Утренние лучи изложение – Утренние лучи.Изложение 2 класс
Конспект урока русского языка в 4 классе «Краткое изложение по теме: «Утренние лучи»»
Составление плана.
Повторное чтение текста и деление на смысловые части.
-Расскажите ту часть текста, которая больше всего понравилась.
-О чем говорится в вашей части?
-Назовите микротему. Озаглавьте.
План Ключевые слова
1. Золотые лучи будят землю. рассыпать, повсюду
2. Песенка жаворонка. выпорхнул, серебряную
3. Веселый зайчик. запрыгал, по росистому
4. Петух и куры. разбудил, закудахтали, разгребать
5.Трудолюбивая пчелка. выползла, расправила
6.Маленький лентяй. разбудить, маленького, повернулся
Подготовка к краткому пересказу с разбором языковых средств.
-А теперь надо подумать, как сократить текст. Это значит: передать самое главное, сохранив последовательность событий, точность содержания, используя язык автора.
А) Прочитайте первую часть.
-Из скольких предложений она состоит? (Из одного).
— Будет ли понятен текст, если мы его сократим вначале рассказа? (Нет).
Вывод: это завязка рассказа, оставим ее без изменения.
-Как автор сказал про солнышко, что оно делает? (Рассыпает).
-Можно ли заменить это слово близким по значению? (Попробуем: рассылает, рассеивает, посылает). Прочитайте предложение с этими словами.
— Какой вариант вам больше понравился.
-Правильно авторский вариант лучше. Запишем это слово как опорное и добавим еще слово повсюду. Назовите орфограммы.
— Перескажите первую часть.
Б) Прочитайте вторую часть
-О чем надо рассказать, чтобы не нарушить ее содержание и оставить самое главное? (Как жаворонок запел песенку).
-Назовите очередность действий. (Встрепенулся, выпорхнул, поднялся, запел).
-Как названа песенка жаворонка? (Серебряная).
-Как по — другому можно сказать? (Звонкая, золотистая).
-Что можно сократить? (Прямую речь).
-Запишем в опорные слова выпорхнул, серебряную. Обозначим орфограммы.
-Перескажите вторую часть.
В) Прочитайте третью часть.
-Что надо рассказать про зайчика? (Как он побежал добывать травку).
-Замените слово побежал синонимом. (Поскакал, запрыгал).
-Объясните значение слова передернул.
-Как назван луг? (Золотистый).
-Надо ли что-то сокращать? (Нет. Эту часть пересказываем без изменений).
-Запишем в опорные слова запрыгал, по росистому.
-Перескажите эту часть.
Г) Прочитайте четвертую часть.
-Кто главный герой части? (Петух).
-Что о нем надо рассказать? (Как петух разбудил кур, чем они стали заниматься).
-Что пропустим? (Пение петуха).
-Назовите опорные слова разбудил, закудахтали, разгребать.
-Перескажите эту часть кратко.
Д) Прочитайте пятую часть.
— О ком говорится вней? (Про пчелку).
-Какие действия совершала пчелка? (Выползла, села, расправила, полетела собирать).
— О чем можно не рассказывать? (Как звенели крылья, описание цветов).
-Запишем в опорные слова выползла, расправила. Объясните орфографию.
-Перескажите пятую часть.
Е) Прочитайте шестую часть.
-Попробуйте сократить ее самостоятельно.
Пересказ 2-3 учеников. Обсуждение. Выбираем оптимальный вариант.
-Какие опорные слова запишем? (Разбудить, маленького, повернулся).
-Перескажите весь сжатый текст.
Утренние лучи.
Выплыло на небо красное солнышко и стало рассыпать повсюду свои золотые лучи — будить землю.
Первый луч попал на жаворонка. Выпорхнул жаворонок из гнезда, поднялся высоко в небо и запел серебряную песенку.
Второй луч попал на зайчика. Запрыгал он по росистому лугу, побежал добывать сочную травку.
Третий луч в курятнике разбудил петуха. Куры закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.
Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка, расправила крылья, полетела собирать медок с душистых цветов.
Пятый луч хотел разбудить маленького лентяя, а он повернулся на другой бок и опять заснул.
Орфографическая подготовка.
Назовите сложные предложения, составьте схемы.(Разбор знаков препинания).
Написание изложения и самопроверка.
На уроке дети могут пользоваться словарями.
kopilkaurokov.ru
Урок 3 | Урок развития речи Обучающее изложение «Утренние лучи» (По К. Д. Ушинскому) 3 класс | |||||||||||||||||
Ссылка | Календарно-тематическое планирование | |||||||||||||||||
Цель | развитие умения письменной речи – письменный пересказ прослушанного и зрительно воспринятого текста | |||||||||||||||||
Задачи |
| |||||||||||||||||
Оборудование | Интерактивная доска, бумажные ресурсы, учебник | |||||||||||||||||
Результаты | уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; | |||||||||||||||||
Время | Деятельность учителя | Модуль. Уровень заданий. Используемые стратегии. | Деятельность ученика | Ресурсы | ||||||||||||||
0-2 | Приветствие. Психологический настрой. | Придумано кем-то просто и мудро С улыбкой здороваться: «Доброе утро!» — Доброе утро! – солнцу и птицам. — Доброе утро! – улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым… Доброе утро пусть длится до вечера! | ||||||||||||||||
2-4 | Рассадка в группы по 3 человека Предлагаю правила работы в группе | Класс делится на 3 группы по цвету шарика. У кого оранжевые шарики за спиной садятся в 1 группу, жёлтые во вторую группу, темно-жёлтые в третью группу. Выбор правил работы в группе Распределение ролей в группе (спикер) | Шарики, привязан- ные к стулу | |||||||||||||||
4-8 | Выход на тему и цель урока — С предвкушения доброго дня, приятного общения друг с другом, успехов в совместной работе начнем наш трудовой день. С нами учиться пожелал новый необычный ученик. Кто это? Отгадайте загадку: Выше леса Колобок. Почему солнышко сравнивают с колобком, с апельсином? (Модель солнышка помещается на слайде у основания нарисованной горной вершины.) — Сегодня нам предстоит написать изложение. — Что значит написать изложение? — Кто готов сформулировать цель нашей работы на этом уроке? | Новые подходы к обучению: диалогическая беседа. ИКТ Возрастные особенности. | Фронтально Ассоциации к слову солнце Написать изложение – это письменно пересказать текст, который услышали или прочитали сами.) | |||||||||||||||
8-12 | Актуализация полученных раннее знаний о тексте — Загрустило наше солнышко у подножия горы, хочет подняться на вершину, огромные камни преградили путь. Мы можем убрать их с пути, выполнив следующие задания. Что такое текст? Что такое тема текста? Что такое главная, основная мысль? Что такое ключевые, опорные слова? | Новые подходы к обучению: диалогическая беседа. ИКТ Возрастные особенности | ПРИЗНАКИ ТЕКСТА Главная мысль, вытекающая из сюжета (т.е. идея текста, то, что хотел сказать автор своим текстом). Заголовок — это «вход» в текст Связность изложения (по смыслу и грамматически). Иногда членение текста на микротемы (абзацы). У текста есть автор (тексты различаются авторской стилистикой, почерком, манерой). | слайды | ||||||||||||||
12-18 | Антиципация — предугадывание будущих действий и ситуаций ( лат. Anticipatio –предвосхищение). – Благодарное солнышко подготовило для нас опорные слова из текста нашего изложения. Прочитаем их и попытаемся предположить, о чем будет текст? Высвечиваются на слайде опорные слова | Критическое мышление. | «Дерево предсказаний» Солнышко, рассыпать лучи, первый гнездо жаворонка, вылетел, поднялся, запел, второй зайчика, побежал, траву, третий курятник, петух разбудил кур, червяков искать. Составление в группах текста по опорным словам | Карточки с опорными словами | ||||||||||||||
18-28 | Работа с текстом изложения — Наши предположения оказались верными. Какие чувства пробудил текст? – Какое явление природы наблюдал Константин Дмитриевич? — Куда попал первый луч? Второй? Третий? | Критическое мышление. Управление и лидерство. | Чтение учеником текста. Самостоятельное чтение детьми текста. Инсерт. Обсуждение в группах. Выбор спикера. Составление плана. Рисование постера. Защита постера. Пересказ текста по плану и опорным словам | | ||||||||||||||
28-38 | Написание изложения с элементами творчества — Придумайте и допишите «работу» для четвертого лучика.- Куда попал бы 4 лучик? | ТиО Критическое мышление. 1 уровень (знание, понимание) 3уровень (применение) Оценивание для обучения | Написание изложения. Самопроверка. Чтение 2 – 3 работ вслух. Учителем совместно с детьми дается краткая словесная оценка работ. «Синквейн» Самооценка (оценочный лист)
| Бланк само оценки | ||||||||||||||
38-40 | Творческое домашнее задание | Возрастные особенности | Домашнее задание предлагается выполнить учащимся на выбор один из вариантов в устной форме, а по желанию детей — письменно, нарисовано Выбирай любую работу!
| |||||||||||||||
40-45 | Рефлексия | | Ученик получает за удачную работу на память от солнышка «фотографию». Установка на успех. (Что у вас получалось особенно хорошо?) Дети рефлексируют, выбирая соответствующий значок-солнышко. Обратная связь: наклеивание солнышек на глобус. |
kzrefs.org
Презентация на тему Изложение «Утренние лучи» 2 класс
Слайд 1Изложение Утренние лучи
Слайд 2Прочитайте текст:
Выплыло на небо солнышко и стало рассыпать золотые лучи – будить землю. Первый луч попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Как хорошо! Как привольно!»… Второй луч попал на зайчика. Третий луч попал в курятник. Четвёртый луч попал в улей. Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю. Он повернулся на другой бок и опять заснул.
Слайд 3Ответь на вопросы:
1. О чём рассказал автор в первой части?
о солнышке
2. Что значит золотые лучи?
3. На кого попал первый лучик?
на жаворонка
4. Что сделал жаворонок?
запел серебряную песенку
Слайд 45. Куда попал второй лучик?
на зайчика
6. Куда попал третий лучик?
в курятник
6. Куда попал четвёртый лучик?
в улей
7. Куда попал пятый лучик?
на постельку к лентяю
Слайд 5Прочитай и перескажи:
Выплыло на небо и стало рассыпать золотые лучи – будить .
Первый луч попал на .
Слайд 6Второй луч попал на . Третий луч попал в . Четвёртый луч попал в .
Слайд 7Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому . Он повернулся на другой бок и опять заснул.
Слайд 8Какое слово описывает действие солнечного луча:
Попал – разбудил, отправился, направился, угодил.
Слайд 9Вставь пропущенные буквы.
Выплыло на небо солнышко и стало рассыпать з..л…тые лучи – будить землю. Первый луч попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, поднялся выс…ко-выс…ко и запел св…ю серебряную песенку: «Как х…р…шо! Как привольно!»… Второй луч попал на зайчика. Третий луч попал в курятник. Четвёртый луч попал в улей. Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому л…нтяю. Он повернулся на другой бок и опять заснул.
о е
Слайд 10Выплыло, стало рассыпать, будить, попал, отправился, разбудил, направился, угодил, жаворонок, маленькому, повернулся, опять улей.
Запомни написание!Слайд 11Спишите предложение:
Выплыло на небо солнышко и стало рассыпать золотые лучи – будить землю.
Слайд 12Ответьте на вопросы и допишите предложения:
1. Кого разбудил первый луч? Первый луч….
2. На кого попал второй луч? Второй луч….
3. Куда угодил третий луч? Третий луч….
4. Куда направился четвёртый луч? Четвёртый луч….
5. Кого разбудил пятый луч? Пятый луч….
6. Что сделал лентяй? Лентяй….
Слайд 13Проверьте написанное:
Выплыло на небо солнышко и стало рассыпать золотые лучи – будить землю. Первый луч разбудил жаворонка. Второй луч попал на зайчика. Третий луч угодил в курятник. Четвёртый луч направился в улей. Пятый луч разбудил маленького лентяя. Лентяй повернулся на другой бок и опять заснул.
prezentacii.org
Утренние лучи.Изложение 2 класс | Образовательный портал WebUrok.com — учебно-методические материалы для учителей
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Выплыло на небо солнышко и стало рассыпать золотые лучи – будить землю.Первый луч попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Как хорошо! Как привольно!»…Второй луч попал на зайчика.Третий луч попал в курятник.Четвёртый луч попал в улей.Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю. Он повернулся на другой бок и опять заснул. 1. О чём рассказал автор в первой части? 2. Что значит золотые лучи? 3. На кого попал первый лучик? 4. Что сделал жаворонок? 5. Куда попал второй лучик? 6. Куда попал третий лучик? 6. Куда попал четвёртый лучик? 7. Куда попал пятый лучик? Выплыло на небо и стало рассыпать золотые лучи – будить . Первый луч попал на . Второй луч попал на . Третий луч попал в .Четвёртый луч попал в . Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому . Он повернулся на другой бок и опять заснул. Попал – разбудил, отправился, направился, угодил. Выплыло на небо солнышко и стало рассыпать з..л…тые лучи – будить землю.Первый луч попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, поднялся выс…ко-выс…ко и запел св…ю серебряную песенку: «Как х…р…шо! Как привольно!»…Второй луч попал на зайчика.Третий луч попал в курятник.Четвёртый луч попал в улей.Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому л…нтяю. Он повернулся на другой бок и опять заснул. о о о о о о о е Выплыло, стало рассыпать, будить, попал, отправился, разбудил, направился, угодил, жаворонок, маленькому, повернулся, опять улей. Выплыло на небо солнышко и стало рассыпать золотые лучи – будить землю. 1. Кого разбудил первый луч? Первый луч…. 2. На кого попал второй луч? Второй луч…. 3. Куда угодил третий луч? Третий луч…. 4. Куда направился четвёртый луч? Четвёртый луч…. 5. Кого разбудил пятый луч? Пятый луч…. 6. Что сделал лентяй? Лентяй…. Выплыло на небо солнышко и стало рассыпать золотые лучи – будить землю.Первый луч разбудил жаворонка.Второй луч попал на зайчика.Третий луч угодил в курятник.Четвёртый луч направился в улей.Пятый луч разбудил маленького лентяя. Лентяй повернулся на другой бок и опять заснул.
К. Ушинский. Утренние лучи | Умники и умницы
Весна, весна красная…
Ответы к стр. 78 — 79
Константин Ушинский
Утренние лучи
Выплыло на небо красное солнышко и стало рассыпать повсюду свои золотые лучи — будить землю.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»
Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: ку-ка-ре-ку! Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.
Четвёртый луч попал в улей. Выползла пчёлка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и зум-зум-зум! Полетела собирать медок с душистых цветов.
Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.
1. Кого разбудили солнечные лучи? Заполни таблицу.
Первый луч | полетел и попал на жаворонка |
Второй луч | попал на зайчика |
Третий луч | попал в курятник |
Четвёртый луч | попал в улей |
Пятый луч | попал в детскую |
О весне.
3∗. Прочитай. Подчеркни слова, которые передают радость жаворонка от встречи с солнышком.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»
4. Кого не разбудил солнечный луч? Найди ответ в тексте. Запиши.
Маленького лентяя: попал пятый луч ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Рабочая тетрадь №2. 2 класс. Ефросинина Л. А. 2014 г.
ГДЗ. 2 класс
К. Ушинский. Утренние лучи
4.8 (95.56%) от 18 голосующихe-razumniki.ru
Комплексная работа «Утренние лучи» для обучающихся 2 классов, ФГОС
Утренние лучи.
Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи —будить землю.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»
Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.
Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «Ку-ку-реку!». Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.
Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и — зум-зум-зум! Полетела собирать медок с душистых цветов.
Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.
(К. Ушинский)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Задание 1. О чем говорится в первом абзаце текста?
Ответ. В нем говорится о __________________________________________.
Задание 2. Сколько лучей попало на землю?__________________________
Найдите и выпишите из текста абзац, в котором говорится о том, куда попал второй луч.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь свою запись. Если надо, исправь.
Задание 3. Восстанови последовательность:
Луч попал в курятник.
Луч попал на зайчика.
Луч попал на жаворонка.
Луч попал к маленькому лентяю.
Луч попал в улей.
Задание 4.
Найди в тексте ответ на вопрос: «Что стали делать куры, когда луч попал в курятник?» Спиши это предложение.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь свою запись. Если надо, исправь.
Найди в выписанном тобой предложении слова, обозначающие действие (глаголы).
Задание 5.
В курятнике было 18 кур, цыплят – 9. Запиши вопрос задачи, если она решается так:
18+9=
__________________________________________________________________
Сосчитай и запиши ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Во сколько раз больше в курятнике взрослых кур, чем цыплят?
