cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок правописание приставок – Урок «Правописание приставок»

Урок «Правописание приставок»

Конспект открытого урока русского языка в 5Б классе

Тема ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

Тип урока:  комбинированный

Форма урока: урок-практикум.

Цели урока:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать разные группы приставок.

Уметь находить в словах приставку.

Уметь объяснять написание гласных в приставках.

Повторить синонимы, антонимы.

Уметь работать с текстом.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной

деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия: приставка, морфема, морфемика, словообразование

Основные ресурсы:

— учебник: М.М. Разумовская. Русский язык. 5 класс

Дополнительные ресурсы:

-мультимедийный проектор

-презентация к уроку

-рабочие листы, контуры листьев деревьев разных цветов, маркеры, карточки с текстом.

Формы работы на уроке:

— Фронтальная работа, парная, индивидуальная работа.

 

Ход урока:

1.Орг. момент.

— Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке гости. За окном прекрасная осенняя погода. Уверена, что мы с вами хорошо поработаем. Покажите ваше настроение с помощью разноцветных осенних листочков, которые лежат на ваших столах.

(красный – отличное настроение, уверен в свои силах;

желтый- спокоен; думаю, что справлюсь;

зеленый- волнуюсь, неуверен в своих силах;

2.Вхождение в тему.

Учитель:

— Прочитаем высказывание детского поэта и писателя К.Чуковского(слайд2):

« Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла…»

-Как вы понимаете слова писателя? О чем он говорит?

( Он говорит о роли приставок в речи.)

— Попробуйте озвучить тему урока. О чем мы будем говорить?

-Итак, тема урока « Правописание приставок».Будем говорить о приставках.(слайд3)

— Какова же цель нашего урока? Чем мы будем заниматься?

( Цель- сформировать навыки правильного написания приставок)

— Что мы знаем о приставках?(ответы детей)(слайд4)

-В каком разделе языкознания изучается приставка? (в морфемике)

.(слайды5,6)

3.Открытие новых знаний. 

(слайд8) Прочитайте. Почему эти слова записаны в два столбика?( В первом столбике записаны слова с приставками СО-, ВЫ-, ЗА-, НАД-, ДО-, ПОД-. Это неизменяемые приставки. Они пишутся всегда одинаково, традиционно. Слова с какими приставками записаны во втором столбике?( Во втором столбике- слова с приставками на З-, С-)(слайд9)

_Можно ли объяснить правила написания данных приставок?

-Каков алгоритм правописания приставок из 2-го столбика?

( 1.Определить, какой согласный стоит после приставки- глухой или звонкий.

Если звонкий – в приставке пишу букву З.

Если глухой — в приставке пишу букву С.(слайд10)

-Опираясь на составленный алгоритм, объясните написание приставок в данных словах: рассыпать, развернуть, разгладить, расправить, раздать, смять, свернуть.

3.Работа в группах

.(Задания для 4-х групп. Слайды 15,16)

Измените словосочетания , используя данные слова. На какие группы их можно поделить?

1гр.

Облако без формы (бесформенное облако)

Ребенок без забот (беззаботный ребенок)

Вход без платы (бесплатный вход)

Ребенок без помощи(беспомощный ребенок)

Океан без предела (беспредельный океан)

Шоколад без вкуса (безвкусный шоколад)

2гр.

Небо без звезд (беззвездное небо)

Жидкость без цвета (бесцветная жидкость)

Дорога без конца (бесконечная дорога)

Плач без звука (беззвучный плач)

Движение без шума (бесшумное движение)

Пустыня без воды (безводная пустыня)

 

3гр.

К данным выражениям подобрать слова, близкие по значению

(синонимы) с приставками на З- и С-:

Не имеющий жалости, душевной теплоты, жестокий -…(безжалостный)

Не могущий сам, без посторонней помощи справиться с трудностями- слабый…-(беспомощный)

Лишенный порядка, системы, хаотичный…-(беспорядочный)

Не испытывающий страха, смелый …-(бесстрашный)

 

4гр.

К данным словам подобрать и записать слова с противоположным значением (антонимы) с приставками на З-, С-:

Полезный (бесполезный)

Живой (безжизненный)

Честный (бесчестный)

Заботливый (беззаботный)

Системный (бессистемный)

Проверяем. Из каждой группы 1 ученик озвучивает ответ.(слайды 17, 18)

4. Музыкальная физминутка.(слайд)

5.Освоение новых знаний.

1)Прочтите слова. Какой звук слышится в начале слова? (слайд)

Сбиться, сделать, здесь, сгореть, сгибать, здоровье, здание.

Все ли из этих слов имеют приставку?( В словах здесь, здоровье, здание

нет приставки. Буква З входит в состав корня)

Какой звук слышится в начале слов сбиться, сделать, сгореть, сгибать?

( Слышится звук З. Пишем букву С, т.к. приставки З не бывает)

Ознакомимся с теоретическим материалом в учебнике.(с.126)

2). Работа с текстами.

1.Работа в парах с текстом №1 ( упр.347 учебника)

Назовите главную мысль текста.

(Основная мысль текста — единение человека и природы)

Назовите ключевые слова, передающие главную мысль текста.

(…состояние души и тела…, состояние в природе, общее настроение тотчас сообщается человеку…)

(Задание №3 к тексту: найти и выписать слова с приставками.)

Проверяем задание № 3 к упр.347

(Передать, охватывает, выросшие, сообщается).(Взаимопроверка)

2.Работа с текстом №2(текст распечатан для каждого ученика)

За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы и мыши обгрызают корни молодых деревьев.

Но есть у леса и друзья-птицы. Они прекрасные помощники лесоводов. Берегите, ребята, лес! Это наше богатство.

Задания к тексту: найти и выписать слова с приставками. Объяснить, к какой группе приставок они относятся).(Взаимопроверка)

 

— Сравните два данных текста. Что их объединяет?

(Оба текста объединяет тема природы и бережного отношения к ней.)

6.Составление проекта по теме урока.(в группах)

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

(Открытый урок»Правописание приставок»5б.)

НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ НА ПИСЬМЕ ПРИСТАВКИ НА З, С

ПИШУТСЯ ВСЕГДА ОДИНАКОВО ПЕРЕД ЗВ,СОГЛ. ПЕРЕД ГЛ.СОГЛ.

ПИШУ З ПИШУ С

 

7. Итоги урока.

8. Рефлексия.

Что понравилось на уроке?

О чём заставил задуматься?

Чему ты научился на уроке?

Доволен ли ты своей работой на уроке? Покажите свое настроение с помощью листочков.

 

 

Приложение

Рабочий лист

Учени____5бкласса__________________________________________________________________________________________________________________

Число_____________________________________________________________

Тема______________________________________________________________

2. Работа с текстом №1 в парах.

Упр.347(задания1,3)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Оценка:___________________________________________________________

2.Работа с текстом №2. Найти и выписать слова с приставками.

За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги,

объедают листья. Зайцы и мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья-птицы. Они прекрасные помощники лесоводов. Берегите, ребята, лес! Это наше богатство.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Оценка:___________________________________________________________

2. Составляем схему.

3. Рефлексия.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Тема урока: Правописание приставок.

Тема урока: Правописание приставок.

Класс: 5

Предмет: русский язык

УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока: — повторить сведения о правописании неизменяемых приставок;

— изучить правописание приставок на з-с;

— сформировать умение различать на письме приставки и предлоги;

— формировать интерес к правильной грамотной устной и письменной речи;

— воспитывать доброжелательность, способность к самоанализу;

— развивать орфографическую зоркость;

— воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Организация рабочей обстановки. Приветствие.

Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

1.Повторение пройденного.

Какая морфема называется приставкой?

— Приведите примеры слов с приставками.

— Выделите приставки в словах:

Обломать, надписать, ввезти, добежать, насмотреться, отлетать, смастерить, надрезать, опечалиться, сбежать, залюбоваться, ссылать.

2. Целеполагание. Определение темы и целей урока.

— Как думаете, какова тема урока?

— Какова главная цель урока?

— Какова задача урока?

Отвечают на вопросы.

Приводят примеры.

Устно выделяют приставки в словах.

Формулируют тему урока (Правописание приставок).

Формулируют цель (изучить правописание приставок).

Научиться правильно писать приставки, отличать приставки от предлогов.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков.

1. Организация наблюдения.

— Давайте рассмотрим отличие приставок от предлогов:

При дороге росли цветы. – Придорожные цветы запылились.

Над землёй нависали тучи. – Надземные канатные сооружения используются в строительстве.

Бесконечные безлесные равнины тянутся вокруг. – Без конца тянутся равнины без лесов.

— Давайте рассмотрим описание языковых свойств приставки (морфемы) и предлога (слова).

— служит для образования новых слов;

— употребляется только со склоняемыми частями речи;

— присоединяется ко всем знаменательным частям речи;

— пишется отдельно от других слов.

— пишется слитно.

— Вспомним основные приёмы отличия приставок и предлогов: постановка вопроса, зависимого слова, определение части речи.

2.Тренировка в разграничении приставок и предлогов.

Тексты из книги Я.Козловского «Весёлые приключения не только для развлечения».

Веснушки.

Веснушкам нету сноса,

Не исчезают с носа.

Я, не жалея мыла,

Нос терпеливо мыла,-

Зависело б от мыла,

Веснушки я б отмыла.

Хороша у Алёны коса.

Хороша у Алёны коса,

И трава на лугу не по косу.

Скоро лугом пройдётся коса:

Приближается время к покосу.

Утро.

Солнце ещё облаков не задело,

А плотник проснулся и взялся за дело.

Трава на лугу ещё росы пила,

Слышится, как зазвенела пила.

3. Работа с учебником, заполнение таблицы.

— Рассмотрите таблицу на стр. 42 – 43 , вспомните, как пишутся приставки. Сгруппируйте приставки и заполните таблицу.

Правописание приставок.

О-, об-(обо-), от-(ото-),

до-, по-,

под-(подо-), про-.

За-, на-, над- (надо-).

Пере-, вне-, сверх-, не-, меж-, пред-, чрез-

В-, с-, у-, вы-.

4. Обращение к теоретическому

материалу § 7 ( І, ІІ, ІІІ).

— Какая приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения?

Физкультминутка.

Зачитывают предложения, сравнивают.

Рассматривают описание языковых свойств приставки (морфемы) и предлога (слова).

Зачитывают основные языковые свойства приставки и предлога.

Анализируют таблицу, делают выводы.

Хоровое проговаривание.

Зачитывают стихотворения Я.Козловского «Весёлые приключения не только для развлечения».

Называют признаки, по которым различают приставки и предлоги.

Работают в парах, заполняют таблицу. Заносят таблицу в словарик.

Читают теорию параграфа про себя, отвечают на вопросы.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

1.Тренировочные упражнения.

— Запишите как можно больше однокоренных слов с данным корнем, используя разные приставки:

1 вариант- ход,

2 вариант- бег.

— упр. 65. Выпишите слова с приставками, приставки обозначьте.

2. Составление текста.

Составьте небольшой текст, максимально используя слова, в которых з является частью корня: здесь, здание, здоровье, здравствуйте.

Работают в парах.

Несколько учащихся работает у доски, остальные проверяют и помогают в случаен затруднения.

Составляют текст, зачитывают.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

— Что на уроке показалось самым сложным?

— Где можно применить новые знания?

— Оцените свою работу на уроке. Работу класса

Домашнее задание. § 7 упр. 66

Дают ответы на вопросы

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

infourok.ru

Конспект урока на тему: «Правописание приставок»

         Образовательная: Обобщать и систематизировать знания, умения и навыки по изученной теме.

         Развивающая: Развивать устную и письменную речь, расширять словарный запас учащихся.

         Воспитывающая: Воспитывать интерес к предмету через нетрадиционную форму урока и разнообразные виды работы. Формировать ключевые компетентности.

Оборудование: Карточки для индивидуальной работы, пособия для проведения игры (рисунки трех поросят, рисунки домиков), пособие «Это интересно”, индивидуальные карточки для проведения перфокарты и «цветного диктанта”

        I.            Организационный момент

Прозвенел звонок веселый,
Он позвал нас на урок,
Все задания сегодня
Выполнить должны мы в срок.

— Прежде чем начать работу, мы должны настроиться. Положите голову на скрещенные на парте руки и закройте глаза. Повторяйте за мной слова:

(Учащиеся кладут голову на скрещенные на партах руки и повторяют фразы, которые проговаривает учитель)

     II.            Сообщение темы и целей урока

— Назовите свои любимые сказки. (Учащиеся называют свои любимые сказки).

— А я очень люблю сказку «Три поросёнка”, потому что в ней дружба и взаимопомощь братьев-поросят помогают победе добра над злом. Сегодня на уроке мы тоже будем учиться быть дружными, помогать друг другу, вспоминать изученный материал. А чтобы нам не было скучно три поросёнка пришли к нам в гости и урок пройдет в форме соревнования между тремя командами. За каждое правильно выполненное задание вы получите возможность начать, а затем и продолжить строительство домика для поросенка. Первый ряд помогает строить домик Ниф-нифу второй ряд – Нуф-нуфу, третий ряд – Наф-нафу. Только дружная и трудолюбивая команда быстрее и лучше других справиться с заданиями. Итак, начинаем работу.

   III.            Закрепление изученного материала

1.      Индивидуальная работа по карточкам (2 человека)

Карточка 1. Образуйте от данных ниже слов новые слова с помощью приставок, оканчивающихся на согласную. Образец: История – предыстория.

         Интересный, играть, искать, идти, известный, исход.

Какие приставки не влияют на написание буквы И в корне, приведите примеры.

Карточка 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, объясни выбор буквы и знака препинания.

         Р…списываться в документе нужно четко.

         Р…спись это живопись на стенах и потолках.

— Посмотрите на слова. Какая орфограмма «спряталась” в этих словах? (Корни с чередующимися согласными А-О)

(2).
— Докажите правильность своего мнения. (Учащиеся формулируют правила написания гласных в корнях).
— Почему в слове «росток” пишется буква «О”? (Слово-исключение).
— Какую букву следует написать в слове «отрасль”? (А).
— Почему? (Слово-исключение).
— Сформулируйте орфограмму «Буквы А – О в корнях -КАС- — — КОС-”. (В корнях -кас- — -кос-, если за корнем следует суффикс -А-, то в корне следует писать букву А, если суффикса -А- нет, то в корне пишется О).

— Молодцы, ребята, вы начинаете строительство своего домика.

3.      Игра «Найди лишнее”

— Внимательно посмотрите на следующую запись. Необходимо вставить пропущенные буквы и найти лишнее слово.

НИ…ВЕРГАТЬСЯ НИ…КИЙ НИ…ПАДАТЬ

— Итак, какие буквы вставим в эти слова? (З, З, С).
— Какое слово, по вашему мнению, лишнее? (Низкий).
— Аргументируйте свой ответ. (В этом слове нет приставки).
— Сформулируйте орфограмму «Буквы З-С в приставках”. (Если корень слова начинается со звонкого согласного, то в приставке пишется буква З, если корень начинается с глухого согласного — С)

— Строительство домиков продолжается, на этот раз балл зарабатывает ___ряд.

— Итак, сегодня мы особое внимание уделим правописанию приставок. Продолжаем работу.

4.      Индивидуальная работа по карточке. Осложненное списывание

Задание: Списать текст, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания.

(По) тонкой нитке ручейка
(С,з)бежал с пр(и,е)горка сне(г,к)
И на пр(и,е)горке вдруг цв(и,е)ток
Ра(с,з)крылся раньше всех.

(Учащийся работает у доски, списывает текст, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания)

5.      Работа с текстом. Комментированное письмо

— Все остальные работают в тетрадях. Записываем текст, комментирует…

Многие вещи наших предков _горели, и_тлели, _гнили, ра_сыпались в пыль. Человек бе_заботно выкидывал ра_битую тарелку, и_точенный нож. Но не все и_чезает бе_следно: ра_копки археологов напоминают об ушедших эпохах.

(Учащиеся записывают текст, комментируют правописание приставок)

— Кто такие археологи? Найдем значение этого слова в словаре. (Один из учащихся работает с толковым словарем и зачитывает понятие слова «археолог”)

6.      Индивидуальная работа с толковым словарем

(Один из учащихся работает с толковым словарем и зачитывает понятие слова «археолог”)

7.      Проверка индивидуальной работы по карточке

— Проверяем работу у доски. Какие орфограммы встретили в данном тексте?

(Ученик объясняет написание той или иной буквы, аргументирует свой выбор, учитель оценивает работу)

8.      Работа над орфограммой «Буквы З-С в приставках”

— Вернемся к тексту об археологах. Послушаем, кто такие археологи. (Археолог – специалист по археологии. Археология – наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся древним памятникам)

— Над какой орфограммой работали? Сформулируйте правило. (Ученики формулируют правила написания букв З-С в приставках)

— Однажды археологи нашли древние письмена с такой странной надписью: «ОТКОЛЕ СДЕ ОТРОКА ДВА?”

         Отрок – это мальчик от 7 до 15 лет.

         Отколе – устаревшее наречие «откуда”.

         А что такое «сде”? Что мы знаем о написании этого слова в современном языке? (Это слово «здесь”, в нем пишется буква З)

9.      Этимологическая страничка

— О каком времени года идет речь в стихотворении, записанном на доске? (О весне.)
— А что происходит весной? (Учащиеся называют признаки весны.)
— С началом таяния снега начинается ПАВОДОК. В этом слове очень редкая приставка ПА-, она обозначает «побочность”, «дополнительность”. В русском языке это не единственная необыкновенная приставка. Обратите внимание на стенд «Почемучка” и вы узнаете много интересного.

(На стенде учитель размещает слова с приставками ПА-, рисунки к ним, комментарии, ученики рассматривают стенд самостоятельно на перемене или другое внеурочное время.)

10.  Лингвистическая физминутка

— А сейчас немного отдохнем. Проведем физминутку, но не обычную, а лингвистическую, иначе говоря, языковую. Итак, я произношу слова с орфограммой «Буквы Ы-И после приставок, оканчивающихся на согласный”, если в слове нужно написать Ы, вы делаете прыжок, если И – приседание.

СЫГРАТЬ, РОЗЫГРЫШ, МЕЖИНСТИТУТСКИЙ, ПОДЫГРАТЬ, ПРЕДЫСТОРИЯ, СВЕРХИНТЕРЕСНЫЙ, ПОДЫТОЖИТЬ, РАЗЫСКАТЬ.

(Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условии.)

— Прошу занять свои места. Сформулируйте орфограмму «Буквы Ы-И после приставок, оканчивающихся на согласный”. (Ребята формулируют правило.)

11. » Цветной диктант”

— Повторим правописание приставок пре- и при- . Для этого проведем «цветной диктант”. Посмотрите на бланки, где изображен разделенный на пронумерованные секторы прямоугольник и цветные карандаши. Итак, если в приставке пишется И, то закрашивайте сектор красным цветом, если Е — то зеленым.

— Проверим нашу работу. Посмотрите на мой рисунок. Если наши рисунки совпадают, вы выполнили задание верно (Учитель демонстрирует готовый рисунок, ребята сравнивают свои изображения с образцом)

12.  Работа в группах

(Ребята заранее разделены на группы по степени подготовленности: более сильные – 1группа, остальные – 2гпуппа)

1 группа. Творческий диктант

— Первая группа работает в тетрадях. Вы получаете карточки с текстом, выполняете работу, соответствующую заданию на карточках.

Задание: Списать текст, вставить приставки при-, пре-.

У нас появился …забавный щенок. Сначала он немного …уныл, но его …веселый характер помог ему …способиться к новой жизни. Скоро щенок …вратился в члена семьи, все к нему очень …вязались.

(Ученики списывают текст в тетради, употребляя подходящие по смыслу приставки ПРЕ-ПРИ.)

2 группа. Перфокарта

— Вторая группа выполняет перфокарту. Приготовьте листочки, начинаем работу.

Восстановить текст

Ручей иссох

Иззябнуть на холоде

Беззвучный смех

К бескрайнему морю

Вскарабкаться на гору

Водопад низвергается

(Ребята работают на специальных листочках, учитель заранее готовит и раздает их. Напротив соответствующей правильному ответу буквы и цифры ученики ставят любой знак.)

— Листочки сдали, за них вы получите оценки. А сейчас сформулируйте орфограмму «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-”

(Несколько человек повторяют правило.)

13.  Проверка работы 1 группы

— Проверим работу 1группы. Зачитайте получившиеся предложения, объясните выбор приставки. (Учащиеся читают предложения и объясняют правописание приставок.)

     V.            Итог урока.

— Итак, над какими орфограммами работали на уроке? Вспомним их еще раз. (Ребята проговаривают правила написания приставок.)
— Что нового узнали на уроке?
— С какими интересными фактами познакомились?(Ответы учащихся.)

— За активную работу на уроке получают оценки следующие ученики…. Также получают оценки ребята, работавшие по индивидуальным карточкам и словарю. Оценки за перфокарты будут выставлены на следующем уроке.

  VI.            Домашнее задание.

Индивидуальные карточки на правописание приставок.

Прозвенел наш дружок,
Голосистый наш звонок,
Перемены ждут ребята,
Поиграть, попрыгать надо.

infourok.ru

Тема урока: «Правописание приставок».

Тема урока: «Правописание приставок».

Класс 7

Учитель Новикова А.Ю.

Цель урока: формировать прочный навык правописания гласных и согласных в приставках,

отработать способ действия при выборе орфограммы в словах с приставками на з-, с-.

Задачи урока:

Обучающая: Закрепление и обобщение полученных знаний, самостоятельное конструирование новых знаний.

Развивающая: Способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности

Воспитательная: Воспитание навыков самостоятельной деятельности.

Тип урока: урок закрепления материала.

Ход занятия

  1. Сообщение темы урока.

  2. Повторение теоретического материала.

Типы приставок в русском языке:

Одновариантные  Двухвариантные  Смысловые

Пишутся по морфологическому Приставки на з- и с- Приставки пре-, при-

принципу (единообразно, пишутся по фонетическому пишутся в зависимости от

независимо от произношения) принципу: перед звонкими смысловых значений.

об-, от-, над-, под-, пред-, в-, на-, пишется з, перед глухими с.

по-, за-, о-, пере-, у-, до-, вы-, с-. В приставках раз- (рас-),

Приставка с- неизменная, роз- (рос-) гласная пишется

хотя в составе слов по фонетическому принципу:

произносится по-разному. в ударном положении – о,

В словах здесь, здание, в безударном – а

здоровье, ни зги буква з Исключение: розыскной. является корневой. Запомните написание слов

расчет, расчесть, но: рассчитать

(перед чит- пишется два с,

перед чет- — одно с,

кроме бессчетный).

Фронтальный опрос

— Какие типы приставок существуют в русском языке?

— По какому принципу пишутся одновариантные приставки?

— Что вам известно о приставке с-?

— Что необходимо помнить о словах здесь, здание, здоровье, ни зги?

— По какому принципу пишутся двухвариантные приставки?

— От чего зависит правописание гласных в приставках раз- (рас-), роз- (рос)?

— В каких случаях в словах расчет, рассчитывать пишется одна с, а в каких две буквы с?

— От чего зависит правописание гласных и, е в приставках при-, пре-?

  1. Выполнение практической части

    1. Вставьте пропущенные согласные (коллективно)

Бе…болезненный, ра…лагать, и…ключить, р…зыщу, бе…цензурный, …десь, и…пытать,

во…горится, и…водишь, ра…щедрился, бе…жизненный, …жечь, ра…четливый, р…..пись, …дравница, в…дрогнул.

Вывод: Приставки пишутся с буквой з перед звонкими согласными, с буквой с перед глухими согласными.

3.2. Лингвистическая задача

Почему слова с приставками на –з /-с разбиты на три группы? Какая, на ваш взгляд, группа слов может вызвать наибольшие затруднения?

исколесить беззвездный расщедриться

изрезать бессонный расчистить

распахать рассветает расчертить

разбудить рассказывает расширить

бескрайний рассматривает бесшумный

безграничный исследователь изжарить

Обычно слова первой группы не вызывают затруднений, так как здесь последовательно реализуется фонетический принцип: «пиши, как произносишь».

Слова второй группы содержат двойные буквы зз — сс; в произношении они могут сливаться в один долгий звук. Вопрос о нормативном написании решается на основе разбора слова по составу, например: без-звезд-н-ый или рас-сматр-ива-ет.

Слова третьей группы характеризуются существенным различием произношения и написания, поэтому здесь нельзя доверять произношению, а полезно прежде всего сосредоточить внимание на структуре слов: рас-щедр-и-ть-ся или бес-шум-н-ый.

3.3.Информация для любопытных.

Следует обратить внимание, что в старых книгах можно найти такие написания: безполезный, безсердечный, «Разсказы Чехова».

После реформы русской орфографии, проведённой по предложению Академии наук России, с 1918 года приставки, оканчивающиеся на з, стали писать по фонетическому принципу.

3.4. Выполнение проверочной работы в перфокартах (взаимопроверка)

  1. Бесцельный расстилать испортить

  2. Раскрасить изредка безжалостный

  3. Беспорядок извинение взволнованный

  4. Исцелить вспорхнуть бесчувственный

  5. Раздуть возгордиться сжать

  6. Беззвучный разжимать исцарапать

  7. Безропотный излить восхвалять

  8. Разговаривать взлететь испечь

  9. Встревожить испепелить бесчисленные

Если учащиеся во всех словах верно определил выбор согласных, то при проверке, объединив все правильные ответы, получится код. В данном случае — цифра 5:

3.5. Вставьте подходящие по смыслу слова.

Распространяемое слово должно иметь притавку на -з/-с или одновариантную приставку с-.

1) Мир строит — война … (разрушает). 2) Умел ошибиться, сумей и …(исправиться). 3) Маленькое дело лучше большого . . .(безделья). 4) Море веслом …(не расплещешь). 5) В умной беседе ума набраться, в глупой свой…(растерять). 6) Глупый осудит, а умный …(рассудит). 7) Береги платье снову, а честь …(смолоду). 8) Рыбак рыбака видит …(издалека). 9) Огонь тушат пока …(не разгорелся). 10) За один раз дерева…(не срубишь). 11) Из одной муки хлеба .. .(не испечешь). 12) Маслом каши …(не испортишь). 13) Каждый цветок в свое время . .. (распускается). 14) Правду цепями …(не скрутишь). 15) От малой искры Москва … (сгорела).

3.6. Замените развернутые определения понятий синонимами, состоящими из одного слова. (работа у доски 1 учащегося)

Сообщение, уведомление о чем-нибудь… (извещение)

Тревожное состояние, волнение… (беспокойство)

Ростки хлебных злаков показавшихся из-под земли… (всходы)

Тихая погода, полное отсутствие ветра… (безветрие)

Книга, в которой собраны какие-нибудь произведения, материалы, документы …(сборник)

Момент разлуки… (расставание)

Избавление от недугов, ран… (исцеление)

Половодье… (разлив)

Очень мелкий, моросящий дождь… (изморось)

Отсутствие, нарушение порядка… (беспорядок)

  1. Итог урока.

Назовите типы приставок.

От чего зависит правописание двухвариантных приставок?

Д/З: Повторить тему: «Правописание приставок пре-, при-».

Типы приставок в русском языке:

Одновариантные Двухвариантные Смысловые

Пишутся по морфологическому Приставки на з- и с- Приставки пре-, при-

принципу (единообразно, пишутся по фонетическому пишутся в зависимости от

независимо от произношения) принципу: перед звонкими смысловых значений.

об-, от-, над-, под-, пред-, в-, на-, пишется з, перед глухими с.

по-, за-, о-, пере-, у-, до-, вы-, с-.

В приставках раз- (рас-),

Приставка с- неизменная, роз- (рос-) гласная пишется

хотя в составе слов по фонетическому принципу:

произносится по-разному. в ударном положении – о,

В словах здесь, здание, в безударном – а

здоровье, ни зги буква з Исключение: розыскной. является корневой. Запомните написание слов

расчет, расчесть, но: рассчитать

(перед чит- пишется два с,

перед чет- — одно с,

кроме бессчетный).

Рабочий лист ученика 7А класса_____________________________________________________

Тема занятия: «Правописание приставок»

1. Вставьте пропущенные согласные.

Бе…болезненный, ра…лагать, и…ключить, р…зыщу, бе…цензурный, …десь, и…пытать, во…горится, и…водишь, ра…щедрился, бе…жизненный, …жечь, ра…четливый, р…..пись, …дравница, в…дрогнул.

2. Выполнение проверочной работы

  1. _______________________________________________________________________________

  2. _______________________________________________________________________________

  3. _______________________________________________________________________________

  4. ________________________________________________________________________________

  5. ________________________________________________________________________________

  6. _______________________________________________________________________________

  7. _______________________________________________________________________________

  8. __________________________________________________________________________________

  9. _______________________________________________________________________________

3. Вставьте подходящие по смыслу слова. Распространяемое слово должно иметь приставку на -з/-с или одновариантную приставку с-.

1) Мир строит — война ……………………….2) Умел ошибиться, сумей и ….………… 3) Маленькое дело лучше большого ………………… 4) Море веслом……………………….5) В умной беседе ума набраться, в глупой свой………………….. 6) Глупый осудит, а умный …………………. 7) Береги платье снову, а честь ………………. 8) Рыбак рыбака видит ….…………… 9) Огонь тушат пока …….. 10) За один раз дерева…..…………. 11) Из одной муки хлеба ………………12) Маслом каши …………………13) Каждый цветок в свое время ………..……….. 14) Правду цепями ……………..……15) От малой искры Москва …………….….

4. Замените развернутые определения понятий синонимами, состоящими из одного слова. Слова должны иметь приставку на -з/-с или одновариантную приставку с-.

Сообщение, уведомление о чем-нибудь — _______________________________________

Тревожное состояние, волнение — _____________________________________________-

Ростки хлебных злаков показавшихся из-под земли –__________________________________

Тихая погода, полное отсутствие ветра — _________________________________________

Книга, в которой собраны какие-нибудь произведения, материалы, документы -____________________

Момент разлуки — ___________________________________

Избавление от недугов, ран — _______________________________________

Половодье — __________________________________________

Очень мелкий, моросящий дождь — _______________________________________

Отсутствие, нарушение порядка — __________________________________________

Домашнее задание: Повторить тему: «Правописание приставок пре-, при-».

infourok.ru

Урок на тему » Правописание приставок»

Урок русского языка. 5 класс. Правописание приставок.

Конспект урока русского языка.

 5 класс. Тема урока: «Правописание приставок».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить обучающихся с правописанием  приставок оканчивающихся на з-,с-.

Задачи урока:

1. Предметные:

—   выявить условия выбора согласных з – с на конце приставок;

       — формировать навык написания приставок, оканчивающихся на –з, с;

 2. Метапредметные:

а) познавательные УУД:

  — развитие умения извлекать необходимую информацию из текста 

  — развитие умения формулировать проблему и решать её

 — развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы

  — развитие умения систематизировать знания

  — речевое развитие учащихся

б) коммуникативные УУД:

  — развитие  умения    слушать и слышать, договариваться, прислушиваться к мнению одноклассника

  — развитие умения слушать и понимать речь других

  — развитие умения вступать в диалог

  — развитие умения выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с возникшими задачами

в) регулятивные УУД:

  — развитие умения контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике

  — развитие умения самостоятельно оценивать  свои мысли и высказывания, свои действия

  — развитие умения контролировать процесс и результат действий, вносить коррективы

3. Личностные:

  — развитие умения формировать  учебную мотивацию

  — развитие умения формировать рефлексию

  — развитие умения формировать адекватную самооценку 

Оборудование: 

— учебник «Русский язык. 5 класс» под ред. М. Разумовской;

— презентация к уроку, раздаточный материал, аудиозапись «Весёлая грамматика», рабочие тетради учащихся.

Форма урока: традиционная.

 Ход урока.

  1. Организационный этап.

-Приветствие учащихся. Просмотр позитивного видеоролика для создания положительного настроя на работу.

-Оформление записи в тетрадях.

2. Диагностико-мотивационный этап. Целеполагание.

Самостоятельная работа с новым материалом.

    Учащимся предлагается записать ряд слов (даны на доске СЛАЙД __1___) с пропущенными согласными в приставках.    Необходимо    вставить в них пропущенные буквы, в случае сомнения можно оставлять в слове «пробел», выделить приставки.

             О…дать, ра…смотреть, с…здавать, ра…жигать, бе…конечно, з…править, в…шёл, в…бираться, и…пугаться, …делать, бе…вкусный, по…держать. 

 

Проверка работы (1 человек у доски).

 В ходе выполнения работы учащиеся приходят к осознанию того, не всегда понятно, какую согласную писать в приставке, а правила они не знают.

Формулируем проблему: есть приставки, правила написания которых пока неизвестно.

 

— Как можно сгруппировать данные слова?

Обсудить предложенные варианты группировки слов, выйти на нужный принцип.

Должна получиться следующая запись:(слайд __2___)

                                отдать                           рассмотреть

                                создавать                      разжигать

                                заправить                     бесконечно

                                вошёл                            взбираться

                                сделать                          испугаться

                                поддержать                  безвкусный

     Обращаем внимание на приставки слов второго столбика.

Фронтальная беседа по вопросам:

— Что объединяет приставки слов второго столбика?

— Стоит ли выделять их в отдельную группу и учиться писать?

— Есть ли ещё слова с этими приставками? Приведите примеры.

— Надо постараться разрешить возникшую проблему?

— Сформулируйте тему урока.

— Какие цели можем поставить перед собой на уроке?

(1. Выяснить, когда на конце приставок пишется -з, когда –с.

  2. Потренироваться в написании слов с этими приставками.)

3.Открытие нового знания.

Исследовательский этап.

     Для решения выявленной проблемы ребятам предлагается стать исследователями и самим постараться определить условия выбора согласных з – с на конце приставок.

Исследуем материал аудиоурока «Весёлая грамматика» и материал учебника – рубрика самостоятельно читаем, отвечаем.

 

Рассмотренный материал о выборе согласной на конце приставки предлагаю отразить в виде схемы:

Рисую схему на доске.

4. Промежуточная рефлексия.

— Сейчас вы сделали маленькое, но открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определённый багаж теоретических знаний.

— Какие знания вас приблизили сегодня к открытию?

(Умение выделять приставки, т.е. знание морфемики; знание глухих и звонких согласных, т.е. фонетические знания).

— Что было трудным на этом этапе работы? Что удалось?

— Как бы вы оценили работу группы и свою собственную?

5.Закрепление изученного материала:

1) Исправь ошибки (СЛАЙД _5__)

— по цепочке, у доски:  выделите приставки, исправьте ошибки, если есть:

Бесчувственный, безшумный, расстановка, безжизненный,   восстановление, зделать, расделить, рассердиться, восдать, разпределить.

ФИЗМИНУТКА.

2)Работа с раздаточным материалом.

Текст.

В кустах ра..цвёл красный цветок. И..дали он похож на язычок пламени. Тонкие длинные лепестки его были ра.к.рыты, а на дне поблёскивала капля воды. Цветок ра..качивался, словно о чём-то думал.

(Ю.Куранов)

 

-Каким вам видится автор этих строк?(наблюдательная, тонкая поэтическая натура, добрым, умеющим видеть красоту природы, и не только видеть, но и ценить).

— Синтаксический разбор предложения:

Тонкие длинные лепестки его были ра.к.рыты, а на дне поблёскивала капля воды.

 

— Орфографический анализ слов: ра..цвёл, и..дали, ра..крыты, ра..качивался. 

3) Творческий диктант. (слова записываем на доске).

Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) . Распределить в два столбика: без-, бес-

1. Ребенок без забот (беззаботный)

2. Небо без звезд (беззвездное)

3. Жидкость без цвета (бесцветная)

4. Дорога без конца (бесконечная)

5. Плач без звука (беззвучный)

6. Движение без шума (бесшумное)

7. Шоколад без вкуса (безвкусный)

8. Вход без платы (бесплатный)

9. Ребенок без помощи (беспомощный)

10. Океан без предела (беспредельный)

11. Облако без формы (бесформенное)

12. Пустыня без воды (безводная)

6.Рефлексия.

— Кто доволен своей работой на уроке?

— Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему?

— Что было самым интересным на уроке? Самым трудным?

— Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)?

 + клише на доске.

 

!Объявление оценок.

 

7.Домашнее задание.

infourok.ru

«Правописание приставок » — русский язык, уроки

Тип урока повторительно-обобщающий

Место урока в курсе 8 урок в разделе 1 “Орфография”.

Цели урока:

  • Познавательные: повторить теоретические сведения о правописании гласных и согласных в приставках; углубить знания учащихся о приставках при-, пре-.

  • Практические: совершенствовать умение правильно писать гласные и и согласные в приставках, формировать орфографическую зоркость.

  • Общепредметные: обучать сравнению, доказательству и опровержению как приемам мыслительной деятельности на примерах объяснения орфограмм в приставках; работать над устойчивостью внимания учащихся.

Методические приемы: работа в группах при составлении таблицы, беседа о трудных случаях правописания приставок, работа в печатной тетради, творческая работа (мини-рассказ).

Методические приемы контроля: мгновенная проверка, компьютерный тест.

Структура урока

1.Организационный момент.

2. Первичная актуализация. Определение цели методом групповой работы.

3. Обобщение теоретического материала. (Таблица).

4. Реализация дом. задания. (Мини-рассказ).

5. Компьютерный тест.

6. Работа в печатной тетради.

7. Итоги. Мгновенная проверка. (“Квадрат”). Доп. материал – распределительный диктант.

Учебники, по которым работает класс

  1. Русский язык. Практика. 9 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/ Ю.С. Пичугов, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова и др.- М.: Дрофа, 2006.

  2. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: рус. яз.: 9 кл.- М.: Просвещение, 2006.

  3. Электронные учебники-тренажеры.

Предварительная подготовка к уроку

  1. Деление учащихся на 3 группы.

  2. Творческое домашнее задание – мини-рассказы:

Оборудование урока

  1. Магнитная доска, магнитные держатели.

  2. Компьютерная распечатка приставок для обобщающей таблицы.

  3. Иллюстрация для объяснения работы с компьютерным тестом.

  4. Электронный тренажер по русскому языку.

  5. Печатные тетради Л.А.Ахременковой “К пятерке шаг за шагом” (9 кл.)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Запись даты.

Оформление доски

 

2. Вступительное слово учителя: приветствие, положительная мотивация на урок.

3. Первичная актуализация.

Итак, 1 задание. У нас 3 мини-группы, каждая из которых получает по одному слову. В полученном примере вы находите орфограмму в приставке, обозначаете ее графически и с помощью магнитов размещаете на доске в соответствии с номером (1, 2, 3). 1 минута на выполнение задания.

После выполнения этого задания на доске появляются слова:

Продолжим разговор о приставке

Значит, сегодня мы продолжим разговор о приставке, начатый на предыдущем занятии элективного курса. Запишем темуПравописание приставок. Наша цель — обобщить уже известное, углубить знания о приставке, продолжить закрепление этой непростой темы и проверить, насколько прочно она усвоена.

4. 2 задание. На доске находится наглядный теоретический материал по этой теме для составления обобщающей таблицы.

В-с: сколько групп приставок мы выделяем в русском языке? (три).

Теперь каждая группа продолжает работу под своим примером на доске, находя в представленном материале все необходимое для обобщающей таблицы, и по завершении работы рассказывает о данной группе приставок. ( 3 минуты).

 После выполнения задания на доске появляется следующая таблица:

5. Беседа.

В-с: какая самая трудная группа приставок в русском языке? (при-, пре-)

Почему? (очень много слов на запоминание, к ним мы еще сегодня обратимся).

Неизменяемые приставки часто произносятся нечетко, и это тоже может вызвать трудности в правописании. Много ошибок допускается в словах с приставкой с-. Приставки на согласный под влиянием последующего согласного произносятся звонко или глухо, в чем проявляется фонетический закон русского языка.( н-р, отдать[ аддат’]).

А вот приставки на з-, с- пишутся в основном в соответствии с произношением, хотя бывают и исключения (безвкусный).

6. Реализация домашнего задания. Мини-рассказы“Капризы приставки ПРИ”, “Престранные превращения приставки ПРЕ” (Выступления групп до 3 минут)

7. Дома вы должны были вспомнить изученное ранее, поработать с практическим материалом, обратиться к словарю “Трудные слова”. Проверим наши знания на сегодняшний день.

Работа с компьютерным тестом. (Объяснение условий выполнения теста с помощью иллюстрации на доске).

Правила работы с тестом заключаются в следующем: н-р, под окнами дома – буквы З и С, внизу бегущей строкой идут слова с орфограммой “Правописание приставок на -З, -С”. Гусар должен постучаться в нужное окно, т.е. сделать правильный выбор. (Использован электронный тренажер Беляева М.И.)

Продолжим работу над правописанием приставок в печатной тетради Л.А.Ахременковой “К пятерке шаг за шагом”.

Упражнение 12, страница 114.

Исстари, во…рение, неи…черпаемый, пр…чудный, пр…чудливый, ди..пропорция, дез… нформация, пред…стория, непр…рекаемый, за…грать, пр…образ, пр…бабушка, инц…дент, беспр… ц… дентный, пр…исполненный.

Непр…ступная крепость, пр…ступный замысел, пр…вратности судьбы, пр…старелый пр…вратник, …ввергнутый наземь , ни…ввергнутый в бездну, ни…провергать авторитеты, ни…ложенный тиран, ни…падающая шаль, взгляд и…подлобья, смотреть и…под…шапки, делать и…под…тишка.

Мгновенная проверка.

В тетрадях – квадрат. (В квадрате 16 клеток, которые соответствуют 16 словам, которые читает учитель. Слова с приставкой ПРИ- обозначаются знаком +).

  1.  Дом призрения.

  2. Пребывать на отдыхе.

  3. Предать друга.

  4. Прибывать на вокзал.

  5. Преклонить колени.

  6. Примириться с тяжелым положением.

  7. Придать форму.

  8. Преемник традиций.

  9. Презирать врага.

  10. Седой привратник.

  11. Ложные приоритеты.

  12. Большие претензии.

  13. Приходящая няня.

  14. Старинное предание.

  15. Преходящий успех.

  16. Притворяться спящим.

10. Итоги урока.

kopilkaurokov.ru

Урок на тему «Правописание приставок»

Пояснительная записка

На данную тему в рабочей программе отводится всего два часа. За это время необходимо повторить, систематизировать, закрепить и обобщить ранее изученный материал. Для этого выбрана нестандартная форма урока – урок- презентация, что позволяет оживить процесс обучения, заинтересовать студентов конечным результатом и реализовать поставленные цели.

Для активизации внимания и мыслительной деятельности студентов в начале занятия проводится игра на 5 минут. Студенты должны подбирать слова, начинающиеся и заканчивающиеся на согласный звук, парный по глухости – звонкости, эта игра пригодится в процессе урока при написании приставок. Объяснение темы проходит при просмотре презентации, подготовленной студентом, с записью основных положений. Упражнения для закрепления материала подготовлены преподавателем и даются также в виде презентации и раздаточного материала для каждого студента.

В конце урока обучающимся предлагается индивидуальная работа: решение тестовых заданий с целью контроля знаний по теме и подготовки к сдаче ЕГЭ.

Тема урока: «Правописание приставок».

Цели: Обобщение и систематизация знаний по теме, закрепление норм правописания, развитие умений использования в речи лексических единиц, воспитание интереса и любви к русскому слову.

Тип урока: комбинированный.

Метод: урок- презентация

Оборудование: мультимедиа-проектор, презентация, для каждого студента раздаточный материал: упражнения из презентации и тестовые задания по типу ЕГЭ на тему «Приставки».

План урока:

1. Организационный момент, игра.

2. Проверка домашнего задания.

а) Взаимопроверка письменного упражнения под руководством преподавателя.

б) Устный опрос

3.Работа по теме: а) лекция – визуализация с записью основных положений и выполнение тренировочных упражнений

б) индивидуальная работа с тестовыми материалами по типу ЕГЭ.

4. Домашнее задание.

5. Подведение итогов.

1. Организационный момент: приветствие, объявление темы, выявление целей.

Для активизации внимания и мыслительной деятельности студентов проводится игра на 5 минут. Студенты должны подбирать слова, начинающиеся и заканчивающиеся на согласный, парный по глухости – звонкости.

Образец – Друг – кот – долг – клюв — флаг – и т.д.

2. Проверка домашнего задания.

а) Взаимопроверка письменного упражнения под руководством преподавателя.

б) Устный опрос

Что называется приставкой?

Для чего нужны приставки?

Какие группы приставок вы знаете?

3.Работа по теме:

а) Просмотр презентации и запись основных положений

Запись конспекта.

В русском языке три группы приставок, у каждой группы – свои законы.

Первая группа – приставки, которые пишутся всегда одинаково независимо от произношения.

Запись конспекта.

Вторая группа приставок пишется в зависимости оттого, перед каким гласным звуком она находится: перед глухим пишем «С», перед звонким – «З».

Запись конспекта.

ПРИ пишем в значении присоединения, приближения, территориальной близости, конечного результата, неполного действия.

Запись конспекта.

ПРЕ пишем в значении ПЕРЕ, очень, сверх, впереди чего-либо.

Выполнение упражнений из презентации (эти же задания у каждого студента на столе).

Запись конспекта.

После приставки на согласный, под влиянием произношения, вместо буквы И пишется Ы.

После приставок: СВЕРХ -, МЕЖ -, а также после иноязычных приставок пишется И.

Запись конспекта.

После приставок на согласный и после иностранных приставок ИН-, АД-, КОН-, КОНТР-, ПАН- перед буквами: Е, Ё, Ю, Я, а также в сложных словах после первой части ДВУХ-, ТРЁХ-, четырёх- пишется Ъ.

Б) Работа с материалами по типу ЕГЭ.

4. Домашнее задание.

а) Выучить правила правописания приставок.

б) Самостоятельная работа: От слов, характеризующих вашу профессию, при помощи приставок образовать новые слова.

5. Подведение итогов.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.