cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени – Конспект урока русского языка «Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени».

Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

·                   Сегодня на уроке мы узнаем, как образуются страдательные причастия.

·                   Поговорим о правописании суффиксов страдательных причастий.

·                   Научимся образовывать страдательные причастия.  

 Все причастия бывают действительными или страдательными и могут быть настоящего и прошедшего времени. Сегодня нам интересны страдательные причастия, как настоящего, так и прошедшего времени.

Для начала припомним, что такое страдательное причастие. Страдательное причастие обозначает признак, возникший под действием другого предмета.

Ну, а теперь послушаем историю о страдательном причастии.

Жил себе-поживал один глагол. Не просто какой-то глагол, а переходный. Любил прогуляться туда-сюда, а больше всего любил переходить на винительный падеж. Если винительного падежа рядом с ним не было – он начинал немедленно его требовать.

В зависимости от настроения глагол бывал то несовершенным, то совершенным.

И вот у этого-то странного глагола было двое сыновей-страдательных причастий. Настоящего времени и прошедшего.

Страдательные причастия были разные. И друзья у них были разные.

Страдательное причастие настоящего времени дружило с суффиксами -ем-, -ом-,    -им-. И были эти друзья хоть и уважаемыми, но зато ведомыми и зависимыми от чужого мнения.

А вот страдательному причастию прошедшего времени больше подходили суффиксы -нн-, -енн-, (-ённ-). Они, хотя и были невоспитанные и с виду не очень ладно скроенные, зато кого хочешь могли сделать развеселённым.

А как-то к этим суффиксам заявился суффикс -т-. Вот, говорит. Я, конечно, забитый, некрасиво

одетый и не очень-то хорошо помытый, но возьмите меня к себе, а?!

И пришлось взять!

 Как и действительные, страдательные причастия образуются по формуле «Основа глагола + нужный суффикс = причастие». И давайте посмотрим на нужные нам компоненты.

Мы опять вспоминаем, что у нас есть глаголы совершенного вида и несовершенного. Так вот, страдательные причастия настоящего времени, как и действительные, разборчивы и образуются только от глаголов несовершенного вида. А прошедшему времени страдательных причастий походит как совершенный вид, так и несовершенный.

Все страдательные причастия образуются только от переходных глаголов. Давайте поразмышляем, почему.

Если мы что-то наливаем – например, воду – то она легко становится наливаемой или налитой. Если читаем книгу – то про нее всегда можно сказать, что она

читаемая или читанная. А если мы чего-то боимся – ну, хотя бы той же воды? Что мы можем сказать про воду? Что она для нас – страшная, пугающая. Но ровно ничего, что образовано от глагола «бояться».

Что касается нужных суффиксов, мы о них уже слышали. Для страдательных причастий настоящего времени это -ем- (-ом-), -им-, а для страдательных причастий прошедшего времени это -нн-, -енн- (-ённ-) и -т-.

 Рассмотрим образование страдательных причастий настоящего времени. Для них нам понадобится основа глагола несовершенного вида (помним, что основа нужна настоящего времени!) и суффиксы -ем-, (-ом-),  -им-: несомый, изучаемый, видимый.

Но как же узнать, какая буква должна стоять в суффиксе перед м? Ведь там может стоять е, о или и.

Как и в случае с действительными причастиями настоящего времени, выбор гласной зависит от спряжения глагола.

Если мы образуем причастие от глагола I спряжения, мы используем суффиксы -ем- или -ом-.

А вот страдательные причастия настоящего времени от глаголов II спряжения неразлучны с суффиксом -им-.

Итак, для образования страдательного причастия настоящего времени нам нужно взять основу настоящего времени глагола. Для этого мы ставим глагол в форму 3-го лица, мн. ч, наст. вр.: что они делают? Определяем по окончанию спряжение и отбрасываем окончание. Потом добавляем нужный суффикс (в соответствии со спряжением) и окончание причастия.

Несут – мы видим, что это первое спряжение, поэтому суффикс -ом- – несомое.

Оберегают – первое спряжение, поэтому суффикс -ем- – оберегаемый.

Хранят – второе спряжение, поэтому суффикс -им- –

хранимый.

А если нам нужно образовать такое причастие от инфинитива?

Тогда мы сначала ставим его в нужную форму, а потом уже образовываем причастие.

Например: пинать – пинают – пинаемый;

клеить – клеят – клеимый.

Как же образуется страдательное причастие прошедшего времени?

Чтобы его образовать, нам нужна основа инфинитива какого-нибудь переходного глагола и суффиксы -нн-, -енн-, (-ённ-), -т-: сваренный, размешанный, налитый.

На этот раз выбор гласной в суффиксе зависит не от спряжения, а от окончания основы.

Если основа заканчивается на -ать или -ять, то в суффиксе причастия будет стоять -а-, -я-: послать – посланный, сеять – сеянный.

А если основа глагола заканчивается не на -ать, -ять

, а на что угодно другое, то в суффиксе причастия будет -е- или -ё-: видеть – увиденный, сушить – осушенный, увлечь – увлечённый.

Но что же с суффиксом -т-? Для него никаких особенных правил нет. Нужно просто вслушиваться в причастия, которые мы образуем. Мы ведь не скажем: мыенный, одеянный, бриенный. Мы говорим: мытый, одетый, бритый – это гораздо привычнее на слух.

Правда, есть причастие «убиенный», но его можно встретить только в старых книгах или в церкви. В современной речи мы пользуемся причастием «убитый».

Итак, чтобы образовать страдательное причастие прошедшего времени, нам нужно взять инфинитив и прибавить к основе глагола нужный суффикс. Гласная перед нужным суффиксом зависит от того, на что заканчивается основа глагола. Например: утомиться – утомлённая, увешать – увешанная, разукрас

ить – разукрашенный.

А теперь давайте попробуем сыграть в игру «Свари себе причастие»!

У нас есть котел и ингредиенты: глагол и суффиксы -нн-, -енн- (-ённ), -ем- (-ом), -им-, -т. Сделаем страдательное причастие из глагола прочитать.

Отбрасываем -ть и добавляем суффикс -нн-. Получается прочитанный. Все правильно.

Давайте от того же глагола образуем страдательное причастие настоящего времени. Мы помним, что причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени. Так что нам нужен еще такой компонент, как Они (то есть, форма третьего лица единственного числа). Добавляем его… И теперь мы видим, что, поскольку перед нами глагол первого спряжения, мы должны добавить суффикс -ем. Прочитаемый.

