятски слово звучит «угалза», что означает узор. Древнейшая функция орнамента — магическая: человек разрисовывал свое тело, лицо, личные предметы теми или иными узорами, выступаю­щими в роли защиты, оберега. Декоративная функция узора — узор как украшение; информационная функция сводится к получению того или иного сведения о человеке, предмете или явлении.

Виды орнаментов

·      Геометрические

·      Растительные

·      Зооморфные

·      Природные

·      Культовые

Орнаментика бурят отличается разнообразием узоров, которых мож­но разделить на несколько групп: геометрические, растительные, зоомор­фные, узоры, олицетворяющие природные силы и ламаистского культа. В данном материале  даём краткую характеристику и значение наиболее распространенных бурятских орнаментов. Считалось, что узо­ры, передающие свойства предметов, ставших их основой, могут иметь охранительный, сберегательный, благожелательный характер.

К числу геометрических узоров относятся:

•          «Роговидный узор » (хусын эбэр) — символизирует процветание и поже­лание умножения скота, а также отпугивающий и охраняющий символ;

•         «Бесконечное счастье» или 10 тысяч лет счастья » (тумэн жаргал) выделяют три разновидности этого узора в зависимости от направления Г-образного меандра (вправо или влево) различали, соответствен­но, мужской и женский узоры. Т-образный меандр символизировал единство семьи, супружеское долголетие;

•         «Узел счастья » (улзы) — означает благоденствие, пожелание счастья; ‘ языки пламени » (галай дулэн)    символ подъёма духа и физических сил, трёх язычковый  пламень означает возрождение и расцвет в прошлом, настоящем и будущем;

•         — «Облачный узор» (уулэн хээ) — мысль о счастье и блаженстве; «Морская волна» (далайн долгий) — очищает очаг от нечисти; «Бесконечная нить счастья»    помогает владельцу, процветания в жизни, скругление обозначает женское начало;

•         «Два копьевидных трезубца » — символ защиты очага отводов и нечистых попыслов:…

•         «Браслет или серьги» — соединенные два браслета означают пожелание нерушимой вечной дружбы;

•         «Смлгэш двух рыбок» — символ свободы и независимости.

К растительным узорам относятся:

•         В качестве зооморфных узоров в народном календаре использовались 12 животных и изображения фантастических существ:

•         — «Мышь » (хулгана) — изобилие;

•         — «Обезьяна» (Нармагшан) -творческую фантазию;

•         — «Лошадь» (морин) • мысль;

•         — «Тигр» (барас) — храбрость;

•         — «Дракон » (луу) и т.д. — мощь, величие;

•         — «Гаруди» (гарууди)- царь птица;

•         — «Ваджара» — громовой топор Бога Индры — ей приписывали спо­собности вызывать дождь и быть символом плодородия;

•         — «Летучая мышь » (Нарь/ган эрбээхэй) — счастье;

•         — «Лев» (арсалан) — символ силы.

Из символизирующих природные силы, наиболее часто встречаются узоры:

•         «Солнце» (нарте) символ благоденствия, благополучия, богат­ства, счастья;

•         — «Облака» (уулэн хээ) — творческое вдохновение. В орнаментике ламаистского культа имеются изображения гак на­зываемых «8 благих символов» (найман тахил):

•         — «Белая раковина», завитая вправо, символизирует глубокий, дале­ко достигающий и мелодичный звук Учения Будды, который переходит к различным состояниям, наклонностям и пожеланиям учеников, про­буждает от глубокого сна неведения, побуждает к постижению Учения;

•         — «Драгоценный зонт» символизирует благотворную деятельность по защите живых существ от болезней, вредоносных сил, препятствий и т.п. в этой жизни, а также от временных и длительных страданий в трех низких мирах, ожидающих людей и божеств в будущих жизнях. Этот символ также представляет наслаждение от праздника, благодеяния под его прохладной тенью;

•         «Победоносное знамя»символизирует победоносность тела, речи и ума над препятствиями и отрицательными силами. Этот символ оли­цетворяет полную победу Учения Будды над всеми вредоносными и па­губными силами;

•         — «Золотые рыбы» — благость всех живых существ в состоянии бес­страшия, не испытывающих страха утонуть в море страданий, передви­гающихся свободно и по своей воле подобно рыбам в воде, легко и сво­бодно;

•         — «Драгоценный сосуд» — драгоценный напиток, нектар вечной жиз­ни, изобилие и процветание, все благоденствия этого мира и состояния процветания;
«Цветок лотоса » означает полное очищение от осквернения тела, речи и ума, полный расцвет благодеяний в состоянии благословенного просветления;

•         — «Благословенный узел» — взаимосвязь религиозного учения и свет­ских дел, духовности и мирских забот. Одновременно означает един­ство Мудрости и Великого сострадания;

•         «Колесо истории» — «Золотое колесо» — символизирует благо от поворота драгоценного колеса Учения Будды в следовании ему, в на­ставлениях во всех мирах и во все времена. Он дает всем живым суще­ствам переживать радость от благодеяний и достигнуть просветления; «Семь драгоценностей» (долоон эрдэни).

Вышеперечисленные узоры встречаются в резьбе и росписи по дере­ну, металлообработке и художественной обработке мягких материалов.

Ими украшались дверцы жилищ (уудэн), сундуки (абдар), кровать (орон), народные игрушки (татар), посуда, музыкальные инструмен­ты, скульптурные изображения богов, деревянные панно, женские юве­лирные изделия, снаряжения коня, одежда, обувь, ковры, постельные принадлежности. 

 

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *