cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Упражнения на вербальное и невербальное общение – Тренинг «Вербальные и невербальные средства общения» — Летний лагерь

Содержание

Занятие с элементами тренинга «Вербальные и невербальные коммуникации»

Занятие с элементами тренинга «Вербальные и невербальные коммуникации»

Психолог ГБУ ВО «ЦПППиРД» Романцова И.И.

Цель: Развитие коммуникативных качеств обучающихся в процессе межличностного общения.

Задачи:

— Знакомство с понятиями вербальное и невербальное общение;

— Развитие речевых навыков обучающихся и навыков невербальной выразительности;

— Формирование у обучающихся навыков позитивного общения;

— Освоение способов общения, позволяющих делать его позитивным и непосредственным.

Ход занятия

Приветствие

Мини-лекция «Вербальное и невербальное общение»

Текст ведущего: «На предыдущем занятии мы с вами выяснили, что такое общение, а также, что общение или коммуникацию можно разделить на вербальную, которая осуществляется с помощью речи, и невербальную, осуществляемую с помощью неречевых средств общения.

Вербальное (т.е. речевое) общение – основной способ выражения мыслей, чувств человека. Здесь от человека требуется умение точно и ясно выражать свои мысли, стремление не только говорить, но и, что не менее важно, стремление слушать и слышать собеседника.

Невербальное общение (неречевое) включает в себя звуковые, визуальные, тактильные (осязательные), ароматические и другие источники информации. Ученые утверждают, что невербальная коммуникация способна передать гораздо больше информации, нежели вербальная.

1. Во-первых, это контакт глаз.

2. Во-вторых, это поза.

3. В-третьих, жесты.

4. В-четвертых, мимика.

Давайте сегодня посмотрим, насколько мы умеем общаться как вербальными, так и невербальными способами.

Упражнение «Диалог»

Инструкция: Текст ведущего: «Сейчас мы на примере поймем, почему важны как вербальные, так и невербальные средства общения».

Участников необходимо разбить на пары и предложить разыграть диалог: первая пара — только словами, вторая — только жестами и мимикой (без слов), третья — и словами, и жестами, и мимикой.

Диалог:

-Привет!

-Привет!

-Я очень рада, что ты пришла!

-А я как рада тебя видеть!

-Проходи, пожалуйста!

-Спасибо!

Обсуждение: Как легче всего было общаться? Мы не замечаем этого, но нам одинаково нужны и жесты, и слова, и выражение лица при общении.

Ролевая игра «Здравствуйте»

Инструкция: Текст ведущего: «Если помните, я сказала о том, что невербальные способы общения говорят о нас с вами гораздо больше, нежели вербальные. Вспомните, какие способы общения мы считаем вербальными и какие невербальными. Подумайте, а к какому способу общения вы отнесете приветствие людьми друг друга?

У каждого народа есть свои культурные традиции. Давайте познакомимся с некоторыми способами здороваться, принятыми у людей других национальностей.

Группам обучающихся раздаются распечатанные описания приветственных жестов разных народов с предложением их продемонстрировать.

  1. Если вы из Тибета, то, при приветствии, вы покажете собеседнику язык, обнимите его и потретесь друг о друга носами.

  2. Если вы из Эфиопии, вы положите ладонь на ладонь собеседника, затем ударите себя ею по груди. Можно осторожно обнять друга, но при этом нельзя дотрагиваться до его затылка.

  3. Если вы из Франции, дважды поцелуйте друг друга в обе щеки.

  4. Если вы из Японии, на расстоянии трех шагов поклонитесь (руки должны быть опущены вдоль туловища).

  5. Если вы из племени Туарег, подайте руку собеседнику ладонью вверх, следом за тем резко отдерните руку назад, проведя кончиками пальцев по ладони друга.

  6. Если вы из племени Маори, согнув указательный палец правой руки, поднесите его к кончику носа и потрите нос костяшкой второй фаланги.

  7. Если вы из России, пожмите друг другу руки.

Упражнение «Выходим без потерь из сложной ситуации»

Инструкция: Ведущий предлагает ситуацию, в которой может оказаться любой из обучающихся:

Друг попросил вашу тетрадь, чтобы списать у вас домашнее задание. Начинается урок – его нет. Вы волнуетесь. Учитель, как назло, спросил именно вас. Двойка. Друг ваш явился на урок, спустя еще 10 минут, отговорившись какой-то несерьезной причиной, что-то вроде «не слышал звонка» или т.п. Ваши первые слова, которые он услышит?

(Как правило, ученики стремятся обвинить другого, и сами же говорят, что конфликт неизбежен)

Как вы думаете, можно ли сказать о своем недовольстве так, чтобы товарищ ваш признал свою неправоту и согласился с вашими доводами?

С какого слова вы начинали все свою возмущенную тираду?

Я предлагаю попробовать по-другому – исходя из заданной ситуации, продолжите фразы:

1. Я надеюсь…

2. Я жду…

3. Мне хотелось бы…

4. Я был бы рад, если бы…

5. Я боюсь, что…

6. Меня обижает, когда…

7. Я думаю, что…

8. Я сожалею, что…

9. Мне кажется, что…

10. Я дорожу…

Знаете ли вы, что ученые давно заметили, что фразы « Ты…», как правило, обвиняют человека, и он реагирует на обвинения раздражением, даже если он не прав. Использование же в речи высказываний «Я …» позволяет выслушать вас спокойно, потому что вы говорите о своих эмоциях и чувствах, тем самым оставляя собеседнику возможность самому оценить свой поступок.

Упражнение «Интонация»

Инструкция: Текс ведущего: «А теперь поговорим об очень важной черте общения — интонации. То есть, не что мы говорим, а как мы это говорим. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. И в зависимости от того, как мы это скажем, такой и будет результат».

Необходимо выбрать из участников 9 человек и дать задание – с разной интонацией сказать одну и ту же фразу:

  1. Почему ты не пришел? (1-обида, 2-забота — переживание, 3-гнев)

  2. Мне так жаль! (1-насмешка, 2-жалость, 3-равнодушие)

  3. Ты дашь мне диск? (1-угроза, 2-просьба, 3-утверждение)

Текст ведущего: «Я вам советую задумываться над словами, которые мы говорим друг другу, а также над тем, как мы говорим эти слова»

Упражнение «Дар убеждения»

Материалы: Два спичечных коробка, в одном из которых спрятана цветная бумажка.

Инструкция: Вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили, у кого из них в коробке лежит бумажка, каждый начинает доказывать «публике» то, что именно у него в коробке лежит бумажка. Задача публики – решить путем, у кого же именно лежит в коробке бумажка. В случае, если «публика» ошиблась – ведущий придумывает ей наказание (например, на протяжении одной минуты попрыгать).

Во время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда «публика» ошибалась – какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.

Упражнение «Говорящая поза»

Инструкция: Участники садятся в круг, им предлагается занять позу, выражающую их состояние на данный момент или же позу, которая, по их мнению, ярко запечатлевает какое-то внутреннее состояние человека. Зрители делают предположения о значении позы, а играющий молчит до тех пор, пока всем не станет ясной его задумка.

Упражнение «Крокодил»

Инструкция: Ведущий делит группу на две подгруппы. Каждая команда загадывает слово (имя существительное в единственном числе) и, вызвав игрока из другой команды, потихоньку передает ему загаданное слово. Получив слово, игрок с помощью мимики и жестов в течение 2 минут должен передать своей команде информацию о полученном слове. Команда должна отгадать это слово. Можно задавать вопросы, содержащие положительный или отрицательный ответ.

Упражнение «Две правды, одна ложь»

Инструкция: Участники по кругу, по очереди, называют свое имя, и далее – три факта о себе, один из которых – ложь. Остальные должны догадаться, что именно было ложью.

Пример: «Я – Маша Горохова. Я хорошо пою. Я обожаю пиццу. Я занималась подводным плаванием».

Рефлексия по итогам занятия

infourok.ru

Невербальное общение: приемы, упражнения.

Упражнение «Поддержание разговора»

Говорят, что разговор становится бесконечным, если люди начинают говорить о себе. Попробуйте задавать вопросы о собеседнике.

Упражнение «Письмо психолога»

Напишите несколько писем, выбрав возможных адресатов из следующего списка, обсудите тексты писем в группе:

1. Любительнице чистоты, которую раздражает любой непорядок (38 лет).

2. Мальчику (13 лет), который не знает, как понравиться девочке.

3. Девочке (9 лет), которая украла деньги и на них купила гостинцев всему классу.

4. Подростку (15 лет), который ненавидит людей.

5. Девочке (13 лет), которая очень некрасива.

6. Девочке (14 лет), которая больше всего на свете боится, что она некрасива.

7. Маме мальчика (9 лет), который не хочет быть мальчиком.

8. Папе девочки (7 лет), который не живет с ней.

9. Папе мальчика (10 лет), который не верит в разум сына.

10.Бабушке девочки (7 лет), которую она воспитывает одна, и терпение ее

уже на пределе.

Возможный алгоритм написания письма:

  1. Обозначить распределение ответственности.

  2. Уточнить возможности психолога и адресата.

  3. Сообщить безоценочно психологическую информацию.

  4. Обозначить свою позицию через обратную связь.

  5. Наметить перспективы адресата.

Упражнение «Гимнастика с запаздыванием»

Вся группа повторяет обычное движение или физическое упражнение, отставая от ведущего на одно движение. Темп упражнение постепенно нарастает.

Упражнение «Передача ритма по кругу»

Вслед за одним из участников группе все ее члены поочередно по кругу повторяют, хлопая в ладоши, заданный ритм.

Упражнение «Передача движения по кругу»

Один из участников начинает действие с воображаемым предметом так, чтобы действие можно было продолжить, сосед продолжает действие, и воображаемый предмет обходит весь круг.

Упражнение «Зеркало»

Участники группы разбиваются на пары и по очереди повторяют движение своего партнера.

Упражнение на понимание чувств другого человека

1. Разговор через стекло — договориться о чем-либо с помощью жестов.

2. Изобразить то или иное состояние человека, например, радость, гнев, обиду, сочувствие, ненависть и т.п. Изобразить психологические особенности другого человека и себя: каков я есть, каким я был, каким я кажусь другим, каким хочу быть и т. п.

3. Понять, какое чувство хотел выразить другой человек.

4. Обратить на себя внимание группы.

Упражнение «Невербальное поведение»

Ведущий задает тему, остальные выражают ее пантомимой.

Примеры тем: 1) «Преодоление трудностей» — все участники в пантомиме по очереди изображают, как они это делают; 2) «Запретный плод» — все по очереди показывают, как они себя ведут в ситуации, когда их желание расходится с внешними или внутренними нормами — роль запретного плода играет любой предмет; 3) «Моя семья» — методика «социальный атом»: каждый по очереди выбирает членов группы и рассаживает их в пространстве так, как это, по его мнению, отражает в пространстве отношения эмоциональной близости между членами семьи, полученный рисунок обсуждается в группе; 4) «Скульптор» — один участник выступает в роли скульптора, то есть придает членам группы позы, которые выражают его представление об особенностях членов группы и их конфликтах; 5) «Чувства» — выразить или понять отношение к каждому члену группы; 6) «Моя группа» — выразить или понять свое отношение к членам группы, расставить их в пространстве. Физически расстояние характеризует степень эмоциональной близости.

Все переживания участников группы и результаты их действий являются предметом обсуждения в группе — предметом группового взаимодействия.

Упражнения на установление невербального контакта

1. Проводится в группе. Группа делится на подгруппы, в каждой из которых три человека. Эти люди будут выполнять роли испытуемого, экспериментатора, протоколиста. В ходе работы они могут поменяться ролями после двух серий эксперимента.

В первой серии протоколист выполняет пассивную роль наблюдателя за воздействием экспериментатора.

Экспериментатор просит испытуемого, сидящего в удобной позе против него, вспомнить человека, с которым ему (испытуемому) было приятно работать вместе. Экспериментатор смотрит на невербальное поведение испытуемого и просит его выполнить следующее задание, когда сам будет уверен, что запомнил невербальное поведение в ситуации припоминания приятного человека. Затем испытуемого просят вспомнить человека, с которым ему было неприятно работать. Экспериментатор наблюдает невербальное поведение испытуемого до тех пор, пока не убедится, что запомнил выражение его отношения к этому человеку. Затем он просит прервать припоминание и дает следующее задание: вспомнить свою совместную работу с человеком, к которому у него нейтральные чувства, как бы «нет никаких чувств». Испытуемый припоминает такого человека до тех пор, пока экспериментатор не запомнит его способа выражать свое отношение к такому человеку.

Затем наступает вторая серия эксперимента: испытуемый, не разглашая вслух, записывает на листе бумаги для протоколиста порядок, в котором он будет демонстрировать свое отношение к людям, естественно, что последовательность должна быть не такой, как в первой серии эксперимента. После каждой демонстрации состояния экспериментатор фиксирует на бумаге, не разглашая вслух, свое решение о том, какое состояние демонстрировал испытуемый. Затем записи сравниваются и обсуждаются. По аналогии со структурой этого задания можно сделать предметом демонстрации и последующего угадывания следующие объекты: один неодушевленный предмет из числа широко известных предметов; один предмет из серии одушевленных и неодушевленных предметов, например, после демонстрации думания о кошке и колбасе отгадать, о каком предмете думает человек; один из одушевленных предметов, например, после демонстрации думания о змее, крокодиле и корове отгадать, о каком существе думает человек; одного из литературных героев и т. п.

2. На установление невербального контакта при работе с группой. Выучите всей группой несколько коротких стихотворений, например, Агнии Барто. Затем, выбрав, любой из текстов, прочитайте его перед группой без слов. Задача группы — узнать соответствующий текст, объяснить, как он был узнан.

3. Один из участников составляет рассказ, используя следующие персонажи: Я, МЫ, ОНИ. Рассказ сообщается невербально. Задача группы — восстановить логику сюжета, последовательность событий, объяснить, как она восстановлена.

4. Три – пять человек выходят из аудитории и готовят задание для группы. Содержание задания представляет невербальную демонстрацию одного из сюжетов, которые сообщаются группе. Задача группы — отгадать сюжет и объяснить, как они принимали решение. Сюжеты: 1) Ящик Пандоры. 2) Нить Ариадны.3) Сизифов труд. 4) Полет Икара. 4) Авгиевы конюшни.

5. Три игрока садятся спиной к группе. Ведущий предлагает им думать об одной из объявленных группе тем. (Предварительно ведущий договаривается с одним из игроков о том, что он по его команде сменит тему). Через 3 минуты ведущий объявляет о смене тем для размышления. При этом вся группа знает, что только один из игроков должен поменять тему, а двое других тем не меняют. Задача группы — угадать в течение 5 минут после смены темы, кто из игроков стал думать по-другому. Примеры тем: соревнование, разлука, боль, борьба и др.

6. Ведущий предлагает одному из игроков выйти за дверь. Вся группа делится на 2 команды. Одна должна будет думать на одну тему, а другая — на синонимичную. Игрок входит в комнату, ведущий объявляет темы, игрок должен отгадать, на какие темы размышляют команды. Примеры тем: Север — Юг. Взрослый — Ребенок. Жизнь — Смерть. Любовь — Ненависть.

7. Передай предмет.

Ведущий договаривается с игроком-экспертом о том, какой предмет они будут передавать. Игрок невербальными средствами обрисовывает предмет и передает его в группу. Группа сидит так, что только один человек видит предмет. Этому человеку эксперт и передает предмет, тот передает следующему. Последний возвращает его эксперту, называя его. Затем в группе обсуждают свои впечатления от передаваемого предмета.

8.Отношение группы.

Один игрок выходит из класса. Ведущий предлагает всем выразить к нему отношение, при этом называются возможные виды отношений, и группа выбирает возможное (удивление, радость, разочарование). Когда игрок

входит в аудиторию, он должен угадать отношение, которое невербально

выразила группа.

9.Доклад.

Один игрок делает доклад на свободную тему перед группой. Задача группы – проявить один из видов отношений (отношение задается ведущим). Задача игрока – идентифицировать отношение, назвать его.

infourok.ru

Тренинговое занятие на невербальное общение «Поговори со мной, молча»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры казенное общеобразовательное учреждение

Ханты–Мансийского автономного округа – Югры

«Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Тренинг партнерского общения.

Тренинговое занятие «Поговори со мной, молча»

Подготовила: педагог-психолог

Инякина Н.В.

Содержание.

  1. Деловое общение – что это ?……………………………………………………………. 3

  2. Классификация тренинга……………………………………………………..5

  3. Приложение………………………………………………………………….10

  4. Список литературы………………………………………………………….11

  1. Деловое общение – что это ?

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Психологи выделяют три основных типа общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.

  1. Императивное общение еще называют авторитарным. Оно отличается тем, что один из партнеров по общению стремится подчинить себе другого, хочет контролировать его поведение и мысли, принуждает к определенным действиям. При этом партнер по общению рассматривается как машина, которой надо управлять.

  2. Манипулятивное общение сходно с императивным. Цель его – оказать воздействие на партнера по общению. Но здесь достижение своих намерений осуществляется скрыто. Чаще всего манипуляции встречаются в сфере бизнеса и деловых отношений. При манипулятивном типе общения мы не видим в партнере целостную уникальную личность.

  3. Диалогическое общение противостоит авторитарному и манипулятивному типу общения т.к. основано на равноправии партнеров. Так мы общаемся с коллегами, попутчиками в поезде, товарищами по спортивной команде и т.д.

Именно к третьему типу мы можем отнести партнерское или субъект – субъектное общение.

Партнерским, или субъект – субъектным, общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания, признается ценность личности другого человека.

Этот тренинг является достаточно актуальным, т.к. часто происходят конфликты, срываются сделки, не достигаются поставленные цели из-за того, что мы просто не умеем общаться, часто мы не понимаем наших партнеров по общению, а они в сою очередь не могут понять нас.

Для того чтобы таких ошибок допускать как можно меньше, нужно научиться приемам правильного установления контакта, научиться воспринимать и понимать эмоциональное состояние партнера. Так же необходимо знать, как правильно принимать и передавать информацию как вербальную, так и невербальную. Многое зависит и от умения партнеров слушать друг друга. Именно на это направлен тренинг партнерского общения.

Для более детальной разработки был взят модуль “Прием и передача невербальной информации”. Эта тема мне наиболее интересна т.к. в процессе общения с помощью вербальных средств мы передаем и получаем лишь 20 – 40% информации, а остальная коммуникация осуществляется за счет невербальных средств. Но очень часто люди не понимают ту невербальную информацию, которая исходит от партнера.

Для чего нам нужна невербальная коммуникация. Да очень просто. Что делать, как общаться с людьми, если оказался в стране, язык которой неизвестен? Как сообщить, что голоден? Конечно с помощью жестов.

В этом “немом” языке, иначе говоря, в действиях, которыми мы сопровождаем свою речь, очень много средств. Вы дотронулись до руки собеседника, отодвинулись или придвинулись к нему, ваше выражение лица, игра интонации, повышение или понижение голоса, пауза, движение всей рукой или только кистью – все имеет свой смысл. Даже ваш костюм и его цвет могут иметь совершенно определенное значение.

Благодаря невербальной коммуникации мы можем считывать информацию прямо со своего собеседника, как с экрана, на котором идет немой фильм. Но для того, чтобы легко и правильно считывать идущую от партнера информацию, необходима тренировка.

2. Классификация тренинга.

Тема: Тренинг партнерского общения.

По форме проведения: групповой.

По составу участников: реальная группа.

По композиции: неоднородная.

По уровню изменений: личностный.

По организации: фрагментарный.

По целям и задачам: коммуникативный.

Цель тренинга: Развитие навыков партнерского общения.

Задачи тренинга:

  1. Отработать навыки установления контакта, восприятия и понимания эмоционального состояния партнера.

  2. Отработать навыки приема и передачи невербальной информации.

Схема построения тренинга.

1 этап: Подбор группы.

Наблюдение.

Собеседование.

2 этап: Вступительное слово.

Представляюсь, говорю название тренинга, его цели и задачи, режим работы. Затем еще раз проговариваю цели и задачи, и принимаются правила тренингово круга.

3 этап: Создание работоспособности.

Знакомство (игра “Снежный ком”). Обсуждается форма общения: ты, вы.

Участникам тренинга предлагается на заранее заготовленных листочках с одной стороны написать свои ожидания, а с другой опасения связанные с тренингом, затем озвучить их. Листочки с опасениями и ожиданиями остаются у тренера для дальнейшего анализа.

Затем проводится игра для снятия напряжения “Сосед справа”.

4 этап: Ориентации.

Еще раз проговариваются цели и задачи тренинга.

Участникам тренинга предлагается рассказать о тех качествах, которые помогают при общении и почему именно эти качества. Происходит обсуждение.

5 этап: Изменений (обучения).

1 модуль: Установление контакта.

Цель: развить навыки установления контакта.

Проводится два упражнения и ролевая игра.

Первое упражнение : «Незнакомый гость».

Цель: установление контакта с помощью невербального общения.

Второе упражнение: «Безмолвный разговор».

Цель: передача информации без использования языковых средств общения.

2 модуль: Прием и передача невербальной информации.

Цель: развить навыки приема и передачи невербальной информации. Проводится три упражнения и ролевая игра.

Первое упражнение: «Неизвестный предмет».

Цель: осознание моментов которые способствуют или препятствуют взаимопониманию.

Второе упражнение: «Карточки на спине».

Цель: выявить для себя средства передачи невербальной информации.

Третье упражнение: «Поход».

Цель: осознание условий которые облегчают понимание в процессе общения.

6 этап: Целостное действие.

На этом этапе проводится упражнение «Жизненные ситуации».

Цель: осознание действий , которые способствуют достижению успеха при убеждении партнера.

7 этап: Чемодан. Цель: получение обратной связи.

Каждому участнику тренинга на спину прикрепляется лист. И кто желает, может написать на этом листе, какое – нибудь положительное качество данного человека.

3. Детальное описание модуля

1 модуль: Установление контакта.

Цель: развить навыки установления контакта.

Проводится два упражнения.

Первое упражнение: «Незнакомый гость».

Цель: установление контакта с помощью невербального общения.

Покажите свое отношение к появлению неожиданного гостя.

Второе упражнение: «Безмолвный разговор». Выполняйте в паре. Вы стоите перед воображаемым звукопроницаемым стеклом. Передайте информацию (договоритесь о чем-то) без слов и получите ответ.

2 модуль: Прием и передача невербальной информации.

Цель: развитие навыков приема и передачи невербальной информации.

Подручные средства: карточки с названиями различных предметов, состояний, понятий.

Как вы помните цель нашего тренинга – развить навыки партнерского общения. Но бывают такие ситуации, когда сообщить что-либо партнеру по средствам слова у нас нет возможности (например, вы не знаете языка партнера или вы едете в автобусе, он остановился, а напротив вас оказался нужный вам человек, но сказать ему что-либо мешает стекло и т.д.). В этих случаях мы прибегаем к языку жестов.

В этом “немом” немом языке, иначе говоря, в действиях, которыми мы сопровождаем свою речь, очень много средств. Вы дотронулись до руки собеседника, отодвинулись или придвинулись к нему, ваше выражение лица, игра интонаций, повышение или понижение голоса, пауза все имеет свой смысл.

  • А как на ваш взгляд, что такое невербальное общение?

  • Почему одних людей мы понимаем лучше, других хуже?

  • Что нам необходимо, чтобы лучше понимать ту невербальную информацию, которая исходит от других людей?

А то, на сколько хорошо мы владеем языком невербальной коммуникации, мы посмотрим, выполняя ряд упражнений.

Итак, первое упражнение «Неизвестный предмет». Я попрошу всех встать спиной в круг.

Инструкция: «Пусть кто-нибудь из вас задумает любой предмет, который мы будем невербально передавать по кругу. Предмет должен быть таким, который в реальности можно передавать друг другу».

Тренер ждет, пока возникнет идея предмета, просит участника, задумавшего предмет, не называть его вслух и дает ему время подготовиться к передаче (1—2 минуты).

«Итак, сейчас Катя передаст свой предмет соседу слева. При этом она, а затем и все мы будем пользоваться только невербальными средствами, а тот, кому предмет передается, должен понять, какой предмет он получил. Получивший предмет, в свою очередь, передает его своему соседу слева и т. д. Таким образом, предмет будет двигаться по внешнему кругу против часовой стрелки и в итоге должен вернуться к Кате, если все будут внимательны и не допустят каких-либо преобразований предмета. Передав предмет, участник поворачивается лицом в круг. Будьте внимательны и старайтесь не допустить преобразований предмета. Если все готовы, мы можем начать».

Участники встают в круг и начинают передавать предмет по кругу. И так 2 – 3 раза.

После того как предмет возвратится к отправителю, тренер, двигаясь от последнего, но теперь уже по часовой стрелке (в обратном направлении), спрашивает всех по очереди, что каждый получал, а что передавал.

«На этом мы закончим упражнение, прошу всех занять свои места. Мне кажется, что все замечательно справились с этим заданием.

Сейчас я попрошу поделиться в круг тем, что с вами было во время выполнения этого упражнения. Что вам показалось сложным, а что далось легко, как на ваш взгляд, почему предмет все-таки видоизменялся (если изменения были), а также какие моменты способствуют или препятствуют взаимопониманию.

Обсуждение этих вопросов.

Для выполнения следующего упражнения мы останемся в кругу.

Инструкция: «У меня в руках несколько карточек. На них написаны названия различных предметов, состояний, понятий. Например, лампа, сон, свет, веселье и т. д. Я приколю карточку на спину одному из вас, допустим, Оксане, но сделаю это так, чтобы она не видела, что на ней написано. Затем Оксана пойдет по кругу и покажет вам надпись. Вы должны невербально показать ей, что написано у неё на карточке. Задача Оксаны понять, что написано на карточке. Готовы? Тогда начнем. Кто первый хочет попробовать?».

По желанию прикрепляют карточку на спину участнику, он проходит по кругу и начинается объяснение. И так 5-6 раз.

«Вы молодцы, большое всем спасибо. Мне кажется, что у всех замечательно получилось, как показывать, так и отгадывать то, что было написано на корточках. А сейчас кто бы хотел высказаться?»

Участники высказываются.

А сейчас мы выполним следующее упражнение.

Участники садятся по кругу.

Инструкция: Давайте представим, что мы решили все вместе отправиться в поход. Вот здесь (тренер показывает на середину круга) лежит рюкзак, который нам нужно собрать для похода. Каждый по очереди положит в него что-то нужное. Сделать это надо без слов, невербально. Все мы должны внимательно следить за тем, что кладет в рюкзак каждый из нас, и не повторятся.

После того как каждый из участников положил что-то в рюкзак, тренер обращается к группе с вопросом: Что положил в наш рюкзак…? Называя имя того или иного члена группы.

После окончания упражнения происходит обсуждение. Участники отвечают на вопрос: Как на ваш взгляд какие условия облегчают понимание в процессе общения?

А сейчас мы с вами немного поиграем в игру под названием «Турист».

Инструкция: Один из вас будет глуховатым туристом, который забыл свой слуховой аппарат в номере и заблудился в незнакомом городе ему нужно пройти в городской парк культуры и он обращается к прохожим с просьбой объяснить ему, как туда можно добраться. Вся остальная группа будет прохожими.

Игра будет длиться 20 минут. Все готовы? Тогда начнем.

Начинается игра группа расходится по аудитории. Каждый занимается своими делами. Турист подходит к одному или группе людей и просит объяснить дорогу. После того как игра закончилась тренер просит всех сесть в круг. Начинается обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

  • Почему одних было понять легче, других сложнее?

  • Как на ваш взгляд, что помогало и что мешало достижению понимания?

Сегодня мы с вами о многом поговорили и наверняка каждый из вас что-то для себя отметил. Сейчас я попрошу каждого из вас поделиться в круг: Что нового вы для себя отметили? Что для вас было сложным, а что далось легко?

Обсуждение.

Спасибо вы все молодцы и я надеюсь что то, что вы сегодня открыли для себя пригодится вам в дальнейшей жизни.

До свидания.

Приложение.

Таблица мониторинга эффективности тренинга.

Примечание

Взаимодействие

Индивидуальное

Групповое

Конфликтность

Использование приобретенных навыков

Речевые навыки

Коммуникативность

Понимание эмоционального состояния партнера

Умение устанавливать контакт

Активность

Ф.И.О.

Таблица составляется на один день и заполняется после тренинга. Тренер отслеживает параметры по каждому участнику.

Список литературы.

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений/ Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 200. – 264с.

  2. Психогимнастика в тренинге. Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: «Ювента», И.Т., 1999. – 256с.

  3. Рогов Е.И.. Психология общения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 336с.: ил. – (Азбука психологии).

  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1999.

  5. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. – СПб.: Речь, 2000. – 234с.

infourok.ru

Комплекс игр для невербального общения

ГБПОУ КК ЕПК

Комплекс игр для невербального общения

Подготовила студентка Ш-31 группы

Гвоздецкая Диана

Преподаватель: Орел И.А.

Ейск, 2017 г.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СПОСОБОВ ОБЩЕНИЯ, ОСОЗНАНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ

Молчаливое приветствие друг друга (элементы психогимнастики) — все молча ходят по классу, прикасаются друг к другу, смотрят в глаза, при этом не произносится никаких слов.

Предложить участникам походить по комнате и прикоснуться друг к другу с закрытыми глазами. Попытаться определить, с кем возникает кинестетический контакт.

Мимика и жесты». Группа делится на пары. Каждый только с помощью рук показывает два противоположных состояния (например, гнев и удовольствие).

Приветствие королеве». На стол ставится стул, на стуле сидит королева, остальные члены группы — ее подданные, которые должны ее приветствовать. При выполнении упражнения возможно использование атрибутов, помогающих войти в роль (это упражнение позволит почувствовать разные позиции в процессе общения).

Рефлексия: свои ощущения от непривычной роли, ощущение от „открытого пространства», дистанции общения.

Выбор дистанции«. Работа в парах. Один партнер сидит на полу, другой стоит на близком расстоянии. В таком положении ведется разговор в течение 5—7 минут. Затем партнеры меняются ролями. „

Рефлексия. Обратить внимание на ощущение „дистанции .

Слепец и поводырь». Группа разбивается на пары. Партнеры в парах от упражнения к упражнению меняются. Один из партнеров должен закрыть глаза, а другой — провести его по помещению, познакомить с этим помещением, уберечь от столкновений, дать пояснения, так как является „глазами» первого.

Начать обсуждение: «Как важно в нашей жизни доверять людям, самому себе? Часто нам этого недостает, и мы многое теряем из-за того, что нет доверия». Вопросы для обсуждения:

Уверенно ли вы себя чувствовали в роли слепца? Было ли желание полностью довериться партнеру? Что вселило такую уверенность?

Аукцион скульптур». Работа в парах. Лучше, если партнеры в парах меняются. Один из партнеров выполняет роль „скульптора», другой — „материала». Скульптор „лепит» скульптуру молча, используя только руки. Скульптура запоминает окончательный вариант работы, чтобы потом продемонстрировать ее. Затем партнеры меняются ролями. Идет демонстрация скульптур, каждой дается название.

Рефлексия. Ответить на вопросы: „Податлив» ли „материал»? Каков характер прикосновений скульптора? Обратить внимание на субъективность восприятия скульптур: какое ощущение рождается от того или иного положения тела? Всегда ли наше тело нас слушается? Не возникает ли ощущение, что тело живет самостоятельно?

Отражение эмоционального состояния» („зеркало»). Все участники разбиваются на пары. Один выполняет роль зеркала, которое должно отразить показанное партнером эмоциональное состояние. Упражнение выполняется молча. Эмоциональное состояние показывается с помощью мимики и пантомимы. Каждый выполняет упражнение по 3 раза (разные эмоциональные состояния).

Восковая палочка». Игра для создания атмосферы доверия и поддержки в группе. Встать всем в круг поплотнее друг к другу. Один участник входит в центр круга. Играющий в центре расслабляется. Остальные, поставив руки перед собой, покачивают участника в центре из стороны в сторону. Поддерживая его, не дают упасть 1—2 минуты. Пусть через процедуру пройдут все.

Вопросы для обсуждения:

Кто смог расслабиться, снять зажимы?

Кто не боялся упасть?

Кто доверился участникам игры?

Оцените свое доверие по пятибалльной системе.

Оцените характер прикосновений. Предлагается высказаться всем желающим. Условия игры можно усложнить. Один встает на стул, вся группа стоит сзади, подставив руки. Стоящий на стуле падает вниз спиной. Стоящие ловят его, не давая упасть.

На листе бумаги записывается небольшое сообщение. Затем с помощью жестов это сообщение передается партнеру по общению. Упражнение выполняется до тех пор, пока партнер не даст знать, что сообщение понято. Правильность понимания проверяется по записи. Упражнение может выполняться парами, всеми участниками группы одновременно. Либо одна пара выполняет, остальные участники группы являются зрителями. Затем можно сверить понимание ситуации всеми участниками занятия.

Изобразить эмоциональное состояние (гнев, радость, обиду, ожидание и т. д.) с помощью

— мимики;

— жестов;

— мимики и жестов.

Изобразить с помощью жестов и мимики психологические особенности человека (себя, другого), содержание пословицы, поговорки.

Животное«. Упражнение предназначено для педагогов и выполняется либо дома, либо в отдельной комнате перед уроком. Заготовьте для себя набор карточек, на которых напишите названия животных, характерных в плане внешности и знакомых вам (например, волка, зайца, льва, лисицы, бегемота, змеи). Наугад выньте одну из карточек и проиграйте в позах и движениях роль животного, отмеченного на ней. Затем возьмите другую карточку. Хорошо, если вы осуществите упражнение перед зеркалом. Позвольте себе быть совершенно свободным в мимике и пантомиме, возможно, даже немного смешным.

Эмоция». Заранее заготовьте набор карточек, на которых отметьте эмоции и части тела человека, при помощи которых следует эти эмоции выразить. Например, карточка „Грусть. Руки» означает, что эмоцию грусти следует выразить при помощи рук.

На карточках могут быть отмечены следующие эмоции: „Горе. Лицо», „Радость. Губы», „Чванство. Правая рука», „Гордость. Спина», „Страх. Ноги» и др.

Упражнение направлено на активизацию комплекса актерских способностей и достижение состояния раскованности и свободы.

. „Видеокамера». Инструкция ведущего: Если вы по тем или иным причинам не можете доверить улаживание своего конфликта другому человеку, то мы можем предложить вам упражнение, способствующее актуализации вашей внешней позиции относительно конфликтной ситуации за счет ваших собственных внутренних средств интеллектуальной децентрации. Упражнение выполняйте индивидуально — дома, на перемене, по дороге на работу. Цель упражнения состоит в формировании умения самостоятельно осмыслять свою конфликтную ситуацию как бы извне, со стороны.

Давление». Инструкция. Игра проводится парами. Станьте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка соприкоснитесь ладонями. Договоритесь о том, кто будет ведущим. Его задачей является слегка надавить на ладони своего партнера. Затем поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.

Выскажите друг другу свои впечатления. В какой ситуации вам было эмоционально комфортнее — когда вы давили или когда ваш партнер давил на ваши ладони?

infourok.ru

Материал на тему: Упражнение с элементами тренинга «Развитие невербальных форм общения»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44»

Упражнение с элементами тренинга «Развитие невербальных форм общения»

ПОДГОТОВИЛИ:

Ефремова Т.В.,

воспитатель,

Кочешкова О.С.,

воспитатель первой

квалификационной категории

г. Арзамас , 2014 г.

Общее представление об упражнениях с элементами тренинга общения

Упражнения с элементами тренинга общения ориентированы на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

Цели упражнений с элементами тренинга общения:

Участники групп общения должны научиться:

  • правильно общаться друг с другом;
  • давать и получать обратную связь;
  • развивать чувство открытости и доверия;
  • проявлять уважение к индивидуальности других;
  • сохранять конфиденциальные факты и информацию интимного характера.

Положительное влияние упражнений с элементами тренинга общения:

  • развивают коммуникативную, творческую, организаторскую способности, эмоциональную устойчивость к стрессовым ситуациям;
  • помогают познать себя, свои возможности, увидеть себя глазами других, раскрепоститься, снять психологические барьеры;
  • повышают уровень социальной адаптации, снижают уровень агрессии, формируют навык активной самостоятельной деятельности, умение принимать решение в проблемных и нестандартных ситуациях;
  • позволяют человеку увидеть себя другими  глазами, скорректировать свое поведение, создать программу собственного личностного развития;
  • дают возможность получения обратной связи и поддержки о людей, имеющих общие проблемы и переживания;
  • дают возможность участнику почувствовать себя принятым, пользующимся доверием, окруженным заботой, получающим помощь;
  • развивают умение идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения;
  • снимают психологический дискомфорт при произношении или получении комплиментов и критики;
  • формируют навыки выхода из сложных и конфликтных ситуаций.

Арсенал невербальных средств общения достаточно широк. Он включает в себя:

  • паралингвистические средства: культура голоса, тембр, регистр, интонация, пауза, темп, громкость, ритмика, тональность, мелодика;
  • экстралингвистические средства: смех, плач, постукивания, вздохи, дыхание, касание и т.д.;
  • кинетические средства: жесты, мимика, пантомимика, позы, взгляд и т.д.;
  • проксемические средства: расстояния между участниками, пространственные передвижения.

Все эти средства имеют в общении существенную роль, они могут выразить то же, что и речь, превосходить то, что будет сказано, акцентировать сказанное и т.д.

Многое становится доступным, если овладеть этими средствами. Общение – не только природный дар, но и технология: приемы установления контактов, умение видеть, чувствовать, воспринимать. Овладение способами и средствами невербального общения требует серьезного, вдумчивого подхода и систематического обучения.

Упражнение с элементами тренинга «Развитие невербальных форм общения»

Цель: развитие способности эффективного общения посредством невербальной коммуникации, а также умения улавливать и анализировать невербальные сигналы других людей.

Задачи:

  • определить способности невербального общения в переговорах;
  • развивать навыки невербального общения;
  • построить доверительные отношения средствами невербальной коммуникации;
  • помочь осознать свои позы и собственные жесты;
  • помочь овладеть эффективными невербальными приемами, воздействующими на бессознательном уровне;
  • развивать умение контролировать речь в стрессовых ситуациях.

Упражнение «Искорка»

Цель: создание положительного ээмоционального настроя, доверительной атмосферы.

Участники стоят в кругу, взявшись за руки. Они должны «передать искорку» по часовой стрелке: пожать руку соседу слева и улыбнутся ему.

Упражнение «Подарок»

Цель: развитие навыков невербальной коммуникации.

Участники стоят в кругу. Каждый должен сделать подарок своему соседу слева. Подарок надо сделать (вручить) молча (невербально), но так, чтобы сосед понял, что ему подарили. Тот, кто получает, должен понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. В конце – обсуждение.

Вопросы: Сложно ли было объяснять только с помощью мимики и жестов? Не было ли желания использовать еще и речь?

Упражнение «Испорченный телефон»

Цель: совершенствование навыков невербальной коммуникации; общение без помощи слов; способности понимать партнера на невербальном уровне.

Выбирается пять человек, четверо из них выходят из комнаты. Пятому дается текст: «У отца было три сына. Старший умный был детина, средний был ну так себе, младший сын был не в себе». Он должен без слов показать этот текст четвертому человеку, тот третьему, тот второму, и затем первому. Для лучшего запоминания первый человек может проговорить текст несколько раз. Потом, начиная с самого последнего человека, ведущий расспрашивает, о чем был текст истории. Можно просить повторить текст, если тот, кому он передается, не понимает его.

Упражнение «Ящик Пандоры»

Цель: снятие стресса, эмоционального напряжения.

Притча:

Первую женщину на Земле звали Пандора. Её создал на небесах Юпитер, и каждый из богов внес свою лепту в то, чтобы она стала совершенством. Венера подарила ей красоту, Меркурий – умение убеждать, а Аполлон – любовь к музыке.

Во всеоружии, Пандора снизошла на Землю, предстала перед  Эпиметеем и стала его женой.  Эпиметей очень обрадовался, хотя брат предупреждал его опасаться даров Юпитера.

В доме Эпиметея стоял ящик, в котором хранились некие пагубные предметы. Пандора сгорала от любопытства – так ей хотелось узнать, что же спрятано в этом ящике. Однажды она подняла крышку ящика и заглянула в него.

И тотчас наружу вырвались самые разные напасти на голову несчастного человека – подагра, ревматизм и колики,  терзающие его тело, зависть, злоба и жажда мести, мучающие его разум,  и многое другое… Они разлетелись по всей Земле.

Пандора поспешила захлопнуть ящик, но… увы! Все напасти успели вырваться из него, кроме одной вещи, лежавшей на самом дне, — и это была Надежда.

И до сих пор, какие бы несчастья не обрушивались на нашу голову, Надежда никогда не покидает нас; и пока она с нами, никакие напасти не смогут нас одолеть.

Всем участникам раздаются листочки и ручки. Им предлагается написать на листочках все обиды, которые им причинил кто-то из участников или сразу несколько человек. Потом бумажки с обидами складываются в «ящик» и сжигаются.

Упражнение «Аплодисменты»

Цель: эмоциональная разрядка участников в конце занятия.

Слова ведущего: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее».

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Литература

  1. Нэпп М. Невербальное общение. – СПб.: Прайм Еврознак, 2006.
  2. Оганесян Н. Меоды активного социально-психологического обучения. Тренинги, дискуссии, игры.
  3. Поваляева М.А., Рутер О.А. Невербальные средства общения. – М.: Феникс, 2004.
  4. Рубштейн Н. Тренинг общения за 14 дней. – М.: Эксмо, 2010.

nsportal.ru

Методическая разработка открытого урока: «Невербальное общение»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «РОШАЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»

ПО ТЕМЕ: «НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ»
Специальность: 190117 «Технология продуктов общественного питания»

Рассмотрено

на заседании методкомиссии

«___»_____________2016 год

Председатель

______________С.А. Королева

Разработчик:

Г.С. Манюкова — педагог-психолог

г.о. Рошаль

2016 г.

Цели урока (слайд 2):

Обучающая:

1. Изучение средств невербального общения

2. Овладение первичными навыками невербального общения

Развивающая:

1. Развивать интеллектуальные, коммуникативные и личностные качества обучающихся в процессе межличностного общения.

Воспитывающая:

1. Воспитание профессионально значимых качеств личности – внимания, наблюдательности, логического мышления, памяти обучающихся.

2. Формирования глубокого и разностороннего склада мышления обучающихся, развивать навыки учебного сотрудничества, умение работать в команде.

Задачи урока (слайд 3):

1. Актуализация опорных знаний, обучающихся по теме «Невербальное общение».

2. Ознакомление обучающихся с языком мимики, жестов и рукопожатий.

3. Способствовать формированию умений лучшего понимания людей и общения с ними.

4. Актуализация учащимися самостоятельной работы.

5. Анализировать глубину осмысления учащимися учебного материала.

6. Способствовать формированию значимости самостоятельной работы при формировании знаний и умений.

Тип урок: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы обучения:
1. Частично – поисковый (эвристический).
2. Видеометод.
3. Метод контроля и самоконтроля.

Методы преподавания: стимулирующий, побуждающий.

Приемы преподавания: объяснение, демонстрация презентации, упражнения на закрепление нового материала.

Межпредметные связи: Психология общения, социальная психология, основы коммуникационных технологий.

Оборудование: стулья и столы по числу обучающихся, компьютеры с доступом в
Интернет, проектор.

План:
1. Проверка домашнего задания по теме «Вербальное общение».
2. Объяснение нового материала.
3. Тренинговые упражнения.
4. Проверочная работа на закрепление полученных знаний , проверка и
оценка.
5. Домашнее задание.
6. Мотивационная часть – улыбка как один из действенных способов
невербального общения.

Ход урока:

1 Часть. Организационный момент: проверка явки и готовности
учащихся к уроку. Сообщение темы, цели урока. Ознакомление с особенностями его
проведения.

2 часть. Беседа о вербальной коммуникации (проверка полученных знаний)

Вопросы:
1. Что такое коммуникация?

Коммуникация — механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени.

Коммуникация — обмен информацией между сложными динамическими системами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее, преобразовывать.

Коммуникация — в широком смысле социальное объединение индивидов с помощью языка или знаков, установление общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности.

Коммуникация есть информационная связь субъекта с тем или иным объектом — человеком, животным, машиной.

Коммуникация — это прежде всего способ деятельности, который облегчает взаимное приспособление поведения людей… Коммуникация — это такой обмен, который обеспечивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной координацию действий большой сложности.

Коммуникация — это акт отправления информации от мозга одного человека к мозгу другого человека

2. Что такое «Вербальное общение»?

Вербальное общение – общение словами, речью, процесс обмена информацией и эмоционального взаимодействия между людьми или группами при помощи речевых средств.


3. Насколько важна коммуникационная компетенция для людей вашей
профессии?

Заслушать сообщение.
4. Можно ли общаться без слов?

Такой способ общения называется невербальным. Предлагаю вашему
вниманию сюжет из знаменитого советского фильма «Семнадцать мгновений
весны» — встреча советского разведчика Штирлица со своей женой.
Внимательно посмотрите этот сюжет и попробуйте догадаться, о чём
говорили герои и о чём они молчали. Прокомментируйте сюжет.
http://rutube.ru/tracks/2686428.html
3 часть. Объяснение с использованием презентации.

(обучающиеся работают в парах, показывая друг другу соответствующие
жесты).

Классификация невербальных средств общения:

  1. Движения экспрессивно-выразительные (поза тела, мимика, жесты,
    походка).

2. Тактильные движения (рукопожатие, похлопывание по спине или плечу,
прикосновения, поцелуи).

3. Взгляд визуально-контактный (направление взгляда, его длительность,
частота контакта).
4. Пространственные движения (ориентация, дистанция, размещение за
столом).
Жесты открытости — Руки собеседника повернуты ладонями вверх и
широко раскинуты в стороны. Посадка головы прямая, плечи расправлены.
Взгляд прямой. Мимика лица естественная, без напряжения и скованности.
Эта поза дружелюбия, как средство невербального общения говорит об
открытости, искренности. Пожалуйста, продемонстрируйте этот жест друг
другу.


«Отзеркаливание» — жест симпатии, которое выражается в непроизвольном
копировании жестов друг друга или всего поведения. Друг другу посылается
сигнал: «Я тебя прекрасно понимаю». И действительно, если бросить взгляд
на мирно беседующую пару за столиком, увидим схожие позы, одинаковое
расположение рук вплоть до зеркальности. Если вы хотите убедить другого
человека в безоговорочном разделении его
мнения, просто скопируйте его положение тела.
Попробуйте в парах изобразить ситуацию о том, что вы беседуете друг с
другом, испытываете симпатию друг к другу и «отзеркаливаете» позу.

Жесты обороны — Руки, скрещенные на груди, перекрещенные ноги в
положениях стоя и сидя – классический жест закрытости, недоступности.


Жесты обмана — Когда человек говорит явную ложь, и понимает, что вы его
раскусили, он будет испытывать раздражение от
вашей правоты, которое может проявиться в непроизвольном ослаблении
галстука или воротника. В невербальном общении это может также
проявляться в потирание шеи, лишних движениях руками, пощипывании
сумочки у дамы, машинальном черчении на бумаге.

Жесты размышления и оценки

Сосредоточенность — Выражается в пощипывании переносицы с закрытыми
глазами. Когда человек, с которым вы общаетесь, решает, как поступить или
что делать, в общем думает над решением определенного вопроса – в это
время он может потирать подбородок.


Критичность — Если человек держит руку у подбородка, с вытягиванием
указательного пальца вдоль щеки, а другой рукой поддерживает локоть, его
левая бровь опущена – вы поймете, что у него созрела негативная оценка к
происходящему.


Жесты сомнения и неуверенности

Такой невербальный жест как почесывание или потирание сзади уха или шеи может свидетельствовать о том, что человек не вполне понимает, что от него хотят или что в беседе вы имеете в виду. Как интерпретировать такой жест, если вам сказали о полном понимании? Здесь предпочтение следует отдать невербальному сигналу тела.


Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать.

Скука и готовность уйти — Можно определить по таким признакам как
опускание век (потеря интереса), почесывание уха (отгорожение от потока
речи), потягивание мочки уха (не хочет высказываться), поворачивание всем
корпусом тела к двери или направление ноги в эту сторону. Жест в виде
снятия очков также дает сигнал для окончания
беседы.


Жесты доминирования.

Превосходство — Так называемая «директорская поза» или «поза босса» в
сидячем положении. Руки лежат за головой, одна нога на другой. Если веки
едва прикрыты или уголки глаз чуть прищурены, взгляд направлен вниз –
перед вами высокомерие, пренебрежение. Это положение тела как средство
невербального общения часто принимают начальники, люди руководящих
должностей. Они уверены в себе, демонстративно выражают свою
значимость перед другими. Попытка скопировать данный жест грозит
скорым увольнением с работы.


Рукопожатие — Подобный жест употребляют практически все мужчины,
женщины намного меньше. Характер рукопожатия может о многом сказать, в
первую очередь раскроет намерения другого человека. Если в момент
соединения двух рук одна оказывается выше тыльной стороной, ее владелец
демонстрирует свое ведущее положение. Можно проверить, насколько
прочно тот отстаивает свой статус лидера простым способом: повернуть
свою руку вверх. Если почувствовали сопротивление, значит, вам не удастся убедить его занять равенство между вами.

Сексуальные жесты — Когда мужчине нравится какая-то женщина, он
демонстрирует большие пальцы, заткнутые за ремень, располагает руки на
бедрах или широко расставляет ноги. Взгляд на женщину, как правило,
интимный, и может надолго задержаться на избранных частях тела. Мужчина
может непроизвольно поправлять рукой галстук или воротник.

Тактильные движения.

Объятия — По характеру объятий, их силе, длительности определяют
значение выражаемых человеком чувств.
Закадычные друзья, находившиеся в долгой разлуке, при встрече чуть ли не
душат друг друга в крепких объятиях. Влюбленные задерживаются в нежных
объятиях продолжительное время. Объятия между дальними
родственниками, в зависимости от поддерживаемых ранее контактов, могут
быть как сдержанными, холодными, так и пылкими. Между близкими
людьми они носят мягкий задушевный смысл. На соревнованиях по борьбе,
например, участники коротко обнимаются и
расходятся.

Рукопожатия, как одно из средств невербального общения, тоже
различаются по способу их совершения, силе и длительности. Крепкое,
энергичное потряхивание руки собеседника вкупе с радостным
восклицанием говорит об искренности партнера, его желании продолжить
беседу. Обхват руки своими в виде «перчатки» также говорит о
дружелюбии. Но если вам протягивают неживую руку, словно дохлую рыбу, с вами не хотят контактировать.

Похлопывания по спине или плечу в основном характерно для мужчин. Эти
невербальные жесты часто интерпретируются как проявление дружеского
расположения, участия или ободрения. Их можно увидеть практически во
всех возрастных категориях. Похлопывание как бы демонстрирует мужскую
силу и готовность его обладателя прийти на помощь.

Взгляд визуально-контактный.

Долгота взгляда может говорить о степени заинтересованности.
Пристальный, неотрывный скажет вам о намерении выведать у вас какую-то
информацию или заставить вас подчиниться. У влюбленных пар подобный
взгляд служит сигналом начать активное ухаживание. Если пристальный
взгляд направить на спящего человека, подсознательно тот может испытать
беспокойство, даже проснуться. Интересно, что в мире животных
пристальный взгляд служит сигналом к готовящейся атаке, поэтому ничего
удивительного нет, когда, ощущая подобный сигнал от малознакомого
человека, вы испытываете тревогу и желание скрыться.



4. Часть – тренинговые упражнения.
Упражнение «Невербальный подарок»


Цель упражнения: развитие навыков невербальной коммуникации.

— Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по
часовой стрелке). Подарок надо сделать («вручить») молча (невербально), но но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получать подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча.

 

Цель упражнения: — формирование умения давать обратную связь; — выработка навыков прочтения состояния другого по невербальным проявлениям. 

Каждый член группы выбирает себе партнера и затем в течение 3-4 мин. в устной форме описывает его состояние, настроение, чувства, желания в данный момент. Тот, чье состояние описывает партнер, должен или подтвердить правильность предположений, или опровергнуть их. Работа может происходить как в парах, так и в общем круге.

Цель упражнения: — формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне. 
Один из участников загадывает текст, записывая его на бумагу, но передает его как бы через стекло, т. е. мимикой и жестами: другие называют понятое. 
Степень совпадения переданного и записанного текста свидетельствует об умении устанавливать контакт.

Часть 5. Контрольная работа на закрепление полученных знаний – использование онлайн – презентации, выполненной в программе prezi ( http://prezi.com/rufqo1avzgrx/presentation/) — обучающиеся просматривают задания презентации, записывают на листочках, что означает показанный жест, затем совместно с преподавателем проверяют правильность выполнения задания и выставляют оценки. Критерии оценивания:

    1. ошибок – «5»

2-3 ошибки – «4»

4-5 ошибок – «3»

Часть 6. Что вы узнали нового на уроке? Как будете использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности (предложить обучающимся высказаться по очереди).

Часть 7. Домашнее задание. Электронный учебник Г.М. Шеламова «Деловая культура и психология общения» §2.6, стр. 4 «Невербальное общение».

http://www.syntone.ru/library/books/content/4714.html

Часть 8. Заключительная.

Улыбка — наиболее распространенный элемент невербального общения. Предлагаю вам закончить наш урок просмотром позитивного сюжета «Улыбайся. Будь счастлив!».

http://www.mirpozitiva.ru/pozitiv/pozitiv23.html

infourok.ru

Психологическое занятие «Развитие навыков невербального общения»

Занятие

Тема: Развитие навыков невербального общения.

Цель: Развивать технику и способы экспрессивного самовыражения. Развивать коммуникативные навыки. Улучшить социально-психологический климат группы.

План:

  1. Приветствие

  2. Разминка упражнение «Пальчики»

  3. Упражнение «Подарок»

  4. Рефлексия

  5. Упражнение «Цвета эмоций»

  6. Рефлексия

  7. Упражнение «Распускающийся бутон»

  8. Рефлексия

  9. Упражнение «Невербальный комплимент»

  10. Рефлексия

  11. Упражнение «Поросячьи бега»

Ход занятия

1. Приветствие

Для данного приветствия необходим мяч. Участники, кидая мяч друг другу продолжают фразу «Никто из вас не знает, что я…». Все участники должны получить мяч в свои руки и высказаться. Упражнение можно выполнять не по одному кругу.

2. Разминка «Пальчики»

Участники встают в одну шеренгу, им предлагается с закрытыми глазами, не договариваясь друг с другом, выкинуть на пальцах одинаковое количество пальцев.

3. Упражнение «Подарок»

Учащиеся стоят в кругу с закрытыми глазами. Один из группы загадывает подарок, который он хотел бы «подарить» всем участникам группы. И затем, поочередно окликая участников, невербально изображает свой подарок. После того, как все участники «получили» подарок, они высказываются о том, что получили в подарок.

4. Рефлексия

5. Упражнение «Цвета эмоций»

Один участник выходит из кабинета, остальные участники загадывают между собой какой-нибудь цвет, для начала лучше один из основных: красный, зеленый, синий, желтый. Когда вышедший участник входит, все участники своим поведением, главным образом эмоциональным состоянием, пытаются изобразить этот цвет, не называя его, а вышедший участник должен отгадать, что это за цвет. Если он отгадал, то выбирается другой водящий, если нет, то остается тот же самый.

6. Рефлексия

7. Упражнение «Распускающийся бутон»

Участники разбиваются по 5 человек. Садятся в круг на полу и берутся за руки. Затем стараются все вместе одновременно встать, не отпуская рук.

8. Рефлексия

  • Как ваша группа справилась с этим заданием?

  • Быстро ли вы смогли подняться?

  • Были ли у вас какие-либо трудности при этом?

  • От чего в первую очередь зависит выполнение этой задачи?

9. Упражнение «Невербальный комплимент»

Участникам предлагается выразить комплимент в невербальной форме.

10. Рефлексия

11. Упражнение «Поросячьи бега»

Участники стоят в кругу. Ведущий говорит, что мы попали на поросячьи бега – новый олимпийский вид спорта. Для того, чтобы выиграть нам нужно как можно быстрее передать «Хрюк» по кругу.

Сначала – тренировка. Игра на время. Старайтесь добиться рекорда.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.