Решение:_____________________________________________________
Ответ:_______________________________________________________
Задание 6. Допиши ответ:
КРЫЛЬЯ
Всего звуков — ___ | |
Согласных твердых звуков — ___ | |
Согласных мягких звуков — ___ | |
Гласных звуков — ____ |
Задание 7. Отметь предложения, в которых правильно выделена грамматическая основа:
Выплыло на небо красное солнышко.
Жаворонок запел свою серебряную песенку.
Третий луч попал в курятник.
Выползла пчелка из восковой кельи.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Задание 8. Подчеркни, кто из живых существ, умеет летать.
Жаворонок.
Пчела.
Заяц.
Курица.
Задание 9. Прочитай интересные факты из жизни пчел:
Для того чтобы произвести 500 г меда, одной пчеле необходимо 10 миллионов раз слетать от улья к цветку и обратно. А чтобы получился 1 кг меда, пчеле надо собрать нектар с 19 млн. цветов. Конечно, килограмм меда собирает много пчел. Но и у одной пчелы немало работы: в день рабочая пчела посещает в среднем 7 тысяч цветов.
Ответь на вопросы:
1)Сколько меда произведет пчела, если 10 миллионов раз слетает от улья к цветку и обратно? _____________
2)Сколько цветов в среднем посещает рабочая пчела? _____________
Задание 10. Как вы понимаете пословицу: Тягок труд, да сладок мёд.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 11.
Самка жаворонка откладывает от 4 до 6 яиц, которые имеют желтоватый цвет и покрыты мелкими коричневыми крапинками. Дикие куры откладывают, в среднем, по 10 яиц. Как ты думаешь, у кого выводится больше детенышей? Подчеркни правильный ответ.
У жаворонков.
У диких кур.
Задание 12. Напиши, что означает слово «лентяй»:____________________ __________________________________________________________________
Оценка правильности выполнения заданий комплексной работы.
Задания основной части:
Задание 1. Осознанность чтения. Оценка 1 балл ставится, если записано:
В нем говорится о солнышке и его лучах.
Все иные ответы — 0 баллов.
Задание 2. Осознанность чтения. Выборочность. Списывание.
Оценка 1 балл ставится, если дан ответ: 5.
Оценка 1 балл ставится, если при проверке умения списывания все предложения нужного абзаца верно оформлены, не содержат ошибок или допущенные ошибки замечены и исправлены ребенком.
Все иные ответы — 0 баллов.
Задание 3. Восстановление последовательности событий:
Оценка 1 балл ставится при ответе:
3 — Луч попал в курятник.
2 — Луч попал на зайчика.
1 —Луч попал на жаворонка.
5 —Луч попал к маленькому лентяю.
4 —Луч попал в улей.
Все иные ответы — 0 баллов.
Задание 4. Выборочность чтения. Оценка 1 балл ставится, если найдено и записано предложение:
Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.
Оценка 1 балл ставится, если найдены и отмечены все глаголы.
Все иные ответы — 0 баллов.
Задание 5. Соотнесение вопроса задачи и выражения для ее решения:
Оценка 1 балл ставится, если в задании 5.1. правильно записан вопрос задачи по предложенному вопросу: «Сколько в курятнике кур и цыплят?», дан верный ответ — 27, записан ответ.
Оценка 1 балл ставится, если в задании 5.2. правильно записано решение: 18:9=2.
Ответ: в 2 раза в курятнике больше взрослых кур, чем цыплят.
Все иные ответы — 0 баллов.
Задание 6. Звукобуквенный анализ слова. Оценка 1 балл ставится, если правильно заполнена таблица:
Всего звуков | 6 |
Согласных твердых звуков | 2 |
Согласных мягких звуков | 2 |
Гласных звуков | 2 |
Все иные ответы — 0 баллов.
Задание 7. Выделение грамматической основы предложения.
Оценка 1 балл ставится, если отмечены предложения:
Жаворонок запел свою серебряную песенку.
Выползла пчелка из восковой кельи.
Все иные ответы — 0 баллов.
Задания дополнительной части:
Задание 8. Классификация предметов.
Оценка 1 балл ставится, если отмечены ответы: жаворонок, пчела.
Все иные ответы — 0 баллов.
Задание 9. Поиск информации из небольшого текста для ответа на вопросы.
Оценка 1 балл ставится, если даны ответы:
500 гр.
7 тысяч цветов.
Все иные ответы — 0 баллов.
Задание 10. Объяснение смысла пословицы.
Оценка 1 балл ставится, если смысл пословицы передан верно или без существенных искажений.
Оценка 0 баллов ставится, если смысл пословицы передан неверно, значение искажено.
Задание 11. Поиск информации из небольшого текста для ответа на вопрос.
Оценка 1 балл ставится, если дан ответ: у диких кур.
Все иные ответы — 0 баллов.
Задание 12. Объяснение значения слова.
Оценка 1 балл ставится, если значение слова передано верно или без существенных искажений.
Оценка 0 баллов ставится, если значение слова передано неверно, значение искажено.
Оценка общей успешности выполнения работы.
Интерпретация полученных результатов.
Показателем успешности выполнения основной части (достижение базового уровня) является получение ребенком 5 или 6 баллов.
О достижении повышенного уровня подготовки можно судить по совокупности полученных баллов за основную и дополнительную части – не менее 12 баллов.
! ! ! Целесообразно дифференцировать показатели успешности в зависимости от особенностей класса в целом.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
К. Д. Ушинский. Утренние лучи.
Тема: К. Д. Ушинский. Утренние лучи.
Цели урока:
1. Познакомить с рассказом К. Д. Ушинского «Утренние лучи»
2. Развивать навыки правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения с помощью разнообразных приемов. Учить детей делить текст на части, составлять план, готовиться к пересказу.
3. Воспитывать у детей внимательное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту природы, любить ее.
Оборудование:портрет К. Д. Ушинского, выставка книг, иллюстрации к рассказу, книга для чтения, конспект.
Ход урока
I. Оргмомент. Сообщение цели урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством великого русского педагога и писателя
К. Д. Ушинского, с его рассказом «Утренние лучи».
Но вначале проведем звуковую разминку.
1. Артикуляция звуков
а-у, а-о, ы-и, э-а,; аоуиэ; аиуоэ; ауиоыэ
2. Прочитать слова следующие слова:
протáльник, кáпельник, снегогóн, водолéй, цветéнь, трáвень
3. Работа со скороговоркой:
От топота копыт пыль по полю летит.
II. Проверка домашнего задания
Дома вы читали рассказ писателя В.И. Белова «Весна». Прочитаем его.
Какие «трудовые радости» приносит крестьянину весна? Прочитайте. («В поле, в лесу, на гумне, дома, в хлеву…»)
Назовите весенние заботы крестьян. (Надо вывезти из леса последнее слово, хвою на подстилку скоту, собрать капканы.)
А что делают весной женщины? (Женщины ткут и белят холсты, вытаскивают из погреба и перебирают картошку, проветривают одежду.)
Отличаются ли хлопоты крестьян от современных хлопот современных деревенских жителей? (Да, сейчас в деревнях и селах есть различные сельскохозяйственные машины. И мужчины чинят их, готовят к работе в поле.)
Дома вы готовили пересказ текста. (Пересказывают)
III. Рассказ о писателе
(Учитель показывает портрет.)
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870/71) – был благородным человеком и неутомимым тружеником. Долгие годы своей жизни он работал с детьми. Константин Дмитриевич создал ценнейшие научные труды по педагогике и учебники по чтению и русскому языку для детей. Его книги назывались «Детский мир» и «Родное слово». По ним учились многие поколения людей. Многие произведения Ушинского давно стали классикой детской литературы. Посмотрите на выставку книг. Здесь представлены его рассказы и сказки для детей. Какие из них вы уже читали?(Дети отвечают, называя книги, и говорят, о чем в каждой из них говориться.)
О чем и ком написаны многие книги Ушинского? (Он писал о животных, о детях и о природе.)
Да, Ушинский советовал приучать ребенка находить занимательное в том, что его «беспрестанно и повсюду окружает». Его очерки о птицах и зверях занимательны и содержат большой познавательный материал.
IV. Первичное чтение рассказа
Откройте учебник на стр. 192. Прочитайте фамилию автора.Найдите заголовок. Прочитайте его. Назовите произведение! (К.Д. Ушинский. «Утренние лучи»)
Понравилось ли вам это произведение?
Образы каких животных вам особенно понравились? (Образы петушка и зайчика.)
V. Повторное чтение рассказа детьми и анализ содержания
Какие слова вам были непонятны? (Привольно, встрепенулся, нашест, кельи и другие.)
Выплыло – вышло, рассылать – разбрасывать лучи, привольно – свободно, встрепенулся – очнулся, обрадовался, выпорхнул – взлетел.
Нашест – это жердь, на которой сидят куры в курятнике.
Кельи – это домики для пчел или ульи.
А теперь, ответим на вопросы.
О каком времени года говорится в рассказе?(В нем говорится о весне.)
Почему ты так думаешь? (Солнышко стало будить землю, а это бывает весной.)
Как начинается рассказ? Прочитайте.(Выплыло на небо красно солнышко.)
Куда попал его первый луч? Прочитайте.(Первый луч полетел и попал в жаворонка.)
Куда попал второй луч? Прочитайте.(Второй луч попал на зайчика.)
Куда попал четвертый луч? Прочитайте.(Четвертый луч попал в улей.)
Куда попал пятый луч? Прочитайте.(В детскую кроватку.)
Какой луч я пропустила? (Третий.)
Куда он попал? Прочитайте.(В курятник.)
VI. Работа с неправильным планом
Внимательно рассмотрите план на доске. Перечитайте текст и скажите, согласны ли вы с моим планом?
Жаворонок → Улей → Заяц → Курятник → Детская кроватка
(Этот план неправильный. Последовательность должна быть такая: жаворонок, заяц, петушок, улей, детская кроватка.)
Учитель исправляет план.
Ребята, рассмотрите иллюстрации в этой книжке. У вас на партах есть такие же иллюстрации. Какую иллюстрацию вы подберете к первому пункту нашего плана? (Ко второму и т.д.) Какая иллюстрация вам понравилась больше всех? Раскрасьте ее.
А теперь прочитайте ту часть рассказа, к которой вы раскрасили иллюстрацию.
Прочитайте задание 3 на стр. 193. Это ласковые слова.
Выплыло, красное солнышко, встрепенулся, гнездышко, серебряную песенку, зайчик, травка, пчелка, окошечко, медок, постельку.
Выпишите себе в тетрадь все ласковые слова.
Проверяем. Вы называете по одному слову, если у вас есть это слово, ставим +, повторяться нельзя, можно только добавлять новые слова.
А теперь ответьте, как же автор относится к природе? (Ласково, бережно, любя, по-доброму.)
VII. Работа по иллюстрации
Посмотрите на иллюстрацию к тексту и найдите в рассказе строчки, которые подходят к ней. (Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко и запел серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе?»)
VIII. Работа над выразительным чтением
А сейчас будем готовиться к выразительному чтению этого произведения. Как же мы будем читать? Какой будет интонация? (Мы будем читать ласково, с чувством любви к каждому герою рассказа, к происходящему.)
В каком абзаце говорится о песенке?
Сколько предложений в этой песенке? (Три.)
Почему автор назвал песенку жаворонка серебряной? (Потому что жаворонок пел звонким, чистым, приятным голоском.)
Прочитайте выразительно 1, 2, 3, предложения песенки.
Прочитайте песенку целиком.
Как солнечный лучик подействовал на зайчика? (Ему стало весело.)
Передайте настроение зайчика при чтении.
Аналогично работают с каждой частью рассказа.
Прочитайте задание 4 на стр. 193.
IX. Работа над вопросами и заданиями для повторения
1.Объясните названия весенних месяцев. (В марте появляются первые проталинки на снегу, начинает капать капель с крыш, поэтому и называют протальником, капельником.
В апреле начинает быстро таять снег, текут многочисленные ручьи, поэтому снегогон и водолей. В лесу появляются первые весенние цветы – подснежники, поэтому апрель еще и цветень.
В мае растет первая зелененькая травка – травень.).
2. Какие весенние приметы ты запомнил? Какие из них ты смог проверить? (Выставляется рама в окне, ручьи бегут, подснежник расцвел, звенит капель и т.д.)
3. Какие народные весенние праздники вы знаете? (8-ое марта, 7 апреля – Благовещение, 1 мая, 9 мая.)
4. Произведения каких поэтов и писателей о весне вы читали? (Произведения Тютчева, Пушкина, Солоухина, Пришвина, Ушинского и других.)
Запишите домашнее задание: стр. 193, ответить на задание № 5
X. Итог урока: С каким писателем мы сегодня познакомились? Какие учебные книги для детей он написал? Как называется рассказ, который мы сегодня читали?
infourok.ru