Ой, мы что-то сделали неверно. Дело в том, что мы забыли, что глагол прочитать – совершенного вида, а от совершенного вида причастия настоящего времени образовываться не желают.

А вот если мы возьмем не глагол прочитать, а глагол читать, то мы можем успешно образовать от него причастие. Читать – возведем в форму 3-го лица мн. ч.  – они читают – и добавим суффикс -ем- – получилось читаемый.

А можем ли мы образовать страдательное причастие от глагола лететь? Нет. Наш опыт прекратится в самом начале. Ведь лететь – непереходный глагол, а страдательные причастия могут образовываться только от переходных!

Может быть, нам больше повезет с глаголом хвалить? Ведь хвалить можно кого-то, значит, нам подходит этот глагол. Итак, давайте начала возведем его в 3-е лицо мн. числа: они хвалят. Мы видим, что перед нами глагол I спряжения. Значит, к нему подойдет суффикс -им-. Задействуем этот суффикс и получаем хвалимый.

Напоследок давайте образуем страдательное причастие прошедшего времени от глагола

накрыть. Для начала отбросим -ть. А теперь какой же суффикс нам выбрать:          -енн-, или, может быть, -нн-? Но ведь и накрыенный, и накрынный звучит как-то странно. Зато накрытый звучит очень даже хорошо. Этот вариант нам подходит больше других.

Что же нам требуется запомнить?

videouroki.net

Урок с использованием ИКТ «Образование страдательных причастий прошедшего времени»

Тип урока: изучение нового материала.

Воспитательные:
  • воспитание любознательности,
  • культуры умственного труда;
  • формирование самостоятельности мышления, навыков самоконтроля.

Оборудование:

  1. Русский язык: Практика. 7 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений/ С.Н. Пименова, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. С.Н. Пименовой. — 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 240 с.: ил.
  2. Мультимедийная продукция (Программа 1С: Школа. Привет, Причастие! / под ред. Т. Рик).
  3. Проектор.
  4. Переносная доска.
  5. Распечатанные таблицы, цветные кружки для обозначения группы.

Ход урока

1. Организационный момент.

До начала урока учитель раздает учащимся класса жетоны желтого и красного цвета, что дает возможность разделить класс на две группы: с хорошей и более слабой базовой подготовкой.

Сообщение темы, целей урока (мобилизация внимания).

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами повторим образование и правописание действительных причастий настоящего и прошедшего времени и страдательных причастий настоящего времени и узнаем, как образуются страдательные причастия прошедшего времени.

2. Домашнее задание.

Повышение учебной мотивации; создание ситуации, при которой ученики нацелены на активную работу на уроке.

Учитель: Запишите домашнее задание — § 137, упр. 150. Давайте прочитаем задание к упражнению. Вам нужно будет определить, от каких глаголов образованы данные страдательные причастия прошедшего времени. А выполнить упражнение вам поможет материал сегодняшнего урока.

3. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Ребята, вы помните, что Причастие и его друзья попали в беду. Разбойник Джо похитил волшебный амулет Причастия, без которого наш герой не сможет стать самостоятельной частью речи. А чтобы найти этот амулет, нужно пройти различные испытания. Вот одно из них перед вами.

3.1. Индивидуальная работа в паре.

Работа с компьютерной программой.

Задание. Распределить по колонкам действительные и страдательные причастия (рис. 1).

Рисунок 1 Вы можете посмотреть здесь.

3.2. Фронтальная работа.

Учитель: Но это ещё не всё. Причастие расстроился, когда ему принесли таблицу, которую он должен заполнить. Но наш герой уверен, что вы ему поможете.

Задание. Заполнить пропуски в таблице, где это возможно, кроме последней колонки
(табл. 1).

Таблица 1

Глагол

Действительные причастия

Страдательные причастия

наст. время

прош. время

наст. время

прош. время

(переходный несов. вида)

чита….ий

 

 

 

(переходный сов. вида) решить

 

 

 

 

(непереходный несов. вида)

 

дрема…ий

 

 

(непереходный сов. вида) задремать

 

 

 

 

Самостоятельная работа учащихся по заполнению таблицы.

Самопроверка выполнения задания с помощью ключа (табл. 2) (демонстрируется через проектор).

Таблица 2. Ключ

Глагол

Действительные причастия

Страдательные причастия

наст. время

прош. время

наст. время

прош. время

(переходный несов. вида) читать

читающий

читавший

читаемый

 

(переходный сов. вида) решить

—-

решивший

—-

 

(непереходный несов. вида) дремать

дремлющий

дремавший

 

(непереходный сов. вида) задремать

—-

задремавший

 

Учитель: А почему в нашей таблице некоторые клетки остались пустыми? (Не от всех глаголов можно образовать данные формы причастий). От чего это зависит? (От переходности-непереходности глагола и от его вида).

4. Новый материал.

4.1. Подготовка к изучению нового материала, повышение учебной мотивации.

Учитель: Посмотрите на таблицу, у нас одна колонка осталась незаполненной. Как же образуются страдательные причастия прошедшего времени? Ответить на этот вопрос вам поможет опорная запись учебника.

4.2. Организация самостоятельной работы учащихся с опорной записью учебника.

Откройте учебник на стр. 57.

Задание. Используя опорный материал, расскажите, как и с помощью чего образуются страдательные причастия прошедшего времени.

Проверка выполнения.

Вывод по опорной записи формулируют учащиеся.

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива или основы прошедшего времени глагола при помощи суффиксов -енн-, -нн, -т-.

4.3. Первичное закрепление.

Тренировочное упражнение (показывается учителем на доске, затем учащиеся продолжают работу под руководством учителя).

Задание. От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени, выделите суффиксы.

Подписать — подписанный, видеть — виденный, развеять — развеянный, раскусить — раскушенный, разбить — разбитый.

Обратить внимание учащихся на написание гласной перед суффиксами причастий.

5. Закрепление изученного материала.

Дифференцированные задания по группам.

Учитель: Поднимите руки те, кто получил желтый кружок – 1 группа. Вы садитесь за компьютеры и выполняете следующее задание: образовать от данных глаголов страдательные причастия прошедшего времени. Далее самостоятельно проверьте правильность выполнения работы, нажав кнопку «подтвердить ответ» (рис. 2). Если вы все сделаете верно, поднимаете руку, чтобы учитель отметил выполненную работу.

Рисунок 2 Вы можете посмотреть здесь.

Ученики, которые быстро справились с заданием, могут продолжить работать на компьютере до окончания работы второй группы (рис. 3).

Рисунок 3 Вы можете посмотреть здесь.

2 группа – упражнение 149.

Задание. Образовать страдательные причастия прошедшего времени с помощью указанных суффиксов.

Комментированное письмо.

Затем 2 группа выполняет задание на компьютерах. Группа 1 выполняет творческое задание на развитие речи.

Группа 1.

Задание. Придумать 4 глагола, образовать от них страдательные причастия прошедшего времени, составить связный текст, используя эти причастия.

Проверка выполненных заданий.

6. Итог урока.

Заполнение таблицы.

Учитель: Вы помните, что одна колонка в таблице у нас еще не заполнена. Теперь мы готовы заполнить пустые клетки. Проверим, что у нас получилось.

Глагол

Действительные причастия

Страдательные причастия

наст. время

прош. время

наст. время

прош. время

(переходный несов. вида) читать

читающий

читавший

читаемый

читанный

(переходный сов. вида) решить

—-

решивший

—-

решенный

(непереходный несов. вида) дремать

дремлющий

дремавший

—-

(непереходный сов. вида) задремать

—-

задремавший

Учитель: Почему мы не смогли образовать страдательные причастия прошедшего времени от глаголов дремать, задремать? (Непереходные). Итак, как образуются страдательные причастия прошедшего времени? От всех ли глаголов мы можем их образовать?

Комментирование оценок учащихся. Напоминание домашнего задания.

1.03.2009

urok.1sept.ru

План-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме: Урок-практикум по теме «Действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени»

Слайд 1

Урок-практикум по теме «Действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени » Эпиграф: «Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно». А.С.Пушкин

Слайд 2

Цели урока: Обучающая – закрепить знания о способах образования действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени; о причастии и причастном обороте; о правописании суффиксов и окончаний причастий. Развивающая – самостоятельно находить причастия в тексте и предложениях, различать их по значению; вырабатывать навыки правописания суффиксов и окончаний причастий; навыки выделения причастного оборота. Воспитательная – воспитывать любовь к окружающему миру, чуткость и внимательность ко всему, воспитывать умения сплоченно и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других

Слайд 3

Экспресс — опрос 1.Что такое причастие? 2. Что такое причастный оборот? 3. Какие причастия называются действительными, а какие страдательными? 4.Как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени? 5. Как образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени? 6 .В каких причастиях выбор суффикса зависит от спряжения глагола? 7. Как склоняются причастия?

Слайд 4

Образование причастий Действительные Страдательные время время настоящее прошедшее настоящее прошедшее от глаголов наст. вр . неопред . форма несов. вида сов. и несов. вида перех . и неперех . перех . и неперех . от глаголов наст. вр . неопред.форма несов.вида сов. и несов. перех . вида, перех . 1спр. – ущ — — ющ — — вш – на глас. 2спр. – ащ — — ящ — — ш — на соглас . 1спр. – ом — -ем- — енн — (- ённ -) 2спр. – им — — нн — — т-

Слайд 5

Объяснительный диктан т Мы вошли в лес освещенн … лучами осе( н,нн )его солнца. Ра… чишенн … д…рожка вела к ст…рожке лесника. Мы часто ост… навливались пораженн … яркой красотой леса. На пожелтевш … траве лежали опавш … листья. Березы покрылись з … лотой листвой сверкающ… в солнечных лучах.

Слайд 6

Выборочное списывание. Выписать словосочетания с причастиями 1вар.- с действительными, 2 вар.- со страдательными, объясняя написание суффиксов. Едва улов… мый шорох, ве … щий ветерок, роня … щий листья, вид… мый во тьме, стел… щийся туман, пожелт … вшая трава, раскраш … нных осенью, разгоня … мые ветром, прекраща … щийся ливень, та… щие облака, согрева…мая солнцем, пролет… вшие нитки паутины.

Слайд 7

Перекличка поэтов а) Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь вдали красуются, там, на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин. А.К.Толстой б) Не видно птиц. Покорно чахнет Лес опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью грибной. И.А.Бунин

Слайд 8

Перекличка продолжается… в)Пустеет воздух, птиц не слышно боле, И далеко ещё до первых зимних бурь – И льётся чистая и светлая лазурь На отдыхающее поле. Ф.И.Тютчев г)Утром холод, днем туманы, Шум несносный желобов; В час заката – блик багряный Отшумевших облаков. А.Н.Апухтин Задание: о чем данные стихотворения; выпишите причастия и определите, какие они -действительные или страдательные?

Слайд 9

Исправьте ошибки 1. Листья опадаемые с деревьев покрыли все вокруг. 2.Верхушки деревьев колеблемые утренним ветерком приветствовали нарождавший день. 3.Трава пригибающая ветром ложилась на землю.

Слайд 10

«Проверь себя» 1.Листья, опадающие с деревьев, покрыли всё вокруг. 2.Верхушки деревьев, колеблемые утренним ветерком, приветствовали нарождавшийся день. 3.Трава, пригибаемая ветром, ложилась на землю. Вопрос : Что в этих предложениях общего и чем они различаются?

Слайд 11

Образуйте причастия от глаголов 1вариант – действительные 2вариант — страдательные Падать Сжать Лететь Кричать Осыпаться Слышать Веять Обидеть Шуршать Собрать

Слайд 12

Какие причастия вы образовали? 1 вариант : Падать –падающий, падавший; Лететь – летящий, летевший; Осыпаться –осыпающийся, осыпавшийся; Веять — веющий, веявший; Шуршать –шуршащий, шуршавший. 2вариант: Сжать – —— , сжатый; Кричать ——— нельзя образовать; Слышать – слышимый, ——; Обидеть ———, обиженный; Собрать ———, собранный. Что вы заметили? От всех ли глаголов образуются причастия?

Слайд 13

Синтаксический разбор : Запах поздних цветов неподражаем. Они доносят и сырость моросящего дождя, и увядание опадающей листвы, и горьковатый запах зеленеющей хвои.

Слайд 14

Астры Седые астры пахнут осенью, Промокшим пологом льняным. Седые астры пахнут озимью, Прогорклым инеем лесным. Поблекший холод увяданья, Как забеленное стекло, Напоминает расставанье С тем, что смеялось и цвело… * Выписать причастия и разобрать по составу

Слайд 15

Тестирование 1вариант 2вариант 1. Какое из данных слов является причастием? 1)длинный 1)стеклянный 2)пустынный 2)старинный 3)отправленный 3)составленный 4)деревянный 4)мгновенный 2.Какое из данных причастий действительное? 1)открытая дверь 1)шуршащие листья 2)шумящий поток 2)распахнутое окно 3)сделанная работа 3)расставленные чашки 4)вырванный лист 4)отправленная телеграмма 3.В каком из данных причастий суффиксы – ущ — — ющ -? 1) стро … щийся 1) стел… щийся 2) пиш … щий 2)завис… щий 3)став… щий 3)вид… щий 4)люб… щий 4) крас … щий

Слайд 16

Тестирование 4.В каком из данных слов пишется нн ? 1) песча … ый 1)стекля… ый 2) отда … ый 2)испуга… ый 3) полотня … ый 3) тума … ый 4) засея … ый 4)серебря… ый 5.В каком предложении есть опред.сл .,/ прич.+завис.сл ./ 1.Поле засеянное озимой пшеницей зазеленело. 2.Расстилавшийся над рекой туман ещё не рассеялся. 3.Выступившие на семинаре ученики получили отличные оценки.

Слайд 17

Ключ 1.вариант 2.вариант 1 2 3 4 5 3 1 1 1,2,3 1 1 2 3 4 5 3 2 2 2,4 1

Слайд 18

Какие самые поздние осенние цветы вы знаете?

Слайд 19

Э то интересно ! Октябринки – «астры новобельгийские ». Уже давно угасли яркие краски лета. И не увидеть ни пышных георгин, ни гордых гладиолусов, ни кудрявых лилий… Только октябринки , оставшиеся в садах, сияют своими яркими звёздочками среди пожухлой травы и опавших листьев. « Октябринки » — название народное, а ботаники называют этот замечательный цветок «астра новобельгийская «.

Слайд 20

Познакомьтесь с историей слова: Астра — наидревнейшее растение. Когда около Симферополя вскрыли царскую гробницу двухтысячелетней давности, то среди разных гирлянд из листьев аканта, лавра и шишек сосны увидели изображение астры. Астра у древних греков считалась амулетом. В языке цветов Венгрии астра олицетворяет осень, именуется остирозой , что в переводе на русский язык означает «осенняя роза».

Слайд 21

Астра – в переводе на русский означает «звезда». Астры — последняя улыбка осени, красивые и неприхотливые, они вызывают различные ассоциации. Одни, увидев их, радуются, другие — грустят, третьи думают о вечности красоты, а четвертые разводят руками: зима на дворе, а они расцветают, выдерживая морозы до семи . Существует поверье: если ночью стать среди астр и внимательно прислушаться, то можно услышать едва уловимое перешептывание — так астры общаются со своими сестрами-звездами. И неудивительно — по легенде, астра выросла из пылинки, упавшей со звезды.

Слайд 22

Творческая работа : из словосочетаний с причастиями составьте миниатюру об осени Листья, опадающие с деревьев, стелющиеся ковром, покрывающие все вокруг; отцветающие астры; синеющие головки октябринок ; посеребренная инеем трава; опустевшие поля, сады и огороды; убранный урожай; бегущие по небу облака; солнце, редко показывающееся из-за туч; едва уловимый шорох; часто моросящий дождь…

Слайд 23

Итог урока: Что вы сегодня узнали на уроке? Что повторили? Астры распустили свои крылья , Словно ангелы, лохматые немножко, Тонкой разноцветною мантильей Разодели сад ,его дорожки… Ангельские звезды–чудо -крошки. Н.Асеев

Слайд 24

Как вы поняли эпиграф урока? Чему был посвящен весь урок? * Домашнее задание:п.16-19 повторить теорию упр.107 Спасибо за урок!

nsportal.ru

Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени

Тема: Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени» Цели урока: 1. Познакомить учащихся с образованием страдательных причастий настоящего и прошедшего времени; с правописанием суффиксов и окончаний причастий; 2. Самостоятельно находить причастия в тексте и предложениях, различать их по значению; вырабатывать навыки правописания суффиксов и окончаний причастий; навыки выделения причастного оборота; 3. Воспитывать любовь к окружающему миру, чуткость и внимательность ко всему, воспитывать умения сплоченно и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других. Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная Дидактический материал: учебник, раздаточный и наглядный материал,

Эпиграф: Дни поздней осени бранят обыкновенно Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. А.С.Пушкин (Слайд 1,2)

Ход урока I. Организационный момент. Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы будем с вами исследователями. Будем исследовать страдательное причастие. — Почему мы изучаем причастия в начале учебного года, осенью? Конечно , это не случайно. Осень – удивительная пора. Пушкин признавался, что именно осень дает ему вдохновение, именно в осеннюю пору он написал свои лучшие произведения. Осень, для Пушкина, — любимое время года. ( чтение эпиграфа)

II. Экспресс-опрос (повторение теории): (Слайд 3) 1.Что такое причастие? 2. Что такое причастный оборот?

3.Какие причастия называются действительными, а какие страдательным? 4.Как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени? 5. В каких причастиях выбор суффикса зависит от спряжения глагола?

6.Как склоняются причастия?

III. Актуализация опорных знаний. Объяснительный диктант.

Мы вошли в лес, освещенный лучами солнца. Расчищенная дорожка вела к сторожке лесника. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. — Как бы вы озаглавили данный отрывок?

IV. Объяснение нового материала: §13-14 Сегодня, ребята, мы познакомимся с образованием страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (Слайд 4). Учитель:  Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов  — ем -, -ом — — от глаголов 1 спряжения; — им — — от глаг. 2 спр.

 Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы прошедшего времени или неопределённой формы переходных глаголов при помощи суффиксов  — енн-, -нн- , -т-

1) вспомним спряжение глагола (Слайд 12).

На  — ить – 2 спряжение + 7 глаголов на  — еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть.

 4 глагола на  — ать: гнать, держать, дышать, слышать.

Все остальные: на  — еть,  — ать,  — оть,  — уть и др. + брить, стелить – 1 спряжение

2) Какие глаголы называются переходными? (Слайд 13)                                     Переходные глаголы употребляются с существительным или местоимением в вин. пад. без предлога.

3) На какой вопрос отвечает глагол несов. в.?                                                      -Что делать.

Глаголы переходныенесов.в.

Спр.

Суффиксы страдательных причастий Н.в.

Страдательные причастия

Н.в.

Глаголы перех.несов.в.

Суффиксы страд. прич. П.в.

Страдательные причастия П.в.

Чита ют

I

-ем- (-ом-)

Чита ем ый

Провер ил

-енн-

Провер енн ый

Вед ут

Вед ом ый

Сдел ал

-нн-

Сдела нн ый

Гон ят

II

-им-

Гон им ый

Закр ыл

-т-

Закры т ый

— Рассмотрите таблицу. — От основ каких глаголов образуются страдательные причастия настоящего времени? — При помощи каких суффиксов? — Ребята, обратите внимание, что от основы наст. вр. перех. гл. несов. в. 1 спр. страдательные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов — ом-, ем-. Если глагол наст. вр. с основой на гласную, то страдательные причастия наст. вр. образуются при помощи суффикса —ем-. Если основа глагола наст. вр. оканчивается на согл., то образование страдательных причастий настоящего времени идёт с помощью суффикса -ом- .

НАПРИМЕР: решают – решаемый, ведут – ведомый .

— От переходных глаголов несовершенного вида II спр. образование страдательных причастий настоящего времени идёт при помощи суффикса – им-.

НАПРИМЕР: хранят – хранимый

— От основ каких глаголов образуются страдательные причастия прошедшего времени? — При помощи каких суффиксов? — К каким основам прибавляется суффикс  -нн- , а к каким  -енн- (-ённ-)

От чего зависит суффикс?

Учитель: Итак, ребята, можно сделать вывод: страдательные причастия прошедшего времени образуются от переходных глаголов прошедшего времени.

Суффикс  -л-   заменяется суффиксом  -нн-   или   -т-.

 

V. Закрепление нового материала

Учитель: Использование причастий можно встретить в произведениях поэтов и писателей. Обратите внимание перед вами несколько четверостиший разных поэтов.

-Что между ними общего?

1. Перекличка поэтов. (Слайд5-6)

а) Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь вдали красуются, там, на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин. А.К.Толстой

б) Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной. И.А.Бунин

в)Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

И далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и светлая лазурь На отдыхающее поле. Ф.И.Тютчев

г)Утром холод, днем туманы,

Шум несносный желобов; В час заката – блик багряный

Отшумевших облаков. А.Н.Апухтин

  • Задание:

  • о чем данные стихотворения;

  • выпишите причастия и определите, какие они -действительные или страдательные?

2. Работа по учебнику: упр. 110, стр.50

VI. Выборочное списывание. (Слайд 7-8)

Задание: Выписать словосочетания с причастиями: 1вар. – с действительными, 2вар.-со страдательными, объясняя написание суффиксов.

  • Едва улов…мый шорох, роня…щий листья, вид…мый во тьме, стел…щийся туман, пожелт…вшая трава, раскраш…нных осенью, разгоня…мые ветром, прекраща…щийся ливень, согрева…мая солнцем, пролет…вшие нитки паутины.

  • Взаимопроверка:

Действительные страдательные

Роняющий листья едва уловимый шорох

Стелющийся туман видимый во тьме

Пожелтевшая трава раскрашенных осенью

Прекращающийся ливень разгоняемые ветром

Пролетавшие нитки паутины согреваемая солнцем

VII. Исправьте ошибки.(Слайд 9-10)

1)Листья опадаемые с деревьев покрыли всё вокруг.

2)Верхушки деревьев колеблемые утренним ветерком приветствовали нарождавший день.

3)Трава пригибающая ветром ложилась на землю.

Взаимопроверка: 1) Листья, опадающие с деревьев, покрыли все вокруг. 2) Верхушки деревьев, колеблемые утренним ветерком, приветствовали нарождавшийся день.

3)Трава, пригибаемая ветром, ложилась на землю.

— Что в этих предложениях общего и чем отличаются?

VIII. Образуйте от глаголов причастия (Слайд 11,12)

1 вариант –действительные 2 вариант – страдательные

Падать — несов.в. сжать — сов.в

Лететь — несов.в кричать –несов.в.

Осыпаться — несов.в слышать -несов.в.

Веять — несов.в. обидеть — сов.в.

Шуршать — несов.в. собрать – сов.в.

-Что вы заметили? От всех ли глаголов можно образовать причастия?

IX.Синтаксический разбор. (Слайд 13)

Запах поздних цветов неподражаем. (Пов., невоск., прост., распрос.,двус.,)

Они доносят и сырость моросящего дождя, и увядание опадающих листьев, и горьковатый запах зеленеющей хвои. (Пов.,невоск.,прост., распрост., двус., с однородными членами).

X. Лирическая страничка. Астры (слайд 14)

Седые астры пахнут осенью,

Промокшим пологом льняным.

Седые астры пахнут озимью,

Прогорклым инеем лесным.

Поблекший холод увядания,

Как застекленное стекло,

Напоминает расставанье

С тем, что смеялось и цвело…

Учитель: — Какие замечательные строчки и как точно подмечено?

— Есть здесь причастия? Выпишите их и выполните морфемный разбор.

Промокшим, поблекший, застекленное.

XI. Тестирование (слайд 15, 16)

1. Какое из данных слов является причастием?

1)длинный 1)стеклянный

2)пустынный 2)старинный

3)отправленный 3)составленный

4)деревянный 4)мгновенный

2.Какое из данных причастий действительное?

1)открытая дверь 1)шуршащие листья

2)шумящий поток 2)распахнутое окно

3)сделанная работа 3)расставленные чашки

4)вырванный лист 4)отправленная телеграмма

3.В каком из данных причастий суффиксы –ущ- -ющ-?

1)стро…щийся 1) стел…щийся

2)пиш…щий 2)завис…щий

3)став…щий 3)вид…щий

4)люб…щий 4)крас…щий

4.В каком из данных слов пишется нн?

1)песча…ый 1)стекля…ый

2)отда…ый 2)испуга…ый

3)полотня…ый 3)тума…ый

4)засея…ый 4)серебря…ый

5.В каком предложении есть опред.сл.,/прич.+завис.сл./

1. Поле засеянное озимой пшеницей зазеленело.

2.Расстилавшийся над рекой туман ещё не рассеялся. 3.Выступившие на семинаре ученики получили отличные оценки.

Ключ: (слайд 17)

1 вариант

2 вариант

XII. Итог урока. Комментирование оценок. — Что вы сегодня узнали на уроке?

— Какую тему мы изучили?

Астры распустили свои крылья,

Словно ангелы, лохматые немножко

Тонкой разноцветною мантильей

Разодели сад, его дорожки

Ангельские звезды — чудо –крошки … Н.Асеев

— Как вы поняли эпиграф урока?

— Чему был посвящен весь урок?

XIII .Домашнее задание: §13-14, упр. 113, стр. 51

kopilkaurokov.ru

Урок по русскому языку на тему «Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени», 7 класс

Дата «2» октября 2018 г. Класс 7 Предмет русский язык

Тема урока: Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

УУД в соответствии с КТП

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: карточки, учебник

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Формулировка темы урока (Дети сами). Целеполагание.

3. Дифференцированное домашнее задание ДЗ упр 98 или 101. (Проверка ДЗ)

4. Актуализация знаний. Синтаксическая пятиминутка.

Дышащий зноем ветер налетел на полынные степи. Увидевшие необыкновенный цветок, мы вспомнили сказку-быль.

— Объясните постановку знаков препинания.

— Объясните пропущенную орфограммы.

5. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей в объектах изучения

Дышать, увидеть– два глагола дали нужные причастия. А можно страдательные образовать?

Дышать – Снаст нет, Спрош нет. Неужели ничего нельзя?

Освещать- освещаемый(кого, что Снаст только от переходных глаголов нес.вида), освещенный.

Увидеть Снаст нет, Спрош увиденный.

ПОЧЕМУ? Большую роль играет не только вид, но и переходность

Учебник стр 50,упр95устно — таблица, стр 51-схема правило!, два правила в рамке

6. Первичная проверка понимания усвоенного, коррекция. Ответы на вопросы.

7. Первичное закрепление усвоенного.

Комментированное письмо: От рокота, слышимого из-за гор; ограждаемый от невзгод; берег, озаряемый луной; думы, навеваемые воспоминаниями; лелеемое родителями чадо, принятый на работу столяр. В последнем вопрос-орфограмма

8. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изученияУчебник стр 52 (Страдательные)

Алгоритм орфограммы

1.Определяю время причастия. Наст зависит от спр, Прош зависит от нф

2. Настоящее(спр) Прошедшее(инф.)

3.Определяю спряжение глагола Выбираю суффикс (ить меняю на –енн

после шипящ. — Ё)

4. Выбираю суффикс

1 спр – Д ущ-ющ Сем/ом 2 спр – ащ-ящ Сим

9. Первичное закрепление усвоенного.

С) Найти дейст. и страд.причасти(е,я) и определить их время. Обосновать свой выбор, объяснить правописание суффиксов причастий .

1. Я в лесу, подтаявшем к апрелю, мокрую шишку подняла. 2. Из тьмы проступали гружённые углем вагоны. 3. Долина, загроможденная обломками обнажённых скал, была раскалена, как печь. 4. Пустырь с недавно посаженными тополями был усеян молодой порослью. 5. Еще цветут осенние поздние цветы, роняющие на землю потускневшие лепестки.

10 Рефлексия

11. Подведение итогов урока

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему: Урок русского языка «Страдательные причастия прошедшего времени»

Урок русского языка в 7 классе с использованием технологии РКМЧП

Тема: Страдательные причастия прошедшего времени.

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению страдательных причастий прошедшего времени.
Задачи:
— образовательные:

  • формировать умение образовывать страдательные причастия прошедшего времени;
  • отрабатывать навык написания суффиксов страдательных причастий прошедшего времени;  

— развивающие:

  • развивать критическое мышление через чтение информационного текста;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать умение работать в группе, паре (компетентности: интеллектуальная, социальная).

— воспитательные: 

  •  воспитывать терпение, качества толерантной личности, интерес к предмету;
  • воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, объективно оценивать.


Тип урока: урок изучения нового материала

ХОД УРОКА

  1. Орг. момент.

У вас на партах лежат карточки. Поставьте по пятибалльной системе балл, который соответствует вашему настроению на начало урока.

  1. Стадия вызова.

Актуализация изученного. 
А) Прием «Верные – неверные утверждения». (Работа с сигнальными картами. Самооценка.)

  • Верно ли то, что причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию? (верно)
  • Верно ли то, что причастие имеет морфологические признаки глагола и прилагательного? (верно)
  • Верно ли, что ПО, стоящий после определяемого слова, выделяется на письме запятыми? (верно)
  • Верно ли, что  правописание суффиксов  действительных причастий настоящего и прошедшего времени зависит от спряжения глагола? (неверно)
  • Верно ли, что правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени зависит от гласной глагольной основы? (неверно)

Почему два последних утверждения неверные? (ответы детей). Оцените свою работу.

Б)  «Распределительный диктант». Самопроверка. Оценка деятельности товарища. Самооценка.

Задание: распределите причастия по группам, вставьте пропущенные буквы. (распечатки на столе).

АМО: учитель-ученик.

Вопросы для работы: Какое это причастие?

Какого времени?

От чего зависит правописание суффикса?

Назовите глагол в начальной форме.

Определите, какую букву нужно вставить.

1)Дремл…щий великан; 2) гирлянда, колебл..мая ветром; 3) кол…щийся предмет; 4) колыш..щееся отражение; 5)туман, расстила..щийся  над рекой; 6) море, успокои…ееся после бури; 7) едва вид..мое во мгле; 8) бор..щегося за свободу;

9) строи…ая школу бригада.

Действительные причастия настоящего времени: 1,3,4,5,8

Действительные причастия прошедшего времени: 6,9

Страдательные причастия настоящего времени: 2,7

Что мы сегодня должны изучить? Определите тему урока.

.

В) Работа с художественным текстом. Учитель читает текст. Целевая установка: Какое настроение у вас рождают эти строки?

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни! На золотом фоне      пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна кленов и осин,   раскрашенных осенью. Шелестит под ногами листва,    опавшая с деревьев. Кое-где виднеется шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, покличут в небе журавли,   пролетающие косяком. Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу, наполненном тишиной. Идешь по такому лесу,  расцвеченному красками, и поэтическим чувством наполняется душа. Наступила удивительная пора, недаром названная в народе «бабьим летом».

Беседа:

Какое настроение у вас рождают эти строки?

Как понимаете фразу «и поэтическим чувством наполняется душа»?

Почему автор использует много прилагательных, причастий?

Какие изобразительно-выразительные средства рисуют картину красивого и печального русского леса?

Учащиеся читают текст, используя маркировочные знаки.

Задание: прочитайте текст, знаком «+» отметьте те причастия, правописание суффиксов которых вам известно, и знаком «-», которых неизвестно.

Обсуждение по вопросам:

  1. Правописание суффиксов каких причастий вам известно? (пожелтевшей, опавшая, пролетающие)
  2. В каких причастиях вы не можете объяснить правописание суффиксов?
  3. Определите цель занятия (что должны узнать? чему должны научиться?)
  4. Выпишите их.

Раскрашенных, наполненном, расцвеченному, названная

  1. От каких глаголов они образованы? Предположите, от чего зависит правописание суффиксов страдательных причастий прошедшего времени
  1. СТАДИЯ  ОСМЫСЛЕНИЯ

А) Работа с учебником.  Инсерт.

 Чтение параграфа 19.

Б) самостоятельное объяснение суффиксов причастий

В) формулирование правила

  1. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ.

Составление кластера. Работа в группах. Демонстрация.

Итоговое обсуждение. Самооценка.

  1. Проверка усвоенного. Самопроверка. Самооценка.

Самостоятельная работа: упр.108 или Шифровка.

7. Итак, подведем итоги.
Мы достигли поставленных целей? Чему научились?
А теперь запишем домашнее задание: параграф 19, повторить правописание Н/НН в прилагательных, №110 или тест «Правописание суффиксов причастий»

Оцените свое настроение по пятибалльной системе, поставьте балл в таблицу.

nsportal.ru

Конспект урока на тему «Образование действительных и страдательных причастий» (7 класс)

Открытый урок русского языка в 7 Б классе

Тема урока: Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени

Цели урока:

  • Ученики узнают о причастии как части речи и причастном обороте; об образовании действительных причастий настоящего и прошедшего времени; о правописании суффиксов и окончаний причастий.

  • Упражнять самостоятельно находить причастия в тексте и предложениях, различать их по значению; вырабатывать навыки правописания суффиксов и окончаний причастий; навыки выделения причастного оборота.

  • Воспитывать любовь к окружающему миру, чуткость и внимательность ко всему, учатся сплоченно и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других.

Ожидаемый результат:

Знают о причастии как о особой форме глагола, о причастном обороте, умеют находить определяемое слово при причастном обороте, ставить знаки препинания.

Находят в предложении причастия, соотносят их по значению, выделяют суффиксы, умеют согласовывать с определяемым словом.

Оборудование: интерактивная доска, демонстрационный материал, раздаточный материал, Дерева надежды, оценочные листы.

Вызов

1.Стратегия «Sparkoff». 5 мин. (У всех табличка, разбитая на 8 квадратов. В каждом – вопрос. Дети врассыпную ходят и записывают рядом с вопросом имя того, кто знает ответ на тот вопрос. Можно провести фронтальный опрос)

Вопросы по пройденным темам

1.Что называется «фонетикой»?

2.Что называется «орфоэпией»?

3.Что такое «Морфемика»?

4.Сколько спряжений в русском языке?

5.Сколько букв в русском алфавите?

6.Сколько частей речи в русском языке?

7.Что такое «словосочетание»?

8. Сколько стилей речи?

2 Работа с эпиграфом. 5 мин (В роли учителя – ученик. Он ставит вопросы перед классом.)

— О каком времени идет речь?

— Кто воспевал в своих стихах осеннюю красоту?

— К кому обращается поэт?

— Какие слова выражают его симпатию к этому времени года?

— Назовите причастия.

Дни поздней осени бранят обыкновенно, 
Но мне она мила, читатель дорогой, 
Красою тихою,
блистающей смиренно.  А.С.Пушкин 

3.Стратегия «Думая, объединяйся» 5 мин.

(Строчки стихотворения в беспорядочном расположении, ученики должны собрать четверостишие)

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
И далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и светлая лазурь
На отдыхающее поле.

Ф.И.Тютчев
 

Утром холод, днем туманы,
Шум несносный желобов;
В час заката – блик багряный
Отшумевших облаков. 
А.Н.Апухтин

Задание. Записывают в тетради, выписывают причастия. Производят морфемный разбор.

Осмысление.

4. Экспресс-опрос 2мин.

  • 1.Что такое причастие?

  • 2. Что такое причастный оборот?

  • 3. Какие причастия называются действительными, а какие страдательными?

  • 4.Как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени?

  • 5. Как образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени?

5.Работа в группах. 10 мин.

Вспоминаем правила работы в группе.

1.Выбрать лидера, оценщика, секунданта, спикера, секретаря

2.Слушать друг друга

3.Быть услышанным

4.Соблюдать время

5.Каждый член группы должен отвечать

6. О каком времени года говорится в данном стихотворении ? О каких цветах?

1 группа

Седые ….. пахнут осенью,
Промокшим пологом льняным.
Седые ….. пахнут озимью,
Прогорклым инеем лесным. астры

2 группа

Символ снега цвета ……м, 
На окне стоящий в хрустале, — 
Уничтожит призрачность проблем, 
Давние мечты даруя мне… хризантемы

3 группа

Синеющие головки смотрят на меня

Не боясь мороза, радуют  всегда октябринки

Правильно, ребята. Найдите причастия и выделите суффиксы. От каких глаголов они образовались? Промокшим, стоящий, синеющие.

7.Составление постера. Образование причастий. 5 мин.

Разноуровневые задания (по выбору) 5 мин.

8.А) Объяснительный диктант

Мы вошли в лес освещенн… лучами осе(н,нн)его солнца.

Ра…чишенн… д…рожка вела к ст…рожке лесника.

Мы часто ост…навливались пораженн… яркой красотой леса.

На пожелтевш… траве лежали опавш… листья.

Березы покрылись з…лотой листвой сверкающ… в солнечных лучах.

Б) Найди букву.

Едва улов…мый шорох

раскраш…нных осень

ве…щий ветерок

роня…щий листья

вид…мый во тьме

стел…щийся туман

пожелт…вшая трава

разгоня…мые ветром

прекраща…щийся ливень

та…щие облака

согрева…мая солнцем

пролет…вшие нитки паутины

9.Игра «Домино» 5 мин.(У ребят карточки с ответами, вопросами. Они должны задать вопрос и найти ответ у другого. а тот задает вопрос следующему. Итак, круг замыкается.)

Особая форма глагола Какие бывают причастия?

Действительные и страдательные Какие суффиксы у действительных причастий настоящего времени?

-ущ- -ющ- -ащ- -ящ-. Причастный оборот выделяется запятыми если ….

Если определяемое слово стоит перед

причастным оборотом На какой вопрос отвечает причастие?

Какой? Что делающий? От каких частей речи образовалось причастие?

От глагола и имени прилагательного Что называется причастием?

Рефлексия. 3 мин.

Оценочный лист ученика (ученицы)

Вопрос

Знаю

Узнал

Не знаю

1.Что такое причастие?

2. Что такое причастный оборот?

3. Какие причастия называются действительными, а какие страдательными?

4.Как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени?

5. Как образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени?

6. Ставить запятые при причастном обороте

Домашнее задание. Мини – сочинение «На уроке русского языка»

Приложение 1.

Проверь себя!

1. Стены комнаты были оклеены светлыми обоями.

2. Потерянная книга нашлась.

3. Замеченные вовремя ошибки удалось быстро исправить.

4. На засеянных ранней весной полях дружно появились первые всходы.

5. Внезапно раздался топот скачущей лошади.(Т.)

6.Время от времени впереди появлялся машущий флажком связист.(А.Т.) 7.Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночующий обоз и на холме средь желтой нивы чету белеющих берёз.(Л.)

8.Природа жаждущих степей его в день гнева породила.

9.Зарево на дальних высотах трепещущим румянцем отразилось.(Л.)

9. Луна и звёзды исчезли перед блеском этого чудного, дышащего свежестью, радостного утра. (Стан.)

10. Поблёскивали лужицы от тающего снега.

11. Встречая колющий взгляд маленьких глаз, она робко двигала бровями. (М.Г.)

Самостоятельная работа.

  1. Стены комнаты были окле…ны светлыми обоями.

2. Потер…нная книга нашлась.

3. Замеч…нные вовремя ошибки удалось быстро исправить.

4. На засе…нных ранней весной полях дружно появились первые всходы. 5. Внезапно раздался топот скач…щей лошади.(Т.)

6.Время от времени впереди появлялся маш…щий флажком связист.(А.Т.)

7.Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночу…щий обоз и на холме средь желтой нивы чету беле…щих берёз.(Л.)

8.Природа жажд…щих степей его в день гнева породила.

9.Зарево на дальных высотах трепещ…щим румянцем отразилось.(Л.)

9. Луна и звёзды исчезли перед блеском этого чудного, дыш…щего свежестью, радостного утра. (Стан.)

10. Поблёскивали лужицы от та…щего снега.

11. Встречая кол…щий взгляд маленьких глаз, она робко двигала бровями. (М.Г.)

Приложение 2 Стратегия «Sparkoff»

1.Что называется «фонетикой»?

2.Что называется «орфоэпией»?

3.Что такое «Морфемика»?

4.Сколько спряжений в русском языке?

5.Сколько букв в русском алфавите?

6.Сколько частей речи в русском языке?

7.Что такое «словосочетание»?

8.Сколько стилей речи?

Приложение 2 Стратегия «Sparkoff»

1.Что называется «фонетикой»?

2.Что называется «орфоэпией»?

3.Что такое «Морфемика»?

4.Сколько спряжений в русском языке?

5.Сколько букв в русском алфавите?

6.Сколько частей речи в русском языке?

7.Что такое «словосочетание»?

8.Сколько стилей речи?

Приложение 2 Стратегия «Sparkoff»

1.Что называется «фонетикой»?

2.Что называется «орфоэпией»?

3.Что такое «Морфемика»?

4.Сколько спряжений в русском языке?

5.Сколько букв в русском алфавите?

6.Сколько частей речи в русском языке?

7.Что такое «словосочетание»?

8.Сколько стилей речи?

Приложение 3

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

И далеко еще до первых зимних бурь-

И льётся чистая и светлая лазурь

На отдыхающее поле.

Утром холод, днем туманы,

Шум несносный желобов;

В час заката – блик багряный

Отшумевших облаков. 

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

И льётся чистая и светлая лазурь

На отдыхающее поле.

Утром холод, днем туманы,

Шум несносный желобов;

В час заката – блик багряный

Отшумевших облаков. 

Приложение «Домино»

Что называется причастием?

Причастие – особая форма глагола

Какие бывают причастия?

Причастия бывают действительные и страдательные

Что называется причастным оборотом?

Причастие с зависимыми словами

Чем является в предложении причастие?

Определением

Причастия имеют вид:

Совершенного и несовершенного

Причастный оборот выделяется запятыми, если …

Если определяемое слово стоит перед причастным оборотом

Причастный оборот не выделяется запятыми, если…

Если определяемое слово стоит после причастного оборота

От каких частей речи образовалось причастие?

От глагола и имени прилагательного

На какой вопрос отвечает причастие?

Какой? Что делающий?

Оценочный лист ученика (ученицы)

Вопрос

Знаю

Узнал

Не знаю

1.Что такое причастие?

2. Что такое причастный оборот?

3. Какие причастия называются действительными, а какие страдательными?

4.Как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени?

5. Как образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени?

6. Ставить запятые при причастном обороте

Оценочный лист ученика (ученицы)

Вопрос

Знаю

Узнал

Не знаю

1.Что такое причастие?

2. Что такое причастный оборот?

3. Какие причастия называются действительными, а какие страдательными?

4.Как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени?

5. Как образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени?

6. Ставить запятые при причастном обороте

Оценочный лист ученика (ученицы)

Вопрос

Знаю

Узнал

Не знаю

1.Что такое причастие?

2. Что такое причастный оборот?

3. Какие причастия называются действительными, а какие страдательными?

4.Как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени?

5. Как образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени?

6. Ставить запятые при причастном обороте

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *