cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок сон обломова с презентацией – Презентация по литературе на тему «Сон Обломова» (10 класс)

Презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме: Презентация к уроку по роману И.А.Гончарова «Обломов»

Слайд 1

И.А. Гончаров «Обломов» «Пока остается хоть один русский, — до тех пор будет помнить Обломова» И.С.Тургенев

Слайд 2

Замысел романа Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие.

Слайд 3

Главная тема романа Главная тема романа – судьба поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.

Слайд 4

Идейная направленность «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель — климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства». И.А.Гончаров

Слайд 5

В романе поставлены вопросы о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о равноправии женщины, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм.

Слайд 6

Идейный стержень романа «Обломовщина» – это прежде всего отсутствие высокой цели жизни, пренебрежение к труду, стремление к покою, подмена живого дела мечтами, равнодушное отношение к общественной жизни .

Слайд 7

Понятие «обломовщина» Обломовка – созерцательное течение жизни, исполнение неги, любви, ласки, добра. Поэзия деревенской жизни лишена суеты, здесь царит барство. Обломов – «Нет у него таких пустых желаний и мыслей… лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой». «обломовщина» — это понятие характеризует патриархальный уклад русской жизни, с ее и отрицательными, и глубоко поэтическими сторонами.

Слайд 8

Значение «Сна Обломова» в композиции романа Сон раскрывает представления героя об идеале. Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы. Дворянская усадьба – вот колыбель, в которой воспитывались праздные, апатичные, безвольные люди. Гончаров нанес удар по всей крепостной системе.

Слайд 9

Композиция романа показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мертвую душу. Все действия происходят вокруг главного героя — Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в первой части). Все внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров.

Слайд 10

Место действия романа Петербург (только в IX главе «Сон Обломова» действие перенесено в Обломовку).

Слайд 11

Экспозиция романа Экспозицию составляют первая часть романа и две первые главы второй части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность, чтобы проследить его эволюцию.

Слайд 12

Завязка романа В III и V гл. второй части завязывается узел события — знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет завязку.

Слайд 13

Развитие действия VI — XI главы этой части — развитие действия . Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чем мы узнаем из его письма к Ольге.

Слайд 14

Кульминация романа Кульминация — XII глава третьей час­ти. Илья Ильич объяснился в любви Ольге. Но он не может пожертво­вать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву.

Слайд 15

Развязка романа Этому посвящены XI — XII главы третьей части, которые составляют развязку . В них показана несостоятельность и банкротство Обломова.

Слайд 16

Постпозиция романа В четвертой части — дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные условия жизни в доме Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция . Параллельно показаны взаимоотношения Ольги и Штольца.

Слайд 17

Эпилог романа В эпилоге ( XI гл. четвертой части) Гончаров говорит о смерти Обломова, судьбе Захара, Штольца, Ольги. Эта глава объясняет смысл «обломовщины». Таким образом, показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мертвую душу», Гончаров показал главного героя в моменты взлетов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой. И все это дано в ярких картинах жизни, авторские рассуждения же сведены до минимума.

Слайд 18

Сюжет романа По поводу сюжета существуют две точки зрения.

Слайд 19

Сюжет романа Первая утвержда­ет, что в романе две сюжетные линии: Обломов — Ольга и Штольц – Ольга . Ольга связывает обе линии воедино, но идейное противопоставление героев остается. Вторая точка зрения профессора А.Г. Цейтлина, считающего, что в романе одна сюжетная линия. В романе все события подчинены одной цели — показать постепенное превращение Обломова в «мертвую душу». Главы же, в которых воссоздаются отношения Штольца и Ольги, призваны оттенить судьбу Обломова.

Слайд 20

Язык романа Язык романа отличается легкостью и чистотой. Автор избегает украшающих эпитетов и метафор, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, обогащена научно-публицистическими словами 40-50-х гг.

Слайд 21

Язык романа Ясен и выразителен язык в описании пейзажей, но к ним писатель обращается редко. (Летняя Обломовка, описание парка, где встречаются Обломов с Ольгой, оценка снегопада в день разрыва героев). Внеязыковая система романа направлена на решение вопроса: что такое обломовщина?

Слайд 22

Язык героев романа Своеобразен язык каждого героя. Обломов, Ольга и Штольц — люди образованные, говорят правильным, литературным языком. Но у каждого он связан с чертами внутреннего облика героев.

Слайд 23

Критические отклики В таланте Гончарова главную роль играет «изящность и тонкость кисти», «верность рисунка», преобладание художественного изображения над прямой авторской мыслью и приговором. В.Г. Белинский

Слайд 24

Критические отклики «Гончаров стремился изобразить национальную природу русского человека, народные его свойства независимо от того или иного общественного положения». А.Ф.Кони

nsportal.ru

«Отчего я такой?» (Анализ сна Обломова)

«Отчего же я такой?» (Анализ сна Обломова) Презентация к уроку по роману И.А. Гончарова «Обломов»

Цели:

  • расширить свои знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявлении его особенностей;
  • уметь устанавливать связь между эпизодом, отдельными фрагментами эпизода и общим содержанием художественного произведения;
  • развивать умение давать характеристику явлениям и поступкам, видеть мотивацию поступков, давать им оценку.

Основные вопросы

  • Какую роль играет в романе мотив сна?
  • Какова композиция сна и в чем ее особенность?
  • Какова идея сна?
  • Какую роль в философии обломовщины играет сказка?
  • Сравните описание Ильи в 7 и в 14 лет. Зачем писатель повествует о жизни обломовцев вновь?
  • Как жили взрослые в Обломовке?
  • Почему обломовцы отдавали все-таки учиться своих чад? Можно ли это назвать учебой?
  • Какие слова вы бы взяли эпиграфом к уроку?
  • Какова роль данного эпизода в романе?

Композиция сна Обломова

Экспозиция (описание природы),

завязка (деревня)

Развитие действия (сказки няни)

Отсутствие кульминации

Развитие действия (день Ильи в 7 лет)

Илья в 14 лет (спад действия)

Отличительные особенности сна:

  • Отсутствует вымысел, это сон–воспоминание.
  • Поэтизация Гончаровым жизни в Обломовке, патриархального прошлого.
  • Обращение к жанру идиллии при описании природы и деревни.
  • Использование множества эпитетов, сравнений, метафор.

Какие слова являются ключевыми в эпизоде «Сон Обломова»?

  • Сон
  • Тишина
  • Безмолвие
  • Спокойствие
  • Молчание
  • Лень
  • Неподвижность

Анализ эпизода «Послеобеденный сон»

  • Каким мы видим героя и его окружение?
  • Чем одаривают взрослые мальчика?
  • Какую роль играет няня?
  • Какие глаголы характеризуют поведение Илюши?

Законы обломовщины, которые с рождения определяли жизненный путь человека:

— «Вот день прошел и слава Богу! Прожили благополучно; дай Бог и завтра так».

— Забота о пище – главное в жизни обломовцев. Всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти.

— Всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти.

— Сказка, которая до конца жизни сохраняет свою власть над обломовцами. Это реакция на страшный мир.

Бессмысленное существование,

отсутствие труда мысли

Труд как наказание

Типичность обломовщины

Бездуховное существование,

отсутствие труда души

Сказка — реакция на страшный мир

реальной жизни

обломовщина как жизненная философия .

сон подобен смерти, жизнь – это сон. Обломовщина как философия жизни смертельно опасна для человека.

Сон Обломова (встреча со Штольцем,взрослые в Обломовке)

Вывод:

«Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть… и что жить иначе грех».

Состояние природы в эпизоде «Сон Обломова» отражает мир души героя, который уже фактом своего рождения в таком краю обречен на душевный покой и тишину, на вечный жизненный сон, подобный смерти.

Автор презентации:

Данилова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №5» г. Бийска Алтайского края

Домашний адрес:

пер. Липового, д.61, кв. 36, г. Бийск Алтайского края, индекс 659305

тел.: 8 (385) 445 09 81

e-mail : [email protected]

kopilkaurokov.ru

Урок литературы «Сон Обломова» (10 класс)

Урок литературы в 10 классе « Сон Обломова- увертюра ко всему роману»

Цель:

— проанализировать «Сон Обломова», выявив те аспекты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование двойственной натуры героя (с одной стороны, поэтическое сознание, с другой – бездеятельность, апатия).

Задачи урока:

выявить роль сна в романе «Обломов»

развивать у учащихся умение работать с текстом, анализировать художественные тексты, группировать, выделять главное и обобщать;

воспитание активной жизненной позиции, чувства ответственности за свое будущее.

Формы работы учащихся фронтальная беседа, анализ текста, групповая работа, самостоятельная работа, применение имеющихся знаний в новой ситуации

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Владеть смысловым чтением.

2. Выявлять причинно-следственные связи.

3. Делать выводы.

4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.

5. Представлять информацию в разных формах (текст).

6. Находить в разных источниках достоверную информацию для решения учебной проблемы.

7. Классифицировать по заданным основаниям.

8. Определять понятия.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Тип урока Изучение нового материала

Ожидаемые результаты.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

Знание текста романа; художественных приемов как средства создания образа Обломовки, мира и уклада жизни обломовцев; функции сна в художественном произведении и в романе «Обломов»»; жанровое своеобразие данной главы;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Продолжить работу над формированием у учащихся навыков самостоятельного анализа прочитанного; умение давать оценку на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей произведения; развивать навык выразительного чтения, монологической и диалогической форм речи; обогащение словарного запаса.

ЛИЧНОСТНЫЕ

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Применение полученных знаний на практике. Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Умение слушать учителя и отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения. Познавательный интерес к литературе, процессу научного познания. Понимание роли автора в произведении.

Ход урока

1.На доске запишем тему урока «Сон Обломова»… Может это заглавие отражать основное содержание урока? Вернемся к теме в конце урока. А теперь попробуйте определить те проблемы, которые нам предстоит решить в ходе урока. ( Какова роль эпизода в раскрытии идейного замысла романа? Какую роль играет глава в раскрытии характера персонажа? Почему только эта глава имеет заглавие? Почему «Сон Обломова появился раньше самого романа?)

Задачи: — Что надо вспомнить? (Роль снов)

— Что узнаем? (Какую роль играет эпизод?)

— Чему научимся? (Анализировать эпизод)

2. Предлагаю ответить на некоторые вопросы «Верите ли вы?» и обосновать своё мнение.

* что «Обломов» — это роман, родившийся из сна?

* что Сосновка и Вавиловка были наследственной отчиной рода Обломовых?

* что главным воспитанием в семье Обломовых считалось приобщение ребёнка к труду?

* что в Обломовке такое изобилие перепелов, что летом при уборке хлеба мальчишки ловят их руками?

*что обрушившаяся галерея тотчас была поправлена?

* что главною заботой в Обломовке была кухня и еда?

*что полученное в Обломовке письмо тотчас было прочитано?

* что в доме Обломова считалось, что нет неодолимых преград к учению?

3. Какую роль играют сны и сновидения в русской литературе? ( Сообщение ученицы)

4. В романе мы сталкиваемся с интересным явлением: перед нами не само сновидение, а произведение, написанное по мотивам сна. Из скольких частей состоит «Сон Обломова»?

— Пейзажные зарисовки.

— Характеристика Илюши в 7-8 лет.

— Обломову 13-14 лет.

5. Предлагаю посмотреть фрагмент к/ф «Несколько дней из жизни Обломова», помня, что это восприятие романа режиссером С.В.Михалковым.

6. Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край!

Предлагаю поработать в группах и составить по одной схеме на группу. Что входит в понятие «Благословенный край?» (Презентация схем)

7. В сне присутствуют образы- символы. Попробуйте определить значения этих символов. (Работа в группах)

  • Овраг ( незнакомое, страшное место)

  • Письмо (символизирует подозрительность обломовцев)

  • Пирог (символ благодатной жизни, забота о пище – главная забота обломовцев)

  • Сон (символ смерти, вечный сон)

8. В главе много образов русского фольклора, перечислите их. Как вы думаете, с какой целью Гончаров вводит такое количество персонажей фольклора в главу? (Сказки, былины формируют характер русского человека)

9. Что вы можете сказать о родителях Обломова?

10.Предлагаю заполнить каждому таблицу.

Что в обломовской жизни вызывает добрые чувства писателя?

Что писатель не принимает в обломовском укладе?

1. Единение людей с природой, у человека нет страха перед ней.

2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.

3. Размеренная, спокойная жизнь, где, как и в природе, нет катаклизмов. Естественным процессом воспринимается и смерть, которая приходит незаметно.

4. В Обломовке нет места злу.

5. Любовь матери.

6. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.

  1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, страх перед письмом).

2. Из распорядка дня видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна, пустых вечеров и бесплодных разговоров.

3. Неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось» (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея).

4. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.

5. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.

11. Пора детства в жизни человека — важна ли она? Почему? Что формирует эта пора в человеке? Обсуждение

10. Какие черты характера сформировались у Обломова?

Положительные черты

Доброта

Человеколюбие

Честность

Совестливость

Мягкосердечность

«голубиная» кротость

Умение чувствовать красоту

Самокритичность

Способность к самообвинению

Нежелание унижаться суетой (карьера, деньги слава)

Стремление к гармонии в душе

Отрицательные черты

Апатия

Неумение преодолевать трудности

Безволие

Нерешительность

Инертность

Барская спесь

Надежда на «авось»

Пассивность

Эгоизм

Пустая мечтательность

11. На первом уроке по роману мы назвали роман загадочным. И действительно, на протяжении более чем 100лет читатели по-разному оценивали роман. Давайте посмотрим, какую оценку давала критика в разное время 9 главе «Сон Обломова». У вас на партах есть отрывки из критических статей разного времени. Какому взгляду отдаёте предпочтение вы? Аргументируйте.

1. А.В.Дружинин. “Обломов”, роман И.А.Гончарова. 1859.

“Сон Обломова” не только осветил, уяснил и разумно опоэтизировал всё лицо героя, но ещё тысячью невидимых скрепил, связал его с сердцем каждого русского читателя… Глубокий по чувству, его внушившему, светлый по смыслу, в нём заключённому, он в одно время и поясняет и просветляет собою то типическое лицо, в котором сосредоточивается интерес всего произведения. Обломов без своего сна был бы созданием неоконченным… “Сон” его …повелевает нам любить и понимать Обломова.”

  1. А.А.Григорьев. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина. 1859.

“…перед вами до мелких оттенков создаётся знакомый вам с детства быт, мир тишины и невозмутимого спокойствия… Автор становится истинным поэтом, — и , как поэт умеет стоять в уровень с создаваемым им миром, быть комически наивным в рассказе о чудовище, найденном в овраге обитателями Обломовки, и глубоко трогательным в создании матери Обломова, и истинным психологом в истории с письмом, которое так страшно было распечатать мирным жителям “райского уголка земли”, и, наконец, эпически объективным художником в изображении того послеобеденного сна, который объемлет всю Обломовку.”

  1. В.Кантор. Долгий навык к сну. 1989.

“Писатель рисует Обломовку даже сатирически – “сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения”.

  1. Ю.Лощиц. Несовершенный человек. 1996.

Итак, «Обломов» — «большая сказка». Нетрудно догадаться, что в таком случае ее ядром по праву следует считать «Сон Обломова». «Сон» — образный и смысловой ключ к пониманию всего произведения, идейно-художественного средоточия романа. Действительность, изображенная Гончаровым, простирается далеко за пределы Обломовки, но подлинная столица «сонного царства», безусловно, фамильная вотчина Ильи Ильича..

  1. А.Ранчин. Что такое «Обломовка»? 2006

Обломов не равен Обломовке, да и в самой Обломовке есть притягательно-манящие, но потому и “коварные” черты. Да, у Обломова есть достоинства, чуждые Штольцу (другой вопрос, насколько эти привлекательные свойства производны от быта Обломовки и воспитания Илюши). Но очевидно по крайней мере, что Обломовка не “рай земной”, не идиллия. Это мир благополучия и простых радостей, но мир примитивный, о котором можно вздыхать, а порою и мечтать, но вернуться в который не только невозможно. Возвращаться туда не следует. (Андрей Ранчин. «Что такое Обломовка?»)

12. Итак, давайте вернёмся к теме урока и попробуем доформулировать её. Допишите тему, отразив роль главы в романе. Гончаров назвал «Сон Обломова увертюрой к роману». Почему? (Увертюра –музыкальное вступление)

Попробуйте вставить в деформированный текст пропущенные слова.

С точки зрения литературоведов, эпизод сна является …..в романе И.А.Гончарова «Обломов». Он показал истоки формирования …литературного героя, имя которого давно уже стало нарицательным.

Описываемый в 9 главе сон во многом объясняет отношение героя к действительности, помогает понять истоки …— явления, погубившего человека с добрым сердцем и открытой душой.

Детство навсегда осталось для Ильи Ильича … настоящей жизни – спокойной и сытной.

(С точки зрения литературоведов, эпизод сна является ключевым в романе И.А.Гончарова «Обломов». Он показал истоки формирования характера литературного героя, имя которого давно уже стало нарицательным.

Описываемый в ней сон во многом объясняет характер главного героя, его отношение к действительности, помогает понять истоки обломовщины — явления, погубившего человека с добрым сердцем и открытой душой.

Детство навсегда осталось для Ильи Ильича идеалом настоящей жизни – спокойной и сытной.)

13. Попробуйте предположить, о чём пойдёт речь на следующем уроке и сформулируйте домашнее задание. (Обломов и Штольц) Почему столь разные по характеру люди дружат?

infourok.ru

Презентация на тему «Роман А.И.Гончарова «Обломов»»

Презентация на тему: Роман А.И.Гончарова «Обломов»

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Описание слайда:

Роман А.И.Гончарова «Обломов».Образ главного героя. «Обломовщина» — одно из отвратительных явлений общества(2 часа) Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.БелгородаЗахаровой Л.Н.

№ слайда 2 Описание слайда:

Цель Провести анализ концепции художественного произведенияРассмотреть центральный образ романаПоказать особенность и причины такого явления как «обломовщина»

№ слайда 3 Описание слайда:

Основные тезисы «Гончаров стремился изобразить национальную природу русского человека, народные его свойства независимо от того или иного общественного положения» (А.Ф.Кони)

№ слайда 4 Описание слайда:

Главная тема романа – отражение судьбы поколения, пытавшегося найти свое место в обществе и истории, но не сумевшего это сделать.

№ слайда 5 Описание слайда:

Создание романа Роман вышел в 1859 году, когда Россия стояла на пороге экономических перемен. Вызванных необходимостью отмены крепостного права. Крепостное право тормозило развитие страны. Одним из его порождений стало явление, которое называют «обломовщиной». Изображая судьбу своего героя, писатель анализирует причины возникновения в русской жизни этого типичного социального явления.

№ слайда 6 Описание слайда:

Композиция романа Композиция романа помогает проследить жизнь Обломова в ее развитии и понять главную ошибку героя – стремление к покою. Роман состоит из четырех частей.

№ слайда 7 Описание слайда:

I часть рассказывает о петербургской жизни героя в восприятии Обломова. Дается описание «обломовщины» (полная беспомощность в житейских делах), объяснение в IX главе (сон Обломова) этой беспомощности и надежда на изменение в жизни героя (IX глава – приезд Штольца).

№ слайда 8 Описание слайда:

2. Во II и III частях Обломов сопоставляется со Штольцем (дворянин и разночинец, отсутствие труда и кипучая деятельность) и с Ольгой Ильинской (пассивный Илья Ильич и активная натура Ольги).3. В IV части Обломов находит тихую любовь простой женщины Агафьи Матвеевны Пшеницыной и попадает в новую Обломовку, обретя свой идеал. 4. Заканчивает Гончаров свой роман смертью Обломова – закономерным итогом жизни, проведенной как во сне.

№ слайда 9 Описание слайда:

Центральный образ Илья Ильич Обломов – типичное для того времени явление. Образ вобрал в себя черты как общества, так и народа в целом. Недаром современники говорили, что в Обломове отразилась русская жизнь. Своеобразие романа в том, что писатель не делает выводов, а неторопливо описывает жизнь своего героя, уделяя равное внимание всем ее чертам.

№ слайда 10 Описание слайда:

Обломов – это живое воплощение и логическое завершение тех родовых черт его дедов и прадедов, которые культивировались из поколения в поколение. Его чистая душа в соседстве с ленью и бездействием и есть национальный русский характер, который долго еще будет существовать.

№ слайда 11 Описание слайда:

Типичный барин Происходит из богатого дворянского рода, умный, образованный человек.Живет, как ему нравится: ест, пьет и спит. Его идеал – безмятежность и покой. Это приятнее, чем крутиться, как Судьбинский, волочиться за женщинами, как франт Волков, или писать обличительные статьи о падших людях, как сочинитель Пенкин. Героя совершенно не привлекают ни светские успехи, ни карьера: в них он не видит ничего, кроме пустой суеты, а ради суеты не стоит подниматься с дивана. (Использован прием АНТИТЕЗЫ: внешний мир суеты против неподвижного, погруженного в созерцание мира Обломова).

№ слайда 12 Описание слайда:

Типичный русский характер Милый «русский ленивец» вызывает симпатию автора. Это мягкий и добрый человек с чутким сердцем. Он непрактичен и нерационален, не приспособлен к жизни, беспомощен перед любыми трудностями. Его используют и обманывают все, даже его слуги. Но Обломов превосходит окружающих по душевным качествам (считает, что падшему человеку нужно подать руку, а не осуждать его).

№ слайда 13 Описание слайда:

Нравственно Обломов стоит выше Штольца и Ольги, которые сами это признают. Перед нами «хрустальная душа». Но сладкое ничегонеделание не проходит бесследно: герой погружается в спячку, его прекрасные душевные качества погребены уже в Обломовке, убиваются ленью и душевным застоем. Сам Обломов строго судит себя за пассивность, сравнивает свою душу с кладом, заваленным всяким сором. Перед ним возникает мучительный вопрос: Отчего я такой?» ответ на него писатель дает в главе «Сон Обломова».

№ слайда 14 Описание слайда:

Итог жизни Никто и ничто не смогли изменить Обломова: ни дружба и уговоры Штольца, ни любовь к Ольге Ильинской, ни опасность второго апоплексического удара и смерти не заставили его снять с себя халат и встать с дивана. Он медленно и верно порывает со всем внешним миром, обретя свою Обломовку на Верхлевской улице с женщиной, о которой всегда мечтал. Умер Илья Ильич тихо и незаметно, «как будто остановились часы, которые забыли завести». Обломов умер, таки не узнав, прав ли он был, отказавшись от суеты жизни. Его мечта о «целом» человеке, об «утраченном рае», не оставляет равнодушными и современных читателей. Каждый дает свой ответ на вопрос, прав ли Обломов в своем выборе или нет.

№ слайда 15 Описание слайда:

Сон Обломова. Его значение в романе «Сон Обломова» — IX глава романа. Глава была напечатана в 1849 г. и имела большой успех. Все ждали появления романа целиком, но он был создан лишь через 10 лет (1859). Писатель считал главу «увертюрой ко всему роману». «Сон» — это образный и смысловой центр романа, ключ к пониманию натуры Обломова.Это художественный прием. Ностальгический сон о детстве Илюши Обломова позволяет найти истоки характера героя, представить среду, быт, нравы, сформировавшие его.

№ слайда 16 Описание слайда:

Социальные условия, в которых сформировался герой. Среда. «Первобытный рай» Обломовка – идиллический рай, где родился и вырос Обломов. Это островок мира и согласия, обетованная земля. Он рос на лоне прекрасной природы, окруженный любовью и заботой. География этого уголка земли не предполагает морей и гор – только равнины и то в замкнутом пространстве. Здесь нет часов и минут. Время связано с понятием круга, с циклом природы (весна – рождение человека, лето – свадьба, осень – старость, зима – похороны).

№ слайда 17 Описание слайда:

Воспитание на русском фольклоре В патриархальной Обломовке Илюше не позволяли даже одеться самому. Труд считался наказанием. Следили лишь за тем, чтобы ребенок хорошо поел и не перетрудился на обучении у Штольца. Обломовцы верят во все сказки и легенды. Илюша тоже уверовал в своего тезку – Илью Муромца, лежавшего тридцать лет на печи и побеждающего всех без особого труда, волшебным способом. Сказки глубоко проникли в сознание Обломова и, будучи уже взрослым, он «грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка» и не хочет мириться с суетой реальной жизни. В дремлющем на диване Обломове угадываются черты богатыря – в нем тоже чувствуется богатырский потенциал.

№ слайда 18 Описание слайда:

Что такое «обломовщина»? Ведущая тема романаГончаров изобразил процесс, в медленном ходе которого «никнут и увядают» лучшие задатки человека.Явление русской жизниЭто нравы и понятия, основанные на даровом труде крепостных крестьян и пропитанные идеалом праздности, вечного покоя и беззаботностиОпределение ШтольцаЭто отсутствие труда (Труд определяет цель в жизни человека)Проблема русского обществаЭто проблема не одного человека, но и общества, которое формирует характеры людей. «Обломовщина не дала развиться многим добрым началам и талантам, заложенным природой в душе Обломова. Он не смог реализовать себя, не дал выхода свету, который, как он считал, был заперт в нем.

№ слайда 19 Описание слайда:

Проявление «обломовщины» в Обломове Типичный русский барин: ничего никогда не делал сам – для этого у него есть «Захар и еще триста Захаров».Созерцатель и мечтатель: лежит на диване и думает о том, как чудно он все устроит в своем поместье. Но не желает соприкасаться с реальностью. Жизнь, что кипит вокруг него, для него лишь суета, ради которой не стоит вставать с дивана.Пасует перед любыми жизненными проблемами: беспомощен, апатичен, ленив. Ничто не может его изменить: ни уговоры и дружба Штольца, ни любовь Ольги Ильинской, ни опасность второго удара и смерти. Он медленно и верно порывает со всем внешним миром.

№ слайда 20 Описание слайда:

Причины «обломовщины» Общество «Обломовщина» — социальное явление, сложившееся в русском обществе. Появление Обломова – закономерный итог жизни общества, которое сыграло в формировании его характера огромную роль. Гончаров ищет причины «обломовщины» героя, начиная с его детства.Воспитание По мнению Гончарова, жизнь любого человека зависит от его воспитания и наследственности. Герой воспитывался в дворянской патриархальной семье, в условиях русской поместной жизни, которая позволяла помещику не заботиться о «хлебе насущном». Жизнь в Обломовке сделала из него лентяя, который все время устает: от службы, от любви, от жизни Русский национальный характерЧерты Обломова характерны не только для этой эпохи. Но и для русского национального характера. Лень, широта натуры, доброта, покладистость – все это исторически сложившиеся качества русского человека. В России не приживается деятельный немец Штольц, для нее более органичен Обломов. «Болезнь русского дворянства»Н.А.Добролюбов в статье «Что такое «обломовщина?» назвал ее своего рода «болезнью русского дворянства», заключающуюся в праздности, непреодолимой лени и неспособности ни к какой общественной деятельности. Критик считал Обломова в заключительной цепи «лишних людей». Добролюбов назвал роман Гончарова «знамением времени», т.е. злободневным.

№ слайда 21 Описание слайда:

Домашнее задание Индивидуальное сообщение на тему «Детство Штольца»Из второй части романа подготовить цитатный материал сопоставительного плана на тему «Обломов и Штольц»Из третьей и четвертой части романа подобрать текстовый материал для характеристик Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной(задания подбираются в соответствии с тем материалом, который пройден за урок)

ppt4web.ru

Урок по теме «Сон Обломова»

Цель:

— проанализировать «Сон Обломова», выявив те аспекты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование двойственной натуры героя (с одной стороны, поэтическое сознание, с другой – бездеятельность, апатия).

Задачи урока:

выявить роль сна в романе «Обломов»

развивать у учащихся умение работать с текстом, анализировать художественные тексты, группировать, выделять главное и обобщать;

воспитание активной жизненной позиции, чувства ответственности за свое будущее.

Формы работы учащихся фронтальная беседа, анализ текста, групповая работа, самостоятельная работа, применение имеющихся знаний в новой ситуации

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Владеть смысловым чтением.

2. Выявлять причинно-следственные связи.

3. Делать выводы.

4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.

5. Представлять информацию в разных формах (текст).

6. Находить в разных источниках достоверную информацию для решения учебной проблемы.

7. Классифицировать по заданным основаниям.

8. Определять понятия.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Тип урока Изучение нового материала

Ожидаемые результаты.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

Знание текста романа; художественных приемов как средства создания образа Обломовки, мира и уклада жизни обломовцев; функции сна в художественном произведении и в романе «Обломов»»; жанровое своеобразие данной главы;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Продолжить работу над формированием у учащихся навыков самостоятельного анализа прочитанного; умение давать оценку на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей произведения; развивать навык выразительного чтения, монологической и диалогической форм речи; обогащение словарного запаса.

ЛИЧНОСТНЫЕ

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Применение полученных знаний на практике. Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Умение слушать учителя и отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения. Познавательный интерес к литературе, процессу научного познания. Понимание роли автора в произведении.

На доске тема

«_____Обломова» — ключ к разгадке_______героя»

Ход урока

II. Организация начала урока:

— Здравствуйте ребята! Садитесь, пожалуйста. Зовут меня Марина Николаевна Устинова. Сегодня урок литературы проведу у вас я. Надеюсь, что наше общение будет приятным и полезным.

— В названии темы нашего урока отсутствуют два слова. После просмотра видеофрагмента нам нужно восстановить одно из них.

(просмотр видеофрагмента)

— Как вы думаете, события какой главы содержатся в видеофрагменте?

(«Сон Обломова», IX глава)

— Вот и восстановили первое слово: СОН.

(внести в название темы слово СОН)

Какие бы цели вы перед собой поставили? Что хотели бы выяснить для себя?

(-проанализировать сон

-какова функция сна Обломова в романе?

-каково жанровое своеобразие главы?

-почему И.А. Гончаров опубликовал «Сон

Обломова» раньше, чем первую часть романа?)

Каковы будут результаты работы на уроке?

— А какие ассоциации вызывает у вас слово СОН?

Запишите несколько из них в рабочие листы.

Назовите.

— О сновидениях нам расскажет________________________________

(заранее подготовленное сообщение ученика(цы)

Сновидения издавна использовались в художественной литературе для создания таинственной атмосферы, мотивировки поступков персонажей, передачи их эмоционального состояния. Со времён древнерусской литературы сны предупреждали об опасностях, служили знамениями, оказывали помощь, наставляли, испытывали, ставили перед выбором. Сновидения выполняют ретроспективную (взгляд в прошлое) и прогностическую функции. Они вбирают в себя все три времени: показывают картины прошлого, настоящего и будущего. Сны могут выполнять функцию памяти. Таким образом, сновидения в произведениях художественной литературы многозначны.

— Давайте вспомним, в каких ранее изученных произведениях вы встречались с эпизодами сна?

Произведение

Смысл сна

А.С.Пушкин

«Евгений Онегин»

сон Татьяны играет в романе большую роль. Он не только показывает глубокую народность главной героини, но и подсказывает читателю дальнейшие события произведения.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Пророческий сон Гринёва навеян метелью («…я задремал, убаюканный пением бури и качкой тихой езды…»), он как бы продолжает описание бури. Сон предвосхищает дальнейшие события. Пушкин использует яркую символику сна. Например, «топор», которым размахивает «мужик», «мёртвые тела», кровавые лужи» — это не только образы сна, это страшные картины, увиденные Гринёвым после взятия Белогорской крепости.

А.Н.Островский «Гроза»

Сны Катерины раскрывают внутренний мир героини, мечтательность, поэтичность натуры. Сны неопределённые, смутные, волнующие.

В.А.Жуковский «Светлана»

Все неспокойные события во сне, отражение страхов, счастье искать в реальном мире)

А.С.Грибоедов

«Горе от ума»

Сон Софьи — Сон в самом начале произведения. Предсказывают дальнейшие события.

Н.В.Гоголь

«Ревизор»

Сон Городничего. Страх создает ситуацию заблуждения, связывают сон с приездом ревизора, он ему на голову свалился.

И.А.Гончаров «Обломов»

Сон Обломова

?

1. Сон — как выявление духовного состояния героя, средство психологического анализа.

2. Сон — как предвидение будущего.

— Какую же функцию выполняет сон в романе «Обломов» И.А. Гончарова? Ответить на этот вопрос поможет работа в группах.

— Из скольких частей она состоит (условно)? Как вы это определили?

( «Сон Обломова» состоит из 3-х частей:

  1. «Благословенный уголок земли»

  2. Семилетний Обломов в родительском доме. Распорядок дня. Воспитание мальчика. Восприятие окружающего мира. Сказки няни.

  3. Обломову 13-14 лет. Образование Обломова. Взгляды обломовцев на жизнь.

— Каждая группа анализируют свою часть сна, выделяя ключевые слова. Вопросы и тезисы вам в этом помогут. Затем делаем обзор каждой части.

Выступление групп

— Каждая часть – ряд ярких эпизодов из детства Обломова, совершенно разных по тематике, но связанных общей идеей.

Природа, уклад жизни семьи, взгляды на жизнь и образование повлияли на формирование ЧЕГО??? – (Характера главного героя.)

(появляется слайд «+» и «-» стороны обломовской жизни)

Положительные моменты обломовской жизни

Отрицательные моменты обломовской жизни

Картина мира

1. Единение людей с природой, у человека нет страха перед ней.

2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.

1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, страх перед письмом).

Философия жизни.

1. Размеренная, спокойная жизнь, где, как и в природе, нет катаклизмов. Естественным процессом воспринимается и смерть, которая приходит незаметно.

2. В Обломовке нет места злу.

1. Из распорядка дня видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна, пустых вечеров и бесплодных разговоров.

2. Неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось» (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея).

Воспитание ребенка

1. Любовь матери.

2. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.

1. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.

2. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.

— Какие черты характера сформировались у Обломова? Запишите в таблицу Рабочего листа. (дети записывают,)

Положительные черты

Доброта

Человеколюбие

Честность

Совестливость

Мягкосердечность

«голубиная» кротость

Умение чувствовать красоту

Самокритичность

Способность к самообвинению

Нежелание унижаться суетой (карьера, деньги слава)

Стремление к гармонии в душе

Отрицательные черты

Апатия

Неумение преодолевать трудности

Безволие

Нерешительность

Инертность

Барская спесь

Надежда на «авось»

Пассивность

Эгоизм

Пустая мечтательность

— Назвать несколько….

— Итак, в таблице отражены противоположные стороны жизни Обломова. И чаще всего, самого героя оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь. Перед вами два высказывания критиков. Прочитайте их. Какую сторону они приняли в Обломове?

Н. Добролюбов: «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»

А.В. Дружинин: «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».

— Кто их них, по-вашему, прав?

(ученики приходят к выводу, что обе эти стороны есть в личности Обломова, и ни ту, ни другую нельзя исключать или абсолютизировать.)

— Теперь вернитесь к своим ассоциациям к слову «сон».

— Есть ли в характере Обломова то, что вы отметили в ассоциациях.

— Значит роль сна в романе мы определили верно.

Итог урока

— С какими мыслями вы уйдете с урока?

— Сегодня мы совершили с Обломовым путешествие в его детство, под лингвистическим микроскопом рассмотрели героя, чтобы понять, «отчего он такой». В нем много привлекательного: он обаятельный, добрый, мягкий, умеющий мыслить. Но он оказался не готов к жизни: его не научили трудиться, действовать самостоятельно, живую фантазию и любознательность не поощряли. В итоге порядочный, неглупый человек превратился в апатичного, и имя его стало нарицательным.

— Сегодняшняя беседа полезна для вас и как для будущих родителей. «Обломов» – пример того, как не надо воспитывать. И.А.Гончаров писал: «А ребенок все смотрел и все наблюдал своим детским, ничего не пропускающим умом»

Д/з

— Попробуйте дома на каждую букву фамилии героя подобрать слово, относящееся к характеру героя.

О –

Б –

Л –

О –

М –

О –

В –

infourok.ru

Урок литературы по теме «Глава «Сон Обломова» – ключ к разгадке характера героя». 10-й класс

Разделы: Литература


Цель: овладевать умением понимать характер человека в его связи с социальными и национальными особенностями.

Задачи.

1. Развивать умение аналитической работы с текстом художественного произведения.

2. Обучать умению анализировать образ литературного героя.

3. Воспитывать сочувственное понимание сильных и слабых сторон личности.

4. Обогащать словарный запас учеников и совершенствовать навыки культуры речи.

Ход урока

I. Вспомним, в каких произведениях русской литературы мы уже встречались с эпизодами сна. Какова их роль как части целого? (“Евгений Онегин” — сон Татьяны, “Капитанская дочка” — сон Гринёва). Беседа.

“Сны, как известно, чрезвычайно странная вещь: одно представляется с ужасающей ясностью, с ювелирски-мелочною отделкой подробностей, а через другое перескакиваешь, как бы не замечая вовсе, например, через пространство и время. Сны, кажется стремит не рассудок, а желание, не голова, а сердце.А между тем, какие хитрейшие вещи проделывает иногда мой рассудок во сне! Между тем с ним происходят вещи совсем непостижимые”. (Слайд 2). Презентация

Ф. Достоевский “Сон смешного человека”.

II. Пора детства в жизни человека — важна ли она? Почему? Что формирует эта пора в человеке? Обсуждение

III. — Каково мнение критиков об этой главе романа? Чья точка зрения вам наиболее близка? (Ученики комментируют выбранную точку зрения). (Слайд 3)

1) И.А.Гончаров назвал “Сон Обломова” увертюрой ко всему роману.

2) А.В.Дружинин. “Обломов”, роман И.А.Гончарова. 1859.

“Сон Обломова” не только осветил, уяснил и разумно опоэтизировал всё лицо героя, но ещё тысячью невидимых скрепил, связал его с сердцем каждого русского читателя… Глубокий по чувству, его внушившему, светлый по смыслу, в нём заключённому, он в одно время и поясняет и просветляет собою то типическое лицо, в котором сосредоточивается интерес всего произведения. Обломов без своего сна был бы созданием неоконченным… “Сон” его …повелевает нам любить и понимать Обломова.”

3) А.А.Григорьев. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина. 1859.

“…перед вами до мелких оттенков создаётся знакомый вам с детства быт, мир тишины и невозмутимого спокойствия… Автор становится истинным поэтом, — и , как поэт умеет стоять в уровень с создаваемым им миром, быть комически наивным в рассказе о чудовище, найденном в овраге обитателями Обломовки, и глубоко трогательным в создании матери Обломова, и истинным психологом в истории с письмом, которое так страшно было распечатать мирным жителям “райского уголка земли”, и, наконец, эпически объективным художником в изображении того послеобеденного сна, который объемлет всю Обломовку.”

4) Ю.Манн.

“Писатель к Обломовке, явившейся во сне к герою, отнёсся “не только ласково, но и с грустью, сожалением”.

5) В.Кантор.

“Писатель рисует Обломовку даже сатирически – “сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения”.

IV. Анализ сна.

Гончаров приглашает читателя посетить “благословенный уголок земли, чудный край”, край детства Обломова.

Итак, герой переносится в своё детство.

  • Почему этот уголок земли сулит “покойную и долговременную жизнь”?
  • Обломовка. Каков её мир? (События, происходящие в ней)
  • Сцена утренней встречи матери и маленького героя. Отчего у сонного Обломова “медленно всплыли из-под ресниц и стали неподвижно две тёплые слезы”? Какие черты характера Обломова мы видим?
  • Каков день Обломовых? Что самое запоминающееся в нём? Как автор говорит об отце? О матери?
  • Каким мы видим Обломова — ребёнка?
  • “Девиз” обломовцев? (“День прошёл и слава богу”)
  • Какие сказки слушал юный герой?
  • Отношение к труду.
  • Три главных акта жизни.
  • История с галерей. (Сходство Обломова с отцом)
  • Нравы. Вечера в доме Обломовых.
  • Расскажите о воспитании Обломова.
  • Что же даёт нам эта глава для понимания героя?
  • Чего же можно ожидать от человека, выросшего вот в таких условиях? (Он привыкает быть “байбаком”, “благодаря тому, что у него и подать и сделать есть кому, тут уже даже и против воли он бездельничает”)
  • Поняли ли мы Обломова?

V. Итог

В чём разгадка характера героя, предложенная автором? Черты человека формируются в детстве. Чистая, нежная душа Обломова, его “голубиная” кротость берут истоки в Обломовке. Но лень и беспомощность – тоже оттуда. Вот почему так важна для нас эта ключевая глава романа.

Д. з. Штольц — Обломов, сравнить образы героев.

Приложение

17.07.2014

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Презентация для урока «Роман И.А. Гончарова «Обломов»»

Презентация используется на уроке литературы в 10 классе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока «Роман И.А. Гончарова «Обломов»»»

История создания романа

Замысел романа «Обломов» возник у И.А.Гончарова в конце 40-х годов XIX века. В 1849 году была написана первая часть романа.

Вторая и третья часть романа были написаны И.А.Гончаровым в 1857 году в немецком городе Мариенбаде.

Главная тема романа — судьба поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но и не сумевшего найти правильный путь.

Один день из жизни Обломова.

Первая часть романа посвящена описанию одного дня из жизни Ильи Ильича Обломова. Герой просыпается в 8 часов, затем пьет чай, общается с посетителями, завтракает, принимает доктора и в 15 часов опять ложится спать. Нет никакого сомнения в том, что именно так лежа на диване и переругиваясь со слугой, он в основном и проводит свою жизнь.

Сон Обломова

Глава «Сон Обломова» показывает истоки характера героя. В детстве Илюша Обломов был живым и любознательным ребенком. Однако уклад жизни в имении Обломова (на первом месте еда и сон), а также барское воспитание (мальчику не давали ничего делать самому), — заставили его «ищущие проявления силы» обратиться внутрь и поникнуть.

В первой части романа Обломов главным образом лежит на диване и ничего не делает. Вторая и третья части посвящены истории любви Обломова и Ольги Ильинской. Для героя это время пробуждения: « Встает он в 7 часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки».

История жизни Обломова в романе противопоставлена истории жизни его друга Андрея Ивановича Штольца.

Отец Штольца, обрусевший немец, с детства воспитывал в сыне твердый и независимый характер, приучал к труду и дисциплине, поощрял самостоятельность. В отличие от Обломова, Штольц не стоит на месте и чувствует себя хорошо только тогда, когда занят каким-нибудь делом.

История любви Обломова и Ольги Ильинской посвящена большая часть романа И.А.Гончарова.

Поначалу глубокое и сильное чувство к «аристократически созданному существу» меняет жизнь Обломова до неузнаваемости.

Образ Ольги Ильинской – творческая удача И.А.Гончарова. Её идеальный характер показан в романе психологически убедительно. Самые большие изменения происходят с Ольгой после встречи с Обломовым.

По сравнению с Ольгой Ильинской, законная жена Обломова выглядит просто. Тем не менее Обломову Агафья Матвеевна кажется привлекательной – возможно потому, что не пытается его изменить и делает все для его счастья, не требуя за это благодарности.

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *